Главная » Книги

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина, Страница 4

Духоборы - Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

div align="right" >

Прим. В. Б. Б.

  

- 5 -

  
   Передай родителю моему и всем родным, что письмо, посланное ими я получил; душевно их всех благодарю; спаси их Господи! А также им кланяюсь и желаю от Господа Бога всех благ.
   На это письмо ты отвечать обожди, потому на днях мы думаем, Господь даст здоровья, выехать. Я возьму возок и до Вологды буду ехать вслед за этапом, а потом, если где остановимся надолго, я пришлю телеграмму и ты немедленно напиши письмо о здоровьи и что у вас нового. Писать, конечно, будешь мне; напиши так-же как у вас слух, за что арестовали Ванюшу Конкина. 3) Если и еще будут арестовывать - это ничего, только, чтобы было за истину и во славу Господа Бога. Самое главное просят 4) вас быть смиренными и кроткими во всех делах и случаях, а в остальном Господь Бог поможет нам на истинном пути.
  

Целую тебя братски, а также передай всем поклон.

Друг твой Василий О6ъедков.

  
   Кланяюсь всем читателям. Федор Борисов. 5)
   -----
   3) Иван Евсеевич Конкин, один из самых передовых духоборцев, был арестован, с четырьмя своими товарищами, в 1894 г. и сослан в г. Мезень (Архангельской губ.) откуда был переведен в г. Олекминск Якутской области. Теперь он живет на Усть-Наторе (Якутской же области), вместе с другими сосланными туда духоборцами.
   4) Духоборцы своих руководителей вообще, и в частности П. В. Веригина, всегда назнвают: "они", "хозяин", и тому подобное. Про каждого из них всегда говорят в третьем лице множественного числа. Здесь под словом "просят" надо подразумевать: "просит Петр Васильевич Веригин".
   5) Это условленный псевдоним того времени для П. В. Веригина.

Прим. В. Б. В.

- 6 -

письмо третье. 6)

К N. N.

28 Ноября 1894 г. Ст. Оларевская.

   Здравствуйте дорогой друг!
   Наконец-то я иду в вашу Москву... И как бы вы думали?... По этапу, голубчик мой, с солдатами.
   Дело в том, что по предписанию министра я переведен из Шенкурска в Березов Тобольской губ. 7) Причина перевода та, что несколько раз я получал предостережение, не кормить нищих, а также не помогать неимущим... На что я, в последнее время, ответил, "что не могу слушаться вас более, чем Господа Иисуса Христа. Потому я это делаю, что он призывает поступать так". Второе же: перед этим я послал министру просьбу, в которой указывал на грубое взяточничество закавказских чиновников с мужичков, откуда я родиной. Копию с этой просьбы я послал, - после того, как мне объявили перевод, - в редакцию "Недели" и просил обратить внимание на грубый произвол.
   До Вологды осталось пути еще один день. Все это расстояние прошел пешком, потому что дал слово еще из Шенкурска. И Господь помог мне. Хотя первые станции было очень тяжело, на ногах образовались даже мозоли, но потом скоро свыкся.
   Приходите, голубчик, увидеться в Москве; просите только смотрителя, чтобы позволил свидание в канцелярии. В Москве предполагаю быть дней через пять и буду, конечно, в пересыльном замке.
   -----
   6) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)
   "Архив Льва Николаевича Толстого" выходил в Москве в 1894-96 гг. Печатался он на ремингтоне и на мимиографе, в количестве 40-60 экз. Всего вышло 12 иомеров "Архива". Издавался он друзьями Льва Николаевича. Архив редактировали: NN 1-4 - Ф. А. Страхов; NN 6-10 - П. И. Бирюков и NN 11 и 12 - В. Г. Чертков.
   7) См. об месте поселения П. В. Веригина четвертое его письмо, стр. 7.

Прим. В. Б. Б.

- 7 -

  
   Со мной едет в след и Василий Иванович8), а так-же приехал проводить брат, которому я дал ваш адрес, и он наверно зайдет к вам.
   В Москве я думаю заявить, что желаю поехать на свой счет, тем более, говорят, могут оставить до весны. На Сибирский тракт якобы не идут этапы.
   Все это время прошел бодро и весело. Всего от Шенкурска пути до Вологды 28 дней. Погода стояла все больше теплая, только второй день сильный мороз. Но пешком итти самое хорошо.

Целую вас крепко. Здоров, слава Богу.

Брат ваш П. Веригин.

-----

1895 г.

-----

ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ. 9)

К А. С. Д. 10)

6 Марта 1895 г. Село Обдорск.

   Здравствуйте, дорогой друг Алексей Семенович!
   Наконец-то я дошел до места своего нового жительства и меня поселили не в Березове, - как было объявлено, - а в Обдорске. В Тобольск партия прибыла 8 февраля и меня из тюрьмы сейчас же отправили в полицейское управление. На третий же день выехали на земских лошадях, - с проводником из городовых, - в Березов. Поверстных знаков нет, но считают, как
   -----
   8) Духоборец Василий Иванович Объедков. Он в настоящее время отбывает срок ссылки в г. Архангельске.
   9) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.).
   10) А. С. Д. познакомился с Петром Вас. Веригиным в Московском Бутырском пересыльном замке. Он написал интересный дневник за время своего тюремного знакомства с Петром Васильевичем, который мы и печатаем в приложении к этой книге.

Прим. В. Б. Б.

  

- 8 -

  
   и обозначено в календаре, 1000 с лишнии верст. В Березове переменили проводника и на второй день отправили в Обдорск. Почему назначили местожительством Обдорск, я и не мог узнать. Здесь проехали уже на оленях, расстояние 500 верст. Местность, начиная от самого Березова, сурова и пустынна. И странно то, что совсем почти нет лесов. Вырублен он или не было вследствие болотистого грунта. До Березова же климат, видимо, мягче. На половине расстояния до Тобольска, село Самарово; живут русские, занимаются и хлебопашеством. За Самарово же больше остяки и хлеба уже не сеют и не растет он. Живут исключительно рыбой.
   Березов плохой городишко, (в прогрессивном, конечно, смысле; в другом же не успел рассмотреть).
   Обдорск - остяцко-зырянское село. Жители больше русские торгаши: скупают рыбу, мясо, шкуры и отправляют в Тобольск и далее, например, в Ирбит. Здесь торг бывает в январе. Зима лежит до мая. Почтамта нет, - досылают из Березова земскими. - До Самарова пароходство срочное, - здесь впадение Иртыша в Обь, и пароходы уже идут вверх по Оби на Томск. В Березов, а также в Обдорск пароходы приходят очень и очень редко, или скорее, можно сказать, что совсем не приходят, потому что приплывают осенью "тянут" рыбу. Сообщение срочное на лодках в две недели раз до Березова, в Обдорск также досылка.
   Летом, говорят, весело. Можно ходить "в тундры". Растут грибы, морошка, брусника и другие ягоды.
   Да, дорогой друг Алексей Семенович, в пути находился всего три месяца и двадцать дней. Да и то, слава Богу, прошел скоро, нигде подолгу не задерживали. Да и в пути все как-то разнообразнее и веселей. Воображаю, каково вам было сидеть целую зиму в тюрьме. Прошу, поскорее отвечайте мне. Как ваше здоровье? - Душевно желаю вам всех благ от Господа Бога, а также передайте привет и всем друзьям и товарищам по камере.
   В пути Господь Бог хранил мое здоровье, и сейчас здоров, слава Богу.
   Относительно того, что в тюрьмах может случалось
  

- 9 -

  
   что-либо выдающееся, - ничего. Только в Туле очень и очень мерзкая тюрьма и нас там чуть было не заморозили. Представьте себе, почти самая середина зимы, а они отапливают один раз в неделю. И это, на сколько бы показалось невероятным, но к сожалению, - факт. Второй казус: - "у них не сделаны парашки", - как объяснили надзиратели, старые же совсем "расхудились". Тюрьма на запоре и из верхних камер в нижние постоянная течь. Мне там невольно вкралась мысль, что казна, быв в состоянии поставить трехъэтажный замок, - вероятно стоящий далеко за сто тысяч, не в состоянии держать крепких "парашек". На второй же день я попросил доктора и обратил его внимание, который тут же накричал на смотрителя, с тем, "что он немедленно донесет министру о таком безобразии". Были мы дня четыре и камеры уже топились каждый день. "Течь" же так и осталась течью. Не знаю, устранено ли это там или и по сей час так.
   В Челябинске груба тюрьма тем, что надзиратели почти все драчуны, в особенности старший. Так что при входе нашей партии в ворота он троих избил крепко, потому что они лезли "шибко" и он не успевал считать. Так что Челябинский и Екатеринбургский замки можно скорее считать исправительными ротами.
   В Тюмени подаяния какое бы то ни было принимается один раз в неделю. И, вероятно, отчасти потому, что в остальные дни эконом со смотрителем торгуют в тюрьме же. Есть чай, сахар, хлеб, мясо и другие припасы.
   Не знаю, что буду делать в Обдорске. Рыбным промыслом вероятно, уже ни в каком случае не займусь. Огородничеством же и хлебопашеством - немыслимо. Но все-таки огородничество весною думаю пробовать.
   Намерения есть писать министру просьбу, чтобы перевел меня, где бы я мог, по своим воззрениям, трудиться, то есть заниматься сельским хозяйством.
   Если на грядах ничего не будет выходить, то на вторую весну постараюсь поставить несколько парников. Хотя, конечно, это будет уже неестественно. Картофель здесь пробовали садить, - выходит, но очень и очень мелкая.
  

- 10 -

  
   На собаках езда в Обдорске в буквальном смысле. Впрягается иногда даже до десяти штук, в так называемые "нарты", то есть сани, только легкие. И возят, например сейчас, - преимущественно дрова, лес мелкий верст за 15 и далее. Настоящие же дрова остяки плавят летом по Оби: верст за 50 и далее. Весною сажень простая доходит до четырех рублей. Остяков же подряжают рубля за два с полтиной. Хлеб сейчас 50 копеек ржаная мука, крупчатка - два рубля. Идет из Томска.
   Кабака в Обдорске ранее не было. Открыт всего как три года - общественный. И говорят, общество имеет очень и очень большую выгоду. В особенности торгуют хорошо в ярмарку. Надо заметить, что в прилежащих тундрах много остяков и самоедов. Даже приезжают из-за Урала зыряне. И во время ярмарки, как мне рассказывали, если неопытный остяк или самоедин, то чтобы взять два-три ведра водки, - как они почти все делают, - может простоять день или два, пока дождется ряда, чтобы ему отпустили. Это - в складе, не говоря уже о специальном кабаке. На это время в Обдорск приезжают жандармы и исправник.
   Постоянно же живет здесь заседатель, в качестве станового пристава.
   Письмо это вас застанет; но вскоре, вероятно, вы выступите из Москвы. Если будете нуждаться материально, то пишите в этом же письме, которым будете отвечать на сие.
   Целую вас крепко и еще желаю всех благ от Господа Бога.

Брат ваш Петр Веригин.

   ²²²лет привет вам Василий Иванович, живущий со мною, которого видел Евгений Иванович. 11)
   Корреспонденция моя и здесь находится под контролем. Адрес: Обдорск, Тобольской губернии.
  

-----

   -----
   11) Евгений Иванович Попов, - автор книг: "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина" и "Открытое письмо к обществу по поводу правительственных гонений на людей, отказывающихся от участия в государственных насилиях". Обе книжки изданы за границей.

Прим. В. Б. Б.

  

- 11 -

ПИСЬМО ПЯТОЕ.

Ко всем братьям и сестрам.

  

30-го мая 1896 г. Село Обдорск.

   Возлюбленным братцам и сестрицам духовным, желающим жить по заповедям Господа Бога нашего Иисуса Христа. Благодать и мир вашей жизни.
   Я, по милости Господа Бога, здоров и благополучен, благодарю и славлю Отца небесного. Письмо ваше, посланное от 4-го марта, я получил только 2 го мая. Душевно благодарю вас за поздравления с святой Пасхой. Во истинных Христос воскрес. Получил письмо позднее потому что здесь от Тобольска почти с 15-го марта начинает портиться зимняя дорога. Письмо где-то и пролежало; теперь же, когда реки вскрылись, его доставили; я уже писал вам, что меня поселили жить на назначенный срок в Обдорск вместо Березова. Мы писали по осени в Елизавет братьям относительно переселения и по нашему мнению можно бы жить и там, тем более, земелька там хлебородная и для овощей - ростет все. Составили бы небольшую колонию и лишь бы восстановился мир и согласие, жили бы во славу Божию. А что о спасении душ, то это не зависит от местности или людей, а от самого себя, каждого человека; самое главное при этом, возлюбленные братцы и сестрицы, не обращайте внимания на плотские поступки посторонних людей, а усовершенствовать самого себя в чем, если разумеем истину, а если нет, то со смиренным сердцем обратиться к Господу Богу и вопросить Его. К разделению же пусть да не спешат ваши сердца, потому если бы люди могли, то Господь Бог желает, чтобы весь мир был как одна семья; а чтобы достичь царствия Господнего, то это положено пределом так, как бы постановленная высокая лестница и восходить по ней всецело представляется желанию и охоте людей; иным удается, по благословению Господа и по желанию их, взойти на самую высоту, другие остаются на средине, третьи даже остаются на земле у подножия лестницы. Надо, братцы и сестрицы, знать не только людей желающих восходить на высоту, что-
  

- 12 -

  
   бы радоваться окружающим миром. На земле все есть создания Господа Бога и, следовательно, в мире ненавидеть нельзя ничего, кроме нехороших поступков; а узнавать, что хорошо, что дурно, нам дана совесть и разум, только надо быть строго внимательным ко своим делам. Еще желаю вам, всем братцам и сестрицам, всех душевных и телесных благ.

Любящий вас брат во Христе Петр.

-----

  
  

ПИСЬМО ШЕСТОЕ. 12)

Ко всем духоборцам большой партии.

  
   Возлюбленный братец в Господе Иисусе Христе, желаю побеседовать с тобой, дорогой братец!
   "В чем заключается твоя вера?" Исповедаю закон Господа моего Иисуса Христа и понимаю о нем не внешне, а внутренно. Когда мы живем в воле Отца Господа Бога нашего, то и Господь живет в нас; оживотворяя нас, просвещает лучезарным светом разум наш. Желающие исполнить волю Отца небесного должны покорить сердца свои под власть Господа. Господь гласить нам: "вы куплены дорогою ценой, не делайтесь рабами человеков. Познайте истину и истина освободит вас".
   -----
   12) Это письмо написано П. В. Веригиным ко всем духоборцам большой партии и оно пользуется среди них громадной известностью. Его почти все знают наизусть.
   В 1898 г. я просил духобора И. П. Обросимова ответить мне на вопрос: "в чем заключается его вера?" Он ответил мне именно этим письмом Петра Васильевича.
   Когда я спрашивал у канадских духоборцев какие псалмы из всей "Животной Книги" они считают теперь главнейшими, ясно выражающими их мировоззрение, они не раз отвечали мне: "из общих взглядов христианской общины всемирного братства" (см. письмо 31) и "Возлюбленный братец в Господе Иисусе Христе...", при чем первое считается псалмом, читается на молениях и оканчивается словами: "Богу нашему слава". Второе же письмо не возведено на степень псалма, а считается рассказом и на молениях не читается.

Прим. В. Б. Б.

  

- 13 -

  
   Принимаясь за это великое дело, мы вполне должны сознать, что наша искренность может быть подвергнута жестоким испытаниям. Эта задача наша может навлечь на нас оскорбления, обиды, страдания, даже смерть. Нас ожидают: непонимание, ложные толкования, клевета; против вас должны подняться буря гордости, фарисейства, честолюбия, жестокие правители, власти, - все это может соединиться, чтобы уничтожить нас; таким образом поступили с нашим Господом Богом Иисусом Христом, которому мы стремимся подражать по мере сил своих. Но нас не должны пугать эти ужасы; мы надеемся не на людей, а на всемогущего Господа. Если мы откажемся от человеческого заступничества, что же может поддержать нас, как ни одна вера, побеждающая весь мир. Мы не будем удивляться тем испытаниям, которым мы подвергнуты, а будем радоваться тому, что удостоились разделить страдания Господа нашего Иисуса Христа. Вследствие всего этого мы перадаем души свои Богу и верим тому, что сказано, что тот, кто оставит дом свой, братьев и сестер, отца или мать, или детей, или нажитое свое ради Господа, тот получит во сто раз больше и во царствии небесном наследует жизнь вечную. Итак твердо веруя, несмотря на все то, что может вооружиться против нас, - в несомненное торжество правды, мы надеемся иа разум и совесть человечества, а более всего на силу Божью, которой должны вручить себя. Христианину обещаться в повиновении людям или законам людским, все равно, как нанявшийся хозяину работник обещался бы вместе с тем исполнять все то, что ему прикажут еще и чужие люди. Нельзя служить двум господам. Христианин освобождается от человеческой власти тем, что признает над собой одну власть - Бога и закон, который ему открыт Господом Иисусом Христом. Он сознает его в самом себе и подчиняется только ему. Жизнь человеческая заключается в том, чтобы творить не свою волю, а волю Бога. Христианин может быть подвергнут вечному насилию и может быть лишен телесной свободы и вместе с тем может быть свободен от своих страстей. Делающий грех есть раб грехов. Христианин смирен и кроток, ни с кем не спорит, ни на кого
  

- 14 -

  
   не нападает, ни против кого не употребляет насилия, а напротив того, сам неприкословно переносит насилия и тем побеждает зло13).

П. В. Веригин.

-----

  

ПИСЬМО СЕДЬМОЕ. 14)

К Ивану Михайловичу Трегубову. 15)

5 августа 1895 г. село Обдорск.

Любезный друг Иван Михайлович!

   Письмо ваше и книги я получил. Душевно благодарю за живое слово. Бодрым себя, то есть вполне считать крепким я пока не осмеливаюсь, но питаю надежду, с помощью Божиею, побороть в себе незаконные инстинкты, которые проистекают от нервного расстройства или, прямее сказать, зла.
   Благодарю вас за книги. Да, такого содержания книги я люблю читать. В особенности во время досуга, в обоих случаях как физического, так и мысленного. А также иногда во время острой работы мысли. Тогда как будто хочется поделиться с кем-то или найти необъяснимое, хотя надо сказать, я полный сторонник "живого
   -----
   13) Так как мне в точности неизвестно в каком именно году это письмо написано Петром Васильевичем, то я очень прошу духоборцев, живущих в Канаде, сообщить мне когда оно было ими получено.
   14) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)
   15) И. М. Трегубов участвовал, вместе с В. Г. Чертковым и П. И. Бирюковым, в издании в Петербурге, зимой 1896-97 гг., воззвания к обществу о помощи духоборцам, находившимся в то время в тяжелой ссылке по кавказским аулам. Вскоре после этого он был арестован в Тифлисе и сослан в г. Гольдинген (Курляндской губ.), откуда в конце 1897 г. был переведен в г. Гробин той же губернии, где и находится по сие время. Это воззваиие, озаглавленное авторами его "Помогите!", было после издано В. Г. Чертковым за границей. (См. "Каталог книг и брошюр издательства "Свободное Слово"" 1900 г., стр. 1, N 3.)

Прим. В. Б. Б.

  

- 15 -

  
   слова". И по моему убеждению, если бы мы сохранили даденное уже свыше нам, то вполне бы были счастливы. А то, что необходимо и законно, то непременно должно быть в каждом и получается непосредственно свыше или, прямее сказать, от самого же себя. Посредственность законную я считаю человека и его называю "живым словом" в полном смысле. Всякая форма, без прнсутствия души жизни, искажает действительность.
   Книги много помогают в разрешении вопросов, но также иногда и много затрудняют. Тогда как ваш собственный голос призыва никогда вас не обманет, лишь бы наши желания были искренни, то есть чтобы полностью присутствовала душа. И если замечаются колебания, не нужно начинать действовать. Под этим я высказываю народную поговорку: поступать против совести.
   В таком деле, как искание истины, не следует доверяться книге. Каждая книга не совершенна, потому что как форма или как неодушевленная вещь. Читать же книгу во время досуга, как выше сказал, это значит тратить время совершенно бесполезно, что, конечно, мы и делаем много в жизни. А тем более вводя массу людей в незаконный труд преждевременно, чтобы произвести книгу, тогда как мы уже есть "книги живые".
   Вместо книг посланных вами я весьма и весьма был бы более доволен видеть вас как друга, как брата, как человека, как "живую книгу". Конечно, вы наверно ответите, что стоимость такой книги, а тем более пересылка, стоит очень дорого; на это я вам отвечаю, что я из прихотливых, как истая кокетка, желал бы иметь перед собою ту вещь, тот предмет, то есть зеркало, которое отражало бы вполне меня самого и в точности указывало недостатки моего убранства. Да, человек перед человеком вполне можно сопоставить зеркалу. Как резко в нем отпечатлеваются недостатки затуманенной нашей души. Лишь бы мы имели истинное желание стать более красивыми, как истая кокетка того желает.
   В неудобстве книжного разговора ставлю в пример настоящее мое письмо. При встрече лично мы в несколько времени могли бы понять друг друга; разговаривая же о данном предмете достаточно было бы нескольких
  

- 16 -

  
   слов. Выражая же это письменно, можно исписать несколько книг и все-таки суть желанного останется неясною.
   Конечно, вы не примите так, что я не признаю книг, за которые вторично вас благодарю. Ваш труд, вак я его понимаю, внолне достоин чести и жертвы.
   Присылайте и еще, если что будете издавать, только чтобы было чисто христианское.
   Целую вас братски и душевно желаю от Господа Бога всех благ.

Петр Веригин.

-----

ПИСЬМО ВОСЬМОЕ.

К Евгению Ивановичу Попову. 16)

   ...Сколько я ни старался на всем пути избегать недоразумений, в Челябинске со мной случился казус. Там всю партию водят в полицейское управление для выдачи одежды, и вместе с тем "по пути" доктор производит освидетельствование половых членов. Когда черед дошел до меня, я заявил, что "здоров, а если это необходимо, то можете исполнить свои обязанности". Вместе с тем обратил внимание доктора на то, что в коридоре, в котором это происходило, есть женщины, и спущать брюки не совсем удобно. Доктор вскипел; привстав, он крикнул на солдат: "Покажите ему, как надо исполнять требования начальства". - Два солдата подошли ко мне и я уже решил, что они крепко изобьют меня, но обошлось тем, что солдаты расстегнули пальто и остановились в выжидательной позе. Доктор вторично крикнул: "Оставить", - и вызвал следующего. - Когда партия отправилась обратно, доктор приказал, чтобы меня в замке посадили в карцер. Но смотритель, долго рассу-
   -----
   16) К сожалению мы не имеем всего этого письма Петра Васильевича; настоящая выдержка была напечатана в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.).

Прим. В. Б. Б.

  

- 17 -

  
   ждая со мною в конторе, не исполнил требования доктора. - На второй день вызваны были солдаты из казармы, и меня отвели в тюремную больницу, и тот же доктор, при участии фельдшера, освидетельствовал меня, при чем все они исполняли сами. В заключения доктор резко выразил мне: "Это я вам прощаю, и если бы я вчера приказал солдатам, они бы прокололи вас штыками". - Действительно ли доктор мог потребовать от конвойных солдат, чтобы они публично закололи человека, или нет, - я до сих пор в недоумении...
  

-----

ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ. 17)

К Евгению Ивановичу Попову.

6 августа 1895 г. Село Обдорск.

   Получил я Ваше письмо, дорогой Евгений Иванович. Душевно Вас благодарю за Вашу теплую братскую беседу, смысл которой хотя известен душе моей. Но скажите: Вы, например, любите всегда кушать питательную и вкусную пищу, то отказались бы покушать завтра и последующие дни, несмотря на то, что были удовлетворены полным обедом на сей день? - И хотя о пище, о которой мы говорим, и сказано: "я дам тебе той воды, которой раз напившись во век не возжаждешь", но мы ведь далеко несовершенны, чтобы "не жаждать", так сказать, войти в самого себя и принять Его.
   Да и свойство любви как бы требует общения. Сам идеал любви, олицетворяющийся в Господе Христе, был в общении с окружающим миром. - А потому, читая Ваше письмо, я чувствовал себя вкушающим сладчайшие явства.
   Случай с челябинским доктором послан был Провидением, как я теперь сознаю. После неприятных встреч в пройденном мною пути от Шенкурска до Обдорска, а
   -----
   17) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)

Прим. В. Б. Б.

  

- 18 -

  
   в особенности и встречи с доктором, я сильно был взволнован тем, что почему мы много вредим друг другу? Под впечатлением этого я написал и Вам из Обдорска, чем вызвал горячий протест против обвинения мною зла. (Видите уже, поступок доктора привел уже на какую тему разговор, а может помог и душе).
   Вы вполне истинно говорите, что человека, с какой бы то ни было стороны, нам должно любить, потому что свойство любви есть всесовершенная любовь.
   По долгом мною размышлении, - после пути, - я пришел к серьезно-душевному убеждению, что зло внешнее, видимое нами, мы не должны презирать и ненавидеть, потому что мир, в своей совокупности, есть разнообразная взаимо-школа. И все то, что существует, создано во благо.
   Человек, находясь в этом громадно-сложном музее, любуясь на все, может выбирать по желанию как жить. Но я думаю, ему, то есть нам, должно бы делать выбор свойственно своему положению во вселенной.
   Зло есть частичка необходимого в мире. Возьмем простой пример: взойдя в светлую и комфортную комнату, почему мы инстинктивно восклицаем: "Ах, как светло и хорошо!" Потому что мы сейчас испытывали темную и сырую ночь на улице или были в мрачном и неопрятном доме.
   Ночь есть преддверие дня. И не должны ли мы быть благодарны холодной и темной ночи за то, что она рождает нам теплый и светлый день!?
   Несомненно, конечно, что день лучше и полезней ночи, как и добро против зла. Но справедливо ли поступили бы люди, сидящие за изысканной трапезой и в роскошном доме, относясь с презрением к мимо проходящим голодным собратиям? Да! Мы это делаем, но тот огонек, о котором Вы в своем письме говорите, всегда нам напоминает, что это несправедливо. Мы должны сожалеть. А сожаление есть сострадание; сострадание же заставляет любить - помогать. И пока
  

- 19 -

  
   мы будем ненавидеть зло в людях, до тех пор мы сами злы.
   Чтобы ни существовало, но как это все на своем месте, дорогой Евгений Иванович, если только внимательно, полной душой, присмотреться.
   Скажу вам искренно, сейчас мне настолько жаль злых людей, не исключая и себя, что так бы и помог, если бы можно... И будем надеяться и верить в то, что: "что для чсловека кажется нельзя, для Господа же все возможно". - Встретясь бы еще с челябинским доктором, я мог бы, кажется, расцеловать его и душевно благодарить за принесенную им мне пользу. Но... это между нами, людьми совершенными, к сожалению нельзя выражать, то есть чтобы "за зло платить добром". - Но ничего, - при появлении зари всегда следует восход Всесогревающего Солнца...
   Пишите, дорогой друг, если Вы не так сильно заняты на месте. Про себя скажу, я мог бы обходиться и без писем, но обычай требует того, чтобы хоть немного, но книжничать.
   Целую Вас братски и радуюсь. что Вы христианин. Передайте душевный привет всем братьям.
   Здоров, слава Богу.

Ваш П. Веригин.

  
   Друг, провожавший меня до Обдорска, Василий Иванович, выехал в мае домой. С Николаем Трофимовичем мы переписываемся; может, придется сойтись как либо, жить вместе.
   Приходившие сестры к моим родным в Москве, Мария Васильевна и Павла Николаевна, запечатлели во мне глубокое чувство признательности. Жалею, что я их не видел. Душевно им кланяюсь.
   Если видитесь, передайте сыновно-братский привет дедушке Льву Николаевичу. Я думаю, он не обидится, что я его так именую. Это, кажется, идет к нему, к его почтенному сану и возрасту.

Ваш брат Петр.

-----

- 20 -

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ. 18)

К Ивану Михайловичу Трегубову.

3 ноября 1895 г., село Обдорск.

Здравствуйте уважаемый Иван Михайлович!

   Желаю вам всех благ, а также передайте душевный привет и всем своим.
   Сообщите мне, можно ли от вас выписать или вообще из Москвы, Евангелие с псалтырью, то есть чтобы книжка включала в себе: Евангелие с посланиями, откровение и псалмы. Таких книжек Евангелия мне нужно несколько десятков или даже сот, в особенности если будет не особенно дорого. Если есть, пришлите одну или две сейчас мне. Напишите, сколько стоит издание "Посредника", если его выписать, и что он дает. Пришлите, если можно, "Царство Божие виутри вас", да и вообще я хотел выписать полное сочинение Льва Николаевича, потому что не читал его еще.
   Не видели ли вы волшебного фонаря для картин на бумаге? Здесь составился кружек молодых людей выписать его, но боятся, как бы не заплатить напрасно денег. Сообщите, сколько он стоит и о его достоинстве.
   Знакомы ли вы с М. Меньшиковым? Если да, то при встрече засвидетельствуйте ему искреннее от меня почтение за очерки в "Неделе".
   Здоров ли дедушка Толстой? Я живу в таком местечке, что известия из центральной жизни очень редки. Сейчас месяца полтора не получаем даже газет за осенней распутицей.

Петр Веригин.

-----

   -----
   18) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1896 г.)

Прим. В. Б. Б.

  

- 21 -

ПИСЬМО ОДИНАДЦАТОЕ.

К родителям.

29 ноября 1895 г., село Обдорск.

   Господи! пошли вам благодать и мир, возлюбленные старичек, нянюшка, а также и все братья и сестрицы в Господе нашем Иисусе Христе.
   Прошу и молю Господа Бога о вашем благополучии и спокойствии. Я здоров и благополучен, слава Богу.
   Спаси вас Господи спасением вечным, всех братий и сестер, за живой привет. Миша, брат, был у меня, - здоров и благополучен. Отсюда же он выехал в узах. 19) Его арестовали потому, что есть постановление власти мира сего, свидание со мной не допускать людей из места моей родины.
   Был он - Миша - у меня сутки; вслед за ним приехал из Березова чиновник и увез его.
   В Березове или в Тобольске его освободят, а может и до места пошлют по этапу.
   Миша - брат передал мне, что еще много состоялось арестов из нашей среды. Какое крупное недоразумение! В христианской, по наружности, стране, преследуют же за учение Христа и веру в Него. Будьте бодры духом; Господь Бог рассеет это недоразумения и вложит гони-
   -----
   19) К П. В Веригину кавказские духоборцы (большой партии), время от времени, посылали своего ходока, для того чтобы устно передать ему о ходе движения в их общине и, в свою очередь, узнать его мнение и желание относительно тех событий, которые уже совершились или должны были совершиться в тревожной жизни и борьбе духоборцев с русским правительством. Вполне понятно, что русские власти принимали все меры, лишь бы не допустить духоборческих ходоков к их сосланному руководителю. Многих из ходоков ловили совсем уже почти около хаты П. В. Веригина, других на пути, третьих на второй, на третий день после прибытия к Петру Васильевичу; но были и такие, которые, дойдя до Веригина и прогостив у него несколько дней, благополучно возвращались на родину.
   Мы имеем два описания таких путешествий духоборов из Закавказья в Обдорск, которые и печатаем в приложении к этой книге.

Прим. В. Б. Б.

  

- 22 -

  
   телям сознание, что они поступают неправильно. Да и телесные узы возвышают дух, через терпение, потому что сам Господь Бог Иисус Христос терпел и показует силу божества последовательно на рабах своих.
   Целую вас горячо, милые старичек и нянюшка, и желаю всем всех благ.

Ваш сын и брат Петр.

  

-----

  

ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ.

Ко всем духоборцам, находящимся в расселении.

  
   11 декабря 1895 г., село Обдорск. Брат ваш во Христе Господе-Боге нашем Петр, всем находящимся в расселении братьям и сестрам. Благодать и мир вам от Бога-Отца. Письмо ваше, дорогой брат Василий и все братья и сестры, посланное вами 6-го октября, сего второго декабря я получил. Радуюсь за вас, что вы бодры. Если есть в среде вашей слабые, - надо помогать друг другу, потому что если друг о друге, - Господь Бог обо всех. За что вы гонимы? Может наделали каких грубостей и противозаконное? Если же, как вы пишете, за благовествование и веру во Христа, то мы живем в христиаиской стороне и этого не должно бы быть. Смиряйтесь чтобы не быть гордыми и злыми. Господь Бог рассеет недоразумения, и смягчит ваше положение. Напишите мне, какие местности, где вы расселены. Если там растут фрукты и овощи, то вам можно заниматься, чтобы иметь хлеб насущный, а также садоводством и огородничеством. Можно поступать к туземцам в рабочие. Я же, по благодати Господа Бога, здоров и благополучен. Немного кое-что работаю. Хожу в поденщики и славлю Господа, потому что при духовном совершенствовании спутником должен быть телесный труд и воздержание. Спаси вас Господи спасением вечным, как в сей жизни, так и в будущем веке. Здоров слава Богу.

Брат ваш Петр.

  

- 23 -

  
   Поздравляю вас, милые братцы и сестрицы, с высокоторжественным праздником Рождества Господа Иисуса Христа, через которого человечество соединяется с Богом Отцом. Еще желаю вам всех благ от Господа Бога.

Любящий вас Петр.

-----

ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ.

К родителям.

12 декабря 1895 г., село Обдорск.

   Письмо ваше, милые старичек и нянюшка, от 17 октября я получил, а также и посылку - двести рублей.
   Спаси вас Господи, спасением вечным, за привет ваш и пожелания, а также благодарю и всех братьев и сестер в Господе Боге нашем Иисусе Христе и пресвятой Богородице.
   Жив Господь Бог наш и жива душа Его в рабах через воскресение Иисуса Христа.
   Молю и прошу Господа Бога, дрожайшие нянюшка и старичок, о вашем благополучии. Даруй вам Господи мир и благодать и покойный дух. А также и вас прошу с сыновнею покорностью, благословляйте меня на благополучную предбудущую жизнь. По сей час я здоров и благополучен, слава Господу Богу.
   По слухам вы, милые нянюшка и старичок, при преклонных летах остались одни; не пришлось кормить и лелеять вас при старости, вашим детям. Но это делает честь вам и детям вашим, что они более любят истину, чем вас. Вас же, я думаю, любят и назирают окружающие братья и сестры. Спаси вас Господи всех вкупе.
   Целую вас горячо, дорогие старичек и нянюшка, с сыновнею любовью. Всем братьям и сестрам желаю всех благ от Господа Бога. Живите с миром, совершенствуясь и воспитывайте детей своих в страхе Божием.

Любящий вас сын и брат ваш Петр.

  

- 24 -

  
   Миша, брат, был у меня; прибыл благополучно и здоров, слава Богу. Мы виделись с ним. Душевно благодарю вас всех за живой привет. Спаси вас Господи.
   Отсюда он выехал арестованным, 20) потому что со мною видеться воспрещается. И если его в Тобольске не освободят, то он придет к вам не скоро, по этапу.
   Еще желаю вам всех благ.

Ваш Петр.

  
   Передайте привет всем находящимся в заключении.
  

-----

ПИСЬМО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ. 21)

К Ивану Михайловичу Трегубову.

  

12 декабря 1895 г., село Обдорск.

   Господь Бог да пошлет мир вам, любезный брат Иван Михайлович. Душевно вас благодарю за привет; письмо ваше я получил и спешу ответить.
   Я рад, что вы в деревне. Неужели вам больше нравится - на самом деле - деревня, чем Москва? За себя скажу, я полный сторонник деревни. Или может потому, что деревенский я уроженец, но нет - ведь есть же люди, которым очень и очень нравится в гостях, в особенности, когда там любезно принимают.
   Расскажу вам про свое впечатление в одном случае. Когда я вышел из Шенкурска в этот раз, порешил до Вологды (там около 500 верст) итти пешком; этапы частые, ночевать пришлось много раз, а потому и ознакомиться с бытом людей этого тракта пришлось вполне.
   Многие дома в деревнях освещаются еще лучинами, а также и в другом многом я встречал старозаветное.
   -----
   20) См. об этом же аресте одинадцатое письмо П. В. Веригина (стр. 21).
   21) Это письмо было напечатано в "Архиве Льва Николаевича Толстого" N 8 (1890 г.)

Прим. В. Б. Б.

  

- 25 -

  
   Это все мне, в некоторой степени, даже нравилось, как простота нравов, но если встречались деревни, что имели недостаток даже в хлебе, меня немного тревожило, и я невольно задумывался, отчего же это так? И под конец, то есть к Вологде подходя, вынес впечатление почти вполне грустное. Товарищи мои в партии, а также и солдаты утешали меня: "Вот скоро дойдем до городов, там виды и жизнь совсем другая".
   Не упоминая о Вологде и Ярославле, рассеяли ли они мою грусть о деревне, скажу прямо о Москве. Когда поезд еще шел по городу, в окошки вагона я не смотрел, потому что все окошки были заниты из партии; все смотрели на красоту попадающихся архитектурных домов, освещения и тому подобное. Когда поезд остановился, нас вывели на платформу, и глазам моим представилась поражающая картина и "хотя кто видел Венецию и Рим, того не удивишь" (из Некрасова), но для меня, как не видавшего Рима, было достаточно и того, что я встретил в Москве.
   Был вечер. Площадь, находящался перед вокзалом, был

Другие авторы
  • Шкляревский Александр Андреевич
  • Фридерикс Николай Евстафьевич
  • Гайдар Аркадий Петрович
  • Ешевский Степан Васильеви
  • Венгеров Семен Афанасьевич
  • Жулев Гавриил Николаевич
  • Де-Фер Геррит
  • Брянчанинов Анатолий Александрович
  • Муханов Петр Александрович
  • Фурман Петр Романович
  • Другие произведения
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Письма Е. Лопатиной и С. Еремеевой
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Сказка о Марье Маревне, кипрской царевне, и Иванушке дурачке, русском мужичке... Жар-птица и сильный могучий богатырь Иван Царевич... Русская сказка...
  • Новиков Николай Иванович - (Статьи из "Трутня")
  • Терпигорев Сергей Николаевич - С. Н. Терпигорев: биографическая справка
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - Письма о русской литературе
  • Ширяевец Александр Васильевич - Стихотворения
  • Андреев Леонид Николаевич - Сказочки не совсем для детей
  • Грин Александр - Серый автомобиль
  • Коган Петр Семенович - Дидро
  • Достоевский Федор Михайлович - Братья Карамазовы. Часть 2
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа