Главная » Книги

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703), Страница 35

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703)



tify">   Благовест - звон в один колокол, возвещающий верующим о службе в церкви.
   Обедня - литургия, основное богослужение в христианской церкви утром или в первую половину дня, во время которого совершается Причащение. Литургия включает в себя чтение отрывков из Библии, песнопения, молитвы, ряд символических действий и процессий, в аллегорической форме изображающих жизнь и смерть Христа.
  
   К л. 25 об. ...лист царской... - Речь идет о проезжей грамоте, документе, который разрешает проезд через границу или по какой-либо территории.
   ...в монастырь к Николе, пореклом Голя. - Имеется в виду Никольский монастырь, основанный не позднее 1564 г. Иоанном Голией.
  
   К л. 26 об. ...в церквах стоят без клабуков... - Клобук - монашеский головной убор.
   ...поет на крыласе. - Клирос - место для певчих по правую и левую стороны от амвона, возвышения в церкви перед алтарем.
   Антифоны - песнопения, исполняемые во время богослужения попеременно двумя хорами (или клиросами).
   Ирмос - первая составная часть каждой песни канона, ее первый тропарь, выполняющий функцию смысловой связки между определенной песнью канона и песнью библейской, тему которой ирмос кратко перефразирует.
   Глас - один из восьми особых богослужебных типов музыкальной интонации, система которых, по преданию, была разработана Иоанном Дамаскиным. Гласы сменяются понедельно; песнопения, распределенные по гласам и по дням недели, содержатся в Октоихе.
   Катавасия - название ирмоса, который поется в конце песни канона; для исполнения катавасии оба хора (клироса) спускаются со своих мест и сходятся на середине храма.
  
   К л. 27. Канон - жанр христианской гимнографии, сложившийся в Византии к VIII в. Канон состоит из нескольких песен в честь церковного праздника или в похвалу святого. Каждая из песен в свою очередь делится на ирмос (зачин), несколько тропарей и катавасию.
   ...стихеры хвалитныя... - Стихира - песнопение, написанное стихотворным размером или присоединяемое к стихам псалмов. В зависимости от места в структуре богослужения суточного круга выделяют четыре группы стихир: стихиры на "Господи воззвах"; стихиры литийные; стихиры на стиховне; стихиры на "Хвалите", или "хвалитные". Кроме этого, стихиры различаются в зависимости от их содержания, происхождения, авторства.
   Славословие великое - одна из древнейших христианских песен, прославляющих Бога.
   "Слава, и ныне" - общепринятое уставное сокращение "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!".
   Отпуск - отпуст, заключительное благословение по окончании богослужения.
  
   К л. 27 об. Гривна - денежная единица; московская гривна была равна 20 деньгам (10 копейкам).
  
   К л. 28. ...в Буквареши... - Речь идет о Бухаресте, ныне столице Румынии.
  
   К л. 28 об. ...до Голацъ... - Ныне город Галац в Румынии.
  
   К л. 30. Око - мера веса, равная 3 фунтам (1 кг 200 г).
   ...в Борлат... - Ныне город Бырлад в Румынии.
  
   К л. 30 об. ...горы Венгерския... - Имеются в виду Восточные Карпаты.
  
   К л. 31 об. Левок - левковый талер, славянизированное название голландского левендаальдера, монета, в начале XVIII в. равная 15 алтынам. На монете с одной стороны была изображена фигура одетого в броню человека, с другой - лев на задних лапах. Размером и весом левки уподоблялись талерам, но чеканились из худшего серебра, поэтому ниже ценились на рынке.
  
   К л. 32 об. Черный поп - священник, принявший постриг, священноинок.
  
   К л. 33. ...пристали к городу, а имя ему Рен... - Ныне город Рени в Одесской области на Украине.
  
   К л. 33 об. ...городокъ Сакча. - Ныне город Исакча в Румынии.
   ...городокъ турецкой Тулча. - Ныне город в Румынии.
   Горач - ежегодная подать, взимаемая в Турции с иноверцев, немусульман.
   Червонный - золотая монета, равная в России XVII в. (с 1667 г.) 1 рублю 12 копейкам, в ХVIII-Х²Х вв. - 2-3 рублям. Монета использовалась в основном для расчета с поставщиками, для заграничных платежей и нужд двора.
  
   К л. 34. Килия - ныне город в Одесской области на Украине.
   Белогородская орда - малые ногаи, татарское население южнорусских степей по нижнему течению Днестра и Дуная. Малые ногаи делились на несколько орд (Буджакская, Едисанская, Джамбуйлукская, Едичкульская), подчинявшихся крымским ханам, а через них - турецким султанам. В данном случае речь идет о Буджакской орде, кочевавшей от Днепровского лимана по берегу Черного моря к устью Дуная, то есть от Белгорода до Измаила. Орда совершала набеги на молдавские и украинские земли. В 1770 г. перешла под протекторат России.
  
   К л. 34 об. Сандал - береговое турецкое судно с одной мачтой и большим рейковым парусом.
  
   К л. 36. "...Станбулъ блиско, сирѣчь Царьградъ!" - Город находится на европейском берегу пролива Босфор, основан около 660 г. до н. э. как Византии; с 330 г. н. э. по имени римского императора Константина назывался Константинополем; в произведениях древнерусской литературы именовался Царьградом. Константинополь являлся столицей Римской империи (до 395 г.), затем Византии. В 1204 г. был захвачен и разгромлен крестоносцами, что нашло отражение в "Повести о взятии Царьграда фрягами" неизвестного автора - русского, находившегося в Византии либо в момент осады и штурма города, либо вскоре после описываемых событий. В первой половине XIII в. Константинополь был центром Латинской империи крестоносцев; в 1453 г. захвачен турками и превращен в столицу Османской империи; ныне крупнейший город Турции и основной порт страны.
   ...тутъ на воротѣхъ морскихъ на горахъ высоко стоять столпы. - Речь идет о маяках Румели-фенер на европейской и Анадоли-фенер на азиатской стороне пролива Босфор, не только выполнявших функцию сигнальных огней, но и бывших мощными оборонительными сооружениями на черноморских берегах Турции.
   ...стоять два городка по обе стороны турецкия... - Румели-гиссар на левом берегу и Анадоли-гиссар на правом берегу пролива Босфор - береговые укрепления, построенные при Магомете II.
   ...Уским моремъ... - Речь идет о проливе Босфор.
  
   К л. 36 об. ...в четвертокъ Андрѣева канона... - Имеется в виду четверг пятой недели Великого поста, когда читается "Великий покаянный канон" Андрея Критского, содержащий около 250 тропарей (в других канонах их обычно не больше 30). Святой Андрей был архиепископом Критским с 685 по 711 г., прославился как проповедник и писатель, автор молитв и церковных песнопений.
   ...на Галанской странѣ. - Галатская сторона, один из районов Стамбула.
  
   К л. 37. ...помолившеся... великому предотечи Иоанну... - Иоанн Предтеча, или Креститель, являлся предшественником Христа и пророком, предсказавшим его пришествие. Недовольный состоянием современного ему общества, он удалился в пустыню, где вел аскетический образ жизни. Иоанн Предтеча обличал пороки и призывал к покаянию в ожидании скорого пришествия Мессии. Внешним знаком покаяния и духовного обновления он избрал крещение. Среди тех, кого пророк крестил в Иордане, был и Иисус Христос. Иоанн Предтеча, живший во времена правления в Иудее Ирода Антипы и обличавший его за незаконную связь с Иродиадой, был заключен в темницу, а позднее обезглавлен по наущению Иродиады. Иоанн Предтеча являлся небесным покровителем автора "Хождения в Святую землю" Иоанна Лукьянова.
   ...приплыл в куюку... - Каик - лодка, мелкое гребное судно с 1-3 парами весел, иногда с парусом.
  
   К л. 37 об. ...на Колацкой юмрукъ... - Речь идет о таможне на Галатской стороне Стамбула.
  
   К л. 38 об. ...по перемирному договору... - Имеется в виду Константинопольский мирный договор 1700 г., заключенный между Россией и Турцией (см. коммент. к л. 22 об.).
  
   К л. 39. Аспра (аспара) - европейское название турецкой серебряной монеты акче, равной 3-4 копейкам.
   Едрин (Едринаполь, Едринополе) - Адрианополь, в первой половине XV в. столица Османской империи; ныне город Эдирне в Турции.
  
   К л. 40. Козица - мешок из шкуры, снятой как чулок, для денег, для мехов; вид торговой пошлины, платившейся шкурками в козицах.
   "Где-дѣ патриархъ?" - Речь идет о константинопольском патриархе Каллинике II (Акарнане), который родился в 1630 г. и трижды занимал патриарший престол (1688, 1689-1693, 1694-1702), неоднократно лишаясь власти в результате внутренних церковных "нестроений" и интриг при дворе турецкого султана. Д.К. Кантемир в "Истории Оттоманской Порты" лестно отзывался о Каллинике II. Правительство Петра I негативно оценивало деятельность константинопольского патриарха, отказавшегося помогать русским дипломатам в переговорах с турецкими властями.
  
   К л. 41. У нашего, мол, патриарха... - Имеется в виду последний, десятый, русский патриарх - Адриан, в миру Андрей (1627-1700), занимавший этот пост с 1690 г. До возведения на патриаршество был иеромонахом московского Чудова монастыря, затем казанским и свияжским митрополитом (1686-1690). Являлся сторонником независимости церкви от царской власти и противником петровских преобразований, резко выступавшим против бритья бород. Известен как церковный писатель, автор поучений, посланий и грамот. После смерти Адриана патриаршество на Руси было ликвидировано Петром I.
  
   К л. 41 об. Синайский монастырь - скорее всего, речь идет о подворье Синайского монастыря в Константинополе.
  
   К л. 42. ...во Ерусалимской монастырь... - В данном случае имеется в виду Иерусалимское подворье в Константинополе.
   А какъ сами... по вся годы к Москве-то человек по 30 волочатся за милостиею... - Путешествие греков за милостыней в Москву стало доходным предприятием, причем из России все, от бельца до патриарха, возвращались с богатыми подарками. Среди приходивших "к Москве за милостиею" было много проходимцев, подделывавших проездные документы и грамоты, а также людей, враждебно относившихся к России, что признавали иерусалимский и константинопольский патриархи. В 1628 г. метаморфозский митрополит Неофит, получив в Москве богатую милостыню, говорил про государя и патриарха "непригожие речи", заявляя, что на Руси "только де и веры, что звонят в колокола много, а иного нет ничего".
  
   К л. 42 об. ... рясы луданыя, да камчатыя... - То есть рясы, сшитые из шелка: лудан (лаудан) - особый сорт шелковой ткани; камка - шелковая цветная узорчатая ткань.
  
   К л. 43 об. ...дали за работу ево два варта. - Видимо, речь идет об ортах, или ахтценгрошерах, монетах Польши и Пруссии; один орт равнялся четверти талера.
   ...в суботу Акафистову... - Акафист - жанр церковной гимнографии, песнопение из 25 строф, прославляющее Христа, Богородицу, святого или праздник. Во время исполнения акафиста нельзя сидеть, отсюда его второе, не греческое, а церковнославянское, название - "неседален". Первый акафист был сложен в честь Богородицы по случаю чудесного избавления Константинополя от нашествия персов и аваров в 626 г. Этот акафист Пресвятой Богородице поется один раз в году - в субботу на пятой неделе Великого поста, в так называемую субботу Акафиста.
  
   К л. 44. Фунт - единица массы, в системе русских мер равная сороковой части пуда (около 0,4 кг).
   ...в неделю шестую... - Речь идет о шестой неделе Великого поста, называемой Вербной.
   ...вышли к Фенарским воротам... - Эти ворота расположены в северозападной части Стамбула на берегу залива Золотой Рог.
  
   К л. 44 об. "Хочете ли погулять в Софейскую церковь?" - Главная святыня Константинополя, Софийский собор является классическим образцом византийского зодчества. Он был построен в 532-537 гг. Анфимием из Тралл и Исидором из Милета и представлял собой трехнефную купольную базилику, сторона квадратного основания которой была равна 75 м. В высоту церковь достигала 65 м и имела 108 колонн (40 в нижнем этаже, 60 в галереях, 8 поддерживали четыре малых полукупола). Внутри она была облицована цветным мрамором и украшена мозаиками, ее освещали шесть тысяч золоченых лампад. Константинопольская София поражала русских паломников своей грандиозностью и великолепием. После падения Византийской империи (1453) собор был превращен в мечеть (Айя-София); турецкие пристройки ХV²-XVIII вв. (минареты) исказили первоначальный архитектурный облик храма.
  
   К л. 46. ...описание... Иустиниана-царя... - Византийскому императору Юстиниану I (482-565) приписывалось "Сказание о создании великия церкви Святыя Софеи". Юстиниан был императором Византии с 527 г., завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании, провел кодификацию римского права. При нем активизировалось строительство в Константинополе, был возведен Софийский собор, создана система крепостей на Дунае.
  
   К л. 48. ...пришли на площадь великою... - Площадь Ат-мейдан, где в древности находился константинопольский ипподром.
   ...подобна нашей Красной площади... - Речь идет о Красной площади в Москве, образованной в конце XV в. Красной, то есть Красивой, площадь стала называться с конца XVII столетия. В ее формировании ведущую роль сыграли Кремлевская стена, определившая продольную композицию, и храм Василия Блаженного, ограничивший площадь с южной стороны. В ХV²-ХVII вв. вдоль стены Кремля проходил оборонительный ров с перекинутыми через него мостами (засыпан после 1812 г.). Автор "Хождения" мог видеть на Красной площади Лобное место, устроенное в 30-х годах XVI в., а также возведенные в конце XVII столетия Монетный двор, Земский приход, Главную аптеку.
   ...стоят 3 столпа: 2 каменныя, а третей медной. - Первый столп - колонна византийского императора Константина I Великого (306-337), вывезенная из Рима, где ее венчала статуя Аполлона. Сначала на колонне стоял бюст Константина, позднее замененный статуями других императоров, Юлиана (361-363) и Феодосия (379-395). Колонна представляет собой монолит розового гранита высотой 30 метров и шириной у основания 2 метра. Она стоит на четырех бронзовых кубах; барельефы изображают различные сцены из жизни императора Феодосия I Великого. Второй столп - Золотая, или Замурованная, колонна, сооруженная при императоре Константине VII Порфирородном (911-959) в честь его деда Василия Македонского. Колонна сделана из небольших кусков песчаника, облицована позолоченными плитами с барельефами, изображавшими подвиги Василия Македонского, увенчана бронзовым шаром. Третий столп - Змеиная колонна, произведение древнегреческого искусства, созданное в честь побед Фемистокла и Павсания над персами (493-492 гг. до н.э.). Колонна, изображающая трех бронзовых змей, была привезена императором Константином I из античного храма Аполлона в Дельфах.
  
   К л. 49. ...видомъ, что наша вверху Ивановская калаколня... - Речь идет о колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, которую в 1505-1508 гг. возвел Бон-Фрязин на месте древней церкви Иоанна Лествичника "иже под колоколы" (конец XIV в.). В период правления Бориса Годунова, в 1598-1600 гг., колокольня была надстроена и достигла высоты 81 метра; она была сооружена из кирпича и белого камня: фундамент и цоколь - белокаменные, верхние части столпа - кирпичные.
  
   К л. 49 об. ...и по конецъ Бѣлого. - Имеется в виду Мраморное море.
   ...по заливѣ... - Речь идет о заливе Золотой Рог.
   А врат в нем 20... - Ср. с описанием ворот в книге Джелала Эссада "Константинополь" (М., 1919. С. 93-99). По суше: Золотые ворота (Ялдызлы-капу); ворота Пентапиргия, или Пятибашенные (Йедикуле-капусу); ворота Пиги (Силиври-капусу); ворота Меландизийские (Мевлеви-хане-капусу); ворота Святого Романа (Топ-капу); ворота Святого Кириака, или ворота Аваров (Сулу-куле-капусу); ворота Харисийские, или Мириандрии, или Полиандрии, или Андрианополя (Эдирнэ-капусу); Константиновы ворота; ворота Калигарийские, или Святого Иоанна (Эгри-капу); Деревянные ворота (Айван-серай-капусу); калитка Святого Каллиника. По заливу Золотой Рог: ворота Палатия, или Кинегия (Балат-капусу); ворота Фара (Фенер-капусу); ворота Петрийские, или Сидеро-Порта (Петри-капусу); ворота Святого Феодосия (Эски-Айя-капусу); Йени-Айя-капусу; ворота Путейские (Джибалы-капусу); ворота Плата Меса, или Фарина (Ун-Капаны-капусу); ворота Друнгария (Одун-капусу); ворота возле церкви Предтечи (Зиндан-капусу); ворота Еврейские (Чифут-капусу); ворота Неория, или Евгения (Бахчэ-капусу); ворота Святой Варвары (Топ-капусу). Ворота морских стен Пропонтиды: Дейирмен-капусу, ворота Святого Лазаря; ворота императорского дворца; ворота Морские (Чадлады-капу); ворота Кантоскала; ворота Вланги (Вланга-капусу); ворота Святого Емельяна; ворота Псамафийские (Саматья-капусу); ворота Святого Иоанна (Нарлы-капу).
  
   К л. 50. ...от церкви Бакчи... - Видимо, это церковь Иоанна Предтечи, которая находилась возле ворот Зиндан-капусу.
  
   К л. 51. Янычары - регулярная турецкая пехота, составлявшая основу войска в Османской империи и находившаяся на жаловании. Первоначально комплектовалась из пленников-рабов, затем путем насильственного набора мальчиков из христианского населения империи. Янычары участвовали в завоевательных походах, несли гарнизонную и караульную службу. Янычарский корпус был распущен в 1826 г. султаном Махмудом II.
   ...царской дворъ к Византии... - Византия - Старый сераль (Эски-сераль), здание которого было построено султаном Магомедом II Завоевателем (1430-1481) и служило государственной резиденцией. Дворец византийских императоров занимал часть садов сераля.
   ...Византия подобенъ нашему Кремлю... - Кремль - древнейшая часть Москвы, ее главный общественно-политический и историко-художественный центр. Название "Кремль" появилось не ранее XIV в., хотя деревянная крепость существовала значительно раньше, занимая юго-западную оконечность Боровицкого холма при впадении реки Неглинная в реку Москва. При князе Юрии Долгоруком (XII в.) ее территория была увеличена в 5-6 раз; во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. Его восстановление и развитие связано с процессом возвышения Москвы как политического центра Руси. Белокаменные стены и башни Кремля были возведены при князе Дмитрии Донском (XIV в.). В ХV-ХV²² вв. на территории Кремля велось активное строительство, в результате которого сформировался величественный архитектурный ансамбль, в который вошли Соборная площадь с Успенским собором - усыпальницей московских митрополитов и патриархов, местом совершения торжественных государственных церемоний, церковь Ризположения и Благовещенский собор, который являлся домовой церковью русских государей, построенные итальянскими архитекторами Грановитая палата (парадный приемный зал) и Архангельский собор, служивший усыпальницей русских князей и царей. Центром ансамбля Московского Кремля стала колокольня Ивана Великого, возведенная в 1505-1508 гг. Со стороны Красной площади Кремль был защищен рвом, в XVI в. он являлся одной из самых мощных крепостей Европы. В XVII столетии усложняется декор кремлевских построек, растет их высота, возводится Теремной дворец - парадные, богато украшенные жилые палаты феодальной знати.
  
   К л. 51 об. ...за моремъ Халкидонъ-град. - Халкедон, ныне город Кадыкей, расположенный на противоположном от Стамбула берегу пролива Босфор.
   ...град Калиты... - Галат, район так называемого Нового города, расположенного за заливом Золотой Рог.
  
   К л. 53. ...пьяныхъ турки не любят, а сами вина не пьют... - Ср. со свидетельством русского посла в Турции П.А. Толстого: "Народ турецкой трезвой и от пьянства воздержанной, ставят пьянство честные особы за грех великой и за стыд, и простой народ воздерживается от пьянства страхом началных, понеже наказывают за пьянство без милости, того ради и питей, имеющих силу пьянства, не употребляют" (Русский посол в Стамбуле Петр Андреевич Толстой и его описание Османской империи начала XVIII в. М., 1985. С. 38).
   ...столпы аспитныя... - То есть сделанные из минералов: яшмы, сланца, сланцевого плитняка.
  
   К л. 53 об. Великий пост - Великая четыредесятница, время строгого воздержания накануне Пасхи в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.
   Светлое воскресенье - первый день Пасхи.
  
   К л. 55. Грош - монета достоинством в две копейки, медный двухкопеечник.
   ...на катаргахъ... - Каторга - гребное судно, род галеры: 40-50 метров в длину, около 6 метров в ширину, от 16 до 25 пар весел; на каждое весло приходилось по 5-6 гребцов-невольников, прикованных к ножным упорам; каторга имела 2 мачты с косыми парусами и пушечное вооружение.
  
   К л. 55 об. Пара - турецкая серебряная монета, пущенная в обращение в 1623 г. и весящая 1,1 г; вес монеты постепенно уменьшался и к началу XIX в. составлял 0,22 г.
   ...турки сами ткут... тавты... - Тафта - гладкая и тонкая шелковая ткань.
  
   К л. 56 об. Когда пророки ждали сошествия во ад... - Согласно христианскому вероучению, Христос разрушил силу смерти и изгнал тьму адову. Сошествием во ад и проповедью Евангелия душам умерших Христос приобщил весь загробный дохристианский мир к искуплению грехов и спасению (1 Петр. 3, 18-20; 4, 6; Ефес. 4, 8-10). Апокрифическое Евангелие от Никодима содержит рассказ двух воскресших сыновей праведного Симеона о том, как Христос сошел во ад и освободил из него Адама, патриархов, пророков, мучеников и праотцов. Сходный мотив встречается в "Слове Епифания Кипрского о погребении Иисуса Христа и о Иосифе Аримафейском".
   ...на Емельяна Украинцова... - Емельян Игнатьевич Украинцев (1641-1708) - русский государственный деятель, дипломат. В 1699-1700 гг. был послом в Турции, где добился заключения выгодного для России Константинопольского мирного договора, который закрепил результаты Азовских походов и обеспечил нейтралитет Турции накануне Северной войны.
  
   К л. 57 об. Георгиев день - 23, 24 апреля, когда православная церковь празднует память святого Георгия Победоносца.
   Дмитриев день - 26 октября, день памяти святого Димитрия Солунского.
   У турокъ болшой праздникъ бываетъ послѣ Георгиева дни. - Ид-аль-кабир (Курбан-байрам) - главный праздник мусульман, совпадающий с завершением обряда ежегодного паломничества в Мекку.
  
   К л. 58 об. Паша - титул высших гражданских и военных сановников в Османской империи.
  
   К л. 59. Салтан - султан, один из титулов монарха Османской империи.
   ...у турокъ бываетъ бояронъ... - мусульманский праздник (см. коммент. к л. 57 об.)
  
   К л. 60. ...от хана крымскаго... - Имеется в виду Девлет-Гирей II (1699-1702, 1708-1713), сын и преемник Селим-Гирея, ставленник турецких султанов. Проводил антирусскую политику, особенно активно во время похода на Украину Карла XII и предательства Мазепы. Постоянно провоцировал Оттоманскую Порту на открытую войну с Россией. На протяжении первой четверти XVIII в. неоднократно возводился на ханский престол и свергался с него. В 1710 и 1711 гг. совершал набеги на Украину, но встречал отпор со стороны русских войск и украинского казачества.
   ...турки носят платья зеленое и красное, а греком и жидом не вѣлять. - Зеленый цвет - цвет ислама, поэтому иноверцы не имели права носить одежду этого цвета. Русский посол в Стамбуле П.А. Толстой сообщал правительству: турки "заповедали греком и платья равного с собою носити, чтобы ото всех были знатны, того ради повелели им носить плате худое, яко являет смирения образ". (Русский посол в Стамбуле... С. 38).
  
   К л. 61. В праздникъ Благовѣщениева дни... - Церковный праздник Благовещения отмечается 25 марта. Он был установлен в память о явлении архангела Гавриила Деве Марии в Назарете с вестью о непорочном зачатии и будущем ее Сына (Лк. 1, 26-38).
   "Отче наш" - Согласно свидетельству Евангелия (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4), этой молитве Иисус Христос научил своих учеников, апостолов.
  
   К л. 62 об. "...да с ыным-де стал бится". - Речь идет о Северной войне 1700-1721 гг., которую Россия вела против Швеции за выход к Балтийскому морю.
  
   К л. 63. "...писано, что московской цар свободитъ насъ и Царъградъ возметъ". - Имеются в виду византийские сказания о Льве Премудром, содержащие пророчества о судьбе Константинополя и о "русом царе", который освободит Византию от владычества турок. По свидетельству П.А. Толстого, легенда о русских освободителях бытовала и среди османов, в книгах которых было написано, что "от российского народу государство турецкое опровержено будет и власть басурманска истребится" (Русский посол в Стамбуле... С. 46).
   "Для чево-де вашъ царь веру немецкую на Москвѣ завѣлъ и платье немецкое?.." - В 1700 г., после завершения Великого посольства, иезуиты распространили в Европе слух, что Петр I поддерживает идею унии православной и католической церквей. Эти толки, широко бытовавшие как в русской, так и в греческой православной среде, по словам Феофана Прокоповича, "немалое чинили в вере сумнительство".
   "...для чево-де царицу постригъ в монастырь?" - Евдокия Федоровна Лопухина (1669-1731) - первая жена Петра I, мать царевича Алексея, была воспитана в семье приверженцев старины и противников петровских реформ. Разлад между супругами завершился ссылкой царицы в Суздаль, где в 1699 г. она была пострижена в монахини. После освобождения в 1727 г. жила в московском Вознесенском монастыре.
  
   К л. 63 об. "...для чево-де цар вашъ нашихъ грековъ к Москве не велѣлъ пускать и с Москвы сослалъ?" - По указу царя Федора Алексеевича от 10 сентября 1676 г. греки были высланы из Москвы и им был запрещен въезд в Россию. Этот указ неоднократно подтверждался при ухудшении отношений между Россией и Турцией, например в 1694 и 1700 г. Запрещение грекам приезжать в Москву за милостыней было связано с тем, что под видом просителей на Русь проникали турецкие шпионы, о чем в 1723 г. писал русский резидент в Константинополе Иван Неплюев.
   Ектения - особая молитва, разделенная на ряд кратких отрывочных прошений, которые сопровождаются пением молитвенных восклицаний: "Господи, помилуй!", "Подай, Господи!" и др.
  
   К л. 64. Вербное воскресенье - воскресенье за неделю до Пасхи, празднуется в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим.
  
   К л. 64 об. Великая пятница - пятница на Страстной неделе, последней неделе Великого поста.
  
   К л. 65. ...стали честь Дѣяние апостолское... - Деяния апостолов - пятая книга Нового Завета, рассказывающая о деятельности апостолов, учеников Христа, после его смерти.
   Полунощница - церковная служба, совершаемая перед утреней.
   ...канонъ пети со ирмасом на 6...- В данном случае речь идет о том, что каждая песнь канона читается с шестью тропарями, в число которых включается и ирмос.
   Орлянка - монета с изображением орла, символа власти, была широко распространена в странах Западной и Восточной Европы.
   Тюлт - возможно, тымфа, польская тридцатигрошевая монета, которая чеканилась во Львове, Быдгоще и Кракове.
   Конархист (конанарх) - монах-регент, произносивший речетативом текст песнопения, фразу за фразой, каждая из которых, по мере произнесения, пропевалась хором.
  
   К л. 65 об. ...канонъ пели... а послѣ единожды покрывали. - В церковном пении это означает, что чтение каждой песни канона завершается катавасией; в особо торжественных случаях катавасия поется дважды, в менее торжественных единожды.
   ...во вратѣхъ царскихъ... - Царские врата - центральные врата в церковном иконостасе. Эти двери, входить в которые могут только священнослужители, ведут в ту часть алтаря, где помещается престол. Они отворяются в определенные моменты богослужения и на всю пасхальную неделю. Эти врата могут еще называться святыми или великими. На царских вратах обычно изображаются евангелисты и Благовещение.
  
   К л. 66. ...во Еросалим к намѣстнику... - Речь идет об иеромонахе Неофите, родном брате патриарха Досифея.
  
   К л. 66 об. Ефимок - русское название западноевропейского талера, из которого на Руси в XVII - начале XVIII в. чеканились серебряные монеты.
   ...ходятъ по улицамъ, по монастырямъ с... сурнами, с волынками... - Сурна и волынка - духовые музыкальные инструменты.
  
   К л. 67 об. ...какъ с переносом выдут да кеноничное "Аллилуиа" пропоютъ... - Перенос - большой выход во время литургии, перенесение причастия (хлеба и вина) с жертвенника на престол. Кенаник (киноник, или принастен) - стих, который поется на литургии во время причащения священнослужителей. "Аллилуйя" (в переводе с еврейского - "Хвалите Господа") - восклицание, прославляющее Бога; в христианской церкви повторяется трижды, ибо относится к трем лицам Святой Троицы.
   Тафья - шапочка; род скуфьи, то есть мягкой шапочки, у православного духовенства.
  
   К л. 68. ...скинетъ патрахиль. - Епитрахиль - часть облачения священника и епископа в виде длинной полосы ткани, надеваемой на шею и свешивающейся спереди.
   "Господи возвахъ" - уставной термин, обозначающий пение в первой части вечерни избранных стихов из псалма 140, начинающегося словами "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя", а также из 141, 129 и 116 псалмов.
   Догматики - стихи, в которых восхваляется Богородица.
  
   К л. 68 об. Прокимен - стих, выбранный из Псалтири в соответствие церковному празднику.
   Вешний Никола - церковный праздник, который русской православной церковью отмечается 9 мая в честь святого Николая Мирликийского.
   ...понахиду поютъ - кутия у нихъ у царскихъ врать стоить на земли. - Панихида - церковная служба по умершему. Кутия - кушанье из зерен с медом (символ вечной жизни), употребляемое на похоронах и поминках и приносимое в храм на заупокойные службы.
  
   К л. 69. Грѣки служат на одной просвире, а крестъ на просфире четвероконечной. - Просфора - специальный хлеб, употребляемый во время причастия. В русской православной церкви со времени патриарха Никона для службы употребляют пять просфор, в старообрядческой церкви - семь. Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, отвергая как ересь четырехконечный ("латынский крыж") и всякий другой. Официальная православная церковь допускает одинаково восьмиконечную, шестиконечную и четырехконечную формы креста. Полемика старообрядцев и никониан о форме креста нашла отражение в таких памятниках древнерусской книжности, как "Поморские ответы" Андрея Денисова, "Жезл правления" Симеона Полоцкого.
   Греки в крещении совершенно обливаются, .. - Имеется в виду обряд крещения, при котором крестящегося обливают водой, а не троекратно полностью погружают в воду, как это совершалось в Древней Руси и по сей день - в старообрядческой церкви.
   Ефимон - вечерняя церковная служба, совершаемая в Великий пост.
   Полиелейос - полиелей, или многомилостивое, - одна из составных частей утрени, поется только в воскресные и праздничные дни перед чтением Евангелия в период с 22 сентября до 20 декабря и с 14 января до Сырной недели, состоит из псалмов 134 и 135. Название торжественного песнопения происходит от многократного повторения в нем слов "Яко в век милость Его" и возжения в это время елея в лампадах.
  
   К л. 69 об. Епархия - церковный округ, управляемый епископом.
   Кафизма - название каждого из 20 разделов богослужебной Псалтири, во время чтения которых разрешается сидеть.
  
   К л. 70. Таковы греки... толко милые христиане называются, а и слѣду благочестия нет! - В ХV²-XVII вв. на Руси бытовало мнение, что греки - еретики, которых нельзя пускать на богослужение в православные церкви, ибо они отступили от истинной веры, сблизившись с мусульманами и католиками.
   Книги печатают в Венеции, а Венеция попежская... - В Венеции находилась большая греческая православная колония, на средства которой печатались богослужебные книги и учительная литература, отправлявшиеся затем в греческие церкви Османской империи. "Попежская" - католическая, находящаяся под властью папы римского. Автору "Хождения", скорее всего, было известно распространенное на Руси предание, что после завоевания Константинополя латиняне отобрали у православных греков книги и сожгли их. После этого книги были вновь напечатаны в "латинских странах", но с "еретическими исправлениями". О том, что греческие книги, печатавшиеся на Западе, заражены "папством и люторством", писал в 1645 г. русскому царю Алексею Михайловичу палеопатрасский митрополит Феофан.
  
   К л. 71. Греки да Вознесения в церквах противу недели на стиховнѣ воскресныхъ стихеръ не поютъ... - Вознесение - церковный праздник, который отмечается на сороковой день после Пасхи в память о вознесении Христа на небо после того, как он воскрес и сорок дней провел на земле. Противу недели - накануне воскресения. Стихиры на стиховне - особый вид стихир (см. коммент. к л. 27).
  
   К л. 71 об. Белый поп - священник, живущий в миру, не постриженный в монахи.
   Красики - здесь речь идет о молодых и красивых монахах, которых использовали в гомосексуальных целях.
  
   К л. 72. ...учат изоустно: Псалтырь, Евангелие, Апостол, Минеи, Октай... - Перечислены богослужебные книги: Псалтирь, основу которой составляет ветхозаветная "Книга Хвалений", разделенная на кафизмы (помимо этого, в книгу входят библейские песни, статьи богослужебного и уставного характера); Евангелие, содержащее тексты четырех канонических жизнеописаний Христа (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), которые разделены на зачала, предназначенные для чтения во время богослужений в течение года; Апостол, включающий тексты апостольских Деяний и Посланий (семь "соборных" и 14 посланий апостола Павла), которые разбиты на зачала, предназначенные для чтения во время богослужений в течение года; Минеи, содержащие тексты для чтения в церкви на каждый месяц, которые располагаются по дням месяца в соответствии с праздниками и днями памяти святых; Октоих - сборник церковных гимнов, сгруппированных по восьми недельным циклам, каждый из которых имеет свою музыкальную характеристику - певческий глас.
  
   К л. 72 об. ...турчанинъ з дубиною в шлыку высокомъ, что халдей... - Халдей - представитель народа, обитавшего в устье Тигра и Евфрата на берегу Персидского залива. В эпоху эллинизма халдеи прославились как языческие жрецы - философы, звездочеты и маги. В данном случае, скорее всего, речь идет о "халдеях" - исполнителях ролей мучителей трех отроков в "Пещном действе", которое устраивалось на Святки. Они были одеты как масленичные шуты, в красное суконное платье с широкими рукавами, на головах носили деревянные раскрашенные шляпы ("шоломы"), бороды обмазывали медом, в руках держали палки.
   Анбона не дѣлали... - Амвон - возвышение в церкви перед алтарем.
  
   К л. 73 об. ...мирския у них, не говея, причащаются. - Говеть - соблюдать пост, воздерживаться от скоромной пищи. Причащение (евхаристия) - одно из главных таинств христианства, при котором происходит приобщение к Христу и освобождение от грехов. В православной церкви миряне и духовенство причащаются хлебом и вином; перед причастием на Руси полагается говеть, у старообрядцев причастию предшествует неделя строгого поста.
   ...гуменцоѳъ себѣ не простригаютъ... - Гуменцо - кружок на темени священнослужителей, выстригаемый при посвящении.
   ...что абызы турецкия... - Имеются в виду священнослужители у мусульман.
  
   К л. 74 об. ...они у турка накупаются на патриаршество дачею великою. - В России было хорошо известно, что греческие митрополиты используют взятки, чтобы получить место патриарха. Об этом сообщал русскому правительству константинопольский патриарх Иеремия (1715-1726). Сумма взятки турецким властям доходила до 28 тысяч ефимков. См. подробнее: Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 286-287, 303-304.
   ...ризницу патриаршу... - Речь идет о церковных драгоценностях, утвари и одежде.
   Мантию со источниками... - Источник - цветная полоса на одежде церковнослужителя.
  
   К л. 75. Архидиякон - почетный титул старшего, первого среди дьяконов в крупных церквах.
   Протодиякон - главный дьякон епархии, служащий обычно в кафедральном соборе епархиального города.
  
   К л. 76. ...да Петрова дни. - То есть, до праздника в честь святых апостолов Петра и Павла, который отмечается 29 июня.
  
   К л. 76 об. ...ведѣнъ чрезъ губу морскую... - Губа - залив; в данном случае речь идет о мосте через залив Бююк-Чекмендже.
   У насъ на Москвѣ чрезъ Москву-реку дивно здѣланъ... - Имеется в виду Всехсвятский (Большой Каменный) мост, построенный в 1687-1693 гг. на месте древнего брода у юго-западного угла Кремля. Это был первый каменный мостовой переход через Москву-реку, обеспечивший связь с Заречьем. Предмостная ярусная башня, воздвигнутая перед ним на южном берегу и увенчанная двумя высокими шатрами, стала одним из высотных ориентиров центра Москвы. Сам мост, по обеим сторонам обстроенный лавками, превратился в оживленную торговую улицу.
   ...во градъ Селиври... - Ныне город Силиври в Турции, расположенный на северном побережье Мраморного моря.
  
   К л. 77. ...в мѣстечко Чорно... - Ныне город Чорлу в Турции. ...в мѣстечко Бургавъ... - Ныне город Люлебургаз в Турции.
  
   К л. 77 об. ...стоялой двор лутче нашего гостина двора. - Речь идет о старом Гостином

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа