и принимают царевну из носилок. Супруги князей и вельмож по выходе из носилок следуют за царевною. Отец царского зятя принимает их в переднем, а мать во внутреннем зале, и угощают. По наступлении времени пить сочетальную чашу царский зять и царевна совершают обряд сей, и потом все расходятся. По прошествии девяти дней после брака царевна возвращается к родителям принести благодарность. Для предшествия и сопровождения отряжаются две статс-дамы и полковник гвардии с двумя офицерами и 20 конных. Царевна совершает обряд поклонения во дворце, а царский зять - за воротами дворца; а если государь дозволит и зятю войти во дворец, то вводят его вместе с царевною. Ныне царевен более выдают за богатых монгольских князей; потому что царевнп, при небогатом приданом, не может содержаться своим жалованьем. Законная царевна ежегодно получает жалованья 1000, а муж ее 600 лан серебра. Сверх сего, выдается ей 30, а ему 10 кусков серебра; ей 15, а ему 9 кусков шелковых материй.
VI. ЦЕРЕМОНИАЛ СЕМЕЙНЫХ ПОЗДРАВЛЕНИЙ ПРИ ДВОРЕ НА НОВЫЙ ГОД
В Новый год государь, по совершении церемонии в тронной Тхай-хо-дянь, возвращается в Цянь-цин-гун для принятия поздравления от государыни, своей супруги. Незадолго перед Новым годом Обрядовая Палата представляет государю церемониал, по которому государыня с побочными царицами должна принесть ему поздравление. Государь отдает сей церемониал в Дворцовое Правление, а Дворцовое Правление через главного евнуха представляет его государыне. По сему церемониалу главный евнух в Новый год заблаговременно поставляет труппу музыкантов под свесом дворца Цянь-цин-гун и другую у ворот Цянь-цин-мынь. При возвращении государя из тронной Тхай-хо-дянь начинает музыка и умолкает, как скоро он сядет на престол, В сие время государыня, в церемониальном одеянии, входит в Цянь-цин-гун и становится посреди тронной на месте поклонения; побочные царицы становятся по сторонам ее в ряд с нею. Они делают шесть су {Су состоит из поднятия распростертой правой руки к правому виску и в самом легком приседании; это книксен китайский.}, три коленопреклонения и три поклона и по совершении сего обряда тотчас уходят. Вслед за ними являются к государю царевичи и совершают обряд троекратного коленопреклонения с девятью земными поклонами.
Государыня после поздравления, учиненного государю, возвращается в свой дворец; а евнухи между тем заблаговременно располагают у тронной Цзяо-тхай-дянь государынин кортеж и труппу музыкантов {Здесь в кортеже люди, употребляемые для держания регалий и труппы музыкантов, состоят из евнухов.}, а другую труппу ставят позади дворца Цянь-цин-гун. Две церемониальные предводительницы из классных дам приводят побочных цариц к тронной и поставляют их на двух сторонах крылечной площади. Евнухи приводят побочных цариц, царевен, княгинь и дам от 1-го до 4-го класса и ставят их на крыльце перед тройною. После сего церемониальная предводительница входит в тронную и садится на престол. Церемониальная предводительница показывает побочным царицам, княгиням и классным дамам сделать шесть су, три коленопреклонения и три поклона. По совершении сей церемонии государыня возвращается в свой дворец, а поздравляющие лица уходят. Вслед за сим к государыне являются царевичи и делают перед нею три коленопреклонения с девятью земными поклонами и уходят {Дети от наложниц обязаны признавать своею матерью законную жену своего отца.}.
VII. ЦЕРЕМОНИАЛ ЦАРСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ
В доме ныне царствующей в Китае династии обряды при погребении государей и государынь время от времени умножались, и более по обстоятельствам. Похороны первых двух государей, происходившие в Маньчжурии, были еще довольно просты.
В 11-е лето правления Тьхянь-мин, в 11-й день 8-го месяца, в сентябре 1626 года скончался Гао-ди, основатель династии Цин. На другой день гроб его поставлен был в северо-западном углу города Шен-цзин, столицы маньчжурской. Вынь-ди, преемник его, отрезал косу у себя и надел траур, обнародовал манифест и всепрощение. Вынь-ди с князьями и вельможами, став перед столом с яствами у гроба, учинил поклонение и возлияние вина; по прочтении молитвы он сам выносил гроб, а вельможи поставили на погребальную колесницу и похоронили на кладбище Фу-лин. В 1-е лето правления Чун-дэ, 1636 [год], поднесено ему качественное наименование.
В 8-е лето правления Чун-дэ, в 9-й день 8-го месяца, в сентябре 1643 года государь Вынь-ди скончался. Государь Чжан-ди, преемник его, в тот же день отрезал у себя косу и надел траур. Князья и чиновники до ротных начальников также остригли волосы у себя и наложили на себя траур. Царевны и княжны, бывшие в замужестве (надобно разуметь - за границею), надели траур, но не остригли волос. На другой день гроб выставлен был в тронной, и перед ним поставлен стол с яствами; князья и чиновники дважды приходили к гробу и 18 дней ежедневно держали пост {В продолжение поста употребляют только пищу из риса, проса, пшеничной муки, плодов и огородного овоща, исключая лук и чеснок. Масло постное же. Прочее все считается скоромным.}, первые препровождая ночи в своих дворцах, а последние - в своих присутственных местах. Сто дней они не молились, не приносили жертв, не делали пиршеств, а солдаты и разночинцы продолжали то же, только 18 дней. Запрещено было закалывать животных в продолжение 13 дней {В подобных случаях запрещается народу только убой скота и заклание домашних животных, а не употребление мяса.}. Чиновники по губерниям со дня получения манифеста сняли кисти с шляп и надели траур. В продолжение трех дней они исполняли обычный обряд поклонения и производили плач, находясь в своих присутственных местах. Через 27 дней сняли траур и совершили обряд первого жертвоприношения и великого жертвоприношения, а на другой день исполнили обряд вторичного жертвоприношения. Круглый год совершали ежемесячно жертвоприношение, то есть в первый день каждого месяца. После сего поднесли, то есть дали покойному государю качественное наименование. Перед отправлением на кладбище Чжао-лин совершено моление; по приносе гроба на кладбище совершено еще жертвоприношение и поклонение и, наконец, самое погребение. Обе сии церемонии происходили в Маньчжурии.
В 18-е лето правления Шунь-чжи, в 7-й день 1-го месяца, в начале 1661 года государь Чжан-ди скончался в Пекине. В сей день государь Жень-ди, преемник его, отрезал косу у себя и оделся в траур. Князья, гражданские и военные чиновники сняли кисти с шляп и отрезали косы у себя. Царевны, княгини, княжны и все дамы от 1-го до 8-го класса сняли с себя серьги и остригли волосы. Поставили гроб покойного государя в дворце Цянь-цин-гун, а перед гробом стол с яствами. Утром, в полдень и ввечеру совершали возлияние вина. Государь Жень-ди сам ставил яства на стол. Князья и вельможи, царевны, княгини, княжны {Княгини суть супруги князей из вельможеских дочерей; княжны суть дочери князей, выданные в замужество.} и дамы первых классов дважды в день делали перед столом возлияние вина и совершали плач. Корпусные начальники, помощники их (2-го и 3-го класса), гражданские и военные чиновники, в столице служащие, ежедневно дважды совершали плач {Сей обряд состоит в минутном изъявлении глубокой печали о потере.}: первые - за воротами Цянь-цин-мынь, вторые - за воротами Цзин-юнь-мынь, последние - за воротами Лун-цзун-мынь. Заграничные чиновники, приехавшие с данью, три дня носили одеяние из белого холста, от правительства им выданное. Низшие гражданские и военные чиновники, даже до студентов, также начальники хошанов и даосов три дня приходили в пекинское областное правление совершить плач. С четвертого дня князья в областном правлении, княгини в своих дворцах, чиновники в своих присутственных местах, а служащие при различных должностях за воротами Ву-мынь держали пост 27 дней, включая и первые три дня. После сего князья, вельможи и чиновники до 12-го класса ежедневно однажды являлись во дворец Цянь-цин-гун и, становясь в ряды по классам, совершали плач; прочие чиновники совершали плач за дворцовыми воротами. По прошествии 27 дней со дня кончины государь Жень-ди, а за ним и прочие все сняли с себя траур. В продолжение ста дней князья и чиновники, как гражданские, так и военные, не совершали ни пиров, ни браков. Солдаты и разночинцы 27 дней носили траур и не имели кистей на шляпах; один месяц не совершали браков; сто дней не делали пиршества; 49 дней не закалывали животных; 27 дней не совершали ни моления, ни жертвоприношения духам. Обнародовано по империи завещание покойного государя. Князья и начальствующие над войсками по губерниям со дня получения манифеста сняли кисти с шляп и наложили на себя траур, три дня совершали плач, а на четвертый по-прежнему приступили к отправлению должностей. Гражданские и военные чиновники со дня получения манифеста также сняли кисти с шляп и надели траур. В продолжение трех дней утром и ввечеру совершали плач. Классные дамы носили траур 27 дней, солдаты и разночинцы - 13 дней, один месяц не совершали браков, сто дней не делали пиршеств.
При переносе гроба в траурную тронную Шеу-хуан-дянь государь Жень-ди пеший шел за ним и производил плач. Князья и чиновники сетовали, пав ниц на землю. При всех случаях, при которых положено приносить покойным жертвы и совершать возлияние, государь Жень-ди сам совершал оные в продолжение 27 месяцев. Князья, гражданские и военные чиновники собирались по церемониалу. Похоронили на кладбище Сяо-лин; в продолжение пути гроб поставляли в желтой палатке. Утром и ввечеру совершали перед ним возлияние.
Погребение государынь совершается таким же образом. Для каждого государя строится особливое кладбище с собственным названием. Каждая государыня хоронится подле покойного мужа. Траур по ней в народе продолжается только 27 дней.
Примечание. Все вышеописанные обряды, также качественные наименования государям по смерти суть китайские. Нынешний дом Цин еще в бытность свою в Маньчжурии принял все китайские обряды, а из своих обрядов удержал при себе одно шаманство.
VIII. ЦЕРЕМОНИАЛ ЗЕМЛЕПАШЕСТВА, СОВЕРШАЕМОГО ГОСУДАРЕМ
В южном предместье Пекина, известном под названием Внешнего города, по правую сторону средней большой улицы находится жертвенник под названием жертвенника Изобретателю земледелия - Сянь-нун-тхань. Сей жертвенник обнесен высокою каменною стеною, внутри которой собственно находится три жертвенника: первый - Изобретателю земледелия, второй - духу Неба, третий - духу Земли, сверх сего, храм планете Юпитеру. Мы будем говорить о жертвеннике Изобретателю земледелия.
Жертвенник Изобретателю земледелия есть четвероугольная насыпь, одетая кирпичом; в поперечнике содержит 47, в вышину 4 1/2 фута. Вход в ограду лежит с южной стороны. По северную сторону жертвенника находится храм, в котором хранится табель с наименованием Изобретателя земледелия; перед сею табелью, поставляемою на жертвенник, совершается жертвоприношение ему. На юго-востоке от жертвенника находится курган, Туань-гын-тхай, с которого государь смотрит на землепашество. Сей курган содержит в поперечнике 50, в вышину 55 футов; снаружи одет золотистым изразцовым кирпичом. На средине его разбивают царскую палатку, а перед ним лежит возделываемая пашня.
Китайские предания повествуют, что в первые времена мира, когда люди не знали еще земледелия, а питались плодами с трав и дерев, мясом птиц и зверей, государь Янь-ди первый научил людей возделывать землю и садить хлеб {В те времена еще не было плуга; землю копали, а семена садили.}. Благодарные потомки дали ему проименование Шень-нун-ши, что значит божественный земледелец, и начали обожать его под названием Сянь-нун, что значит изобретатель земледелия Царствование сего государя полагают в XXVIII веке до Р. X.
Ныне в день жертвоприношения Изобретателю земледелия, ежегодно совершаемого в апрельской луне, в счастливый день под названием хай, купно совершают священный обряд землепашества. Еще в XVII столетии законом постановлено, чтоб государь лично совершал обряд сей, если ничто не воспрепятствует тому; в противном случае может назначить сановника вместо себя.
Церемониал землепашества состоит в следующем: пекинское областное правление изготовляет для государя шелковую плеть и плуг желтого цвета, вола под плуг рыжего, сеятельное вено темное; для трех князей и членов девяти правительственных мест шелковые плети и плуги красного цвета, волов под плуги черных, сеятельные вена темные. Вено государево с семенами риса, вено для князей с просом, вена для членов девяти правительственных мест с пшеницею и черными бобами, у нас называемыми волчьими. Незадолго перед совершением сей церемонии избирают 34 шестидесятилетних стариков, 30 простых земледельцев и 4 классных, 14 певцов для полевой песни, 34 музыканта и 20 работников с вилами, граблями и лопатами. Почетные старики для государя одеты в шелковые цветные кафтаны и в курмы с нашивками; почетные старики для князей и чинов одеты в китайчатые кафтаны; шляпы на всех с шариками. Земледельцы все в валяных шапочках с кистями, в китайчатых рубахах и портах {Обыкновенное одеяние крестьян.}, работники в травяном одеянии, делаемом из осоки, от дождя, и в соломенных шляпах {Рабочее одеяние крестьян.}.
Участок возделываемой земли содержит в длину 210, в поперечнике 40 футов {Около 44 квадратных русских сажен.}. Государь по прибытии к пашне становится лицом на юг. Начинается полевая песнь на голосах и на орудиях музыкальных. Член Палаты Финансов с коленопреклонением представляет государю плуг; пекинский градоначальник с коленопреклонением подает ему плеть (в сих случаях привстают на одно правое колено). Государь правою рукою берется за плуг, а в левую принимает плеть. Два почетные старика ведут вола; два земледельца поддерживают плуг. Чиновник пекинского областного правления несет вено, член Палаты Финансов сеет семена. Государь проходит три борозды вперед и три борозды обратно {Пашня заблаговременно приготовлена, а в церемонии проводят борозды для посева.}. По совершении обряда член Палаты Финансов с коленопреклонением принимает плуг, а пекинский градоначальник таким же образом принимает плеть. Член Обрядовой Палаты просит государя посмотреть на землепашество, и государь всходит на курган. После сего три князя проходят по пяти борозд вперед и обратно; члены девяти правительственных мест проходят с князьями по одной борозде, а потом они проходят по девяти борозд вперед и обратно. У каждого из них старик ведет вола, и по два земледельца поддерживают плуг. Чиновники пекинского областного правления сеют семена. Как скоро окончат посев, то областной правитель с своими чиновниками, почетными стариками и земледельцами становится по южную сторону кургана лицом к северу и, исполнив с ними три коленопреклонения с девятью поклонами в землю, остается ожидать, пока пекинские уездные правители (два) с почетными стариками и земледельцами вспашут остальную землю. По окончании всего государь возвращается во дворец, а старикам и земледельцам выдают каждому по четыре конца китайки. По уборе посева пекинское областное правление в избранный Астрономическим Институтом счастливый день представляет рис, просо, пшеницу и бобы в жертвенный амбар для употребления при жертвоприношениях.
В каждом губернском городе находится жертвенник Изобретателю земледелия, и в тот же самый день, в который государь совершает обряд землепашества в столице, каждый начальник губернии обязан совершать этот же обряд в своем городе. К этому дню все чиновники ближайших городов обязаны собраться к губернатору.
При совершении обряда землепашества в губерниях вена с зернами должны быть темные, плеть и плуг красные, волы под сохами черные. Как скоро начальник губернии с чиновниками прибудет к пашне, то распорядители подают им плуги и плети, и они правою рукою берутся за плуг, в левую принимают плеть. При начальнике губернии один из низших чиновников областного правления несет вено, а другой сеет семена. При председателях казенной палаты и уголовного суда исправляют это низшие чиновники из окружного и уездного правления; при областных и уездных правителях исправляют это канцелярские служители. При каждом лице один шестидесятилетний старик ведет вола, два земледельца поддерживают плуг. Каждое лицо проходит девять борозд вперед и девять обратно. Старики и земледельцы допахивают остальное. По окончании работы чиновники, совершавшие обряд, вместе с стариками и земледельцами, обратясь к столице, делают три коленопреклонения с девятью земными поклонами. Если областной город удален от губернского или окружной и уездный удалены от областного, то начальник города обязан совершать сей обряд с своими чиновниками. За каждым из них шестидесятилетний старик несет вено, а другой сеет семена. Прочее сходствует с обрядом губернского города.
Перед совершением обряда землепашества в жертвеннике Изобретателю земледелия государь предварительно занимается землепашеством в саду Фын-цзэ-нань, который лежит в южной оконечности дворцового сада Си-юань, о чем Дворцовое Правление заблаговременно представляет ему, а Институт Астрономический назначает счастливое время для сего и сообщает в Дворцовое Правление.
IX. ЦЕРЕМОНИАЛ ШЕЛКОДЕЛИЯ, СОВЕРШАЕМОГО ГОСУДАРЫНЕЮ
В северо-западном углу дворцового сада, называемого Си-юань, находится жертвенник, посвященный Изобретательнице шелкоделия, по-китайски Сянь-цань-тхань. Жертвенник имеет четвероугольный вид; в поперечнике содержит 40, в вышину 4 фута. От жертвенника на юго-востоке находится храм, в котором хранится табель с наименованием Изобретательницы шелкоделия, а на северной стороне - яма для сожжения жертвенных вещей. На восточной стороне жертвенника находится курган, называемый Цай-сан-тхай, что значит возвышение для срывания тутовых веток. Курган имеет четвероугольный вид, в поперечнике содержит 32, в вышину 4 фута. Перед курганом тутовая роща, а позади него тронная.
По древним преданиям, царица Аэй-цзу, по прозванию Си-лин-ши, первая научила народ воспитывать шелковых червей и выделывать шелк. За это открытие впоследствии дали ей наименование Изобретательницы шелкоделия - Сянь-цань и начали приносить жертвы. Си-лин-ши была старшая супруга государя Хуан-ди, коего царствование полагают в 2697-2598 годах до Р. X.
Ныне ежегодно в апрельской луне в счастливый день под названием сы государыня лично приносит жертву Изобретательнице шелкоделия, а в следующий после жертвоприношения день срывает ветки с тутов. Для совершения последнего обряда государь назначает к ней двух побочных своих супруг - третью и четвертую, одну царевну {Императорская дочь получает титул царевны по выходе в замужество.}, трех княгинь и четырех классных дам. Для срывания тутовых веток изготовляют корзинки и крючья: для государыни - золотой крюк, для побочных супруг - серебряные; корзинки для всех желтые; для царевны и княгинь - посеребрённые крючья, для классных дам - лакированные (металлические); корзинки для всех красные.
За день до совершения обряда осматривают крючья и корзинки в Дворцовом Правлении; потом член Правления с церемонией препровождает их во дворец государыни и сдает евнуху, который корзинку и крюк государыни полагает в тронной Цзяо-тхай-дянь; корзинки и крючья побочных супруг, царевны и княгинь раскладывает на крыльце; а корзинки и крючья классных дам - у крыльца перед тройною. Корзинки ставятся на восточной, а крючья на западной стороне. Вслед за тем евнух просит государыню осмотреть корзинки и крючья, что совершает она вместе с побочными супругами и по осмотре возвращается в свой дворец, а корзинки и крючья препровождаются в жертвенник. Все это происходит в день жертвоприношения Изобретательнице шелкоделия. На другой день царевна, княгини и классные дамы, в парадном одеянии, съезжаются в жертвенник, а вслед за ними и государыня с побочными супругами приезжает. Ей подносят корзинку и крюк и начинают играть песнь на срывание тутовых веток. Государыня, взяв в правую руку крюк, а в левую корзинку, подходит к первому тутовому дереву на восточной стороне и, став лицом к востоку, пригибает ветку; две мастерицы помогают ей сорвать. Потом она подходит к первому туту на западной стороне и, став лицом на восток, пригибает две ветки; две мастерицы помогают ей сорвать их. Кончив срывание веток, государыня отдает корзинку и крюк даме, исправляющей должность церемониймейстера, а сама всходит на курган и садится на престол. Вслед за сим побочные супруги подходят ко второму (на обоих сторонах), царевна и княгини - к третьему туту и срывают по пяти веток; классные дамы подходят к четвертому туту и срывают по девяти веток. По окончании сего мастерицы и работницы преклоняют колена перед государынею; потом принимают корзинки и крючья и относят в комнаты, где воспитывают шелковичных червей. Сим оканчивается церемония, и песнь прекращается. Государыня входит в тронную. Побочные супруги, царевна, княгини, классные дамы, мастерицы и работницы становятся по своим местам, делают перед государынею шесть су, три коленопреклонения и три наклонения головою. После сего разъезжаются.
Как скоро коконы будут готовы к сматыванию, то Дворцовое Правление просит государыню в жертвенник Изобретательницы шелкоделия совершить обряд поднесения шелка, смотанного с коконов. Евнух, смотритель жертвенника, предварительно изготовляет вино и плоды для предложения духу Изобретательницы шелкоделия и, сверх сего, орудия для сматывания шелка. К сему обряду не приглашают ни царевны с княгинями, ни классных дам, а государыня с побочными супругами приезжает в жертвенник в обыкновенном одеянии. Мастерица, наложив в корзинку крупных и чистых коконов, с коленопреклонением представляет государыне, а она, выбрав лучшие для представления государю, остальные разделяет побочным супругам. После сего евнух (смотритель жертвенника) просит государыню в отделение, где должно сматывать шелк с коконов. Две сослужительницы из вельможеских жен наливают воду в золотой таз: мастерица кладет коконы в таз и помогает государыне мотать шелк. Государыня троекратно мотает шелк с вымытых коконов, после чего служительницы уносят таз. Вслед за тем работницы помогают побочным супругам мотать шелк, что делают они пять раз; остальные коконы отдают работницам для сматывания. По совершении обряда государыня возвращается в свой дворец, а Дворцовое Правление сообщает в Астрономический Институт о избрании счастливого дня, в который выделанный шелк должно сдать в красильню для крашения. Сей шелк употребляется на ткани для одеяния, в котором государь совершает торжественные жертвоприношения.
В случае, если какие-либо причины воспрепятствуют государыне лично совершить обряд срывания тутовых веток, то она предписывает надзирательнице шелкового завода исполнить это с своими мастерицами.
X. ЦЕРЕМОНИАЛ БОЛЬШОГО ПИРА ПРИ ДВОРЕ
Большие пиры при дворе даются в тронной Тхай-хо-дянь и ежегодно бывают только в Новый год и в день рождения государева, исключая необыкновенные какие-либо случаи. Большой пир состоит из трех частей: приготовления, расположения и церемониала.
Приготовление состоит в следующем: Обрядовая Палата предварительно представляет государю расписание, что ниже увидим. Для исправления пира разбивают одну желтую палатку на южном конце красного помоста, прямо против дверей тронной. В этой палатке становят столы для посуды. Это буфетная палатка. По восточную и западную сторону красного помоста ставят для восточного и западного крыла по восьми палаток из синей китайки. Музыканты поставлены под свесом на обеих сторонах, а большая музыка расположена у ворот Тхай-хо-мынь. Внутри тронной перед престолом ставят стол для царского кушанья. Подалее в тронной же и вне тронной на обеих сторонах помоста расставляют столы для князей и чиновников. Все это приготовляется Дворцовым Правлением. Члены Обрядовой Палаты, начальники телохранителей, члены Дворцового Правления и Приказа Внешних Сношений надсматривают за расположением столов. Комитет Гуан-лу-сы представляет посуду. Экипажная контора расставляет царский кортеж.
Расположение пира в тронной Тхай-хо-дянь есть следующее: на южном краю красного крыльца, на самой средине царской дороги ставится желтая палатка с буфетным столом (1). По обеим сторонам красного помоста расставляют по восьми палаток из синей китайки (2); музыканты становятся по обеим сторонам под свесом тронной (3) и у ворот Тхай-хо-мынь (4); кортеж с царскими регалиями располагается по церемониалу. В тронной, перед престолом, на восточной и западной стороне столы для вельмож- предводителей церемониальных (5); по сторонам престола, несколько назад, столы для опричных (6); позади опричных столы для телохранителей с леопардовыми хвостами (7); на западной стороне стол для журналистов (8); на восточной и западной половине тронной по семи рядов столов для пекинских и заграничных князей (9); для гражданских и военных чиновников первых четырех классов (10); для заграничных князей (11); для тай-цзи, табу-чанов и беков (12); за дверями тронной под свесом на восточной стороне столы для членов Приказа Внешних Сношений (13); на западной стороне столы для членов Прокурорского Приказа (14); на красном крыльце, на обеих сторонах, столы для наследственных чиновников первых четырех классов и телохранителей (15). Позади их, на восточной стороне стол для вельмож, имеющих начинать мимику (16); стол для имеющих производить мимику - по восточную сторону желтой палатки (17); стол для членов Дворцового Правления по западную сторону (18); на обеих половинах красного помоста, в синих палатках столы для гражданских и военных чиновников от 5-го до 14-го класса, см. выше (2); на западной стороне и последние места назначены для иностранных посланников (19). См. на чертеже число III.
Церемониал пира состоит в следующем: в день пира на рассвете съезжаются во дворец князья и чиновники в церемониальном одеянии, полковники, прочие офицеры гвардии в парадных кафтанах и курмах, а чиновники, долженствующие служить при столе, - в одних парадных кафтанах. По окончании распоряжений князья и чиновники входят во двор тронной Тхай-хо-дянь и занимают места по порядку степеней и классов. После сего члены Обрядовой Палаты докладывают государю о времени шествовать в тронную Тхай-хо-дянь. На воротах Ву-мынь бьют в колокол и литавру. Государь, в церемониальном одеянии, при игрании музыки садится на престол. Музыка умолкает. Бьют плетью три раза. Князья и чиновники, став у своих столов, делают по одному поклону и садятся. Полковники гвардии, чиновники Дворцового Правления из полковников дворцовых войск и начальник евнухов подходят к государеву столу и, отступив назад, становятся на свои места. Подают чай, причем играет музыка на красном крыльце. Государь кушает чай. Князья и чиновники, встав с мест своих, делают поклон и садятся. Телохранители подают чай князьям и вельможам. Чиновники Дворцового Правления разносят чай чиновникам на красном крыльце и помосте. Чиновники, встав с своих мест, делают поклон; выпив чай, опять делают поклон и садятся. Музыка перестает. Развертывают чехлы на столах. Чиновники церемониального отделения в Обрядовой Палате входят в желтую палатку. Один берет со стола сосуд с вином, другой - кубок, третий - золотую чару; один за другим всходят на крыльцо по среднему сходу и останавливаются у тронной по восточную сторону средней двери, лицом к западу. Играет музыка на красном крыльце. Вельможа, подносящий кубок, встает с своего места, снимает с себя парадную курму; а если на нем соболья доха, то снимает доху; князья и прочие то же делают; вельможа, назначенный подносить кубок, выступает вперед и становится на колена. Чиновник церемониального отделения берет винный сосуд, наливает вино в кубок, входит в тронную среднею дверью и, став на колена лицом к западу, подает кубок вельможе, который по принятии кубка всходит по ступеням трона с левой стороны и с коленопреклонением подносит государю. Государь принимает кубок, а вельможа, отступивши на место прежнего коленопреклонения, опять становится на колена. Государь кушает вино. Вельможа делает поклон до земли. Князья и прочие вслед за ним делают также поклон до земли. Вельможа опять всходит по ступеням трона с правой стороны и, с коленопреклонением приняв кубок, сходит со ступеней и опять становится на колена на прежнем месте. Член церемониального отделения с коленопреклонением принимает кубок и уходит. Князья и прочие встают на ноги. Чиновник церемониального отделения наливает вино в золотую чару и, стоя на ногах, подносит вельможе, подносившему кубок государю; вельможа с коленопреклонением принимает чару, делает поклон до земли и пьет. Тот же чиновник, стоя на ногах, принимает у него чару и отходит на прежнее свое место. Вельможа после сего делает поклон до земли и опять надевает парадную курму или доху. Музыка умолкает. Князья и вельможи садятся. Вельможа, подносивший вино, также садится на свое место. Государь принимает пищу при игрании духовой музыки. Подают кушанья князьям и вельможам. Четверо из придворных вельмож, встав на своих местах, смотрят за пиром. Когда телохранитель подносит вино князьям и прочим, то последние, встав с своих мест, делают поклон до земли и, выпив по чаре, делают опять поклон до земли. В это время член Обрядовой Палаты и члены ее отделений выводят плясунов на красное крыльцо. Начальник хора начинает песню, начальник плясунов открывает пляску {Эти пляски состоят из мимики, каковую употребляли при царских столах в продолжение первых трех династий до Р. X.}. Высшие чиновники, в церемониальном одеянии, выходят на середину зала, делают три поклона до земли и, отступив, становятся на восточной стороне, а отселе каждый однажды проходит танец; по окончании пляски они опять становятся посредине тронной и, сделав три поклона до земли, уходят. После них являются с монгольскими свирелями и играют монгольские песни. Потом следует музыка и пляска корейская и других народов. Все сии потехи оканчиваются театром. Наконец, все скрывается. Играет музыка на красном крыльце. Князья и чиновники встают с своих мест и делают три поклона до земли. Музыка умолкает. Бьют плетью. Начинает играть задняя музыка, и государь возвращается во внутренний дворец. После сего умолкает задняя музыка, и гости расходятся.
Точно таким же образом - с небольшим только изменением - совершается пир, делаемый государем по случаю своей женитьбы. На другой день после брака он входит в тронную Тхай-хо-дянь, угощает тестя и родственников своей супруги. Стол для тестя ставится в самой тронной, в конце княжеских столов, а прочие родственники сидят по классам чинов в своих знаменах. Как скоро государь сядет на престол, тесть с своими родственниками становится на восточной стороне красного помоста и, обратясь лицом к северу, совершает три коленопреклонения с девятью поклонами в землю, чего не бывает при обыкновенном большом пире. После сего все отходят и садятся на своих местах. Пир совершается по вышеизложенному церемониалу; а пир при выдаче царевны дается в тронной Бао-хо-дянь с некоторыми изменениями в самом церемониале, что ниже увидим.
Когда дается большой пир в тронной Тхай-хо-дянь или пир по случаю выдачи царевны, то Обрядовая Палата предварительно распределяет места как для князей и вельмож, так и для гражданских и военных чиновников, и, составив раскрашенный чертеж, представляет вместе с церемониалом государю на утверждение; а по получении указа сообщает этот чертеж в разные присутственные места для сведения. Сверх того, Палата сообщает куда следует, сколько князья должны представить баранов, вина и посуды для стола; сколько приготовить столов, разной посуды, палаток и даже дровяных углей для согревания вина.
На большой пир в тронной Тхай-хо-дянь употребляется 82 барана; а столы, баранов и вино обязаны князья доставить. Князья 1-й и 2-й степени должны представить по три, князья 3-й и 4-й степени по два, а прочие князья, включенные в число восьми долей, по одному барану. Недостающее число Обрядовая Палата пополняет. Для пира по случаю выдачи царевны царский зять представляет 90 столов с 81 бараном, которых препровождает в Обрядовую Палату для обряжения. На прочие пиры, даваемые от имени государя, число баранов определено законом; а для обряжения баранов Обрядовая Палата содержит 10 человек, выбираемых из низших пяти знамен.
XI. ЦЕРЕМОНИАЛ УГОЩЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ДВОРЕ
Император два раза угощает князей и прочих приезжающих в Пекин из-за границы с поздравлением на Новый год; в первый раз - в тронной Бао-хо-дянь накануне Нового года; в другой раз - в загородном дворце Юань-мин-юань в 15-й день первого месяца. Угощение производится по церемониалу тронной Тхай-хо-дянь, почему остается взглянуть на расположение пиров.
Расположение пира в тронной Бао-хо-дянь производится в следующем порядке: на дворе против дверей тронной ставится желтая палатка с буфетным столом (1); под свесом тронной, на обеих сторонах, музыканты (2); в тронной на восточной и западной половине поставлены столы в пять рядов. За столами на восточной стороне садятся монгольские князья 1-й и 2-й степени (3); бэйлэ (4); бэй-цзы (5); гун (6); императорские зятья (7); тюркистанские князья (8); владетельные тай-цзи (9); вельможи хозяйствующие (10) и чины классов первого (11) и второго (12). Такое же расположение мест и на западной стороне. На восточной и западной стороне красного помоста ставится по три ряда столов; на восточной стороне высшее место занимают монгольские тай-цзи (13); далее иностранные посланники, между которыми корейский посланник занимает старшее место (14); на западной стороне в первом ряду монгольские тай-цзи (15); инородческие посланцы (16); тюркистанские беки (17); посланцы из Хами и Турпана (18); во втором ряду чередные беки (19); задний ряд на восточной и западной стороне телохранители занимают (20). Члены Палаты Обрядов занимают место по восточную (21), а члены Дворцового Правления по западную сторону желтой палатки (22). Престол и окружающее его в том же порядке, как и в тронной Тхай-хо-дянь, как то: посреди зала трон; перед троном стол с царским кушаньем (23); далее, впереди столы для церемониальных предводителей (24); позади трона столы для опричных (25); позади сих столов столы для телохранителей (26); далее, на северо-запад, стол для журналистов (27). См. на чертеже число IV.
В загородном дворце Юань-мин-юань угощение бывает в тронной Чжен-да-мин-дянь. Расположение пира производится в следующем порядке: музыка располагается под свесом тронной на обеих сторонах (1); музыка красного крыльца становится по обеим сторонам внутренних ворот (2); в средине ворот ставится желтая палатка с буфетным столом (3); козлы для фейерверка ставятся внутри дворцовых ворот (4); впереди, посреди тронной, престол (5); перед престолом на восточной и западной стороне столы для предводителей (6); позади престола столы для опричных (7); в северо-западном углу столы для журналистов (8); монгольские князья, императорские зятья, владетельные тай-цзи и князья тюркистанские садятся по крылам на восточной и западной стороне (9); чиновники первых четырех классов и вельможи хозяйствующие занимают последние столы в заднем ряду (10); хутухты (11); управляющие ламы (12) и хамбы (13) садятся за столами по обеим сторонам престола. Но ежели на пиру случатся Чжан-цзя Хутухту и Минцзюр Хутухту, то они садятся впереди духовных лиц восточной стороны, а ежели случатся Галдан Ширету Хутухту и Цзирун Хутухту, они садятся впереди духовных лиц западной стороны. Чиновники 3-го и 4-го класса занимают высшие столы под свесом на восточной и западной стороне (14); ниже их на восточной стороне корейский и другие посланники (15); на западной также посланники (16); на восточной стороне красного помоста первые столы занимают чиновники 3-го и 4-го класса (17); далее монгольские тай-цзи (18); на западной стороне первый ряд столов занимается чиновниками 3-го и 4-го класса (19) и монгольскими тай-цзи (20); во втором ряду чередные беки (21); хамиские посланцы (22); и турпанские посланцы (23); члены Палаты Обрядов садятся по восточную (24), а члены Дворцового Правления по западную сторону буфетной палатки (25). В продолжение сего пира сожигают великолепнейший фейерверк. Это в Европе называют праздником фонарей. См. на чертеже число V.
XII. ОБРЯД ИЗБАВЛЕНИЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ ОТ ЗАТМЕНИЯ
Еще есть один обряд, в глубокой древности возникший из мглы суеверия, а ныне введенный в число законов. Этот обряд называется избавлением солнца и луны от затмения. Чиновники совершают его по предписанному церемониалу; простой народ следует при сем случае принятому обыкновению.
Астрономический Институт заблаговременно вычисляет, в какое время и в какой стороне империи должно последовать солнечное или лунное затмение; и еще за пять месяцев до события представляет государю чертежи, на которых показаны начало, средина, конец и величина затмения на всех значительных местах империи. Палата Обрядов по получении указа на представление Института сообщает чертежи затмения во все присутственные места в столице, во все губернии, также королям в Корее и Юе-нань; а за месяц до избавления представляет государю церемониал, по которому чиновники должны совершить обряд избавления солнца или луны от затмения. Гражданские, также и военные чиновники из китайцев обязаны совершать сей обряд в Палате Обрядов. Перед наступлением времени затмения они являются в Палату в темном одеянии и распределяются на шесть отделений. В самом начале затмения совершают троекратное коленопреклонение с девятью поклонами в землю. Потом президент Обрядовой Палаты, приняв зажженные курительные свечи, преклоняет колена. Бьют три палки в малую литавру. В сие время начинают бить в металлические бубны за церемониальными воротами. Шесть отделений чиновников попеременно становятся на колена. Как скоро затмение кончится, то перестают бить в металлические бубны. Чиновники совершают обряд поклонения, как в начале, и расходятся. Если солнечное затмение случится в первый день нового года, то и поздравление и пир при дворе отменяются. Высшие и низшие офицеры Восьми Знамен совершают обряд избавления в своих канцеляриях. В губерниях также обязаны совершать обряд избавления, где затмение видимо будет более 1/10: а где менее, там сей обряд отменяется. Народ с первым звуком в бубны выходит на улицы, и каждый, у кого есть бубен или таз, колотит в них до усталости, ожидая, когда огромное чудовище, ухватившее солнце или луну в зубы, освободит их из своей обширной пасти.
XIII. ШАМАНСКИЕ ОБРЯДЫ
В одно время с покорением сибирских стран мы получили первое сведение о шаманстве, дотоле неизвестном Европе. Наши ученые-путешественники, обозревавшие Сибирь, не довольствуясь неотчетливыми о нем рассказами простых очевидцев, старались лично удостовериться в справедливости этих рассказов; они видели шаманов и шаманок, совершающих мистические обряды, и, судя по странным их действиям при сем, единогласно заключили, что шаманство есть ремесло, которым хитрые шарлатаны под благовидными предлогами грубо обманывают легковерных простаков из личных выгод. Долго в Европе безусловно верили сему мнению. Наконец наши миссионеры, живущие в Китае, узнали устав шаманского служения, изданный в Пекине в 1747 году на маньчжурском языке; и с сего времени открылось, что мы очень обманывались в своих мнениях на счет шаманства. То, что нам казалось грубым обманом в кочевых шарлатанах, составляет религию, господствующую ныне при китайском дворе и в Маньчжурии. Древние обряды ее, изложенные в вышеупомянутом уставе, представляют стройную систему, основанную на понятиях чисто религиозных. Коневые сибирские шаманы, изучая обряды шаманства по устным преданиям, с течением времени не могли не обезобразить их грубыми изменениями и прибавлениями, происходившими от их невежества, но со всем тем удержали существенные части шаманского служения, как ниже увидим.
Начало шаманской религии, судя по простоте обрядов ее, должно относить к тем временам мира, когда люди еще не имели ни храмов для жертвоприношений, ни особливых сословий, посвятивших себя служению при жертвенниках. Религия эта и ныне совершенно чужда фанатической веронетерпимости, свойственной прочим языческим религиям {Маньчжуры кроме шаманской религии следуют обрядам всех других религий, терпимых китайскими законами. У них в похоронной процессии нередко бывают монахи трех религий, идущие в некотором отдалении от других. Каждое отделение облачено в свой служебный костюм и поет свои молитвы. В торжественные дни в самом дворце тибетские и монгольские ламы отправляют молебствия сряду по несколько дней. Исламизм исключен по причине собственного его фанатизма.}. Мы называем ее шаманством от слова шаман, заимствованного от тунгусского слова саман, которое означает человека, соединяющего в себе качества жреца, врача и волхва. История хотя представляет нам таковых людей в Азии задолго до времен Р. X., но уже принадлежащими к особливым сословиям, исключительно посвятившим себя служению при храмах. К сожалению, до сего времени еще не открыто ни памятников, ни свидетельств исторических, по которым бы можно было заключить, в чем и до какой степени нынешнее шаманство разнствует от древнего. Что касается до нынешних шаманов в Маньчжурии, они принадлежат к разным сословиям в обществе и название шамана носят только по исправлению должности жреца, которую они изучают и принимают на себя добровольно, без всяких обрядов посвящения и без утверждения правительством. Сверх сего, в Маньчжурии и не было, да и доселе нет ни храмов для шаманского служения, ни дней, определенных для сего. Шаманов призывают в дом во всякое время, когда нужно их религиозное содействие по какому-либо случаю. Один богдыхан по преимуществу пользуется правом иметь храмы и жрецов для шаманского служения.
В Пекине шаманское служение совершается в двух местах: во дворце государыни и в шаманском капище, которое лежит во Внутреннем городе, на юго-востоке от дворцовой крепости, и по-китайски называется тхан-цзы, что значит храм. Маньчжуры превратили сие слово в танзе, а собственно названия - без вещи - не имеют.
В шаманском капище находятся три храма, как то: главный храм, состоящий из одного зала в три звена; круглый храм, имеющий вид небольшого павильона, и малый храм, похожий на беседку. В этих храмах нет ни мебели, ни украшений каких-либо; даже наружность их очень проста. Во дворце государыни, в служебном зале, развешивается на шестике занавес: при утреннем служении - на западной стороне, при вечернем - в северо-западном углу, а на средине зала ставится веха, утвержденная в каменной тумбе. В шаманском капище веха ставится перед круглым храмом, а от вехи проводится через круглый храм в главный три бечевки, которые привязываются к северной стене над занавесом. Как при шаманском служении иногда сама государыня присутствует, а при ней ни один мужчина, исключая евнухов, быть не может, то должность шаманов исправляют женщины, почему в обоих храмах служение совершается одною шаманкою в шаманском одеянии; по правую ее сторону, несколько отступя назад, стоит подшаманка в обыкновенном своем одеянии. Шаманка читает молитвы и поет гимны плавно и тихим голосом, с важным и благоговейным видом. Но каким образом она действует в тайных молитвах при жертвоприношении, я не имел случая видеть. У государыни в храме онготам-хранителям лошадей при вечернем жертвоприношении употребляют по две свиньи, а при большом жертвоприношении, во 2-й день каждого месяца, также при большом жертвоприношении весною и осенью при водружении вехи, употребляют по одной свинье.
Штат шаманок при дворе состоит из 12 женщин. Должность сию исправляют жены дворцовых офицеров и за это получают от двора одно только одеяние. Сверх шаманок еще находится 36 подшаманок, которые прислуживают шаманкам при обрядах, 37 женщин для толчения коры и 19 женщин, делающих из этой коры курительные свечи для шаманского служения. Все эти женщины суть жены дворцовых солдат. Они получают от двора на содержание от половины до 2 лан серебра и по полумешку риса ежемесячно.
Вот краткий очерк шаманства в древнем, сколько известно, и нынешнем его состоянии. Взглянем на нынешние обряды его.
Шаманское служение состоит в жертвоприношении Небу и онготам. По вероучению шаманов, под Небом разумеется сила, управляющая миром, - Бог, под онгопшми - души людей, которые в жизни сей делали добро людям, да и по смерти продолжают благотворить им.
Шаманское жертвоприношение разделяется на обыкновенное и временное, или случайное; первое совершается во дворе государыни; последнее наиболее в шаманском капище. Обыкновенное жертвоприношение разделяется на ежедневное и ежемесячное.
Обыкновенное ежедневное жертвоприношение совершается каждый день утром в 3-м и 4-м часу пополуночи, вечером в 3-м и 4-м часу пополудни. При утреннем жертвоприношении молятся он-готам: Шагя-мони, Бодисатва и Гуань-ди; при вечернем молятся онго-там: Ахунь-няньги, Аньчунь-аяра, Мури-муриха, Надань-дайхунь, Нархунь-сюаньчу, Эндури-сенчу, Баймань-чжангинь, Вэйху-ри, Энь-ду-монголо, Катунь-ноинь {Последние десять онготов суть тунгусы, что видно из их имен, чисто тунгусских. Что касается до первых трех: Шагя-мони и Бодисатва суть индийцы, жившие за десять веков до Р. X., они основали буддийскую религию; Гуань-ди родом был китаец, живший в III столетии по Р. X., он обоготворен за верность к законному государю. По всей вероятности, сии три лица внесены в число тунгусских онготов уже по завоевании Китая маньчжурами по видам чисто политическим.}.
Обряд ежедневного утреннего жертвоприношения заключается в следующем: в служебном зале государыни на столе, поставленном у самого занавеса перед изображениями трех онготов, ставят три блюдца с курениями, три чарочки с чистою водою и хлебенное. Шаманка начинает служение молитвою, которую читает нараспев, а ей подыгрывают на балалайке и гитаре. При молитве перед закланием животного снимают со стола чарочки с чистою водою, стоявшие перед изображением Бодисатвы; и как скоро затворят храм и закроют изображения трех онготов, то приводят жертвенное животное, и когда шаманка кончит чтение молитвы, то вливают воду в ухо животному; потом, выпустив кровь из него, разделяют животное на части и варят. Сварившееся мясо шаманка ставит на стол и чтением молитвы оканчивает служение.
При веч