чашу, наполняетъ виномъ и подчиваетъ жениха. Служанка женихова дома беретъ другую чашу, наполняетъ виномъ и подчиваетъ невѣсту. Симъ образомъ троекратно они пьютъ сочетальную чашу.
Въ этотъ день, въ домѣ жениховомъ бываетъ пиръ; который долженъ состоять у Гунъ изъ 20, у Хэу изъ 18, у Бо изъ 17, у чиновниковъ 1-го и 2-го класса изъ 15, у чиновниковъ 3 и 4-го класса изъ 13, у чиновниковъ 5 и 6-го класса изъ 8, у чиновниковъ 7 и 8 го класса изъ 6, у чиновниковъ 9 и 10-го класса изъ пяти столовъ. Чиновники отъ 11-го класса и ниже употребляютъ только трехъ скотинъ.
По окончан³и пира горничная, приготовивъ постелю, уноситъ свѣчи, а женихъ съ невѣстою остается въ спальнѣ.
Въ южныхъ странахъ Китая, женихъ отправляется за невѣстою въ носилкахъ, и съ собою беретъ цвѣтныя носилки, головной уборъ, кафтанъ и поясъ для невѣсты. Когда онъ пр³ѣдетъ за невѣстою, то просятъ его въ залъ и сажаютъ на первое мѣсто, а церемон³альная сваха, пр³ѣхавшая съ нимъ, садится съ боку. Спустя нѣсколько, подаютъ чай, что оканчивается троекратнымъ поднесен³емъ. Между тѣмъ, невѣста умывается душистыми водами, убираетъ голову, и надѣваетъ кафтанъ съ поясомъ. Послѣ сего просятъ жениха войти въ комнату къ невѣстѣ. Они дѣлаютъ другъ другу привѣтств³е и женихъ накрываетъ невѣсту платкомъ; потомъ всѣ выходятъ изъ комнаты. Женихъ садится въ больш³я носилки, невѣста въ цвѣтныя. По прибыт³и въ домъ жениховъ, женихъ и невѣста вмѣстѣ входятъ въ спальню и садятся на стулья, что называется "сидѣть за занавѣсомъ". Въ с³е время они пьютъ сочетальную чару вина и троекратно откушиваютъ чай, ѣдятъ ягоды и пр.; на сѣверѣ вмѣсто плодовъ подаютъ перьмени, называемыя потомственными перьменями. Послѣ сего набираютъ въ спальнѣ столъ, за которымъ новобрачные садятся другъ противъ друга. Это называется первымъ столомъ, по окончан³и котораго зажигаютъ свѣчи и ставятъ банку съ цвѣтами горныхъ п³оновъ. Новобрачные поклоняются къ постели, потомъ другъ къ другу и симъ оканчиваютъ обрядъ сочетальной чаши. Послѣ того набираютъ столы для угощен³я родственниковъ, а послѣ стола всѣ расходятся. Ввечеру женихъ съ невѣстою приходятъ къ своему отцу и матери, пожелать имъ покойнаго сна, и возвращаются въ спальню.
На другой день молодая угощаетъ свекра съ свекровью, на трет³й представляется въ храмъ предкамъ, а у низшихъ чиновниковъ въ моленной предкамъ. Здѣсь учреждается пиръ. Столъ для женихова отца становится на восточной сторонѣ у крыльца, а назади его столъ для сына. Столъ для невѣстина отца становится у крыльца на западной сторонъ, а позади его столъ для дочери. Каждый, садясь за столъ, дѣлаетъ двукратное поклонен³е. Послѣ сего хозяинъ (жениховъ отецъ) входитъ въ храмъ, зажигаетъ благовон³я (длинныя курительныя свѣчи), возливаетъ вино и читаетъ молитву; но окончан³и сего, повергается ницъ на землю и отходитъ на восточную сторону. Потомъ молодая становится у крыльца посредине, лицомъ къ храму, и, сдѣлавъ двукратное поклонен³е, возвращается ка прежнее мѣсто. Свекоръ также возвращается на прежнее мѣсто. Послѣ сего тесть и проч³е дѣлаютъ двукратное поклонен³е и расходятся.
На другой послѣ сего день, зять ѣдетъ съ подарками къ тестю и тещѣ. Тесть встрѣчаетъ его за дверями и, поклонившись, проситъ въ комнаты. Зять на входѣ въ залъ представляетъ дары и, обратясь къ сѣверу, дѣлаетъ двукратное поклонен³е. Тесть, обратясь къ западу, отвѣтствуетъ ему поклономъ и проситъ увидѣть тещу. Теща становится въ дверяхъ, а зять, ставъ за дверью, дѣлаетъ предъ нею двукратное поклонен³е, на что теща отвѣчаетъ ему поклономъ. Зять выходитъ и тесть проситъ его виномъ.
Ученые, еще не имѣющ³е чиновъ, поступаютъ по церемон³алу, предписанному для чиновниковъ 15-го класса и ниже Чиновникъ, вступая въ бракъ до получен³я перваго чина, одѣян³е заимствуетъ отъ чина своего отца; напримѣръ, сынъ чиновника отъ 6-го класса и выше можетъ употребить одѣян³е чиновника 13-го класса; сынъ чиновника 10-го класса и ниже можетъ употребить. одѣян³е чиновника 15-го класса. Солдаты и разночинцы отсылаютъ дары съ свахами. Если дорога далека, то въ домъ невѣсты приготовляютъ обѣдъ. Свадебные дары ихъ должны состоять изъ одного платья и одного одѣяла съ постелью. Пиръ приготовляется изъ одной скотины.
Въ день бракосочетан³я отецъ молится о сынѣ въ восточномъ флигелѣ. Невѣсту несутъ въ носилкахъ съ оболочкою безъ украшен³й. На свадебный пиръ употребляютъ двухъ скотинъ.
Переносъ сговорныхъ и свадебныхъ даровъ и приданаго, также и поѣздъ за невѣстою, производятся съ торжественною церемон³ею, съ музыкою и Фонарями. Людей для сихъ процесс³й съ приличнымъ одѣян³емъ, носилками и прочею посудою для поклажи даровъ и приданаго, берутъ изъ магазиновъ за договорную, смотря по пышности вещей, цѣну; почему и на с³и случаи сдѣланы законныя постановлен³я. Чиновники вообще при свадебныхъ церемон³яхъ могутъ употреблять музыкантовъ не болѣе 12-ти, фонарей также не болѣе 12-ти, а распорядителей (церемон³ймейстеровъ) изъ домашнихъ людей. Ученые, неимѣющ³е чиновъ, студенты, солдаты и разночинцы не имѣютъ права употреблять распорядителей. Музыкантовъ они могутъ брать не болѣе 8-ми, въ даръ относить шелковыхъ тканей не болѣе четырехъ кусковъ, ставцевъ съ плодами не болѣе четырехъ же. Чиновникамъ и разночинцамъ запрещается посылать въ даръ золото и серебро. Женамъ и дочерямъ разночинцевъ не дозволяется употреблять головныхъ покрывалъ, присвоенныхъ чиновникамъ, ни одѣян³я съ нашивками, ни большихъ носилокъ.
XVIII. ОБРЯДЫ ПРИ РОДИНАХЪ.
Въ Китаѣ, гдѣ всѣ почти движен³я человѣка подведены подъ законныя формы, нѣтъ закономъ постановленныхъ обрядовъ для родинъ. При семъ обстоятельствѣ руководствуются одними обычаями.
Предъ разрѣшен³емъ отъ бремени обыкновенно приглашаютъ повивальную бабку, которая, при рожден³и младенца, исправляетъ все нужное около родильницы. Матери бѣдныхъ семействъ наиболѣе кормятъ дитя собственною грудью, а богатыя берутъ кормилицъ.
На трет³й день по рожден³и младенца, собираются въ домъ родильницы родственники, и этотъ случай называется тридневнымъ омовен³емъ. По прошеств³и мѣсяца, вторично собираются, что называется исполнен³емъ мѣсяца. Въ этотъ день родильница въ первый разъ выходитъ изъ спальни. Сто дней отъ рожден³я называется столѣт³емъ, по прошеств³и котораго родственники опять собираются, и это почитаютъ настоящимъ поздравлен³емъ. При каждомъ посѣщен³и учтивость требуетъ приносить небольш³е дѣтск³е подарки, которые отъ тестя и тещи бываютъ всегда значительнѣе прочихъ. Если родится сынъ, то приносятъ они мужское платье, шляпу, сапоги и проч. Если родится дочь, то приносятъ женское платье, головные уборы и проч., также шелковыя ткани, бумажный холстъ, съѣстное. Обряды одинаковы бываютъ при рожден³и сына и дочери. Круглый годъ называется днемъ перворожден³я. Въ это время берутъ писчую кисть, чернильную плитку, тушь, бумагу, цвѣты, румяна, притиранья, разныя игрушки и показываютъ младенцу, чтобы онъ самъ взялъ что-нибудь, и по сему судятъ о будущихъ его склонностяхъ. Это называется вынимать годъ. Сынъ или дочь родится, родственники и друзья поздравляютъ одинаковымъ образомъ. Но рожден³е сына предпочитается рожден³ю дочери, потому что сынъ необходимъ для продолжен³я рода, а дочь считается членомъ совершенно постороннимъ для того семейства, въ которомъ она родилась.
Примѣч. Родивш³е трехъ близнецовъ мужескаго пола получаютъ награду отъ правительства; но если въ числѣ трехъ близнецовъ будетъ одна дѣвочка, то нѣтъ награды. Умерщвлен³е младенцевъ въ Китаѣ, будто бы дозволенное законами, есть совершенная ложь, выдуманная мисс³онерами и безъ всякаго основан³я повторяемая близоумными путешественниками.
Похоронные обряды, и обычаями введенные, и гражданскими постановлен³ями утвержденные, имѣютъ равную силу. Разность состоитъ въ томъ, что въ первыхъ можно кое-что маловажное отмѣнить, а въ послѣднихъ выполнитъ въ маломъ размѣрѣ.
Предъ кончиною покойника сожигаютъ деньги, лошадь и мостъ, сдѣланные изъ бумаги. Какъ скоро пресѣчется дыхан³е, то полагаютъ его вверхъ лицомъ, которое накрываютъ бѣлою бумагою, называемою лицепокровною; предъ головою ставятъ курильницу и ночникъ, называемые путевыми.
Одѣваютъ покойника въ тотъ же или на другой день; въ отношен³и же къ богатству одеждъ и украшен³ю гроба, каждый сообразуется съ собственнымъ достаткомъ. Платье вообще должно быть безподкладное; а которое на подкладкѣ, то считается за два. Когда наступитъ время одѣван³я, призванный портной снимаетъ съ покойника все платье, въ которомъ онъ умеръ, и натуго обвертываетъ его шелкомъ или хлопчатою бумагою, что называется малымъ одѣван³емъ. Если умретъ женщина, то при маломъ одѣван³и употребляютъ женщинъ, а портнаго уже при большомъ одѣван³и. Окончивъ малое одѣван³е, обвертываютъ покойника въ большое одѣяло и обвязываютъ холщевою тесьмою, что называется большимъ одѣван³емъ.
По окончан³и большаго одѣван³я, кладутъ покойника въ гробъ, лицомъ кверху, и накрываютъ одѣяломъ. Боковые въ гробѣ промежутки наполняютъ мягкою писчею или хлопчатою бумагою, а сверху накрываютъ красною шелковою матер³ею, которая называется гробовымъ покрываломъ. Гробовую крышку прибиваютъ деревянными гвоздями, а пазы замазываютъ лаковою замазкою, что называется замазывать пазы. Подъ гробомъ ставятъ опрокинутую лоханку, а подъ нею кантарную гирю, которая называется гнетомъ, въ томъ смыслѣ, что она придавляетъ искушен³я.
Послѣ сего гробъ ставятъ среди зала головою къ дверямъ; впереди гроба столикъ, на которомъ 49 сутокъ горитъ ночникъ или лампа. На семъ же столикѣ ставятъ чашечки съ чаемъ и виномъ, палочки (употребляемыя въ Китаѣ вмѣсто вилокъ), длинныя курительныя свѣчи (изъ древесной коры), и проч., а предъ сими вещами впереди поставляютъ дощечку, на которой съ лѣвой стороны написано, въ какомъ году и мѣсяцѣ, въ какой день и часъ родился; съ правой написано, въ которомъ году и мѣсяцѣ, въ какой день и часъ умеръ; равнымъ образомъ прописываютъ, гдѣ именно умеръ, на какой горѣ и въ какую обратясь сторону. Въ залѣ развѣшиваютъ бѣлаго холста занавѣсъ, изъ-за котораго видѣнъ только верхн³й конецъ гроба.
По закрыт³и гроба приглашаютъ даоса, который, держа въ рукѣ душепризывный значокъ (флюгоръ) читаетъ надъ покойникомъ молитву, что называется призыван³емъ души. Обыкновенно думаютъ,, что если по смерти человѣка не призвать души его, то умерш³й еще подобенъ спящему; почему непремѣнно надобно призвать душу, чтобъ увѣриться, что онъ дѣйствительно умеръ. Даосъ, по окончан³и молитвы, ставитъ душепризывный значекъ предъ покойникомъ. На одной сторонѣ значка проведены семь чертъ наговоренныхъ (волшебныхъ), а на другой написано имя умершаго, годъ, мѣсяцъ, день и часъ его рожден³я и смерти. Такъ вообще умершихъ одѣваютъ въ южныхъ странахъ Китая.
Въ сѣверныхъ странахъ надѣваютъ на умирающаго нижнее платье, постилаютъ на кровать постель; потомъ, поднявъ больнаго, надѣваютъ на него верхнее платье, все тѣло накрываютъ бѣлою тафтою, дабы ни пыль, ни насѣкомыя не могли прикоснуться къ нему. Случается, что иные послѣ одѣван³я выздоравливаютъ, а друг³е до сего еще умираютъ: но вообще при кончинѣ отраднѣе сердцу, если умираютъ уже совершенно-одѣтые. Платье обыкновенно надѣваютъ стеганое на ватѣ, а послѣ одѣван³я вторично уже не тревожатъ покойнаго. При одѣван³и насыпаютъ въ гробъ золы, и ставятъ въ немъ скамейку съ семью отверст³ями. Гробъ снаружи оклеиваютъ шелковою ткан³ю, потомъ кладутъ въ него покойника и накрываютъ его покрываломъ; а пустое мѣсто по бокамъ наполняютъ известкою и золою. Это дѣлается для того, чтобы известка и зола вбирали въ себя влажность въ гробъ; и когда гробовое дерево истлѣетъ въ землѣ, то коренья и насѣкомыя не могли-бы проникнуть къ тѣлу, потому-что помянутыя вещества не содержатъ въ себѣ растительной силы. Итакъ сѣверные обряды при наполнен³и и закрыт³и гроба нѣсколько отличны отъ южныхъ.
Что касается до обрядовъ при смерти родителей, то сынъ въ приготовлен³и одеждъ и гроба всегда поступаетъ соотвѣтственно своему достатку, дабы въ сихъ обрядахъ совершенно выполнитъ долгъ сыновн³й. Коль скоро отецъ или мать скончаются, то сынъ и жена его надѣваютъ на себя глубок³й трауръ. Семью семь, т. е. сорокъ-девять дней онъ не долженъ брить волосъ, не знать супружескаго ложа; но денно и ночно неотлучно быть при гробѣ, что называется стережен³емъ праха. Его дней не долженъ онъ выходить изъ дома. Если родственники и друзья приходятъ къ нему для утѣшен³я; то, не разбирая, равные ли они ему или младш³е, при каждомъ долженъ проливать слезы, повергшись ницъ на соломенномъ матрасѣ по лѣвую сторону гроба, а женщины и дѣвицы должны рыдать за траурною занавѣсою, что называется оплакивать кончину. По уходѣ утѣшающихъ, плачь женск³й прекращается, а сынъ остается сидѣть на соломенномъ матрасѣ, подогнувъ ноги подъ себя.
По прошеств³и ста дней сынъ снимаетъ съ себя глубок³й трауръ; а до окончан³я 27-ми мѣсяцевъ употребляетъ одѣян³е бѣлаго цвѣта, шляпу безъ кисти. Если нужно выйти изъ дома, то употребляетъ на шляпъ черную кисть, кафтанъ бѣлаго, а курму чернаго холста пеньковые. Зимою носятъ теплую шляпу изъ чернаго холста безъ кисти, курму и кафтанъ чернаго же холста; иные носятъ курму бѣлой мерлушки на выворотъ. Въ продолжен³и траура, и надписи и двустиш³я (замѣняющ³я у Китайцевъ картины) въ комнатѣ должны быть только на черной или на синей бумагѣ, и уже по окончан³и траура с³и цвѣта перемѣняются. Родственники и друзья, приходящ³е для утѣшен³я, обязаны приносить вырѣзанныя изъ бумаги деньги, курительныя свѣчи и друг³я вещи, потребныя при возл³ян³и.
Въ каждомъ домѣ, гдѣ есть покойникъ, предъ воротами на улицъ и внутри двора предъ главнымъ корпусомъ, разбиваютъ траурный балаганъ, сдѣланный изъ связанныхъ жердинъ, и обитый соломенными рогожами. Предъ воротами налепляютъ описан³е всѣхъ дѣян³й покойника, что называютъ лэй-вынь (кратк³й панигирикъ). Это дѣлаютъ родственники и друзья въ похвалу умершему.
Въ трет³й или пятый день по смерти покойника, отворяютъ въ домѣ ворота, дабы родственники и друзья приходили для оплакиван³я его. Каждому изъ такихъ посѣтителей при входѣ въ домъ даютъ траурный колпакъ изъ шелковой ткани. Изъ родственниковъ и друзей и равные и младш³е кланяются покойному, ставъ на колѣни; старш³е же дѣлаютъ только четыре поклона. При семъ сыновья, какъ выше сказано было, повергшись на землю по лѣвую сторону гроба, должны вмѣстѣ кланяться, а внуки то же самое дѣлаютъ по правую сторону гроба.
Выносъ покойниковъ производится съ церемон³ею, для которой одръ съ покровомъ, музыкантовъ, носильщиковъ, людей для похороннаго кортежа съ приличнымъ одѣян³емъ и вещами берутъ изъ тѣхъ магазиновъ, изъ которыхъ берутъ людей и вещи для свадебныхъ церемон³й. Церемон³альный кортежъ обыкновенно предшествуетъ гробу. Впереди идутъ музыканты; за ними по два въ рядъ въ извѣстномъ пара отъ пары разстоян³и - несутъ различные щиты съ надписями, знамена, флюгера и любимыя покойникомъ вещи. Если покойникъ былъ чиновникъ изъ военнаго состоян³я, то предъ кортежемъ несутъ еще похоронный флагъ на вѣхѣ и ведутъ осѣдланныхъ лошадей за повода; мущины, провожающ³е покойника, идутъ за его гробомъ пѣшкомъ, а женщины ѣдутъ въ колясочкахъ, покрытыхъ оболочкою бѣлаго холста. Иногда, при сей процесс³и бываютъ ламы, хошапы и даосы, монахи трехъ сектъ или религ³й. Они идутъ тремя отдѣлен³ями, въ извѣстномъ другъ отъ друга разстоян³и, и каждое отдѣлен³е, въ своемъ богослужебномъ одѣян³и, поетъ свои священныя пѣсни. Это дѣлаютъ не по уставу религ³й, а для пышности выноса. Впрочемъ, церемон³альнымъ образомъ хоронятъ только возрастныхъ. Дѣти, недостигш³я семи лѣтъ, какъ еще не усовершивш³я нравственныхъ способностей души, не имѣютъ церемон³альныхъ похоронъ.
Покойниковъ погребаютъ въ течен³е седьми седьмицъ или ста дней. Но если въ продолжен³е сего времени не найдутъ удобнаго мѣста для похоронъ; то строятъ на избранномъ мѣстѣ хижину, и въ ней ставятъ гробъ. Это называется на время поставлять. Можно на время ставить и на возвышенныхъ и на ровныхъ мѣстахъ: но пр³обрѣтен³е оставшемуся семейству счаст³я и навлечен³е бѣдств³й, подобно какъ въ отношен³и къ погребальному мѣсту, не менѣе и здѣсь зависитъ отъ мѣстоположен³я и воды. Еще и восемь буквъ покойника соображаютъ съ видомъ горы, дабы не было противоположности между ними. Въ противномъ случаѣ не ставятъ гроба въ предположенномъ мѣстѣ.
Иногда сыновья, не желая скоро растаться съ прахомъ родителей, по исполнен³и седьми седьмицъ еще ставятъ гробъ внѣ зала, и ограждаютъ стѣнками. Ежедневно здѣсь утромъ и вечеромъ предлагаютъ имъ пищу и чай; а если случится третной праздникъ, то возливаютъ вино и производятъ плачь. Когда же исполнится трехгодичный трауръ, то избираютъ мѣсто для погребен³я. Если послѣ погребен³я случится какое либо несчаст³е въ домѣ, то нѣкоторые переносятъ гробъ на другое мѣсто, и снова похороняютъ.
Кто умеръ на чужой сторонѣ, родственники въ то же время препровождаютъ гробъ на родину для погребен³я; а если не въ состоян³и сдѣлать сего, то умершаго на время хоронятъ на мѣстѣ кончины, а надъ могилою ставятъ камень съ подписан³емъ прозван³я, имени и мѣсторожден³я покойнаго - въ ожидан³и, чтобы родственники пр³ѣхали и увезли гробъ на родину. Но если родственники не въ состоян³и сдѣлать сего по отдаленности пути, то просушиваютъ на воздухѣ вынутыя изъ гроба изсохш³я кости, завертываютъ каждую въ бумагу, и, положивъ въ ящикъ, увозятъ домой. По прибыт³и въ домъ, раскладываютъ кости въ новомъ гробѣ на подоб³е остава и погребаютъ. Иные же сожигаютъ кости въ пепелъ, кладутъ въ холщевомъ мѣшечкѣ въ ларчикъ и въ платяномъ сундукѣ увозятъ домой. Безродный навсегда остается погребеннымъ въ чужой землѣ. Приведите на память Евреевъ въ Египтѣ,
Мелочные обряды при похоронахъ хотя невездъ одинаковы, но въ главныхъ статьяхъ довольно между собою сходны. Что касается до существенныхъ главныхъ обрядовъ, они общи для всѣхъ; но въ своихъ видахъ, качествѣ и количествѣ вещей силою гражданскихъ постановлен³й постепенно измѣняются соотвѣтственно достоинству лицъ. С³и измѣнен³я суть:
1) Въ одѣван³и покойниковъ.
На чиновниковъ отъ 1 до 6-го класса надѣваютъ три одежды съ подбоемъ и двѣ безъ подбоя; на чиновниковъ отъ 1 до 10-го класса двѣ одежды съ подбоемъ и одну безъ подбоя; на чиновниковъ отъ 12 класса и ниже одну съ подбоемъ и одну безъ подбоя. Всѣ одежды должны быть шелковыя.
2) Въ покрывалѣ на гробѣ при выносѣ.
Покрывало на гробъ должно быть у чиновниковъ отъ 1 до 6-го класса пурпуроваго цвѣта; 7 и 8-го кл. темнаго цвѣта; 9 и 10-го кл. чернаго цвѣта; 11 и 12-го кл. краснаго цвѣта; 13 и 14-го кл. дымчатаго цвѣта; тесьмы изъ бѣлой шелковой ткани. Церемон³альное одѣян³е (на покойникѣ) должно быть соотвѣтственно достоинству.
Гробъ покрывается лакомъ до погребен³я: у чиновниковъ отъ 1 до 6-го кл. ежемѣсячно по три раза, отъ 1 до 10-го кл. по два раза, отъ 11 до 14-го кл. однажды въ мѣсяцъ.
4) Въ мѣрѣ похороннаго флага у чиновниковъ изъ военнаго состоян³я.
Флагъ долженъ быть лимоннаго цвѣта, длиною у чиновниковъ отъ 1 до 6-го класса - въ 9 футовъ; отъ 1 до 10-го кл. - въ 8 футовъ, отъ 11 до 16-го кл. - въ 7 футовъ, 17 и 18-го кл. также у имѣющихъ классные шарики - въ 5 футовъ.
Одръ у чиновниковъ отъ 1 до 10-го класса, долженъ быть покрытъ киноварью, отъ 11 до 18-го класса - красною охрою; у солдатъ и разночинцевъ съ обоихъ концовъ долженъ быть покрытъ черною, а по срединѣ красною охрою.
Кладбище (могила) должно быть обнесено стѣною, окружност³ю - у князей изъ китайцевъ въ 80 шаговъ {Шагъ есть линейная мѣра, содержащая пять футовъ, китайск³й футъ = 1 1/24 англ. фута.}, съ четырьмя семействами для охранен³я; у чиновниковъ отъ 1 до 4го класса - въ 70 шаговъ, съ двумя семействами для охранен³я; у чиновниковъ отъ 5 до 10-го кл. въ 60 шаговъ съ однимъ семействомъ для охранен³я; у прочихъ чиновниковъ въ 24, у разночинцевъ въ 16 шаговъ; для смотрѣн³я не болѣе двухъ человѣкъ.
Могила должна имѣть у чиновниковъ 1 и 2-го класса въ окружности 90, въ вышину 16 футовъ; у чиновниковъ 3 и 4-го класса въ 80, въ вышину 14 футовъ; у чиновниковъ 5 и 6-го класса - 70, въ вышину 12 футовъ; у чиновниковъ 7 и 8 класса 60, въ вышину 8 футовъ; у чиновниковъ 11 и 12-го класса 40, у чиновниковъ 13 и 14-го класса 20, въ вышину по 6 футовъ.
8) Въ мраморныхъ звѣряхъ.
Мраморныхъ звѣрей должно быть у чиновниковъ отъ 1 до 6-го класса по 6; у чиновниковъ отъ 10-го класса и ниже по четыре. С³и звѣри изъ бѣлаго мрамора и поставляются по обѣимъ сторонамъ дороги предъ могилою.
9) Въ каменныхъ памятникахъ.
Чиновникамъ дозволяется ставить при могилѣ каменный съ надписью памятникъ. Этотъ памятникъ у чиновниковъ 1 и 2-го класса съ изсъченными на верху драконами, 3 и 4го класса - съ изсѣченнымъ на верху баснословнымъ звѣремъ цилинь; 5 и 6-го класса съ просто изсѣченнымъ верхомъ; отъ 1 до 10-го класса съ округленнымъ верхомъ. С³и памятники отвѣсно утверждаются на черепахѣ съ головою комолаго дракона; чиновникамъ 11-го класса и ниже предоставлено ставить камень съ округленною вершиною, отвѣсно утвержденный на каменной плитѣ. Разночинцамъ дозволяется занимать подъ могилу 9 футовъ и ставить простые камни съ надгробною надписью. Чиновники, исключая наемнаго одра съ покровомъ, прочее, какъ-то: осѣдланныхъ лошадей и ящики съ одеждою должны употреблять по положен³ю; а если достатокъ не дозволяетъ, то могутъ сократить; употреблен³е искуственныхъ домиковъ запрещается. Равнымъ образомъ при жертвоприношен³и въ началѣ весны (въ цинъ минъ) не дозволяется втыкать цвѣты на могилѣ.
Траурное одѣян³е вообще бѣлаго цвѣта и раздѣляется на пять разрядовъ 1) Чжань-цуй, необрубленное одѣян³е. 2) Ци-цуй, обрубленное одѣян³е. 3) Да-гунъ, большой трудъ. 4) Сяо-гунъ, малый трудъ. 5) Сы-ма, посконина.
Всѣ с³и разряды траурнаго одѣян³я имѣютъ степени въ качествѣ матер³и и въ продолжен³и времени относительно къ степенямъ родства, учрежденнымъ гражданскими постановлен³ями.
Необрубленное траурное одѣян³е шьется изъ самаго грубаго посконнаго холста съ полами и подоломъ необрубленными. При семъ одѣян³и колпакъ употребляется посконный, башмаки травяные, посохъ бамбуковый. Сей трауръ называютъ трехгодичнымъ, разумѣя подъ тремя годами 27 дѣйствительныхъ мѣсяцевъ, но съ исключен³емъ високоснаго мѣсяца. Носятъ его:
1) Сынъ по родителяхъ и жена его.
2) Сынъ по мачихѣ, по воспитательницѣ и по матери воздоившей; также и жена его.
3) Побочный сынъ по законной матери {Сыновья отъ наложницы обязаны считать матерью законную жену отца.} и по матери родившей его; также и жена его.
4) Усыновленный пр³емышъ по своихъ воспитателяхъ; также и жена его.
5) Невыданная дочь по своихъ родителяхъ, также и выданная, но возвратившаяся въ отцовск³й домъ.
6) Законный внукъ (по кончинѣ своего отца) ставш³й преемникомъ рода.
7) Пр³емышъ, ставш³й преемникомъ рода.
8) Жена по мужѣ.
9) Наложница по хозяйкѣ.
Обрубленное одѣян³е шьется изъ грубоватаго посконнаго холста съ подоломъ и полами полуобрубленными. При немъ употребляется колпакъ посконный, башмаки травяные. Сей трауръ продолжается круглый годъ и раздѣляется на носимый съ кленовымъ посохомъ и безъ посоха. Обрубленное одѣян³е съ посохомъ носятъ:
1) Законный сынъ по побочной матери, также и жена его.
2) Сынъ по матери, вышедшей замужъ и по матери разведенной.
Мужъ по женъ.
Обрубленное одѣян³е безъ посоха носятъ:
1) Дѣдъ по законномъ внукѣ.
2) Родители по законномъ сынѣ, по женѣ старшаго законнаго сына, по дочери невыданной за мужа, по сынѣ, отданномъ въ пр³емыши.
3) Мачиха по старшемъ и другихъ сыновьяхъ.
4) Сынъ по мачихѣ, вышедшей замужъ.
5) Приведенный сынъ по дядѣ съ отцовой стороны и теткѣ невыданной, по родномъ братъ и сестрѣ невыданной, по племянникахъ отъ родныхъ братьевъ и по племянницахъ, невыданныхъ въ замужство.
6) Внукъ и внука по дѣдъ и бабкѣ; побочный внукъ по родномъ дѣдѣ и бабкѣ; также внукъ отъ матери воздоившей и воспитавшей.
7) Выданная дочь по отцѣ и матери.
8) Пр³емышъ по отцѣ и матери, родившихъ его.
Да-гунъ шьется изъ грубаго холста; при немъ такой же колпакъ, а башмаки оторочены сырцовой тканью. Сей трауръ продолжается 9 мѣсяцевъ. Носятъ его:
1) Дѣдъ по внукѣ и внучкѣ еще невыданной.
2) Бабка по законномъ и другихъ внукахъ, также по внукъ еще невыданной.
3) Родная бабка по побочномъ внукѣ; также бабка по внукѣ воздоенномъ и воспитанномъ.
4) Родители по сыновниной женѣ, по дочери, выданной въ замужство; мать воздоившая и воспитавшая по женѣ воспитанника своего.
5) Дядя и тетка по женѣ племянника и по племянницѣ, выданной въ замужство.
6) Пр³емышъ по родномъ братѣ, теткѣ и сестръ еще невыданной.
7) Жена пр³емыша по родномъ мужниномъ отцѣ и матери, по своемъ двоюродномъ братѣ и сестрѣ еще невыданной, по теткѣ и сестрѣ выданныхъ, по племянникѣ отъ брата, отданномъ въ пр³емыши.
8) Выданная дѣвушка по дядѣ и теткѣ съ отцовой стороны, по родномъ братѣ и племянникѣ отъ него, по родной теткѣ, сестрѣ и невыданной племянницѣ отъ брата.
9) Жена по дядѣ и бабкѣ мужниныхъ, по мужниномъ дядѣ и теткѣ по отцѣ.
Сяо-гунъ шьется изъ грубоватаго холста; при немъ такой же колпакъ и башмаки, отороченные сырцовою матер³ею. Сей трауръ продолжается пять мѣсяцевъ. Носятъ его:
1) Законный и проч³е внуки по побочной бабкѣ.
2) По двоюродномъ дядѣ и теткѣ по отцѣ.
3) По двоюродной сестрѣ, вышедшей въ замужство.
4) По троюродномъ братѣ и троюродной сестрѣ еще невыданной.
5) По двоюродномъ племянникъ и племянницѣ невыданной.
6) По двоюродной теткѣ по отцѣ, еще невыданной.
7) По родной невѣсткѣ.
8) Дѣдъ по женѣ законнаго внука, по внукѣ своего брата и внучкѣ его еще невыданной.
9) По дѣдѣ и бабкѣ съ матерней стороны.
10) По дядѣ и теткѣ съ матерней стороны.
11) По племянникѣ отъ сестры и племянницѣ еще невыданной.
12) Отданный въ пр³емыши по родномъ своемъ дѣдѣ и бабкѣ съ матерней стороны, по теткѣ съ отцовой стороны и по своей сестрѣ, выданной въ замужство.
13) Жена по теткѣ своего мужа и сестрѣ его, и выданной и невыданной, по деверѣ и женѣ его, по племянникѣ отъ двоюроднаго брата своего мужа, по племянницѣ еще невыданной.
14) Дѣвица, не вышедшая въ замужство, по сестрѣ изъ своего рода, вышедшей въ замужство, по двоюродномъ братѣ и по двоюродной сестрѣ еще невыданной.
15) Наложница, имѣющая сыновей, по дѣдѣ и бабки своего хозяина.
Сы-ма шьется изъ ровнаго выдѣланнаго холста съ такимъ же поясомъ и темными башмаками безъ узоровъ. Сей трауръ продолжается 3 мѣсяца. Носятъ его:
1) Дѣдъ по женѣ внука.
2) Прадѣдъ и прабабка по правнуку и правнукѣ.
3) Прапрадѣдъ и прабабка по праправнуку и праправнукѣ.
4) Бабка по женѣ законнаго и прочихъ внуковъ.
5) По кормилицѣ.
6) Вообще по дальнихъ родственникахъ и родственницахъ - въ восходящей и низходящей лин³и.
Въ 21 мѣсячномъ траурѣ, обыкновенно называемомъ трехгодичнымъ, сто дней не брѣютъ головы. Во все продолжен³е сего траура не пьютъ вина, не ѣдятъ мяса, не выходятъ изъ дома, не знаютъ супружескаго ложа, не бываютъ на пиршествахъ.
И гражданск³й и военный чиновникъ изъ Китайцевъ, по кончинѣ отца или матери, обязаны немедленно сложить должность съ себя и удалиться на родину, что называется: находиться въ траурѣ по родителяхъ, и уже по истечен³и 21 мѣсяцевъ, за исключен³емъ высокоснаго, снова опредѣляются къ такимъ же должностямъ, при какихъ прежде служили. Это называется возстановлен³емъ. Подобный долгъ простирается, какъ видѣли выше, на пр³емыша, внука и правнука, когда они остаются преемниками рода въ качествѣ сына или внука родныхъ.
Гражданск³е и военные чиновники изъ Маньчжурокъ или Монголовъ, служащ³е въ столицѣ, по кончинѣ отца или матери, также обязаны сложить должность съ себя. По прошеств³и ста дней траура принимаютъ на себя временную должность: но быть въ собран³яхъ при Дворѣ и при жертвоприношен³яхъ не дозволяется имъ. Служащ³е же въ губерн³яхъ, по наложен³и траура на себя, обязаны возвратиться въ столицу къ своимъ Знаменамъ (корпусамъ), гдѣ, по прошеств³и ста дней траура, могутъ исправлять временныя должности въ тѣхъ присутственныхъ мѣстахъ, въ которыхъ служили до отправлен³я своего въ губерн³и, съ запрещен³емъ быть въ собран³яхъ при Дворѣ и при жертвоприношен³яхъ.
Въ годовомъ траурѣ два мѣсяца не брѣютъ головы, во все продолжен³е траура не совершаютъ браковъ.
Въ девятимѣсячномъ и пятимѣсячномъ траурахъ, одинъ мѣсяцъ не брѣютъ головы.
Въ трехмѣсячномъ траурѣ 10 дней не брѣютъ головы.
Вообще, въ продолжен³е всѣхъ трауровъ, носящему трауръ не дозволяется участвовать въ пиршествахъ и слушать музыку.
Въ Китаѣ два рода праздниковъ: народные и религ³озные. Народные праздники суть общ³е по всему государству и совершаются въ одно время, только не вездѣ съ одинаковыми обрядами. Религ³озные праздники суть дни, которые монастырь какой-либо однажды въ году празднуетъ по религ³ознымъ причинамъ. Послѣдн³е праздники суть мѣстные; потому-что исправляются только въ окрестностяхъ монастыря.
Народные праздники въ Китаѣ по большой части суть только случаи, коими пользуясь достаточный человѣкъ, можетъ на время отложить свои дѣла и провести нѣсколько часовъ съ пр³ятнымъ отдыхомъ въ семейственномъ кругу. Да и самое число праздниковъ весьма ограничено, что увидимъ ниже при описан³я ихъ.
I. Новый годъ. - Новый годъ есть главный и почти единственный, общ³й въ цѣломъ Китаѣ "праздникъ", если взять это слово въ европейскомъ о немъ понят³и, т. е. въ праздно-заботливомъ препровожден³и времени, которое, по приговору обычаевъ, опредѣлено для исполнен³я взаимныхъ обязанностей въ отношен³и къ вѣжливости.
Годъ начинается съ нарожден³я мѣсяца, который соотвѣтствуетъ февральскому новолун³ю. Въ самую полночь на первое число Государь съ князьями и вельможами одного маньчжускаго племени совершаетъ шаманское поклонен³е предъ духами во дворцѣ Кхунь-нинъ-гунъ (Государыни); потомъ отправляется въ шаманское капище, по китайски называемое Тханъ-цзы, гдѣ при поклонен³и Небу въ кругломъ храмѣ совершаетъ три коленопреклонен³я съ девятью земными поклонами. По возвращен³и принимаетъ поздравлен³е отъ князей и чиновъ въ тронной Тхай-хо-дянь, и отъ Государыни съ побочными царицами во дворцѣ Цянь-цинъ-гунъ.
Въ народѣ сей праздникъ начинается также съ полуночи перваго дня. Во всѣхъ домахъ, включая лавки, магазины и гостинницы, разставляютъ на столѣ зазженныя красныя свѣчи, куренья и жертвенныя вещи; и какъ скоро минетъ 12ть часовъ ночи, то всѣ домашн³е совершаютъ поклонен³е, ставъ на колѣни лицомъ къ раствореннымъ дверямъ. Это называется приносить жертву Духамъ неба и земли. Потомъ, обратясь внутрь къ столу съ жертвенными вещами, опять ставъ ка колѣни поклоняются домашнимъ духамъ и предкамъ своего рода. Сей обрядъ поклонен³я одинаковъ и въ сѣверныхъ и въ южныхъ странахъ Китая. По окончан³и поклонен³я, начинаютъ дѣти совершать поклонен³е предъ родителями, младш³е предъ старшими, стоя на колѣняхъ; равные съ равными кланяются въ поясъ. На югѣ, послѣ поклонен³я въ честь небу, землѣ, домашнимъ духамъ и предкамъ, ставятъ на столъ различные плоды и яства. Въ сѣверномъ Китаѣ, напротивъ, подаютъ вино и вареные перьмени, которыми встрѣчаютъ новый годъ. Ими же подчиваютъ каждаго приходящаго для поздравлен³я съ новымъ годомъ.
По исполнен³и домашнихъ обрядовъ, вообще, спѣшатъ посѣщать родственниковъ и друзей, и эти посѣщен³я стараются кончить въ продолжен³е первыхъ пяти дней, по прошеств³и которыхъ честь посѣщен³я не уважается. Дальн³е родственники и пр³ятели при посѣщен³и не входятъ въ домъ хозяина, выѣзжающаго для подобныхъ же посѣщен³и; но кладутъ визитные билеты въ бумажный мешечекъ, совнѣ прилѣпленный къ воротному столбу. Ввечеру хозяинъ пересматриваетъ с³и билеты, ц тѣмъ же платитъ своимъ посѣтителямъ.
Въ продолжен³е первыхъ пяти дней, купцы не производятъ торговъ, мастеровые не занимаются работами, и с³и пять дней составляютъ единственный въ году отдыхъ для всѣхъ сослов³й. За десять дней до новаго года закрываютъ въ судебныхъ мѣстахъ судейскую печать, которая употребляется для скрѣплен³я бумагъ вмѣсто подписи, и открываютъ ее уже около 20-хъ чиселъ перваго мѣсяца. Это есть прекращен³е дѣлопроизводства и считается вакац³ею для присутственныхъ мѣстъ. Для важныхъ дѣлъ, могущихъ случиться сверхъ чаян³я, оставляютъ бланки, къ которымъ печать приложена.
Въ Европѣ первую минуту новаго года встрѣчаютъ выстрѣлами шампанскаго, а въ Китаѣ громомъ нанизанныхъ на нитку ракетокъ, которыя послѣдовательнымъ своимъ разрывомъ производятъ сильный трескъ, но не взлетаютъ вверхъ. На разсвѣтѣ этотъ громъ умолкаетъ. Днемъ въ городѣ чрезвычайная тишина, исключая мѣстъ, служащихъ общими гульбищами; но и здѣсь увидите болѣе прогуливающихся въ дѣтьми, и тьму разныхъ дѣтскихъ игрушекъ, какъ будто бы новый годъ былъ дѣтск³й праздникъ. Въ продолжен³е праздника встрѣтить пьянаго на улицѣ есть необыкновенная рѣдкость. Дѣлать больш³я собран³я въ домахъ по случаю праздника также не въ обыкновен³и. Коренную сему причину надобно полагать въ тѣснотѣ жилищъ. Но вмѣсто этого ввечеру всѣ гостинницы чрезвычайно наполнены людьми разныхъ сослов³й, исключая чиновниковъ, которымъ народныя зрѣлища исключительно запрещены. Имъ предоставлены однѣ семейственныя удовольств³я въ кругу небольшаго числа родственниковъ и друзей. Равно и богатые люди по большой части ограничиваются забавами въ кругу домашнихъ.
II. Шань-юань, иначе 15-е число перваго мѣсяца. При династ³и Хань, около временъ Р. X., въ 15-е число перваго мѣсяца Дворъ приносилъ жертву божеству Тхай-и въ загородномъ дворцѣ Гань-цюань {Въ то время столица была въ Чанъ-ань, что нынѣ Си-ань-фу, глав. городъ въ губерн³и Шань-си. Гань-цюань лежалъ въ 70 ли. отъ столицы на сѣверозападъ.}. Церемон³я жертвоприношен³я начиналась въ сумерки и оканчивалась съ разсвѣтомъ. Съ сего случая въ послѣдств³и ввели въ обычай ночь на 15-е число проводить въ смотрѣ на фонари. Нынѣ уже вошло въ обыкновен³е смотрѣть фонари съ 13-го до 15-го числа. Въ Пекинѣ въ с³е время богатые купцы, ежедневно по захожден³и солнца, наружную сторону лавокъ и гостинницъ украшаютъ множествомъ разноцвѣтныхъ, по большой части роговыхъ фонарей, въ нѣсколько рядовъ одинъ надъ другимъ повѣшенныхъ, а внутри развѣшиваютъ флеровые фонари съ изображен³емъ различныхъ видовъ. Въ средственныхъ лавкахъ дѣлаютъ то же самое, сообразуясь впрочемъ съ достаткомъ своимъ. Но это по большой части происходитъ на большихъ улицахъ, гдѣ въ то же время бываютъ разные потѣшные огни. Эти зрѣлища привлекаютъ такое множество гуляющихъ., что и на улицахъ и въ гостинницахъ бываетъ чрезвычайная тѣснота далѣе полуночи; только гуляющихъ женщинъ здѣсь вовсе не видно, кромѣ малаго числа проѣзжающихъ въ экипажахъ. Во время сего праздника и торгъ и работы ежедневно продолжаются, какъ и въ обыкновенные дни.
III. Лунь-тхай-тхэу. - Второе число втораго мѣсяца празнуется подъ назван³емъ: хуа чжао; а обыкновенно сей праздникъ называется лунь-тхай-тхэу, что значитъ: драконъ поднимаетъ голову. Ученые въ этотъ денъ дѣлаютъ между собою дружеск³я собран³я, на которыхъ забавляются импровизац³ею стиховъ. Дѣтямъ, достигшимъ восьмилѣтняго возраста, по большой части съ сего дня позволяютъ роститъ и заплетать въ косу волосы, которые до того времени обыкновенно завязываются въ одинъ или два пучка по бокамъ маковки. Впрочемъ это есть частное обыкновен³е, праздникъ домашн³й, а не народный.
IV. Шанъ-сы. - Задолго до временъ Р. X. въ удѣльномъ княжествѣ Чженъ было обыкновен³е, для отвращен³я несчаст³й срывать на водѣ цвѣты, называемые лань хуа {Magnolia japonica.}. Во времена династ³и Хань, при Государѣ Чжанъ ли, жена селянина Сюй-шао родила прежде двухъ дочерей, а потомъ еще одну, которыя всѣ въ продолжен³е двухъ дней померли. Жители того селен³я почли это дивомъ, и въ день шанъ-сы начали, для отвращен³я несчаст³й, молиться рѣкамъ, текущимъ на востокъ и купаться въ нихъ. Впрочемъ это принадлежитъ къ мѣстнымъ болѣе обыкновен³ямъ, а не къ общимъ народнымъ праздникамъ.
V. Дуань-ву.- Цэюэ-пьхинъ, славный стихотворецъ удѣла Чу, въ пятое число пятаго мѣсяца, бросился въ рѣку И-ло цзянъ съ камнемъ на шеѣ и потонулъ. Это случилось въ 299 году до Р. X. Жители сего удѣла, сожалѣя о немъ, стали приносить ему жертву, бросая въ рѣку бамбуковую трубочку съ кашею изъ риса, заткнутую листьями и обвитую разноцвѣтными шелками, дабы рыбы не могли похитить каши. Въ послѣдств³и мало-по-малу ввели с³е обыкновен³е и въ прочихъ странахъ, такъ, что нынѣ день этотъ сдѣлался общимъ народнымъ праздникомъ подъ назван³емъ Дуань-ву. Въ сей день въ каждомъ домѣ (въ южномъ Китаѣ) вѣшаютъ на дверяхъ наговоры съ палочникомъ и полынью. Родственники и друзья при взаимномъ поздравлен³и посылаютъ другъ другу вино, плоды и разное съѣстное; но первое между подарками мѣсто занимаютъ небольш³е треугольники изъ густосвареннаго риса въ палочниковомъ листѣ, называемые цзунь-цзы. Люди всѣхъ сослов³й празднуютъ этотъ день, но работъ и торговли не прекращаютъ. Къ сему празднику торгующ³е вообще стараются очищать долговые счеты за прошедшую треть. Вѣроятно, что послѣднее обстоятельство въ совокупности съ событ³емъ составляетъ важность настоящаго праздника.
VI. Ци-си.- Ци-си въ переводѣ значитъ седьмой вечеръ; иначе сей праздникъ называется цяо-чжи, что значитъ искуство. Въ это время сближаются двѣ звѣзды: ню-ланъ и чжи-нюй; почему въ этотъ вечеръ женщины и дѣвицы продеваютъ въ семь иголъ нити, и ставятъ въ жертву помянутымъ двумъ звѣздамъ разные плоды и овощи, что называется просить объ искусствѣ". Еще въ этотъ же вечеръ придворныя дѣвицы кладутъ въ маленьк³й ставецъ паука и, раскрывши на другой день, смотрятъ на паутину. Если она часта, то заключаютъ о приращен³и искусства ихъ въ шитьѣ; а если рѣдка, то напротивъ. Въ простомъ народѣ женск³й полъ также подражаетъ сему обычаю. Впрочемъ, и это не есть народный праздникъ, а только обыкновен³е введенное для забавы дѣвицъ.
VII. Юйланъ-хой. - Неизвѣстно, съ котораго времени введено въ обыкновен³е въ 15й денъ седьмаго мѣсяца выметать кладьбище и приносить жертву предкамъ. Хошаны {Хошанъ есть китайское назван³е монаховъ древней будд³йской религ³и. Нынѣ тибетск³е и монгольск³е ламы, хо