ки. Но чего все это стоит!
Недовольство между туземцами общее. Но революционера в полном смысле этого слова мне не приходилось встречать между образованными.
Кажется, незначительные уступки со стороны англичан вполне примирят туземцев с английским владычеством, которое почти всеми образованными признается за нечто необходимое.
А народ попрежнему смирен.
И англичане при всей своей подозрительности все-таки выводят войска в Афганистан. Они не боятся возмущения.
И видя смирение народа, покорность воле каждого белого сахаба, это возмущение кажется немыслимым 304.
6 мая. Вечером у Жйештарама 305 слышал отчаянное порицание афганской войны. Говорили: люди гибнут, деньги гибнут, даже царство гибнет.
7 мая. Что война не популярна, это давно известно англичанам. Но вряд ли они подозревают, в каких углах и закоулках в настоящее время толкуют об их неудачах. Люди, так далеко стоящие от политики, как, например, Жйештарам, и тот толкует о раштра ханим 306.
10-го. Ахмедабад 307. Я прожил два дня в Бароде 308. Жил в той самой исторической комнате, где была сделана попытка отравить британского резидента 309.
Ездил по городу; видел все, что особенно примечательно в Бароде, т.е. дворец, знаменитую хават [?], куда Амина-ая ходила на свидание с Мулхар Рао 310, стойла для слонов, арену для гладиаторов, золотые и серебряные пушки Гайкваров, строящиеся здания, как, например, новый дворец Гайквара, High School.
Но самое любопытное в Бароде - это диван сэр Мадава Рао 311.
Я был у него и беседовал с ним довольно долго; мы говорили о многих предметах, между прочим коснулись общественного положения англичан по отношению к туземцам. Он находил, что для Индии очень выгодно настоящее отношение англичан к туземцам. Они держатся в стороне от туземцев и не пускают корней в Индии. Туземцы вследствие этого сохраняют своеобразность. Смысл его слов был таков: слава богу, что англичане держатся в стороне, слава богу, что индийский климат невыносим для европейцев, иначе они заняли бы всю Индию и Индия превратилась бы в Австралию. А теперь англичан изгнать легко! Недаром индийцы молятся Солнцу: Солнце сослужило им великую службу.
Один из собеседников при этом заметил, что англичане намерены занять Кашмир. Да, сказал сэр М. Р., об этом поговаривают, в маленьком государстве всегда легко найти что-нибудь не так и затем присоединить или овладеть им.
Сэр М. Р. находит, однакоже, что британское владычество необходимо для Индии, оно сплачивает Индию. Изгоните англичан - и индийцы разбредутся в разные стороны, станут враждовать друг с другом. Междоусобия погубят Индию.
Афганскую войну и он считает несправедливой. Чем скорее она кончится, тем лучше. Его сочувствие на стороне либерального министерства.
Он не боится дурного влияния на туземцев: образованные понимают очень хорошо, почему войска должны быть отозваны, а бадмаши 312 базара не имеют политического значения, несмотря на их неудовольствие против британского правительства; они не имеют руководителей и не опасны для британского правительства.
Сегодня утром я ездил по Ахмедабаду; видел Жама масжид и Роза 313.
По мнению Бюлера, мусульмане не имеют политического значения в Индии. Английское правительство сделало великую политическую ошибку, введя преподавание английского языка в школах.
11 мая. Сегодня утром я присутствовал при жайнской проповеди.
Жати объяснял главу из Бхагавати-сутра 314. Он читал нараспев пракритский 315 текст. Затем переводил его по-санскритски и толковал на гузарати.
После толкования пелась одна из став 316. Богомольцы сидели на полу. Каждый входивший кланялся жати до земли. Женщины сидели отдельно.
Жати занимал возвышенное седалище и во время чтения держал перед ртом свернутый платок.
Эти жати обыкновенно вербуются из незаконнорожденных детей брахманов, так точно как жайнские монахини суть по большей части вдовы.
12 мая. Вчера вечером был у одного яти. История его романическая. Он был изгнан из касты и сделался пророком, основателем новой религии.
Он отвергает культ изображений. Самое изгнание из касты произошло, однакоже, не вследствие религиозных причин, а просто потому только, что в него влюбилась дочь срешти 317.
Отец, узнав об этом, решил принять крутые меры, но девица оказалась сильнее отца, она погрозилась сделать скандал, т.е. уйти к яти. До тех пор, пока дочь жива была, яти оставляли в покое, но по смерти дочери монаха изгнали из касты.
Оттуда ездил смотреть на трехэтажный пруд 318.
Сегодня был у срешти, осматривал его дворец; видел часть его библиотеки.
13 мая. Вчера опять вечером ездил осматривать ахмедабадские развалины.
Сегодня утром был в упасрае 319. Встретил там двоюродного брата вчерашнего срешти, который также был на этом собрании.
Почтение, оказываемое жайнами их яти, действительно поразительно, они кланяются им в ноги. Даже величественный срешти, разукрашенный бриллиантами, повергся ниц перед яти.
Братец его задумал было вступить со мною в философский разговор. Он спросил меня о значении в нашей религии заповеди "не убий" - тут же сам заметил, что заповедь не соблюдается в отношении зверей и черных людей. Последние убиваются если не оружием, так голодом, земля у них отнята и обложена высокими податями.
14 мая. Ахмедабад. Сейчас вернулся из жайнского храма, находящегося в доме Сета 320.
Хозяин не только показал мне свой храм, заставил меня выслушать толкование ачаражи 321, но, кроме того, вступил со мной в политический разговор. Он уверял меня, что и в Гузерате сильно развито недовольство; люди ропщут на поземельные законы, налоги и безответственность английских чиновников. Он говорил, что появление русских у пределов Афганистана может иметь решающее влияние на судьбы английского владычества в Индии; он говорил, что весьма возможна поголовная измена туземного войска.
От него ездил в тюрьму, а затем к Лалдарвазу 322, где видел знаменитые окна.
15 мая. Нагар сет Прембхаи устроил вчера литературный вечер. Он созвал брахманов и пригласил других обывателей города. Вечер начался засветло, часов около пяти. Мы приехали, когда уже все сошлись. В обширной комнате, убранной по-европейски и установленной весьма неудобными креслами, заседали брахманы.
Общего разговора не было, и вообще разговора не было, происходило нечто совершенно иное, и, несомненно, очень оригинальное: сошедшиеся брахманы читали стихи особенного рода и не столь поэтические, сколько искусственные. Один старик особенно отличался: он обладал очень приятным голосом, хотя и был без зубов. Читали все нараспев, но старик читал, как настоящий актер, и его действительно можно было заслушаться. Пробовали также устроить философский диспут, но это не удалось. Диспутанты запутались, и общество опять вернулось к более легкому времяпрепровождению, т. е. чтению стихов. Часа через полтора, когда начинало темнеть, собрание закончилось: хозяин одарил брахманов деньгами. Он не был особенно щедр: дал каждому по одной рупи. Нас, т.е. публику, одарили цветами и окропили духами. То и другое досталось также на долю брахманов.
"Вы честны, вы не лжете и лучше нас умеете вести свои дела. Но что же значит этот громадный промах в вашем бюджете? Или вы солгали, или вы плохие финансисты? Одно из двух необходимо следует из вашего бюджета!". Так говорят туземцы.
Этот говор слышится по разным углам и закоулкам, туземная пресса повторяет его на все лады.
Гордый британец не обращает на него внимания, но в душе он чувствует, что принужден считаться с мнением туземцев.
17 мая. Я провел один день в Сурате 323 и видел очень мало там. Был на служении Прартхана Самажа. Все было там как-то натянуто и неестественно.
Сурат город, повидимому, полуевропейский; в нем широкие улицы и высокие дома.
Того же числа. Бомбай. Странную новость сообщил мне сегодня Жйештарам. Он говорил, что полиция справлялась, зачем сахаб рус приходит к нему.
Это мне напомнило и объяснило смущение Б[хагван] Л[ал] Шндраджи], когда в одно из моих посещений полицейский стоял у ворот его дома.
V. говорил сегодня о дурном впечатлении на туземцев, произведенном последним финансовым отчетом. Пуна считается гнездом измены 324. Рампа возмутилась вследствие налога на соль 325. В Ассаб 326 англичане назначили своего консула и объявили залив и берег принадлежащими Египту.
7 июня. Каир. 20 мая выехал из Индии на австрийском пароходе Vorwa'rts.
Текст воспроизведен по изданию: И. П. Минаев. Дневники путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885-1886. М. АН СССР. 1955
No сетевая версия - Тhietmar. 2006
No OCR - Карпов А. 2006
No
No АН СССР. 1955
1. (к стр. 35). Перим - небольшой остров в проливе Баб-эль-Мандеб, принадлежащий Англии.
2. (к стр. 35). ... итальянской компанией Rubattino. И.П. Минаев говорит о крупной пароходной компании.
3. (к стр. 35). Саба - древнее царство и город в юго-западной Аравии. У И.П. Минаева местоположение Сабы ошибочно отнесено на африканский берег.
4. (к стр. 35). Салар Жанг (Салар Джанг) (И.П. Минаев фонему дж индийских языков в русской транскрипции передает буквой ж.) ("командующий войсками") - Мир Тураб Али Хан Бахадур (1829-1883), крупный феодал в княжестве Хайдарабад на плоскогорье Декан, великий везир (первый министр) княжества в 1853-1883 гг. и сорегент, правивший княжеством при малолетнем низаме (князе) Хайдарабада Мир Махбуб Али Хане в 1869-1883 гг. Салар Джанг активно поддерживал англичан по всем основным вопросам их колониальной политики в Индии. Им, в частности, было организовано подавление восстания в княжестве Хайдарабад в 1857 г., начавшегося в связи с Индийским национальным восстанием 1857-1859 годов. В то же время он, воспользовавшись внутренними и внешнеполитическими затруднениями англичан в Индии в 70-80-х годах XIX в., некоторое время играл в показную оппозицию англо-индийскому правительству и предпринял ряд мер с целью добиться у последнего уступок в пользу низама и окружавшей его верхушки феодальной знати.
Английские вооруженные силы в Хайдарабаде во времена И.П. Минаева состояли из "субсидиарных войск" (Subsidiary force) и "контингента" (Contingent). "Субсидиарные войска" представляли собою части англоиндийской армии, дислоцированные в Хайдарабаде; "контингент" - отряды хайдарабадских войск (в 1881 году - 7 428 чел. и 4 артиллерийских батареи), находившиеся под командованием английских офицеров и бывшие под контролем и в распоряжении англо-индийского правительства.
По договору 1853 года северная часть княжества, Берар, была отдана "в управление" англичанам якобы для оплаты расходов по содержанию "контингента". Салар Джанг сделал попытку добиться возвращения Берара низаму. С этой целью он пытался создать обученную на европейский манер новую армию низама (по договору 1853 года у низама оставалась только личная дворцовая гвардия) - "реформированные войска" (Reformed troops), которые смогли бы заменить "контингент". В 1881 г. эти войска, плохо обученные и вооруженные, насчитывали 36 890 чел. пехоты, 8 202 чел. кавалерии при 725 старых пушках. Замена "контингента" собственными войсками, по мысли Салар Джанга, создала бы юридическую основу для возвращения низаму Берара. В 1874 и 1877 гг. он направил англо-индийскому правительству специальные меморандумы, в которых оспаривал положения договора 1853 г. В 1876 г. им была предпринята поездка в Европу, где он пытался заручиться поддержкой, особенно в среде либеральной оппозиции в Англии, в своем торге с английским правительством из-за Берара. Однако все эти мероприятия Салар Джанга не достигли цели. Англичане отказались пересматривать договор 1853 г., а Берар впоследствии не только фактически, но и юридически стал частью Британской Индии, войдя в состав Центральных провинций. Необходимо отметить, что И.П. Минаев преувеличил роль и удельный вес Салар Джанга в политической жизни Индии того времени.
В дальнейшем изложении И.П. Минаев часто Салар Джанга сокращенно именует инициалами С. Ж.
5. (к стр. 35). ... выслать их из Низама. Низам - титул главы княжества Хайдарабад на Декане. И.П. Минаев часто употребляет это слово в значении "владения низама", т.е. княжество Хайдарабад (у И.П. Минаева - Гайдерабад).
6. (к стр. 35). Дес-мукхи (марат.; букв.: "главные в стране") - маратские феодалы, наследственные правители округов в Махараштре (стране Маратов) в XVII-XVIII вв. Во времена И.П. Минаева дес-мукхи в Хайдарабаде входили в состав феодальной верхушки княжества главным образом в части, населенной Маратами. И.П. Минаев в данном случае употребляет этот термин для обозначения хайдарабадской феодальной верхушки вообще.
7. (к стр. 35). ... едут в Гайдерабад. Значительную часть созданной Салар Дшангом армии хайдарабадского низама (см. прим. 4) составляли наемники, по религии мусульмане, выходцы из различных стран Ближнего и Среднего Востока. Ядром этой армии была арабская личная гвардия низама, офицеры которой входили в состав верхушки феодальной знати княжества Хайдарабад.
В период второй англо-афганской войны (1878-1880), которая рассматривалась в массах мусульманского населения Ближнего и Среднего Востока как "священная воина" с "неверными" (т.е. англичанами), в Хайдарабад, в армию низама, усилился приток вооруженных арабов, выходцев из Хадрамаута. Одновременно начались волнения среди находившихся на службе низама афганцев (рохиллов). Салар Джанг, предложивший англо-индийскому правительству военную поддержку в англо-афганской войне, в то же время использовал эти обстоятельства для давления на англичан в торге из-за Берара (см. прим. 4). Англо-индийские власти в качестве контрмеры запретили въезд арабов в Хайдарабад.
8. (к стр. 36). Английское правительство запретило. Салар Джанг во время своего путешествия в Европу в 1876 г. вел в Бомбее предварительные переговоры о возможности получения через посредство компании хайдарабадских шроффов (крупных ростовщиков) займа в Лондоне в сумме 1 млн. фн. ст. Заем якобы предназначался на финансирование строительства железной дороги в княжестве. Англо-индийское правительство воспротивилось этому и предложило построить в Хайдарабаде железную дорогу на средства колониального государства. Впоследствии под контролем англичан была создана компания по строительству дорог в Хайдарабаде, получившая с разрешения министра по делам Индии заем у лондонских банкиров.
Никол и К® (W. Nicol & Со) - крупная английская торговая фирма, имевшая отделение в Бомбее.
9. (в стр. 36). Бомбай - наиболее распространенное в Индии произношение названия г. Бомбей.
10. (к стр. 36). ...о возможности войны между Англией и Россией. К концу 70-х годов после Берлинского конгресса 1878 г. и в связи с английской экспансией в Средней Азии через Афганистан (англо-афганская война 1878-1880 гг.), а также с продвижением России в Средней Азии, наступило значительное ухудшение англо-русских отношений.
11. (к стр. 36). Аз. общ. - "Азиатское общество", точнее Бомбейское отделение лондонского Азиатского общества (Royal Asiatic Society), основанное в 1804 г. с целью изучения истории и культуры Индии и стран Востока и первоначально носившее название "Бомбейского литературного общества". Стало отделением лондонского Азиатского общества с 1829 г.
12. (к стр. 36). ...к Registrar'y Mr Peterson. П. Питерсон - преподаватель Эльфинстонского колледжа в Бомбее (см. прим. 43), ученый секретарь (Registrar) Бомбейского университета.
13. (к стр. 36). Р.Темпль (R. Temple; 1826-1902) - один из рьяных проводников английской колониальной политики в Индии, крупный чиновник англо-индийской службы, на которой находился с 1847 по 1880 г. Был губернатором в ряде провинций Индии. Во время вторичного приезда И.П. Минаева в Индию в 1880 г. Темпль занимал пост губернатора Бомбейской провинции, или, как она именовалась тогда, Бомбейского президентства. Темпль - автор нескольких книг мемуарного и описательного характера, посвященных современной ему Индии.
В дальнейшем И.П. Минаев часто именует Р. Темпля его инициалами: Р. Т., а также сэр Р. Т., С. Р. Т.
14. (к стр. 38). ...Общественное мнение. Речь идет о мнении английских чиновничьего и военного кругов.
15. (к стр. 38). ...у майора Фитц Жеральда и тогда же познакомился с Джекобом. Фитц Жералъд (правильнее - Фиц-Джералд, G. Fitz Gerald) - офицер британских вооруженных сил; во время второго путешествия И.П. Минаева в Индию в 1880 г. был помощником комиссара (Deputy Commissioner) в княжестве Хайдарабад. Он ведал выдачей пропусков иностранцам для проезда в Хайдарабад.
Джекоб (Н. P. Jacob) - директор английской Эльфинстонской гимназии (Elphinstone High School) в Бомбее.
16. (к стр. 38). ...два-три парса. Парсы - группа населения Гуджарата (национального района гуджаратцев) и г. Бомбея. Парсы выселились в раннем средневековье из Ирана, исповедуют религию зороастризма. Во времена И.П. Минаева были заняты главным образом в торговле. Из среды парсов вышла значительная часть буржуазной интеллигенции Бомбея.
17. (к стр. 38). B[achelor of] A[rts] (англ.) - бакалавр, низшая ученая степень в области гуманитарных наук.
18. (к стр. 38). Брахманы - члены жреческой брахманской касты, занимающей у всех народностей Индии высшее место в сословно-кастовой иерархии. Значительная часть брахманов уже во времена И.П. Минаева не выполняла жреческих функций, а занималась самыми различными профессиями и принадлежала к различным классам и социальным группам индийского общества. В то же время весьма значительная часть индийской буржуазно-помещичьей интеллигенции являлась выходцами из брахманской касты.
19. (к стр. 38). Рупи (инд.) - рупия, индийская монета, стоимость которой во времена И.П. Минаева равнялась приблизительно 1 рублю.
20. (к стр. 38). Проф. Бхандаркар, Рамкришна Гопал (1837-1925) - Марат по национальности, крупный индийский ученый - филолог и историк. В 1864-1894 гг. находился на службе в департаменте просвещения Бомбейской провинции, являясь профессором санскрита и восточных языков в Эльфинстонском колледже в Бомбее (см. прим. 43) и Деканском колледже в Пуне (см. прим. 63), принадлежавших к Бомбейскому университету. Собрал в Бомбейской провинции несколько тысяч санскритских рукописей. Бхандаркар - автор многочисленных работ по древней и средневековой истории Индии, археологии, эпиграфике и нумизматике, санскритской филологии и учебных пособий по санскритскому языку. Ему принадлежит несколько публикаций произведений санскритской литературы. Во времена И.П. Минаева Бхандаркар возглавлял также секту Прартхана-самэдж (см. прим. 26) в западной Индии.
21. (к стр. 38). ...о Брахмо-самаже. Брахмо-самадж ("Общество Брахмы") - индусская секта, основанная в 1828 г. бенгальским просветителем Рам Мохан Роем (1772-1833), предшественником индийских буржуазно-помещичьих националистов. Брахмо-самадж возникла как реформаторское течение в индуизме, ставившее под сомнение непогрешимость вед (см. прим. 27), а также выступавшее против некоторых институтов индуизма, как детские браки, запрет вторичного замужества вдов, кастовые ограничения и т.д. Брахмоизм (религиозно-философское учение секты), проникнутый идеями монотеизма, носит эклектический характер и обнаруживает влияние европейской буржуазной культуры и христианской религии. В дальнейшем в движении Брахмо-самадж отразилось стремление буржуазно-помещичьих националистов приспособить религию индуизма и старую индийскую феодальную культуру к потребностям буржуазного развития. В 1880 г. в Индии было 149 местных отделений секты, половина которых находилась в Бенгалии. Основная часть брахмаистов (членов секты) состояла из европейски образованных бенгальских интеллигентов.
22. (к стр. 38). ...отступилось от Кешаба Чандра Сена. Кешаб Чандра Сен (1838-1884) - один из лидеров секты Брахмо-самадж. В начале 60-х годов он разошелся с другим лидером секты - Дебендра Натх Тагором (1818-1905) и в 1866 г. основал новую ветвь секты под названием Набибидхан-самадж ("Общество новых заповедей"), куда последовали более радикально настроенные брахмаисты (см. прим. 21). Учение Кешаб Чандра Сена пользовалось особенным успехом среди индийского студенчества.
23. (к стр. 38). ...с ражой Куч Бахар. Ража (раджа) - термин санскритского происхождения, во всех индийских языках означает князь, правитель, царь. Куч Бахар (Куч-Бихар) - мелкое индийское княжество, находившееся в пределах северной Бенгалии.
24. (к стр. 38) ...по индусскому обряду, т.е. не по обряду секты Брахмо-самадж.
Кешаб Чандра Сен был одним из инициаторов издания в 1872 г. англоиндийским правительством Акта о гражданском браке, по которому в Индии впервые вводился гражданский брак и возраст брачущихся допускался для мужчины не ниже 18 лет, а для девушки - не ниже четырнадцати. Несмотря на это, в 1878 г. его дочь, которой еще не исполнилось 14 лет, вышла замуж за раджу Куч-Бихара. Жениху же не было и 16 лет. Это событие оформило давно намечавшийся раскол внутри секты, поскольку часть брахмаистов была недовольна непоследовательностью руководства секты, в том числе Кешаб Чандра Сена, в их отношении к ортодоксальному индуизму. Наиболее радикально настроенные члены секты, отколовшись от Набибидхан-самаджа, образовали новую ветвь секты под названием Садхаран Брахмо-самадж ("Всеобщее общество Брахмы"). Его члены наиболее последовательно из всех брахмаистов выступали против касты, детских браков, затворничества женщин и т.д.
25. (к стр. 38). Брахмаисты не признают ...книг "непогрешимых". Речь идет о ведах (см. прим. 27).
26. (к стр. 38). Арья Самаж, отличаясь от Прартхана Самаж. Аръя Самаж (самадж) ("Общество ариев") - индусская секта, основанная в 1875 г. гуджаратским брахманом Даянандом Сарасвати (1824-1883). Получила наибольшее распространение в Пенджабе, а также в Соединенных провинциях. Арья-самаджисты проповедовали возвращение к религии древних ариев, отраженной в священных книгах индуизма - ведах (см. прим. 27). Они отрицали поклонение изображениям богов, строгость кастовых ограничений. В их учении сильны элементы монотеизма. Арья-самадж занималась также вопросами благотворительности, школьного обучения и т.п.
Движение арья-самаджистов первоначально отражало в религиозной форме политические устремления известной части националистически настроенной индийской интеллигенции.
Прартхана Самаж (самадж) ("Молитвенное общество") - реформаторская индусская секта, основанная в 1849 г. Получила распространение главным образом в стране Маратов - Махараштре. Члены секты рассматривали ее не как новое религиозное учение, а лишь как движение внутри индуизма, продолжающее традиции вишнуизма (одного из двух основных толков индуизма) в Махараштре. Секта выступала против детских браков, ограничений касты и т.д.
В секте Прартхана-самадж, как и в Брахмо-самадже, нашло отражение движение среди буржуазно-помещичьей интеллигенции за приспособление индуизма и феодальной индийской культуры к потребностям буржуазного развития страны.
27. (к стр. 38). ...непогрешимость вед. Веды - древнейшие памятники индийской литературы, возникшие, по предположениям некоторых индоведов, в конце III или во II тысячелетии до н.э. Последователи индуизма почитают их священными книгами. Язык вед - так называемый ведический санскрит.
28. (к стр. 39). Индра Лал-жи (т.е. Бхагван Лал Индраджи, 1839- 1888) - крупный индийский археолог и историк. Главные его работы - в области древней и средневековой индийской эпиграфики и нумизматики.
29. (к стр. 39). Надписи, изданные Кенингэмом. Кенингэм (A. Cunningham; 1814-1893) - известный английский археолог и историк индийской архитектуры. В 1831-1861 гг. Кенингэм находился на военной службе в Индии и дослужился до чина генерал-майора. В 1861-1865 и 1870-1885 гг. возглавлял систематическое обследование и описание археологических и архитектурных памятников Индии. В 1871-1887 гг. издавал "Archaeological Survey of India, Reports" (23 тт.). Автор многочисленных работ по индийской археологии, архитектуре и исторической географии Индии.
Надпись Кхалси - наскальный эдикт императора Ашоки (273-232 гг. до н.э.), датируемый серединой III в. до н.э. Находится на западном берегу р. Джамна в ее верхнем течении при выходе из предгорьев Гималаев (в округе Дехра Дун).
30. (к стр. 39). В Матхуре... надписи Хувишки. Матхура - один из древнейших городов Индии, одно из важнейших мест религиозного паломничества индусов в северной Индии. Центр культа индусского божества Кришны.
Хувишка - один из императоров Кушанской династии, царствовавший в северной Индии предположительно во второй половине II в. н.э.
31. (к стр. 39). ...собрание монет Кшатрапов. Династия Кшатрапов правила в западной Индии предположительно с 119 по 388 г. н. я.
32. (к стр. 39). ...рая не знает и спокойно выносит ингризи раж. Рая - термин арабского происхождения, вошедший в языки народов Индии, в которых употребляется в значении "крестьяне", "простой народ"; ингризи рамс (радж, хинд.) - английское правительство, господство.
И.П. Минаев, повидимому, хотел сказать, что масса сельского населения Индии, по его мнению, не сталкивалась непосредственно с англичанами - представителями англо-индийского правительства и не была в курсе дел политической жизни страны. Однако в дальнейшем И.П. Минаев, ознакомившись с политической обстановкой в стране, неоднократно отмечал в дневнике наличие широкого недовольства английским колониальным режимом.
33. (к стр. 39). ...видел кафе-кхана, храм при Мамбадеви-танк. Кафе-кхана (хинд.) - кофейня, кафе.
Храм при Мамбадеви-танк - индусская святыня в Бомбее. Богиня Мамбадеви (Мамбаи) считалась покровительницей маратской касты коли (рыбаков), населявших остров, на котором расположен современный Бомбей. Древний храм Мамбадеви был разрушен англичанами при застройке города в 1737 г. Храм, о котором идет речь у И.П. Минаева, был закончен в 1757 г.; находился в центре Бомбея на берегу искусственного водоема ("танк"), также носившего имя Мамбадеви.
34. (к стр. 39). Strange (Стрэндж). Т.A.L. Strange (1756-1841) - чиновник англо-индийской службы, занимавший посты членов Верховного суда в Калькутте и Мадрасе; Т.L. Strange (1808-1884) - его сын, чиновник англо-индийской службы, судья в Мадрасе. Обоим Стрэнджам принадлежит ряд книг по индусскому религиозному и обычному праву.
35. (к стр. 39). Православные брахманы - здесь в значении ортодоксальные.
36. (к стр. 39). ...в школе St. Xavier - в школе св. Ксаверия в Бомбее, принадлежавшей миссионерам-иезуитам.
37. (к стр. 39). Educational Dep. (Department) - ведомство просвещения провинциального правительства Бомбея.
38. (к стр. 40). Prarthana Samaj-ka mandir (хинд.) - храм секты Прартхана-самадж (мандир - храм).
39. (к стр. 40). Сипаи (англо-инд., от перс, "сипахи") - солдаты индийских частей англо-индийской армии.
40. (к стр. 40). Тамбура (хинд.) - музыкальный щипковый инструмент.
41. (к стр. 40). ...по образцу обряда унитариев. Унитарии - христианская секта, распространенная в Англии и США.
42. (к стр. 40). Гузарат (Гуджарат) - область, где проживает народ гуджарати. Охватывает северо-западную часть современного штата Бомоей, включающую б. княжество Барода и полуостров Катиавар - нынешний штат Саураштра.
43. (к стр. 40). Сегодня я был в Elphinstone's College. Эльфинстонский колледж - высшее учебное заведение европейского типа в Бомбее, основанное в 1835 г. на средства состоятельных индийцев, жителей города. С 1860 г. - колледж при Бомбейском университете. Назван в честь М. Эльфинстона (1779-1859) - крупного англо-индийского администратора и историка Индии, одного из главных организаторов захвата английскими колонизаторами Маратского государства. В 1819-1827 гг. он был губернатором Бомбея. Эльфинстон написал несколько работ по современной ему истории центральной и южной Индии, Афганистана, а также общую историю Индии, сохраняющие до сих пор познавательную ценность.
В 1880 г. директором колледжа (principal; англ.) был Уордсворт (W. Wordsworth), профессор истории и политической экономии, либерал, считавший, что в интересах английского господства в Индии необходимо содействовать просветительным устремлениям индийской интеллигенции. В 1884 г. он принял участие в руководстве "Деканского просветительного общества" (Deccan Education Society), одним из организаторов которого был молодой Тилак, будущий вождь радикального крыла национального движения в Индии.
44. (к стр. 40). Блаватская, Елена Петровна, рожд. Ган (1831-1891), родилась в России, в юности покинула ее, долго проживала в восточной Азии и в Америке. В 1875 г. Блаватская, находясь в США, стала одним из организаторов "Теософского общества", проповедовавшего реакционное учение, смыкавшееся со средневековой магией. В 1879 г. Блаватская прибыла в Индию, где безуспешно пыталась завоевать себе популярность среди религиозных реформаторов.
45. (к стр. 40). ...в индийских газетах. Речь идет об английских газетах, издававшихся в Индии.
46. (к стр. 40). ...майсорский пандит. Пандит (санскр.) - почетный титул, присваивавшийся в Индии лицам, прошедшим школу индийской классической науки. И.П. Минаева посетил пандит из княжества Майсор.
47. (к стр. 41). Махабхарата - древнеиндийская эпическая поэма, написанная на санскрите. Древнейшее ядро поэмы возникло в начале I тысячелетия до н.э., окончательная редакция относится предположительно к IV в. н.э. Русский перевод первой книги поэмы издан в 1950 г. В.И. Кальяновым.
48. (к стр. 41). ...пришел проф. Кунте в сопровождении... шастри. Махадео Морешвар Кунте - марат по национальности, известный индийский ученый - историк и санскритолог. Во время второго путешествия И.П. Минаева в Индию М.М. Кунте был преподавателем в Эльфинстонской гимназии и в Эльфинстонском колледже в Бомбее.
Шастри (санскр.) - низшая ученая степень, которая дается в Индии лицам, закончившим изучение дисциплин индийской классической науки.
49. (к стр. 41). ...в Коломбо и Канди. Коломбо - главный административный центр и портовый город на Цейлоне. Канди - город на Цейлоне; в 1592-1798 гг.- столица последнего независимого феодального государства сингалезцев, жителей острова. О Канди И.П. Минаев писал: "Канди город небольшой, но очень красивый и лежит в живописной долине, у небольшого озера... В этом городе постоянно встречается много европейцев, и все дома выстроены по-европейски; кое-где еще уцелели открытые лавки, выстроенные по местному образцу. Туземное население города очень разнообразно: здесь много малабарцев, малайцев. Кандийские сингалезцы по физическому типу отличаются от сингалезцев других мест...
В настоящее время в Канди мало достопримечательного и старого... В городе нет старых домов, и бродя по улицам города, не видишь следов прошлой жизни времен кандийских царей... Об их щедрости и богатство напоминают отчасти религиозные здания, храм и два знаменитых монастыря: Асгирии Малвате..." (Очерки Цейлона и Индии, ч. I. стр. 149, 152).
50. (к стр. 41). Лалитавистара (Lalitavistara) - одно из древнейших, полностью сохранившихся произведений северобуддийской махаянистской традиции. Написано на санскрите, но содержит ряд пракритских (см. прим. 315) грамматических форм. В ней излагается подробная и обильно украшенная легендами биография Будды.
51. (к стр. 41). ...к афганской войне. Речь идет о второй англо-афганской войне (1878-1880), которую английские колонизаторы вели на средства Индии и в значительной мере силами индийских войск.
52. (к стр. 41). ...у Шанкара П. Пандита. Рао Бахадур Шанкар Пандуранг Пандит - индийский ученый, филолог, во время второго путешествия И.П. Минаева в Индию был старшим переводчиком с восточных языков при правительстве Бомбейского президентства.
53. (к стр. 41). Касинатх Теланг - Кашинатх Тримбак Теланг (1850-1893), марат по национальности, адвокат, видный деятель умеренного крыла индийского национального движения в западной Индии. В 1885 г.- один из организаторов партии Индийский национальный конгресс. В 1867-1872 гг. был преподавателем Эльфинстонского колледжа (см. прим. 43), а затем - профессором Бомбейского университета. В 1884 г. назначен членом Законодательного совета при губернаторе Бомбея, а в 1889 г.- членом Бомбейского верховного суда.
В 1892 г. Теланг был избран председателем Бомбейского отделения лондонского Азиатского общества. Телангу принадлежат несколько исторических и историко-филологических работ, а также переводы с санскрита.
54. (к стр. 41). Licence Act - законы 1867 и 1878 гг., устанавливавшие налог (Licence tax) на право занятия торговлей, ремеслами и различными другими видами профессиональной деятельности. Налог был особенно тяжелым для мелких торговцев и ремесленников.
55. (к стр. 41). Замужество вдов. Вторичное замужество вдов не допускается ортодоксальным индуизмом.
56. (к стр. 42). Васудев - Васудев Балвант Пхадке (см. прим. 68).
57. (к стр. 42)... дакойты. Дакойт (испорченное "дакаит" хинд.) буквально - "разбойник". Часто английские колонизаторы называли дакойтами повстанцев, партизан и вообще активных противников английской власти в Индии.
58. (к стр. 42). Законы о печати. Речь идет об Акте 1878 года о печати на индийских языках (Vernacular Press Act), изданном вице-королем Литтоном (1876-1880). Акт давал право англо-индийским властям применять в административном порядке репрессии против газет, в которых выражалась оппозиция колониальному режиму, а также вводил предварительную цензуру печати на индийских языках.
59. (к стр. 42). Налог на соль (Salt duty) - один из самых тяжелых косвенных налогов для нищего населения Британской Индии, взимался как с соли, производившейся в самой Индии, так и с привозной. В 1882 г. ставки соляного акциза были повышены на 25%.
60. (к стр. 42). Пуна - в XVII - XVIII вв. столица государства Маратов. В настоящее время - торговый и университетский город в Бомбейской провинции, расположенный в 190 км от Бомбея.
61. (к стр. 42). ...я был у Пандита Гаттулалжи (Гаттулалджи) - индийского ученого, санскритолога.
62. (к стр. 42). ...разговор по скр.- на санскрите.
63. (к стр. 42). Deccan College (Деканский колледж) - создан в Пуне в 1860 г. англо-индийской администрацией на базе старой санскритской школы и присоединенного к ней ее английского отделения. Деканский колледж, как и Эльфинстонский в Бомбее, находился в ведении Бомбейского университета.
64. (к стр. 42). Осматривал жайнские рукописи. Жайнский (джайнский) - созданный жайнами, или джайнами, последователями джайнизма, религиозного учения, близкого к буддизму и зародившегося в Индии одновременно с ним в VI-V вв. до н.э.
65. (к стр. 42). Mr Oxenham - Р.Дж. Оксенхэм, директор Деканского колледжа в г. Пуне, профессор английской литературы.
66. (к стр. 43). ...к д-ру Бюлеру. Георг Бюлер (J.G. Buhler, 1837-1898) - австрийский санскритолог. Бюлер, находясь на английской службе, долго жил в Индии, в Бомбее и Пуне, где с 1863 по 1880 г. состоял профессором восточных языков. С 1880 г. Бюлер - профессор Венского университета. Известен своими изданиями и переводами санскритских текстов, а также работами в области индийской эпиграфики и палеографии.
67. (к стр. 43). Дестуру... это замечание крайне не понравилось. Дестур Хусанджи Джамасджи - ассистент по кафедре восточных языков в Деканском колледже в Пуне.
68. (к стр. 43). О Пхадке. Васудев Балвант Пхадке (1845-1883) - вождь крестьянского движения, происходившего в 1879 г. в ряде дистриктов (округов) Бомбейской провинции (президентства). Брахман по касте, мелкобуржуазный интеллигент по социальной принадлежности и образованию, Пхадке служил клерком в одном из правительственных учреждений г. Пуны. Хорошо осведомленный о бедственном положении и глубоком недовольстве маратского крестьянства и признавая главной причиной этого колониальный гнет, Пхадке решил организовать вооруженное восстание против английской власти в Индии. С этой целью он и его ближайшие сторонники навербовали отряд маратских крестьян, чтобы с их помощью экспроприировать ценности у помещиков и ростовщиков, а на полученные средства нанять по стародавнему индийскому обычаю отряд воинов-профессионалов, который, по замыслу Пхадке, мог бы послужить ядром для будущего народного антианглийского ополчения. Таких воинов Пхадке надеялся в дальнейшем навербовать среди рохиллов (см. прим. 7), охваченных в это время брожением. Первоначально Пхадке действительно удалось произвести ряд смелых экспроприации и, опираясь на активное сочувствие крестьянства Махараштры (национального района Маратов), в течение шести-семи месяцев давать отпор или ускользать со своими людьми от крупных полицейских и военных (не менее 1500 человек пехоты и кавалерии) сил, брошенных на его поимку. Бомбейские власти оценили голову Пхадке в 3 тыс. рупий. Пхадке издал прокламацию, в которой угрожал смертью губернатору Бомбея и повторением народного восстания 1857-1859 гг.
Силы Пхадке начали слабеть в неравной борьбе, когда ему удалось завязать переговоры с Исмаил-ханом, начальником хайдарабадских рохиллов, о найме нескольких сот конников. Пхадке обязался платить им по 10 рупий в месяц и выдавать им довольствие и корм лошадям. Однако успешно завершить переговоры он не сумел. Теснимый противником, покинутый большей частью своего недисциплинированного и текучего по составу крестьянского отряда, он временно укрылся в уединенном храме. Здесь он был выдан предателем и, тяжело больной, в забытьи, схвачен английской полицией.
Процесс Пхадке состоялся в Пуне 3-7 ноября 1879 г., т.е. за несколько недель до прибытия в Бомбей И.П. Минаева. В.Б. Пхадке был приговорен к пожизненной каторге на Андаманских островах. К моменту произнесения приговора перед зданием суда собралась огромная толпа, приветствовавшая проезжавшего в тюремной карете Пхадке бурными кликами: "Да здравствует Васудев!"
Героическая борьба, начатая Пхадке, была одним из важнейших событий в том народном движении, которое в разных местах Индии на протяжении десятилетия (1870-1880) создавало для британского владычества весьма серьезные осложнения. Движение, возглавленное Пхадке, протекало, однако, изолированно от ряда других народных возмущений указанного периода и, как и другие выступления, не могло преодолеть неимоверной раздробленности, национальных и кастовых средостений, разъединявших индийские народные массы, еще не располагавшие передовым пролетарским руководством.
Что касается самого Пхадке, то этот беззаветно преданный своему народу патриот был проникнут типично бунтарскими идеями и не представлял себе ни решающего значения организованного действия народных масс, ни реальной силы своего многоликого врага - английского режима и реакционного феодально-помещичьего класса Индии. Уверенный, что идея антианглийского восстания немедленно встретит всенародный отклик, Пхадке, к тому же, надеялся раздуть огонь восстания, апеллируя не только к освободительным устремлениям, но и к наивному монархизму маратского крестьянства, хотя сам он мечтал о республике.
Вместе с тем Пхадке явился в деревню как представитель демократических слоев города, как организатор антианглийской борьбы, на практике связанной с расправой над помещиками и ростовщиками. В маратском движении 1879 г. аграрные выступления объединились с национально-освободительной борьбой. И в этом заключается выдающееся значение деятельности Васудева Балвапта Пхадке.
Личность Пхадке и трагический исход его дела произвели глубокое впечатление на И.П. Минаева, отметившего в своем дневнике "чистые и высокие намерения" этого замечательного человека. В библиотеке И.П. Минаева поныне хранится автобиография, дневник и отчет о процессе Пхадке, собранные и изданные в Пуне в 1879 г. под названием: "Report on the trial of Wasudew Bulwant Phadkey the notorious rebel leader before W.H. Newnham, Esq., Session Judge of Poona and a Jury. Together with his diary and autobiography". Poona, 1879.
69. (к стр. 43). ...кричали "Пх-жай", т.е. "Пхадке-джай" - да здравствует Пхадке!
70. (к стр. 43). ...храм на холме Парвати. В индийском пантеоне Парвати почитается богиней - супругой бога Шивы. Храм на холме Парвати в Пуне выстроен в 1749 г. при пешве (см. прим. 72) Баладжи Баджи Рао (1740-1761).
71. (к стр. 43). ...фигура Махадева. Махадев, или Махадева,- одно из имен индусского бога Шивы.
72. (к стр. 45). ...стены дворца Пейшвы. Пейшва, или пешва,- титул первого министра в государстве Маратов. С 20-х годов XVIII в. пешвы фактически сделались главой этого государства и стояли у власти по 1818 г. Дворец пешв в Пуне ("Шанвар"), бывший их главной резиденцией в 1730- 1818 гг., сгорел в 1827 г.
73. (к стр. 45). ...Бажи-рао наблюдал битву [при] Кирки. Бажи рао (Баджи Рао) - восьмой и последний пешва в государстве Маратов, стоял у власти в 1796-1818 гг. Кирки - крепость в стране Маратов, у которой потерпела поражение армия Баджи Рао в битве 5 ноября 1817 г. Баджи Рао сдался англичанам.
74. (к стр. 45). ...последней вдовы, подвергшейся самосжиганию. Самосожжение вдов (сати) было воспрещено в Индии в 1828 г.
75. (к стр. 45). ...речитатив nobada и пение санскритских галок. Nobada - очевидно, от "наубат" (хинд.) - большой барабан. В Британской Индии право помещать перед входом во дворец наубат, в кот