Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение, Страница 10

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

ъ фаянсовыя или фарфоровыя маленьк³я.
   Китайцы обыкновенно ѣдятъ по три раза въ день. Въ пять и шесть часовъ утра подаютъ завтракъ дянь-синь; въ 9 и 10 часовъ - обѣдъ цзао-фань; между 5 и 9 часомъ пополудни ужинъ ванъ-фанъ. При завтракѣ употребляютъ различные хлѣбцы съ чаемъ, пирожное паромъ печеное въ видѣ подовыхъ пирожковъ, лапшу въ бульонѣ, просяную кашицу - иногда съ мелко-изрубленной солониной, кисельки изъ лотосовой или саранной муки, и горячую воду съ солью и выпускнымъ яицомъ. Здобные хлѣбцы, перенятые у Европейцевъ, хороши на вкусъ; собственные же ихъ, замѣшанные на салѣ, и начиняемые иногда саломъ и сахаромъ песчанымъ, очень невкусны. Для употребляющихъ молоко дѣлается мучной чай, который густо разводятъ мукою съ подбавкою молока и сахара.
   Для домашняго обѣденнаго стола нѣтъ правилъ въ приборѣ и подачѣ кушанья; что назначаютъ, то и приготовляется. Напротивъ столъ, приготовляемый для гостей, обыкновенно состоитъ изъ пяти блюдъ съ холодными и жаркими, и четырехъ чашекъ или мисъ съ разными похлебками. Иногда прибавляютъ къ нимъ четыре тарелочки съ мѣлкоискрошенными жаркими. Ѣдятъ всѣ кушанья безъ хлѣба - прикусывая для вкуса солеными овощами. Вмѣсто хлѣба уже при концѣ стола подаютъ каждому по чашкѣ варенаго риса, изъ котораго отваръ сцѣженъ, лапшу безъ бульона и перьмени {Китайск³я перьмени дѣлаются трехъ видовъ: маленьк³е круглые Хунъ-тхунь, маленьк³е плоск³е Бянъ-ши, больш³е ухообразные Чжубъ-бо. Первые варятся въ водѣ, а подаются на столъ въ крѣпкомъ бульонѣ; послѣдн³е оба варятся въ водѣ, по сцѣжен³и которой подаются на столъ горяч³е и употребляются съ уксусомъ или соею и толченымъ чеснокомъ; начинка во всѣхъ перьменяхъ изъ свинины. Въ Пекинѣ въ новый годъ каждаго гостя подчиваютъ перьменями чжу-бо-бо.}. Въ продолжен³е обѣденнаго стола пьютъ ликеры, водку и хлѣбное вино - все подогрѣтое, что придаетъ спиртнымъ напиткамъ большую крѣпость и пр³ятность. Пьютъ вообще весьма мало: почему и чарочки для крѣпкихъ напитковъ дѣлаются не много болѣе Русскаго наперстка. Вечерн³й столъ для гостей называется цзю-цай, что значитъ винная закуска. Обыкновенно подаются при семъ столѣ четыре тарелочки съ свѣжими, если находятся, и четыре съ сушеными плодами, четыре тарелочки съ обсахаренными или сухими ядрами, въ числѣ которыхъ занимаютъ мѣсто сух³я арбузныя и тыквенныя сѣмена и огородные бобы поджареные; четыре тарелочки съ копчеными мясами и т. п., четыре тарелочки съ разными жаркими, четыре съ пирожнымъ, и нерѣдко четыре чашечки съ соусами. Каждое изъ сихъ отдѣлен³й подается одно за другимъ въ изложенномъ мною порядкѣ, и опорожненныя тарелочки не снимаются до тѣхъ поръ, пока не придетъ время подавать на столъ лѣтомъ утку и поросенка жареныхъ въ печи, а зимою самоваръ, въ которомъ набраны различныя мяса и приправы въ бульонѣ. Фазанъ, жулудочки домашней птицы, цыплята, почки и Филейное мясо свиныя, бѣлая утка, карпъ, бѣлой угорь и бамбуковые ростки считаются самыми лакомыми яствами. Вечерн³й столъ заключается также какъ и обѣденный, лапшею, перьменями, или варенымъ рисомъ, что иногда приправляется подливками изъ подъ жаркихъ. Вечерн³й столъ начинается винами, только не спиртными, а квашеными изъ риса. С³и вина суть шао-синъ и му-гуа. Первое идетъ изъ области Шао-синъ-фу и называется шао-синъ-цзю; второе дѣлается изъ айвы му-гуа, отъ чего и называется му-гуа-цзю. Вина подаются подогрѣтыя, отъ чего онѣ теряютъ свойственную имъ крѣпость во вкусѣ. - Въ продолжен³е стола занимаются разговорами или импровизац³ею стиховъ, пѣн³емъ пѣсенъ или игрою Ламорра (Итал³анское слово), въ которой проигравш³й пьетъ чарку или полчарки вина. Чарочки для квашеныхъ винъ вдвое болѣе чарочекъ спиртныхъ. По окончан³и стола обыкновенно берутъ ивовыя зубочистки - точно так³я, как³я подаются къ столу въ Португал³и, закуриваютъ трубки, пьютъ по чашкѣ крѣпкаго чая, который способствуетъ къ переварен³ю жирныхъ яствъ, жуютъ арекъ и расходятся.
   Столы вообще четвероугольные въ 1 1/4 и въ вышину и въ ширину. Когда гостей много, то не сплочиваютъ столовъ, а отдѣльно сажаютъ за каждый столъ по четыре, въ случаѣ же нужды но шести человѣкъ. Столовъ не накрываютъ скатерьтями, а съ лицевой стороны одѣваютъ краснымъ сукномъ. За столъ садятся въ креслахъ съ перекинутымъ чрезъ спинку краснымъ сукномъ; на стульяхъ и табуретахъ, за просто на скамейкахъ. Салфетку каждый гость долженъ имѣть собственную. Для каждаго ставится на столъ приборъ состоящ³й изъ пары палочекъ и тарелочки съ соей или уксусомъ, которой до конца стола не перемѣняютъ. Какъ вообще мало кладутъ соли въ кушанья, то какъ при обѣденномъ, такъ и при вечернемъ угощен³и прежде о всего подаютъ на столъ нѣсколько тарелокъ съ пикули и разнымъ соленымъ овощемъ; здѣсь почетное занимаютъ мѣсто порей и чеснокъ сырые.
   Гости берутъ палочками любое кушанье и обмакивая въ уксусъ употребляютъ, закусывая въ тоже время солеными прикусками. По окончан³й стола каждый беретъ свои палочки обѣими руками за концы и приподнимаетъ предъ собою горизонтально - въ одно время съ прочими. Это знакъ вставан³я изъ за стола.
   Таковы суть общ³я правила угощен³я китайскаго обѣденнымъ и вечернимъ столомъ; но должно замѣтить, что нѣтъ правилъ безъ исключен³я, особенно въ гостинницахъ, гдѣ кушанья готовятся по назначен³ю гостей. Въ Китаѣ обычаи по сему предмету очень разнообразны. Этикетные столы при Дворѣ и у высшихъ чиновниковъ въ образѣ приготовлен³я кушанья мало разнятся отъ общихъ способовъ: но въ церемон³алѣ подчиван³я со всѣмъ друг³е пр³емы употребляются.
   Въ Китаѣ найдено и обыкновен³емъ упрочено средство получать вспоможен³е въ нуждѣ самымъ простымъ и легкимъ образомъ. Это средство называется Фынь-цзы, что значитъ доля, пай; просьбу о такомъ вспоможен³и выражаютъ словами: цинъ-фынь-цзы, что значитъ: просить вынести долю. Это съ перваго взгляда кажется сколько непонятнымъ, столько же и страннымъ; но дѣло вотъ въ чемъ состоитъ: имѣющ³й нужду въ деньгахъ по какому либо случаю въ домѣ; напр. на женитьбу сына и проч. дѣлаетъ обѣдъ, къ которому приглашаетъ своихъ родственниковъ и друзей по билетамъ, и каждому изъ нихъ даетъ еще по нѣскольку лишнихъ билетовъ для приглашен³я постороннихъ, желающихъ провести нѣсколько часовъ въ пр³ятномъ отдыхѣ. Въ семъ случаѣ дозволяется приглашать людей вовсе незнакомыхъ хозяину. Въ назначенное время гости съѣзжаются, и каждый стоящему при входъ человѣку отдаетъ свой билетъ со вложен³емъ серебра. Хозяинъ привѣтливо встрѣчаетъ гостей и проситъ каждаго къ столу, за которымъ пожелаетъ сѣсть; а въ семъ случаѣ всегда избираютъ собѣседниковъ знакомыхъ гостю. Угощен³е исправляютъ въ домѣ или гостинницѣ. Въ первомъ мѣстѣ оно ограничивается однимъ обѣдомъ, а въ гостинницѣ продолжается съ осьми часовъ утра до вечера, и состоитъ изъ завтрака, обѣда и ужина, въ продолжен³е которыхъ безпрерывно играютъ актеры на сцѣнѣ. Подобныя угощен³я въ домахъ вельможъ исправляются по церемон³алу. Цѣна обѣда назначается, смотря по приготовлен³ю. Каждый изъ приглашенныхъ обязанъ приложить не менѣе условленной цѣны, а родственники и друзья прикладываютъ по давнему съ хозяиномъ соглашен³ю. Принимающ³й билеты записываетъ каждаго гостя съ показан³емъ его приноса. Въ послѣдств³и и хозяинъ, если кто нибудь изъ бывшихъ у него гостей проситъ его на подобный же обѣдъ, обязанъ отнести каждому столько же, сколько получилъ отъ него. Это есть средство взаимнаго вспоможен³я, сопряженное съ удовольств³емъ дружескаго препровожден³я времени въ большомъ кругу знакомыхъ и незнакомыхъ. Посторонн³е, приходящ³е по приглашен³ю, не ищутъ взаимосоотвѣтств³я: почему чѣмъ болѣе приглашенныхъ побочнымъ образомъ, тѣмъ выгоднѣе для хозяина. Совершенно въ другомъ видѣ это происходитъ, когда начальникъ приглашаетъ своихъ подчиненныхъ. Послѣдн³е не смѣютъ искать взаимосоотвѣтств³я; а приложен³е при ихъ билетахъ должно быть тѣмъ значительнѣе, чѣмъ выше достоинство приглашающаго лица. Такъ по большой части Китайцы празднуютъ день рожден³я, а въ послѣдств³и исподоволь уплачиваютъ, что принесено было гостями по пригласительнымъ билетамъ. Но мног³е дѣлаютъ подобныя угощен³я и безъ нужды въ деньгахъ, а только для продолжен³я дружескихъ связей между собою. Такое обыкновен³е нѣсколько походитъ на Русск³я складчины, но въ отношен³и къ цѣли имѣетъ другое назначен³е. Европейцы привыкли насмѣшливымъ образомъ описывать тѣ иностранные обычаи, которые не имѣютъ сходства съ ихъ отечественными обычаями.
  

XXIII. ОДѢЯН²Е КИТАЙЦЕВЪ.

  
   Въ Китаѣ - отъ самаго основан³я Импер³и - правительство имѣло вл³ян³е какъ на покрой одѣян³я, такъ и на самые цвѣта тканей; и с³е дѣлалось не для отличен³я состоян³й одного отъ другаго, но даже для отличен³я чиновниковъ одного класса отъ другаго. Каждая династ³я китайская - касательно сего предмета - дѣлала свои постановлен³я; а иностранныя династ³и, царствовавш³я въ Китаѣ, предписывали Китайцамъ употреблять одѣян³е побѣдителей. Такимъ образомъ въ царствован³е династ³и Юань-вэй; Ляо и Юань Китайцы одѣвались по монгольски, а при династ³и Гинь по Тунгусски. Нынѣ царствующая династ³я Цинъ снова облекла Китай въ тунгусское одѣян³е. Но сей законъ на покрой и цвѣта одѣян³я - при иностранныхъ династ³яхъ - не простирался на женск³й полъ. И нынѣ маньчжурка и китаянка являются ко Двору - каждая въ народномъ своемъ костюмѣ.
   Одѣян³е въ каждомъ народѣ - соотвѣтственно поламъ и возрасту - дѣлится на мужское, женское и дѣтское. Это есть видовое раздѣлен³е: но каждый видъ изъ нихъ еще имѣетъ свои подраздѣлен³я, опредѣляемыя законами, временами года и обычаями. Я принялъ на себя обязанность описать только мужское китайское одѣян³е - съ того цѣл³ю, чтобъ подать понят³е о самомъ характерѣ одѣян³я. Послѣ сего описан³е одѣян³я женскаго и дѣтскаго считаю ненужнымъ. Мужское одѣян³е раздѣляется на форменное, частное или домашнее и народное. Форменнымъ, называется такое одѣян³е, коего покрой и образцы утверждены законами. Частное дѣлается съ небольшимъ измѣнен³емъ форменныхъ образцовъ; народное есть употребляемое крестьянами и чернорабочими.
   Полное форменное одѣян³е заключаетъ въ себѣ: курму, кафтанъ, шубу и шляпу. Рубахи верхняя и нижняя, фуфайка, портки и шальвары на ватѣ, воротникъ и поясъ со всѣми его принадлежностями, сапоги и чулки суть общ³е и для форменнаго и для частнаго одѣян³я.
   Курма Гуа-цзы есть верхн³й полукафтанъ, названный такъ съ маньчжускаго слова Курумэ {Изъ нынѣшняго одѣян³я въ Китаѣ только одна курма есть чисто маньчжускаго покроя, кафтанъ и все прочее есть китайское болѣе или менѣе измѣненное: почему и назван³я всѣхъ вещей прибавленныя мною суть китайск³я.}; онъ походитъ на греческую рясу, однобортный, съ пятью пуговицами, просторный, съ широкими рукавами; шьется изъ четырехъ прямыхъ полотнищъ съ небольшими клиньями, съ тремя разрѣзами по бокамъ и назади - отъ подола почти до пояса, длиною за колѣно. Есть еще короткая курма, называемая конною ма-гуа-цзы, длиною до безъимянной кости на бедрѣ. Кафтанъ пхао-цзы шьется изъ четырехъ же прямыхъ полотнищъ, съ большими клиньями въ бокахъ, длиною до закоблучьевъ; рукава у него длинные, узк³е, съ овальными обшлагами; спереди и сзади по самой срединѣ разрѣзы отъ подола къ верху до трехъ четвертей. Сей же кафтанъ, подбитый мѣхомъ, называется шубою пх³ао. Верхняя рубаха шань-цзы отличается отъ кафтана только широкими рукавами и небольшими разрѣзами по бокамъ, а по срединѣ не имѣетъ ихъ; въ длину полуфутомъ короче кафтана. Фуфайка ао и нижняя рубаха хань-тьхань-цзы одного покроя съ верхнею рубахой, но въ длину короче оной въ 3/4 аршина и рукава имѣетъ поуже у всѣхъ поименованныхъ одеждъ, исключая курмы, лѣвая пола на верху; отъ пуговокъ шейной и плечной она изгибается около плеча подъ правую пазуху, и потомъ идетъ внизъ прямою чертою - застегиваемая тремя пуговками. Воротникъ линь-цзы шьется особливо, шириною въ вершокъ, съ застежкою спереди. Къ нему пришивается небольшая круглая манишка, придерживающая воротникъ. Шляпа мао-цзы бываетъ лѣтняя лянь-мао, осенняя цю-мао и зимняя пьхи-мао. Лѣтняя шляпа имѣеть видъ полушара внутри пустаго, безъ полей; плетется изъ тростинныхъ лычекъ; сверху прикрѣпляется красная кисть изъ волосъ тангутскаго яка; для чиновниковъ же шляпа шьется изъ бѣлой шелковой матер³и съ красною кистью изъ сученаго тѣневаго шелка. Внутри шляпы вмѣсто тульи пришивается тростинный обручикъ обтянутый краснымъ крѣпомъ, со снуркомъ, который обгибая подбородокъ прикрѣпляетъ шляпу къ головѣ. Осенняя шляпа имѣетъ форму овальную съ поднятыми вверхъ полями, которыя представляютъ видъ околыша, и бываютъ чернаго бархата или плиса; верхъ вишневаго атласа на картонѣ или на ватѣ. Зимняя шляпа имѣетъ одинаковую форму съ осеннею; но околышъ ея изъ соболей или куницъ подчерненныхъ, или изъ черной бухарской мерлушки и лапокъ черныхъ лисицъ.
   Сапоги сюе-цзы сходны съ Европейскими сапогами, и шьются изъ атласа или китайки чернаго цвѣта, съ бѣлыми подошвами толщиною въ дюймъ и болѣе. Подошвы набираются изъ толстой бумаги или ветошекъ; кожа снизу пришивается не смоленой дратвой: бока подошвъ простеганы и выбѣлены; каблуковъ нѣтъ, а швы поголовкѣ и голенищѣ проложены выпускнымъ зеленымъ ремешкомъ. Чулки ва-цзы шьются изъ шелковой матер³и, а болѣе изъ китайки, съ простеганными подошвами. Зимою подпоясываются сверхъ кафтана кушакомъ да-бао изъ чернаго травчатаго крѣпа, а у рабочихъ изъ черной китайки, а лѣтомъ плетенымъ или вязанымъ шелковымъ поясомъ дай-цзы съ пряжкою. Къ кушаку и поясу привѣшиваютъ на правомъ боку ножъ въ ножнахъ, карманные часы въ футлярѣ и сферическ³е кошельки съ арекомъ и серебромъ, на лѣвомъ кошельки же, платокъ, а лѣтомъ еще вѣерникъ съ вѣеромъ.
   Господствующ³й и неизмѣняемый цвѣтъ для курмъ есть черный, для кафтановъ голубой. Впрочемъ для кафтановъ избираютъ и друг³е цвѣта, исключая алаго и зеленаго, предоставленныхъ женскому полу. Верхняя рубашка осенью и зимою цвѣта голубаго и лимоннаго, а весною и лѣтомъ бѣлаго. Фуфайка и платье исподнее бываютъ шелковыя, а у бѣдныхъ китайчатыя,- воротникъ употребляется при кафтанѣ и курмѣ; но лѣтомъ при безподкладномъ платьѣ и газовомъ одѣян³и не носятъ его.
   Въ холодное время курма и шуба подбиты долгошерстными мѣхами. У шубы обшлага изъ соболя, изъ хвоста камчатскаго бобра или изъ котика. Шляпа съ куньимъ или собольимъ околышемъ, воротникъ изъ хребтика или хвоста камчатскаго бобра. При переходѣ отъ холоднаго времени къ умѣренному курма и шуба подбиваются мелкошерстными мѣхами; шляпа и воротникъ изъ мелкошерстныхъ же шкурокъ; а послѣ сего курма и кафтанъ на ватѣ или суконные, прочее все на подкладкѣ безъ ваты, шляпа осенняя. Мѣха для шубъ употребляются изъ тигровыхъ, рысьихъ и лисьихъ черевокъ, долгошерстныхъ тибетскихъ мерлушекъ, разной русской мерлушки и бѣлки. Мѣха для курмъ шьются изъ камчатскихъ бобровъ, красныхъ и другихъ лисицъ, кошки, бѣлки, лисьихъ и собольихъ лапокъ. Курмы болѣе надѣваются шерстью наружу: и потому мѣха для нихъ подбираются съ отличнымъ вкусомъ и искуствомъ. При переходѣ отъ умѣреннаго времени къ теплому мѣстное начальство обнародываетъ повелѣн³е перемѣнить осеннюю шляпу на лѣтнюю хуанъ-цзи, что зн. перемѣнить время. Съ этого времени начинаютъ употреблять курму и кафтанъ на подкладѣ, потомъ безподкладное; при переходѣ отъ теплаго времени къ жаркому курма и кафтанъ изъ плотнаго, а потомъ изъ рѣдкаго газа; прочее платье изъ легкихъ шелковыхъ матер³й, или легкаго холста, тканаго изъ упругихъ волокнистыхъ растен³й. Въ с³е время дозволяется чиновникамъ выѣзжать безъ курмъ. Далѣе при переходъ отъ теплаго времени къ умѣренному опять перемѣняютъ время, т. е. оставляютъ лѣтнюю и начинаютъ носить осеннюю шляпу и т. д.
   Чиновники и должностные люди должны носить форменное одѣян³е по обязанности, а частные люди по произволен³ю. Солдаты и присяжные по должности могутъ носить и частное одѣян³е, но при форменной шляпѣ. Въ частномъ одѣян³и шуба и кафтанъ не имѣютъ ни разрѣзовъ спереди и сзади, ни обшлаговъ на рукавахъ; вмѣсто курмы можно сверхъ кафтана надѣвать фуфайку, вмѣсто шляпъ осенью и зимою носить валяную или шитую на ватѣ шапочку; лѣтомъ феску или соломенную шляпу съ кистью, или вязанымъ шелковымъ шарикомъ на верху: но въ сильные жары по большой части носятъ одну верхнюю рубашку и ходятъ съ открытою головою съ вѣеромъ въ рукѣ. Въ ненастное время надѣваютъ короткую камлотовую курму. Чиновники могутъ такъ одѣваться только дома.
   Бѣдные люди, работники, крестьяне и ремесленники, для удобности, лѣтомъ носятъ одну рубашку и исподнее платье, а зимою фуфайку и штаны на толстой ватѣ; для нарядныхъ выходовъ употребляютъ фуфайку или рубаху длиною до колѣнъ, и всегда подпоясываются, исключая жаркихъ дней. Въ зимнюю дальную дорогу надѣваютъ нагольные и крытые тулупы овчинные. Лѣтомъ носятъ соломенныя шляпы, а зимою мѣховыя шапки съ ушами или валяные колпаки. - Башмаки у нихъ съ тонкими прошивными подошвами. Закономъ предписано простолюдинамъ все одѣян³е носить китайчатое: но не смотря на запрещен³е, богатые по большой части одѣваются въ шелковое платье.
   Хотя покрой форменнаго одѣян³я одинаковъ для всѣхъ сослов³й: но для чиновниковъ находятся нѣкоторыя исключительныя преимущества. Они одни имѣютъ право носить курмы вишневаго цвѣта и собольи; пришивать къ нимъ на груди и на спинъ нашивки съ изображен³емъ птицъ и звѣрей; носить на шляпъ сверхъ кисти шарикъ, на персяхъ четки. Роды птицъ и звѣрей, цвѣта шариковъ и форма въ расположен³и четочныхъ зеренъ назначены соотвѣтственно роду службы и классамъ чиновъ. Сверхъ обыкновеннаго форменнаго одѣян³я еще находится одѣян³е церемон³альное употребляемое ими при торжественныхъ случаяхъ.
   Мущины разныхъ низшихъ сослов³й лѣтомъ ходятъ или работаютъ, какъ выше было уже сказано, безъ рубахъ. Въ торговыхъ лавкахъ, трактирахъ и театрахъ очень не рѣдко случается видѣть хорошихъ людей съ легкимъ вмѣсто рубахи нагрудникомъ надъ животомъ. Женщины въ бѣдныхъ домахъ такимъ-же образомъ пользуются прохладою въ знойные лѣтн³е жары: для сего починивающ³й кровлю или дворовую стѣну въ своемъ домѣ обязанъ до прихода работниковъ извѣстить сосѣдей, дабы женщины заблаговременно распорядились къ избѣжан³ю неудовольств³я потѣть цѣлый день въ душной комнатѣ. Для сей же причины запрещено въ продолжен³е лѣта ходить по городской стѣнѣ подлѣ внутренняго парапета, особенно смотрѣть съ стѣны въ городъ.
   Зимою, скольбы холодно ни было, не употребляютъ ни рукавацъ, ни перчатокъ. Мущины согрѣваютъ руки, втягивая пальцы въ рукава, довольно для сей цѣли длинные и узк³е. Женское зимнее одѣян³е не очень выгодно для рукъ во время выѣздовъ со двора.
   Вышиван³е въ настилку и по канвѣ въ большомъ употреблен³и: но с³и работы болѣе относятся къ женскимъ нарядамъ. Мущины употребляютъ только золотомъ и шелками шитые вѣерники, кошельки и платочки поясные, круглые вѣера и лѣтн³е нагрудники. Кружева и вязан³е посредствомъ иголокъ совершенно еще неизвѣстны въ Китаѣ.
   Какъ у насъ мущины очень занимаются головою, что видимъ въ ежедневномъ измѣнен³и бакенбардъ, а особенно хохолковъ волосныхъ; то надобно сказать слова два три о прическѣ волосъ у Китайцевъ, которую не прилично было-бы отдѣлять отъ нарядовъ. Здѣсь въ обыкновен³е введено отпускать усы въ 30, а бороду въ 40 лѣтъ; впрочемъ несчитается предосудительнымъ до старости не отпускать ни усовъ ни бороды. Голову брѣютъ, оставляя волосы только на темѣ, а заплетаютъ ихъ съ подкоскомъ, дабы коса сплетенная простиралась ниже крестца. Это придаетъ косѣ большую красу. Усовъ не подстригаютъ и не закручиваютъ въ сторону, а стараются отращивать ихъ внизъ для закрыт³я губъ. Вмѣсто полной, окладистой бороды оставляютъ клочекъ волосъ надъ ямкою подъ нижнею губою, и другой - нѣсколько поболѣе - на подбородкѣ; прочее все выбриваютъ. Излишество волосъ на головѣ и лицѣ тягостны въ лѣтн³е жары. Китайцы обриваютъ волосы въ носу, въ ушахъ и даже въ глазахъ.
   Обыкновенное женское платье одинаковаго покроя для всѣхъ сослов³й: но въ покрои и даже цвѣтѣ форменнаго верхняго одѣян³я знатныя Китаянки отличаются отъ Маньчжурокъ и Монголокъ живущихъ въ Китаѣ. Форменное одѣян³е китаянокъ есть пунцовое, а цвѣтъ и покрой форменнаго одѣян³я для Маньчжурокъ и Монголокъ предписанъ законами. Что касается до плебеянокъ, хотя обыкновен³емъ предоставлены имъ цвѣта зеленый и красный: но хорош³й вкусъ болѣе требуетъ цвѣтовъ голубаго и бѣлаго; а первые два цвѣта нынѣ уважаются только деревенскими красавицами. Жалѣю, что время не дозволило мнѣ приложить къ сей статьѣ нѣсколько картинокъ съ образцами женскихъ нарядовъ.

V.

МѢРЫ НАРОДНАГО ПРОДОВОЛЬСТВ²Я ВЪ КИТАѢ

   Въ Китаѣ, за исключен³емъ покоренныхъ земель, считается круглымъ числомъ около 360 милл³оновъ жителей обоего пола, и около 41 милл³оновъ десятинъ удобной земли, на которой помѣщается толикое многолюдство - со всѣми своими заведен³ями по хлѣбопашеству и промышленности. Мног³е не вѣрятъ этому и полагаютъ, что въ одной которой-нибудь изъ сихъ статей должна быть ошибка. Я скажу на это, что наши математическ³я выкладки по сему предмету не могутъ быть постояннымъ правиломъ для всѣхъ странъ: мѣстныя обстоятельства болѣе или менѣе измѣняютъ его.
   Подъ землями удобными разумѣю всѣ земли, которыя своими произведен³ями приносятъ доходъ владѣльцамъ, напримѣръ: низменныя мѣста превращенныя въ пруды для распложен³я рыбы, песчаныя мѣста подъ водянымъ камышемъ, коноплемъ и бобартскимъ просомъ. Но здѣсь въ числѣ 47 милл³оновъ десятинъ полагаю только хорошую землю, которая изключительно употреблена подъ хлѣбопашество. Сѣнокосовъ и паровыхъ полей не знаютъ въ Китаѣ. Въ южныхъ странахъ дважды въ году снимаютъ срацинское пшено, и въ средн³й урожай получаютъ сто на одинъ. Въ сѣверной половинѣ Китая болѣе сѣютъ пшеницу и просо, и также успѣваютъ снимать по двѣ жатвы, засѣвая въ одно время пшеницу и просо чрезбороздно. Пшеница созрѣваетъ въ исходѣ Мая и въ началѣ ²юня, а просо въ Сентябрѣ. Скотоводства нѣтъ, а потому содержан³е небольшаго числа домашняго скота мало требуетъ хлѣба.
   Присовокупите къ сему подвозъ риса съ острововъ Южнаго Океана и изъ Инд³и, а съ другой стороны умѣренную жизнь Китайца, и вы найдете вѣроятнымъ, что при такихъ услов³яхъ десятина земли можетъ дать годовое пропитан³е восьми человѣкамъ.
   Но здѣсь представляется намъ одно постороннее обстоятельство, которое съ перваго взгляда противорѣчитъ утверждаемой нами вѣроятности, и даже не рѣдко приводитъ самое Китайское Правительство въ затруднен³е. Это неурожай, случающ³йся отъ разныхъ причинъ.
   Въ сѣверномъ Китаѣ весна вообще суха, а лѣто бываетъ дождливо. Въ течен³е лунъ мартовской, апрѣльской и част³ю майской небо всегда почти ясно, а дождь есть случайность весьма рѣдкая. Съ половины Апрѣля начинаются постоянные жары выше 20° по реомюру въ тѣни. Ранн³е хлѣбы напоеваемые изъ водопроводовъ, скоро и густо растутъ. Но когда засуха продолжится до ²юня и далѣе, и когда отъ непомѣрныхъ жаровъ пересыхаютъ самые источники, направленные къ поливкѣ полей, тогда хлѣбы тотчасъ выгараютъ, и неурожай неизбѣженъ. Съ другой стороны вредятъ урожаю и дожди, когда бываютъ въ продолжен³е лѣта довольно часты, и нерѣдко въ полномъ смыслѣ проливные. Въ это время низменныя мѣста иногда долго бываютъ покрыты водою, и хлѣбы на корню согниваютъ. Но когда, при продолжительныхъ и проливныхъ дождяхъ, рѣки, усиливаемыя горными потоками, выйдутъ изъ береговъ, тогда воды разливаются на большое пространство, и подобное наводнен³е нерѣдко сопровождается разрушен³емъ городовъ и селен³й. Въ благополучные годы иногда поднимается сильная саранча, которая опустошаетъ поля - особенно въ Южномъ Китаѣ - не менѣе засухи и наводнен³я. С³и физическ³я нещаст³я Правительство называетъ общимъ бѣдств³емъ, и опредѣляетъ ихъ мѣру въ 10 степеней, которыя собственно означаютъ мѣру потери сѣменъ, ожидаемыхъ отъ урожая. Симъ образомъ, когда не получаютъ ни одного зерна отъ посѣва, то это почитаютъ бѣдств³емъ въ десять степеней.
   При общемъ бѣдств³и, постигшемъ какую-либо страну, бѣдные прежде прочихъ начинаютъ чувствовать голодъ; но вмѣсто того, что бы, оставя домы, пуститься по м³ру для сбора даян³я, они идутъ въ поля, гдѣ безъ разбора копаютъ коренья растен³й, обрываютъ листъ съ деревъ, и все это сваривая употребляютъ вмѣсто риса и проса, обыкновенной пищи Китайцевъ. Между тѣмъ Правительство заботливо печется о вспоможен³и несчастнымъ, и его распоряжен³я по сему случаю показываютъ глубокое знан³е въ наукѣ управлен³я.
   Но прежде, нежели приступимъ къ обозрѣн³ю распоряжен³й Правительства въ подобныхъ случаяхъ, я обращу вниман³е читателей на состоян³е хлѣбныхъ магазиновъ, которые составляютъ основан³е народнаго продовольств³я.
   Для содержан³я хлѣба въ запасъ учреждены магазины: 1) казенные, {Казенные магазины въ существѣ своемъ суть запасные магазины; а въ запасныхъ магазинахъ хранятся излишки запаснаго хлѣба.} 2) запасные, 3) деревенск³е, 4) общественные. Правительство наполняетъ магазины 1-го и 2-го разряда сборомъ поземельнаго оброка разнымъ хлѣбомъ въ зернѣ. Деревенск³е магазины основаны пожертвован³ями народа и находятся въ непосредственномъ его распоряжен³и, исключая губерн³и Шань-си, гдѣ они заведены были правительствомъ, и потому состоятъ въ казенномъ вѣдомствѣ. Общественные магазины основаны пожертвован³ями разныхъ сослов³й. Они въ существѣ своемъ одинаковы съ деревенскими магазинами, и по той же причинѣ состоятъ въ распоряжен³и членовъ общества.
   Огромные хлѣбные магазины въ Пекинѣ и въ Тхунъ-чжеу, въ 21 верстѣ отъ Пекина на востокъ, также военные магазины по губерн³ямъ и складочные при судоходномъ каналѣ, не причисляются къ вышепомянутымъ четыремъ разрядамъ, потому что въ первыхъ хранятся хлѣбные запасы, доставляемые изъ казенныхъ магазиновъ для выдачи войскамъ, а въ послѣднихъ хлѣбъ временно складывается для нагрузки на сплавныя суда. Сколько ежегодно хранится наличнаго хлѣба въ казенныхъ и запасныхъ магазинахъ, можно видѣть въ слѣдующей табели, гдѣ хлѣбъ считается мѣшками, а мѣшокъ во 160 гиновъ, что равняется 5 пудамъ 32 8/11 фунтамъ.

Назван³я Губерн³й.

Количество хлѣба.

Въ казенныхъ магазинахъ.

Въ запасныхъ магазинахъ.

   Въ Чжй-ли
   1.191.524 проса.
  
   - Шань-дунъ
   2.945.300- -
  
   - Сань-си
   2.213 032- -
  
   - Хэ-нань
   2.275.999- -
   1.053.000 (*)
   - Цзянь-су
   1.158.000- -
  
   - Ань-хой
   941.000 риса.
   200.000 прос.
   - Цзянь-си
   1.320.113 проса.
  
   - Фу-цзянь
   2.962.559- -
  
   - Чже-цзянъ
   2.926.561- -
  
   - Ху бэй
   1.955.433- -
  
   - Ху-нань
   1.487.712- -
  
   - Шань-си
   3.083.011 хлѣба.
  
   - Гэнь-су
   6.630,428- -
  
   - Сы-чуань
   2.887.917 проса.
   800.000 прос.
   - Гуанъ-дунъ
   2.860.830- -
  
   - Гуань-си
   1.214.388- -
  
   - Юнь-нань
   836.674 хлѣба.
  
   - Гуй-чжеу
   2.000.000 проса.
   10.000 -
   всего
   41,049,991
   2,063,000
   *) Въ семъ количествѣ есть 697.000 мѣшковъ риса.
  
   Не совѣтую вѣрить неосновательнымъ извѣст³ямъ, будто бы въ Китаѣ и казначейства и хлѣбные магазины опустошены злоупотреблен³ями чиновниковъ. Нѣтъ сомнѣн³я, что по уѣздамъ есть недочетъ въ нѣкоторыхъ казначействахъ и недостатокъ въ наличномъ хлѣбъ въ магазинахъ: но ни недочеты и недостатки, почти непримѣтные въ общей сложности наличнаго, строго поправляются правительствомъ. Неурожай въ 1832 году отъ засухи, съ Апрѣля до Августа продолжавшейся, и въ 1835 году отъ саранчи, изтребившей хлѣбъ въ семи губерн³яхъ - не могли произвести волнен³й въ народѣ; а это довольно доказываетъ полноту въ хлѣбныхъ магазинахъ въ Китаѣ.
   Оброчный хлѣбъ, взносимый въ казенные магазины, дозволено принимать замѣною одного другимъ, смотря по мѣстнымъ произведен³ямъ. Въ семъ случаѣ количество принимаемаго хлѣба равняютъ съ цѣною проса или пшеницы. Напримѣръ въ губерн³и Цзянь-су мѣшокъ ячменя принимается за полмѣшка проса или пшеницы.
   Изъ хлѣба, хранящагося въ магазинахъ, вычитается убыль подъ назван³емъ усышки и утечки. Вычетъ на с³ю убыль соразмѣряется съ сухост³ю и влажност³ю почвы въ губерн³яхъ, и съ тѣмъ, какъ долго хлѣбъ лежитъ въ магазинахъ. Чиновники, завѣдывающ³е магазинами, по усмотрѣн³ю измѣнен³я въ хлѣбѣ, могутъ продать оный низшею цѣною, а осенью наполнить покупкою новаго хлѣба. Симъ образомъ старый хлѣбъ обмѣнивается новымъ.
   Продажа хлѣба, хранящагося въ казенныхъ магазинахъ по губерн³ямъ, дозволяется въ количествѣ 3/10, а 7/10 должны оставаться въ запасѣ. Впрочемъ, смотря по свойству почвы, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ продаютъ половину и даже 7/10: но въ урожайные годы не продаютъ болѣе 1/10 или много 2/10. Хлѣбъ изъ магазиновъ продается обыкновенно въ урожайный годъ съ понижен³емъ пяти, а въ неурожайный десяти процентовъ противъ справочныхъ рыночныхъ цѣнъ. Послѣ осенней уборки магазины пополняются новымъ хлѣбомъ, покупаемымъ на вырученную сумму. Въ деревенскихъ же и общественныхъ магазинахъ хлѣбъ обмѣнивается ссудою онаго землепашцамъ - съ обязательствомъ возвратить зерномъ же послѣ осенней уборки.
   О сдачѣ хлѣба въ магазинахъ отъ одного чиновника другому, оба обязаны донесть высшему начальству. Начальствующимъ чиновникамъ въ обязанность поставлено по временамъ свидѣтельствовать магазины и справляться, по какимъ цѣнамъ проданъ былъ старый, и по какимъ купленъ новый хлѣбъ. Что касается до деревенскихъ и общественныхъ магазиновъ, если завѣдывающ³е оными старшины расхитятъ хлѣбъ, обывателямъ дозволено приносить на нихъ жалобы правительству.
   Обозрѣвъ положен³е казенныхъ хлѣбныхъ магазиновъ, обратимся къ обозрѣн³ю самыхъ мѣръ, на которыхъ правительство основываетъ свои распоряжен³я къ продовольств³ю народа при общемъ бѣдств³и.
   Въ такомъ государствѣ, гдѣ количество обработываемой земли несоразмѣрно - мало въ отношен³и къ многолюдности, правительство первою мѣрою считаетъ поощрять и усиливать землепашество. На сей конецъ Уѣзднымъ Правителямъ дозволено избирать трудолюбивыхъ, бережливыхъ и благонравныхъ землепашцевъ, и давать имъ - для поощрен³я прочихъ - шарики 15-го класса (что соотвѣтствуетъ чину канцеляриста). Если въ какой губерн³и откроются земли, удобныя для обработан³я; то мѣстные начальники обязаны вызывать желающихъ разпахивать нови и снабжать ихъ волами и сѣменами на посѣвъ. На землѣ, удобной для посѣва хлѣба, запрещается садить табакъ.
   Второй предметъ попечен³я правительства о земледѣл³и есть предупрежден³е саранчи, т. е. изтреблен³е оной въ самомъ началѣ. Саранча обыкновенно родится по низменнымъ мѣстамъ близь большихъ озеръ и рѣкъ, почему мѣстнымъ начальникамъ въ обязанность поставлено ежегодно въ Февральской и Мартовской лунахъ наблюдать приближен³е превращен³я куколовъ ея. Какъ скоро саранча появится, то немедленно собираютъ солдатъ и крестьянъ которые, перекапывая землю, изтребляютъ самыя куколки, а въ сухое время выжигаютъ ихъ, пуская огонь по ветоши. Если же саранча успѣетъ окрылиться и подняться, мѣстные начальники предаются суду за безпечность.
   Чрезвычайныя наводнен³я въ Китаѣ очень-нерѣдки, особенно на равнинѣ, но которой Желтая-рѣка катится къ морю отъ поворота ея на востокъ. Хотя рѣка с³я въ опасныхъ мѣстахъ укрѣплена двойною плотиною - береговою и другою въ нѣсколькихъ верстахъ отъ берега; со всѣмъ тѣмъ отъ сильныхъ дождей въ Хухэнорскихъ горахъ и на западныхъ предѣлахъ Китая, она поднимается иногда неимовѣрно-высоко и получаетъ столь сильное стремлен³е, что разрываетъ обѣ плотины, разрушаетъ города и селен³я и потопляетъ большое пространство полей съ хлѣбомъ. Въ подобномъ случаѣ мѣстные начальники обязаны собирать народъ для спасен³я погибающихъ, утопшихъ хоронить на счетъ казны, а разорившихся отъ наводнен³я ссужать деньгами на поправлен³е. О количествѣ денежныхъ пособ³й при семъ несчаст³и существуютъ особливыя положен³я для каждой губерн³и.
   Сильная засуха, равно какъ и большое наводнен³е имѣютъ одно послѣдств³е - неурожай хлѣба. Въ сихъ случаяхъ начальникъ губерн³и, въ слѣдъ за донесен³емъ Государю о бѣдств³и народа, предписываетъ немедленно отворить магазины и предварительно снабдить бѣдныхъ жителей хлѣбомъ на одинъ мѣсяцъ; потомъ, опредѣливъ степень общаго бѣдств³я и раздѣливъ жителей на бѣдныхъ и крайне - бѣдныхъ, вторично представляетъ Государю о продолжен³и вспоможен³я. При общемъ бѣдств³и въ десять степеней, крайне - бѣднымъ прибавляется хлѣбное вспоможен³е на четыре, а бѣднымъ на три мѣсяца. С³е вспоможен³е понижается по степенямъ общаго бѣдств³я такъ, что при шести степеняхъ прибавляется только крайне-бѣднымъ на одинъ мѣсяцъ, а ниже прекращается. Выдача хлѣба изъ магазиновъ ежедневно производится. Возрастнымъ выдаютъ по полугарнцу (риса или проса), а малолѣтнымъ въ половину менѣе.
   При неурожаѣ отъ засухи, наводнен³я и саранчи обыкновенно возвышаются цѣны на хлѣбъ по мѣрь недостатка въ ономъ: почему правительство, желая облегчить положен³е несчастныхъ, открываетъ продажу хлѣба изъ казенныхъ магазиновъ по цѣнамъ низшимъ противъ рыночныхъ. Ежели недостанетъ хлѣба въ магазинахъ, то на счетъ казны производится закупъ онаго въ смежныхъ губерн³яхъ. По окончан³и всего, проданный хлѣбъ замѣняется вновь купленнымъ; а суммы, употребленныя на покупку хлѣба, возвращаются въ казначейство.
   Если послѣ неблагополучнаго года въ слѣдующую весну маломощные землепашцы будутъ нуждаться въ хлѣбъ на посѣвъ, то дозволяется заимообразно отпускать имъ оный и на посѣвъ и на пропитан³е. Если бѣдств³е отъ засухи или наводнен³я возпослѣдуетъ лѣтомъ, то сверхъ вспоможен³я, закономъ положеннаго, еще ссужаютъ хлѣбомъ и на осенн³й посѣвъ. С³я ссуда хлѣба производится изъ казенныхъ магазиновъ на услов³и возвратить оный послѣ осенняго убора въ будущемъ году, притомъ безъ процентной наддачи.
   Потерпѣвшимъ отъ общаго бѣдств³я, сверхъ прочихъ льготъ и пособ³й, прощаются государственныя подати также сообразно степенямъ онаго. При бѣдств³и въ 10 степеней прощается 7/10, при бѣдств³и въ 9 степеней прощается 6/10, при бѣдств³и 6-ти и 5-ти степеней 1/10. Въ с³е время немедленно прекращается сборъ податей, и то, что слѣдуетъ собрать, за исключен³емъ прощеннаго, разсрочивается при бѣдств³и отъ 10 до 8-ми степеней на три года. Бѣдств³е ниже 5-ти степеней не считается бѣдств³емъ, и если по разрѣшен³ю государеву бываетъ отсрочка, то до лѣтней только уборки; а лѣтн³й сборъ сего времени откладывается до осени.
   Для продовольств³я народа въ неурожайныхъ мѣстахъ требуется большой подвозъ хлѣба изъ сосѣднихъ мѣстъ: почему испрашиваютъ у Государя дозволен³я обвѣстить объ этомъ купечество, торгующее хлѣбомъ. Въ семъ случаѣ хлѣбъ, отправленный на продажу въ неурожайныя мѣста, освобождается отъ пошлины въ таможняхъ; а препровождающимъ оный правительство выдаетъ свидѣтельства, которыя они обязаны предъявлять мѣстнымъ начальствамъ. Если же продадутъ хлѣбъ, недостигнувъ до назначеннаго мѣста, или тайно провезутъ оный въ друг³я губерн³и; то, сверхъ взыскан³я двойной пошлины, предаются суду. Правительство, по употреблен³и всѣхъ возможныхъ ему средствъ къ пособ³ю, наконецъ дозволяетъ и частнымъ людямъ участвовать въ пособ³и народу хлѣбомъ. Купецъ, изъявивш³й желан³е въ неурожайный годъ сдѣлать пожертвован³е хлѣбомъ, долженъ испросить дозволен³е у начальства; послѣ чего предоставляется ему самому распоряжать своимъ пожертвован³емъ, а уѣзднымъ чиновникамъ запрещается вмѣшиваться въ его распоряжен³я. О учинившихъ значительное пожертвован³е начальникъ губерн³и обязанъ представлять Государю къ награжден³ю. Жители деревень въ неурожайные годы особенно затрудняются въ снискан³и пропитан³я; почему правительство разрѣшаетъ начальниковъ губерн³й производить въ с³е время нужныя казенныя работы, какъ-то: прочищен³е каналовъ, починку городскихъ стѣнъ и плотинъ, и симъ образомъ доставлять народу способы къ снискан³ю пропитан³я.
   Вышеизложенныя мѣры пособ³я народу во время общихъ бѣдств³й не одну имѣютъ цѣль; но главная заключается въ томъ, что бы постигнутые общимъ бѣдств

Другие авторы
  • Дмитриев-Мамонов Матвей Александрович
  • Львовский Зиновий Давыдович
  • Катенин Павел Александрович
  • Крюков Александр Павлович
  • Ходасевич Владислав Фелицианович
  • Игнатов Илья Николаевич
  • Радищев Александр Николаевич
  • Эверс Ганс Гейнц
  • Энгельгардт Александр Николаевич
  • Гердер Иоган Готфрид
  • Другие произведения
  • Волконский Михаил Николаевич - Записки прадеда
  • Белый Андрей - Трагедия творчества. Достоевский и Толстой
  • Чулков Георгий Иванович - Под гласным надзором
  • Аксаков Сергей Тимофеевич - Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
  • Бунин Иван Алексеевич - Пост
  • Греков Николай Порфирьевич - Стихотворения
  • Шершеневич Вадим Габриэлевич - Стихотворения
  • Богданович Ангел Иванович - Берне.- Близость его к нашей современности.- Полное собрание сочинений Ибсена
  • Сервантес Мигель Де - Славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский. Часть вторая
  • Герцен Александр Иванович - Дневник 1842-1845
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа