Главная » Книги

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина, Страница 6

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

бы вредить".
   Я выслан с 1886 г. Сперва объявили мне, что 5 лет я должен прожить в Архангельской губернии. Прожил, набавили еще три года, теперь же, с переводом в Обдорск, два года вновь прибавлено. Доживая первый срок в Архангельской губернии, на возвратном пути я хотел непременно побыть у Л. Н. Толстого. В чем заключается его философия? Произведений его я не читал. Только понаслышке знаю, что он отрицает законность современной "цивилизации", то есть прогрессы ее. Если его идеал остановился на шитье сапог, - и это я говорю серьезно, - и тому подобной обстановке быта человека, то это, конечно, вышло бы очень и очень непоследовательно, потому что, чтобы шить сапоги, нужны шилья, шилья же, как известно, вырабатываются на фабриках, а следовательно нельзя закрыть рудники, где мучаются люди, откудова добывается руда. Если же Лев Николаевич думает последовательно - от простых сапог обуть в лапти, то от лаптей человечество должно ли далее прогрессировать к совершенству? Одной нравственно-моральной проповеди недостаточно, потому что наша моральная система сопряжена с вещественной, то
  

- 46 -

  
   есть потому, что дух соединен с плотью, душа наша облечена во плоть. Мне важно знать: чтобы жить законно, в какой избушке я должен помещаться? Какую иметь одежду? Иметь ли скот?... и так далее. Потому что весьма естественно, если есть фрукты, человек должен питаться ими - (это мое крайнее убеждение). Если фрукт нету, он должен есть хлеб - хотя зерна хлебов, можно сказать, предназначены для питания птиц, а если нет хлеба, он вынужден убить тёлку или барана; для того же, чтобы убить, нужно нож или в крайнем случае человек должен озвериться, раздирая живьем тело ягненка. А раз мы не обойдемся, - не будет представляться возможности, - без ножа тогда мы никогда не освободимся из-под власти современной цивилизации. А думать, чтобы достичь самому только жить законно, это несправедливо. Я буду шить сапоги и буду довольным, что я вредного ничего не делаю, но нельзя, чтобы все стали заниматься шитьем сапог, а потому, как будто я допускаю, пусть другой хоть выдумывает электричество, живет в рудниках, делает ружья, - самое худшее, - хоть стоит с саблей перед входом в мою избушку, чтобы хранить мое благополучие. Повторяю, такая философия несправедлива. А если бы стало все человечество жить в избушках мирно и покойно, то все-таки им понадобился бы топор, а тогда они бы опять возвратились к вышепересказанному, то есть к рудникам. Вы скажете, что и в рудниках можно вести мирную, покойную жизнь. Я отвечаю, "что человек не для физической деятельности создан, а для духовной" Это: рисовать картину какого-либо ландшафта или красивого вечера, восхода солнца и тому подобное, тогда как мы каждый день, без участия кисти и бумаги, можем любоваться красотами природы. Еще более мы грешим тем, что показывая людям картину, мы отвлекаем их от действительности. Что бы вы сказали, если бы вас завели в галлерею картин самого разнообразного производства, со включением флоры и фауны: здесь были бы изящно разрисованы розы, гиацинты, амротии и тому подобное, а также животный мир; рядом же с этой галлереей был бы разбит великолепный разнообразный парк, где было бы все то, что и на картинах. Какие лица были бы
  

- 47 -

  
   счастливее? Вы, восхищающиеся в галлерее картинами, или же находящиеся в натуральном парке? ТР тоже можно назвать картиной, но "картиной Бога". И я думаю, что очень и очень несправедливы те люди, которые держали бы вас в искусственной галлерее парка. А потому, по-моему, - человеку не нужно делать, а только созердать, любоваться существующим. Что мы находимся и подверженны более физической действительности, - во грехе родила меня мать моя, - это факт, но мы должны постепенно выходить из прежнего до-христа-родства, и строго принять к сведению первый призыв Спасителя: "Оставьте сети и следуйте за мной, я сделаю вас ловцами человеков." 48) Из этого ясно вытекает то, что люди постепенно, если желают сделаться христианами, - а мы должны делаться христианами, - должны оставлять физический труд и итти благовествовать Евангелие, то есть Христа. "Возьми крест свой и следуй за мной", 49) а следовать за Христом - надо жить так, как он жил, а мы видим, что Христос физически ничего не работал, а также и апостолы. А если полагать, что такая жизнь возможна только ограниченному числу людей, - тоже неправильно. Неужели Христос призывал апостолов к такой жизни и, увидя идущих почти на половину или все человечество, сказал бы: "Нет, это очень много. Что же вы будете есть или во что одеваться?" На совершенство или на святость нельзя смотреть как на исключительность: это удел каждого человека. Что апостолы и Христос носили одежды и ели хлеб, это естественно, потому что хлеба и одежды было много и, надо сказать, что нельзя же было сразу ходить нагими, хотя бы Христу и апостолам. Говорю о совершенстве их. Я полагаю, что к наготе телесной, - духовная нагота куда печальней, - постепенно люди тоже привыкли бы. Переносив всю одежду и съев хлеб, человечество пришло бы к тому состоянию, о котором я упомянул выше. Мне говорят, что невозможно провести в фактическую жизнь такую теорию, хотя бы и теорию самого Христа: "Всем
   -----
   48) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 4, ст. 18, 19.
   49) См. "Евангелие" Матфея гл. 16, ст. 24.

Прим. В. Б. Б.

  

- 48 -

  
   людям жить так нельзя, как жил Христос или апостолы", говорят люди. Но это, я скажу, нас не должно соблазнять. Верю, что можно. - Во вторых представляю такой пример: под горой на пристани нужно было выгрузить с судна много "тяжелого" товару, который нужно было переносить на гору в город, и хозяин просил своих людей это сделать. Некоторые последовали оставленному совету, другие же и большинство, заключив, что товару очень много и им не вынести, не приняли участия, пошли и стали пировать развращенно. Я думаю, последние поступили нехорошо. Во-первых, вместо того, чтобы жить законным трудом, они пошли и стали распутничать; второе, напрасно им показалось, что тяжести очень много, - если бы они принялись все, то могли бы очень скоро и легко переносить ее. Первые же поступили хорошо. Во-первых: так и должно быть, потому что неужели лучше развратничать, чем вести добрую жизнь; во-вторых: их не должно смущать то, что вся кладь не будет вынесена. Они должны делать за себя. Плату же они получат несмотря на то, что хотя бы и не вся кладь была вынесена. Кладь же состояла из съестных продуктов: носившие и получат свой же хлеб; пьянствовавшие же останутся голодными, как оно и есть. - Будем, братия и сестры, веровать и спасемся.
   Важно, главное, чтобы быть истннными последователями Христа, итти и проповедывать Евангелие истины, хлеба же "телесного" можно попросить. Помните, проходя через поле, апостолы "срывали колосья и ели". 50) Если которые желают работать, то пусть; мы же должны работать всецело в пользу Христа. Хлеб умеренности и так должен быть от Отца небесного каждому человеку, работай он или нет: "птицы небесные не сеют и не жнут, но сыты". 51) А что люди, по жадности, забирают его в одни руки и называют своим, это нас также не должно смущать: все имеющееся принадлежит Богу, как и мы и те, которые имеют хлеб. Следовательно, и пользоваться
   -----
   50) См. "Евангелие" Матфея гл. 12, ст. 1.
   51) См. "Евангелие" Матфея гл. 6, ст. 26.

Прим. В. Б. Б.

  

- 49 -

  
   хлебом, хотя и мнимо чужим, не предосудительно. А важно то, что надо не быть жадным, потому что "где богатство ваше, там и сердце". 52)
   Со времени моего пребывания в Обдорске образовался товарищеский кружек "трезвости", состоящий, преимущественно, из молодых людей. Не могу сказать, что прямое влияния было мое, но раньше они, - теперь сами говорят, - выпивали вино "с избытком". Вступив в их среду, или вернее, приехав в Обдорск, я резко стал замечать встречным, что проводить время за вином неразумно. Заменят ли они вино другим развлечением, это вопрос времени.
   Желаю вам, дорогой брат Николай Трофимович, - а также может и еще кто есть с вами, - пошли вам Бог всего хорошего.
   Здоров, слава Богу.

Брат ваш Петр.

  
   Если найдете уместным, - пошлите это письмо Евгению Ивановичу Попову. Я ему не писал ни одного такого до сего времени. 53)

-----

   -----
   53) Ср. "Евангелие" Матфея гл 6, ст. 21.
   54) К этому письму П. В. Веригина, Н. Т. Изюмченко сделал следующее характерное примечание: "Всякий человек имеет свою теорию жизни и желает, чтобы все человечество жило по его теории: но это в человеке эгоистическая черта, а потому и несправедливо желание. Теория жизни человека и человечества создана самим Богом, повысить которую никакая человеческая теория не может, и человеку, - (для того чтобы все человечество жило покойно), - остается только жить для своего спокойствия; а чтобы быть покойным, то во-первых не надо делать зла, а во-вторых не надо забывать слов Христа: "чего не желаешь себе, не делай другому", а главное, довольствоваться питанием дня, как духовно, так и телесно. Всякая же борьба, из-за теорий, есть только неизбежное брожение закваски, которую учинил Христос. Как во всем человечестве брожение неизбежно, так должно и в человеке.
   Как земля, вокруг себя и вокруг солнца, так человек и человечество вокруг правды, и сделать чтобы этот круговорот пошел иначе, никто из смертных не может. Итак приходится отдаться Богу, как отдалась Ему земля, и придерживаться того святого слова, которое сказал Христос: "чего не желаешь себе, не делай другому".

Прим. В. Б. Б.

  

- 50 -

  

ПРИЛОЖЕНИЕ К СЕМНАДЦАТОМУ ПИСЬМУ. 55)

-----

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ.

ГЛАВА 4.

  
   1. Посему имея, по милости Божией, такое служение мы не унываем;
   2. Но, отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
   3. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
   4. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, который есть образ Бога невидимого.
   5. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа; а мы рабы ваши для Иисуса.
   6. Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил и наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
   7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
   8. Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаеваемся;
   9. Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
   10. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
   11. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
   12. Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
   13. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал, и потому говорил, и мы веруем потому и говорим, зная,
   14. Что воскресивший Господа Иисуса через Иисуса воскресит и нас, и поставит перед Собою с вами.
   15. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
   -----
   55) См. "письмо семнадцатое", стр. 43, примечания 45.

Прим. В. Б. Б.

  

- 51 -

  
   16. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
   17. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
   18. Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно.
  

---

ГЛАВА 5.

  
   1. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
   2. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
   3. Только бы нам и одетым не оказаться нагими,
   4. Ибо мы, находясь в сей хижине, воздыхаем под бременем: потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнию.
   5. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
   6. И так мы всегда благодушествуем; и поелику знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа;
   7. (Ибо мы ходим верою, а не видением.)
   8. То мы благодушествуем и желаем лучше выити из тела, и водвориться у Господа.
   9. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными:
   10. Ибо всем нам должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
   11. И так, зная страх Господень, мы вразумляем людей; Богу же мы открыты: надеюсь, что открыты и вашим совестям.
   12. Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
   13. Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
   14. Ибо любовь Христова объемлет вас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
   15. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
   16. Потому отныне мы никого не знаем по плоти: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
   17. И так, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
   18. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою, и давшего нам служение примирения;
  

- 52 -

   19. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
   20. И так мы посланники от имени Христова, и как бы сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
   21. Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы в Нем сделались праведными перед Богом.
  

ГЛАВА 6.

  
   1. Мы споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
   2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот теперь день спасения.
   3. Мы никому, ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение;
   4. Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах.
   5. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
   6. В чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
   7. В слове истины, в силе Божией с оружием правды в правой и левой руке,
   8. В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
   9. Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
   10. Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
   11. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше разширено.
   12. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
   13. В равное возмездия (говорю, как детям) распространитесь и вы.
   14. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными: ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?
   15. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
   16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
  

- 53 -

  
   17. И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прийму вас.
   18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
  

-----

ПОСЛАНИЕ ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ.

ГЛАВА 6.

  
   1. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость.
   2. Почитай отца твоего и мать; это первая заповедь с обетованием:
   3. Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
   4. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
   5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
   6. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
   7. Служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
   8. Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
   9. И вы, господа, поступайте с ними также, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия.
   10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его:
   11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских;
   12. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
   13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противустать в день злый и, все преодолев, устоять.
   14. И так, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности.
   15. И обув ноги в готовность благовествовать мир.
   16. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все стрелы лукавого;
   17. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие.
   18. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.
  

- 54 -

  
   19. И о мне, дабы мне дано было слово, устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
   20. Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
   21. А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
   22. Которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас, и чтобы ои утешил сердца ваши.
   23. Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
   24. Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
  

-----

ПИСЬМО ВОСЕМНАДЦАТОЕ.

К расселенным духоборцам.

  

5 января 1896 г., село Обдорск.

   Жив наш Господь и жива душа Его через воскресение Иисуса Христа.
   Письмо твое, дорогой брат Ваня, посланное вами 16-го ноября, я получил только недавно. Душевно благодарю вас всех братьев и сестриц, за память и пожелания, спаси вас Господи спасением вечным. Я сильно опечален, что расстроили вашу хозяйственную жизнь, но радуюсь, что вы бодры и веселы духом: дай Господи вам перенести перемену жизни с смирением; просите Господа и Бог облегчит ваше положение. Как вы живете в расселении? 56) В газетах было писано, что вас расселили
   -----
   56) В 1895 г., в ночь с 28-го на 29-ое июня, духоборцы большой партии сожгли все имевшееся у них оружие. В Ахалкалакском уезде это сожжение вызвало военно-административное преследование, кончившееся страшным, кровавым избиением духоборцев. После этого избиения, правительство решило выслать духоборцев из места их жительства, из благоустроенных и цветущих деревень, в далекие аулы грузин и осетин. Первая партия была
  

- 55 -

  
   по два или по три в каждом ауле, но это ничего; все ведь люди - братья, все одного Бога-Отца дети; старайтесь заслуживать любовь в окружающеи среде, то все будет хорошо; если мы будем любить все окружающее, то и сами будем любимы - это закон природы, закон Бога, только надо любить искренно, душевно, а не наружно; это выходило бы обман. Где вы расселены - есть ли садоводство и огородничество? Если есть, - хорошо было бы заниматься и ходить за огородом и садами. Я думаю, хоть где можно достать хлеба насущного, чтобы поддержать тело для жизни духа. Богатства же копить, я думаю, излишний труд: ведь и так все видимое почти что принадлежит человеку; стараться же забирать все в одни руки - неразумно. Самое главное надо приобрести духовное довольство, то есть быть довольным тем, что имеешь, как и Господь Христос говорит: имейте прежде царствие Божие, все остальное вам дастся. 57) Я здоров и благополучен, слава Господу Богу; есть знакомый, который живет по столярной части; я иногда у него работаю. Летом же выезжаю в поле убирать сено или просто погулять; хлеб и здесь не растет. Поздравляю вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова - Спасителя; желаю всех благ от Господа Бога.

Любящий вас брат ваш Петр.

-----

   -----
   выселена через три дня после сожжения оружия. Всех высланных духоборцев насчитывалось 4070 человек, считая и детей. Более подробные сведения об этом факте правительственного насилия, можно найти в книжках: 1) "О сожжении оружия духоборцами". Рассказ Н. Зибарова. Издание "Свободного Слова". Англия 1899 г. 2) "Гонения на христиан в России в 1895 г." Издание М. К. Эльпидина, Женева 1896 г. 3) "Помогите²" Обращение к обществу по поводу гонений на кавказских духоборцев, составленное П. Бирюковым, И. Трегубовым и В. Чертковым. Лондон, 1897 г. Издание Владимира Черткова.
   57) Ср. "Евангелие" Луки гл. 12, ст. 31.

Прим. В. Б. Б.

  

- 56 -

ПИСЬМО ДЕВЯТНАДЦАТОЕ. 58)

К Евгению Ивановичу Попову.

  

8 января 1896 г., село Обдорск.

   Добрый брат, - (я надеюсь, что ты добрый) - Евгений Иванович, из писем твоих видать, что, выехав из Москвы, ты как бы не имеешь постоянного жилища. Прошу тебя, если найдешь возможным, соберись и поезжай к моим братьям на Кавказ. Там ты встретил бы много и много дела, и "жатва" была бы полезна, потому что думаю, что почва подходяща.
   Дело в том, что наши все, живущие в Елизаветпольской губ., в Карской области, а также и расселившиеся из Ахалкалакского уезда, переживают "экстаз", как бы переход на новый путь жизни. Это то, что человек, шедший уже долгое время, вдруг останавливается и ему почему-то пришла мысль, что та ли это дорога, идя по которой, он должен дойти до известной цели.
   Тебе, дорогой брат, видать самому, как важен момент решения, чтобы не ошибиться в окружающих признаках, о которых он получил сведения. Я почему-то думаю, что ты был бы дорогим человеком, живя в среде наших на Кавказе.
   Призови Бога в помощь и дойди до них. Только пришлось бы просто прийти рабочим. К нам часто приходят, даже и из России. Еще лучше бы было, если бы человека два, а также и сестры две с вами, женщины. Вы лучше бы там устроились и скорее изучили их быт.
   Самое главное, о чем я беспокоюсь за своих, это: чтобы они, по возможности, с усилием делались смиренными и кроткими, что необходимо, чтобы войти в Царствие Божие.
   Я думаю, когда их стали беспокоить и расстраивать
   -----
   57) Это письмо в выдержках было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.) В настоящее время нам доставлен полный текст его, который мы здесь и опубликовываем.

Прим. В. Б. Б.

  

- 57 -

   материальный быт, то надо очень быть осторожными, чтобы не соблазниться. А ропот и беспокойство за материальное благополучие я считаю уже большим соблазном и упущением для души.
   Если решите, то поселитесь в Елизаветпольском уезде в селе Славянке. Я указываю эту местность потому, что там свои же - бывшие братья - идут врознь почти наполовину, и препятствуют другим делаться истинными христианами. От меня бы вы имели поручение: советовать там всем, кто знает меня, - чтобы они не сердились и не роптали на правительство, что оно их притесняет. А во имя и с помощью Бога пусть переносят все, что будет посылаться для испытания. Ведь хоть припомнить то: Христос, а потом и апостолы что претерпели за истину? - Важно то, чтобы без ропота переносить укоризны за истину. Но важнее и то: чтобы, хотя и страдать, то надо за истину. А потому я и думаю, что вы были бы полезны там. - Предлагаю: посоветуйтесь с дедушкой Львом Николаевичем. Кроме того, прошу тебя, поезжай нарочито к нему и передай от меня душевный искренний привет. Как он поживает, здоров ли телесно? А также шлю сердечный привет и всем братьям и сестрам, которые есть с вами. Мне кажется, что мы братья. Хотя может и есть несходства, но это должно ведь сглаживаться.
   Еще было у меня мнение, дорогой Евгений Иванович, чтобы найти художника и написать картину, - хоть в Москве, или за границей. Картина должна представлять то: выводят двух или трех человек вооруженные люди и предлагают ружья, чтобы обучаться приемам. Те отказываются и говорят, что они не могут к тому, которое ведет к нехорошему делу. Заставляющик бьют несоглашающихся; выводят другой раз, - тот же результат. В третий раз их уже расстреливают за то, что они не согласились стрелять людей. Как видите, в этой фантазии проглядывает также ропот или строптивая мысль. Но я думаю, что было бы уместно, потому что вопрос так и поставлен над нашими братьями на Кавказе. Их призывают к ружью, они отказываются. И в особенности необыкновенно тем, что преследуют цельные тысячи людей.
  

- 58 -

  
   Скажу кстати о своем семейном положении. У меня живы еше отец, мать, шесть братьев - кроме меня; одии только младше, пятеро же старше меня. Все женаты и имеют помногу детей. Четверо живут в Елизаветпольской губернии, двое же с отцом и матерью в Карской области, - переселились для того, думали, меня скорее освободят и позволят приехать, так как в другую губернию, откудова, дескать, я выслан. Но последнее время арестовали всех шестерых братьев и заключили в тюрьмы. Некоторые даже и с детьми, то есть взрослых сыновей. Держат всех в одиночных заключениях. Жены их остаются пока на свободе.
   Кроме братьев две сестры есть, тоже замужние. Одна за Конкиным, который упоминался в газетах, что он ревностный распространитель учения Льва Николаевича. Сейчас он в Мезени Архангельской губ., выслан. Сестра, то есть жена его, тоже приехала к нему. К слову: напишите ему, Евгений Иванович, привет. Он ответит вам. Он славный человек. Адрес: В Мезень, Архангельской губернии Ивану Евсеевичу Конкину. 58) Переписка его просматривается.
   Продолжаю перечень родным. Косвенных родственников, конечно, масса.
   Потом, самое как бы родственное, у меня есть также жена и сын. Когда я собирался итти в ссылку (я знал ранее, что тем кончится), она была хладнокровна или - вернее - боялась. Отец же ее совершенно против этого, - он остался в той партии, которая не примыкает к движению. Мы порешили с "молодой" женой: она останется у отца ее и будет воспитывать сына. Я дал ей обеспечение. Мальчику тогда было только два года. В 1884 году я переехал из Елизаветпольской губернии в Ахалкалакский уезд и работал там, так как там центр нашей общины по народонаселению. В 1886 году меня выслали. Мальчику теперь уже 12 лет. В Елизаветполе есть ремесленное училище и он воспитывался в нем. Сейчас занимается уже в практическом классе.
   -----
   58) См. "письмо второе", примечание третье (стр. 5).

Прим. В. Б. Б.

  

- 59 -

  
   С женой мы переписываемся и надеемся даже увидеться. Воспитав мальчика, она может приехать ко мне. Сын тоже пишет уже сам. Я однажды просил Ивана Михайловича послать книжек в Елизаветполь, - это ему. Прошу вас, посылайте, если будет возможность, иногда ему книжек, согласно возрасту. Содержание же чтобы было "нравственно-христианское". Я буду вам благодарен. Адрес: Елизаветполь Петру Петровичу Веригину. В ремесленном училище.
   Я советую тебе итти к нашим как бы рабочим для того, дорогой Евгений Иванович, иначе там, я думаю, не позволят жить. А наши вас узнают как бы то ни было. Оттуда будете писать нам. Можно хоть на Николая Трофимовича. Я думаю, на его кореспонденцию тоже скоро наложат контроль.
   По получении этого письма сообщите, поедете или нет.
   Целую вас всех и душевно желаю всех благ.
  

Здоров, слава Богу. Брат ваш Петр.

-----

ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ. 59)

К Николаю Трофимовичу Изюмченко.

  

10 января 1896 г., село Обдорск.

   Получил ваше письмо, дорогой брат Николай Трофимович! Письмо ваше получено 28 ноября 1895 г. Крайне приходится удивляться такой медленной доставке письма, в котором вы уведомляете об Андросове, о чтении с ним писем и тому подобное. Книжек мне не надо пока ни каких: здесь при школе библиотека и книжки есть кое-какие.
   Поздравляю вас с новым годом, а также передайте душевный привет и тюремщику. Желаю вам всего хоро-
   -----
   59) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича. Толстого" N 8 (1896 г.)

Прим. В. Б. Б.

  

- 60 -

  
   шего. Странно, почему вам не выдают пособия. Что, вы говорите, и не желаете, это, конечно, вам делает честь. И в самом деле, согласитесь сами: если бы в стране все стали получать жалованье, спрашивается, откуда же оно пополнялось бы? Нам надо благодарить за то, что с нас не берут. В самом деле, ссыльных, кажется, делается настолько много, что их не мешало бы обложить пошлиной. С меня, кажется, берут до сих пор на родине, потому что не пользуюсь еще десятилетней давностью. Положим, я и сам получаю крупные подачки. Объясняется это тем, что родные присылают; разумно же если взглянуть, то ведь родные - тот же народ. А пользоваться чужим трудом грешно и совестно. Особенно, если взглянуть в зеркало на наши красные рожи. Кажется это у Беллами сказано, что "настоящий человеческий органический мир сложен так: - больших размеров телега и в нее впряжены люди, другая же часть сидит на возу и даже погоняет батогом тех, которые впряжены". Хоть мы и говорим: "мы разумнее толпы" (как та муха, что "мы пахали"), но ведь нам известно: "даром получили, даром и давайте". 60) Это я говорю про естественный разум. А если мы кичимся разумностью органическою, то есть образованностью, то ведь мы ее получили на родовые средства и неразумно полагать, что образованность приобретается для эксплуатации. - Да, повторяю, иногда мне крайне совестно за себя. Вы пишете, чтобы я сообщил вам "строй своих мыслей". Скажу, что никакого строя не имею. В особенности теперь, когда все местечко увлечено торгашеством или, как здесь называют, "ярмалкой". В сущности, это в миниатюре действия англичан в Индии, так здесь русские по отношению к "инородцам". Только там проводят более тонкие, то есть замаскированные яды и разные безделушки, которые обманывают зрение простого человека; здесь прямо в грубой, еще "опричниковской" форме, - вино и табак. Представьте себе, мне раньше казалось, что в Обдорске все-таки есть простые люди; каково же было мое разочарование, когда в первый же день открытия "ярмал-
   -----
   60) Ср. "Евангелие" Матфея гл. 10, ст. 8.

Прим. П. Б. Б.

  

- 61 -

  
   ки", все, за исключением калек и совершенных нищих" высыпали на площадь "торговать". Заговариваю с Степаном или Иваном, ему приходится отвечать пожиманием плечами: "Что же делать, все так живут." Да, действительно, пример заразителен. - Первые пионеры российских людей, основательно надо полагать, зашли в такую крайность под влиянием зверских, эксплуатационных чувств наживы. Подумайте, неужели цель жизни человека заключается в сдирании шкур с оленей и песцов? Характерно, на одном здесь вечере у меня был разговор с одним представителем, по Обдорску, "цибулизации". Доказывая ему справедливость вегетарианских воззрений, я его как бы очаровал доводами; собеседник мой, дослушав, проговорил: "Это-то так, но ведь тогда зачем же существуют олени?" Как видите, действительно, характерно. По Дарвину, действительно, олени существуют для того, чтобы с них сдирать шкуру, мясо есть или, вернее, жрать; из шкур шить "гуси", как человек, или пародия человека, делает. Но тогда, я думаю, почему бы не попробовать и с человека содрать шкуру? Авось бы из его кожи тоже, может быть вышло что-либо "полезное", и вдруг это самое "что-либо" вышло бы лучше замши. Представьте себе, человек даже и в такой мелочи и то несправедлив: - например, по Дарвину, как я упомянул, он считает и себя животным развившимся, а с другой же стороны - (более выгодной для себя) - выгораживает для себя "привиллегию". Он только может теснить и убивать, его же нет. Положим истые дарвинисты не стесняются и с человека сдирать шкуру, только благоразумным образом. У нас на Кавказе был недавно разбойник Кули-бей; он часто, непокоряющихся его требованиям, расстреливал и вешал в горах.
   Дорогой Коля, давай сговоримся и напишем прошение министру или самому императору, - покорную голову не секут, не рубят, - чтобы нас поселили, где растет хлеб и вообще где природа побогаче растительностью. Мы там бы и зажили смирной трудовой жизнью. Право, мне часто думается, неужели на Алтае, или где нибудь в Минусинске нет таких же людей вредных, как и мы? А ведь позволяют же им жить там, а нас запровадили в
  

- 62 -

  
   какую-то крайность. Например, я уроженец самого крайнего юга, - относительно хотя, - и вдруг на самый север. Неужели я, вырощенный в виноградных рощах, должен свыкаться промышлять белого медведя. 61) Хотя Эпиктет и говорит, что "мы не должны желать того, что от нас не зависит", но ведь мы не мудрецы. Дорогой Николай Трофимович, напишите мне, как ваше мнение? Вы очень много работаете, я, наоборот, совершенно почти дармоедничаю, только немного иногда работаю. Сегодня пилил тес, да и то не понравилось. В самом деле, на улице сейчас работать как-то неудобно: продувает ветром, в одежде же мешковато.
   Вы пишете, что у вас плохой аппетит. Это резко противоречит тому, что не можете заработать на необходимое; постарайтесь приобрести прежде "аппетит", необходимое тогда у вас само по себе появится. Труду есть причина наша еда, и наоборот: еда есть причина труда, - в особенности усиленной физической деятельности. Помните, в каррикатурных изданиях, из уличных сцен Петербурга и Москвы: жирный, как "боров", мужчина отвечает тщедушному мальчику, просящему нахлеб: "Вот ты щасливчик какой, есть хочешь, а тут постоянно нет аппетита!"
   Отвечай, дорогой Коля, на это письмо немедленно.
   Прошай до следующого письма. Целую тебя крепко и желаю от Господа Бога всех благ. Не забудь передать привет тюремщику. Не нравится мне, что вы споритесь с Л. И. Сердиться вообще нехорошо.

Твой Петр.

-----

   ----
   61) См. двадцать третье письмо П. В. Веригина. (стр. 68).

Прим. В. Б. Б.

  

- 63 -

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ.

К племяннику Ване.

  

22 января 1896 г., село Обдорск.

   Милый и дорогой племянничек Ваня! Письмо твое, посланное 12-го декабря, я получил, а также и раньше тоже от тебя получил. Душевно благодарю вас всех братьев и сестриц за привет и память обо мне. Спаси вас Господи спасением вечным, как в сей жизни, так и в будущем веке. Да приложится к вам мир и благодать Господа Иисуса Христа и осенит вас покров пресвятой Богородицы. Я рад, что вы веселы и бодры духом; будем просить Господа и Он, милостивый, облегчит наше положение; надо только стараться исполнять заповеди Христа: вести мирную и любовную жизнь. Я здоров и благополучен, слава Господу Богу. Рождество Христа Спасителя и все праздники провел весело и счастливо. Как вы, дорогие, праздновали святые праздники? Желаю вам всех благ от Господа Бога в наступившем году. Передайте душевный от меня привет, с пожеланием всех благ от Господа, всем заключенным. Видитесь ли вы с ними? Ко мне приезжал Миша Андросов; 62) его не допустили со мной пожить. Если от вас будет ехать ко мне кто, то необходимо в Тобольске надо видеть губернатора и просить разрешения, чтобы видеться со мной.
   Как у вас проходит зима? Здесь, нынешний год, не особенно холодная, только вот с 15-го января пошли большие морозы; доходит почти градусов до пятидесяти.
   По получению этого письма пишите и мне, возлюбленные братцы и сестрицы. Пишет ли вам Ванюша Конкин? 63) Мы с ним переписываемся.
   Прощайте дорогой Ваня и все братцы и сестрицы в Господе Иисусе Христе. Целую вас и желаю всех благ от Господа Бога.

Брат ваш Петр.

-----

   -----
   62) См. одинадцатое письмо П. В. Веригина. (стр. 21.)
   63) См. о нем третье примечание ко второму письму П. В. Веригина (стр. 5).

Прим. В. Б. В.

- 64 -

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ. 64)

К Ивану Михайловичу Трегубову.

  

3 февраля 1896 г., село Обдорск.

   Благодарю вас, добрый Иван Михайлович, за теплое участие к моим желаниям. Передайте душевный от меня привет всем братьям и сестрам, которые есть с вами. Льву Николаевичу искренно желаю жить еще много лет. Такие примеры необходимы, в особенности при нашем бренном времени. Только он, кажется, излишне себя утруждает, как нравственно, так и физически. Положим, это делает честь; жизнь человека ведь так недолга, что будет сделано - это во благо. - Помните: "Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу, но живые."
   "Неделю" я получаю давно. Произведения же Меньшикова мне нравятся все или, вернее, дух его. Пишет он все, по моему мнению, с законченным направлением. Не в "Книжках", а в газете "Неделя" была статья, что как города портят, то есть развращают пришлую деревенскую молодежь. Охарактеризовано это очень и очень справедливо, но такие замечания, я думаю, останутся голосом вопиющего в пустыне, потому что города, сами по себе

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 486 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа