ение в человеках.
Правду сказать, в таком суровом месте, - в отношении окружающей природы, - в котором я живу, меня много поддерживают письма таких людей, как вы и других братий.
Например, с этой же почтой я получил письмо с родины; пишет племянник - сын брата моего - еще совсем молодой парень и говорит: "есть слухи, что нас всех расселят по одиночке, но мы в этом будем видеть промысел Божий, потому - говорят, если высыпать меру пшеницы в одно место, в сухое особенно, то оно
-----
98) Это письмо было напечатано в "Листках Свободного Слова" N 1, (ноябрь 1898 г.), стр. 20. Издания Владимира Черткова. Англия.
99) Это письмо П. В. Веригина, было задержано исправником и отправлено к губернатору. (См. об этом сорок третье письмо П. В. Веригина, стр. 108).
- зерно, так и пролежит бесплодно, если же разбросать, по земле, то получится большой прирост". 100)
Эти девять строк я переписал целиком из письма присланного мне племянником. Сколько горько-разумного в таком самопожертвовании... Если бы мы могли быть, на самом деле, полезным зерном, из которого мог бы взойти и созреть колос питательного хлеба!
Сейчас, из действий нашей общины, я не вижу пока ничего особенно хорошего, но надеюсь, из нашей общины должны выйти хоть немного истинных христиан. Теперь же происходит период брожения, как бы заквашенного теста.
За себя скажу: самой главной необходимостью считаю усвоить дух Христа, дух мира, любви, а в том, что нас расселят или выселят куда-либо - дело безразличное. Это дело времени, которое все покоряет под свой закон.
Если расселят поодиночке, я вполне согласен с мнением вышеупомянутого, молодого христианнна; если же выселят нас куда-либо в одно место, то я начинаю уже представлять ту возможную жизнь. Мы ее начали бы, с помощью Бога, на совершенно общинных, братских основаниях. Устроили бы школы грамотности, постарались бы установить правильное отношение к земле, по отделу сельского хозяйства и тому подобное.
Самое же бесполезное и хлопотное дело, это если бы всех христиан стали бы заточать в тюрьмы; здесь - для нас - большой авторитет пред народом; теряют же сами заточатели, потому что выкажут свои явно грубые стороны. Грубость же, надо надеяться, скоро вообще не будет уважаться!..
Книжку о "Восточной Сибири" прочел, из которой видно, что слово "Сибирь" не так страшно на практике, как о нем думают европейцы.
Скоро празднование дня рождения Христа; пожелаем друг другу возродиться от Христа, став его сообщниками в смиренной и доброй жизни.
Вы запрашиваете о братьях; мне о них также ничего неизвестно. Я написал их родственникам, если их
-----
100) Этот молодой человек писал из тюрьмы.
еще долго не будет, то родственники должны предъявить правительству о их потере. Вы также справьтесь тщательнее; может они в тюремных замках в Москве, или еще где-нибудь там.
Целую вас братски и от души желаю всех благ от Господа Бога.
Не отправив этого письма, спешу оговориться за свой недовольный отзыв о здешней местности. В общем я доволен своим положением, да и здесь есть прелести, которыми другие страны не обладают. Здесь на днях было северное сияние, величину и красоту которого трудно описать. Все небо казалось как бы воспламеняющимся, и важно то, что пламя видимо было со всех сторон; лучи, подымаясь к куполу неба, составляли по середине, как бы корону. Вид был очень и очень великолепен и удивителен. Жители говорят, что не запомнят такого обширного. Я жил на Кольском полуострове, и там вообще северное сияние больше, чем здесь, но такого вида не было.
Не было ли оно видимо у вас в Москве от 8 до 12 часов ночи, на 2-ое число декабря?
ПИСЬМО СОРОК ТРЕТЬЕ. 101)
К Ивану Михайловичу Трегубову.
21 января 1897 г., село Обдорск.
Дорогой Иван Михайлович!
Прилагаю при сем копию с письма, посланного вам от 23 декабря, которое исправник, задержав, отправил
-----
101) Это письмо было напечатано в "Листках Свободного Слова", N 1 (ноябрь, 1898 г.), стр. 18. Издание Владимира Черткова. Англия.
губернатору. 102) Я потому вам присылаю копию, чтобы вы были спокойны, что в нем ничего не было предосудительного. Губернатору, вместе с вашим, отправлено и еще одно на имя Конкина в Мезень. Не знаю, почему исправнику явилась такая мысль, задержать мои письма; раньше это редко случалось.
В письме к Конкину я о христианском движении отзывался, как о совершенно законном, по времени, явлении и питал надежду, что в недалеком будущем деспотизм будет заменен милосердием. И такие меры, которые прининает правительство, ссылая, например, какого-либо Веригина, или Конкина, совершенно бесполезны и мелочны. Это все равно, если бы люди стали возить тачками песок и засыпать течение большой реки. Так и прекратить Христово учение - невозможно.
Еще я высказывался, что такие большие люди, как Вильгельм германский и другие, или не понимают, или обманывают большинство людей, что мир и любовь возможно распространять жестокими мерами и насилием. Не понимать этого в наше время, - время знания и прогресса, - стыдно, а потому второе предположение вероятнее.
Это все, конечно, знает и Конкин, но я с ним в письме хотел побеседовать. И вот, вероятно, исправнику показалось это неуместным, и он задержал письмо. Если письмо будет отослано министру, я буду даже доволен.
Савенков, Чевельдеев и Обросимов 108) находятся в замке. Почему их там держат - неизвестно.
Вам, вероятно, известно, что из нашей общины всех, которым итти в солдаты, будут посылать в ссылку. Бывших в дисциплинарном батальоне уже перевели в гражданскую тюрьму. К чему отнести то явление, что Лебедев, первый сложивший оружие, теперь, кажется, первый идет на компромисс? Всего пять человек, из 37-ми, согласились исполнить требования правительства. Замечательно только тем, что все эти пять человек грамотны
-----
107) См. сорок второе письмо П. В. Веригина. стр. 106.
108) Духоборцы, ездившие один за другими на свидание с П. В. Веригиным и арестованные на пути.
и почти довольно хорошо. Сообщите вобще ваше впечатление и вообще, что у вас нового.
Если, - как слухи есть, - всех христиан в России будут посылать в Якутскую губ. и поселять в местах суровых, - в климатическом отношении, - то это будет все-таки жестоко со стороны властей. Кто дал им право так жестоко обращаться с людьми? Я думаю, необходимо сделать воззвание к христианам всех стран и в недалеком будущем сделать конгресс в одной из заграничных местностей.
Конгресс-съезд необходим потому, чтобы потом войти оффициально с предъявлением ко всем императорским дворам в защиту учения Христа на земле.
Если мы поближе всмотримся в учение Христа, то мы увидим, что это учение есть учение гуманности, благородства, что не отрицает почти и все человечество, то есть люди, стоящие во главе властей мира сего.
Требуется только резко и оффициально предъявить им, чтобы они не стесняли людей, которые хотят осуществлять истинное благородство на земле. Если деспотизм и существует еще в громадных размерах, то пусть они не заставляют участвовать в нем людей, которые не желают. Если правительства сами не могут взять на себя роли распространения гуманизма, благородства, любви, то пусть они не стесняют других. И вот конгресс-съезд христианства, по моему мнению, необходим.
ПИСЬМО СОРОК ЧЕТВЕРТОЕ. 104)
К духоборцам сосланным в Сибирь.
20 февраля 1897 г., село Обдорск.
Мир вам, милые братья! Господи пошли вам терпения и осени вас покровом пресвятая Богородица.
Не печальтесь, милые друзья, что долог путь, - далеко только спасение от грешника. Трудный путь ведет к вечной жизни. Господь Бог облегчит наше положение; иго Его и бремя покажется легким и будет благо. 105) Да при том мы предупреждены Спасителем-Христом, который сказал пред апостолами: "Меня гнали - будут гнать и вас". 106) Мужайтесь и крепитесь: скоро последует избавление христиан от гонения. "Не бойтесь убивающих плоть, души же вашей не могущих коснуться". 107) Да, - истинны все изречения Христовы!
Как жалки все истязатели человеков! В особенности когда они хотят уничтожить дух и стремления лица, а тело разрушают, - как они поступили со Христом Господом. Вероятно еше долго будут страдать во зле народы! Когда всмотришься в окружающую жизнь, то чувствуешь себя, как во сне и видно царствие Божие до тех пор не водворится на земле, пока мы совершенно не изгоним гордость из сердец своих, потому что Спаситель говорит: "царствие Божие внутри вас". 108)
Письмо ваше, посланное из Тюмени от 14-го января, а также из Тулы 27-го декабря 1896 года - получил; душевно вас всех, милые братцы, благодарю; спаси вас Господи спасением вечным за вашу память и добрые пожелания.
На ваше письмо из дисциплинарного батальона я отве-
-----
104) Это письмо было напечатано в периодическом сборнике "Свободное Слово" N 1 (стр. 206). Издание Вл. Черткова. Англия. 1898 г.
105) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 11, ст. 30.
106) Ср. "Евавгелие" Иоанна гл. 15, ст. 20.
107) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 10, ст. 28.
108) См. "Евангелие" Луки гл. 17, ст. 21.
чал вам; что не взяли с собою сестер - жен, - это хорошо поступили. Если благополучно доедете до места и какова будет жизнь, то они могут приехать по воле. Бы боитесь "суровости климата". Якутская область очень большая. Где вас поселят, можно потом хлопотать, чтобы поселили, где родится хлеб. Вы же старайтесь заранее приобрести какое-либо ремесло, чтобы заработать дневное пропитание. Такие суровые гонения на христиан скоро изменятся. Вы слышали, наши все наименованы "христианская община всемирного братства"; - под этим названием надо разуметь, что мы на всех людей смотрим как на братьев, потому что это завет Христа. В Божьем царстве нет ни еллина, ни иудея, ни самарянина, а все равны. 109) От одного названия мало может быть пользы, а надо, конечно, стараться жить по-христиански, где бы человек не был.
Я здоров и благополучен, слава Господу Богу. Целую вас с братской любовью и душевно желаю вам всем, милые друзья, всех благ от Господа Бога.
Любящий вас брат ваш Петр.
Присылаю вам на хлеб-соль 25 рублей.
Ко всем духоборцам большой партии.
3 марта 1897 г., село Обдорск.
Возлюбленные братцы и сестрицы в Господе Иисусе Христе и пресвятой Богородице!
Мир вам и благодать.
Получил ваше письмо, посланное 1-го января, от всех селений "христианской общины всемирного братства"!
Душевно радуюсь и благодарю Отца небесного, что вы
-----
109) См. тридцать пятое письмо П. В. Веригина, стр. 92.
желаете жить в Господе, "возлюбив ближнего своего, как самого себя". 110)
Еще немного труда и Господь избавит нас от всякого искушения. - Христос говорит к овцам Отца небесного: "не бойся малое стадо, ибо Господь благоволил жить в вас". 111)
Старайтесь не принуждать ни в чем друг друга, а пусть каждый выбирает путь по своему желанию, потому что наш Бог, есть Бог любви и свободы.
Все приходящие к истинному Богу должны приходить по воле, а не по принуждению.
Вы пишете, что именуетесь "христианской общиной всемирного братства". Я также желаю принадлежать к этой общине и прошу Господа, чтобы Бог укрепил нас смотреть на всех людей, как на братьев. Потому и на самом деле, все люди ведь одного Отца Господа Бога.
Только ненависть и злоба разъединила так людей, как они сейчас есть.
Хотя сразу нам нельзя смирить свои сердца, но будем постепенно, - с помощью Господа Бога, - делаться Его сыновьями.
Пусть нас обижают, но мы постараемся не помнить обиды, потому что Спаситель Христос большие переносил обиды, но молился за людей, которые его казнили.
Земная жизнь недолговечна, если человек претерпит за имя Господа, пребывая в смирении и кротости, то ему в сто крат воздастся в вечной жизни.
Ко мне ехал навестить Миша Андросов; на последней станции его задержали и отправили обратно. Кое-что посланное вами, он передал мне; спаси вас Господи всех братьев и сестриц, желаю вам всех благ от Господа Бога.
Здоров, слава Богу, любящий вас брат ваш
-----
110) Ср. "Евангелие" Марка гл. 12, ст. 33.
111) Ср. "Евангелие" Луки гл. 12, ст. 32.
18 марта 1897 г., село Обдорск.
Милые мои родитсли, старичек и нянюшка, а также дорогие сестры Маша и Груня с вашими детками.
Уведомляю вас, по милости Господа Бога, я здоров и благополучен.
Письмо ваше, посланное 2-го января я получил, а также и раньше письмо с 50 рублями и белье получено.
Душевно вас всех, родные, благодарю, спаси вас Господи спасением вечным за добрые пожелания и за память.
Поздравляю вас, всех братьев и сестриц с Воскресением нас верой в Спасителя. Христос воскрес! Целую вас и всем, всем душевно желаю всех благ от Господа Бога, наипаче же быть воздержными от всех худых дел и смиренными, потому что смирен и кроток Спаситель Христос.
Еще желаю вам, милые родители и все братцы и сестрицы, всего хорошего.
Любящий вас сын и брат ваш
К духоборцам заключенным в тюрьме.
18 марта 1897 г., село Обдорск.
Христос воскрес! - дорогие братья.
Всем находящимся в вере Господа Бога Иисуса Христа шлю душевный привет, мир и благоволение, даровавшие нам вечное спасение. Целую вас, милые братцы, и от полной души желаю всех благ от Господа Бога и Пресвятой Богородицы.
Я здоров и благополучен, славлю и благодарю Создателя неба и земли.
Письмо ваше, посланное 11-го февраля, я получил. Сердечно вас всех, милые, благодарю; за привет и за пожелания ваши спаси вас Господи спасением вечным. Я благодарю Бога, что вы укрепляетесь в Господе и проводите жизнь безропотно и весело; что некоторые из вас совсем стали питаться только растительной пищей - это хорошо. Но я думаю, молоко можно пока употреблять; оно имеет много питательных соков для нашего тела, и добывается как-бы безгрешно.
Некоторые люди убивают из под маток телят для молока, это, конечно, нехорошо. 112) Пока находитесь в тюрьме советую вам молоко кушать. Серьезно же говоря, пусть каждый поступает так, как Господь Бог ему на душу положит. По моему мнению, каждый человек может пользоваться свободой, что ему делать, что нет. Я думаю пока вы в тюрьме, дорогие братья, то можно бы пить чай, потому что чай немного способствует движению крови в человеке и вообще кипяченая вода не так может быть вредна для желудка. В городах или вообще в населенных местах, вода получается уже порченая, а потому ее надо кипятить искусственно, чтобы порченные в ней продукты умертвить. Желудок человека предназначен тоже для варки пищи, но если в него попадет что-либо очень твердое и порченное, то он не может переваривать; а если желудок перестает работать, то получается болезнь, потому что желудок служит центральной главной батареей, откуда получается жизненная, материальная поддержка для существования человека. По общему поверью фрукты кушать вредно, особенно же в жаркое время. На самом же деле фрукты можно употреблять всегда, только не надо сразу много есть, чтобы желудок был в состоянии переваривать и не надо кушать испорченных фрукт - это действительно вредно. Господь пошлет, может к лету нас всех освободят; если же вас и на будущее лето оставят в замках, то будьте осторожны, в особенности в
-----
112) См. двадцать восьмое письмо П. В. Веригина, стр. 79.
употреблении пищи. В таком положении как в тюрьме, по возможности, надо пищи употреблять меньше; не бойтесь. что можно умереть от истощения телесных сил: будем на свободе, тогда поправимся. Это хорошо, что вам позволяют быть на чистом воздухе: благодарите Бога, а также и тюремную стражу. Старайтесь больше быть в движении на воздухе - это необходимо больше для здоровья, чем пища.
Еще целую вас всех, милые братцы и желаю вам всего лучшего от Господа Бога.
Ко всем духоборцам большой партии.
15 мая 1897 г., село Обдорск.
Христос воскрес и живот даровал всем желающим спасения!
Целую вас всех, милые братцы и сестрицы. Душевно желаю вам всем всех благ от Господа Бога и Пресвятой Богородицы. Будем просить Господа Бога о послании нам духа истины для подкрепления наших немощных сил.
Письмо ваше, посланное 18-го января и 40 руб., я получил. Сердечно вас, дорогие братцы и сестрицы, благодарю; за пожелания ваши, спаси вас Господи спасением вечным.
Меня печалит, братцы и сестрицы, что вы среди большой болезни смертоносной; благодарю, что вы с терпением переносите постигшие нас испытания. Господь Христос сам терпел и переносил всякие оскорбления за истину, чтобы показать пример миру грядущему; даже предал себя на крестную смерть и таким самопожертвованием смерть попрал; своим воскресением Духа Истины показал верующим, что смерть телесная не имеет никакого
значения. На телесную смерть можно смотреть так, что если бы, дорогой поймали человека разбойники, сняли бы с него одежду и тот человек стал бы тосковать и печалиться и даже подумал бы, что после этого он не может существовать и должен умереть. Неразумность такого страха очевидна, потому что, на самом деле, человеку надо только дойти в ближайшее село и попросить добрых людей, которые снабдят одеждой с избытком. Человек, лишающийся жизни тела, лишь бы имел веру в вечную жизнь, - одежду-тело, взамен износившейся, он получит; каким это путем и формой совершится, об этом, то есть о загробной жизни, о форме ее я мало думаю, потому что это есть тайна божественная, одно только, - чувствую.
За детьми, милые братцы и сестрицы, надо с усердием смотреть и заботиться; это необходимая обязанность родителей и всех взрослых, но если они и после этого будут умирать, то не нужно о них печалиться, потому что о них Спаситель сказал: "Не возбраняйте приходить детям, для них уготовлено царствие Божие". 113) Лишь бы люди, окружающие нас, не умирали по причине нашей небрежности, а если по воле Господа, то ведь мы и все перейдем в вечную жизнь, только совершается это не в одно время. Желаю вам всем спасения душ ваших.
Дорогой Ванюша Пономарев, прошу передать письмо это всем братцам и сестрицам во Христе Иисусе.
-----
118) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 19, ст. 14.
Ко всем духоборцам большой партии.
1 Июня 1897 г., село Обдорск.
Письмо ваше от 18-го апреля с 50 рублями, милые родители и все братья, сестрицы, я получил.
Душевно вас всех благодарю. Спаси вас Господи спасением вечным за привет и добрые ваши пожелания.
Я здоров и благополучен, слава Господу Богу.
Посылку - белье и платье - получил и писал вам письмо. Сердечно вас благодарю за ваше ко мне радушие. Я писал вам - денег мне пока не присылайте. Я думаю, в среде братьев есть более нуждающиеся, а потому старайтесь наблюдать сирых и убогих.
Весна и здесь у нас открылась уже давно; сейчас я пишу это письмо и загремел гром первый. Вообще здесь грома очень мало, вероятно потому, что земля дает испарения немного.
Как у вас сие лето Господь пошлет свою благодать на землю?
Я все собираюсь вскопать две-три гряды и посеять кое-что из зелени: редис, лук, салат и другое; раньше бы можно, да не было семян, сейчас только получил из Москвы.
Эти дни занимался: - обстраивал лодку. Купил простую лодку и обснастил ее под косые паруса, - плавать на покос и по осени за ягодами; да и вообще, так иногда погулять. Когда я жил в Коле, там имел парусную лодку и привык плавать, только там было не совсем безопасно: губа, над которой расположен городок, соединяется с океаном и довольно широка и иногда морской ветер застигал нас врасплох. Здесь река и заливы покойны и гулять будет хорошо.
Лодка совсем готова; завтра думаю спустить на воду.
Живу я в доме, с милостию Божиею, один; хозяева уехали на промысел рыбы.
Живет у меня небольшой мальчик-сиротка и служит посыльным.
Мне жить здесь хорошо и радостно на душе, только скорблю за теснимых братьев, особенно которые малосильны духом Божиим. Господь Бог каждому, по желанию, пошлет свою благодать.
Передайте душевный привет всем заключенным.
Желаю вам, милые старичек и нянюшка, все родные, а также и все братцы и сестрицы во Христе Господе, всех благ.
Письмо от братьев с пути от Уфы, я получил, а также от Миши деньги 55 руб. получены; я писал ему письмо, но в Березове оно его не застало, - возвратили обратно мне.
Ко всем духоборцам большое.
5 Июля 1897 г., село Обдорск.
Велико имя Господа Бога по всей земле через рабов Его!
Письмо ваше, возлюбленные братцы и сестрицы во Христе, я получил. Душевно вас всех благодарю за привет и добрые ваши пожелания. Также я получил письмо от братьев, находящихся в Нухинской темнице, в Казахской и от новоарестованных 23-ех человек из Елизаветполя. Если будет случай, передайте им всем от меня сердечный привет. Напишите мне подробно, как содержатся наши братья в Тифлисской тюрьме; допускают ли к ним свидание? И братья мои Гриша, Вася и Ваня Верещагин, находятся вместе с другими или отдельно? Я писал им письмо, но ответа не получаю. Письмо от вас последнее получено, посланное 20-го апреля, от Семы Конкина, которому я написал сейчас же, и адрес, также письмом я получил. Сердечно благодарю вас всех братьев и сестер за добрую память.
Спаси вас Господи, спасением вечным.
Здоров и благополучен, слава Богу.
28 октября 1897 г., село Обдорск.
Уведомляю вас, дорогие родители, старичек и нянюшка, а также и все родные, я здоров и благополучен, - слава Богу.
Целую вас с любовью от всей души, желаю всех благ от Господа Бога.
Давно не писал вам, дорогие старичек и нянюшка, потому что здесь была осенняя распутица, сейчас зимний путь восстановляется.
По получении этого письма и вы сообщите о своем благополучии. Я получил известие, что милый братец наш Лукаша, перешел в вечную жнзнь. Да будет на все воля Божья.
Даруй Господи свое благоволение всем славящим имя Божье.
Желаю вам, милые нянюшка и старичек и все родные, а также и все братцы и сестрицы во Христе, всего хорошего.
Любящий вас сын и брат ваш П.
К расселенным духоборцам.
3 декабря 1897 г., село Обдорск.
Мир вам и благодать, всем братцам и сестрицам расселенным за имя Господа Иисуса Христа. Давно я не писал вам, возлюбленные братцы и сестрицы! Как вас Господь Бог милует? Вести доходят, что среди вас много болеют и умирают; надо уповать на Господа, Он смягчит наше положение. Поздравляю вас, милые братцы
и сестрицы, с днем Рождества Христа Спасителя и желаю всех благ от Господа Бога. Пишите, как вы сейчас живете? Я здоров и благополучен, слава Богу. Работы здесь кое-какие есть и другие, только зима очень долгая; лето всего 3 или 4 месяца. Я, кажется, уже писал вам, что мне объявили еще на пять лет прожить здесь. Желаю вам еще, милые братцы и сестрицы, всех благ от Господа Бога.
Брат ваш во Христе, любящий вас
16 декабря 1897 г., село Обдорск.
Уведомляю вас, милые старичек и нянюшка, я здоров и благополучен слава Богу. Душевно кланяюсь всем и желаю всех благ от Господа Бога; желаю здоровья и бодрости духовной. Дорогим сестрицам Маше и Груне с их детками сердечно кланяюсь и всем братцам и сестрицам духовным желаю всего хорошего. Пишите о вашем благополучии и как у вас проходит зима? Пишут ли вам братья, которые пошли в Якутскую губернию? Я от них письма не получал. Где они находятся? Зимуют ли в Москве или прямо пошли до места? Ванюша Конкин с семейством писал мне из Москвы.
Целую вас, дрожайшие старичек и нянюшка и всем, всем желаю всего хорошего, как в сей жизни, так и в будущем веке.
Любящий вас сын и брат ваш
ПИСЬМО ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОЕ.
14 января 1898 г., село Обдорск.
Дрожайшие мои родители, милый старичек и нянюшка! Уведомляю вас, я здоров и благополучен, слава Богу, Прошу Бога о вашем здоровье и спокойствии; целую вас и от полной души желаю вам всего хорошего. Сердечно кланяюсь всем родным, дорогим сестрицам Маше и Груне с детками и желаю всех благ от Господа Бога; братцам и сестрицам во Христе шлю всем душевный привет с пожеланием всего лучшего. Передайте сердечный привет и всем расселенным братьям и сестрам. Давно я не получаю от вас, милый старичек и нянюшка, писем. Здесь почта ходит в две недели один раз и я с каждой почтой пишу аккуратно. Получаете ли вы письма? Пишите, дрожайшие старичек и нянюшка, и не забывайте своим дорогим, родительским благоволением. Праздники все, - Рождество Христово, Новый год, Крещение нас в Господе, - я проводил весело и благополучно. Как вы живете? Старайтесь, милые братцы и сестрицы, иметь мир в сердцах ваших, потому что в мире Господь пребывает. Мы терпим бедноту и разъединение, но настанет время и Господь Бог воссоединит всех людей и соврачует сердца печальных. Я часто думаю о вас, дражающие родители, и хотелось бы мне чем-либо помогать вам. Ищите помощи в Господе и пресвятой Девы Марии, хлебом же насущным, я надеюсь, братцы и сестрицы вас не оставят. Здесь заработок хотя и не особенно выгоден, но все-таки есть. Смотря как человек будет проживать труды: это очень важно. Мы видим, что есть люди, которые проживают большие состояния в год, а также много и живущих скромно; как те так и другие пользуются одинаковым здоровьем, потому что в богачестве Бог и в скромности Бог. Если богатые
больше получают удовольствия то, я уверен, в скромной жизни более мира душевного и веры в Господа Бога.
Как будут свыкаться на севере высылаемые наши братья? Будет вера в Господа и Господь сохранит каждого человека. Напишите мне, дорогие братцы и сестрицы, как думают жены выселенных итти ли к ним? Мой совет таков, что пусть каждая поступает так, как пожелает ее Бог. Еще целую вас, милые старичек и нянюшка и всем, всем душевно желаю всех благ от Господа Бога.
Любящий вас, сын и брат ваш
25 февраля 1898 г., село Обдорск.
Получил ваши письма, милые старичек и нянюшка! Одно помечено 2 декабря 1897 г., с шестьюдесятью рублями и посылка ценностью на двадцать рублей: белье, брюки и жилет.
За такое радушие и память обо мне, я не в состоянии выразить вам, дрожайшие родители, а также все родные братцы и сестрицы, благодарность; спаси вас Господи спасением вечным.
Уведомляю вас, я здоров и благополучен, слава Господу Богу.
Вы говорите, что вами в июле месяце было послано письмо со ста рублями, я его не получал. Если у вас есть почтовая квитанция, то обратитесь в контору. Нового сообщить вам ничего не могу. Зима здесь, - проходящая, - была очень теплая и снегу мало.
От братьев, сосланных, писем не получаю. Напишите им от меня поклон, а также напишите в Елизаветполь и в Тифлисскую губернию.
Затем, милые старичек и нянюшка, все родные братцы и сестрицы, целую вас и желаю всех благ от Господа Бога.
Любящий вас сын и брат ваш
П.
22 Июля 1898 г., село Обдорск.
Дрожайшие мои родители, милые старичек и нянюшка! Уведомляю вас, я здоров и благополучен, слава Богу; прошу Господа о вашем благополучии и душевно вас благодарю и всех братьев и сестриц за вашу память и добрые ко мне пожелания.
Письмо ваше я получил; недавно получил денежное и еще кто-то посылал из расселенных Тифлисской губер-нии - пятьдесят рублей. Деньги мне выдали, письма же не отдали. Губернатор говорит, что такая переписка не мо-жет допускаться, а что в письме было напнсано - мне неизвестно. Недавно получил деньги от Савенкова, Де-менова и Негреева. Фамилии их мне объявили, писем же так же не отдали. Губернатор задержал у себя. Я ожи-даю, что меня и всех разосланных, таже освободят, чтобы выселиться за границу. Живу я, слава Богу, хорошо, весело. Сейчас косил и ставил сено. Лето сей год здесь очень теплое и безветренное.
Передайте, милые старичек и нянюшка, от меня всем знающим меня, сердечный прнвет с пожеланием всего лучшого от Господа Бога.
Целую вас.
Любящий сын и брат ваш
Петр.
ПИСЬМО ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЕ. 114)
К Льву Николаевичу Толстому.
15 августа 1898 г., село Обдорск.
Уважаемый Лев Николаевич!
...Посылаю вам сердечный привет с пожеланием получить от Бога всего хорошого. Я здоров и благополучен, слава Богу.
После аккуратной переписки между нами, я писал вам еще два или три письма, но вероятно, "цензура" их не переслала по адресу, потому от вас я также не получал письма.
Чтобы поговорить с вами по душе, набралось всего так много, что придется урезывать, боясь, что и при том письмо будет долго.
Недавно в "Руси" прочел ваш очерк о голодовке людей; это хроническое голодование очень и очень печальное положение народа, но еще печальнее то, что не позволяют подавать хлеба голодному человеку. Тогда как отнимание насущного хлеба, открыто допускается и даже всевозможно поощряется!
Упадок духа, или вернее, неразвитость духа в народной жизни, - это бесспорно самая коренная причина всех народных бедствий, но упадок духа или рост его много зависит от материальной обстановки человеческой жизни.
Говоря о духовной помощи народу, я думаю, вы говорите об освобождении народа вообще от вмешательства из вне кого бы то ни было с "помощью". Иначе выходило бы, что природа, Бог и сама жизнь была бы ко всему живущему, в том числе и к человеку, жестоко несправедлива, держа человека в неразвитости духовной.
Мне кажется "искусственные" усилия человека помогать человеку же, в особенности в духовном его развитии, и привело к такому печальному состоянию народных масс.
-----
114) Это письмо, в сокращенном виде, было напечатано в "Листках Свободного Слова" N 2 (стр. 28). Издание В. Черткова. Англия. 1898 г.
Люди мнимо-просвещенные, желая защитить, - не замечая, что сами очень слабы, - от холода человека и постепенно прикрывая тело, нагромоздили столько тяжести, что человеку впору задохнуться. Это рост всех просветительных нагромождений в современной жизни. Надо, по возможности, оставлять все искусственно вырабатывающиеся просветительские "химеры", которые сами живут на народные средства, как и вы справедливо думаете. А дать народу вздохнуть свободно и народ сам окрепнет и разовьется под влиянием мировой эволюции жизни вперед. Нам не надо только стеснять этого движения. По своей малосильности, мы эволюционного движения стеснить, остановить, конечно, не можем, но мы тормозим, уродуем свою же собственную жизнь.
Для примера укажу на такой факт: ведь давно люди развились до сознания, что Бог есть жизнь (слова Христа). Люди же, учителя, заставляют видеть Бога в фигурах, сделанных ремесленником; часто эти фигуры сидят в креслах, в мономаховских шапках! И такое нравоучение считается просвещением, держащее человечество тысячи лет в невежественных оковах, и так далее, и так далее.
Сейчас, в России, народ жаждет не просвещения, а освобождения в широком значении этого слова, освобождения личности вообще от опеки человеческой.
Неужели люди, взявшие бразды просвещения народных масс, не сознают и не видят того простого факта, что все их искусственно выдуманные просветительные вещи тяжело угнетают и без того уже ослабевшую спину труженника-человека.
Прошлой зимой здесь был тобольский губернатор. Попросив к себе меня на квартиру, отнесся крайне любезно, вежливо; мы разговаривали слишком три часа, что было за вечерним чаем; с ним было еще три человека "свиты", которые также принимали участие в собеседовании. С интересом расспрашивали: каким родом познакомился с вами? Когда я ответил, что знаком с вами по переписке, то они крайне удивились, что по переписке можно так близко познакомиться!
Присылаю копию с подробного объяснения министерства внутренних дел.
Я желал бы знать ваше мнение, уважаемый Лев Николаевич, по делу выселения духоборцев за границу. Я лично, почти положительно, против переселения, потому люди нашей общины труждаются в самоусовершенствовании и, следовательно, куда бы мы не переселились, понесем свои слабости с собою; а что за границей свободнее жить личности вообще, я думаю, разница, может быть небольшая. Человечество всюду одинаково.
Если переселение и может состояться, то при условиях: правительство должно возвратить всех расселенных духобррцев ко своим семьям, дать двух-трех летнюю льготу для выселения. Община может послать 3-4 человека доверенных осмотреть местность, да еще вопрос есть ли в Америке свободные места, чтобы население ничего не имело против заселения. Наконец, мы могли бы арендовать 2-3 американских парохода и сразу переехали бы. Наипишите мне пожалуйста, уважаемый Лев Николаевич, не ведете ли вы переписки с американскими знакомыми по поводу переселения духоборческой общины?
Полиция совсем не передает мне писем, а также и от меня никому не пересылает. Можно писать - как губернатор меня предупредил - родителям, да и то чтобы письмо не имело "философических рассуждений". (Выражение губернатора).
В Обдорске находится православная церковная миссия и в этом году сюда командировали двух монахов: - один из Петербурга; они много раз говорили в церкви проповеди о духоборческой общине, о ее зле, опасности для государства и тому подобное. Я предупреждал монахов, если они еще будут продолжать, то вынужден буду заметить им о некоторых несправедливых толкованиях об общине. В одно воскресенье они дали мне право говорить в церкви. Полемика вышла горя