Главная » Книги

Шмелев Иван Сергеевич - Переписка И. С. Шмелева и О. А. Бредиус-Субботиной, Страница 39

Шмелев Иван Сергеевич - Переписка И. С. Шмелева и О. А. Бредиус-Субботиной



: ты _д_о_л_ж_н_а_ жить, и ты будешь жить! уповай, молись!.. Когда я тебя увижу?! ... Как хочу этого!.. Напиши о себе, как ты себя чувствуешь, как поправляешься, как в санатории, удобно ли, что читаешь, как кормишься, все, все... Скорей бы приходила теплая пора!.. не дождусь. Солнца хочу и - церкви!.. Хочу, окрепнув, продолжать "Пути Небесные". Надо торопиться. О-ля... на тоненьком волоске висела жизнь моя... - только теперь все узнал. Никто не верил в благой исход! даже сам известный хирург, Масмонтей!.. И так все обернулось!.. Спокойствие не обмануло меня: Господь отсрочил мой _о_т_х_о_д_ от земной жизни. Я еще н_е_ готов, и я должен выполнить _у_р_о_к. Так я верю.
   Как нежно, светло думаю о тебе! Спасена и ты, родная моя, светик мой. Сегодня узнал, что Толстовский фонд прислал мне еще 65 долларов. Крепнет надежда, что мы заключим соглашение о литературных правах. Как я был счастлив, - принять Пречистую!.. - это было 21 дек. Я тогда еще лежал. Мои глаза наполнились слезами благодарения и умиления... Ах, как хочу помолиться в укромной церковке!.. не на людях... с тобой хотел бы вместе говеть!.. Олюночка, если бы это случилось!.. Как хочу быть _ч_и_с_т_ы_м_ и более достойным!., я же знаю, какой я плохой православный... Оля, что бы _б_ы-л_о, если бы я попал в Америку!.. - верная гибель. И вот, вышло все так, по Воле Господа, - м. б. по молитвам моих отшедших. Была у меня, еще до моего решения переменить врачей, в октябре или начале ноября Мария Фоминична Карская, внезапно застала меня неприбранным, я чуть не падал от слабости... а она, милая, курила и тараторила... - и потом пошло стремительно: я, увидав себя в зеркале, ужаснулся... - тень моя. И потом - _ч_у_д_о... чудо Милосердия Господня. Ах, Олечек... какой мне у-рок!.. и как наглядно!.. _Е_с_т_ь_ Бог и _н_е_т_ _с_м_е_р_т_и!.. Я слышу, как во мне бьется и вскипает творческая волна, скорей бы за работу!., но - пока мне запрещено.
   Молю тебя, напиши о себе, все, все, твои письма храню бережно, будь покойна!.. Как ты давно не пишешь... а я завален корреспонденцией и могу едва одно-два письма в день писать, по нескольку строчек, а большей частью - открытки.
   Обнимаю тебя, родная моя, и нежно смотрю в твои добрые и, порой, _р_а_д_о_с_т_н_ы_е_ глаза. Господь да сохранит тебя! Когда лягу в постель - молюсь за тебя, как умею. Напиши поскорей, очень тоскую по тебе, не зная, что с тобой.
   Твой неизменный Ваня (Ив. Шмелев)
  

227

О. А. Бредиус-Субботина - И. С. Шмелеву

  

28.I.50

   Милый и дорогой Ванечка!
   Прости, что я так долго не отвечала на твое милое письмо. Я никуда не годилась все это время. Самое ужасное это то, что я не могла совладать с головой: мысли не было, памяти не было (и еще нет), охоты ни на что не было. И при всем этом - никакой концентрации, ни на чем. Даже картинки смотреть было трудно. Теперь лучше. Да и не удивительно при таком уходе. Самое чуткое отношение. Теперь в доме еще жильцы появились - старый господин (астма) с своим молоденьким слугой-шофером вместо сына, и старая сестра, бывшая директриса психологической экспертизы для сбившихся с пути девушек. На днях будет еще одна сестра для поправки здоровья. Изредка ко мне приезжает кто-нибудь из домашних или золовка. С 19-го наступили холода, и к несчастью дует холодный ветер. Я-то в тепле, а вот наши, наверное, мучаются, т.к. ветер стоит как раз со стороны маминых комнаток. Я все время думаю о маме, - ей нелегко. Продолжаю 29-го - сегодня тут рожденье хозяйки, так что мы все в "параде". И настоящий-то у нас "Ноев ковчег". Я радуюсь, что у тебя бодрое состояние духа. Так именно это и должно быть. Слава Господу! Так же точно было и со мной после моей первой операции. И совершенно обратное теперь. Все, как будто, у меня внутри вынуто. Никакой духовной сущности. Трудно на чем-нибудь остановить мысль и страшно, именно страшно мыслей о искусстве. Когда я думаю о своей работе, - мне нестерпимо. Все равно, как бы вероятно было у ослепшего художника или оглохшего композитора. Я взяла сюда все свои вещи для проработки и... ничего не могу. Рисунки тоже тут, но я также ничего не могу. Правда, хожу гулять, когда не слишком холодно. И начинаю видеть красоту. Впервые была "уязвлена" рдевшими пурпуром и золотом березами. Они, кудрявыми и хлесткими ветками, своим кружевом ходят в морозном небе. И как горят на заре! Масса тут дятлов, - трудятся - тукают и тукают себе без устали, откидывая сильную головку.
   Белочки резвятся, и целыми стаями летают сороки, стрекочут, какую-то войну между собой ведут. Должно быть подбираются парами к весне. Есть и зайцы. Все это живет и гомозится прямо в саду, вокруг дома. Хотя и дом-то стоит собственно в лесу. "Искать" прогулок не приходится - они все тут вот, под рукой. Идеальное жилье для творческого труда. Ах, что же это со мной?! Вчера было письмо от одной дамы, полное ласки и утешения, что ее муж после одной операции тоже с 1/2 года не годился. На мое несчастье, Dr. Klinkenbergh сам пациент. И то, сразу же, как встал (на 13-ый день) явился к нам в Woerden (18-20 km), чтобы меня поддержать. За эту болезнь я так много видела внимания, что мне даже порой неловко, - невозможно всем ответить тем же. В данный момент я - сырое яйцо в вате. Весь дом вокруг меня крутится. Хозяйка приказывает полную тишину, когда я удаляюсь наверх спать. Радио закрывают, все ходят в туфлях и говорят шепотом. Комнату выбрала тоже самую лучшую и поместила других жильцов так, чтобы не мешали. И спрашивает часто: "Что бы для Вас сделать? М. б. скушать что хотите?" Полная предупредительность... Ах, какое скучное письмо. И мыслей нет. Прости.
   О Криволае?931 - Он старается производить впечатление русского человека, но на самом деле в своем буржуазном житии совершенно оголландился. Я мало с ним знакома, но от других (многих) слыхала, что он сухой и расчетливый эгоист, чуть не ростовщик. Порой бестактен и бесчувственен. Машинкой его я пользовалась ровно 4 недели и более чем хорошо за нее заплатила, а выпросить ее стоило мне больших трудов, только потому, что твоим именем просила, и ему было неприлично отказать на мою формулировку просьбы. Его страсть - собирание картин русских художников и книг. По возможности даром или по дешевке. О его скупости ходят анекдоты среди русских гаагчан. Торгуется с жидами, чего никто тут не делает. С "супругой" своей, вернее с женой одного голландского доктора, у которой живет на квартире, хамит неприлично, не стесняясь даже посторонним присутствием. А она - милая дама. Ходячая, всем известная тайна, что он сожительствует с ней. Нет, мне такой тип человека противен, и я его не считаю русским. Да, кажется, он и голландское подданство взял. Я ему спешно возвратила машинку и купила свою собственную. Так что, говоря тебе, что я работаю на его машинке, он просто наврал. Ну, Ванёк, будь здоров! Господь да сохранит тебя! Обнимаю тебя и крещу. Не забывай меня, - черкни, хоть немного! О.
   [На полях:] К сожалению, ни одного из рекомендованных Шахбаговым лекарств достать не могла. Если бы он меня лечил, то, знаю, - давно бы пошло на улучшение. Массу от него внимания видела тоже.
   Dr. Klinkenbergh после своей операции помолодел лет на 10-15 и посвежел. Всем нам бросилось в глаза. Как-то "бравурно" он влетел. Таким его не знаю. М. б. для "рекламы" хирургии.
  

228

О. А. Бредиус-Субботина - И. С. Шмелеву

  
   [13.IV.1950]
   Дорогой Иван Сергеевич!
   Я очень тревожусь о Вас - на Пасху не было от Вас "Христос Воскресе". Здоровы ли Вы?? Умоляю Вас или кого-нибудь, кто около Вас, черкнуть мне, хоть строчку! Неужели Вы опять больны? Я очень устала за 2 недели без всякой помощницы. Теперь есть девушка, но я сама страшно устала и не могу пока что ничего делать. Но это пройдет. Черкните же о себе!! Обнимаю Вас. О.
   Получили ли посылку?
  

229

И. С. Шмелев - О. А. Бредиус-Субботиной

  
   7.IV.1950
   Великий Пяток
   Христос Воскресе, дорогая Олюша, с принятием Святых Христовых Тайн поздравляю тебя, мой чистый светик, да будет тебе и душе твоей - во укрепление!
   Я все еще влачусь, и, из-за шаткой погоды, не выхожу. Это убивает меня, я снова худею, т.к. больше месяца нет охоты есть: насилую себя. Должно быть в крови есть известный % urine, рот сухой, надо анализы (дал выделения), а главное: нет воли!
   Пишу только тебе, вынуждая себя. Я забыл (усталость!) просить тебя - _н_и_ч_е_г_о_ мне не посылать, я ничего не ем, посылки раздаю. Мое меню: утром - кофе с молоком, немного хлеба, масла; в 2 ч. обед - чуть салата, рыбку, апельсиновый сок; вечером чашку молока с хлебцем. Ни разу в церкви! Себе в тяжесть, жить не хочется. Все же, чтобы не надоедали, дал очерк932 "Русской мысли". Словом, ни-ку-да я! Прости, нет сил... Часами лежу, окна открыты...
   Нет для меня весны. Самое светлое - что ты оправляешься. Берегись, не пересиливай себя.
   Как пусто и уныло _в_с_е_ во мне!
   Спасибо еще, что нет нужды. Больше 50 писем без ответа. А надо писать, благодарить. Читатели не оставили меня без помощи. Какое-то _о_б_щ_е_е_ недомогание... Как надоело это! М[арии] Т[арасовны] не вижу больше месяца. Большей частью один. Тоска... Скотина я: Бог меня воздвиг (чудом), а я... - в унынии. Очевидно, надо что-то бодрящее.
   Обнимаю тебя и христосуюсь. Милая, крепни, светись... ну, помолись за меня, я это почувствую. Маме - Христос Воскресе!
   Твой, недостойный, ибо не ценящий Божию Милость...

Ваня

   Я о-чень одинок...
   Но, бодро, бодро: Христос Воскресе!
   Воистину Воскресе, родная моя Олюша.
  

230

О. А. Бредиус-Субботина - И. С. Шмелеву

  
   26.IV.50 г.
   Дорогой мой Ванечка!
   Очень меня огорчило твое письмо пасхальное, полученное много спустя праздника. Чего только я не передумала! Ах, как мучительно знать о таком твоем упадке духом! Как жаль, что ты не поговел. То светлое состояние, пришедшее после чудесного выздоровления, надо было бы беречь. У нас тут страшный холодище - шел снег и град с ветрищем, так что цвет груш и яблонь очень попорчен. Конечно, при такой погоде тебе надо беречься и не выходить. Но, думается, что свежий воздух полезен был бы. Сама я мало пользуюсь окружающей природой. Сперва слаба была, а потом сбилась с ног без прислуги (до того, что даже было испугалась). Теперь есть девчонка, но такая ветрогонка и нахалка, что не знаешь, что лучше: иметь ее или нет. Но все же лучше, чтобы она за сором и грязью ползала, чем мне убивать себя. Я все еще не окрепла, как бы хотелось. О своей работе, хоть и думаю, но сесть за нее не могу. А когда пробовала, то приходила в отчаянье - все плохо, все вымучено, не ладится! Меня это убивает. И устаю я, и голова не та, что была раньше. Да и нервность ужасная. А тут еще была тревога: Арнольд нашел у себя в животе припухлость (на глаз прямо видно) и боль. Был вчера у Klinkenbergh'a, - оказалась грыжа паховая и еще выше - фурункулчик, который уже лучше. Пока что операцию Klinkenbergh не счел обязательной, но через 4-6 недель, если не пройдет или не станет заметно лучше, - будет резать. Не отходят от нас болезни. Арнольд очень устал, чувствует себя скверно, да еще получил прострел в спине. Погода адская. Ну, поживем-увидим. Но нервы все время в напряжении. Конечно, грыжа - не серьезная болезнь, но при его профессии очень мешает и м. б. опасной, т.к. не убережешься в сельском хозяйстве. Случись, что ночью телится корова - надо ему, забыв свою грыжу, возиться и, конечно, сколько-то напрягаться и надсаживаться {В оригинале: надсажаться.}. Всегда м. б. ущемление. У него странно: - она почти никогда не входит и все время болит, как зуб. Ну, скучно все это! Я, конечно, ни о каких поездках не думаю - слишком слаба, и дома у меня нет настоящей помощницы в этой девке. Мама уже и за зиму измучилась, все делая за меня. Теперь она тоже очень устала и мучается болями то тут, то там.
   Но, все это так неважно в сравнении с твоим состоянием... Что дали анализы?
   Обнимаю и молюсь. О.
   Меня нервит, что я ничего не делаю. Между прочим за мое отсутствие кто-то стянул один из 3-х ключей от "хижины" и постоянно там бывал, чему свидетельствуют вся измятая и сбитая постель (диван) и масса окурков на тарелочке; обрывки черного меха от дамского пальто и монета на полу. Все это мне очень противно. Мех такой я сама подарила бывшей прислуге на воротник ее пальто. Она? Ключи висели у нас в комнате. С любовником? Или ее сестра-нахалка (шаталка с солдатней), одолжившая ее пальто? Но кто же все-таки стянул ключ? Мама, очень любившая Вилли, не хочет допустить мысль о ней, а я думаю определенно на нее. Она пожелала быть сестрой милосердия и быть "барышней". Мне она противна. А в "хижину" не хочется идти!
  

231

О. А. Бредиус-Субботина - И. С. Шмелеву

  

10. VI. 50

{Описка О. А. Бредиус-Субботиной: 10. V. 50.}

   Дорогой мой, родной Иван Сергеевич!
   Я не знаю, что и думать о Вас, - целую вечность не имею ни строчки и не знаю, как Вы и что с Вами. Тревожусь очень, особенно после того, как и 9-го не имела Вашего привета. Пишу в расчете, что если Вам самому не до писем, то м. б. кто-нибудь черкнет мне хоть строку о Вас! Очень прошу! Должно быть, у Вас не бывает добрая Марья Тарасовна? Хотела сегодня послать телеграмму с оплаченным ответом, но не решилась тревожить Вас - телеграммы всегда сперва пугают, прежде чем их прочтешь. Голубчик, попросите кого-нибудь мне написать 2 слова. Но как мне это больно писать, исходя из предположения, что самому Вам писать почему-то трудно.
   Если не получу ответа через неделю, то пошлю телеграмму Александру Николаевичу Меркулову. Но дома ли они летом?
   О себе не знаю, что писать, - вся полна тревогой о Вас. Начала работу и надо много трудиться, но волнение о Вас не дает покойно работать. Свой день я не праздновала, и очень стремлюсь вообще от всего и всех отойти для работы. У нас тоже частенько недомогания. С операцией Арнольда еще не решено, - узнаем на будущей неделе. А сейчас он опять с бронхитом. У мамы тоже частенько болит то то, то другое. О себе ничего уж не говорю, - дойти до прежнего состояния, дооперационного все еще не удается. Главное - сердце. Меня уговаривают где-нибудь тут опять отдыхать, но я не могу и подумать о жизни вне домашних удобств, т.е. непринужденной жизни. Всюду надо как-то привыкать и применяться к обстановке, а на это у меря нет сил. Писать мне трудно, но хочу работать, надо работать. Время летит, а я ничего не сделала путного. Очень хочу покоя, тишины и уединения. Даже как-то снилось, что я всем своим знакомым написала "круговое" обращение с пояснением, что на визиты и чаепития не могу, не смею тратить время. А все так стремятся сюда. Еще ни разу не работала у себя в "хижине". Да еще открытие: бывшая девица грохнула машинку и спрятала ее, а теперь я ее нашла в совершенно разбитом виде. Не знаю, смогут ли починить. А здесь нет с русским шрифтом.
   Читаю сейчас огромный труд И. Грабаря о Репине в 2-х больших томах933 с 300-ми еще никому неизвестных рисунков и с перепиской. Очень интересно. Вышли книги в 1949 г. в Москве и Ленинграде от Академии наук. Очень интересно, с дневником и записками Стасова934 и многих художников. Я очень люблю творчество Репина и с наслаждением читаю. Подарил мне эти тома Сережа, - они были единственным экземпляром в Голландии. Масса всего интересного узнаешь о великом художнике. Попутно и о других: Кустодиеве, Верещагине935, Васнецове, Шаляпине, Щепкиной-Куперник936, Крестовском937, Чуковском938 и др. Даже о футуристах, к которым Р[епин] относился отрицательно. Много о Рембрандте, Веласкесе939, Рубенсе, Тициане и Рафаэле, Эль-Греко940, но более восторженно о Веласкесе. Франс Хальс "наш"941 тоже превозносится, а я его не выношу. Масса интересных мыслей.
   11.VI {В оригинале: 11.V.}. Кончаю сейчас, в 7 ч. утра. Встала рано и чтобы не будить никого, вылезла в окно, вошла со стороны двора в дом и поработала уже. Господь с Вами! Пишите, дорогой! Обнимаю. О.

232

И. С. Шмелев - О. А. Бредиус-Субботиной

  
   9.VI.1950

Париж

   Продиктовано Иваном Сергеевичем Шмелевым
  
   Дорогая моя
   Ольга Александровна,
   Я очень слаб и с трудом держу перо, все ждал, что сам напишу, а сил все нет.
   Приветствую от всего сердца день Вашего Рождения.
   Пошли Вам Господь благоденствия и душевного мира.
   О себе я пока не знаю, чем болен. Лечение д-ра Антуана от избытка urée дало отличные результаты: вместо 0,70 теперь 0,27. 12-го меня повезут к нему. У меня непонятная слабость. 3 месяца бронхит (?).
   Временами, во время еды острый насморк и, главное, я все худею, но болей нет нигде.
   Эти дни жары отняли все силы, 3 месяца нет аппетита, насилую себя, но яйцо съедаю охотно.
   8 месяцев без воздуха.
   Из своей норы, вот уже три дня, перешел в большую комнату. Нет сил даже думать. Если Антуан не укажет лечения, которое может помешать уехать на воздух, меня отвезут в тихое место (Мария Тарасовна). Я в тревоге, почему худею, я почти так же слаб, как в Esbly. Простите такое горькое письмо, желаю Вам здоровья и... здоровья. Все мои планы гаснут, я почти в отчаянии.
   Нежно целую -
                 Вашу руку {Далее рукой И. С. Шмелева.}.
   О, как мне скорбно!
                   Ваш всегда Ив. Шмелев
   Привет маме. Помолитесь!
  
  

Из истории семьи Субботиных

  
   Краткий очерк истории родов Субботиных и Груздевых, жизни родителей О. А. Бредиус-Субботиной, позволит читателю более полно узнать ту среду, в которой происходило формирование характера будущей героини романа И. С. Шмелева.
   Ольга Александровна Бредиус-Субботина принадлежала к старинному роду угличских (Субботины) и костромских (Груздевы) священнослужителей. Хроника рода Субботиных на протяжении почти двухсот лет открывает целый пласт жизни уездного русского духовенства. Фамилия "Субботин" - это отчество от нецерковного мужского имени "Субота", нередкого в России в XV-XVIII вв. Первый документально известный представитель этой фамилии - священник Андрей Субботин, родившийся в середине XVIII в. За ним следуют четыре поколения потомственных священников, служивших на ярославской земле: Иоанн (1781-?), Аполлос (1809-1884), Александр (1832-1907) и тот, о котором повествуют многие страницы этой книги - протоиерей Александр Субботин {Более подробно о родственниках О. А. Бредиус-Субботиной см.: Добровольский Г. Ф. О роде Субботиных на ярославской земле. Ч. 1-2. М., 2003; Он же. Возвращение // Встреча. 2004. No 2. С. 34-37.}.
   Отец будущей писательницы Александр Александрович Субботин родился 27 февраля 1876 г. В то время его отец был священником Богоявленской церкви одноименного женского монастыря г. Углича.
   Окончив Ярославскую духовную семинарию (1897), Александр Субботин поступил в Казанскую духовную академию. Особенностью Казанской академии было ее Миссионерское отделение, на котором преподавались восточные языки, этнография, история ислама, буддизма, изучалось старообрядчество. В издаваемом академией журнале "Православный собеседник" печатались материалы деятельности Вселенских и Поместных соборов, памятники древнерусской литературы ("Стоглав", произведения Иосифа Волоцкого, Максима Грека). Профессора академии переводили на восточные языки книги Ветхого и Нового Завета, Православный катехизис, составляли богослужебные руководства для русских миссионеров, направляемых в восточные страны.
   Во второй половине XIX в. в системе высшего духовного образования трудились выдающиеся ученые-богословы и историки церкви. Среди них можно назвать профессора Казанской духовной академии П. В. Знаменского, автора многочисленных исследований и учебников по истории Русской Церкви, его коллегу профессора И. С. Бердникова, специалиста в области церковного права. Преподавали в Казанской академии и университетские профессора. К их числу относился историк А. П. Щапов (1830-1876). Профессор Знаменский писал о нем в своей "Истории Казанской академии": "Щапов пронесся над академией каким-то мимолетным метеором, который блестел и освещал предметы фантастическим, и, пожалуй, фальшивым светом; но свет от него все-таки был яркий, и для людей внимательных успел осветить впереди длинную дорогу, которой прежде было не видно"
   Особое внимание Устав академии обращал на развитие "высшего образования для просвещенного служения Церкви"; {Цит по: Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 371.; См.: Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003. С. 110.}; что способствовало повышению в академиях уровня богословской науки. Была существенно расширена программа преподавания. Помимо Священного Писания и богословия, преподавались и светские предметы: философия, логика и психология, история, педагогика, литературоведение, древние языки, и обязательно - хотя бы один иностранный язык.
   "В Казани папа учился в Академии у митрополита Антония (ректор), его очень любившего", - упоминает в "Повести жизни" О. А. Бредиус-Субботина {И. С. Шмелев и О. А. Бредиус-Субботина. Роман в письмах. Т. 1. М., 2003. С. 264.}. Действительно, в 1895-1900 гг. ректором Казанской духовной академии был Антоний Храповицкий, впоследствии один из кандидатов на патриарший престол и митрополит Русской Православной Церкви за рубежом. Антоний Храповицкий был яркой фигурой: ученый и публицист, сторонник независимости Церкви от светской власти и реформы духовного образования. В 1896 г., во время работы в Казанской академии, он писал: "Современный пастырь должен быть хозяином в воззрениях века на все стороны бытия и жизни, должен ясно сознавать их согласие или несогласие с учением христианским, должен уметь дать оценку всякой философской идее, хотя бы вскользь брошенной в модной повести или журнальной статье, и потому не сетуйте, если ему подробно раскрывают системы Канта и Конта. Верьте, что и этого мало для его дальнейшей деятельности... Как приблизить к Церкви жизнь и занятия богословских студентов? Должно возбудить в них религиозную и богословскую самостоятельность... Вот, пусть бы радетели церковности, вместо поругания академии, ее профессоров и студентов, вместо усиленного отыскивания ересей в их сочинениях и проступков в их поведении, указали способы ко введению этого условия..." {Цит. по: Флоровский Г. В. Пути русского богословия. С. 425- 426.}.
   Ректор академии был ненамного старше своих студентов. В 1897 г. (время поступления в академию А. А. Субботина) ему 34 года. Он - в начале своего пастырского пути, полон энергии и планов. Легко понять то огромное влияние, которое будущий митрополит имел на студентов. "Мы жили, согретые его любовью и лаской. Он, впервые может быть, для многих из нас, раскрыл нам смысл православного пастырства, как любовного и самоотверженного приятия в свою душу своей паствы, переживания с нею вместе всех ее горестей и радостей, всех испытаний, искушений и падений своих духовных чад..." - вспоминал один из его учеников {Там же. С. 428.}.
   В 1900 г. А. А. Субботин получил степень кандидата богословия, и через год - ученую степень магистра {По данным ЦГА Республики Татарстан: "В 1901 г. по окончании курса в Казанской духовной академии [А. Субботин] получил ученую степень кандидата богословия и звание магистра" (НА РТ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2867. Л. 7, 17, 24, 25, 29, 39-46; Д. 2956. Л. 15, 20, 23). С этим расходятся данные ГА Ярославской области, в справке которого нет упоминания о присуждении А. Субботину звания магистра (ГАЯО. Ф. 142. Оп. 1. Д. 73. Л. 6-7; Д. 76. Л. 5-6; Д. 79. Л. 5-6; Д. 81. Л. 3-4). См. также: [Писарев H. H.] А. А. Субботин. Казань, 1914.}. Эта скупая фраза говорит о многом. Все обучение в духовных академиях было рассчитано на 4 года. В течение трех лет студенты проходили полный курс общеобразовательных и специальных дисциплин. Успешно окончивший третий курс студент представлял "квалификационную работу", на основании которой ему присваивалась степень кандидата богословия. На четвертый курс академии допускались только студенты, получившие все отличные оценки. Здесь, под руководством профессоров, лучшие студенты академии готовились к преподавательской деятельности в духовных семинариях. Студенты сдавали магистерские экзамены и работали над диссертацией, только после публичной защиты которой могли получить ученую степень магистра богословия. Значит, Александр Субботин учился не просто хорошо, а блестяще.
   После окончания духовной академии в жизни А. А. Субботина происходит резкий поворот. В 1901 г. магистр богословия, любимый ученик Антония Храповицкого (тогда уже епископа) становится... надзирателем во Втором епархиальном общежитии Ярославской духовной семинарии. Что заставило его так поступить? Об этом умалчивают письма его дочери, не могут ответить и "архивные справки" - они точно фиксируют рождение и смерть, службу, приобретение имущества, но бесполезно искать в них сведения о внутреннем мире, мотивах тех или иных поступков.
   Однако уже через год Александр Субботин оставляет эту службу - гораздо более его интересует преподавательская работа. Сначала - в Черниговской духовной семинарии (1902), далее - в Угличском духовном училище (с марта 1903), и затем, в мае 1903 г., А. Субботин становится преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии, которую сам он окончил всего семь лет назад.
   Возвращение в Ярославль связано не только с работой. 16 июля 1903 г. Александр Александрович Субботин вступает в брак с Александрой Александровной Груздевой, учившейся в Ярославском училище для девиц духовного ведомства.
   Александра Александровна Субботина происходила из не менее древнего рода. Ее отец, Александр Михайлович Груздев (1845-1916), родился в семье потомственного священника в селе Баран, в двух верстах от старинного города Судиславля. В древности эта местность называлась Осецким станом, располагалась на важном тракте из Костромы в Галич. Административно-религиозным центром здесь издревле было село Никольское-Баран, получившее название по старинной церкви Николая Чудотворца. Церковь была построена на возвышенности, напоминающей своими очертаниями бараний лоб. В XVI в. село принадлежало дьяку Разрядного приказа Выродкову, одному из ближайших сподвижников Ивана Грозного. К этому же времени относится первое упоминание в грамотах Осецкого стана.
   Завершив положенное обучение в семинарии (1868) и прослужив год учителем латинского языка в Макарьевском духовном училище (1869), 20 сентября 1870 г. Александр Груздев был рукоположен в священники своей родной церкви. Через три года отец Александр стал исполняющим обязанности благочинного по девятому Костромскому округу. Еще через четыре года (1877) он был утвержден в этом звании. Отец Александр был возведен в сан протоиерея 29 июля 1908 г., в 1914 г. награжден орденом св. Владимира IV степени. О. А. Бредиус-Субботина была очень точна в автобиографической части своих писем: именно отец Александр - строгий дедушка-благочинный, персонаж ее воспоминаний и рассказов.
   24 мая (9 июня) 1904 г. в семье Субботиных родилась дочь Ольга. Через год, 5 октября 1905 г. Александр Субботин был рукоположен в священники храма Нерукотворного Спаса в Рыбинске. С этим храмом связана вся жизнь семьи Субботиных.
   Вот как описывается деятельность о. Александра в "Епархиальной хронике": "Храм наш двухэтажный, величественный и красивый, выстроенный 40 лет назад [1861. - Г. Д.] потомственным почетным гражданином Михаилом Александровичем Григорьевским <...>
   По первоначальному проекту предполагалось сделать храм одноэтажным, а внизу [в полуподвальном этаже. - Г. Д.] устроить место для могил строителя и его супруги, и церковные кладовые. <...> Не рассчитывая на большое стечение богомольцев, [строитель. - Г. Д.] отступил от этого плана. И для зимы он устроил храм в нижнем этаже, несколько углубив его в землю. <...> В будние дни или когда немного в нем молящихся, именно в этот полусветлый храм хочется пойти и не на виду у людей излить пред Господом свою душу, отягощенную горем и грехами.
   Но в праздники он теряет все свое благолепие - приходится стоять в страшной тесноте и духоте. К концу богослужения в церкви стоит туман. Большинство свечей гаснет, остальные чуть-чуть мерцают. И тут богомольцам уже не до красоты церковных служб - скорей бы выйти на свежий воздух, а некоторых зачастую выносили в обморочном состоянии. <...>
   Поступивший в октябре 1906 г. [по другим сведениям, в 1905 г. - Г. Д.] в наш храм настоятелем священник о. Александр Александров Субботин своим благоговейно торжественным служением <...> увеличил число богомольцев. На первом же году своего служения, испытав все неудобства зимнего храма, он обратился к приходу с предложением приноровить для зимнего храма величественный летний, устроив в нем отопление. <...> Сердечное горячее слово о. настоятеля <...> о любви и усердии к храму сделало свое дело! На его призыв откликнулись известные и неизвестные лица, состоятельные и небогатые. Желаемая сумма очень быстро собралась. <...> Все были живо заинтересованы, во-первых, устройством теплого храма, во-вторых, устройством дома для церковно-приходской школы на средства Попечительства. <...>
   Желая возможно скорее достичь намеченной цели, о. Александр увеличил этот капитал, внеся свое крупное пожертвование. Решили, имея такой капитал, строить небольшое деревянное строение [для школы. - Г. Д.]. Но прихожане, видя крупную жертву и горячую неутомимую энергию своего духовного наставника, сами увлеклись его благими стремлениями, и, кто чем мог, старались оказать свою помощь. <...> И, в конце концов, с помощью Божией и добрых людей, выстроили не маленькое деревянное здание, как предполагали, а каменное двухэтажное..." {Цит. по: Добровольский Г. Ф. О роде Субботиных. Ч. 2. С. 84- 92.}.
   24 октября 1911 г. состоялось освящение храма. Дело жизни о. Александра было завершено. Через месяц о. Александр стал заведующим Рыбинской церковно-приходской школой. В 1913 г. он издал книгу "Пастырский призыв к единению на дела христианской любви - семь поучений женам церковно-приходского попечительства настоятеля Спасской церкви Рыбинска". 2 сентября 1913 г. о. Александр в последний раз совершил таинство крещения в Спасской церкви.
   В жизни о. Александра вновь происходит резкая перемена. В 1913 г. он оставляет построенный им храм и подает прошение начальнице Казанского Родионовского института благородных девиц о назначении его на должность настоятеля церкви во имя св. мученицы царицы Александры и законоучителя института. Его прошение было удовлетворено.
   Немногим более полугода продолжалась его деятельность на новом месте. 24 февраля 1914 г. за три дня до своего 38-летия он скончался. Заупокойная литургия и панихида были совершены 26 февраля в институтской церкви. Газета "Казанский телеграф" 28 февраля 1914 г. писала: "...Неожиданная, преждевременная смерть, беспощадно скосившая молодые силы отца Александра, поразила всех знавших и глубоко уважавших его... Служба в Институте была для о. Александра святыней, в которую он влагал всю свою любовь, свое сердце, свою душу...". По настоянию прихожан Спасской церкви города Рыбинска, о. Александр был похоронен у стен построенного им храма. "Гроб не несли, а передавали через головы, - это была несколько-тысячная толпа плачущих людей" {И. С. Шмелев и О. А. Бредиус-Субботина. Роман в письмах. Т. 1. С. 35.}, - напишет через четверть века его дочь.
   К сожалению, и сейчас мы знаем об о. Александре очень немногое. Почему один из лучших выпускников Казанской духовной академии стал скромным надзирателем епархиального училища? С чем связан перевод о. Александра в Казань? Далеко не на все эти вопросы могут ответить архивные данные. Но только обращение к первоисточникам, изучение документов и писем может помочь нам шаг за шагом восстановить реальные события: представить себе историю семьи, оставившей след на ярославской земле, а с изданием этой книги - вошедшей в русскую литературу. Без знания истории этого рода невозможно понять, почему именно Ольга Субботина привлекла внимание такой яркой личности, как русский писатель Иван Шмелев.

Г. Ф. Добровольский

  

Примечания

(Все письма публикуются по оригиналам, хранящимся в: РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 3.)

1

  
   Ед. xp. 18. Л. 31, 32. Письмо, машинопись.
   1 ...ты угадала - слышал твое письмо у доктора... - 22 мая 1942 г. О. А. Бредиус-Субботина писала: "А я так уже истомилась! Вчера дошла до того, что Серову написала! Мне это очень было трудно, зная как он не любит письма! И плохо написалось. Ваня, откуда это берется, объясни Христа ради: вообразила я, что больше ничего от тебя не получу, что не любишь меня, что уходишь. <...> То я тебя больным видала!" (РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 3. Ед. хр. 70. Л. 53-55).
   2 К. - имеется в виду Екатерина Дмитриевна (фамилия не установлена), с которой И. С. Шмелев познакомился в Праге в 1937 г.
   3 Академик Любинский М. Б. - сведений о нем нет.
   4 ...справки о поездке... - намереваясь поехать в Голландию, И. С. Шмелев обратился за помощью к заместителю председателя Управления делами русских эмигрантов во Франции Павлу Николаевичу Богдановичу.
   5 "Мери" - кличка лошади из одноименного рассказа И. С. Шмелева (1907).
   6 "Тамань" - одна из пяти повестей, входящих в роман "Герой нашего времени" (1838-1840) М. Ю. Лермонтова (1814-1841).
   7 ...как образец рассказа. - в письме Я. П. Полонскому от 18 января 1888 г. А. П. Чехов отмечает, что "Тамань" доказывает "тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой" (Чехов А. П. Письма. Том 2: 1887 - сент. 1888. М., 1975. С. 177).
   8 "Драцена Грандиоза" - в шутливом прозвище использовано название тропического кустарника (Dracaena grandioso).
   9 Ну, помнишь, как у Гоголя, - Маниловы? - супруги-помещики, персонажи поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души", отличавшиеся склонностью к витиеватым выражениям.
   10 "Облегчить нос посредством платка". - неточная цитата из 8 главы "Мертвых душ", в которой описаны нравы дам города N: "Никогда не говорили они: "я высморкалась", "я плюнула", а говорили "я облегчила себе нос", "я обошлась посредством платка"" (Гоголь Н. В. Мертвые души. М., 1982. С. 146).
   11 "Как я встречался с Чеховым" - цикл рассказов И. С. Шмелева. Впервые был опубликован в газете "Возрождение" (1934. 29 июля - 16 сент. No 3343, 3364, 3392).
   12 "Свадьба" - пьеса А. П. Чехова (1889-1902).
   13 "...обременяющее душу, - для чего?.." - фрагмент из рассказа И. С. Шмелева "Веселенькая свадьба" (См.: Шмелев И. С. Собр. соч: В 5 т. М., 1998. Т. 2. С. 329).
   14 ..."и благословен плод"... сердца твоего! - И. С. Шмелев перефразирует слова тропаря "Богородице Дево, радуйся..." ("...И благословен плод чрева Твоего...").
   15 ...пиши "Лик"... - план своего будущего рассказа О. А. Бредиус-Субботина изложила И. С. Шмелеву в письме от 28 марта 1942 г. (Т. 1. Письмо No 170). Рассказ под заглавием "Заветный образ" был написан в 1946-1947 гг.
   16 ...твоя гортензия! - в канун Троицы (26 мая 1942) И. С. Шмелев получил цветок от О. А. Бредиус-Субботиной.
  

2

  
   Ед. хр. 18. Л. 45, 46. Письмо, машинопись.
   17 ...с каким-то провожатым... - личность не установлена.
   18 ...Серова-интуитивиста. - С. М. Серов имел репутацию хорошего диагноста. Именно он, в отличие от других врачей (Аитова, Чекунова), поставил правильный диагноз болезни О. А. Шмелевой - ишемия сердца.
   19 ...было две тысячи лет тому... - речь идет о Рождестве Христовом.
   20 ...в "роковых минутах"... - образ из стихотворения Ф. И. Тютчева "Цицерон" (1830).
   21 ..."самораскрывании Бога и его Воли". - в основу историософских взглядов И. С. Шмелева легли идеи В. С. Соловьева и его последователей. Трактовка истории как постепенного процесса "обожения" человечества ("сближение тварного с Творцом") тесно связана с идеей о диалектическом развитии самого Божества. Осмысление мировой войны (революции) как "апокалипсиса истории" связано также с философскими построениями Н. А. Бердяева и русских символистов.
   22 ...со светильниками бодрствовать... - образ из евангельской притчи о неразумных девах (Мф. 25, 1-13).
   23 ..."божественная трагедия"... - отсылка к "Божественной комедии" (1307-1321) Данте.
   24 ...сообщение о родственнике-инженере... - имеется в виду С. А. Субботин. Приобретение авторских прав было использовано как официальный предлог для обращения в Управление делами русской эмиграции во Франции с просьбой о разрешении деловой поездки в Голландию.
   25 ...как было с 1-ой частью... - во время работы над первым томом романа И. С. Шмелев публиковал завершенные главы в газете "Возрождение" (март 1935 - июнь 1936).
   26 ...будет ли в Париже издаваться газета. - в годы оккупации в Париже был разрешен единственный орган русской печати - еженедельная газета "Парижский вестник" (14 июня 1942 - 12 августа 1944). Газета издавалась Управлением делами русской эмиграции во Франции и поддерживала оккупационный режим. В этой газете были опубликованы главы романа "Лето Господне" ("Именины", "Торжество"), рассказы и статьи И. С. Шмелева ("Голос совести", "Чертов балаган", "Певец ледяной пустыни", "Почему так случилось", "Рождество в Москве"). Несмотря на то, что указанные произведения не имели политической направленности, их публикация была воспринята как сотрудничество писателя с нацистами. Впоследствии Шмелев был вынужден объяснить свою позицию, опубликовав в газете "Русская мысль" (1947. 31 мая. No 7) открытое письмо "Необходимый ответ". См.: Шмелев И. С. Собр. соч. Т. 7 (доп.). С. 553-555; переписка И. С. Шмелева и А. Л. Толстой // Диаспора. 2002. No 4 (публикация В. Н. Сахарова).
  

3

  
   Ед. хр. 71. Л. 24, 25. Письмо, рук.
   27 Свояк... - имеется в виду Корнелиус Бредиус, деверь (брат мужа) О. А. Бредиус-Субботиной.
   27а Ты получил с них фото? - вероятно, речь идет о фотографии, присланной О. А. Бредиус-Субботиной в письме от 2 июня 1942 г.: "Посылаю фото: чтобы убедить, что поправилась. Толстушка стала. Да, вот опять бы не сдать! Лошадка же "выдра" с голодного пайка зимы" (РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 3. Вд. хр. 71. Л. 8, 9). Фотография находится в Российском Фонде Культуры (Фонд И. С. Шмелева. Свидетельство о дарении 1053).
   28 ...поняла... многое из твоих писем. - далее О. А. Бредиус-Субботина иносказательно (письма цензурировались) ведет речь о России, Сталине и Гитлере. Впервые этот прием использован в письме О. А. Бредиус-Субботиной от 8 июля 1941 (Т. 1. Письмо No 28).
   29 ...письмо от жены, "кавказца"... - упоминается письмо от Инги Шахбаговой с припиской Е. Шахбагова от 1 июня 1942 (РГАЛИ. Ф. 1198. Оп. 3. Ед. хр. 153. Л. 1).
  

4

  
   Ед. хр. 18. Л. 56, 57. Письмо, машинопись.
   30 Еженедельника... - имеется в виду берлинская газета "Новое слово".
   31 ...о статье Г[орянского]... - имеется в виду статья В. И. Горянского "Возвращение троянского героя" (Новое слово. 1942. 18 января. No 5); Валентин Иванович Горянский (наст. фам. Иванов, 1888-1949), журналист, прозаик, поэт, драматург. В эмиграции сотрудничал в журналах "Иллюстрированная Россия", "Сатирикон", газетах "Новое слово" и "Парижский вестник".
   32 ...в словаре Даля. - И. С. Шмелев упоминает "Толковый словарь живого великорусского языка" (1863-1866) В. И. Даля (1801-1872), включающий в себя диалектные, заимствованные и устаревшие слова и выражения.
   33 "забельшить" - "Нехотя запрятать, запропастить, заторить, заподевать, засунуть, заложить, прибрать, не помня куда, спрятать так, что и сам не найдешь. Растратить или извести, промотать" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994).
   34 "Крестный ход" - рассказ, вошедший в книгу "Радости" автобиографического романа "Лето Господне". Впервые опубликован в газете "Возрождение" (1939. 6 января. No 4165) с посвящением Н. К. Кульману.
   35 ...будут на чтении митрополиты... - имеются в виду митр. Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) и, вероятно, митр. Серафим (Лукьянов), глава Западноевропейской епархии Русской Православной Церкви за рубежом.
   36 ..."пойду, погляжу, как на моей земле люди живут..." - говорит Горкин. - в тексте романа эти слова произносит другой персонаж - старик-богомолец Пресветлый (Шмелев И. С. Собр. соч. Т. 4. С. 169).
   37 ..."А жить уж нам трудно стало..." - см. роман "Няня из Москвы", гл. XXVII (Шмелев И. С. Собр. соч. Т. 3. С. 90).
   38 ..."Идем самыми страшными местами..." - указан фрагмент главы "У креста" романа "Богомолье" (Шмелев И. С. Собр. соч. Т. 4. С. 453-457).
&

Другие авторы
  • Аверьянова Е. А.
  • Карлгоф Вильгельм Иванович
  • Толстой Иван Иванович
  • Гофман Эрнст Теодор Амадей
  • Бенедиктов Владимир Григорьевич
  • Дерунов Савва Яковлевич
  • Толстой Лев Николаевич
  • Опиц Мартин
  • Венский (Пяткин) Е. О.
  • Бодянский Осип Максимович
  • Другие произведения
  • Чаянов Александр Васильевич - Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии
  • Карамзин Николай Михайлович - Письма русского путешественника
  • Аксаков Константин Сергеевич - Воспоминание студентства 1832 - 1835 годов
  • Карамзин Николай Михайлович - О Похитителях
  • Картер Ник - Три таинственных кристалла
  • Кони Федор Алексеевич - Принц с хохлом, бельмом и горбом
  • Офросимов Михаил Александрович - М. А. Офросимов: краткая справка
  • Раевский Владимир Федосеевич - Стихотворения
  • Успенский Николай Васильевич - Успенский Н. В.: Биобиблиографическая справка
  • Фонвизин Денис Иванович - Челобитная Российской Минерве от Российских писателей
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа