Главная » Книги

Ломоносов Михаил Васильевич - Краткое руководство к красноречию

Ломоносов Михаил Васильевич - Краткое руководство к красноречию


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

  

М. В. Ломоносов

  

Краткое руководство к красноречию

  
   М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений
   Том седьмой. Труды по филологии (1739-1758 гг.)
   М.,-Л., Издательство Академии наук СССР, 1952
  

КНИГА ПЕРВАЯ, В КОТОРОЙ СОДЕРЖИТСЯ

РИТОРИКА,

ПОКАЗУЮЩАЯ ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ОБОЕГО КРАСНОРЕЧИЯ,

ТО ЕСТЬ ОРАТОРИИ И ПОЭЗИИ,

СОЧИНЕННАЯ В ПОЛЬЗУ ЛЮБЯЩИХ

СЛОВЕСНЫЕ НАУКИ

  

ВСТУПЛЕНИЕа

  
   а Рит. корр.; Рит. 1748; Соч. 1759 вступлению предшествовало следующее посвящение: Е. и. в. пресветлейшему государю, великому князю Петру Федоровичу, внуку государя императора Петра Великого, высокому наследнику Всероссийския империи, наследнику норвежскому, владеющему герцогу голстеин-шлезвигскому, стормарнскому и дитмарсепскому, графу олденбургскому и делменгорстскому и прочая, милостивейшему государю. Пресветлейший государь, великий князь, милостивейший государь! Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу? Того ради всевышняя премудрость к дарованию разума присовокупила человеку и слова дарование, в котором остроумные люди уже в древние времена приметили, что оное искусством увеличено и тем с вящею пользою употреблено быть может, и для того многое старание и неусыпные труды полагали, чтобы слово свое учением возвысить и украсить, в чем они великие успехи имели и в обществе показывали знатные услуги. В нынешние веки хотя нет толь ^великого употребления украшенного слова, а особливо в судебных делах, каково было у древних греков и римлян, однако в предложении божия "слова, в исправлении нравов человеческих, в описании славных дел великих героев и во многих политических поведениях коль оное полезно, ясно показывает состояние тех народов, в которых словесные науки процветают.3 Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает.4 И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадежен, предприял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались. О успехах сего дела весьма не можно сумневаться, когда уже купно с прочими и словесные науки, великим в. и. в. дедом основанные, ныне божественным благодеянием августейшия дщери его, всемилостивеишия монархини нашея, умножены и обогащены. О сем настоящем счастии радость нашу умножает твердая и о будущем надежда, которую превосходные в. в. дарования в сердцах наших возбуждают, ибо не токмо пространныя Российский империи, но и высоких Петровых добродетелей наследником в. в. по единой крови и по природным высоким свойствам почитаем. Взирая на мужественную в. в. бодрость, купно с летами возрастающую, завистники благополучия нашего трепещут. Но мы радостию восхищаемся, имея в особе в. в. дражайший залог России, от вышнего данный в уверение о непременных его к ней щедротах. Благополучны многочисленные народы, которым державою в. в. в свое время управляемым и защищаемым быть щедрая судьба определила. Благополучны возрастающие в России науки, к которым сам будущий их расширитель, подражая великому оных основателю, собственным своим примером поощряет сынов российских. Благополучно российское слово, которое, под тению милости Петровой отрасли произрастая, великие дела его живыми цветами изобразить достойно будет. Коль благополучно и краткое сие о красноречии учение, по мере малого моего таланта с возможным рачением сочиненное и в. в. со благоговением приносимое, когда милостивейшего принятия не лишено будет! Всесильная вышнего десница да покроет и укрепит дражайшее в. в. здравие к умножению благополучия в наследной империи, к украшению и защищению всего севера и к увеселению человеческого рода и да утвердит Петрово семя на всероссийском престоле вовеки, от искреннего усердия желаю, пресветлейший государь, великий князь, милостивейший государь, в. и. в. всенижайший и всеусерднейший раб Михайло Ломоносов.
  

§ 11

   Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.
  

§ 2

   К приобретению оного требуются пять следующих средствий: первое - природные дарования, второе - наука, третие - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук.2
  

§ 3

   Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо {Рит. рук. 1747 дарования, а особливо вместо зачеркнутого ум, память.} остроумие и память {Рит. рук. 1747 зачеркнуто рассуждение, которое.} к получению сего искусства толь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно. И для того Аполлоний Алабенденский, славный в древних временах красноречия учитель, по свидетельству Цицеронову, тех, которые от родителей своих к нему в училище присылались, в самом начале учения природную остроту прилежно рассматривал и которых приметил к тому быть неспособных немедленно назад отсылал, чтобы они напрасными трудами себя не изнуряли.5 Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении {Соч. 1759 было добавлено общенародного.} слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый {Соч. 1759 сановитый.} вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно.
  

§ 4

   Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию. Они должны быть, первое, кратки, чтобы не отяготить памяти многим изусть учением, а особливо тем, чему легче можно с примеров научиться, нежели по правилам; второе, порядочны, для того чтобы они были вразумительны и тем к научению способственны; третие, удовольствованы примерами, которые бы показывали самую оных силу для яснейшего их понятия и для способнейшего своих примеров против оных сочинений. Мы будем стараться, чтобы в настоящем нашем предприятии поступить по сим требованиям.
  

§ 5

   Изучению правил следует подражание авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Всяк знает, что и в художествах того миновать нельзя, например: {Рит. рук. 1747; Рит. корр.; Рит. 1748 наприклад.} кто учится живописству, тот старается всегда иметь у себя лучшие рисунки и картины славных {Соч. 1759 великих.} мастеров и, к ним применяясь, достигнуть совершенства в том художестве. Красноречие коль много превышает прочие искусства, толь больше требует и подражания знатных авторов. Но о сем пространнее предложено будет на конце сея книги {Соч. 1759 сего руководства.} особливо.
  

§ 6

   Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. От беспрестанного упражнения возрасло красноречие древних великих авторов {Соч. 1759 витий.}, которых от того ни старость, ни великая честь и достоинство отвратить не могли, ибо генералы, сенаторы и сами консулы, как Ирций и Панса, будучи на высочайшем степени римския власти, у Цицерона приватно в красноречии обучались и в домах своих в произношении слова упражнялись.6 Азиний Поллион, славный генерал римский, презрев печаль о умершей своей дочери, в четвертый день после ея смерти обучался в произношении слова.7 Отсюду воспоследовало, что таковые трудолюбивые люди не готовясь говорили публично прекрасные речи. Сие прежде началось у греков, а потом уже в Риме возвысилось на самый высочайший степень. Такие речи, без приготовления пред народом произнесенные, назывались божественными, ибо оне казались быть выше сил человеческих. Того ради надлежит, чтобы учащиеся красноречию старались сим образом разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одне правила и чтение авторов, ежели при всяком случае и о всякой материи готовы быть желают к предложению слова.
  

§ 78

   Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете, откуду явствует, что, ежели кто имеет большее познание настоящих и прешедших вещей, то есть чем искуснее в науках, у того большее есть изобилие материи к красноречию. {Рит. рук. 1747 сладкоречию.} Итак, учащиеся оному великое будут иметь в своем искусстве вспоможение, ежели они обучены по последней мере истории и нравоучению.
  

§ 8

   Слово двояко изображено быть может - прозою или поэмою. Проза есть слово, которого части не имеют точно определенной меры и порядка складов, ни согласия, в произношении точно назначенного, но все речения располагаются в нем таким порядком, какого обыкновенный чистый разговор требует. Поэма состоит из частей, известною мерою определенных, и притом имеет точный {Рит. рук. 1747 слово точный отсутствует. Рит. корр. добавлено слово точный.} порядок складов по их ударению или произношению. Первым образом сочиняются проповеди, истории, учебные книги, другим составляются имны, оды, комедии, сатиры и других родов стихи.
  

§ 9

   Но хотя проза от поэмы для отменного сложения разнится, а потому и в штиле должна быть отлична, однако в рассуждении общества материи весьма с оною сходствует, ибо об одной вещи можно писать прозою и стихами. Итак, оба сии красноречия {Рит. рук, 1747 сладкоречия.} роды имеют в себе купно обоим общее и особливо каждому отменное.
  

§ 10

   Мы предлагаем здесь вкратце руководство к обоему красноречию и для того, поступая по натуральному порядку, показываем, во-первых, учение о красноречии вообще, поколику оно до прозы и до стихов касается, и затем при правилах полагаются в нем примеры прозою и стихами. Потом сообщаем наставление к сочинению речей в прозе и примеры присовокупляем прозаичные из славных авторов. Наконец, предлагается о стихотворстве учение с приложенными в примеры стихами.
   Сии три учения составляют три книги сего руководства: {Рит. рук. 1747 книги сего руководства вместо зачеркнутого главные части сея книги.} Риторику, Ораторию и Поэзию.
  

КРАТКОГО РУКОВОДСТВА К КРАСНОРЕЧИЮ КНИГА I, СОДЕРЖАЩАЯа РИТОРИКУ

а Соч. 1759 Разделение первое, содержащее.

  

§ 1

   Риторика есть учение о красноречии вообще. Имя сея науки происходит от греческого глагола ῥέω, что значит: говорю, лью или теку. Оттуду же произведено и речение ῥήτωρ (ритор), которое хотя на греческом языке значит витию или красноречивого человека9 и в российский язык в том же знаменовании принято, однако от новейших авторов почитается за именование писателя правил риторических.
  

§ 210

   В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение.
  

ЧАСТЬ I

О ИЗОБРЕТЕНИИ

  

Глава первая

О ИЗОБРЕТЕНИИ ВООБЩЕ

  

§ 311

   Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем; например, мы имеем идею о часах, когда их самих или вид оных без них в уме изображаем; также имеем идею о движении, когда видим или на мысль приводим вещь, место свое беспрестанно переменяющую.
  

§ 412

   Идеи суть простые или сложенные. Простые состоят из одного представления, сложенные из двух или многих, между собою соединенных и совершенный разум имеющих. {Рит. рук. 1747 слова и совершенный разум имеющих отсутствуют.} Ночь, представленная в уме, есть простая идея, но когда себе представишь, что ночью люди после трудов покоятся, тогда будет уже сложенная идея, для того что соединятся пять идей, то есть о дни, о ночи, о людях, о трудах и о покое.
  

§ 513

   Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения. {Рит. рук. 1747 сравнения.}
  

§ 614

   Родом называется общее подобие особенных вещей. Такое подобие видим Невы с Двиною, Днепром, Волгою и другими в моря протекающими великими водами и оное называем однем словом - река, которая есть род, а Нева, Двина, Днепр, Волга, Висла и прочие суть виды оного. {Соч. 1759 вместо второго предложения Такое подобие есть милости с любовию, кротостию, благочестием и другими добрыми делами, и оное общим именем называется - добродетель, которое есть род, а милость, любовь, кротость и прочие суть виды.}
  

§ 715

   Целое есть то, что соединено из других вещей, а части называются оные вещи, которые то составляют, например, город есть целое, а стены, башни, домы, улицы и прочая суть его части.
  

§ 816

   Свойства материальные суть те, которые чувствительным вещам животным и бездушным приписуются, {Рит. рук. 1747 вещам соединены вместо вещам... приписваются.} как величина, фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус, запах, теплота, стужа, внутренние силы.
  

§ 917

   Жизненные свойства принадлежат к одушевленным вещам, из которых, во-первых, суть главные душевные дарования: понятие, память, совображение, рассуждение, произволение. Второе - страсти: радость и печаль, удовольствие и раскаяние, честь и стыд, надежда и боязнь, упование и отчаяние, {Рит. рук. 1747 возношение и стыд, надежда и отчаяние, отвага и страх вместо честь... отчаяние. Рит. корр. исправлено на честь и стыд, надежда и боязнь, упование и отчаяние.} гнев и милосердие, любовь и ненависть, удивление и гнушение, {Рит. рук. 1747 гнушательство.} желание и отвращение. Третие - добродетели: мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость, благодарность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосердечие, искренность, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность. Четвертое - пороки: безумие, нечестие, роскошь, нечистота, лютость, скупость, неблагодарность, {Соч. 1759 было добавлено гордость.} малодушие, нетерпеливость, лукавство, злоба, лицемерство и ласкательство, продерзливость, непостоянство, леность, сварливость, упрямство, грубость, самохвальство. Пятое - внешнее состояние: благородие и неблагородие, счастие и несчастие, богатство и убожество, слава и бесславие, власть и безвластие, вольность и порабощение. Шестое - телесные свойства и дарования: возраст, век, пол, сила, красота, здравие, проворность. Седьмое - чувства: зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание.
  

§ 1018

   Имя есть свойственное или приложенное. Свойственное {Рит. рук. 1747 Собственное.} есть, которым что обыкновенно называют, как: небо, Москва, август и прочая. Приложенные имена даются сверх свойственных, что бывает следующим образом: 1) когда имя иностранное с другого языка на природный переведено будет, например: Мельхиседек с еврейского по-российски - царь правды, Андрей с греческого - мужественный, Квинт с латинского - пятый; 2) когда по особливым делам или свойствам дано кому будет проименование, так: Александр от великого мужества назывался великий, Аттила от строгости - бич божий; 3) когда чрез преложение письмен, имя составляющих, будет составлено {Соч. 1759 сложено.} речение, другое знаменование имеющее, например: Рим чрез преложение письмен может назваться мир; 4) когда слово будет взято в знаменовании другой вещи, ежели она сходное {Соч. 1759 то же.} имя имеет, наприклад: речение свет (вселенная {Рит. рук. 1747 было добавлено мир.}) принято будет в знаменовании света, чрез который мы видим; 5) когда к имени приложено будет речение, от которого {Соч. 1759 разложены будут наречения, из которых вместо приложено... которого.} оно происходит, например: Владимир назовется {Соч. 1759 называется.} владетель мира.
  

§ 1119

   Действие и страдание есть всякая перемена, которую одна вещь в другой производит. Перемену производящее называется действующим, а то, в чем перемена производится, страждущим, Например: сильный ветр море волнует - сильный ветр есть действующее, а море есть страждущее. Самое волнование есть действие в рассуждении ветра, страдание в рассуждении моря. С действием и страданием совокуплены бывают инструменты, вспоможения, воспящения, удобность или неудобность, возможность или невозможность, пристойность или непристойность, польза или вред, угодность или неугодность, честность или гнусность, {Рит. рук. 1747 слова пристойность... гнусность отсутствуют; Рит. корр. добавлено честность или гнусность.} также действие имеет иногда свое воспоследование и удачу, а иногда уничтожение свое и неудачу.
  

§ 1220

   Время есть указательное и количественное: указательное познавается чрез вопрошение когда? Например: плоды собираются в осень. Количественное время познавается чрез вопрошение коль долго? Например: Август, цесарь римский, царствовал сорок четыре года. {Рит. рук. 1747 пятьдесят лет; Рит. корр. исправлено на сорок четыре года.}
  

§ 1321

   Место разделяется на одержимое и проходимое. Первое назначается вопрошением где? Например: остров Сицилия лежит {Рит. рук. 1747 стоит.} на Посредиземном море. Второе показано бывает на вопрошение по чему? Например: молния блещет по воздуху. При месте наблюдать должно оного пространство, близость, далекость, вышину, низкость, стороны и прочая, также и наречия и предлоги: куда, откуда, доколе, вне, внутрь, у, за, пред, против, под, над, около, вплоть, до и прочие, до места надлежащие. Сюда принадлежит {Рит. рук. 1747 зачеркнуто вещи, в которых другие включаются.} содержащее и содержимое, например: город есть содержащее, а люди, в нем живущие, - содержимое. Содержимое может иногда быть купно и содержащее, так: река в рассуждении животных и судов, в ней плавающих, есть содержащее, а в рассуждении берегов есть содержимое.
  

§ 1422

   Происхождение есть начало, от которого что другое происходит и свое бытие имеет, например: металлы происходят от земли, мед - от пчел, бесславие и казни - от худых дел; земля, пчелы и худые дела суть происхождение металлов, меда, худых дел.
  

§ 1523

   Причина есть конец, для которого всякая вещь есть или бывает, наприклад: {Рит. рук. 1747 зачеркнуто дождь землю и кропит, и солнце землю согревает <для того чтобы>, отчего дерева, травы и плоды произрастают. Кропление дождем и солнечная теплота.} земледелец пашет землю и насевает, чтобы получить себе хлеб на пищу. Получение хлеба на пищу земледельцу есть причина орания и насевания земли.
  

§ 1624

   Предыдущее есть что пред вещию необходимо бывает, последующее - что оной последует, так: весна предходит лету, которому осень последует; и потому весна есть в рассуждении лета предыдущее, а осень - последующее; так: младенчество и старость суть мужеского возраста предыдущее и последующее.
  

§ 1725

   Признаком называют что другую вещь показывает, когда она сама чувствам не подвержена. Вещи отдаляются от чувств местом или временем, прошедшим или будущим, и посему признаки суть трех родов: 1) которые показывают вещь настоящую, так: дым показывает сокровенный огонь, шум дерев изъявляет ветр; 2) которые показывают вещь будущую, как: находящие густые тучи предвещают дождь, заря утренняя предсказывает восхождение солнца; 3) которые объявляют прошедшую вещь: обагренная кровью Тициева шпага, бледное его лице, отдаление от людей и бег от Семпрониева мертвого тела суть признаки учиненного им убийства. К сему месту принадлежат пророчества, предзнаменования и свидетельства. {Рит. рук. 1747 слово предзнаменования отсутствует.}
  

§ 1826

  
   Обстоятельства суть те вещи, которые хотя с данною вещию не соединены, однако имеют к ней некоторую принадлежность; так, встречающиеся путнику звери, около пути лежащие места, по реке плавающие суда и птицы, пчела, на розе седящая, суть обстоятельства путника, реки и розы.
  

§ 1927

   Подобие риторическое есть снесение {Рит. рук. 1747 снесение вместо зачеркнутого сходство.} двух вещей в свойствах или действиях. Сердце человека, гневом возмущенного, уподоблено быть может волнующемуся морю, скорое течение острых мыслей - стреле. Подобие разделяется на простое и сложенное; в простом сносится только одно свойство или действие одной вещи с однем же свойством или действием другой, как скорость мыслей со скоростию стрелы. В сложенном подобии сносятся два или многие свойства либо действия одной вещи с двумя или многими свойствами либо действиями другой, например: как подсыхает ветвь, подъеденная от червя, так печалью сокрушенное сердце ослабевает. Здесь сердце с ветвию, печаль с червем, ослабение с подсыханием сносится.
  

§ 2028

   Противными называются те вещи, которые вдруг быть не могут вместе, как день и ночь, зной и стужа, богатство и убожество, любовь и ненависть. Несходственные вещи бывают, когда вместо одной противной вещи полагается то, что от ней происходит, например: любить и обидеть (вместо ненавидеть), не бояться неприятеля и от него бегать (вместо бояться), ибо обида от ненависти, а бегство от боязни происходит.
  

§ 2129

   Уравнение есть снесение двух вещей, одну другой за равную, большую или меньшую почитая. Пример первого: Иулий Цесарь завидовал славе Александра Великого, равно как Александр - славе отца своего Филиппа. Пример второго: Фридерик-цесарь несчастливее был в реке Цидне, нежели Александр Великий, ибо сей, умывшись в ней, только разболелся, а оный живота лишился. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто третие удобнее словом изобразить, нежели произнести.} Пример третиего: войну удобнее начать, нежели к концу привести.
  

§ 2230

   Сие описание риторических мест показано здесь вкратце только для одного истолкования оных; употребление и польза их предлагается в следующих главах. В правилах риторических причитается обыкновенно к местам изобретения определение, которое я оттуду выключил, для того что логические точные {Рит. рук. 1747 и строгие.} определения состоят из рода и свойств главных самой определяемой вещи, которые показаны бывают в местах риторических того имени, и, следовательно, такое определение не можно почесть за особливое место, но за идею, сложенную из идей, происшедших от рода и свойств. Сие же должно рассуждать и о наклонении, которое также в иных риториках за особливое место признается. Риторические определения надлежат до украшения, и для того о том предлагается в третией части Риторики. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто внешние места касаются до судебных <дел> речей, особливо что во второй книге сего руководства показано, которые так обыкновенно в риторических правилах называются. Примеры суть одне с уравнением и добавлено Сие же должно рассуждать и о наклонении, которое также в риториках за особливое место признается.} Примеры от уравнениев не разнятся. Молва людская надлежит к жизненным свойствам (§ 9 и 5), свидетели - до признаков (§ 17), закон, присяга, пытка надлежат особливо до судебных речей, о чем смотри в книге второй. {Соч. 1759 в разделении втором.} Сии шесть последние называются от некоторых авторов внешними местами без довольного основания. {Рит. рук. 1747 слова Примеры от уравнениев... довольного основания отсутствуют; Рит. корр. эти слова тоже отсутствуют; вместо них набрано и вычеркнуто Внешние места касаются до судебных речей особливо, что во второй книге сего руководства показано; внизу страницы написано рукой Ломоносова Imprimatur Lomonosof [Печатать Ломоносов].}
  

Глава вторая

О ИЗОБРЕТЕНИИ ПРОСТЫХ ИДЕЙ

  

§ 23

   Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу совображения, которая есть душевное дарование с одною вещию, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем - бурю, с бурею - волны, с волнами - шум в берегах, с берегами - камни и так далее. Сие все действуем силою совображения, которая, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие.
  

§ 24

   Отсюду видно, что чрез силу совображения из одной простой идеи расплодиться могут многие, а чем оных больше, тем и в сочинении слова больше будет изобилия. Сие душевное дарование хотя многие имеют от природы велико, однако оно не всегда и не во всяком случае надежно, для того в споможение оного должно здесь предложить некоторые правила.
  

§ 2531

   Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называются терминами. Например, сия тема: неусыпный труд препятства преодолевает имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства и преодоление. Предлоги и другие вспомогательные части слова за термины не почитаются.
  

§ 26

   От терминов темы произведены быть могут чрез силу совображения (по § 23 и 24) многие простые идеи, которые мы разделяем {Соч. 1759 разделяю} на первые, вторичные и третичные. Первыми называем {Соч. 1759 называю.} те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются. Например, в предложенной (§ 25) теме неусыпность есть термин, от которого рождаются непосредственно первые идеи: 1) утро, в которое {Соч. 1759 что.} неусыпный человек рано встает; 2) вечер и ночь, в которые он не спя в трудах упражняется. Вторичные идеи, которые от первой - утро - происходят, суть: заря, скрывающиеся звезды, восходящее солнце, пение птиц и прочая. Третичные идеи, которые от вторичной - заря - рождаются суть: багряный цвет, сходство с некоторою округлою дверью и прочая.
  

§ 27

   Чтобы в собирании первых, вторичных и третичных идей {Рит. рук. 1747 было добавлено правильно.} не по одной совображения силе поступать, для того должно наблюдать следующие правила: 1) все термины, которые тема в себе имеет, написать особливо; 2) к каждому термину приискать первые идеи из мест риторических и приписывать к ним особливо одну от другой в нарочитом расстоянии, чтобы вторичным и третичным места осталось; 3) к первым идеям приискивать и приписывать вторичные, к вторичным, ежели надобно, третичные из тех же мест; 4) ежели которое место в рассуждении какого термина неплодно, то можно миновать, как в неусыпности материальные свойства и знаменование имени; 5) должно смотреть, чтобы приисканные идеи приличны были к самой теме, однако не надлежит всегда тех отбрасывать, которые кажутся от темы далековаты, ибо оне иногда, будучи сопряжены по правилам следующия главы, могут составить изрядные и к теме приличные сложенные идеи. Для лучшего изъяснения {Рит. рук. 1747 зачеркнуто <истолкования> понятия.} сих правил предлагаем в пример вышепомянутую тему: неусыпный труд препятства преодолевает {Рит. рук. 1747 превосходит.} с изысканием и присовокуплением к каждому термину идей первых и вторичных из мест риторических. Третичные ради краткости оставляются.
  

§ 28

   К первому термину - неусыпность - первые идеи присовокупляются: 1) от жизненных свойств - надежда о воздаянии, послушание к начальникам, подражание товарищам, богатство, которого неусыпный желает, или честь, которая его побуждает, 2) от времени - утро, вечер, день, ночь, 3) от подобия - течение реки, которому неусыпность подобна, 4) от противного - леность, 5) от несходственного - гульба. Ко второму термину - труд - первые идеи прилагаются: 1) от жизненных дарований - сила, 2) от действия - начало, средина и конец труда; 3) от последующего - пот, упокоение; 4) от подобия - трудолюбие пчел. К третиему термину - препятства: 1) от жизненных свойств - страх, 2) от времени - зима, война, 3) от места - горы, пустыни, моря. К четвертому термину - преодоление: 1) от жизненных свойств - радость, 2) от предыдущих {Соч. 1759 от последующих.} - воспоминание прежних трудностей.
  

§ 29

   К сим первым идеям присовокупляются вторичные - к надежде: 1) от рода и вида другие страсти, как любовь, желание; 2) от действия - ободрение; 3) от последующего - исполнение; 4) от противных - отчаяние; 5) от подобия - сон. К богатству: 1) от частей - золото, камни дорогие, домы, сады, слуги и прочая, 2) от знаменования имени - что от слова бог происходит, 3) от действия - что друзей много достает, 4) от происхождения - что от своих трудов происходит, 5) от противных - убожество. К чести: 1) от действия - свободный доступ к знатным, 2) от жизненных свойств {Рит. рук. 1747 слова от жизненных свойств отсутствуют; зачеркнуто от признаков - ордены.} - власть, похвала. К утру: 1) от действия - возбуждение людей, скрытие звезд, 2) от частей - заря, восхождение солнца, 3) от обстоятельств - пение птиц. К вечеру: 1) от свойств материальных - темнота, холод, 2) от обстоятельств - роса, звери, из нор выходящие. Ко дню: 1) от материальных свойств - теплота, свет, 2) от обстоятельств - шум, взирание на праздных. К ночи: 1) от жизненных свойств - дремота, 2) от обстоятельств - молчание, луна, звезды. К течению реки: 1) от свойств материальных - быстрина, жидкость, прозрачность, 2) от содержимого {Соч. 1759 от содержащего.} - берега, от содержащего {Соч. 1759 от содержимого.} - суда, рыбы, 3) от действия - омытие, напоение. К гульбе: 1) от жизненных свойств - веселие, 2) от времени - весна, ясные дни, 3) от места - сады, луга, 4) от обстоятельств - игры, свидание с приятельми. К силе: от уравнения - Сампсон, Геркулес. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто к устали 1) от следующих - частое дыхание, 2) от подобия.} К пчелам: от действия - летание по цветам, собирание меду. К страху: 1) от материальных свойств - бледность, трясение членов, 2) от подобия - трепещущиеся листы в осень от бури. К зиме: 1) от свойств материальных - снег, мороз, град, 2) от действия - дерева, лишенные листов и плодов, 3) от происхождения - отдаление солнца. К войне: 1) от свойств жизненных - лютость неприятелей, 2) от действия - инструменты, мечи, копья, огонь, разорения, 3) от следующих - слезы разоренных. К горам: 1) от свойств материальных - вышина, крутизна, расселины, пещеры, 2) от обстоятельств {Рит. рук. 1747 зачеркнуто трясение земли, которое в гористых.} - ядовитые гады, животные, которые в горах бывают. К пустыням: 1) от частей - лесы, болота, пески, 2) от жизненных свойств - скука, 3) от обстоятельств - разбойники, звери. К морям: 1) от действия - непостоянство, волнение, {Рит. рук. 1747 зачеркнуто от обстоятельств - места, камни.} 2) от места содержащего - камни, пучины. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто жерла.} К радости: 1) от действия {Рит. рук. 1747 зачеркнуто смех.} - восклицания, плескания, 2) от подобия - прохлаждение после зноя. К воспоминанию: от обстоятельств - извещение приятелям и увеселение оных, печаль недругов и зависть.
  

§ 30

   Все сии идеи для яснейшего понятия представляются в следующей таблице:
  

Термины

Первые идеи

Вторичные идеи

   Неусыпность
   Надежда
   Другие страсти, любовь, желание, ободрение, исполнение, отчаяние, как сон.
  
   Послушание Подражание
  
  
   Богатство
   Золото, камни дорогие, домы, сады, слуги, бог, друзья, от своих трудов, убожество.
  
   Честь
   Доступ до знатных, похвала, власть.
  
   Утро
   Возбуждение, скрытие звезд, заря, восхождение солнца, пение птиц.
  
   Вечер
   Темнота, холод, роса, звери, из нор выходящие.
  
   День
   Теплота, свет, шум, взирание на праздных.
  
   Ночь
   Дремание, молчание, луна, звезды.
  
   Река
   Быстрина, жидкость, прозрачность, берега, суда, рыбы, омытие, напоение.
  
   Леность
   Гульба
   Веселие, весна, ясные дни, сады, луга, игры, свидание.
  
   Сила
   Сампсон, Геркулес.
   Труд
   Начало, сре-дина и конец
   Пот
  
  
   Упокоение
   Летание по цветам, собирание меда.
   Препятства
   Страх
   Бледность, трясение членов, как листы от ветра в осень.
  
   Зима
   Мороз, снег, град, дерева, лишенные плодов и листов, отдаление солнца.
  
   Война
   Лютость неприятелей, мечи, копья, огонь, разорение, сле-зы разоренных.
  
   Горы
   Вышина, крутизна, рассели-ны, пещеры, ядовитые гады.
  
   Пустыни
   Лесы, болота, пески, ску-ка, разбойники, звери.
  
   Моря
   Непостоянство, волнение, камни, пучины.
   Преодоление
   Радость
   Восклицания, плески, как прохлаждение после зноя.
  
   Воспоминание
   Извещение приятелям, их увеселение, печаль и зависть недругов.
  

§ 31

   В сем примере хотя только первые и вторичные идеи и те из немногих мест риторических к терминам приложены, однако ясно видеть можно, что чрез сии правила совображение человеческое иметь может великое вспоможение и от одного термина произвести многие идеи. Для того учащимся риторики должно упражняться часто в приискании оных {Рит. рук. 1747 зачеркнуто первых, вторичных и третичных идей.} из риторических мест по данным правилам (§ 27), чтобы им увеличить свою силу совображения, которая в красноречии много может.

Другие авторы
  • Блок Александр Александрович
  • Лисянский Юрий Фёдорович
  • Пумпянский Лев Васильевич
  • Жуковский Владимир Иванович
  • Галлер Альбрехт Фон
  • Гусев-Оренбургский Сергей Иванович
  • Род Эдуар
  • Менделеева Анна Ивановна
  • Эдиет П. К.
  • Нарежный Василий Трофимович
  • Другие произведения
  • Маяковский Владимир Владимирович - Бумажные ужасы
  • Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Корейские сказки
  • Федоров Николай Федорович - Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?
  • Горький Максим - О культурах
  • Дорошевич Влас Михайлович - Письма
  • Купер Джеймс Фенимор - Красный корсар
  • Цертелев Дмитрий Николаевич - Стихотворения
  • Трефолев Леонид Николаевич - Л. Н. Трефолев: биографическая справка
  • Сологуб Федор - К всероссийскому торжеству
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 4793 | Рейтинг: 2.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа