Производится ли торгъ болѣе мѣною товаровъ, или опредѣляется цѣна товаровъ, такъ какъ и у Европейцевъ посредствомъ денегъ?
Отв. Китайцы употребляютъ въ оборотахъ своихъ мало наличныхъ денегъ, да и то одну только монету, ли называемую. Государственныя подати платятся произведен³ями и издѣл³ями. И такъ, судя по весьма обширному ихъ торгу, полагать надобно, что оный производится по внутренности государства и по большой части мѣною товаровъ. Можетъ быть Кантонъ одинъ только изъ сего исключается".
Въ первобытныя времена Китая торговля въ семъ государствѣ производилась обмѣномъ вещей. Съ приращен³емъ разныхъ ремеслъ и художествъ обмѣнъ вещей оказался недостаточнымъ и даже затруднительнымъ для производства торговли. Надлежало предпочтительно избрать вещь, которою бы, по внутренней ея цѣнности и дѣлимости, легко было вознаграждать цѣнность всякой искомой вещи, и металлическ³я деньги найдены для сей цѣли удобнѣйшими. И такъ со времени изобрѣтен³я денегъ мѣновой торгъ въ Китаѣ мало по малу вышелъ изъ употреблен³я и нынѣ по причинамъ государственнаго хозяйства предоставленъ однѣмъ только границамъ. Китайск³е купцы вообще не любятъ заниматься двустороннимъ торгомъ: и посему внутренн³й какъ оптовый такъ и разничный торгъ производится на наличныя деньги. Впрочемъ и въ мѣновомъ торгу всегда цѣнность промѣниваемыхъ вещей уравниваютъ съ цѣнност³ю вымѣниваемыхъ: слѣдовательно и здѣсь деньги же служатъ къ опредѣлен³ю цѣнъ.
Введены ли постановленные проценты въ торговлѣ и вообще при заимодательствѣ; каковы оные?
Отв. "Постановленные проценты, какъ-то меня увѣряли, должны быть 36, которые въ сѣверныхъ провинц³яхъ Китая и платятся: но въ Кантонѣ составляютъ оные въ годъ отъ 12-ти до 18-ти, какъ выше сказано".
О процентахъ при заимодательствѣ уже говорено было въ отвѣтѣ на первой вопросъ. Что касается до процентовъ въ торговлѣ, т. е. при продажѣ на кредитъ, въ семъ случаѣ они очень умѣренны и и простираются отъ 10 до 20-ти на сто. При дробной продажѣ на кредитъ, если получен³е денегъ не подлежитъ сомнѣн³ю, часто вовсе не бываетъ процентовъ.
Употребительна ли при гуртовомъ торгѣ бухгалтер³я?
Отв. "Китайск³е купцы въ Кантонѣ кажутся весьма искусны въ веден³и книгъ своихъ. Обширныя ихъ дѣла требуютъ великой исправности".
Каждый мальчикъ, готовящ³йся быть торговцемъ обучается ариѳметикѣ и бухгалтер³и. Вообще же не только въ оптовомъ торги, но и во всѣхъ большихъ магазинахъ и лавкахъ ведутъ книги своей торговли, которая ежедневно по вечерамъ очищается по всѣмъ кастамъ: по приходной и расходной, пр³емной и отпускной, кредитной и торговой. Бухгалтеръ обыкновенно во весь день сидитъ у стола съ книгою и вписываетъ каждую проданную вещь; въ мелочныхъ же лавкахъ довольствуются однимъ вечернимъ счетомъ.
Имѣются ли при торговлѣ маклеры, браковщики, вѣсовщики и проч.
Отв. "Правительствомъ учрежденнымъ не имѣется. Каждый купецъ Когонга имѣетъ помощника, который при пр³емѣ и отпускѣ товаровъ все осматриваетъ, вѣсить, считаетъ мѣряетъ".
По нѣкоторымъ вѣтвямъ торговли имѣются правительствомъ учрежденные маклеры и вѣсовщики. Въ Пекинѣ находятся маклеры: 1) для выдачи законныхъ видовъ на покупаемыхъ лошадей, муловъ и ословъ; 2) на мѣняльной биржѣ для обмѣна медной монеты на серебро и обратно. Вѣсовщики смотрятъ, не употребляютъ ли при продажѣ хлѣба не узказныхъ мѣръ.
Перевозятся ли товары въ великихъ количествахъ сухимъ путемъ; назначено ли время для отправлен³я судовъ и повозокъ съ товарами?
Отв. "Всѣ товары перевозятся по рѣкамъ и каналамъ; сухимъ же путемъ, думаю, не производится того вовсе. Весьма сомнительно, чтобы въ извѣстныя времена отправлялись суда правильно".
Въ сѣверномъ Китаѣ, гдѣ довольно содержатъ лошадей, лошаковъ, ословъ, и даже верблюдовъ, употребляется перевозка товаровъ гужомъ; а въ южномъ Китаѣ, по невозможности содержать скота, перевозятъ товары рѣками и каналами, исключая тѣхъ мѣстъ, гдѣ нѣтъ водянаго сообщен³я, какъ-то отъ рѣки Цзянъ въ губерн³ю Гуанъ-дунъ чрезъ хребетъ Юй-линъ. Здѣсь обыкновенно переправляютъ товары чрезъ волокъ на тачкахъ, или дрягили на себѣ переносятъ. Главный водяный путь есть одинъ по всему государству, какъ для казенныхъ такъ и для частныхъ судовъ: а именно хлѣбный каналъ, въ которомъ воду въ мѣстахъ недостаточныхъ поднимаютъ только въ свое время: по сей причинѣ отправлен³е судовъ съ юга на сѣверъ правильно производится дважды въ годъ. Первые караваны каналомъ приходятъ въ Тьхянь-цзинь-фу, (городъ въ 280 ли отъ Пекина на востокъ) въ исходѣ Мая, а второе въ исходѣ Сентября. Суда, моремъ отправленныя, приходятъ около того же времени; по нѣсколько позже. Плаван³е по рѣкамъ и прочимъ каналамъ производится всегда, исключая обмелен³я или наводнен³я.
Извѣщаютъ, что въ Китаѣ поселянинъ сколько же предпочтителенъ предъ ремесленникомъ, сколько у насъ послѣдн³й предъ первымъ, и что каждый Китаецъ ревнуетъ или пр³обрѣсть какое-либо помѣстье, или взять землю на откупъ, что даютъ на довольно выгодныя услов³я, ежели нанимающ³й имѣетъ достаточную благонадежность: справедливо ли это?
Отв. На сей вопросъ долженъ я взять отвѣтъ изъ Баррова путешеств³я. По ученомъ и государственномъ чиновникѣ слѣдуетъ поселянинъ непосредственно: - купецъ, художникъ и ремесленникъ гораздо ниже его. Китайск³й воинъ обработываетъ самъ землю: духовные также, если оная при монастырѣ имѣется. Императоръ по читается единственными земли владѣтелемъ. Помѣстье у содержащаго оное на откупѣ; ни когда неотнимается, если онъ платитъ исправно. Откупивш³й земли болѣе, нежели обработывать можетъ съ своимъ семействомъ, отдаетъ въ наемъ другому за половину подати, которую вноситъ всю самъ въ казну. Большая часть бѣдныхъ поселянъ въ Китаѣ упражняется въ земледѣл³и, нанимая землю у содержащихъ оную на откупѣ. Обширныхъ помѣстьевъ очень мало; а потому между откупщиками и нѣтъ единоторж³я хлѣбомъ. Каждый поселянинъ продаетъ произведен³я свои свободно, гдѣ хочетъ; всяк³й подданный имѣетъ право ловить рыбу безпрепятственно въ открытомъ моръ у береговъ, въ озерахъ рѣкахъ и устьяхъ. Помѣщиковъ, пользующихся особенными преимуществами, нѣтъ вовсе".
Поселянинъ имѣетъ въ глазахъ правительства преимущество предъ прочими сослов³ями разночинцевъ, потому что землепашество въ Китаѣ почитается основан³емъ народнаго спокойств³я и благоденств³я. Въ каждомъ уѣздѣ Правитель избираетъ нѣсколько стариковъ для надзора за землепашествомъ. По истечен³и трехъ лѣтъ оказавш³йся изъ нихъ рачительнымъ получаетъ чинъ 15 или 16 класса. Это весьма много споспѣшествуетъ къ поощрен³ю землепашества, но существенно не доставляетъ имъ никакого преимущества предъ оными. Каждый Китаецъ, хотя нѣсколько достаточный, старается пр³обрѣсть покупкою участокъ земли, чтобы самому заниматься землепашествомъ, или отдавать оную на откупъ: но они дѣлаютъ это не по ревнован³ю къ чести, но част³ю потому, что земли приносятъ доходъ надежный, неподверженный случайнымъ опасностямъ, исключая неурожая; а болѣе потому, что священный законъ отцепочтен³я обязываетъ каждаго имѣть родовое кладбище, на которомъ въ приличные случаи приносятъ жертвы своимъ предкамъ. Въ Китаѣ почти всѣ земли принадлежатъ собственникамъ, которые имѣютъ право продать оныя; люди всякаго состоян³я могутъ покупать, какъ покупаютъ и друг³я недвижимыя имѣн³я, т. е. по крѣпостямъ: но владѣн³е землею не даетъ имъ никакого преимущества предъ равными. Тѣ, которые сами не могутъ обработывать своихъ земель, отдаютъ ихъ на откупъ желающихъ, однако же благонадежнымъ людямъ. По сей части, столь важной по своимъ отношен³ямъ къ благосостоян³ю государственному, существуютъ законныя постановлен³я. Въ Китаѣ земли ежегодно засѣваются - и земледѣльцы всячески стараются истощен³е растительной силы ихъ вознаграждать удобрен³емъ: по сей причинѣ владелецъ отдающ³й землю на откупъ, не имѣетъ права ни возвышать откупа ни отдать землю другому, пока прежн³й содержатель исправно вноситъ поземельную плату.
Главнѣйш³е доходы Китайскаго государя состоятъ ли въ подати съ земли? Какъ велика оная? Платится ли деньгами или произведен³ями ?
Отв. "Десятая часть отъ всѣхъ земныхъ произведен³й составляетъ важнѣйшую подать. По вычислен³ю полученному Лордомъ Макартнеемъ отъ Мандарина Цоута-джина {Въ Китайскомъ языкѣ нѣтъ такихъ звуковъ.} простирается подать, взимаемая во всѣхъ провинц³яхъ государства до 66 милл³оновъ фунтовъ стерлинговъ".
Хотя въ Китаѣ всѣ почти земли принадлежатъ собственникамъ: но правительство обложило оныя небольшимъ оброкомъ, который составляетъ главную статью государственныхъ доходовъ и собирается серебромъ и част³ю хлѣбомъ. Поземельный оброкъ положенъ по добротѣ почвы, раздѣляемой на лучшую, среднюю и низшую. Вообще же государственные доходы состоятъ изъ разныхъ налоговъ, которые суть:
а) Сборъ подушныхъ оброковъ.
б) Сборъ поземельныхъ окладовъ.
в) Сборъ податей разныхъ именован³й.
г) Сборъ съ продажи соли.
д) Сборъ пошлинъ съ товаровъ.
Сборъ налоговъ вообще не ежегодно бываетъ въ одинаковомъ состоян³и. Въ сборѣ поземельномъ и подушномъ бываютъ недоимки; проч³е сборы сами по себѣ непостоянны. По отчету обнародованному палатою финансовъ въ 1812 году государственные доходы въ каждой изъ помянутыхъ частей простиралось:
Сборъ поземельный
Серебромъ - до 27.285,650 ланъ.
Хлѣбомъ - 4.082,070 мѣшковъ *).
Сборъ подушный - 3.205,600 ланъ.
Сборъ разныхъ имѣнован³й - 2.360,000
Сборъ съ соляной продажи - 7.477,000
Сборъ пошлины - 3.849,000
Всего - до 48.259,320
*) Сборный казенный мѣшокъ содержитъ въ себѣ 5 пуда 32 фунта.
Сверхъ изложенныхъ сборовъ находятся мелк³е мѣстные налоги, которые въ сложности составляютъ значительную сумму. Дворъ содержится доходами съ удѣльныхъ земель, которые простираются до 1.056,000 ланъ серебромъ; сверхъ сего ежегодно получаетъ до 12,000 ясачныхъ соболей, 140 гиновъ корня жиньшень и до 1,000 зеренъ восточнаго жемчуга). Вмѣсто соболей принимаютъ шкуру и другихъ звѣрей).
Кто печется объ исправлен³и и содержан³и дорогъ и каналовъ и какимъ иждивен³емъ то производится ?
Отв. "Купеческ³е суда, проходя каналами и рѣками, платятъ положенную пошлину, которая употребляется единственно къ построен³ю мостовъ и шлюзовъ. О дорогахъ, думаю имѣютъ въ Китаѣ мало попечен³я".
Поддерживан³е земляныхъ дорогъ, частныхъ каналовъ и пошлинъ при нихъ обращено въ земскую повинность мѣстныхъ жителей. Починка каменныхъ мостовъ и береговыхъ плотинъ, также содержан³е каналовъ въ большомъ размѣрѣ производятся иждивен³емъ правительства. На расходы по сему предмету въ поморскихъ мѣстахъ обращенъ сборъ пошлинъ съ леса и деревянной посуды, въ которой привозятъ товары.
Подражаютъ ли Китайцы Европейцамъ въ художествѣ? Разумѣютъ ли они часы дѣлать?
Отв. "Подражаютъ, но несовершенно. Они дѣлаютъ прекраснѣйш³я художественныя вещи изъ слоновой кости, черепахи и жемчужной раковины. Разныя утвари изъ золота и серебра весьма тонки и чисты. Они дѣлаютъ и стѣнные часы, карманныхъ же дѣлать неразумѣютъ. Искусство дѣлать сукно не удалось имъ также".
Можно сказать, что Китайцы въ отдѣлкѣ многихъ вещей дошли до совершенства; а по заказу выработываютъ нѣкоторыя Европейск³я вещи очень близко къ даннымъ образцамъ. Въ рѣдкомъ народъ можно найти столь быструю способность къ подражан³ю, каковою Китайцы обладаютъ; и если что удерживаетъ ихъ отъ приближен³я къ утонченности Европейцевъ, то это ихъ законы, которые предписываютъ самую форму употребляемыхъ вещей. Китаецъ можетъ усовершенствовать свое, но вводить чужестранное или что либо новое не смѣетъ. Въ нѣкоторыхъ городахъ южнаго Китая дѣлаютъ стѣнные и столовые часы средственной работы, карманныхъ же часовъ не дѣлаютъ. Назадъ тому около 150 лѣтъ заведена была казенная часовая фабрика: но скоро упала отъ дешевизны заморскихъ карманныхъ часовъ. Что касается до выработки сукомъ, то въ семъ искуствѣ Китайцы скоро бы могли сдѣлаться соперниками Европейцамъ: но въ Китаѣ совершенно нѣтъ овцеводства; овцы же, даже лучшихъ породъ разводимыхъ въ Монгол³и и Тангутѣ; имѣютъ шерсть годную только для валян³я тонкихъ войлоковъ.
Говорятъ, что рабоч³е люди могутъ съ величайшимъ трудомъ только прокормить себя съ своимъ семействомъ: ремесленники нуждаются въ томъ и еще болѣе; с³и бѣгаютъ будто бы по улицамъ со своими инструментами для испрошен³я гдѣ-либо работы нищенскимъ образомъ: что приготовлен³е сахара производится бродящими поденьщиками; что множество людей живутъ на водѣ въ судахъ; что мног³е ѣдятъ будто бы собакъ и кошекъ мертвыхъ. - Справедливо-ли это?
Отв. "Чрезвычайное многолюдство должно быть виною, что бѣдный простой народъ терпитъ нерѣдко великую нужду. Вообще въ государствѣ голодъ бываетъ чисто. Въ Кантонѣ не очень примѣтно, чтобы поденьщики и ремесленники не находили для себя работы. Впрочемъ нищихъ много и въ семъ городъ, которые показываясь на улицахъ въ рубищахъ представляютъ видъ крайне отвратительный. Что голодные Китайцы ѣдятъ мертвыхъ собакъ, кошекъ и даже крысъ, тому имѣлъ многократно случай быть самъ свидѣтелемъ. Я приказалъ бросить за бортъ нѣсколько бочекъ солонины испортившейся до того, что зловон³е отъ него разнеслось по всему Вампу, и долго неуничтожалось. Алчущ³е Китайцы ловили ее съ величайшею жадност³ю и увозили съ изъявлен³емъ особенной радости. На рѣкѣ Тигрисѣ у Кантона живетъ множество народа на лодкахъ. Проч³я рѣки, каналы и озера также обитаемы людьми, и при томъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ столько же почти многолюдны сколько и самая земля. Однако сомнительно, чтобы внутренн³я области Китая, не участвующ³я въ выгодахъ торговли посредствомъ рѣкъ и каналовъ, населены и воздѣланы были равномѣрно".
Судя по невѣроятному народонаселен³ю въ Китаѣ, можно безошибочно сказать, что число рукъ, простирающихся къ работѣ, далеко превосходитъ количество представляющейся работы, что великая населенность далеко превосходитъ мѣру земли, потребную къ пропитан³ю жителей. Послѣ сего ни мало не удивительно,, что рабоч³е съ трудомъ могутъ содержать себя; что ремесленники, а особливо семейные, вообще нуждаются въ содержан³и себя. Если бы невыгодный образъ китайскаго земледѣл³я и двукратные посѣвы сарацинскаго пшена на югѣ, если бы неукоряемое и повторяемое возращен³е огородной зелени и овощей на одной и той же землѣ и подвозъ хлѣба изъ Инд³и и съ острововъ южнаго океана; то Китай долженъ былъ бы цѣлую половину своихъ жителей извергнуть за предѣлы. Сверхъ сего надобно отдать полную справедливость трезвости, воздержан³ю, дѣятельности, особенно же трудолюб³ю и терпѣливости Китайцевъ. Не увидите ни одной пядени удобной земли, оставленной необработанною; даже болотныя и песчаныя мѣста засажены камышемъ и палочникомъ, или тальникомъ, которые по великому ихъ употреблен³ю приносятъ владѣтелямъ немалый доходъ.- Что касается до ремесленниковъ, то они снискиваютъ пропитан³е способами обыкновен³емъ присвоенными ремеслу ихъ. Каменьщикъ, плотникъ, поденщикъ приходятъ въ извѣстныя мѣста ожидать требователей. Разнощики мелочныхъ товаровъ, продавцы харчевыхъ вещей, обручники, брадобрѣи и мног³е друг³е, коихъ ремесло состоитъ въ томъ, что бы разноскою или минутною работою удовлетворять нуждамъ жителей, обыкновенно ходятъ по улицамъ, и голосомъ или звукомъ оруд³й, означающихъ ремесло ихъ, даютъ знать о своемъ проходѣ. О приготовлен³и сахара, производимомъ въ южныхъ странахъ не случалось мнѣ спрашивать, и очень вѣроятно, что с³я операц³я производится поденьщиками, но нельзя сказать бродягами: ибо правительство никакимъ средствомъ непривязываетъ жителей къ своимъ селен³ямъ; а переходъ изъ одного мѣста въ другое предоставленъ въ полную волю ихъ - безъ видовъ отъ мѣстныхъ начальствъ - съ такимъ однакоже ограничен³емъ, что бы познаемыхъ никто отнюдь не принималъ и не держалъ. Живущихъ на водѣ находится два рода: 1) въ нѣкоторыхъ большихъ городахъ южнаго Китая мног³е живутъ на судахъ по рѣкамъ и каналамъ, не по бѣдности, а по недостатку мѣстъ ближайшихъ къ центру города, гдѣ имъ нужно чаще быть по своимъ дѣламъ. Лучш³я жилыя суда бываютъ очень красиваго устроен³я, и комнаты въ нихъ прекрасно меблированы. Судохозяева и рыбаки вовсе не имѣютъ домовъ, а изъ рода въ родъ живутъ на судахъ со всемъ семействомъ. Бѣдные люди, по недостатку въ средствахъ къ пропитан³ю, ѣдятъ коневину, ослятину, верблюжину, кошекъ, собакъ, и не токмо живыхъ но и палыхъ. Мнѣ самому случалось видѣть, съ какою заботливост³ю бѣдный тащилъ нечаянно найденную имъ на улицѣ издохшую кошку или собаку. Но дѣйств³я, къ которымъ понуждаетъ необходимость или крайность, не должно почитать общимъ обыкновен³емъ или нравственнымъ правиломъ. Самый бѣдный Китаецъ не унизится до сбора милостыни по улицамъ. Есть классъ нищихъ, терпимый въ Пекинѣ и другихъ городахъ, не смотря на отвратительнѣйш³й видъ ихъ. Это не бѣдные, а сборище развратнѣйшихъ людей, лишенныхъ всякаго довѣр³я въ обществѣ. Нерѣдко завлекаются къ нимъ бѣдные мальчики испорченной нравственности.
Говорятъ, что Китайцы побуждаются много къ женатой жизни чрезъ то, что позволительно дѣтей убивать. Увѣряютъ, что есть даже и особенные люди, яко ремесленники въ поб³ен³и младенцевъ. Справедливо ли это?
Отв. "Что умерщвлен³е дѣтей въ Китаѣ вообще терпимо, с³я истина неподвержена, къ крайнему сожалѣн³ю, никакому болѣе сомнѣн³ю. Столь славящ³йся нравстенност³ю Китаецъ, не признаетъ дѣтоуб³йства порокомъ, подобно какъ и препрославленные люди природы, обитающ³е на островахъ Великаго Океана, не почитаютъ людоѣдство дѣломъ противоестественнымъ и гнуснымъ. Мы видѣли въ Вампу часто мертвыхъ младенцевъ, несомыхъ течен³емъ рѣки въ море."
Что бы Китайцы побуждались къ женатой жизни чрезъ дозволительное дѣтоуб³йство; что бы даже были особенные люди, которые питаются ремесломъ дѣтоуб³йства; это могли сказать только Католическ³е мисс³онеры, для мнимаго возвышен³я правилъ учен³я Христова, и Европейск³е путешественники, которые имѣютъ слабость рѣшительно судить обо всемъ по обозрѣн³ю поверхностному. Справедливо, и надобно отдать честь Китайцамъ, что мало неженатыхъ между ними. Отецъ отнюдь непозволитъ возрастному сыну оставаться холостымъ по его волѣ, и дворянство особенно держится сего правила. Но можно ли подумать, что причиною. сему безнаказанное дѣтоуб³йство, преступлен³е совершенно противное природѣ? Правила Китайской религ³и искони возложили на сыновей священнѣйш³й долгъ обожать виновниковъ быт³я по смерти ихъ и приносить имъ жертвы. Вотъ что каждому отцу внушаетъ набожное влечен³е къ продолжен³ю своего рода. Тотъ, кто по безчад³ю не имѣетъ сына, воспитываетъ пр³емыша, и предварительно услаждается удовольств³емъ, котораго ожидаетъ отъ смерти. Когда сынъ изготовитъ, гробъ отцу, еще въ живыхъ находящемуся, то послѣдн³й необыкновенно восхищается, представляя въ мысляхъ, что онъ достигъ совершеаннго въ сей жизна счаст³я. Касательно дѣтоуб³йства я неотрицаю, что бы не было женщинъ и дѣвицъ, которыя впадши въ слабость не старались бы утаить то, что можетъ изобличить ихъ въ непозволенной любви, и покрыть стыдомъ цѣлое семейство. Стыдъ при семъ обстоятельствѣ сковываетъ разумъ человѣка, и чѣмъ сильнѣе, тѣмъ жесточаѣ дѣйствуетъ. И такъ очень вѣроятно, что иногда умерщвляютъ незаконнорожденныхъ, особенно въ домахъ, въ которыхъ строго соблюдается нравственность семейства. Что касается до изведен³я младенцевъ въ утробѣ, это незамѣтное дѣтоуб³йство, думать надобно, довольно часто случается, не смотря на то, что въ большихъ городахъ находятся воспитательные домы для принят³я незаконнорожденеыхъ. Въ Китаѣ есть обыкновен³е, которое очень легко можетъ доводить Европейц³евъ до ложныхъ заключен³й. По умствован³ю Китайцевъ - души умершихъ во младенчествѣ и въ дѣтствѣ почитаются несовершенными: по сей причинѣ дѣтей умершихъ до осьмилѣтнаго возраста неудостоиваютъ погребен³я по обрядамъ, а хоронятъ ихъ подлѣ родовыхъ кладбищъ или въ общихъ могилахъ - безъ церемон³и. Въ южныхъ губерн³яхъ даже бросаютъ ихъ и въ рѣки. Посему то въ Пѣкинѣ, равно и въ другихъ большихъ городахъ богатые и набожные люди ежедневно высылаютъ телеги, запряженныя волами, собирать умершихъ младенцевъ для отвоза ихъ въ общую могилу. Но безразсудно было бы заключать отсюда, что дѣтоуб³йство есть всеобщ³й порокъ въ Китаѣ; напротивъ оно въ Китайскомъ законодательствѣ поставлено наряду съ первыми государственными преступлен³ями; даже изведен³е младенца въ утробѣ подвергнуто жестокому тѣлесному наказан³ю.
Говорятъ, что не взирая на то многолюдство в] Китаѣ не уменьшается. Города населены чрезвычайно. - Воздѣланныя земли не пустѣютъ. Справедливо-ли это?
Отв. "Извѣст³я о многолюдствѣ Китайскаго государства весьма различны. Г. Соинератъ полагаетъ 10, а Г. Стаунтонъ по таблицамъ, полученнымъ Лордомъ Макартнеемъ въ Пекинѣ, по случившемся за годъ до его прибыт³я народоизчислен³и - 333 м. Езуитъ Ам³отъ пр³емлетъ почти среднее число изъ сихъ двухъ количествъ; ибо онъ полагаетъ 198 м. Трудно извѣдать съ достовѣрност³ю, чтобы многолюдство въ Китайской импер³и было въ самомъ дѣлѣ столь чрезвычайно, какъ-то объявлено Мандариномъ Чоу-та-джинъ Англ³йскому посланнику. Барро не сомнѣвается нимало въ вѣрности таблицъ. Онъ доказываетъ, что Китайское многолюдство, въ отношен³и къ поверхности земли всего государства, содержится къ Англ³йскому = 2: 1, и что такое содержан³е въ великихъ городахъ, какъ-то Кантонѣ, Нанкинѣ, Пекинѣ, гдѣ народосчислен³е должно быть показываемо вѣрнѣе, въ сравнен³и съ населен³емъ Англинскихъ городовъ, кажется вѣроятно. - Кто видѣлъ Кантонъ, и по многолюдству сего города съ его предмѣст³ями будетъ заключать о населен³и всего Китая, тотъ не почтетъ таблицъ Мандарина невѣрными. Впрочемъ мнѣ показалось весьма страннымъ означен³е въ сихъ таблицахъ для провинц³и Печели 664 человѣка на каждую Англинскую квадратную милю, между тѣмъ какъ въ провинц³и Кангъ-нинъ {Нѣтъ провинц³и сего имени.}, которая, по плодоносной своей землѣ и по выгоднѣйшему положен³ю въ разсужден³и внутренней торговли, должна быть несравненно многолюднѣе, только 300 человѣкъ. Путешествовавш³е по провинц³и Печели описываютъ ее бѣдною. Самъ Барро говоритъ объ ней, что земля безплодная и обработывается нерачительно, жители кажутся нездоровыми и изнѣженными; жилища ихъ очень скудны, рыбныхъ ловлей не имѣется, климатъ ради великихъ лѣтнихъ жаровъ и жестокаго зимняго холода, вреденъ здоровью, отъ чего умираетъ ежегодно множество народа; и такъ населен³е не можетъ быть многочисленно. Въ самой провинц³и Чек³ангъ, о которой Барро говоритъ, что земля воздѣлана повсюду наилучшимъ образомъ и населен³е чрезвычайно, считается 108 человѣками менѣе на квадратную милю, нежели въ безплодной Печели. Многолюдство провинц³и Кантунгъ, обращающее на себя вниман³е каждаго въ Кантонъ пр³ѣзжающаго, также весьма несоразмѣрно, ибо въ ней полагается 264 человѣка на квадратную милю; слѣдовательно болѣе, нежели половиною многочисленнѣе народонаселен³я послѣдней. С³и сравнен³я подаютъ мнѣ поводъ сомнѣваться въ точности таблицъ и предполагать невѣрность въ учинен³и народосчислен³я въ провинц³и Печели. Въ самыхъ плодоноснѣйшихъ странахъ 644 человѣка на Англ³йскую квадратную милю показываютъ почти даже невѣроятное населен³е; въ Англ³и считаютъ на милю 120, въ Голланд³и 198 человѣкъ".
Сказано выше, что дѣтоуб³йство въ Китаѣ есть преступлен³е, тайно нѣкоторыми содѣлываемое для избавлен³я себя отъ стыда; что касается до многолюдства, то Китай по государственнымъ спискамъ 1812 года имѣлъ болѣе 360 м. жителей обоего пола. Больш³е города чрезвычайно населены, особенно въ южномъ Китаѣ. Въ губерн³яхъ Цз³нъ-су, Ань-Хой и Чже-цзянь считается до 98 м. жителей подъ управлен³емъ одного Генералъ-Губернатора. Въ сихъ-то трехъ губерн³яхъ во многихъ городахъ живутъ на судахъ, и не смотря на толикое многолюдство, по которому съ сожалѣн³емъ заключаемъ о бѣдности жителей, с³я страна почитается въ Китаѣ жилищемъ изобил³я и утѣхъ, средоточ³емъ просвѣщен³я и Промышленности, отечествомъ модъ и вкуса: словомъ она всѣми единогласно признана земнымъ раемъ. Шань ю Тьхянъ-тханъ; Ся ю су ханъ, на небѣ есть рай, на землѣ Су и Ханъ, есть общая пословица. Су и Ханъ суть Су-чжеу и Ханъ-чжеу главные города, первый въ губерн³и Цзйнъ-су, а послѣдн³й въ губерн³и Чже-цзянъ. Трудолюб³ю и образу земледѣл³я Китайскаго нельзя неотдать справедливости, а законы и мѣстные чиновники строго наблюдаютъ, чтобы не оставалось ни клока земли незасѣянной. Почва земли въ губерн³и Чжи-ли мѣстами песчана, да и вообще не очень хлѣбородна, для того-то и открытъ хлѣбный каналъ, чтобы снабжать Пекинъ избытками южныхъ странъ. Къ сему надобно присовокупить, что земли при хорошемъ удобрен³и и благопр³ятномъ времени приносятъ богатый урожай: но с³е обил³е раздробившись по великой людности дѣлается малозначущимъ, и при неурожаѣ крестьяне всегда требуютъ вспоможен³я отъ правительства.
Въ какихъ мѣстахъ удовольствуются другими жизненными потребностями, кромѣ пшена срацинскаго? гдѣ питаются мясомъ? что стоитъ фунтъ говядины, баранины? какая разность въ цѣнахъ между говядиною, бараниной и пшеномъ срацинскимъ?
Отв. "Во всемъ Китаѣ срацинское пшено и рыба составляютъ главнѣйшую пищу. Въ сѣверныхъ провинц³яхъ сѣется и пшеница. Говядины и баранины ѣдятъ мало; свинины же гораздо болѣе и при томъ особенно въ южныхъ провинц³яхъ".
Пшено срацинское, огородная зелень и овощи составляютъ существенное пропитан³е Китайцевъ, подобно какъ въ Росс³и ржаной хлѣбъ и щи. Но бѣдные въ сѣверномъ Китаѣ питаются просомъ и другими крупами. Хлѣбное изъ крупичетой, рисовой и пшеничной муки употребляется въ разныхъ видахъ на завтракахъ и ужинахъ, но въ маломъ количествѣ: ибо с³я пища почитается довольно горячею для жаркихъ климатовъ. Пшеницу болѣе издерживаютъ на курен³е вина. Мясо употребляютъ вездѣ: но только люди достаточные; бѣднымъ же инымъ во всю жизнь не случится отвѣдать. Говядину, баранину, молоко и масло коровье употребляютъ только Могаммедане, Маньчжуры, Монголы и нѣкоторые изъ сѣверныхъ Китайцевъ; южные Китайцы не могутъ терпѣть запаха сихъ вещей, и питаются свининою, которая въ Китаѣ отмѣнно хороша, рыбою, дичиною и домашнею жизност³ю. Причину таковаго отвращен³я должно приписать непривычкѣ. Въ Китаѣ вся удобная земля обработывается; тамъ нѣтъ ни луговъ, ни паровыхъ полей; по сей причинѣ и скотоводства неимѣютъ. Не въ большомъ количествѣ содержатъ воловъ, ословъ, лошадей и лошаковъ въ сѣверномъ Китаѣ и буйволовъ въ южномъ: но лошадей большею част³ю, а овецъ и верблюдовъ почти безъ исключен³я получаютъ изъ Монгол³и. Сверхъ сего убивать воловъ и буйволовъ, какъ скотъ нужный для земледѣл³я, издревле запрещено законами. Какъ скоро падетъ скотина, то хозяинъ обязанъ предъявить о томъ въ судъ и зарыть ее подъ присмотромъ полиц³и. Овцы и козы, пригоняемыя въ Китай изъ Тангута и Монгол³и, обыкновенно отъ худобы пахнутъ потомъ (псиною): по симъ причинамъ южный Китаецъ не любитъ ни говядины съ бараниной, ни молока съ коровьимъ масломъ. Въ лучшихъ городскихъ трактирахъ кромѣ свинины, поросятъ, курицъ, утокъ и рыбы нѣтъ другихъ запасовъ, а говядину и баранину держатъ только въ трактирахъ могаммеданскихъ и китайскихъ харчевняхъ. По домамъ же бѣдные люди ѣдятъ и верблюжину, и ослятину, и коневину, и собакъ, и кошекъ, и все, что случится достать для пропитан³я; а что всего отвратительнѣе не имѣютъ различ³я между издохшею и битою скотиною. Между прочимъ страннымъ покажется, что въ губерн³и Гуанъ-дунъ мясо полоза, которыхъ нарочно воспитываютъ въ домахъ, а въ губерн³и Фу-цзянь мясо собачьяго щенка составляютъ первое и лаковое блюдо при столѣ. Цѣны хлѣбу неодинаковы бываютъ, смотря по урожаю; въ Пекинѣ, въ сравнен³и съ прочими мѣстами, дорогъ по причинѣ дальнѣй доставки. Напр. въ Пекинѣ гинъ лучшей крупичатой муки стоитъ отъ 6 до 10, а въ губерн³и Хэ-нань отъ 3 до 6 копѣекъ серебромъ. Свинина, баранина и говядина, привозимая зимою изъ Монгол³и, вездѣ въ одной почти цѣнѣ, т. е. гинъ отъ 15 до 30 коп. серебромъ.
Сказываютъ, что главнѣйш³е доходы Императора, по извѣст³ямъ должны состоять въ десятой долъ произведен³й всѣхъ земель, располагаются такъ умѣренно, что не составляютъ даже и тридесятой доли; справедливо-ли?
Отв. "Барро полагаетъ ежегодной подати каждаго въ четыре шиллинга Англ³йскими деньгами". Пояснен³е на сей вопросъ удовлетворительно изложено въ пояснен³и на 20-й вопросъ.
Слово "нравы" мы беремъ не въ отношен³и къ качествамъ одного человѣка, а въ отношен³и къ цѣлому народу; и разумѣемъ подъ онымъ привычки, поступки, даже самыя мнѣн³я. Нравы въ семъ смыслѣ взятые составляютъ панораму общественнаго и частнаго народнаго быта.
Нравы получаютъ начало отъ физическаго положен³я обитаемой страны и климата, направляются общественнымъ воспитан³емъ, укореняются законами. Это мы говоримъ о коренныхъ нравахъ. Находятся еще побочные нравы, которые одинъ народъ, по стечен³ю разныхъ причинъ, заимствуетъ у другаго. Истор³я Китайской Импер³и представляетъ разительныя доказательства сей истины.
Въ IV и IX статьяхъ сего сочинен³я помѣщены очерки разныхъ Китайскихъ нравовъ: политическихъ, религ³озныхъ, гражданскихъ и народныхъ. Здѣсь остается намъ бросить общ³й взглядъ на добрые и худые нравы въ одномъ только нравственномъ отношен³и, изслѣдовать начало добрыхъ и худыхъ народныхъ качествъ.
Въ Китаѣ, гдѣ во всемъ видимъ тоже, что есть у насъ, но не такъ какъ у насъ, и нравы образовались нѣсколько иначе, нежели у другихъ народовъ. При самомъ переходѣ изъ пастушескаго состоян³я въ земледѣльческое правительство, желая упрочить народное благосостоян³е, старалось вводить единство во всемъ. Въ чемъ заключались постановлен³я по сему предмету при первыхъ двухъ династ³яхъ; Cи и Шанъ, не возможно знать; потому что уложен³я помянутыхъ Домовъ погибли вмѣстѣ съ ихъ потомствомъ. Съ 1122 года до Р. X. каждая династ³я, при самомъ получен³и престола импер³и, вводила единство въ училищномъ воспитан³и юношества, и въ правилахъ обращен³я людей разныхъ сослов³й, единство въ покроѣ и цвѣтахъ одѣян³я, въ видѣ и размѣрѣ колесницъ, единство въ начертан³и буквъ, ихъ выговоровъ, ударен³й и значен³й. Симъ образомъ какъ бы переплавляли цѣлое государство въ горнилѣ законовъ, и снова начинали велик³й трудъ въ образован³и народа.
Въ настоящее время, при соблюден³и единства въ гражданскомъ быту, особенное вниман³е обращено на воспитан³е юношества. Кромѣ народныхъ, уѣздныхъ и высшихъ училищъ, основанныхъ правительствомъ, въ каждомъ селен³и есть деревенское училище, въ которое поступаютъ мальчики достигш³е шестилѣтняго возраста. Способъ первоначальнаго образован³я довольно замѣчателенъ. При вступлен³и мальчика въ училище, учитель прежде всего наставляетъ его въ правилахъ обращен³я, и мальчикъ ввечеру, по возвращен³и въ домъ, дѣлаетъ каждому члену семейства учтивый поклонъ по прилич³ю. При обучен³и чтен³ю и письму идеографическихъ буквъ, учитель, изъясняя значен³е каждой буквы, вмѣстѣ съ тѣмъ даетъ ему ясное понят³е о какомъ нибудь предметѣ. Между прочимъ мальчику наиболѣе вперяютъ неограниченное почтен³е къ родителямъ, повиновен³е предписан³ямъ правительства, соблюден³е всѣхъ обязанностей человѣка-гражданина. Вотъ почему въ большей части деревенскихъ дѣтей найдете учтивость и уступчивость въ обращен³и, кротость и степенность въ поведен³и, скромность и разсудительность въ дѣлахъ. По выходъ изъ деревенской школы дѣти поступаютъ въ какое-либо сослов³е. Здѣсь они подъ надзоромъ старшихъ еще болѣе утверждаются въ правилахъ училищнаго воспитан³я, и сверхъ того научаются трудолюб³ю въ промышленности и земледѣл³и, бережливости и порядку въ домоводствѣ, трезвости и умеренности во всемъ.
Въ деревняхъ вообще строго соблюдается нравственность. Причиною сему, кромѣ училищнаго воспитан³я, надзоръ земскаго начальства за семейнымъ поведен³емъ жителей. С³я обязанность возложена на сотниковъ, десятниковъ и смежныхъ сосѣдей. Сверхъ сего въ каждомъ родѣ избирается родовый старшина, которому законы даютъ власть разбирать и рѣшать семейныя дѣла своего рода. Его суду съ старшими родственниками предоставленъ разводъ мужа съ женою.
Дѣти чиновниковъ по большой части первое образован³е заимствуютъ у домашнихъ учителей. По получен³и первой ученой степени на испытан³и продолжаютъ учен³е подъ надзоромъ начальства, и занимаются предметами болѣе нужными на поприщѣ государственнаго служен³я. Въ сравнен³и съ дѣтьми разночинцевъ они совершеннѣе въ образован³и, утонченнѣе во всѣхъ качествахъ, дѣлающихъ человѣка любезнымъ въ обществѣ. Но въ ихъ молчаливомъ удален³и отъ обращен³я съ разночинцами уже обнаруживается аристократическая гордость - не токмо дозволяемая, но даже поддерживаемая законами.
Исключая Пекина во всѣхъ другихъ городахъ чиновники обязаны жить въ своихъ присутственныхъ мѣстахъ, и совершенно устраняться отъ общежительныхъ связей съ подчиненными. Этотъ законъ, содержа чиновниковъ въ нѣкоторомъ отдален³и отъ разночинцевъ, доставляетъ первымъ необыкновенное уважен³е отъ послѣднихъ. Что касается до обращен³я чиновниковъ между собою, оно довольно затруднено церемон³алами, и даже свидан³я по должности бываютъ только въ необходимомъ случаѣ. Родственныя и дружеск³я свидан³я, безъ равенства въ чинахъ и близкаго родства, также рѣдки, а на родинѣ и невозможны; потому что два родственника служить въ одной губерн³и не могутъ. И въ городахъ и въ деревняхъ, по тѣснотѣ жилищъ и безпрерывныхъ занят³й, вообще уклоняются отъ празднаго препровожден³я времени съ пр³ятелями. Такимъ образомъ и чиновники и разночинцы не имѣютъ понят³я о тѣхъ пр³ятныхъ европейскихъ собран³яхъ, на которыхъ друзья и знакомые сообщаютъ другъ другу свои мысли хо въ степенныхъ то въ шутливыхъ разговорахъ. О блестящихъ бальныхъ вечерахъ, кажется, и упоминать не нужно; потому что въ Китаѣ не знаютъ танцевъ (исключая придворной мимики); да и прекрасному полу принимать участ³е въ собран³и мущинъ предосудительнымъ считается. Скрывать женск³й полъ отъ постороннихъ есть обыкновен³е общее и чиновникамъ и разночинцамъ: но это обыкновен³е нѣсколько смягчается для ближайшихъ родственниковъ и короткихъ друзей. Вслѣдств³е сего-же обыкновен³я и гостепр³имство, толь уважаемое у всѣхъ и осѣдлыхъ и кочевыхъ народовъ Аз³и, въ Китаѣ почти неизвѣстно. Прохож³й ни въ городѣ ни въ деревнѣ не найдетъ пр³юта. Даже навѣщая родственниковъ и друзей, живущихъ домами, надобно постучаться у воротъ, и на спросъ вышедшаго сказать, съ кѣмъ желаетъ видѣться. Впрочемъ пр³ятельск³я связи съ Китайцами, укрѣпленныя давнимъ знакомствомъ, довольно пр³ятны; потому что Китайцы въ подобномъ случаѣ бываютъ очень откровенны.
Нельзя отозваться съ похвалою о нравственности въ городахъ и слободахъ, гдѣ торговые люди до большой части суть гости изъ разныхъ даже отдаленнѣйшихъ мѣстъ Китая. Здѣсь развратъ есть необходимое слѣдств³е безженнаго многолюдства, не смотря на то, что внутри городовъ запрещены домы, служащ³е убѣжищемъ разврату; и что законы не терпятъ оныхъ и въ предмѣст³яхъ. Особенно жители южныхъ аз³йскихъ странъ, при несклонности къ шумному и безумному пьянству, преданы сладостраст³ю, можно сказать, необузданному, а законы на общую наклонность народа къ какому-либо пороку вообще смотрятъ сквозь пальцы. Даже при законномъ дозволен³и кромѣ жены имѣть наложницъ - удовлетворен³е сладостраст³ю, противное природѣ, столь усилилось въ Китаѣ, что положенное законами очень легкое наказан³е за сей порокъ рѣдко исполняется.
Другой порокъ общ³й всѣмъ сослов³ямъ въ городахъ и многолюдныхъ мѣстечкахъ есть необыкновенная страсть къ азартнымъ играмъ, которыми торгующ³е убиваютъ время долгихъ зимнихъ вечеровъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ иногда убиваютъ свое состоян³е, а дѣти богачей расточаютъ имущество своихъ отцовъ. Главныя азартныя игры суть банкъ и зернь. {При игрѣ въ банкъ употребляется длинный покрытый столъ и деревянный четвероугольникъ съ черной и красной стороною. Стоящ³й вверху стола банкеръ скрытно кладетъ брусокъ подъ покрывало на столѣ: Игроки держатъ противъ Банкера и между собою споръ на черную и красную сторону бруска. Зернъ состоитъ изъ шести шестистороннихъ косточекъ съ точками отъ одной до шести.} Домы азартныхъ игръ строго запрещены: но какъ для полиц³и довольно выгодно скрывать так³е домы отъ взоровъ закона; то записные игроки спокойно скитаются по угламъ города. Богатые Китайцы, соблюдая въ домѣ чрезвычайную бережливость во всемъ, въ домахъ разврата и азартныхъ игръ нерѣдко доходятъ до неограниченной расточительности. Впрочемъ азартныя игры между домашними и родственниками свободны отъ преслѣдован³й закона.
Китайцевъ вообще упрекаютъ въ корыстолюб³и, и я не могу не подтвердить справедливость такого замѣчан³я. Корыстолюб³е въ Китаѣ подлинно есть такой порокъ, который, господствуетъ во всемъ государствѣ: но должно опредѣлитъ виды его, дабы незаконную страсть къ корысти не поставить въ чистомъ желан³и выгодъ. Въ продолжен³е столѣтней войны съ Монголами въ предпослѣднемъ вѣкѣ предъ Р. X. Китай дошелъ до такого истощен³я, что правительство принужденнымъ нашлось дозволить чиновникамъ содержать себя доходами отъ своихъ должностей. Въ этотъ промежутокъ истощен³я государственныхъ доходовъ злоупотреблен³я приняли законный видъ, и укоренились столъ сильно, что впослѣдств³и и самое хорошее жалованье не могло исторгнуть ихъ корня. Нынѣ с³я часть приведена въ такую извѣстность, что находятся подробныя росписанья, сколько каждая должность въ губерн³и приноситъ положительнаго дохода въ годъ, и посему росписан³ю положено, сколько получивш³й должность долженъ предварительно заплатить служащимъ въ Палатѣ чиновъ. Для сего въ Пекинѣ находятся страховыя общества, которыя новоопредѣленныхъ чиновниковъ снабжаютъ деньгами. Нынѣшн³й Государь, при вступлен³и своемъ на престолъ, указалъ всѣмъ чиновникамъ въ Импер³и представить о недостаткахъ и злоупотреблен³яхъ въ правлен³и, и купно изложить средства къ исправлен³ю оныхъ. Одинъ изъ Стряпчихъ при исчислен³и разныхъ злоупотреблен³й между прочимъ пишетъ въ своемъ представлен³и. "Чиновники Корпуса Путей водянаго сообщен³я при работахъ по Желтой рѣкѣ поступаютъ добросовѣстнѣе другихъ. Они изъ суммъ, отпускаемыхъ на производство работъ, берутъ себѣ только 6/10, а при прочихъ казенныхъ работахъ вообще берутъ себѣ 7/10. Что касается до средствъ къ прекращен³ю сихъ злоупотреблен³и, трудно придумать." Такимъ же образомъ съ своей стороны и правительство поступаетъ; оно производитъ чиновникамъ достаточное жалованье, изъ котораго они обязаны содержать свои Канцеляр³и со множествомъ писарей и сторожей. Въ Пекинѣ Палаты на содержан³е своихъ писарей получаютъ изъ губерн³й остатки отъ разныхъ суммъ.
Но вотъ что странно: народъ нимало не страдаетъ отъ корыстолюб³я чиновниковъ. Купечество, торгующее въ городахъ, ничего не платитъ ни за право торговли, ни на содержан³е города. Вмѣсто сего торгующ³е содержатъ городскихъ чиновниковъ, и дѣлаютъ имъ при случаѣ подарки; напр. ко дню рожден³я, на новый годъ. Послѣ сего не покажется удивительнымъ, что Уѣздный Правитель получаетъ годоваго дохода отъ 40 до 100 т. рублей серебромъ. Уѣздные Правители въ свою очередь должны дѣлиться со всѣми высшими чиновниками отъ Областнаго Правителя и Прокурора до Губернатора и Генералъ-Губернатора. Количество подарковъ опредѣлено соразмѣрно съ доходами. Подпавш³й суду, исключая уголовныхъ преступлен³й очень явныхъ, можетъ оправдаться, или покрайней мѣрѣ остаться менѣе виноватымъ: но только долженъ договориться съ стряпчимъ до изслѣдован³я дѣла. Если-же невозможно будетъ спасти его, то возвращается все взятое по договору. И сторожа получаютъ содержан³е отъ приходящихъ въ судъ по своимъ дѣламъ: почему съ Китаѣ есть общая пословица: безъ денегъ не ходи въ судъ. Корыстолюб³е чиновниковъ имѣло равное вл³ян³е на развращен³е нравовъ и въ разночинцахъ, вступающихъ въ подряды на матер³алы и работы. Въ послѣднихъ оно разраслось въ разныхъ другихъ видахъ, такъ что воспользоваться незнан³емъ покупщика въ цѣнѣ и доброти товаровъ отнюдь не почитается обманомъ. Впрочемъ въ торговлѣ большая часть товаровъ продается по опредѣленнымъ цѣнамъ; а есть небольш³е запросы на нѣкоторыя вещи не имѣющ³я опредѣленной цѣны. Первостепенные купцы въ торговыхъ сдѣлкахъ между собою поступаютъ съ примѣ