икра кладется; но может быть, что притом бывают и наговоры.
У кого от болезни в горле сохнет, то с добрым успехом пьют кипрейное сусло. Сие ж лекарство употребляют родильницы и для способнейшего разрешения.
Толченое листье шеламайнику (ulmaria) прикладывают они к ранам, когда волк укусит или собака, пьют же то листье и вареное, и похваляют как от живота, так особливо от цынготной болезни, а листье вместе с стеблями толченое употребляют от пожогу.
От головной болезни лечатся мерзлою брусницею; от зубной декоктом шеламайнику, которой сваря с рыбою во рту держат, а корень ее кладут на зубы.
Сегельчь каменной папоротник {Каменный папоротник. Возможно, какой-нибудь папоротник из рода Dryopteris. - Л. Б.} жуют они от одышки; пьют же ныне и вареной от харканья кровью, когда внутренняя повреждаются, или упадают с высокого места. Беременные пьют для здравия младенца и для плодородия. Некоторые думают, что от него и голос бывает светлее и чище.
Камчатской зверобой (Gentianae spec.) пьют они от цынготной и от всякой нутренной скорби. А пьяную траву (Chamaerrchododendros) по их кетенано или мискуша, от французской болезни, токмо без пользы.
Морскую калусту (Quercus marina) пьют от поносу; кутахжу мущины от цынги и от лому в членах, а женщины для неплодия. Траву моченую в рыбьем жиру прикладывают к больным членам теплую, и тем же сгоняют синие пятна от побой и уразов.
Траву чахбон (Drymopogon) пьют от опухоли и от цынги в ногах. От бессонницы едят плоды травы ефемера. Глаза лечат припаривая травою зизом {Трава знзом. Что это за трава, мне неизвестно. О ней упоминает и Стеллер (стр. 364) под именем Sühsu. Равным образом неизвестна мне и трава ефемера (у Стеллера, стр. 365, Ephemera kamtschatica); может быть, какая-нибудь анемона. - Л. Б.}, которую кладут женщины и в тайные уды для тепла и благовония.
Лопатские жители ставят и клистиры, что переняли без сумнения от курилов. Декокт из разных трав иногда с жиром, а иногда и без жиру наливают в тюленей пузырь, и обтягивают отверстие его около какой нибудь дудки, которой ставят по обыкновению, между тем больной лежит на брюхе вниз головою. И сие лекарство почитают они столь высоко, что употребляют во всяких болезнях.
От желтухи имеют они надежное лекарство: берут коренье лесной фьялки {Коренье лесной фиалки. У Стеллера (стр. 365 "radices Iridis sylvestris fl. coeruleo". Это ирис, или касатик, Iris setosa Pallas, у которого околоцветник чаще фиолетово-синий ("flore coeruleo" Стеллера), реже голубой, чистосиний, малиновый, фиолетовый или чистобельный. Вид этот свойствен Восточной Сибири, Дальнему Востоку, Алеутским островам, Аляске; на Камчатке обычен в березовых лесах, на выгонах, по лугам (В. Л. Комаров. Флора Камчатки, I, стр. 306-308).- Л. Б.}, чистят и свежие толкут с теплою водою: сок, которой бывает как молоко, в нерпичей пузырь наливают, и в клистирах употребляют по два дни сряду, а на каждой день по три раза; после чего слабит, и фьялковой сок по всем членам расходится. Сие лечение не без основания, когда известно действие фиалки.
Крови ни жильной, ни рожечной не пускают, и совсем о том не ведают, а пускают оную особливым образом: около больных мест оттягивают кожу щипцами деревянными, и прокалывают оную насквозь хрустальными нарочно для того делающимися ланцетами, и выпускают крови сколько надобно.
Естьли у них болит спина, то трут оную корнем цикуты перед огнем, наблюдая притом, чтоб не коснуться пояснице, от чего последует судорога; и сим лекарством так они хвалятся, будто тот же час бывает им польза, однако то невероятно.
От лому ставят ядна из березового труду на больных местах. Когда оной труд догорает до тела, то отскакивает с великим стремлением, а тело от того разгнивается, и бывает великая язва, к которой иные присыпают трудовой пепел, а иные ничем не лечат. И сие лекарство известно по всей Сибири.
Корень лютика травы и омег употребляют они к порче своих неприятелей и к умерщвлению. Лютиком намазывают и стрелы как совершенным ядом.
Погребение умершим, буде можно назвать погребением бросать собакам на съедение, от всех тамошних народов отменно {Крашенинников неправ, считая, что только ительмены выбрасывали умерших. Подобный способ захоронения - вынос трупа в тундру - распространен был среди большинства чукоч (В. Г. Богораз - Тан. Чукчи. Т. II. Религия, Л., 1939. 184-194).- В. А.}, ибо другие народы или жгут тела умерших, или кладут в землю с нарочитыми обрядами; напротив того, камчадалы трупы мертвых своих, привязав ремень за шею вытаскивают из юрты, и почти на самой юрте бросают их собакам на съедение, объявляя тому две причины: 1) что которого съедят собаки, тот на другом свете ездить будет на добрых собаках; а на юрте и близ юрты бросают они покойных своих для того, чтоб враги, которые по их мнению людей умерщвляют, видя мертвых довольствовались их гибелью, а других бы не вредили. Но другая причина кажется мне невероятна: ибо они те жилища, в которых умирать кому случалось, всегда оставляли, и переселялись в новые юрты, которые строили в знатном от прежних расстоянии, а трупов, которыми бы по их объявлению могли от врагов обороняться, не таскают с собою: разве может быть сие почитают они за оборону от них на то одно время, пока они новую юрту делают.
С умершим выбрасывают вон все платье их и обувь, не с тем намерением, чтоб было им что носить на другом свете, как другие некоторые язычники думают, но от одной опасности: ибо по их мнению и тому необходимо умереть должно прежде времени, кто наденет их платье. Особливо живущие на Курильской лопатке в том суеверны: не возьмут в руки никакой вещи, сколь бы она их ни льстила, ежели услышат, что осталась после мертвого. Чего ради казаки, которые важивали к ним похожие товары, как например немецкое и русское суконное платье, фанзовые и камчатные рубахи и прочая, не инако купцов от других отбивали как сказывая, что платье и другие их товары после мертвых остались.
Очищение после похорон бывает следующим образом: наломавши какого нибудь прутья, приносят они в юрту, и наделав колец по дважды сквозь их пролазят, а потом относят в лес, и бросают на запад. Которой мертвого вон тащил, тому должно изловить какие нибудь две птички, и одну из них всю сжечь, а другую съесть со всеми жителями вместе. И сие очищение бывает у них того же дня, которого и погребение, а до того ни сами они не выходят из юрты, и никого к себе не допускают.
Вместо поминок бросают они в огонь шаглы перво-промышленой рыбы, что за дар умершему почитается, а тело сами съедают.
Младенцев хоронят в дуплеватых деревьях по большей части без всяких же особливых обрядов. По умерших сожалеют, и плачут, токмо без вопля.
О РАЗЛИЧНЫХ НАРЕЧИЯХ КАМЧАТСКОГО НАРОДА
В заключение известий о камчатском народе сообщим мы некоторое собрание слов трех главных камчатских наречий, о которых выше сего упомянуто, чтоб сходство и несходство их было видимо. В столбе А содержится наречие северных камчадалов, Б южных, а в столбе В живущих от Воровской реки на север почти до Тигиля. Причем надлежит ведать, что г
- с палочкою наверху как латинское g произносить надобно.
СОБРАНИЕ СЛОВ РАЗНЫХ КАМЧАТСКИХ НАРЕЧИЙ
|
|
|
|
Бог
|
Кут
|
Кутхай
|
Кутха
|
Дьявол
|
Кана
|
Кана
|
Ткана
|
Небо
|
Когал
|
Кохал
|
Кеисс
|
Облака
|
Гуренгур
|
Уйшаа
|
Мыйжа
|
Ветр
|
Шапел
|
Чихуча
|
|
Буря
|
Какалт
|
|
Кеипк
|
Дождь
|
Чихуча
|
Чахчу
|
Чухчух
|
Снег
|
Корел
|
Кола ал
|
Колаал
|
Град
|
Какумчел
|
Коада
|
Коалле
|
Гром
|
Кыфкыг
|
Кыфкыг
|
Кыхшигына
|
Молния
|
Амроншчнначичь
|
Умечкыши
|
Мытлкыжигыиа
|
Солнце
|
Гален-кулечь
|
Коачь
|
Лачь
|
Луна
|
Гален-кулечь
|
Коачь
|
Лааилгын
|
Звезда
|
Еихнгын
|
Ашангыт
|
Агажин
|
День
|
Тааж
|
Кусгал
|
Кулхалла
|
Ночь
|
Куинук
|
Кулкуа
|
Кунку или Льхуюгуна
|
Утро
|
Уйдумкулель
|
Бокочож
|
Емколалю
|
Полдень
|
Кунукулечкуй
|
Пеннок-халла
|
Хтадыжагына
|
Вечер
|
Атакулель
|
Аатыку
|
Талбак
|
Полночь
|
Кунугуингучь
|
Кеды-кулкуа или Пельхучик
|
Нуулхуюгула
|
Год
|
Татгаж
|
(не знают)
|
Тхаж
|
Земля
|
Шемт
|
Семт
|
Шемт
|
Гора
|
Еель
|
Намуд
|
Аала
|
Пригорок
|
Пынужидычь
|
Таакоричь
|
Ижулган
|
Огонь
|
Брумичь
|
Пангычь
|
Пангычь
|
Дым
|
Гажунгажь
|
Нгарапгачь
|
Нгачаж-нгачаж
|
Вода
|
Ажам
|
Ни
|
Ни
|
Поле
|
Батаран
|
Уша
|
Ус
|
Дорога
|
Шижичь
|
Ешичум
|
Кучажа
|
Лес
|
Ууд
|
Оода
|
Лагылаи
|
Дерево
|
Уа
|
Оо
|
Уу
|
Море
|
Кеяга
|
Hингель
|
Кеяга
|
Озеро
|
Корро
|
Кшчу
|
Кулхуа
|
Река
|
Киг
|
Кыга
|
Киг
|
Речка
|
Кигыдычь
|
Кыгыдачь
|
Кигыгачь
|
Источник
|
Пидадычь
|
Какеда
|
Кеяка
|
Песок
|
Быжымт
|
Катемт
|
Сымыжымчь
|
Грязь
|
Кылтшам
|
Имагай. Акчи-нашумт
|
Коола
|
Камень
|
Куал
|
Увачу
|
Уачь
|
Человек
|
Крошчуга
|
Ушкамжа
|
Ушкамжа
|
Отец
|
Ипип
|
Апачь
|
Ишх
|
Мать
|
Антуан
|
Аалгачь
|
Лахшха
|
Сын
|
Пеечь
|
Пеачь
|
Пача
|
Дочь
|
Чидепечь
|
Сугынг
|
Шуунига
|
Брат
|
Тыя
|
Кутахушка
|
Тыя
|
Сестра
|
Ихтум
|
Кутхаан
|
Лилихлчь
|
Муж
|
Кенгиш
|
Елку
|
Камжан
|
Жена
|
Чихенгучь
|
Нгынгычь
|
Игычь
|
Отрок
|
Паачучь
|
Пеагачучь
|
Панахча
|
Младенец
|
Паачучь
|
Пеаичичь
|
Нанача
|
Девка
|
Чихуачучь
|
Хучичу
|
Ухчумахча
|
Господин
|
Крошчу
|
Арм
|
Хуйжучь
|
Слуга
|
Харо
|
Чикоачь
|
Линажхча
|
Служанка
|
Чедахар
|
|
Хоаллу
|
Голова
|
Хабель
|
Чыша
|
Ктхын
|
Волос
|
Черон
|
Кубиин
|
Куйба
|
Борода
|
Елун
|
Куукун
|
Луулла
|
Глаза
|
Елед
|
Наниин
|
Лелла
|
Уши
|
Илюд
|
Игиад
|
Илла
|
Нос
|
Каяко
|
Каикы
|
Капкан
|
Губы
|
Шакши
|
Кысса
|
Кешха
|
Уста
|
Телун
|
Цхыдда
|
Чанна
|
Язык
|
Дычил
|
Ничил
|
Ечелла
|
Щеки
|
Уан
|
Уаад
|
Хоауда
|
Подбородок
|
Пеганчучь
|
Пахыхычь
|
Кымкычь
|
Плечо
|
Тенод
|
Таннун
|
Тынынга
|
Рука
|
Тоно
|
Сытту
|
Хкачь
|
Перст
|
Кеко
|
Куйда
|
Пкотча
|
Грудь
|
Лутенг
|
Ингыта
|
Кеитачь
|
Сердце
|
Гуллугу
|
Нууюгу
|
Луголгучь
|
Брюхо
|
Колид
|
Ксух
|
Калтки
|
Черева
|
Шужичь
|
Сыхшиц
|
Сыгыжнм
|
Пузырь
|
Ишурю
|
Елкуай
|
Кшулх
|
Тайной уд мужеской
|
Каллака
|
Калка
|
Калка
|
Тайной уд женской
|
Койпион
|
Куаппан
|
Коапан
|
Спина
|
Карог
|
Чагга
|
Кигачь
|
Ноги
|
Катхеин
|
Чкуада
|
Ктхада
|
Шапка
|
Галалучь
|
Халялучь
|
Пахал
|
Штаны
|
Куе
|
Коау
|
|
Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
|
Просмотров: 552
| Рейтинг: 0.0/0 |