о литератора ~ описывал мне кризис...- Н. А. Лейкин, узнав, что Чехов отдает рассказ "Именины" в "Северный вестник", писал ему 8 октября: "Лучше бы Вам отдать повесть Стасюлевичу в "Вестник Европы". Журнал-то Стасюлевича много солиднее. Про бабий же "Северный вестник" я слышал на похоронах Полетики, что там в настоящее время денежная суть совсем в умалении. Рассказывают, что издательница Сабашникова надсадилась уже поддерживать его своим карманом и сказала - баста. Этим, как мне передавали, и объясняется скудость содержания октябрьской книжки, тогда как октябрьская книжка должна бы была быть казовою" (ГБЛ).
...на похоронах Полетики.- В. А. Полетика похоронен 21 сентября 1888 г.
...полюбуйтесь на 1-й номер "Эпохи"! Какое мальчишество! - Чехов имел в виду предисловие издателя А. Колачевского к первому номеру "Эпохи" (вышел в 20-х числах октября) - "Откровенное объяснение. От издателя". Предисловие предназначалось для подписчиков и большинства сотрудников, не имевших о журнале "ни малейшего представления". Колачевский пространно знакомил читателя со своей биографией и своими личными убеждениями. Он сообщал, что привлеченные им "помощники" - Н. Н. Златовратский и В. П. Воронцов (см. в т. 2 примечания к письму 467) вели себя как "руководители", которые, как "непрошенные и нечаянные вами няньки, навязываются вам с своим руководительством". Издание "Эпохи" прекратилось из-за внезапной смерти издателя. Вышел только первый номер.
...Ваша попытка возбудить его может иметь хорошие результаты.- Плещеев писал о Г. М. Линтвареве: "Я успел его кое с кем познакомить из музыкального мира. Предложил ехать с ним к Рубинштейну, но он не хочет. Чего-то страшится".
Теперь о зависти,- Плещеев писал, что, по словам А. С. Суворина, присуждение Чехову Пушкинской премии возбуждает большую зависть: "Еще бы! И в Москве, я думаю, тоже. Вся тля, пишущая рассказишки не только в газетах, но и в толстых журналах, должна прийти в ярость..."
...господа Леманы и К°... - См. в т. 2 примечания к письму 483.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: "Русская мысль", 1910, No 1, стр. 200-201.
Год устанавливается по содержанию (ср. предыдущее письмо.)
...оставил "Калхаса"... - А. П. Ленский хотел поставить пьесу в Малом театре. Постановка не состоялась.
...цензурованный экземпляр ~ пойдет к Рассохину. - Для литографирования.
Печатается по тексту: Письма, изд. 2-е, т. II, стр. 210-212, где было опубликовано по автографу. Нынешнее местонахождение автографа неизвестно. Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 201-202.
Ответ на недатированное письмо Е. М. Линтваревой: "Примите мое, хотя запоздалое, поздравление с получением премии" (Г Б Л).
...не будем ~ говорить ни о мерах, ни об "Эпохе"...- Линтварева писала: "Бесконечно жаль, что Ваше предсказание относительно "Эпохи" исполнилось, хотя Вы и не такую смерть ей предсказывали <...> Правда ли, Антон Павлович, что Ваше здоровье плохо? Ведь это очень нехорошо и грустно. Неужели Вы не принимаете никаких мер?"
Вашей фразы ~ я не понял.- Линтварева писала: "...я, к сожалению, не принадлежу к благородным и возвышенным душам и потому некоторых мотивов, руководящих таковыми душами, никак понять не могу".
...о Вашем пианисте...- Г. М. Линтвареве.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 196-200.
Год устанавливается по содержанию (Чехов пишет о рассказе H. M. Ежова, посланном в "Новое время", о своем рассказе "Именины", о постановке "Медведя" в театре Ф. А. Корша).
Ежов не воробей ~ не дело художника решать узкоспециальные вопросы.- Очевидно, А. С. Суворин писал о рассказе Ежова "Пощечина", не принятом в "Новое время", и о письмах, которыми они обменялись с Ежовым. H. M. Ежов в воспоминаниях привел это письмо Суворина в сокращении: "...в нем <рассказе> <...> столько психологической путаницы, что даже досадно становится. Отношения лиц романа, повести и рассказа, запомните это, должны быть ясны автору, а я уверен, что Вы сами не дадите себе отчета в некоторых поступках своих героев. Вы бы прочитали рассказ Чехова, где доктор ударил фельдшера. Посмотрите, как просто и понятно объясняет Чехов душевное состояние этих лиц после скандального происшествия. Читатель скажет: да, это верно, так и бывает на деле... Но беда автору, если читающая публика, остановившись на каком-нибудь месте, заметит: что-то странно... бывает ли так в жизни? Вот и у Вас такой случай: не верится, что так бывает... <...> надо описывать то, что Вы сами способны представить себе ясно. Повторяю, поглядите, как всё ясно в рассказах Чехова, а у вас, новейших дебютантов, темно" (Н. Ежов. Алексей Сергеевич Суворин. - "Исторический вестник", 1915, No1" стр.119). На это письмо Ежов ответил Суворину: "Вы пишете, что мне следовало бы <...> разрешить вопрос, что же сделать с шулерами, как от них избавиться? Не знаю, что делать и как избавиться. Это не мое дело <...> Рассказ свой я читал Чехову еще до отправки к Вам. Вчера - сейчас же по получении Вашего письма - я высказал Антону Павловичу свои взгляды относительно "Пощечины", и последний согласился со мной, что не дело беллетриста решать поставленные вопросы. Но Антон Павлович прибавил, что, может быть, эпизод с шулером вышел чересчур ярким, и на первый взгляд кажется, что побитый - центр рассказа. Это - быть может. Таким образом, для меня и для того, кто согласен со мной, рассказ ясен" (ЦГАЛИ, ф. 459).
Написал я еще один водевиль... - "Предложение".
Один из романов задуман уже давно... - О сюжете первого варианта романа рассказали А. С. Лазарев (Грузинский) и И. Л. Леонтьев (Щеглов). См. в т. 2 письмо 357 и примечания к нему.
...мои статейки.- В октябре 1888 г. в "Новом времени" напечатаны: фельетон Чехова "Московские лицемеры" (No 4531, 9 октября) и некролог <"Н. М. Пржевальский"> (No 4548, 26 октября).
...почтовые правила ~ Его медицинский отдел...- В иллюстрированном календаре "Стоглав" на 1889 год имеются отделы: "Почта и телеграф" и "Домашняя медицина".
Арестовано много литераторов, в том числе и всюду сующийся Голъцев, автор "Девятой симфонии". - В. А. Гольцев был арестован 10 октября 1888 г. "во время массовых арестов в Москве... по-видимому, вследствие того, что к нему обращался, в поисках работы, какой-то нелегальный, скрывшийся из ссылки" (Ч. Ветринский. В. А. Гольцев.- Сб. "Памяти Виктора Александровича Гольцева". М., 1910, стр. 52-53). Рассказ Гольцева "Девятая симфония" напечатан в "Русской мысли", 1885, No 9.
За одного из них хлопочет В. С. Мамышев... - За кого хлопотал Мамышев, не установлено.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 202-204.
Год устанавливается по ответному письму М. В. Киселевой от 4 ноября 1888 г. (ГБЛ).
Маша получила от Вас письмо... - Это письмо неизвестно.
... водевиль ~ имеет удивительный успех.- Одноактная шутка Чехова "Медведь" шла в театре Ф. А. Корша. Первый спектакль состоялся 28 октября 1888 г. Главные роли исполняли Н. Д. Рыбчинская и H. H. Соловцов.
Васильев в "Моск<овских> вед<омостях>" обругал... - В "Московских ведомостях", 1888, No 302, 31 октября, в обзоре "Театральная хроника", содержится отзыв С. Васильева (Флерова) о "Медведе". Рецензент нашел, что Чехов допустил "такую вопиющую невозможность, как вызов женщины на дуэль. Эта необдуманная подробность тем более бросается в глаза, что на ней построен перелом пьесы, перемена отношений между действующими лицами".
... остальные же ~ на седьмом небе.- Большой успех первого спектакля "Медведя" у Ф. А. Корша, поставленного в бенефис Н. В. Светлова, отметили "Русские ведомости", 1888, No 300, 31 октября, в обзоре "Театр и музыка"; "Самой интересной пьесой бенефиса была новая одноактная шутка г. Ант. Чехова "Медведь". Это очень грациозная вещица, написанная хорошим языком и с большим талантом. Это шутка, но в ней много жизненного <...> Пьеска дышит свежестью таланта и оригинальностью сцен <...> Автора шумно вызывали два раза". Хвалебные отзывы поместили также "Новости дня", 1888, No 1910, 29 октября, "Русский курьер", 1888, No 301, 31 октября и "Будильник", 1888, No 43, 6 ноября.
Отчего Вы не пишете в "Роднике"? - М. В. Киселева ответила: "Всё это время, несмотря на болезнь, я что-то такое писала, кое-как довела до конца и хочу послать в "Родник", но почти убеждена, что возвратят". 13 ноября она написала Чехову, что повесть ее "Счастливая доля" принята: "Расхвалила Сысоиха до небес <...> Пишет: "... если бы не педагогическая струя, нет-нет да и врывающаяся в общий тон рассказа, "Счастливая доля" была бы образчиком (?), как надо писать для детей"".
Поклон Барину.- А. С. Киселеву.
517. И. Л. ЛЕОНТЬЕВУ (ЩЕГЛОВУ)
Печатается по автографу (ИРЛИ). Впервые опубликовано: отрывок - "Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу "Нива" на 1905 г.", июнь, стлб. 245; полностью - Новые письма, стр. 21-24.
Год устанавливается по сообщению о постановке "Медведя" в театре Ф. А. Корша.
Ответ на письма И. Л. Леонтьева-Щеглова от 30 сентября и 18 октября 1888 г.; Леонтьев Щеглов ответил 4 ноября (ГБЛ).
... за Ваши хлопоты.- Щеглов выполнил поручения Чехова, данные ему в Москве. Он писал 18 октября: ""Калхас" в цензуре, лишь выйдет - вручу Плещееву. "Медведь" выползет на свет в 20-х числах. Цензурованного "Медведя" нельзя получить, ибо при литографировании он остается по закону в литографии". И уже 25 октября сообщил: "Вчера, в 8 ч. вечера, я опустил в почтовый ящик Николаевской ж. д. заказное письмо, заключающее в себе: а) вдвойне процензурованного "Медведя" (и для печати) и b) одобренный Лит<ературно>-т<еатральным> комитетом> экземпляр "Калхаса", дозволенный под именем: "Лебединая песня". (Под этим последним именем и литографируйте!)
Базаров, разумеется, ждал от Вас цензурованного "Медведя" обратно - это пачпорт для литографии,- но я (на ухо, как товарищ) посоветую Вам следующее: возвратите ему затраченные две восьмигривенные марки и отдайте экземпляр для литографии Рассохину, мотивируя Базарову тем, что он слишком затянул дело". 30 сентября Щеглов сам говорил с Базаровым, после чего написал Чехову: "Он решительно ничего не имеет против того, чтобы Вы отлитографировали "Медведя" в Москве".
Все газетчики, кроме Васильева, расхвалили... - См. примечания к предыдущему письму.
Второй раз играла Глама... - Второй спектакль "Медведя" в театре Корша состоялся 31 октября 1888 г.
Что касается "Театрального воробья"... - Комедия-шутка в 2-х действиях И. Щеглова.
С "Дачным мужем" не торопитесь.- Щеглов писал 25 октября: "Относительно "Дачного мужа" я пришел к тому убеждению, что у Корша он лучше бы прошел в 2-х актах - 3-й слишком уж нищенски обставлен! (Воображаю, как Соловцов будет торжествовать, зная, что я пришел к такому убеждению!) А может быть, Вы мне посоветуете совсем забыть о "Дачном муже" и ограничиться "Воробьем"? Во всяком случае надоумьте слегка С<оловцова>!!" 4 ноября Щеглов ответил Чехову: "Относительно 3-го акта "Дачного мужа" нахожусь в колебании. Что он слабее двух первых - это верно, но что его варварски обставили - это тоже верно. Если я буду его ставить здесь, то непременно в трех. Вы согласны?"
Я сделаюсь популярным водевилистом! ~ "Силу гипнотизма" я напишу летом... - 30 сентября Щеглов писал: "Что Ваша "Сила гипнотизма"? Почем знать,- может быть, наперекор всем суждениям, Вам суждено сделаться популярнейшим водевилистом?!" Задуманный Чеховым еще в 1887 г. водевиль "Сила гипнотизма" написан не был. 11 декабря 1887 г. Щеглов записал в своем дневнике: "У "Палкина" с Плещеевым и с Чеховым. Импровизации Чехова. <...> Водевиль "Сила гипнотизма" Чехова и т. д." (ЛН, т. 68, стр. 480). В воспоминаниях о Чехове Щеглов рассказывал, что в его памяти "сохранилась лишь часть "сценария"":
"Какая-то черноглазая вдовушка вскружила головы двум своим поклонникам: толстому майору с превосходнейшими майорскими усами и юному, совершенно безусому аптекарскому помощнику. Оба соперника - и военный и штатский - от нее без ума и готовы на всякие глупости ради ее жгучих очей, обладающих, по их уверению, какой-то особенной демонической силой. Происходит забавная любовная сцена между соблазнительной вдовушкой и толстым майором, который, пыхтя, опускается перед вдовушкой на колени, предлагает ей руку и сердце и клянется, что из любви к ней пойдет на самые ужасные жертвы. Жестокая вдовушка объявляет влюбленному майору, что она ничего не имеет против его предложения и что единственное препятствие к брачному поцелую... щетинистые майорские усы. И, желая испытать демоническую силу своих очей, вдовушка гипнотизирует майора и гипнотизирует настолько удачно, что майор молча поворачивается к дверям и направляется непосредственно из гостиной в первую попавшуюся цирюльню. Затем происходит какая-то водевильная путаница, подробности которой улетучились из моей головы, но в результате которой получается полная победа безусого фармацевта. (Кажется, предприимчивый жених, пользуясь отсутствием соперника, подсыпает вдовушке в чашку кофе любовный порошок собственного изобретения.) И вот в тот самый момент, когда вдовушка падает в объятия аптекаря, в дверях появляется загипнотизированный майор и притом в самом смешном и глупом положении: он только что сбросил свои великолепные усы... Разумеется, при виде коварства вдовушки, "сила гипнотизма" моментально кончается, а вместе с тем кончается и водевиль.
Помню, над последней сценой, то есть появлением майора без усов, мы оба очень смеялись. По-видимому, "Силе гипнотизма" суждено было сделаться уморительнейшим и популярнейшим из русских фарсов, и я тогда же взял с Чехова слово, что он примется за эту вещь, не откладывая в долгий ящик" ("Ежемесячные ... приложения к журналу "Нива"", 1905, июнь, стлб. 234-235. См. также кн.: Чехов в воспоминаниях современников. М., Гослитиздат, 1954, стр. 143).
После смерти Чехова Щеглов сделал попытку восстановить его водевиль. В книге Щеглова "Жизнь вверх ногами. Юмористические очерки и пародии", СПб., 1911, он напечатан под тем же названием: "Сила гипнотизма. Шутка в одном действии. Ан.Чехова и Ив. Щеглова. (К представлению дозволено)".
"Если текст в реставрированной "Силе гипнотизма" принадлежит всецело мне,- сообщал Щеглов в предисловии,- то весь сценарий и контуры действующих лиц слишком рельефно были намечены Чеховым, чтобы являлась необходимость от них отступать.
Только "майора" (чин ныне исчезнувший) я произвел в "полковники", а "мнимого почтальона" обратил в настоящего жениха, воспользовавшись им для развязки водевиля".
... напишу один водевильчик... - В конце декабря 1888 г. Чехов сообщил А. С. Суворину, что он придумал водевиль под заглавием "Гром и молния". Но этот водевиль, по-видимому, не был написан. В мае 1889 г. Чехов написал водевиль "Трагик поневоле".
Видаюсь с Тихоновым.- В. А. Тихонов приезжал в Москву в связи с намечавшейся постановкой в театре Ф. А. Корша пьесы "Без кормила и весла".
Печатается по автографу (ИРЛИ), Впервые опубликовано: ЛН, т. 68, стр. 173-174.
Год устанавливается по письму Е. А. Сысоевой от 20 октября 1888 г. (ГБЛ), на которое отвечает Чехов.
Е. А. Сысоева писала: "Милостивый государь Антон Павлович. Весенний очерк, обещанный Вами для "Родника", увы! для нас остался золотой мечтой. Неужели в награду за это лишение Вы не подарите "Роднику" хоть зимнюю картинку, достойную соперницу Вашей очаровательной "Степи", которой я просто бредила? Читая описания мальчика, ехавшего на возу, я с завистью думала: "O! если бы со временем у нас в "Роднике" появилось нечто такое же очаровательное, как эта картина!.."
Да видно нам не дается счастье иметь в числе сотрудников Вас, Антон Павлович! Но если Вы захотите порадовать нас бесконечно, то пришлите, вместе с своими условиями, небольшой очерк к 15-му ноябрю. Не поленитесь черкнуть два слова к горячей поклоннице Ваших произведений. Екатерина Сысоева" (частично опубликовано: ЛН, т. 68, стр. 174).
Рассказ Чехова в "Роднике" так и не появился. В 1889 г., в No 7-8 журнала напечатан рассказ М. П. Чехова "Полтораста верст (История одного путешествия)" за подписью: А. Богемский (вероятно, в журнале опечатка - М. П. Чехов подписывался: М. Богемский). Рассказ по теме близок чеховской "Степи". Возможно, что, зная пожелания Сысоевой, Чехов посоветовал брату написать этот рассказ.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: первая половина письма - "Петербургский дневник театрала", 1905, No 9, 27 февраля, стр. 2; полностью - Письма, т. II, стр. 204-205.
Год устанавливается по письму А. Н. Плещеева от 2 ноября 1888 г., на которое отвечает Чехов; Плещеев ответил письмом, датируемым 4 или 5 ноября (ЛН, т. 68, стр. 336-337).
... рассказ для Гаршинского сборника уже начат... - Плещеев писал: "Вы нас губите. Что же рассказ-то для Гаршинского сборника? Неужели не будет? Ради всего святого поторопитесь".
... прошу ~ дать мне _о_д_н_у_ _н_е_д_е_л_ю_ сроку.- Плещеев ответил: "Очень Вас благодарю от лица всех издателей сборника за обещание выслать рассказ через неделю. Это еще будет совсем не поздно".
... маленькая семейная неурядица... - См. письмо 525.
Подписчики для сборника будут.- Плещеев спрашивал: "Да не подпишутся ли у вас кто из знакомых на несколько экземпляров? Тогда пришлите списочек".
Баранцевич требует для своего сборника рассказ.- Чехова снова просили дать в сборник "Красный цветок" рассказ, уже бывший в печати (посланный ранее рассказ "Беглец" был возвращен Чехову - см. в т. 2 примечания к письму 420). Щеглов писал Чехову: "Автор "Рабы" очень недоволен Вашей неаккуратностью: Гаршинский сборник начался печататься и будет задержан, если Вы не пришлете своей беллетристической лепты" (18 октября). "Был вчера и Баранцевич. Он слезно просит прислать что-нибудь для сборника, ну хоть на две странички? Отчего бы Вам не прислать отрывок из начатого романа - помните?" (25 октября). Раньше, 30 сентября, Щеглов уведомил Чехова, что он рекомендовал Баранцевичу его "превосходнейший рассказец" "Шампанское" (ГБЛ).
За статью Мережковского спасибо.- См. письма 520 и 531 и примечания к письму 520.
Мой "Медведь" прошел у Корша шумно.- См. примечания к письму 516.
Как дела в "Сев<ерном> вестн<ике>"? Держитесь!- См. письмо 512 и примечания к нему.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: с пропуском - Письма, т. II, стр. 205-210; полностью - ПССП, т. XIV, стр. 215-219.
Год устанавливается по содержанию: Чехов пишет о статье Д. С. Мережковского, напечатанной в "Северном вестнике", 1888, No 11.
В "Сев<ерном> вестнике" ~ статья поэта Мережковского ~ Рекомендую Вашему вниманию ее конец. - Статья Д. С. Мережковского "Старый вопрос по поводу нового таланта" напечатана в "Северном вестнике", 1888, No 11, стр. 77-99. Разбирая сборники "В сумерках" (1887) и "Рассказы" (1888), Мережковский выделял две, по его мнению, главные особенности Чехова-художника, гармонически связанные между собою: необычайно "широкое и мистическое" "чувство природы" и "трезвый, здоровый реализм". Он отмечал "гуманное отношение к самым обыкновенным, сереньким людям", но в то же время утверждал, что в рассказах Чехова фигурирует один излюбленный тип героя - тип мечтателя-неудачника. В конце статьи Мережковский защищал Чехова от упреков, что в его произведениях отсутствует "общественная тенденция", и делал попытку биологически обосновать творческий процесс.
...студент, чуть ли не естественник.- Мережковский был студентом историко-филологического факультета Петербургского университета.
Архимеду хотелось перевернуть землю... - Фраза, произнесенная Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю".
... моего монаха, сочинителя акафистов... - Николай в рассказе "Святою ночью".
Один ученый немец приучил кошку, мышь, кобчика и воробья есть из одной тарелки.- В повести Чехова "Три года" (гл. X) (1895) об этом же говорит Ярцев: "Достиг же один ученый того, что у него кошка, мышь, кобчик и воробей ели из одной тарелки".
Вернулся я с бала ~ Ленский читал мой рассказ... - Чехов был на обеде, устроенном в связи с открытием Общества искусства и литературы. А. П. Ленский прочел на этом вечере рассказ Чехова "Ну, публика!" ("Русские ведомости", 1888, No 304, 4 ноября, отдел "Московские вести").
Получил сегодня от Лейкина письмо. Пишет, что был у Вас.- 1 ноября 1888 г. Лейкин писал: "На днях я был у Суворина, и он мне торжественно объявил, что ни одной строчки Вашего брата не поместит за подписью "Чехов", хотя бы он прибавил к фамилии и имя Александр. Суворин мне сказал про себя, что он был просто взбешен, когда Ваш критик Бычков, докладывая в Академии о Ваших рассказах, приписал Вам рассказы Вашего брата Александра, помещенные в "Новом времени" (в том числе и "Письмо"), и, разумеется, отозвался о них как о слабых рассказах" (ГБЛ).
... кредитка прогонит... - Лейкин был членом правления Общества взаимного кредита.
Грянул гром на голову одного из братьев... - См. письмо 525.
Что за комиссия, создатель, быть главою семейства! - Перефразировка слов Фамусова из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (д. I).
Француженки ~ пускают в глаза атропин... - См. письмо 525.
Пьесу Маслова читает Петипа.- Пьесу "Севильский обольститель" (см. письма 504 и 505 и примечания к ним), которую M. M. Петипа предполагал поставить в свой бенефис. В театре Ф. А. Корша она поставлена не была.
Запишите меня в члены Литературного общества.- Чехов был избран членом Русского литературного общества в Петербурге 19 декабря 1888 г. (см.: Отчет Русского литературного общества за 1888-1889 год. СПб., 1889).
Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 210-211.
Год устанавливается по упоминанию о полученной Чеховым Пушкинской премии.
Ответ на письмо Н. А. Лейкина от 1 ноября 1888 г.; Лейкин ответил 7 ноября (ГБЛ).
... насчет рисунков я дал знать Николаю... - Лейкин писал Чехову: "Три недели прошло, добрейший Антон Павлович, как Билибин переслал к Вам темы рисунков для Вашего брата, а между тем рисунки им всё еще не доставлены. Вы вызвались, что брат Ваш будет работать под Вашим наблюдением, так, пожалуйста, поторопите его <...> среди тем, ему заданных, есть срочная тема о солдатском жребии. Завтра уже начнется по городским присутствиям вынутие жребия и продлится не более 10 дней. Ежели Ваш брат к этому сроку опоздает с рисунком, то рисунок будет не годен: нельзя подавать после ужина горчицу". См. примечания к письму 526. В "Осколках", 1888, No 45, 5 ноября был напечатан на эту тему рисунок С. И. Эрбера "После вынутия жребия".
Ваш водевиль присылайте непременно.- В том же письме Лейкин писал: "Есть у меня одноактная пьеса-шутка "Кум пожарный", переделанная из одного моего рассказа. Переделал я ее давно, но на сцене она не была. Ныне я ее почистил, поправил и печатаю брошюркой. Недели через две она выйдет, и я пришлю Вам экземпляр. Будете у Корша, так предложите ему эту пьеску". Эту брошюрку Лейкин прислал Чехову с надписью: "А. П. Чехову от Н. Лейкина". Хранится в ТМЧ (см. Чехов и его среда, стр. 251).
У Вac вышла книга - сценические произведения. - В трех номерах "Осколков" (1888, NoNo 42-44, 15, 22 и 29 октября) печатались объявления о продаже книги Н. А. Лейкина. "Шуточные сцены (шесть театральных пьес: "Привыкать надо" - "Медаль" - "На случай несостоятельности" - "Именины в углах" - "Портрет" - "Петербургский Фигаро")". Чехов думал, что это новая книга Лейкина. Но в письме от 7 ноября 1888 г. Лейкин пояснил: "Книжка старая, отпечатанная в 1880 г. <...> у книгопродавца Бортневского имеется этой книги больше ста экземпляров, я и публиковал о ней, чтобы продавать из конторы "Осколков"" (ГБЛ). Это было второе издание книги, первое вышло в 1872 г.
... семейная неурядица... - См. письмо 525.
...за "Пестрые рассказы"... - За первое издание "Пестрых рассказов" (1886).
Если Ежов в самом деле не ведает, что творит... - Лейкин писал: "Внушайте ему <Ежову>, что он непременно должен поступить куда-нибудь учителем, ибо жить литературным трудом ему невозможно. Всё, что он присылает для "Осколков", с каждым присылом хуже и хуже. А между тем чудак женился и бросил место учителя. Я слышал стороной, что Вы разжигаете в Ежове страсть к писательству, а, по-моему, тут надо действовать наоборот и уговаривать его учительствовать и учительствовать, а писательство иметь только как удовольствие после трудов праведных по части учительства. Вообще Вы сделаете доброе дело, ежели уговорите Ежова поступить на место".
Виктор Викторович - Билибин.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: ПССП, т. XIV, стр. 220-221.
Год устанавливается по упоминанию о Пушкинской премии.
Ответ на письма Ал. П. Чехова от 14 и 24 октября 1888 г.; Ал. П. Чехов ответил 7 ноября (Письма Ал. Чехова, стр. 218-221).
... должен около 300 и не шлет. - За напечатанную в No 11 "Северного вестника" повесть "Именины".
Если Николка всё еще продолжает быть нем... - Ал. П. Чехов писал 14 октября о сыне Николае: "...Николай нем, как рыба, и видимо страдает от того, что не может выговорить так чисто, как Антон. Жаль смотреть, как он ворочает языком, силится сказать вслед за Антоном и не может".
Печатается по тексту: Письма, изд. 2-е, т. I, стр. 438, где опубликовано с датой: 1887, ноябрь. Дата исправлена в ПССП, т. XIV. Автограф неизвестен. Впервые опубликовано: Письма, т. I, стр. 355.
Датируется по ответному письму Ал. П. Чехова от 8 ноября 1888 г. (Письма Ал. Чехова, стр. 221-223).
В ответном письме Ал. П. Чехов написал, также на латинском языке, шуточную эпитафию на смерть собаки Корбо.
524. И. Л. ЛЕОНТЬЕВУ (ЩЕГЛОВУ)
Печатается по автографу (ИРЛИ). Впервые опубликовано: отрывок - "Ежемесячные... приложения к "Ниве"", 1905, июль, стлб. 413; полностью - Собр. писем под ред. Брендера, стр. 116-118.
Год устанавливается по письму И. Л. Леонтьева (Щеглова) от 4 ноября 1888 г., на которое Чехов отвечает; Леонтьев (Щеглов) ответил 9 ноября (ГБЛ).
... прошу вручить дедусе ~ поезжайте в Комитет.- Водевиль "Медведь" должен был быть передан А. Н. Плещееву для проведения через Литературно-театральный комитет.
Вы рекомендуете Савину и Сазонова?- Щеглов писал, что он склоняется "на сторону Тихонова относительно перенесения пьески на Александринку" (см. письмо 517): "Савина, если захочет, наделает чудеса из Вашей грациозной "Поповки", а Сазонов, хотя и будет "дуть в одну ноту", но с Савиной сыграется как нельзя лучше..."
...послал его в цензурию ~ выслать в библиотеку Рассохина. - Сохранился экземпляр "Предложения" с датой цензурного разрешения: 10 ноября 1888 г. (Театр, биб-ка им. А. В. Луначарского). Пьеса отлитографирована в Московской театральной библиотеке Е. Н. Рассохиной в декабре 1888 г.
"Предложение" ставить в столицах не буду.- Позднее пьеса шла в Москве в театре Е. Н. Горевой и в Малом театре.
Творец Милашкина...- Прапорщик Милашкин, действующее лицо комедии С. Ф. Рассохина "На маневрах" (1886). Шла в театре Ф. А. Корша.
... венецианским дожам - т. е. членам Литературно-театрального комитета. См. письмо 528.
"Театр<ального> воробья" ставьте... - Щеглов писал, что хочет предложить H. H. Соловцову пьесу "Театральный воробей".
Глама-Мещерская ~ уходит от Корша.- А. Я. Глама-Мещерская перешла в театр M. M. Абрамовой.
"Шампанское" я утерял.- Щеглов снова просил Чехова прислать для сборника памяти В. М. Гаршина "Красный цветок" рассказ "Шампанское": "Пришлите, пожалуйста, Баранцевичу Ваш рассказ "Шампанское"? Сборник начал печататься, и автор "Рабы" в отчаянии.- Или что другое - только вышлите сейчас же!!!" В конце письма Щеглова от 12 ноября 1888 г. имеется приписка К. С. Баранцевича: "Так как Вашего рассказа "Шампанское" ни в конторе "Пет<ербургской> газеты", нигде, не нашли, то мы взяли из "Невин<ных> речей" хорошенький рассказ "Нахлебники". Сборник уже отпечатан, готовятся только рисунки и виньетка. Преданный К. Баранцевич". Сборник "Красный цветок" вышел всё же без рассказа Чехова. Вероятно, Чехов возражал против напечатания в нем "Нахлебников".
Я раз послал Баранцевичу рассказ, но мне возвратили... - Чехов посылал рассказ "Беглец". См. в т. 2 примечания к письму 420.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: с пропуском - Письма, т. II, стр. 214-216; полностью - ПССП, т. XIV, стр. 223-225.
Год устанавливается по упоминанию о постановке "Медведя" в театре Корша.
... я написал Вам... - См. письмо 520.
... инспектор народных училищ... - Вероятно, В. П. Малышев.
... был Ежов. Огорчен.- Очевидно тем, что его рассказ не был принят "Новым временем". См. примечания к письму 515.
Я с сестрой сыграли бы лучше.- По воспоминаниям М. П. Чеховой, она вместе с братом участвовала в спектакле, который он организовал в гимназические годы (см. М. П. Чехова. Из далекого прошлого. М., 1960, стр. 18).
"Медея" - драма в 4-х действиях, написанная в прозе и стихах А. С. Сувориным и В. П. Бурениным в 1883 году.
Виктор Крылов ~ чтоб он был председателем.- Предстояли выборы председателя Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. С 1885 г. председателем был С. А. Юрьев.
Печатается по автографу (ИРЛИ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 216-217.
Год устанавливается по содержанию (ср. письмо 525). Н. А. Лейкин ответил 24 ноября 1888 г. (ГБЛ).
Брат Николай просит у Вас извинения.- См. письмо 521 и примечания к нему.
Рисунки будут высланы через два дня...- 24 ноября Лейкин писал Чехову: "От брата Вашего Николая Павловича и до сих пор рисунки не получены. Скажите ему, чтобы он уж и не делал рисунков. Темы о воинской повинности опоздали. Набор закончен. Очень жаль, что попытка привлечь Николая Павловича к работе в "Осколках" не удалась <...> я больше пытаться не буду".
...попал в такой переплет, что хоть караул кричи.- На это Лейкин ответил: "Вы писали, что над Н. П. стряслась беда, но не упомянули какая. Суворин объяснил мне, какая это беда. Н. П. не явился для вынутия воинского жребия".
527. А. С. ЛАЗАРЕВУ (ГРУЗИНСКОМУ)
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: "Оса", 1909, No 28, 19 декабря, стр. 3.
Открытка. Год устанавливается по почтовым штемпелям: Москва, 11 ноября 1888 и Киржач, 12 ноября 1888.
А. С. Лазарев (Грузинский) ответил 14 ноября 1888 г. (ГБЛ).
...Ваше детище дебютирует у Суворина ~ Получил за Вас благодарность ~ несколько сокращено...-8 ноября 1888 г. А. А. Суворин писал Чехову: "Рассказ Лазарева пойдет, вероятно, в эту же субботу. В середине он очень хорош, и эти 80-100 строк чрезвычайно живо рисуют ребенка за уроком. Но да не посетует Лазарев на некоторые переделки и сокращения в своем рассказе. Отрывок настоящей беллетристики лежит у него на фоне весьма обыденного сочинительства, которое даже досадует при чтении <...> За него, однако, примите благодарность" (ГБЛ).
Рассказ А. С. Лазарева (Грузинского) "Первый урок" напечатан в "Новом времени", 1888, No 4565, 12 ноября, подпись: А. Л - в.
"Бодро, старик!" ~ в какой-то мелодраме.- О какой мелодраме идет речь, не выяснено.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: отрывки - "Петербургский дневник театрала", 1904, No 28, 11 июля, стр. 2, 1905, No 9, 27 февраля, стр. 2-3; полностью - Письма, т. II, стр. 217-218.
Ответ на письмо А. Н. Плещеева от 4 или 5 ноября 1888 г.; Плещеев ответил 16 ноября (ЛН, т. 68, стр. 337-338, 340).
...рассказ близится совсем к концу. - "Припадок". См. письмо 530.
Пришлите подписную книжку...- Плещеев писал, что члены редакции сборника "Памяти В. М. Гаршина" "запаслись подписными книжками". Он спрашивал Чехова: "Не прислать ли Вам подписную книжку?"
...наглую статью Евгения Гаршина в "Дне"? ~ величает меня нововременцем и благохвалит за "своенравие".- Статья Е. Гаршина "Литературная беседа" напечатана не в газете "День", как думал Чехов, прочитавший ее, вероятно, в газетной вырезке, а в "Биржевых ведомостях", 1888, No 304, 6 ноября. Е. Гаршин подверг критике статью Д. С. Мережковского "Старый вопрос по поводу нового таланта": "Стоит ли разговаривать с подобной критической шавкой, выпущенной из подворотни "Северного вестника" с целью оправдания г. Чехова в том, что в произведениях его "нет того, что принято у нас называть тенденцией", и что "чувство, одушевляющее их, не есть резко обозначенное политическое направление, а скорее несколько неопределенная, расплывчатая, но задушевная, теплая гуманность". Новоиспеченный критик до того замолился, что даже завел речь о "политическом направлении" <...> В произведениях г. Антона Чехова нет ни политического направления, ни тенденциозности, но есть задатки стройного миросозерцания, есть не перебродившие еще, но здоровые идеи, которые постепенно облекаются на его поэтическом языке в изящные и живые формы <.,.> Спокойная сила творчества, можно сказать, брызжет в произведениях г. Чехова <...> В своей коронной вещи "Степь" г. Чехов показал себя виртуозом изобразительности". Переходя затем к рассказу "Именины", Е. Гаршин говорил о его героине: "Эта развитая женщина наверно читала и читает "Северный вестник", на страницы которого попала волею своенравного нововременца <...> г. Чехов, затмив своим дарованием всю ту шушеру, которая до сих пор копошилась в "Северном вестнике", разведет, быть может, новые дрожжи в этой пенкоснимательнице, которая с первого дня своего существования до сих пор представляла собою "плод, до времени созревший"".
...как он раньше ругал меня.- В статье "Литературные беседы" ("Биржевые ведомости", 1888, No 70, 11 марта) Е. Гаршин писал, что "Степь" скучна и "требует от читателя чрезмерного напряжения, чтобы стало охоты воспринимать все прелести художественного изложения автора этого произведения". Возможно, что Чехов имел в виду еще и анонимную статью о "Степи" в приложении к газете "День" ("Ежемесячное приложение", 1888, No 218, 27 марта), зная или, может быть, только думая, что автором ее был Гаршин. Именно поэтому он мог считать, что присланная ему статья Гаршина ("Биржевые ведомости", 1888, 6 ноября) также напечатана в газете "День". (Плещеев же подозревал, что автором анонимной статьи был А. Введенский - см. его письмо к Чехову от 1 апреля 1888 г.- ЛН, т. 68, стр. 317.) По мнению анонимного автора, "Степь" - "произведение чисто декоративное", не имеющее "никакой фабулы", повесть очень растянута и "читается чрезвычайно вяло", "слог и стиль в "Степи" далеко неотделанные". "Читатель видит,- так заканчивалась статья,- насколько несостоятельно произведение г. Чехова, и, следовательно, приравнивание его к столпам нашей литературы - чистая насмешка над молодым автором".
...послал ~ свою безделку "Медведь"...- Плещеев ответил: "Всё я получил, что Вы мне послали: и "Медведя", который в тот же день прошел в Комитете (в отделении Григоровича, большинством голосов)..."
529. И. Л. ЛЕОНТЬЕВУ (ЩЕГЛОВУ)
Печатается по автографу (ИРЛИ). Впервые опубликовано: отрывок - "Ежемесячные ... приложения к "Ниве"", 1905, июль, стлб. 244; полностью - На памятник Чехову, стр. 169-170.
Год устанавливается по письму И. Л. Леонтьева (Щеглова) от 9 ноября 1888 г. (ГБЛ), на которое отвечает Чехов.
О желании Савиной играть "Медведя" ~ чем о желании Абариновой...- Щеглов писал: "Как раз на днях, по наущению В. П. Буренина, я передал Вашего "Медведя" артистке Абариновой. У ней бенефис, и, если "Медведь" ей понравится, она возьмет его под свое бенефисное покровительство. Так как бенефис ее в декабре, а Вы к тому времени прибудете в Питер, то воочию убедитесь, что - если она сыграет "Поповку" не лучше Савиной, то, во всяком случае, не хуже тихоновской Васильевой. Если Абаринова возьмет - что узнаю на этих же днях,- то она же справит, по театральному обычаю, все хлопоты по комитету и т. д.".
...по получении Вашего письма...- От 4 ноября, в котором Щеглов сам назвал Савину (см. письмо 524 и примечания к нему).
...успел послать свое согласие ~ Марии Гавриловне.- См. письмо 530.
Вы хотите спорить со мной о театре. ~ пишете "плохие повести".- В ответ на письмо Чехова от 7 ноября (см. письмо 524) Щеглов писал: "О значении театра буду с Вами много спорить при свидании, а пока скажу - это единственное живое дело, возбуждающее мою литературную энергию... К сожалению, я не могу писать в настоящее время пьесы, ибо, чтобы жить, должен кропать плохие повести".
На днях мне Карпов похвастал... - Чехов встретился с Е. П. Карповым в театре Корша, вероятно, 9 ноября, когда шла пьеса Карпова "Крокодиловы слезы" (см. также письмо 530). В этот день в "Новостях дня" (No 1921) была напечатана рецензия Никса <Н. П. Кичеев> об этой пьесе. Ее, по-видимому, имел в виду Карпов.
...до "Гордиева узла" и военных очерков!- Роман "Гордиев узел". СПб., 1887, и кн. "Первое сражение и др. рассказы". СПб., 1887.
"Серенький козлик" - комедия в 3-х действиях В. А. Тихонова (1888).