Главная » Книги

Меньшиков Михаил Осипович - Дневник 1918 года, Страница 10

Меньшиков Михаил Осипович - Дневник 1918 года


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ребенок и тетка. Уехал бы - страшно! На дороге загубят, да и куда бежать? Вот и мы в таком же положении, особенно я.
   Немцы стремительно наступают к Парижу, за время 2-го наступления взяли в плен уже 150 тысяч! Видимо, надоело воевать и хотят сразить последнего врага. Англия, пожалуй, поостережется израсходовать последний патрон и будет ждать, когда его истратит Франция. Оттого и войну проигрывают: для победы необходимо благородство самоотверженности, а ее-то у слишком счастливых народов - недочет. Париж эвакуируется... Легко сказать! в начале кампании это еще не было бы смертельным ударом, но потерять столицу на 4-е лето войны - тяжело. Как будет реагировать народная масса, как будет реагировать армия, втянувшая в себя народ, на это намекают сотни тысяч пленных, сдающихся во время каждого наступления. По-видимому, у кельто-латин начинается то же, что у славян, или что у всякой женственной расы. Поборовшись за свою невинность, она сдается. Осложняет дело участие мужественной расы, англо-саксонской. Этот главный комбатант133 относится к немцам как английская сталь к немецкой. Тут возможен такой исход, что после жестокой схватки, видя себя окруженными народами-трупами, - оба богатыря бросят оружие и скажут: давай владеть миром вместе. В сущности мы одной расы и одной крови. Будь ты правым полушарием головного мозга в человечестве, а я - левым, или наоборот, но будем, как Ромул и Рем, основателями мирового царства, уже окончательного. Довольно войн! Навсегда довольно, иначе мы истребим всю цивилизацию и все божественное, что сложилось вместе с человеком в сознании природы. Когда до этого пункта дойдут - мир установится быстрей, чем мы думаем, и тверже.
   24/6, 1/2 6 утра. Бледное, серое утро в окне. Быстро катится месяц. Май без соловьев, почти без жаворонков, почти без цветов - сирень до сих пор еще боится выйти из завязей. Тускло и холодно у меня на сердце, нет даже красивых снов, освещающих душу даже заточенных узников. Великое бедствие совершилось, но еще не закончено. Разрушенное в глыбы должно еще перемолоться в прах, и уже из праха - теми же стихийными приливами и отливами, прибоем и бурями - сложится некая новая земная порода. Из приказа Вильгельма в Ахене ("Мы освободили Восток") видно стремление его оправдать себя в глазах мира. В самом деле, формально относясь, немцы освободили Финляндию, Эстляндию, Лифляндию, Курляндию, Литву, Польшу, Бессарабию, Украйну, Крым, Кавказ, Дон - целых одиннадцать каких-то организмов, будто бы томившихся под властью глупого и слабого завоевателя. В сущности, они вовсе не томились, а жили за широкой спиной России как у "Христа за пазухой" (что касается более культурных окраин), но с другой стороны, мож. быть, это и верно, что немцы освободили Восток. В число освобожденных стран должна быть поставлена и сама Великороссия, которой поддержкой бунта немцы помогли свергнуть старую, явно бездарную, явно отжившую систему.
   Но что же дальше? На смену старого водворилось что-то новое. Что же именно? Тирания черни в несчастной Великороссии и тирания внешнего завоевателя - в более культурных автономиях. Неужели это освобождение - знать наверное, что немцы смотрят на весь разрушенный Восток Европы как на свою колонию? Впрочем, кто знает? Мож. быть, Вильгельм рассчитал без хозяина. М. б., он и в самом деле только воображает, что завоевал Восток, на самом же деле освободил его для завоевания самих немцев этим Востоком. Немцы хлынут в Россию, как Нил в Ливийскую пустыню, просочатся в нее, покроют плодородным илом своей крови, энергии, культуры, а кто будет снимать урожай кровавого посева? Не немцы, а будущие русские, помесь русских с немцами.
   Кто кого ассимилирует - вопрос, вероятнее, что смешение пойдет по законам космоса и мы останемся не в проигрыше, а в выигрыше, как британцы после саксонского, датского и норманского завоеваний. Что нужно, то Ты и даешь, Создатель! Да будет благословенно Имя Твое! Даешь стихийно, автоматически, ибо не в мысли, а в существе Твоего бытия заложен разум, и Тебе не нужно обдумывать, чтобы поступить правильно. Брошенный в воздух камень не учился высшей математике, не знает ни имени параболы, ни уравнения ее, между тем описывает именно параболу. Так и брошенный в жизнь человек, или народ или человечество - они описывают пути, предназначенные их природой. Если бы камень на своем пути успел изучить теорию линий 2-ого порядка и понял бы, по какой формуле он летит, что же прибавило бы это к его судьбе? Только неосновательную радость ощущать восхождение свое и неосновательный страх неудержимого падения.
   25/V. - 7/VI, 18. Утро, отражение улыбки Божией в окне и мгновение невыразимого блаженства. Боюсь, не схожу ли я с ума, но чувствую иногда необыкновенно тонкие, трудно передаваемые состояния - тихого восторга, благоговения, любви к Создателю и чисто ангельского счастья. Например, сейчас, хорошо выспавшись, и в надежде на солнечный день я лежу на диване, совершенно как некий бог и, пожалуй, высшее существо, нежели олимпийский бог. Те раздирались своими ультра-человеческими страстями - похотью к женщинам, как Зевс, злобою, местью, ревностью и т. д. Подобно стоическому мудрецу или брамину (в древнем замысле этого совершенного человеческого типа), я ощущаю в себе, - к сожалению, не всегда - состояние сверхбожественное, состояние Будды. Полное равновесие души и тела. Полное бесстрастие, или точнее, лишь легкую заинтересованность жизнью, легкое волнение пассатов, похожее на тихую гармонию Эоловой арфы. Ревущие кругом бури болезненно отдаются в моем сердце, почему я стараюсь о них не думать: чем могу я изменить Твою, Создатель, мировую волю? В столкновении с ней я гибну, в осуждении ее я чувствую боль. Стараюсь острую боль переводить в тихую печаль.
   Сегодня, просыпаясь, думал о брате Володе: как-то он там, несчастный, в Феодосии? Жив ли? Рассуждаю так: подавляющее большинство феодосийцев живы, стало быть, вероятнее, что и он жив. Правда, он не получает несколько месяцев пенсии, но у него был небольшой запас экономии, с другой стороны, более чем вероятно, что он постарался найти себе хоть какое-нибудь занятие. Он не слишком стар (50 лет), умен, обходителен, когда трезв, мож. быть, когда захочет, очень приятным. Отлично пишет, знает лесное и канцелярское дело в совершенстве. Надо думать, что если он не переехал сюда при приближении немцев, то не потому, что физически это было невозможно, а потому, что не представлялось особенной нужды выселяться. Чудная весна на юге, море, здоровый климат, близость (сравнительная) к своей - хоть и покинутой - семье, своя обстановка, свои знакомства, независимость, может быть, привязанность к какой-нибудь женщине. Все это удержало его на месте, и, может быть, ему не худо, а хорошо, даже лучше, чем нам здесь, окруженным анархией. Если бы я знал это, я успокоился бы.
   26/8 мая, июня. Встал в 1/2 4, написал заявление в Отдел Городского Хозяйства в виде протеста нового обложения (цену дачи с 3000 подняли до 25 тыс., доходность? а налог с 64-84 р. до 630 р.). Снес к Птицыным (батюшка вчера вечером заходил) - спят. Снес к В. В. Подчищалову и тоже спит, но разбудил, оставил пакет. То дождик, то солнце. Вчера одна угроза и одна надежда. Угроза, что отнимут конторское место по требованию комиссии борьбы с капиталом. Надежда - письмо заводчика Бажанова из Москвы. Это изобретатель эластического колеса и выделки подков холодным способом. Он когда-то приезжал ко мне в Царское с И. И. Назимовым, мне его изобретения понравились, но я - по словам его письма - "отрезвил" его, упрекнул его в том, что он обивает пороги канцелярий и ищет протекций, когда самое разумное - самому начать дело хотя бы с грошей. Он так и сделал и считает, что мне обязан своим благополучием. Пишет, что, начав с грошей, он в течение немногих лет (2-3) оборудовал завод-игрушку, где работают машинами, сам с семьей и несколько интеллигентных рабочих. Приглашает побывать в Москве и обращаться к нему, за чем нужно. Хочу попросить работы для себя или для Яши. Платит 25 р. в день за 8 ч. труда. Что же? Выделывать подковы не хуже, чем строчить на бумаге ненужные в нашей стране более или менее красивые мысли.
   Вот красивые мысли: от внешних опасностей спасаться внутрь себя. Если не можете быть ласточкой, будьте улиткой, уходите в себя, замыкайтесь наглухо от всяких обид, огорчений, оскорблений. Помните, что спасение - в себе, в своем разумном сознании, в своей воле, и что даже для внешних действий нужен внутренний сильный и верный импульс. В начале дня молю Тебя и Себя: бодрствуйте, спасайте! Искренно хочу быть тем, к чему стремлюсь: безупречным и блаженным. Осуществите!
   Вчера шел от несчастного Павла Львовича, мужа Поленьки, погибающего от ужаснейшей болезни - отравления собственным калом (застарелый катар толстых кишок, ущемление и газы). Два доктора - чеховские типы! - посылают его в Бологое, в Тверь, лишь бы самим не делать необходимой операции под предлогом, что здесь ее будто бы нельзя сделать. Нет, видите ли, всех современных приспособлений, антисептики и т. д. Какой вздор! Любую чистую комнату можно в несколько часов вычистить до степени операционной залы, затем чистые простыни, халаты, инструменты, вымытые в сулеме, - вот и все. Просто невежды, неуверенные в себе, трусы, лентяи, неблагородные люди. Вместо того, чтобы из Бологого выписать все, что нужно, его туда пихают! Он не хочет ехать - и конечно, уморят беднягу! Думал: будь я пророк Божий, исцелил бы его. Одним прикосновением внушил бы ему пробуждение дремлющих в нем бесконечных сил, к-рые и справились бы с болезнью чисто механически.
   Вечер. И суток не прожил, хотя умер в сознании, благословил сына и жену. Все время молил докторов: спасите! Соглашался делать операцию и они раскачались наконец до решения - приступить к операции, но увы! Резкий перелом к худшему, упадок деятельности сердца, явления перитонита. Ясно, что затвердение сгустка кала прорвало омертвевшую ткань кишки и вызвало общее заражение. Убили человека - всего 37-и лет, сильного сложения. Не смогли вылечить от засорения желудка! Четыре доктора - один постыднее другого. На панихиде думал, глядя на сломанную человеческую машину: конечно, душа ее останется. Душа ее бессмертна, как система машины, ну а материал, конечно, изнашивается, меняется. Точь-в-точь такие же машины ходят кругом и молятся: покой, Господи, душу усопшего раба твоего. Но душу нечего покоить - она и без того покойна, как все бесплотное. Никогда не будет в вечности вот этого Павла Львовича, но таких, как он, бесчисленное множество. Если бы мы усвоили себе, что мы не единица, а бесконечное число, умирать было бы совсем легко: умереть - уснуть.
   Что-то смерть это время все бродит по Образцовой горе. За месяц кругом нас у ближайших соседей пять смертей. Теперь наша с бабушкой очередь. Чувствую большое утомление - м. б., от службы. Ходил с детьми в поле (вся шестерка и все, кроме Танечки, босиком. В восторге неописуемом!). Лежу в гамаке: догорает чудный день, но солнце сзади меня. Кусаются комары. Надо идти мыться по случаю субботы. Сегодня очередное горе: наше управление выселяют, чтобы очистить квартиру какому-то начальнику. Удастся ли отстоять - Бог ведает.
   27/9.V. VI. Утро. Вот и май проходит, отцветает черемуха и коринка (так здесь зовут какую-то ягоду, похожую на черемуху), скоро распустится сирень. Многочисленные птенчики скворцов не только пищат, но кажется уже вылетают. Подумать только - мы пережили май! Остается еще два месяца до нового урожая, к-рого, впрочем, мы не сеяли, стало быть и собирать нам не придется. Народ в глубине своей порядочно одичавшей души решил выжать из буржуазии все соки и свести к своему чернорабочему уровню. Народ рассасывает буржуазию, поглощает ее, переваривает, как, впрочем, он делал это все время и прежде. Вся история состоит из этих двух процессов: сложения особенных, нерастворимых тканей и рассасывания их.
   Протоплазма выделяет из себя по разным направлениям особые капиталы, я хочу сказать - накопления вещества, из к-рых развивается функция и затем уже или не хочет, или не в силах взять это накопление обратно. Инерция накоплений столь сильна, что развивавшиеся функции не только продолжают действовать, но становятся хищными в отношении организма, высасывая из него больше энергии, чем нужно. Это так называемые страсти, переходящие в пороки. Пороки личные заедают личность, совершенно как присосавшиеся хищники или паразиты. Пороки народные заедают народ. Мы - ближайший тому пример. Вот почему, Отец Небесный, помоги! Очисти! Поддержи в чистоте! Молюсь и упрекаю себя в малодушии: какой отец небесный? Его нет. Никто тебя не слышит, кроме тебя самого. Но я возражаю на это: так ли? Уж если я сам себя слышу, то разве это не есть доказательство того, что я услышан? Что такое "я сам" - разве не часть "Его"? Разве не та часть Его мозга, которая заведует моим ничтожным существованием? И разве эта часть не связана с остальною массою Его мозга, как нервный центр с другими? Мы совершенно не знаем об интимной связи между центрами сознания. Разве не естественно допустить, что возбуждение одного центра передается в некоторой степени и на другие. Если так, то мною сознанная молитва вне моего сознания передается и действует и на другие умы и вообще на творящий разум мира. Не то, чтобы моя мысль могла весь мир привести в движение, это и не нужно, но достаточно и необходимо привести в некоторое благоприятное изменение ближайший окружающий мир. Для этого нужно не столько сознанием, сколько неотделимой от него волей вызвать тончайшее дрожание эфира для выработки новых импульсов, которые в настроении окружающих нас людей, в сфере "случаев", в сфере "судьбы" и образуют благоприятные для нас "случайности".
   28/10 июня. Яркое солнечное утро, но еще холодно. Вчера великая радость: совершенно неожиданно приехала тетя Зина134. Бабушка едва выдержала этот сюрприз. М. Вл. я еще не видел в подобном приливе счастья. Интересно поглядеть в подобные минуты на человеческие существа: сколько скрытой любви прячется в простых сереньких людях, сжившихся в будничной с незапамятных времен поэме жизни, перетерпевших столько радости и горя, поцелуев и слез. Великие явления семьи и национальности надо переводить в еще более великое явление - человеческий род, но как? Для этого нужно совместно переживать многое, переплетаться друг с другом историей, цивилизацией, вкусами, стилями, модами. Что разрушает эту творческую ткань любви? - ссоры, дурной характер. Бьюсь изо всех сил, чтобы привить маленьким своим варварам чувства вежливости и привычку быть любезными. Надо, чтобы трущиеся организмы приучились выделять из себя смазывающие их поверхность настроения духа - уступчивость и джентльменство. Ты, Небесный, подающий силы из неисчерпаемого океана, - пошли их! Сегодня сердце что-то тревожно. Где-то совершается нечто неблагоприятное, угрожающее, невидное чрез завесу сознания. Бодрствуй и предупреждай.
   29.V/11.VI. Вчера приходил прощаться батюшка Птицын, к-рого я люблю за его порядочность, чистоту, кротость и милые семейные добродетели. Он три недели прожил в отпуску и ради хлеба должен ехать в Пб. Костя явился в матроске и Олечка не преминула съязвить: "Опять переменили шкурку?" На самом же деле, просто еще молодой человек, почти юноша, и оба парня играют в жизнь, как они видят ее. Недалекие, но не лишенные достоинств люди. Вместе с ними к Подчищаловым, там Нечаевы, Копылов, Ковалева... Маленький скандал при прощанье: один джентльмен - и даже два - не хотели одной даме подать руку, та обиделась: ни ногой в вашем доме и т. д. Уездная простота.
   Спорил с батюшкой о многом, между прочим о покойном митрополите Антонии Вадковском135 и о том, будто бы современная цивилизация испортила народ. Я говорил, что его испортила не современная цивилизация, от к-рой он был далек, а современная антицивилизация, ибо пьянство, разврат, хулиганство и т. п. нельзя назвать ни современной цивилизацией, ни цивилизацией вообще. Это бывало и в глубокой древности от времен Содома и Вавилона. Это явление вечное и борется с таким же вечным явлением цивилизации, к-рая состоит в нравственной дисциплине, труде, культуре (т. е. религиозном отношении - культе - вложенном во все). Народ наш, к сожалению, по рассеянности своей не пережил уплотненной городской жизни (civitas), он гражданственно плохо воспитан, он развращен свободой деревни, всегда граничащей с анархией. Древние города наши, построенные варягами и сбитые в кучу страхом перед татарами, начали рассасываться в эпоху царства. Продолжительный мир империи при Николае I и Александре II дал страшный перевес деревни тек. что деревенское население в общем быстрее нарастало, нежели городское, и сами города, заливаемые наводнением мужицкого элемента, скорее теряли культуру, нежели обретали ее. Инородцы отстаивали, сколько могли, внешность цивилизованной жизни, но и им угрожало рассасывание и уничтоженье в деревенском варварстве - вот причина инородческого бунта, поджегшего общий народный бунт. Деревня затопила город и одолела его в важных узловых точках: на фабриках, в казармах, школах, в городских и земских самоуправлениях. Всюду зрелый сколько-нибудь civis {Здесь: гражданин (лат.).} уступил место вчерашнему дяде Пахому с его тысячелетним варварством. Империя рухнула, подмытая в своем фундаменте изнутри. Внешний толчок был только толчком, не более.
   7 час. веч. Сижу в канцелярии - дежурным до 8 ч. вечера. Зашел в чертежную, взглянул на карту России, что на столе, с предполагаемыми новыми границами. Боже! Какое великое крушение! Не только окраины отпали, но и самое туловище нашего племени расселось, отошла Малороссия и Литва. Что-то совершенно невероятное, кошмарное, но фактически оно уже случилось. Слабая еще теплится надежда, что союзники разобьют немцев и заставят освободить Россию. Но с какой стати им заботиться о целости Российской державы? С кем они будут договариваться? Кому будут вручать отторгнутые области? Боже, до чего прав я был, чувствуя задолго до войны глубоко возмущенное и презрительное чувство к Николаю II! Он погубил Россию, как губит огромный корабль невежественный или пьяный капитан, идущий в узком фарватере и передающий неверный курс на штурвал. Роковой человек! Одно к одному: нечестный народ, выдвинувший нечестивый и ленивый высший класс, должен был потерпеть наказание, получив одностильного с ними царя. Закон природы в том, что всякое явление и спасается, и губится самим собой изнутри, количеством присутствующих в нем здоровых или больных сил. Грех наказывается естественными последствиями греха. Добродетель награждается уже бытием своим. Если взглянуть пошире, то Россия нуждается в том, что посылает ей Господь: в хорошей и деятельной власти, в окультурении ее, в финансировании, в воспитательной дисциплине.
   30 (12), 1/2 8 (1/2 6) утра. Просыпаюсь около 5 ч. по старому счету. Вчера был очень утомлен службой и дежурством (10 часов сиденья в душной и шумной комнате, и затем прогулка с шумными детьми на почту и обратно - послал письмо Баженову с просьбой, если освободится вакансия на заводе, оставить за мной). Вчера некоторое столкновение с барышнями-машинистками. Две из них типические девки, которые бегают по управлению и просто лезут на мужчин. До чего отвратительна бывает женщина, когда она теряет стыд! До чего отвратителен и мужчина-нахал. В любой маленькой кучке людей вы видите всю драму жизни, расхождение человеческих типов, строение и крушение общества. Недаром в начале бытия стоит легенда о борьбе ангелов между собою. Но добро и зло покрывают собою целые полчища духов, до сентиментальных и комических включительно. Делить явления можно различно. Наша русская (а мож. б., и всемирная) драма в том, что в жизни идет вечная борьба между храмом и публичным домом; между молитвой и похабной песнью, между матерью и распутной девкой. Нас погубило вторжение и возобладание комического элемента. Легкомыслие во всем сокрушило тяжкомыслие - может быть, и не более умное, но и не более глупое, но неизмеримо более честное.
   31 мая/13.VI, 5 ч. утра. Солнечное утро. Вчера вечером перед вечерним чаем всю свою милую шестерку в поле водил, на закат. Великолепная грозовая туча была правее солнца и из нее сеялся, как завеса, дождь, пронизанный солнечным сиянием. Вправо по горизонту, к востоку, в разных местах видно было, как из облаков сыпалась животворная влага. Милая Танюшенька, все еще с подвязанной щечкой, была особенно оживлена. Видела, как у соседа корову доят и погоревала: "Бедная куейка". Пожалела и солнышко, которое закатывается. Дети рассыпались по лугам и дорогам до того, что трудно собрать в кучу. Скромная Ольга Андреевна136 тотчас нарвала хорошеньких цветков. То же Лидочка, а на обратном пути девочка, шедшая с поля, подарила ей хорошенький букет. Я первый раз вижу, чтобы простая девочка предложила что-нибудь даром. "Простая", - но сколько не простых, а сложных, нежных, глубоко тонких натур пропадает в народе! Всего две недели на службе и одно дежурство, и уже страшно устаю, изнемогаю - не от работы, к-рой нет, а от табачного дыма, пыли, шума, постоянного хождения мимо публики, устаю от толпы, от к-рой отвык, от обязательного сиденья и совершенно пустых бумаг. Почти все переделал, разобрался в хаосе и приходится сочинять излишне, например, освежать алфавитный список. Сижу точно в вагоне 3 класса и все посматриваю на часы. Раб! Не думал, что окончу жизнь рабом, но что же делать? Вчера Мика горько плакал, когда не получил прибавочного кусочка хлеба за чаем. Того и гляди, что совсем хлеба не будет. Выдали на паек солонину - беда: отвык от мяса, есть не могу.
   Из канцелярии, где я примостился со своим столиком у окна на озеро, гляжу на синее небо, на монастырь. Иногда залетают в голову молнии кем-то внушенных мыслей. Кем? Древние верно чувствовали, называя мысль внушением божества. Совершенно невероятно, чтобы бесконечно большое не действовало бы на бесконечно малое, чтобы мир не действовал на атом. Совершенно невероятно, чтобы крупинки гранита в толще горы или капли в океане или молекулы атмосферы двигались бы, куда хотели. Напротив, вполне неизбежно, что все ничтожно слабое во власти бесконечных на него давлений. Отсюда истина: не я существую, а Ты! Я - твоя жизнь в этой точке, твое творчество, к сожалению, продолжающееся: вот почему я старюсь, болею, умираю, т. е. твое бытие во мне становится иным. Для меня все предрешено. Сомнения и колебания - это натяжения и разрывы противуположных, нас толкающих мировых сил. Свобода в настоящем - это состоявшееся порабощение: летящему камню кажется, что он летит свободно, а пока лежит на дороге, казалось, что был связан. То, что кажется свободой в будущем - сознание возможностей и необходимости покориться им. Наша воля, наша страсть - будь то в минуту подвига, преступления, восторга или самоубийства - лишь неодолимое давление мировой массы. Однако если некуда подвинуться мне, то мир останавливается и ждет.
   Около полудня. Гамак. Переживаю райское состояние. Сегодня Вознесенье, отдых, чудная солнечная погода, освеженный вчерашними грозами воздух, к-рый удивительно молодит даже старые легкие. Сразу свежеет мозг и чувствуешь себя как когда-то в 20 лет. Деревья распустились, и все деревья переживают свое рождество, преображение, воскресенье, вознесенье до Какого-то возможного для них совершенства, жизнь торжествует роскошь своего существования, трепеща каждым листиком, стеблем, цветком, только что вышедшим из мастерской Бога. Верю, что это Ты: Ты причина, Ты материал, стало быть, Ты и следствие, т. е. видимый и ощутимый мир воистину есть живой и вечный Бог. Никакой нет материи и духа в отдельности, а все материя и дух. Благодарю тебя, Создатель, что Ты открыл мне эту простейшую из истин и постепенно утверждаешь меня в ней, как бы подготовляя высшее спокойствие и радость, с которыми я встречу так называемую смерть. Для сознания вознесшегося над частным в область общего, что за дело до частностей, если общее вечно? Конечно, я должен внимательно относиться и к тому частному, к-рое называется М. О. М; вот почему страстно желаю быть детски-чистым, каким был когда-то, но кажется, это единственное мое желание. Сегодня хлеба не было, - подавали, как и вчера, гречневые оладьи. Стало быть, голодная смерть не за горами. Но все как-то не хочется думать и переживать возможные ужасы.
   1/14.1918. Июнь! Дожили до июня! Живы! А Вас. Вас. Подчищалов осенью кряхтел: "До 1-го ноября проживем, а уж там не известно, откуда возьмем хлеба". С большими лишениями пережили зиму и весну. Наступает лето, до нового урожая 1 1/2 месяца - кто сеял его, м. б. и остальным полегче будет. Проклятый год, предвестье, по-видимому, полной гибели. Удивительно, до чего я был беспечен еще год тому назад, когда революция уже разразилась и жалкий броневик защищал мое состояние в Гос. Банке. Смеялся манере выставлять это железное чучело на дворе банка даже без людей (люди, соскучившись, уходили со своей стражи). Видел и ничего не предпринимал для спасенья хотя бы остатков. Не верилось в социальный переворот, не верилось в такую, какая произошла, гибель России - с расчленением ее, хотя пророчеств было сколько угодно, и я сам занимался ими.
   Год тому назад я все еще держался на слабых рельсах прошлого и хоть без подписи - считался сотрудником "Нового Времени". Господи, как быстро и вдруг все пошло под откос. Теперь лежу вместе с громадным поездом своей родины под ее развалинами. Пытаюсь выкарабкаться, осваиваться с положением. Начинаю вновь "служить" с самой ничтожной конторской должности, да благодарить Бога за это... А тут старость, слабость, видимое угасание моей милой М. Вл., которой пошел 43 год!
   Нарастающая под нами молодь требует культуры, образования, обучения, т. е. новых усиленных расходов. Тяжело умирать в заботе! Но мудрость не обманывает, когда говорит, что тревога во всяком случае напрасна. Катастрофа, конечно, всегда возможна, но что потом будет, - предоставь Творцу. Разве жизнь с тобою остановится? Великий поток, мчащий тебя - детей твоих в будущее, уйдет дальше, создадутся новые возможности, разовьются вложенные в детей твоих скрытые силы. Они не идиоты, не калеки, не уроды, диковатые, но способные к культуре и уже начавшие свое образование. Четверо грамотны. Останутся кое-какие родственники по матери: Оля, Зина, Вера, Соня137 - все одинокие, бездетные и в крайнем случае разберут детей. Останется Олечка, а из друзей Ольга и Лидия Ивановна. Останутся кое-какие "права" на отнятое состояние и, мож. б., хоть какая-нибудь часть его будет возвращена детям. Останутся мои сочинения, причем кое-что мож. быть переиздано или продано. Кое-что останется из имущества - дом в Ц. Селе и здесь. Лишь бы дать им трудовое образование: пусть зарабатывают себе сами честный хлеб. Худо ли, хорошо ли, мои несчастные предки питались трудом своим, - и вы, детки, тоже. Прежние мечты обеспечения рода моего рассыпались прахом. Приходится вновь начинать с пролетарского уровня.
   2/15.VI. По случаю субботы занятия прекратились в 2 ч. дня. прочел в газетах, что немцы уже в 20 км от Парижа. Это ближе, чем от Ц. Села до Петербурга. Они уже видят великий город, на горизонте перед ними поднимается, как знак восклицательный, Эйфелева башня, величавые силуэты башен Nôtre Dame и Триумфальной арки. Римляне видят Карфаген свой, и само собою, вся армия германская находится в маниакальном помешательстве взять Париж. Вильгельм не повторит ошибок дряблого Александра II, видевшего Константинополь из Сан-Стефано138 и побоявшегося вступить в него. Военный министр Германии гордо заявил в рейхстаге, что кампания нынешнего года союзниками безнадежно проиграна, огромная часть французской армии разбита. Англичане храбрятся и заявляют, что война продолжается, - но, взяв Париж, Петроград, Москву (что будет, вероятно, одновременно) немцы могут философически ждать будущего. Вместо вечного мира - вечная война! Война между старым и Новым светом (ибо Англия, отделенная от материка, по массе англосаксов и по типу своей культуры давно принадлежит более к Новому свету, нежели к старому).
   Что же мы? А Бог весть. Сегодня отняли у семьи мой паек, единственный наш шанс перебиться. Могут и совсем смести нас с лица земли. Одновременно с наступлением немцев на Париж у нас открыта фабрика фальшивых керенок и 4-миллионных фальшивых бумажек. Вот как реагирует разбитое племя на грозный суд Божий.
   Погода ветреная, облачная, бурная. Дети в инфлюэнце, Мика и Таня кашляют. Писем нет. Тоскливо на душе. То, чем жив я, философия, поэзия, музыка, все это куда-то исчезло, точно провалилось в пропасть, не с кем слова сказать. Кругом только и речи, что о жратве, о провизии, о пайках и деньгах. Вот проклятие бедности - она материализует душу, заставляет унижаться до мелочных забот. А тут надвигается не бедность, а настоящая нищета и голодная смерть. Если можешь, Господи, помоги!
   3/16.VI. Ночь спал (уже 2-ю) с открытым окном и чувствую себя свежо, но погода сырая, серая, холодная, без солнечного блаженного озарения. Бедный Мика глубоко кашляет, ставили сухие банки, пьет молоко с содой. М. Вл. нервничает. Тоска. Вчера четверо военнопленных немцев перенесли белую лодку на озеро, Яков не испугался войти в воду в сапогах, вбили в озеро кол, а я с Гришей в это время ходили к Ильтоновым и пригнали оттуда нашу старую лодку. Сегодня утром в саду в первый раз (надеюсь и в последний) видел каплю вражеской крови: Яков сам себя царапнул своим остро отточенным ножом поперек запястья, когда возился с изобретенными мною плавниками у лодки. Ни за что не захотел дать Олечке перевязать. Я тогда сам налил в кружку воды, взял бинт и в саду сделал Якову перевязку. В это мгновение мне до ужаса глупой показалась нынешняя кровавая распря народов. Увы, природа еще не выработала способов мирного проникновения рас и распределения между ними энергии. Этого нет, но это будет.
   Долго ли будут французы защищать Париж? Не разрушат ли они его, подобно Реймсу? Весь вопрос: осталось ли у французов еще немножко души, древней, героической души, или она вся похоронена вместе с павшими защитниками Родины, Франция не неисчерпаема, притока сил у нее теперь, конечно, все меньше и меньше. Что-то не удалось ни Франции, ни Англии организовать цветнокожие полчища. Ни Африка, ни Индия не выставили даже миллиона солдат, а теоретически рассуждая, почему бы не высадить в Марселе трехмиллионную орду "подданных" великой республики, и еще более великой империи His Majesty {Его величества (англ.).}.
   Почему бы Америке хоть на 2-й год войны не выставить миллиона? А его нет, наверное нет. Почему бы Китаю (ведь и он воюет с Германией) не выставить хотя бы десяти миллионов? Все, стало быть, свелось к бутафории маленьких буферов, вроде Бельгии, Сербии, Черногории, Румынии, Португалии, да к пушечному мясу безобразно дряблой России. За ними прятались развращенные своими богатствами буржуазные страны, которым, как и России, смертельно не хотелось воевать. А уж чего не хочется, то и не выйдет, несмотря на все усилия. Я теперь в таком настроении, что почти желаю немцам успеха. Успех этот, т. е. полное возобладание в мире одного племени - обещал бы человечеству, а стало быть и России, - вечный мир, возможность обеспеченного труда и накопления богатства вместо растраты его. М. б., еще лучше, если бы возобладали англичане, но это что-то им не удается. Система же "равновесия", ведущая к всеобщему вооружению, напоминает хроническую резню американских индейцев или кавказских племен.
   1/2 11 утра. Начал прибирать свою захламленную комнату и приводить ее в возможно санаторный вид. Чувствую, что нужно родному моему народу по своей, т. е. по моей натуре: нужно культурное насилие. Мы захиревшие без ухода растения. Нам нужен хороший садовник, и откуда бы он ни явился, я встречу его, как Мессию. Сижу на балконе в парусинном кресле, в затишье от ветра. Старик: в 59 лет стыдно нанимать для себя гувернера или гувернантку, а между тем за мной нужен культурный уход, как за маленьким. Иначе вороха грязи кругом, куча бумаг, книг, вещей, брошенных, где попало. Между тем одно из основных правил счастья - привычка для каждой вещи иметь определенное место и не иметь около себя ничего лишнего. Ничего лишнего! Ведь в этом весь секрет гениального искусства. Можно самую заурядную жизнь сделать античной, если убрать из нее все лишнее. Получится стиль, простота, изящество, свобода от ненужного и экономия сил для управления нужным. В каждом жилище должен быть cache desordre {Укромное местечко (фр.).}. Отбрасывать изношенное, отслужившее - такой же беспощадный долг, как поскорее освобождаться от отбросов своего тела, от продуктов его распада. Не было бы смерти, если бы это организму удавалось. Приучая себя отбрасывать все излишнее во внешней жизни, мы воспитываем волю, которая другой, бессознательной стороной, м. б., заведует и внутренним отбросом. Упражняясь в сознательной разумности, мы упражняем и тот внутренний промысел, что обслуживает физиологию наших желез и тканей. Поэтому долг каждого человека, желающего быть божественным: как можно больше порядка, целесообразности, трезвого расчета во внешней жизни! Не жалеть усилий к тому, чтобы жить с внешней стороны в условиях наилучшей нормы.
   10/23 (1/2 5). Дышу упоительным воздухом последних дней весны. Гамак. Сквозь туманные теплые облака сеется солнечный свет. Порывы ветра - W, NW, WNW... Дочитываю "Auf der Düne" Шпильгагена, переживая старые морские впечатления. Сорок лет тому назад, и я был воплощенной весной - с ее грозами и соловьиными песнями. Кстати, сегодня услышал впервые соловья в нашем саду, но не надолго. Зато других певчих пташек у нас порядочно - скворцов, зябликов, малиновок. К стыду своему так далек от природы, что воочию не знаю ни одного из маленьких, прячущихся в зелени артистов. Все бы ничего, да дети захворали: сегодня уже пятеро. Только Гриша еще держится на ногах и даже ходил утром смотреть лодку. Писем нет. Газет нет. Единственный собеседник мой - я сам, да какая-нибудь интересная руина мысли в старинной книге.
   4/17.VI. 6 утра. Болен: начинается грипп, но сплю все еще с открытым окном, хотя только 9R. Заразился от детей. Вчера ходили с Гришей на озеро и соблазнились прокатиться на парусах. Увы, мое изобретение почему-то не действует, плавники отказываются опускаться в воду. Вероятно, груз мал, а м. б., придется какой-нибудь толкач придумать. Ильтонов обещал свинцу. Конечно, ему неприятно, что я перевел лодку на старое место, но он сам убедился, что иначе нельзя: новую лодку нельзя оставить иначе как в озере (мальчишки разворуют). С этими лодками, с сиренью, с черемухой убеждаешься, до чего низко пало русское простонародье, точнее, - до чего лишено оно зачаточной культуры, гражданственности. Живем как будто еще до Моисеева законодательства, до 8-ой и 10-ой заповеди. Если такому народу не удалось внутреннее завоевание в лице национальной власти, то необходимо внешнее, что и будет ему дано. Все катастрофы суть восстановление какого-то нарушенного равновесия, причем Богу все равно, погибнет при этом какое-нибудь явление или нет: явления вечны. Исчезнув в одном месте, радуга появляется в том же или в другом. Нет жизни бесконечно малой, вся она бесконечно большая. Нет жизни твоей, моей, его, их. Есть жизнь Божья, и мы - моменты Его бытия. Разве кто-нибудь спрашивал твоего согласия родиться? Разве с твоего одобрения ты страдал в детстве задолго до момента, когда начал сознавать себя? Разве ты выбирал обстановку, в которой рос и начал работать? И когда раскаиваешься за свое прошлое: ах, мол, - не так бы нужно было поступить, а иначе, - разве ты уверен, что иначе ты мог бы поступить и что-то "лучшее" не привело бы тебя к погибели? Скажи, на каких путях люди не погибали? Много ли родившихся с тобой в один 1859 год дожили до твоего возраста? А в числе их были ученые, министры, генералы, президенты республик, короли, великие писатели и артисты. Зависть берет: в их жизнь они вместили больше счастья. Да кто же знает - и как взвесить невесомые величины? Мож. б., глубокая тишина моей комнаты, мой диван, мой дневник, к-рый я пишу лежа под теплым одеялом - все это составило бы предмет зависти для моих ровесников - Чехова, П. Столыпина139, Ли Хун-чжана140 и пр., кости которых давно истлели. М. б., мне позавидовал бы миллиардер Астор, погибший на "Атлантике". Будь доволен (но я, Господи, искренно доволен) своими добавочными порциями бытия - хотя бы за столом конторщика, ведущего списки таких же пролетариев, каков ты сам. Живому псу лучше, чем мертвому льву. Лучше ли? Не страдал ли Соломон гипертрофией чувственности, инерцией ничем ненасытной жизни. И прав ли Ахиллес, завидовавший пастуху в царстве солнца?
   У меня захватило горло. Жарок. Надо принять аспирину.
   5/18.VI.6 утра. Солнечное утро. М. Вл. с Зиной едут в монастырь клянчить хлеба. У меня мысль испробовать травяное питание, которое проповедовали несколько лет тому назад г-жа Нордман141 и художник Репин. Не может быть, чтобы это была совсем нелепица. Разыскал, т. е. напал нечаянно на свою статью "Травяной бульон" 1910 г., стр. 832 (25.XI) и нахожу там прекрасный материал для публичной лекции, к-рую следовало бы прочесть в нынешнее голодное время. К аргументам статьи мог бы добавить следующее, извлеченное из личного опыта. При обильном питании до войны и бунта у меня пищеварение было слабое. Голодное питание, т. е. преимущественно растительное, укрепило мой желудок и кишечник, и несмотря на то, что я очень исхудал за последний год, я поправился именно в этом основном своем расстройстве (правда, тут действовал и отдых от чересчур усиленной умственной работы, отвлекавшей кровь от пищевого тракта). Но вот вопрос: почему самые сильные на свете животные - быки, лошади, слоны, носороги, гиппопотамы, верблюды, буйволы и пр. питаются только травой и древесными листьями? Казалось бы, самой тощей, какая есть на земле, пищей?
   Потому, что она, во 1-х, достаточно питательна, во 2-х, достаточно распространена. Как питательна? - изумляется читатель. Это трава-то питательна? Это листья-то питательны? Да, отвечу я, трава и листья, и даже древесная кора, и даже самое дерево, иначе не было бы короедов и тех живых существ, которые тысячи, десятки тысяч лет питаются корою и деревом. Вы скажете, что мы не короеды и питаться ни корой, ни деревом не можем, равно как листьями и травой. Совершенно верно, - но так и говорите: мы не можем, но не говорите, что названные вещи - трава, листья, кора и пр. не питательны: они питательны, но мы не умеем добраться до их питательности, вот и все. Наш желудочно-кишечник не научился еще высасывать из травы ее соки. У животных травоядных желудок и кишки совершеннее наших, но менее совершенны, чем, например, у грызунов, питающихся корой деревьев.
   Относительно пищеварительной силы красноречиво говорят экскременты человека и разных животных. Огромное количество экскрементов коровы, лошади и т. п. вегетарьянцев доказывает, что организм их или: 1) нуждается лишь в очень небольшом количестве вытяжки сенной, или 2) не в силах извлечь всю ее порцию. Свежий навоз облепляют специальные бактерии, личинки, мухи желтого цвета и затем жуки-копрофаги. То обстоятельство, что почти весь навоз поедается этими низшими организмами (при участии некоторых и высших: воробьи, вороны и даже собаки иногда не брезгуют экскрементами), - доказывает, что в траве питательно далеко не то лишь, что усваивается кровью. Питательны и отбросы - для организмов, приспособившихся к такому питанию. Что же из этого следует? То, что на траву, листья, древесину можно и должно смотреть, как на пищу, только такую, к которой нам пока нет подступа. Навсегда ли нет, вот вопрос. Мне кажется, что человек, вооруженный наукой, в состоянии вспомнить то, чем его обидела природа в сравнении с животными. У нас короткий кишечник, у травоядных длинный. Но, может быть, недостаток длины кишечника и отсутствие кое-каких соков человек может возместить какою-нибудь химическою обработкой травы. Квашенье, силосование, варка, механическое измельчение травы, просаливанье, маринование и т. п., все это опытная химия, сложившаяся еще в глубокую старину. Спрашивается, закончена ли эта химия. Нельзя ли применением к луговой траве тех же методов химической обработки сделать простое сено съедобным и питательным? Г-жа Нордман отвечает утвердительно. Она пишет (а Репин подтверждает) о питательности травяного бульона. Возможно, что навар не только трав, но и свежих древесных листьев очень питателен, и протерные в сите в виде пюре те же листья до известной степени переваримы. Если так, то мы могли бы в виде сена и массы зеленых листьев нашего сада собирать порядочное подспорье к собственному столу.
   6/19.VI.18. Сегодня получено 2-е письмо Баженова из Москвы - его ответ на мое письмо. В тот же день, недолго думая, он пишет мне следующее предложение: "Если Вы не откажетесь руководить конторой и не поскупитесь делиться Вашим опытом по усовершенствованию наших изобретений, то я предлагаю Вам пока тысячу рублей в месяц. С развитием дел завода, а это не за горами, если Бог поможет, Ваше вознаграждение увеличится. Еще раз, как и в предыдущем письме, говорю, что я обязан Вам тем, что мои изобретения увидали свет и завод великолепно работает. Поэтому Вы будете не чужой человек на заводе, а свой, т. е. секрет производства Вам знаком", и пр. Приглашает приезжать в Москву остановиться у него, пока не устроюсь. "Деньги Вы получите в день приезда авансом за несколько месяцев. Если же желаете, то деньги я пришлю с нарочным в Валдай. Жду Вас или ответа". Прямо что-то чудесное. Готов, подобно матушке Птицыной, утверждать, что "Боженька меня любит". Глубоко благодарен вечной силе, меня создавшей и не отказывающей в поддержке. Предложение осложняется еще тем, что Бажанов по моей просьбе справился по телефону у Сытина, получил ли он мое письмо. И Сытин ответил, что хотел бы повидать меня, чтобы переговорить. Стало быть и тут назревает шанс получить работу. Все это уже не соломинка для утопающего, а два бревна. Единственно, что заставляет колебаться - жаль расстаться с детьми. Привык к семье.
   Привык к Валдаю, к своей независимости, уединению и, м. б., к своей философской праздности. Тяжело будет провести лето в пыльной и душной Москве вместо того, чтобы наслаждаться в гамаке. Но и гамак, и парус, и милые прогулки с детьми в поле, все это разбивается об одно ужасное сознание - чем кормить детей. Если государство, отнявшее вверенное мной ему мое достояние (на "хранение" и "управление") обмануло меня и присвоило все сбережения 30-летней трудовой жизни - плод немалых лишений, - то что же делать? Приходится в 59 лет работать, как в 19 лет, ибо милые мои мне дороже жизни. Мне кажется, я должен несколько дней (вернее часов) подумать и решаться. Попробовать все-таки необходимо: тяжело будет - брошу, а, м. б., и не так уж будет тяжело. Если дело наладится, можно будет и семью перевезти с осени в Москву.
  

ЗА

  
   1) Обеспечить заработок 1 000 р., а в будущем, вероятно, и больше. Надежда просуществовать даже в том случае, если нам ничего не вернут из отобранного большевиками.
   2) Возможность литературного заработка у Сытина.
   3) Москва ближе к привозным источникам питания и там многое доступнее, чем здесь.
   4) Легче воспитывать детей.
   5) Можно будет устроить и Володю, и Яшу.
   6) Можно подыскать в окрестностях Москвы что-нибудь вроде царскосельского загородного домика - есть же там дачные местности, соединенные с Тверской заставой.
   7) Валдайскую дачу можно сдать за такую цену, которая хоть отчасти покрывала бы московскую квартиру.
   8) В Валдай летом можно будет приезжать раза два в месяц повидать детей.
   9) Вообще Москва - нечто активное и деловое, и это все же лучше, нежели сидеть у моря и ждать погоды.
  

ПРОТИВ

  
   1) Не вполне обеспеченный и скорее шаткий, но все же еще не безнадежный заработок здесь в 350 р.
   2) К нему нужно прибавить стоимость квартиры в Москве и разницу в продовольствии, к-рые отнимут от 1000 р. еще около 200-300. Стало быть разница со здешним заработком выйдет не 650 р., а всего лишь 350 р.
   3) Работы, вероятно, будет вдвое-втрое.
   4) Гигиенические условия совсем не те. Измена здоровью.
   5) Разлука с детьми.
   6) Опасность оставлять семью, где не будет ни одного мужчины.
   7) Крайней необходимости нет набирать на себя работы.
   8) У Сытина мог бы, вероятно, работать и в Валдае.
   9) Москва - чужой город, никого друзей и близких знакомых. Заболей я в своей меблирашке, тут и смерть мне.
   10) Ездить в Валдай при современных условиях будет крайне трудно, а мож. быть, очутишься и совсем отрезанным от семьи. В самый тяжелый час мы можем оказаться в рассеянии.
  
   Всего благоразумнее съездить в Москву на разведки и тогда уже решить - стоит ли переселиться туда одному или с семьей. В Валдае тоже становится несладко жить. Москва все же на 300 верст ближе к Украине и Волге, т. е. к хлебным бассейнам. Из Валдая очень многие выселяются, бегут, ибо дороговизна на все поднимается медленно, но крещендо.
   Что я должен искать лучшего заработка - это для меня бесспорно, как для крестьянина необходимость сеять, чтобы пожать. Оставаться в Валдае можно было бы в уверенности, что моя собственность будет возвращена государством и ее хватит на остаток дней. Но этой уверенности нет, - стало быть...
   7/20.VI. Отвратительная дождливая погода. Сегодня приехал Валентин142 из Москвы: говорит, что вот-вот разразится жел.-дор. забастовка, что надвигается восстание против большевиков и пр. и пр. Общее неудовольствие против них будто бы до того назрело, что в вагоне звука нельзя сказать в их защиту.
   Сегодня jacta alea est! {Жребий брошен! (лат.).} Послал заказное письмо Баженову с согласием на его предложение. Итак, новый и весьма значительный сдвиг в моей судьбе. Переезжаю, если Бог поможет, в Москву! Мож. б., давно бы нужно это сделать. Сначала на разведки, а потом - с Богом в новую жизнь. Что же, под

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 559 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа