ранства: на каждом шагу что-нибудь неведомое, опасное, иногда чудовищное. Первобытная грызня за существование. Люди-звери вместо людей-братьев. А еще так недавно и пустыня времен была культурно заселена племенем на тысячи, на десятки тысяч верст кругом. И завтра... через месяц, и через год вы могли быть уверены встретить по любому направлению, как в пространстве, - мирный, обеспеченный порядок, всюду благосклонный прием и, в пределах вашего кошелька, все виды счастья. Разве это не сама справедливость, когда человек оценивался именно его кошельком, т. е. суммою труда, им или его предками вложенного в общество. Неужели справедливее теперешний порядок, когда сильный без разговоров раздевает слабого, снимает с него всю собственность, как охотник шкурку с пушного зверя?
В старом порядке кроме кошелька, в виде небесного корректива к нему, было еще Христово имя, оценивавшее человека не содержанием кошелька, а пустотой его. "Кто голоден, кто жаждет, кто в темнице, кто в больнице, тот и есть ближний, и ради имени Христова я обязан раздеть себя". Не ближнего, а себя в пользу ближнего. И этот великий корректив все же действовал, боролся с одичанием сердца.
Я не знаю, долго ли мы останемся в новом строе, т. е. в расстройстве древнего, органического порядка. "Товарищи" разрушают единственный благодетельный вид социализма - социализм-аристократизм, заменяя тончайшее органическое строение общества мертвым механическим. И организм-машина, но вся сотканная из парадоксов: из воды, белка, масла, чуть-чуть угля, фосфора, железа, натрия, кислорода и электричества. Что-то невероятное, но оно-то и есть действительность. Мы не знаем, что такое вода, белок, жир, уголь, фосфор и т. д. Может быть это не плоть, а дух или отдельные духи, т. е. боги. Общество живое подобно живому телу - должно слагаться игрою живых стихий, а не по топорному плану каких-то недалеких фантазеров. Социализм развивался правильно, пока во главе его были социал-аристократы, т. е. прирожденные капиталисты, организаторы трудового общества. Социализм гибнет теперь, когда органами смерти овладели социал-демократы, дилетанты социализма, неудачники - как все дилетанты. Как неудачники?!! - вскричат сто тысяч горланов, - это ли не удача, что мы захватили власть в величайшей империи мира? И такую власть, что никто пикнуть не смеет? Такую власть, что вы сами, г. писака, трепещете, доверяя свои мысли интимному дневнику? - Да, отвечу я сотне тысяч насильников: именно это и то обстоятельство, что "никто пикнуть не смеет", и составляет ваше банкротство. Ведь и при Павле I, и при Аракчееве, и при Бироне, при Иване Грозном, никто пикнуть не смел. Ужели же те эпохи можно назвать удачными? Сокровище народное - свободу, нажитую долгими веками, расхитить не трудно, как миллион, брошенный на дороге, но разве это "удача" в приличном смысле слова? "Подождите, мы введем идеальный порядок, когда не будет ни богатых, ни бедных, ни счастливых, ни несчастных". Не знаю, будет ли это вообще и будет ли лучше прежнего, но главное: докуда же ждать? Второй год революции и сплошное разрушение, грабеж, дележ, кутеж, похабная сдача победителю и насилование слабых сильными. Впереди ужасы тридцатилетней войны, голодная смерть, людоедство... Если не выручит какое-нибудь чудо... Боже Отец небесный! Пошли это чудо! Избави нас от глада, губительства, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани.
27.III-9/IV. Утро. Немцы, по-видимому, прорываются на Амьен с целью отколоть от Франции то, что им нужно, а именно - берег Pas de Calais до Гавра или до Диеппа. Высадили корпус в Гангэ и идут к Гельсингфорсу укрощать финляндскую революцию. Забрали Полтаву и Екатеринослав, приближаются к Харькову и Курску. Выбивают англичан из Палестины. По всем направлениям немцы работают, заканчивая вновь вылепленную великую Германию. Изнемогают от усталости, но все еще богатырски работают. С восточными дураками так сладились: "Вы пока нишкните, валяйтесь в кровавой грязи, зализывайте свои раны, наслаждайтесь похабным миром, дойдет и до вас очередь". Японцы и англичане высадились во Владивостоке, пока будто бы с полицейскими целями. Америка через год после объявления войны все еще занимается гомеопатией военной: задор большой, а шкуры жалко. Пишу - а в окно глядит солнечное весеннее небо, ласковое и тихое, лицо Отца небесного. Что же ты не защитишь? Вчера в газете прочел из речи Зиновьева (Апфельбаум?), что они, наша власть, продолжают быть "беспощадными" к буржуазии и свой "трижды священный штык не выпустят из рук". Он трижды священный потому, что мы беззащитны. Против немцев тот же ваш штык оказался трижды похабным, не так ли?
28 3/4, 6 утра. Водоноска наша уже побирается по деревням: обошла 20 верст и собрала 10 ф. кусочков. Сапожник купил пуд муки за 100 р. Птицына уверяла, что мешок 41/2 пуда продается за 500 р. Рассказывала (латышка) случай: солдаты отняли мешок муки у бабы. Она вернулась домой и сунула двух ребятишек в затопленную печь. Когда они обгорели, выкинула на улицу: делайте со мной, что хотите. Лучше самой их убить, чем видеть голодную смерть. Итак, голодная смерть уже здесь, она висит в этом бледном небе. Не сказка, не миф. Вчера у детей голова болела от засорения желудка: хлеб ужасный, с мякиной. Пришлось Лекушку уложить в постель, сделать клистир и пр. Глухое, слепое, немое время, израненное, хромое, безумное, голодное. Но какая-то сила жизни побуждает к спокойствию, к ожиданию конца операции. Близкого, потому, что не у нас одних, в народных массах просится вопрос: да стоит ли того старая независимость, мнимый суверенитет народный, чтобы защищать его ценой погибели? Если он привел к ней, он - ложь. Истина - в царстве Божием, в царстве братства. Обманула нас буржуазная свобода. Обмануло социалистическое равенство. Спрашивается, как осуществить братство, чтобы оно не было обманом? Придется взять что-то от свободы и что-то от равенства.
29, 1/2, 8 утра. Вчера у Подчищаловых вечером, бесконечные, тягучие разговоры об оладьях, о том, что будет, если к ржаной муке примешать овсяной, да немного гороховой, да можно ли смолоть овес на тройной мельнице, о рисовых котлетах на постном масле и проч. и проч. Душа ушла, утроба осталась и живет она одна.
Сегодня немцы должны быть в Гельсингфорсе. Французы высаживаются на Мурманск. Англичане и японцы - во Владивостоке. Турки в Карской области. Австро-германцы уже забрали всю Малороссию. Румыния - Бессарабию. Немцы - всю Польшу и Прибалтийский край... Разрушили империю Петра Великого и предоставили развалины народа самим себе. Резня в Бухаре, ужасающий голод в Туркестане, разобрана и истреблена среднеазиатская дорога... Вот что устроила нам главным образом милая Англия, втянувшая славянского дурака в мировую свалку. Чрезвычайно странно было бы при таком грандиозном крушении не погибнуть и моей семье, но в окно бьет небесный свет, солнце золотит деревья и крыши соседних домов и в сердце забирается надежда, чисто детская: есть Кто-то, бодрствующий над тобой, посылающий пути и выходы - пользуйся же ими! Только не противься! Довольно трудно провести гибнущих сквозь продолжительную и страшную катастрофу, в особенности если ты не воспользовался первым, самым счастливым выходом, а именно: еще в 1913 году обратить свои средства в доллары и фунты. Противился здравому смыслу и попал в отчаянное положение...
5 ч. дня. Солнце, весна, жаворонки, грязные вечно милые потоки по улицам. Ходил к Бодаревским - они уже выселились на новую квартиру.
Мысль: если у меня был миллион, то потерял я не миллион, а лишь нужную для меня часть этого миллиона, т. е. 150 тыс. рубл. Остальные 850 тыс. были излишними, и я их не потерял, ибо в сущности (т. е. не пользуясь ими) не имел. Что касается 150 тысяч, возможно, что я не потерял их, если из моего состояния останется около этой суммы или я заработаю, чего не достает. Поэтому отчаиваться было бы глупо. Вторая мысль: уже год, как я вполне свободен от обязательной работы. Что если бы, поверив в Отца Небесного, оберегающего мою жизнь, я жил бы этот год без всяких страхов и тревог? Этот год мог бы назваться счастливейшим в моей жизни, ибо я был вполне господин своего времени (но не места). Не сделаю ли я и в будущем ошибки, терзаясь страхами за будущее? Все пройдет - и жизнь, наполненная радостью, и жизнь, наполненная печалью. Не лучше ли первая, нежели вторая? Не от себя ли зависит - следуя примеру птиц небесных - переживать каждый момент восторженно и благодарно перед Творцом, давшим жизнь? Если этот Творец - Мир, видимый и ощутимый, мои чувства к нему не менее благоговейны, чем если бы я стал разыскивать еще невидимого Бога. Изумительное ослепление: Бог перед глазами, и они еще кого-то ищут!
Как правы, гениально правы были отдаленные предки наши, молившиеся небу и земле и звездам и всем стихиям. Они реально чувствовали присутствие Божие - и не ошибались. А мы, культурные, слишком хитры и лукавы. Не зная мира и не понимая, мы ищем что-то еще более понятное - я творим идола невидимого, будто бы более божественного, чем видимое безмерно великое и могучее Все!
Смотрел на милое личико Гришутки, который в порыве жизнерадостности гримасничал. Олечка находит, что черты дедушки Поль73 у Гриши начинают заменяться понемногу моими. Думал: чудо вечное - другой человек передо мною. Это действительно я, не подобие мое, а действительное мое я. Ведь подобие и есть тождество, если отбросить не существенное и держаться существенного. Все круги, какие есть на свете, в сущности один круг, а все прямые линии в сущности одна линия. Стало быть все люди - мое я. Вот основание бесконечной любви к ним, прощения им, служения им, нежности и ласки... Род человеческий - вот мое истинное я. Все его печали - мои печали, все его радости - мои радости. Какая истина - любовь, какое извращение правды - злоба! То, что злобу мы питаем только к людям - в высшей степени знаменательно. Это злоба к самому себе, отрицание своего я, только какое-то страдальческое. Зачем оно, когда возможно и нужно отрицание своего я радостное и блаженное. Я думаю, период злобы в человечестве проходит: в нем последние муки рождения новой души нашей, зачатой во времена Будды, Зороастра, Христа.
31.III. Вчера зашел к Ильтоновым - старик П. вернулся, его комбинация рухнула, большевики в последний момент испугались заведения армии старого типа (т. е. с дисциплиной и чинами). Несчастный мой Яша опять теряет даже надежду найти место. А мож. б., он уже давно на месте, но не пишет мне ни строчки. Как будто скрывается, прячется, и даже Л. И.74 пишет крайне глухо - "был", а что с ним - ни гу-гу. Ну, что же мне делать! Знаю, что крайне трудно, но и тут трудно. Ехал бы сюда, имел бы "кушетку" и стол, какой ни на есть.
Оглядываясь назад, всегда вижу, что предчувствовал верно, видал издалека, соображал отчетливо, но только мешкал в последнем решении, чисто практическом и эгоистическом. Не хочется себя терзать бесплодным раскаянием, тем более, что личные мои ошибки до того связаны с мировою и общенародною катастрофой, что по справедливости и моя оплошность заслуживает снисхождения.
Сейчас серое утро, а последние два дня солнечные, почти жаркие, снег быстро тает, и в городе, и за городом гремят ручьи.
Глубокое проникновение мыслью, что все относительно: все - бедность и все - богатство, все - счастье и все - несчастье, смотря по тому, как отнестись: с довольством или недовольством к этому. Вся мудрость в том, чтобы не преувеличивать зла, а всемерно преуменьшить его, не давая злу доступа в свое святое-святых, где душа покоится в Боге и в блаженном согласии с Его волей. Больно, холодно, обидно - ну да, приходится пережить это, и нужно превратить возможно быстрее эти состояния или в обратные - в здоровье, тепло, любовь, или в безразличные - в привычку, в забвение, в глубокое презрение, при котором "все равно".
Вчера на улице подошел ко мне высокого роста старик в шведской куртке и спросил, я ли владелец этой дачи и переезжает ли ко мне Приют беженцев. Оказывается, какой-то полковник Соболев ликвидирует свое управление и уезжает в Киев. Мой поклонник и проч. Старик, пенсии нет, средств никаких, жена и трое детей. И не теряет духа, смотрит бодро на жизнь, собирается работать... Да и вообще, разве не все теперь несчастны? Разве не большинство несчастнее меня? Несчастнее уже тем, что у них нет и тех обломков от кораблекрушения, за которые цепляемся мы. У меня все-таки есть немного и физического и нравственного здоровья, немножко мудрости, оценивающей истинное благо и мнимое, немножко способности рассуждать прежде чем отчаиваться. Глубокая благодарность Богу за мое сравнительное бесстрастие. Свободу от физических пороков, свободу от привязанностей к вещам и к богатству. Как показывает опыт этого года, я не только не повесился и не отравился, потеряв миллионное состояние (бедный Вячесл. Гайдебуров75 отравился, проиграв 15 тыс.!), но и чувствую себя пока почти спокойно. Временами охватывает раскаяние - почему не сделал того-то, но лишь редкими моментами. Какой-то благородный во мне дух ведет всю свору остальных душ довольно твердою рукою, не давая им разбредаться и производить бесчинства. Этому благородному духу - мож. быть, унаследованному от прабабки Дарьи, прожившей 115 лет, - вручаю свою судьбу. Веди дальше и властвуй. Оставайся выше какофонии обстоятельств и храни в сердце божественную музыку, к-рую ты слышишь. Разве ты не слышишь пенье ангелов? На остальное не трать внимания.
1/14 Апреля. 1918. Дожил до апреля! Часть голодного периода, хотя не самая острая, пережита. Благодарность живому Богу! Мне кажется, что медленно, но верно в меня возвращается вера, детская вера в Бога, но просветленная всем сознанием жизни. Что я давно верующий (и м. б., всю жизнь был им) мне доказала перечитанная мной с удовольствием своя же статья 1912 г. "Что такое сатанизм?". И даже в дневнике от 1880 г. нашел мысли, которые признаю своими и теперешними по зрелости мыслями. Чего не бывает на свете: может быть, в отдаленном будущем найдется праздный человек, к-рый заинтересуется нашей эпохой и в грудах печатного мусора где-нибудь в Британском музее найдет мои статьи. Прочтет их, соберет из них ценное и еще раз даст мне имя и жизнь. У каждого народа судьба Израиля, сначала избранного, выведенного из Египта, затем долго блуждавшего, вытеснившего падшие народы из Ханаана и затем попавшего под власть римлян. У каждого народа перед падением были свои пророки. Я один из русских пророков - на манер Иеремии, предсказавшего гибель Иудеи и дождавшегося своих предсказаний. Многие мои предчувствия исполнились с поразительной точностью (даже год войны - 1914 - был предсказан в августе 1912 г.).
2/15.IV. В Москве большевики подавили вооруженное восстание анархистов, взяли в плен 600 человек, пулеметы, броневики, винтовки и пр. Событие важное: а) начало вооруженной борьбы между крайними партиями, б) более умеренная - одолевает, в) при дальнейшем расслоении она должна будет невольно опираться на правую половину общества, т. е. понемногу возвращаться к старой государственности, основанной на гражданском праве. Большевизм и буржуазия имеют общим коэффициентом не одну букву Б, но и ту внутреннюю силу, которая называется сознанием блага общего, в то время как анархисты, в качестве крайних индивидуалистов, совсем уже оторванные атомы и знать не хотят никакого общества. Последнее однако существует и дает им отпор наиболее острым своим углом ближайшим к их башке.
За анархистами-индивидуалистами очередь коммунаров, а затем в самом большевизме неизбежна перестройка по общему типу власти и возвращение к здравому смыслу природы, т. е. к признанию ее права на самоопределение. Поймут наконец, что социальный вопрос не новость, что он всегда решался и уже разрешен, в том смысле, что дележ имущества уже делался и делается единственным приемлемым для грешных людей способом - путем свободного соревнования и уважения к праву. Право есть признание приза, достигнутого при соблюдении договорных условий. Люди - бесчисленные пружинки разной упругости и величины. Пусть каждая сжимается и разжимается сколько может, и в сумме получается т. н. буржуазный строй. Социалисты же хотят всем пружинам приписать одну упругость и связать энергию общим барьером.
Большевикам тем более необходимо искать поддержки в буржуазном строе, что 1) последний оказался естественнее, проще, прочнее и сильнее книжной фантазии, сложившейся в подполье, 2) и врагов у большевизма оказалось больше, чем они рассчитывали. Кроме дряхлого Николая II, считать приходится Вильгельма II, что "много хужее", как говорят "товарищи". Вильгельм уже в Нарве и Выборге. Фердинанд в Харькове и под Курском, японцы во Владивостоке, китайцы в Благовещенске и т. д. Друзья и союзники ненавидят большевизм не меньше врагов, англичане и французы - на Мурмане, румыны отнимают Бессарабию, Кавказ отломился, в Туркестане невообразимый голод и резня. Как ни слабы буржуазные силы, однако даже разбитые Семеновы76, Дутовы77, Корниловы78, донские казаки (2-й округ) все еще не сдаются. По всей России маленькие восстания против советской власти, и даже кругом нас торопецкие, крестецкие, новоржевские, боровичские, демянские и пр. "беспорядки". Отобрали землю у помещиков, но ее оказалось не так много, а главное - она оказалась, к удивлению мужика, тем, что она есть - землей, а вовсе не хлебом и не готовыми деньгами. С землей еще нужно повозиться, поломать спину, к прежнему труду прибавить двойной и тройной, чтобы нажить что-нибудь. А мужики мечтали о готовеньком. То же и заводы. Отобрали заводы, остановили главный их двигатель - капитал. К изумлению рабочих, заводы оказались именно тем, что они есть - заводами, а вовсе не заработной платой и не складом готовых товаров.
Около безмолвного, остановившегося завода приходится изрядно почесать затылок. Нужно опять ломать горбы, вставать по гудку, выходить на работу, а главное - где взять топлива, чтобы растопить топки? Где взять материала для обработки? Где взять сведущего и заинтересованного хозяина, к-рый ночей не спал бы, а все обдумывал бы, как изловчиться и где достать все необходимое, включая деньги для субботней раздачи рабочим. Фью-фью! Денег-то и нет. Стоят дураки перед холодным, глухонемым заводом, неподвижным как труп. Что в нем толку? Начинают прозревать, что они его зарезали - и он застыл. Ах, чтоб тебя! Стоят часами, днями, неделями и чувствуют спазмы голода, расходуя единственный жалкий капитал, унаследованный от запасливых предков - матерщину. Этим богаты, но только этим... Большевизму одно спасение - возвращаться со сконфуженной физиономией, к старому порядку, убедившись, что вина последнего не в том, что он был старый порядок, а в том, что он был старый беспорядок. Будь он порядком, он был бы вечно юным, как все упорядоченное и законченное.
Поучились бы у природы. Свои изношенные формы она не вычеркивает из жизни, а только обновляет, т. е. повторяет в первоначальных заданиях. Наши же пошехонцы хотели бы так: сломался паровоз - к черту железные дороги! Сломался аэроплан - к черту воздухоплавание! Испортилась динамо-машина - к черту электричество и т. д. А главное, если голова ближнего не в порядке - долой голову ближнего! Право, при всем скромном мнении о своих умственных силах, приходится краснеть за свою принадлежность к подобной человеческой породе. Если бы животные могли прознать, что совершается в сословии людей, они захохотали бы, как олимпийские боги.
Немцы взяли Армантьер. Англия, по-видимому, в панике. Ллойду Джорджу79 приходится спешно вопить о помощи у колоний, объявлять набор в самой Англии, клянчить у Америки. Но стало быть через 3 3/4 года война Англии не в силах была развить те средства сопротивления, которыми угрожала. Стало быть, "3-х миллионная" и даже "4-х миллионная армия" ее - пуф.
Стало быть, вся эта проклятая война была задумана Англией в расчете использовать русское пушечное мясо. Как верно сострил Витте80 в начале войны, "Англия будет сражаться до последней капли русской крови". Россию та же глупая Англия обессиливала, сколько могла, вытягивала кровь ее турецкими и японскими штыками, Россию Англия не изучила, не вооружила, не укрепила, а только и сумела, что толкнуть варвара на верную смерть. Он повержен, несчастный Скиф, - и подлый англичанин бледнеет теперь, оставшись один на один с жестоким тевтоном. Великая раса, что и говорить, но сколько подлости и даже глупости у их руководителей. До чего прав я был в своей ссоре с корресп. "Times" в 1915 г. и в записке, к-рую хотел напечатать в "Times". Не напечатали бы, скоты. Они - французы и англичане - спекулировали на гибели России, - мож. б., придется пожалеть мне об этом. Лучше бы, господа хорошие, не драться вовсе, лучше бы не задирать немцев и дать им в разделе земного шара справедливый пай. Я писал об этом в 1912 г. и писал бы несравненно громче, если бы дурак М. Суворин81 не висел у меня на руках и ногах, отстаивая - о идиот! - роль России, как защитницы славянства, обязанной будто бы бороться с немцами... О, идиот! Что-то он чувствует теперь, сидя на огороде в Туапсе? Рад, небось, если еще есть краюха хлеба, да чашка щей.
Читаю Евангелие: "Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас". Христу самому было не под силу любить фарисеев и он проклинал их. Лицемерие - подделка под добродетель - нестерпимее всякого греха. Проклинал Христос и книжников, не любил богатых, не любил даже собственной семьи. Запретил кого-либо на земле называть отцом своим, повелел бросить отца и мать, братьев и сестер, дабы идти с проповедью... чего? Чего-то весьма неопределенного. С проповедью нищеты и праздности, веры в то, что Отец небесный дает насущный хлеб, хотя бы не сеять его, не жать. Напрасно думают, что благовестив Евангелия - в учении любви к ближним. Учение любви - деталь, взятая из Ветхого Завета или у ессеев, как нищета - у евионитов82. Суть же благовестил - близкое наступление нового царства - царства Божия, для которого желающие вступить в него должны очиститься, сделаться праведными. Суть - в физическом истреблении нечестивых, как было в дни Ноя, причем предполагалось утопить их в океане огня, а праведных слить с ангелами в царстве Божием!
3 (16) IV, 4 ч. ночи. Две мысли, чтобы не забыть: 1) Для счастья нужно любить врагов своих не потому, что их стоит любить, а потому, что не стоит не любить. Любить нужно со всеми их недостатками, хотя бы абсолютно неисправимыми. Врагов нужно любить, как собак любят: существа другой природы с противными свойствами - однако, как иногда к ним привязываются. 2) Надо всегда помнить, что несчастье производит не та злоба, к-рую к нам чувствуют, а та, которую мы чувствуем. Первая нами не ощутима, стало быть, ее нет. Вторая ощутима и только она заставляет страдать. Ее нужно выбрасывать из себя как случайно проглоченный яд. Секрет праведности - не чувствовать зла: только при этом условии возможна и любовь к врагам. Но чтобы не чувствовать зла, нужно тренировать себя на том, чтобы соскальзывать с каждого момента недоброго чувства в доброе, как соскальзывает маховое колесо с мертвой точки. Я заметил на своих занятиях с детьми. До чувства бешенства доводит тупое невнимание к самым иногда ясным вещам, но стоит соскользнуть с этого момента бешенства, вглядеться пристально в природу, т. е. в милое личико той же Лёки (она особенно умеет возмущать полнейшей резиньяцией ко всему, если ей не хочется заниматься), - как тотчас (мгновенно) остываешь, находишь другую, не мертвую, а живую точку зрения, с которой ясно видишь правду вещей, как она есть. А правда такова: ребенок есть ребенок, и этим уже все сказано. Ребенок еще не доразвился до понимания, до охоты понимать, до желания понимать. Ребенок необыкновенно мил именно тем, что тебя бесит. Ergo, беситься нечего и в самом деле - вспыхивает обратное чувство - нежности и ласки. Соскальзываешь со своей, ошибочной точки зрения на его уровень, истинный (ибо он - факт). То же рассуждение применимо при столкновении со взрослыми людьми. Они, допустим, злы, коварны, глупы, развратны и т. д. Чуть возникает чувство возмущения этим, спеши вглядеться в них пристально, и будто ты никогда их еще не видел. И ты увидишь, что это люди в худшем случае то, что ты видишь, т. е. злые, коварные, глупые, развратные. Но стало быть это их природа, и что же тут возмущаться? Смешно было бы возмущаться собакой за то, что она покрыта шерстью, бегает на четырех ногах, лает и т. д. Смешно негодовать на паука, или змею за их наружность или внутренность. Можно (и должно) остеречься, увидав яму или змеиное жало, но смешно сердиться на яму, на змеиное жало, на язык злого человека или на его характер. Злое чувство есть протест против Творца, и наказание за этот грех - в несчастии чувствовать это злое чувство. Когда-то мечтой моей была высшая праведность. Позже и мудрость. Бог, объемлющий меня и проникающий до глубины жизни, перестрой меня, переработай, дай силы быть искренно и естественно добрым. Делаю некоторые успехи в этом.
Немцы довели коллекцию трофеев со дня наступления до 112 000 человек пленных и 1500 орудий. Похоже на разгром и начинающийся прорыв к Амьену и Диеппу. Немцам есть расчет теперь бросить все на карту, чтобы закончить войну раньше прибытия американской армии. Англо-французы это чувствуют и, вероятно, стягивают все, что могут, чтобы остановить напор немцев. Сумеют ли? Если сумеют, немцы опять впадут на целый год в каталепсию для обновления сил, и тогда, чего доброго, они проиграют. Если же немцы разгромят англичан, то возможно, что французы побегут в панике, как наша армия, и поднимется народный бунт, то "накаливание от удара" и взрыв, о к-ром я писал уже.
Тогда к Илье-пророку "Брестский мир", м. б. заключенный во французском Бресте. Как прорвавшееся извержение вулкана, немцы, может быть, двинутся на окончательное завоевание разбитых стран - по примеру отдаленных предков. Души вестготов, бургундов, лангобардов, франков снова повлекут их к власти над ослабевшими соседями для оплодотворения их мужским началом - мужеством (ибо общая причина слабости и упадка народов - женственность, преобладание женских душ, трусость - социальная и нравственная).
Почти неизбежно нашествие этим же летом немцев и на Валдай, так что едва ли стоит загадывать о будущих жильцах, и о городской работе у инженеров и т. п. Добравшись до Малороссийского хлеба, немцы, чего доброго, доберутся и до Сибирского. Погибнем мы или, нет? Отец небесный, скажи!
Вечер. Сегодня открытка от Гани-дворничихи: дом возвращается обратно, обе квартиры наши сданы, приходили снимать покос. Не первоапрельская ли это шутка? Большая радость: все же хоть маленький доход. Был у Цауна: обещал и сам расплатиться, и сказал, что в Инженерном Управлении решили свободного помещения нашей дачи не уступать никому. И здесь, стало быть, маленькая поддержка. Намеки на возможность получить какое-нибудь место - или в управлении, или у Ильтонова, к-рому поручается формирование Красной армии. Немножко как будто отлегло от сердца. И даже в хлебном отношении какой-то просвет. Есть надежда не помереть с голоду - если, конечно, будут деньги. Возвращаясь от Цауна - великолепный солнечный день - благодарил Создателя, глядя на солнце, и еще раз ощущал - как все чаще и чаще приливы глубокой уверенности в то, что Промысл есть, что живой Бог, создавший нас, печется о нас - сколько в нас остается чистоты и праведности, физической и душевной.
4/17.IV.1918. День ангела отца. Да пошлет Господь душе его покой, блаженство, радость, которых не доставало ему при жизни. В честь отца записываю мысль, края преследовала вчера:
1) Главное несчастье жизни озлобленность, вызываемая ближними, тот огонь адский, к-рый они воспламеняют в нас вольно или невольно.
2) Помните, что он воспламеняется в нас ими большею частью невольно, иногда даже рукою дружественной, рукой невинного ребенка.
3) Помните, что этот огонь адский воспламеняется и горит, благодаря не столько поджогу, сколько горючести, т. е. свойствам нашей души.
4) От нас меньше зависит поджог, чем горючесть, но нужно ослаблять и то, и другое. Как?
5) Упражнением в созерцании душ, постепенною привычкою закрывать свои глаза на все в них дурное и открывать глаза с пристальным вниманием ко всему хорошему.
6) Мне давно известен хорошо действующий рецепт против несчастной влюбленности: закрой глаза на все хорошие качества любимого человека ж внимательно сосредоточься на дурных. Гипноз очарования постепенно будет проходить. Потерявшая равновесие душа вновь найдет его.
7) Обратный рецепт следует применить в отношении всех остальных ближних. Тут мы обыкновенно теряем равновесие влево, т. е. видим преимущественно дурное и этим дурным заслоняем для зрения хорошее. Поэтому:
8) Каждый день с утра до вечера практикуйся в величайшем из искусств - приводить себя в очарование всем, что есть в мире хорошего, в особенности в очарование хорошими качествами ближних.
9) Только этим способом можно поднять в себе и в людях основной фонд счастья - "в человецех благоволение" и мир на земле.
10) Но это будет обман, нас возвышающий, скажете вы. Нет, это будет истина, нас спасающая. На человека гляди, как на кучу сора, где вместе с пылью и грязью затеряны драгоценные жемчужины. Будь равнодушен к пыли и мусору и ищи жемчужины. Они-то и есть содержание кучи, которым определяется истинная для тебя ценность человека.
Если бы мои бедные и несчастные родители знали эти ясные для меня истины и с детства практиковались в них, они были бы глубоко счастливыми людьми даже в нищенской обстановке. Не было бы никаких ссор. Против огня геенского - злобы - они были бы защищены, как неопалимая купина, благодатью Божией, к-рая называется любовью, искренней расположенностью к людям и Богу. Еще мысль, посвящаемая родному праху:
11) Зачем нужно "любить Бога всем сердцем своим, всею крепостью своею, всем помышлением своим"? Затем, что Бог есть окружающий и проникающий нас мир, к-рый имеет открытую нам наружность и скрытую внутренность, таинственную, живую, волшебную. Равнодушие к Богу-миру есть окружение себя холодной смертью.
Любовь к Богу-миру есть окружение себя блаженством. Как великий музыкант нащупывает в клавишах рояля восхитительные звуки и оттенки звуков, мелодии и аккорды, так влюбленная в мир душа извлекает из него столько нежности и восхищения, сколько вместить может. Вот оно, "Царство Божие, которое внутри нас": оно - вне нас, если мы сумеем перевести его внутрь нас. Весь вопрос счастья - коллекционировать хорошее, что есть в мире, в душе своей и избегать дурного.
5/18 IV, 3/4 6-го утра. На бледно-синем небе розовые, освещенные солнцем тополя в окне. Привет тебе, солнце мира, Отец мой!
Предыдущая мысль (о любви к Богу) была бы недокончена, если бы не прибавить, страстная любовь к Богу есть в то же время истинная любовь к себе, ибо ты и Отец - одно, ты - та часть Бога-мира, через которую он живет в тебе и действует, твое спасение (осанна), твой промысл. А так как всякий ближний твой воистину есть ты сам (tat twam asi {Это ты сам (санскр.).}), то отсюда ясно неразрывное сплетение и этой троицы: Бог - я - ближний мой. Соединенные любовью эти три точки единой сущности дают истинное бытие, т. е. благородную драму существования. Одиночество не жизнь, жизнь - повторение себя в пространстве и времени, в божестве и ближнем, это повторение без любви дает боль и смерть, с любовью - блаженство и вечное бытие. Помоги мне, Отец, оставаться на высоте этого, как я думаю, небесного понимания!
Наш милый петушок поет тонким голосом на дворе. Его хорошенькие жены (к сожалению, их осталось две или три) несутся вызывая умиление у всех нас. Несется собственно он (они через его посредство), но о нем никто не вспомнит. Нужды нет: он весело поет навстречу солнцу, ибо знает, что делает. <Нрзб.> Так и мыслитель: он может оставаться в тени, но жизнь, созревшая в его мысли до истины пробьется и оплодотворит умы.
Проснулся с сознанием того, что я плохо сделал, приехав в Валдай, совершенно закупорившись от горожан. Пришлось все-таки откупориться для некоторых, но, мож. б., не для лучших, причем кроме большой любезности, почтительности, готовности служить я ничего не встретил. Наперекор обычаю первые сделали мне визиты - сосед Вахрушев, предводитель дворянства Завалишин, председатель земского управления Дубинин, член земельной устроительной комиссии Гримм, заведующая детской колонией m-me Вагер, Птицыны, Подчищаловы и пр. Следовало, не навязываясь, познакомиться со всем городом на основании 1-го правила мудрости и знать окружающую обстановку. Без этого невозможно 2-е правило мудрости - извлекать из дурного хорошее - и для себя и для ближних. Прошлой осенью ко мне обращались купец Якунин, Оранжереев (городская голова), Бартошевич (инженер), с просьбой помочь им наладить местный листок "Валдайская жизнь". Я долго отказывался и дал лишь одну заметку (о Сухомлинове83) как раз накануне реквизиции газеты и отобрания типографии "товарищами". Если бы я пришел вовремя на помощь и сказал бы "Господа, вы не журналисты. Позвольте мне взять ваш труд на себя", - может быть, мне удалось бы охранить газетку от ошибок, ее погубивших, от сплетен и инсинуаций, озлобивших Нагорского и еще кое-кого. Газетка совершенно чистая, безобидная, казалась бы для многих пресной, но лучше чистая пресная вода, чем загаженная водостоками. Такая газетка одной перепечаткой всего существенного из столичных, крайне дорогих и недоступных изданий могла бы оправдать себя, сверх того я имел бы маленькую аудиторию, маленький огород для посева моих мыслей. Теперь я ищу труда, т. е. готов быть простым писцом в инженерных управлениях за 300 р. в месяц, но, мож. быть, мне платили бы те же 300 р. за ведение газеты, не требуя никаких расходов. Не предложить ли эту мысль новому городскому кооперативу? Вчера у нас битых четыре часа сидел молодой Ильтонов (поручик-авиатор с двумя контузиями), приклеивал резиновые подошвы к детским сапогам. Другой офицер - Цейховский - лично занес газету "Новый Век", к-рую получает его дядя Косаговский, бывший вице-губернатор: доставляет нам ежедневно. Ильтонов сам по себе в санках привез несколько пудов хлеба от Митрофановых. Решительно все вокруг - В. В. Подчищалов и его родные, Якутины, Митрофановы, Бодаревская, фон Францы, Хаджиметов и др. все чрезвычайно предупредительны к нам и любезны, как это было до войны со стороны очень многих наших знакомых, не пользовавшихся от нас абсолютно ничем. Ясно, что люди лучше, чем принято думать, и надо пользоваться этим хорошим, не парализуя его своим равнодушием или отчуждением. "Остерегайтесь людей", - говорил Христос (раньше Гамлета), но это относилось к заведомо дурным людям, точнее к дурным отношениям человеческим.
6 (19).IV, 6 утра. Во сне видел, будто получил какое-то место в гавани - смотреть, чтобы не ездила публика с огнем, что-то в этом роде. Стало быть, робкая душа моя серьезно озабочена о том, как пропитать себя и семью в недалеком будущем. А Бог? - воскликнул бы простой верующий. Если бы дойти до слепой веры в зрячий промысл Божий, до веры ребенка, твердо знающего, что грудь матери тут где-то около рта - можно бы быть спокойным. Однако и ребенок неспокоен. В него вложена забота, способность поворачивать головенку вправо-влево и кричать. Новорожденный ребенок уже сердится, сопит, кряхтит, требует, понукает своего Бога. Ты не новорожденный, и можешь быть спокойнее: мать здесь и во всяком случае недалеко. Бог - народившая тебя мировая среда - здесь и никуда уйти не может. Ты уже рожден приспособленным к бытию. Тебе кажется, что ты тонешь в разбушевавшемся океане. Но в тебе есть определенный удельный вес, плавучесть - и сообразно им ты едва ли опустишься на дно. Ну, а если опустишься, стало быть подошел блаженный во многих отношениях миг небытия.
Немцы уже в Биоркэ {Ныне г. Приморск (Прим. Публ.).}, в нескольких часах от Пб. Недаром болело мое сердце еще в те годы, когда я кадетом плавал и высаживался в Биоркэ. "Березовые острова" Петра Великого. Поэма возрождения России, заря нашего исторического величия "На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн". Если б не пьяница был и не развратник, то великие думы не пошли бы теперь прахом. Прожил бы еще 25 лет, успел бы доработать все, что начал и задумал, успел бы оставить национальную династию - не от потаскушки-пьяницы, какой-то латышки, что бросило Россию в тяжкие переживания двух веков. В 1/2 столетия мы могли бы догнать и опередить во многом Европу - и обязаны были это сделать, если бы Великий Петр не был Петром маленьким. Не уберечь себя на такой высоте! Это было пророчество для России теперь сбывающееся...
Немцы буравят англо-французский фронт, пробивают тоннель в гранитной толще живым человеч. мясом. Самое естественное - опять каталепсия на 3/4 года, опять поиски наименьшего сопротивления на Востоке, т. е. дальнейшее занятие России. Прежде войны - войны армий - можно было окончить, как поединок, при первой крови. Теперь война народов - как борьба двух разбойников, вовсе не рыцарей, требует последней крови: т. е. общей смерти.
7/20 апреля, 6 ч. утра. Опять солнечное утро, к-рое начинаю благодарностью за счастье видеть его. Мысль, с к-рой проснулся: война - это нейтрализация национальностей, проникновение их друг в друга и окончательное погашение. До тех пор, пока сода, кислота, негашеная известь, вода и пр. будут фабриковаться природой, они при столкновении будут шипеть, бурлить, нагреваться до взрыва и т. п. Настал момент окончательного (благодаря пробившимся путям) смешения и налицо - мировая война. В нашу сторону, как слабой соды, процесс почти закончился. На западе еще нет, но могущество путей сообщения (до "Колоссальных" пушек, обстреливающих Париж, включительно) делает войну неизбежной до конца. Смотреть на пушки, пулеметы, подводные лодки, удушливые газы как на пути сообщения - мысль оригинальная, я нигде ее не встречал, но ведь действительно это пути прикосновения друг к другу, такие же и, м. б., более действительные, чем международный обмен.
Поцелуй и пощечина одинаково пути сообщения, и вторая соединяет часто крепче, чем первый, хотя бы не радостью, а общим страданием. Неизвестно, какими выйдут народы после взаимной обработки друг друга войною. По логике великих войн за последними следует долгий мир. М. б., мы накануне вечного мира и тогда все жертвы можно простить и примириться с ними. Ужас истребления во всяком случае так велик, что мировая война дает могучий толчок желанию вечного мира, т. е. изобретению средств к нему. После 500-летних войн Рима наступил наконец pax Romana, во время к-рого обескровленное человечество, несколько отдохнуло. Но настоящий pax orbis наступил не раньше эпохи Карла Великого, когда сода соединилась с кислотой, цивилизация с варварством, погасив друг друга. Но и это продолжалось недолго. Вследствие разоблачения, вызванного пустынностью и непроходимостью Европы, опять начались образования отдельных национальностей и борьба между ними. Мы донашиваем эпоху смешения, переживая общий взрыв. Он и есть кончина старого мира и пришествие нового. Возможна одновременная классовая борьба под девизом социализма и анархизма, и если в конце концов останется что-нибудь после ряда бурных реакций, то это "что-нибудь" должно напоминать нейтральные помои в химическом ведре. Дробление жизни, дробление мировой воли в исчерпывании мелких и бесчисленных возможностей сменится или общим обессилением воли, или примирением ее в себе. Испытав все, дух человеческий найдет, что все суета и томление духа, ничего нет нового под солнцем. Далее - дремота, варварство, одичание - или китайский застой, т. е. остановка на очень высоком уровне достижения.
Моя личная маленькая мечта - отойти от большой дороги, где бешено мчатся экипажи и автомобили, и не быть растоптанным с семьей в общей свалке. Как Василий Андреевич84 удалился когда-то в Полубеево, и никто не мешал, кроме дурного характера, создать там рай земной - так и я в Валдае. Если хоть немного улучшатся общие условия, т. е. настанет эра ежедневного труда и порядка, мне лучшего не нужно, чем этот старый дом и сад, где можно развести большой огород, способный нас если не прокормить, то подкормить весьма существенно. К сожалению, у меня к хозяйству и физическому труду нет и никогда не было никакой склонности. Потомок жрецов и воинов, я не унаследовал никаких свойств предков кроме отвлеченной работы мозга в области философии и политики. Ломать себя бесполезно, - по правилу: извлекать из дурного хорошее, нужно и в будущей эпохе стараться извлечь что-нибудь полезное для семьи из моего публицистического таланта, а не какого иного. Как только будет хоть немного обеспечена свобода слова и почтовое сообщение, мне нужно, сидя в Валдае, издавать маленький "Дневник писателя", те же "Письма к ближним", к-рые может быть накормят детей моих лучше чем 3/4 десятины огорода.
Убеждаюсь - в пучине бедствий - что счастье всегда возможно, всегда близко, при единственном условии изгнать из себя демонов несчастья, к-рых легион и общая фирма к-рых - дурной характер. Боже мой! Боже мой! Изгони этих бесов в какое хочешь Гадаринское стадо85, лишь бы мне очиститься и вернуться в дом свой, к милым детишкам, к природе, к наслаждению самим собой. Вчера на минуту почувствовал влюбленность в чудную женскую душу, в Екатерину Текстон, мать Гете (читал Льюиса)86. Если она была такая, какой описывает себя, - это мой идеал человека: существо довольное, любящее всех, веселое, великодушное, беспечное, идущее к всем навстречу. "Порядок и спокойствие", "Я никогда не откладываю свои дела, и если мне предстоит что-нибудь неприятное, то иду ему прямо навстречу и проглатываю черта, даже не посмотрев на него". Гениально! "Я люблю людей, и это каждый чувствует, и старый, и малый. Я живу без претензий. Никогда не осуждаю, всегда ищу в людях хорошее, а дурное оставляю на долю Тому, кто создал род человеческий и знает, как округлить углы. Вот таким образом я делаю себе жизнь счастливой и приятной". Прямо откровение какое-то, хотя все мысли давно известны. Это исповедание чистой, девственной до старости души человеческой. Господи, какое бы безмерное было счастье в свое время найти себе такую Катерину - Елизавету Текстон - и соединиться с нею. Может милая моя Анюта87 была такая, и я безумец был, не сблизившись с нею до брачной связи. Она была дочь добрейшей женщины и умного, хотя злого отца, была умна и добра. Зачем умерла она! Вероятно, мы, явно тяготея друг к другу, кончили бы браком (как тосковал я, когда она умерла, как жалел ее!).
Вчера в "Вешних водах" прочел статью Голлербаха
88 о Розанове
89 и поражен был многими параллельными чертами наших биографий.
Он
|
Я
|
Происходит из духовенства
|
Тоже
|
Отец его был мелкий чиновник
|
Тоже
|
Мать из дворян Шишкиных
|
Тоже из Шишкиных
|
Гордилась своим дворянством
|
Тоже
|
Была сурова с детьми и заботлива (и волевого характера)
|
Тоже
|
Глубокая бедность в детстве
|
Тоже
|
Читал "Училище благочестия"90
|
Тоже
|
Шел в отворенную дверь, не делал выбора
|
Тоже
|
Чувство бесконечной слабости
|
Тоже
|
Отвращение к школе
|
Тоже
|
Отношение к христианству
|
Тоже
|
Служба Государственной службе 13 лет
|
Тоже (14)
|
Его вытащили (Страхов91)
|
|
Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
|
Просмотров: 558
| Рейтинг: 0.0/0 |