Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Письма. (Октябрь 1888 - декабрь 1889), Страница 27

Чехов Антон Павлович - Письма. (Октябрь 1888 - декабрь 1889)



на долю г-жи Савиной. Из других исполнителей выделялись г. Далматов и г-жа Читау. Судя по первому представлению, драма г. Шпажинского сделается репертуарной".

738. А. С. СУВОРИНУ

7 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: с пропуском - Письма, т. II, стр. 440-442; полностью - ПССП, т. XIV, стр. 448-450.
   Год устанавливается по упоминанию о болезни С. П. Боткина и смерти А. П. Доброславина.
  
   ...послал Вам рукопись Овсянникова...- Очерк Н. П. Овсянникова "Эпизод из жизни графа Л. Н. Толстого" (о защите Толстым в 1866 г. ротного писаря Шибунина) был послан Чехову в корректуре на просмотр и исправление. В "Новом времени" очерк не был напечатан. Появился в исправленном виде только в 1896 г. в журнале "Русское обозрение", кн. XI.
   ...в его скорой кончине...- В "Новом времени" 6 декабря 1889 г. (No 4948) сообщалось, что "состояние здоровья С. П. Боткина внушает серьезные опасения". Боткин умер 12 декабря в Ментоне.
   Доброславина жалко.- 5 декабря 1889 г. умер профессор Военно-медицинской академии А. П. Доброславин, крупный специалист по гигиене, автор многих научных трудов.
   ...что-нибудь про "Макбета" - См. примечания к письму 706.
   ...С. Н. Филиппов ~ когда-то писал Вам насчет "Татьяны Репиной"...- В архиве А. С. Суворина сохранилось письмо С. Н. Филиппова (не датированное); в нем он просил прислать ему экземпляр "Татьяны Репиной" для лучшего ознакомления с пьесой, которую он видел на сцене и о которой написал "статейку" в "Русском курьере". Филиппов прилагал свою рецензию и просил Суворина сообщить о ней свое мнение (ЦГАЛИ, ф. 459).
   ...автора книги "По Крыму".- Книга С. Филиппова "По Крыму. Отражения", М., 1889 (тип. А. Левенсон и К°), с авторской дарственной надписью хранится в ТМЧ (см. Чехов и его среда, стр. 390).
   ...может дать Курепину 20 очков вперед. - А. Д. Курепин вел в "Новом времени" московский фельетон.
   Брат его - Д. Н. Филиппов.
   Передайте ему ~ благодарность за бочонок вина.- См. письмо 702 и примечания к нему.
   ...у одного доктора - H. H. Оболонского.
   ...у одной такой актрисы - Г. В. Пановой.
   Здравствуй, одинокая старость, догорай, бесполезная жизнь! - Слова Лаврецкого из романа Тургенева "Дворянское гнездо"

739. В. А. ТИХОНОВУ

7 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 443.
   Год устанавливается по письмам В. А. Тихонова от 25 ноября и 5 декабря 1889 г. (ГБЛ), на которые Чехов отвечает.
  
   Ваши "Качучи-чучи" давно уже сданы... - В письме от 12 ноября 1889 г. Тихонов просил передать его пьесу "Лучи и тучи" для литографирования в Театральную библиотеку С. Ф. Рассохина. Вышла в декабре 1889 г.
   Поздравляю Вас с дочкой. - О рождении дочери Тихонов сообщил в письме от 25 ноября 1889 г.
  

740. А. П. ЛЕНСКОМУ

8 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: "Русская мысль", 1910, No 1, стр. 203, без первого абзаца; полностью - ПССП, т. XIV, стр. 451.
   Год устанавливается по упоминанию о предстоящей женитьбе H. H. Оболонского.
  
   "..получил от Каратыгиной письмо...- Письмо К. А. Каратыгиной от 5 декабря 1889 г. из Петербурга, в котором она писала о своих попытках устроиться на казенную сцену (ГБЛ).
  

741. А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

12 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 444.
   Год устанавливается по упоминанию о переводе А. Н. Плещеевым пьесы А. Доде "Борьба за существование".
   А. Н. Плещеев ответил 27 декабря 1889 г. (ЛН, т. 68, стр. 354-355).
  
   ...печатается перевод Маттерна...- Пьеса Альфонса Доде "Борьба за существование" ("La loutte pour la vie") в переводе Э. Э. Маттерна напечатана в журнале "Артист", 1889, кн. 4.
   ...хозяйничает товарищество...- См. примечания к письму 731.
   ...напишу Вам большое письмо.- См. письмо 747.
  

742. А. И. СУМБАТОВУ (ЮЖИНУ)

14 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: Чеховский сб., стр. 56, с датой: 14 декабря 1892 (?) г.; дата исправлена в ПССП, т. XIV, стр. 452.
   Год устанавливается по упоминанию о трагедии Шекспира "Макбет", готовившейся к постановке в Московском Малом театре.
  
   ...посылаю Вам пьесу ~ получил ее из цензуры ~ после "Макбета" ~ рискует показаться безобразной.- Чехов послал пьесу "Свадьба. Сцена в одном действии", написанную в октябре 1889 г. (переделка старого рассказа "Свадьба с генералом"). А. И. Сумбатов (Южин) просил Чехова дать ее для постановки в Московском Малом театре в бенефис Г. Н. Федотовой, в качестве второй пьесы, после "Макбета" Шекспира. Премьера "Макбета" состоялась в бенефис Г. Н. Федотовой 15 января 1890 г. "Свадьба" не была поставлена. Но, по-видимому, постановка ее намечалась, так как на цензурном экземпляре (Театральная библиотека им. А. В. Луначарского. Ленинград) были набросаны рукою Чехова предполагавшиеся исполнители ролей. В настоящее время эти записи стерлись и не поддаются прочтению. Но в 1914 году в "Театральной газете", No 23, 8 июня, в заметке "Чеховский экспонат" было напечатано, что на цензурном экземпляре пьесы "в полустертых, тонких "чеховских" строчках с трудом можно прочесть, что роль жениха предназначалась покойному М. П. Садовскому, Ревунова-Караулова должен был играть А. П. Ленский, Дашеньку - актриса Охотина, Настасью Филипповну - О. О. Садовская, Ятя - Музиль".
  

743. H. H. ОБОЛОНСКОМУ

Середина декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ЦГАЛИ), Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 444-445.
   Датируется по письму О. Шварц, (на его обороте написано письмо Чехова), в котором она просила Чехова навестить ее (ЦГАЛИ), и по второму ее письму - от 24 декабря 1889 г. (ГБЛ).
  

744. РЕДАКТОРУ "СМОЛЕНСКОГО ВЕСТНИКА"

Середина декабря 1889 г.

  
   Печатается по тексту: "Смоленский вестник", 1889, No 150, 20 декабря, где опубликовано впервые, по автографу. Нынешнее местонахождение автографа неизвестно.
   Датируется по дню публикации в газете.
   Редактором-издателем "Смоленского вестника" в то время был А. И. Елишев, но письмо, по-видимому, было послано без указания фамилии.
  

745. А. С. СУВОРИНУ

Около 20 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 451-452, также без начала, с датой: декабрь 1889 г.
   Датируется по содержанию: упоминание о рассказе А. Н. Mаслова (Бежецкого) и о продаже "Лешего" театру M. M. Абрамовой.
  
   ...прочел "Семейную трагедию" Бежецкого...- Рассказ напечатан в "Новом времени", 1889, NoNo 4954 и 4955, 12 и 13 декабря.
   Продал "Лешего" Абрамовой...- 16 декабря Чехов дал окончательное согласие на постановку пьесы "Леший" в театре M. M. Абрамовой (Общества русских драматических артистов), а 20 декабря ему был дан проект условия с представителем Общества H. H. Соловцовым: "Мы, нижеподписавшиеся, Антон Павлович Чехов и Николай Николаевич Соловцов, заключили между собой следующее условие:
   Я, Чехов, отдаю в исключительное пользование представителю Общества русских драматических артистов Николаю Николаевичу Соловцову мою новую пьесу, комедию в четырех действиях "Леший", сроком по 15 февраля 90 г. на следующих условиях:
   Я, Чехов, получаю 10% вознаграждения с валового сбора за вычетом суммы, следуемой Обществу русских драматических писателей, кроме того я, Чехов, получаю единовременно перед первым спектаклем авансом пятьсот (500) рублей, которые погашаются с шестого представления из следуемого мне 10% поспектакльного вознаграждения.

Н. Соловцов" (ГБЛ).

   Около 20 декабря Соловцов писал Чехову: "Роли готовы трех актов, декорации рисуют" (ГБЛ). И уже после 20 декабря Чехов дал измененный 4-й акт "Лешего". "Приезжайте сегодня на репетицию в 7 часов и привозите 4-й акт",- писал Чехову Соловцов в недатированном письме (ГБЛ).
  

746. Н. А. ЛЕЙКИНУ

25 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: Письма, т. II, стр. 447-448.
   Год устанавливается по ответному письму Н. А. Лсйкина от 27 декабря 1889 г. (ГБЛ).
  
   Внимание ~ в присылке мне двух книг (без факсимиле, впрочем) ~ я не ответил на Ваше последнее письмо...- Чехов не ответил на письмо Лейкина от 17 ноября, в котором тот писал: "На днях выйдут две мои новые книги: "Голубчики" - сборник мелких рассказов с рисунками Лебедева и роман "В царстве глины и огня". Это тот самый роман, который печатался в "Петербургской газете" под названием "На кирпичном заводе", но теперь я отшлифовал его, кое-что прибавил и выпускаю отдельным изданием, переменив заглавие". Очевидно, Чехову были посланы именно эти книги. Но на них имеются надписи. На первой: "А. П. Чехову от автора Н. Лейкин", на второй: "Ан. Чехову Н. Лейкин". Книги хранятся в ТМЧ (см. Чехов и его среда, стр. 251-252 и 256). Как указано в описании чеховской библиотеки, на стр. 209 романа "В царстве глины и огня" после сцены повешения, возможно рукой Чехова, синим карандашом написано: "Бррр!!".

747. А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ

25 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: отрывки - "Петербургский дневник театрала", 1904, NoNo 28 и 29, 11 и 18 июля, стр. 2; полностью - На памятник Чехову, стр. 156-157.
   А. Н. Плещеев ответил 27 декабря 1889 г. (ЛН, т. 68, стр. 354-355).
  
   ...я попросил позволения ~ написать Вам...- См. письмо 741.
   ...мне известны еще три перевода ~ Говорят, что перевод, идущий у Корша, плох до смешного.- Пьеса А. Доде "Борьба за существование" в переводе Н. Александровича была поставлена в театре Ф. А. Корша впервые 8 декабря 1889 г. в бенефис Н. В. Светлова. В рецензии об этом спектакле, напечатанной в "Новостях дня", 1889, No 2313, 10 декабря, Н. П. Кичеев (подпись: Нике) так отозвался об этом переводе: "Перевод г. Н. Александровича преисполнен курьезных ошибок и непростительных промахов,- пропусков, перестановок и дополнений (!), которым, казалось бы, не место в пьесе такого писателя, как А. Додэ". С 14 декабря эта пьеса шла уже в другом переводе: Ф. А. Корша и М. В. Аграмова. В переводе Э. Маттерна пьеса шла в театре Е. Н. Горевой. Об этом переводе Н. П. Кичеев писал в той же рецензии, что он не отличается "особенными литературными красотами", но что "это грамотный и вполне приличный перевод". В театре M. M. Абрамовой пьеса Доде не была поставлена.
   Получил я "Струэнзе".- Плещеев прислал переведенную им с немецкого и изданную А. С. Сувориным (СПб., 1889) трагедию в 5 действиях в стихах и прозе драматурга М. Вера "Струэнзе", со статьей Г. Гейне о трагедии и постановке ее на мюнхенской сцене. Книга с надписью: "Антону Павловичу Чехову от любящего и уважающего его А. Плещеева" хранится в ТМЧ (см. Чехов и его среда, стр. 224).
   ...сцены с пастором...- Сцена XI в первом действии и сцена IX в пятом действии.
   "..свой Струэнзе, как был когда-то нужен Сперанский...- Главное действующее лицо пьесы - государственный министр граф Фридрих Струэнзе.
   Господа вроде Ранцау попадаются у нас изредка ~ много Келлеров...- Действующие лица в пьесе "Струэнзе": граф Ранцау Ашберг, генерал-лейтенант, бывший член упраздненного государственного совета, и полковник Келлер, командир кавалерийского полка.
   ...не могу выехать раньше собрания членов О-ва драм<аттических> писателей...- На заседании Комитета общества 23 декабря 1889 г. было постановлено созвать экстренное собрание членов Общества по вопросу о пересмотре устава присуждений Грибоедовской премии и издания списков пьес членов Общества. Собрание состоялось только 20 января 1890 г. Чехов уехал в Петербург, не дождавшись его (см. "Обзор деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов за XXV-летие его существования. 1874-1899". М., 1899).
   Ваше петербургское собрание многого не поняло...- 5 декабря 1889 г. состоялось собрание петербургских членов Общества драматических писателей и оперных композиторов по поводу пересмотра устава Общества и правил присуждения Грибоедовских премий.
   Был я на репетиции. - Репетиция пьесы "Леший" состоялась после 20 декабря, когда Чехов внес изменения в первый и третий акты и совершенно переработал четвертый акт. См. примечания к пьесе "Леший" в т. XII Сочинений.
   Мужчины мне понравились ~ дам я еще не разглядел.- См. примечания к письму 748.

748. А. С. СУВОРИНУ

27 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Писъма, т. II, стр. 448-450, с пропусками.
   В автографе после слов "в бога" (стр. 309, строка 18) зачеркнуто: "и в искусство".
   Год устанавливается по сообщению о премьере "Лешего".
  
   "Утро нотариуса Горшкова" - рассказ И. Гурлянда. Напечатан в "Новом времени", 1890, No 4977, 6 января, за подписью И. Г. 9 января 1890 г. Гурлянд писал Чехову: "Благодаря Вам и только Вам я попал в такую газету, как "Новое время"" (Из архива Чехова, стр. 184).
   ...писал Вам о Бурже и Толстом.,.- Вероятно, в несохранившемся начале письма 745.
   ...полубога Сикста...- Далее речь идет о романе Бурже "Ученик".
   ...подобно жене Цезаря, не должна быть подозреваема...- См. примечания к письму 705.
   IV акт совсем новый. - Передавая "Лешего" в Александрийский театр, Чехов говорил, что IV акт он изменит. О первом варианте IV акта, законченном в октябре 1889 г., писал Суворину П. М. Свободин. См. примечания к письму 720.
   ...сделал мне несколько указаний, весьма практических.- Эти указания были сделаны, очевидно, в беседе с Чеховым. 6 ноября 1889 г. Вл. И. Немирович-Данченко писал Чехову: "А много хочется наговорить по поводу "Лешего". Ленский прав, что Вы чересчур игнорируете сценические требования, но презрения к ним я не заметил. Скорее - просто незнание их. Но я лично не только ие принадлежу к горячим защитникам их, а, напротив, питаю совершенное равнодушие, несмотря на то, что числюсь профессиональным драматургом <...> Я хочу сказать, что понимаю требования сцены или, как выражаются, сценичность не так, как ее понимают "знатоки". И с с моей точки зрения, Вам легко овладеть сценой. Что они там ни говори, жизненные яркие лица, интересные столкновения и правильное развитие фабулы - лучший залог сценического успеха" (Вл. И. Немирович-Данченко. Избранные письма, М., 1954, стр. 54).
   Мужчины од играют недурно, дамы оо играют скверно.- В пьесе "Леший" мужские роли исполняли: Н. П. Рощин-Инсаров (Хрущев), В. В. Чарский (Серебряков), И. П. Киселевский (Войницкий), Н. П. Новиков-Иванов (Дядин), В. А. Самойлов-Мичурин (Желтухин), H. H. Зубов (И. И. Орловский), H. Н. Соловцов (Ф. И. Орловский); женские - M. M. Глебова (Елена Андреевна), II. Д. Рыбчинская (Соня), А. П. Аграмова (Мария Васильевна), M. M. Синельникова (Юля).
   ...как сойдет моя пьеса, напишет Вам нудный Филиппов.- 28 декабря С. Н. Филиппов действительно написал А. С. Суворину о премьере "Лешего": ""Леший" собрал совершенно праздничную публику, ту публику, которую обыкновенно никогда не встретишь в дпи первых представлений. Разумеется, такой состав зрителей никоим образом не компетентен и выражения его одобрений или неодобрений неважны. Тем не менее я должен констатировать шумные вызовы Чехова и исполнителей в первых трех актах пьесы. В последнем были легонькие протесты, но, во-первых, это явление обычное, во-вторых - четвертый акт, по-моему, слабее предыдущих. <...> Романическая завязка <...> естественно развязывается в последнем действии <...> В этом смысле, т. е. психологически, рисунок последнего действия верен. Но в пьесе на первом плане идейная сторона. Эта сторона, по-моему, достаточно развита в первых трех действиях. Идея пьесы с достаточной полнотой выясняется в них, и вот почему, вероятно, последний акт уже не производит того впечатления, которое дают первые. Кроме того, он скомкан. <...> Режиссерских просчетов, как и следовало ожидать, у Со-ловцова было немало. <...> Общий тон исполнения был, однако, выше среднего <...> Я думаю, что "Леший" будет иметь успех, в особенности, когда исполнители освоятся. На первом представлении они все трусили, за исключением Соловцова <...> Суммируя отзывы и разговоры публики в антрактах, можно с уверенностью сказать, что пьеса понравилась". Это письмо Филиппова Суворин отослал Чехову ~ следующим замечанием на полях: "Что ж это за рецензия? Если для меня, то это неважно, если для публики, то не годится. Прочтите пожалуйста, А. Суворин" (ГБЛ). О премьере "Лешего", причинах его неуспеха А. С. Лазарев (Грузинский) писал в воспоминаниях: "Я был на первом представлении "Лешего" в Москве, в театре Абрамовой, и должен сказать, что спектакль окончился провалом и автор хорошей пьесы совершенно незаслуженно был освистан <...> Театр Корша просил у Чехова "Лешего" для постановки; но Чехов, очень друживший с покойным Соловцовым, которому был посвящен чеховский "Медведь", отдал "Лешего" молодому театру Абрамовой, только что открывшемуся тогда; между театром Корша и театром Абрамовой горела вражда, и борьба шла не на живот, а на смерть (Абрамова и Соловцов перед тем служили у Корша); это и погубило пьесу.
   Первый спектакль с "Лешим" шел на праздниках <...> публика была праздничная и к драматическим тонкостям и достоинствам в высокой степени равнодушная; с левой стороны две или три ложи бельэтажа были заняты артистами театра Корша, и их зловещие физиономии не предвещали решительно ничего хорошего.
   Играли "Лешего" очень недурно; особенно выделялись, насколько помню, известная артистка Глебова, Абрамова, Новиков-Иванов, Соловцов и, если память не изменяет мне, Рощин-Инсаров. Первые акты понравились; автора, кажется, даже вызывали, не без легких протестов со стороны артистов театра Корша; но в антрактах они ходили в буфет, в фойе, среди публики, и не уставали повторять:
   - Ну, Чехов! Написал пьеску! Чёрт знает, что за пьеса!
   Последний акт испортил Чехову дело. Последний акт был очень длинен, показался скучным и утомил праздничную публику, которая, между прочим, была разочарована тем, что настоящего лешего, на что она рассчитывала, так и не увидала на сцене. В конце концов публика разошлась бы совершенно спокойно, как она расходится после десятка не произведших на нее впечатления пьес; но это было невыгодно артистам враждебного театра.
   На вызовы артистов они отвечали отчаянным шиканьем; когда же несколько голосов попробовали вызвать автора, раздался неистовый рев: из артистических лож шипели, свистали в ключи (я могу сослаться на многих свидетелей этого), чуть не мяукали. Получился грандиозный скандал, к которому приложили руку все недоброжелатели Чехова, все завистники..." ("Южный край", 1904, No 8155, 18 июля).
   Пьеса была снята с репертуара после пяти спектаклей.
   М. П. Чехов писал Чехову в Петербург 17 января 1890 г.: ""Леший" шел пять раз, всё сбавляя и сбавляя сборы (до 300 р.), Вафля под конец, на мой взгляд, сбился на шарж, а Рыбчинская, тоже на мой взгляд - стала играть много ленивее. Киселевский и профессор - великолепны" (ГЛМ).

749. А. И. СУМБАТОВУ (ЮЖИНУ)

27 или 28 декабря 1889 г.

  
   Печатается по тексту: Чеховский сборник, стр. 56, где опубликована впервые, по автографу, хранившемуся у M. H. Сумба-товой. Нынешнее местонахождение автографа неизвестно.
   Датируется по сообщению о полученных от Суворина книгах о трагедии Шекспира "Макбет", которые просил прислать А. И. Сумбатов-Южин (см. примечания к письму 706), поздравлению с праздником и по ответному письму Сумбатова, в котором он просит Чехова провести у него "вечер в субботу 30-го". 24 января 1890 г. Сумбатов сообщил уже А. С. Суворину, что присланные им книги он вернул Чехову (ЦГАЛИ, ф. 459).
   А. И. Сумбатов (Южин) ответил письмом без даты: "Дорогой и милый Антон Павлович..." (ГВЛ).
  

750. И. М. КОНДРАТЬЕВУ

28 декабря 1889 г.

  
   Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано В. П. Нечаевым: "Вопросы театра". М., ВТО, 1966, стр. 302.
   Год устанавливается по помете Кондратьева на письме Чехова о времени его получения: "29 декабря 1889".
  
   Пьесу "Леший" я отдал театру Абрамовой по 15 февраля 1890 г.- См. примечания к письму 745.
   С Александрийским театром в Петербурге заключены мною условия...- Из перечисленных условий сохранилось одно - на представление "Медведя", заключенное 29 января 1889 г. (ЦГАЛИ).
   Сегодня я еду в деревню, a из деревни в Петербург... - Чехов поехал в Бабкино к Киселевым, и затем через несколько дней в Петербург в связи с подготовкой к путешествию на Сахалин.
  

НЕСОХРАНИВШИЕСЯ И НЕНАЙДЕННЫЕ ПИСЬМА

  

Октябрь 1888 - 1889

  

317. А. М. ЕВРЕИНОВОЙ

  

3 или 4 октября 1888 г. Москва.

   Упомянуто в письме Чехова к А. Н. Плещееву от 4 октября 1888 г.: "В письме к Анне Михайловне я просил не вычеркивать в моем рассказе <"Именины") ни одной строки".
  

318. Н. В. СВЕТЛОВУ

4 октября 1888 г. Москва.

   Упомянуто в письмах к А. Н. Плещееву от 4 октября 1888 г.: "Я сейчас сообщу ему Ваш ответ и буду настойчиво рекомендовать "Дурного человека"" - и от 9 октября 1888 г.: "Светлову ответ давно уже послал". См. письма 491 и 497 и примечания к ним.
  

319. А. Н. МАСЛОВУ (БЕЖЕЦКОМУ)

  

Конец октября 1888 г. Москва.

   А. Н. Маслов (Бежецкий) писал 1 ноября 1888 г.: "Получал Ваше письмо, уважаемый Антон Павлович, и отвечаю.
   Как видно, Вы относитесь с пренебрежением к видению девушки и даже советуете кончать 2 картину 2 акта на том месте, где Жуан и Альвар дерутся (?) С этим автор согласиться не может <...> Об исполнении задачи я, конечно, не говорю. Однако из блистательных доказательств, что мой Дон-Жуан остался в тумане, заключается в том, что Вы предложили выбросить сцену с видением. Что же касается других сокращений, то представляю их Вашему усмотрению <...> и зачем только, милорд милостивый, Вы будоражите меня в моем болоте!? <...> Зачем Вы пробуждаете во мне надежды, что архинегодяй (??) Корш ее поставит и что к всеобщему удивлению пьеса будет иметь успех!? <...> мысль начать 1-й акт со сцены Педро с трактирщиком - одобряю. Относительно же того, как будет являться видение, это мне решительно всё равно... (ГБЛ).
   Речь идет о пьесе А. Н. Маслова "Севильский обольститель", которую он прислал Чехову, по его предложению, для постановки в театре Ф. А. Корша.
  

320. H. A. ПУТЯТЕ

Октябрь-ноябрь (?) 1888 г. Москва.

   H. A. Путята ответил письмом без даты: "Получил Ваше письмо. Немногим же отозвался Питер на заметку... Письмо сестре я уже послал" (IБЛ). В "Новом времени", 1888, No 4530, 8 октября напечатан очередной "Московский фельетон" А. Д. Курепина, который заканчивался просьбой о помощи больному чахоткой литератору Н. А. Путяте.
  

321. В. В. БИЛИБИНУ

  

Около 10 ноября 1888 г. Москва.

   В. В. Билибин ответил 11 ноября 1888 г.: "Я сам собирался прибегнуть к Вашему посредничеству по поводу моей пьесы, но не решался <...> не знаю, в принципе, следует ли вообще пытаться ставить мою "Дыню" (так называется пьеса) в Москве <...> пользуясь Вашим разрешением, вышлю Вам рукопись; прочтите и располагайте, как знаете <...> О записке в Общество драматургов в настоящее время не может быть и речи; зачем покупать свивальники раньше свадьбы?" (ГБЛ).
  

322. А. А. СУВОРИНУ

  

Первая половина ноября 1888 г. Москва.

   A. А. Суворин ответил 16 ноября 1888 г.: "Ей-богу, Вы напрасно отрекаетесь от лавров журналиста. Задатки у Вас богатейшие, а шантажист Вы уже вполне сформированный. Меня смутить не так легко, но, поверите ли,- прочитав Ваше письмо, я ощутил смутную тревогу в сердце: "Пожалуй, жене попадется"! И побороть эту неприятную боязнь мне стоило некоторых усилий. Я почувствовал себя побежденным ...Где, право, Вы так навострились? Или врожденное это? Воображаю, каким валетом вырастет в Ваших руках юный Киселев! Бедняга! Мне его жаль!!! Талант брата обратить на фабрикацию ассирийских древностей! Это безжалостно" (ГБЛ).
  

323. М. Б. ЧЕХОВУ

Около 20 ноября 1888 г. Москва.

   M. E. Чехов ответил 25 ноября 1888 г.: "Поздравительное письмо твое <23 ноября - день именин M. E. Чехова> я имел удовольствие получить и наслаждаюсь им. Грустно мне стало, что мое до тебя не дошло" (ГБЛ).
  

324. В. В. БИЛИБИНУ

Около 10 декабря 1888 г. Петербург.

   B. В. Билибин ответил 17 декабря 1888 г.: "Спасибо на ласковом слове - как выразился С. В. Максимов на своем юбилее <...> хотя было бы очень интересной приятно побеседовать с Вами. Ну что ж делать: не судьба!
   Поздравляю Вас с телеграммой Худекова.
   С отзывом Вашим о моем драматическом эскизе "На смену" соглашаюсь по существу. Я сам был такого же мнения об этой пьеске. Но уж Вы ко мне придираетесь, утверждая, что, будто бы, "нужно, чтобы каждый шаг и каждая фраза действующего лица подсказывали читателю грим, голос, манеру, прошлое, возможное будущее, костюм!"" (ГБЛ).
  

325. Н. П. ЧЕХОВУ

16 декабря 1888 г. Москва.

   Упомянуто в письме Чехова к Ф. О. Шехтелю от 16 декабря 1888 г. "Сейчас я посылаю Николаю письмо такого сорта, что он ответит непременно".
  

326. А. А. ПОТЕХИНУ

  

Середина декабря 1888 г. Петербург.

   19 декабря 1888 г. Чехов писал А. С. Суворину, что он обещал А. А. Потехину выслать "Иванова" к 22 декабря: "Послал ему письмо, где подчеркнул этот срок".
  

327. А. С. СУВОРИНУ

  

17 декабря 1888 г. Москва.

   Телеграмма. Упомянута в письме Чехова к А. С. Суворину от 17 декабря 1888 г.: "Я послал Вам телеграмму".
  

328. А. С. СУВОРИНУ

19 декабря 1888 г. Москва.

   Телеграмма. Упомянута в письме Чехова к А. С. Суворину от 19 декабря 1888 г.: "Посылаю это письмо вслед за срочной телеграммой".
  

329. Д. П. ГОЛИЦЫНУ (МУРАВЛИНУ)

Около 20 декабря 1888 г. Москва.

   Д. П. Голицын (Муравлин) ответил 20 декабря 1888 г.: "Есть у меня также два-три возражения на Ваше письмо по поводу "Припадка", но я их отлагаю. Эти строки я посылаю Вам только с тем, чтобы поблагодарить Вас за книжку рассказов от души" (ГБЛ). Чехов ответил на письмо Д. П. Голицына (Муравлина) от 13 декабря 1888 г., в котором тот писал о своем впечатлении от рассказа "Припадок", прослушанного накануне в Русском литературном обществе: "Так же, как большинству Ваших слушателей (вернее, слушателей Давыдова), мне первая часть нравится больше второй, потому что изложена с замечательной простотой и, вместе с тем, с большим искусством. Но именно против этой первой части я и хочу возражать, возражать по существу. Вы сами сказали (отвечая, если не ошибаюсь, на слова д-ра Бертенсона), что чувства и впечатления Васильева, описанные во второй части, могли бы быть такими, как Вы их изобразили, и в том случае, если б, вместо того, чтобы побывать в целом ряде публичных домов, герой посетил какую-нибудь трущобу вроде здешнего дома Вяземского (таких много, вероятно, и в Москве), "если бы там тоже побили женщину" и т. д. Сверх того, Вы сказали, что написали первую часть для второй. Следовательно, описание публичных домов не было для Вас необходимостью, и мне кажется, что впечатление, производимое на читателей и слушателей, было бы несравненно приятней (именно "приятней"), если бы Вы их не водили по публичным домам и поставили Васильева лицом к лицу с не столь специальной формой людского разврата. Рассказ Ваш понравился и понравится всем, потому что у Вас большой талант. Написан он, повторяю, удивительно хорошо, но в первой части, на мой взгляд, Вы явились художником нехудожественного" (Из архива Чехова, стр. 178-179). Вместе с письмом Чехов послал Голицыну (Муравлину) свою книгу "Рассказы". СПб., 1888. Эта книга не сохранилась (см. там же, стр. 180).
  

330. Вл. И. НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО

  

29 или 30 декабря 1888 г. Москва,

   Вл. И. Немирович-Данченко ответил 30 декабря 1888 г.: "Дай бог, чтобы Вы ошиблись, называя исправленную пьесу ("Иванов") прощенным мошенником <...> Я 2-го еду в Петербург за тем же, зачем и Вы поедете, может быть, 10-го <...> Вам стыдно, что Вы до сих пор не побывали у меня? Разумеется. И нашли тоже отговорку, а еще доктор. Геморрой!.. Единственный кусочек времени, когда я постараюсь заехать к Вам,- это 1-го между 5 и 8 часами. Если не буду, а Вам в самом деле нужно повидаться со мною, то постарайтесь заехать ко мне 2-го утром, когда хотите" (ГВЛ).
  

331. А. А. СУВОРИНУ

Вторая половина декабря 1888 г. Москва.

   А. А. Суворин ответил Чехову в январе 1889 г.: "Простите, что я так долго не отвечал на Ваши письма, хотя они были и деловые <...> У нас всех встревожило Ваше письмо о болезни Марии Павловны и то, что Вы не отвечаете на телеграммы отца" (ГБЛ).
  

332. А. Н. КАНАЕВУ

  

Конец декабря (?) 1888 г. Москва.

   А. Н. Канаев ответил Чехову 15 января 1889 г.: "Вам, конечно, Антон Павлович, кажется по крайней мере странным с моей стороны, что я так упорно молчу на Ваше письмо <...> Мое хотелось Вам ответить о моем отношении к рукописи Свешникова пообстоятельнее, но вряд ли это удастся и теперь <...> Потом он у меня взял свои записки, предлагал их именно Н. С. Лескову, о котором Вы пишете..."
   Речь идет о рукописи Н. И. Свешникова "Записки пропащего человека". См. No 361.
  

333. Н. А. ПУТЯТЕ

  

Начало января (?) 1889 г. Москва.

   Н. А. Путята ответил 20 января 1889 г.: "Не сочтите мое долгое молчание за неблагодарность, уважаемый Антон Павлович, но я никак не мог принудить себя взять в руки перо. Благодарю, хотя Вам, как человеку небогатому и с семьей, и не следовало бы делать этого" (ГБЛ).
   А. С. Лазарев (Грузинский) вспоминал: "Я несколько раз возил к Путяте какие-то "письма" от Чехова, конечно, эти письма всегда были со вложением, но толстая бумага писем маскировала "вложения", а Путята всегда прятал их под подушку,- он уже не вставал с постели,- и не распечатывал при мне" ("Южный край", 1914, No 12136, 2 июля).
  

334. Н. А. НИКУЛИНОЙ

  

6 января 1889 г. Москва.

   Чехов послал Н. А. Никулиной экземпляр пьесы А. С. Суворина "Татьяна Репина" с поправками автора и в письме просил ее сверить по этому экземпляру свою роль (см. письма 575 и 576).
  

335. Н. А. НИКУЛИНОЙ

  

8 января 1889 г. Москва.

   Упомянуто в письме к А. С. Суворину от 8 января 1889 г.: "Посылаю Вам, Алексей Сергеевич, письмо Никулиной. Я ответил ей, что режиссер получит желаемое не позже 12-го января <...> Насчет репетиций я ответил Никулиной так: "После 10-го приедет сам Алексей Сергеевич и ответит Вам на все интересующие Вас вопросы"".
  

336. А. С. СУВОРИНУ

  

8 января 1889 г. Москва.

   Телеграмма. Упомянута в письме Чехова к А. С. Суворину от 8 января 1889 г.: "Ваша пьеса пойдет 16-го, о чем я телеграфировал Вам сегодня".
  

337. М. А. ВЕРНЕРУ

  

10-12 (?) января 1889 г. Москва.

   М. А. Вернер ответил 14 января 1889 г.: "Письмо Ваше я получил только что, вернувшись из Петербурга. <...>
   Признаюсь Вам, я очень сожалею о случившемся. Инцидент сей произошел вследствие легкомысленности моего метранпажа. К первому N-py не хватило материала; метранпаж прибегает ко мне с оригиналом (вырезкой из "Осколков") "Дорогой собаки" и заявляет, что этот рассказ не вошел в "Невинные речи" и остался у него на руках. Ввиду того, что я приобрел у Вас право печати одним изданием данных Вами рассказов, я счел благовидным и возможным поместить "Собаку" в 1-ом номере. Но едва было отпечатано 300 экзем<пляров> для городских подписчиков, как брат Евгений заметил ошибку. Тогда мы вставили сноску, которую Вы найдете на прилагаемом экземпляре, и все остальные отпечатаны с нею <...>
   Я не могу, Антон Павлович, принять Вашего второго условия, в котором Вы налагаете на меня дисциплинарное наказание в виде 100 р. По суду Вы могли бы требовать высший гонорар, определенный экспертизой. Назначенная Вами самими произвольная сумма похожа на наказание. Но такое наказание могло быть наложено, мне кажется, не Вами, а третейским судом что ли? Решению третейского суда я подчинюсь.
   Во всяком случае, Антон Павлович, поступите так, как Вам кажется наиболее разумным, а я со своей стороны выражаю сожаление, которое еще более усилится, если подобный не особенно важный инцидент испортит наши добрые отношения, очень мне дорогие" (ГБЛ).
  

338. Н. Н. ОСТРОВСКОЙ или П. Н. ОСТРОВСКОМУ

  

Конец января 1889 г. Москва.

   Упомянуто в письме Чехова к А. А. Суворину (см. письмо 680 и примечания к нему).
  

339. А. А. ИПАТЬЕВОЙ (ГОЛЬДЕН)

Начало (?) 1889 г., Москва.

   А. А. Ипатьева (Гольден) ответила Чехову в начале 1889 г.: "Только вернулась в Москву, нашла Ваше письмо и спешу ответить. Николая Павловича я не видела сама давно, так как была в отъезде целую неделю, и, если увижу с удовольствием передам Ваше поручение" (ГБЛ).
  

340. M. E. ЧЕХОВУ

  

(Начало?) 1889 г. Москва или Петербург,

   Упомянуто в письме M. E. Чехова к А. П. Чехову от 24 декабря 1889 г. (приписка в письме к П. Е. и Е. Я. Чеховым): "Не так давно, меньше года, ты, милый мой, написал мне, что в Петербурге сошелся с таганрогцем, фамилию я его упомнил <А. П. Коломнин>, с которым вы всякий день разговариваете за о. протоиерея Покровского..." (ГБЛ).
  

341. П. М. СВОБОДИНУ

3 или 4 февраля 1889 г. Москва.

   П. М. Свободин ответил 6 февраля 1889 г.: "...спасибо за письмо и за ту оценку, сделанную Вами в двух словах, мне, "низкому" человеку... Хорошие слова! И как они делают свое дело - эти слова в жизни низкого человека! Недаром после первых же дней краткого, но доброго знакомства с Вами я говорил своим близким: Чехов омолодил меня! <...> Вы пишете мне: "Хороший вы человек, и талантище в Вас огромный"... Благодарю бога в Вашем лице за эти слова! <...> Писем вроде Вашего у меня в жизни с десяток сбереженных и с полсотни уничтоженных, но ни одно из них не сделало со мной того, что Ваше. Если б Вы могли понять ту опрятность чувства моего к Вам..." (Записки ГБЛ, вып. 16, М., 1954, стр. 189).
  

342. В. Т. (В. М. ТРЕНЮХИНОЙ)

Около 10 февраля 1889 г. Москва.

   Чехов ответил В. М. Тренюхиной на ее письмо о пьесе "Иванов", которую она смотрела 31 января в Александрийском театре (см. примечания к письму 593).
   10 марта Тренюхина снова писала Чехову по поводу его письма. "Вы так хорошо отнеслись к моему письму с просьбой разъяснить один вопрос по поводу "Иванова", выразивши полную готовность ответить, не будь письмо анонимным..." (ГБЛ).
  

343. М. И. ЧАЙКОВСКОМУ

  

9 или 10 февраля 1889 г. Москва.

   Сохранился конверт утраченного письма, адресованного М. И. Чайковскому. Почтовый штемпель: Москва, 10 февраля 1889 г. (ЦГАЛИ). Очевидно, это был ответ на письмо М. И. Чайковского от 7 февраля 1889 г. о втором спектакле "Иванова" в Александрийском театре. См. примечания к письму 591.
  

344. А. Ф. КРЮКОВСКОМУ

12 февраля 1889 г. Москва.

   Упомянуто в письме Чехова к А. М. Евреиновой от 17 февраля 1889 г.: "В воскресенье я послал Вам с кондуктором корректуру I и 1/2 II акта и письмо на имя Крюковского".
  

345. П. М. СВОБОДИНУ

  

13 или 14 февраля 1889 г. Москва.

   Упомянуто в письме Чехова к А. С. Суворину от 14 февраля 1889 г. (см. письмо 599).
  

346. Е. Я. НЕДЕЛИНУ

Середина февраля, около 15-го (?), 1889 г. Москва.

   Е. Я. Неделин ответил 18 февраля 1889 г.: "Я очень рад, что Вам известен мой успех в "Иванове" которого я полюбил от души вместе с создавшим его.- Я мечтал о том, чтобы познакомиться и поговори

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 614 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа