Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение, Страница 12

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

носятъ при утреннемъ и вечернемъ служен³и вмѣстѣ съ прочими онготами. Изключен³е состоитъ въ томъ, что подшаманка заблаговременно вырубаетъ въ западномъ дворцовомъ саду иву - вышиною въ девять футовъ, въ нижнемъ отрубѣ трехъ дюймовъ - и предъ самымъ жертвоприношен³емъ водружаетъ ее предъ окнами Государыни; предъ онготами ставитъ вино и хлѣбенное, а на южной половинъ ставитъ столъ молен³я о счаст³и; на семъ столѣ разставляетъ девять сосудцевъ съ виномъ, два блюда съ вареными карпами, два блюда съ вареными перьменями, два блюда съ просяною кашею и разное хлѣбенное. Послѣ сего шаманка начинаетъ пѣть гимнъ, легко потрясая можемъ съ бубенчиками и молится по чиноположен³ю утренняго служен³я. Подшаманка подаетъ ей стрѣлу съ привязанною къ ней пенькою, послѣ чего столъ, приготовленный для молен³я о счаст³и, выносятъ на дворъ и ставятъ предъ водруженною вѣхою. Въ слѣдъ за симъ и шаманка выходитъ на дворъ, легко потрясая лѣвою рукою ножъ, а въ правой держа стрѣлу съ пенькою. Она становится предъ столомъ по правую сторону ивы, поднимаетъ стрѣлу вверхъ и, пенькою пригибая къ себѣ вѣтвь ивы, троекратно поетъ гимнъ и молится. Въ с³е время Государь и Государыня совершаютъ поклонен³е и получаютъ жертвенное мясо. Такимъ же образомъ совершается и вечернее служен³е, послѣ котораго относятъ иву въ шаманское капище.
   3) Жертвоприношен³е въ кругломъ храмѣ.
   Въ кругомъ храмѣ приносятъ жертву онготамъ Н³охонь - Тайцзи и Удубынь - Сэйзэ. Въ новый годъ жертвоприношен³е совершается во 2е, а въ проч³е мѣсяцы въ 1е число. Предложен³е имъ состоитъ изъ временныхъ яствъ, вина и бумаги развѣшиваемой на шестѣ. Шаманка, легко потрясая можемъ, поетъ молитвенный гимнъ и читаетъ молитву; ей подъигрывьютъ на гитарѣ съ деревяннымъ камертономъ, чемъ и оканчивается служен³е.
   Въ юговосточномъ углу шаманскаго капища есть малый храмъ, въ которомъ также въ 1е число каждаго мѣсяца приносятъ жертву онготу Шаньси. С³я жертва состоитъ изъ временныхъ яствъ, вина и бумаги развѣшиваемой на шестѣ. Евнухъ, совершающ³й служен³е, читаетъ молитву и молится съ колѣнопреклонен³емъ, съ открытою головою, безъ курмы (верхнее одѣян³е) и пояса, и кланяется до земли.
   4) Омовен³е онготовъ.
   Ежегодно въ 8е число четвертаго мѣсяца (въ Маѣ), онготовъ, чествуемыхъ утреннимъ жертвоприношен³емъ, переносятъ изъ дворца Государыни въ главный храмъ въ Шаманскомъ капищъ. Изображен³я Бодисатвы и Гуань-ди предварительно развѣшиваютъ на занавѣсѣ, а кивоты ихъ вымываютъ въ желтой чашѣ, наполненной чистою водою, разведенною медомъ (сытою). По совершен³и обряда, изображен³я обоихъ онготовъ влагаютъ въ кивоты, поставляютъ предъ ними вино и хлѣбенное и развѣшиваютъ бумагу на шестѣ. Въ этотъ же день совершаютъ молен³е и предъ онготами круглаго храма. Въ обоихъ мѣстахъ шаманка, легко потрясая ножемъ въ рукъ, поетъ гимнъ и читаетъ молитву. По окончан³и служен³я, изображен³я онготовъ, чествуемыхъ утреннимъ жертвоприношен³емъ, обратно относятъ во дворецъ Государыни.
   5) Жертвоприношен³е при водружен³и шаманской вѣхи.
   Ежегодно весною и осенью совершаютъ большое жертвоприношен³е при водружен³и шаманской вѣхи. За день или за два предъ симъ обрядомъ бываетъ во дворцѣ Государыни предварительное жертвоприношен³е, совершаемое по чину утренняго и вечерняго жертвоприношен³я. Послѣ сего, изображен³я онготовъ, чествуемыхъ утреннимъ жертвоприношен³емъ, переносятъ изъ дворца Государыни въ главный храмъ въ шаманскомъ капищѣ. Незадолго до перенесен³я онготовъ, евнухъ отправляется въ горы въ округи Цинъ-чжеу и срубаетъ тамъ ель, длиною въ 20 футовъ, въ поперечникѣ пять дюймовъ, съ десятью колѣнцами или рядами сучьевъ. Это шаманская вѣха, которую водружаютъ предъ входомъ въ круглый храмъ. Въ день жертвоприношен³я и въ главномъ и въ кругломъ храмъ поставляютъ предъ онготами вино и хлѣбенное. Отъ занавѣса въ главномъ храмѣ протягиваюгь чрезъ оба храма до вѣхи три бечевки, на которыхъ развѣшиваютъ бумагу, а на вѣхъ выставляютъ флагъ. На местѣ въ кругломъ храмѣ также развѣшиваютъ бумагу. Въ обоихъ храмахъ шаманки совершаютъ обыкновенное молен³е. При троекратномъ чтен³и молитвы вторятъ имъ на балалайкѣ, гитарѣ и деревяннымъ камертономъ. Если Государь и Государыня присутствуютъ при семъ жертвоприношен³и, то и они предъ молитвою совершаютъ поклонен³е въ обоихъ храмахъ. Государь получаетъ жертвенное мясо.
   По окончан³и служен³я при водружен³и вѣхи, изображен³я онготовъ обратно переносятъ изъ шаманскаго капища во дворецъ Государыни, гдѣ въ тотъ же день приносятъ имъ жертву по обряду мѣсячнаго жертвоприношен³я, а на другой день по сему же обряду приносятъ жертву небу,
   6) Жертвоприношен³е онготамъ - хранителямъ лошадей.
   Онготы Н³охонь - Тайцзи и Удубынь - Бэйзэ почитаются хранителями лошадей. Имъ приносятъ жертву сряду два дня. Въ первый день просятъ ихъ о сохранен³и царскихъ лошадей, а во второй о сохранен³и казенныхъ лошадей на пастбищахъ. Въ первый день, при утреннемъ жертвоприношен³и, вѣшаютъ на конскихъ волосахъ изъ гривы и хвоста 70 паръ шелковыхъ лоскутковъ краснаго цвѣта, а при вечернемъ 30 паръ шелковыхъ лоскутковъ чернаго цвѣта, которые шаманка, по окончан³и служен³я, отдаетъ въ дворцовыя конюшни. Въ слѣдующ³й день при утреннемъ жертвоприношен³и развѣшиваютъ 280, а при вечернемъ 30 паръ шелковыхъ лоскутковъ чернаго цвѣта, которые, по окончан³и служен³я также раздаются по конюшнямъ. При семъ случаѣ въ первый день купно приносятъ молен³е тѣмъ же онготамъ въ кругломъ храмѣ, куда приводятъ изъ царскихъ конюшенъ 10 лошадей. Къ хвостамъ сихъ лошадей, и при утреннемъ и при вечернемъ жертвоприношен³и, во время молитвы привязываютъ темно-красныя и темныя шелковыя ткани для принят³я счаст³я.
   Въ новый годъ, въ полночь на le число, Государь совершаетъ поклонен³е предъ онготами во дворцѣ Государыни; а потомъ, сопровождаемый Князьями и вельможами маньчжурскаго алемени, отправляется въ шаманское капище, гдѣ поклоняется Небу въ кругломъ храмѣ, дѣлая три коленопреклонен³я съ девятью поклонами въ землю. Отправляясь въ походъ, онъ такимъ же образомъ является въ шаманское капище, гдѣ прежде совершаетъ поклонен³е въ кругломъ храмѣ, а потомъ предъ главнымъ знаменемъ съ изображен³емъ желтаго дракона. Ежели Государь вмѣсто себя отправляетъ главнокомандующаго въ арм³ю, то вмѣстѣ съ нимъ исполняетъ сей обрядъ напутственнаго поклонен³я. Такимъ же образомъ онъ совершаетъ поклонен³е по счастливомъ возвращен³и изъ похода.
  

VIII.

КИТАЙСКАЯ ГАЗЕТА.

   Въ Китаѣ извѣстна одна только газета которая въ мою тамъ бытность издавалась въ Пекинѣ подъ назван³емъ Цзинъ-бао, что значитъ: Столичный вѣстникъ. С³я газета какъ по содержан³ю, такъ и по наружному своему составу мало имѣетъ сходства съ политическими газетами издаваемыми въ Европѣ.
   Внутри Пекинскаго дворца находится Государственный Кабинетъ, по Китайс. называемый Нэй-гкэ. Четыре Министра и два Вице-министра составляютъ присутств³е сего мѣста. Доклады и донесен³я о дѣлахъ, слѣдующ³е къ Государю отъ высшихъ Присутственныхъ мѣстъ въ столицѣ и правительственныхъ лицъ въ губерн³яхъ, прежде поступаютъ въ Государственный Кабинетъ, гдѣ Министры разсматриваютъ содержан³е бумагъ, и потомъ уже при запискѣ съ своимъ мнѣн³емъ представляютъ Государю на разсмотрѣн³е или на утвержден³е. Доклады и донесен³я, разсмотрѣнные и утвержденные Государемъ, чрезъ два дня послѣ подачи сдаются въ Военный Комитетъ, Цзюнь цзи-чу, а отсюда тѣ изъ нихъ, которые слѣдуютъ къ объявлен³ю, опять поступаютъ въ Государственный Кабинетъ. С³и бумаги суть факты государственнаго управлен³я, изъ которыхъ въ послѣдств³и составляется Истор³я Китайской Импер³и: по сей причинѣ всѣмъ Присутственнымъ мѣстамъ и казеннымъ заведен³ямъ въ Пекинѣ поставлено въ обязанность ежедневно посылать въ Государственный Кабинетъ дежурныхъ списывать коп³и съ бумагъ сошедшихъ отъ Государя и хранить оныя въ архивахъ. Таковая же обязанность возложена на всѣ судебныя мѣста и въ губерн³яхъ: на сей конецъ въ Пекинѣ имѣютъ пребыван³е шестнадцать Почтовыхъ Экспедиторовъ Тъхитханъ, которымъ поручено печатать обнародованныя Государственнымъ Кабинетомъ бумаги и разсылать каждому въ свою губерн³ю. Но что бы и народъ имѣлъ нѣкоторое понят³е о течен³и государственныхъ дѣлъ, то правительство дозволило въ Пекинѣ печатать вышепомянутыя выписки безъ малѣйшихъ опущен³й и прибавлен³й или перемѣны словъ.
   Въ составъ описанной нами газеты входятъ разныя дѣла, представляемыя государю на утвержден³е, или только доводимыя до его свѣден³я - въ столицѣ отъ всѣхъ высшихъ Присутственныхъ мѣстъ и гражданскихъ и военныхъ, извнѣ отъ Правителей губерн³й, военныхъ начальниковъ и управляющихъ дѣлами по особенной какой либо части. Содержан³е докладовъ и донесен³й по большой части составляютъ опредѣлен³е или перемѣщен³е высшихъ чиновниковъ къ должностямъ, повышен³е или переводъ низшихъ чиновниковъ и гражданскихъ и военныхъ, предан³е виновныхъ изъ нихъ суду или приговоры къ наказан³ю, извѣст³я о разныхъ приключен³яхъ, разныя распоряжен³я по государственному хозяйству. Въ сей газетѣ помѣщается почти все, что въ Европейскихъ кабинетахъ считается государственною тайною, даже переговоры съ иностранными посланниками, что можно видѣть изъ обнародованныхъ дипломатическихъ бумагъ относящихся до Англ³йскаго посольства, бывшаго въ Пекинѣ въ 1816 году. Иногда обнародываются частныя представлен³я высшихъ чиновъ съ изложен³емъ ихъ замѣчан³й на как³я либо временныя политическ³я обстоятельства, или ихъ мнѣн³й на счетъ дѣйств³й по онымъ правительства; а въ донесен³яхъ правителей губерн³й изрѣдка встрѣчаются случайныя произшеств³я какъ въ физическомъ такъ и нравственномъ м³рѣ, очень любопытныя для наблюдателей природы. - По сему описан³ю Пекинской газеты не трудно будетъ заключить, что она представляетъ собою зеркало, въ которомъ ясно и чисто отражается образъ государственнаго управлен³я въ Китаѣ.
   Пекинская газета издается и печатная и письменная. Всѣ бумаги помѣщаются въ ней на другой же день послѣ объявлен³я ихъ въ Государственномъ Кабинетѣ. Газета ежедневно выходитъ - письменная въ одной тетрадкѣ содержащей отъ 8 до 12-ти листовъ въ 12°; а печатная на цѣломъ листѣ, иногда съ прибавлен³емъ. На получен³е газеты можно подписываться на неопредѣленное время, даже на одинъ мѣсяцъ и нѣсколько дней. Отказаться отъ получен³я также всегда можно, и деньги платятся только за полученные нумера. Подписная цѣна и съ доставкою въ домъ не простирается выше 1 1/2 ланы серебра за мѣсяцъ, что составляетъ 3 руб. 40 коп. серебромъ. Даже можно за не большую плату получать газету для одного чтен³я: но въ такомъ случаѣ она иногда поздо доставляется; потому что одинъ нумеръ долженъ пройти нѣсколько домовъ. Это есть единственная газета въ цѣломъ Китаѣ. О повременныхъ издан³яхъ по части литтературы, наукъ и художествъ Китайцы еще и понят³я не имѣютъ.
  

IX.

ПОЯСНЕН²Е ОТВѢТОВЪ

Г. КРУЗЕНШТЕРНА НА ВОПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЕМУ Г. ВИРСТОМЪ КАСАТЕЛЬНО КИТАЯ

   Г. Крузенштернъ предъ своимъ отправлен³емъ въ путешеств³е кругомъ свѣта получилъ отъ Г. Вирста 27 вопросовъ относящихся до Китая. Кратковременное пребыван³е славнаго нашего мореплавателя въ Кантонѣ - безъ знан³я Китайскаго языка, недозволило ему приобрѣсть столько свѣдѣн³й о Китаѣ, что бы онъ самъ по себѣ могъ составить удовлетворительные отвѣты; и, вѣроятно, воспользовался для сего показан³ями Англичанъ, живущихъ подъ Кантономъ по торговымъ своимъ дѣламъ. С³и то показан³я Г. Крузенштернъ помѣстилъ въ своемъ путешеств³и кругомъ свѣта. Но краткость, а болѣе не точность отвѣтовъ ясно показываютъ, что Члены Англинской Фактор³и въ Китаѣ мало имѣли свѣдѣн³й о внутреннемъ состоян³и Китая. Въ настоящее время открыто уже, что нелѣпыя мнѣн³я на счетъ сего Государства, замѣчаемыя въ сочинен³яхъ ученыхъ Европейцевъ, произошли большею част³ю отъ несправедливыхъ извѣст³й сообщенныхъ путешественниками. Мног³е изъ вопросовъ Г. Вирста не относятся къ статистикѣ Китая, между тѣмъ правильные отвѣты на нихъ могутъ прояснить весьма многое относительно частнаго быта Китайцевъ. Вотъ единственная причина, которая побудила меня принять на себя трудъ исправить и пояснить самые отвѣты Г. Крузенштерна на данные ему вопросы.
  

1.

  
   Какъ велики въ Китаѣ обыкновенные на занимаемыя деньги проценты, и какова разность между залогомъ и довѣренност³ю къ лицу занимающаго?
   Отв. "Въ Кантонѣ платятъ по 12 и по 18-ти процентовъ, судя по обстоятельствамъ и благонадежности заимодавца".
   Проценты въ отношен³и къ различному образу займа и ссуды неодинаковы. Частные ссудные банки называемые Дтапъ-пху, выдаютъ небольш³я суммы - подъ залогъ разныхх движимыхъ вещей - за два, а подъ залогъ мѣховыхъ, шерстяныхъ и каменныхъ вещей за три процента на мѣсяцъ. Но если заемъ простирается до 1000 рубл. серебромъ, въ такомъ случаѣ берутъ отъ одного до полупроцента. Это и говорю о Пекинѣ, гдѣ всѣ вещи вдвое дороже противъ губерн³й; въ другихъ мѣстахъ проценты на займы должны стоять въ равномъ содержан³и съ мѣстною цѣнност³ю вещей. Находятся еще так³е банки, которые ссужаютъ на имя торговаго дома по одному ручающагося мѣста виду для получен³я суммы по частямъ. Проценты на таковую ссуду очень умѣренны, и всегда тѣмъ менѣе, чѣмъ короче сроки уплаты. Напр. если занять 360 рублей съ услов³емъ начать съ слѣдующаго по займѣ дня ежедневную уплату по рублю, по такому займу берутъ не болѣе пяти процентовъ въ годъ: но банкиръ, не смотря на малость процентовъ, получаетъ весьма значительную прибыль, ежели обратить вниман³е на беспрерывное обращен³е капитала. Еще существуетъ въ Пекинѣ исключительный образъ ссуды для чиновниковъ, которые при своемъ отправлен³и изъ столицы къ должности имѣютъ нужду въ деньгахъ какъ для уплаты прежнихъ долговъ, такъ и для будущихъ путевыхъ издержекъ. Какъ эта ссуда всегда простирается до значительной суммы, и при томъ производится безъ залоговъ и поручительствъ; то и проценты, смотря по разстоян³ю мѣста и надежности доходовъ съ онаго, бываютъ не одинаковы; но вообще очень высоки - иногда выше ста на сто. Причина сему заключается въ томъ, что чиновникъ, занимающ³й деньги при опредѣлен³и къ новому мѣсту, хотя и обезпечиваетъ свой долгъ письменнымъ видомъ, даннымъ ему отъ правительства на должность: но если по непредвидимому обстоятельству, онъ лишится мѣста, или умретъ еще до истечен³я срока назначеннаго къ уплатѣ; то заимодавцы не имѣютъ права требовать ни процентовъ, ни капитала. Это значить ссужать на страхъ, и составляетъ главную причину высокихъ процентовъ. Для таковыхъ ссудъ существуютъ банки только въ Пекинѣ, и находятся особыя общества маклеровъ, которые должны обстоятельно знать положительные доходы всѣхъ должностей въ государствѣ, и сверхъ сего освѣдомляться о состоян³и новоопредѣляемыхъ чиновниковъ, т. е. какого они поведен³я, какихъ лѣтъ и не имѣютъ ли родителей въ преклонныхъ лѣтахъ {Чиновники изъ Китайцевъ, по кончинѣ отца или матери, совершенно отрѣшаются отъ должности на 27 мѣсяцевъ для совершен³я траура; а чиновники изъ Маньчжуровъ и Монголовъ, служащ³е въ губерн³яхъ, по сему случаю возвращаются въ Пекинъ, гдѣ по окончан³и 3-хъ мѣсячнаго траура, опредѣляются на остальное время траура къ должностямъ въ Канцеляр³яхъ тѣхъ дивиз³й, въ которыхъ они родились.}. Маклера предварительно развѣдываютъ объ опредѣляющихся къ выгоднымъ должностямъ и сообщаютъ о нихъ банкамъ; а с³и по договору ссудивъ чиновника извѣстною суммою денегъ отправляютъ съ нимъ своего прикащика для получен³я долга на мѣстѣ. Между частными людьми еще производится ссуда по займу подъ залоги имѣн³я движимаго и недвижимаго, иногда и безъ залоговъ, но съ письменнымъ обязательствомъ и поручительствомъ. Проценты по сему образу ссуды, смотря по количеству суммы, безопасности залога и довѣренности къ поручителямъ и должнику отъ полу - до трехъ процентовъ на мѣсяцъ. Обыкновенно чѣмъ болѣе сумма и безопаснѣе залогъ, тѣмъ въ равномъ содержан³и и проценты менѣе. Довѣренность къ лицу и поручителямъ имѣетъ мѣста при полной надеждѣ къ получен³ю: но безъ надежнаго залога мало способствуетъ къ понижен³ю процентовъ: ибо въ Китаѣ неположено законами, что бы брать отъ правительства виды для отъѣзда или переселен³я изъ одного мѣста въ другое. Изложенныя мною замѣчан³я наиболѣе относятся къ Пекину; въ другихъ мѣстахъ безъ сомнѣн³я есть небольшое различ³е въ образѣ заимодавства. Китайцы наиболѣе руководствуются обычаями, которые вездѣ одинаковы быть не могутъ. Законами утверждено только не брать выше трехъ процентовъ въ мѣсяцъ, и прекращать уплату оныхъ, какъ скоро сумма ихъ сравняется съ капиталомъ.
  

2.

  
   Существуетъ ли рабство, или временное подданство?
   Отв. "Не существуетъ. Китаецъ родится свободнымъ". {Съ сего мѣста до конца статьи, мѣста въ отвѣтахъ напечатаныя курзивомъ, относятся къ ложнымъ понят³ямъ.} Знатный и богатый должны нанимать людей для услуги и работы. Впрочемъ весьма обыкновенно, что родители продаютъ дѣтей своихъ; только мужескаго пола рѣже нежели женскаго; но и с³и остаются въ неволѣ до совершеннолѣт³я, по достижен³и коего дѣлаются свободными. За женск³й полъ, который въ Китаѣ, равно какъ и во всѣхъ восточныхъ земляхъ, не пользуется одинаковыми преимуществами съ мущинами, полиц³я нестрого вступается; а потому проданныя дѣти сего пола остаются во всю жизнь свою въ рабствѣ...
  
   Въ Китаѣ существуетъ рабство двухъ видовъ, утвержденныхъ государственными постановлен³ями. Китайцы за нѣкоторыя преступлен³я ссылаются на отдаленныя предѣлы въ неволю и отдаются въ работу офицерамъ Маньчжускаго происхожден³я, которые впрочемъ не имѣютъ права ни продавать ни освобождать, а разрѣшен³е отъ сего наказан³я предоставлено верховной власти. Мятежники, взятые въ плѣнъ, законнымъ образомъ поступаютъ въ рабство къ военнымъ маньчжускаго происхожден³я, и остаются въ неволѣ изъ рода въ родъ, пока владѣльцы не отпустятъ ихъ на волю съ возвращен³емъ крѣпостей, по которымъ владѣютъ ими. Есть еще трет³й видъ рабства. Родители имѣютъ право продавать своихъ дѣтей; но с³е рабство въ письменныхъ актахъ называется кабален³емъ; оно простирается только на одно лице; а съ возвращен³емъ покупной суммы, или съ прошеств³емъ условныхъ лѣтъ работы прекращается. Всѣ с³и три вида рабства простираются только на Китайцевъ. Маньчжуры и Монголы за преступлен³я вмѣсто неволи ссылаются въ казенныя работы.
  

3.

  
   Естьли въ Китаѣ велик³е богачи изъ частныхъ людей? владѣютъ ли они обширными помѣстьями, или имѣн³е ихъ, яко торгующихъ состоитъ въ богатствахъ ?
   Отв. Богатѣйш³е изъ частныхъ людей въ Китаѣ суть обыкновенно торгующ³е, а наипаче нѣкоторые изъ содержателей солянаго откупа. Соль составляетъ одну изъ важнѣйшихъ частей доходовъ Китайскаго правительства. Въ каждой провинц³и находятся сообщества купцовъ, коимъ предоставляется единоторж³е въ продажѣ соли. Они по мандаринамъ важнѣйш³я лица въ цѣломъ Государствѣ. Они одни пользуются правомъ носить оруж³е, держатъ вооруженныя лодки, входитъ во всяк³й домъ съ обыскомъ, если подозрѣваютъ, что хозяинъ имѣетъ соль, которая не у нихъ куплена. За ними слѣдуютъ, яко богачи изъ частныхъ людей, сочлены Когонга. Имѣн³е Панкиквы, перваго купца сего общества, полагаютъ въ 4-м. теловъ, или въ 6-м. п³астровъ. Владѣтелей обширными помѣстьями, сказывали, въ Китаѣ совсемъ неимѣется."
  
   Въ Китаѣ много большихъ богачей, а число средственныхъ капиталистовъ очень велико. Они бываютъ изъ чиновниковъ, а болѣе изъ торговыхъ людей. Богатство ихъ состоитъ въ земляхъ, строен³яхъ и наличномъ капиталѣ какъ въ серебрѣ, такъ и въ то варахъ. Въ одномъ Пекинѣ считается до 200 частныхъ ссудныхъ банковъ, и самый бѣдный изъ нихъ имѣетъ не менѣе милл³она (ассигнац³ями) рублей въ оборотѣ. Въ Китаѣ всѣ почти земли принадлежатъ собственникамъ. Каждый, не разбирая сослов³й, преимущественно старается имѣть часть капитала въ земляхъ: ибо сей капиталъ приноситъ вѣрные доходы, и сверхъ того неподверженъ никакимъ не предвидимымъ опасностямъ, исключая политическихъ переворотовъ. Но обладан³е землями никому не даетъ назван³я помѣщиковъ.
  

4.

  
   Употребительны ли въ Китаѣ по торговлѣ вексели, или ассигнац³и, и как³е по сему существуютъ законы ?
   Отв. Торгующ³е векселей не употребляютъ, какъ то дѣлаютъ Европейцы: слѣдовательно и нѣтъ на то законовъ. Вообще очень рѣдко случается, что бы одинъ Китаецъ занималъ у другаго деньги. Въ государствѣ, въ коемъ богатство удобно можетъ быть виною несчаст³я владѣющаго онымъ стараются скрывать свое имѣн³е. Самъ Панкиква, будучи весьма тщеславенъ, не охотно говоритъ о великомъ своемъ богатствѣ. Впрочемъ переводы денегъ между торгующими Китайцами неизбѣжны; для того и употребляютъ росписки: но онѣ по настоящему состоятъ только въ засвидѣтельствован³и получен³я денегъ и обѣщан³я уплаты въ опредѣленное время. Если случится, что должникъ не платитъ и вѣритель принесетъ на него жалобу мандарину, то сей удостовѣрившись въ справедливости требован³я принуждаетъ его къ платежу - или сильно дѣйствующею въ Китаѣ Бамбу, или налагаетъ запрещен³е на имѣн³е и удовлетворяетъ изъ онаго вѣрителя. Однако Китаецъ весьма рѣдко приноситъ жалобу на должника своего. Онъ охотнѣе ждетъ долгое время, въ надеждѣ какимъ либо образомъ получить ему принадлежащее. Сему главною причиною то, что мандаринъ требуетъ обыкновенно за труды свои половину долга; въ случаѣ же на то несоглас³я не принимаетъ жалобъ."
  
   Въ Китаѣ употребляютъ вексели троякаго вида. Къ первому виду принадлежатъ переводные вексели Хой-пьх³ао, которые употребляются только банкирами подъ печатью фирмы купеческаго Дома, безъ маклерской скрѣпы. Так³е вексели называются переводными; потому что получен³е вручаемой банку суммы назначается въ банкѣ другаго города принадлежащемъ тому же банкиру. Переводъ векселя на посторонн³е банки, или уплата оными долговъ допускается по взаимному соглас³ю. Ко второму виду векселей принадлежатъ заемныя векселя Цзѣ-пьх³ао. Это суть обязательства, которыми торгующ³е обязываются закупленные въ одномъ мѣстѣ товары уплатить въ другомъ мѣстѣ наличными деньгами. Но какъ въ Китаѣ нѣтъ торговаго устава, то всѣ между купцами сдѣлки производятся по добровольнымъ услов³ямъ, основаннымъ на давнихъ обыкновен³яхъ. Маклеровъ при сихъ сдѣлкахъ неупотребляютъ: но всю довѣренность основываютъ на состоян³и торгующаго дома, или на состоян³и поручителей. Къ третьему виду векселей принадлежатъ ассигнац³и называемыя въ Китаѣ денежными билетами цянь-пьх³ао;- так³е билеты употребляются мѣнялами, когда промѣнивающ³й серебро на мѣдную монету требуетъ для удобности выдать ему вексель или билетъ на желаемую сумму. На билетѣ находится печать мѣняльной лавки, и надпись съ означен³емъ ея назван³я и количества заключающейся въ билетѣ суммы. Но вексели мѣняльныхъ лавокъ принимаются въ оборотѣ за наличныя деньги только въ томъ городѣ или мѣстечкѣ, гдѣ они выпущены, а внѣ тѣхъ мѣстъ не имѣютъ силы. Заемныя письма цзѣ-цзы по обыкновеннымъ денежнымъ ссудамъ не причисляются къ векселямъ. Исключительныхъ по вексельнымъ дѣламъ постановлен³й нѣтъ въ Китайскихъ уложен³яхъ.
  

5.

   Естьли гильд³и и цѣхи; каковы оныхъ постановлен³я ?
   Отв. "Всѣ ремесленники раздѣляются на общества, изъ коихъ каждое имѣетъ своего старшину. Въ Кантонѣ разные мастеровые живутъ даже въ особенныхъ улицахъ; такъ напр: въ одной портные, въ другой сапожники, въ третьей стекольщики, въ четвертой аптекари, и такъ далѣе. Они дѣлаютъ и особенныя свои празднества, для коихъ нанимаютъ обыкновенно комед³антовъ, и обнародываютъ, что въ такой - то день, въ такомъ - то цѣхѣ будутъ зрѣлище, къ которому допускаютъ всякаго безденежно."
  
   Въ Китаѣ существуетъ двоякое раздѣлен³е жителей на сослов³я. Въ ученомъ слогъ - въ сообразность древнимъ уложен³ямъ о столицѣ - народъ раздѣляется на четыре сослов³я: чиновниковъ, землепашцевъ, торгующихъ и ремесленниковъ. Въ тѣ времена не было отдѣльнаго военнаго состоян³я, а весь народъ обязанъ былъ исправлять военную службу. Нынѣ законами приняты два только состоян³я: чины чень и простолюдины или плебеяне минь. Въ первомъ поставлены Князья, чиновники и ученые; послѣднее заключаетъ въ себѣ торгующихъ, ремесленниковъ, землепашцевъ, и имѣетъ мног³я подраздѣлен³я, означающ³я разность упражнен³й, а не постепенность между сослов³ями. Но какъ въ общежит³и приняты каждому роду упражнен³й особливыя назван³я; то Правительство въ судопроизводствѣ по необходимости сообразуется съ общими понят³ями о сослов³яхъ народа; но, не утверждая законами политическаго ихъ различ³я между собою, не полагаетъ исключительнаго преимущества одному предъ другимъ: по сей причинѣ нѣтъ въ Китаѣ ни гильд³й купеческихъ, ни цѣховъ мѣщанскихъ; равнымъ образомъ нѣтъ и особливыхъ уставовъ, опредѣляющихъ гражданск³я обязанности и взаимныя отношен³я равныхъ сослов³й между собою. Но какъ различ³е сослов³й, введенныхъ въ общежит³и, есть необходимое послѣдств³е разнородности упражнен³й; то для опредѣлен³я взаимныхъ отношен³й при отправлен³и дѣлъ введены частныя положен³я, которыя будучи укоренены долговременнымъ употреблен³емъ и общимъ уважен³емъ, замѣняютъ въ Китаѣ то, что у насъ введено уставами. Китайцы руководствуются въ своихъ сдѣлкахъ обыкновен³ями точно также, какъ въ Европѣ законами. Иногда ихъ обыкновен³я, взятыя особенно, кажутся довольно странными: но когда разсмотримъ ихъ въ связи съ другими обыкновен³ями, или въ отношен³и къ соприкосновеннымъ къ нимъ какимъ либо обстоятельствамъ; то нельзя неувѣриться, что они дѣйствительно должны быть таковыми, каковы есть, и вмѣсто странности открываемъ въ нихъ благоразумное приспособлен³е къ обстоятельствамъ. Мастеровые въ городахъ и слободахъ обыкновенно занимаются своими ремеслами въ лавкахъ, а не въ домахъ. Нерѣдко люди одного какого-либо ремесла отдѣльно занимаютъ небольшую улицу. Равнымъ образомъ и торгующ³е однимъ какимъ либо товаромъ иногда занимаютъ довольно значительное пространство по одной улицѣ. Это въ Европѣ называютъ рядами, а не цѣхами или сослов³ями; въ Китаѣ напротивъ и цѣлый рядъ лавокъ съ однимъ какимъ либо товаромъ и сослов³е торгующее имъ, и сослов³е занимающееся однимъ какимъ либо ремесломъ носитъ общее назван³е Ханъ, что значитъ: черта, лин³я, рядъ, сослов³е. Симъ образомъ при первоначальномъ открыт³и торга на Кягтѣ Китайцы раздѣлили свои товары на восемь разрядовъ и назвали это Бпа - ханъ: въ слѣдств³е сего постановили восемь старшинъ по одному въ каждомъ разрядѣ, что и до нынѣ удержано, не смотря на то, что нѣкоторые изъ прежнихъ товаровъ давно вышли изъ торговли. На такомъ же основан³и въ Кантонѣ при открыт³и торга съ Европейцами постановлено 13 старшимъ (которые съ Англ³йскаго языка вмѣсто Хинъ переводятъ у насъ Хонгъ, Гонгъ и Когонгъ). Въ Китаѣ какъ выше сказано, слово Ханъ существуетъ только въ имени; а въ Кантонѣ старшины превращены въ маклеровъ - монополистовъ, чрезъ которыхъ производится промѣнъ китайскихъ произведен³й на иностранныя. - Еще есть въ Китаѣ обыкновен³е, что занимающ³еся однимъ какимъ-либо ремесломъ или торгомъ избираютъ въ году день, въ который составляютъ праздникъ для своего сослов³я, сопровождаемый какими-либо играми, или церемон³ями. Актеры въ Пекинѣ празднуютъ день рожден³я учредителя театральныхъ игръ. Торгующ³е холстомъ и хозяева чайныхъ усадьбъ ежегодно съѣзжаются въ назначаемое старшинами мѣсто, гдѣ въ общемъ собран³и полагаютъ цѣны, по которымъ товары ихъ должны продаваться въ разныхъ мѣстахъ. Таковыя собран³я обыкновенно сопровождаются пиршествами и театральными играми, представляемыми на улицахъ для всенароднаго увеселен³я.
  

6.

   Гдѣ и сколь знатны ярмарки, торговыя мѣста и складки товаровъ? Изъ какихъ портовъ производится торговля съ Япон³ею, Филиппинскими и Зондскими островами и берегомъ Иид³и ?
   Отв. "Важнѣйш³я пристани въ Китаѣ для иностранной торговли суть: Кантонъ на южномъ берегу, Емой на южномъ въ провинц³и Фок³екъ, Нингно на восточномъ въ провинц³и Чек³ангъ, не въ дальнемъ разстоян³и отъ острова Чузамъ {Емой есть Ся-мынь, Чузамъ есть островъ Чжеу-шань.}. Изъ Кантона плаваютъ Китайск³е ³онки въ Малакку, Батав³ю, С³амъ и въ разныя мѣста, сопредѣльныя Китайскому морю, изъ Емои къ Филиппинскимъ и Ликейскимъ островамъ; изъ Нинто въ Япон³ю и Корею. Взаимный между пристанями торгъ производится почти повсюду. Всѣ велик³е города служатъ мѣстами для складки товаровъ по внутренней торговлѣ и для мануфактуръ своей провинц³и, а особливо находящ³еся у великихъ рѣкъ и каналовъ."
  
   Отвѣтъ сей очень удовлетворителенъ. Что касается до ярмарокъ, т. е. временныхъ на какомъ либо мѣстѣ при большомъ съѣздъ купцовъ со всѣхъ сторонъ для продажи и покупки извѣстныхъ товаровъ; то въ Китаѣ можно допустить таковыя мѣста болѣе въ разрядѣ торжковъ или базаровъ, нежели въ видѣ ярмарокъ. Въ замѣну ярмарокъ довольно находится большихъ складочныхъ мѣстъ, которыя по обширности ихъ торговли можно было-бы назвать ярмарками, еслибъ свозъ товаровъ былъ центральный а не имѣлъ односторонняго направлен³я. Таковыя мѣста имѣютъ сухопутныя, а болѣе водяныя сообщен³я.
  

7.

  
   Употребляются ли въ Кантонѣ прейсъ-куранты?
   Отв. "Употребляются, но только на Европейскихъ языкахъ."
  
   Очень вѣроятно, что Европейцы, торгующ³е въ Кантонѣ, имѣютъ прейсъ-куранты на Европейскихъ языкахъ,- но только для себя, а не для Китайцевъ. Къ чести Европейскихъ народовъ, имѣющихъ торговыя связи съ Китаемъ, надобно сказать, что они въ Кантонѣ производятъ торгъ съ Китайцами на исковерканномъ английскомъ или португальскомъ нарѣч³яхъ, а въ Кятгѣ на изуродованномъ русскомъ языкъ. Что касается до прейсъ-курантовъ собственно въ Китаѣ, въ Пекинѣ они находятся во всѣхъ большихъ лавкахъ и магазинахъ, гдѣ положены рѣшительныя цѣны товарамъ безъ запроса. Прейсъ-куранты обыкновенно вѣшаются на стѣнѣ написанныя на большихъ деревянныхъ доскахъ, и сверхъ сего печатаются въ особенныхъ брошуркахъ для раздачи. При цѣнахъ въ прейсъ-курантахъ означается и лажъ предоставляемый въ пользу покупателя.
  

8.

  
   Каково учрежден³е почтъ? Заведены ли оныя порядочно во всемъ государствъ, и можетъ ли всякой оными пользоваться?
   Отв. "Порядочная почта учреждена только между Пекиномъ и Кантономъ, коею всякой пользоваться можетъ: но посылаемыя по оной письма распечатываются и разсматриваются. Кромѣ сей почты нынѣ другой во всемъ Китаѣ. Во время нужной переписки нѣтъ инаго средства, какъ только отправлять нарочнаго, или поручать проѣзжающимъ."
  
   Отъ Пекина, такъ какъ мѣстопребыван³я верховной власти, есть верховая конная почта по всѣмъ большимъ дорогамъ, ведущимъ въ главные города губерн³й: она учреждена только для развоза казенныхъ бумагъ; частные же люди могутъ поручать курьерамъ письма, и с³и письма вѣрно доходятъ, когда на нихъ надписана выдача достаточной платы за доставлен³е. Повидимому неимѣн³е почты долженствовало-бы замедлять и даже совершенно затруднять ходъ торговли: но изумляющая обширность оной внутри государства недопускаетъ насъ сомнѣваться въ утончен³и всѣхъ возможныхъ способовъ къ облегчен³ю сообщен³я по торговымъ связямъ. Въ Пекинѣ находятся общества, которыя содержатъ частную почту во всѣ почти знатныя мѣста въ государствѣ. Если кому нужно отправиться куда, или отправить кого, или послать извѣст³е въ какое либо мѣсто; то требуется только сходить въ ямской домъ того самаго мѣста. Здѣсь нѣтъ надобности терять время на торгъ; цѣны единожды назначены безъ перемѣны, слѣдуетъ только объявить срокъ, и лошади, лошаки или мулы немедленно будутъ готовы. Цѣны вообще умѣренны, кольми паче если нѣсколько человѣкъ въ сложности отправляютъ. Ямск³я общества на всѣхъ по своей дорогѣ станц³яхъ имѣютъ съ ямщиками связь для перемѣны скота. Только письма посылаемыя Европейцами изъ Пекина въ Европу и на оборотъ представляемы бываютъ правительству и распечатываются.
  

9.

  
   Дворянство въ Китаѣ одно ли личное или есть и наслѣдственое?
   Отв. "Одно личное. Чинъ мандаринск³й и разные друг³е даются по волѣ государя, или его министра. Въ Япон³и со всемъ тому противное; тамъ всѣ должностные чиновники пользуются наслѣдственнымъ правомъ. Однако и въ Китаѣ потомки Конфуц³я наслѣдствуютъ, какъ сказываютъ, всякое извѣстное достоинство. Императоръ яко неограниченный монархъ, можетъ, говорятъ, также давать чины наслѣдственные."
  
   Въ Китаѣ есть дворянство и личное и наслѣдственное. Личными дворянами считаются всѣ чиновники и получивш³е ученую какую либо степень. Преимущества ихъ предъ простолюдинами въ томъ состоятъ, что они освобождены отъ земскихъ повинностей и колѣнопреклонен³й въ судѣ; избавлены отъ тѣлеснаго наказан³я, которое замѣнено снят³емъ чиновъ, лишен³емъ должностей и вычетомъ жалованья. Даже отъ смертной казни за извѣстныя преступлен³я дозволено откупаться. Наслѣдственными дворянами должно считать дальнихъ родственниковъ нынѣ царствующаго въ Китаѣ Дома. Они всѣ имѣютъ чинъ 8-го класса; и получаютъ солдатское жалованье. Въ дивиз³яхъ маньчжускихъ и монгольскихъ находятся наслѣдственные чиновники: но здѣсь наслѣдство со всѣми преимуществами переходитъ только къ одному человѣку. Проч³е его родственники считаются простыми; хотя право наслѣдован³я по роду ни у кого изъ нихъ не отъемлется. Въ Япон³и правлен³е ѳеодальное, подобно древнему въ Китаѣ: почему всѣ почти высш³я должности наслѣдственны совокупно съ достоинствами.
  

10.

  
   Естьли въ Китаѣ велик³я Фабрики, или обработываются ли издѣл³я семействами? Каковы отношен³я между мастерами, ихъ помощниками и учениками?
   Отв. "Въ Китаѣ находятся обширныя фабрики, какъ - то напр: фарфоровыя близь Кантона: но я думаю; что большая часть шелковыхъ, бумажныхъ и другихъ, вывозимыхъ изъ Китая товаровъ, обработывается часто семействами. Я не полагаю, чтобы правительство имѣло свои фабрики, какъ то дѣлается въ нѣкоторыхъ Европейскихъ государствахъ "
  
   По обширности государства и великому количеству потребляемыхъ вещей необходимо надобно допустить многочисленность разнородныхъ фабрикъ и большихъ и малыхъ. Какъ шелковыя, такъ и бумажныя ткани работаются и семействами, но болѣе по заказу фабрикантовъ, притомъ изъ фабричныхъ матер³аловъ. Деревенск³е жители, занимаясь приготовлен³емъ сырыхъ матер³аловъ, не имѣютъ ни времени ни способовъ къ дальнѣйшей ихъ обработкѣ. Правительство имѣетъ казенныя шелковыя фабрики въ городахъ Цзянъ-нинъ - Фу (Нанкинъ), Су-чжеу-фу и Ханъ-чжеу-фу. На сихъ фабрикахъ ежегодно выработываютъ извѣстное количество тканей по образцамъ присылаемымъ изъ Дворцоваго Правлен³я чрезъ каждые десять лѣтъ. Что касается до отношен³й между мастерами, ихъ помощниками и учениками, то помощники обыкновенно служатъ изъ платы или изъ долей въ барышѣ: учениковъ же принимаютъ на пятилѣтн³й срокъ, и даютъ имъ только одежду и пищу.
  

11.

  
   Мѣра и вѣсъ во всемъ ли Китаѣ одинаковы; если же есть разность, то въ чемъ состоитъ оная?
   Отв. "Вѣсъ по объявлен³ю купцовъ, которыхъ я спрашивалъ, долженъ быть одинаковъ во всемъ государствѣ, кромѣ столицы. Одинъ пикулъ содержащ³й сто катти равенъ 1,45 фунта росс³йскаго или 1,33 англинскаго. Въ Пекинѣ одинъ пикулъ составляетъ 91 катти. Мѣра длины въ Пекинѣ менѣе же. Пекинск³й кубитъ, обыкновенная мѣра длины въ Китаѣ, составляетъ 8 1/2 Футовъ, въ Кантонъ же и въ южныхъ провинц³яхъ десять."
  
   Въ Китаѣ мѣра и вѣсъ, утвержденные правительствомъ, повсюду одинаковы. Но мѣра и вѣсъ въ народномъ употреблен³и раздѣляются на три вида: большой, малый и средн³й. Въ Пекинѣ и въ нѣкоторыхъ другихъ мѣстахъ всѣ три вида и мѣръ и вѣсовъ употребляются: но только каждый видъ для извѣстныхъ какихъ либо товаровъ. Мѣрный Китайс. футъ = 1 1/24 Англинскому футу. Кубитъ или сажень содержитъ 10 футовъ.
  

12.

  
   Есть ли торговыя сообщества; гдѣ они, как³я постановлен³я?
   Отв. "Мнѣ извѣстны только два сообщества, а имянно: Когонгъ и другое, содержащее соль на откупѣ, которое раздѣляется на мног³я малыя потому, что сочлены оныхъ получаютъ отъ продажи соли великую прибыль. Главное постановлен³е торговыхъ сообществъ состоитъ въ томъ, что сочлены всѣ за одного и одинъ за всѣхъ обязаны отвѣчать правительству. С³е постановлен³е весьма важно по той причинѣ, что казна не можетъ ничего потерять изъ своихъ доходовъ. Изъ сообщества Когонгъ отвѣчаетъ правительству одинъ только старѣйш³й, или первый купецъ."
  
   Въ каждой губерн³и находится откупщикъ, принимающ³й на себя развозную продажу соли по своей губерн³и: но одинъ человѣкъ несоставляетъ сообщества. Въ Кантонѣ каждый купецъ, допущенный къ исключительному торгу съ Англичанами, торгуетъ на свой капиталъ отдѣльно отъ прочихъ: слѣдовательно и Когонгъ въ значен³и сообщества несуществуетъ. Что касается до частныхъ сообществъ или компан³й, торгующихъ сложнымъ капиталомъ, таковыхъ очень много, и при томъ въ разныхъ мѣстахъ государства.
  

13.

   Какъ поступаютъ съ банкротами, каковы законы вообще, касающ³еся оныхъ?
   Отв. "Объ образѣ, каковымъ поступаютъ съ неплатящими должниками уномянуто уже выше при подобномъ сему вопросѣ. Кромѣ того употребителенъ въ Китаѣ и еще особенный обычай: но, можетъ быть, только въ случаѣ неуплаты малыхъ долговъ; впрочемъ увѣряли меня, что оному подлежатъ и купцы Когонга. Вечеръ предъ новымъ годомъ долженъ быть срокомъ окончательнаго расчета. Кто не уплатитъ до онаго своего долга, того можетъ заимодавецъ даже бить безпрепятственно и должникъ не смѣетъ сопротивляться; можетъ повреждать домашн³я вещи, и разные производить въ домѣ безпорядки. По наступлен³и полуночи все прекращается; заимодавецъ съ должникомъ мирятся и пьютъ, поздравляя другъ друга съ новымъ годомъ. Слѣдующ³й образъ обыкновенно употребляется при тяжбахъ: проситель и отвѣтчикъ избираютъ порукъ, пр³емлющихъ на себя отвѣтственность за вѣрность дѣла. Имѣющ³й несправедливую сторону платитъ порукѣ большую сумму; ибо какъ скоро рѣшится тяжба мандариномъ, то порука наказывается палками за принят³е на себя ложнаго дѣла. Каллао, или первый Минстръ Императора, не свободенъ также отъ тѣлеснаго наказан³я, а потому она между Китайцами непочитается безчестными, полученныя же деньги суть вѣрны и служатъ надежнымъ средствомъ къ отвращен³ю отъ себя тѣлеснаго наказан³я. Кромѣ порукъ обѣ стороны должны имѣть еще и стряпчихъ, судьба коихъ зависитъ совершенно отъ Гражданскаго Губернатора, который при точнѣйшемъ разбирательствѣ дѣла все съ нихъ взыскиваетъ, и въ случаѣ несправедливости строго ихъ наказываетъ. "
  
   Въ Китаѣ нѣтъ ни банкротства, объявляемаго по законнымъ обрядамъ, ни устава о банкротахъ; должниковъ неплатящихъ и несостоятельныхъ судятъ всѣхъ по одинаковымъ законамъ, не разбирая сослов³я. Есть токмо различ³е во взыскан³и съ чиновника и плебеянина. Первый отрѣшается отъ должности, или подвергается конфискац³и имущества; съ послѣдняго, если не положитъ услов³й къ удовлетворен³ю заимодавца, и не обеспечитъ уплаты надежнымъ поручительствомъ, производятъ взыскан³е до совершеннаго раззорен³я, и тѣмъ все дѣло оканчивается. Но первое очень рѣдко случается; что касается до послѣдняго, то заимодавцы очень рѣдко доходятъ до суда: но при ссудѣ для избѣжан³я подлоговъ - предварительно берутъ разныя предосторожности, а при требован³и, что бы не терять времени на тяжбу, болѣе соглашаются на отсрочку съ надежнымъ поручительствомъ, или отказываются отъ иска до поправлен³я худыхъ обстоятельствъ должника. Что касается до требован³я долговъ, описаннаго Г. Крузенштерномъ, это есть токмо одинъ, къ сожалѣн³ю, всемѣстный обычай, имѣющ³й силу при сборѣ третныхъ долговъ. Въ Китаѣ люди бѣднаго и средняго состоян³я нужное для дома наиболѣе забираютъ въ долгъ и расплачиваются по третямъ, какъ - то къ пятому числу пятой луны, къ пятому - надесять осьмой луны и къ новому году. Даже сами торгующ³е кредитуются между собою на подобномъ же основан³и. Дней за десять до помянутыхъ числъ начинается требован³е долговъ и продолжается до окончан³я трети. Первыя двѣ трети допускаютъ неполную уплату: почему и требован³я производятся не со всею настоятельност³ю. Къ новому году всѣ сдѣлки должны кончиться полнымъ очищен³емъ долговъ и недоимокъ. Заимодавцы, будучи обезпокоиваемы своими вѣрителями, употребляютъ всѣ мѣры къ собран³ю долговъ, и чѣмъ ближе къ концу трети, тѣмъ настоятельнѣе становятся требован³я. Надъ благородными употребляютъ пристыжен³е ожидан³емъ выхода ихъ у воротъ, или преслѣдован³емъ но улицъ; надъ низкими - ругательства у ихъ домовъ, побои и грубости, отъ чего случаются и самоуб³йства: наканунѣ новаго года въ городахъ повсюду шумъ: но въ полночь съ первымъ знакомъ, отъ правительства даннымъ къ начат³ю новаго года, все прекращается. Ссорющ³еся, при нечаянномъ свидан³и, поздравляютъ другъ друга и взаимно извиняются; по окончан³и же праздника приступаютъ къ мирнымъ сдѣлкамъ, и дѣло оканчиваютъ продолжен³емъ или прекращен³емъ кредита.
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа