Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 71, Письма 1898, Полное собрание сочинений, Страница 16

Толстой Лев Николаевич - Том 71, Письма 1898, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

sp;    (8) Мария Львовна Оболенская ожидала ребенка.
   (9) Работа над романом "Воскресение".
  
  

324-325. С. А. Толстой от 25 и 27 ноября 1898 г.

* 326. А. М. Бодянскому.

  
   1898 г. Ноябрь. Я. П.
  
   Ваше намерение, (1) дорогой А[лександр] Михайлович], ехать с духоборами вполне исполнимо с нашей - т. е. друзей духо-боров - точки зрения. Нам даже желательны интеллигентные, знаюшие языки, хотя бы франц[узский], люди, кот[орые] могли бы сопровождать их в Канаду на свои средства. Пароход нанят и придет в Батум за остальными расселенными (2000 чел.) к 4-му декабря. Разрешит ли вам правительство, а то было бы очень хорошо для вас и для вашего сына. Если могу чем помочь вам, обращайтесь ко мне. Адрес Хилкова: Vinnipega. Imigration office for D. Chilkoff. Братски целую вас.
  

Лев Толстой.

  
  
   Печатается по листам копировальной книги из АЧ. Датируется пред-положительно, по содержанию и на основании штемпеля получения письма Бодявского, на которое отвечает Толстой.
   Ответ на письмо Бодянского от 24 октября (почт, шт.), в которое Бодянский вложил свое письмо к Д. А. Хилкову, прося Толстого прочесть его и отправить. В письме к Хилкову Бодянский писал о своем желании уехать с сыном в Канаду с духоборами и спрашивал, может ли он быть им полезен.
  
   (1) Одно слово в копии неясно отпечаталось и не разобрано. В 1899 г. Бодянский переехал в Америку со своим сыном Александром. См. т. 72, стр. 52-53.
  
  

327. С. А. Толстой от 1 декабря 1898 г.

* 328. С. Н. Толстой.

  
   1898 г. Декабря 1. Я. П.
  
   Извести как доехала Соня. Завтра приеду.
  

Толстой.

   Адрес: Москва Хамовники, дом Толстой. Софии Николаевне.
  
  
   Телеграмма. Печатается по датированному телеграфному бланку.
  
   Толстой предполагал переехать из Ясной Поляны в Москву 1 декабря. 29 ноября за ним приехала С. А. Толстая. Желание Толстого отсрочить отъезд вызвало тяжелое состояние С. А. Толстой, которая, не дожидаясь его, одна уехала в Москву. Беспокоясь, Толстой дал эту телеграмму невестке, Софье Николаевне Толстой, жившей в то время в Москве, и написал С. А. Толстой письмо (см. т. 84, стр. 338-339). 2 декабря Толстой приехал в Москву, где прожил до 19 декабря.
  
  

* 329. С. Л. Толстому.

  
   1898 г. Декабря 4. Москва.
  
   Сережа,
  
   Хирьякова и ее подруга едут для сопровождения духоборов, первая или вторая партия. Хирьякова известна всем нашим друзьям своей выносливостью и самоотверженностью. Она была у Чертковых на время голода и холеры. Такова же и ее подруга. Женщины они совершенно порядочные, и во всем им можно и должно верить. Вопрос об их способности переносить море ре-шится для них теперь переездом от Севастополя до Батума. Я передал им 200 р.
   Твои письма два-- Тане (1) - и вчера телеграмму (2) получил. Тысячу рублей тебе выслал. Я в Москве. Привет Сулеру. Целую тебя.
  

Л. Т.

  
  
   На конверте: Батум. Hotel Bellevue. Сергею Львовичу Тол-стому.
  
   Отрывок впервые опубликован в книге: С. Л. Толстой, "Очерки бы-лого", М. 1949, стр. 209. Датируется на основании упоминания о Хирьяковой и ее подруге. Е. Д. Хирьякова и М. А. Чехович были у Толстого 4 декабря, а 5 декабря выехали на Кавказ.
  
   (1) Письмо С. Л. Толстого к Т. Л. Толстой неизвестно.
   (2) Телеграмма эта неизвестна. В письме от 3 декабря С. Л. Толстой сообщал, что будет телеграфировать С, А. Толстой, прося прислать одну тысячу рублей.
  
  

330. В. Г. Черткову от 5 декабря 1898 г.

* 331. Т. Л. Толстой и М. Л. Оболенской.

  
   1898 г. Декабря 5. Москва.
  

5 декабря.

  
   Милые Таня и Маша.
  
   Письма ваши получил, не отвечал еще потому, что нездо-ровится - очень слаб всячески, но преимущественно физически: не хочется ни двигаться, ни говорить, ни думать. Мама вчера, верно, писала вам. Положение ее всё то же - очень тяжелое, и тяжесть кот[орого] для меня вы, несмотря на всю вашу любовь ко мне, понять не можете. Самое утешительное и укрепительное для меня то, что говоришь себе, что в этом моя задача. Да уж очень сложна и трудна.
   Видел Олсуфьевых: сидели за столом Анна Михайловна, Адам Васильевич, Матильда, (1) Петр Васильевич (2) и дирижер на трубе. (3) Говорить о Лизе (4) не пришлось при всех, видел, что А[нна] Михайловна держит слезы, а А[дам] Васильевич пошел вниз проводить меня, и там я сказал ему, что видел во сне... Он говорит: "Лизка нашего" и заплакал, и я. И стали целоваться. Он ногами слаб, с трудом сходит с лестницы. Хотел и обешал к ним пойти, да нет энергии. Видел С. А. Дунаева. (5) Вчера приехала Хирьякова с приятельницей и поехали. Они мне понравились - верно, работящие женщины, обе акушерки и фельдшерицы. Нынче приехал Чернов. (6) Вы, верно, мало го-ворили с ним. Я его очень люблю: такой же твердый, ясный, кроткий, как и все они, эти люди 25 столетия. В сравнении с ними особенно тяжелы те люди 15 столетия, среди которых живешь. Ужасно был дорогой спутник 11-го столетия. (7) Миша ни то, ни се, всё в пьянстве эгоизма, но дурного пока ничего нет, Саша грохочет добродушно, часто. Мила Соня с детьми. Мы не получили багажа и потому не знаем, что прислано. Благодарю, Таня, за то, что прислала - всё нужно. А нужно еще мне - ножницы и большие и маленькие, разрезной ножик, все книги запрещенные, на верхней полке в правом углу, и брошюра английская: японцы о политической экономии. Я приготовил ее взять с собой и забыл. Еще коньки. Целую вас, милые де-вочки, также Колю, Лизу и Леву и Дору с сыном.
  

Л. Т.

  
  
   На конверте: Московско-Курская жел. дор. Ст. Козловка-Засека. Татьяне Львовне Толстой.
  
   Год в дате определяется по содержанию письма. Письма Т. Л. Толстой и М. Л. Оболенской, на которые отвечает Тол-стой, неизвестны.
  
   (1) Матильда Павловна Моллас (1857-1921), подруга Е. А. Олсуфьевой, учительница французского языка.
   (2) Петр Васильевич Плавтов, земский врач Обольяновской больницы, Дмитровского уезда.
   (3) В имении Олсуфьевых был свой оркестр из духовых инструментов.
   (4) Е. А. Олсуфьева. См. прим. 1 к письму N 57.
   (5) О ком здесь идет речь, неизвестно.
   (6) Чернов - духобор.
   7 Толстой, вероятно, имеет в виду какого-нибудь спутника по пути из Ясной Поляны в Москву.
  
  

* 332. С. Л. Толстому.

  
   1898 г. Декабря 5. Москва.
  

5 декабря.

  
   Сережа.
  
   Чернов застал меня в Москве, куда я, к сожалению, должен был переехать. Мама всё в том же возбужденном, беспокойном и нервно нездоровом состоянии. Девочки остались в Ясной, и мне очень жалко было покидать их. Маша, должно быть, носит еще мертвого ребенка и должна будет пострадать, поболеть, чтобы освободиться. Но она свежа и бодра. Таня тоже хороша, хотя еще не совсем, как думаю, свободна от С[ухотинск]ой заразы. Соня с Анн[очкой] и Мишей здесь в Москве, на днях уезжают; (1) я много работал, увлекаясь художественной ра-ботой, кажущейся мне очень содержательной, но не могу ска-зать, чтобы кончил, хотя 3/4 (60 гл[ав]) уже в коректуре. Миша всё кутит - в периоде пьянства молодого эгоизма. Андрей в Петербурге с невестой, кажется в очень хорошем и счастли-вом состоянии. Дурно то, что Кавказская Княжна, (2) про нее пишут, что жизнь ее в опасности, и приходили спрашивать его адрес. Саша всё так же детски мила. Я б[ыл] у д[яди] Се-режи перед отъездом; (3) он сам стирает свое белье и засаживает всю землю лесом. Маша Серг[еевна], кажется, выходит за Би-бикова. (4) И я думаю, что это хорошо. - Теперь о том, о чем пишешь: Письмо Хилкова, к[оторое] ты, верно, получил, отве-чает на осуждение Канады кан[засским] агентом. (5) И я думаю, что Хилк[ов] прав, п[отому] ч[то] менониты живут рядом и благо-денствуют. Смутило меня немного то, что рассказывал Черн[ов] о том, что в Гибралтаре будут осматривать и не пустят с своей провизией. Но вы, верно, всё это знаете и примите соответствующие меры. Я имел о тебе известие от женщины, едущей к мужу в Якутск. Они благополучно проехали с Поздняковым недели две тому назад. (6) Собирались ехать Вака Филос[офов] (7) и Петр Бобр[инский]. (8) Что ты думаешь об их пригодности? Как у вас решено? Кто будет сопровождать Карских? Я очень рад был видеть Чернова. О твоей семье ничего не слыхал еще, но узнаю и наппшу. (9) Привет Сулеру. Целую тебя.
  

Л. Т.

  
   Невыгоды Канзасского поселения: 1) не хлебопашественная страна и 2) главное, дороговизна земли. Если хоть по 2 дес[ятины] на душу, в 10 раз меньше, чем в Канаде, то это все-таки 150 т[ысяч] р.
  
   На конверте: Сергею Львовичу.
  
  
   Письмо было отправлено через духобора Чернова.
   Ответ на письмо С. Л. Толстого от 28 ноября, в котором Сергей Льво-вич, объясняя цель поездки к Толстому духобора Чернова, писал, что в Тифлис приехал из Гамбурга агент одного пароходного общества Н. G. Stoeckel, который предлагал духоборам переселиться на самых льготных условиях в Арканзас и тем смутил духоборов.
  
   (1) С. Н. Толстая с детьми 8 декабря уехала в Гриневку.
   (2) А. Л. Толстой, будучи летом 1898 г. на Кавказе, сделал предложение Елене Константиновне Гурьели (1878-1906); затем в скором времени на-писал ей письменный отказ от своего предложения. По получении отказа А. Л. Толстого Гурьели покушалась на самоубийство и была долгое время больна.
   (3) Толстой был у брата Сергея Николаевича в его имении Пирогово 28-29 ноября 1898 г.
   (4) Мария Сергеевна Толстая (р. 1872), дочь С. Н. Толстого, в 1899 г. вышла замуж за Сергея Васильевича Бибикова (1871-1920).
   (5) Это письмо Д. А, Хилкова неизвестно.
   (6) Василий Николаевич Поздняков, духобор, сосланный в Якутскую область, ездил к П. В. Веригину в Обдорск и, получив от него письма к духоборам, отвез их на Кавказ. По пути (и на Кавказ и обратно с Кав-каза в Якутскую область) заезжал к Толстому. На обратном пути он за-езжал с двумя женами духоборов, ехавшими к своим мужьям в Якутск. См. т. 53.
   (7) Владимир Николаевич Философов (1874-1938), брат С. Н. Толстой.
   (8) Петр Алексеевич Бобринский (1869-1920?), знакомый семьи Тол-стых.
   (9) Жена С. Л. Толстого Мария Константиновна Толстая, рожд. Рачинская (1865-1900), и сын Сергей Сергеевич Толстой (р. 1897).
  
  

333. П. В. Веригину.

  
   1898 г. Декабря 5? Москва.
  
   Письмо ваше очень порадовало меня, дорогой брат Петp Васильевич. Я писал вам через известный вам адрес, пишу еще и теперь с сестрами, едущими в вашу сторону. (1) Посылаю письмо Х[илкова] о положении дел в Канаде, (2) о положении дел на Кавказе они расскажут вам. (3)
   Всё идет хорошо. Но нельзя достаточно часто повторять всем нам то, что вы пишете, что не важно место, в котором мы находимся, а важно наше отношение к богу и людям, верим ли мы, что жизнь в духе, а не в плоти, и готовы ли мы, памятуя это, всякий раз, когда предстоит выбор между духовным и телесным благом, пожертвовать всеми мирскими временными делами для соблюдения своей вечной души. Жить мне по всем вероятиям остается недолго, и многое хочется передать, что кажется мне ясным и важным, а между тем не обдумано людьми. Последнее время меня особенно занимает мысль о том, что большая доля наших несчастий происходит от нашего ложного представления о боге, а потому и нашего неверия в него. Глав-ное, ложное представление о боге происходит от усвоенного верования о сотворении мира, о том, что мы знаем, как сотворен мир и кто его сотворил. От этого суеверия происходит ложное представление о боге, кот[орый], как человек, то сидит спокойно, то затевает, что ему вздумается, и еще более ложное предста-вление о начале мира и человека, а потому и о конце мира и жизни человеческой. Мы не видим ужасающей нелепости такого представления только п[отому], ч[то] слишком привыкли к нему. В сущности же для всякого человека, свободного от этих неле-пых суеверий, вопрос о происхождении и конце мира никогда и не представится. Такой человек видит себя живого в мире и по времени и пространству, не видит ни впереди себя, ни по-зади конца ни пространству, ни времени и, раз поняв это, за-ботится только о том, чтобы понять законы (4) мира и, главное, закон своей жизни, по христианскому выражению - волю отца жизни. Разумный и свободный человек старается только понять и исполнить в этом мире закон своей - так же, как мир, - не имеющей ни начала, ни конца, - жизни, исполнить волю бога, того бога, кот[орого] он признает позади этих его законов и о кот[ором] он не может составить себе никакого понятия. Он знает только, что существо, установившее эти за-коны, есть, но понять это существо и его цели он (человек ра-зумный) и не пытается, понимая, что он, часть ограниченная, никак не может понять целого. Всё то, что он может понять, это то, что свойство этого бога жизни, проявляющегося в его душе, есть любовь, т. е. победа единения над разъедине-нием.
   При еврейско-церковном понимании человек составляет себе понятие о боге, об его свойствах, об его деятельности (творение, искупление и т. п.), а не заботится об его законах, об его воле, кот[орую] призван исполнять человек и к[оторая] указана ему в его сердце, - разумом и любовью. При разумном же, про-стом понимании жизни, без суеверия творения, человек знает несомненно только закон бога, его волю и все силы полагает на уяснение себе его (закона) и следование ему, про бога же ничего не знает кроме того, что он есть и дал человеку свой закон для исполнения.
   При первом взгляде и мир и человек начались и потому должны и кончиться, и страшны делаются и смерть и кончина мира; при втором, разумном взгляде - как мир никогда не начинался и никогда не кончится, так никогда не начиналась наша жизнь и никогда не кончится, и потому кончины мира не может быть, а смерть не страшна, п[отому] ч[то] есть только более резкая перемена, чем все те, к[оторые] совершаются во врем[енной] жизни. Нет ни наград, ни наказаний, а есть только то, что и здесь, что свое добро ведет всегда к общему добру, а свое зло ведет к общему злу, и добро радостно, а зло мучительно. Добро это единение - любовь. Зло это разъединение, злоба. - Что вы думаете обо всем этом? Братски целую вас.
  

Л. Толстой.

  
  
   Печатается по копировальной книге N 2, лл. 33-35. Датируется по предположению, что письмо пересылалось с В. Н. Поздняковым и двумя духоборческими женщинами, приезжавшими к Толстому с Кавказа 5 декабря.
   Письмо Веригина, на которое отвечает Толстой, неизвестно. Толстой отвечает на него вторично. См. письмо N 301.
  
   (1) Вероятно, у Позднякова с Веригиным был условлен адрес для пере-сылки писем. Толстой упоминает только о приезде женщин и умалчивает о Позднякове из конспиративных соображений.
   (2) См. письмо N 335.
   (3) Предполагалось свидание с Веригиным ехавших в Сибирь духоборче-ских женщин.
   (4) Одно слово в копировальной книге не оттиснулось.
  
  

* 334. В. Н. Скрипицыну.

  
   1898 г. Декабря 5? Москва.
  
   Милостивый государь
  
   Владимир Николаевич,
  
   Поселенные в Якутской области духоборы очень желали бы соединиться с своими семьями, оставшимися на Кавказе; того же желают и эти семьи. Желание это, столь естественное и за-конное, не может, однако, быть исполнено без содействия Ва-шего превосходительства.
   Я слышал, что Вы очень добры были к этим людям, и потому надеюсь, что не откажетесь исходатайствовать перед Кавказ-ским начальством, чтобы [отправить] (1) эти семьи этапным порядком в Якутскую область. Желательно бы было, чтобы женшпны эти были посланы отдельно от уголовных, что совер-шенно возможно, так как по количеству лиц, составляющих семьи сосланных, они соответствуют тому, что нужно для от-дельной партии.
   Предполагая, что Ваше превосходительство исполнит желание духоборов и их семей независимо от моей просьбы, прошу Вас извинить меня за доставленное беспокойство и принять уверение в совершенном уважении и преданности.
  

Лев Толстой.

  
  
   Печатается по копировальной книге N 2, лл. 10 и И. Основания дати-ровки те же, что и в письме N 333.
   Владимир Николаевич Скрипицын (р. 1848 - ум. после 1928) - в 1892-1903 гг. якутский губернатор; после Октябрьской революции бело-эмигрант.
  
   (1) Полстроки в копировальной книге не оттиснулось. О содействии Скрипицына женам духоборов сведений нет.
  
  

* 335. Д. А. Хилкову.

  
   1898 г. Декабря 5? Москва.
  
   Дорогой Дмитрий Александрович,
  
   Только что нынче ночью думал о вас и хорошо, любя думал - думал о том, как жаль, что наше, мое с вами, - духовное сбли-жение стало менее тесно, думал о том, как хорошо и много вы потрудились и трудитесь для братьев духобор[ов], и как раз в это же утро - нынче - получил ваше хорошее, обстоятельное письмо из Монреаля от 25 нояб[ря] (очевидно, старого стиля) (1). Число недавнее, а сведения как будто старые. Вы пишете, что едете с Моодом к министру, а я имею от него письма из Нью-Йорка и думаю, что он теперь уже на пути в Европу или уже приехал. Сведения ваши о месте поселения и всем деле так обстоятельны, что я вполне понял характер места и поло-жение дела и пожалел, что не могу уехать туда, где они селятся. Письмо ваше я переписываю в 2-х экземплярах и посылаю один - на Кавказ, другой - в Сибирь к Якутским и к Веригину, если дойдет. (2) Ваш план я вполне одобряю и в том, чтобы приобрести орудия труда, и в том, чтобы как можно меньше иметь дело с деньгами. Веригин пишет мне (я был очень рад получить, наконец, от него письмо), что он почти против пере-селения, что всё дело в том, чтобы самим быть тверже в брат-ской жизни, а это можно и в России, а и в Канаду можно пере-везти свои греховные свойства.
   О деньгах, которые собираются в Штатах, я, разумеется, сделаю так, как вы советуете, если у меня спросят, т. е. направлю их к Mr. Сгеагу. (3) Но если бы вы написали мне, кто такой, не по своему общественному положению, но по душе этот человек, то было бы очень хорошо. На ваше длинное письмо я отвечал вам коротеньким письмом - получили ли вы его? (4) - отклоняя обсуждение вопроса о половой любви. С вашим мне-нием я желаю всей душой быть согласен, как желаю быть согла-сен во всем и со всеми. Если же я не разделяю этого мнения, то затем мы и исповедуем учение братской любви, чтобы стре-миться к единению и согласию и уметь так обращаться с нашими несогласиями, чтобы они не разделяли нас.
   Сын Сергей в Батуме. Голицын разрешил ему общение с духоб[орами] (смешно говорить: разрешил общение), т. е. не выслал его, и он, думаю, поедет в Канаду со вторым паро-ходом, к[оторый], как вы знаете, верно, уже нанят и уплачен. Если будете писать (чем очень порадуете), напишите, что пред-ставляют из себя инд[ейцы] и что менониты, и как далеко от духоб[оров] будут те и другие?
   Братски приветствую вас.
   Любящий вас
  

Л. Толстой.

  
  
   Печатается по копировальной книге N 2, лп. 39-40. Датируется предположительно, на основании отсылки письма Хилкова на Кавказ и в Сибирь (с духоборами Черновым и Поздняковым).
   Ответ на письмо Хилкова от 25 ноября нов. ст., подробно описывав-шего место будущего поселения духоборов и сообщавшего, что он с Моодом собирается в Оттаву к министру внутренних дел.
  
   (1) Толстой ошибся. Письмо было написано 25 ноября нов. ст.
   (2) См. письмо N 333.
   (3) Хилков писал, что деньги, которые канадское правительство дает "в виде bonus'a" (премии), Моод передает уполномоченному по иммиграции в Виннипеге W. F. Сrеаrу, который ведет отчет.
   (4) См. письмо к Д. А. Хилкову от 17 августа, N 218.
  
  

336. Эльмеру Мооду (Aylmier Maude).

  
   1898 г. Декабря 5? Москва.
  
   Дорогой друг Моод.
  
   Благодарю за письмо из Нью-Йорка. Я об вас беспрестанно думаю и радуюсь тому, что вы наш друг. Нынче получил письмо от Хилкова, описывающего положение дел и места поселения. Благодаря вам, кажется, что всё прекрасно устраивается. Я недавно получил письмо от Веригина, и меня поразила справед-ливость его суждения. Он пишет, что он был почти против переселения, думая, что служить богу и людям и светить тем светом, к[оторый] есть в нас, можно везде и при всех условиях, а что всё дело в том, насколько мы верны своему исповеданию, и что и в Канаду можно увезти свои слабости, страсти и себя-любие.
   Тот эпизод с Мах[ортовым] и Ив[иным], о кот[ором] вы пи-шете, служит примером этого. Совершенно разделяю ваше мне-ние о том, что хорошо бы было, если бы они держались брат-ского единения. Но не мне советовать это другим, живя в тех условиях, в к[оторых] живу. (1)
   Я познакомился с Арчеро[м], (2) приезжавшим сюда, что зна-чит - полюбил его. -
   Не знаю, что вам писать из новостей, что вы знаете и чего не знаете. Сын Сергей в Батуме, Голицын не только не прогнал его, но был предупредителен. Сергей хочет ехать со вторым пароходом. Дело вообще, кажется, перевалило главный хребет и теперь пойдет под гору. О себе скажу, что я весь поглощен уже месяца два своей художественной работой, которая подвигается, и я вижу ее конец. (3)
   Желаю вам найти благополучными вашу милую семью и лю-бящих вас друзей.
   Искренно любящий вас
  

Л. Толстой.

  
  
   Печатается по копировальной книге N 2, лл. 37-38. Впервые опубликовано в книге: "Aylmer Maude. The Life of Tolstoy", II, London 1910, стр. 550. Написано одновременно с письмом к Д. А. Хилкову (см. N 335).
  
   (1) Об эпизоде с Махортовым и Ивиным писал Толстому Буланже 27 де-кабря нов. ст.: "Моод рассказывал очень неприятные вещи про них, про то, например, что между собой Ивин и Махортов не могут поладить иа-за дележа денег, что они обвиняют Моода и Хилкова в принятии взятки от канадского правительства и т. п.".
   (2) О Г. Арчере см. прим. к письму N 346.
   (3) Толстой имеет в виду работу над романом "Воскресение".
  
  

337. С. О. Полякову.

  
   1898 г. Декабря 7. Москва.
  

7 дек. 1898 г.

  
   Добрый Сергий.
  
   Получив ваше письмо, очень порадовался за вас, что вы после испытанной вами нужды, получив богатство, хотите этим бо-гатством помочь нуждающимся. Помоги вам в этом бог и под-держи вас в этом духе. Я с своей стороны очень желаю помочь вам. Если бы вы обратились ко мне три года тому назад, я не мог бы дать вам определенного ответа, как это случилось со мною лет 10 тому назад с женщиною, спрашивавшей моего совета, куда ей употребить 35 000, которые она хотела отдать на добрые дела. (1) Я не мог ей указать такого дела, которое несомненно было бы доброе. Теперь же есть такое дело, для которого нужны деньги и которое несомненно доброе. Я говорю о помощи духо-борам, о которых вы узнаете, если не знаете, из прилагаемой брошюры. (2) После того, что описано в этой брошюре, духоборы подавали прошение о разрешении им выселяться за границу. Разрешение им дано, и часть их около 1000 человек выселилась на о. Кипр. Но там положение их очень тяжело, и им надо оттуда переехать в Америку, Канаду, куда теперь в декабре пе-реезжает из Батума 4000 душ. Для того, чтобы вам ясно было положение духоборов на Кипре, и о том, что ожидает их в Ка-наде, посылаю вам копии с писем: одно от духоборов с Кипра, другое от кн. Хилкова, (3) моего друга, который приготавливает переселенцев в Канаду. Как вы видите, нужда этих высоко нравственных людей очень большая. По нашей смете, на первые необходимости, на переезд, на обзаведение недостает много денег, и ваши 30 тысяч были бы большою помощью. Если же вы непременно хотите определить свое пожертвование в России, то вы можете употребить их для поселенцев в Якутскую область и другие места Сибири и Азии. Я советовал бы вам теперь, сейчас же, съездить в Батум, где в настоящую минуту находится мой сын Сергей, заведуя переездом духоборов, и где они находятся. Кроме того, что вы всё там подробно узнали бы, для вас самих, для вашей души и, следовательно, для вашей жизни было бы очень хорошо сблизиться с этими людьми и знать их. Помоги вам бог сделать лучшее для вашей души.
  
   Любящий вас
  

Лев Толстой.

  
   Печатается по публикадии в "Известиях Одесского библиографического общества", Одесса 1913, II, вып. 2, стр. 51-52.
   Ответ на письмо Сергея О. Полякова (р. 1875) из Одессы от 5 декаб-ря, который писал, что он, круглый сирота и нищий, проводивший с детства свою жизнь в приютах и ночлежках, неожиданно получил круп-ное наследство и хочет из него тридцать тысяч рублей употребить на "доброе дело", но так, чтобы пожертвование его было распределено в России.
  
   (1) Вероятно, Толстой имеет в виду Е. С. Кузнецову, обратившуюся к нему с таким вопросом в 1890 г. См. т. 65 и Дневник 29 августа 1890 г., т. 51.
   (2) "Записка о положении духоборов на Кавказе л 1896 г.", составленная П. И. Бирюковым и В. Г. Чертковым.
   (3) При публикации письма пояснено: "Письму сопутствовали две, исполненные на пишущей машинке, копии: 1) письмо кн. Хилкова к Льву Николаевичу о страданиях духоборов на о. Кипре, 2) письмо самих духоборов к Хилкову о том же".
   Поляков ответил 12 декабря 1898 г., сообщая, что, получив письмо Толстого, порадовался доброму совету, но раньше решил посоветоваться с дядей и обещал прислать ответ. Однако Поляков больше не писал и денег не присылал.
  
  

* 338. Т. Л. Толстой и М. Л. Оболенской.

  
   1898 г Декабря 9-10? Москва.
  
   Здравствуйте, девочки.
  
   У нас всё попрежнему. От Сережи письмо, - он едет 18-го. Взял у меня 1000 р. Андрюша тут - очень хорош. Я немножко начал писать, но нехорошо. (1) Пришли мне, пожалуйста, часы из спальни, летнее пальто толстое и есть еще тонкое где-то, кажется в корзинке под бумагой. Да еще ножницы и маленькие и большие. Сейчас тут Трубецкой - Paolo, (2) Анна Ив[ановна], (3) Соф[ья] Ал[ександровна], (4) Маруся, (5) все болтают, и мне скучно- очень.
   Был здесь Репин, был и у нас, но меня не было дома. И я ужасно жалею. Прощайте. Целую вас.
  

Л. Т.

  
   Таня, пришли, пожалуйста, письмо Маркса, в к[отором] рас-пределение предполагаемого Воскресения по N-ам Нивы. (6)
  

Л. Т.

  
   Сейчас получил от тебя, Маша, письмо. Спасибо. Какая за-гадка твое положение! Меня оно не переставая занимает. (7) Давай, Маша, всему радоваться: и твоему положению, что есть случай проявить свою веру. Сейчас вечер. Писал. Написал две главы 79 и 80, (8) плохо. Мама играет на фортепиано, и я - хо-тел сказать: радуюсь - стараюсь радоваться. Кажется, гадали на праздники. Сережа взял 1000 р. и едет 18-го. Целую вас.
  
   P. S.
   Таня, голубушка, и ты, пожалуйста, давай радоваться и, главное, не желать. Читаю новую книжку о Франциске Ассиз-ском, (9) там это очень хорошо сказано. Разумеется, радоваться не потому, что хочу радоваться, а п[отому], ч[то] умею во всем найти нужное моей душе добро. Был нынче avant soiree (10) у Олсуфьевых. Она имен[инница] или рожд[ение]. Они очень тебя ждут и зовут. Миша (11) там, доктора. Звали притти играть в карты, а я пришел домой и написал скверные две главы.
   Утром б[ыл] Репин. Мускул на руке между большим и указа-тельным пальцами у него отсутствует. И рука трясется. Он очень мил, тебе очень кланяется, и я был очень мил с ним. Гостей ходит мало. Целую тебя, Машу, Колю, Лизу, Леву, Дору, Леву (bis). (12)
  
  
   На конверте: [Московско-К]урской ж. д. [Ст. Козловка-] Засека. [Тать]яне Львовне Толстой.
  
   Датируется на основании почтового штемпеля на письме М. Л. Обо-ленской, на которое отвечает Толстой.
  
   (1) "Воскресение".
   (2) Петр (Паоло) Петрович Трубецкой (1867-1938) - скульптор.
   (3) Анна Ивановна Маслова, близкая знакомая С. А. Толстой.
   (4) С. А. Стахович.
   (5) Мария Алексеевна Маклакова, знакомая Толстых.
   (6) В письме от 14 ноября Маркс сообщал Толстому предполагаемое разделение "Воскресения" по главам в номерах "Нивы" за 1899 г.
   (7) М. Л. Оболенская в письме от 7 декабря писала о состоянии своей беременности.
   (8) "Воскресения".
   (9) Какую книжку имеет в виду Толстой, неизвестно
   (10) [под вечер]
   (11) М. Л. Толстой.
   (12) Сын Л. Л. Толстого.
  
  

* 339. Н. А. Зиновьеву.

  
   1898 г. Декабря 11? Москва.
  
   Благодарю вас, уважаемый Николай Алексеевич, за при-сылку брошюры, не столько за нее, сколько за вашу память обо мне.
   Сын Андр[ей] правда что женится на барышне отчасти Мо-гилевской - сестре Оболенской. (1)
   Мы часто вспоминаем о вас и жалеем, что вы от нас ушли. Очень жаль, что не застал Марью Ивановну (1) в Судакове. (2) Прошу передать Марье Ивановне мой поклон и принять уве-рения моего совершенного уважения и преданности.
  

Лев Толстой.

  
  
   Печатается по копировальной книге N 2, л. 41. Датируется предполо-жительно на основании положения письма в копировальной книге среди писем от 11 декабря 1898 г.
   Николай Алексеевич Зиновьев (1839-1917) - в 1887-1893 гг. туль-ский, а в 1894-1901 гг. могилевский губернатор.
   Ответ на письмо Зиновьева от 20 ноября, в котором Зиновьев сообщал, что посылает "итальянскую брошюру", посвященную Толстому.
  
   (1) Елена Константиновна Оболенская (1862-1918), жена могилевского помещика А. А. Оболенского (1850-1910), сестра О. К. Дитерихс, в то время невесты А. Л. Толстого.
   (2) Мария Ивановна Зиновьева, рояжд. Скворцова, жена Н. А. Зиновьева.
   (3) Судаково, Тульской губ., имение Зиновьевых. О посещении Толстым в то время Судакова сведений нет.
  
  

* 340. А. Е. Мокшанцеву.

  
   1898 г. Декабря 11. Москва.
  
   Милостивый государь
  
   Алексей Егорович,
  
   Я послал вашу статью и брошюру Редактору Петербургских Ведомостей, советуя или предлагая ему напечатать статью. (1) На днях получил прилагаемое письмо, адресованное вам, Пуш-кинская, 6, кв. 9.
   Предполагая, что тут ошибка, посылаю письмо в Саратов, извещая вас о том, что статья ваша отослана мною в Петербургские Ведомости. Очень желаю, чтобы она была напеча-тана.
   С совершенным уважением готовый к услугам
  

Лев Толстой.

  
   11 декабря.
  
  
   Печатается по копировальной книге N 2, л. 41. Год в дате опреде-ляется по содержанию письма.
  
   (1) См. прим, к письмам NN 309 и 310.
  
  

* 341. В. И. Скороходову.

  
   1898 г. Декабря 11? Москва.
  
   Дорогой Владимир Иванович,
  
   Вы мне задаете очень трудный вопрос. Вообще я считаю, что человеку никогда не надо трогаться с того места, на кот[ором] он находится, без крайней необходимости, такой, что его выго-няют или требуют его присутствия в другом месте. - Это первое. Второе, я знаю, что часто и часто приходится людям раскаи-ваться в том, что они не выдержали еще несколько времени. "Претерпевый до конца спасен б[удет]". Всегда в то время, когда кажется особенно трудно и хочется переменить, тут-то и стало бы легко, если бы потерпел еще.
   Это общие соображения, кот[орые] легко делать со стороны, но я знаю, как иногда приходится так трудно, что хотя и знаешь, что надо бы оставаться, нe имеешь сил и чувствуешь, что ничего хорошего из продолжения начатой жизни выйти не может, что сам портишься. Знаю, что бывают такие состояния, но я думаю, что им верить не надо, а надо помнить, что везде бог один, везде одна его воля и везде ему служить можно. Веригин пишет, что он почти против переселения духоборов, что если в Канаду увез-ти с собой свои слабости, то там будет худо, а если здесь побороть их, то здесь будет хорошо. И нельзя не согласиться с этим.
   Но если отдаться своей слабости и уехать в Канаду вам с семьей, выйдет ли из этого добро? Зная вас, я думаю, что да, что все вероятия, что вам и вашей семье будет хорошо от этого. Но вы спрашиваете: не будете ли вы вредны для них? И на этот вопрос я прямо отвечаю: да - вы меньше всех других, как я знаю вас, но вообще люди нашего склада жизни, ученые, каждый с своими теориями, мы все будем вредны для них и мы, если высушимся около них, то они наверное настолько отсыреют, насколько мы высушимся. И потому я думаю, что и с этой сто-роны лучше вам оставаться на месте и продолжать работать и для себя и над собой. Ведь это вам кажется, что ваша жизнь пуста и нехороша, другим же она иначе кажется. Я уверен, что, несмотря на все те неурядицы, от кот[орых] вы страдаете, ваша жизнь полезна и очень, и очень поучительна для многих. Что же касается детей, то для детей важен пример родителей. Если же родители их не выучат, то среда не научит. В каждой среде он найдет дурное, если захочет подражать дурному. Родителям же они невольно подражают, и если в них хорошее, то оно неизбежно отразится в них. Совет мой: лучше не уезжать. Очень рад был узнать про вас и общаться с вами, п[отому] ч[то] вас очень люблю.
  

Л. Толстой.

  
  
   Печатается по копировальной книге N 2, лл. 44 и 45. Датируется на основании штемпеля получения письма Скороходова и положения письма в копировальной книге среди писем от 11 декабря.
   Владимир Иванович Скороходов (1861-1924) - участник несколь-ких земледельческих общин. С середины 1890-х гг. жил на хуторе Лескен, близ Нальчика, Терской области. Автор "Воспоминаний старого общин-ника" ("Ежемесячный журнал" 1914, NN 1-12).
   Ответ на письмо Скороходова от 27 ноября, в котором Скороходов писал о своем желании переселиться с духоборами в Канаду и спрашивал совета Толстого.
  
  

342-343. В. Г. Черткову от 12? и 12 декабря 1898 г.

344. А. Ф. Марксу.

  
   1898 г. Декабря 12. Москва.
  
   Милостивый государь
  
   Адольф Федорович,
  
   Друг мой Ив. Ив. Горбунов передаст вам некоторые мои соображения о печатании Воскр[есения]. (1) Прилагаю два письма из Англии, касающиеся заграничного печатания. (2) Вы бы оч

Другие авторы
  • Боткин Василий Петрович
  • Цертелев Дмитрий Николаевич
  • Иловайский Дмитрий Иванович
  • Лукомский Владислав Крескентьевич
  • Фольбаум Николай Александрович
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич
  • Случевский Константин Константинович
  • Ожешко Элиза
  • Авдеев Михаил Васильевич
  • Тепляков Виктор Григорьевич
  • Другие произведения
  • Салиас Евгений Андреевич - Письмо Евгении Тур
  • Лесков Николай Семенович - Загадочное происшествие в сумасшедшем доме
  • Литвинова Елизавета Федоровна - Даламбер, его жизнь и научная деятельность
  • Муратов Павел Павлович - Византийская живопись
  • Пруст Марсель - Пленница
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич - Отец
  • Политковский Патрикий Симонович - Стихотворения
  • Блок Александр Александрович - Стихотворения. Книга первая (1898-1904)
  • Теккерей Уильям Мейкпис - Базар житейской суеты. Часть третья
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины Ii
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа