Главная » Книги

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина, Страница 2

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

с 1896 г., - после ознакомления П. В. Веригина с нелегальными сочинениямн Л. Н. Толстого и в особенностн с "Царством Божиим внутрн вас" - поступки духоборцев, - согласно желания их
  
   XXIV
  
   сказать легальной части идей Льва Николаевича относятся вопросы вегетарианства, трезвости, некурения, полового воздержания, уменьшение потребностей, служение другим людям, непротивление злу насилием и т. п.
   Отказ от воинской повинности, как тех, кто уже служил в полках, так и новобранцев, сожжение оружия, возврат местному начальству ополченских билетов - все это произошло по самостоятельному духоборческому почину, главное место в котором занимала личная и настойчивая инициатива Петра Васильевича. *) Все эти поступки так прекрасно гармонируют с основой учения старого духоборчества, что достаточно было только одного энергичного толчка, одного серьезного напоминания о "заветах предков", тем более исходнвшего от горячо всеми любимого, изгнанного руководителя, чтобы все эти слова и призывы облеклись плотью и кровью, чтобы все эти желания в короткое время были бы приведены в исполнение. Надо, кроме того, не забывать, что почва к идейному движению, направленному, в конце концов, несомненно против русского правительства была достаточно подготовлена всей предшествующей борьбой духоборцев с кавказскими властями за "Сиротский дом". **)
   Вегетарианство "постнической" партии духоборцев возникло, несомненно, по предложению Петра Васильевича, практические выводы философии которого, - как увидит читатель ниже, - направлены к уменьшению потребностей и к этическому отношению ко всем вопросам жизни.
   Н. И. Дудченко в своих "воспоминаниях" о жизни
   -----
   руководителя, - выходят из своего прежнего русла и принимают политическую окраску. (Полное непрнзнание русского правительства, отказ от платежа податей и повинностей и пр. и пр.) Вот почему мы считает 1896 год рубежом как в духоборческом движении последнего десятилетия, так и в развитии самого духоборческого учения, в которое с этого времени влились новые элементы.
   *) Например о сожжении оружия см. статью "Из тюрьмы", дневник заключенного А. С. Д. (В "приложении" к предлагаемой книге, стр. 170.)
   **) Об этом подробней см. в изданной нами духоборческой рукописи "Разъяснение жизни христиан". ("Материалы к истории и изучению русского сектантства, выпуск 2-ой).
  

XXV

  
   среди духоборцев сообщает, что П. В. Веригин, передавая советы своим братьям еще в конце 1893 г., через вернувшихся от него троих духоборцев, - между прочим, - упоминал о том, что "почти все духоборцы, старые и молодые, мущины и женщины и даже дети, - курят; - не очень это полезно для души, а для тела и совсем вредно... Все духоборцы едят мясо и рыбу. А чтобы есть мясо или рыбу, нужно убить живое существо, - лишить его жизни, а животному его жизнь дорога, как человеку своя". *)
   Это сообщение Н. И. Дудченко как раз совпадает с тем, что сам Петр Васильевич писал Н. Т. Изюмченко из с. Обдорска от 4 января 1896 г., именно: "около трех лет есть времени, - пишет он, - как я не употребляю совсем мяса, не пью вина и не курю табаку... **)
   Сопоставляя эти две выписки мы видим, что "постническая" партия т. е. та половина ***) духоборцев, которая выделилась из "большой" партии, решив строго исполнять все эти "советы" своего руководителя, образовалась несомненно под непосредственным влиянием П. В. Веригина.
   Сожжение оружия, - эта громадная демонстрация против военщины, - и последовавшая за тем немедленная ссылка слишком четырех тысяч духоборцев в грузинские и осетинские аулы, - были именно тем рубежем, за которым собственно и начинается ясно изменяться отношение духоборцев к принципу власти вообще и к русскому правительству в частности. Это изменение практически выразилось прежде всего в полном и всестороннем отрицании какой бы то ни было зависимости духоборческого народа от "русского самодержца и императора". В своих ответах миссионерам и всяким начальникам, своими отказами от вынутия жребия, от уплаты податей, выставления подвод и лошадей и пр. и пр. и пр., - духо-
   -----
   *) См. "отрывок из воспоминаний Н. И. Дудченко", стр. 155. (В "приложении" к настоящему изданию).
   **) См. "семнадцатое письмо", стр. 38.
   ***) Другую половину "большой" партии, сначала было принявшую предложение П. В. Веригина, но потом не выдержавшую искуса, стали называть "мясниками", потому, что они продолжали есть мясо.
  
   XXVI
  
   борцы определенно отделили себя от "верноподданных" русского царя. Духоборческая община в это время жила полной жизнью; все волновались, обсуждали события, ежедневная борьба подогревала чувство; духоборцы все больше и больше усваивали, что такое из себя представляют те люди, которые называют себя русским правительством, русскими властями. Это время, самое живое и самое трогательное по своему энтузиазму, было, по выражению П. В. Веригина, временем высшего "экстаза" закавказских духоборцев, "как бы переход на новый путь жизни." *) И вот именно в эти то дни II. В. Веригин оказал незаменимую услугу своим братьям, доставляя им послание и письма полные инициативы, любви и духовной энергии. В это же время закавказские духоборцы посылали в Обдорск ходока за ходоком, которые, несмотря на всевозможные преграды со стороны местных властей, все-таки добирались до Петра Васильевича, сообщали ему о всем ходе движения и получали от него наставления и советы. **)
   Между другими письмами, у духоборцев - "постников" очень сильно распространено письмо П. В. Веригина, начинающееся словами: "Возлюбленный братец в Господе Иисусе Христе, желаю побеседовать с тобой дорогой братец..." ***) Это письмо большинство духоборцев знает наизусть и считает вместе с псалмом "Из общих взглядов христианской общины всемирного братства",****) - написанным тоже П. В. Веригиным, - одним из самых главнейших, руководящих в настоящее время, произведений из всей "Животной Книги". В 1898 г. я
   -----
   *) См. "девятнадцатое письмо", стр. 50.
   **) Надо заметить, что начиная с 1895 г. закавказские духоборцы начали знакомиться с запрещенными цензурою сочинениями Л. Н. Толстого. Так в конце 1894 г. духоборцы, имевшие свидания со Львом Николаевичем в Москве, увезли с собой некоторые нелегальные издания его сочинений, переданные им П. И. Бирюковым, между которыми было и "Царство Божие". (Об этом подробней см. статью П. И. Бирюкова "мое первое знакомство с духоборцами", напечатанную в "приложении" к этой книге, стр. 162).
   ***) См. "шестое письмо", стр. 12. В тексте кстати оно поставлено вместе с письмами 1895 г. Оно должно стоять под рубрикой 1896 г.
   ****) См. "приложения к тридцать пятому письму", стр. 93.
  
   XXVII
  
   просил духоборца И. П. Обросимова ответить мне на вопрос: "в чем заключается его вера?" Он ответил мне письмом П. В. Веригина "Возлюбленный братец...". На странице 12 предлагаемой книги я сделал именно в этом смысле примечания к интересующему иас письму П. В. Веригина. При дальнейшем рассмотрении этого письма оказалось, что оно почти целиком взято из "Царства Божия внутри вас" Л. Н. Толстого. ²²режде всего евангельские слова: "вы куплены дорогою ценой, не делайтесь рабами человеков" и "познайте истину и истина освободит вас". которые мы находим почти в самом начале письма, - стоят как эпиграфы на книжке "Царство Божия внутри вас." Далее, начиная со слов: "Принимаясь за это великое дело, мы вполне должны сознать и т. д.", до слов: "а более всего на силу Божью, которой должны вручить себя...", - почти буквально выписано тоже из книги "Царство Божие внутри вас". (См. 3 стр. этой книги. Издания Владимира Черткова. Лондон. 1898 г.) Эта выдержка принадлежит известной декларации Гаррисона, опубликованной в 1838 г. в г. Бостоне (Америка) и носившей название: "Провозглашение основ, принятых членами общества, основанного для установления между людьми всеобщего мира". Эта-то "декларация" и приведена Л. Н. Толстым в вышеозначенной его книге.
   Рассматривая далее письмо П. В. Веригина оказалось, что от слов: "христианину обещаться в повиновении людям и т. д.", до слов "Жизнь человеческая заключается..." - есть ни что иное, как буквальная выдержка из той же книги Льва Николаевича. (См. 79 стр., первый: столбец вышецитированного издания).
   Далее, от слов: "христианин может быть подвергнут вечному насилию и т. д.", до слов: "и тем побеждает зло", - взято все целиком из того же сочинения Л. Н. Толстого. (См. "Царство Божие внутри вас", стр. 78, второй столбец того же издания).
   Таким образом, мы видим, что почти все это письмо П. В. Веригина, имевшее для духоборцев большое нравственное значения, взято из знаменитого произведения Л. Н. Толстого. Мы видим, что "декларация" американского деятеля, пройдя через Ясную Поляну, Обдорск и
  
   XXVIII
  
   Закавказье, в конце концов, вернулась обратно, но уже вместе с духоборцами, в Америку, где и послужила одной из основ общественных отношений оригинального народа.
   Письмо это было написано П. В. Веригиным в 1896 г.*) из чего мы видим, что именно в этом году Петр Васильевич не только читал со вниманием главнейшую из книг Льва Николаевича, но даже счел за необходимое воспользоваться ею, для пропаганды и формулировки чисто христианских идей среди своей общины.
   Под влиянием сочинений Л. Н. Толстого, кроме письма "Возлюбленный братец", - П. В. Веригиным было несомненно написано послание к закавказским духоборцам "большой" партии, названиое им: "из общих взглядов общины христиан всемирного братства". **) Это послание резко противоречило всему духу старого духоборчества. Духоборцы, на основании своих псалмов не считали всех людей за равных себе, а всегда были убеждены, что они - "избранный народ". И вот в конце 1896 г. является коренная реформа, которую можно сформулировать словами: "все люди - братья". Слово "духоборец", - за которое в 1817 г. так горячо ратовали таврические духоборцы, говоря, что "не желают они переменять своего духоборческого ***) звания, а утверждают единогласно, что если переменено будет их духоборческое звание, то готовы все, не жалея детей своих и нажитого своего имения, за сохранение духоборческого звания пролить кровь свою, как и прежде проливали до освобождения своего", ****; - теперь
   -----
   *) Т. е. уже после сожжения оружия. В то время, когда духоборцы были уже расселены по аулам грузин и осетин.
   **) На содержание этого послания несомненно оказали влияние, кроме сочинений Л. Н. Толстого, также и популяризации сочинений Дарвина, которые Петр Васильевич читал в это же время. Теория "эволюции" своеобразно изложенная им в 5 и 6 пунктах "общих взглядов", несомненно имела своим основанием это чтение.
   ***) Правительство хотело переименовать духоборцев в "мелитопольских поселенцев".
   ****) См. Арх. дело м. вн. д. 1817 г., N20, стр. 195. (Цитировано по книги О. Новицкого "Духоборцы, их история и вероучение". - стр. 104).
  

XXIX

  
   совершенно изгоняется из употребления одним взмахом пера II. В. Веригина и заменяется словом "христианин".
   Между прочим очень интересно проследить на этом же письме, от 2 сентября 1896 г., тот факт, что Петр Васильевич сам был вполне заранее уверен, что даже такая крайняя и рискованная реформа в жизни духоборцев, как изменение столетием установившегося названия их общины, - всегда будет выполнена беспрекословно его братьями, лишь стоило этого захотеть ему, как руководителю. Действительно в этом письме мы читаем : "Еще, возлюбленные братцы и сестрицы, предлагаю на ваш совет, чтобы нам называться с сего времени "христианской общиной всемирного братства". Слово "духоборец" непонятно для посторонних; мы хотя и вперед будем призывать Дух Господень, чтобы бороться против плотских немощей и греха; а звание "христианская община всемирного братства" будет говорить яснее за то, что мы на всех людей смотрим, как на братьев, по завету Господа Иисуса Христа. С сего времени будем называться во славу Господа и "христианской общиной всемирного братства". Оповестите всех братьев и сестер... Мне переслано из Москвы письмо, присланное из Англии от общества так называемого "церковь братство"... Я в Англию написал ответ... Копию с моего письма при сем прилагаю... Если пожелаете наименоваться тою, как выше сказано, то передайте всем, чтобы в Рождество Христово, после моления считать себя таковыми..." *)
   И так мы видим, что с одной стороны это письмо к закавказским духоборцам написано поздней письма в Англию, - с другой же, - читаем, - что Петр Васильевич говорит своим "братьям" условно: "если пожелаете наименоваться тою и т. д.". Это "если" как будто бы вполне искупает весь тот категорический тон, которым написано письмо. Однако, посмотрим, что именно писал Петр Васильевич в Англию своим друзьям. В этом письме он пишет: "Я сторонник учения Иисуса Христа и живу в ссылке - скоро будет десять лет, за благовествования Духа Истины. До сего время наша община
   -----
   *) См. "письмо тридцать пятое", стр. 92.
  
   XXX
  
   называлась "духоборцами"... Недавно в нашей среде возбудилось движение в пользу к совершенствованию действительной жизни и мы решили наименовать свою общину: "Христианской общиной всемирного братства". О чем с радостью извещаем вас и с любовью считаем братьями" *) Сопоставляя два эти письма не ясно ли мы видим, что Петр Васильевич, - по крайней мере в конце 1896 года, - не сомневался ни на одну минуту в том, что его "совет" может быть не принят или изменен "братьями" его в Закавказье? Не является ли то искупительное "еслн" только формой, внешностыо, под которой скрывается безапеляционная категоричность? Я думаю, что если бы П. В. Веригин, хоть сколько нибудь сомневался бы, что его "совет" может быть не принят, то он обязательно воздержался бы, - раньше получения из Закавказья ответа на свое письмо к "братьям", - писать английским друзьям об этом весьма важном событии в жизни духоборцев, как о факте уже совершившемся. Надо заметить, что духоборцы, - как это видно из вышеприведенной цитаты, - получили одновременно из Обдорска и предложение именоваться "христианской общиной всемирного братства" и копию с письма Петра Васильевича в Англию.
   К этому же времени принадлежит крутой отказ духоборцев от всяких сношений с русским правительством. И если мы сравним, например, ответы духоборцев, которые они дали миссионеру православной церкви г. Скворцову, - с "общнми взглядами христианской общины всемирного братства", то увидим, что все ответы духоборцев соответствовали духу "общих взглядов", а иногда были простым пересказом параграфов из этого произведения П. В. Веригина. Так например, духоборцы говорили Скворцову:
   - Всякую организацию, установленную насилием, почитаем незаконною. **)
   В восьмом пункте "общих взглядов" мы читаем:
   -----
   *) См. "письмо тридцать четвертое", стр. 91. Курсив мой.
   **) См. "Миссионерское Обозрение" (стр. 320), март 1899 г., в статье Скворцова "о переселенческом движении в Америку среди "духоборов-постников"".
  

XXXI

  
   "...Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной". *)
   Мы думаем, что, подобное этому, влияние идей Л. Н. Толстого на П. В. Веригина и, по преимуществу, через него на настроения духоборцев-постников, с 1896 г., - т. е. с того года, когда Петр Васильевич довольно освовательно познакомился с идеями Л. Н. Толстого прямо из его книг, - было весьма и весьма значительно.
   Политический ссыльный Р., ранее живший в с. Обдорске одновременно с П. В. Веригиным, в своих записках, которые мы напечатали в приложении к этой книге, **) - пишет: "...Петр Васильевич говорил мне, что между тем религиозным воззрением, которого придерживались духоборцы до самого последнего времени ***) и ученьем Льва Николаевича Толстого, было очень немного общих точек соприкосновения. Но во время своего переезда по этапу из Шенкурска в Обдорск, Петр Васильевич познакомился с другом Льва Николаевича в Бутырском пересыльном замке... С этих пор, по словам самого молодого духоборческого вождя, он стал пристально знакомиться с миросозерцанием Льва Николаевича, которое он и усвоил себе очень быстро, очень правильно, очень полно и которого стал придерживаться очень последовательно..." ****)
   Факт такого воздействия сочинений Л. Н. Толстого на одно из крупных народно-русских движений последнего десятилетия, подтверждает нам ту несомненную истину, что многие и многие идеи Льва Николаевича бьют кипучим ключем жизни.
   Мы не придерживаемся того мнения, что идея сама по себе, без соотетствующей среды, может двигать людей по пути освобождения от векового насилия и эксплуатации. Наоборот, мы думаем, что всякая общественная идея будет только тогда плодотворна, когда она является выражением существующего уже в действительности же-
   -----
   *) См "приложения к тридцать пятому письму", стр. 94.
   **) См. 201 стр. предлагаемой книги.
   ***) Т. е. до 1895 г., - так как в этом году автор воспоминаний уехал из с. Обдорска.
   ****) См. 209 и 210 стр.
  
   XXXII
  
   лания тех или других масс, желания может быть еще неясно сознанного, может быть еще невысказанного определенно. Признавая, что только тогда та или иная мысль писателя может слиться с плотью и кровью людей, когда в ней есть непосредственная нужда, когда она соответствует их настоятельным и ближайшим интересам, настроению и вообще всему уровню их общественного положения, мы думаем, что мысли Л. Н. Толстого о военщине, о земле, о коммунистическом устройстве жизни, о неподчинении светским и духовным властям, о господствующей религии, о противлении злу не насилием, - только потому и являются столь популярными в народной, крестьянской среде, что они соответствуют тому религиозному, экономическому и общественному положению, в котором находятся сейчас в Россин многие миллионы нашего крестьянства.
   Мы видим, что еще за долго до выступления Л. Н. Толстого, как моралиста, философа, мыслителя и критика современного порядка вещей, - в России, не пережившей еще религиозной реформации, в России задавленной произволом чиновников, податями и военщиной, в России, полной бесправия и глумления над человеческой личнстью, - в недрах народных, в этих неграмотных крестьянских массах, давно уже зародилось большое брожение. Правда оно редко поднималось до поверхности общественной жизни и потому редко обращало на себя внимание городского и интеллигентного общества и, наоборот, постоянно приковывало внимание русского правительства вообще и святейшего синода в особенности. Это движение, совершающееся в нашем крестьянстве, то усиливается, то уменьшается. Начав с критики господствующей государственной церкви, оно постепенно все ближе и ближе подвигается к подробному рассмотрению существующего гражданского порядка. Стригольники, Духоборцы, Молокане, Менониты, Назарены (в Подольской губ.), Гутеры, Шелапуты, Хлысты, Малеванщина, наконец, Штундисты, Баптисты, Штундо-баптисты, Молокано-баптисты, Штундо-толстовцы и просто Толстовцы в народе, - вообще все то, что принято у нас называть не расколом, а сектантством, - все более и более распространяется в про-
  

XXXIII

  
   стом народе. Все эти секты обыкновенно ставят в край угла своей обновленной жизни моральные основы учения Христа. Большинство из них существуют и по ныне. Некоторые же из них признаются русской государственной властью особенно вредными "в церковном и государственном отношениях... последователи которых, отвергая все церковные обряды и таинства, не только не признают никаких властей, но и проповедуют социалистические принципы...", подрывающие "...в корне основные начала православной веры и русской народности..." *)
   Вот именно эти то секты, насчитывающие по оффициальной статистике, сотни тысяч людей и являются наиболее удобным полем для распространения идей Л. Н. Толстого, так как все эти религиозно-евангельско-коммунистические учения русских сектантов несомненно носят в себе те или другие зачатки, - развитые у одних больше у других меньше, - которые достаточно полно рассмотрены и проанализированы во многих сочинениях Льва Николаевича. Мы думаем, что именно в этом и заключается вся та тайна довольно значительного успеха сочинений последних годов Л. Н. Толстого в простом народе, который несомненно имеется в наличности. Сравнительно же незначительный успех и отрицательное отношение к идеям Л. Н. Толстого в нашем городском и интеллигентном обществе, объясняется, на наш взгляд, именно тем, что оно живет теперь совершенно другими интересами, другим строем своей жизни и вообще всем укладом взаимных отношений.
   Мне лично приходилось наблюдать духоборцев при чтении сочинений Л. Н. Толстого.
   - Да это все как у нас!... И откуда только узнал все это дедушка!... - восклицали удивленные слушатели.
   Некоторые же прямо и определенно высказывались, что "дедушка Толстов просветлел разумом, как узнал от наших старичков все заветы наших предков; заучившись и постигши всю эту великую премудрость, - говорили
   -----
   *) См. "секретный циркуляр Кутаисского военного губернатора от 6 июня 1895 г. за N 1945. Г.г. окружным уездным начальникам и полицмейстерам Кутаисской губ." "Свободная Мысль" N 16, 1901 г.
  
   XXXIV
  
   мне духоборцы, - он теперь и стал "столбом до небес"."
   Эти восклицания и рассуждения ясно указывают до какой поразительной степени соответствия дошло миросозерцание Л. Н. Толстого с психологией масс русского народа, русского сектантства и здесь Лев Николаевич является воистину народным русским писателем, до тонкости познавшим движения души и биения сердца сознательных русских крестьян.
   Мы выше установили также факт несомненного крупного влияния и отчасти даже подчинения духоборцев мнению и желаниям своего руководителя. Основа этого влияния у духоборцев коренится в глубинах их учения.
   Здесь не место подробно распространяться о принципе руководительства в духоборческом учении, мы скажем только то, что духоборцы признают, что "Христос, обыкновенно рожденный от женщины Марии, в силу своего духовного совершенства и нравственной высоты, воплотил в себе, самым полным образом, наивысший и единственный божественный закон - закон всеобъемлющей любви. Христос, распятый за свою правду, хотя и умер телесно, как умирают все люди, но живет духовно, беспрерывно воплощаясь в "праведном роде", а "праведный род" это и есть духоборцы. У самих же духоборцев Христос должен воплощаться в том, кто этого достоен своим высоким разумом, кто имеет вполне "развитую голову", а потому и стоит на земле, как "столб до небес". Такой свыше отмеченный человек должен всегда блюсти закон и разыскивать и поддерживать в людях правду и истинность".*) Собственно дух Христа, по учению духоборцев, сам по себе, может возродиться в каждом из смертных, но для этого нужно быть "совершенным", "истинным поклонником истинного Бога живого". Таких людей на свете оказывается очень мало, несмотря на то, что людей, так сказать, уже зараженных отчасти духом Христа, но все-таки еще не совершенных, очень и очень много. Духоборцы считают, что они "сбранные со всех земель", "по единому к единому", представляют именно
   -----
   *) Из моего разговора с духоборцем в Канаде.
  

XXXV

  
   ту эссенцию человечества, которая, в конце концов, выделит из себя такие элементы, которые будут в силах водворить "царство Божие на земле". В настоящее же время они, духоборцы, идя к совершенству, все-таки еще нуждаются в нравственном руководительстве. Для этого среди них всегда есть человек, который наибольшим и наилучшим образом воплощает в себе дух Христа. Обладая же таким отличительным даром Божиим, он несомненно все знает и все понимает самым наилучшим образом, а потому его воля, - священна. У духоборцев со времени Колесникова, этот дух Христа воплощается наследственно в династии Капустина, переменившего для своего сына фамилию на Калмыкова. Точно таким же образом последняя, бездетная руководительница Лукерья Васильевна Калмыкова, своим совершенным разумом, угадала в ком из духоборцев далее, после ее смерти, будет пребывать дух Христа и так как этим человеком оказался Петр Васильевич Веригин, то она и передала ему все заветы своих предков.
   Все вопросы и ответы, псалмы и молитвы, касающиеся "святых и праведных родителей", - как называют духоборцы своих умерших руководителей и их ближайших родственников, - духоборцы почему-то неохотно сообщают. Я все-таки кое-что записал у канадских духоборцев и на этот счет. Так в вопросоответном псалме "Какого вывода?" *) в четвертом вопросе спрашивается:
   "4. В. За что вы кланяетесь памятникам? **)
   О. Нет, мы кланяемся святой милости. Милостивый человек подобен милостивому Богу.
   7. В. Как вы Веригина признаете?
   О. Он наш общий брат и утешитель.
   8. В. Вы его признаете за пророка или за Бога?
   -----
   *) См "Животная Книга" псалом 44.
   **) Памятники стоят над могилами духоборческих руководителей и их родственников. В день поминовения усопших, - (12 декабря каждого года), - духоборцы собираются на могилы своих руководителей и кланяются памятникам, при чем это поклоненин они объясняют именно так, как это сказано в четвертом ответе цитируемого псалма.
  

XXXVI

  
   О. Пойдите, спросите у него, ежели у него есть Бог, то и мы не отказываемся от него."
   Мы видим, что здесь духоборцы весьма уклончиво отвечают на прямо поставленные вопросы.
   Точно также они отвечали и раньше. Так на вопрос:
   "1. В. За что вы Лукерью Васильевну почитали? - отвечают:
   О. Благовествуй земля радость велия, отворись небеса славы Божией " *)
   Эта уклончивость, таинственность и торжественность, принаровленные исключительно только к тем случаям, когда разговор касается личности руководителя, - дают уже нам некоторые данные к разгадке существующих взаимных отношений между духоборцами и их руководителями.
   На праздничных поминовениях, во время богомоления, духоборцы всегда читают молитву: "Помяни Господи, матушку Успенную Божью пресвятую Богородицу..." **) В ней, между прочим говорится: "родимому нашему Петюшке, - (т. е. П. В. Веригину), - дай ему, Господи, всякого благополучия..." Это особое поминовение нам ясно показывает, что П. В. Веригина духоборцы совершенно выделяют от всех прочих своих братьев и поминают его отдельно несмотря на то, что в ссылке страдают всего более ста человек духоборцев. В "Животной Книге", записанной мною в Канаде, есть и еще некоторые, подобные вышеприведенным, указания об особенном положении, которым пользуются все руководители в общей духоборческой жизни.
   В нашем распоряжении есть так же несколько писем, в которых духоборцы сами формулируют свое отношение к П. В. Веригину, как к руководителю. Приведем некоторые из них.
   Духоборцы села Покровки, - (северный участок Иорктонского района), - от 29 марта 1901 г. писали А. и В. Чертковым: ***) "Получили ваше письмо, которое весьма
   -----
   *) См. "Животная Книга" 55 вопросоответный псалом.
   **) См. "Животная Книга", 378 псалом.
   ***) В письме поставлен был прямо вопрос: "правда ли, что духоборцы поклоняются II. В. Веригину, как Богу и Христу?"
  
   XXXVII
  
   затронуло наши сердца, об таком ужасном вопросе, как некоторые из вас думают об П. В. Веригине. Можем однократно изъяснить вам обоим, мы считаем его за опашника*) брата; ну вероятно известно, что он свыше разумом и достиг ту христианскую жизнь, за что непоколебимо переносит страдания вот уже 15 лет своим благоусердием, верою и любовию. Потому и не можем считать себя равными с ним, а только стараемся поставить себя, как Петр ведет свою жизнь. Например, как дедушку Л. Н. Толстого нельзя счесть равным всем братьям, живущим на земле, а если кто может достигнуть, как он, то можно считать и того равным с ним." **)
   Из с. Вознесения, того же участка, по этому вопросу писали, от 5 апреля 1901 г., следующее: "Дорогая А. К., ваши вопросы о П. В. Веригине - такие вопросы нас очень тревожат. Но я желаю отвечать на ваш вопрос, но только прошу принять мой малосмыслящий разум. Из всех разумных народов я считаю себя самым меньшим братом в мире, а потому считаю, что такие братья благоразум-
   -----
   *) Опашник - заступник, защитник. В псалме "Что ты за человек", - (см. "Животная Книга" 6 псалом), - на вопрос:
   47. В. А вшедши в церковь на кого воззришься? - отвечают:
   О. Взираю на опашника брата Ивана; Иван есть в семи церквах, он и суть во всех их.
   **) Здесь мы должны сделать необходимое замечание. Некоторая часть канадских духоборцев действительно выделяет так Л. Н. Толстого и даже называет его "столбом до небес". Эти духоборцы предполагают, что у Льва Николаевича есть такая же община, как и у них, духоборцев, и что все эти его последователи ему подчиняются во всем безусловно. Всех нас, приехавших в Канаду с духоборцамн, они считали именно за таковых его "духовных детей" и когда мы, жившие на северном участке, задумали вернуться в Европу, а духоборцам этого не хотелось, то они, на съездке всего участка, решили написать письмо Льву Николаевичу и просить его, чтобы он "оставил" нас всех в Канаде еще на несколько месяцев. Когда письмо было написано и отправлено, то к нам приходили духоборческие старички и говорили, что "теперь вам ехать будет нельзя" и некоторые из них были очень удивлены, что мы все-таки уехали в назначенный заранее срок.

Прим. В. Б. Б.

  
   XXXVIII
  
   ные, как П. В. Веригин, достойны быть блаженными мужами за свою благость и многое терпение в страдании. Я не могу сказать, что он Бог, но могу сказать, что сын Божий. Так сказал Спаситель: "блаженны миротворцы, те сынами Божьими нарекутся." Дорогая сестрица, ведь эта участь ни от кого не отбирается, да и не всем равно дан разум. Господь сказал: "на разумных положу престол свой"".
   С южного участка Иорктонского района тоже были получены письма по этому же вопросу. А. К. Чертковой из с. Воскресеновка писали от 4 марта 1901 г., следующее: "Петра Васильевича можно называть всячески: Богом, руководителем и пастырем, но настояще его назвать следует брат. Мы считаем, - в каждом человеке пребывает часть Бога, если только он исполняет волю Того, кто послал его в сей мир. Мы знаем, что Петр Васильевич еще пять лет до ссылки *) в Архангельскую губернию, только и служил, что Богу, только и делал, что для Бога было угодно и с каждым днем все увеличивал это служения. И таким путем Петр Васильевич усвоил в себе дух Христа, потому что дух Божий дышет больше на того, кто его к себе допущает. А что называют его руководителем или пастырем, это потому, что не все ведь духоборцы могут так умело выразить, а различить все могут хорошее от плохого. Но Петр Васильевич всегда говорил хорошо о христианской жизни. В этом духоборцы относятся к нему с большим доверием, как бы знают, что не ошибется в христианской жизни и потому-то дорожат каждым словом Петра Василъевича. Но так как не каждый из нас может разъяснить, то, может быть, некоторые и называют так коротко Петра Васильевича - Богом и прочее. Но нельзя его назвать Богом, а скорее похоже, что он сын Бога. **)
   -----
   *) Здесь говорится именно только про те пять лет, которые Петр Васильевич провел в "Сиротском Доме", до смерти Лукерьи Васильевны Калмыковой.
   **) Здесь мы считаем необходимым сделать оговорку для читателей, незнакомых с религиозным учением духоборцев. Бог, по понятию духоборцев, есть то духовно-совершенное Начало, которое проявляется в человеке и может
  

XXXIX

  
   По нашему понятию весь мир разделяется как все равно на две семьи. Те, которые исполняют волю Отца, называются сыны Бога, а те, которые делают дела дьявола, называются сынами дьявола. Вы можете ясно понять из наших псалмов, как мы сознаем Бога. "Что есть Бог? Бог есгь дух, Бог есть слово, Бог есть человек." Для многих это тоже неясно, что из слова выходит Бог. Дух Бога, - называется отдельно Бог. Дух Бога живет в человеке и оживотворяет его, - называется: Бог есть человек. Бог есть слово - это то, что сказано: "не хлебом одним живет человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих."
   Если бывает, что человек живет от такого слова, не умирает никогда духом, то это значит ни что иное, как Бог".*)
   Это весьма интересное рассуждение, в конце концов, вызывает вопрос: "бывает ли когда человек, никогда не умирающий духовно?" И я, тщательно изучив духоборческое учение по его подлинным псалмам и многой другой литературе, должен сказать, что с их, духоборческой, точки зрения такой человек - да, бывает и
   -----
   проявиться в каждом - в некоторые, высокие минуты жизни.
   Это самое сознание духоборцев и выражается поклонами друг другу при встречах и в торжественных случаях даже земными поклонами. - Этим внешним приемом духоборцы желают показать свое почитание Бога-духа, присущего каждому человеку. Сверх того, они признают, что в некоторых "избранниках Божиих", огличающихся особенно ясным разумением Божеских истин или чрезвычайной праведностью личной жизнн, - Бог проявляется с особенною силою.
   В подтверждение такого своего отношения к Богу в человеке, духоборцы любят указывать на то, что Христос сказал людям: "вы Боги", очевидно, беря эти слова из Иоанна гл. X, ст. 34 - 35, где сказано: "Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? (псал. 81, 6). Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие" и т. д.

Прим. А. Чертковой.

   *) Письмо это подписано 21 духоборцем, представителями тринадцати, так называемых, холодненских селений южного участка Иорктонского района.

Прим. В. Б. Б.

  
   XL
  
   он есть никто иной, как духоборческий руководитель, унаследовавший этот "дух" от самого Христа. Никто из духоборцев, сколько бы он ни страдал по тюрьмам, ссылкам и дисцплинарным батальонам, сколько бы он не совершал добрых дел, как бы он не жил по-христиански, - ни в коем случае не назовет себя "никогда не умирающим духовно человеком", а наоборот, всегда украсит этим высоким именем своего руководителя.
   Если мы к этому еще добавим, что II. В. Веригин, как руководитель, - также как и все предшествующие ему руководители, - всегда величается "они", "хозяин", "повелитель" и т. п., а также вспомним, что такой умнейший из духоборцев, как И. Е. Конкин, писал про сочиненные Петром Васильевичем "общие взгляды христианской общины всемирного братства", что "эти десять пунктов мы считаем, как бы основным правилом христианской жизни, или десять заповедей "Нового Завета"",*) - если мы все это примем во внимание, то не в праве ли мы будем заключить, что личность руководителя является для духоборцев чем-то совершенно особенным, наибольшим образом концентрирующей в себе проявление божественного духа?
   Заметим также, что канадские духоборцы стараются исполнять все то, что им советует Петр Васильевич, а если что некоторые из них и не исполняют, например, едят мясо и рыбу, пьют, живут не общиной и прочее, то, во всяком случае, все это считают большим "грехом" и "душевной слабостью".
   Между прочим, все духоборческие деревни в Канаде построены по одному плану, предложенному П. В. Веригиным в письме от 6 января 1899 г. **)
   Отношение самого П. В. Веригина к приписываемой ему роли, нам еще не достаточно ясно, а потому мы и не будем здесь об этом говорить.
   Перейдем теперь к рассмотреиию мировоззрения Петра Васильевича.
   -----
   *) См. мое 89 примечание к "приложению к тридцать пятому письму". стр. 94. Курсив мой.
   **) См "письмо шестидесятое", стр. 132.
  

XLI

  

III.

  
   "Я индивидуалист; - цель моей жизни не бороться с природой, а подчиняться ее законам",*) - так говорит Петр Васильевич о себе самом в одном из своих писем.
   Отправляясь от этого главнейшего пункта своего мировоззрения, П. В. Веригин освещает именно с этой точки зрения все стороны жизни, мыслн и деятельности.
   Рассмотрим последовательно взгляды этого оригинального народного мыслителя.
   "Под словом Бог члены общины разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему." **)
   "...Мы Бога чтим, которому подвластно все существующее, не только земля и что на ней есть, но и все, что находится во вселенной. Бог есть жизнь и присутствует во всем существующем и равно присутствует - покровительствует, как человеку, так и самой маленькой птичке или насекомому... Бог, которого мы чтим, безмерно велик и обширен и вместить Его в какую-либо рамку невозможно, а тем менее изобразить Его. Бога возможно только ощущать душою, сердцем и выражать Его свойства любовью ко всему живущему, в котором мы вращаемся."***)
   Так горячо и убежденно отвечал П. В. Веригин священникам православной церкви, вступившим с ним в словесное состязания в с. Обдорске по вопросам веры.
   Понимая Бога, как самую жизнь, сущую и единую, всегда и во всем проявляющуюся, Петр Васильевич и к смерти телесной относится совершенно спокойно. Он пишет:
   "Смерть телесная не опасна и не прекращает существования человека, а напротив возрождает. Но нет, человек и сейчас ужасно боится смерти, хотя и не мо-
   -----
   *) См. "письмо шестьдесят шестое", стр. 141.
   **) См. "приложения к тридцать пятому письму", стр. 93.
   ***) См. "письмо пятьдесят седьмое", стр. 128.
  
   XLII
  
   жет умереть бесследно, потому что состоит частью одного целого в мире." *)
   Переходя от вопросов трансцендентальных к вопросам земной жизни П. В. Веригин стремится найти практические объяснения своей отвлеченной мысли о смысле и основах жизни.
   Так как "жизнь" это и есть Бог, которого мы познаем через "силу любви", через "силу жизни", давшей начало всему существующему, то прежде всего несомненно человеку необходимо знать, на чем должна быть основана его общественная жизнь, как мыслящего существа.
   П. В. Веригин дает на это ясный и краткий ответ: в основе всех человеческих учреждений должна лежать полная свобода.
   Предлагая некоторые советы, для руководства общине своих закавказских братьев, П. В. Веригин, между прочим, пишет:
   "Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной." **)
   "Уничтожать, разрушать что бы ни было, члены общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно " ***)
   Поставя в край угла всех общественных отношений полную свободу, Петр Васильевич требует тех же самых прав и для отдельного человека, для отдельной личности.
   В 1888 г., - когда П. В. Веригин только что поехал в ссылку, - он писал своим братьям, что "В стаде Отца словесных овец не было н не будет ничего насильного, и может из вас каждый избрать путь по своему усмотрению." ****) И во многих других письмах Петра
   -----
   *) См. "письмо семнадцатое", стр, 40.
   **) См. "приложения к тридцать пятому письму", стр. 94.
   ***) См. "приложения к тридцать пятому письму", стр. 94.
   ****) См. "письмо первое", стр. 3.
  

XLIII

  
   Васильевича мы замечаем ту же настойчивую ноту, то же желание полной свободы для всех людей.
   В 1897 г., он опять весьма определенно дважды высказывается по этому же вопросу, настаивая опять-таки на том, что человек должен быть вполне свободен в своих действиях и поступках.
   "Старайтесь, - говорит он, - не принуждать ни в чем друг друга, а пусть каждый выбир

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 363 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа