Главная » Книги

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина, Страница 8

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

начал рвать и есть. В это время, из-за горки, выходит Киселев - бывший здесь школьный преподаватель, который шел на охоту. Пораженный моим занятием, он не верил своим глазам, - как потом часто говорил. - Придя в себя, он громко выразился: "Ну, уж это верх идеализма!" (Мы были с ним знакомы и он дал нам названия: я - идеалист, он - материалист). Мое же "действие" над мхом, разгадывалось просто: вкус мха мне понравился; второе: я ясно давал себе отчет, что этим самым мхом питаются олени и наедают даже прекрасное мясо. То, следовательно, почему бы не кушать мох и человеку. Я думаю органически, то есть телом, мы теже животные. Конечно, хотя и не абсолютно питаться мхом, но составить одно блюдо из сервировки стола, из свежого мха, я и сейчас скажу, ничего бы не составило удивительного. Действие же свое мох в нашем организме, - верьте, - также произвел бы, как и в организме оленя.
   Разница была бы только в том, что соки, которыми питается наш организм, добывались бы непосредственно
  

- 86 -

  
   из мха. Убивая же оленя, мы их получаем из вторых рук.
   На днях собираемся, - компания из трех человек, - выгружать из плотов на берег дрова. Чтобы и сложить их в костры, платят по 20 копеек за сажень. Ребята, с которыми я участвую, говорят, что гривен по семи можно выгонять на человека.
   Пиши, дорогой Микола, с этой же почтой. Передай привет старичку Гаевскому. Как он живет, - здоров-ли?
   Целую тебя братски; любящий тебя

"Петруха".

   P. S.. Знаете из "Некрасова": - А где же "Гришуха?" - Кстати, самый младший из братьев моих по плоти, - Григорий. В самом деле, сейчас где он? - Так как, вам известно, они все находятся в тюрьмах. И вот уже два месяца почты не было.
   Пишет ли тебе Мария Васильевна, которой, я просил тебя, передать привет.
   Напишите привет Павле Николаевне, - девушка; я ее не видел, но мне передавал брат Василий, что она симпатичный человек. Были они у моих родственников в Москве со Львом Николаевичем.
   Здоров, слава Богу; - брат твой

Петр.

  
   Откуда ты получил фотографическую карточку? Я совершенно не могу себе объяснить. Не читавши твое письмо, я принял, что это вы снялись со знакомыми в Березове. Тебя я принял сидящим с левой стороны, с листком бумаги. Как тебе кажутся такие типы? В особенности их физиономии. - Потому что: "око есть зеркало души". - Я завидую им, - и не таков.
  

-----

- 87 -

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ.

К расселенным духоборцам.

  

4 Июня 1896 г., село Обдорск.

   Господи, даруй благодать и мир возлюбленным братцам и сестрицам, всем находящимся в расселении; осеяй вас покров пречистой Богородицы; помяни, Господи, царя Давида и кротость его и всех праведных родителей, которые указали нам путь спасения.
   Письма ваши, милые братцы и сестрицы, помеченные 3 и 13 апреля, от Вани Пономарева и Васи Объедкова, я получил. За привет и пожелания ваши, душевно всех благодарю, спаси вас Господи спасением вечным. Передайте, дорогие други, - если возможно, - всем и всем, от малого и до старого, от меня привет. Я, по милости Господа Бога, здоров и благодарю Всевышнего Создателя, что вы бодры духом. Будем просить покровительства Отца небесного и Он будет посылать нам пропитание. Необходимо трудиться, чтобы доставать насущного хлеба, но важно, чтобы не проводить напрасно даров Божиих; этого можно избежать через воздержание и умеренною жизнью. Письма я получил ваши сейчас и обои вместе, потому что здесь недавно только открылось сообщение. С Тобольска пришла первая почта. Про коронацию известий еще нет. После манифеста может будет и по нашему делу какое распоряжение. Мне, по объявлению, жить еще в Березовском округе до будущего лета, до июля, а потом может освободят. Можно бы и здесь жить во славу Господа; ну только хлеба и здесь нельзя сеять и вообще сельским хозяйством никаким люди не занимаются, а рыбным промыслом я не могу заниматься. Жить, если по христиански, можно и здесь заробить дневное пропитание. Весна открылась дружная и все почти из Обдорска поразъехались на промыслы. Пишите вы, каково вам Господь Бог пошлет лето на ваше благополучие. Денег мне не присылайте. Душевно желаю вам, милые братцы и сестрицы, всех благ от Господа.

Любящий брат ваш во Христе Петр.

-----

- 88 -

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ВТОРОЕ.

Ко всем духоборцам большой партии.

  
   Дорогие братья Вася и Ваня, а также и все возлюбленные братцы и сестрицы, находящиеся в расселении! Пошли вам Господи мир и благодать, кротость и смирении. Я радуюсь за вас, что вы бодро переносите начавшуюся новую жизнь. Спаситель Христос сказал: "в мире иметь будете скорбь, ну мужайтесь - Я победил мир", 76) и это побеждение надо видеть в смирении, в кротости Иисуса Христа и еще он говорит: "возьмите пример служения, ибо я смирение и кротость". 77)
   Из Москвы мне пишут: "за границей очень сожалеют о вашем положении, что вас так разорили". Ф. мне пишет, что из вас многие просятся на старое жительство. Напишите мне подробно, как просятся и почему? Разве так тяжело и плохо вам живется?
   После коронации мне ничего нового не объявляли, а что вы спрашиваете о милости - милость я давно имею от Господа Бога; благодарю и славлю Его и покровительство пресвятой Богородицы. Письмо ваше я получил. Недавно заседатель был в отлучке и мне корреспонденцию не выдавали за две почты. Лето я провожу благополучно и весело; понемногу работаю; с весны выгружали дрова, выкатывали бревна. Дрова выбрасывали из воды с плотов и слаживали на берегу в костры. Платят 20 копеек за сажень; такой труд дает по 50 и 80 копеек в день. С каменьщиком клал печи; эта работа здесь в Обдорске выгодна. За русскую простую печь дают 15 и 20 рублей. Лето здесь было очень и очень теплое. Огородом не занимался - невыгодно, ветры все выдувают; а вот так это лето было такое, что пожалуй, огурцы выросли бы на грядах.
   -----
   76) См. "Евангелие" Иоанна гл. 16, ст. 33.
   77) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 11, ст. 29.

Прим. В. Б. Б.

  

- 89 -

  
   Целую вас с любовию, милые Вася и Ваня, а также и всем братцам и сестрицам желаю всех благ от Господа Бога. Здоров, слава Богу.

Петр.

  

-----

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ. 78)

К императрице Александре Федоровне Романовой.

  
   Господь Бог хранит душу твою, как в сей жизни, так и в будущем веке, сестра Александра.
   Я, раб Господа Иисуса Христа, живу в послании и благовествовании Его истины. Нахожусь в ссылке с 1886 г. из Закавказской духоборческой общины. Слово "духоборец" надо понимать, что мы в духе и душою исповедуем Бога (смотри Евангелие встреча Христа с Самарянкой у колодца. 79)
   Умоляю тебя, сестра во Христе Господе - Александра, упроси супруга свое, Николая, пощадить от гонения христиан на Кавказе. К тебе я обращаюсь, потому что думаю: твое сердце более обращено к Господу Богу. Там же сейчас более страдают женщины и дети: сотни мужей и родителей заключены в тюрьмы и тысячи семей расселены по горским аулам, где властями внушается жителям обращаться грубо. В особенности на женщинах христианках это отражается тяжело! Недавно стали садить и женщин и детей в замки. Вина с нашей стороны та, что мы, по возможности, стараемся стать христианами. В некоторых поступках, может, и недоумеваем.
   Тебе, вероятно, известно учение вегетарианства; мы сторонники этих гуманитарных взглядов; недавно оставили употреблять в пищу мясо, пить вино и много такого, что
   -----
   78) Это письмо было напечатано в периодическом сборнике "Свободное Слово" N 1, (стр. 214). Издания Вл. Черткова, Англия, 1898 г.
   79) См. "Евангелие" Иоанна гл. 4, ст. 23, 24.

Прим. В. Б. Б.

  

- 90 -

  
   ведет к развратной жизни и затмевает светлость души человека. Не убивая животного, мы человека лишать жизни ни в каком случае не считаем возможным. Убивая простого человека, даже хотя бы и разбойника, нам кажется, что мы решаемся убить Христа, и вот в этом главная причина. Государство требует наших братий обучаться приемам ружья, чтобы хорошо обучаться к убийству. Христиане на это не соглашаются; их сажают в тюрьмы, бьют и морят голодом. Над сестрами же и матерями грубо поношаются, как над женщинами; очень часто там же с насмешками взывая: "где же ваш Бог? почему он вас не спасает?" Бог же наш на небеси и на земли и творит он все, что хочет (Псалмы Давида 113-114). И печально более потому, что все это происходит в христианской стране. Община наша на Кавказе состоит из около 20 тысяч человек. Неужели такое малое количество может оказать вред государственному организму, если с них не брали бы солдат? Сейчас хотя и берут, но бесполезно; 30 человек находятся в Екатериноградской крепости в дисциплинарном батальоне, где над ними только мучаются, производя пытку. Человека мы считаем храмом для Бога живого 80) и готовиться в убийству его, ни в каком случае не можем, хотя бы за это нам угрожали смертью. Самое удобное поселить нас в одном местечке, где мы и жили бы покойно, занимаясь трудом. Все государственные повинности, в форме податей, мы внесем, только не можем быть солдатами.
   Если на это правительство сочло бы невозможным согласиться, то пусть бы дало нам право выселиться в одно из европейских государств. Мы охотно погали бы в Англию или, самое удобное, в Америку, где массу имеем братьев в Господе Иисусе Христе.
   -----
   80) См. вопросоответный псалом "Почему вы называетесь христиане (духоборцы)?"
   Вопрос 59-ый: Храм у вас есть?
   Ответ: Тело наше - храм Божий. Душа наша - образ Божий.

Прим. В. Б. Б.

  

- 91 -

  
   От полной души прошу Господа о благоденствии вашей семьи.
   Раб Христа - Петр, живущий в ссылке в Тобольской губернии.
  

-----

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ.

К друзьям в Англии.

  
   Любезные братья!
   Мы христиане, живущие на Кавказе и над которыми, в недавнее время, постигло испытание, душевно тронуты вашим приветствием. Мы верим, что добрых людей много в мире, которые должны гореть как светильники в окружающем нас мраке.
   Я сторонник учения Иисуса Христа и живу в ссылке - скоро будет десять лет, за благовествование Духа Истины.
   До сего время наша община называлась "Духоборцы"; под словом "Духоборец" разумелось: "Мы в духе и душою исповедуем Бога". 81) Никаких вещественных знаков не боготворим; стараемся проводить в жизнь учение Иисуса Христа, в широком смысле его значения.
   Недавно в нашей среде возбудилось движение в пользу к совершенствованию действительной жизни и мы решили наименовать свою общину: "Христианская община всемирного братства". О чем с радостью извещаем вас и с любовию считаем братьями. 82)

Член Всемирного Братства П. Веригин.

   -----
   81) См. сороковое примечание, к семнадцатому письму П. В. Веригина стр. 42, а также "Евангелие" Иоанна гл. 4, ст. 23, 24.
   82) См. тридцать пятое письмо П. В. Веригина, стр. 92.

Прим. В. Б. Б.

- 92 -

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ.

К родителям.

  

2 сентября 1896 г., село Обдорск.

   Милые и дорогие старичек и нянюшка! Во первых строках сего письма молю и прошу Господа Бога о вашем спокойствии; пошли вам Господи всего лучшего, как в сей жизни, так и в будущем веке. Прошу вашего родительского благословения на предбудущие лета моей жизни. Дорогим сестрицам моим и Груне с их детками душевно желаю всех благ от Господа Бога; сердечно кланяюсь всем братцам и сестрицам духовным, всем пошли Господи всего и всего лучшего, более же всего, душевного спасения.
   Я написал письмо императрице и послал уже. 83) Копию присылаю. Еще, возлюбленные братцы и сестрицы, предлагаю на ваш совет, чтобы нам называться с сего времени "Христианской Общиной Всемирного Братства". Слово "духоборцы" непонятно для посторонних; мы хотя и впредь будем призывать Дух Господень, чтобы бороться против плотских немощей и греха; а звание "христианская община всемирного братства" будет говорить яснее за то, что мы на всех людей смотрим, как на братьев, по завету Господа Иисуса Христа. С сего времени будем называться во славу Господа и "Христианской Общиной Всемирного Братства". Оповестите всех братьев и сестер. Присылаю вам несколько пунктов, как я понимаю об окружающем мире. 84) Мне переслано из Москвы письмо, присланное из Англии от общества, так называемого "церкви братство", 85) которые очень соболезнуют, что нас постигло такое испытание и советуют крепко держаться Христовой веры. Не получали ли вы письма из
   -----
   83) См. тридцать третье письмо П. В. Веригина. стр. 89.
   84) См. "приложение к тридцать пятому письму П. В. Веригина", стр. 93.
   85) Общество это носило название "Brotherhood Church" и было основано D. Kennworthy, - одним из английских последователей Л. Н. Толстого, - недалеко от Лондона. в городе Croydon'е.

Прим. В. Б. Б.

  

- 93 -

  
   Москвы? Я в Англию написал ответ; копию с моего письма при сем прилагаю. 86) Письмо из Англии относилось к целой нашей общине.
   Если пожелаете наименоваться тою, как выше сказано, то передайте всем, чтобы в Рождество Христово, после моления считать себя таковыми и в день этот праздновать Рождество Христа и мира и благоволения в человецах.
   Целую вас всех и желаю всех благ от Господа Бога.

Брат ваш Петр.

  

-----

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРИДЦАТЬ ПЯТОМУ ПИСЬМУ. 87)

ИЗ ОБЩИХ ВЗГЛЯДОВ

ХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЫ ВСЕМИРНОГО БРАТСТВА 88).

  
   1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.
   2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, так равно и в себе подобных.
   3. Члены общины смотрят на все существующее любовно и с восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.
   4. Под словом Бог члены общины разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.
   5. Мир состоит из движения; все стремится к совершенству и через этот процесс старается соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.
   -----
   86) См. тридцать четвертое письмо, П. В. Веригина стр. 91.
   87) Было напечатано в "Свободной Мысли" N 8, (август) 1900 г., стр. 121.
   88) Эти "Общие взгляды", признанные духоборами за псалом, считаются ими самым главным руководством в их теперешней жизни. (См. примечание двенадцатое к шестому письму П. В. Веригина, стр. 12).

Прим. В. Б. Б.

  

- 94 -

   6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни, в смысле мыслящего создания.
   7. Уничтожать, разрушать что бы ни было, члены общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае непозволительно.
   8. Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.
   9. Главная основа существования человека служит энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.
   10. Допускается общинная жизнь в человеках, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому.
   Богу нашему слава. 89)
  

-----

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЕ.

К родителям.

  

1 ноября 1896 г., село Обдорск.

   Уведомляю вас, дражайшие старичек и нянюшка, все родные, братцы и сестрицы в Господе Иисусе Христе, -
   -----
   89) Эти слова прибавлены духоборцами, как признак возведения общих взглядов на степень "псалма".
   Мы приведем здесь мнение об этих "общих взглядах" И. Е. Конкина, одного из замечательных духоборцев. Он в письме своем от 12 декабря 1896 г. пишет: "Эти десять пунктов мы считаем как бы основным правилом христианской жизни, или десять заповедей ,,Нового Завета"".

Прим. В. Б. Б.

  

- 95 -

  
   я здоров и благополучен, слава Богу. Давно уже не писал вам, милые старичек и нянюшка, потому что пути сообщения были прекращены с первозимья. Сейчас пришла первая почта; от вас письма не получил. Раньше получал, о которых, кажется, уведомлял вас.
   Как вы живете? Как вас Господь Бог милует? Не освободили-ли из темниц братьев и сестер, которые были заключены? Передайте всем им душевный от меня привет с пожеланием всех благ от Господа Бога.
   Я просил Дуню и Петю, 90) чтобы они приехали ко мне на свидание, или вообще кто-либо с родины, но вы пишете, что не разрешают. Это ничего; сильно не надо и хлопотать. Гослодь даст увидимся; вечная жизнь долга, только надо верить в бессмертие души. Напишите мне, - возвратился ли на родину Ваня Парамонов 91) и еще кто с ним был, когда они ехали ко мне? Когда их воротили, они с того места прислали мне письмо; с тех пор я о них больше ничего не слыхал, как с ними поступили.
   Из Москвы мне пишут знакомые, что надо только жить по-христиански и это всецело лежит на нашей обязанности, чтобы поработать Богу и освободить свои души от греховных похотей.
   Недавно я немного хворал, простудился. Сейчас, слава Богу, поправился совершенно. Немного похворать, я полагаю, даже полезно, потому что в этом можно видеть как бы предупреждение Господа Бога, что наша жизнь здесь не вечна и, действительно, в то время душа начинает все искренно припоминать из пройденной жизни, готовясь дать отчет.
   -----
   90) Жена и сын П. В. Веригина.
   91) Духоборец Иван Парамонович Обросимов ездил на свидание с П. В. Веригиным и был арестован в селе Самарово, Березовского округа. Обросимов описал это свое путешествия с Кавказа в Обдорск, в рассказе: "Путешествие к П. В. Веригину", который мы печатаем в приложении к этой книге.

Прим. В. Б. Б.

  

- 96 -

  
   Целую вас крепко и с любовью, милые старичек и нянюшка, все родные и братцы, сестрицы духовные. Душевно желаю вам всех благ от Господа Бога.

Любящий вас сын и брат ваш Петр.

   Пишите о вашем благополучии.
  

-----

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ.

К родителям.

  

26 ноября 1896 г., село Обдорск.

   Получил ваше письмо со ста рублями, милые старичек и нянюшка. Душевно вас всех братьев и сестриц благодарю; спаси вас Господи, спасением вечным за привет и добрые пожелания, а также и за гостинец.
   Ефимушке, - даруй Господи царствие небесное, вечный покой. Смерть есть удел всех живущих на земле. Все должны поплатиться за жизнь смертью, конечно, плотью только. Душа же наша предчувствует, что она должна жить вечно. Да и так, - если разумно судить, - душа человека бессмертна, если она берет начало от Господа. Потому-то и дорого познать Бога - соединиться с Ним посредством доброй и благочестивой земной жизни, которая служит как бы школой для человека.
   Мне пишут с Холодного братья меньшей партии, что из наших начинают пить вино и по-прежнему вести нетрезвую жизнь. Это нас не должно смущать, желающих жить в Господе, потому что каждый человек должен и вправе жить по своей воле и усмотрению. Если у нас и состоялся совет, чтобы употреблять оставить мясо в пищу, пить вино и тому подобное, то это только для того, чтобы было всем известно, как надо жить по-христиански, силой же нельзя приневоливать друг друга. В жизни нашей общины должна быть полная свобода. Каждый более должен следить за своей жизнью и если мы желаем жить по-христиански - благочестиво, то и можем
  

- 97 -

  
   совершенствоваться. Этим самым человек будет служить примером для посторонних.
   Целую вас, дорогие старичек и нянюшка, и всем, всем братцам и сестрицам желаю всех благ от Господа Бога.

Сын и брат ваш Петр.

  

-----

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЕ.

К духоборцам, заключенным в Казахской темнице.

  

4 декабря 1896 г., село Обдорск.

   Возлюбленные братцы в Господе Иисусе Христе и пресвятой Богородице.
   Письмо ваше, посланное в сентябре, я получил. За привет и пожелания ваши, - душевно вас благодарю. Спаси вас Господи спасением вечным. Уведомляю вас, милые братцы, я здоров и благополучен, слава Богу.
   Беседа ваша о том, что вы недомогаете плотию, привела меня на размышление и я думаю, что жизнь человека равна искусству, мастерству, которое заключается не в том, что сколько сделать по количеству и величине, а в том, как сделать лучше и красивее. Так и жизнь наша. Я думаю, что надо стараться, как лучше, человечней прожить, а не то, что сколько по количеству времени; тем более, что стараться как лучше жить по-христиански, зависит вполне от нас, а сколько прожить, как известно, не от нашей воли зависит. Много, конечно, значит, если жить в довольстве, в богатстве земной жизни, то прожить можно дольше, как мы думаем; но много есть примеров, что и живущие в богатстве и холе тоже помирают в молодости, как и бедные и наоборот: при бедности и неудобстве телесной жизни - проживают до глубокой старости.
   Недавно я прочитал книжку о жизни древних христиан. Описывается, как одна девушка восемнадцати лет, была сильно просвещена верой в Господа Бога и стала остав-
  

- 98 -

  
   лять все, что непозволительно человеку, как-то: перестала ходить в сборище, где пляшут, пьют вино и говорят страшно пустые речи. А также стала обличать нехорошие поступки людей: убийство друг друга, казни и тому подобное и через это люди возненавидели ее и казнили. В другой книжке описана жизнь человека, который прожил около ста лет, но, за всю свою жизнь. он только и делал, что грабил и притеснял людей, чтобы обставить жизнь свою богаче и тем сохранить ее долговечней. По своему жестокосердию, он иногда даже убивал людей, которые ему не покорялись. И вот, прочтя эти две книжки, я невольно сделал сопоставление: девушка прожила мало, всего девятнадцать лет, другой же мужчина около ста лет. Но мне кажется, жизнь девушки, гораздо и гораздо ценней того, прожившего сто лет. Ведь он все равно умер, - как бы не жил долго, пачкаясь в своих нехороших поступках, как в помойной яме. Иногда мы думаем, что притесняя людей нехороших, мы думаем, что делаем угодное Богу, доброе дело то есть не даем им делать худого дела. В этом большая наша ошибка, потому что мы должны понять, что жизнь человека заключается не в том, чтобы устанавливать закон и правило, а в том, чтобы исполнить закон Бога. А закон Бога повелевает любить и врагов своих, а не препятствовать им. 92)
   Радуюсь, что вы проводите время в благочестивой жизни, в единении с Богом, в пении и чтении псалмов. Может быть Господь Бог пошлет скоро освобождение наших братий. Правительство должно убедиться, что мы не так вредны, как оно думает. Если получались грубости какие-либо от наших пред чиновниками, то этого впредь не будет повторяться, потому что христиане ни в каком случае и не пред кем не должны грубить. Я думаю, что если правительство требует что-либо такое, что не соглашается с учением Спасителя, можно и не исполнять, да и трудно пойти истинному христианину против Христа. А что если правильно и слуги требуют налоги,
   -----
   91) Ср. "Евангелие" Матфея, гл. 5, ст. 44.

Прим. В. Б. Б.

  

- 99 -

   в форме денег, то надо беспрекословно отдавать; что же делать если они сами не хотят работать и доставать хлеб телесный от земли - матушки? Иначе они разорят окончательно благосостояние материальной жизни аукционами и продажами. Во избежание больших несчастий и Господь Спаситель предостерегает человека: "аще кто попросит у тебя верхнюю одежду, отдай ему и сорочку". 93) Я думаю на это изречение, уместен такой пример: что если бы у меня попросили или потребовали с плеч шубу; я хотя и оговорюсь, но все-таки должен отдать, а иначе злой человек возьмет силой шубу и вдобавок еще побьет меня самого. Если бы меня заставили бы стаскивать шубу с плеч постороннего человека, то я не могу этого делать и не должен, хотя бы меня стали бы бить и мучить, потому что отбирать шубу есть дело нехорошее, а нехорошее дело я не должен делать.
   Надо разуметь, что можно христианину исполнять, а что нет, а не так как иногда мы ничего не хотим исполнять - это неправильно.
   Что-либо работаете ли вы для развития и пользы тела? Можно бы шить сапоги, портняжить, столярным ремеслом заниматься и прочее. Просите тюремную стражу и они разрешат вам; это бы было хорошо. Можно учить грамоте друг друга.
   Целую вас, милые братцы, крепко, крепко и желаю вам всем всех благ от Господа Бога.

Любящий вас брат Петр.

-----

ПИСЬМО ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ.

Ко всем духоборцам большой партии.

  

4 декабря 1896 г., село Обдорск.

   Возлюбленные братцы и сестрицы духовные, мир и благодать вам от Господа и пресвятой Богородицы. Письмо
   -----
   93) Ср. "Евангелие" Матфея, гл. 5, ст. 40.

Прим. В. Б. Б.

  

- 100 -

   ваше посланное - одно от 8-го сентября из Славянки и еще два, писанные Ванюшей: - одно из Елизаветпольской тюрьмы в сентябре, а другое 2-го октября, - я недавно получил. За привет и добрые пожелания ваши, душевно вас благодарю; спаси вас, Господи, спасением вечным. Прилагаю при сем копию с письма, которое я послал братьям, находящимся в Казахской темнице 94), но адрес правильно не знаю, дойдет ли оно или нет? Если от вас кто случится к ним и если они не получат моего письма, то передайте им эту копию и передайте также братьям, находящимся в Елизаветпольской темнице.
   По милости Господа Бога, я здоров и благополучен. Зима здесь не особенно, сей год, морозная. По Обдорскому здесь округу, прошлое лето и осень, сильно болели и падали олени и некоторые люди остались совсем без скота. Положим, здесь оленей держат помногу, по несколько сот штук; больше другого скота никакого нет. Болезнь была: во рту опухоль и спадывали копыта и животные помирают почти что голодной смертью, потому что нельзя есть и ходить. Как у вас скотинку Господь Бог милует? Должно быть немного уж и так от раззора, от аукционных продаж осталось. Недавно я прочитал в газете, в "Московских Ведомостях", как у вас назначили к продаже лошадей и коров. Описано будто некоторые сестры брали вилы железные и не допускали грабителей, - как в газете писано, - к конюшням. Я этому не верю. Если это было на самом деле, то это нехорошо; можно доказывать справедливость со смирением на словах, а рукам злой воли не давать, иначе это выйдет настоящая война, пока сильный телом не победит слабейшего, - как оно и есть в непросвещенном мире. - Сила же духовная, Божья, показуется в смирении и кротости человека.
   Ванюша запрашивал меня, что вы посылали мне когда-то сто рублей. Я не получал. Если у вас есть квитанция, надо предъявить в почтовую контору, где были сданы деньги и деньги выдадут.
   -----
   94) См. тридцать восьмое письмо П. В. Веригина, стр. 97.

Прим. В. Б. Б.

  

- 101 -

   Рубль твой, Ванюша, я давно получил. Желаю вам, все братцы и сестрицы, всех благ от Господа Бога и пресвятой Богородицы.

Любящий вас брат Петр.

  

-----

ПИСЬМО СОРОКОВОЕ.

К Павлу Ивановичу Бирюкову.

  

10 декабря 1896 г., село Обдорск.

   Любезный друг Павел Иванович! Посланные вами книги: "О компромиссе", "Федон", "На холере" и "Богу или маммоне", - я получил. Душевно вас благодарю за память, а также за доброе ко мне и любезное отношение. Книги "Посредника", пожалуй, я имею почти все по каталогу. Предприятие "Посредника" очень и очень полезное. Я хотя и против грамотности, но грамотность, я считаю как часть цивилизации, которую, - то есть цивилизацию, как она сейчас есть, - я считаю незаконной, в том числе, конечно, и грамотность. Но лично против грамотности я ничего не имею. Да и при том, возможно-ли принимать такие частные явления "несогласий", подобно моему? Это равносильно капли в море. Хотя и сеичас еще неграмотных и некультурных людей более по количеству, во движение прогрессирует в пользу цивилизации. Вы, в одном из прошлых писем Евгения Ивавовича, делали мне приписку, но я вам лично письма, кажется, не писал еще ни одного. Пока у вас есть силы и желание, работайте на предпринятом поприще. Живя еще в Архангельской губернии я обращал внимание на книжки из "Посредника" и заметил, что в народе они производят доброе влияние. Обдорских обывателей, я, например, уже познакомил с вашими изданиями. Читаются с охотой и производят также хорошее впечатление. Не без того, есть и против такого гуманного просвещения, из "буржуа", которым живется сытно и покойно под сенью обычаев, установившихся традиционными порядками невольничества.
  

- 102 -

  
   Второе-же, в таких местностях, как Обдорск, жизнь, сама по себе, слагается из каких-то грубых инстинктов, отчасти, может, от суровости окружающей природы. В силу уже одного того, что наша земля заимствует жизнь от солнца, то, я думаю, чем не ближе мы будем и в частности, к солнцу, тем будет полезней во всех отношениях. Что на самом деле мы и видим: чем далее на север - дальше от солнца, тем жизнь беднее на земле, и наоборот. Положим на совершенном юге также, кажется, не особенно жизнь развита во множественных видах. По отношению к человеку, я считаю, для него законным местожительством умеренные поясы земного шара, где солнце, посылая свои благодатные лучи на все живущее, в том числе, влияло бы и на мозги человека, своей жизненной энергией. Я настолько придаю значение солнцу, что считаю не безразличным смотреть на плоды, вырощенные на солнцепеке или в местности, где атмосфера была плохо насыщена солнечными лучами. Человек употребляя пищу, вырощенную при изобилии солнечного тепла, как например: клубники, малины и вообще, так сказать, нежных фрукт, - его и организм будет слагаться, как бы из самой энергии, потому что нежные фрукты, - я полагаю, - содержат в себе много и много, как бы спрессованного селнечного эфира, то есть тепла-энергии. Употребляя же здесь, на севере, человек сырьем рыбу или мясо оленя, которое вырабатывается из мха - очень и очень мало видящего или вдыхающего в себя солнечное тепло, я полагаю, и человек будет очень вялым и безжизненным во всех отношениях. - Воспринимать же гуманные идеи, нужна бодрость и гибкость ума. Ум-же зависим, - как известно, - от здоровья всего организма. Питаться растительной пищей и, по-возможности, фруктами, я вижу уже выгоду в том, что больше буду поглощать в себя солнечного тепла, то есть энергии. И вследствии этого надеюсь даже быть разумней. Откровенно скажу вам, дорогой Павел Иванович, если бы я располагал физической свободой, то не медля бы ни минуты, я ушел бы в теплое-теплое место, где, например, совсем не бывает зимы, чтобы там с удовольствием вдыхать в себя жизненный элексир солнца, вместе с тем непрочь
  

- 103 -

  
   бы, конечно, лакомиться фруктами, которых в теплых местах в изобилии. - Меня можно сравнить с хохлом (малороссом), которому был предложен вопрос: "что если бы он был царем, что бы он делал бы и, в особенности, ел?" - Он ответил, что: "ел бы свиное сало с салом и спал бы на соломе." За себя же, повторяю, если бы я был свободен, то жил бы в теплом месте и питался бы фруктами, вместо пищи приготовленной из трупа мертвых животных; не мудрено, что мы и сами походим на мертвецов, в особенности по отношению разумной энергии. - Злом же хотя мы и энергичны, но это происходит от раздражительности - нездоровья организма.
   Об Обдорском крае в особенности, ничего не могу сообщить. Природа здесь, как известно, бедна и сурова. Жизнь людей основывается на двух материальных факторах: рыболовстве и оленеводстве, при том еще звереловстве. Местные жители, - зыряне и русские, - большею частию, живут торговлей, перекупкой и продажей от инородцев, как оленьих кож, так и звериных. Весь этот товар, сгруппировавшись у более крупных торгашей, отправляется на Ирбитскую ярмарку. Оленьи шкуры, большею частию, идут через Урал, в местности Вологодской и Архангелькой губ. и где-то там, из них выделывается замша.
   Русские и Зыряне не особенно давно пришлые сюда люди; первые из Тобольской вообще стороны, вторые из Вологодской и Архангельской губ. Местные родичи остяки и самоеды. В январе в Обдорске бывает ярмарка, на которой весь Обдорск участвует. Приезжают и из других мест, но мало за дальностью, потому от одного Тобольска полторы тысячи верст. Площадка в ярмарку выглядывает интересной картиной, в особенности инородческие костюмы, шитые вверх шерстью, звериных или оленьих шкур. Взамен своего товара, - преимущественно мехового, - инородцы берут хлеб, сахар, чай, вино, табак. Последния два продукта в больших размерах. Также часть и мануфактурного товара.
   Ну пока до свидания, дорогой друг Павел Иванович, -
  

- 104 -

  
   второй час ночи. Желаю вам всех благ от Бога. Передайте душевный привет и всей братии.

Здоров, слава Богу. П. Веригин.

  
   Присылаю за присланные книги три рубля. Да, кажется, я оставался должным по "Посреднику". Право не знаю.
  

-----

ПИСЬМО СОРОК ПЕРВОЕ.

Ко всем духоборцам большой партии.

  

10 декабря 1896 г., село Обдорск.

   Жив Господь Бог и жива душа в рабах его воскресением Иисуса Христа Господа нашего.
   Письмо ваше, дорогая сестрица Анюта и все братья и сестры во Христе, я получил, писанное вами 9-го октября. Спаси вас Господь спасением вечным; сердечно благодарю вас за память и пожелание, я здоров и благополучен, слава Господу Богу.
   Миша середи царствия небесного, прими Господи его душу в вечные свои обители.
   Вы спрашиваете, какая здесь сторона? Сторона здесь, по климату, суровая; зима очень морозная; снег лежит шесть и семь месяцев; на пространстве тысячи верст к Тобольску хлеб совсем не сеют. Люди живут рыбным промыслом. Я ловлей рыбы не занимаюсь. Живу на средства, присылаемые братьями и сестрами, спаси вас Господь! Немного работаю: хожу в поденщики и делаю, кроме того, что по столярному рукомеслу, не потому, что нет средств к жизни, а думаю, что человек вообще должен работать по слову апостола: "трудящийся достоин пропитания". 95) Да если жить по христиански, тогда немного надо человеку. Истинны слова Господа: "заботьтесь прежде о царствии Божием, то есть о спасении души, все же остальное дастся вам". 96)
   -----
   95) См. "Евангелие" Матфея гл. 10, ст. 10.
   96) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 6, ст. 33.

Прим. В. Б. Б.

  

- 105 -

   Спасение же души, как известно, заключается в исполнении заповедей Божиих.
   Желал бы я, братья и сестры, видеться с вами лично и, если будет угодно Господу, может скоро увидимся, или все равно, в вечной жизни, потому для духа нет разъединения; духом не разлучены, только надо иметь главу в пути жизни Господа Иисуса Христа и покровительницу Пресвятую Богородицу, образ ее смиренный. Будьте бодры и будете живы.
   Остаюсь любящий вас, ваш брат
   Петр.
  
   Как вы живете? Хозяйствено-ли? Вот времени много ушло, как я удален из среды вашей и жизнь много изменилась. Христианам вообще свойственво заниматься садоводством и около кислых вод на площади, можно бы развести полезный сад, с фруктовыми деревьями. Вам только стоит подсаживать ежегодно, а ухаживать за ними и смотреть могут старички и старушки, которым более тяжелый полевой труд не под силу; таким путем через десять - двадцать лет, можно иметь великолепный, полезный сад.
   Как живут расселенные братья в Горийском уезде? Им можно бы тоже заниматься садоводством и огородничеством, если будет позволять местоположение и средства, а средства, положим, самое необходимое, - здоровье, которое Господь Бог дает каждому человеку даром, только надо трудиться. Если обстоятельства не позволяют иметь собственности, то есть земли где работать, можно поступать в садоводы и огородники к туземцам. Самое главное надо заслуживать любовь людей, то есть нужно прямо любить людей. Еще желаю вам всех благ от Господа Бога
   ваш Петр.
  
   Миша Андросов был у меня. 97) Спаси вас Господи за живой привет. Отсюда же выехал арестованным, пото-
   -----
   97) См. одинадцатое письмо П. В. Веригина, стр. 21.

Прим. В. Б. Б.

  

- 106 -

   му что свидания со мной не позволяются; если его в Тобольске не освободят, то он придет по этапу к вам; но это ничего; ведь он преступного не сделал ничего. Целую вас всех братьев.

Петр.

-----

ПИСЬМО СОРОК ВТОРОЕ. 98)

К Ивану Михайловичу Трегубову. 99)

  

23 декабря 1896 г., село Обдорск.

   Добрый Иван Михайлович!
   Получил ваше письмо от 17-го ноября и книжку о "Восточной Сибири".
   Участие ваше о положении христианского дела на земле весьма меня трогает, и я благодарю Бога, что есть еще люди, которые ценят так высоко, каким он и на самом деле есть, - смиренный дух Христа, чрез который и может только водвориться мир и благовол

Другие авторы
  • Пяст Владимир Алексеевич
  • Писемский Алексей Феофилактович
  • Герье Владимир Иванович
  • Аргентов Андрей Иванович
  • Шкляревский Павел Петрович
  • Умова Ольга Кесаревна
  • Плавильщиков Петр Алексеевич
  • Брик Осип Максимович
  • Шопенгауэр Артур
  • Станюкович Константин Михайлович
  • Другие произведения
  • Плетнев Петр Александрович - Антологические стихотворения: "Муза" и "К уединенной красавице"
  • Туган-Барановский Михаил Иванович - Джон Стюарт Милль. Его жизнь и научно-литературная деятельность
  • Соловьев Владимир Сергеевич - Эпиграмма на К. П . Победоносцева
  • Вяземский Петр Андреевич - По поводу записок графа Зенфта
  • Блок Александр Александрович - Искусство и газета
  • Воейков Александр Федорович - К А. Н. В. в день ее ангела
  • Киплинг Джозеф Редьярд - В кратере
  • Горький Максим - Пролетарский гуманизм
  • Горький Максим - Издатель А. П. Чарушников
  • Грааль-Арельский - Стихотворения
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 484 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа