льно сильное впечатление и вносило, - хотя и глухое и сравнительно мало заметное, - но все же расстройство в дружную среду последователей свободно-религиозного мировоззрения Льва Толстого.
Колебание некоторых, не больше, - вот все, что безумная
интеллигентская агитация за войну успела привнести в "толстовство". Но колебание, так или иначе, было на-лицо. И на остававшихся твердыми оно производило очень тяжелое впечатление.
Чувствовалась смутная потребность в какой-то взаимной поддержке, в каком-то новом, общем подтверждении и публичном исповедании веры, - с целью избежать грозивших духовного разложении и смерти.
Возможно, что при наличии свободы печати мы услыхали бы смелые и сильные голоса против войны. Голоса эти прозвучали бы серебряным звоном архангеловой трубы и собрали бы воедино, сплотили бы всех тех, кто в ужасе отворачивался от предложения перешагнуть через моря человеческой крови для достижения каких-то призрачных идеалов внешнего освобождения и чисто-животного благополучия. Но в том-то и дело, что протестующим голосам негде было даже и раздаться. Милитаристическая печать торжествовала и неистовствовала, и создавалось такое впечатление, как-будто, действительно, нет никого, решительно никого, кто стоит на противоположной точке зрения.
В воздухе носилась ложь, грозившая затопить и уничтожить последние зародыши правды. При таких условиях полная пассивность и молчание людей, не поддававшихся гипнозу лжи, воспринимались душой как что-то оскорбляющее ее и уничтожающее человека. - Если оставшаяся верной законам совести и разума мысль не находила выхода в свободном слове, - каким бы преследованиям ни подвергали за это тело человека, - на что же, в таком случае, нужна была и эта мысль, и для чего вложены в человеческое существо совесть и разум?
"Мы мало протестуем против войны", - сказал мне как-то один из молодых людей, работавших в доме Чертковых (Анатолий Медведев, ныне умерший). И он так сказал эти слова, что не надо было подробно раз'яснять их. И мой собрат по вере, и я одинаково сознавали в эту минуту, что что-то стыдное и грешное заключается в нашем положении, положении людей, всей душой отвергающих войну и молчащих об этом.
Но до такой степени сильны были в "толстовстве" индивидуализм и предвзятость против всякой нарочитой пропаганды, в особенности же против каких бы то ни было действий скопом, что в первое время даже мысль о воззвании, да еще о совместном, никому из нас и в голову не приходила.
Однако, таковы веления действительности и голос психологической закономерности, что когда В. Г. Чертков привез из Москвы копию с обвинительною акта по делу двух социал-демократов, адвоката и его письмоводителя, обвинявшихся в составлении воззвания против войны, - мы все, группировавшиеся вокруг Телятенок, - с величайшим интересом отнеслись к этому документу, полученному Чертковым от защитника подсудимых Н. К. Муравьева. Правда, революционный тон социал-демократического воззвания, и в особенности кроваво-крикливые ло-
зунги, которыми оно заканчивалось, были совершенно чужды нам, напоминая ту же воинствующую против немцев печать, но самая попытка протестовать, так или иначе, против войны, вызвала во всех нас глубокое сочувствие.
Вскоре после того я пробовал заговаривать кое с кем из единомышленников о выпуске собственного воззвания. Но чуждая "толстовскому" сознанию мысль очень робко пробивала себе дорогу и вызывала большие сомнения, а иногда и полную уверенность в ненужности, бесплодности и неосуществимости такого пути борьбы с войной. Помню, с каким равнодушием и дружеской снисходительностью к неосновательности моего предложения отнесся к мысли о воззвании один из самых яростных впоследствии пропагандистов против войны, не только присоединившийся к одному из наших воззваний, но и сам составивший два воззвания, свидетель по нашему делу Сергей Булыгин.
Но события шли и развивались. Набегали и развивались и мысли в голове по поводу этих событий, хотелось выразить их. Я попытался сделать это в форме цитированной уже мною выше статьи "О войне".
Статья написана была в резких, определенных тонах и заканчивалась призывом ко всем, "оставшимся верными братской любви людей между собою, сплотиться и об'явить беспощадную войну злому суеверию - суеверию войны, убийства, насилия! И верить, что не там, где война, убийство и насилие, а с нами - Бог!"
У Чертковых устроено было маленькое собрание, на котором я прочел статью. Помню, читая, я невольно разволновался, так что заключительные строки прочел, едва удерживаясь от слез...
По прочтении ряд лиц, в том числе приехавший из Новгорода известный последователь Л. Н. Толстого и его усердный корреспондент В. А. Молочников, высказался очень сочувственно по поводу заключавшихся в статье мыслей.
Мне был особенно интересно узнать мнение нашего старшего друга В. Г. Черткова, также присутствовавшего на чтении, но последний, молча прослушав статью, по окончании чтения тотчас встал и вышел, не произнеся почему-то ни слова. Правда, непосредственно вслед за этим, Владимир Григорьевич сам принялся за изложение и обработку своих мыслей о войне, которыми и делился после с некоторыми, из своих сотрудников.
Я решился хоть в небольшом количестве экземпляров распространить свою статью. Вместе с несколькими друзьями, мы размножили ее в копиях на ремингтоне, и затем я, подписав каждый экземпляр собственноручно, стал рассылать статью в разные места: некоторым единомышленникам, особенно живущим группами, в редакции газет, в "Общество мира", в Московское и Петербургское Толстовские общества и т. д. Это была с моей стороны маленькая демонстрация, враждебная войне.
Я предполагал, что очень скоро одно из моих писем с вложенной статьей будет вскрыто где-нибудь на почте, и тогда меня посадят в тюрьму. Но, право, в то время подобный исход дела представлялся мне только средством к облегчению моего душевного состояния, удрученного военными событиями и сознанием виновности в молчаливом отношении ко всему происходившему. - Запрут в тюрьму, и хоть тогда уменьшится это чувство ответственности во всех происходящих ужасах, ибо тогда уже будешь связан по рукам и по ногам...
Редакции "Русского Слова" и "Русских Ведомостей" прислали мне статью обратно. Меня удивила сопроводительная записка секретаря редакции "Русского Слова" (от 15 сентября 1914 года), в которой говорилось, что "редакция благодарит за присланную статью, но воспользоваться ею не имеет возможности". Да разве я на это расчитывал!
Из Полтавской губ. пришло известие, что статья читалась вслух в собрании единомышленников на хуторе одного из убежденнейших последователей Л. Н. Толстого и его друга М. С. Дудченко. Как сообщал Дудченко, статья "многим пришлась по сердцу" и после прочтения успешно распространялась в Полтаве *).
"НАШЕ ОТКРЫТОЕ СЛОВО" М. С. ДУДЧЕНКО.
В то время, как и центре внешнего скопления "толстовцев" - в доме Чертковых и вообще в окрестностях Ясной Поляны - не было сделано при самом начале войны никаких определенных шагов к подготовке коллективного антимилитаристского выступления, в Полтаве над этим усердно трудился старый друг и единомышленник Льва Николаевича М. С. Дудченко (род. в 1867 г.).
Еще до вступления России в войну, при самом зарождении враждебного конфликта между Австрией и Сербией, Дудченко случилось проходить по одной из полтавских улиц. При этом он неожиданно наткнулся на "патриотическую" манифестацию.
Глядя на безобразное, по его характеристике, зрелище, Дудченко подумал:
- Вот - одно из верных средств для разжигания страстей и источник, приводящий к войне!
Ему захотелось что-нибудь противопоставить влиянию манифестации и вообще разгоравшемуся со дня на день воинственному одурению людей. Но что же можно было сделать? Дудченко решил, что надо воспользоваться печатным словом - газетами.
*) После "февральской" революции В. А. Поссе, неожиданно для меня, напечатал мою статью "О войне" в 4-ой книге (май) журнала "Жизнь для Всех" за 1917 г., - и только тогда я припомнил, что в свое время статья была послана мною и в редакцию "Жизни для Всех"
Увлеченный этой мыслью, он забросил текущие сельско-хозяйственные работы на хуторе и принялся ходить по редакциям полтавских газет, предлагая им напечатать следующее, составленное им заявление:
"Я, нижеподписавшийся, во имя требований своего христианского сознания и требований своего сердца, содрагающегося от всякого насилия и убийства, считаю своей нравственной обязанностью выразить перед лицом мыслящих людей всего мира свое искреннее возмущение и порицание происходящей теперь братоубийственной войне, как тому ужасному нечеловеческому делу, которое не только противоречит христианству, исповедуемому нами, но по своей неразумности и жестокости ставит человека воистину ниже уровня всяких зверей".
М. С. Дудченко обращался с просьбой о напечатании этого заявления к редакциям всех газет - правых и левых. Не трудно было ожидать, что везде просьбы его встречались отказом. И только редакция оффициозного "Полтавского Вестника" предложила Дудченко любопытную комбинацию: она соглашалась напечатать заявление, но... с маленьким изменением, именно, чтобы было указано, как на виновников войны, на Австрию и Германию, по адресу которых и отнесены были бы тогда протестующие выражения заявления (или "телеграммы", как почему-то называл свое заявление Дудченко). Нечего и говорить, что старый "толстовец" отказался от любезности "Полтавского Вестника", обусловленной подобного рода изменением текста заявления.
Таким образом, попытка опубликовать заявление в газетах потерпела неудачу. Тогда Дудченко обратился к членам местного Вегетарианского Общества, с предложением присоединить свои подписи к протесту и опубликовать его каким-нибудь образом уже не от одного лица, а от имени группы людей. Но и тут его ожидало разочарование. Вегетарианцы выразили сочувствие содержанию протеста, но тем не менее категорически отказались от подписания его, находя, что протест горсти людей против войны бесполезен, что один в поле не воин и т. д. Дудченко, по его словам, не пытался разубеждать их. Для него ясно было, что "для большинства не существовало нравственной необходимости того выступления, которое его самого привлекало даже независимо от практических последствий, а как красивый поступок - как то, чего нельзя не делать".
Однако, он не угомонился. Привлекши к подписям на первых порах трех своих полтавских друзей - д-ра А. А. Волькенштейна (мужа известной революционерки), М. Эльберта и К. Грекова (при чем, в связи с этим, начало обращения "Я нижеподписавшийся" меняется на "Мы нижеподписавшиеся"), - Дудченко решает придать более широкую огласку заявлению при помощи Московского Вегетарианского общества. Он составляет соответствующую депешу на имя Общества, со включением полного текста заявления, и подает ее на телеграф. Увы! - полтавский
телеграф отказывается принять депешу, в виду несоответствия ее содержания с текущим моментом.
Делать нечего, Дудченко ограничивается тем, что заказными письмами посылает копию заявления виднейшим членам Московского Вегетарианского Общества В. Г. Черткову в Телятенки и И. И. Горбунову-Посадову в Москву. Те не торопятся отвечать.
Между тем Дудченко, начав дело, не мог уже оставаться в пассивном состоянии. Пассивность казалась ему "близко граничащей с равнодушием". Он начинает отыскивать людей, разделяющих его настроение, исключительно с этой целью предпринимает даже поездку в г. Екатеринослав и Екатеринославскую губернию, где довольно сильно развито влияние идей Толстого.
М. С. Дудченко до такой степени был увлечен своим начинанием, что, по его словам, верил даже в возможность "затушить начавшийся пожар, усиленно раздуваемый разными хищниками и обманщиками". Во время путешествия вера эта возросла и укрепилась в нем. С дороги он посылает копии заявления еще нескольким лицам, в том числе известному единомышленнику Л. Н. Толстого - Е. И. Попову в Москву и упоминавшемуся мною Анатолию Медведеву в Телятенки.
В г. Екатеринославе противувоенное заявление Дудченко встретило горячее сочувствие, особенно следи тех людей, из которых многие впоследствии по религиозным убеждениям отказались от военной службы. Здесь была выработана окончательная редакция заявления и собрано большое количество новых подписей.
Ободренный дружеской поддержкой екатеринославцев, Дудченко, по возвращении в Полтаву, с удвоенной энергией отдался распространении заявления, которое с этих пор получило новое заглавие: "Наше открытое слово". Число подписей под заявлением постепенно возрасло почти до 100. Тут были представители разных вер, положений и национальностей: православные, сектанты, русские, евреи, крестьяне, интеллигенты, даже аристократы и т. д. По этому поводу М. С. Дудченко впоследствии писал:
"Это ясно указывало на то, какое ничтожное значение могло иметь здесь воздействие, заражение других, и что подобные поступки становились возможными только потому, что они имели свое основание где-то внутри. Мне думалось тогда, что это внутреннее требование, эта потребность в мире душевном на ряду с потребностью в мирных отношениях с окружающими, - что она свойственна гораздо большему кругу людей, чем это кажется по внешнему. Думаю даже, что и военные люди, находящиеся под непосредственным гипнозом дисциплины, самым действительным образом могут быть обезоружены этой внутренней силой, исходящей от Бога - "Отца светов", - лишь бы они доверились ей. Поэтому-то для меня казалось очевидным, что единственное средство для того, чтобы "на земле был мир и в чело-
веках благоволение", состоит ни в чем ином, как только в том, чтобы люди были верны самим себе и открыто выражали бы то, что у них на душе".
В Телятенках присланное M. С. Дудченко заявление совсем не нашло того сочувственного отклика, какой оно встретило в Екатеринославе. Виною этого в значительной степени была не вполне удачная, слишком краткая, вялая и невыразительная редакция заявления. Ответить поскорее Дудченко никто не удосужился, и он прислал обиженное письмо, с упреками по адресу равнодушных "телятенцев". После этого А. Медведев изложил Дудченко соображения о неудовлетворительности формы заявления.
Дудченко поспешил прислать новую редакцию заявления, сопроводив ее следующим письмом на мое имя (полученным мною 21 сентября 1914 г.):
"Посылаю тебе и твоим друзьям "Наше открытое слово", которое в несколько иной, первоначальной редакции (телеграммы) циркулировало уже давно и не вызвало, к сожалению, никакого отголоска в вашей среде. Надеюсь теперь, что ты и многие другие, придающие цену всякой открытости, присоединитесь к этому заявлению и сделаете все, что возможно, для его распространения, - не для пропаганды, а для распространения среди тех, кому будет приятно участвовать в нем. Составлено оно, кажется, так, что в нем нет внешнего или агитаторского тона, и поэтому подпишутся там только те люди, у которых "от избытка будут говорить уста". - Я, с своей стороны, отправляю это слово во все места земли русской и кой-куда за-границу. Хорошо бы отправить и в лучшие газеты. Пишите немедля".
Уже в этом письме намечается противоречие в определении Дудченко цели соответственного им заявления, - то противоречие, которое впоследствии так ярко выступило во всех его показаниях на судебном следствии по поводу участия его в другом обращении - "Опомнитесь, люди - братья". Из этого противоречия Дудченко никак не мог выпутаться до самого окончания "дела толстовцев". С одной стороны, указывается, что заявление предназначается "не для пропаганды, а для распространения среди тех, кому будет приятно участвовать в нем", т. е., очевидно, для распространения среди более или менее единомышленных кругов; с другой: "отправляю это слово во все места земли русской и кой-куда за-границу, хорошо бы отправить и в русские газеты".
Казалось-бы, что вообще всякие воззвания, заявления и обращения пишутся именно для того, чтобы затем быть распространенными. Очевидно, в этом отношении не должно было составить исключения и "Наше открытое слово". Между тем, его инициатор и составитель, собираясь действительно широко распространить обращение, в то же время уверяет, что оно пред-
назначено не для пропаганды, а только для подписи тех, кому это "приятно". Неужели же одно только самоуслаждение подписывающих являлось целью и назначением обращения? Если так, то невелика была его цена.
Так рассуждали мы в Телятенках. Тем не менее, четверо из нас все-таки подписали заявление, имевшее в своей окончательной редакции следующий вид:
"Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас".
(Еванг. от Матф., 5 гл.).
Мы, нижеподписавшиеся, во имя требований своего христианского сознания и требований своего сердца, содрагающегося от всякого насилия и убийства, считаем своей нравственной обязанностью выразить перед лицом мыслящих людей всего мира свое искреннее возмущение и порицание происходящей теперь братоубийственной войне, как тому нечеловеческому делу, которое не только противоречит христианству, исповедуемому нами, но по своей неразумности и жестокости ставит человека воистину ниже зверей.
Чувствуя свое участие и свою ответственность перед тем, что совершается вокруг нас, будем верны самим себе и тем заветам братства и любви, которые наилучшим образом выражены Иисусом Христом в притче о Милосердном Самарянине.
И будем помнить, что истинное благо нашей собственной жизни, как и благо жизни всего человечества, - не в борьбе и насилии, а только в одном том, чтобы мы поступали с другими так, как хотели бы, чтобы с нами поступали люди".
Под тем экземпляром обращения, который был у меня в руках, стояли следующие подписи:
М. Дудченко, А. Волькенштейн, М. Эльберт, А. Иконников, Ф. Граубергер, Е. Могила, И. Могила, М. Богданова, Д. Горький, И. Трегубов, С. Антонов, И. Новикова, И. Юдкин, М. Утевский, И. Миндаль, Е. Дымшиц, Р. Ихенгольц, Илья Зун, Аркадий Манулам, И. Лейкин, Я. Этник, С. Манулам, П. Луценко, О. И. Нестроева, И. Альтшулер, А. Этлина, Б. Этлин, Т. Юдкин, Р. Штейнк, Э. Альтшулер, М. Зеликман, С. Миллер, С. Абрамов, Б. Дрейзина, К. Греков, Е. Задорожная, Ф. Репьях, Т. Понятовская, И. Дудченко, П. Балеев, В. Балеев, Е. Бондаренко, Н. Бочаров, С. Нижегородцев, Л. Дрейзин.
В Телятенках подписались: Ал. Молочников, Пав. Олешкевич, Алексей Сергеенко и я. Мною сделана была следующая при-
писка: "Свое отношение к ужасной, невероятной бойне, которой мы являемся свидетелями, я уже выразил в статье "О войне", разосланной в разные места, и потому, когда прочел настоящее обращение, поколебался, было, подписывать его. Но внутреннее чувство подсказало, что против так называемой войны нужно и можно кричать и протестовать не один и не два раза, а всюду и всегда, и во всех, не противоречащих совести, формах. Исходя из этого, присоединяю здесь и свою подпись".
Позже я видел под воззванием подписи: Ольга Волькенштейн, И. Ивановская, А. Малышева, И. Перпер, М. Пудавов, Е. Плюревская, Г. Линденберг, В. Кисломед, Г. Дмитренко, А. Кирпиченко, П. Винниченко, В. Кравченко, М. И. Дудченко.
Распространение "Нашего открытого слова", - по свидетельству М. С. Дудченко, - совершенно не носило сколько-нибудь демонстративного характера. Оно лишь являлось как бы живым подтверждением того несомненного факта, что есть на свете люди, которые войну считают и не нужной, и не должной. И, конечно, подтверждение такое "не могло не иметь жизненного значения, так как оно прямо опровергало собой то ложное утверждение политиков, что будто бы война увлекательна и нужна не им лишь самим и разным хищникам, а всему народу".
Власти в первый раз узнали о существовании "Нашего открытого письма" от самого составителя, который на допросе по поводу подписанного им позже воззвания "Опомнитесь, люди-братья", "счел нужным откровенно рассказать все существенное, относящееся к появлению телеграммы, и, таким образом, познакомить жандармов со своим настроением". Как полагает М. С. Дудченко, его "открытость обезоружила их": несмотря на сделанное уже, будто-бы, распоряжение об его аресте, в тот день он благополучно отправился из Полтавы домой, на хутор.
Но одновременно с этим, как рассказывает М. С. Дудченко, немедленно были сделаны обыски еще у некоторых его друзей, у одного из которых, а именно у Е. Ф. Могилы, был найден, наконец, один экземпляр "Нашего открытого слова". Могила немедленно был арестован, а у Дудченко снова произвели обыск, но, как и в первый раз, ничего не нашли. Тем не менее, скоро арестовали и его.
В полтавской тюрьме Могила и Дудченко (которого власти считали главой местного кружка "толстовцев"), пробыли 1¥ месяца, в течение которых длилось предварительное следствие по их делу. По окончании следствия, оба они переданы были в распоряжение полтавского губернатора, который решил (22 января 1915 г.) не доводя дело до суда, выслать Дудченко и Могилу из пределов Полтавской губ. на все время действия положения о чрезвычайной охране.
Как предполагали некоторые, столь благополучное сравни-
тельно окончание дела обусловливалось тем обстоятельством, что среди подписавших обращение "Наше открытое слово" находился кое-кто из "друзей губернатора".
Дудченко избрал местом своего жительства г. Павлодар, Екатеринославской губ., куда и выехал по проходному свидетельству полтавского полицеймейстера от 25 января 1915 г. Но, по приезде в Павлодар, выяснилось, что екатеринославский губернатор, в свою очередь, не желает разрешить Дудченко проживание в пределах Екатеринославской губ. Тогда Дудченко направился в г. Острогожск, Воронежской губ., "с тайной надеждой на то, что здесь ему удастся пожить спокойнее и отдохнуть". Но судьба обманула его расчеты: в Острогожске его ждала тюрьма, - и при том в гораздо более худших условиях, чем в Полтаве, - за подписание воззвания "Опомнитесь, люди-братья".
Несомненно, что инициатива М. С. Дудченко не осталась бесследной, и обращение "Наше открытое слово" сплотило до известной степени вокруг себя единомышленников Л. Н. Толстого в Полтавской и Екатеринославской губерниях, среди которых оно было распространено. Но все-таки обращение это далеко не приобрело того всеобщего для единомышленников Толстого значения и той широкой общественной известности, какие выпали на долю обращения "Опомнитесь, люди-братья", а также на долю подписанного только тремя лицами обращения "Милые братья сестры". Полтавское обращение явилось только как-бы предтечей этих двух новых обращений.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗЗВАНИЯ "ОПОМНИТЕСЬ, ЛЮДИ-БРАТЬЯ!"
В числе лиц, подписавших полтавское "Наше открыто слово", был также старый друг и единомышленник Л. Н. Толстого, основатель существовавшей одно время в Петербурге "Общины свободных христиан" И. М Трегубов (род. в 1858 г.)
Трегубов, сын протоиерея и питомец Московской духовной академии, всю жизнь, после своего разрыва с православием и обращения к Толстому, боролся против всяческих проявлений организованного насилия, будь то: насильственная революция, война, преследование сектантов и т. д. "Любовь без насилия" - вот своеобразный лозунг, который настойчиво провозглашался Трегубовым при всех его общественных выступлениях. При этом предполагалось, что церковь, на словах не отвергающая заповеди Христа о любви и в то же время благословляющая войны
и казни, является главной виновницей непрестанного нарушения людьми закона о "любви без насилия".
Разразившаяся в 1914 г. война выбила И. М. Трегубова из колеи. Он почувствовал, что должен всеми силами души восстать против приписывания людьми "священного" значения нечеловеческой бойне. Недоумевая перед тою ролью, которую заняла в этом случае мнимо-христианская церковь, Трегубов решил прежде всего обратиться к церковным пастырям, с тем, чтобы прямо и открыто поставить перед ними вопрос: как могут они примирить высокое учение Христа о любви к врагам с преподаваемыми ими благословениями людям, отправляющимся на войну, и с молитвами о победе над врагами, - победе, связанной несомненно с убийством (рассуждал Трегубов)?
Между прочим, в Полтаве, где находился тогда Трегубов, проживал также его бывший товарищ по духовной академии протоиерий кадетского корпуса С. И. Четвериков. Трегубов отправился побеседовать к нему.
На вопрос прежнего товарища, но уже не единоверца, Четвериков ответил, что, по его мнению, война не только не противоречит Христовой любви, но более всего служит ее выражением, так как она требует полного самоотвержения, до отдачи своей жизни, почему Христос и сказал: "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
- Но ведь Христос велит полагать свою жизнь, а никак не чужую? - заметил Трегубов.
Четвериков ничего не ответил на это и предложил Трегубову обратиться с своим недоумением к полтавскому епископу Феофану, славившемуся строгостью и святостью своей жизни.
Трегубов направился к Феофану.
Но то, что он услыхал от епископа в ответ на свой вопрос, еще менее удовлетворило его. Феофан, в подтверждение того, что война не противоречит христианским взглядам, сослался на пример святых, служивших в войске, подобно Феодору Студиту, а также на пример Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на битву с татарами... В этом и состояла вся аргументация православного епископа в защиту войны!
Полемизируя впоследствии, в своем показании, данном жандармской следственной власти, с доводами православных пастырей в пользу войны, И. М. Трегубов, не хуже архиереев знакомый с некоторыми сторонами церковной истории и догматики, между прочим, по поводу слышанного им от еп. Феофана, ядовито замечает, что Феодор Студит, на которого церковники ссылаются как на пример святого, служившего в войске, известен между прочим, еще и тем, что он написал Гимн цареубийству, по поводу убиения монахами византийского императора Льва V-го. Итак, не признать ли церкви Феодора Сту-
дита вполне достаточным и законным авторитетом и в этом случае?
Трегубова порадовал из представителей оффициального христианства только один римский папа Пий X, который, на предложение австрийского правительства благословить его оружие, ответил: "я благословляю только мир". Простодушному Ивану Михайловичу настолько понравился этот ответ папы, что после того он с особенным удовольствием стал посещать католические костелы. Но папа Пий X скоро умер, и больше голосов против войны из среды какого бы то ни было духовенства не раздавалось.
Встретившись в Полтаве с М. С. Дудченко, Трегубов чрезвычайно заинтересовался мыслью о христианском обращении против войны, но вместе с тем текст, составленный Дудченко, показался ему слабым и не подходящим. Трегубов предложил Дудченко внести ряд изменений в составленное им обращение, в особенности для того, чтобы ярче оттенить отрицательную роль церкви, оправдывающей войну, и государства, вызвавшего эту войну. Но Дудченко не согласился на это. Он защищал точку зрения, что "возможность лучшей жизни зависит не столько от пробуждения критического сознания, сколько от глубоких стремлений к правде". "Весьма вероятно, однако, - вспоминал после Дудченко, - что несходство между нами было скорее умственное, в незримой же области мотивов мы были гораздо ближе".
Трегубов дал свою подпись под дудченковское обращение, а сам занялся составлением нового проекта воззвания. С этим проектом он отправился в Телятенки.
У Чертковых, в присутствии хозяина дома, состоялось собрание, на котором Трегубов прочел свой проект воззвания. Проект оказался длинной статьей, с массой ссылок на Свящ. Писание, подробным разбором мнений защитников войны и т. д. Было очевидно, что статья не могла быть употреблена в качестве воззвания, на что и последовали единодушные указания Трегубову со стороны присутствовавших на собрании.
Иван Михайлович кротко согласился с доводами возражавших и предложил кому-нибудь из друзей выработать новый, более краткий и подходящий, текст обращения. В частности, он обратился с этой просьбой ко мне и к А. П. Сергеенко. Я категорически отказался, заявив, что все, что мог, высказал уже в статье "О войне". А Сергеенко согласился.
Тут же Трегубов высказал мнение, что воззвание должно быть написано "сильно" - прямо и резко, - так, чтобы оно вызвало определенное гонение на подписавших со стороны правительства и чтобы подписавшие заранее готовились к этому гонению и шли ему навстречу. Это мнение Ивана Михайловича впоследствии несомненно оказало известное психологическое
воздействие на составителей воззвания "Опомнитесь, люди-братья".
Пока еще не был выработан новый текст воззвания, Трегубов решил навестить Ясную Поляну, лежащую в 3 верстах от Телятенок. У него были хорошие, ничем те замутненные отношения с вдовой Льва Николаевича С. А. Толстой и старинные дружеские отношения с проживавшим в Ясной Поляне одним из ближайших друзей Льва Николаевича д-ром Д. П. Маковицким. Хотелось Ивану Михайловичу побывать и на могиле учителя...
На утро после собрания, на котором обсуждался проект трегубовского воззвания, мы вместе с Иваном Михайловичем пошли пешком в Ясную Поляну, где я проживал тогда, занимаясь подробным библиографическим описанием громадной Яснополянской библиотеки Льва Николаевича, по поручению Московского Толстовского Общества. По дороге Иван Михайлович продолжал уговаривать меня составить воззвание, а я все отказывался.
В Ясной Поляне Трегубов повидался и поговорил с Д. П. Маковицким и с С. А. Толстой, мы все вместе позавтракали, а затем Иван Михайлович отправился на могилу Льва Николаевича: "помолиться и погрузиться в реющий над ней рой христианских идей и бесчисленных надписей, русских и иностранных, которые покрывают ограду", - как писал он впоследствии в своем дополнительном показании на судебном следствии.
"И вот: совершается чудо!" - возглашает тот же Трегубов в своем показании, описывая то, что случилось дальше.
"Чудо" состояло в том, что пока Иван Михайлович молился на могиле, мне, остававшемуся наедине в своей комнате в Яснополянском доме (комнате, бывшей в 80-х г. г. кабинетом Льва Николаевича и связанной с воспоминаниями о переживавшемся им тогда религиозном кризисе), - вдруг почему-то захотелось написать воззвание, о котором просил Трегубов. Совершенно безотчетно поддаваясь этому желанию, я сел к столу, взял перо и начал писать:
"Совершается страшное дело. Сотни тысяч, миллионы людей, как звери, набросились друг на друга, натравленные своими руководителями, которым они, по непонятной слепоте, верят и во исполнение предписания которых там, на пространствах почти всей Европы, забыв свои подобие и образ Божий, колют, режут, стреляют, ранят и убивают своих братьев, одаренных, как и они, способностью любви, разумом и добротой"...
Начав писать, я не знал - чем кончу.
И только написал, входит Трегубов, вернувшийся с могилы.
- Иван Михайлович, а я написал воззвание! - говорю я ему.
- Да что вы! Когда же?
- Да вот сейчас! Хотите, прочту?
- Пожалуйста, прочтите!
Трегубов присел к моему столу, и я залпом прочел ему все воззвание, от первой строки до последней.
У старого Ивана Михайловича губы запрыгали, и на глазах показались слезы... Он привстал и протянул мне руку, мы обнялись и поцеловались.
Я тоже был растроган и взволнован.
Без сомнения, в тот момент мы оба предчувствовали, что придется жестоко поплатиться за это исповедание веры. И нашим взаимным братским поцелуем мы как бы приветствовали и благословляли друг друга на эту жертву во имя Христа.
Просмотревши еще раз воззвание, мы тут же сделали в нем кое-какие, - правда, незначительные по сравнению с первоначальной редакцией, - поправки. Кроме того, Иван Михайлович пожелал присоединить к воззванию заглавие: "Опомнитесь, люди-братья!"
После этого мы решили тотчас вернуться обратно к Чертковым и познакомить друзей с вновь родившимся проектом воззвания против войны.
Трегубов предварительно пошел наверх - проститься с Софьей Андреевной. Душана Петровича не было дома: он уехал в одну из соседних деревень к больному. Между прочим, на прощанье Софья Андреевна подарила Трегубову хорошенькую книжечку, в переплете, с описанием Ясной Поляны, издание Московского Толстовского Общества, при чем, по просьбе Ивана Михайловича, сделала и начале своей рукою надпись. И вот по этой-то надписи Софьи Андреевны Иван Михайлович и установил впоследствии, что воззвание "Опомнитесь, люди-братья" составлено было 28 сентября 1914 г. Это обстоятельство тоже немало поразило его. Как известно, в жизни Л. Н. Толстого очень часто встречалось и играло, по его собственному признанию, большую роль число 28: он родился 28 августа 1828 года, 28 июля родился его старший сын Сергей, 28 октября Л. Н. ушел из Ясной Поляны и т. д. И вот, в нечаянном совпадении дня составления воззвания против войны с "мистическим" толстовским числом Иван Михайлович снова увидал чуть ли не "чудо" и, во всяком случае, как бы некоторое, не лишенное знаменательности, указание. Иван Михайлович все еще не мог отделаться в своих умственных представлениях от старой церковной закваски.
Так или иначе, мы вместе являемся в Телятенки и там, вечером, в довольно большом собрании всех обитателей хутора, я прочитываю новый проект воззвания. Проект производит, повидимому, положительное впечатление.
В обсуждение его вмешивается и сам В. Г. Чертков, который заявляет, что он лично не присоединится к нашему воззванию, так как он является принципиальным противником всяких коллективных выступлений; но, тем не менее, он позволяет себе выска-
зать мнение, что новый проект воззвания более отвечает своему назначению, чем предложенный накануне И. М. Трегубовым.
- Я указал бы только на один пропуск в воззвании, - продолжал В. Г. Чертков, - хотя я и повторяю категорически, что я против такой формы пропаганды, и что сам я воззвания не подпишу... Но просто, раз уже я слышал воззвание, то я бы хотел обратить внимание составителей на этот пропуск, а именно: в воззвании говорится о той роли, которую играла церковь, поддерживая войну, но ничего не сказано о роли государства, как причины войны... Это дело ваше - прибавить или не прибавить. Я только говорю то, что мне показалось...
Подробным редактированием текста воззвания занялись на следующее утро я, Трегубов и Алексей Сергеенко. Последний прочел мне и Трегубову еще один, собственный, текст обращения, составленный им вчера, но сам же настоял на признании непригодности этого текста и на том, чтобы для подписания и распространения принят был текст обращения "Опомнитесь, люди-братья".
При редактировании, по настоянию Сергеенко же, были опущены и смягчены все наиболее резкие места в обращении, против чего я тщетно восставал тогда. Но думаю теперь, что от поправок Сергеенко обращение только выиграло.
Мы уже закончили редактирование текста и разошлись, когда я вспомнил о замечании, сделанном накануне Чертковым: относительно отсутствия в воззвании определенного указания на роль государства в деле войны. Посоветовавшись снова с Трегубовым и Сергеенко, я включил в текст воззвания одно место из своей статьи "О войне", резкость которого впоследствии особенно подчеркивалась и ставилась на вид подписавшим воззвание представителями следственной власти. Именно, после фразы: "Мечтают о разоружении, которое будто бы должна принести война. Братья, не верьте этому!" - нами были внесены в воззвание слова: "Ведь разоружить народы - значит для современных правительств то же самое, что уничтожить самих себя, потому что эти правительства держатся только благодаря государственному насилию и не пользуются свободным доверием своих народов. Как же могут они отбросить свою единственную опору - солдатский штык?!"
В тот же день вечером, или на следующее утро, - хорошо не помню, - была сделана еще одна поправка в тексте воззвания, предложенная д-ром Д. П. Маковицким: это - вставка слов о "ложной науке". Мне не очень была по душе эта вставка, но Душан Петрович настаивал на ней, и она была принята.
Душан Петрович предлагал, кроме того, изменить самое заглавие воззвания "Опомнитесь, люди-братья" на "Опомнимся, люди-братья". Д-р Маковицкий, словак родом и в то же время австрийский подданный, всегда живо интересовался судьбой славянского вопроса и, так как война ставила, повидимому, этот во-
прос на разрешение, то Душану Петровичу, как он и говорил, приходилось бороться самому с собой, чтобы не быть увлеченным войною.
Подобно тому, как И. М. Трегубов в некоторых отношениях все еще не мог отделаться от воздействия на его психологию церковных традиций, так и Д. П. Маковицкий, воспитавшийся в семье крупного общественного деятеля славянства, каким был его отец, подчас не был свободен от чисто политических методов мышления, все еще не изжитых им окончательно, несмотря на глубокую его религиозность.
Последняя поправка Д. П. Маковицкого была отклонена редактировавшими воззвание.
Таким образом, полный и окончательный текст воззвания установлен был следующий:
"Опомнитесь, люди-братья!"
Совершается страшное дело. Сотни тысяч, миллионы людей, как звери, набросились друг на друга, натравленные своими руководителями, во исполнение предписания которых они, на пространстве почти всей Европы, забыв свои подобие и образ Божий, колют, режут, стреляют, ранят и добивают своих, братьев, одаренных, как и они, способностью любви, разумом и добротой.
Весь образованный мир, в лице представителей всех умственных течений и всех политических партий, от самых правых до самых левых, до социалистов и анархистов включительно, дошел до такого невероятного ослепления, что называет эту ужасную человеческую бойню "священной", "освободительной" войной и призывает людей положить свою жизнь... за что? - за какие-то призрачные идеалы "освобождения", забывая, что истинная свобода - только свобода внутренняя и что, наконец, никто не мешал правительствам дать до войны, и без войны, угнетаемым ими народам хотя бы ту внешнюю свободу, которая теперь якобы завоевывается ценой преступного пролития моря крови.
Мечтают о разоружении, которое будто бы должна принести война. Братья, не верьте этому! Ведь разоружить народы - значит для современных правительств то же самое, что уничтожить самих себя, потому что эти правительства держатся только благодаря государственному насилию и не пользуются свободным доверием своих народов. Как же могут они отбросить свою единственную опору - солдатский штык?!
Разоружения не может быть и войны не прекратятся, пока человек внутренно не переработает себя и пока он из сердца своего не вытравит животного стремления насилием упрочивать свое внешнее положение в мире, вырывая у ближних своих их хлеб, их достояние, их труд. Наши враги - не немцы, а для немцев враги не русские и не французы. Общий враг для всех нас, к какой бы национальности мы ни принадлежали, - это зверь в нас самих.
Никогда так ясно не подтверждалась эта истина, как теперь, когда упоенные и непомерно гордые своей ложной наукой, внешней культурой и машинной цивилизацией люди XX-го века вдруг обнаружили истинную ступень своего развития: эта ступень оказалась не выше той, на которой предки наши стояли во времена Аттилы и Чингис-хана.
Бесконечно горько сознавать, что 2,000 лет христианства прошли почти бесследно для людей. Но это понятно, потому что христианство в корне извращено, низведено с его высоты и лишено своей великой, умягчающей души, жизненной силы пастырями всех церквей, ныне кощунственно благословляющими людей на убийство, осеняя их крестом с изображением распятого Христа.
Опомнитесь же, братья-люди, опомнитесь, сыны Божии! Из глубины своих сердец, страдающих и потрясенных кошмарным ужасом происходящего, обращаемся к вам: вспомните, что вы братья! Подайте друг другу руки! На Божьей земле найдется место всем для мирной, братской жизни и мирного, любовного развития.
Вспомните божественную, святую заповедь Христа, обращенную к нам, - и к русским, и к французам, и к немцам, и к сербам, и к англичанам, и к японцам, и ко всем, кто хранит образ его в сердце: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас".
Мы, подписывая наше обращение, заявляем, что не на стороне войны, убийства и всякого насилия наши сердца и умы, а на стороне вечной Правды-Истины, которая в том, чтобы служить Христовой заповеди любви ко всем людям и оставаться верными Божеской заповеди: не убий!"
&n