Главная » Книги

Минаев Иван Павлович - Дневники путешествий в Индию и Бирму, Страница 9

Минаев Иван Павлович - Дневники путешествий в Индию и Бирму


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

sp;   24 декабря. Пандит, читавший санскритскую лекцию, родом из Синда 357. Он принадлежит к свободномыслящим брахманам.
   Талавиа - пришельцы в Броаче из Ражпипла 358. Их главная профессия быть деревенскими сторожами. Из 3 тыс. сторожей в округе - половина из талавиев и коли 359. Их насчитывают 18 тыс.
   25 декабря. Сегодня рождество. На улицах Бомбая незаметно, однакоже, особого движения. В сегодняшнем номере English-man 360 (23 д[екабря])есть телеграмма о восстании в Shwe-gyeng 361. Монах руководит восстанием.
   Был сегодня у Б.Л.И. Старик мне обрадовался и приветствовал по-английски. Затем разговор шел по-скр. По-английски он говорит хорошо. Разговор был любопытный. Сначала разговор был об археологии, затем однако же он перешел к вопросам по поводу талавиа. Он мне рассказал аполог по-санскритски об украденных быках и их ответ хозяину. У кого-то вор выпряг волов и угнал. Хозяин, однакоже, нагнал вора и добыл назад своих быков. Добыв быков, он стал им выговаривать за то, что они ушли с чужим человеком: "Не я ли вас кормил?" - говорил он. "Да ведь и вор стал бы нас кормить,- отвечали волы.- А бить-то вы оба будете". Таково отношение туземцев к власти. Любви нигде нет. Есть страх, происходящий от беспомощности. Что могут сделать войска независимых владетелей без артиллерии? Они побегут от одного вида английских войск. И Синдиа не силен, и бог весть почему отдана крепость? В таких же условиях и Низам. Независим один Непал 362. Но много ли он может сделать?
   Довольны в Индии купцы и земледельцы в некоторых местах, например в Гузерате, Пенжабе и т.д. Недовольство есть между земледельцами в С.З. провинциях, в Бенгалии, в Камаоне 363.
   Западное образование в Индии Б.Л.И. положительно осуждает. Люди в high schools научаются только английскому языку и не приобретают никаких познаний.
   С запада пришло в Индию пьянство, которое распространяется по деревням, ложь, семейные распри, разврат.
   В Непале он встретил у ступы Swayambhu 364 тибетца, у которого в руках был словарь на трех языках - тибетском, скр. и даже пали 365 (?).
   Б.Л.И. вовсе не сторонник старого порядка.
   26 декабря. У Уордсворта. В военных кружках всюду в Индии раздражение против России. В Бирме разбои усиливаются. Страна в ужасном состоянии. Мое появление там может показаться подозрительным. Уордсворт как либерал не сочувствует этому настроению. На завтра позвал обедать к себе. У него будет какой-то бенгалец.
   У него встретил Жардина 366. Разговор о бирманском законодательстве.
   28 декабря. Вчера обедал у У[ордсворта]. Бенгальца не было, и с его отсутствием пропал весь интерес обеда. Обедали следующие лица: какой-то Mr. Atkinson, адвокат, как мне сказали; Sir Wedderburn 367, имени не помню. Говорил о санскритской лекции Свами 368. За обедом речь шла об английских делах, да испанец занимал общество рассказами о нетерпимости испанского духовенства. Обед прошел довольно скучно. Испанец, Pedraza по фамилии, беглец и учитель разных романских языков. У[ордсворт], как кажется, ему покровительствует, потому что эмигрант и держится радикальных политических мнений.
   После обеда приехало еще несколько лиц, между прочим сэр В. Грегори, бывший губернатор Цейлона. Сидели на веранде, курили и болтали о политических вопросах. Говорили о делах индийских.
   Осуждали ранний возраст для С.S.Ex. 369 (19 лет). Требовали возвышения этого срока.
   У[ордсворт] при одобрении сэра В.Г. Г[регори] развивай свои идеи о необходимости туземной армии и бесполезности английской. Осуждали социальную разобщенность туземцев и европейцев. Высокомерное отношение последних.
   Сэр В. Г. утверждал, что ничего подобного нет на Цейлоне. Ну, конечно, врал. Я вставил свое слово по поводу отношений европейцев к бюргерам 370 и напомнил баронету, как в Канди выгнали из гостиницы сэра Р. Моргана. С[эр] В. должен был со мною согласиться, но пояснил, что Канди - это гнездо плантаторов, и при слове "planter"(плантатор (англ.)) сделал гримасу.
   В заключение от мерзкой сигары со мной сделался обморок.
   29 декабря. Утром был у Jardin'a, говорили о Бирме; он мне дал несколько рекомендательных писем. Оттуда к Б.Л.И. Старик полуспал и очень рад был, когда я ушел. Попал не в час.
   Вечером обед у Жардина. За обедом пустой разговор. Должно быть, англичане ради пищеварения за обедом заводят такой разговор. Вспоминали Англию, Россию и т.д.
   После обеда разговор принял другое направление.
   Неофициальная Индия 371 не имеет ни значения, ни богатства. На родине она не пользуется уважением, частью оттого, что большого богатства нет у ней. Ее слушают, когда вопрос касается британской торговли. Она влияла на судьбы Ильбертского билля 372. Но в Бомбае сильной агитации не было против Ильбертского билля. Вопрос не может считаться решенным.
   Неофициальная Индия, считая себя потомком победителей, как аристократия стоит за свои прерогативы и не хочет их терять.
   Ж[ардин], как и У[ордсворт], не без удовольствия смотрит на развитие политических идей у туземцев.
   При разговоре о Бирме обратил мое внимание на брахманов в Мандалае 373.
   2-го января 1886 г. Калькутта. Шестьдесят часов езды от Бомбая. Дорога утомительная до крайности. Ехал сначала вчетвером с какими-то двумя англичанами и бенгальцем. Последний оказался Банаржей, т.е. председателем бомбайского собора 374. Мы разговорились с ним на другой день. Я спросил, какого практического результата они ожидают от конференции.
   "Развитие национального чувства в Индии, объединение индийцев". Он указал на то, что в собор собрались люди с разных концов Индии.
   Л.Р. Черчилль обещал действительно парламентское следствие 375. Но индусы ему не верят. Дефферина 376 не любят. Он слишком занят внешнею политикою.
   На другой день в купе забрались еще два туземца. Один из них мусульманин, другой индус - по касте кхатри 377, по профессии pleader (ходатай по делам (англ.)).
   Всю дорогу они говорили между собою по-английски, но оба говорили плохо. Мусульманин был купец, торговавший с Иеддою 378. Я заговорил с ним о путниках из Средней Азии. Он видел нескольких из Бухары. Самарканд считал подвластным Китаю. О России ни малейшего понятия. Но pleader читал о России. Знает, что это страна деспотическая. Англичане говорят, Россия дома несправедлива к своим подданным, может ли это правительство быть справедливым к иноземцам. Слыхал, что в Индии русских шпионов много. О бомбайском соборе оба ничего не слышали. Pleader читал в газетах.
   2-го января. Видел М. W. 379. Встретил любезно. Разговор был по-русски, не был интересен.
   В Мандалай вряд ли попаду. Около Рангуна попадаются разбойники.
   Был у Tawney 380. Встретил радушно. Посылал к Hoernle 381. Боясь жары, отклонил посещение. Всюду надавали рекомендательных писем.
   3-го января. М. W. вчера объяснял появление разбойников в Бирме распущенней войск бирманских. Выходило так, что разбойничают солдаты.
   Сегодня был у Ware Edgar 382. Разговор о буддизме. Не интересен. Показывал свое собрание буддийских изображений.
   4-го января. Был в Музее, оттуда в Азиатское общество 383. В Музее видел Бхархутские барельефы и колонны 384.
   В библиотеке Аз[иатского] общ[ества] не достал тех книг, которых нужно было. О Бирме вообще у них немного в библиотеке.
   Из Аз[иатского] общ[ества] отправился в Скр. коллегию 385; хотел видеть принципала и не застал его там.
   Обедал в клубе с W. Edgar. Разговор был о религии. Буддизм он плохо знает, но, очевидно, много размышлял о религии. Он сделал одно, по моему мнению, верное замечание. Религия в начале своего развития необходимо должна иметь "Учителя" - человека, который своею жизнью импонировал, влиял бы на фантазию, на убеждения людей.
   Может быть, он и не то хотел сказать, во всяком случае написанное выше - не его слова, но так я его понял, и это мне кажется верным, в особенности относительно Индии.
   Во время нашего разговора он заметил, что, по его мнению, новая мировая религия должна зародиться или в Индии, или в России.
   Я спросил его, почему он полагает, что в России? Он замялся. Из дальнейшего разговора выяснилось, однакоже, почему. Мы менее культурны. Это так, но политические идеи и у нас начинают усиливаться. А там, где эта злоба дня овладевает умами, там нет уже места для религиозных стремлений.
   5 января. Сейчас у меня был Mahesa Chandra Nyaya-ratna 386. Посидел около часу. Разговор был разнообразный.
   Народ ропщет на то, что афганские дела поглощают слишком много денег 387. Новый подоходный налог возбудит сильное недовольство среди всех слоев населения, тем более, что этим деньгам может быть одно назначение: они пойдут на усиление пограничной защиты.
   К Бомбайской конференции 388 относится равнодушно. О Банаржи рассказывает, что плохо говорит по-бенгальски, жену и сына посылал в Лондон воспитываться на английский образец. Стал совершенным англичанином.
   Бенгальское влияние сильно усилилось за последние годы: бенгальцы всюду в Индии не только на британской службе, но занимают высокие посты во владениях независимых князей: он называл Кашмир, Жейпур 389 и низама. У низама министром народного просвещения - Нила Канта Чаттержи 390. Жаловался на упадок знания санскрита. Молодежь не хочет изучать скр., предпочитает английский язык. Занятие скр. не поощряется ни правительством, ни частными лицами. Шалы 391 уменьшаются. В Индии их не более десяти. Западное образование денационализирует бенгальцев.
   И именно эти люди являются теперь носителями новой национальной идеи. Они толкуют об our dear old India (наша добрая старая Индия (англ.)), они, забывшие и родной язык, и родную старину, и мечтающие о западных формах правления, о представительстве. Какой вздор пишет Ind. Mirror 392 о значении английского языка для Индии!
   Бенгальские туземные газеты, по словам М.Ch.N., все враждебны правительству.
   Обедал в клубе с Ware Edgar; говорили о конгрессе 393. Hume 394 сочинил конгресс. Это его идея.
   После обеда Hensman, редактор Pioneer 395, подсел к нам.
   Говорили о Бирме. Н. только что вернулся из Бирмы. Дакойты 396 - это дело полиции, а не войска.
   Мадрасская армия не годится в действие 397.
   Сэр Ч. Мак-Грегор и генерал Роберте 398 полагают, что афганские трудности решатся только занятием или, вернее, разделом Афганистана между Россией и Англией. Мы должны занять страну по сю сторону Гиндукуша и Герат; остальное на долю Англии.
   6-го января. На пароходе Pemba. Стоит на якоре у Diamond Harbour 399. Вечер прохладный и приятный. В каюте у меня пока еще никого нет. Вчера в клубе был очень интересный разговор. Жалко, что он затянулся долго, и я не успел осмотреть коллекции W. Edgar'a.
   Мадрасская армия, по словам Н., зажилась в барраках. Эта армия, имеющая боевое и славное прошлое, в настоящее время совершенно не воинственна. Она не могла внушить страх даже бирманцам. Бирманцы чувствовали некоторый страх только перед белыми солдатами. Перед ними они бежали.
   Солдаты Мадрасской армии вырастают в казармах, но это не служит им на пользу. Они попадают в ряды, зачастую будучи физически неспособными. Отец-солдат приводит сына в рекруты. Его принимают, несмотря на то, что физически он не развит, из уважения к просьбам и настояниям отца, а подчас и деда. Тот и другой служили в том же полку. В казармах солдаты живут семьями, т.е. не только жена и дети, но подчас боковые и старые родственники находят убежище в казармах.
   Английский солдат в Индии сильно избалован, за него все делает прислуга. У кавалериста есть даже конюх. В Кабульской кампании 400 число camp-followers (лагерной прислуги (англ.)) равнялось почти числу солдат; 9 тыс. человек первых на 10 тыс. последних.
   От Сиби 20 м. ж. д. было разрушено по приказанию либерального министерства. Факт отрицался в парламенте. Н. уверяет, что знает людей, которые строили и ездили по дороге.
   В Симле об этой дороге и ее судьбе говорилось на публичной лекции. Но свидетельство не попало в печать.
   В Бирме, в Мандалае, между Слэденом и генералом Прендергастом 401, кажется, нелады.
   Туземцы-либералы, по словам W. Edgar'a, не любят сэра А. Лейоля 402; он сам более сочувствует индусам-староверам 403, что доказывает его последняя статья.
   Сегодня не было еще 11 часов, а я уже забрался на пароход. Что за шум и гам кулиев 404.
   Пароход значительно менее судов Р.&О. 405 и со значительно меньшими удобствами. Еда скверная.
   В 12 1/2 мы пустились в путь. Берега Хугли очень красивы.
   После luncheon'a (второго завтрака (англ.)) я ушел в каюту, стал читать и заснул. Проспал до четырех.
   Около 6 часов Pemba бросила якорь на Diamond Harbour. Сегодня пока еще сносно. Что-то будет завтра.
   7 января. Всю ночь стояли у Diamond Harbour. Около 12 1/2 Pemba двинулась.
   Счастье мне везло: в каюту никто не явился.
   Общество на пароходе очень вульгарное: какие-то странствующие актеры, отправляющиеся в Рангун.
   Тоже цивилизаторы! Им место в стране, преданной грабежу и разбою.
   10 января. Рангун. Часов в шесть показались берега Ирравади и завиделись верхушки пагод Рангунской и Сириамской 406. Берега плоские и покрыты лесом.
   Рангуна достигли около 10 часов.
   Остановился в Jardon's Hotel. Ездил в Shwe dagon с двумя спутниками по пароходу.
   У пагоды видел индусов, приносящих дары. У Минхла 407 сегодня в отеле рассказывали - мадрасские солдаты не хотели сражаться. Этим объясняется большая потеря в офицерах. Тоже рассказывал H[ensman] в Калькутте. Ждут голода. Рис порезали.
   Объявлено от полиции, туземцам запрещено без фонарей выходить после 9 часов из дому.
   11 января. Сегодня понедельник. Встал в 5 1/2 и не мог достать гхари 408.
   Пешком разносил письма, был у Саймса и у Биганде 409. О политике разговора не было и вообще разговор был незначительный. Биганде говорил о монахах то же, что высказывал в печати.
   Гхари достал и вернулся домой.
   Рангун выстроен очень правильно: улицы, или pahia, обсаженные деревами. Но жара невыносимая.
   12 января. Вчера вечером был у Форххаммера и Mr. Gray 410. Оба здешние ученые. Особенно Ф. славится между англичанами как археолог и знаток языка пали. Он мне показывал свои фотографии с араканских надписей 411. Упомянул об одной надписи in Asoka character 412. Надпись оказалась начертанною азбукою kutila 413 и состояла из одной формулы ye dharma hetu etc 414.
   Говорил, что здесь легко можно достать рукописи.
   Перед тем был у Gray'a в Rangoon Coll 415. Разговор был незначительный. Он издает Our Monthly. Вчера Биганде сделал одно верное замечание. Буддизм держится монахами.
   Я подъехал к Ф. и послал свою карточку. Вышла жена с извинениями: "Муж-де очень занят, не может принять".
   Меня это взбесило, потому что я видел мужа, стоящим в нескольких шагах от меня.
   Признаюсь, был rude to the lady (груб с дамой (англ.)). Тогда выскочил муж с извинениями, он не хотел мне, изволите видеть, показываться в том наряде, в котором играл в lawn tennis (лаун-теннис (англ.)); все обошлось мирно. Сначала я было пытался не подниматься к нему; но он упросил.
   Интересного разговора не было. Он глуп.
   Сегодня был в St.John's College у д-ра. Маркса 416. Обедаю у него сегодня же.
   Оттуда поехал в Bernard's Library 417. О Бирме книг очень мало; ничего не нашел для себя интересного.
   В Rangoon College познакомился с Gilbert'ом - principal'ом 418. Водил по классам. В классе английского языка слышал чтение: китайцы, талаины, карены 419 читали очень хорошо по-английски, произношение очень хорошее; учились около трех лет у английских учителей. В классе пали отличался учитель и во всем блеске показал свое бирманское произношение.
   Normal School (Педагогическое училище (англ.)) не видел, хотя она меня всего более интересовала; в ней готовят учителей для монастырских школ.
   Я спросил Ж., как нужно считать дакойтов: разбойниками или патриотами? Ни то, ни другое, отвечал он. Дакойты это те, кто жили от щедрот бирманских царей; источник благ иссяк по милости англичан, и вот они пошли добывать себе средства к жизни.
   У Маркса за обедом разговор о дакойтах. Если верить ему, дакойты созданы англичанами, их нераспорядительностью, отсутствием всякой определенности в политике относительно Бирмы.
   Захватили Тзи-бау 420, привезли в Рангун и не знали, куда девать. Он прожил на пароходе целую неделю. Распустили войско и наполовину обезоружили его. У этого сброда нет никаких средств к жизни; разбойники по природе, они взялись за грабеж как за самое легкое ремесло.
   Бирманцы в недоумении и не знают, навсегда ли они присоединены к британским владениям, или же вернутся к своим царям, и, помня 23 [-й] год 421, боятся явно стать на сторону англичан.
   Они не принимают участия в грабежах, потому что не ведают своей участи и не хотят быть присоединенными к британским владениям.
   Монахи? Да это не настоящие. Это bad characters (темные личности, преступный элемент (англ.)), облекшиеся в желтые ризы,- патриотизма нет в этом движении.
   Больше энергии и решительности - и дакойты были бы уничтожены.
   У Маркса в школе двоюродный брат Тзи-бау.
   Маркс учил Тзи-бау и долго жил при дворе отца 422. Раз король присылает за ним и спрашивает, слышал ли он важную новость. М. отвечает, что нет; тогда король объявляет ему, что русские завоевали Индию и в доказательство показывает один из тех памфлетов вроде Darkling battle ("Битва во мраке" (англ.)), которые заходят в Бирму. Король рассердился, когда его разубедили в правдивости литературного произведения.
   Во всех миссионерских школах Библия всеми учениками читается, все ученики ходят в церковь и распевают гимны. Маркс наивно уверен, что он, подкапываясь под буддизм, готовит почву христианству. "Я не миссионер, - говорил он, - моя работа подземная".
   13 января. Туземцы о дакойтах думают иначе. По их мнению, во главе движения стоят претенденты на престол, бирманские принцы, которых много. Среди дакойтов не все разбойники, есть и патриоты. Далеко не все желают присоединения к Британской империи. Люди верующие не желают присоединения, потому что думают, буддизму пришел конец. И они, конечно, правы. Туземцы в северной Бирме вовсе не завидуют положению индийцев. А с присоединением им грозит та же участь.
   Сегодня в 8 часов утра приехал в монастырь У Бая Тоя 423. Настоятель называется U kosalla kyaung daik. В этом монастыре шесть монахов и в школе двадцать мальчиков. Учение состоит в чтении палийских текстов с бирманским переводом. Все мирское не изучается. Весьма немного обращается внимания на арифметику, орфографию и бирманскую поэзию. Священной географии мальчиков не учат, а потому они не знают, где Буддха-Гая 424, где Цейлон и т.д. Сам настоятель был в Бихаре, и в монастыре находится отпрыск св. Древа 425 оттуда. В монастыре хорошая библиотека и очень аккуратно составленный список книгам. Я видел только Rfipasiddhi с переводом (бирманским) и тикою 426. Разговор был главным образом о школе. В школе пребывают разное время. Учение начинается с азбуки, затем читаются 427 Сандхикаппа, Махамангала, Дхаммапада, Лока-нити. На изучение Махамангала употребляется десять дней, т.е. мальчик затверживает текст наизусть. И знает обыкновенно его твердо. Я сам был свидетелем того, как бойко и без запинки он может проговорить текст; затем приступают к объяснению, и точно так же затверживается бирманский перевод в продолжение стольких же дней. Остальные тексты изучаются в продолжение большего числа дней. Я подозреваю, что их совсем не изучают. С жизнью Буддхы знакомятся по книге, переведенной епископом Биганде.
   Я спросил, участвуют ли монахи при похоронах? И пока мог выяснить только следующее: во время похорон они читают 428 Pancasila и Тисаранагамана.
   После семи дней они приглашаются в дом покойника и читают при этом 429: Abhinda (?) из Кхуддака и Anamatagga из Саныотта-н, Тирокудда из Кхуддака, отрывки из Петаваттху.
   Жильберт приезжал приглашать обедать. Страшный болтун и вульгарен в манерах. Толкует о своей системе воспитания: вся задача главным образом сводится к тому, чтобы мальчики не были conceited (самодовольны, тщеславны (англ.)), не походили на бенгальских бабу, не ждали, что правительство, воспитав их, обязано давать им места.
   Затем у меня был Сайме. Разговор пустой.
   Но какая прелесть эта молитва о даровании победы британским войскам - молитва, которую распевали, вероятно, мальчики-бирманцы в школе Маркса. И это не идолопоклонство? Маркс такой же болтун, как и Жильберт.
   Все англичане консервативного образа мыслей не довольны действиями правительства и распоряжениями Бернара 430. Маркс вчера жаловался, что отсутствие правительственных известий порождает в городе массу слухов.
   В отеле сегодня говорили, что в Мандалае, вернее за городом, убили еще двух европейцев. Одного хотели распинать. Опять слухи! Один сострадательный англичанин убеждал меня не ездить в Мандалай. Быть в Риме и не видеть папы!
   Обедал у Форххаммера. Разговор был о рукописях и бирманских древностях. Важных открытий он не сделал, но некоторые подробности интересны и, конечно, не без значения для истории буддизма в этих странах.
   Буддизм и здесь в агонии. Он борется сильно, но теряет под собою почву. С христианством он мог бы еще мирно ужиться, но его добьет западная культура и неверие.
   Что знает народ из своей веры? В школах монастырских он узнает обрывки, в жизни видит грубое суеверие. Но суеверие, раз разрушенное западною культурою, подорвет кредит и нравственного учения.
   И в Бирме скоро народится такая интеллигенция, как индийская. И к лучшему ли в этом лучшем из миров?
   У-косолла 431, в монастыре которого я был, паломничал в Индию, молился в Буддха-Гае. Он показывал мне фотографию Гондхолы 432 в новом, т.е. обновленном виде. От старого осталось очень мало.
   14 января. Сегодня был в Normal School. Учеников всего шестьдесят. Здесь приготовляются учителя для монастырских школ. Это та лаборатория, в которой изготовляются средства, разлагающие буддизм и старую азиатскую культуру. Ученики не изучают английского языка, занимаются следующими предметами: арифметика, алгебра, геометрия и т.д., история Индии, география, история Англии и Бирмы.
   Монахи не желают иметь в своих монастырях учителей из каренов. Они мнят, что, не допуская христиан 433 в свою среду, они как бы застраховывают свою паству от вредного влияния.
   Завтракал у д-ра Маркса.
   Из Мандалая слухи тревожные.
   Был сегодня в казначействе, разменял ассигнацию в т[ысячу] R[upees].
   Был сейчас у Mg. Hpo Hmyin 434. В Мандалае царит паника. Страна в полном разорении. Бирманцы вовсе не желают присоединения. Они боятся англичан, боятся насилий, боятся уничтожения веры. За судьбы буддизма в особенности страшатся монахи.
   Дакойты, конечно, разбойники. Главным образом это бывшие солдаты Тзи-бау. Когда царя пленили, многие из них пришли и выдали свое оружие. Другие не сдали свое оружие. Вот эти другие и дают себя знать.
   Буддизм не в упадке, по мнению просвещенного бирманца, но изучение пали в упадке.
   Тзи-бау вовсе не так черен, как его размалевывают англичане.
   14 января. Обедал у Жильберта. Обед хороший, но разговор пустой. Перед обедом показывал мне бирманские золотые изделия. Очень изящны. После обеда за сигарами и кларетом Ф. расхвастался о своих пруссах, пока я его не оборвал. Мне его жалко, а он-то был ко мне так добр. Какой у меня скверный нрав.
   Маркс говорит, что в Лондоне знают о Верхней Бирме больше, нежели в Рангуне. Ж. с ним не в ладах. Он несколько вульгарен, но, кажется, добряк. Приглашал остановиться у него на возвратном пути из Мандалая.
   15 января. Был у Биганде. Буддизм не в упадке; не в упадке и изучение пали. Бирманцы читают мало и знают только то, что необходимо для совершения обычных обрядов. Но этого они не оставляют.
   О Moung Hpo Hmyin отозвался равнодушно. О Марксе очевидно с недоброжелательством. Тзи-бау был в школе Маркса не более 20 раз. Он не злой человек; все ужасы и безобразные жестокости творила Су-пайлат 435. Он попускал и уже поэтому виноват.
   Не желают присоединения только чиновники, а не народ, который ненавидит чиновников. Монахи рады присоединению. В развитии дакойтов виновато правительство английское, его колеблющаяся политика.
   Бернар хороший администратор.
   16 января. Проме 436. Поезд пришел сюда часов в шесть утра.
   Положение города очень красивое. Кругом холмы, покрытые тропическою растительностью. Кругом все так хорошо, но зато в Dak-bungalow - все мерзко: пыль и грязь!
   Сейчас пишу письма. Майору Александеру. Он здесь Deputy Comm[issioner] 437.
   В три часа отправился в Шве-зан-дау 438, т.е. к ступе золотого волоса. Ступа выстроена на холме, окружена массою различных построек. В некоторых местах стоят столбы с надписями, т.е. на них изображены буквами день и животное - символ этого дня. Это как бы указание для того, кто родился в этот день: здесь он должен молиться и приносить жертву, иначе цветы и проч.
   Кругом ступы несколько монастырей, и в каждом монастыре есть школа. Я был в двух, и в обеих меня приняли недружелюбно, а в последней более нежели прохладно.
   Странное впечатление производят эти школы: в середине сидит монах, шьет желтую ризу, кругом на цыновках расположились мальчики с черными досками, на которых написано несколько фраз из Мангаласутры 439. Читают громко нараспев, не понимая содержания.
   В Мо-за-кьяунге мне показали каталог, но не книги, и были любезнее, нежели в следующем монастыре, где старый монах решительно не хотел говорить.
   Маунг Нью 440 говорит, что старые монахи решительно ненавидят англичан и не терпят вмешательства правительства в дела школы.
   В первом монастыре учеников было не более шести, и они читают те же самые сутры 441, что и в Рангуне. Эти сутры затверживаются наизусть и произносятся перед ступами.
   Маунг Нью живет в Rangoon College. Жаловался на пищу, А Гильберт так хвастался своею распорядительностью.
   Во втором монастыре монаху кто-то прислал приношения. Монах решительно олицетворение Гаудамы 442: ему отдается то же внешнее почтение, что и Гаудаме. Перед ним преклоняются, падают ниц, а он даже не отвечает на поклон. Присланное приношение сердитому монаху состояло из фруктов и цветов.
   Оттуда я отправился на базар, но он был заперт. Public Garden (Городской сад (англ.)) очень чисто содержится, но очень не велик. Здесь стоит большая статуя Будды из кирпича, покрытая чуннамом 443. Проме очень красивый городок и полон ступ и монастырей.
   В Проме, в дак-бангалоу ко мне пристал какой-то плантатор с политическим разговором: речь, конечно, шла о России и ее намерениях относительно Индии. "Мы в Индии, хвастал он, желаем прихода русских в Индию, ни один из них не вернется назад, и этим порешится вопрос".
   Это, конечно, уродливое выражение мнения Индии неофициальной, той Индии, которая составляет прямую противоположность Индии радикальной. Но, несомненно, близость схватки с Россией чувствуется в воздухе. И Деффирин намекал на это в своей речи.
   Но буддийские школы, то, что я видел,- печальное явление, и где же им устоять против плохих европейских. А тут еще спрос на английский язык. Сколько веры нужно иметь, чтобы устоять против этого соблазна! О научном изучении литературы у бирманца, конечно, и речи не может быть!
   17 января. Шве-доун 444, говорят, в десяти милях от Проме. Я ехал туда менее двух часов по дороге вдоль Ирравади. Местность очень живописная, и в этот день было даже в девять часов прохладно. Вообще в Проме гораздо прохладнее, нежели в Рангуне, и лунные ночи полны чарующей прелести.
   Моим первым визитом было посещение Мунинды, или У-гьянга. Монах славится своею ученостью. Он автор девяти различных сочинений 445: Jinatthapakasini, Bhajjamvilasini, Manora-thapurani, Pancabyakarana, Vimaticchedani, Niroddhamaggadesani, Veyyakarana, Kavisaratikanissaya и Gandhavamsa.
   Любопытно его мнение о царе Тзи-бау. Он жалел о судьбе царя, но не знал, где царь находится. Восхвалял начитанность царя. Уверял, что жестокости производились министрами от его имени, а царь в них не виновен.
   У этого монаха две школы. В одной десять мальчиков читают то же, что и в других школах. В другой 12 монахов (упасампанна 446). Они изучают Абхидхамматтха-vibhavanl 447. Перед тем читали 448 Пратимокшу, Кхуддасиккху, Kankhavitarani. Изучение этих книг продолжалось пять месяцев.
   Петаваттху действительно читается в доме покойника, т.е. выборки из этой книги: напр[имер] начало khettupama arahanto... 449
   Перевоз Тзи-бау из Мандалая в Рангун обошелся необыкновенно дорого правительству, именно, на пароходе за одну еду заплачено пять тысяч рупий. Столько же истрачено на пути из Рангуна в Мадрас.
   17 января. Сегодня понедельник и неделя начинается неудачно. Утром отправился в Сарикхета 450. И не нашел старого Проме.
   Маунг Нью оказался ниже всякой критики. Завел меня в какой-то лес. Мы проблуждали более часу и вернулись, не видев признака развалин.
   Затем отправился на базар, и здесь была неудача. Все, что попадалось на глаза, было европейского и даже английского происхождения. Туземные произведения, лаковые коробочки да деревянные грибки были не местного производства, из Пагана 451.
   Монастырь Мунинды носит название Say-Hlot Troya daw kyoung.
   Мунинда старейший монах. Всех монахов в этом месте не более двенадцати.
   Проме расположен вдоль Ирравади. Здесь есть клуб. Англичанам нужны эти институты; они напоминают home! (родной очаг, родину (англ.))
   По утрам здесь бывает очень прохладно. Ничего нет подобного рангунской жаре и москитам.
   Сегодня в 7 часов вечера перебрался на пароход Ду-вун. Каюты первого класса очень удобны и просторны.
   Эти дак-бангалоу - решительное наказание. Грязь страшная, и цены ужасные. Постельное белье в ночь Re 1. А белье состоит из одной простыни, даже одеяла не дают. Еда скверная и дорогая; обед стоит Rs. 1-8 (1 рупия 8 анна), завтрак Re 1. Со всем этим можно было бы примириться, если бы помещение было хотя бы несколько почище.
   Вечером перед отъездом был в монастыре Thum that. Монах У-мхе встретил очень любезно, протянул руку.
   Я спросил, сколько в монастыре монахов. В настоящее время в 11 квунах 452 не более тринадцати человек. Они теперь в разброде.
   Покуда я сидел перед святым отцом, я заметил, что он все шепчет и перебирает пальцами четки. Я спросил, что он читает. Он любезно удовлетворил моему любопытству и повторил слова. То была sakhyadhamma... 453 Он записал их в мой карне (записную книжку).
   Одно начало было только сносно правильно. Очевидно, монах ничего не понимал из того, что читал. По поводу моего произношения зашла речь о Цейлоне. У него в монастыре стоял какой-то монах из Цейлона. Я спросил монаха, слышал ли он о Субхути и Сумангала 454. Он слышал эти имена и рассказал при этом, что индийский царь из Симлы прислал Субхути много буддийских книг. Географические познания монаха не из обширных. Но ведь их и не учат географии, даже священной. Сидит себе такой монах, и дальше повторения непонятных ему слов его разум не идет. У него и дела нет другого.
   19 января. На пароходе Ду-вун. Плывем по Ирравади. Что за прелесть берега, то плоские, то гористые. Кущи пальм и среди них белые ступы. По реке сильное движение и вверх и вниз.
   Навстречу дует такой сильный ветер, что я счел нужным переменить мой тропический костюм.
   Кругом такая красота, что и писать не хочется. Чем выше, тем живописнее... День ясный и такая прохлада; забываешь даже, что находишься у самых тропиков.
   Мне все кажется, что я на Волге, и эти деревушки - русские-поселки, и htis 455 - православных храмов золоченые макушки... А река величественна. Тихо катит свои волны.
   Сдается, что пишу глупости под впечатлением чудной природы, прохлады и здоровья.
   20 января. Бросили якорь у Тхает-мьо 456 и простояли с полчаса. На берегу было очень жарко: прямо перед пароходом, на плоту бирманские лэди купались, не снимая своих юбочек, но вполне обнажив верхнюю часть тела. Тут же рядом почти совсем голые кули таскали дрова на пароход. Солнце палило... Но вот пароход снялся с якоря и двинулся опять вверх, и опять прохлада, и снова по обоим берегам в чарующих кущах пальм и в густой листве бананов деревушки, и с ними непременно ступы, то белые с золотыми маковками, то небеленые кирпичные красные... И какая масса ступ и монастырей по обоим берегам...
   И так во весь день, к вечеру бросили якорь у Минхла, где простояли целую ночь.
   За обедом у капитана был гость, командир 2-го бенгальского полка. Разговор, естественно, заходил о дакойтах. Но здесь о них и их движениях знают меньше, нежели в Рангуне. В Минхле стоит не более 150 человек, остальные люди расставлены небольшими эшелонами вдоль берега к северу. Смелость дакойтов, по мнению полковника, объясняется британским недостатком предусмотрительности.
   Говорили о деле при Минхла 457 - единственном деле в прошлую войну, когда так позорно отличились мадрасские полки. О последнем, конечно, не упоминалось.
   Утром в 6 часов снялись с якоря и поплыли дальше, и было так же холодно, как вчера. Река здесь еще значительнее обмелела. И опять пошли такие же картины по обоим берегам, как вчера: снова золоченые htis ступ, домики на сваях и обилие тропической растительности... И чуден здесь божий мир! Смотришь кругом и начинаешь разуметь, зачем сюда забрался западный человек. Ведь кругом золотое дно.
   21 января. Вчера на заре, т.е. часов в шесть утра, вышли из Минхла и в 11 часов бросили якорь у Ye-nang-gyoung 458.
   Место сравнительно с тем, что видели перед тем, не особенно красиво.
   Стояли здесь минут десять.
   Затем останавливались минут на пять в 2 часа у Sin-pyoo-goon 459.
   Плыли все между низких берегов, среди множества отмелей. Но к вечеру, около 5 часов, на левом берегу показались горы. И вчера во весь путь на том и другом берегу виднелись студы и деревни, деревушки и тоже роскошная растительность.
   Через час завиднелся старый Паган на низком восточном берегу; вдали высились холмы.
   Раскрылась блестящая панорама ступ и храмов, освещенная полной луной. Поистине картина величественная!
   Совсем стемнело, когда мы бросили якорь у Nyang-goo 460, где простояли ночь.
   На утро, опять на рассвете снялись и поплыли далее. Останавливались на короткое время у Pakokko 461. На пути видели крест казни.
   Опять низкие берега и масса отмелей.
   21 января. Мандалай. Сегодня не было еще девяти часов, как подошли сюда и бросили якорь. Города не видно. Немощеная дорога производит жалкое впечатление. Жара сильная, и при малейшем дуновении ветра поднимаются клубы пыли песчаной.
   Город отстоит отсюда мили две-три. Но пока я не имею возможности добраться туда. Послал своих слуг за волами. Идти пешком в эту палящую жару решительно невозможно.
   Левый берег прямо против города живописен. Он весь в зелени, и среди зелени виднеются верхушки белых ступ.
   Сейчас пришел Субрахмана 462 и объявил, что нет никакой гхари. Но гхари нашлась через несколько времени, и я отправился в столицу низложенного царя.
   Дорога во дворец, говорят - из лучших, не может быть описана. У меня нет слов передать и перечесть все толчки, которые я перенес на этом пути. Но в одном месте я заметил начало постройки tram-way (трамвай (англ.); здесь - конка). Западная культура уже воцаряется здесь, несмотря на дакойтов.
   Слэден очень скоро сбыл меня с рук в отель, где за R. 4 в день я нашел отвратительное помещение, грязь и пыль неописуемые. Но есть, по крайней мере, пристанище. В отеле слышал множество рассказов о дакойтах. Говорят, вечером небезопасно выходить. Кто эти дакойты? Ответ один: солдаты низложенного царя, которым он не платил и которых не кормил. Но они теперь исправно режут европейцев. Говорят, присоединения желают только классы состоятельные. Народ не хочет и не понимает, что такое присоединение. Сельское население полагает, что оно будет обращено в рабов. Оно не верит, так же как и большинство мандалайского населения, что Тзи-бау увезен в Мадрас. Они уверены в противоположном, что царь попрежнему во дворце. Но боятся ходить туда, боятся английских солдат. Солдаты вели себя отвратительно первые дни, напились и на базарах гонялись за бирманскими девками. Некоторые валялись по несколько часов на улицах. Впечатление было мерзкое и сильное на туземное население.
   Власти ловят и расстреливают дакойтов по несколько человек в день. Тела расстрелянных носятся по улицам ради застращиванья населения. Но население остается равнодушным к этой выставке, а дакойты, улыбаясь, идут на казнь, покуривая свои сигары.
   Между дакойтами есть и шаны 463, но немного их. Но неустроенное или разоренное состояние страны препятствует движению шанских караванов, отсюда полный застой в торговле. А страна благодатная и богатая - здесь фунт говядины стоит один пенс, а пони можно купить за Rs. 10.
   Бирманская пшеница выше по достоинству индийской. Здесь и уголь, и лес; о лесе нечего говорить. Страны на восток и запад от Ирравади им богаты. Все это и многое другое привлекло сюда англичан. Но они не умели взяться за дело и привели страну в полное разорение. Здесь европейцы жили в большой безопасности месяцев шесть тому назад. Вместе с приходом англичан в городе перерезали массу поросят, т.е. городских золотарей 464.
   У Мандалая река в сентябре имеет 4 мили в ширину и поднимается против теперешнего на 28 ф[утов].
   Местность кругом очень красивая, особенно около Сагаина 465. Мы были здесь сегодня утром. Место это напротив Ава 466. Здесь был убит дакойтом полковник Симпсон 467. Случилось это дней десять тому назад.
   21 января. Мы останавливались у многих мест, но до Сагаина все-таки не успели добраться.
   Останавливались в тех местах, где расположены английские войска.
   Стояли несколько минут у Myin Gyan 468, где масса ступ, и на пристани было много народу. Здесь мы простояли несколько минут.
   Отсюда низкие плоские берега и пейзаж довольно однообразный. Около 5 часов, около деревни Чо-ти-лон пассажир новый, какой-то бирманец, привез весть, что на деревню напала сотня дакойтов, и весь народ убежал оттуда. Ночь простояли у Сагаина, не подходя к пристани.
   На утро мы увидели несколько судов и пароходов потопленных. Бирманский король хотел преградить путь к своей столице. Весь западный берег, на котором расположен Сагаин, необыкновенно живописен, как кажется, густо заселен. В этом месте по горам виднеются ступы в обилии.
   Не было 9 часов, как мы подошли к Мандалаю.
   Восточный берег в этом месте представляет прямую противоположность западному: он низок и лишен зелени, по крайней мере в том месте, где останавливаются пароходы. Несколько пароходо

Другие авторы
  • Кушнер Борис Анисимович
  • Харрис Джоэль Чандлер
  • Алтаев Ал.
  • Некрасов Н. А.
  • Кутлубицкий Николай Осипович
  • Апулей
  • Оберучев Константин Михайлович
  • Краснов Петр Николаевич
  • Карелин Владимир Александрович
  • Амосов Антон Александрович
  • Другие произведения
  • Вяземский Петр Андреевич - Московское семейство старого быта.
  • Одоевский Владимир Федорович - Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук о кухонном искусстве
  • Соловьев Владимир Сергеевич - Особое чествование Пушкина
  • Неизвестные Авторы - Следствия худого воспитания
  • Решетников Федор Михайлович - С. Залыгин. О Федоре Михайловиче Решетникове
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич - В Светлую ночь...
  • Романов Пантелеймон Сергеевич - Терпеливый народ
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Волга
  • Красов Василий Иванович - Красов В. И.: Биобиблиографическая справка
  • Курочкин Николай Степанович - Курочкин Н. С.: Биобиблиографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 439 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа