Главная » Книги

Минаев Иван Павлович - Дневники путешествий в Индию и Бирму, Страница 7

Минаев Иван Павлович - Дневники путешествий в Индию и Бирму


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

енами парк, в котором помещались новый ("Джай Билас") и старый ("Моти Махал") дворцы Синдии.
   240. (к стр. 76). Морар - английская колония и военный городок в 4,5 км от Ласкара; здесь находились казармы английских оккупационных войск в Гвалиоре. Основан в 1844 г.
   241. (к стр. 76). ...барраки (т.е. английское "barracks") - казармы.
   242. (к стр. 76). ...пропустить меня через сад - т.е. через Пхульбаг.
   243. (к стр. 76). Сахаб - са'иб (см. прим. 219).
   244. (к стр. 76). Фатехпур-Сикри - заброшенный город и железнодорожная станция приблизительно в 37 км к западу от Агры. Речь идет об архитектурных памятниках лежащего в развалинах города, возведенного по: распоряжению падишаха Акбара в 1569-1577 гг. Фатехпур-Сикри был столицей Могольской державы в 1570-1585 гг., а после отъезда Акбара оттуда был заброшен навсегда.
   245. (к стр. 76). Гвалиорская крепость - одна из наиболее древних крепостей в Индии. Первые сведения о ней встречаются в источниках VI в. н.э. Во времена И.П. Минаева Гвалиорская крепость представляла сложный комплекс оборонительных сооружений, дворцов и храмов, возведенных в разное время на протяжении почти целого тысячелетия.
   246. (к стр. 76). ...храмом Матры. Матра - Матхура (см. прим. 30). Речь идет, повидимому, о храме Гобинд Дева в Матре (XVI в.).
   247. (к стр. 78). ...дворец Беби Мариам (Мариам Биби; см. прим. 229), жены падишаха Акбара - выдающийся памятник индийского зодчества XVI в., знаменит своими росписями.
   248 (к стр. 78). Диван-и-кхас - зал специальных, частных приемов падишаха Акбара в Фатехпур-Сикри.
   Диван-и-ам - большой тронный зал в Фатехпур-Сикри.
   249. (к стр. 78). ...кругом гробницы Селима. Селим (Салим) - шейх из ордена Чиштие, духовный наставник падишаха Акбара.
   250. (к стр. 78). ...во дворце турчанки. Речь идет о небольшом изящном павильоне в Фатехпур-Сикри, знаменитом украшающими его скульптурными работами и фресками.
   251. (к стр. 78). ...в книге Кина. Речь идет о книге: Н.G. Keene. Handbook for visitors to Agra. Calcutta, 1874.
   252. (к стр. 78). Панка (хинд.) - опахало.
   253. (к стр. 80). ...даже в Р. у МША. Расшифровывается следующим образом: "в Ратламе у Мир Шахамат Али", британского политического агента при радже Ратлама.
   254. (к стр. 80). Мунши (термин арабского происхождения) - секретарь, писец, преподаватель языка.
   255. (к стр. 80). Диван-и-кхас - зал частных приемов во дворце Великих Моголов в Дели; выстроен при падишахе Шах Джахане (первая половина XVII в.).
   256. (к стр. 80). ...в форте - видел... Диван-и-ам. Форт в Дели, "Лал килла" (Красная крепость), выстроен в 30-х годах XVII в. Внутри крепости расположен дворец могольских падишахов.
   Моти масжид ("Жемчужная мечеть") - мечеть из белого и серого мрамора, находящаяся внутри Делийской крепости. Выстроена в правление Аурангзеба (вторая половина XVII в.).
   Диван-и-ам - большой тронный зал во дворце в Дели, выстроенный при Шах Джахане.
   257. (к стр. 80). ...любовался на толпу в Чандни-чаук... в Queen's garden. Чандни-чаук ("Серебряная площадь") - название главной улицы в старом Дели, идущей от Лахорских ворот крепости.
   Queen's garden (парк королевы) - старинный парк в Дели, примыкающий к крепости и превращенный английскими властями в городской сад.
   258. (к стр. 80). Парсванатха - 23-й, один из наиболее почитаемых тиртханкара (приравненных к божествам святых) у джайнов (см. прим. 64).
   259. (к стр. 80). Deputy Commissioner (помощник комиссара) - в ряде провинций Британской Индии - английский глава администрации дистрикта (округа).
   260. (к стр. 80). Ратхи (санскр.) - колесницы.
   261. (к стр. 80). ...ахинса парамо дхармах тато окатах (джатах) (санскр.) - "непричинение "вреда насилием - величайший закон, и в знак этого - волосы, завязанные жгутом [как у аскетов]".
   262. (к стр. 80). Это та самая жанда, из-за которой жайны воевали с вишнуитами. - Жанда (джханда) (хинд.) - знамя, стяг. Вишнуиты (вайшнавы) - последователи вишнуизма, одного из двух основных толков религиозной системы индуизма. Вишнуиты (в отличие от шиваитов - почитателей Шивы) поклоняются Вишну как главному богу индусского пантеона и рассматривают прочие божества как воплощения и символы Вишну.
   263. (к стр. 80). Лакнау - старинный город в северной Индии, в прошлом столица княжества Ауд (ныне часть штата Уттар Прадеш).
   264. (к стр. 82). ...из Кишангара (около Ажмира). Кишангар - небольшое княжество в Раджпутане (см. прим. 270).
   Ажмир (Аджмир), или Аджмир-Марвара, - маленькая провинция в северо-западной Индии, расположенная в центре Раджпутаны.
   265. (к стр. 82). Такур (тхакур) - почетный титул феодалов в северной и центральной Индии, принадлежащих к касте раджпутов. Часто этим титулом, в частности в Раджпутане, наделялись также и феодалы, по касте - брахманы.
   266. (к стр. 82). "God save the Queen" etc (англ.) - "Боже храни королеву...". Начальные слова английского гимна в царствование королевы Виктории.
   267. (к стр. 82). Жодпурские цари - раджи (князья) Джодпура (Марвара), одного из важнейших княжеств Раджпутаны.
   268. (к стр. 82). У алварского ражи три тысячи войска. Не точно: в 1879-80 г. армия Алвара состояла из 2 тыс. кавалерии, 5,5 тыс. пехоты при 300 старых пушках.
   269. (к стр. 82). Arm's Act - закон 1879 года, изданный вице-королем Литтоном, по которому индийцам запрещалось без особого разрешения носить огнестрельное оружие. Этот закон был одной из мер, направленных на подавление развивавшегося в 70-х годах XIX в. национально-освободительного движения индийского народа.
   270. (к стр. 82). Ражпутана (Раджпутана) - область на северо-западе Индии, площадью в 343 тыс. км2, охватывавшая 20 княжеств, главные из которых: Мевар (Уданпур), Марвар (Джодпур), Биканир, Кота, Алвар и Амбер (Джайпур). Население Раджпутаны, принадлежащее главным образом к народности раджастханцев, в 1881 г. составляло 10,7 млн. чел. В настоящее время княжества Раджпутаны вошли в состав штата Раджастхан.
   271. (к стр. 82). High School - английская гимназия, открытая в Алваре в 1871 г.
   272. (к стр. 82). ...европеец иногда бьет их. И.П. Минаев иронически называет "европейцем" энглизированного раджу Алвара.
   273. (к стр. 84). Сри Рам - раджа княжества Алвар.
   274. (к стр. 86). Жама Масжид (Джама масджид) - большая соборная мечеть в Дели, законченная в 1658 г.
   275. (к стр. 86). Мират (Мирут) - город недалеко от Дели, центр одноименного округа. С начала XIX в. в Мируте находился крупный гарнизон англо-индийской армии. В Мируте началось Индийское национальное восстание 1857-1859 гг. И.П. Минаев ошибочно отнес Мирут, находившийся в пределах Северо-западных провинций, к Пенджабу.
   276. (к стр. 86). ...помышляют сделать из него независимое эмирство. Герат - город и область в северо-западном Афганистане. Большое значение Герата как стратегического пункта на Среднем Востоке превратило его в объект захватнических планов Англии еще в первой трети XIX в. Стремление Англии проникнуть в Герат сразу же натолкнулось на противодействие России. В персидско-афганских войнах из-за Герата в 1837-1838 и 1856-1857 гг. за спиной борющихся сторон стояли Англия и Россия. Во время второй англо-афганской войны (1878-1880) Англия безуспешно пыталась превратить Герат и тяготеющую к нему область в отдельное княжество, подчиненное английскому протекторату.
   277. (к стр. 86). Л. - расшифровать не удалось.
   278. (к стр. 86). Анжуман (анджуман) (арабо-перс.) - дословно "собрание". Речь идет об "Анджуман-и-Панджаб" - обществе, созданном в середине XIX в. в Лахоре из представителей мусульманской феодальной аристократии Пенджаба. Общество имело своей целью содействовать изучению местных языков и литератур.
   279. (к стр. 86). ...из Бадакшана и Куляба. Бадакшан (Бадахшан) - горная страна на северо-востоке Афганистана, населенная главным образом таджиками. Куляб - во времена И.П. Минаева - город и бекство в южной части Бухарского ханства, на правобережье Аму-Дарьи.
   280. (к стр. 87). Куков вообще не много... Они находятся в сильном повиновении у Рам Синха. Куки ("крикуны") - секта (подлинное название которой "намдхари", т.е. "воспламененные именем [божества]"), возникшая в первой половине XIX в. среди религиозной общины сикхов в Пенджабе. Формально первоначальной целью этой секты было "очищение" религии сикхизма и возврат к первоначальному учению Нанака (1469-1533), основателя сикхизма. Фактически это было политическое движение среди наиболее демократической части сикхов (крестьянская беднота, ремесленники, мелкие торговцы), направленное на укрепление пошатнувшихся устоев сикхского государства и борьбу с английскими захватчиками. После захвата англичанами Пенджаба, уже в начале 60-х годов, секта намдхари (куков) получила дальнейшее развитие. В 60-70-х годах XIX в. движение намдхари явилось организационной и идеологической формой антиимпериалистического и антифеодального движения сикхского крестьянства Пенджаба. С 1863 г., после смерти основателя секты - Балак Рама, новый ее глава - Рам Сингх (1815-1888), служивший в молодости в англоиндийской армии, превратил секту в централизованную организацию, имевшую своих представителей по всему Пенджабу. Под его руководством движение намдхари приобрело широкий размах. В начале 70-х годов секта, по различным данным, насчитывала 50-100 тыс. членов. Влияние секты было довольно значительным среди сикхов, служивших в частях англо-индийской армии, дислоцированных в Пенджабе, и в пенджабской полиции. В середине января 1872 г. несколько сот намдхари, воспользовавшись тем, что основные силы англо-индийских войск в Пенджабе были стянуты на маневры в Дели, подняли восстание против английского господства и атаковали два укрепленных феодальных замка в Пенджабе - Малодх и Малер-Котла, чтобы завладеть находившимся в них оружием. Повстанцы были, однако, разбиты.
   Восстание 1872 года отражало глубокое брожение, охватившее широкие массы, пенджабского крестьянства. Поэтому англичане особенно жестоко расправились с повстанцами, расстреляв из пушек 65 человек (эту чудовищную казнь изобразил В.В. Верещагин в своей известной картине "Английская казнь в Индии"). Руководители секты во главе с Рам Сингхом были арестованы и сосланы в Бирму, в Рангун; рядовые члены секты были также подвергнуты репрессиям. В дальнейшем движение намдхари, жестоко подавляемое английскими колонизаторами, постепенно замерло, уступив место новым формам антифеодальной и антиимпериалистической борьбы крестьянских масс.
   281. (к стр. 87) Золотой храм в Амритсаре - главная святыня сикхов, центр их религиозного культа и паломничества. Храм был выстроен в XVI -XVII вв., но разрушен в 1761 г., во время одного из походов на Индию афганского правителя Ахмед Шаха. В 1762-1764 гг. храм был восстановлен. При Ранджит Сингхе (см. прим. 289) он был покрыт листовой медью, откуда название "Золотой".
   282. (к стр. 87). Дворец Патиалы. Речь идет о махарадже (князе) пенджабского княжества Патиала.
   283. (к стр. 87). Прасад (санскр.) - благословение, милостыня.
   284. (к стр. 87). Лодиана (Лудхиана) - город, центр одноименного округа в провинции Пенджаб.
   285. (к стр. 87). Сирдар Атар Сингх - глава семьи крупных сикхских феодалов.
   286. (к стр. 87). ...пребывание сына Шах Шуджи - т.е. сына правителя Афганистана (1803-1809) из Садозайской династии. Свергнутый с престола и изгнанный из Афганистана своим братом Махмудом (1809- 1815), Шуджа нашел покровительство у английских властей в Индии, которые поселили его в Лудхиане и сделали своим пенсионером, приберегая на случай различных авантюр в Афганистане. Не раз Шах Шуджа с английской помощью, но без успеха, пытался возвратить себе афганский престол. Наконец, в 1839 г. англичане, занявшие Кабул в ходе первой англо-афганской войны (1838-1842), снова посадили его на афганский престол в качестве своей марионетки. После восстания 1841 года и истребления английской оккупационной армии Шуджа был убит в 1842 г. повстанцами.
   287. (к стр. 87). Сирдар-сахаб - Сирдар Атар Сингх.
   288. (к стр. 87). Рамбаз ("Сад Рамы") - дворцовый сад, разбитый при Ранджит Сингхе, сикхском правителе Пенджаба в 1824-1839 гг. Находится перед северными воротами Амритсара. В Рамбаге находится дворец Ранджит Сингха - Барадера, о котором ниже упоминает И.П. Минаев.
   289. (к стр. 88). ...дворца Ранжит Сингха и здесь втолкнулся с патаном. Ранжит (Ранджит) Сингх (1780-1839) - махараджа сикхов, властитель последнего независимого государства на территории Индии. В ходе междоусобной борьбы сикхских феодалов Ранджит Сингх в 1799 г. овладел Лахором, столицей Пенджаба, а в 1802 г.- Амритсаром, религиозным центром сикхизма. К 1824 г. он объединил под своей властью большую часть Пенджаба к западу от р. Сатледж. Позже он отвоевал у афганцев ряд областей к западу от р. Инд, а также Кашмир. Вскоре после смерти Ранджит Сингха Пенджаб в результате первой (1845- 1846 гг.) и второй (1848-1849 гг.) англо-сикхских войн был захвачен англичанами и присоединен к их владениям в Индии.
   290. (к стр. 88). ...с патаном из Дера Гази Хана. Патаны (пахтуны, паштуны) - афганские племена, живущие на Крайнем северо-западе Индии. Дера Гази Хан - округ в провинции Пенджаб.
   291. (к стр. 88). ...этим заведением. Речь идет об Oriental College (Восточном колледже) - учебном заведении в Лахоре, созданном в 1865 г. английскими колонизаторами для сыновей индийских феодалов, с целью воспитания из них верных прислужников англичан. С 1870 г. был приписан к Лахорскому университету.
   292. (к стр. 88). Гильгит - мелкое феодальное владение (вазират) на крайнем северо-западе Индии, формально считавшееся вассалом князя Джамму и Кашмира.
   293. (к стр. 88). Я... проснулся в пределах С.3. провинции. Во времена И.П. Минаева г. Дели находился в провинции Пенджаб. В 1912 г., после перенесения столицы Индии в 1911 г. из Калькутты в Дели, последний вместе с небольшим прилегающим районом был выделен в самостоятельную провинцию, в административном отношении непосредственно подчиненную центральному индийскому правительству.
   294. (к стр. 88). ...памятники бывшего величия аудских царей. Речь идет о династии правителей (навабов) Ауда, княжества в северной Индии, возникшего в ходе распада могольской державы. Навабы правили Аудом с 1724 по 1856 г. В конце 60-х годов XVIII в. Ауд превратился в вассала Ост-Индской компании, а в 1856 г. и формально был присоединен к английским владениям в Индии.
   295. (к стр. 88). Имамбарра - группа зданий в Лакнау, выстроенных в 1784 г. и составляющих единый архитектурный комплекс. В одном из помещений Имамбарра совершалась церемония в память Али, потомка Мухаммеда, и сыновей Али - Хасана и Хусейна. В Имамбарра находится также гробница наваба Ауда, Асаф-уд-даула (1775-1795). Во времена И.П. Минаева часть Имамбарра была превращена англичанами в арсенал.
   296. (к стр. 88). Когда читаешь историю возмущения сипаев. Речь идет об Индийском национальном восстании 1857-1859 гг.
   297. (к стр. 88). ...отчеты суда над последним представителем Великих Моголов. С начала 60-х годов XVIII в. могольский падишах в Дели превратился в пенсионера и фактического пленника Ост-Индской компании, которая, однако, сохранила за ним титул верховного правителя бывшей могольской державы. Действуя якобы от его имени, Ост-Индская компания старалась придать какую-то видимость законности своей захватнической власти в Индии и тем самым ослабить сопротивление народов страны английской агрессии. На таком положении английских марионеток последние представители династии Великих Моголов пребывали в своем дворце в Дели на протяжении почти целого столетия - до 1857 г. В начале восстания 1857-1859 гг. престарелый могольский падишах Бахадур-шах был провозглашен восставшими правителем Дели. После долгих колебаний он дал на это свое согласие, однако не принимал активного участия в событиях. 21 сентября 1857 г., после взятия Дели английскими войсками, он был арестован и в начале 1858 г. после двухмесячного судебного процесса приговорен к ссылке. Его выслали сначала в Калькутту, а затем в Рангун, где он умер в 1862 г. в возрасте 87 лет. Оба его сына, арестованные после падения Дели, были застрелены конвоировавшим их английским офицером.
   298. (к стр. 90). Калянэми - имя демона из индийской мифологии. И.П. Минаев так в шутку обозначает Индию, стремясь тем самым подчеркнуть враждебность Индии к высокомерным колонизаторам.
   299. (к стр. 90). Я видел... гробницу Гази-уд-дина. Кайзер-бав (Кайсар Баг) - дворец навабов Ауда (см. прим. 294), выстроенный в Лакнау в 1848-1850 гг. при навабе Ваджид Али Шахе (1847-1856). Чатер Манзиль. Речь идет об одном из двух одноименных дворцов в Лакнау, выстроенных при навабе Насир-уд-дин Хайдаре (1827-1837). Гробница Гази-уд-дина-дворец в Лакнау ("Шах наджаф"), выстроенный в 1814 г. при навабе Ауда, Гази-уд-дин Хайдаре (1814-1827) и после его смерти превращенный в его мавзолей.
   300. (к стр. 90). Каннинг-коллеж - английский колледж в Лакнау, названный так в честь генерал-губернатора и первого вице-короля Индии Каннинга (1856-1862).
   301. (к стр. 90). Вот резиденция, а вот и топкхана. Резиденция - здание в Лакнау, выстроенное в конце XVIII в., - местопребывание официальных представителей англо-индийского правительства при навабах Ауда в первой половине XIX в. Во время восстания 1857-1859 гг. английская колония в Лакнау была в июле - сентябре 1857 г. осаждена в резиденции повстанцами. Топкхана (топханэ) (перс.) - букв, "пушечный двор". Здание старинного арсенала в Лакнау.
   302 (к стр. 90). ...главным образом брахманы объявлены в подозрении. В 70-80-х годах XIX в. Махараштра (страна Маратов) была одним из районов наиболее развитого антианглийского движения. В 70-х годах в Махараштре происходило несколько крестьянских восстаний; в 1879 г. под руководством Васудева Балванта Пхадке здесь была произведена попытка свержения английского господства (см. также прим. 68). Кроме того, среди маратской интеллигенции (по касте главным образом - брахманов) в эти же годы стали развертывать свою деятельность представители радикального крыла индийского национализма - мелкобуржуазные националисты, боровшиеся против английского колониального режима в Индии.
   303. (к стр. 91). Набаб (фр.; набоб - англо-инд., от наваб, хинд.) - в XVIII в. титул некоторых владетельных князей, номинальных вассалов. Великого Могола (наваб Ауда, наваб Бенгалии и т.д.). Во времена И.П. Минаева титул наваба присваивался крупнейшим индийским феодалам-мусульманам.
   304. ( к стр. 91). ...это возмущение кажется немыслимым. В записной книжке И.П. Минаева, которую он вел во время путешествия в Индию в 1880 г., на развороте стр. 62-63 вверху над записью расходов на 3 и 5 мая, имеется следующий (черновой) вариант записи дневника от 5 мая:
   "Недовольство общее.. Но мне не приходилось встречать между образованными революционера в полном смысле этого слова.
   Они желают найти modus Vivendi с англичанами.
   Но это недовольство пока не страшно, и при всей своей подозрительности англичане сознают это: войска выводятся из страны. Да у образованных и нет определенного политического плана. А народ попрежнему смирен".
   305. (к стр. 91). Жйештарам (Джиештарам) - индийский ученый, филолог.
   306. (к стр. 91). Раштра ханим (хинд.) - гибель царства.
   307. (к стр. 91). Ахмедабад - город, административный центр одноименного округа в Бомбейской провинции. В XVI - XVII вв. - один из главных центров ремесла и торговли в Индии. Во времена И.П. Минаева Ахмедабад сохранял свое значение одного из центров ремесленного производства и внутренней торговли в западной Индии. Кроме того, в нем работало четыре текстильных и одна ситцепечатная фабрика.
   308. (к стр. 91). Барода - город в западной Индии, центр одноименного княжества.
   309. (к стр. 91). ...попытка отравить британского резидента. Правитель (Гайквар) княжества Бароды, Малхар Рао (1870-1875), воспротивился постоянному грубому и мелочному вмешательству английского резидента, полковника Фэйра (Phayre), во внутренние дела княжества. В начале 1875 г. Малхар Рао был обвинен в попытке отравить английского резидента в Бароде, арестован и судим по приказу английского генерал-губернатора Индии Нортбрука (1872-1876). Процесс Малхар Рао вызвал ряд антианглийских выступлений и демонстраций в разных частях Индии, а его низложение привело к серьезным волнениям в Бароде, подавленным лишь вооруженной силой.
   310. (к стр. 91). ...знаменитую хават, куда Амина- ая ходила на свидание с Мулхар Рао. Хават [?], м. б. хавали - один из дворцов правителей Бароды, выстроенный в первой половине XIX в.
   Амина-ая - повидимому, Лакшми Баи, жена одного из феодалов в княжестве Барода, ставшая возлюбленной, а затем в 1874 г., женой Малхар Рао (Мулхар Рао).
   311. (к стр. 91). Мадава Рао (Т. Madhava Rao) - марат по национальности, по касте брахман. Родился в 1828 г. в Танджоре в Мадрасской провинции. В 70-80-х годах был последовательно диваном (первым министром) при дворах князей Траванкура, Индора и Бароды, где проводил политику англо-индийских колониальных властей. В дальнейшем И.П. Минаев именует его сэр М.Р.
   312. (к стр. 92). Бадмаши (перс.) - хулиганы, бродяги. Так феодальный сановник презрительно именует активных протестантов из народа против английского колониального режима в Индии.
   313. (к стр. 92). ...видел Жама масжид и Роза. Жама масжид (Джама масджид) - соборная мечеть в Ахмедабаде, выстроенная в 1424 г. Роза (Роуза) - гробница Рани Сипари, одной из жен Махмуда Бигада, правителя княжества Гуджарат в 1459-1511 гг.
   314. (к стр. 92). Жати объяснял главу из Бхагавати-сутра. Жагпи (джати), или яти (санскр.), - отшельник, монах у джайнов. Бхагавати-сутра (Bhagavati-sutra) - одно из главных произведений джайнского канона. Содержит изложение догматов религии джайнов.
   315. (к стр. 92). Пракритский - текст, написанный на одном из пракритов, т.е. языков древней и раннесредневековой Индии.
   316. (к стр. 92). Става (санскр.) - славословие, гимн.
   317. (к стр. 94). Срешти (шрештхи) - купеческий староста. Речь идет о нагар сетхе Ахмедабада, старшине гильдии ростовщиков, возглавлявшем сохраненное англичанами средневековое самоуправление ахмедабадских цехов и гильдий. Нагар сетх был одновременно главой религиозной общины джайнов в Гуджарате.
   318. (к стр. 94). Трехэтажный пруд ("Дада Харир") - искусственный водоем в Ахмедабаде, к которому ведут три последовательно понижающиеся галлереи. Сооружен в 1485 г.
   319. (к стр. 94). Упасрая - название храмов у джайнских сект.
   320. (к стр. 94). Сет - нагар сетх (см. прим. 317).
   321. (к стр. 94). Ачаражи (ачараджи), или ачарья (санскр.)- наставник, учитель, жрец.
   322. (к стр. 94). Лалдарваз ("Красные ворота") - название одних из ворот в старинной ахмедабадской крепости Бхадар, расположенных в ее северо-восточном углу. Упоминая о "знаменитых окнах", И.П. Минаев имел в виду два окна в полуразрушенной мечети Сиди Сайед (XV в.), находящейся внутри крепости Бхадар. В обоих окнах помещены уникальной работы ажурные мраморные решетки.
   323. (к стр. 95). Сурат - портовый город в Бомбейской провинции, центр одноименного округа. В XVI -XVII вв. главный порт на западном побережье Индии.
   324. (к стр. 95). Пуна считается гнездом измены. Пуна во времена И.П. Минаева была центром деятельности радикально настроенных мелкобуржуазных националистов в западной Индии.
   325. (к стр. 95). Рампа возмутилась вследствие налога на соль. Речь идет о восстании крестьян народа андхра (телугу) в 1879-1880 гг., длившегося почти полтора года и охватившего округ Годавари и частично округ Визагапатам Мадрасской провинции. Восстание, направленное против английских колонизаторов, сборщиков налогов и местных ростовщиков, носило характер упорной партизанской войны против военных и полицейских сил англичан, стянутых туда со всей южной Индии. Многочисленные партизанские отряды, благодаря широкой поддержке со стороны крестьянского населения охваченных восстанием местностей, смогли длительное время успешно проводить свои операции против английских военно-полицейских сил. Англичане сумели подавить восстание, лишь заручившись поддержкой со стороны местных феодальных помещиков (земиндаров), а также посеяв с помощью своей агентуры разброд среди руководства основных партизанских отрядов. После того как в феврале 1880 г. был предательски убит выдающийся руководитель восстания Чендрия, восстание резко пошло на убыль. Однако отдельные партизанские отряды действовали вплоть до октября 1880 г.
   Утверждение И.П. Минаева, будто причина восстания заключалась в налоге на соль, неточно. Непосредственным поводом к восстанию послужили поборы и притеснения местной власти.
   326. (к стр. 95). Ассаб - бухта и порт на африканском берегу Красного моря, в 96 км к северу от пролива Баб-эль-Мандеб. В 1869 г. итальянская пароходная компания "Руббатино" купила территорию Ассаба у местных султанов якобы для создания торговой пристани и угольной базы компании. В 1882 г. Ассаб был выкуплен у компании итальянским правительством и провозглашен итальянским владением.
  

Новый документ И.П. Минаева об Индии второй половины XIX века.

  
   В Центральном государственном военно-историческом архиве СССР найдена рукопись статьи проф. И.П. Минаева о его поездке в Индию в 1880 г., публикуемая ныне впервые. Этот документ дополняет данные дневника второго путешествия И.П. Минаева в Индию (январь-май 1880 г.) 1 и представляет большой интерес для характеристики английской колониальной политики в Индии и начального] периода борьбы индийского народа за национальную независимость.
   В своей статье И.П. Минаев рассказывает о недовольстве и возмущения в самых различных слоях индийского общества колониальной политикой Англии. В документе подробно охарактеризованы внешнеполитические затруднения английских колонизаторов в Индии, вызванные неудачами второй англо-афганской войны 1878-1880 гг. и обострением англо-русских противоречий на Среднем Востоке. Значительное место отведено национально-освободительному движению в Индии, экономике Индии, аграрным отношениям, сложившимся к этому времени, торговле, пагубному влиянию Англии на развитие индийской промышленности и народного хозяйства страны в целом.
   Следует иметь в виду, что Минаев иногда, особенно в оценке Крестьянских восстаний и других событий антиколониального движения, пользуется терминологией господствующего класса, называя восставших "разбойниками", "бунтовщиками". Некоторые проблемы, например отношение интеллигенции к английской власти, Минаев слишком упростил, зато преувеличил роль брахманов и т.п. Однако важно отметить, что в данной работе, как и в дневниках, сочувствие автора находится на стороне борцов за освобождение Индии.
   Документ публикуется с сохранением авторской транскрипции личных имен и географических названий.
   Публикация подготовлена к печати научными сотрудниками Центрального государственного военно-исторического архива СССР Г. В. Богдановым и Е. П. Ворониным. Неоговоренные примечания принадлежат публикаторам.
  

20 июля 1880 г.

   В настоящем году (1880), в продолжении пяти месяцев мне довелось объехать часть Западной Индии. Высадившись в Бомбее, я отправился затем в страну Махратов, посетил независимые владения Низама, Индора, Ратлама, Гвалиора, был в Ражпутане, С[еверо]-З[ападных] провинциях, Пенджабе и закончил свое путешествие Гузаратом 2; и Бародой.
   В настоящую поездку мне приходилось сталкиваться и беседовать с людьми различного общественного положения, различных каст и не одинакового образования. В независимых владениях я имел случай представляться многим владетельным князьям, беседовать с их диванами 3; в числе своих знакомых я мог бы назвать несколько выдающихся туземных ученых и политических писателей. Упоминаю обо всем этом для того, чтобы определить, на основании какого материала сделаны мои выводы.
   Большинство моих наблюдений относятся ко времени, непосредственно предшествующему последней смене министерства. Я выехал из Индии до приезда туда нового вице-короля маркиза Рипона 4.
   Беседы, личные наблюдения, чтение туземных газет привели меня к следующему общему заключению о современном состоянии Индии.
   Уже в начале пребывания в Бомбее, после первых встреч с прежними знакомыми, меня поразило настоящее настроение умов в туземном интеллигентном обществе; высказываемые мнения и опасения, осуждение внешней политики правительства, ропот на его подозрительность - все это вместе взятое указывало на какое-то тревожное состояние общества. Меня удивляло в эту мою поездку, с каким живым интересом всюду в Индии туземцы следят за различными вопросами и событиями дня: об афганских затруднениях 5, об отношениях Англии к Турции и России, о внутренней индийской политике толковалось даже в таких кружках, которые еще пять лет тому назад исключительно занимались отвлеченными, философскими и религиозными вопросами.
   При обсуждении политических вопросов чаще всего приходилось замечать или сильное раздражение против верховной власти, или недоверие к ней. Я не видел ни одного туземца, который не относился бы враждебно к министерству Биконсфильда 6. Все индийцы, с которыми мне приходилось говорить, прошедшие через английские школы и не воспитавшиеся в них, осуждали действия ныне павшего министерства.
   Бесцельность афганской войны 7 и весь вред этого предприятия для Индии доказывали мне туземцы в Бомбее; в Бароде тоже самое утверждал сэр Мадхава-Рао 8; не иначе смотрели на войну в Хайдерабаде приближенные низама и его диван сэр Салар Жанг 9, а в Ратламе даже британский резидент Мир Шахамат-Али, весьма просвещенный мусульманин, знающий близко Афганистан, так как он бывал там несколько раз с различными поручениями от своего правительства.
   Большинство англичан в Индии было безусловно на стороне консервативного министерства, его падение было встречено в Индии, в образованной среде туземцев восторженными ликованиями, в английском обществе тот же факт поразил всех неожиданностью и далеко не считался событием радостным.
   Воззрения туземцев на павшее министерство отличались удивительным единодушием. Империализм Биконсфильда, по толкованию индийцев, для них отождествлялся с 1) тяжелыми налогами, 2) ретроградным законодательством; то и другое понимается ими как следствие тревожной иностранной политики. Афганская война, на которую затрачены были деньги голодного фонда 10, всеми туземцами, без различия вероисповедания почитается не только бесцельною и вредною для Индии, но и самую несправедливую из всех войн настоящего времени. Они смеются над экспедицией в Мальту 11, ибо видели своими глазами, как недовольны были сипаи, отправляющиеся в Европу, и как один бенгальский полк вернули даже назад с дороги в Бомбей. И какой результат, - спрашивают туземцы, имело это абсурдное хвастовство. Никто никогда не сомневался в бесполезности этих войск для европейской войны. На вашу демонстрацию театральную, бесцельную и смешную Россия, - замечали с злорадством индийцы, - ответила посольством в Афганистан 13. Она знала, где самое чувствительное место вашей Империи. Вы затеяли безумно-рискованное дело, и теперь ваши вербовщики уже не находят более в Индии солдат для афганской войны. Вы принуждены были увеличить премию, а солдат, готовых итти к Гиндукушу, и таки нет!
   Туземное население Индии еще в очень недавние годы, действительно, слепо верило в могущество англичан, хотя и имело весьма оригинальный и в высшей степени знаменательный взгляд на историю британцев в Индии. Господство британцев говорят туземцы, было достигнуто не открытою силою, не завоеванием, но хитростью и ловкостью. Невежество и разобщение туземного населения способствовали укреплению британского владычества.
   "Наше разобщение есть причина наших несчастий!", - так говорит туземец о своей исторической судьбе. Но как бы то ни было, индийцы ясно сознавали, что британский лев владеет Индией; они жаловались на то, что следы его когтей видны всюду и должны были признать, что когти сильны. Тайный и глухой ропот всегда был слышен в Индии; еще распространеннее, однако ж, была безропотная покорность своей исторической доле. Терпя от голодовок и кряхтя под тяжестью всяких местных и имперских налогов и податей, рая говорил: "Такова воля сиркара (правительства)", он не мог себе представить, что сиркар должен был бы отнестись к нему несколько иначе, "Сиркар силен", а потому все, что он требует, необходимо должно быть выполнено.
   "В 1857 году было какое восстание, и что же? Англичане не потеряли Индии. Потушить восстание оказалось по силам им! А теперь их гхари (экипажи, т.е. паровозы и пароходы) быстро носятся по суху и по морю!". Сети железных дорог, телеграф и пароходы, приходящие из Европы в 14 дней, все это, несомненно, должно более укрепить положение англичан в Индии. Индийцу, казалось, оставалось одно - бесповоротно и вполне покориться воле сиркара.
   Внешние события мало-помалу поколебали эту твердую веру индийца в могущество британского сиркара. Перемена в индийских воззрениях на британское могущество началась уже несколько лет тому назад; афганские и турецкие дела способствовали во многом тому, что в умах индийцев сложилось полное недоверие к британской силе.
   Затем подозрительность и чрезвычайные меры последних лет в правление Литтона 14 сильно раздражили туземцев. В мерах против туземной печати, а еще более в законодательстве об оружии 15, т.е. Arms act, распространенном на всю Британскую Индию, туземец усмотрел признаки слабости сиркара, а уничтожение ввозной пошлины на хлопчатобумажные произведения и Licence-tax 16 убедили его в вопиющей несправедливости британского правительства 17.
   "Пошлина, - говорит индиец, - для нас нисколько не тягостная и даже обогащавшая туземных производителей, уничтожается на пользу и процветание Ланка-шейра; взамен является новый налог, всею своею тяжестью падающий на бедняка: его платят деревенский брадобрей и даже то жалкое существо, которое у европейцев известно под именем баядерки".
   Уже в 1873 г., в то время, когда лорд Нортсбрук 18 отклонил требования Шир-Али 19, напуганного самими же англичанами, и о чем тогда же толковалось на всех базарах Индии, туземцы заподозрили англичан как в трусости, так и в слабости. В Индии знали, что отвечал вице-король афганскому посланцу, и очень хорошо помнили, что писалось в различных английских журналах об Афганистане и России. Туземцам (образованным вполне, другим по извлечениям) были хорошо известны мнения и Раулинсона и многих других высокопоставленных писателей о среднеазиатском вопросе, а также писания венгерского... 20 Вамбери и даже политические убеждения лорда Пальмерстона; многочисленные британские чиновники в частных сношениях с туземцами постоянно враждебно отзывались о России, и в то же время вице-король отсылает ни с чем афганского посланца, уверяя его, что между Россией и Англией дружба и согласие.
   Такое противоречие между словом и делом давало повод туземцам делать заключение, совершенно неожиданное и не совсем выгодное для англичан. Они думали, что все дело вполне объясняется трусостью англичан, с одной стороны, и превосходною силой России, с другой.
   Затем в 1877 г. загорелась восточная война. Нельзя отрицать, что в мусульманском населении Индии существовало сочувствие к туркам, но в то же время рядом с этим заметно было сильнейшее раздражение против англичан. Вся пресса того времени наполнена враждебными выходками против англичан. Их положение весьма часто сравнивается с положением лисицы перед виноградом. О них говорится, что роскошь изнежила их и сделала совершенно неспособными к войне; при этом высказывается уверенность в неминуемости русского нашествия на Индию, и русским предрекается успех.
   Когда генерал Столетов появился в Кабуле и был там блестящим образом принят, у всех индийцев было еще свежо в памяти, как года за три перед тем эмир не дозволил сэру Д. Форсайту переступить через афганскую границу.
   С этого времени начинаются для англичан афганские затруднения. Туземцы, как мусульмане, так и индусы, убеждены, что англичане навсегда проиграли афганское дело; у многих из них появилось убеждение, что в ближайшем будущем наступит очередь разрешению великого индийского вопроса.
   Англичане уже давно и много толкуют о русских происках в Индии, о грядущем русском походе на Индию; в былое время они в таких ужасных красках рисовали мощь русского колосса, и индийцы поверили им. В пришествие русских верует индииц; об этом толкует махрат в Декане и куки 21 в Пенжабе; хотя в Пенжаб? население спокойно более нежели где-либо в Индии 22.
   Перемена в воззрениях туземцев на силу англичан в последнее время стала проявляться в целом ряде мелких восстаний. В Махратской стране появился некто Бхалвант Пхадки 23, задумавший низвергнуть британскую империю; в Мадрасском президентстве, в Румпе, на севере в горах Нола до сих пор не вполне прекращены местные беспорядки. Не следует, конечно, преувеличивать политического значения этих местных возмущений, и англичанам, без сомнения, не составит никакого труда, даже при современных афганских замешательствах, переловить разбойничьи шайки, тем не менее важно иметь в виду то сочувствие, которое возбуждают к себе разбойники как в сельском населении, так и в других классах. В Румпе сельское население, несмотря на строгие распоряжения правительства, или само укрывает разбойников от преследования полиции, или помогает им безнаказанно избегать заслуженной кары. Эти действия сельского населения легко объясняются: действительно, отчасти оно боится разбойничьих шаек, но еще более рая симпатизирует им. Чандрия 24 восстал против налогов сиркара, а налоги на соль, на производство тодди (крепкий напиток из кокосов) ненавистны в равной степени как атаману разбойничьей шайки, так и мирному сельскому населению.
   Гораздо серьезнее были махратские беспорядки 25; благодаря энергическим мерам и расторопности английской полиции, а также неумелости и непрактичности главного вождя они кончились ничем. Значительную часть шайки переловили, Пхадки осужден и сослан в Аден.
   Бхалвант Пхадки был революционер и патриот: он мечтал о низвержении британского владычества, и факт общего сочувствия, с которым к нему относилось сельское население, констатирован самими англичанами. Хотя полиция после некоторых усилий переловила большинство разбойников и захватила самого вождя, но сделалось все это без всякого содействия местного населения, и даже помимо его воли. Сельское население около Пуны, так же, как в Румпе, или пассивно смотрело на поиски полиции, или же тайно укрывало разбойников от ее преследования.
   Из владений Низама, где столько всякого рода беспокойных элементов, и где Arms act 78 г. 26 не мог быть введен, к бунтовщикам постоянно прибывали новые подкрепления. Восстание могло разростись до весьма значительных размеров; во-время начатое преследование и удачная поимка самого Пхадки положили конец беспорядкам. Его судили в Пуне. Массы туземцев стекались в суд посмотреть на патриота. По объявлении обвинительного вердикта ему сделана была овация. На базарах появились в продаже его портреты и автобиография. Даже в среде интеллигентных махратов, между университетскою молодежью в принципе его дело не осуждалось. Его называли и безумцем и неумелым, затею осуждали как преждевременную, но в то же время не отрицали, что существует много причин к возмущению против иноземных правителей, и мотивы Пхадки почитались всеми высоко благородными. Это сочувствие безумцу как у рай, так и у образованного индийца не трудно понять.
   Рая, кроме разных местных и имперских налогов, уплачивает правительству с своего малого ежегодного дохода от 3 до 3,5% в виде одного соляного налога. Он забит и труслив, но сильно недоволен. Обещания махратского революционера были так соблазнительны: удаление иноземного сиркара с его многими налогами, и рая или шел за Бхалвант Пхадки, или втайне сильно сочувствовал ему. Но тому же Пхадки сочувствовали люди иного образования и другого общественного положения. В автобиографии Пхадки бессвязно и в наивной форме высказаны те же самые жалобы, которые часто приходится слышать от образованных туземцев, даже допускающих необходимость в настоящее время иноземного владычества в Индии.
   Эти люди не революционеры и очень умеренных воззрений, но и они признают, однако ж, что британское владычество имело нехорошее влияние как на материальное, так и на умственное состояние Индии. Другими словами, не так резко и более разумно они говорят те же горькие истины, что и Пхадки в своей автобиографии. Индия, утверждают они, оскудевает и материально, и духовно. Ее богатства истощаются ежегодным переводом местных денег в Англию. Ее сыны извращаются недостаточным и ложным воспитанием.
   С каждым годом все более и более растет сумма жалований и пенсий, выплачиваемых британским чиновникам, и все эти деньги, равно как и проценты на английские капиталы, затраченные на постройку железных дорог и другие предприятия, уходят в Англию.
   "Наша отчизна, - говорят индийцы, - есть единственная страна в мире, платящая так дорого за свою иноземную администрацию; все набранное здесь иноземцами переводится в Англию. Безумно расточительны были наши туземные правители, но во дни их владычества наши деньги не уходили из нашей страны. При настоящих же порядках Индия с каждым годом беднеет". Цифры ввоза и вывоза не обольщают туземцев; они хорошо знают, что торговля может процветать даже в годы, наиболее тяжелые для туземного населения, нимало не обогащая его.
   Англия, по мнению тех же туземцев, нанесла еще один тяжелый удар их материальному благосостоянию. "Для нас, туземцев, - жалуются они, - в нашей родной стране не существует карьеры ни на военном поприще, ни в гражданской службе".
   Английское воспитание, - скорбит

Другие авторы
  • Дудышкин Степан Семенович
  • Юм Дэвид
  • Порозовская Берта Давыдовна
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич
  • Соррилья Хосе
  • Эмин Николай Федорович
  • Фольбаум Николай Александрович
  • Первухин Михаил Константинович
  • Добычин Леонид Иванович
  • Тредиаковский Василий Кириллович
  • Другие произведения
  • Федоров Николай Федорович - О пределах из "вне" и из "внутри"
  • Никитин Виктор Никитич - В. Н. Никитин: биографическая справка
  • Бунин Иван Алексеевич - Тишина
  • Боткин Василий Петрович - А. Звигильский. Творческая история "Писем об Испании" и отзывы о них современников
  • Бестужев-Марлинский Александр Александрович - Клятва при гробе господнем. Русская быль Xv века. Сочинение Н. Полевого. М., 1832
  • Бунин Иван Алексеевич - На хуторе
  • Фигнер Вера Николаевна - Запечатленный труд. Том 1
  • Страхов Николай Николаевич - Дурные признаки
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Оправдание капитализма в западноевропейской философии (от Декарта до Маха)
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Путешествие Мальчика-с-пальчика
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 582 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа