а ярко освещена; шум, гам, движение людей и радость на лицах их, в особенности катающихся на тройках, на площади.
Я невольно было поддался обстановке "веселья", но картина пройденного пути по деревням, предстала пред моими глазами и, как кошмар, стала терзать еще более мою душу. На призыв товарищей любоваться всем красивым, я не мог ничего отвечать: перед моим, почти бессознательным, рассудком проходили картины посменно.
Вот строения, то есть деревня; многие избы накренились на бок, в них еле-еле мерцает огонек. Их убогая обстановка и угрюмые их обитатели: мущины большею частью в "портяных" рубахах, подвязаны пояском, женщины в таких же короткого покроя юбках, их - этих жильцов - сыновья и дочери с доверчивыми физиономиями. И все это молчаливо говорит: "Мы обобраны, но мы терпим." Даже лучина и та с треском высказывает свою грусть: "Я не высушена, потому так тускло горю, а тут кто-то, как будто моя товарка, взяла наполовину от меня света."
Вторая картина: Москва с ее площадью, на которой снег, если перебьется от быстрой и частой езды в пыль, его свозят и посыпают "свежего". Эти гигантские двух-трех-этажные дома, говорящие со смехом: "Мы высоки и стройны за счет своих меныших сестер - деревенских избушек." Люди смеющиеся и в смехе своем выражающие: "Посмотрите на нас, мы обобрали своих братий, которых вы видели в деревне, и беспечно радуемся. Значит, мы умны." Женщины также стараются показать свои чересчур пышные и долгие платья, говорящие с улыбкой: "Что же особенного, если мы из обрезков юбок своих меньших сестер - деревенских баб - пошили себе долгие "приличные" одежды; ведь надо же кому-нибудь и покрасоваться." Даже газовые рожки на площади, - не говоря уже о люстрах в домах - и те говорят: "Мы горим и так ярко пылаем за счет отобранного наполовину света от лучин."
Через час громкий крик конвойных: "Вперед" разбудил меня и мираж, виденный мною, постепенно начал расходиться, и когда мы дошли до замка, он совсем рассеялся. В тюрьме встретились новые картины...
Вот, дорогой брат, какое впечатление переиспытал я о городе, но это, может быть и на самом деле был только мираж или исключение, сопряженное с пристрастием в силу того, что я "деревенский житель".
Работайте в деревне. Господь Бог пошлет вам здоровье и радостный, спокойный дух, в котором и есть истинное счастье.
В отрицании грамотности, на что я имею много причин в своем воззрении, - в письме, повторяю, трудно передать подробные мотивы, и, скажу, вследствии несостоятельности той же грамоты. Как бы вы быстро не писали, но мысль работает скорее: когда вы успеваете написать слово, в мышлении вашем пять проходит бесследно, тогда как разговаривая "живым словом", вы успели бы, может, их высказать.
Приведу только некоторые доводы преимущества живого слова над книгой.
Например: вы любите все красивое, архитектурный вид местности, хорошие нравы людей и, в заключение,
самого человека или тех людей, - о которых я говорю - в данной местности. Вы, по закону общения, стремитесь к ним, чтобы насладиться любовью, личным присуствием. Я представляю такой случай, что вы не были даже в сказанной местности или были давно, но сердце ваше желает знать, все ли там так, как вы представляете. Имея надежду скоро все это видеть, вы вдруг получаете "книгу", в которой описаны все подробности до мелочей о данной местности. Даже люди, состоящие близко к вашему сердцу, охарактеризованы в подробности до самых мелочей, что только проходило над ними в период вашей разлуки или до встречи, к которой вы так стремились. Прочитав с увлечением и как бы пережив даже симптомы присутствия в той местности или среди тех людей, через месяц приходите в ту местность. Я предлагаю вам вопрос: будет ли у вас полный интерес, тот интерес, то желание, которое наполняло вашу душу до прочтения книги? Что случилось со мной, того нет.
Простые письма, как вещь, как механизм, и то много вредят действительности и это резко заметно в таком примере: простой народ, разлучаясь иногда на год и более, редко переписывается и при свидании, подумайте, как он любовно встречается! Их расспросам и ответам нет конца: был ли он здоров? что видел? и тому подобное. Он также расспрашивает о хозяйстве, о том, о сем, и все это в присутствии полной семьи и знакомых, которые сошлись, услышав, что Степан воротился. Разговаривая, Степан рассматривает, с замиранием сердечной любви, все ли тут, которых он желал видеть, потому что переписки он не имел.
В этой простой суете не выражается ли та законная естественвая любовь общения человека с человеком? И думаю, письма могли бы много повредить той любознательности, которой не пользуется переписывающийся класс. Зачем начитанному человеку "живое слово"? Начто ему расспрашивать или разговаривать? - Он и так все знает. А раз у нас будет мало интереса говорить с человеком, само по себе у нас не будет горячего желания встречаться с ним; а раз не будем видеться, какое же общение, какая любовь?...
Сопоставляя в первом письме 22) "живое слово" и книгу, я имел в виду, что как "книгу" пишет, так и произносит "живое слово" человек, - как и вы говорите, - и ставя живое слово выше и дороже книги, я говорил о человеке. Важна жизнь, дорого "живое слово", лучше "человек" чем книга, лежащая на этажерке.
Скажу вам, даже и сейчас этим письмом я много и много грешу. Говоря с вами, - (за четыре тысячи верст), - я выражаю к вам любовь, приязнь; здесь же в Обдорске, я знаю в трех домах, в которых я был, есть больные, которые почти совсем беспомощны, не имеют окружающих, которые затопили 6ы им избу и подали воды. Скажите искренно, добрейший Иван Михайлович, как бы я лучше поступил: проводя время за письмом, которое потребовало час или два, или пойти бы лучше помочь больным, в чем также выражалась бы любовь и та же приязнь. Вы скажете: "Как то хорошо, так и другое." Но знайте, что "за одно и то же время делать двух дел нельзя."
На вопрос: "почему я сам читаю и пишу", и вместе с тем говорю против своего же деяния, я вам отвечу таким примером. Вы встречаете человека, курящего и принимающего опий и гашиш. В разговоре он вам начнет доказывать вредность табака и других ядов. Вы, не вдаваясь в разбор доводов незнакомца, прямо поставили бы ему вопрос: "Почему же вы сами принимаете эти яды?" Я думаю, что он нашелся бы ответить: "Потому что привык." - Привычка же, как известно, не есть законность в действиях. От всякой же привычки, как известно также, можно отвыкнуть.
Что грамотность служит важным пособником в развитии нравственного и умственного хода человека, по моему мнению, это ошибочно. Вспомните, сколько было нравственно-разумных людей совершенно неграмотных, да может сейчас есть несколько миллионов; наоборот, всмотритесь в грамотный люд, и без пристрастия можно сказать, что очень и очень громадный процент из них
-----
22) См. седьмое письмо П. В. Веригина, стр. 14.
мошенники и шулера. Я это часто на себе испытываю. Вы вероятно опять скажете: "3ачем же вы так делаете?" - Ах, дорогой, привычка к безделью и отлыниванье от естественного труда, а тем более от законной жизни. Вы держите десять-двадцать лет человека в университетских стенах, а потом говорите: "Зачем он превращается в "аблаката", мошенника?" Ваше осуждение неправильно.
Я думаю пробовать оставить совсем бумагу, хоть года на два, на три пока; испытать на факте, только удерживают отец и мать, с которыми переписку прекратить я считаю как будто бы преступлением. Хотя совесть говорит, что и здесь бы я мог иметь отца, мать, сестер и братьев. А там мои родители, взамен этого, были бы любимы. И от любви личной мои родители получили бы более пользы чем от моей за 5-6 тысяч верст.
Газеты, присланные вами, обратно вам я не посылаю. При ответе на это письмо скажите мне, если они вам нужны, я вам их пришлю. Подчеркивать, "что правда и что ложь", как вы желали, я тоже не сделал этого. Да и трудно. В очерках 23) много справедливого, а также много есть неверного, как и вообще бывает при таких случаях, то есть если что-либо берут описывать, - в особенности быт народа, - всегда вкрадутся ошибки. Переживать факт самому или описывать со стороны, - две великих разницы.
Я скажу только, что религиозные наши воззрения, которые мы стараемся проводить в жизнь, основываются на том, "чтобы любить Господа Бога всем сердцем своим и всею душою своею и любить ближнего как самого себя." 24) Бога же мы представляем, что Он есть неограниченная любовь. По силе этой неограниченной, всеобъемлющей любви держится все существующее. Зло разрушает, любовь созидает. Любить ближнего значит
-----
23) И. М. Трегубов отсылал П. В. Веригину различные газетные сообщения о духоборческом движении на Кавказе, которые тогда, время от времени, появлялись в "Неделе", "Русских Ведомостях", "Московских Ведомостях" и других органах печати.
24) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 22, ст. 37, 39.
осуществлять любовь к Богу. Приобретая любовь, мы разумеем, что приобретаем Бога в сердца наши.25) В частности мы потому и стараемся, по возможности, не разрушать жизнь, в чем бы она ни была, в особенности же человека. Человек есть храм Бога живого и разрушать его нехорошо. 26)
Почему раньше мы не преследовались? Истинное христианство сыскони преследуется, потому что вредно какому бы то ни было государственному строю. Стань народ исполнять девиз: "Кто ударит тебя в щеку, подставь другую",27) - что же произойдет? - Полнейшее распадение. В результате, конечно, образовалось бы полное воссоединение народов, но люди боятся довериться друг другу.
На Кавказе же наши прожили благополучно 50 с лишком лет, потому что там не было воинской повинности. С 1886 же года, когда с них потребовали солдат, они вынуждены были заявить свои воззрения. Что будто недавно у них образовалось убеждение, что нельзя убивать людей, - это ошибочно. И раньше наши, как христиане, ясно разумели, что убивать человека, какого бы то ни было, хотя бы и турка или разбойника, - нельзя. Что оставили употреблять мясо, - это сейчас.
Целую вас братски и желаю вам всех благ от Господа Бога.
К Евгению Ивановичу Попову.
12 декабря 1895 г., село Обдорск.
Душевно благодарю вас, добрый брат Евгений Иванович. Дорогое письмо ваше я с радостью прочел нес-
-----
25) Ср. "Первое послание Иоанна", гл. 4, ст. 7, 8, 12, 16.
26) Ср. тридцать первое письмо П. В. Веригина.
27) См. "Евангелие" Матфея, гл. 5, ст. 39.
28) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)
колько раз, извлекая из него все ценное; ценное же в нем было все.
Да. Действительно, вы справедливо говорите, что как можно истинно верить что Дух Един, - я говорю о том Духе, с помощью которого все живет, - и как люди невольно начинают считать себя братьями, если приходят под Его покровительство.
Ваша беседа на много усилила во мне дух бодрости к истине. Вторично вас благодарю. - Говоря о соблазнах, вы, конечно, берете уже развращенного человека, которому действительно приходится бороться усиленно, если он только пожелал бы стать на покойную, истинную жизнь.
Я вполне с вами согласен. Но допускаю, если бы мы были воспитаны в истинном Божеском направлении с детства, то почти и бороться пришлось бы мало, а жизнь бы наша протекала в удовольствии. Мы и сейчас иногда живем в удовольствии, но за удовольствием, - справедливо вы говорите, - сейчас же следуют неприятности. Я же говорю об удовольствии истинной духовной жизни, про которую и вы беседуете.
Тело наше, по моему разумению, не для того нам дано, чтобы мы вели с ним вечную борьбу, или оно вводило бы душу нашу в соблазн. Тело есть одежда души и мы должны благодарить Творца, что Он нам даровал такую покрышку. И в самом деле, человек, не уродуй себя искусственно, как-то: косметикой, платьем и многим другим, он, в известной степени, даже красив и телесно. Самое же, чем грубо он себя портит и уродует, это обжиранием. Представлю такой пример: человек ставит себе избушку или дом, по мере отделки он его всячески обставляет и под конец от удобства переходит к ненужной даже роскоши. Опомнившись, он начинает бросать и разбивать вещи, в заключени ропщет даже на самый дом, забывая то, что дом веобходим, иначе жить было бы не в чем.
При стремлении войти в законную истинную жизнь ддя нас необходим "телесный труд и воздержание в пище". И Спаситель Христос, говоря, "что не одним хлебом может быть жив человек", не представлял, что человеку
потребуется 5 или 12 блюд из бифштексов и других неестественных кушаний. Детей возможно воспитать так, что потом для них и в зрелом возрасте не требовался бы физический труд, чтобы жить истинной Божеской жизнью. Они не были бы развращены и им бороться не потребовалось бы. - Человек съедает в день два-три фунта жирного мяса, а может и более, выпивает или запивает в избытке вином, и после этого чтобы он оставался не боровом или зверем, - этого нельзя. - Нельзя шить сапоги не приготовив кожу; а также невозможно жить по-человечески, не приготовив жилище свойственно человеку. Самое важное, надо достичь того, чтобы Дух управлял плотью, а не плоть Духом, как мы живем. Тогда не будет никаких соблазнов и не потребуется борьбы с ними, и тогда только мы будем жить, радоваться и блаженствовать, прославляя Господа Бога. Жизнь дана для радости, а не для борьбы, как мы думаем.
Эту радость, которую Бог даровал, человечество в период времени утеряло. Христос возродил ее, возлелеев в своей жизни, вручил вторично последовательному (дальнейшему) роду. И всяк, взявший ее, живет радуется "радостью неизреченною".
И в самом деле, почему человечество не отыскивает, как воспитывался Христос, как жил и что делал? Почему бы матерям, которые желают, чтобы потомки их были христианами, - не воспитывать своих детей так, как рос и воспитывался Христос? Ведь мы же разумеем, что Христос был послан для примера. Он был вторым Адамом, только не сотворен, а рожден, чтобы возродить и род человеческий. Тщетны все будут усилия человека, чтобы спастись, если он только не возьмет жизнь Христа Спасителя.
В народе часто слышатся такие отзывы удивления: "Как жил Христос, так жить!? Разве можно. Грех так и говорить. Как Христос жил, так жить - грех даже подумать." А жить так, как Пилат жил и Ирод, это не грех?
Относительно того, свойственно ли человеку употреблять мясо или нет, давно я с вами хотел поговорить. По
всему строению тела человек не принадлежит к разряду "плотоядных". Разговаривая с людьми о незаконности в употреблении мяса, я часто получал возражения в вопросах: почему же другие животные едят мясо? Над этим действительно я задумывался часто и в конце пришел к заключению, что все животные и птицы, а в том числе и рыбы, которые питаются мясом, одарены инстинктом преследования для того, чтобы возбуждать жизнь в своих собратьях. Второе, чтобы уничтожать падаль, от которой возможно бы заражение.
