чая; здесь же, в народе, многие приняли мою сторону.
Попами был поставлен вопрос об отрицании нами икон. Я объяснял: мы Бога чтим, которому подвластно все существующее, не только земля и что на ней есть, но и все, что находится во вселенной. Бог есть жизнь и
присутствует во всем существующем и равно присутствует - покровительствует, как человеку, так и самой маленькой птичке или насекомому, а потому - сказал я, - Бог, Которого мы чтим, безмерно велик и обширен и вместить Его в какую-либо рамку невозможно, а тем менее изобразить Его. Бога возможно только ощущать душою, сердцем и выражать Его свойство любовью ко всему живущему, в котором мы вращаемся.
Попов было шесть человек; говорил со мной один, но под конец они все заговорили; я обратил их внимание на шум производимый ими; со мной согласились и слушатели - люди. Попы дошли до такого волнения, что один из них выразился: "покажи нам своего Бога или любовь!" На такой вопрос, некоторые из людей даже рассмеялись. Я ответил на этот вопрос: "вы повторяете слова фарисеев, которые были предложены Христу; но я уверен что вы понимаете, что значит "любовь", но только не хотите исповедывать ее, а также, из-за выгоды материальной, держите в темноте и людей".
До этого диспута попы обещали ставить вопросы периодически и рассуждать по воскресеньям, но больше одного разу не повторялось. Старший из них съездил к архиерею по поводу собеседования. Недавно приехал, что привез - неизвестно.
Недавно от родных приезжал ко мне человек. Успел войти в квартиру и побыл не более пяти минут, набежали полицейские и увели под арест. Через полчаса отправили по этапу. Паспорта у него не было. Духоборцам не выдают паспортов.
В прошлом году также приезжали ко мне, но те не доехали. Еще приезжал некто Андросов Михайло; он был кажется, у вас.
Такие поездки я нахожу совершенно лишними. Но мать моя старушка, сильно беспокоится и не доверяет даже письмам, что я живой. Этот человек, хотя по этапу и нескоро дойдет, но скажет ей, что видел меня.
От сосланных в Якутскую область, писем не получаю, переписка не допущается.
В "Мире Божьем" был помещен отчет о Казанском съезде миссионеров попов. Характерен вопрос,
постановленный ими, чтобы отбирать от сектантов детей! Только за тем дело и стало, что нет помещений! Всякие толкования по этому поводу излишни. Журнал "Мир Божий" в Обдорске получается. Я тогда посдал в редакцию письмо, относительно съезда. Копию присылаю вам.
Вероятно полиция не передала по назначению.
Ваши сочинения нашли на съезде очень вредными!.. Да и правду надо сказать: вы много за это время разоблачили неправды. В особенности попы сильно на вас сердиты, да и имеют право, потому что вы своими "Маленькими Брошюрками" не позволяете более волкам прикрываться овечьей шкурой.
Лето здесь было теплое и, сравнительно, долгое. Здесь растет много ягод: морошка, черника, голубика, кляжица, брусника, есть много красной смородины, и вот почти целое лето я провел в поле за собиранием ягод. Кроме того я обзавелся столярным верстаком и кое-чем из инструментов, имею и токарный станок и понемногу работаю. Зимой предполагаю начать шить сапоги, вообще заняться сапожничеством, так как здесь нет сапожников и люди очень нуждаются в этом. Сапожное ремесло я считаю отчасти тем невыгодно, что приходится сидеть более чем ненормально, а это вредно. Да и вообще я непостоянен в физической деятелыюсти; но все-таки предпочитаю труд на открытом воздухе; например, это лето я с восторженным удовольствием косил и убирал сено. Ставить сено здесь также довольно выгодно; луга не делятся, косят где, кто пожелает. Занимающихся сеном потому мало, что все почти уезжают на рыбные промыслы.
Через Обдорск прошли недавно по Оби в Обскую губу, пароходы: это второй раз возят хлеб для обмена с заграничными, преимущественно, железными товарами. Такой обмен, мне кажется, не особенно выгоден. Россия, отпущая все более и более от себя хлеба, сама голодает; кроме того земля все истощается, не получая вознаграждения в форме отбросов хлебных и тому подобное. В России хлеб начинается вырабатываться удобнее, но печально то, что не приходится его есть самим производителям, меняя на разные заграничные усовершенствования.
Присылаю "Фантазию". Мысль, которая сложилась про-
шлой зимой. Здесь был архиерей, я написал в честь его приезда. Встретясь с ним, предлагал ему, но он не взял, объяснив, что все бумаги получает через консисторию (?). Если найдете возможным, отдайте напечатать брошюрку из этой мысли. Для простого народа, думаю, это будет полезно.
Передайте душевный привет всем братьям и сестрам по духу. Желаю вам всего хорошего.
ПИСЬМО ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЕ.
18 августа 1898 г., село Обдорск.
Дрожайшие родители, старичек и нянюшка! Уведомляю вас, я здоров и благолучен слава Богу.
Прошу Господа о вашем благополучии. Сердечно с любовью кланяюсь и желаю всего лучшего. Присылаю привет и всем братьям и сестрам во Христе.
Федя Вышлов у меня был и передал от всех вас поклон; душевно вас благодарю, - спаси вас Господи спасением вечным. У меня он был очень короткое время; здесь его арестовали и вероятно до самого дома пойдет по этапу. А может в Тобольске губернатор освободит его.
Может Господь скоро всех нас соединит по выселению за границу.
Лето здесь было очень теплое. Я прожил хорошо и весело; косил сено, собирал ягоды и вообще жил все больше в поле.
От Якутских братьев писем не получаю. Нас всех разосланных должны бы возвратить в свои семьи для выселения за границу.
Целую вас, милые старичек и нянюшка, и всем желаю всего хорошего от Бога.
ПИСЬМО ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТОЕ.
22 ноября 1898 г., село Обдорск.
Милые старичек и нянюшка со всем вашим семейством! Присылаю вам душевный привет и прошу Господа об вашем благополучии. Сердечно кланяюсь и всем братцам и сестрицам во Христе и желаю всего и всего лучшего. Письмо ваше от 12-го сентября со сто пятью рублями и посылку, обозначенную в этом письме, - бешмет и другие вещи, - я получил. Спаси вас Господи спасением вечным за вашу добрую ко мне память и радушие. Еще несколько раз благодарю вас всех, возлюбленные братцы и сестрицы в Господе и вместе с тем убедительно прошу вас так часто посылки мне не посылайте, в особенности из платья: у меня накопилось так много, что обременяет меня, да и денег, о которых я не раз вам уже писал, зачем много так присылаете? Я, за последнее время, привык немного работать и вполне почти можно приобретать здесь на существование. Я знаю, что вы любите меня и сочувствуете моему положению, на что не требуется материальных доказательств. Еще раз прошу вас: - мне так часто и много не посылайте, а если у вас есть остаток от дохода соразмерно с расходами, то вы распределяйте по более нуждающимся в среде вашей жизни, или может некоторые нуждаются разосланные и кроме меня. Письмо с сорока рублями, о котором вы спрашиваете, я также получил и вам на него отвечал.
Адрес сосланных братий в Якутск, мне известен, только письма с трудом доходят друг от друга; напишите им душевный привет от меня. Не получаете ли вы писем из Англии или Америки, - от братьев? Если получали - сообщите мне.
Целую вас, милые старичек и нянюшка, и желаю всем братьям и сестрицам всех благ от Господа. Здоров и благополучен, - слава Богу.
Сын и брат ваш
Петр.
ПИСЬМО ШЕСТИДЕСЯТОЕ. 115)
Ко всем духоборцам большой партии.
6 января 1899 г., село Обдорск.
Поздравляю Вас, милые старичек и нянюшка, а также и всех братьев и сестриц с крещением нашего Господа, открывшего нам путь истинный. Письмо ваше, с 30 рублями от 27-го ноября, я получил. Душевно вас всех благодарю, спаси вас Господи спасением вечным за память и доброе ко мне пожелание, я здоров и благополучен, слава Богу. О выселении наших за границу мне известно из печати в газетах; об этом пишут, что выбор пал на Канаду. Эта местность хорошая только, конечно, необходимо постепенно свыкаться с условиями жизни в новой стране. Мне пишут, что в Америке вообще обучение грамотности обязательно. Это тем лучше, потому что простая грамотность необходима как пособие в жизни; например, чтобы уметь прочитать и написать. Не надо понимать, что грамотность положительно просветит человека, но, повторяю, она может быть пособием, и, человек, читая книги, может приобретать сведения, а также и мысль его вообще будет развиваться. Вообще я думаю, если нашим Бог даст устроиться в Америке, то обучение грамоте даже необходимо. Хорошо бы было, если бы детей учить грамоте, простое домашнее способие, как это преподается в домашнем быту. Всю остальную жизнь за границей надо устраивать, мне кажется, на общинных основах, то есть, что потребуется необходимое, как то скот, плуги и другие сельскохозяйственные орудия, а также потом и амбары для ссыпки
-----
115) Очень многие из духоборцев это письмо знают наизусть. Оно является как бы руководящим планом в устройстве духоборческого общежития в Канаде. Многие из канадских духоборцев стараются в точности выполнять все эти заветы их руководителя.
хлеба, мельницы и маслобойни для выжимки растительных семян или, например, кузнечные и столярные мастерские, на первых порах хоть маленькие, но должны быть устроены общими силами; каждое село-колония должно это иметь в отдельности. Большими селами селиться не надо. Самое большое 60 семейств. Село должно обстраиваться обыкновенно, небольшими домиками для помещения каждого семейства; улицы должны быть широкие; если селиться придется в лесу, то в окружности села лес не должны вырубать, если же на чистом месте, то на первых же порах улицы должны быть обсажены деревьями, если климат позволит, по возможности, фруктовыми. Да и вообще следует насадить хотя небольшие рощицы.
Целую вас, милые старичек и нянюшка, и шлю всем всем душевный привет закавказским братьям и сестрам.
ПИСЬМО ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВОЕ.
2-го февраля 1899 г., село Обдорск.
Милая нянюшка, получил ваше извещение о кончине дорогого родителя и спешу поделиться с вами соболезнованием. Смерти мы все не избегнем, но все-таки желалось бы еще повидаться через столь долгую разлуку. Вероятно так Господу угодно. Прими Господи, душу родителя нашего в обители свои вечные. Вам, дорогая нянюшка, советую сильно не печалиться; вам за это время и так пришлось много перенести непредвиденных перемен жизни. Пошли Господи тебе терпения и мира душевного.
Пред телеграммой о кончине старичка, вы писали, что братья и сестры все уходят за границу, а вы не знаете, как порешить и вот Господь предрешил, что одного из вас, милая нянюшка, по древности, Господь отозвал от сей земной жизни.
Покойный старичек пожил во славу Божью достаточно во плоти и дети его, слава Богу, определены. Ему только и оставалось с миром отойти к Отцу, от которого мы получаем жизнь.
Целую тебя дрожайшая нянюшка и прошу Господа о послании тебе мира и сиокойствия.
Сердечно кланяюсь Маше и Груне с детками, а также и всем братьям и сестрам, которые есть с вами. Если все близкие вам люди, милая нянюшка, ушли с Кавказа и тебе оставаться было бы не с кем, я предлагаю свой совет: в дальнюю дорогу ты уж не собирайся, а вот с миром можешь поехать на Холодное, там еще остаются наши братья и сестры.
Если пожелаешь, за тобой приедут хоть Алеша Воробьев и будет тебя наблюдать, как родную мать. Он мне ведь брат и я ему об этом напишу. Может мы, все твои дети, будем освобождены, тогда ты лично нами будешь присмотрена и сейчас тебя Господь Бог не оставит. Я мог бы посоветовать, чтобы и тебя перевезли за границу в местность, где поселятся наши братья, но, по древности твоих лет, эта переездка будет очень беспокойна. Надо разуметь так, что места пред Господом Богом все одинаковы. Молодые люди переселяются для жизни лучшей на земле; в преклониых же летах надо только искать милости пред лицом Господа о успокоении души в вечной жизни.
Письма последние от вас я все получил, а также и 25 рублей. Сердечно благодарю всех братьев и сестер за любовь ко мне; так старайтесь и между собой любить друг друга.
О переселении или выезде наших из Батума о всех партиях пишется в газетах и я читаю здесь. Прошу Господа, чтобы они благополучно переплыли океан и достигли назначенной им местности.
Еще желаю вам, милая нянюшка, и всем братьям и сестрам во Христе, всех благ от Бога.
ПЙСЬМО ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОЕ.
3-го марта 1899 г., село Обдорск.
Милая нянюшка! Уведомляю вас, письмо ваше помеченное 25 января, - я получил. С прискорбием прочел о кончине дорогого родителя, но на все воля Господа. Прошу Бога о твоем душевном спокойствии и телесном здоровье, милая нянюшка. Старичку же вечный покой в обителях Отца небесного.
Телеграмму вашу о кончине старичка я получил и писал вам на нее письмо, вероятно вы его получили 116). Душевно желаю всего хорошего от Бога Маше и Груне с детками, а также и всем братьям и сестрам во Христе шлю сердечный привет и благодарю от полного сердца за то, что они призревают тебя, дорогая нянюшка. О себе уведомляю, я здоров и благополучен, слава Богу.
О выезде наших за границу мне известно подробно и там принимают участие в ихнем положении много добрых людей, только такую помощь надо помнить и быть благодарными Богу. Самое главное - если Господь даст благополучного переправления через океан и поселиться там надо дружно, в мире и согласии трудиться около земли.
И от времени все понесенные печали и также помощь посторонних может возместиться и можно будет постепенно возвращать эту материальную помощь, которую дают теперь добрые люди. Об устройстве в Канаде пересилившихся, а также об остальных, которые намерены выехать, - как вы пишите, - весной, я думаю надо полагаться на Бога и на совместные силы и разум каждого за себя человека. Я говорю это больше по отношению самого себя, то есть если бы вы хотели иметь от меня совет.
Конечно, если бы я фактически участвовал в переселении в партии наших братьев, тогда я мог бы иметь право голоса, как член общины в ее общих интере-
-----
116) См. шестьдесят первое письмо П. В. Веригина (стр. 133).
сах. Сейчас же свой совет я считаю совершенно неуместным, потому что на месте данного дела решать удобней, чем со стороны...
Целую тебя, милая нянюшка, и всем братьям и сестрам желаю всех благ от Бога.
P. S. Слухи есть, что нас всех из Сибири отпустят также за границу, тогда мы немедленно как либо выберемся.
ПИСЬМО ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕ 117).
20 декабря 1899 г., село Обдорск.
Господь благословит тебя, милая нянюшка! Приношу тебе сыновное почтение и от полной души желаю всех благ в мире. Шлю душевный привет дорогим сестрам: Анюте, Оне, Маше и Груне с семействами, а также передайте от меня доброе пожелание всем братьям и сестрам во Христе. Счастливый и добрый вам путь жизни на новых местах, где Господь благоволил вам устроиться.
Я с чувством благоговения жду того дня, когда увижусь с Вами. Что многие из вашей партии простились с жизнью этого мира, на все это да будет воля Господа.
С отбытием вас с Кавказа, писем от вас я получал очень много, вам пишу только первое. Сердечно благодарю всех братий и сестер за добрую память обо мне. Спаси вас Господи спасением вечным.
Целую тебя, милая нянюшка, и еще желаю вам всем всех благ от Господа Бога. Здоров, слава Богу.
Любящий вас навсегда сын и брат ваш Петр.
-----
117) Это письмо, - последнее полученное от П. В. Веригина из с. Обдорска. Русское правительство больше не пропускает от него ни одного письма.
ПИСЬМО ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОЕ 118)
К Николаю Трофимовичу Изюмченко.
20 Июня 1895 г., село Обдорск.
Христос Воскрес!
Дорогой Николай Трофимович, здравствуйте! С приездом вас. Сообщаю вам, я здоров, слава Богу. Живу весело и благополучно.
Желал бы непременно увидеться с вами.
Самое уместное я могу предложить вам перевестись в Обдорск; потому, скажу вам, разницы почти никакой не будет от Березова.
Мне же проситься переехать в Березов, пожалуй не позволят; да при том по бумажным делам с правительством, я стараюсь, по возможности, ничего общего не иметь.
Вам, я думаю, вполне бы разрешили, и мы вместях, надо предполагать, устроились бы жить лучше.
Переписка ваша под контролем?
Моя да, и переписка здесь весьма затруднительна. Почему-то еще установлено правило, на всю страховую корреспонденцию повестки я должен доверять исправнику. - Тогда как, я думаю, он бы получать мог и прямо непосредственно. В результате выходит большая проволочка. Мое убеждение: если правительству надо прочитывать мои
-----
118) Все письма П. В. Веригина за 1895 год, помещенные в в этом дополнении, были доставлены нам после того, как текст книги наполовину был отпечатан, а потому они и не могли занять место соответственно хронологическому порядку.
письма, оно может их брать с почтамта. Если же требуется доверенность, то я оставляю право доверить кому пожелаю.
Таким путем в Березове собралось моих писем штук 15 если не больше. Раньше я совсем не возвращал присланных мне повесток, недавно же все их заверил на частного человека в Березове. Постарайтесь с ним встретиться и кстати узнайте, получил ли он повестки от меня, также и письма по ним, и почему мне не высылает? - Скажите ему если не будет попутчика, - то пусть он их, то есть письма, сдаст исправнику для досылки мне.
Да! Если бы нам съехаться жить вместе!
Если кто в Березове получает "Неделю", в 25 или 24 номере, в последних известиях, посмотрите, из наших еще много последовало арестов.
Братски целую вас и желаю от Бога всего хорошего.
Присылаю 25 рубликов. Письмо ваше от 11 июля получено.
Прилагаемые два письма в Березове раздайте, (оба ссыльные), остальные сдайте на почту.
4 Августа 1895 г., село Обдорск.
Мир вам, дорогой брат Алексей Семенович! А если с вами и Николай, то равно и ему; только сообщите как его имя и отчество, и тот ли это Николай, которого койка стояла рядом с моей? Если да, то обоим вам желаю от души счастья, - он оставил во мне доброе впечатление.
Как вас Господь Бог милует? Как живете? И благополучно ли дошли? - Представьте себе, ваше письмо, -
московское, - я только что получил и прочел его с радостью, хотя оно и прислано из неприветливого местечка. но за то от живых людей.
От Евгения Ивановича я получил известия, что вы уже в дороге и шли путь благополучно, весело и бодро.
Если вы на месте, как встретило вас новое местожительство? Бог вам в помощь! Просите здоровья и начинайте работать. - Может вам кажется и тяжело, но это только на первых порах. А если всмотреться серьезно, дорогие братия, то много-ли надо человеку, чтобы жить честными трудами? Тем более для нас, маленьких людей. Большим пусть большая и доля, нам же, что пошлет Создатель, того и довольно. В особенности имея в залоге такое обещание "печитесь прежде о царствии Божием, все же остальное дастся вам". 119).
О себе скажу, я здоров слава Богу; стараюсь и душою вполне стать здоровым, то есть стремлюсь к совершенству, на сколько возможно и позволительно это человеку греховному. - Впрочем, на грех я смотрю как на условный процесс и вполне зависящий от наших привычек.
Конечно, вопрос этот очень растяжим и условен: "Что же грех, а что нет?" На это мы возьмем точку общепринятого выражения: "мы должны любить друг друга*. И весьма, - надо сказать - это естественно. Основываясь на сказанном даже прежде нас, - я думаю, что краеугольным камнем в этом должно быть то, что "мы не должны обижать друг друга". Даже прежде, чем любить.
Я говорю это для себя, как для непривычного любить. Поступая так "внешне, искусственно", можно свыкнуться и провести в "действительную жизнь души".
Да! Господь мне очень помогает, но я ленив и невнимателен.
Какова участь всех сотоварищей вашей камеры? - Будете писать, упомяните по возможности обо всех, куда их поселили? А может с кем-либо и ведете переписку, то и поклоннтесь от меня.
-----
119) Ср. "Евангелие" Матфея, гл. 6, ст. 33.
Присылаю вам двадцать пять рубликов и прошу не обессудьте, что мало. Последнее время я стал не любить материальное богатство, а потому многого и не имею. Хотя, откровенно говоря, совесть старается не скрывать, и скажу, что я еще богат и скряга. Да и здесь иногда приходится по возможности делиться, что же делать! Мир сложен из материальной жизни.
Вас, дорогой Алексей Семенович, совесть моя не позволила крайне сделать исключением хотя я и считал бы вас братом более чем других. Посылая вам много, я здесь оставил бы человека, не подав ему кусок хлеба, хотя, повторяю. как и чужому.
Вам скажу как другу, я посылаю тоже как на хлеб, в этом смысле я признаю помощь. - А вперед желаю вам здоровья и охоты, чтобы трудиться.
Я с весны занимался немного огородом, поставил небольшой парник; огурцы сейчас только выходят, то есть созревают, и то еще не совсем и мало.
Летом ходил иногда в поденщики, работал у кузнеца, клал печи, был на покосе. Определенного же занятия и труда не имею, а потому, - повторяю, - очень ленив.
С Божьею помощью буду исправляться. - Потому "кто не хочет работать, тот и не ешь". 120)
Как получите, так и отвечайте и, по возможности, пишите подробней. Полученное ваше письмо мне предоставило радость, вы поговорили как друг, как брат, как человек.
Адресуйте так: В Березов. Тобольской губернии. Е. В. Исправнику. Передать в Обдорск П. Веригину.
Все равно, письма мои прочитываются и так на много сократится время в получке.
Ваше письмо я получил вчера, то есть 3 сего августа"
-----
120) См. "Второе послание к Фессалийцам", гл. 3, ст. 10.
ПИСЬМО ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЕ.
12 Декабря 1895 г., село Обдорск.
Простите, дорогой брат Алексей Семенович, что долго я вам не писал, - ждал от вас письма и именно этого, которое сейчас получил.
Сравнительно оно дошло так скоро: у вас помечено вторым ноябрем, я получил третьего декабря. Я рад вашему привету и благодарю Бога что вы здоровы и бодры. Лередайте привет и всем вашим друзьям. Дай Бог вам жить по-братски. Я вам завидую, что вы можете копаться в земле, и поддерживать жизнь своими трудами, тогда как я не могу этого делать. Весь пришлый люд в Обдорском округе живет эксплуатацией местного населения. Жить если собственными трудами, то надо заниматься рыболовством и оленеводством. Только эти две отрасли и позволяют местные условия. У меня есть мечта: если бы меня совсем оставили в Обдорске - пойти в тундры и сделаться оленеводом и рыбопромышленником; словом, в полном смысле стать местным жителем. Условия фактической жизни, законно-здоровой жизни, таковы: платье из оленьей кожи, носить на голом теле, питаться рыбой и оленьим мясом - сырым.
Я индивидуалист, - цель моей жизни не бороться с природой, а подчиняться ее законам. Я не сторонник тех людей, которые, приехав из юга, начинают учить остяка и самоеда как жить. Это напрасный труд, - стараться навязать остяку пальто вместо "мальцы" и "гуся" из оленьих кож, и вместо сырого мяса навязывать хлеб, чай и даже апельсин... Что действительно и привозят в Обдорск, развращая законно-природную местную жизнь.
Скажите пожалуйста, справедливо ли это: навязывать финики человеку живущему в полярных странах и, наоборот, предлагать в пищу мясо аравийцам?...
Раз местность чего-либо не производит, не нужно требовать насильно. Природа практический эконом существующего; она хорошо знает чего запасти и что иметь в данной местности.
Что человек должен-ли сдирать кожу с животных, - надевая на себя, - питаясь их мясом и жить? В таких суровых местностях как север, это хоть и совершенно другой вопрос, но я ответил бы отрицательно.
И в самом деле, если только всмотреться, сколько человек взял на себя излишнего труда и неестественной заботы. Хотя и сказано: "в поте лица своего достанешь хлеб" 121), но это ведь произошло от того, что человек, потеряв чувство "положения" гостя, возмечтал стать хозяином, и это-то состояние - ответственности и заставило его трепетать за жизнь; в нем родился страх, что если он помрет, то он погибнет в конец. Эта мысль и заставила его заботиться насильственно о сохранении жизни и человек поработил себя физическому неестественному труду. Измучившись и убедившись в неверности своего дерзновения, он раскаялся в своей гордости и тогда явился человек провозгласивший, что; "не одним хлебом может быть жив человек" 122). Или: "птицы небесные не сеют, не пашут, но бывают сыты" 123). Этим Господь Бог освобождал человека от рабства физического труда, как "вола" от ярма; и выпущал на СВОБОДУ. И виноват ли хозяин если вол не хочет выйти из ярма?... Не взять же кнут и выгнать его!? Тогда бы вышло насилие, а так как Господь Бог есть свобода, то не может действовать насилием. Все зависит от нас, быть свободными или рабами. Нехорошо быть рабом, но еще хуже порабощать других. Это-то и есть та тьма, в которой блуждал человек до рождения Христа. Почему-то и сейчас человек очень и очень боится смерти, на столько, что даже строит замки, чтобы сохранить жизнь; хотя и видит, что не может удержать ее насильственно, а тем более умереть бесследно, - чего он боится, - потому что состоит частью целого, всего существующего и ни в каком случае не может выделиться из него. В результате тщетного труда и выходит бессмысленное порабощение самого себя.
-----
121) Ср. Первая книга Моисеева: "Бытие" гл. 2 ст. 19.
122) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 4, ст. 4.
123) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 6, ст. 20.
Человек, мечтая сделать жизнь удобнее, а тем более сохранить ее, делает мосты, взрывает скалы, проводит дороги и тому подобные предприятия, стоющие миллионы человеческих же жертв и более еще, неестественного рабского "животного" труда, тем думая помочь себе, не разумея того, что главный смысл такого удобства им же определяется в том, чтобы быстрее съехаться и уничтожить друг друга. Представьте себе, что все животные могут переплывать какие угодно реки, человек же лишился даже такого самого простого законного свойства.
Столкните вы какое угодно животное - не бывавшее - в воду и оно, забившись, поплывет. Человеку же надо учиться, иначе он утонет.
Какой позор и какая низость удалиться так от природы!
Животные не тонут потому, что вполне доверяют свою жизнь природе и она спасает их, человек же, напротив, всегда боится и не доверяет, а потому природа во многом и не покровительствует ему. - Мне здесь рассказывают, что во время передвижения белки, она массами переплывает Обь иногда при ширине верст пять и более. Я полагаю, что и человек бы мог переплывать при естественных надобностях. Но главное то, что он не может без мостов перетащить на другой берег в сто тысяч и более пудов орудий... 124).
Такое размышление можно отнести к фантазии, но иногда я бываю совершенно уверен в справедливости высказанного.
В следующем письме сообщите каков ростет у вас хлеб, качество его и род. Есть ли хотя какие-либо фруктовые деревья и тому подобное?
Как живут люди вообще и какое их нравственное состояние?
Скажите, дорогой Алексей Семенович, по отношению вашей ссылки, навсегда-ли вы поселены в Сибири или можете чрез сколько времени выехать? Если нет, то важно, женаты ли вы? Если нет, то не следовало ли бы обзавестись семьей, для более покойной жизни? Или, кажется, с семьей еще больше хлопот, тем более, что
-----
124) Ср. семнадцатое письмо П. В. Веригина, стр. 39, 40 и 41.
"женивый печется о жене и о детях своих, не женивый же о Боге и о спасении души своей" 125). Впрочем и не женатому можно заботиться о людях, делая им помощь, чрез что возможно и спасение души.
Мое мнение: лучше не заводиться своим собственным домом. Если бы вы вздумали обзавестись, то пишите, я немного вам могу помочь, если буду иметь в то время. К нам стоит ли приезжать? Ко мне недавно приезжал знакомый с Кавказа. Ему не позволили оставаться у меня, даже видеться. Мы виделись, но из Березова прискакал надзиратель, арестовал его и увез немедленно. Да и вообще, дорогой Алексей Семенович, что же из поездок мы извлечем? Положим, если бы мы встретились, то поговорили бы много и много кое о чем.
Говорят, скоро будет коронация и может меня освободят, тогда бы я непременно постарался заехать к вам. Да и вообще я намерен просить, чтобы меня перевели где растет хлеб, чтобы я мог заниматься трудом. Здесь, по обыкновению, я продолжаю кое-что работать, преимущественно по столярному ремеслу, хотя очень и очень мало.
Читали ли вы что либо о погроме моих братьев на Кавказе?
Присылаю вам газеты: два номера "Недели", два номера "Русских Ведомостей" и одну вырезку из "Русских же Ведомостей", в которых помещены очерки о "духоборцах". Предупреждаю, что слово "духоборец" означает "мы в духе и душой исповедуем Господа Бога и духом святым боремся против плотских немощей и грехов" 126).
Газеты эти мне прислал Иван Михайлович Трегубов и в письме просил отметить "что правда и что ложь" на газетах же. Я счел это излишним 127). Прошу вас поберегите эти газеты, я запрошу его, если они ему нужны, вы вышлите. "Неделю" я получаю.
-----
125) Ср. "Первое послания к Коринфянам" гл. 7, ст. 32, 33, 34.
126) См. сороковое примечание к семнадцатому письму П. В. Веригина (стр. 42).
127) См. об этом же четырнадцатое письмо П. В. Веригина, стр. 29.
В "Очерках" много справедливого, а также много есть и неверного, как и вообще бывает при таких случаях то есть, если что-либо берут описывать, всегда вкрадутся ошибки; переживать факт самому или описывать со стороны, две великих разницы. В особенности если берут быт народа. Я скажу только, что религиозные наши воззрения, (которые мы стараемся проводить в жизнь), основываются на том, чтобы "любить Господа Бога всем сердцем своим и всею душою своею" и "любить ближнего своего как самого себя". Бога же мы представляем, что "он есть неограниченная любовь". По силе этой неограниченной, всеобнимающей любви, держится все существующее. Зло разрушает, - любовь созидает.
В частности - потому мы и стараемся, по возможности, не разрушать жизнь в чем бы она не была, в особенности же человека. Человек есть храм Бога живого и разрушать его нехорошо.
Почему раньше мы не преследовались? Истинное христианство сыскони преследовалось потому, что оно вредно какому бы то ни было государственному строю. Стань народ исполнять девиз "кто ударит тебя в щеку, подставь другую", что же произойдет? Полнейшее распадение. В результате образовалось бы, конечно, полное воссоединение народов, но люди боятся довериться друг другу.
На Кавказе же наши прожили благополучно пятьдесят с лишком лет потому, что там не было воинской повинности. С 1886-го же года, когда с них потребовали солдат, они вынуждены были заявить свои воззрения; что будто недавно у них образовалось убеждение, что нельзя убивать людей, это ошибочно. И раньше наши, как христиане, ясно разумели, что убивать человека, какого бы ни было, хотя бы и турка, нельзя 128).
Поздравляю вас, дорогой брат, с Рождеством Христа, или вернее, с рождением нас и крещением в Бога Отца, чрез Иисуса Христа. Душевно желаю вам всех благ.
-----
128) См. четырнадцатое письмо П. В. Веригина, стр 29 и 30.
28-го ноября 1894 г., ст. Оларевская.
Здравствуйте, дорогой друг!
Наконец-то я иду в вашу Москву... И как бы вы думали? По этапу, - голубчик мой, с солдатами...
Дело в том: что по предписанию министра я переведен из Шенкурска в Березов, Тобольской губернии. По этапу же вот почему я иду.
Правительство и тут сыграло со мной штуку.
По объявлению, мне сразу было предложено поехать на свои средства (с одним проводником), на что я и дал согласие.
Жандармский шенкурский ротмистр, узнав об этом, стал доносить, "что такого опасного человека как Веригин, в никаком случае нельзя отправить с одним провожатым, а надо с двумя и непременно даже с жандармами".
И что же? Цельный слишком месяц по этому делу велась переписка, и вдруг мне объявили, что нужно взнести деньги за двух проводников, туда и обратно и поедут жандармы.
Конечно, это меня воставило в крайнее недоумение, неужели министр мог изменить своему слову? И когда я узнал, что действительно он так поступил, то наотрез отказался ехать на свои средства. Тем более и материяльно выходила громадная разница. По первой смете до Тобольска
-----
129) Письмо к N. N. уже напечатано нами в этой же книге на странице шестой (см. "письмо третье"). Отдавая его в печать, мы имели в руках копию этого письма, напечатанную в "Архиве Льва Николаевича Толстого" (1896 г.). В настоящее время нам доставлен самый подлинник. При сравнении мы убедились, что редакция "Архива", перепечатывая это письмо П. В. Веригина, опустила некоторую часть его, в которой заключаются интересные для нас подробности. Вот почему мы и решили, в "дополнении" к нашей книге, вторично напечатать это письмо П. В. Веригина, в том виде, как оно было им самим написано.
мне нужно было взнести 220 руб. Потому: раз с одним проводником, - второе мы могли еще захватить осеннего пути, то есть на пароходах. - По второму же предложению 450 рублей.
Опасаясь оказаться сребролюбивым в этом частном случае, я купил на 450 руб. катанок и одежды; и раздал нищим Шенкурского участка, а сам пошел по этапу...
Удивительное впечатление произвел этим на шенкурских вообще обывателей, а в особенности на чиновников. - Так как у жандармского были даже назначены люди, которым поехать со мной и вдруг так неожиданно остаться на бобах...
Причина, перевода та, что несколько раз я получал предупреждения, не кормить нищих, а также не помогать неимущим.
На что я в последнее время окончательно ответил: "Что не могу слушаться вас более, чем Господа Иисуса Христа. Потому я это делаю, что Он призывает поступать так". Второе же, - пред этим я послал министру просьбу, в которой указывал на грубое взятничество закавказских чиновников с мужиков, откуда я родиной.
Копию с этой просьбы я послал после, как мне объявили перевод, - в редакцию "Недели" и просил обратить внимание на грубый произвол.
До Вологды осталось пути еще один день. Все это расстояние прошел пешком, потому дал слово еще из Шенкурска. И Господь помог мне. Хотя первые станции было очень тяжело. На ногах образовались даже мозоли. Но потом скоро свыкся.
Приходите, голубчик, увидеться в Москве. Просите только смотрителя, чтобы позволил свидание в канцелярии.
В Москве предполагаю быть дней через пять и буду, конечно, в пересыльном замке.
Со мной едет вслед и Василий Иванович, а также приехал проводить брат, которому я дал ваш адрес; и он наверно заедет к вам.
При этом извещаю вас, что дорогая Степанида Кузь-
мовна 24 августа волею Божьею скончалась. Мы до сих пор жалеем о ней, добрая была душой и нравом.
Простите, любезный NN, что я не ответил вам на последнее письмо. Летом как будто было все некогда, потом возжался с больной Кузьмовной, (болела она восемь недель) - похороны...
Последнее же время стали слухи ходить о высылке. И вот дожидал, чем это все кончится.
В Москве я думаю заявить поехать на свой счет, тем более, говорят, могут оставить до весны.
На Сибирский тракт якобы не идут этапы.
Все это время прогаел бодро и весело. Всего от Шен-курска пути до Вологды 28 дней.