, безнравственны. Меньшиков предлагает совет "трактирным" заведениям или домам терпимости: "Вы обходитесь нравственней." Но возможно ли это? Хорошо описан им дворянский "вопрос" и вообще все. Иногда, конечно, он говорит в экстазе. Например, следствие его "О Вяземском" вышло немного полемично, но это и было, как литературное доказательство.
О ясновидениях или предчувствиях положительно не могу сказать, потому что вопрос сам по себе, кажется, очень условен и может ли быть уловим, то есть проверен? Конечно, слово "предчувствие" скорее подходяще, чем "ясновидение", в этой области. Возьмем простой
-----
64) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)
пример. Известно, когда приближается буря, верблюды в пустынях отказываются итти, а выбирают удобную позицию. В простонародьи установилась ясная примета: "кошка поет на печи - быть морозу". Рыба также, при приближении бури или грозы, уходит вглубь. Я думаю, у животных в этом, хоть немного, говорит предчувствие. Таких примеров, конечно, можно бы найти, указать много, но входить в разбор их, или исследовать на себе - дело нелегкое и требует, или требовало бы серьезного внимания. Имеют значения и простые припоминания о предчувствиях, и таковые, я думаю, каждый человек переживал. Но вывести из них что-либо положительное, повторяю, неудобно. Отчасти это зависит от того, что мы резко удалены от законов природы. Как и видно из приведенных выше примеров, животные более, заметнее подвержены предчувствиям. Это простой факт: природа, относясь с материнской любовью, предостерегает отдельных индивидуумов, которые могли бы пострадать без пользы перед мировым течением.
Человек, как атом в личной жизни, должен бы быть подвержен общей гармонии мироздания, но почему-то не хочет поддаваться ее покровительству. По моему мнению, прежде чем подмечать "предчувствия" и "ясновидения", человеку необходимо раньше усвоить естественную жизнь, то есть приблизиться к законам предела. С уверенностью можно сказать, что человек тогда будет иметь ясновидения или предчувствия.
Ваш вопрос о предчувствиях я неясно понимаю, в каком смысле вы спрашиваете. Ищете ли вы только подтверждения в возможности такого свойства или вы полагаете, что потом возможно бы руководиться такими указаниями? Конечно, раз они - ясновидения - были бы осуществлены, то, надо полагать, природа не без пользы посылала бы их нам.
Вы говорите, что только начинаете думать, "что праведная жизнь открыла бы истину". Я также не вполне понимаю, что вы под этим говорите? Во-первых, праведная, святая жизнь - (если она усвоена) - не есть ли уже, сама по себе, высокое знание или та же истина? Во-вторых, я считал вас другом Льва Толстого, а он уже давно го-
ворит, что "хлебы нельзя садить, не замесивши". Это, конечно, факт; а следовательно, и знания без праведной жизни невозможно.
Наука-грамотность в частности, можно сказать, только тормозит развитие человека, развитие знания истины. По нашему мировоззрению, мировое течение времени постоянно обновляется, а следовательно и весь живущий мир, то есть атомы также должны развиваться под влиянием времени.
По отношению к человеку здесь сразу вытекает крупное противоречие: возьмите вы все те многотомные сочинения с их профессорскими кафедрами, - как убийственно они насилуют современного человека! Мальчик или человек переживает обновляемое время; умственная его система, как телесная, должна бы развиваться сама по себе. Нет! его "пичкают", - а иногда и вбивают, - двух-трех тысячным периодом лет прошедшего времени.
Да, это почти проверенный мною взгляд: лучше бы было, если бы не было грамотности. Такую грамотность, как это письмо, в передаче мысли на расстояние, я еще допускаю, хотя в последующей переписке я намерен говорить об этом вопросе, в которой последует опровержение и этой необходимости. Например, из этого письма вы, Иван Михайлович, можете извлечь что-либо полезное, но допускать, чтобы оно могло служить назиданием через две-три тысячи лет, - это абсурд. Я полагаю, что через две-три тысячи лет мозги у человека будут иначе сформированы и, следовательно, мысль, которая имела законность в наше время, не могла бы вкладываться в те рамки.
Из всего сказанного нельзя понимать того, что будто я не признаю основной законной истины. Знание, - истина абсолютная, - существует, но она живая, а следовательно должна также подвергаться влиянию времени; для нас же, как для мельчайших атомов, этот процесс "изменения" не может быть исследуем. Мы можем проникать ее, но соразмерно строению мозговых клеточек, которые находятся, как выше сказано, под влиянием времени. Если же мерилом поставить наши душевные чувствования, то чистые духовные свойства в человеке и есть сама истина,
которая, как бы приходит непосредственно и, следовательно, независима от нашего критерия. В силу мировых законов мы должны пользоваться тем что есть.
Вот, дорогой брат Иван Михайлович, ваше письмо вызвало меня на какой разговор. Из вашей речи, где вы говорите: "что мы тщетно ищем в книгах истину - знание", выходит, что истину надо разыскивать. По нашему же воззрению она приходит сама ("Аз стучу у двери, кто примет меня, я войду к нему и буду вечерять с ним"), 65) ее только надо воспринимать.
С Николаем Трофимовичем мы хотели повидеться: он ко мне приехал бы или я к нему, но полицейское управление не разрешает. Переписку ведем частую. Недавно я его вызвал на небольшое даже недоразумение. Дело в том, что писал ему письмо и в беглой речи ему указал на крайнюю противоположность: я, как южанин, поселен на самом севере и, вырощенный в виноградных рощах, неужели должен свыкаться промышлять белого медведя? В заключение призывал его, чтобы написать вместе заявление министру о переводе нас в Минусинск или на Алтай где бы мы занялись хлебопашеством. Мой Николай Трофимович ответил мне резким замечанием, что у меня не хватает духу переносить посылаемое судьбой. Он же не соглашается никогда просить. 66) В частности не знаю как судить, в общем же скажу, я не прочь бы пользоваться свободой, хотя бы это и состояло в месте жительства, или пришлось бы кого бы то ни было попросить. Конечно, просьба моя, желание - должно руководствоваться благоразумием. Просить, желать власти, чтобы вредить окружающему, или просить, из которого желания вытекала бы одна абсолютная польза, две великих разницы. И последнее, я думаю, не предосудительно.
Помните, когда властелин Эпиктета стал бить по ноге, он заметил ему: что "так можно и ногу сломать". Если бы он - Эпиктет - еще добавил: "Оставь бить, это нехорошо", - я думаю, не лишне бы было. Положим, во
-----
65) Ср. "Откровение святого Иоанна" гл. 4, ст. 20.
66) См. двадцатое письмо П. В. Веригина (стр. 59).
мне почти совершенно установился дух миролюбивый. Просить всегда можно, повелевать, угнетать нельзя. Когда "Дядю Тома" властелин приставлял распоряжаться людьми, сколько он перенес пыток, чтобы только не быть "командующим"? Под конец был прибит почти до смерти за то, что сам не соглашался бить своих собратий.
Целую вас крепко, братски и желаю вам всех благ. Пишите больше; я из провинции, а пишу так много, вы же почему-то скупитесь. Положим: "мал золотник да дорог, а..."
Здоров слава Богу. Ваш Петр.
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ. 67)
К Николаю Трофимовичу Изюмченко.
5 февраля 1896 г., село Обдорск.
Получил твое письмо, дорогой Николай Трофимович. Благодарю за замечание. Таких друзей люблю, которые не дают оступаться, или тем более падать. Но ты понял преувеличенно. Духу - слава Богу - у меня много; иногда же надо и поблажить. - Неужели ты в буквальном смысле принял, что "просить"? 68) Положим, как я понимаю, просьба просьбе может быть рознь. Например, ты крайне меня обижаешь, - неужели я не в праве сказать: оставь это делать, это нехорошо? Рабски-низкопоклонничать - это совсем другое дело. Помнишь, когда Эпиктета властелин стал бить по ноге; на сколько он не бил, но все-таки стоик высказал: "Так можно и ногу сломать". Если бы Эпиктет еще добавил: "Оставь это делать, это нехорошо", я думаю, не лишне бы было.
Может имеют значение совершенно внешние обстоя-
-----
67) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)
68) См. двадцатое письмо П. В. Веригина (стр. 59).
тельства, что во мне дух более миролюбивый, чем в вас. Дело в том, что я на всех людей, кого бы ни встречал, смотрю как на обыкновенных смертных. Если я иногда прошу тебя, то почему же не попросить, в данном деле, и Виктора Ивановича, если он может быть мне полезным? Достигать мнимой пользы, то есть во вред другим, на это я тоже скажу, даже несколько раз: "пас!" В данном вопросе, мне кажется, никто бы ничего не потерял, кроме того только, что какой-то Веригин не стал бы стрелять белых медведей, а стал бы, на законной почве, добывать себе хлеб. "Будьте мудры как змеи, целы будьте яко голуби. 69) "Не рассыпайте бисера перед свиньями, чтобы они, потоптавши, не пожрали бы и вас. 70)."
Мне очень и очень хорошо живется и в Обдорске, но дело в том, что в таких местностях, как Обдорск, человеку совсем не присуще жить. Здесь могут заменять человека медведи, песцы, олени, белки и другие животные, у которых теплая шуба. На что я хотел указать тебе, как брату, или хоть и еще кому.
Сообщите, - хотя в общем, - как вам кажется мое последнее, до этого, послание?
Как здоровье Н. Ив.? Берегите его как старика.
Желаю вам всех благ, - здоров, слава Богу.
С этой почтой получил от Ивана Михайловича письмо, а также и от родных с Кавказа. У них была из Петербурга следственная комиссия. Что будет из этого, покажет время.
Целую тебя. Брат твой П. В.
-----
69) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 10, ст. 10.
70) См. "Евангелие" Матфея гл. 7, ст. 6.
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ.
Ко всем духоборцам большой партии.
14 февраля 1896 г., село Обдорск.
Дорогой брат Вася, письмо твое третье я получил; благодарю вас всех братьев и сестриц за память и пожелания ваши, спаси вас Господи спасением вечным. Я здоров и благополучен, слава Господу Богу; письмо тебе я писал одно на Васю Шерстобитого, другое раньше на Мартишу в Ефремовку, - передать тебе. Лето я провел, слава Богу, хорошо. Зима также почти уже проходит; положим по времени-то еще рано, хотя этот год как-то зима здесь теплая; квартиру я, дорогой Вася, переменил; теперь живу у Агафии Андреевны Бульгиной: кажется я когда-то тебе показывал дом недалеко от больницы; хозяйка вдова, есть племянник, взрослый парень и воспитанница, девушка лет шестнадцати. Плачу, с хлебом и квартирой словом за все, десять рублей в месяц.
Как вас Господь Бог милует, возлюбленные братья и сестрицы в Господе? Будем просить Господа и Он, милосердный, облегчит наше положение. Положим я не ропщу за все то, что постигло над нами. Надо принимать это все во славу Божью. Одно письмо писал я на имя Личарды, 71) получил ли он? Поклон твой, Вася, знакомым передал. Все благодарят, в особенности семейство Николая Ефимовича; дети помнят тебя любовно. И. П. и И. Г. выехали из Обдорска; И. Г. перевели в другое место будто бы за то больше, что он знаком со мною. Жизнь в Обдорске по-прежнему, как и ты ее видел. К Ч. я иногда хожу. И. заметно вырос, но по-прежнему дурковатый. Все знакомые тебе, Вася, также кланяются с пожеланием всего хорошого. Пишет ли вам Ванюша Конкин и приезжают ли к вам братья, которые остались не выселенными? Душевно благодарю вас всех, братья и сестрицы, за поздравления с праздниками
-----
71) Псевдоним духоборца Ивина, живущего теперь в Канаде.
Рождества Господа Бога нашего Иисуса Христа. Я встретил праздники и провожу время радостно и хорошо; думаю, что когда вы получите это письмо, то настанет день великого благовествования живого слова. Христос воскрес! Пусть и мои чувства присоединятся к общему ликованию истинных сердец христианских.
Крепко целую вас всех, братья и сестры, и душевно поздравляю вас. Христос воскрес! Призовем Его Дух обновления, чтобы Он, милосердный, воскресал и в нас, хотя постепенно, чрез оставление наших худых дел. Знаете, как затеплившийся светильник, если его обновить хорошим чистым маслом, то он может воспламениться настолько, что уже от него можно зажигать неограниченное число свеч и наоборот: без обновления масла светильник может совершенно погаснуть. Так и наш храм, без духовного чистого разумения. Будем же, с помощью Господа Бога Иисуса Христа и пресвятой Богородицы, поддерживать горящий в нас светильник.
21 февраля 1896 г., село Обдорск.
Возлюбленные и дрожайшие мои родители, милые старичек и нянюшка с дорогими вашими детками, а также и все братцы и сестрицы в Господе Боге Иисусе Христе, благодать и мир Вам и покров пресвятой Богородицы.
Поздравляю Вас всех, милые родители, с высокоторжественым праздником Светлого Христова Воскресения. Христос Воскрес!
Целую Вас всех братски с любовью и душевно желаю всех благ; пошли Господи милость свою, чтобы в нас воскресал Дух Христа Спасителя - кротости и смирения.
Передайте душевный привет и всем находящимся в
темницах. До сих ли пор преследуют христиан из вашей среды?
Из Москвы пишут мне знакомые, что в Петербурге обсуждают наше дело и к весне может чем-либо кончится; нас должны где-либо поселить, отвести нам место; подати взносить мы будем; носить же оружие, как христиане, не можем. Это я так говорю к примеру; правительству один исход, или же они должны нас мучить и расселять поодиночке. Что же из этого выйдет полезного для обеих сторон? Для нас еще вижу пользу ту, что мы больше только укрепимся в вере в Христа Спасителя через гонения за Его истину.
Правительство же, если раззорит нас всех хозяйственно, то сделает для себя же убыток: лишится тысячи мирных трудолюбивых людей, которые, питая себя от своих трудов, приносили бы и ему пользу, в форме податей.
Я думаю уместно было бы написать от полной общины закавказских христиан просьбу императору, чтобы прекратить такие недоразумения. Может в Петербурге даже не знают, что делают их подвластные в провинции с людьми.
Если вздумаете писать - сообщите мне.
Еще целую Вас, милые старичек и нянюшка, с Вашими детками и душевно желаю всем братцам и сестрицам духовным, всех благ от Господа Бога.
Любящий Вас, сын и брат Ваш П.
6 марта 1896 г., село Обдорск.
Милые и дорогие нянюшка и старичек, а также и все родные!
Уведомляю Вас, я здоров и благополучен, слава Господу Богу.
Молю и прошу Господа Бога и пресвятую Богородицу о Вашем спокойствии и благолучии. Пошли Вам Господи мир и благодать Духа святого. Всем братцам и сестрицам духовным также желаю всех благ от Господа Бога.
Передайте привет и всем находящимся в темнице. Сообщите где находятся заключенные? Здоровы ли Вы духом? Главною основой жизни христианина можно считать то, чтобы быть добрым и постоянным, то есть чтобы не озлобляться и не унывать, - это свойства божественного Духа. Господь есть любовь и радость, 72) следовательно и люди, желающие быть близкими к Богу, должны усваивать тоже самое, что и видно из примеров святых людей. Они никогда не были печальны и злобивы.
Будем наблюдать сирот и вдов и за это малое Господь пошлет награду духовную и вечную.
Пред этим я посылал Вам письмо - поздравление со святой Пасхой; сейчас также поздравляю, - Христос воскрес! Целую Вас всех мысленно и сердечно; желаю душевного спасения и телесного здоровья.
Прибыл ли к вам Миша Андросов? От него я не получал вести.
Из Москвы пишут мне: готовится большая коронация. Может как-либо рассудят и наше дело. Положим истинное христианство сыскони гонимо. Мы жили уж как нехорошо, - все было ничего; немного только хотели зажить по-христиански, - сейчас же и препятствия. Но это служит большим примером. Апостол Павел, когда он сам гнал христиан, был в почете от властей; как только пришел в сознание, что он нехорошо поступает, - сейчас же его стали притеснять и, под конец, убили; но такая смерть для него стоила Вечной Жизни.
Целую Вас еще, милые старичек и нянюшка и все родные, и всем, всем братцам и сестрицам душевно желаю всех благ от Господа Бога.
Любящий Вас сын и брат Ваш П.
-----
73) Ср. "Первое Послание Иоанна" гл. 4, ст. 8.
Ко всем духоборцам большой партии.
24 Марта 1896 г., село Обдорск.
Христос Воскрес! Дорогие братцы, целую вас всех крепко и с любовью и желаю от души всего, всего хорошего и лучшего в жизни. Пошли Вам, Господи, мир и благодать и осени вас своим нетленным покровом пресвятая Богородица.
Ах! как бы хорошо и свято было, если бы и в нас воскресал Спаситель Христос своим кротким и любовным духом.
Как вас, милые братцы, Господь Бог милует при вашем испытании? Не допускайте до огорчения ваши сердца и тем сохраните свои души. Испытание же необходимо. Вы знаете, что как бы снаружи лошадь не казалась красивой и сильной, но опытный покупщик всегда попросит впречь ее: хорошо ли она будет исполнять свои показные стороны на деле. Или возьмите топор, или косу, - как бы они снаружи не были хороши, но настоящее достоинство тогда только узнается, когда несколько поработаешь ими, даже надо выточить два или три раза. Или, как вообще всем известно, настоящая храбрость подмечается после войны и ранее действия не дают креста и награды. Письмо ваше, посланное от 10-го февраля из Батума, а также и ранее, о котором вы спрашиваете, получил. Душевно вас всех благодарю за память и добрые пожелания. Я рад, что вы веселы и бодры духом и благодарю Господа, что Он посетил нас и ставит на такой путь, - путь спасения душ наших. - Со стороны же о нас думают иначе, но это только небольшое недоразумение. Зачем иметь неприязнь людям друг к другу? Тогда как мы все творения одного Отца Бога. Только надо стараться истинно быть мирным и кротким, все же остальное Господь исправит.
За себя скажу, дорогие братцы, хотя совершенно еще не очистился сердцем, но часто бывает желание прощать всем обижающим нас и предоставить воле и судье Гос-
поду Богу; нам же только следует строго следить за собою, чтобы не обижать людей.
Это письмо, как привет, касается всех вас, братцы во Христе. Еще целую вас крепко и душевно желаю всех благ от Господа Бога.
Любящий вас, здоров, слава Богу, брат ваш
К Николаю Трофимовичу Изюмченко.
24 марта 1896 г., седо Обдорск.
Получил твои письма, брат Николай Трофимович. Одно помечено 3 мартом, другое от 16 числа 1896 г., - но месяц под числом декабрь. Вероятно, произошла простая ошибка. - От 16 декабря помеченное, - я получил раньше тремя или четырьмя днями и привез мне его, приезжавший из Березова полицейский служитель вместо здешнего заседателя. С последним письмом получил две книги: Льва Николаевича "произведения последних годов" и Лучицкого. Другая же Толстого задержана исправником в Березове, о чем мне объявлено. - Так или иначе, твои письма передаются мне неаккуратно. Кому бы из нас удобней заявить об этом полицейскому управлению? Книги эти, обе у меня уже есть ранее, высланные "Посредником". "Лучицкого" не совсем соответствует цели. Зависит, как я думаю, это от того, что в такой форме и объеме, пишутся с такой темой книги для "интеллигентных" читателей и это самое заставляет скрадывать "чистую" правду. Знаете, в этом смысле есть даже небольшой анекдотик, что в современном "интеллигентном" обществе - в кругу их - нельзя выражаться, что чиновник украл казенные деньги, а "растратил". Потому, слово "украл" сильно режет "тонкий интеллигентный" слух, но только слух, а не действия. - Так и здесь, в полторы-двух копеечных брошюрках более выносится нравствен-
ного назидания, потому что истина выражается просто и правдиво. Сколько мне приходилось знакомиться с биографиями "классических" людей, - носителей истины; - например, взять полторы-двух копеечные брошюрки о Сократе, Диогене, Эпиктете и вообще в этом смысле и книжки предназначенные для "интеллигентных" читателей, - большая разница. Несмотря на то, что на большие книжки тратится более средств, и автор старается развивать утонченнее тему, но не получается все-таки того, что бы должно быть. Я читал капитальное - (10 руб.) - сочинение "Фаррара", о Христе, и, конечно, не получается того, что выносится из Евангелия. Хотя резко заметно, что Фаррар увлеченный духовный мыслитель. В некоторых местах делается совершенно бесполезный разбор. Знаете, через это иногда происходит то, что как бы взять удобное кресло и разобрать его сложность, в результате оказалось бы то, что не на чем присесть.
Вам, вероятно, известен анекдот о Пушкине: на одном знатном балу, в Петербурге, обратились к нему два офицера "шпорника", заподозрев в нем птицу не ихнего полета, приняв его за сельского учителишку, по его костюму. Хозяином же бала, он был приглашен оффициально. И вот, кавалеристы, желая испытать Пушкина, обращаются к нему с вопросом, как им правильнее позвать слугу: "эй, человек, подай стакан воды!", или "эй, человек, принеси стакан воды!" Пушкин остановился перед ними, смерив их взглядом, заметил: - "3ачем, вы можете правильнее выразиться: "эй, человек, гони нас на водопой!.."". Как видите - открыто и верно. - Кстати, я хотел поговорить с тобой, Николай Трофимович, относительно "вы" и "ты". Происхождения "вы" я не знаю. Но можно полагать, что человек, который выдумал "вы" увлечен был эгоизмом и себялюбием в крупной форме, так что, по всему вероятию, желал вмещать в себя легионы различных людей.
У меня был один знакомый "интеллигентный", и мы с ним однажды было рассорились въотрез. Дело в том, у него была прислуга, премилая старушка Архиповна; и вот когда я бывал у него, всегда здоровался и с Архиповной, пожимая ей, даже крепко, руку, без различия,
хотя бы мы встречались в зале и при гостях; если же ей долго не приходилось выходить в комнаты, я просто отправлялся на кухню и осведомлялся о ее благополучии. Егор Иванович, - имя знакомого, - замечает мне, что я компрометирую его перед обществом, здороваясь с его прислугой, - я ставлю его на равне с ней! Мы заговариваем серьезно об этом вопросе. Кончается тем, что он, в экстазе, выражается: "Да знаете-ли вы то, что чтобы сравняться со мной мне нужно таких умов тысячу, как наша Арина!" - Как видите, увлекательно... и после этого, если такого человека назовут "ты", как же ему не обижаться?
За себя, вам скажу, для меня безразлично, обращаются ли ко мне на "вы", или "ты", - все равно. Но если иногда я и к тебе, друг Николай Трофимович, буду обращаться на "вы", то не взыщи. Я давно хотел усвоить, - относясь к кому бы то ни было, выражения "ты", но не могу привыкнуть.
Письмо это, пишу тебе сейчас вечером, от нечего делать и под впечатлением пройденного дня Пасхи. Вы справедливо говорите, что как грубо толпа не поняла Христа: не стараясь усваивать Его учения, она только молится Ему, заменив в жизни и обычаях, прежнее слово "Бог Саваоф", словом "Господь Христос".
Это действительно равносильно тому, что люди, сидящие в лодке, которую увлекает течение реки, сидят и молят: "Фортуна, пошли нам, чтобы причалить к берегу!", тогда как сами не шевелят ни одним веслом, которые находятся в лодке же. Само по себе ясно, - лодку унесет в океан, сколько бы люди не взывали к фортуне. Даже если бы лодку и причалило "случайно" к берегу, то течением опять сорвет - если не заякорить. В самом деле, неужели предыдущие дни в форме поста, проводятся в воздержании для того, чтобы в Пасху, в первый же день, пьянствовать и обжираться, даже до того, чтобы падать по улицам или, еле сидеть в санях?! И это все на глазах так называемых учителей и наставников! Звоня в колокола, мы говорим: это необходимо потому, что звон выражает торжество и радость". Если же остяк или русский ямщик покупает колокольчик, чтобы
привесить на оленя или на уздечку лошади, мы, переглядываясь друг с другом, замечаем, что, значит, "дикарь и необразованный человек ямщик - они находят веселье в звоне колокольчика!.." В такой даже мелочности мы выказываем двойственность.
На днях я разговаривал с "интеллигентным" человеком-универсантом, по поводу того, что "образованный" человек неправильно поступает, эксплуатируя труд "неграмотного". Визави мой прямо заявил, что не может употреблять ту пищу, которой довольствуется простой рабочий, или иметь помещения, в которых живут большинство и также простые труженики. Пример был взят: чтобы построить красивое и прочное здание, конечно, главную роль играет архитектор, но ведь устранив рабочих, каждого со своего места, здание не сложится само по себе, как бы не был гениален архитектор. Если же всех рабочих заменить архитекторами, то они опять-таки должны мазаться в глине и извести и стоимость работы уже неволей пришлось бы разделить поровну. - Сейчас же выходит так: где архитектор получает 100 рублей, товарищ его, простой рабочий - 3 рубля и это закон. В результате выходит: образованность усваевается для эксплуатации и произвола. Возражая мне, университант входил в экстаз: "Помилуйте, говорит, ведь я сколько истратил на свое воспитание и образование?!" - Как видите, "образованность" настолько глупа, что даже не замечает, что она существует на простонародные средства, то есть труды.
Был ли в Березове, на днях буран? Здесь дул три дня и позаносило почти все дворы. Сегодня очень тихий и веселый день. Пасху я встретил здоров и бодр духом. Визитов никому не делал, а также и у себя не принимал. Были дети некоторых знакомых. Меня здесь считают хотя христианином, но говорят, это другого свойства. И христианство, значит, может быть разное!
Мне из "Посредника", а также и И. М. Трегубов, прислали книжек, и что вот будет уже месяц времени, а их не выдают, за отъездом заседателя. Какая грубая несправедливость местных заправил! Просматривая корреспонденцию они обязаны, или немедленно конфисковать
и отправлять по назначению, или выдавать по адресу. Здесь же выходит просто "пересол". Знаете, соль хорошая приправа, но если ее передать в кушанье, то выйдет дрянь и горечь; так и местные полицейские агенты.
Ты говоришь, Николай Трофимович, тебя запрашивают, чтобы сообщить обо мне. Я не знаю, в каком смысле люди желают знать меня? Если настойчиво интересуются мною, и что я, то сообщите, что я имею: две ноги, две руки, голову, туловище и так далее. Впрочем много не распространяйтесь, тем более, - вы пишете, - что это нужно для печати. А то как бы в Обдорск не нагрянула какая-либо коммиссия. Помните, запрошлый год, в "Неделе" "Расследование о Вяземском" Меньшикова? - Людям вместо того, чтобы совершенствовать свою жизнь, они распытываются, как кто-то живет или, каков человек. Для чего это? Я, повторяю, - не понимаю. - Чтобы молиться, как вы говорите, о Христе, то это бесполезно. Если же кто живет нравственно или безнравственно, то эти две степени, хотя и имеют главную роль в мировом течении, но давно уже выяснены их своиства - и полезность и вредность.
Сообщите мне, Николай Трофимович, пьете-ли вы вино, курите-ли табак, кушаете-ли мясо и в карты играете-ли?
Сейчас недавно обедал и удивил хозяйку тем, что попросил подать капусты с посным маслом; она, возражая, серьезно заявила: "сколько дожидались Пасхи, а вы все будете кушать капусту!" - С другой стороны, здесь удивляются, почему я, не кушая ничего "жирного", а здоровый такой. Действительно, на самом деле, я чувствую себя очень мужественным, как бык, - хотя этому простая разгадка. Знаете, как лошади жиреют даже от одного простого хлебного зерна.
Молочное, я ем, но - вкрадывается мысль - хочу оставить и молоко. Дело в том, здесь телят из-под маток убивают. И совесть иногда возмущается: как будто ребенка убили из-за того, что тебе нужно молоко. В нашей общине на Кавказе, телят не убивают, а пользуются остатком молока. Конечно, за это кормят коров с избытком.
Перед Пасхой я ездил в лес за дровами, взяв у одного знакомого лошадь. - Квартиру держу на всем готовом. - Дрова привез одной безродной старушке, которая хотя и имеет при себе дитя, но дочь тоже уже состарившаяся дева. И вот я и хотел помогнуть этому семейству, в доме которого нет мужчины. Дрова я хотел возить просто периодически постепенно, лишь бы доставал лошадь. Лес здесь около пятнадцати верст езды туда и обратно 5-6 часов, - и что же? За то, что я съездил за дровами составлен протокол; чем кончится - не знаю. Если он попадет исправнику, то тот, конечно, уничтожит его, потому что когда он был здесь в ярмарку, я встречался с ним и говорил: "могу ли я в окружности Обдорска летом промышлять рыбу?" На что он ответил утвердительно. Если бы я пожелал совсем выехать из Обдорска на промыслы верст за 200-300, то должен написать заявление, в какой станок еду. Комичней всего из этого громкого процесса то, что когда я съездил, на второй же день полицейские служители многих жителей обязали, чтобы мне не давали лошадей! - А также, чтобы меня никто не возил в лес.
Как видите, люди неистово жаждут дела, и если им попался хоть "один" ссыльный, почему им не специализировать свою деятельность? Тем более, ссыльный этот - самый смирный и безапеляционный человек.
Член же, приезжавший на место заседателя, предлагал не менее комичные вопросы по этому поводу; например: "Зачем этой старухе дрова?" - Неправда ли, логично? - Человек живет в местности, где зима 7-8 месяцев, и морозы доходят нередко до 50 градусов, не знает зачем из лесу возят дрова! Весь Обдорск, после его отъезда, хохочет, повторяя: "3ачем старухе нужны дрова?!" - Старуха живет в собственном домике.
Этим письмом, вероятно, я вполне исполняю ваше желание чтобы "писать больше".
Душевный привет В. И. и прилагаю вам на общую братию 10 рубликов, "на похмелье после праздника". Немедленно пиши на это письмо, Николай Трофимович,
и сообщи: в Л.-Иван. была посылка мне из Шенкурска, (Архангельской губ.), шапки. Не знаете ли где они сейчас?
Целую тебя крепко, брат твой
Прошлый раз помечал на конверте к вам письма: "3аказное"; я не знал, что его сдадут в почтамт, от которого я получил квитанцию. В другой раз не буду писать заказных вам писем. Вероятно с вас взяли оплату? Сколько стоит такое письмо?
От Евгения Ивановича и Ивана Михайловича не получаю писем уже три почты. Ал. Семен. обижается на тебя, что редко ему пишешь. Я недавно посылал ему письмо, которое задержано и отправлено губернатору.
К Николаю Трофимовичу Изюмченко.
12 апреля 1896 г., село Обдорск.
Переписку вашу из "Губернских Ведомостей" получил и письмо от 2-го апреля. Душевно благодарю тебя, дорогой Николай Трофимович. - Вам не пишу. Занят немного физической работой.
Присылаю газету "Московские Ведомости", присланную мне Иваном Михайловичем. Он прислал мне массу книжек маленьких - преимущественно из изданий "Посредника". - Четыре брошюрки в Березове задержаны: что то о войне Льва Николаевича. Какого содержания - не знаю; пятая же "Иван Дурак", его-же, - эта, кажется, давно уже вращается в народе.
Об этой "повести" в "Московских Ведомостях", как увидите, писали с критической целью, но критика настолько аляповата, то есть груба, что сама же себе вредит. Положим это ясно для тех, которые лично знакомы с общиной, о которой говорится, но для незна-
комых, получается какая то темная масса. Из таких описаний трудно даже понять, о чем говорит автор. Хотя резко указывает на "фанатизм". В чем же он заключается - Бог весть. Особенно последнее время этот фанатизм выразился в отрицании убивания людей, оформившийся в том, что последователи не берут даже ружей в руки. - Какой неразумный фанатизм! - по мнению критики. - Да, действительно есть печальные люди. -
Целую тебя, брат твой Петр.
Поклон всем братьям.
К Николаю Трофимовичу Изюмченко.
18 мая 1896 г., село Обдорск.
Получил сегодня твое письмо, дорогой Никола. К чему ты прислал обратно газету? - Благодарю за пожелание; взаимно душевно желаю всех благ от Господа Бога. Передайте привет всем, кто желает быть братом людей. - Я завидую вам, брат, что вы можете копаться в земле. В Обдорске же этим, почти совершенно, нельзя заняться. И я сей год не буду, кажется, совсем разделывать гряды. В прошлом лете выводил - (в парнике) - огурцы, свеклу, редис, капусту. Но невыгодно; - в особенности же парник привязывает окончательно к себе человека: когда открыть, когда закрыть и тому подобное. Мне это надоедает; я более люблю "бродячую" жизнь. - Пиши больше, дорогой брат. Здесь нового ничего нет; впрочем, слава Богу, весна открылась совершенно и очень тепло; все собираются на промыслы. Сегодня отплыла первая лодка. Еще новость: арестовали одного человека, фамилия Черноногов, Алексей Афанасьевич, по профессии кузнец. Как человек, малый славный, - я несколько раз рабатывал у него за молотобойщика.
Дело в том, здесь в Обдорске попы ведут себя очень неряшливо: сильно пьянствуют и тому подобное. Один спьяна, еще по осени, бегал топиться. Недавно же венчались одни несостоятельные люди: вдова с двумя детьми и мужчина, который живет постоянно в работниках. Вдова жила с детьми так бедно, что со стороны ей помогали люди. Когда парень заявил, чтобы их обвенчали, то поп, - и самый старший из трех, - ответил, что меньше двенадцати рублей он не обвенчает. Дело пошло на торг; жених предложил сначала три, - пять рублей. Горячо при этом убеждая, что у него своих собственных денег нет, и эти он взял под работу в будущее лето. Ходил мужичек к нему раза три, наконец, поп на него раскричался и категорически выразил, что он может жить и не венчавшись, если не заплатит двенадцати рублей. Это было при свидетелях. Жених окончательно поник духом и пошел было уговаривать женщину, чтобы на самом деле жить не венчавшись. Они сходились, - как сами говорят, - больше для того, чтобы призреть сирот. - Вдова не согласилась на гражданский брак. Тогда он, то есть мужичек, раздобыл еще четыре рубля к восьми и отнес. Свадьба, конечно, состоялась и дело бы так и забылось, - потому что, я думаю, ведь это даже у них обыкновенное дело. Но народ почему-то принял этот поступок своего духовенства за редкую грубость, тем более, все знали брачущихся. И после этой свадьбы, почти явно, везде стали толковать, как о незаконном происшествии. И вот, упомянутый кузнец, однажды разговаривая, упомянул о попах, как о недоброкачественных людях, - в частности об Обдорских, при "свидетелях", и его экстренно-же забрали. Говорят, что отправят в Тобольск. Он числится в запасе армии.
Зимой продавался здесь один дом - сиротский, бывших родителей-богачей, и тот же старший поп, из здешней миссии, был подставным лицом, - маклером, - покупая этот дом якобы для миссии; на самом же деле купил его одному здешнему "силачу" из "чумазых".
Такие вещи тоже народу не нравятся, тем более, дом мог пойти дороже. В силу же того, что его покупали для
миссии, другие покупатели отступили ранее: дескать зачем набивать цену, если вещь покупается для общего блага.
Вот, милый брат, какие у нас житейские новости или, правильнее назвать, дрязгости. Я выражаюсь "у нас", потому и себя считаю греховным не в том, так в другом. Авось, Бог даст, может исправимся. С попами я часто лично говорю о таких вещах, за что, конечно, они меня не любят. На днях один мне даже выразился, что они напишут донос. Как вам это кажется! "Истинный" пастырь полагает душу свою за овец", 73) а тут в тюрьму садить! - Значит, чтобы по покойней было.
В апрельской книжке "Недели" за сей год, есть критический очерк о современной жизни; между прочими вставлены такие, например, вопросы: "почему часть людей садят в тюрьмы?" - "Потому, чтобы остальным казаться честными".
В таких оригинальных ответах, конечно, есть большая доля справедливости. На самом деле, неужели только и бесчестных людей, которые сидят в тюрьмах? - Если да, то это бы было весьма утешительно для человечества, а в особенности же для принципиальных людей тюремной системы. Но это только самообман, потому что бесспорный факт: "тюрьма развращает, а не исправляет".
Но люди держатся древнего синтеза. Помните, на совете фарисеев было решено: "что пусть погибнет один человек, чем многим". 74)
Объявлено мне, что всякая отлучка воспрещается; в предписании к заседателю прямо выражено: съездить, если бы пришлось, за дровами в окрестностях Обдорска - нельзя. 75) - Как не говори, а ведь это, кажется, черезчур строгости; а если, на самом деле, мне понадобились бы дрова для отопления квартиры? Здесь ведь, все знают, холода большие, - идете вы за дровами, - нарушаете закон.
Я отказываюсь даже понимать такие строгости, - живу уже почти десять лет и ни разу не решался на побег
-----
73) Ср. "Евангелие" Иоанна гл. 10, ст. 11.
74) Ср. "Евангелие" Иоанна гл. 11, ст. 50.
75) См. двадцать восьмое письмо П. В. Веригина, стр. 80.
Когда я жил в Коле, то, выезжая в Архангельск, побывал даже в Норвегии. - Пароходы "Мурманского рейса" проходят в "Варде и Вардзе" и обратно. И возвратился благополучно, потому что, откровенно говоря, я пока не желаю ни куда бежать. - А тем более, в таких местечках, как Обдорск, куда же бежать? Разве в тундры...
Местность вообще живет рыбными промыслами. В самом же Обдорске заработки плохие. Положим, сейчас строятся два дома и если не быть окончательно ленивым, то можно доставать на пропитание. А так, как я не из энергичных "труженников", - взялся выгадывать на том, чтобы поменьше есть: авось расходу будет меньше; а расходу будет меньше, то и работать тяжело к чему-же тогда?
В прошлом году летом, гуляя в окрестностях Обдорска, я встретил одну полянку, на которой был белый то есть съедобный мох. Я невольно припомнил оленей, потому они им питаются и, чтобы испытать вкус мха,