Кровожадным зверям не нужно завидовать; их участь не особенно выгодна. В то время, когда серна или лань свободно находят везде себе корм, в это время волк и гиена должны рыскать, отыскивая с трудом себе добычу. Но так положено Творцом. И в особенности заслуживает внимания то, что волк никогда не догонит травоядное животное, лишь бы оно было здорово и не оплошало. Для этого, чтобы быть быстрым, животное должно заботиться о своей жизни, чтобы во время поесть, и тому подобное. Иначе организм ослабеет; а не будет силы, животное каждое сознает, что ему не уйти от врага. В свою очередь зверь подстерегает оплошавших. Если встречает умерших, с удовольствием уничтожает трупы, как мы хороним покойников в могилы. От преследования и осторожности рождается жизнь - подобная большой механической машине. Какая дивность в сложности существующего! Все питающиеся мясом есть сторожа, которые побуждают к жизни травоядных. Человек же совершенно неестественно себя причислил к разряду хищных зверей, тогда как он мог быть жив и не питаясь мясом. А главное то, в какое положение он себя поставил перед всем живущим миром. Его ведь все боятся, как самого злого врага. В действительности же человека не должны бы бояться животные, а любить.
К Николаю Трофимовичу Изюмченко. 30)
14 декабря 1895 г., село Обдорск.
Почему вы не пишете, дорогой Николай Трофимович? Что поделываете и что нового у вас? Ведете ли переписку с Россией?
Скажу, дорогой Николай Трофимович, о деревне и ее быте я ужасно соскучился. В Обдорске же даже поговорить не с кем, потому что здесь совершенно не понимают условий деревенской жизни. Хотя бы с вами жили вместе, все-таки что-либо да работали. В избушке, которую я отремонтировал было для жилья, кое-что работаю по столярному делу.
Вы мне не сообщили ни разу, кушаете ли вы мясо? И вообще, как вы смотрите на безубойное питание? Я, например, ведь уже около трех лет на растительной пище - положим и молочной - и выношу заключение, что гораздо полезнее мясной. При всей суровости здешнего климата и недостатка овощей я свободно обхожусь без
-----
29) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)
30) Николай Трофимович Изюмченко, отбывая воинскую повинность, "за неисполнение приказания" ротного командира не читать книг, был в 1891 г. приговорен судом к 50 ударам розок. Узнав об этом приговоре он убежал из полка и пришел к другу своему Е. Н. Дрожжину, находившемуся в то время в городе Судже Харьковской губ. Через некоторое время он, по совету своих друзей, вновь вернулся в полк, отдал ружье и отказался от военной службы.
Военные власти немедленно арестовали Изюмченко, посадили сначала на гауптвахту, а потом в секретную камеру, где он и просидел всего 15 месяцев. Преданный военному суду по высочайшему повелению, Изюмченко был присужден на 2 года дисциплинарного баталиона с переводом в разряд штрафованных. После отбытия дисциплинарного взыскания Изюмченко был, по личному приказанию Александра III, выслан на 3 года в Тобольскую губ., но эти "три года" тянутся и до сих пор. Более подробные сведения о Н. Т. Изюмченко см. в книге "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина". Е. И. Попова. Издания В. Черткова, 1898 г. Англия.
мяса. Вино и табак я также совершенно не употребляю. Здесь многие из молодежи оставили пить вино.
Ведете ли вы с кем-либо серьезную, то есть полезную переписку? Есть ли у вас родные на родине? Были ли вы знакомы с Дрожжиным, который похоронен в Воронеже? Дело в том, что человек пятнадцать наших на Кавказе приговорили в дисциплинарный батальон и, вероятно, их также забьют, как Дрожжина...
К Николаю Трофимовичу Изюмченко.
4 января 1896 г., село Обдорск.
Получил вами посланное, дорогой брат Николай Трофимович, прочитал и вынес полезное впечатление. При сем присылаю обратно. У меня же нет писем, я не держу их, хотя бы это может и необходимо. По получении какого бы то ни было письма я стараюсь изъять из него все полезное, другое читаю даже несколько раз, потом уничтожаю, оставив необходимое на "скрижалях" сердца. - Я даже совсем хотел оставить - года на два попробовать - грамотность, в том числе, конечно, и переписку, о чем сообщил и Ивану Михайловичу Трегубову, как они на это взглянут... Но это пока плод "фантазии". Положим, на грамотность вообще наша община с исстари смотрит предосудительно и в среде нашей очень мало грамотных; если и есть, то самоучки. Мы полагаем, что грамотность уничтожает влечение встречи с человеком; потом школа развращает нрав детей; третье, все вещи,
-----
31) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)
с помощью которых осуществляется грамотность, добываются тяжелыми трудами, а потому участвовать в порабощении людей, в каком бы то ни было отношении, надо избегать.
Меня упрекают в том, что я в своей теории вообще стремлюсь возвратиться к первобытному состоянию человека, и тем как бы опровергаю "эволюцию" (Дарвина) в развитии существующего. Но здесь выходит недоразумение. Я говорю и думаю, ясно понимаю, слушающие же нет. Дело в том, что развития постененного вообще я не отрицаю, но думаю, что если бы человечество вместо внешней стороны развития употребило бы или, вернее, издержало бы хоть половину сил своих на духовное совершенствование, то было бы гораздо счастливее, чем оно сейчас есть. - Совершенствуясь внешне, украшая себя наружно, мы духовный мир оставляем без внимания. Человек, по моему мнению, призван, создан на духовную жизнь - совершенствование... Мы должны любить "совершенствовать" и тело, но не столько, чтобы покладать в нем основу жизни. В том и есть ошибка, лично нас и вообще всего человечества. - Надо бы поддерживать существование тела для жизни духа, мы же делаем наоборот: поддерживаем дух для жизни тела. В крайнем "афоризме" это можно выразить так: надо бы есть для того, чтобы жить, мы же живем для того, чтобы есть. Такие фразы походят, конечно, как бы на крупные "величины" и давно уже известны, но ничего: с помощью Бога будем стараться проводить их в действительную жизнь.
Посылать братьям что-либо "исключительное" у меня нет. - Скажу откровенно, дорогой Николай Трофимович, я стараюсь держаться почти что абсолютной откровенности, и цензура меня нисколько не стесняет. Почему Андросов 32) ко мне ехал? Я вас спрашивал потому, что якобы он дал слово исправнику не ехать ко мне (в чем меня упрекнул надзиратель), а потом поехал тайно, этого я не одобряю. Если бы Андросов перед исправником
-----
32) См. о поездке духоборца Андросова к П. В. Веригину, письмо одинадцатое (стр. 21).
оставил право свободы за собой, то он, поехав, поступил бы как следует, а дать слово, а потом не исполнить, это нехорошо. Например, последнее время, не говоря уже о таких крупных вещах, как в отрицании принять присягу служить кесарю, я даже не даю подписки о невыезде из назначенного мне места жительства, а потому считаю себя всегда свободным, и если бы я пожелал выехать раньше назначенного мне насилием срока, то всегда это сделаю и совесть моя будет спокойна. Дай же я обязательство, совсем было бы другое дело.
Душевно благодарю вас за поздравления с рождеством Христовым. Ах, как хорошо было бы, если бы такие знаменательные случаи в мировом течении, как рождение Христа, Его жизнь и смерть, были бы для нас полезными, то есть чтобы Христос воскресал в нас, через проведение в жизнь нашу его учения.
Скажу вам, насколько это возможно в письме, о своей жизни и взглядах. Мир весь видимый мною есть огромный "музей", собрание разнообразий. Смотря на все окружающее, я восхищаюсь и благодарю Господа Бога, что я существую, и за все, что я вижу. Последнее время я пришел к заключению, что зло внешнее существует не бесполезно; смотря на него, мы можем поучаться быть добрыми. Зло есть спутник добра, как ночь - дня и так далее. Претерпев суровость и темноту ночи, мы инстинктнвно дожидаемся рассвета и появления солнца. Вследствии того, что перед нашими глазами прошла картина ночи, рассудок наш начинает ценить так высоко значение солнца. Если бы зло могло насиловать нашу волю, тогда, конечно, было бы несправедливо, а если оно служит только картиной для наглядности, мы же можем поступать как нам желательно, то есть быть добрыми или злыми, мы видим, что совершенно это может зависеть от нас. По моему мнению, все то, что существует, существует во благо. Мы свободно можем делать выбор, иметь полезное или вредное. Если же иногда нас силой заставляют быть злыми, то это ни более ни менее есть то, как только испытание: что действительно ли мы желаем быть добрыми. И в результате должны быть благодарными за то, что над нами работают. При духовном совершенствовании, которое я считаю осно-
вой жизни человека, думаю, что необходим и телесный труд и воздержание от пищи. Не столько труд, сколько воздержание в пище, как количественно, так и качественно. Ненормальное питание много причиняет нам вреда. От неправильного питания организм приходит в неестественное состояние и вместо того, чтобы человеку "созерцая, совершенствоваться духовно", он должен употреблять труды на борьбу с телом, которое сам же сделал своим врагом. Много значит воспитание телесное. При рощении детей, полагаю, нормальное телесное, то есть питание, больше имеет значения чем духовное. Разум сам разовьется под впечатлением всего видимого. Теперь я занят тем, что желаю узнать, что я должен есть и сколько? Беря себя в пример, я говорю о развращенном человеке, для детей не нужно бы задаваться такой мыслью. Природа сама бы научила, что им есть. Известно, что все животные, питающиеся мясом, злы. Имея такой пример, я не должен употреблять мяса, чтобы не быть злым. Чрезмерное питание влечет за собою, - также общеизвестно, - ненормальное питание организма, выражающееся или в болезнях: ожирение и неестественное влечение плоти, - (племенных самцов кормят чрезмерно, чтобы они дали более производительности), - или в излишнем бодрствовании организма, как то: беге, прыжках и тому подобное. Я говорю о животных, как на них влияет чрезмерное питание, а так как человек должен быть бодрым и деятельным не плотью, а духом, то и необходимо избегать чрезмерного количества пищи. И тогда само по себе устроится правильное отношение ко всему окружающему, а также и к самому себе, так как тогда кровь, то есть организм начнет или будет работать, жить естественно. Дух же сам по себе есть разумное естество и всегда желающее добра всему окружающему; только не нужно обставлять себя вредными вещами, чтобы потом употреблять свой труд для разбрасывания их, вместо того чтобы любоваться и восхищаться красотами природы. Около трех лет есть времени, как я не употребляю совсем мяса, не пью вина и не курю табаку, и скажу вам искренно, дорогой Николай Трофимович, во мне произошла большая перемена, я органически стал не
так зол на все окружающее. Раньше я был инстинктивно кровожаден; надо было есть, а прежде чем есть, надо убить, лишить жизни. Теперь же, когда этого нет в фактической потребности, естественно нрав охладевает и делается мягче. Вино же и табак влияют как чрезмерное питание. Этого всего я избегаю, а следовательно и освобождаю себя от бесполезного труда, то есть борьбы с плотью, как мы привыкли выражаться. Не могу сказать, чтобы я совсем освободился от ненормального состояния организма, потому что много ем, хотя и не мясного, а это обременяет дух. - Хотя я и сказал, что при духовном совершенствовании необходимы спутники, - труд и воздержание, - но в основу жизни человека я не ставлю труд. Причина труду есть наша потребность. Чем больше мы будем есть и изнашивать одежды, тем мы должны будем больше работать, и наоборот. Труд необходим и для того, чтобы убивать силу - бодрость тела, но если вы будете мало есть, само по себе у вас не будет лишней силы и бодрости. Если бы возможно, - а это возможно, - воспитать дитя совершенно законно, то тому человеку и в зрелом возрасте можно бы свободно обходиться без труда, чтобы жить человечно.
Насиловать тело искусственно, как то: носить тяжести, иметь "вериги" и тому подобное я считаю совершенво незаконным. Историческое предание, что человеку суждено: "он должен доставать хлеб в поте лица своего", 33) можно считать достоверным. Произошло это естественно. Человек утратил состояние положения "гостя", возмечтал стать хозяином на земле; от этого родился страх ответственности за свою личную сохранность. Он стал усиленно заботиться о своей жизни и власти, чтобы удержать их. Измучился и, увидав тщету своих забот, - мы видим, что телесная жизнь и власть не постоянны, - он пришел в раскаяние, и тогда родился человек, который провозгласил, что "не одним хлебом может быть жив человек". 34) Этим призывом Христос освобождал чело-
-----
33) См. Первая книга Моисеева "Бытие", гл. 3, ст. 19.
34) См. "Евангелие" Матфея, гл. 4, ст. 4.
века от рабства физического неестественного труда, как вола от ярма, и соединял его с Богом, то есть чтобы человек доверялся законам природы и стал на прежнее состояние "гостя", стол же с явствами для него будет ниспосылаем от хозяина. Смерть же телесная, - Христос объяснил, - не опасна и не прекращает существования человека, а напротив возрождает. Но нет, человек и сейчас ужасно боится смерти, хотя и не может удержать за собой жизнь, также как и не может умереть бесследно, потому что состоит частью одного целого в мире. И вот, чтобы удержать за собой мнимую жизнь и власть, он строит замки, делает мосты, проводит дороги и тому подобные бесполезные вещи, стРящие сотни тысяч, часто и миллионы человеческих же жертв. И если бы он сам обратил разумное внимание на свои дела, то увидел бы, что он не сохраняет, а разрушает жизнь. Например, за дорогами самое важное значение имеется, в случае надобности, чтобы перевезти массы людей с противуположных сторон для уничтожения друг друга. "Взявший меч от меча и погибнет." 35)
Мне здесь рассказывают, что во время переходов белки она массами переплывает Обь, иногда при ширине в несколько верст. Да это и естественно: столкните в реку какое угодно животное, и оно, забившись, поплывет; человек же не может, ему нужно учиться, иначе он утонет. Животное вполне находится под управлением природы, а потому она и сохравяет его. Человек же всегда боится, почти во всем видит врагов своих, за то природа и не покровительствует ему. Какой позор, низость - удалиться так от законов предела. Я думаю, что и человек мог бы переплывать реки при необходимых надобностях, но ему на себе нельзя перенести в несколько сот пудов орудий, а потому он и вынужден строить мосты.
Последнее время на Кавказе, в среде наших братьев, возбудилось движение. Главным основанием служит то, чтобы не участвовать во вредных делах людей, при су-
-----
35) См. "Евангелие" Матфея, гл. 26, ст. 52.
ществующем современном порядке, а потом вырабатывать истинных, по возможности, христиан. Я держусь такого "девиза": "Прежде, чем приносить пользу не нужно делать вреда", а также "прежде, чем помогать, не нужно обирать" и так далее. Упоминаемое в газетах, что наши много помогли русской армии в прошлую войну, это было в действительности. Но это было самое мерзкое деяние из быта наших, как христиан. Участвовать в недобром деле, хотя и косвенно, все равно, не хорошо. Подвозя сухари в прошлую войну, наши все равно участвовали в ней. Старики или действующие лица 36) в то время смотрели на это снисходительно, объясняя отчасти тем, что все равно нельзя явно исповедывать учение Христа. Мы сейчас протестуем против такого воззрения и говорим, что это выйдет лицемерие, а, по возможности, надо держаться слова на деле, то есть проводить в жизнь то, что человек думает и говорит. Соглашаться на все требования кесаревской "организации" значит участвовать в их делах, а дела, мы видим, их не хороши. Деньги мы считаем обязанными себя отдавать им, сколько бы они ни потребовали, потому что это значки выдуманные ими. Хорошо было бы не пристращаться к ним, то есть к деньгам, тогда бы и от этой отдачи мы считали бы себя свободными. Теперь же надо соглашаться с изречением: "отдайте кесарево кесарю, а Божее Богу",37) то есть жить и поступать надо так, как призывает Господь.
Главные основы религиозных или, так сказать, жизненных воззрений нашей общины заключается в следуещем: "Любить Господа Бога всем сердцем своим и всею душою своею, и любить ближнего своего, как самого себя".38) Бога же мы представляем, что Он есть любовь, с помощью которой держится все существующее. Зло разрушает, любовь создает. Любя ближнего, мы осуществляем любовь к Богу. Мы разумеем, что человек, усваивая любовь, приобретает Бога в сердце своем. Отсюдова выводятся
-----
36) То есть управительница духоборческой общины Лукерья Васильевна Калмыкова со старшинами.
37) См. "Евангелие" Матфея, гл. 22, ст. 21.
38) См. "Евангелие" Матфея гл. 22, ст. 37, 39.
взгляды на все окружающее, на всю жизнь: сострадательный, покровительственный, любовный. В частности мы стараемся избегать разрушать жизнь, где, видим, она есть, - а она везде есть, - в особенности лишать жизни человека. Человек есть храм для Бога живого, и разрушать его нехорошо. 39) Мы назывались "Духоборцами". Слово Духоборец надо понимать, что мы "в духе и душой исповедуем Бога. Духом святым боремся против плотских немощей и греха." 40) Помните встречу Христа с самарянкой, что "истинные поклонники поклонятся Отцу Духу в истине." 41) А можно сказать без пристрастия, что в наших сохранилось много "девственного", как завещал Христос, то есть чистота его учения. Божеством у нас есть Истина, которую, конечно, нельзя сделать или видеть органическими глазами, а только душою. И не иначе, надо быть, делаться добрым, тогда только можно видеть Бога, которого мы исповедуем. Даже такие подробности изречений: "напишите в сердцах, возвестите во языцех", 42) у нас соблюдены. У нас ничего нет писанного вещественно, а все мировоззрение передается устно из рода в род. - Собираясь вдвоем, втроем или более, мы представляем церковь Христову. 43) Если бы и одному пришлось где-либо быть, человек остается уверенным,
-----
39) Ср. "Первое послание Иоанна", гл. 4, ст. 7, 8, 12, 16, а также ср.: 1) с концом четырнадцатого письма П. В. Веригина (стр. 30). и 2) с его же тридцать первым письмом.
40) См. духоборческий вопросоответный псалом: "Почему ты называешься христианином?"
Вопрос 2-ой: Какой ты человек?
Ответ: Духоборец.
Вопрос 3-ий: Почему ты духоборец?
Ответ: Духом Богу молюсь и кланяюсь, потому я духоборец. Бог есть Дух, духом подобает молиться и кланяться.
А также см. духоборческий вопросоответный псалом: "Что ты за человек?"
Вопрос 109: Чему духоборец служит?
Ответ: Духоборец духом Богу служит. Хвалится о Христе Иисусе; от духа берет, духом утверждается и духом бодрствует; от духа меч получает, тем мечем и воюет.
41) См. "Евангелие" Иоанна, гл. 4, ст. 23 и 24.
42) Ср. "Послания к Евреян", гл. 8 ст. 10.
43) Ср. "Евангелие" Матфея, гл. 18, ст. 20.
что и его посетил Господь Бог, как лично Ему принадлежащий храм. 44) Из этого вытекает то, что мы с Богом никогда не можем быть разъединены. - При прочтении этого письма прошу прочесть в Евангелии 4, 5, 6 главы Послания к Коринфянам Павла. Люди же со стороны думают о нас иначе. Но наша брань не против крови и плоти. 6 глава к Ефесянам Павла же. 45)
В заключении скажу, как я лично сейчас живу, почти обыкновенно. Ложусь в постель в 10-11 часов, встаю в 7-8. В 10-11 пью кофе с молоком и хлебом, иду работаю немного физически в избушке, о которой я писал вам, - небольшая мастерская столярная, слесарная и токарная. В 5-6 часов возвращаюсь, пью чай и обедаю (щи овощные, заправленные сметаной, каша какая-либо и стакан молока). После, до сна, гуляю в окрестности или по селу; захожу к кому-либо из знакомых; возвратясь, читаю или пишу письма, которые, большею частью, служат ответом на полученные. Мяса не ем, вина не пью, табак не курю, не танцую и не хожу на пирушки, а также и у себя ни разу не собирал еще "пира", как вообще принято (судя же по средствам, я мог бы это делать). - Я перечел это для того, чтобы можно было вывести, какого я заслуживаю мнения со стороны. Надо думать, что ведя такую жизнь, я с людьми ничего общего не имею, а, следовательно, заслуживаю полную "апатию". Но, напротив, любим, по крайней мере при встрече со мной обходятся вежливо и любезно. Телесно здоров, духовное состояния очень бодрое, довольно радостное. Большая разница от того, когда я пил вино, ел
-----
44) См. духоборческий вопросоответный псалом: "Чем вы Бога молите?"
Вопрос 9: А в которую же вы церкву ходите?
Ответ: Мы ходим во единую, соборную, апостольскую церкву, в которую собираются двое-трое, глаголят во имя Господне, аз посреди них Бог пребывает; где один глаголет во имя Господне, аз и в нем Бог пребывает.
45) Исполняя желание Петра Васильевича и для удобства наших читателей, мы перепечатываем, в приложении к этому письму, 4, 5 и 6 главы "Второго послания Павла к Коринфянам" и 6 главу "Послания Павла к Ефесянам". См. стр. 49.
мясо, курил табак; тогда состояние было, - несмотря на то, что и тогда я имел обеспечение в материальных средствах, - какое-то недовольное, раздражительное, иногда даже безнадежное. Иногда приходится помогать, так сказать, неимущим, - больше получать - материально, но это не особенно разумно, потому что "каждый трудящийся достоин пропитания". 46) Детей кормить, помогать юродивым и старикам еще есть смысл. Если бы мы и могли быть полезными - или нуждались - то духовную степень помощи или пособия я считаю выше материальной. Если вы не обладаете высоким разумом, чтобы дать совет человеку, просящему у вас помощи, то говорите ему хоть то, чтобы он оставил пить вино, курить табак и тому подобный совет воздержания, - конечно, при этом должен быть личный ваш пример жизни, той, которую проводили бы в советах, - то это от вас будет уже большая польза, потому что от воздержания сохраняется большая экономия и хлеб насущный сам по себе появится в том доме, где водворится воздержание. Я допускаю возможность совета не работать телесно и быть сыту (приобретайте прежде царствия небесное, - все же остальное приложится вам). 47) В моей теории, то есть разумении, порядок существующего сложился бы так: либо оставляя, постепенно один за другим, работать физически, - пошли бы и стали проповедывать мир и благоволение, которое сопряжено с воздержанием. Хлеба и так много, только надо сокращать жадность. Земля, освобождаясь от насилия человеческих рук, стала бы пополняться всем тем, что ей положено пределами. Я не представляю даже бедствий человечества, если бы оно и поддалось такой теории, потому что, питаясь умеренно, человечеству всего съестного, что уже есть на лицо, хватило бы на сто лет, за сто же лет земля бы успела совершенно одеться и прийти в первобытное состояние. И человечество, вместе с духовным ростом, который утратили Адам и Ева, получило бы и естественный земной рай. На Кавказе есть до сих пор
-----
46) См. "Евангелие" Матфея гл. 10, ст. 10.
47) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 6, ст. 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.
еще девственные рощи, и во время еще моего юношества, в возрасте 15-16 лет, я часто задумывался - (у нас ездят собирать груши, яблоки и другие фрукты в лес, леса помещичьи), - стоя под хорошей грушей, вырощенной "самим Богом", и приходил к точному заключению, что одна груша, то есть дерево, могла бы прокормить, содержать, без ущерба самой себе, по меньшей мере 10 человек душ, потому что есть такие фруктовые деревья, которые дают 100 пудов фрукт. Человеку же, если питаться законно, очень и очень мало нужно, деревьев же фрутовых сплошные рощи, не говоря уже о виноградных рощах и тому подобное. Я полагаю, что и вся полоса площади, которую теперь занимает Россия, была покрыта вся лесом, в том числе, конечно, и фруктовым. Лес есть принадлежность земли, он служит покровом и одеянием ее. Человек, истребляя лес, в каком бы то ни было отношении, хотя и с мнимой пользой, - поступает варварски. Возвращаюсь к повторению "девиза": "Прежде, чем приносить пользу, не надо