Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение, Страница 11

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

³емъ неоставляли своихъ жилищъ безъ крайней нужды: ибо движен³е народа въ подобныхъ случаяхъ нерѣдко начинается безпорядками, и потомъ, когда правительство употребитъ свои мѣры къ прекращен³ю оныхъ, превращается въ междоусоб³е. Посемуто о бѣдств³и, постигшемъ какую либо страну, начальникъ губерн³и обязанъ немедленно донести 'Государю, а въ слѣдъ за симъ отправить чиновниковъ опредѣлить степени бѣдств³я; на мѣсто же, постигнутое необыкновеннымъ бѣдств³емъ, долженъ лично отправиться, и оттоль донести Государю о мѣрахъ, как³я надлежитъ употребить для вспоможен³я несчастнымъ.
   Въ 1832 году была въ Китаь засуха, незапамятная въ лѣтописяхъ истор³и. Съ половины Апрѣля до Августа т. е. въ продолжен³е самыхъ жаркихъ мѣсяцевъ, невидали капли дождевой. Правительство было въ крайнемъ затруднен³и. Богдаханъ, для укрѣплен³я народа въ терпѣн³и, молился небеснымъ силамъ въ разныхъ мѣстахъ. Вотъ его молитва, читанная имъ въ храмѣ Духу земли въ 18 день 6-й луны (въ ²юлѣ):
   "Со смирен³емъ помышляю, что въ обширныхъ предѣлахъ поднебесныя я не въ силахъ оказывать помощь въ бѣдственное время наводнен³я или засухи. При продолжительномъ бездожд³и со всею искренност³ю молюсь только о повсемѣстномъ неукоснительномъ изл³ян³и благотворныхъ дождей, и всѣ чаютъ исполнен³я благости сей. Въ нынѣшнемъ году въ самаго наступлен³я лѣта {Въ 1835 году начало лѣта опредѣлено 25 Апрѣля въ 2 часа 35 минутъ по полудни.} не было дождя въ продолжен³е нѣсколькихъ мѣсяцевъ. Это есть необыкновенная засуха. Я разтерзанъ горест³ю и страхомъ; но не въ силахъ отвратить бѣдств³я. Пѣш³й я ходилъ въ три жертвенника молиться Духамъ Ше и Цзи, но несподобился получить отъ нихъ отличной милости. Вѣроятно, съ продолжен³емъ жизни умножились мои погрѣшности и вины. Увлекаясь надменност³ю, я могъ выступать изъ предѣловъ, начертанныхъ обрядами; иногда одною ошибочною мысл³ю навлекалъ гнѣвъ неба; а иногда по самонадѣянности погрѣшалъ въ выборѣ людей къ государственнымъ должностямъ. Во всѣхъ сихъ случаяхъ я заслуживалъ милосердое указан³е Неба. Нынѣ хотя глубоко раскаиваюсь и обвиняю себя, но уже не въ силахъ помочь бѣдств³ю. Съ благоговѣн³емъ очистивъ духъ и тѣло, пѣш³й прихожу въ жертвенникъ земли принести молен³е. Высочайш³й духъ царицы-земли, соучаствующ³й въ дѣйств³яхъ верховнаго неба! призри на землю во дни настоящей засухи, достигшей крайняго предѣла. Послѣ малыхъ жаровъ {Малые жары въ 1835 году начались ²юня 26 числа въ 6 часовъ 28 минутъ по полуночи, а лѣтн³й уборъ хлѣба бываетъ въ исходѣ Мая и въ началѣ ²юня.} народъ отчаялся въ надеждѣ на урожай и, обращаясь къ своему Царю, обвиняетъ его въ безпечности о подданныхъ, безвинно - страждущихъ. {Китайцы признаютъ, что Небо (Богъ) избираетъ богдахана для управлен³я въ его лицѣ народами на землѣ Въ слѣдств³е сего мнѣн³я богдаханъ обязанъ управлять съ такою же справедливост³ю и святост³ю какъ бы Небо непосредственно управляло царствомъ. Когда случаются как³я-нибудь физическ³я бѣдств³я, какъ то: засухи, наводнен³я, саранча, землетрясен³я и проч, то народъ полагаетъ, что богдаханъ допустилъ погрѣшности въ управлен³и, и Небо чрезъ Физическ³я бѣдств³я вразумляетъ его къ исправлен³ю тѣхъ погрѣшностей. Вотъ почему причину физическихъ бѣдств³й изключительно приписываютъ правителю государства.} Увы! стыдъ и трепетъ поперемѣнно объемлютъ меня, но не могу придумать мѣръ. Съ благоговен³емъ молю тебя, августѣйш³й Духъ Земли! прости меня, клянущагося обновить (исправить) себя. Пролей некосненно тукъ милостей и спаси народъ мой. Изнемогая подъ тяжест³ю скорби и раскаян³я, приношу тебѣ жертву."
  

VI.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

   Основан³е уголовныхъ законовъ касательно наказан³я преступлен³й положено было еще государемъ Шунь въ 2282 году до Р. X. По его законоположен³ю за важныя преступлен³я опредѣлены были: клеймен³е лица, рѣзан³е носа, отсѣчен³е ногъ, холощен³е, а за важныя преступлен³я, заслуживающ³я по какимъ либо обстоятельствамъ снисхожден³е, назначена ссылка. За легк³я преступлен³я опредѣлено было наказывать въ судебныхъ мѣстахъ плетью, въ учебныхъ заведен³яхъ планкою; легк³я преступлен³я, заслуживающ³я почему либо снисхожден³е, подлежали умѣрен³ю наказан³я и даже прощен³ю. Но для легкихъ преступлен³й умышленныхъ и повторенныхъ не было даже снисхожден³я. Такое существовало основан³е наказан³й въ продолжен³е 2282 - 231 лѣтъ до Р. X. Домъ Цинь, уничтоживш³й феодальное правлен³е, вынужденъ былъ прибѣгнуть къ жестокимъ наказан³ямъ, чтобы подавить недовольныхъ монархическимъ правлен³емъ; а слѣдовавш³й за нимъ Домъ Хань хотѣлъ отмѣнен³емъ оныхъ привлечь къ себѣ подданныхъ. Симъ образомъ оба Дома уклонились отъ средины - первый къ жестокости, послѣдн³й къ слабости; и впослѣдств³и уголовное законодательство около шести вѣковъ подобнымъ образомъ переходило отъ одной крайности къ другой; и сверхъ сего самыя наказан³я не имѣли опредѣленной мѣры. Домъ Суй въ 581 году по Р. X. впервые установилъ пять видовъ наказан³я, какъ-то: малою и большою планкою, временною и вѣчною ссылкою и смерт³ю.
   Наказан³е малою планкою производится для стыда: ибо маловажныя преступлен³я стыдомъ должны быть наказываемы. Наказан³е большою планкою производится для обуздан³я: ибо страхомъ сего наказан³я удерживаются отъ преступлен³й. Временная ссылка есть неволя: ибо виновный по качеству преступлен³я долженъ быть наказанъ позоромъ рабства. Вѣчная ссылка есть смертная казнь для важнаго преступника заслуживающаго по обстоятельствамъ дѣла снисхожден³е: ибо онъ освобождается отъ смерти подъ услов³емъ пожизненной разлуки съ родиною.
   Самыя важныя преступлен³я до династ³и Суй наказываемы были удавлен³емъ, отсѣчен³емъ головы съ выставкою на показъ и разсѣчен³емъ преступника на части. Наказан³я плетью и планками, временною и вѣчною ссылкою неограниченно производились. Домъ Суй первый раздѣлилъ наказан³е малою планкою на пять степеней отъ 10 до 50 ударовъ; наказан³е большою планкою на пять же степеней отъ 60 до 100 ударовъ; наказан³е временною ссылкою на пять степеней отъ одного года до трехъ; наказан³е вѣчною ссылкою на три степени отъ 1 до 3т ли; смертную казнь на два степени: удавлен³е и отсѣчен³е головы; наказан³е плетью, выставку отсѣченной головы напоказъ и разсѣчен³е на части отмѣнилъ; и сверхъ сего допустилъ уменьшен³е, искупъ и прощен³е. Въ самомъ началѣ наказан³е планкою производилось по ногамъ, ягодицамъ и спинѣ. Но какъ самыя важныя внутренн³я части нашего тѣла лежатъ между спиною и грудью, то наказан³е по спинѣ съ 627 года отмѣнено. Впрочемъ какъ свойство преступлен³й измѣняется отъ разныхъ обстоятельствъ времени, то и примѣнен³е къ нимъ наказан³й не могло всегда быть постояннымъ. Но виды и порядокъ наказан³й съ 581 года до сего времени удержаны при измѣнен³яхъ очень маловажныхъ, что ниже увидимъ.
   По уложен³ю Уголовной Палаты, изданному нынѣ царствующимъ въ Китаѣ Домомъ Цинъ, преступники раздѣляются на зачинщиковъ и сообщниковъ. Винность первыхъ одною степенью тяжелѣе противъ винности послѣднихъ. Наказан³я за преступлен³я раздѣлены на пять видовъ, каждый видъ еще дѣлится на степени съ небольшимъ измѣнен³емъ противъ прежняго, какъ-то:
   1) Наказан³е малою планкою отъ 10 до 50 ударовъ имѣетъ пять степеней.
   2) Наказан³е большою планкою {Планка дѣлается изъ бамбука, и раздѣляется на малую и большую. Малая планка имѣетъ тяжелый конецъ шириною въ 1 1/2 дюйма, а легк³й въ одинъ дюймъ; вѣсомъ 1 1/2 гина. Большая планка имѣетъ тяжелый конецъ шириною въ два, а легк³й въ 1 1/2 дюйма; вѣситъ не болѣе двухъ гиновъ. Въ длину обѣ имѣютъ 5 1/2 футовъ. Колѣнцовыя на нихъ возвышен³я и отростки сглажены. При наказан³и держатъ за легк³й конецъ, а тяжелымъ бьютъ по обнаженной задницѣ.} отъ 60 до 100 ударовъ имѣетъ пять степеней.
   3) Временная ссылка въ той же губерн³и отъ 1-го до 3-хъ годовъ имѣетъ пять степеней.
   4) Вѣчная ссылка отъ 1т. до 3т. ли отъ родины имѣетъ три степени.
   5) Смертная казнь состоитъ въ отсѣчен³и головы и удавлен³и по заточен³и. {За нѣкоторыя преступлен³я смертная казнь совершается немедленно по окончан³и суда; а за друг³я откладывается, до общей казни, совершаемой по всему государству наканунѣ зимняго поворота. Въ эту отсрочку преступники содержатся въ тюрьмѣ, и совершен³е казни надъ послѣдними называется казнить по заточен³и.}
   И временная и вѣчная ссылка сопровождаются наказан³емъ большою планкою. {Нынѣшн³я мѣста ссылки суть: Гиринъ Амуръ, Или и Урумци.} Сосланному на годъ даютъ - 60, сосланному на два года - 70, на три года - 80, на четыре года - 90, на пять лѣтъ - 100 ударовъ. Но с³е наказан³е производится уже на мѣстѣ ссылки. Нѣкоторымъ преступникамъ налагаютъ еще штемпелевые знаки на лицѣ и локотныхъ костяхъ. Смертная казнь по заточен³и, по прошеств³и двухъ и трехъ лѣтъ, наиболѣе понижается, т. е. вмѣсто отсѣчен³я головы полагается удавлен³е, а вмѣсто удавлен³я ссылка. Но есть преступники, которыхъ приговариваютъ къ рѣзан³ю въ куски и неотлагаемому по окончан³и суда отсѣчен³ю головы съ выставкою на показъ. {Отрубленная голова выставляется въ деревянной клѣткѣ, притомъ въ предмѣст³и города.} Таковые преступники суть:
   1) Злоумышляющ³е противъ государя или государства.
   2) Отцеуб³йцы, умышленно убивш³е дѣда или бабку, отца или мать.
   3) Жены и наложницы, убивш³я мужнина дѣда или бабку. свекра или свекровь.
   4) Зачинщики изъ убившихъ болѣе трехъ человѣкъ въ одномъ семействъ, или разсѣкшихъ человѣка на части.
   5) Умышленно убивш³е старшихъ родственниковъ, дѣда или бабку женниныхъ.
   6) Зачинщики изъ тѣхъ, которые умерщвляютъ младенцевъ, или отрезываютъ сосцы у женщинъ.
   7) Сынъ въ ссорѣ убивш³й отца или мать, и внукъ убивш³й въ ссоръ дѣда или бабку.
   8) Атаманъ шайки и сообщники его убивш³е чиновниковъ при освобожден³и преступниковъ изъ тюрьмы.
   9) Старш³е, убивш³е до трехъ человѣкъ въ семействѣ изъ младшихъ своихъ родственниковъ въ третьей боковой лин³и и далѣе,- въ предположен³и завладѣть имуществомъ, или получить наслѣдственную должность.
   10) Ссыльный невольникъ, убивш³й до трехъ человѣкъ въ семействѣ своего владѣльца.
   11) Жены и наложницы, по вступлен³и въ любовную связь съ родственниками, намѣренно убивш³я своего мужа.
   12) Младш³й родственникъ, по корысти или насилован³ю, намѣренно убивш³е старшаго родственника.
   13) Сухопутные и морск³е разбойники при сопротивлен³и убивш³е посланныхъ отъ Правительства.
   Находится десять важныхъ преступлен³й, за которыя смертная казнь не прощается и милостивыми манифестами; таковыя преступлен³я суть:
   а) Злоумышлен³е противъ общественнаго спокойств³я.
   б) Злоумышлен³е противъ царствующаго дома.
   в) Измѣна отечеству.
   г) Отцеуб³йство.
   Подъ отцеуб³йствомъ разумѣется уб³ен³е отца или матери, дѣда или бабы съ отцовой стороны старшаго брата или сестры, дѣда или бабки съ жениной стороны; также уб³ен³е мужа.
   д) Безчеловѣч³е.
   Подъ безчеловѣч³емъ разумѣется: 1) умерщвлен³е семейства состоящаго изъ трехъ и болѣе человѣкъ; 2) разсѣчен³е человѣка на части; 3) умерщвлен³е родившагося младенца, {Восточные путешественники увѣряли Европу, будто въ Китаѣ дѣтоуб³йство позволено законами, а одному изъ путешественниковъ въ Кантонѣ сказали, что Кит. Правительство даже содержитъ людей, которые обучены ремеслу убивать младенцевъ. И просвѣщенная Европа до сего времени безусловно вѣрила этимъ нелѣпостямъ.} 4) отрѣзан³е сосцовъ у женщинъ; 5) составлен³е ядовъ и чародѣйствъ; 6) неуважен³е къ верховной власти.
   Неуважен³емъ къ верховной власти считаются:
   1) Похищен³е царскихъ жертвенныхъ сосудовъ, колесницъ и одѣян³я; 2) похищен³е и поддѣлка царскихъ печатей; 3) ошибочное противъ рецепта составлен³е лекарствъ для государя; 4) ошибка при вложен³и докладовъ въ конвертъ; 5) приготовлен³е не должныхъ яствъ для государева стола; 6) непрочное строен³е судовъ для государева путешеств³я.
   ж) Неуважен³е къ родителямъ.
   Подъ неуважен³емъ къ родителямъ разумѣется: 1) поношен³е дѣда и бабки, отца и матери, также мужнина дѣда и бабки, свекра и свекрови; 2) перемѣна родины и раздѣлъ съ дѣдомъ и бабкою, съ отцемъ и матерыо; 3) отказъ въ пропитан³и отца и матери; 4) женитьба въ траурѣ по отцѣ и матери; 5) утаен³е траура по дѣдѣ и бабкѣ, по отце и матери; 6) ложное объявлен³е о кончинѣ дѣда или бабки; отца или матери.
   з) Семейственный раздоръ.
   и) Неоправедливость.
   Несправедливостью почитается: 1) когда разночинецъ убьетъ своего областнаго, окружнаго и уѣзднаго Правителя; 2) когда солдатъ убьетъ своего командира; 3) когда канцелярск³й служитель или сторожъ убьетъ чиновника своего присутственнаго мѣста отъ 10 кл. и выше; 4) когда ремесленный убьетъ своего мастероваго учителя; 5) когда жена, утаивъ кончину своего мужа не будетъ носить траура и выдетъ за другаго.
   ³) Кровосмѣшен³е.
   Кровосмѣшен³емъ почитаются прелюбодѣян³е съ родственницами до четвертой боковой лин³и и съ наложницами дѣда и отца.
   Всего считается до 2,759 преступлен³й по которымъ подвергаются пяти видамъ наказан³я, исключая преступлен³и, кой законъ не можетъ вполнѣ обнять своею силою. Преступлен³й наказываемыхъ:
   10-ю ударовъ малою планкою - 31.
   20-ю - 49.
   30-ю - 42.
   40-ю - 111.
   50-ю - 118.
   60-ю ударовъ большою планкою - 118.
   70-ю - 76.
   80-ю - 241.
   90-ю - 85.
   100 - 400.
   Ссылкою на одинъ годъ - 66.
   Ссылкою на 1 1/2 года - 51.
   - - 2 - - 65.
   - - 2 1/2 - - 85.
   - - 3 - - 163.
   Ссылкою съ переселен³емъ - 1.
   Смѣшанныхъ преступлен³й наказываемыхъ вѣчною ссылкою:
   За 2000 ли - 2.
   - 2500 ли - 2.
   - 3000 ли - 8
   Ссылкою въ неволю (въ каторгу) - 125.
   Ссылкою въ гарнизоны въ ближайш³я мѣста - 39.
   Ссылкою на ближайш³я границы - 100.
   Ссылкою на отдаленныя границы - 11.
   Ссылкою на отдаленнѣйш³я границы - 11.
   Ссылкою въ заразительныя мѣста - 40.
   Смѣшанныхъ преступлен³й наказываемыхъ:
   Удавлен³емъ. г. - 6.
   Отсѣчен³емъ головы - 8.
   Точныхъ преступлен³й наказываемыхъ:
   Удавлен³емъ по заточен³и - 213.
   Отcѣчен³емъ головы по заточен³и - 179.
   Неотлагаемымъ удавлен³емъ - 51.
   Неотлагаемымъ отсѣчен³емъ головы - 160.
   Рѣзан³емъ въ куски - 21.
   Всего преcтуплен³й наказываемыхъ:
   Малою планкою - 351.
   Большою планкою - 925.
   Временною ссылкою - 435.
   Вѣчною cсылкою - 12.
   Ссылкою въ неволю - 125.
   Ссылкою въ гарнизоны - 26.
   Смерт³ю - 644.
   Всего - 2759.
  
   По законамъ прошедшей династ³и Минъ чиновники и гражданск³е и военные наравнѣ съ разночинцами подвергались тѣлесному наказан³ю: но при настоящей династ³я Цинъ съ 1644 года тѣлесное наказан³е чиновниковъ отмѣнено {У насъ и до сего дня ученые для пышности въ слогѣ возглашаютъ, что въ Китаѣ и Министра и крестьянина однимъ и тѣмъ же бамбукомъ чествуютъ. Г. Добель, проживш³й десять лѣтъ въ Кантонѣ, торжественно увѣрялъ въ этомъ Европу и Европа, при своемъ просвѣщен³и, расхвалила его.}, а вмѣсто сего положено наказывать ихъ пенею и снят³емъ чиновъ напр.: за вину по должности:
   а) вмѣсто 10 ударовъ планкою вычетомъ жалованья за мѣсяцъ;
   б) за 20 и 30 ударовъ вычетъ надбавляется за месяцъ.
   в) за 40 и 50 ударовъ вычетъ надбавляется за 3 месяца, т. е. вычетъ за полгода.
   г) вмѣсто 60 ударовъ планкою вычетомъ жалованья за цѣлый годъ.
   д) вмѣсто 10 ударовъ понижен³емъ однимъ чиномъ.
   е) вмѣсто 80 ударовъ - двумя чинами.
   ж) вмѣсто 90 ударовъ - тремя чинами съ оставлен³емъ при прежней должности.
   з) вмѣсто 100 ударовъ понижен³емъ четырьмя чинами съ переводомъ (къ должности по оставшемуся чину). {Законы въ отношен³и къ чиновникамъ и опредѣлительны и снисходительны.}
   Но чиновники за преступлен³я по личному поведен³ю наказываются однимъ степенемь выше. Отъ ссылки и смертной казни хотя они и неизъяты, но имѣютъ право откупаться, исключая преступлен³й непрощаемыхъ законами.
   Допускается изъят³е нѣкоторыхъ людей отъ суда по общимъ законамъ, какъ то:
   1) Изъят³е родственниковъ государевыхъ и родственниковъ вдовстующей государыни - матери до 5й боковой лин³и, а родственниковъ государыни до 4 и боковой лин³и.
   2) Изъят³е столповыхъ вельможъ, долго служившихъ при государяхъ и пользовавшихся милостями ихъ.
   3) Изъят³е заслуженныхъ, отличившихся важными военными подвигами.
   4) Изъят³е добродѣтельныхъ, коихъ поведен³е и образъ мыслей служатъ примѣромъ для другихъ.
   5) Изъят³е способныхъ, которые по своимъ великимъ способностямъ служатъ подпорою престолу и въ гражданской и военной службѣ.
   6) Изъят³е ревностныхъ, которые неутомимо занимаются дѣлами службы, или бывъ отправлены куда-либо преодолѣваютъ всѣ трудности для исполнен³я возложеннаго поручен³я.
   7) Изъят³е знатныхъ, подъ которыми разумѣются гражданск³е и военные чиновники отъ 1 до 6 класса.
   8) Изъят³е гостей, подъ которыми разумѣются потомки государей прежнихъ династ³й.
   Ежели подлежащ³й изъят³ю учинитъ преступлен³е; то начальство не можетъ само собою судить его, а обязано донести государю, и уже по получен³и указа произвести слѣдств³е; а по окончан³и суда и самое дѣло представить государю на утвержден³е. Сила сего закона простирается на дѣда и бабку, родителей, жену, сыновей и внуковъ подлежащаго изъят³ю. Но въ десяти важныхъ преступлен³яхъ законъ сей не имѣетъ дѣйств³я.
   Исключая изъемлемыхъ, проч³е судятся по законамъ общимъ для каждаго состоян³я: но подъ с³е положен³е несовершенно подходитъ:
   1) Чиновники: Если чиновникъ отъ 10 класса и выше учинитъ преступлен³е; то начальство, неприступая къ допросамъ, доноситъ государю къ прописан³емъ его дѣла, а по получен³и указа изслѣдовавъ дѣло и сдѣлавъ приговоръ на основан³и законовъ, представляетъ государю на утвержден³е. Чиновники отъ 1-го до 6-го класса берутся къ допросамъ по отрѣшен³и отъ должности: но допрашиваются безъ пытокъ. Если же обстоятельства дѣла неизбѣжно потребуютъ допросить кого чрезъ пытки, то испрашиваютъ у государя разрѣшен³е на то. Если судимый чиновникъ оправдается, то снова опредѣляется къ прежней должности.
   2) Знаменные, т. е. родивш³еся въ военномъ состоян³и Осьми знаменъ.
   Знаменные подвергнувш³еся наказан³ю планками, наказываются вмѣсто сего плетью, временною и вѣчною ссылкою, но избавляются отъ ссылки въ неволю. Сей законъ простирается только на Маньчжуровъ, Монголовъ и Знаменныхъ Китайцевъ, находящихся въ дѣйствительной службѣ.
   3) Воспитанники Астрономическаго Института.
   Изъ сихъ воспитанниковъ обучающимся съ отличными успѣхами дозволяется отъ ссылки и тѣлесныхъ наказан³й до 100 ударовъ откупаться, и потомъ продолжать учен³е.
   4) Женщины и дѣвицы.
   Женщины и дѣвицы, приговоренныя къ наказан³ю большою планкою, наказываются безъ сниман³я шальваровъ; за легк³я же преступлен³я наказываются въ безподкладномъ одѣян³и; отъ штемпелеван³я освобождаются; а отъ ссылки и временной и вѣчной дозволено имъ откупаться. Женамъ чиновниковъ дозволяется откупаться отъ тѣлеснаго наказан³я. Всякая женщина по маловажнымъ дѣламъ и по оговору, исключая блуда, воровства и уб³йства, можетъ вмѣсто себя послать въ судъ брата, сына или племянника, а при слѣдств³яхъ по постороннимъ и маловажнымъ дѣламъ, производимыхъ въ окружныхъ и уѣздныхъ правлен³яхъ, совершенно увольняется отъ свидѣтельства и очныхъ ставокъ. Ежели беременная женщина подлежитъ къ допросу чрезъ пытки; то сей допросъ отлагается за сто дней по рожден³и младенца. Такимъ же образомъ и смертная казнь совершается надъ ними: но приговоренныя къ рѣзан³ю въ куски предаются казни чрезъ мѣсяцъ по рожден³и младенца.
   5) Престарѣлые и малолѣтные.
   Имѣющ³е выше 70 и недостигш³е 15 лѣтъ, также больные, при допросахъ по какому либо преступлен³ю, освобождаются отъ пытокъ, и приговоръ объ нихъ составляется на доказательствахъ свидѣтелей; сверхъ сего дозволяется имъ откупаться отъ ссылки и другихъ наказан³й и т. д.
   Доносъ на самаго себя уничтожаетъ преступлен³е, и донесш³й на самаго себя до открыт³я его преступлен³я освобождается отъ наказан³я: но въ дѣлѣ по воровству покража отбирается отъ него. Ежели судимый по какому либо маловажному преступлен³ю добровольно признается въ другомъ важномъ преступлен³и, то освобождается отъ наказан³я за важное преступлен³е. Донесен³е на самаго себя въ судѣ отличается отъ добровольнаго признан³я при допросѣ. Важные преступники изъ зачинщиковъ не подходятъ подъ сей законъ.
   Родственники, живущ³е не въ раздѣлѣ, также дѣдъ и бабка женины, тесть и теща, внуки отъ дочери, зять по дочери, внучнина жена, деверья и жены ихъ могутъ скрывать преступлен³я другъ друга. Невольники, невольницы и наемные люди, таивш³е о преступлен³и своихъ господъ избавляются отъ суда, и самое дѣло, открытое по сему предмету, оставляется безъ судопроизводства. Даже если бы преступникъ въ бѣгствѣ скрывался у своихъ родственниковъ, и с³е неставится имъ въ вину. Но сей законъ непростирается на измѣнниковъ и другихъ государственныхъ преступниковъ.
   Доносъ на старшихъ родственниковъ не принимается въ уважен³е. Ежели сынъ доноситъ на отца или мать, внукъ на дѣда или бабку, жена и наложница на мужа, также на мужнина дѣда или бабку, на свекра или свекровь, младш³е родственники на старшихъ; всѣ с³и доносители предаются суду, хотя бы ихъ доносы и справедливы были, а обвиняемые избавляются отъ суда. Сей законъ простирается на невольниковъ и невольницъ., когда они доносятъ на своихъ господъ.
   Ябѣда считается преступлен³емъ, имѣющимъ относительную важность. При сочинен³и жалобы другимъ представляющ³й дѣло въ ложномъ видѣ, т. е. или увеличивающ³й или уменьшающ³й оное, судится за ябѣду. Если истецъ вовсе не думалъ подавать жалобы, а ябѣдникъ подалъ мысль и побудилъ его къ тому; то послѣдн³й считается зачинщикомъ, а истецъ сообщникомъ. Если истецъ самъ вознамѣрился подать жалобу, а ябѣдникъ со стороны подстрекнулъ его къ тому, то послѣдн³й судится одинаково съ преступникомъ; и если сей приговоренъ къ смерти, то ябѣдникъ наказывается однимъ степенемъ ниже его. Подкупленный къ подачъ ложнаго доноса судится какъ бы самъ ложно доносилъ, и бывъ приговоренъ къ смерти не освобождается отъ казни; а подкупивш³й судится какъ преступникъ законовъ. Для уничтожен³я ябѣды Земскимъ начальникамъ поставлено въ обязанность избирать въ народѣ вѣрныхъ и правдивыхъ людей, знающихъ грамоту, и возлагать на нихъ сочинен³е жалобъ для просителей. Желающ³е производить искъ должны прибѣгать къ симъ писарямъ, которые обязаны писать прошен³я со словъ просителей, а подъ прошен³емъ подписывать свое прозван³е и имя; а безъ сего запрещается судебнымъ мѣстамъ принимать прошен³я.
   Принимать прошен³я отъ истцовъ дозволяется одному только Земскому начальнику, т. е. Окружному или Уѣздному Правителю, которые уполномочены окончательно рѣшать маловажныя дѣла, а важныя дѣла обязаны представлять на разсмотрѣн³е Областнаго Правлен³я и такъ далѣе.
   Для производства слѣдственныхъ дѣлъ законами назначены сроки. Для изслѣдован³я дѣла по обыкновенному уб³йству опредѣленъ шестимѣсячный срокъ, а для производства слѣдств³й по важнымъ уголовнымъ дѣламъ, какъ то, по грабежу, разбою и гробокопательству - четырехмѣсячный срокъ. Изъ шестимѣсячнаго срока назначено три мѣсяца Земскому начальнику для представлен³я дѣла въ областное правлен³е; одинъ мѣсяцъ Областному Правителю для представлен³я дѣла въ уголовный судъ; одинъ мѣсяцъ уголовному суду для представлен³я дѣла начальнику губерн³и; одинъ мѣсяцъ начальнику губерн³и для представлен³я дѣла въ Уголовную Палату и Государю. Подобнымъ же образомъ изъ четырехмѣсячнаго срока назначено два мѣсяца Земскому начальнику, 20 дней Областному Правителю, 20 дней Уголовному суду и 20 дней начальнику губерн³и. Ежели за непоимкою главнаго преступника и неявкою нужныхъ свидѣтелей невозможно привести дѣло въ ясность, то представляютъ государю о продолжен³и срока.
   Въ страдовое время т. е. съ 1-го числа 4-го мѣсяца до истечен³я 1-го мѣсяца {Въ 1835 году 1-е число 4-го мѣсяца было 17-е Апрѣля, а послѣдн³й день 7-го мѣсяца случился 9-го Сентября.} прекращается судъ по всѣмъ дѣламъ, исключая важныхъ, какъ - то: измѣны, смертоуб³йства, воровства, лихоимства съ нарушен³емъ законовъ, также по злоупотреблен³ямъ маклеровъ и мошенническому грабежу товаровъ у гостей. Ежели у преступника приговореннаго къ смерти отецъ или мать, дѣдъ или баба выше 70 лѣтъ или тяжко больные или увѣчные, требующ³е призрѣн³я, а въ семействѣ нѣтъ возрастнаго по немъ имѣющаго выше 15 лѣтъ; дозволяется освободить его отъ смертной казни - съ утвержден³я государева; и если онъ будетъ оставленъ для пропитан³я, то наказывается только двухмѣсячнымъ ношен³емъ шейной колодки, 40 ударами планкою, а по смертоуб³йству въ ссорѣ еще платитъ 20 ланъ серебра семейству убитаго на пропитан³е. Такимъ же образомъ оставляется сынъ вдовы, получившей за доброе свое поведен³е титулъ цѣломудренной.
   По случаю милостиваго манифеста оказывается прощен³е на различныхъ положен³яхъ, смотря по качеству преступлен³й. Маловажныя вины совершенно прощаются, а изъ важныхъ нѣкоторыя прощаются, а друг³я только смягчаются. Въ манифестахъ 1736 и 1796 годовъ, состоявшихся по случаю вступлен³я на престолъ, изъяты были изъ прощен³я десять дѣйствительныхъ преступлен³й: 1) смертоуб³йство; 2) похищен³е имущества и воровство съ насил³емъ; 3) зажигательство; 4) гробокопательство; 5) принят³е взятокъ съ нарушен³емъ и безъ нарушен³я законовъ; 6) подлоги; 7) прелюбодѣян³е; 8) хитрое завлечен³е людей въ худыя общества; 9) смертоуб³йство, произведенное чрезъ навѣты; 10) попущен³е преступлен³я за знаемо, и дозволен³е производить лихоимство и переводъ денегъ въ ходатайствѣ по преступлен³ямъ.
   Въ Уголовной Палатѣ по истечен³и каждыхъ пяти лѣтъ учреждается Коммис³я для краткаго пересмотра, а чрезъ десять лѣтъ для полнаго исправлен³я законовъ. С³я Коммис³я съ должнымъ вниман³емъ разсматриваетъ именные указы и одобренныя Палатою положен³я, изложенныя въ докладахъ государственныхъ чиновниковъ для опредѣлен³я мѣры преступлен³й, также свѣряетъ старыя и новыя постановлен³я противорѣчивш³я другъ другу; по окончан³и сего исправляетъ законы, излагая подъ старыми статьями новыя постановлен³я, коими отмѣняются первыя. Для краткаго исправлен³я назначается десятимѣсячный, а для полнаго годичный срокъ. Вновь введенныя постановлен³я Коммисс³я представляетъ Государю; и какъ скоро онѣ будутъ утверждены, обнародываются къ исполнен³ю. Законы положительно опредѣляютъ мѣру вины, а постановлен³я, по стечен³ю обстоятельствъ, смягчаютъ или увеличиваютъ оную, и потому считаются только пополнен³емъ законовъ. Случайныя государевы рѣшен³я по уголовнымъ дѣламъ отнюдь не считаются положительными законами: почему запрещается подводить оныя для смягчен³я или усилен³я винности.
  
   Примѣч. Уголовные законы, имѣюш³е дѣйств³е въ арм³и въ продолжен³е войны какъ мѣры случайныя, не принадлежатъ къ уголовному законодательству.
  

VII.

О ШАМАНСТВѢ

   Въ одно время съ покорен³емъ сибирскихъ странъ мы получили первое свѣдѣн³е о шаманствѣ, дотолѣ неизвѣстномъ Европѣ. Наши ученые путешественники обозрѣвавш³е Сибирь, недовольствуясь неотчетливыми о немъ разсказами простыхъ очевидцевъ, старались лично удостовѣриться въ справедливости этихъ разсказовъ; они видѣли шамановъ и шаманокъ, совершающихъ мистическ³е обряды, и, судя по страннымъ ихъ дѣйств³ямъ при семъ, единогласно заключили, что шаманство есть ремесло, которымъ хитрые шарлатаны подъ благовидными формами грубо обманываютъ легковѣрныхъ простаковъ изъ личныхъ выгодъ. Долго въ Европѣ безусловно вѣрили сему мнѣн³ю. Наконецъ наши мисс³онеры, живущ³е въ Китаѣ, узнали уставъ шаманскаго служен³я, изданный въ Пекинѣ въ 1747 году на Маньчжускомъ языкѣ, и съ сего времени открылось, что мы очень обманывались въ своихъ мнѣн³яхъ насчетъ шаманства. То, что намъ казалось грубымъ обманомъ въ кочевыхъ шарлатанахъ, составляетъ религ³ю, господствующую нынѣ при Китайскомъ дворѣ и въ Маньчжур³и. Древн³я обряды ея, изложенные въ вышепомянутомъ уставѣ, представляютъ стройную систему, основанную на понят³яхъ чисто-религ³озныхъ. Кочевые сибирск³е шаманы, изучая обряды шаманства по устнымъ предан³ямъ, съ течен³емъ времени не могли ее обезобразить ихъ грубыми измѣнен³ями и прибавлен³ями, происходившими отъ ихъ невѣжества, но совсѣмъ тѣмъ удержали существенныя части шаманскаго служен³я, какъ ниже увидимъ.
   Начало шаманской религ³и, судя по простотѣ обрядовъ ея, должно относить къ тѣмъ временамъ м³ра, когда люди еще не имѣли ни храмовъ для жертвоприношен³й ни особливыхъ сослов³й, посвятившихъ себя служен³ю при жертвенникахъ. Религ³я эта и нынѣ совершенно-чужда фанатической вѣронетерпимости, свойственной прочимъ языческимъ религ³ямъ {Маньчжуры, кромѣ шаманской религ³и, слѣдуютъ обрядамъ всѣхъ другихъ религ³й, терпимыхь Китайскими законами. У нихъ въ похоронной процесс³и не рѣдко бываютъ монахи трехъ религ³й, идущ³е въ нѣкоторомъ отдален³и одни отъ другихъ. Каждое отдѣлен³е облачено въ свой служебный костюмъ и поетъ свои молитвы. Въ торжественные дни въ самомъ дворцѣ тибетск³е и монгольск³е ламы отправляютъ молебств³я сряду по нѣскольку дней. Исламизмъ изключенъ по причинѣ собственнаго его фанатизма.}. Мы называемъ ее шаманствамъ отъ слова шаманъ, заимствованнаго отъ тунгузскаго слова саманъ, которое означаетъ человѣка, соединяющаго въ себѣ качества жреца, врача и волхва. Истор³я хотя представляетъ намъ таковыхъ людей въ Аз³и за долго до временъ Р. X., но уже принадлежащими къ особливымъ сослов³ямъ, исключительно посвятившимъ себя служен³ю при храмахъ. Къ сожалѣн³ю, до сего времени еще не открыто ни памятниковъ, ни свидѣтельствъ историческихъ, по которымъ бы можно было заключить, въ чемъ и до какой степени нынѣшнее шаманство разнствуетъ отъ древняго. Что касается до нынѣшнихъ шамановъ въ Маньчжур³и, они принадлежатъ къ разнымъ сослов³ямъ въ обществѣ, и назван³е шамана носятъ только по исправлен³ю должности жреца, которую они изучаютъ и принимаютъ на себя добровольно, безъ всякихъ обрядовъ посвящен³я и безъ утвержден³я правительствомъ. Сверхъ сего въ Маньчжур³и и не было, и доселѣ нѣтъ ни храмовъ для шаманскаго служен³я, ни дней опредѣленныхъ для сего. Шамановъ безвременно призываютъ въ домъ, гдѣ нужно ихъ религ³озное содѣйств³е по какому либо случаю. Одинъ Богдаханъ, по преимуществу, пользуется правомъ имѣть храмы и жрецовъ для шаманскаго служен³я.
   Въ Пекинѣ шаманское служен³е совершается въ двухъ мѣстахъ: во дворцѣ государыни и въ шаманскомъ капищѣ, которое лежитъ во внутреннемъ городѣ, на юго-востокъ отъ дворцовой крѣпости, и по китайски называется Тханъ-цзы, что значитъ храмъ. Маньчжуры превратили с³е слово въ танеэ, а собственнаго назван³я - безъ вещи - не имѣютъ.
   Въ шаманскомъ капищѣ находятся три храма, какъ-то: главный храмъ, состоящ³й изъ одного зала въ три звена; круглый храмъ, имѣющ³й видъ не большаго павильона, и малый храмъ, похож³й на бесѣдку. Въ этихъ храмахъ нѣтъ ни мебели, ни украшен³й какихъ-либо; даже наружность ихъ очень проста. Во дворцѣ государыни, въ служебномъ залѣ, развѣшивается на шестикѣ занавѣсъ: при утреннемъ служен³и - на западной сторонѣ, при вечернемъ - въ сѣверо-западномъ углу, а по срединѣ зала ставится вѣха, утвержденная на каменной тумбѣ. Въ шаманскомъ капищѣ вѣха ставится предъ круглымъ храмомъ, а отъ вѣхи проводится чрезъ круглый храмъ въ главный три бечевки, которыя привязываются къ сѣверной стѣнѣ надъ занавѣсомъ. Какъ при шаманскомъ служен³и иногда сама государыня присутствуетъ, а при ней ни одинъ мужчина, исключая евнуховъ, быть не можетъ; то должность шамановъ исправляютъ женщины: почему въ обоихъ храмахъ служен³е совершается одною шаманкою въ шаманскомъ одѣян³и; по правую ея сторону, нѣсколько отступя назадъ, стоитъ подшаманка въ обыкновенномъ своемъ одѣян³и. Шаманка читаетъ молитвы и поетъ гимны плавно и тихимъ голосомъ, съ важнымъ и благоговѣйнымъ видомъ. Но какимъ образомъ она дѣйствуетъ въ тайныхъ молитвахъ при жертвоприношен³и, я не имѣлъ случая видѣть. У государыни въ храмѣ Онготамъ, хранителямъ лошадей, при вечернемъ жертвоприношен³и употребляютъ по двѣ свиньи; а при большомъ жертвоприношен³и, во 2-й день каждаго мѣсяца, также при большомъ жертвоприношен³и весною и осенью при водружен³и вѣхи, употребляютъ по одной свиньѣ.
   Штатъ шаманокъ при дворѣ состоитъ изъ 12 женщинъ. Должность с³ю исправляютъ жены дворцовыхъ офицеровъ, и за это получаютъ отъ Двора одно только одѣян³е. Сверхъ шаманокъ еще находится 36 подшаманокъ, которыя прислуживаютъ шаманкамъ при обрядахъ, 37 женщинъ для толчен³я коры, и 19 женщинъ, дѣлающихъ изъ той коры курительныя свѣчи для шаманскаго служен³я. Всѣ эти женщины суть жены дворцовыхъ солдатъ. Онѣ получаютъ отъ Двора на содержан³е отъ половины до 2-хъ ланъ серебра и по полумѣшку риса - ежемѣсячно.
   Вотъ кратк³й очеркъ шаманства въ древнемъ, сколько извѣстно., и нынѣшнемъ его состоян³и. Взглянемъ на нынѣшн³е обряды его.
   Шаманское служен³е состоитъ въ жертвоприношен³и Небу и Онготамъ. По вѣроучен³ю шамановъ, подъ "небомъ" разумѣется сила, управляющая м³ромъ - Богъ, подъ "онготами" - души людей, которые въ жизни сей дѣлали добро людямъ, да и по смерти продолжаютъ благотворить имъ.
   Шаманское жертвоприношен³е раздѣляется на обыкновенное и временное или случайное; первое совершается во дворцѣ государыни, послѣднее наиболѣе въ шаманскомъ капищѣ. Обыкновенное жертвоприношен³е раздѣляется на ежедневное и ежемѣсячное.
   Обыкновенное ежедневное жертвоприношен³е совершается каждый день утромъ въ 3 и 4 часу по полуночи, вечеромъ въ 3 и 4 часу пополудни. При утреннемъ жертвоприношен³и молятся онготамъ: Шагямони, Бодисатва и Гуанъ-ди при вечернемъ молятся онготамъ: Ахунь - няньси, Аньчунь - аяра, Мури - муриха, Надань - дайхунь, Нархунь - сюаньчу, Эндури - сэнчу, Баймань - чжангинъ, Надань - вэйхури, Эньду - монголо, Катунь - ноинь. {Послѣдн³е десять онготовэь суть Тунгусы, что видно изъ ихъ именъ, чисто - тунгузскихъ. Что касается до первыхъ трехъ, Шагямони и Бодясатва суть Инд³йцы, живш³е за десять вѣковъ до Р. X. - Они основали буддайскую религ³ю, Гуань-ди родомъ былъ Китаецъ, живш³й въ III столѣт³и по Р. X. - Онъ обоготворенъ за вѣрность къ законному государю. По всей вѣроятности, с³и три лица внесены въ число тунгузскихъ онготовъ уже по завоеван³и Китая Маньчжурами - по видамъ чисто - политическимъ.}
   Обрядъ ежедневнаго утренняго жертвоприношен³я заключается въ слѣдующемъ: въ служебномъ залъ Государыни, на столѣ, поставленномъ у самаго занавѣса предъ изображен³ями трехъ онготовъ, ставятъ три блюдца съ курен³ями, три чарочки съ чистою водою и хлѣбенное. Шаманка начинаетъ служен³е молитвою, которую читаетъ на распѣвъ, а ей подъигрываютъ на балалайкѣ и гитарѣ. При молитвѣ предъ заклан³емъ животнаго снимаютъ со стола чарчоки съ чистою водою, стоявш³я предъ изображен³емъ Бодисатвы,- и какъ скоро затворятъ храмъ и закроютъ изображен³я трехъ онготовъ, то приводятъ жертвенное животное, и когда шаманка кончитъ чтен³е молитвы, то вливаютъ воду въ ухо животному; потомъ, выпустивъ кровь изъ него, раздѣляютъ животное на части и варятъ. Сварившееся мясо шаманка ставитъ на столъ и чтен³емъ молитвы оканчиваетъ служен³е.
   При вечернемъ служен³и ставятъ на столъ предъ изображен³ями онготовъ пять блюдцевъ съ курен³ями, пять чарочекъ съ чистою водою и хлѣбенное. Шаманка, опоясавшись поясомъ съ бубенчиками и съ привскакиван³емъ ударяя въ ручной бубенъ, поетъ гимнъ, а ей подъигрываютъ на гитарѣ и стучатъ въ тактъ деревяннымъ камертономъ. По троекратномъ совершен³и сего обряда, шаманка читаетъ молитву предъ изображен³ями онготовъ. Послѣ сего приводятъ жертвенное животное и поступаютъ съ нимъ по обряду утренняго служен³я. Сварившееся мясо шаманка ставитъ на столъ и читаетъ молитву предь онготами. По окончан³и сей молитвы потушаютъ курен³я въ блюдцахъ и огонь въ фонаряхъ, скутываютъ печь, въ которой мясо варилось, и опускаютъ темный занавѣсъ; присутствующ³е выходятъ изъ храма, и дверь затворяется. Оставшаяся въ храмѣ шаманка, потрясая бубенчиками въ рукѣ и на поясницѣ своей, читаетъ молитву на распѣвъ и молится; ей подъигрываютъ на гитарѣ съ деревяннымъ камертономъ. По четверократномъ совершен³и сего обряда, поднимаютъ занавѣсъ, отворяютъ дверь храма, зажигаютъ фонари, уносятъ жертвенное мясо и снимаютъ изображен³я онготовъ. Если государь и Государыня присутствуютъ при жертвоприношен³и; то они дѣлаютъ поклонен³е, а на утреннемъ служен³и и жертвенное мясо получаютъ.
   Ежемѣсячное обыкновенное жертвоприношен³е онготамъ раздѣляется на утреннее и вечернее, и въ обрядахъ тѣмъ только разнится отъ ежедневнаго жертвоприношен³я, что здѣсь, вмѣсто чистой воды, употребляется квашеное изъ проса вино, которое также вливается въ ухо жертвенному животному.
   Жертвоприношен³е Небу нѣсколько разнствуетъ отъ ежедневнаго жертвоприношен³я. Предъ каменною тумбою съ вѣхою, поставленною посреди служебнаго зала, ставятъ длинный столъ съ тремя серебренными тарелками для предложен³й; изъ нихъ средняя тарелка съ рисомъ, а проч³я пустыя. На сѣверо-востокъ отъ вѣхи ставится длинный столъ для жертвеннаго мяса. Во время служен³я подшаманка окропляетъ рисъ священною водою дважды предъ молитвою и дважды по окончан³и молитвы. Послѣ сего приводятъ жертвенное животное, выпускаютъ изъ него кровь, разнимаютъ по хребетнымъ позвонкамъ, срѣзываютъ съ нихъ мясо и варятъ. Изъ двухъ пустыхъ тарелокъ на правую кладутъ позвонки, на лѣвую желчь. Свареное мясо изрѣзываютъ въ куски и кладутъ въ ссуда, между которыми еще поставляютъ дна сосуда съ просяною кашею, Подлѣ сосудовъ кладутъ разливную ложку и палочки, употребляемыя вмѣсто вилокъ, а остальное мясо изрѣываютъ въ куски и, положивъ въ лаханки, накрываютъ кожею. Подшаманка вторично окропляеть рисъ водою, дважды предъ молитвою и дважды послѣ молитвы; между - тѣмъ нанизываютъ шейные позвонки на ниточку и вѣшаютъ на вѣхѣ, а срѣзанное съ нихъ мясо, окропленный рисъ и желчь кладутъ въ сосудъ, прикрѣпленный къ верхнему концу вѣхи.
   Къ временнымъ жертвоприношен³ямъ принадлежатъ.
   1) Жертвоприношен³е онготамъ въ началѣ каждаго изъ четырехъ годовыхъ временъ.
   Въ началѣ каждой четверти года совершается особенное утреннее и вечернее жертвоприношен³е онготамъ, при которомъ въ служебномъ залѣ опускаютъ занавѣсъ и ставятъ блюдцы съ курен³ями; но, вмѣсто жертвеннаго животнаго, приводятъ къ дворцу Государыни двухъ бѣлыхъ лошадей и двухъ бычковъ; приносятъ два слитка золота, два слитка серебра, два куска штофа съ полозами, два куска штофа съ драконами, 10 кусковъ бархата, голи и разноцвѣтныхъ атласовъ, 40 концовъ китайки. Приведенныхъ лошадей ставятъ по правую, а бычков, по лѣвую сторону дворцовыхъ воротъ; а золото, серебро и ткани евнухи приносятъ въ храмъ и раскладываютъ на столѣ предъ онготами и при утреннемъ и при вечернемъ служен³и. По окончан³и обряда и лошадей и бычковъ обратно уводятъ, а чрезь три дня уносятъ золото, серебро и ткани, и все отдаютъ въ контору жертвеннаго скота, гдѣ про даютъ и скотъ и ткани въ пользу конторскихъ расходовъ.
   2) Молен³е онготамъ о низпослан³и счаст³я.
   О низпослан³и счаст³я просятъ онготовъ Фули - Фуду и Омоши - мама, которымъ жертву при

Другие авторы
  • Толстой Николай Николаевич
  • Ермолов Алексей Петрович
  • Григорьев Аполлон Александрович
  • Бурачок Степан Онисимович
  • Свирский Алексей Иванович
  • Филиппсон Людвиг
  • Новицкая Вера Сергеевна
  • Панаева Авдотья Яковлевна
  • Вагинов Константин Константинович
  • Русанов Николай Сергеевич
  • Другие произведения
  • Алданов Марк Александрович - А. Чернышев. Гуманист, не веривший в прогресс
  • Мерзляков Алексей Федорович - Призывание Каллиопы на берега Непрядвы
  • Павлов Николай Филиппович - Павлов Н. Ф.: биобиблиографическая справка
  • Наумов Николай Иванович - Наумов Н. И.: Биографическая справка
  • Капнист Василий Васильевич - Видение плачущего над Москвою россиянина
  • Ершов Петр Павлович - Варианты стихотворений
  • Гайдар Аркадий Петрович - В. Цветов. Страна умирающих рыцарей
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Айхенвальд Ю. И.
  • Достоевский Федор Михайлович - Братья Карамазовы. Часть 1
  • Кроль Николай Иванович - Н. И. Кроль: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 474 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа