Главная » Книги

Минаев Иван Павлович - Дневники путешествий в Индию и Бирму, Страница 8

Минаев Иван Павлович - Дневники путешествий в Индию и Бирму


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

современный индииц, - убило оригинальность и творчество индийского народного гения; начиная с литературы и искусств и кончая ремеслами, на всех поприщах современный индииц является слабее и далеко ниже своих предков. Странно было бы ожидать от правителей иноземных, что они станут давать туземцам такое воспитание, в котором те нуждаются. Англия - страна по преимуществу торговая, не в ее интересах распространять между индийцами те знания, наполовину от которых зависит материальное преуспеяние страны. Ради собственной пользы пришельцы, не любимые в стране, не желают давать туземцам военного образования. Англичане преследовали одну главную цель; они добивались от школ одного результата, и получили его: туземцы, прошедшие через английские школы, стали лучшими рабами, вечными покорными слугами и плохими подражателями своих господ. Для туземца существует в настоящее время одна только самостоятельная деятельность: правители не помешают ему сделаться основателем новой секты, не воспретят стать во главе какого-либо нового религиозного движения. Другие поприща для него закрыты.
   Англичане между образованными туземцами ищут себе всякого рода подручных чинов, писцов, кондукторов и т.д. Они говорят: "Туземец вечное дитя; как его ни воспитывай, чему ни учи, должности, требующей личной инициативы, он не может занять. Еще недавно сэр Ричард Темпл 27 публично в Бароде, перед сонмом первейших государственных мужей из туземцев утверждал, что лучший из них не может сравниться с посредственным британским администратором".
   Эта часть индийского общества, так мрачно смотрящая на свое современное положение, добивается его улучшения путем легальным. Победа либералов возбудила в нем великие надежды, из которых многие, конечно, окажутся несбыточными. Уже во время моего пребывания в Индии там составилось несколько петиций к парламенту, ходатайствующих о назначении особой парламентской комиссии для рассмотрения индийских нужд. Факт подачи петиций в парламент беспримерен в истории Индии. Подавались петиции в парламент и прежде, но в былые годы все они касались исключительно личных дел. Теперь мы видим в Пуне, Бомбее, Калькутте составляются петиции по поводу общественных дел, общеиндийских интересов. В прежние годы бенгалец не симпатизировал ни бомбейцу, ни мадрасцу. Они взаимно не понимали друг друга. Отношения народностей, по крайней мере, в одной части общества, начинают изменяться: у индийской интеллигенции явились общие интересы, и как следствие этого взаимное понимание.
   Но в Индии есть недовольные, непримиримые; это те, кто с пришествием англичан утратили общественное положение и значение, лишились богатства. Для Махратских брахманов, ныне рассеянных по всей Индии при дворах различных индусских ражей, и мусульманской аристократии компромиссов не существует. Их недовольство особенного характера и есть следствие причин не устранимых до тех пор, пока англичане владеют Индией.
   Все, что было сказано о настроении туземного населения в Британской Индии, может быть приложено также к населению независимых владений. Здесь к причинам, производящим раздражение против англичан, присоединяются еще новые специально местные. Таковые причины существуют в Гвалиоре, в Чамбе, Кашмире, Низаме. Низам требует назад Берар 28, Гвалиор свою крепость, Кашмир не хочет продавать своей страны и т.д. Все местное население тяготится вмешательством в дела британского резидента. Даже во владениях Низама ничто не делается без ведома и санкции резидента. В Хайдерабаде мне говорил один местный аристократ: "У нас резидент всесилен. Если он пожелает, то завтра же его ratru (ведро в купальне) будет заведывать целой провинцией"! Правители и подданные в одинаковой степени опасаются за свою грядущую судьбу; их страшит возможность утраты независимости, враждебно и критически как те, так и другие относятся к новейшей воспитательной системе, придуманной англичанами для юного поколения владетельных князей Индии.
   В Индии в настоящее время существуют два учебных заведения, специально назначенные для воспитания молодых владетельных князей и юношей высшей аристократии. Одно такое заведение находится в Рашкот, в Гузарате, другое в Индоре. Последнее я видел.
   Как в том, так и в другом, по-видимому, учебное дело не процветает; в Индоре откровенно сознавался мне в этом сам Principal 29, сваливая, конечно, всю вину на среду, в которой находились его питомцы до поступления в Раж-кумар-колледж (т.е. коллегия принцев). В его словах, без сомнения, есть доля правды. У каждого ражи и юного аристократа есть зенана, и, конечно, старые и юные обитательницы зе-яан, матери и жены, не могут внушить юноше любви к наукам или разбудить в нем стремление к самообразованию. Такая задача выпадает на долю английских тюторов 30 и резидентов, состоящих при каждом раже. И если ража не хочет учиться, в этом виноват резидент, по крайней мере столько же, сколько и дамы зенаны.
   Мне приходилось много видеть и даже живать и у резидентов при дворах независимых владетелей; эти заправители царственного образования по большей части - люди хорошо (на английский образец) светски воспитанные, кое-чему учившиеся, но крайне равнодушные к литературе и всяким наукам, величественно презирающие все индийское: народ, верования и обычаи, весь склад жизни. Под попечительством таковых руководителей, по большей части военной профессии, растет юный владетельный князь. В 18 лет он еле-еле знает кое-что; иной наивно убежден, что Константинополь столица России. Такой образец географических познаний выказал при мне, к великому ужасу британского резидента, один юный принц мусульманин в Хайдерабаде.
   Постоянные иронизирования резидента насчет индийских постов, молитв, празднеств, обычаев и поверий страны вконец разрушают религиозные убеждения юноши; от суеверия он перескакивает к безобразному неверию, к какому-то глупому желанию открыто высказывать неуважение к верованиям своей страны. В Альваре брахманы с ужасом шопотом сообщают: "Наш ража пьет Brandy and soda 31". А ража, зная какое впечатление эта привычка производит на его подданных, устраивает в своем дворце бадминтон 32, созывает англичан, поит их коньяком и винами, и хотя плохо говорит по-английски, но громко и твердо угощает: "Come, major, one more peg" 33. И все это в присутствии брахманов. Те стыдливо опускают глаза. На них царские угощения коньяком производят подавляющее впечатление. Они смущаются так же точно, как бы смутился наш верующий постник от соблазнительной пьески.
   Английская политика в деле царственного воспитания преследует очень выгодную для британского могущества цель. Не в британских интересах воспитывать в Индии молодых людей поколения правителей сильных духом, разумных и образованных; а англичанам нужны преданные и покорные слуги; политика присоединения и захватов не удалась; всеми признано, что она опасна; но к той же цели может привести и иной путь; воспитывая бесхарактерных и ничтожных правителей можно исподволь уничтожить всякую тень самостоятельности в независимых владениях. Для таковой задачи не нужны сведующие тюторы и резиденты - необходимо люди ловкие и преданные. А таких именно у англичан достаточно.
   Плохо и малому учат принцев и дома, и в колледже. Главное внимание обращено на manly sport 34; и, конечно, весьма нетрудно развить во всяком юноше страсть к разного вида спортам. Выиграют ли от того подданные ражи? - об этом англичане думают иначе, нежели сами подданные. Но ража, которому привиты страсть к охоте, поло, бадминтону и т.д., плохо учившийся и ничему не выучившийся, постоянно издевающийся над обычаями и поверьями своей страны, охотно пьющий Brandy and soda, не станет много заниматься делом своего княжества; во всем станет слушать резидента, оттолкнет от себя староверов брахманов, среди которых повсюду в Индии гнездится крамола. Все это безусловно очень выгодно англичанам. Ража, большую часть своего времени посвящающий manly sport, и представляющий резиденту ведать дела своей страны, конечно, безопаснее нежели гвалиорский ража, окруженный толпой мятежных правоверных брахманов, до сих пор мечтающий о том как бы вернуть назад свои крепость, в которой так крепко засели англичане и откуда им так легко и удобно в какие-нибудь два-три часа разрушить его роскошные дворцы. Воспитанный ража, - рассчитывают англичане,- занят поло, охотой, он пьянствует и развратен, но смирен, не честолюбив и делом не занят. Он не станет упрямиться подобно кашмирскому раже, и если ему предложить несколько... 35 рупи продаст, конечно, всю страну. Его менее всего можно подозревать в интригах; но он, по словам одного англичанина, в Лагоре, как какая-нибудь жена кокетка may some times enjoy the mistery of a flirtation 36; а владетели не образованные и в Ражпутане, и в Кашмире, и в Гвалиоре подозреваются именно в таких отношениях к северному великану.
   Всего сказанного выше, полагаю, достаточно для того, чтобы оправдать мои мнения о теперешнем настроении индийского общества. Оно действительно тревожное, и положение британской власти в Индии может быть названо даже критическим. Жалобы и ропот слышны всюду. Туземцы и в разговорах, и в газетах заявляют, что "народы, подвластные России, гораздо счастливее нежели индийское население под управлением Британии", что "русский неспособен быть высокомерным тираном, каковым англичанин является в Индии" и т.п.
   Для правильной оценки современных обстоятельств необходимо, однако ж, иметь в виду множество местных условий, среди которых поставлен индийский патриот, самый решительный, энергичный и либеральный в религиозных вопросах.
   Не следует забывать
   1) Существующего в Индии разобщения как этнографического, так и общественно-религиозного, между различными кастами и сектами, как индусскими, так и мусульманскими.
   2) Запрещения туземцам всей Британской Индии иметь оружие.
   3) Различные степени недовольства:
   a) наибольшее недовольство вследствие тяжести налогов и частых голодовок следует признать в сельском населении, особенно же южных местностей бомбейского президентства. Но сельское население, у которого отобрано оружие, в силу законодательного акта 1878 г. 37, не имея руководителей, не поднимутся сами собой;
   b) класс интеллигентных индусов находится в положении выжидательном, легко пойдет на сделки и совершенно успокоится после некоторых уступок правительства;
   c) затем остаются непримиримые, т.е. махратские и всякие другие, но не бенгальские, брахманы и мусульмане. Махратские брахманы как теперь, так и прежде считались англичанами за отъявленных мятежников. Нигде я не видел такого сильного раздражения против британского владычества, как в их среде: у них свято хранятся предания времен пейшвы 38 блестящей эпохи брахманского владычества. Многие из них помнят Нана Саиба 39. В разваливающих[ся] чертогах различных обедневших сановников Махратского двора поныне поются восторженные былины о блеске и величии пейшвы. Но махратские брахманы, как учит их история, всегда являлись лишь тайными руководителями восстания, и притом они непримиримые враги мусульман и ражпутов.
   4) Во владениях независимых, как напр[имер], в Низаме или в Гвалиоре, где сильно раздражение как правителя, так и населения, англичане имеют значительные военные силы. Пока англичане владеют гвалиорскою крепостью восстание там немыслимо.
   Вот те важнейшие причины, которые могут замедлить наступление кризиса в Индии. Он неминуем, если при дурном обороте афганских дел, образ действий министерства Биконсфильда будет продолжаться и при новом министерстве, и может быть замедлен и даже отсрочен на неопределенное время, если англичане признают возможным сделать хотя бы некоторые уступки той части индийского общества, которая, не любя их, признает британское владычество пока необходимым для Индии.
  
   ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6924, л. 22-27 (об). Автограф.
  

Комментарии

  
   1 И.П. Минаев. Дневники путешествий в Индию и Бирму. М., 1955, стр. 35-95.
   2 Т.е. Гуджаратом.
   3 Диван - главный министр княжества.
   4 Рипон - вице-король Индии в 1880-1884 гг.
   5 Афганские затруднения - имеется в виду англо-афганская война 1878-1880 гг.
   6 Кабинет лорда Биконсфилда (Дизраэли) стоял у власти в Англии с 1874 г. по апрель 1880 г.; его сменило правительство Гладстона.
   7 Вторая англо-афганская война (1878-1880 гг.) вызвала в Индии большое недовольство. Не только индийцы, но и все мусульманское население Ближнего и Среднего Востока рассматривало ее как "священную войну" против англичан.
   8 Мадхава-Рао принадлежал к касте брахманов, по национальности маратх; был первым министром в правительствах княжеств Индора, Бароды и Траванкура.
   9 Салар Жанг (Салар Джанг) - Мир Тураб Али хан Бахадур (1829-1883), первый министр княжества Хайдарабад в 1853-1883 гг.
   10 Так называемый "голодный фонд" был создан английскими колонизаторами в связи с массовым голодом, охватившим многие районы Индии в 1876-1878 гг. Этот фонд, для создания которого были специально повышены налоги с индийского населения, предназначался для оплаты общественных работ в районах, пораженных голодом. Однако в 1878-1880 гг. английская администрация израсходовала эти деньги на войну с Афганистаном.
   11 Военная демонстрация Англии против России в 1877 г., заключавшаяся в усилении английского гарнизона на о. Мальте войсками, направленными из Индии.
   12 Имеется в виду возможность военного конфликта в Европе после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
   13 Имеется в виду русское посольство в Кабул во главе с генералом Н.Г. Столетовым весной 1878 г.
   14 Лорд Литтон - вице-король Индии с 1876 г. по июнь 1880 г.
   15 На полях рукописи помета: "Закон об оружии". Arms act - закон 1879 г., запрещавший индийцам носить огнестрельное оружие.
   16 Licence-tax - акцизный сбор с предпринимателей за право заниматься торговлей, ремеслами и другими видами деятельности был издан в 1867 г. и вторично в 1878 г.
   17 На полях рукописи помета: "налог (зачеркнуто) облегченная такса на ввозные товары".
   18 Лорд Норсбрук - вице-король Индии с 1872 по апрель 1876 г.
   19 Имеется в виду Шир-Али-хан - эмир Афганистана (1864-1879 гг.), который в 1873 г. в ответ на требование лорда Норсбрука принять английского резидента в Герате выдвинул контртребование о предоставлении такого же права России.
   20 Не разобрано.
   21 Намдхари (куки) - религиозная секта в Пенджабе, ведшая антианглийскую борьбу.
   22 В Военно-ученом архиве сохранились обзоры английских и индийских газет, которые в значительной степени подтверждают правильность вывода И.П. Минаева. Так, в обзоре за май 1871 г. отмечается, что "в последних месяцах истекшего года стали распространяться в северо-западных провинциях Индии многочисленные литографированные прокламации от имени будто бы русского императора; в этих прокламациях вселялась туземцам надежда, что день их освобождения от английского ига приближается, и они приглашались оказать в свое время необходимое содействие их освободителю. Сведения эти сообщены газете "... Indian Mail", причем хотя воззваниям этим и не придается особо важного значения, зато открыто высказывается следующее небезынтересное признание:
   1) что миллионы магометан, управляемые англичанами, до единого ненавидят их;
   2) что вои[н]ственные племена охотно присоединяются ко всякому могущественному неприятелю Англии на западном полуострове Ост-Индии, и
   3) что так называемые независимые владетели и разные магараджи питают страшную, до поры скрываемую ненависть против Англии за то, что она сделала из них просто куклу в руках политических своих агентов. При этом прибавляется, что почва для распространения подобных воззваний в Индии подготовлена уже давно, ибо в среде туземцев всякие рассказы о силе и могуществе России принимаются на веру беспрекословно и что масса населения твердо верует в освобождение Индии от английского владычества посредством вмешательства могучей державы, а по туземному понятию, держава эта не может быть иная, кроме России". См. ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6831, л. 15-16.
   23 Васудев Балвант Пхадке (1845-1883) - вождь крестьянского движения в 1879 г. в Махараштре.
   24 Чендрия - руководитель повстанцев Рампы.
   25 "Махратские беспорядки" - вооруженное восстание махратских крестьян под руководством Пхадке.
   26 На полях помета: "Закон об оружии, по котор[ому] воспр[ещается] носить его индейцам".
   27 Р. Темпл (1826-1902) - в 1880 г. был губернатором Бомбейской провинции.
   28 Северная часть княжества Берар по договору 1853 г. была передана "в управление" Англии. В 1874, 1876 и 1877 гг. Салар Джанг вел переговоры с английским правительством о возвращении Берара, но эти переговоры были безрезультатными и Берар был включен в состав Британской Индии.
   29 Principal - директор колледжа. Директором колледжа в Индоре во времена Минаева был Макнатен. Колледж был приписан к Калькуттскому университету.
   30 Так в оригинале. Тютор - преподаватель.
   31 Коньяк с содовой водой (прим. подлинника).
   32 Бадминтон - вид игры в мяч.
   33 Иди, майор, выпей еще (прим. подлинника).
   34 Спорт (прим. подлинника).
   35 Одно слово не разобрано.
   36 Позволяет втихомолку ухаживать за собой (прим. подлинника).
   37 Закон 1879 г.
   38 Пейшва (пешва) - титул первого министра в государстве маратхов. С начала XVIII в. до 1818 г. пешвы были фактическими главами государства.
   39 Нана Сагиб (Нана Сахиб) - приемный сын и наследник последнего пешвы Баджи-Рао. Во время национального восстания 1857-1859 гг. был одним и вождей-повстанцев.
  
   Текст воспроизведен по изданию: Новый документ И. П. Минаева об Индии второй половины XIX века // Проблемы востоковедения, No 3. 1959
   текст - Богданов Г. В., Воронин Е. П. 1959
   сетевая версия - Тhietmar. 2007
   OCR - Иванов А. 2007
  
   Проблемы востоковедения. 1959
  

ДНЕВНИК ТРЕТЬЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ В ИНДИЮ И БИРМУ

(Декабрь 1885 г. - апрель 1886 г.)

  
   4 декабря [1885 г.] Бриндизи. Приехал сюда вчера вечером из Анконы.
   5 декабря. Сегодня прочел в Daily Telegraph, что англичане отдали назад Гвалиорскую крепость 327. Факт громадной важности. Ужели они в самом деле боятся восстания в Индии.
   Война с Бирмой прекратилась 328. Сегодня о том же прочел в том же номере той же газеты.
   Около 5 часов. Прямо перед моими окнами разгружается Mongolia. А вдали стоит Assam, т.е. пароход, с которым 7-го в 5 часов утра я отплыву.
   7 декабря. Понедельник. Сегодня в 5 часов утра отплыли от итальянских берегов.
   На пароход перебрался 6-го декабря в 2 1/2 часа. Первое время провел в хлопотах о каюте.
   8 декабря. Вчера был холодный день. Сегодня и тепло и безветренно.
   С Индией путешественнику приходится знакомиться с казовых концов: в одном из больших портовых городов, в которых скрещиваются современные мировые торговые пути. Обыкновенно он попадает или в Бомбай, или в Калькутту, или даже в Галле на Цейлоне 329, - всюду одинаково он выносит однородное, более или менее сильное впечатление - сильное, но не верное.
   Первое впечатление как бы говорит о мощи европейского влияния на Восток. Всюду взор встречает вторжение европейской цивилизации, начиная с европейского караван-сарая 330 и кончая лавочкою, в которой европейцу предлагают западные товары. На десятки и сотни миль тянутся усовершенствованные пути сообщения. Кругом высятся образцы западной архитектуры. Вы едете по конке, покупаете газету английскую или туземную.
   Туземцы кругом вас говорят по-английски. Вы встречаете студентов с английскими книжками в руках. Заговорите с ними, и к удивлению своему вы узнаете, что все они отлично знакомы со всеми вопросами дня в Европе. Они следят за литературою и политикою. Читают Times и еще более газеты радикальные - не столько из сочувствия радикализму, сколько из патриотизма. Радикальные английские [газеты] относятся к Индии более сочувственно, нежели даже либеральные.
   На каждом шагу вашему взору представляются внешние представления европейской цивилизованной жизни. Но все это привнесено - и сущности восточной жизни все это нисколько не изменило и не могло изменить.
   Люди здесь живут все-таки по-старинному, и те задачи и вопросы, которые волнуют западные общества, для них не существуют. Незначительное меньшинство забавляется усвоением западных идеалов политических. Для масс эти идеалы и связанные с ними задачи недоступны пониманию.
   9-го декабря. Для масс жизнь регулируется обычаем.
   Обычай на Востоке - по общему пониманию - божественного происхождения. Рассудок его не может объяснить; да этого и не нужно; чем менее он понятен, тем прочнее его божественная репутация среди масс. Его корни глубоко внедрились в жизнь - и никто не помышляет следить за ними в глубину. Непонятность, даже бессмысленность обычая суть как бы особливые признаки божественности и силы обычая.
   И если на первый взгляд в Индии поражают явления, свидетельствующие о европейском влиянии, то, ближе вглядываясь в эту жизнь за этою казовою стороною, начинаешь различать полное господство стародавнего обычая. Но обычаи и новаторство не могут жить бок о бок, не приходя в столкновение.
   Прогресс - одно из тех слов, которое всего чаще употребляется без всякого пояснения.
   Под прогрессом, как кажется, всякий понимает то, что согласно с его политическим убеждением, такой акт, который способствовал бы успеху этих убеждений.
   В Индии, действительно, есть слабое меньшинство, воспитанное на английских политических идеях, научившееся с буквальной точностью повторять афоризмы, взятые из английских книжек, - но и это меньшинство едва ли было на стороне законодательной деятельности, посягающей изменить какой-нибудь религиозный или социальный обычай. А это меньшинство толкует уже о прогрессе.
   Массы индийского населения ненавидят и страшатся всяких изменений.
   10 декабря. В Александрию приехали чуть ли не на рассвете и простояли там целый день. Выехали в Суэц после обеда.
   Все эти затеи западной цивилизации на Востоке нужны кому? Кто добивается и не может обойтись без удобств культурной жизни? Ответ совершенно ясен: все это нужно правящим инородцам!
   Массы управляемых ими только дивуются и нисколько в них не нуждаются. И лучше ли стали массы с тех пор, как они подпали управлению культурных иноземцев.
   Разбой и грабеж уничтожены. Жизнь и собственность находятся в безопасности. Все это, конечно, правда. Но эти захваты, присоединения и т.д. вовсе не преследуют нравственных задач.
   Такая грубая и понятная всякому задача выставляется тогда только, когда захват, следующий за ней, приятен и выгоден.
   Не худо при этом припомнить, что говорили английские политики, например Мак-Грегор 331, по поводу покорения туркмен. Не особенно умные слова, но, во всяком случае характерные.
   Я ездил с Mr. Monch 332 кругом пристани. Видел яхту хедива 333. Александрия, со всеми ее затеями западных культурных правителей и опекателей, представляет объект прекрасный для изучения западного влияния.
   Полюбуйтесь яхтой! Каких она стоит денег? И кому же она была и есть нужна? Хедиву? Он на ней всего раз покатался. Египту она уже, конечно, совершенно не нужна. Но кому-то нужно было соорудить и украсить ее, - кому нужны были индийские деньги 334. Причина - в Египте достаточная для появления ненужной роскоши.
   Эта роскошь, эта потребность в комфорте прививается, как оспа. Прививается кем? Авантюристами, жадными до денег.
   Переезд в Суэц и томительные часы ожидания там казались целой вечностью. Мы простояли там целую пятницу. Поздно вечером двинулись в барже на пароход. На пароходе была масса пассажиров. Помещение отвели в одной каюте с тремя другими пассажирами.
   12 декабря. В Красном море. Утром разговор с сэром Р. Сандиманом об афганском вопросе 335. В Индии туземцы убеждены, что Россия скоро возьмет Герат. Стоит за политику решительных слов. Уверял, что весной в Индии были готовы двинуть войска к Герату. Англичане наивно ожидают, что русские будут там поражены и затем последует катастрофа.
   14 декабря. По словам сэра Р. С., русские войска явились в Хорасане 336.
   Он уверял меня, что Индия за последнее время сильно изменилась. Настроение туземцев гораздо примирительнее.
   Странно, он же говорил мне: "Мы знаем, чего хочет Россия, конечно, не Индии, но Босфора. И Босфор будет русским. Британское правительство усиливается оттянуть этот момент, отложить решение".
   Я спросил его, как это отдали Гвалиорскую крепость?
   Крепость, по его словам, не имеет стратегического значения. Англичане всегда могут занять ее опять; отдали назад, чтобы сделать приятное Синдии.
   Для характеристики времени это возвращение крепости - факт любопытный. В Бомбае нужно запастись сведениями о том, сколько туземцев занимают высшие должности на британской службе. Вчера с [эр] Р. С. утверждал, что туземцам открыта дорога к высшим судебным должностям.
   Он мне сообщил, что ружья усовершенствованной конструкции проникли в войска некоторых туземных владетелей ранее, нежели в англо-индийские войска.
   Он сам видел также вооружение у одного царька в Каттиаваре 337. На вопрос, откуда эти ружья? - царек отвечал глухо.
   Ружья доставлялись, конечно, контрабандой через Карачи 338, и без всякого сомнения, английского происхождения. Таким путем и из того же источника такие же ружья могли и действительно заходили к туркменам.
   15 декабря. Пока еще не добрались до Адена. Ходят слухи, что будем там завтра утром. Пребывание на пароходе вообще весьма томительно; самыми томительными днями следует, по всей справедливости, считать дни, проводимые в Красном море. Духота по целым дням. Рано утром, перед восходом солнца, да вечером, начиная с пяти часов, жара спадает. Но ночи в каюте положительно нестерпимы.
   Для англичан переезд, конечно, не так томителен и скучен. Их много, они выдумывают развлечения по собственному вкусу. Вчера устроили концерт и танцы. Пели, играли, плясали и были довольны. Все они принадлежат к одному обществу, более или менее знают друг друга, имеют общие интересы, а потому предметы для разговоров. Для чиновника, отправляющегося к своей должности, пребывание на пароходе есть как бы продолжение вакационного времени. Быть может, и ему бывает скучновато, но все-таки жизнь на пароходе легче, нежели одиночество на стоянке, в каком-либо глухом месте. В крайнем случае, он переживает такие же дни с такими же развлечениями, как в своей station 339 в Индии.
   Мне всегда казалось, что англичане, как раса, красивы. Субъекты, встречающиеся на пароходе, не подтверждают этого мнения, в особенности лэди. Безобразны лицом и уродливо сложены.
   Бог мой! Как все эти лэди и джентльмены одеваются. Когда они являются в этих костюмах вместе, в некотором более или менее значительном количестве, глаз скоро привыкает к этим юродивым костюмам; но какое впечатление произвел бы такой франт или такая принаряженная лэди, если бы можно было выхватить того или другую из этой среды и перенести, например, на Итальянский бульвар в Париже? Вот, например, один важно расхаживает в фланелевом полосатом костюме. Штаны засучены, башмаки желтые, на голове какое-то оригинальное прикрытие в виде черепка. На другом розовая сорочка и куртка табачного цвета... О дамских костюмах ничего не говорю: главный грех лэди - безобразие и манерничанье. Бедненькие, их ничем не скрасишь, и уж конечно не придумаешь им нарядов к лицу. Как они выли и визжали вчера, манерничали, выпрыгивая вальсы и польку!
   В Индии, судя по некоторым данным, например по возвращению Гвалиорской крепости, начинается политика уступок и умиротворения туземцев. И все это в чаянии открытой борьбы с Россией. Это все последствия дела при Кушке 340. Ищут союза с Китаем, забирают Бирму. Удар, рассчитанный поразить две стороны: Францию и посредственно Россию 341.
   Францию хотят перегнать и добраться скорее до рынков юго-западного Китая и мнят при этом, что непосредственное соседство с Китаем поможет более тесному сближению с ним, а это - да послужит на вящую пользу в борьбе с Россией. В Индии не предпринимается, как кажется, никакого более или менее крупного дела безотносительно к России.
   16-го декабря. Подходим к Адену. С вечера поднялся ветер и жара значительно менее чувствительна. Говорят, в Аден назначают только на два года. Выбирали сегодня карго из трюма; целая масса бочек и ящиков с надписью Mesa, Аден; и во всех этих бочках и ящиках крепкие и не крепкие напитки, преимущественно эль и содовая вода. Любопытно знать, через какой промежуток времени приходит в Аден такой транспорт питий, услаждающих жизнь томящихся в жаре защитников британских интересов.
   Вчера на палубе был опять концерт, чтение стихов и т.д., в заключение были и танцы. Пели и играли плохо. Но меня все-таки поражает благоприличие англичан.
   Если бы мы на своем корабле устроили нечто подобное, то был бы шум и гам, не обошлось бы и без язвительной критики. Каждый пожелал бы показать, что слышал что-то получше, его не удивишь этим пением и такой декламацией.
   17 декабря. Вчера вышли из Адена в 7 часов вечера. Сегодня ветер усилился, но качки еще нет. Ночь в каюте была сносная. Окно было открыто, воздух был чистый и прохладный.
   Аден важен как морская стоянка. Здесь запасаются углем и водой. Укрепления не важные. Но без Адена англичанам могло бы быть плохо на индийской большой дороге - во время войны. Место ужасное по своему климату: жара и бездождие. Сюда, говорят, назначают на два года только; но жалованья не прибавляют.
   В Адене пароход получил индийские газеты. Есть несколько любопытных статей о бирманском вопросе. Туземная пресса настроена враждебно относительно английских начинаний. Туземцы против присоединения Бирмы. Напали, говорят, на слабого и смяли его; для чего тратили индийские деньги? Для приобретения новых рынков своим товарам, новых мест своим чиновникам. А с Россией воевать не посмели. Увеличивают армию - ввиду грядущего столкновения с Россией,- а на какие опять деньги? На подати индийского населения.
   Если взять в соображение все, что говорится туземцами по поводу бирманской войны, то уверенность англичан в лояльности туземцев может казаться недостаточно основательной.
   Читал речь Риппона 342 о современном состоянии Индии. И как это не надоело англичанам толковать о прогрессе туземцев! Да в чем же этот прогресс сказался? И что разуметь под словом "прогресс"?
   Десятки туземцев, незначительное меньшинство, болтает на английском языке, читает книги английские. Это прогресс? Или преуспеяние нужно видеть в том, что туземцы начинают требовать для себя представительного правления, желают самоуправления, но вся старая социальная неправда касты, уродливые обычаи попрежнему крепки в Индии, и никто не делает усилий серьезных для уничтожения всего этого. Правители - опасаясь восстановить против себя консервативную часть населения; юные реформаторы Индии полагают, точно так же как и их собратья в Европе, что все спасение, весь успех - в приобретении политических прав. Дайте человеку права - и затем все пойдет прекрасно. В этом ли нужно видеть прогресс?..
   Почитайте, что англичане пишут о тех странах, которые они собираются захватить. На меня это производит впечатление лживого безобразного кривляния. И никого не обманывает это кривляние. Оно нужно для самоуспокоения и для наивных людей, верящих в громкие слова.
   18-го декабря. Алчность до денег возводится в основной принцип, в первостепенный мотив поступательного движения. Мы идем и захватываем новые и новые страны, потому что они плодородны или потому что в них мы находим новые рынки для сбыта наших мануфактур. Если таких мотивов нет при поступательном движении, оно осуждается или ему приписывается затаенное намерение. Так англичане смотрят на наше движение в Средней Азии. Оно им объяснимо и понятно разве только как угроза Индии. Они не хотят, а может быть, не могут понять, что в этом разливе русской мощи по пескам и бесплодным степям сказывается искреннее служение преуспеянию человечества 343.
   19 декабря. От Сиби 344 до Кветты 345 железная дорога кончена, и в каких-нибудь шесть часов можно попасть от подошвы прохода в Кветту.
   Я спросил вчера сэра Р.С., можно ли мне будет достать описание военной дороги. Ответ - нет. Такое описание если и существует, то во всяком случае не обнародовано и хранится в архиве Quarter-Master-General (Генерал-квартирмейстер (англ.)).
   В Кветте гражданское управление отделено от военного. В Индии существует, однакоже, мнение, и его разделяет Мак-Грегор, теперешний начальник пенжабских войск, что то и другое должно быть сосредоточено в одних руках.
   Мак-Грегор характеризуется сэром Р.С. точно таким, каким он представлялся мне в Калькутте лет десять тому назад и каким он является на некоторых страницах своего путешествия в Хорасане 346. В нем есть доля деспотизма и никакого сочувствия к туземному населению. Это истинный британец, мнящий себя "солью земли".
   Совершенно другим человеком мне кажется сэр Р.С. На словах, по крайней мере (не знаю, как на деле), к туземцам он относится так, как немногие в Индии. В его воззрениях на Индию сказывается школа лорда Лоуренса 347.
   Англичане, так мне всегда казалось, сильны в Индии, потому что среди них есть администраторы этой школы. Сильный практический ум, знание местных условий.
   С. мне рассказывал вчера, как ему понадобилось 15 тыс. верблюдов при постройке железной дороги в Кветту. Он собрал главарей и старшин, предложил им свои условия, те беспрекословно приняли их и исполнили подряд как нельзя лучше. Плата была, конечно, хорошая, но не из-за одной платы они взялись за дело. Было желание также услужить.
   Я спросил С., насколько справедливо мнение Гордона 348 об индийских войсках. Гордон был в Индии на короткое время, не видел страны после восстания, не знал и индийского сипая после реорганизации армии.
   S. В. был магистратом в Бассейне 349. Эта должность существует в Non-Reg. Рг. 350 и соединяет в себе обязанности коллектора и судьи.
   Мне хотелось бы узнать в Бирме о церковном управлении. В Верхней Бирме 351 во время ее независимости был патриарх.
   20-го декабря. Оттого ли, что нам навстречу противный ветер, или правда, что котлы в пароходе стары, - по той или другой причине мы двигаемся очень медленно. Вчера сделали 266 миль, сегодня не более того, по всем расчетам в Бомбае будем не ранее вторника вечером.
   Скука страшная на пароходе. Дневник Гордона я прочел. Мена 352 не могу читать. Не могу читать потому, что течение мыслей другое.
   Голова полна планов о том, на что следует обратить внимание в Бирме. Эти мечтания еще несколько умеряют скуку. Не будь в голове этих предначертаний, можно было действительно прийти в отчаяние от той праздности, в которую я впал. По целым дням обхожусь без книг. Разговоры со спутниками самые неинтересные. Все, видимо, томятся, всем хочется поскорее стать на твердую почву. Наслаждаются, быть может, юнцы, для которых flirtation - развлечение. А такие есть на пароходе.
   21 декабря. Подходим к Бомбаю. Говорят, завтра около 4-5 часов пополудни будем там. Вообще я должен быть доволен плаванием. В Средиземном не качало и переезд был весьма спокойный. Только последние дни, и в особенности нынешнюю ночь, была некоторая качка. Делаем мы в сутки около 280 миль.
   Англичанам вообще удивительно везло во все продолжение нынешнего столетия в Европе. Они не переживали никаких поражений, ни военных, ни дипломатических, пяди их владений не было отнято у них. В их истории XIX века не было ничего подобного Иене, Севастополю или Седану. Вне Европы в исторической жизни были, конечно, критические моменты: первая афганская война, восстание сипаев и, наконец, суданские затруднения 353, но они выходили из них победителями. Эти благоприятные обстоятельства, которые на памяти у современного поколения, развили в них самоуверенность. Они боятся столкновения с Россией, но страшатся, как кажется, только расходов, точно так как богатый человек боится расходов, громадной выдачи своих фондов, которые он предназначал для другой цели. Но в своей победе они уверены. Они рассчитывают совершенно неверно: о России и об ее отношениях к среднеазиатским владениям у них совершенно неверные представления. Они мнят, что одна, даже небольшая, неудача может потрясти и даже совершенно расшатать силу военной державы, подобной России. Это думается о России, пережившей Плевну, борьбу с величайшей мусульманской державой.
   Бирманская война кончилась. Страна, вероятно, будет присоединена, и друзья человечества, конечно, порадуются, что открывается новое широкое поприще для деятельности западных цивилизаторов. Для этих стран наступает эпоха прогресса, они зацветут, промышленность, торговля, железные дороги, телеграфы, школы, суды, усовершенствования, администрация, - все это, несомненно, совьет себе гнездо в новоприобретенной территории.
   Но те же друзья человечества, помышляющие о наибольшем счастье наибольшего количества людей, должны будут себя спросить, что, этот прогресс, которому они радуются, достигнет ли именно этой цели? Станут ли покоренные лучше, станут ли они лучше? И в чем же для них именно будет состоять прогресс? Бирманцы настроят железных дорог, которые будут способствовать их большему закрепощению. Дадут им школы, которые привьют им кое-какие знания, породят недовольство и, расшатав их веру, не дадут взамен никакого цельного миросозерцания.
   В этом ли прогресс? Все это не сделает покоренных лучше и счастливее и не разбудит в них умственной продуктивности.
   И в конце концов все новшества окажутся на пользу меньшинства пришлых властителей. Им нужны железные дороги для перевозки товаров и в исключительных случаях [- только] товаров. Пришлым нужны помощники из туземцев, кое-как обученные. Для этого заводятся школы. И даже административная система, несомненно усовершенствованная, оплачивается так дорого, что большую пользу, конечно, из этого института извлекут не туземцы, а опять-таки пришлые.
   22 декабря. Сегодня будем в Бомбае. Но когда? Этого, кажется, никто не знает. Говорят - до обеда. На море тишь, мы двигаемся, однакоже, очень медленно.
   Сегодня утром прелюбопытный разговор с одним судьей из Арра 354 в Бенгальском президентстве. Он положительно уверяет, что недовольство существует в Индии. В Бенгалии постоянно сочиняются заговоры, которые не приводят к серьезным вспышкам только потому, что правительство бдительно следит за туземцами. Развитие туземной прессы имеет влияние на общественное мнение туземцев. Туземные листки, проповедующие недовольство, не имеют много подписчиков, но они проникают в деревни. Крестьяне собираются по вечерам под дерева и слушают чтение газеты. Издревле индийцы были охотники слушать чтение. Но прежде они выслушивали Махабхарату, теперь они слушают политический листок.
   Все низшие ступени юстиции в руках туземцев. Члены High Court'a (верховного суда (англ.)) только главным образом состоят из англичан. Они набираются наполовину из законоведов (барристер) и наполовину из чиновников, управляющих областями.
   Цель законодателя была соединить два рода сведений: a) местных условий и b) юридические.
   Гражданское управление разделяется на две ветви: исполнительное, к которому принадлежат коллекторы и т.д. до комиссионера 355, и судебное, начиная от мунсифа, деревенского судьи, обыкновенно туземца, и т.д. до областного судьи. Мировой судья назначается губернатором.
   Полного довольства, полного счастья человек может достигнуть только при известной цельности миросозерцания. Не может быть счастлив ни народ, ни отдельное лицо, если это нарушено. А с разрушения целости миросозерцания необходимо должна начинаться деятельность западного цивилизатора на Востоке.
   23 декабря. Бомбай. Вчера, около 6 часов вечера прибыли сюда. Бог мой! Какая возня была на пароходе. Я полагал одно время, что никогда не выберусь с парохода и не попаду в Esplanade Hotel. Молодой рассыльный отеля, оказавшийся на пароходе, узнал меня и устроил передвижение на сушу. Я почувствовал себя отлично, когда вновь очутился в стенах знакомого караван-сарая. Ночь спал отлично. На утро читал газеты.
   Была возня с векселем. В Agra Bank векселя не приняли и требовали удостоверения моей личности. Я пошел по старой памяти к Ремингтону 356. Там я очутился в pays de connaissance (среди знакомых (фр.)). Все писцы из туземцев меня помнят и тотчас же узнали. Вексель приняли.
   Пребывание на пароходе закончилось разговором с судьей из Арра. Он прямо мне сказал, что правительство будет за мной присматривать.
 &nb

Другие авторы
  • Кушнер Борис Анисимович
  • Харрис Джоэль Чандлер
  • Алтаев Ал.
  • Некрасов Н. А.
  • Кутлубицкий Николай Осипович
  • Апулей
  • Оберучев Константин Михайлович
  • Краснов Петр Николаевич
  • Карелин Владимир Александрович
  • Амосов Антон Александрович
  • Другие произведения
  • Вяземский Петр Андреевич - Московское семейство старого быта.
  • Одоевский Владимир Федорович - Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук о кухонном искусстве
  • Соловьев Владимир Сергеевич - Особое чествование Пушкина
  • Неизвестные Авторы - Следствия худого воспитания
  • Решетников Федор Михайлович - С. Залыгин. О Федоре Михайловиче Решетникове
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич - В Светлую ночь...
  • Романов Пантелеймон Сергеевич - Терпеливый народ
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Волга
  • Красов Василий Иванович - Красов В. И.: Биобиблиографическая справка
  • Курочкин Николай Степанович - Курочкин Н. С.: Биобиблиографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 475 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа