Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917..., Страница 15

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

и Вс. Мейерхольда 4 мая 1929 года (стр. 661-662).
   Я не читал ни одной пьесы, кроме Вишневского и отрывков из пьесы Либединского ... - Речь идет о пьесе В. В. Вишневского "Первая конная" и о пьесе Ю. Н. Либединского "Высоты".
   Стр. 402. Крученых - см. примечание к "Открытому письму А. В. Луначарскому" (стр. 544).
   Вчера т. Тюрин говорил...- Молодой журналист И. Тюрин, выступая в прениях по докладам Брика и Катаняна, рассказал следующее: в период перевыборов советов в одной деревне комсомольцы написали небольшую пьесу, поставили ее без декораций и разыгрывали, переходя из дома в дом. Этим они помогли успешному проведению перевыборной кампании.
   Стр. 403. "Первый кандидата - пьеса А. Жарова и М. Поликарпова; премьера состоялась в Московском театре Сатиры 26 января 1930 года.
   "Партбилет" - пьеса А. Завалишина, вызвавшая большие споры еще до постановки; премьера состоялась в Московском театре Революции 28 марта 1930 года.
   "Наталья Тарпова" - пьеса С. А. Семенова; премьера состоялась в Московском Камерном театре 8 декабря 1929 года.
   ТРАМ - сокращенное название театров рабочей молодежи, существовавших в двадцатых - тридцатых годах. Они ориентировались на создание острых агитационно-политических и злободневно-бытовых спектаклей.
   "Блокада" - пьеса Вс. Иванова; премьера состоялась в Московском Художественном театре 26 февраля 1929 года.
   "Ревизора - см. примечание к выступлению на диспуте о "Ревизоре" (стр. 632).
   "Лес" - см. примечание к выступлению на диспуте о задачах литературы и драматургии (стр. 610-611).
   Стр. 404. Театр Пролеткульта (Московского) - существовал в двадцатых годах и в начале тридцатых годов.
   Театр Революции (в Москве) - открылся в 1922 году; в 1942 году переименован в Московский театр Драмы, в 1954 году - в Театр имени Вл. Маяковского.
   "Синяя блуза" - объединение эстрадных коллективов, выступавших в рабочих клубах и на концертных площадках.
   Стр. 405. Третьяков С. М.- см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 555).
   Выступление на конференции МАПП (стр. 407). Стенограмма выступления, напечатанная в журнале "На литературном посту", М. 1930, No 11, июнь. Маяковским выправлена, по-видимому, не была.
   Первая областная конференция МАПП (Московской ассоциации пролетарских писателей) происходила с 5 по 9 февраля 1930 года в клубе Федерации писателей.
   Маяковский выступал на конференции 5, 6 и 8 февраля: 5 февраля - с приветствием на открытии конференции (стенограммы не сохранилось), 6 февраля - с заявлением о приеме в РАПП (см. в т. 13 наст. изд.), 8 февраля Маяковский выступал в прениях по докладу А. П. Селивановского о пролетарской поэзии.
   Отчеты о конференции напечатаны в "Вечерней Москве", М. 1930, NoNo 30-33 от 6-8, 10 февраля и "Литературной газете", М. 1930, No 6, 10 февраля.
   Стр. 407. Селивановский А. П. (1900-1937) - критик и литературный деятель, активный участник РАПП. Выправленная стенограмма доклада Селивановского на конференции МАПП напечатана в журнале "На литературном посту", No 5-6 за 1930 год.
   Горбов Д. А. (р. 1894) - литературный критик.
   Стр. 408. ...стихотворение Брюсова...- Маяковский цитирует строку из стихотворения Брюсова 1902 года "In hac lacrimarnm valle" <"Здесь в долине слез">.
   Переходя к конструктивизму...- Речь идет о литературной группировке конструктивистов; см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 554).
   ...совпадает со статьей в Молодой гвардит...- Маяковский имеет в виду статью Селивановского "Поиски себя. О молодой поэзии" в журнале "Молодая гвардия" No 22 за 1929 год, в которой автор, в частности; говорит о том, что герои многих молодых поэтов - люди "неопределенных профессий", лишенные "социально-определенных черт". "Мы тут сталкиваемся с проявлением деляческих тенденций, когда пафос социалистического труда <...> подменяется пафосом труда "вообще" <...> - когда герой утрачивает свои революционные свойства и выступает перед нами законченным абстрактным "бизнесменом".
   ...преподносит индустряловщину...- См. об этом в выступлении на общемосковском собрании читателей "Комсомольской правды" (стр. 414-415); Устрялов - см. примечание к выступлению на собрании Федерации объединений советских писателей (стр. 659).
   Стр. 409. ..."И долго носился я с первой строкой, как с Евой носился создатель..." - строки из стихотворения Б. Соловьева "Песня" в сб. "Лирический репортаж", стихи 1926-1928 гг., "Федерация", М. 1929.
   О пометках на этой книжке стихов, а также на указанных ниже сборниках А. Кудрейко и В. Гусева см, в статье В. Тренина и Н. Харджиева "Маяковский о качестве стиха" в альманахе "С Маяковским", М. 1934. Пометки, сделанные не Маяковским (как об этом сообщают авторы статьи), но, очевидно, совместно с ним О. Бриком и П. Незнамовым, были частично использованы поэтом в его выступлении на конференции.
   В ночи скрипит сухая ель...- Строфа из стихотворения А. Кудрейко, поставленного эпиграфом к книге его стихов "Осада". 1927-1928. Изд. "Молодая Гвардия", М. 1929.
   Стр. 410. Мой дед,- не знали вы его?..- начальные строки стихотворения В. Гусева "Звезда моего деда" в сб. "Поход вещей". Стихи. "Федерация", М. 1929.
   Броневик воспринимается им как бегущее существо, которому безразлично куда слоняться.- В стихотворении В. Гусева "В ту ночь" имеются строки: "Последний фонарь застрелил броневик, // Шатаясь из Смольного в Зимний".
   Агапов - см. примечание к выступлению на Втором расширенном пленуме правления РАПП (стр. 666).
   Зелинский - см. примечание к выступлению на Первом Московском совещании работников левого фронта искусств (стр. 618).
   Стр. 411. С завода пришел один рабочий и сказал: "Нам нужно написать стихи по поводу борьбы с потерями".- В январе 1930 года по просьбе рабочих Электрозавода, решивших провести кампанию борьбы с потерями в производстве, Маяковский написал "Лозунги Электрозаводу". (См. т. 10 наст. изд., стр. 209.)
   "Выстрел" - пьеса в стихах А. Безыменского.
   ТРАМ - см. примечание к выступлению на пленуме Реф (стр. 673).
   ...судебный приговор Селивановского по поводу того, что за текущий отчетный год конструктивисты положили на обе лопатки Леф.- В указанной выше статье А. Селивановского говорится: "Из боев на поэтическом фронте конструктивизм вышел к 1929 году победителем. Он разбил, с одной стороны, лефовцев и с другой стороны, Уткина" ("Молодая гвардия", М. 1929, No 22, ноябрь, стр. 86).
   ...не объединяйте Реф и Леф.- См. статью Маяковского "[Товарищи!]" и примечания к ней (стр. 203-204 и 591).
   РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей.
   Выступление на общемосковском собрании читателей "Комсомольской правды" (стр. 413). Стенограмма выступления, напечатанная в газете "Комсомольская правда", М. 1930, No 91,20 апреля (под заглавием "За настоящую поэзию").
   Собрание состоялось в Москве, в Красном зале МК ВКП(б) 21 февраля 1930 года.
   Доклад о работе редакции "Комсомольской правды" сделал ответственный редактор газеты А. Троицкий. После него выступал Маяковский. В прениях участвовали юнкоры фабрик, заводов и вузов Москвы.
   Заметка о собрании напечатана в "Комсомольской правде", М. 1930, No 44, 22 февраля.
   Стр. 413. ...я сознательно выступаю не в концертном отделении вечера... -По-видимому, эта реплика Маяковского связана с тем, что в извещении о собрании, напечатанном в "Комсомольской правде" от 20 февраля 1930 года, было указано, что Маяковский и другие приглашенные поэты выступят в художественной части.
   Стр. 414. ...мы знаем сегодня речь депутата в польском сейме...- Маяковский говорит о выступлении коммунистического депутата Жарского 20 февраля 1930 года.
   ...как я сказал на конференции РАПП...- См. выступление на конференции МАПП (стр. 407).
   Устряловцы - образовано от "Устрялов". См. примечание к выступлению на собрании Федерации объединений советских писателей (стр. 659).
   Стр. 415. Я беру сегодняшний номер журнала "Пятидневка", там написано...- В журнале "Пятидневка", М. 1930, No 1, 4-я пятидневка февраля, напечатана подборка материалов о массовом притоке заявлений о приеме в партию под общей "шапкой": "В железную фалангу большевиков!"
   Стр. 416. ТРАМ - см. примечание к выступлению на пленуме Реф (стр. 673).
   Я выступал месяц назад на Колпинском заводе...- Выступление Маяковского в Колпино в Зимнем театре для рабочих Ижорского завода состоялось 9 января 1930 года.
   Выступление на выездном заседании Xудожественно-политического совета Центрального управления госцирками (стр. 418). Протокол заседания (ЦГАЛИ).
   Опубликовано в Полном собрании сочинений, т. 11, М. 1936 (см. А. Февральский, "Пьесы Маяковского и их постановки").
   На заседаниях Художественно-политического совета ЦУГЦ Маяковский выступал дважды - 20 и 28 февраля 1930 года. Второе заседание состоялось на Краснопресненской трехгорной мануфактуре, при участии рабочих и актива фабрики и Дома комсомола Красной Пресни. Присутствовало сто восемьдесят человек. Маяковский прочитал "Москва горит". В резолюции, принятой собранием, говорилось: "Мы, рабочие Краснопресненской Трехгорной мануфактуры, прослушав текст сценария меломимы "Москва горит" Маяковского и уяснив себе принципы работы ХПС ЦУГЦа по информациям тт. Кириллова и Судьбинина, приветствуем правильную линию работы ХПС ЦУГЦа, вовлекающего в свою работу широкие массы. Наше законное требование к искусству об отражении сегодняшнего дня ХПС ЦУГЦа проводится в действительность. Работу т. Маяковского "Москва горит" (1905 год) считаем нужной и правильной и приветствуем цирк в его переходе на новые рельсы - отображения нужных нам тем в его цирковых представлениях".
   Стр. 419. Радлов С. Э. (1892-1958) - режиссер, работавший в различных областях театрально-зрелищного искусства.
   Ходасевич В. М. (р. 1894) - художница.
   ...я кое-чем пользовался...- Маяковский включил в текст "Москва горит" сатирические стихи и песни эпохи 1905 года (например, "Царь испугался, издал манифест", "Шаг назад, шаг вперед") и построил несколько игровых моментов на сюжетах карикатур тогдашних сатирических журналов (например, карточный домик, пирамида классов). Кроме того, в текст включено несколько отрывков из произведений самого Маяковского (поэмы "Владимир Ильич Ленин", "Марша ударных бригад" и др.).
   Кириллов - председатель ХПС ЦУГЦ; Иванов - секретарь ХПС, Судьбинин - член президиума ХПС.
   Выступление на заседании исполбюро Федерации объединений советских писателей (стр. 420). Стенограмма заседания (ЦГАЛИ). Стенограмма выступления Маяковским не выправлена.
   Впервые опубликовано в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Заседание исполнительного бюро Федерации, членом которого Маяковский состоял с февраля 1927 года, состоялось 7 марта 1930 года. С докладом о работе Федерации объединений советских писателей выступил секретарь Федерации В, А. Сутырин. В прениях, кроме Маяковского, участвовали: Н. Н. Асеев, А. А. Богданов, Ф. А. Березовский, С. Д. Мстиславский, Б. Н. Агапов, А. А. Сурков, Н. В. Слепнев, И. Л. Сельвинский, В. Т. Кириллов.
   Отчеты о заседании напечатаны в "Литературной газете",М. 1930, No 10, 10 марта и в газете "Вечерняя Москва", М. 1930, No 56, 8 марта.
   Стр. 420. Здесь говорилось о трех формах: газета, клуб, издательство.- В. А. Сутырин в своем докладе говорил, что вся основная работа Федерации должна проходить по трем главным ее организациям - по клубу, "Литературной газете" и издательству.
   Выступление в Доме комсомола Красной Пресни на вечере, посвященном двадцатилетию деятельности (стр. 422). Стенограмма вечера (хранится у В. А. Катаняна). Стенографическая запись Маяковским не выправлена. Качество записи местами неудовлетворительно.
   Впервые опубликовано в журнале "Литературная учеба", М. 1936, No 4. В сокращенном виде напечатано в экстренном выпуске "Комсомольской правды" совместно с "Литературной газетой" 17 апреля 1930 года (специальный номер, посвященный памяти Маяковского) и в Сочинениях, т. 10, М.-Л. 1933.
   Вечер в Центральном доме комсомола Красной Пресни состоялся 25 марта 1930 года. Сюда же была перенесена выставка Маяковского "Двадцать лет работы". Маяковский рассказал о своем творчестве, читал стихи, отвечал на записки. В прениях выступали молодые рабочие, комсомольцы, члены литературной бригады Маяковского, представители "Комсомольской правды" и райкома комсомола. Во время выступлений других ораторов Маяковским было подано несколько реплик. (См. их на стр. 681-682.)
   Заметка о вечере напечатана в "Комсомольской правде", М. 1930, No 70, 27 марта.
   Стр. 423. Кольцова М. - работница одной из Московских фабрик, председатель бюро бригады Маяковского (см. ниже).
   Стр. 424. Профессор Воронов С. А. (1866-1951) - хирург, работавший в области пересадки половых желез.
   ..."От горящей домны революции отошел великий кочегар".- Маяковский привел цитату из стихотворения А. Жарова "На смерть Ленина".
   Стр. 425. Вот т. Шафир еще в 1923 году выпустил книжку о том, что понимает крестьянин Воронежской губернии.- Имеется в виду книжка Я. Шафира "Газета и деревня", изд. "Красная новь",М. 1923.
   Как раз была сельскохозяйственная выставка...- Первая Всероссийская сельскохозяйственная выставка была открыта в Москве в 1923 году.
   ...я вошел в РАПП...- См. примечание к выступлению на конференции МАПП (стр. 674).
   Стр. 426. ...перейду к моей выставке.- Открытие выставки Маяковского "20 лет работы" состоялось 1 февраля 1930 года в клубе Федерации писателей. Затем, по требованию общественных организаций, она была перенесена в рабочие районы. 18 марта состоялось ее открытие в Доме комсомола Красной Пресни.
   ...о кошке и о кошачьих шкурках Госторга...- Маяковский говорит о стихотворении "Про Госторг и кошку, про всех понемножку". (См. т. 8 наст. изд., стр. 137.)
   ...Катаев покупает за сорок копеек блокнот, идет на завод, путается там среди грохота машин, пишет всякие глупости в газете...- В "Литературной газете", М. 1929, No 11, 1 июля был напечатан очерк о соцсоревновании на Московском тормозном заводе В. П. Катаева (р. 1897) "То, что я видел", вызвавший в печати резкую критику.
   Стр. 427. Я понимаю <эту> работу так, чтобы выполнялся лозунг - не совать руки в машину...- В 1929 году Маяковский написал ряд плакатов и лозунгов по безопасности труда и о трудовой дисциплине. (См. т. 10 наст. изд.)
   У меня есть стихотворение про соски...- См. т. 5 наст. изд., стр. 278.
   ...у меня было около десяти центральных постановок "Мистерии-буфф"...- Об истории постановок "Мистерии-буфф" Маяковский подробнее говорит в статье "Только не воспоминания..." (см. стр. 155-157).
   Затем была сатирическая поэзия в первом театре Сатиры...- Весной 1920 года Маяковский написал для Государственной опытно-показательной студии театра Сатиры три агитпьески: "А что, если? Первомайские грезы в буржуазном кресле", "Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое" и "Как кто проводит время, праздники празднуя (На этот счет замечания разные)". (См. т. 2 наст. изд.)
   Затем - постановка "Клопа", "Бани".- Пьесы Маяковского "Клоп" и "Баня" и историю их постановок см. в т. 11 наст. изд.
   Стр. 428. ..."Азбука" называется.- "Советская азбука" была написана Маяковским в 1919 году (см. т. 2 наст. изд., стр. 92).
   Стр. 429. Строгановское училище - художественно-промышленное училище, существовавшее в Москве.
   Товарищи наши из бригады...- Речь идет о литературной бригаде Маяковского - молодежной группе, организованной в феврале 1930 года и поставившей своей целью изучение и пропаганду творчества Маяковского.
   Вот сегодня я прочел газету или журнал, кажется, "Рабочий и искусство"...- Маяковский говорит о заметке, напечатанной не в газете "Рабочий и искусство", а в журнале "Рабочий и театр", Л. 1930, No 16, 21 марта, в связи с товарищеским чествованием С. М. Маковецкого, художника-гримера Ленинградского Большого драматического театра.
   А вот мне каталога даже не удалось напечатать...- Каталог выставки "20 лет работы" был напечатан гектографическим способом.
   Стр. 430. Последняя из написанных вещей - о выставке...- Речь идет о поэме "Во весь голос" (см. т. 10 наст. изд.).
   Стр. 433. На Тверской это.- По-видимому "юбилеем" Маяковский называет выставку, о которой сказал выступавший Брославский: "Недавно я был на Тверской, смотрел картины галереи писателей - Уткин, Жаров и т. д. Пришел человек с бородкой, слышу - говорит о Маяковском: "Разве такую бездарность поставят..."
   Под ним струя светлей лазури...- из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус".
   "Комсомольская правда" хоть петитом напечатала о юбилее, но не удосужилась сообщить о выставке. - Дело обстояло наоборот: ничего не сообщая о юбилее, "Комсомольская правда" в No 25 от 31 января 1930 года маленькой заметкой в отделе извещений сообщила об открытии выставки.
   Коган - см. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 567).
   Стр. 434. Северянин - см. примечание к статье "Братская могила" (стр. 540). Маяковский цитирует его строки из "Поэзы истребления" (1914). В тексте стихотворения не "мертв", а "стар".
   Стр. 435. ...в "Красной ниве" статья т. Покровского...- Маяковский говорит об ответе заместителя Наркомпроса РСФСР М. Н. Покровского на анкету "Красной нивы" о Пушкине. ("Красная нива", М. 1929, No 51, 15 декабря.)
   "Смирись, Кавказ: идет Ермолов!" - строка из эпилога поэмы А. С. Пушкина "Кавказский пленник".
   ...если выругают, то я не махну хвостом...- 22 марта 1930 года в "Комсомольской правде" была напечатана отрицательная рецензия Ан. Чарова на пьесу Маяковского "Баня". Упоминание об этой рецензии есть в выступлении на диспуте о "Бане" в Доме печати 27 марта 1930 года (стр. 439).
   МУНИ - Московское управление недвижимых имушеств.
   Стр. 436. ...стихотворение, маленькое, лирическое, про лошадь...- Маяковский прочел стихотворение "Хорошее отношение к лошадям", написанное в 1918 году. (См. т. 2 наст. изд., стр. 10.)
   ...о постройке дома и о предоставлении мне жилой площади.- По-видимому, Маяковский прочел стихотворение 1928 года "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру". (См. т. 9 наст. изд., стр. 23.) "С эстрады это стихотворение он часто объявлял "О моем вселении в новую квартиру". (П. Лавут, "Маяковский едет по Союзу". "Знамя", М. 1940, No 6-7, стр. 298.)
   Стр. 436-437. ...стихотворение о двадцатипятитысячниках.- "Марш двадцати пяти тысяч" см. в т. 10 наст. изд., стр. 176.
   Стр. 437. ...когда звенели шпоры дореволюционной выковки <и ходили офицеры>, аксельбантами увешанные до пупов.- Маяковский прочел пятую главу поэмы "Хорошо!" (См. т. 8 наст. изд.)
   Последняя часть...- Маяковский прочел заключительную, девятнадцатую, главу поэмы "Хорошо!"
   "Алмаз" - это застенок царский...- Маяковский поясняет отдельные слова и выражения из 16 главы поэмы "Хорошо!", после чего читает главу.
  

Реплики Маяковского на вечере

  
   Иткин. <...> Еще я хочу сказать о "Бане", которая ставится в театре Мейерхольда,- неправильная линия взята в "Комсомольской правде". В "Бане" много недостатков <...>, но нельзя поддерживать в "Комсомольской правде" такую линию, что "Баня" не нужна, что нужно ее снять <...>
   Маяковский. Учи их, правильно.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Председатель. Встречи комсомола с т. Маяковским мы будем устраивать часто, может быть в более узком кругу.
   Маяковский. Вы сумеете получить разъяснения обо всем, что непонятно и что интересно.
   Выступление на диспуте о "Бане" в Доме печати (стр. 438). Стенограмма диспута утрачена; печатается по Полному собранию сочинений, т. 12, М. 1937, где был воспроизведен текст этой утраченной теперь стенограммы. Стенограмма выступления Маяковского автором не правлена.
   Впервые напечатано в газете "Известия ЦИК", М. 1935, No 283, 6 декабря (с изменениями, внесенными редакцией "Известий"),
   Диспут о пьесе "Баня" и ее постановке в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда состоялся в Москве, в Доме печати 27 марта 1930 года - через одиннадцать дней после премьеры. Вступительное и заключительное слово произнес журналист В. М. Млечин. Выступали артист (теперь режиссер) В. Н. Плучек, журналист М. Ю. Левидов и другие.
   Отчетов в печати об этом диспуте не было.
   Стр. 439. ...человечишко из "Комсомольской правды"...- Ан. Чаров, автор резко отрицательной рецензии на пьесу в этой газете (1930, No 66, 22 марта).
   Стр. 440. Меня сегодня в "Вечерней Москве" критиковали рабочие. - Утром 27 марта в кабинете редактора газеты "Вечерняя Москва" состоялось обсуждение "Бани", в котором участвовало несколько рабочих фабрики "Буревестник". Стенограммы этого обсуждения не имеется. Данные о выступлении на нем Маяковского см. в "Вечерней Москве" (1930, No 73, 31 марта, а также No 95, 25 апреля, статья редактора газеты С. В<олодина> "Маяковский и цирк").
  

Дополнение

  
   Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах
   Том тринадцатый. Письма и другие материалы
   М., ГИХЛ, 1961
  
   Выступление на заседании художественной комиссии Всероссийского бюро по производственной пропаганде 21 января 1921 года
   Доклад "Изобразительное искусство и производственная пропаганда" на Всероссийском совещании по производственной пропаганде 4 марта 1921 года
   Выступление на Третьем Всероссийском съезде работников искусств 4 октября 1921 года
  

ВЫСТУПЛЕНИЯ В СТЕНОГРАФИЧЕСКОЙ И ПРОТОКОЛЬНОЙ ЗАПИСИ

  

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМИССИИ

ВСЕРОССИЙСКОГО БЮРО

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЕ

21 января 1921 года

  
   Мне кажется, что этот план страдает тем, что обращает главное внимание на пропаганду среди художников. Мне думается, что нам в первую очередь надо развивать пропаганду среди рабочих масс <...>
   Мы должны сказать: нам необходима культивировка художественных сил, и наметить конкретные вехи художественной пропаганды...
   Нам необходимо выяснить, каким образом концентрируем мы работу и концентрируем ли мы ее вообще. Самый важный, коренной вопрос - регулирование существующей работы. Необходимо выработать методы пропаганды, линию, по которой мы должны повести эту агитацию. Ни одной детали по прозпропаганде нет, отсутствуют объективные сведения о том, что такое производственная пропаганда. Необходимо, исходя из конкретных фактов, выяснить конкретные силы, занимающиеся прозпропагандой, и методы работы <...>
   Мы должны составить анкету для выяснения работы мест очень обдуманно. При первом движении нашего материала на места мы должны учесть его результаты. Встает вопрос о том, как мы будем культивировать или инструктировать художников <...>
   Я утверждаю, что, не учитывая опыта, мы ничего не достигнем. Я согласен с тем, что мы не имеем права прерывать работу, но трехлетний опыт указывает, что первое, что необходимо для Бюро,- это практическое изучение методов работы. Необходимо составить анкету, наметить учреждения, которые мы должны использовать, учесть художественные силы и, привязав художников к производству, организовать художественные мастерские. Мы должны для всех отделов иметь материал, подкрепленный фактами.
  
  

ДОКЛАД "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОПАГАНДА"

НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЕ

4 марта 1921 года

  
   ...На наши собрания здесь, в Москве, мы не можем завлечь часто 10-20-30 членов собрания и устроить пленум, а устроитель лекций, как, например, Долидзе, собирает на любое скучное заседание полный зал, потому что он знает, в каком месте вывесить объявление, какого формата объявление, потому что он 20 раз спрашивает, брали ли билеты, интересовались ли вопросом. Если не интересовались, то спешно меняет тему доклада по своей конструкции и по заглавию, так, чтобы на нее шли, и, в отличие от других, у него битком набито народом и притом людьми интересующимися. Это я вам указываю, как в любой отвлеченной работе, диспуте, научном заседании при правильной постановке рекламирования мы будем всегда иметь максимальный результат. Первая причина несовершенства нашей агитации - лекционной, плакатной и т. д.- это психологическое препятствие, не позволяющее применять к нашему делу рекламу. Второе препятствие - мы брали только те из видов агитации и пропаганды, которые нам казалось возможным применять в массовом масштабе, то есть печать, не приняв в соображение, что у нас, кроме этого аппарата, имеется сейчас разруха, разъедающая этот издательский печатный аппарат. В результате можно с твердостью и убеждением сказать, что вся эта печатная агитация не привела ни к чему.
   Мы можем на практике, выйдя на улицу, убедиться в справедливости моих слов. Сейчас по производственной агитации развешано два плаката. Первый - "Россия на помощь донецкому шахтеру!", где в полукруге идут из Донбасса поезда с углем, на другом рабочий нагружает вагоны продовольствия и мчит их в Донбасс, Другой плакат - где стоит рабочий и призывает на помощь донецкому шахтеру. Эти плакаты были сданы Горным советом по согласию с ЦК горнорабочих в печать тогда, когда было обследование комиссией Донбасса, следовательно, несколько месяцев тому назад. Теперь этот плакат вышел. Тогда он имел революционное значение при некоторой возможности уделить наше продовольствие на Донбасс <Донбассу>. Сейчас он имеет контрреволюционное значение, потому что он действует на рабочих следующим образом; "С нас, у которых нет ни еды, ни предметов первой необходимости, вы требуете с нас на Донбасс". Поэтому плакат запоздавший приобретает обратное, контрреволюционное, значение, и, товарищи, большинство наших плакатов, большинство примитивной плакатной агитации запаздывало. Я знаю случаи, как в начале войны с Польшей плакат, благодаря массе затруднений и волокиты, до окончания войны с Польшей пролежал в Государственном издательстве или обрабатывался. Потом началась врангелевская кампания. На плакате была голова пана, обрубавшаяся часами, голова была переделана на врангелевскую голову,- и только после того, как Врангель бежал, этот плакат попал на улицу. Это не случайность и не единичный случай. Плакат страшно важный, которому надо было выйти, когда Деникин подходил к Орлу, вышел в первомайские торжества. Поэтому я утверждаю, что вся такого рода агитация идет впустую.
   Дальше второй вид агитации, это агитация плакатной росписью" Это та агитация, которая в широком масштабе применяется при массовых празднествах и в годовщину Октябрьской революции, Если в первые дни такие кампании (неясная запись} были возможны и допустимы, то с истекшей годовщины это теряет смысл и приобретает другое значение, потому что все траты материалов, которые связаны с (неясная запись) телеграфных столбов и трамваев вызывают самое неблагожелательное отношение в том смысле, что лучше эти материалы потратить на одежду, а не на украшение. То же и с росписью. Хорошо использовать фасады домов для агитационной пропаганды производственных и политических лозунгов, но мы не можем это сделать, потому что это значит - занимать большое количество строительных рабочих для такого рода агитации. Это занятие сейчас непроизводительное.
   Дальше газеты и клише. Это опять-таки необычайно трудно. На газету и клише приходит требование из провинции. В РОСТА существует даже отдел Центроклише, который рассылал и заготовлял клише в провинцию. Здесь мы наталкиваемся на непоправимое препятствие - в большинстве городов нет даже типографий, и поэтому нам приходится посылать клише из центра. Выработанные в центре при условии разрухи, они стареют, а при рассылке стареют еще. Я видел, что наши газетные клише, разосланные к определенной политической кампании, помещались совершенно на другую кампанию с совершенно другими надписями, то есть теряли свое агитационное значение.
   Что же делать, товарищи, с этим изобразительным искусством, чтобы дать его в помощь нашей производственной агитации? Для этого необходимо использовать те революционные методы, которые не употреблялись до нас и которые выдвинуты революцией. Этот метод в первую очередь - витрины и окна, то есть помещение определенных плакатов, определенных картин с последующим развитием, где вырисовывается, как из одного положения вытекает другое <в плакатах), выставленных в окнах и витринах. Какие перспективы на этот вид агитации? Часто указывают о моей работе, что это является кустарничеством, что нам необходима крупного американского характера работа в этом отношении, а такое кустарничество при трате колоссальных денег только в слабой степени удовлетворяет эти агитационные нужды. Это неверно, товарищи, <неясная запись> с большим <неясная запись> является во имя какого-то отвлеченного принципа, что мы, дескать, должны делать это в широком масштабе и должны выпускать негодные, неприспособленные вещи, чем давать один плакат, висящий в определенном предприятии, на определенную, конкретную тему, могущий быть выпущенным на второй день утром. Это не является кустарничеством, это является работой, которая в наших условиях может вестись. Насколько эта работа серьезна и огромна, указывает следующее. Один массовый отдел РОСТА выпустил за истекший год 60 000 таких ручных плакатов, и по смете работ на будущий год количество таких плакатов доведется до 160 000 окон в одной Москве, с небольшой рассылкой по провинции. Если принять в соображение, что такие организованные отделения РОСТА берутся за это, то мы увидим, что эти плакаты распространились по всей России и далеко за пределами России. У нас имеются фотографические снимки, на которых на эти витрины и плакаты, приподняв свои покрывала, смотрят персианки. Каково же преимущество его, агитационное преимущество этого способа, этого метода? Первое я уже указал: <неясная запись>. Например, когда был VIII Съезд Советов, в 2 часа ночи нам передавалась телефонограмма <неясная запись> речи тов. Ленина, то на утро вместе с газетой в 80 пунктах Москвы уже висели большие плакаты четыре на пять аршин. Если маленькие плакатики Государственного издательства срываются и заклеиваются и портятся дождем, то эти большие витрины, помещенные в пустующих окнах магазинов, останавливают большие хвосты. Дальше, если плакат дает самый отвлеченный лозунг, чтобы не стареть, и все-таки стареет, то такие витрины могут развивать последовательно любой процесс, как политической агитации, так и производственной агитации. Далее эта работа этого плакатного дела определенно приурочивается к определенному случаю, например, эта работа делается на предприятии и на фабрике.
   У меня был такой случай. В Петрограде висит на заводе плакат о том, что леность и разгильдяйство является страшным помощником разрухи и, наоборот, губит наше производство. И этот плакат ни на кого не производил никакого впечатления. Под этим плакатом стояли, читали газеты и т. д. Увидевшись с товарищем, который был директором этого завода, я спросил: "Имеется ли у вас конкретный факт помощи такой разрухе?" Он указал на одного товарища, на тов. Еву, которая постоянно читает газеты вместо того, чтобы работать. Отметив этот номер <неясная запись>. Если сделав рисунок этой тов. Евы и <неясная запись> составив фотографическое лицо <неясная запись> и поставив в зависимость один факт от другого и указав, что она, читая газету, тормозит свою работу, а этим тормозит соседскую работу, а от этого идет: одно общее звено из всего плана хозяйства России вырывается, и как именно из-за товарища Евы приходит разруха на фабрику, и как из-за нее все ломается и рушится, и как приходит капиталист и посмеивается над нею,- это произвело катастрофическое впечатление. Для всех нас памятно воровство. Все пишут плакаты на эту тему, что нельзя воровать, нельзя расхищать народное достояние, которые не имеют никакого впечатления, а вспомните одно конкретное стихотворение Демьяна Бедного <пропуск в стенограмме>. И после этого на этой фабрике были многие десятки собраний. Каждый старался, чтобы на него не подумали. Так что агитационное значение такого конкретного факта агитации по какому бы мелкому поводу она ни проводилась, во много раз больше любой широковещательной агитации на тему - долой разруху. Поэтому я категорически настаиваю, чтобы этот способ кажущейся кустарной агитации, то есть конкретизация агитации на фабрике, проводился. Этот способ, исходя из этой фабрики, такой один факт, или два плаката может решительным способом быть значительно выше в своем действии, чем этот самый плакат.
   Это не значит, что я отказываюсь от этого вида работы. Нет <пропуск в стенограмме> подвести к этому виду работы пока у нас нет других возможностей плакатного характера, вот наша задача, Насколько это не есть кустарничество - иллюстрацией служит еще следующий факт: один госиздатель имеет около 40 художников, рисующих и делающих плакаты, а электротехническая промышленность в Москве имеет 8-10 предприятий, которые должны быть подвергнуты агитации. Эти художники выпускают плакаты, а если бы кинулись на эти заводы эти 8 человек, будучи инструкторами на фабрике, они произвели бы производственный эффекте значительно большей мере. Таким же образом эта работа должна быть организована, то есть следующим образом: до сих пор центр вырабатывает значительное число плакатов и художественных изображений, рассылаемых по заводам, фабрикам и предприятиям, по армии и т. д. Стало быть, центр был производителем, а места - потребителями. Это недопустимая форма работы. Для того, чтобы наша работа имела ударное значение, надо, чтобы она была конкретной, чтобы она исходила из отдельных предприятий. Орган, стоящий ео главе этой работы, должен быть только направляющим и инструктирующим работу. Поэтому при нашей художественной коллегии мы должны в первую очередь правильным образом поставить инструктирующую группу, которая могла бы разъезжать по отдельным предприятиям и указывать, каким образом поставить на заводе эту производственную агитацию.
   Укажу на следующий факт. Товарищ Гастев говорил мне, что у них на заводе ведется журнал всех событий на заводе - пропаж, на точности и т. д. Этот журнал инструктор-художник должен рассмотреть, приводить в порядок, обсуждать, какой из этих фактов имеет большее в предприятии значение, и на следующий день этот факт должен появиться на витрине, соответствующим образом изображенный. Эта работа будет весьма сокращена следующим исхищрением. Если, например, существует целая категория людей-лодырей, их работа всегда ведет к разрушению производства, И если бы мы составили какое-нибудь определенное стихотворение без имен или рисунок без голов и только каждый раз, отмечая того или другого лодыря наиболее характерного, мы наклеивали бы эту голову на этот штамп, то рабочий с замиранием сердца ждал бы его и смотрел бы на эту картину, где фантастические ноги и руки оставались бы неизменными, а изменялась бы голова. Если бы к этим фантастическим ногам и рукам завтра появилось лицо определенного вора или лодыря, то это было бы значительно серьезнее, чем красная и черная доска, в агитационном смысле. Такое же действие имело бы появление имен в стихотворении. Такого рода агитацию можно вести каждый день, надо только заменять эту голову.
   Товарищи, все-таки такого вида работа, она в сильной степени кустарна, если размножать ее ручным путем. Но у нас есть способы размножения этой работы. Есть у нас определенное количество предприятий. У нас есть способ размножений по трафарету. Вырезается трафарет в три или четыре краски и рассылается по провинции, из него можно сделать до 100-200 оттисков. Эту работу можно произвести в два-три дня, И размер может быть в размер экрана. Такой плакат, когда он будет выставлен, привлечет больше внимания, чем маленькие плакатики в 20-30 фигур, наклеенные чуть ли не на карнизы зданий" Такой плакат останавливает на себе внимание. Это трафаретное изображение я определенно всем рекомендую и буду настаивать, чтобы было составлено определенное практическое руководство, как это делается, А когда у себя с одной определенной краской вы получите трафарет, вы можете на месте размножить его на 60 экземпляров. Никакой необходимости в гигантском размножении плакатов нет. Шахтерская организация, например, имеет 20-30 поселков, и все рабочие стекаются в один клуб. И неважно, чтобы плакат висел на строении шахты, достаточно, чтобы он висел в клубе. И при такой потребности размноженные в 70-80 экземплярах путем трафарета имеют большое значение.
   Затем я хочу пропагандировать еще один метод размножения, который мы сейчас только начинаем проводить в жизнь, размножение путем стекла, так называемая стеклография. Этот способ размножения дает такой же оттиск, как печатный, с той лишь разницей, что тут не наборный шрифт, а ручной. Можно давать в несколько цветов. Делается это путем какой-то обработки стекла. У нас в одном из сибирских отделений РОСТА газета выходила путем размножения на стекле. Если бы этот метод можно было сейчас применить (а в сибирском отделении существует целая школа стеклографического искусства) и завести у себя школу, то можно было бы дома распространять из получаемых образцов огромное количество плакатов.
   Я заранее говорю, что все, что я докладывал, имеет значение только в условиях неопределенности и разрухи в области печатания. Если только эти условия исчезнут, и мы будем получать плакаты в 2-3 дня, тогда все то, что я говорю, потеряет само по себе в большей или меньшей степени значение. Но пока этого нет, мы <не?> должны надеяться на то, что центр вышлет нам на сломанном паровозе из сломанной типографии бесконечное количество экземпляров агитационной литературы, а надо на местах производить инструктирование центром и размножение, пользуясь этими плакатными приемами.
   В завершение я укажу на самую форму и характер этих работ именно на то, что по непонятным для меня причинам больше всего вызывает разногласий и споров. Оживленнейшим образом в вопросах плакатного искусства и живописи почему-то дебатируется вопрос о каком-то реализме и футуризме, Я человек, занимающийся искусством, никак понять не могу, что это значит, и не каждый человек, занимающийся художественной производственной агитацией в точности это <пропуск в стенограмме> реалистически поэтому не годится . Товарищи, самое главное, чтобы во главе этого дела стояли люди, которые не только слышали о реализме, но и понимают основные законы воздействия живописи и плакатного воздействия. Существует целая живописная наука в смысле изучения действия искусства и живописи на того, кто воспринимает. Эти законы не случайны, а ясно и определенно известно, например, что зеленый цвет выигрывает наряду с красным и т. д. В нашей агитации важно, чтобы то, что вы преподносите, осталось в глазу, запечатлелось на возможно большее количество времени, а важно не то, чтобы Сидоров, Петров мог бы сказать: это такие штаны, какие бывают у рабочих на рудниках. Это не имеет ни малейшего значения. Вот почему в первую очередь в нашей агитации этого рода мы должны уяснить себе, чему именно плакат этот служит.
   Если один какой-нибудь плакат служит практическим руководством к пользованию трактором, то обязательно надо до последнего колесика этот трактор изобразить, указать точно, где нужно надавливать, нажимать и т. д., чтобы трактор пошел в ход, как относиться к машине и т. п. Но если нужно остановить внимание на определенном факте, вроде того что выполняйте разверстку, то для этого необходимо иметь две фигуры: одну - голодного человека, и другую - руки, указывающей: "помогите голодному", чтобы образ остался <на> все время и имел большее значение, чем если вы изобразите это клетками или мешками и т. д.
   Этого у нас никак не могут усвоить, потому что 10-20-40 человек, занимающихся этой агитацией, сидят вверху и спорят относительно того, понятно это или непонятно массам. Но никто не попробовал выяснить анкетным способом, что же действительно имеет для массы значение. Старые буржуазные рекламисты знали то отлично, потому что они знали, что раз поднимается распродажа тех или иных предметов потребления, следовательно, агитация, реклама дает результаты. Мы же и <через> Государственное издательство и через Центропечать пускаем все количество имеющихся изданий, но о том, дошло ли что из плаката и образцов <пропуск в стенограмме>. Кто-нибудь из них делает определенно вредную агитацию. Для того чтобы этого не было, мы не должны удовлетворяться той работой, которая высылается из центра, а получить тот или иной плакат, корректировать его. Эти коррективы присылать нам и корректировать не только содержание <но> и манеру.
   К нам приехали крестьяне из Калужской губернии. Мы показали им плакаты <неясная запись>. Они их все отклонили, так как плакаты написаны неяркими красками. Когда их спросили, почему им плакат не нравится, они нам сказали: "Это нам не годится, наши бабы любят яркие цвета". Это совершенно верно, это украшение клуба. Что же вы будете украшать клуб серыми вещами? Мы должны брать яркие цельные краски для того, чтобы иметь пользу от плакатов. Мы с вами отправимся на выставку, и там я покажу вам недостатки и достоинства плакатов. Чтобы мой доклад не был голым, я покажу вам два примера. Вот один плакат, скажите, чт

Другие авторы
  • Кокошкин Федор Федорович
  • Люксембург Роза
  • Гофман Виктор Викторович
  • Клеменц Дмитрий Александрович
  • Поповский Николай Никитич
  • Чичерин Борис Николаевич
  • Надеждин Николай Иванович
  • Строев Павел Михайлович
  • Бахтин Николай Николаевич
  • Цертелев Дмитрий Николаевич
  • Другие произведения
  • Дудышкин Степан Семенович - Дудышкин С. С.: Биобиблиографическая справка
  • Оськин Дмитрий Прокофьевич - Краткая библиография
  • Божидар - Стихотворения
  • Григорович Дмитрий Васильевич - Театральная карета
  • Кано Леопольдо - За наследство
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Бестужев Н. А.
  • Пушкин Василий Львович - В. С. Пушкин: биографическая справка
  • Булгаков Валентин Федорович - Рассказ Андрея Ивановича Кудрина об его отказе от воинский повинности
  • Полевой Николай Алексеевич - Сельский субботний вечер в Шотландии. Вольное подражание Р. Борнсу И. Козлова
  • Чехов Антон Павлович - А. Турков. "Этого я уже не помню..."
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа