Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение, Страница 7

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

жаютъ его по церемон³алу. Въ этотъ день отъ Двора дается театръ и пиръ изъ 50 столовъ съ 36 баранами, учреждаемый въ домѣ супруги во внутреннемъ и внѣшнемъ дворѣ. Къ сему пиру приглашаются родственники супруги, низш³е Князья, придворные вельможи, свободные отъ дежурства тѣлохранители и чиновники отъ 1-го до 4го класса. Они съѣзжаются предъ полуднемъ, всѣ въ парадномъ одѣян³и, входятъ въ залъ и садятся за столы. Родственники супруги, вельможи и тѣлохранители своего знамени (т. е. къ которому супруга принадлежитъ) садятся на восточной сторонъ лицомъ къ западу (т. е. занимаютъ старш³я мѣста); князья и чиновники прочихъ знаменъ садятся на западной сторонѣ, лицомъ къ востоку. Подаютъ чай. Гости, выпивъ по чашкѣ чая, дѣлаютъ по одному поклону. Потомъ подаютъ плоды и закуски и просятъ виномъ. При пит³и вина начинаетъ играть музыка, и какъ скоро перестанетъ, гости выходятъ изъ-за столовъ, перемѣняютъ парадное одѣян³е и опять садятся. Между тѣмъ снимаютъ плоды и закуски, а вмѣсто сего подаютъ кушанье, и снова просятъ виномъ. При концѣ пира музыка умолкаетъ. Гости выходятъ изъ зала на дворъ, и, обратясь къ государеву дворцу, дѣлаютъ три колѣнопреклонен³я съ девятью поклонами въ землю. Родственники супруги и дамы отъ 1-го до 4-го класса собираются во внутреннихъ комнатахъ и угощаются виномъ по церемон³алу внѣшняго ппра.
   За день до бракосочетан³я, изъ дома супруги относятъ ея приданое во дворецъ къ жениху. Въ день бракосочетан³я, Царевичь, въ парадномъ одѣян³и, является къ Государю, а потомъ къ Государынѣ для поклонен³я. Если онъ родился отъ побочной супруги, то и предъ ней дѣлаетъ поклонен³е по церемон³алу, т. е., съ уменьшен³емъ 1/3. Экипажная Контора изготовляетъ свадебные носилки въ оболочкѣ съ красными кистями. Одинъ изъ Главноуправляющихъ Дворцоваго Правлен³я съ 30 своими офицерами и гвардейск³й Полковникъ съ 4 офицерами и 60 рядовыхъ отправляются въ домъ супруги для сопровожден³я ея. Придворная дама, исправляющая должность церемон³ймейстера, докладываетъ о счастливомъ часъ садиться въ носилки. Супруга - въ церемон³альномъ одѣян³и и окруженная спутницами - садится въ носилки. Дворцовые служители берутъ ихъ на плечи. Впереди несутъ 16 фонарей и 20 факеловъ. Сопровождающ³я придворныя дамы, по выходѣ изъ воротъ, садятся на верховыхъ лошадей. Офицеры Дворцоваго Правлен³я и гвардейск³е слѣдуютъ за ними. У воротъ дворцовой крѣпости (кремля), всѣ сходятъ съ лошадей и въ крѣпость входятъ пѣш³е. Придворныя дамы слѣдуютъ за носилками супруги. По прибыт³и къ воротамъ царевичева дворца, супруга выходитъ изъ носилокъ, и придворныя дамы вводятъ ее въ внутренн³я комнаты. При наступлен³и пить сочетальную чашу, изготовляютъ столъ изъ пяти барановъ. Для распоряжен³й при семъ случаѣ избираются двѣ пожилыя классныя дамы. По совершен³и церемон³и, всѣ расходятся. Въ сей день въ окружности царевичева дворца разставляютъ палатки, убранныя разноцвѣтными шелковыми тканями, и учреждаютъ пиръ изъ 60 столовъ съ 45 баранами - для угощен³я родителей супруги. На другой день Царевичь съ супругою - оба въ церемон³альномъ одѣян³и - сопровождаемые придворными дамами, являются прежде къ Государю, потомъ къ Государынѣ. Царевичь дѣлаетъ предъ ними троекратное колѣнопреклопѣн³е съ девятью поклонами въ землю, а супруга дѣлаетъ три колѣнопреклонен³я и три наклонен³я головою. A если являются къ побочной которой-либо супругѣ, то почесть с³я уменьшается. Такова же точно церемон³я при бракосочетан³и императорскаго внука {Царевичь и внукъ Императорск³й имѣютъ с³и титулы, пока еще не отдѣлены отъ Императорскаго семейства. При отдѣлен³и они получаютъ княжеск³я достоинства и титулуются князьями по степенямъ.} - съ небольшимъ уменьшен³емъ и даровъ и столовъ.
  

XIII. ПОГРЕБЕН²Е ГОСУДАРЕЙ.

  
   Въ Домѣ нынѣ царствующей въ Китаѣ династ³и обряды при погребен³и государей и государынь время отъ времени умножались, и болѣе по обстоятельствамъ. Похороны первыхъ двухъ государей, происходивш³е въ Маньчжур³и, были еще довольно просты.
   Въ 11 лѣто Правлен³я Тьхянь-минъ, въ 11 день 8 мѣсяца (въ Сентябрѣ 1826 года) скончался Гао-ди, основатель династ³и Цинъ. На другой день гробъ его поставленъ былъ въ сѣверозападномъ углу города Шенъ-цзинъ (онъ же Мугдэнь, столица въ Маньчжур³и). Вынь-ди, преемникъ его, отрѣзалъ косу у себя и надѣлъ трауръ; обнародовалъ манифестъ и всепрощен³е, и отложилъ пиршества, совершаемыя при Дворѣ наканунѣ новаго года и въ новый годъ. Въ трет³е лѣто правлен³я Тьхянь-цунъ (1029), совершено было погребен³е. Вынь-ди съ князьями и вельможами, ставъ предъ столомъ съ явствами у гроба, учинилъ поклонен³е и возл³ян³е вина. По прочтен³и молитвы, онъ самъ выносилъ гробъ, а вельможи поставили на погребальную колесницу и похоронили на кладбищъ Фу-линъ. Въ 1-е лѣто правлен³я Чунъдэ (1636) поднесено ему почетное назван³е. Въ 8-е лѣто правлен³я Чунъ-дэ, въ 9 день 8-го мѣсяца (въ Сентябрѣ 1643 года) Государь Вынь-ди скончался. Государь Чжамъ-ди, преемникъ его, въ тотъ же день отрѣзалъ у себя косу и надѣлъ трауръ. Князья и чиновники до ротныхъ начальниковъ, также остригли волосы у себя и наложили на себя трауръ. Царевны и княжны, бывш³я въ замужествѣ (надобно разумѣть за границею), надѣли трауръ, но не остригли волосъ. На другой день гробъ выставленъ былъ въ тронной, и предъ нимъ поставленъ столъ съ яствами, князья и чиновники дважды приходили ко гробу и 18 дней держали постъ - первые препровождая ночи въ своихъ дворцахъ, а послѣдн³е въ своихъ Присутственныхъ мѣстахъ. Сто дней они не молились, не приносили жертвъ, не дѣлали пиршествъ; а солдаты и разночинцы продолжали тоже только 18 дней. Запрещено было закалать животныхъ въ продолжен³е 13 дней. (Употреблен³е мясъ народу не запрещается). Чиновники по губерн³ямъ, со дня получен³я манифеста, сняли кисти съ шляпъ и надѣли трауръ. Въ продолжен³е трехъ дней они исполняли обычный обрядъ поклонен³я и производили плачь, находясь въ своихъ Присутственныхъ мѣстахъ. Чрезъ 27 дней сняли трауръ и совершили обрядъ перваго жертвоприношен³я и великаго жертвоприношен³я, а на другой день исполнили обрядъ вторичнаго жертвоприношен³я. Круглый годъ совершали ежемѣсячно жертвоприношен³е (т. е. въ первый денъ каждаго мѣсяца). Послѣ сего поднесли (т. е. дали) покойному Государю почетное наименован³е. Предъ отправлен³емъ на кладбище (Чжао-линь) совершено молен³е; по приносѣ гроба на кладбище, совершено жертвоприношен³е и поклонен³е, и наконецъ самое погребен³е. Обѣ с³и церемон³и происходили въ Маньчжур³и.
   Въ 18-е лѣто правлен³я Шунь-чжи, въ 7 день 1-го мѣсяца (въ началѣ 1661 года) Государь Чжанъ-ди скончался (въ Пекинѣ). Въ сей день Государь Жень-ди, преемникъ его, отрѣзалъ косу свою и одѣлся въ трауръ. Князья, гражданск³е и военные чиновники сняли кисти съ шляпъ и отрѣзали у себя косы. Царевны, княгини, княжны и всѣ дамы отъ 1-го до 8-го класса сняли съ себя серги и остригли волосы. Поставили гробъ покойнаго Государя въ дворцѣ Цянь-цинъ-гумъ, и предъ гробомъ столъ съ яствами. Утромъ, въ полдень и въ вечеру совершали возл³ян³е вина. Государь Жень-ди самъ ставилъ яства на столъ. Князья и вельможи, царевны, княгини, княжны и дамы первыхъ классовъ дважды въ день дѣлали предъ столомъ возл³ян³е вина и совершали плачь. Корпусные начальники, помощники ихъ (2 и 3-го класса), гражданск³е и военные чиновники, въ столицѣ служащ³е, ежедневно дважды совершали плачь {Сей обрядъ состоитъ въ минутномъ изъявлен³и глубокой печали о потерѣ.} - первые за воротами Цянь-цинъ-мынь, вторые за воротами Цзинъ-юнъ-мынь, послѣдн³е за воротами Лунъ-цаунъ-мынь. Заграничные чиновники, пр³ѣхавш³е съ дан³ю, три дня носили одѣян³е изъ бѣлаго холста, отъ правительства имъ выданное. Низш³е гражданск³е и военные чиновники, даже до студентовъ, также начальники хошановъ и даосовъ три дня приходили въ Пекинское Областное Правлен³е совершатъ плачь. Съ четвертаго дня князья въ Областномъ Правлен³и, княгини въ своихъ дворцахъ, чиновники въ своихъ Присутственныхъ мѣстахъ, а служащ³е при разныхъ должностяхъ за воротами Ву-мынь, держали постъ 21 дней, включая и первые три дня. Послѣ сего Князья, вельможи и чиновники до 12 класса ежедневно однажды являлись во дворецъ (Цянь-цинъ-гунъ) и, становясь въ ряды по классамъ, совершали плачь. Проч³е чиновники совершали плачь за дворцовыми воротами. По прошеств³и 21 дней со дня кончины, Государь Жень-ди, а за нимъ и проч³е всѣ сняли съ себя трауръ. Въ продолжен³е ста дней Князья и чиновники, какъ гражданск³е такъ и военные, не совершали ни пировъ ни браковъ. Солдаты и разночинцы 21 дней носили трауръ и не имѣли кистей на шляпахъ; одинъ мѣсяцъ не совершали браковъ; сто дней не дѣлали пиршествъ, 49 дней не закалали животныхъ; 21 не совершали ни молен³я, ни жертвоприношен³я духамъ. Обнародовано по Импер³и завѣщан³е покойнаго Государя. Князья и Начальствующ³е надъ войсками по губерн³ямъ, со дня получен³я манифеста, сняли кисти съ шляпъ и наложили на себя трауръ; три дня совершали плачь, а на четвертый по прежнему приступили къ отправлен³ю должностей. Гражданск³е и военные чиновники, со дня получен³я манифеста, также сняли кисти съ шляпъ и надѣли трауръ. Въ продолжен³е трехъ дней утромъ и въ вечеру совершали плачь. Классныя дамы носили трауръ 21 дней, солдаты и разночинцы 13 дней; одинъ мѣсяцъ не совершали браковъ, сто дней не дѣлали пиршествъ.
   При переносѣ гроба въ траурную тронную Шеу-хуанъ-дянь Государь Женъ-ди пѣш³й шелъ за нимъ и производилъ рыдан³е. Князья и чиновники сѣтовали, павъ ницъ на землю. При всѣхъ случаяхъ, при которыхъ положено приносить покойнымъ жертвы и совершать возл³ян³е, государь Жень-ди самъ совершалъ оныя въ продолжен³е 27 мѣсяцевъ. Князья, гражданск³е и военные чиновники собирались по церемон³алу. Похоронили на кладбищѣ Сяо-линъ. Въ продолжен³е пути гробъ поставляли въ желтой ставкѣ. Утромъ и въ вечеру совершали предъ нимъ возл³ян³е.
   Погребен³е Государынь и прочихъ членовъ императорскаго дома совершается такимъ же образомъ. Для каждаго Государя строится особливое кладбище съ собственнымъ назван³емъ. Каждая Государыня хоронится подлѣ покойнаго своего мужа. Трауръ по ней въ народѣ продолжается только 27 дней.
   Примѣч. Всѣ вышеописанные обряды, также почетныя наименован³я Государямъ по смерти, суть китайск³я: Нынѣшн³й Домъ Цинъ, еще въ бытность свою въ Маньчжур³и, принялъ всѣ китайск³е обряды, а изъ своихъ обрядовъ удержалъ, при себѣ одно шаманство.
  

XIV. ЦЕРЕМОН²АЛЪ ЗЕМЛЕПАШЕСТВА, СОВЕРШАЕМЫЙ КИТАЙСКИМЪ ГОСУДАРЕМЪ.

  
   Въ южномъ предмѣст³и Пекина, извѣстномъ подъ назван³емъ Внѣшняго города, по правую сторону средней большой улицы, находится храмъ подъ назван³емъ Жертвенника Изобрѣтателю земледѣл³я, Сянъ-нунь-тханъ. Сей храмъ обнесенъ высокою каменною стѣною, имѣющею въ окружности 1,368 китайскихъ, а русскихъ 1966 саженъ. Внутри ограды собственно находится три жертвенника: первый Изобрѣтателю земледѣл³я, вторый Духу Неба, трет³й Духу земли; сверхъ сего храмъ Планетѣ Юпитеру. Мы будемъ говорить о жертвенникѣ Изобрѣтателю земледѣл³я.
   Слово "жертвенникъ" имѣетъ здѣсь два значен³я: въ тѣсномъ смыслѣ значитъ возвышенное мѣсто, устроенное для приношен³я жертвъ; въ пространномъ смыслъ означаетъ всѣ здан³я принадлежащ³я къ жертвеннику и обнесенныя стѣною.
   Жертвенникъ Изобрѣтателю земледѣл³я есть четвероугольная насыпь, одѣтая кирпичемъ; въ поперечникѣ содержитъ 47, въ вышину 4 1/2 фута. Всходъ на жертвенникъ съ южной стороны. По сѣверную сторону жертвенника находится храмъ, въ которомъ хранится табель съ наименован³емъ Изобрѣтателя земледѣл³я. Предъ сею табелью совершается жертвоприношен³е ему. На юговостокъ отъ жертвенника находится курганъ Гуань-гынъ-тхай, съ котораго государь смотритъ на землепашество. Сей курганъ содержитъ въ поперечникѣ 50, въ вышину 5 футовъ; снаружи одѣтъ золотистымъ изразцовымъ кирпичемъ. На срединѣ его разбиваютъ царскую палатку, а передъ нимъ лежитъ воздѣлываемая пашня.
   Предан³я повѣствуютъ, что въ первыя времена м³ра, когда люди не знали еще земледѣл³я, а питались плодами съ травъ и деревъ, мясомъ птицъ и звѣрей, Государь Янь-ди первый научилъ людей воздѣлывать землю и сѣять хлѣбъ. Благодарные потомки дали ему проименован³е Шень-нунъ-шы, что значитъ "божественный земледѣлецъ", и начали обожать его подъ назван³емъ Сянъ-нунъ, что значитъ "Изобрѣтатель земледѣл³я". Царствован³е сего государя полагаютъ въ XXVIII вѣкъ до Р. X.
   Нынѣ, въ день жертвоприношен³я Изобрѣтателю земледѣл³я, ежегодно совершаемаго въ апрѣльской лунѣ въ счастливый день подъ назван³емъ хай, купно совершаютъ священный обрядъ землепашества. Еще въ XVII столѣт³и закономъ постановлено., чтобъ Государь лично исполнялъ сей обрядъ, если ничто не воспрепятствуетъ тому; въ противномъ случаѣ можетъ назначить сановника вмѣсто себя.
   Церемон³алъ землепашества состоитъ въ слѣдующемъ: Пекинское Областное Правлен³е изготовляетъ для Государя шелковую плеть и соху желтаго цвѣта, вола подъ соху рыжаго, сѣятельное вѣно темное, для трехъ князей и членовъ Девяти Правительственныхъ мѣстъ шелковыя плети и сохи краснаго цвѣта, воловъ подъ сохи черныхъ, сиятельныя вѣна темныя, Вѣно государево съ сѣменами риса, вѣно для князей съ просомъ, вѣна для членовъ Девяти Правительственныхъ мѣстъ съ пшеницею и черными бобами (волчьими лупинами). Незадолго предъ совершен³емъ сей церемон³и, избираютъ 34 шестидесятилѣтнихъ стариковъ, 30 простыхъ земледѣльцевъ, и 4-хъ классныхъ, 14 пѣвцовъ для полевой пѣсни, 34 музыканта, и 20 работниковъ съ вилами, граблями и лопатами. Почетные старики для Государя одѣты въ шелковые цвѣтные кафтаны и въ курмы въ нашивками; почетные старики для князей и чиновъ одѣты въ китайные кафтаны; шляпы на всѣхъ съ шариками. Земледѣльцы въ валяныхъ шапочкахъ съ кистями; въ китайныхъ рубахахъ и порткахъ (обыкновенное одѣян³е крестьянъ); работники въ травяномъ одѣян³и (дѣлаемомъ изъ осоки отъ дождя) и въ соломенныхъ шляпахъ.
   Участокъ воздѣлываемой земли содержитъ въ длину 210, въ поперечникѣ 40 футовъ. Государь, по прибыт³и къ этой пашнѣ, становится лицомъ на югъ. Начинается полевая пѣснь на голосахъ и на оруд³яхъ музыкальныхь. Членъ Палаты Финансовъ съ колѣнопреклонен³емъ представляетъ Государю соху: Пекинск³й Градоначальникъ съ колѣнопреклонен³емъ подаетъ ему плеть (въ сихъ случаяхъ привстаютъ на одно лѣвое колѣно). Государь правою рукою берется за соху, а въ лѣвую принимаетъ плеть. Два почетные старика ведутъ вола, два земледѣльца поддерживаютъ соху. Чиновникъ Пекинскаго Областнаго Правлен³я несетъ вѣно. Членъ Палаты Финансовъ сѣетъ сѣмена, Государь проходитъ три борозды впередъ и три борозды обратно. По совершен³и обряда, Членъ Палаты Финансовъ съ колѣнопреклонен³емъ принимаетъ соху, а Пекинск³й Градоначальникъ такимъ же образомъ принимаетъ плеть. Членъ Обрядовой Палаты проситъ Государя посмотрѣть на землепашество, и Государь всходитъ на курганъ. Послѣ сего, три Князя проходятъ по пяти бороздъ впередъ и обратно; Члены Девяти Правительственныхъ мѣстъ проходятъ съ князьями по одной бороздѣ, а потомъ одни проходятъ по девяти бороздъ впередъ и обратно. У каждаго изъ нихъ старикъ ведетъ вола и по два земледѣльца поддерживаютъ соху. Чиновники Пекинскаго Областнаго Правлен³я сѣютъ сѣмена. Какъ скоро окончатъ посѣвъ, то Областный Правитель съ своими чиновниками, почетными стариками и земледѣльцами становится по южную сторону кургана лицомъ къ сѣверу, и, исполнивъ съ ними три колѣнопреклонен³я съ девятью поклонами въ землю, остается ожидать, пока Пекинск³е Уѣздные Правители (два) съ почетными стариками и земледѣльцами вспашутъ остальную землю. По окончан³и всего, Государь возвращается во дворецъ, а старикамъ и земледѣльцамъ выдаютъ каждому по четыре конца китайки. По уборѣ посѣва Пекинское Областное Правлен³е въ избранный Астрономическимъ Институтомъ счастливый день представляетъ рисъ, просо, пшеницу, и бобы въ жертвенный анбаръ для употреблен³я при жертвоприношен³яхъ.
   Въ каждомъ губернскомъ городѣ находится жертвенникъ Изобрѣтателю земледѣл³я, и въ тотъ же самый день, въ который Государь совершаетъ обрядъ землепашества въ столицѣ, каждый Начальникъ губерн³и обязанъ совершать тотъ же обрядъ въ своемъ городѣ. Къ этому дню всѣ чиновники ближайшихъ городовъ обязаны собраться къ Губернатору.
   При совершен³и обряда землепашества въ губерн³яхъ, вѣна съ зернами должны быть темныя, плеть и соха красныя, волы подъ сохами черные. Какъ скоро Начальникъ губерн³и съ чиновниками прибудетъ къ пашнѣ, то распорядители подаютъ имъ сохи и плети, и они правою рукою берутся за сохи, въ лѣвую принимаютъ плети При Начальникъ губерн³и одинъ изъ низшихъ чиновниковъ Областнаго Правлен³я несетъ вѣно, а другой сѣетъ сѣмена. При Предсѣдателяхъ Казенной Палаты и Уголовнаго Суда исправляютъ это низш³е чиновники изъ Окружнаго и Уѣзднаго Правлен³я; при Областныхъ и Уѣздныхъ Правлен³яхъ исправляютъ это канцелярск³е служители. При каждомъ лицѣ одинъ шестидесятилѣтн³й старикъ ведетъ вола, два земледѣльца поддерживаютъ соху. Каждое лице проходитъ девять бороздъ впередъ и девять обратно. Старики и земледѣльцы допахиваютъ остальное. По окончан³и работы чиновники, совершивш³е обрядъ, вмѣстѣ съ стариками и земледѣльцами, обратясь къ столицѣ, дѣлаютъ три колѣнопреклонен³я съ девятью земными поклонами. Если Областный городъ удаленъ отъ губернскаго, или окружный и уѣздный удаленъ отъ областнаго то начальникъ города обязанъ исполнять сей обрядъ съ своими чиновниками. За каждымъ изъ нихъ шестидесятилѣтн³й чиновникъ несетъ вѣно, а другой сѣетъ сѣмена. Прочее сходствуетъ съ обрядомъ губернскаго города.
  

XV. ОБРЯДЪ ШЕЛКОДѢЛ²Я, СОВЕРШАЕМЫЙ КИТАЙСКОЮ ГОСУДАРЫНЕЮ.

  
   Въ сѣверозападномъ углу дворцоваго сада, называемаго Си-юань, находится жертвенникъ, посвященный Изобрѣтательницѣ шелкодѣл³я, по Кит: Сянь-цань-тхань. Жертвенникъ имѣетъ четвероугольный видъ; въ поперечникѣ содержитъ 40, въ вышину 4 фута. Отъ жертвенника на юговостокъ находится храмъ, въ которомъ хранится табель съ наименован³емъ Изобрѣтательницы шелкодѣл³я, а на сѣверной сторонѣ яма для сожжен³я жертвенныхъ вещей. На восточной сторонѣ жертвенника находится курганъ, называемый Цай-сань-тхай, что значитъ "возвышен³е для срыван³я тутовыхъ вѣтокъ". Курганъ имѣетъ четвероугольный видъ, въ поперечникѣ содержитъ 32, въ вышину 4 Фута. Предъ курганомъ тутовая роща, а позади него тронная.
   По древнимъ предан³ямъ, царица Лэй-цзу, по прозван³ю Си-линь-цзы, первая научила народъ воспитывать шелковыхъ червей и выдѣлывать шелкъ. За это открыт³е въ послѣдств³и дали ей наименован³е Изобрѣтательницы шелкодѣл³я Сянь-цань, и начали приносить жертвы. Си-линъ-шы была старшая супруга государя Хуанъ-ди, коего царствован³и полагаютъ въ 2697-2598 годахъ до Р. X.
   Нынѣ ежегодно въ апрѣльской лунѣ въ счастливый день подъ назван³емъ сы, Государыня лично приноситъ жертву Изобрѣтательницѣ шелкодѣл³я, а въ слѣдующ³й послѣ жертвоприношен³я день срываетъ вѣтки съ тутовъ. Для совершен³я послѣдняго обряда, Государь назначаетъ къ ней двухъ побочныхъ своихъ супругъ - третью и четвертую, одну царевну {Императорская дочь получаетъ титулъ царевны по выходѣ въ замужество.}, трехъ княгинь и четырехъ классныхъ дамъ. Для срыван³я тутовыхъ вѣтокъ изготовляютъ корзинки и крючья: для Государыни - золотой крюкъ, для побочныхъ супругъ серебреные; корзинки для всѣхъ желтыя; для царевны и княгинь посеребреные крючья, для классныхъ дамъ лакированные (металлическ³е); корзинки для всѣхъ красныя.
   За день до совершен³я обряда, осматриваютъ крючья и корзинка въ Дворцовомъ Правлен³и; потомъ Членъ Правлен³я съ церемон³ею препровождаетъ оные въ дворецъ Государыни, и сдаетъ евнуху, который корзинку и крюкъ Государыни полагаетъ въ тронной Цзяо-тхай-дянь; корзинки и крючья побочныхъ супругъ, царевны и княгинь раскладываетъ на крыльцѣ; а корзинки и крючья классныхъ дамъ у крыльца предъ тронною. Корзинка ставится на восточной, а кручья на западной сторонъ. Вслѣдъ за тѣмъ, евнухъ проситъ Государыню смотрѣть корзинки и кручья, что совершаетъ она вмѣстѣ съ побочными супругами, и по осмотрѣ возвращается въ свай дворецъ, а корзинки и крючья препровождаются въ жертвенникѣ. Все это происходитъ въ день жертвоприношен³я Изобрѣтательницѣ шелкодѣл³я. На другой день царевна, княгини и классныя дамы - въ парадномъ одѣян³и съѣзжаются въ жертвенникъ, а вслѣдъ за ними и Государыня съ побочными супругами пр³ѣзжаетъ. Ей подносятъ корзинку и крюкъ, и начинаютъ играть пѣснь на срыван³е тутовыхъ вѣтокъ. Государыня, взявъ въ правую руку крюкъ, а въ лѣвую корзинку, подходитъ къ первому тутовому дереву на восточной сторонѣ, и, ставъ лицемъ къ востоку, пригибаетъ вѣточку; двѣ мастерицы помогаютъ ей сорвать. Потомъ она подходитъ къ первому туту на западной сторонъ, и, ставъ лицемъ на востокъ, пригибаетъ двѣ вѣточки. Двѣ мастерицы помогаютъ ей сорвать ихъ. Кончивъ срыван³е вѣтокъ, Государыня отдаетъ корзинку и крюкъ дамѣ, исправляющей должность церемон³ймейстера, а сама всходитъ на курганъ и садится на престолъ. Вслѣдъ за симъ побочныя супруги подходятъ къ второму (на обѣихъ сторонахъ), царевна и княгини къ третьему туту, и срываютъ по пяти вѣточекъ; классныя дамы подходятъ къ четвертому туту и срываютъ по девяти вѣточекъ. По окончан³и сего, мастерицы и работницы преклоняютъ колѣна предъ Государыней; потомъ принимаютъ корзинки и крючья и относятъ въ комнаты, гдѣ воспитываютъ шелковичныхъ червей. Симъ оканчивается церемон³я и пѣснь прекращается. Государыня входитъ въ тронную. Побочныя супруги, царевна, княгини, классныя дамы, мастерицы и работницы становятся по своимъ мѣстамъ, дѣлаютъ предъ Государынею шесть су, три колѣнопреклонен³я и три наклонен³я головою. Послѣ ceго разъѣзжаются.
   Какъ скоро коконы будутъ готовы къ сматыван³ю, то Дворцовое Правлен³е проситъ Государыню въ жертвенникъ Изобрѣтательницы шелкодѣл³я совершить обрядъ поднесен³я шелка, смотаннаго съ коконовъ. Евнухъ, смотритель жертвенника, предварительно изготовляетъ вино и плоды для предложен³я Духу Изобрѣтательницы шелкодѣл³я, и сверхъ сего оруд³я для сматыван³я шелка. Къ сему обряду не приглашаютъ ни царевны съ княгинями, ни классныхъ дамъ; а Государыня съ побочными супругами пр³ѣзжаетъ въ жертвенникъ въ обыкновенномъ одѣян³и. Мастерица, наложивъ въ корзинку крупныхъ и чистыхъ коконовъ, съ колѣнопреклонен³емъ представляетъ Государынѣ; а она выбравъ лучш³е для представлен³я Государю, остальные раздѣляетъ побочнымъ супругамъ Послѣ сего, евнухъ,- смотритель жертвенника, проситъ Государыню въ отдѣлен³е, гдѣ должно сматывать шелкъ съ коконовъ. Двѣ сослужительницы изъ вельможныхъ женъ наливаютъ воду въ золотой тазъ. Мастерица кладетъ коконы въ тазъ и помогаетъ Государынѣ мотать шелкъ. Государыня троекратно мотаетъ шелкъ съ вымытыхъ коконовъ, послѣ чего служительницы уносятъ тазъ. Вслѣдъ за тѣмъ, работницы помогаютъ побочнымъ супругамъ мотать шелкъ, что дѣлаютъ онѣ пять разъ. Остальные коконы отдаютъ работницамъ для сматыван³я. По совершен³и обряда, Государыня возвращается въ свой дворецъ; а Дворцовое Правлен³е сообщаетъ въ Астрономическ³й Институтъ о избран³и счастливаго дня, въ который выдѣланный шелкъ должно сдать въ красильну для окрашен³я. Сей шелкъ употребляется на ткани для одѣян³я, въ которомъ государь совершаетъ торжественныя жертвоприношен³я.
   Въ случаѣ, если как³я-либо причины воспрепятствуютъ Государынѣ лично совершить обрядъ срыван³я тутовыхъ вѣтокъ., то она предписываетъ надзирательницѣ шелковичнаго завода исполнить это съ своими мастерицами.
  

XVI. ЦЕРЕМОН²АЛЪ БОЛЬШАГО ПИРА ПРИ ДВОРѢ.

  
   Больш³е пиры при дворѣ даются въ тронной Тхай-хо-дянь, и ежегодно бываютъ только въ Новый годъ и въ день рожден³я государева, исключая необыкновенные как³е-либо случаи. Большой пиръ состоитъ изъ трехъ частей: приготовлен³я, расположен³я и церемон³ала.
   Приготовлен³е состоитъ въ слѣдующемъ: Обрядовая Палата предварительно представляетъ Государю росписан³е (что ниже увидимъ). Для исправлен³я пира разбиваютъ одну желтую ставку на красномъ крыльцѣ предъ дверями тронной. Въ сей ставкѣ становятъ столы для посуды. По лѣвую и правую сторону ставки предъ крыльцомъ ставятъ для восточнаго и западнаго крыла по восьми изъ синей китайки палатокъ съ посудою для столовъ. Внутри тронной предъ престоломъ ставятъ столъ для царскаго кушанья. Подалѣе въ тронной же и внѣ тронной на обѣихъ сторонахъ помоста разставляютъ столы для князей и чиновниковъ. Все это приготовляется Дворцовымъ Правлен³емъ. Члены Обрядовой Палаты, Начальники тѣлохранителей, Члены Дворцоваго Правлен³я и Приказа внѣшнихъ сношен³й надсматриваютъ за распоряжен³емъ столовъ. Комитетъ Гуанъ-лу-сы представляетъ посуду. Экипажная Контора разставляетъ царск³й кортежъ.
   Расположен³е состоитъ въ слѣдующемъ: въ тронной Тхай-хо-дянь, на восточной и западной сторонѣ, разставляютъ по семи рядовъ столовъ для князей Пекинскихъ и заграничныхъ, для гражданскихъ чиновниковъ отъ 1 до 4 класса, для тайцзи, табунановъ и туркистанскихъ бековъ. Восточные столы лицомъ къ западу, а западные къ востоку. Столы церемон³альныхъ предводителей поставляются по правую и лѣвую сторону трона, отступя нѣсколько назадъ. Позади трона по обѣимъ сторонамъ, столы для тѣлохранителей съ бобровыми хвостами; отъ нихъ на западъ столы для дворцовыхъ журналистовъ. За дверями тронной подъ западнымъ свѣсомъ столы для Прокурорскаго Приказа, подъ восточнымъ свѣсомъ столы для Президента и Совѣтниковъ Приказа внѣшнихъ сношен³й - первые лицомъ на востокъ вторые на западъ. На красномъ крыльцѣ, по обѣимъ сторонамъ, по три ряда столовъ для чиновниковъ отъ 1 до 4 класса; у восточнаго крыльца палатка для начальствующаго надъ плясками, для двухъ Членовъ Обрядовой Палаты, управляющихъ поздравительными плясками - для одного столъ по восточную, для другаго по западную сторону желтой ставки, на этой же сторонѣ столъ для Главноначальствующаго въ Дворцовомъ Правлен³и. У синихъ палатокъ ставятся столы для гражданскихъ и военныхъ чиновниковъ отъ 5 класса и ниже, лицомъ восточные на Западъ, а западные на оборотъ. Пониже западныхъ палатокъ - столы для иностранныхъ посланниковъ, пр³ѣхавшихъ съ данью.
   Церемон³алъ пира состоитъ въ слѣдующемъ: въ день пира на разсвѣтѣ съѣзжаются во дворецъ Князья и чиновники въ церемон³альномъ одѣян³и, Полковники и проч³е офицеры гвард³и въ парадныхъ кафтанахъ и курмахъ; а чиновники, долженствующ³е служить при столѣ въ однихъ парадныхъ кафтанахъ. По окончан³и распоряжен³й, Князья и чиновники входятъ во дворъ тронной Тхай-хо-дянъ, и занимаютъ мѣста по порядку степеней и классовъ. Послѣ сего Члены Обрядовой Палаты докладываютъ Государю о времени шествовать въ тронную Тхай-хо-дянь. На воротахъ Ву-мынь бьютъ въ колоколъ и литавру. Государь, въ церемон³альномъ одѣян³и, при игран³и музыки садится на престолъ. Музыка умолкаетъ. Бьютъ плетью три раза. Князья и чиновники, ставъ у своихъ столовъ дѣлаютъ по одному поклону и садятся. Полковники гвард³и, чиновники Дворцоваго Правлен³я (изъ Полковниковъ дворцовыхъ войскъ) и начальникъ евнуховъ подходятъ къ государеву столу и, отступивъ назадъ, становятся на свои мѣста. Подаютъ чай, при чемъ играетъ духовая музыка на красномъ крыльцѣ. Государь кушаетъ чай. Князья и чиновники, вставъ съ мѣстъ своихъ, дѣлаютъ поклонъ и садятся. Тѣлохранители подаютъ чай князьямъ и вельможамъ. Чиновники Дворцоваго Правлен³я разносятъ чай чиновникамъ на красномъ крыльцѣ и помостъ. Чиновники, вставъ съ своихъ мѣстъ, дѣлаютъ поклонъ; выпивъ чай, опять дѣлаютъ поклонъ и садятся. Музыка перестаетъ. Развертываютъ чехлы на столахъ. Чиновники Церемон³альнаго Отдѣлен³я (изъ Обрядовой Палаты) входятъ въ желтую ставку. Одинъ беретъ со стола сосудъ съ виномъ, другой кубокъ, трет³й золотую чару; одинъ за другимъ всходятъ на крыльцо по среднему сходу и останавливаются у тронной по восточную сторону средней двери, лицомъ къ западу Играетъ музыка на красномъ крыльцѣ. Вельможа, подносящ³й кубокъ, встаетъ съ своего мѣста, снимаетъ съ себя парадную курму, а если на немъ соболья доха, то снимаетъ доху; князья и проч³е тоже дѣлаютъ; вельможа, назначенный подносить кубокъ, выступаетъ впередъ и становится на колѣни. Чиновникъ Церемон³альнаго Отдѣлен³я беретъ винный сосудъ, наливаетъ вино въ кубокъ, входитъ въ тронную среднею дверью, и ставъ на колѣни лицомъ къ западу, подаетъ кубокъ вельможѣ, который, по принят³и кубка всходитъ по ступенямъ трона съ лѣвой стороны и съ колѣнопреклонен³емъ подноситъ оный Государю. Государь принимаетъ кубокъ, а вельможа, отступивши на мѣсто прежняго колѣнопреклонен³я, опять становится на колѣни. Государь кушаетъ вино. Вельможа дѣлаетъ поклонъ до земли. Князья и проч³е вслѣдъ за нимъ дѣлаютъ также поклонъ до земли. Вельможа опять всходитъ по ступенямъ трона съ правой стороны и съ колѣнопреклонен³емъ принявъ кубокъ сходитъ со ступеней, и опять становится на колѣни на прежнемъ мѣстѣ. Членъ Церемон³альнаго Отдѣлен³я съ колѣнопреклонен³емъ принимаетъ кубокъ и уходитъ. Князья и проч³е встаютъ на ноги. Чиновникъ Церемон³альнаго Отдѣлен³я наливаетъ вино въ золотую чару, и, стоя на ногахъ подноситъ вельможѣ, подносившему кубокъ Государю; вельможа съ колѣнопреклонен³емъ принимаетъ чару, дѣлаетъ поклонъ до земли и пьетъ. Тотъ же чиновникъ, стоя на ногахъ, принимаетъ у него чару и отходитъ на прежнее свое мѣсто. Вельможа послѣ сего дѣлаетъ поклонъ до земли и опять надѣваетъ парадную курму или доху. Музыка умолкаетъ. Князья и вельможи садятся. Вельможа, подносивш³й вино, также садится на свое мѣсто. Государь принимаетъ пищу, при игран³и духовой музыки. Подаютъ кушанья князьямъ и вельможамъ. Четверо изъ придворныхъ вельможъ, вставъ на своихъ мѣстахъ, смотрятъ за пиромъ. Когда тѣлохранитель подноситъ вино князьямъ и прочимъ, то послѣдн³е, вставъ съ своихъ мѣстъ дѣлаютъ,поклонъ до земли, и, выпивъ по чарѣ, дѣлаютъ опять поклонъ до земли. Въ это время членъ Обрядовой Палаты и члены ея Отдѣлен³й выводятъ плясуновъ на красное. крыльцо. Начальникъ хора начинаетъ пѣсню, начальникъ плясуновъ открываетъ пляску {Эти пляски состоятъ изъ мимики, каковую употребляли при царскихъ столахъ въ продолжен³е первыхъ трехъ династ³й до Р. X.}. Высш³е чиновники въ церемониальномъ одѣян³и выходятъ на средину зала, дѣлаютъ три поклона до земли и, отступивъ, становятся на восточной сторонѣ; а отселѣ каждый однажды проходитъ танецъ; по окончан³и пляски они опять становятся посреди тронной и, сдѣлавъ три поклона до земли, уходятъ. Послѣ нихъ являются съ монгольскими свирѣлями и играютъ монгольск³я пѣсни. Потомъ слѣдуетъ музыка и пляска корейская и другихъ народовъ. Всѣ с³и потѣхи оканчиваются театромъ Наконецъ все скрывается. Играетъ музыка на красномъ крыльцѣ. Князья и чиновники встаютъ съ своихъ мѣстъ и дѣлаютъ три поклона до земли. Музыка умолкаетъ. Бьютъ плетью. Начинаетъ играть задняя музыка и Государь возвращается во внутренн³й дворецъ. Послѣ сего умолкаетъ задняя музыка и гости расходятся.
   Точно такимъ же образомъ - съ небольшимъ только измѣнен³емъ - совершается пиръ, дѣлаемый Государемъ, по случаю своей женитьбы. На другой день послѣ брака, онъ входитъ въ тронную Тхай-хо-дянь угощать тестя и родственниковъ своей супруги. Столъ для тестя ставится въ самой тронной, въ концѣ княжескить столовъ; а проч³е родственники сидятъ по классамъ чиновъ въ своихъ знаменахъ. Какъ скоро Государь сядетъ на престолъ, тесть съ своими родственниками становится на восточной сторонѣ краснаго помоста, и, обратясь лицомъ къ сѣверу, совершаетъ три колѣнопреклонен³я съ девятью поклонами въ землю, чего не бываетъ при обыкновенномъ большомъ пирѣ. Послѣ сего всѣ отходятъ и садятся на своихъ мѣстахъ. Пиръ совершается по вышеизложенному церемон³алу; а пиръ при выдачѣ царевны дается въ тронной Бао-хо-дянь, съ нѣкоторыми измѣнен³ями въ самомъ церемон³алѣ.
   Когда дается большой пиръ въ тронной Тхай-хо-дянь, или пиръ по случаю выдачи царевны, то Обрядовая Палата предварительно распредѣляетъ мѣста, какъ для Князей и вельможъ, такъ для гражданскихъ и военныхъ чиновниковъ, и составивъ раскрашенный чертежъ, представляетъ вмѣстѣ съ церемон³аломъ Государю на утвержден³е; а по получен³и указа сообщаетъ этотъ чертежъ въ разныя Присутственныя мѣста для свѣдѣн³я. Сверхъ того Палата сообщаетъ куда слѣдуетъ, сколько Князья должны представить барановъ, вина и посуды для стола; сколько приготовить столовъ, разной посуды, палатокъ и даже дровяныхъ углей для согрѣван³я вина.
   На большой пиръ въ тронной Тхай-хо-дянь употребляется 82 барана; а столы, барановъ и вино обязаны Князья доставить. Князья 1-й и 2-й ст. должны представить по три, князья 3-й и 4-й ст. по два, а проч³е князья, включенные въ число осьми долей, по одному барану. Недостающее число Обрядовая Палата пополняетъ; Для пира по случаю выдачи царевны, царск³й зять представляетъ 90 столовъ съ 81 бараномъ, которыхъ препровождаетъ въ Обрядовую Шлату для обряжен³я.
   На проч³е пиры, даваемые отъ имени Государя, число барановъ опредѣлено закономъ; а для обряжен³я барановъ Обрядовая Палата содержитъ 10 человѣкъ, выбираемыхъ изъ низшихъ пяти знаменъ.
  

XVII. ОБЩ²Е БРАЧНЫЕ ОБРЯДЫ.

  
   Въ Китаѣ бракъ, сколь ни важенъ по его отношен³ямъ къ общественной жизни, не имѣетъ связи съ религ³ею; а процессъ брачнаго соединен³я двухъ половъ утвержденъ только гражданскими постановлен³ями.
   Два дома однофамильные, т. е. имѣющ³е одно прозван³е, не могутъ вступать въ брачныя связи, хотя бы они выше ста колѣнъ не имѣли никакого родства между собою. Касательно родства съ женской стороны нѣтъ никакого ограничен³я; два родные брата могутъ жениться на двухъ родныхъ сестрахъ; даже по смерти жены можно жениться на родной,ея сестрѣ. Маньчжуру и Монгольцу ни жениться на Китаянкахъ, ни дочерей своихъ выдавать за Китайцевъ не дозволяется. Но существенные обряды при бракахъ - сватовство и сочетальная чаша - одинаковы какъ дял Китайца, такъ и для Маньчжура, и для Монгола въ Пекинѣ; только есть разность въ видахъ по отношен³ю къ лицамъ. Браки при дворъ, женитьба князей и выдача княженъ, отъ начала сватовства до сочетальной чаши, совершаются по цермон³алу, въ которомъ количество и качество даровъ со стороны жениха и угощен³е при сговорѣ и бракосочетан³и предписаны законами соотвѣтственно достоинству лицъ. Это суть чистые политическ³е браки, въ которыхъ дѣйствуетъ одна воля Государя, а не допускаются ни взаимное соглас³е жениха и невѣсты, ни частные мелочные обычаи. Брачные обряды между лицами изъ Китайцевъ также ограничены гражданскими постановлен³ями по отношен³ю къ достоинству лицъ мужескаго пола, но въ видахъ нѣсколько многосложнѣе и сверхъ того допускаются частные мелочные обычаи до безконечности различнѣ³е по отношен³ю къ странамъ.
   Родители имѣютъ полную власть утверждать брачную связь, не разбирая возраста, даже иногда по дружескимъ связямъ условливаются въ этомъ до рожден³я жениха и невѣсты. Что касается до сватовства между возрастными, для сего употребляютъ сватовъ, и чаще своихъ родственниковъ и друзей. Посредствомъ сихъ людей, двѣ фамил³и могутъ вступить въ переговоры, взаимно вызнать о качествахъ жениха и невѣсты, и какъ скоро обѣ стороны согласны на бракъ, то слѣдуютъ уже предписанному порядку.
   Со стороны жениха отецъ его объясняетъ въ письмѣ, за кого именно сватаетъ онъ дѣвушку, и проситъ увѣдомить его о годѣ, мѣсяцѣ и днѣ (и часѣ) ея рожден³я {Китайцы вымыслили десять пней небесныхъ и двѣнадцать вѣтвей земныхъ. Каждый пень имѣетъ собственное назван³е, соотвѣтствующее какому-либо цвѣту краски; каждая вѣтвь также имѣетъ собственное назван³е, соотвѣтствующее назван³ю какого-либо звѣря, домашняго животнаго, или пресмыкающагося. Они соединяютъ одно съ другимъ назван³я пней и вѣтвей, начиная съ первыхъ ихъ буквъ цзя и цзы и продолжаютъ до-тѣхъ-поръ, пока помянутыя двѣ буквы опять сойдутся вмѣстѣ, что происходитъ по окончан³и числа 60. Сими спаренными назван³ями считаютъ годы; мѣсяцы и дни.}), что называется бпа-цзы, восемь буквъ; при семъ же случаѣ въ особливой при письмѣ записочкѣ увѣдомляетъ о годѣ, мѣсяцѣ, днѣ и часѣ женихова рожден³я, а между тѣмъ предварительно посылаетъ сваху отобрать рѣшительное мнѣн³е въ невѣстномъ домѣ. По получен³и изъ дома невѣстина соглас³я на бракъ, отецъ жениховъ назначаетъ одного изъ младшихъ своихъ родственниковъ повѣреннымъ для переговоровъ съ домомъ невѣсты. Повѣренный является къ нему въ приличномъ одѣян³и. Онъ также выходитъ къ повѣренному въ приличномъ одѣян³и и отдаетъ ему изготовленное письмо, стоя лицомъ къ западу; а потомъ обязанъ дѣлать ему двукратный поклонъ; но повѣренный, какъ младш³й, принявъ письмо не допускаетъ его до поклоновъ.
   Когда повѣренный войдетъ въ домъ невѣстинъ, то отецъ ея принимаетъ его въ залѣ, стоя на восточной сторонѣ, а посланный подаетъ ему письмо, стоя на западной сторонѣ; сопровождающ³е раскладываютъ принесенные дары въ залѣ. Отецъ невѣсты обращаясь къ сѣверу, дѣлаетъ двукратное поклонен³е и принимаетъ письмо. Гость уклоняется отъ принят³я поклона. Отецъ невѣсты объявляетъ с³е письмо въ домашнемъ храмѣ своимъ предкамъ {Чиновники отъ 1-го до 14-го класса имѣютъ въ домѣ храмы, въ которыхъ покланяются своимъ предкамъ. Чиновники отъ 15-го класса и ниже, солдаты и разночинцы не могутъ имѣть храмовъ: почему табели съ именами предковъ ставятъ въ моленной комнатѣ, или посреди зала у сѣверной стѣны - противъ самаго входа со-внѣ.}. Послѣ этаго онъ пишетъ письмо въ отвѣтъ, и при семъ письмѣ прилагаетъ записочку о происхожден³и, также о годѣ, мѣсяцѣ и двѣ (и часѣ) рожден³я своей дочери. Вторично пригласивъ повѣреннаго въ залъ, отецъ невѣсты, ставъ на восточной сторонѣ, отдаетъ ему письмо и дѣлаетъ двукратное поклонен³е. Посланный, принявъ письмо, удерживаетъ его отъ поклонен³я и потомъ отдаетъ письмо сопровождающему. Послѣ сего, отецъ невѣсты угощаетъ повѣреннаго виномъ. Столъ съ закусками становится посреди зала. Повѣренный, какъ гость, садится на восточной, а отецъ невѣсты на западной сторонѣ. Послѣ троекратнаго питья гость встаетъ и откланивается. Отецъ невѣсты отвѣтствуетъ поклономъ и провожаетъ его за дверь по церемон³алу {Для обращен³я между собою есть особливый церемон³алъ, объемлющ³й всѣ случаи свидан³я между равными, высшими и низшими, начальствующими и подчиненными.}. По возвращен³и повѣреннаго, отецъ жениховъ принимаетъ отъ него письмо на церемон³алу принят³я писемъ и угощаетъ его какъ своего домашняго человѣка. Письмо со стороны жениховой называется сговорнымъ, а со стороны невѣстиной - отвѣтнымъ.
   Въ слѣдъ за симъ, изъ дома женихова отправляютъ въ домъ невѣстинъ свадебные дары при письмѣ. Количество сихъ даровъ опредѣлено законами. Гунъ (князь пятой степени изъ Китайцевъ) посылаетъ золотую головную повязку, четыре золотыя головныя булавки, одни золотыя серги, четыре платья атласныя и три атласныя одѣяла съ постелями. Хэу и Бо (князья 6 и 7 степени) посылаютъ три золотыя головныя булавки, прочее какъ и Гунъ. Чиновники 1-го и 2-го класса посылаютъ три атласныя платья, прочее какъ Хэу и Бо. Чиновники 3-го и 4-го классовъ посылаютъ два платья и два одѣяла съ постелями атласныя, прочее какъ чиновники 1-го и 2-го классовъ. Чиновники 5-го и 6-го классовъ посылаютъ двѣ золотыя головныя булавки, прочее какъ чиновники 3-го и 4-го классовъ. Чиновники 7-го и 8-го классовъ не имѣютъ золотыхъ булавокъ, а посылаютъ одно платье и одно одѣяло съ постелью атласныя; ожерелье и серги по достатку. Чиновники отъ 9-го класса и ниже - такимъ же образомъ. Въ день отправлен³я свадебныхъ даровъ, въ домъ жениховомъ приготовляется пиръ, на которой Гунъ употребляетъ 9 скотинъ {Подъ скотиною разумѣется свинья, потому что Китайцы телятъ и барановъ не употребляютъ.}, Хэу и Бо восемь, чиновники 1-го и 2-го класса шесть, 3-го и 4-го класса четыре, 5-го и 6-го три; отъ 7-го и ниже только гуся и вино. Свадебными дарами совершенно утверждается сговоръ; но разстоян³е отъ сговора до свадьбы не ограничено временемъ, и зависитъ болѣе отъ взаимнаго соглас³я обѣихъ сторонъ. Обыкновенно дѣлается это слѣдующимъ образомъ: изъ дома женихова посылаютъ нарочнаго въ домъ невѣстинъ просить о назначен³и времени брака. Отецъ невѣсты изъ учтивости отказывается отъ этой чести. Послѣ сего посланный подаетъ ему письмо съ назначен³емъ времени. Отецъ невѣсты съ поклономъ принимаетъ письмо и написавъ отвѣтъ, отдаетъ гостю, а гость возвращается съ отвѣтомъ къ своему господину. Все с³е производится по церемон³алу отсылки даровъ. Чиновники отъ 15-го класса и ниже посылаютъ свахъ просить о назначен³и времени.
   За день до бракосочетан³я отправляютъ изъ дома невѣстина въ домъ зятя приданое, состоящее въ одеждѣ, головныхъ уборахъ и мебели; а въ день бракосочетан³я приготовляютъ въ жениховомъ домѣ пиръ. Поставляютъ столы на восточной и западной половинѣ зала - одни противъ другихъ. У оконъ, на длинномъ столѣ ставятъ кувшинчикъ (ненюфоръ, лотосъ), четыре нефритовыя чарки и двѣ сочетальныя чары, сдѣланныя изъ двухъ половинокъ разрѣзанной и высушенной тыквы. Предъ заломъ на восточной сторонѣ поставляютъ кубокъ. Въ сумерки женихъ становится предъ заломъ внизу, а отецъ въ приличномъ одѣян³и выходитъ изъ зала совершить возл³ян³е за него и становится по восточную сторону зала лицомъ къ западу. Женихъ всходитъ на крыльцо западною стороною и дѣлаетъ два поклона, послѣ чего служитель подаетъ ему жертвенный кубокъ; Женихъ съ колѣнопреклонен³емъ принимаетъ кубокъ и, опорожнивъ, возвращаетъ служителю, а отецъ указываетъ принять. По совершен³и сей церемон³и женихъ сходитъ внизъ, садится на верховую лошадь и отправляется за невѣстою. Поѣзжане ѣдутъ впереди имѣя предъ собою два фонаря. За ними несутъ пару дикихъ гусей, а за гусями носилки для невѣсты, и на коихъ оболочка увязана цвѣтными шелковыми тканями, съ кистями по угламъ. У чиновниковъ отъ 10-го класса и выше по два висяч³я пера на каждомъ углу носилокъ, у чиновниковъ отъ 11-го до 14-го класса по одному перу, а отъ 15-го и ниже только по двѣ распущенныя тафтицы.
   Въ этотъ день, въ невѣстиномъ домѣ объявляютъ въ храмъ предкамъ, а у чиновниковъ отъ 15-го класса и ниже въ моленной предкамъ. По окончан³и сего совершаютъ возл³ян³е за дочь во внутреннихъ комнатахъ. Отецъ ея становится на восточной, мать на западной сторонъ. Невѣста, уже наряженная, выходитъ съ мамкою, становится предъ отцомъ и матерью, лицомъ къ сѣверу, и дѣлаетъ предъ ними двукратное поклонен³е. Прислужникъ наливаетъ вино и мать дѣлаетъ возл³ян³е за дочь по церемон³алу, какъ отецъ совершаетъ возл³ян³е за сына. Отецъ даетъ наставлен³я дочери, а мать, поправляя на ней наряды, повторяетъ его наставлен³я.
   Въ это время пр³ѣзжаетъ женихъ. Тесть, встрѣтивъ его за воротами, проситъ войти въ комнаты, и женихъ, держа въ рукахъ дикихъ гусей, слѣдуетъ за нимъ. Тесть всходитъ по восточной сторонѣ крыльца, обращая лице къ западу, а зять по западной сторонѣ держа лице къ сѣверу; потомъ, остановившись, подноситъ тестю гусей и дѣлаетъ двукратное поклонен³е. Тесть не кланяется, Мамка выводитъ невѣсту подъ покрываломъ. Женихъ, сдѣлавъ ей учтивый поклонъ, сходитъ внизъ; невѣста слѣдуетъ за нимъ, а отецъ остается въ залѣ. Мамка сажаетъ невѣсту въ носилки. Предъ носилками несутъ два фонаря; а зять на верховой лошади ѣдетъ впереди. Невѣста, по вступлен³и въ домъ жениховъ, выходитъ изъ носилокъ и женихъ ведетъ ее по западной сторонѣ крыльца. Какъ скоро невѣста войдетъ въ комнаты (въ опочивальню жениха), то ея служанка ставитъ для жениха столъ на восточной, а служанка женихова ставитъ столъ для невѣсты на западной сторонѣ. Какъ скоро женихъ съ невѣстою взаимно раскланяются, то мамка снимаетъ покрывало съ невѣсты. Женихъ учтиво проситъ невѣсту сѣсть за столъ. Подаютъ кушанье. По окончан³и стола, невѣстина горничная беретъ

Другие авторы
  • Урванцев Николай Николаевич
  • Гнедич Николай Иванович
  • Неведомский М.
  • Линден Вильгельм Михайлович
  • Брик Осип Максимович
  • Роллан Ромен
  • Янтарев Ефим
  • Пушкин Василий Львович
  • Пергамент Август Георгиевич
  • Майков Валериан Николаевич
  • Другие произведения
  • Дружинин Александр Васильевич - Греческие стихотворения Н. Щербины. Одесса. 1850.
  • Дорошевич Влас Михайлович - Богиня радости и веселья
  • Аверченко Аркадий Тимофеевич - Из сборников дешевой юмористической библиотеки "Сатирикона" и "Нового Сатирикона"
  • Лондон Джек - Великий вопрос
  • Житков Борис Степанович - Мышкин
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Трое лентяев
  • Волошин Максимилиан Александрович - В. Купченко, З. Давыдов. Поэт - отвечатель
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич - О Мережковском
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Русская быль
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Автобиография трупа
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 454 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа