Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 67, Письма 1894, Полное собрание сочинений, Страница 2

Толстой Лев Николаевич - Том 67, Письма 1894, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

. Тимирязева. На последнем собрании съезда 11 января присутствовал Толстой. См. запись в Дневнике от 24 января (т. 52).
   (6) Василий Яковлевич Данилевский (1852-1939), физиолог, профессор Харьковского университета. На общем собрании съезда естествоиспытателей и врачей 7 января Данилевский произнес речь на тому "Чувство и жизнь", в которой объяснял происхождение и развитие форм душевной деятельности человека, его нравственных чувств с естественнонаучной точки зрения.
   (7) Софья Николаевна Толстая, жена Ильи Львовича.

* 19. К. К. Бооль.

   1894 г. Января 29. Гриневка.

30 января 94 г.

   Очень рад был получить от вас известие, дорогая Клара... Из вашего письма я вижу, что вы страдаете тем, что отцы церкви называли унынием и что можно назвать недостатком терпения, настойчивости в борьбе с собой. Это самое обыкновенное заблуждение молодых людей, что им кажется, что им предстоит какая-то легкая (и полезная) жизнь без борьбы и что эта борьба с собой мешает этой жизни. "Стоит только устранить эту борьбу, победить свои страсти, слабости, и тогда начнется настоящая жизнь". - А так как борьба та не кончается, победа не одерживается, то человек приходит в уныние, считает себя дурным, хуже всех, никуда не годным и старается забываться чем-нибудь. Ошибка тут в том, что человек считает борьбу с страстями только препятствием к достижению хорошей жизни, которая, ему кажется, ему предназначена и должна наступить сейчас; ошибка в том, что то, что человек считает препятствием для дела жизни, и есть само дело жизни. Другого никакого высшего дела нам не предстоит, как эта борьба с своим животным, одухотворение этого животного. И мир так устроен, что, делая это дело, сосредоточивая все свои силы на борьбе, с собой, человек делает наилучшее дело жизни, дело божье, наидействительнейшим образом влияет на людей вокруг себя. То, что вы считаете себя нехорошей, - это прекрасно, но из этого не следует, что надо отчаяться, а напротив то, что надо всю жизнь стараться быть менее нехорошей и в этом видеть всё дело жизни. Сколько раз ни падать, опять и опять подниматься, зная, что больше ни за чем мы не посланы сюда. Желаю вам успешной борьбы, не в смысле достижения каких-либо совершенств (это не в нашей власти), а не перестающего стремления к совершенству, т. е. к богу.

Любящий вас Л. Толстой.

  
   Печатается по копии, написанной рукой М. А. Шмидт. Копия датирована: "30 января 94 г.". Исправляем дату на "29" согласно указанию и ответом письмо адресата.
   Клара Карловна Бооль (р. 1869) - педагог. См. т. 66, стр. 16. Ответ на письмо Бооль от 10 января 1894 г. из г. Сум Харьковской губ., где она служила гувернанткой.

* 20. В. П. Гайдебурову.

   1894 е. Января 29. Гриневка.
   Василий Павлович, (1)
   Я теперь в деревне, но около 10-го февраля, если буду жив, думаю быть в Москве и тогда, разумеется, очень рад буду видеть вас. (2) Я очень желал бы в память нашего уважаемого отца, (3) смерть которого очень огорчила меня, и из сочувствия к его столь любимому им и прекрасно поставленному журналу быть полезным "Неделе"; но я был последнее время очень занят и еще нездоров и потому не успел еще кончить ту вещицу, (4) которую намеревался отдать вам.
   Ваш Лев Толстой.
  
   Датируется согласно списку писем Толстого 1894 г.
   Василий Павлович Гайдебуров (р. 1866)-журналист, редактор-издатель (с 1894 г.) основанной его отцом еженедельной либерально-народнической газеты "Неделя" и журнала "Книжки Недели".
   Ответ на письмо Гайдебурова от 17 января 1894 г., в котором он просил разрешения посетить Толстого.
   (1) В черновике зачеркнуто: Смерть вашего отца очень грустно поразила меня. Я любил и уважал его и никак не думал, что человек, как он, в полной силе, умрет раньше меня.
   (2) Гайдебуров приезжал к Толстому в Москву 1 марта. См. письмо N 60.
   (3) Павла Александровича Гайдебурова (1841-1893). См. т. 66, стр. 397.
   В черновике зачеркнуто: а по сочувствию направлению вашего журнала.
   (4) Что имеет здесь в виду Толстой, неизвестно. С последующим письмом к В. П. Гайдебурову Толстой прислал ему для напечатания свой перевод письма Мадзини (см. письмо N 207).

* 21. Мальчику Володе. Черновое.

   1894 г. Января 29. Гриневка.
   Пунькой в черноземной полосе называется холодное помещение - клеть.

Л. Толстой.

  
   Печатается по черновому автографу. Датируется согласно списку писем Толстого 1894 г.
  
   Володя - сын тульчинского нотариуса; в письме от 30 декабря 1893 г. (письмо написано крупным детским почерком) спрашивал, что означает в "Новой азбуке" Толстого (на стр. 60-й) фраза: "Дуньку послали в пуньку".

22. И. Б. Файнериану.

   1894 г. Января 29. Гриневка.
   Хорошие известия о вас, дорогой Исаак Борисович.Как неожиданно, по-своему, складывается жизнь, и гораздо лучше, чем как мы хотим устроить ее. Радуюсь на вашу деятельность в школе и на то, что это вызывает подражание. Только бы не испортилось кем или чем-нибудь дело. Мне очень больно, что я огорчил Митрофана Васильевича.(1) Я сказал ему, что я думаю о той странной перемене убеждений, которая произошла в нем. Но, разумеется, по недостатку именно того драгоценного качества смирения, о котором вы говорите и от недостатка которого происходит неуважение к чужим мнениям, не умел сказать этого так, чтобы не оскорбить его.
   Передайте Борису Николаевичу (2) письмо, которое мне передал, кажется, Волькенштейн и забыл у меня. (3) Что он не принимает участия в мастерских, устраиваемых вами? Я теперь в деревне, куда уехал отдохнуть от мучительной суеты Москвы. Прощайте пока. Привет вашей жене. Любящий вас

Л. Толстой.

  
   Печатается по тексту, опубликованному в газете "Елисаветградские новости" 1904, N 72 от 1 февраля, с датой: июнь, 1894 г. Дата исправляется согласно списку писем Толстого 1894 г.
   Исаак Борисович Файнерман. В 1894 г. жил с семьей в Полтаве, занимаясь столярным ремеслом, где объединял вокруг себя группу толстовцев. См. т. 63, стр. 412-413.
   Ответ на письмо И. Б. Файнермана из Полтавы от 15 января 1894 г., в котором он рассказывал о своих занятиях с еврейскими мальчиками, которых он обучал столярному ремеслу.
   (1) Описка Толстого: в письме Файнермана упоминается не Митрофан, а Аркадий Васильевич Алехин (1854-1918), брат Митрофана Васильевича, бывший одно время последователем Толстого, но затем отошедший от него. См. т. 64, стр. 298.
   (2) Леонтьеву. См. письмо N 39.
   () Александр Александрович Волкенштейн (1852-1925), земский врач. См. т. 72, стр. 496-497.

23. А. В. Дольнеру. Отрывок.

   1894 г. Января 29 или 30. Гриневка.
   (.....] Очень вы, бедный, много пострадали от этой ужасной страсти, особенно когда она разнуздана, т. е. ей дан уже ход. Знаю, как она всё застилает, уничтожает на время всё, чем жило сердце и разум. Но одно спасение против нее, это знать, что это сон, навождение, которое пройдет, и я вернусь к настоящей жизни, к тому месту, с которого она схватила меня. Это можно знать даже и минуты ее власти. Помогай нам бог.
  
   Печатается по копии, написанной рукою М. А. Шмидт. Опубликовано впервые в сборнике "О половом вопросе", изд. "Свободное слово", Christ-church, 1903, стр. 29-30. Письмо представляет отрывок без подписи с надписью на копии рукою М. А. Шмидт: "Из письма к А. В. Дольнеру". Дата ее же рукой. Письмо к Дольнеру значится в списке писем Толстого 1894 г. под 29 января.
   Анатолий Владиславович Дольнер (1867-1896) - бывший студент Академии художеств, последователь Толстого. В 1894-1896 гг. учительствовал в деревне Тираспольского уезда Херсонской губ.
   Ответ на письмо Дольнера от 4 января 1894 г.

24. Шарлю Саломону (Charles A. Salomon).

   1894 в. Января 30. Гриневка.

30 янв. 94

   Cher Monsieur Salomon,
   Я очень рад был получить ваше письмо и вполне ценю то хорошее побуждение, которое заставило вас написать его. Если бы мы всё яснее понимали и больше помнили то, что главная и могущественнейшая сила, которой мы обладаем, есть мысль и выражение ее - слово, мы бы были и осторожнее, где это нужно, и смелее, где это тоже нужно, в пользовании этой силой, и много бы зла уничтожилось и добра прибавилось в мире.
   О Desjardin (1) я имею самое хорошее мнение, усиленное теперь вашим письмом, и буду держаться его. В 1-м N "Revue des deux mondes" была его статья о свободе и социализме, которая мне очень понравилась доказательством очевидной неисполнимости программы социалистов, и я поручил перевести ее с тем, чтобы напечатать в изданиях Посредника. (2) Я не согласен с ним только в том, что читается между строк его статьи, что если программа социалистов неисполнима, то настоящее положение вещей может и должно оставаться, каким оно есть, с собственностью земли и капитализмом. Я думаю, что настоящий порядок вещей еще менее может продолжаться, чем государственный социализм - осуществиться.
   Статью свою о Тулоне я до сих пор не кончил, и, как передавал вам, едва ли удобно будет печатать в Debats (3). Она и длинна, и уж очень casse les vitres. (4) Вы, вероятно, уже видели моих сыновей, (5) вперед благодарю вас за вашу любезность к ним. Желаю вам всего хорошего и прошу извинить за то, что недостаточно каллиграфически писал, хотя и очень старался. Пусть это будет вам практика русского языка. А вы пишите мне лучше по-французски.
   Семейные мои благодарят вас за память.

Любящий вас

Л. Толстой.

   Я пишу от Ильи, у кот[орого] живу. Если увидите его, скажите, что его милая жена и дети благоденствуют.
  
   Печатается но фотокопии с автографа. Автограф хранится в Национальной библиотеке в Париже. Опубликовано впервые в "Revue des etudes slaves"" (Обзор трудов но славяноведению") 1930, X, стр. 205-206, и затем в "Летописях", 2, стр. 152-153. Дата на письме проставлена рукою Т. Л. Толстой.
  
  
  
  
   Шарль Саломон - французский литератор, автор ряда статей о Толстом, переводчик его сочинений на французский язык.
   Ответ на письмо Ш. Саломона из Парижа от 14/26 января 1894 г.
   (1) Ашиль Артур Дежарден (Desjardins, 1835-1901), французский юрист и публицист, издатель журнала "L'union pour l'action morale" ("Союз морального действия"). В письме от 14/26 января Саломон высказывал сожаление, что при своем посещении Толстого в конце 1893 г. говорил о Дежардене "с некоторой иронией", между тем как потом он узнал о нем факты, характеризующие его положительно.
   (2) Статья Дежардена "Le socialisme e la liberte" ("Социализм и свобода"), в которой он защищает частную собственность и характеризует уничтожение ее как "нанесение серьезного ущерба личной свободе". Напечатана в "Revue des deux mondes" ("Обозрение двух миров") 1894, N I. Перевод этой статьи и "Посреднике" не был издан.
   3 "Journal des Debats" ("Дневник прений"), ежедневная политическая газета консервативного направлении. Статьи Толстого о "Тулоне" под названием "Христианство и патриотизм", в переводе Жюля Легра, была напечатана в Journal des Debats" в мае 1894 г.
   (4) [резка]; буквально: бьет стекла в окнах.
   (5) Илью и Льва Львовичей.

25. В. В. Стасову.

   1894 г. Января 30. Гриневка.
   Владимир Васильевич, хоть это и совсем не вовремя и вы, верно, позабыли про свои юбилей, (1) мне все-таки хочется сказать вам, что я очень рад за всех тех многих людей, - в числе кот[орых] и я, - которым вы были полезны и словом, и делом, и за вас, что вы так плодотворно прожили эти 50 лет. Всё это и еще многое другое мне хотелось вам написать тогда еще, когда я узнал про ваш юбилей, но тогда писать было поздно и, поверите ли, до сих пор не нашел времени. И только теперь в деревне, отвечая [на] все не отвеченные письма и приводя в порядок свои душевные дела, я нашел в своем воспоминании и сердце эти невысказанные поздравления и изъявления дружбы к вам; и вот я посылаю их вам, хотя запоздалые, но вполне искренние. Я теперь в деревне у сына и приеду в Москву около 10 февраля, если буду жив.
   Может быть, до свиданья?

Лев Толстой.

   30 января 94.
   Московско-Курская дорога
   Козловка-Засека.
   На конверте: Петербург. Публичная библиотека. Владимиру Васильевичу Стасову.
  
   Впервые опубликовано в петербургской газете "Новости" 1894, N 35 от 4 февраля.
   Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) - выдающийся русский художественный и музыкальный критик.
  
   (1) Семидесятилетие Стасова. См. изданную редакцией "Новостей" брошюру "Юбилей Владимира Васильевича Стасова 2 января 1894 г.", СПБ. 1894. Рассказ самого Стасова о его юбилее см. в его письме к Толстому от 3 февраля 1894 г. ("Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка", изд. "Прибой", Л. 1929, стр. 122-129).

26. Н. Н. Страхову.

   1894 г. Января 30. Гриневка.
  
  
  

30 янв. 1894 г.

   Дорогой Н(иколай] Н(иколаевич], как только получил книгу "Вопросы философии и психологии", (1) так сейчас же прочел вашу статью. (2) Вы велите быть строгим. Во 1-х, не поправилось мне то, что то, что вы имели сказать, вы приурочили к какой-то никому не интересной книге, обращающей на себя внимание только тем, что автор ее носит одно имя с вами. Это много ослабляет, развлекает внимание. Очень полезно вперед знать то, о чем автор хочет говорить, и очень невыгодно, когда он нарочно вас путает. Мне, любящему вас и знающему вашу манеру, трудно было направить внимание куда надо, а равнодушный читатель ничего не поймет, не заметит. Это во 1-х, а во 2-х, ничего нет. Во 2-х, всё очень хорошо и много очень простого и ясного, и поучительного. Понравилась мне особенно последняя часть, У меня нет здесь книжки, а то бы я вспомнил, что именно. Помню, что очень хорошо это указание на различие между школьной, внешней историей философии и самой философией. Сейчас вспомнил конец статьи - историю замирания философии на 40 лет и пробуждение ее Гельмгольцем. (3) Ведь та философия, которая могла так замереть и воскреснуть, была чем-то ненастоящим.
   Фихте книга, (4) сколько я знаю, будет прекрасна. Guyon (5) не знаю, надо перечесть. Спасибо вам.
   Дай вам бог здоровья и энергии работать. Разумеется, вы можете много сказать ясно и просто, в чем другие путаются и что, главное, нужно.

Любящий вас Л. Толстой.

  
   Опубликовано впервые в ТТ, 2, стр. 57-58. Дата определяется записью в списке писем Толстого 1894 г.
   Николай Николаевич Страхов (1828-1890) - критик славянофильского направления и философ-идеалист, находившийся с Толстым в дружественных отношениях и в длительной переписке. См. т. 61, стр. 234.
   Ответ Страхову на его письмо от 13 января 1894 г.
   (1) "Вопросы философии и психологии" - журнал идеалистического направления, издававшийся Московским психологическим обществом с 1890 г. под редакцией проф. Н. Я. Грота.
   (2) Статья Н. НI. Страхова "О задачах истории философии" ("Вопросы философии и психологии" 1894, кн. 1) представляла собой разбор двух книг его однофамильца, Н. Н. Страхова - преподавателя Харьковской духовной семинарии: "Очерк истории философии с древнейших премии до настоящего времени" (Харьков, 1893) и "Учение о боге по началам разума" (Москва, 1893).
   (3) Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (Hermann Ludvig Ferdinad Helmgoltz, 1821-1894), один из крупнейших немецких естествоиспытателей, стихийный материалист и естествознании и идеалист, близкий к Канту в философии. Критику его философских взглядов см. в книге Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", гл. IV, 6.
   (4) Иоган Готлиб Фихте (Johann Gottlieb Fichte, 1762-1814), немецкий философ-идеалист. В письме от 13 января Страхов обращал внимание Толстого на книгу Фихте "Anweisung zum seligen Leben oder Religionslehre" ("Наставление к блаженной жизни или учение о религии") и выражал намерение ее перевести.
   * Гюйон Jeanne Marie Bouvier de la Motte Guyon, 1648-1717), французская религиозно-мистическая писательница. В письме от 13 января Страхов указывал Толстому на ее книгу "Les torrents spirituels" ("Духовные потоки"), Кёльн, 1704, в которой изложена ее система квиетистической мистики.

27. С. А. Толстой от 30 января.

* 28. Д. А. Хилкову.

   1894 г. Января 30. Гриневка.
   Медлил отвечать на ваше письмо, (1) Дмитрии Александрович, в надежде, что буду в состоянии дать более подробные сведения о деле Ц(ецилии] В[ладимировны], но давно уже не получаю никаких известий - я живу теперь в деревне у сына Ильи (адрес до 10 февр[аля] - Козловка, после Москва) - и решил писать вам, сообщив, что знаю. Вы, верно, знаете, что я писал Ц(ецилии] В[ладимировне]. Она получила мое письмо (2) и скоро после сама приехала в Москву, где я с нею и виделся. Она показывала мне прошение государю, написанное ей Джунковским, с кот[орым] она намеревалась ехать в Петербург. Прошение это мне очень не поправилось, - что я ей и сказал: во 1-х, п[отому] ч[то] в нем как бы допускается возможность отнятия детей у матери и просится только о том, чтобы их отдали другой особе; во 2-х, п[отому] ч[то] всё оно проникнуто осуждением и нелюбовью к вашей матери, тогда как главное лицо тут не она, а правительство, и в 3-х, и главное, п[отому] ч[то] по-моему нельзя покорнейше просить о том, чтобы на моих глазах не перегрызали горло моим детям; можно образумливать аких людей, но не покорнейше просить их, чтобы они этого не делали. Но так как она (Ц(ецилия] В[ладимировна]) все-таки решила подавать прошение, я в прошении вычеркнул всё, что нашел прямо непристойным, и дал ей еще письмо к Кони, прося руководить ее. Кроме того, с разных сторон делаются demarches, (3) но я ничего не знаю. П. И. Бирюков был в Пет[ер]б[ур]ге, но приехал без меня, и я не видал его. Я знаю одно, что, как ни мучительно тяжело это дело для вас и вашей жены, это дело имеет, кроме своей больной стороны для вас, еще и общее и очень важное значение, и всякий фальшивый шаг в нем имеет большую важность. Я очень рад, что вы написали Черткову то, о чем он просил вас. Если ничто не помешает ему, никто лучше его еще не сумеет воспользоваться этим. (4)
   То, что вы говорите об общине, (5) что люди не доросли до нее, совершенно справедливо. Люди многие переросли ту общину, в кот[орой] подчиняешься правилу извне, но не доросли до той, кот[орая] устраивается внутри нас, как и царство божие, т. е. до такого состояния, что ничего ни перед кем не назовешь своим и не станешь отстаивать, и не только от своих, но и от всех смиренно перенесешь оскорбление. Эта община внутри людей медленно устанавливается. И всякий в этой общине занимает не то место, к[оторое] ему хочется занять, а к[оторого] он стоит.
   С мыслью же вашей о культе и собраниях, хотя вы выражаете ее еще сомнительно, я совсем не согласен. Правда, что многим это нужно; но тем, которым это нужно, еще нужнее совершенно другое: утверждение в вере, вникновение в смысл жизни. Культ, как и организованные общины, как все государственное устройство с своей полицией, угрозами, насильственными поборами, делает то, что люди кажутся лучше, чем они есть в действительности, себе даже кажутся лучше, а этого-то и надо избегать. Раны, чтоб лечить, надо раскрыть и размыть.
   Написал неверное сравнение и вычеркнул. (6) Сказать же мне без сравнения хочется то, что выгоднее, чтобы было в миллионах нехристиан два истинные внутренние христианина, кот[орым] не нужны внешние поддержки, чем десятки тысяч подобии христиан, поддерживаемых только "внешними воздействиями.
   До следующего письма. Пишите мне, я же напишу вам тотчас, когда узнаю что-либо новое и верное о Ц(ецилии] В(ладимировне] и ее деле. Передайте мой привет II. И. Дудченко (7) и Прокопенко. (8)

Л.Т.

   30 января.
  
  
   Год определяется на основании писем адресата.
   Дмитрий Александрович Хилков (1858-1914) - см. письмо N 3.
   (1) В этом письме от 9 января 1894 г. Д. А. Хилков писал между прочим: "О детях и о жене ничего не знаю. Знаю только, что детей повезли в Петербург, но где они теперь, не знаю"
   (2) Это письмо Толстого неизвестно.
   (3) [шаги,]
   (4) В письме от 9 января Хилков писал: "От Черткова получил письмо о его намерении издать книгу. Оп просил прислать ему сведения о моей жизни. Я согласился написать, что помню, и на днях отошлю несколько написанных листов".
   (5) В том же письме от 9 января Хилков писал Толстому о неладах в земледельческой общине Бодянского.
   (6) Перед этой фразой густо зачеркнуто 5 строк. Можно разобрать: Пускай лучше будут две свечи ярко и прочно гореть, чем сотни и тысячи спичек, к[оторые] сейчас потухнут и не дадут ни капельки [?] света, и от кот[орых] ничто не загор[ится].
   (7) Николай Иванович Дудченко (1869-1917), участник земледельческих общин в Шевелеве и в Байрачной. Помогал Толстому на голоде в Бегичевке в 1892 г. С 1893 г. жил на Кавказе вместе о А. М. Бодянским и М. В. Алехиным. См. т. 87, стр. 97.
   (8) Семен Павлович Прокопенко (р. 1865), участник земледельческих общин.

29-32. С. А. Толстой от 1, 3 (два письма) и 6 февраля.

33. Л. Ф. Анненковой.

   1894 г. Февраля 6-7? Я. П.
   Письмо ваше получил, дорогая Л[еонила] Ф[оминична], и напишу Файнерману, но боюсь, что это не вовремя - я слышал, что у него жена тяжело больна. Кроме того, я писал ему и жду ответа, тогда напишу. Мы в деревне: я с дочерьми, дня через три опять едем в Москву. Напишу вам другой раз подробнее, а теперь только, чтоб откликнуться. В виновности мужчин, разумеется, вы правы. Привет К(онстантину] Н(иканоровичу]. (1)

Любящий вас

Л. Т.

  
   На обороте: Курской губ. г. Льгов. Леонилле Фоминичне Анненковой.
  
   Опубликовано впервые в Полном собрании сочинений Л. Н. Толстого, изд. Саблина, т. 19, стр. 211. Почтовый штемпель отправления: "Почтовый вагон, 7 фев. 1894".
  
   Леонида Фоминична Анненкова (1844-1914) - курская помещица, знакомая Толстого.
   Ответ на письмо Л. Ф. Анненковой от 29 января 1894 г., в котором она спрашивала у Толстого совета, отдавать ли ей в школу к Файнерману своего воспитанника, которого исключили из сельскохозяйственного училища.
   (1) К. Н Анненков муж Л. Ф. Анненковой.

* 34. Е. И. Попову.

   1894 г. Февраля?. Я. П.
  
  
  
   Разумеется, очень, хорошо будет, если вы возьметесь за биографию Дрожжина. (1) Это дело радостное и вам по силам. Я уверен, что вы сделаете его хорошо. Надо только поездить и к его родным, и в дисциплинарный батальон, и в Харьков. (2) Только спишитесь с Чертк[овым]. А что Аполлона биография? (3) Пишет ли Ив[ан] Ив[анович]? (4) Я всё толку воду в Тулонской ступе. (5) Должно быть, я отупел и ничего не выйдет. Вчера приехал Емельян, (6) и я очень рад был полюбить его. До свидания. Привет всем друзьям.

Л. Толстой.

  
   Приписка к письму Т. Л. Толстой к Е. И. Попову. Дата рукой Т. Л. Толстой.
   Евгений Иванович Попов (р. 1864) - участник земледельческих общин. См. т. 86, стр. 126.
   (1) Евдоким Никитич Дрожжин (1866-1894), сельский учитель. За отказ от военной службы был приговорен к отдаче в дисциплинарный батальон. См. т. 87, стр. 213.
   (2) В Харькове Дрожжин жил перед отказом от военной службы.
   (3) Александр Иванович Аполлос (1864-1893), священник, снявший сан по идейным побуждениям. См. т. 86, стр. 239-240.
   (4) Иван Иванович Горбунов-Посадов.
   (5) Речь идет о статье "Тулон".
   (6) Емельян Максимович Ещенко (р. 1845), воронежский крестьянин, бывший сектант. См. т. 87, стр. 256. О посещении им Толстого и о беседе с ним см. запись в Дневнике 9 февраля 1894 г., т. 52.

* 35. Бона Вейльшоф (Bona Weillschoff).

   1894 г. Февраля 8. Я. П.

8 фев. 1894 г.

   "Вам сказано: око за око и зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому......
   Сознание исполнимости этого, правила дает человечеству новую, блаженную жизнь.
  
   Печатается по копии, написанной рукой Т. Л. Толстой. Дата копии.
   Бона Вейльшоф, из Милана, обратилась к Толстому с письмом от 19/31 января 1894 г., в котором она писала, что выучилась русскому языку для того, чтобы читать в подлиннике сочинения Толстого и просить его написать ей несколько слов на прилагаемом листочке. Ее письмо написано по-русски, старательно, крупным почерком.

* 36. А. Д. Зютфену (A.D. Zutphen).

   1894 г. Февраля 8. Я. П.

8/20 Fevrier 1894 г.

   Monsieur,
   Voici les reponses que je puis faire a vos questions. Ma nouriture principale consiste dans un gruau d'avoine que je prends chaud deux fois par jour acev du pain de froment (graham bread). Excepte cela je dine d'une soupe aux choux ou aux pommes de terre, d'un gruau de ble de sarrazin ou bien de pommes de terre cuites ou frites a l'huile de tournesol ou de moutarde et d'une compote aux pruneaux et aux pommes. Le diner, que je prends acev ma famille, peut etre remplace, comme j'en ai fait l'epreuve, par le gruau d'avoine, qui forme ma nourriure principale. Ma sante n'a non seulement pas souffert, mais s'est sensiblement amelioree depuis que j'ai abandonne le lait, le beurre et les oeufs, ainsi que le sucre, le the et le cafИ.

Leon Tolstoy

  

8/20 февраля 1894 г.

   Милостивый государь,
   Вот что я могу ответить yа ваши вопросы: Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом (грехэмский хлеб). Кроме этого, за обедом я ем щи или картофельный суп, гречневую кашу или картофель, вареный или жаренный на подсолнечном или горчичном масле, и компот из чернослива и яблок. Обед, который я съедаю вместе с семьей, может быть заменен, как я это пробовал делать, одной овсяной кашей, которая составляет мою основную пищу. Здоровье мое не только не пострадало, но значительно улучшилось с тех пор, как я отказался от молока, масла и яиц, а также от сахара, чая и кофе.

Лев Толстой

  
   Печатается по копии, написанной рукой Т. Л. Толстой. Дата копии.
   А. Д. Зютфен - студент-медик из местечка Беркель в Голландии. Прочитав в газете, что Толстой "тратят па питание 18 сантимов в день", он в письме от конца января 1894 г. спрашивал Толстого, чем он питается.
  
  

* 37. В. А. Козлову.

   1894 г. Февраля 8. Я. П.
   Вас[илий] Аким[ович],
   Письмо ваше долго лежало без ответа: не было возможности. Сейчас перечел его и отвечаю на ваш вопрос следующее: Вера, которую вы описываете, во всем хорошая. Нехорошо только то, что требуется подчинение себя старшему и исполнение его воли. Это противно учению Христа, в кот[ором] сказано: Мт. 23, 8: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель Христос". Каждый человек должен сам установить свое отношение к богу, через Христа, его учение, а не через учителей.
   Еще нехорошо то, что во всем, что вы описываете, - одна только обрядность и внешность, а ничего не говорится про внутреннее и главное. А внутреннее и главное в том, чтобы признавать себя и всех людей сынами божьими и потому братьями между собой, и потому иметь любовь прежде всего к богу отцу, а потом к братьям, ко всем людям, равно, без различия, кто какой веры и какого народа. И посты, и воздержание от напитков и мяса, и, пуще всего, от блудной страсти - всё это очень хорошо, но тогда, когда есть самое главное - любовь к братьям, всем людям без различия, когда мы исполняем 5 заповедей Христа, написанных в 5-й главе Матвея. Первая заповедь, стихи 21, 22, 23, 24, 25, 26: не гневаться на братьев, а всем прощать. Вторая заповедь, стихи 27, 28, 29, 30, 31, 32: не соблазняться в мыслях на женщин и не покидать той жены, с которой, сошелся (если осилишь жить с ней по-братски, еще того лучше). Третья заповедь, стихи 33, 34, 35, 36: не клясться и. не присягать ни царю, ли на судах, ни на военной службе. Четвертая заповедь, стихи 37, 38, 39, 40, 41, 42: не противиться силой злому, а уступать и терпеть и не служить ни в судах, ни в полицейских, ни в войске и не прибегать за помощью против злых к власти. Это самая коренная и трудная заповедь. Пятая заповедь, стихи 43, 44, 45, 46, 47, 48: не воевать с врагами (чужими народами) и с своими врагами и не делать им зло, а, напротив, всем делать добро за зло. Когда мы исполним всё это, тогда и посты и воздержание сами собой придут. И тогда мы будем делать это не по предписанию земного, а небесного старшего, и тогда вера наша будет нам на пользу в жизнь вечную.
   Следовать надо вере Христовой, а не той или другой секте и, следуя ей, не смущаться тем, что не находишь сотоварищей видимых. Если следуешь Христу, т. е. истине, то будешь не один, а со всеми истинно верующими и прежнего и теперешнего времени.
   Вы спрашиваете моего совета, так вот мой совет. И помогай. вам бог найти эту веру.

Любящий вас брат Л. Т.

   8 февр. 94.
  
   Печатается по копии, написанной рукою Т. Л. Толстой. Дата копии, подтверждаемая ответным письмом адресата от 16 февраля 1894 г.
   Василий Акимович Козлов - купец в Ростове-на-Дону.
   Письмо Козлова не сохранилось.
  

* 38. В. Кондратьеву.

   1894 г. Февраля 8. Я. П.

8 февр. 94.

   Получил ваше письмо - не знаю ни вашего имени, ни отчества - и с большим, не только интересом, но волнением прочел его. В том деле, которое предстоит вам, я думаю, что самое лучшее держаться того, что говорит Христос своим ученикам: И не думайте о том, что вы будете говорить тогда, когда поведут вас к властям, дух божий будет тогда говорить за вас. Это самое относится до вас. Нельзя вперед предвидеть, что и как вы скажете в том или в другом случае, во-первых, потому что человек не всегда одинаков, а постоянно изменяется, и мы не можем знать, в какую минуту нас застанет испытание; во-вторых, потому что обстоятельства, в которые мы можем быть поставлены, бесконечно разнообразны. Вы будете ждать и думать о том, что отвечать на призыв к военной службе, а вы, может быть, призваны к совсем другому испытанию, в котором ваш поступок может быть еще важнее, чем в деле военной службы. Дело ваше только в том, чтобы в сознании своем довести истину до наибольшей ясности и свою склонность следовать ей до наибольшей привычности. Не думайте, чтобы я осуждал вас за то, что вы думаете и так серьезно о том, что предстоит вам - это вполне естественно, - но я советовал бы вам сколько можно воздерживаться от этих дум. Чем меньше вы будете вперед думать, тем больше у вас будет силы в решительную минуту. Вы, вероятно, уже знаете о судьбе сельского учителя крестьянина Дрожжина, который года два тому назад отказался, будучи призван к военной службе, от присяги и ношения оружия и был за то приговорен в дисциплинарный батальон в Воронеже, где его замучили, так что он на днях умер от чахотки. Совет мой во всех такого рода делах такой: не загадывать вперед, не возбуждать в себе желание отказаться; напротив, возбуждайте в себе желание покориться, что для вас вполне естественно, т[ак] к[ак] своим отказом вы повергнете в отчаяние своих близких, любящих вас; откажитесь же только в том случае, если вы будете не в силах поступить иначе. При этом, главное, постарайтесь отрешиться от мнения людей, чтобы оно не влияло на вас, а поступайте так, как бы вы поступили перед богом, если бы никто никогда не узнал про то, что вы сделали. Прощайте, любящий вас

Л. Т.

   Печатается по копии, написанной рукой М. А. Шмидт. Дата копии, подтверждаемая письмом адресата.
   Василий Кондратьев (р. 1873) - рабочий-печатник из г. Николаева Херсонской губ.
   Ответ на письмо В. Кондратьева от 31 января 1894 г., в котором он сообщал о предстоящем ему осенью 1894 г. призыве на поенную службу.

* 39. В. Н. Леонтьеву.

   1894 г. Февраля 8. Я. П.
  
  
  
  
   Всё это последнее время часто думал и говорил про вас, дорогой Борис Николаевич. - Смерть Дрожжина очень поразила меня. Что-то очень значительное совершается вокруг нас. Такое мое чувство. И смерть Дрожжина особенно усилила во мне сознание важности переживаемой минуты. Всякая минута всегда важна, но не всегда сознаешь это, как я сознаю теперь. Мысль, выраженная вами о том, чтобы составить биографию Дрож[жина], пришла всем нам. От Черткова не имею еще известий после смерти Д[рожжина]. (1) Мне тоже самому пришла эта мысль. А вы почему не возьметесь за это? Так как я всю жизнь занимался писанием, я знаю, что нельзя по своей воле писать, что и как хочешь. Писать повести и глупости можно, но писать такие вещи, кот[орые] тронут сердца людей, нельзя по своей воле. Одно, что от нас зависит, это то, чтобы быть наиболее чистым проводником этой силы, не задерживая ее и не загрязняя ее своим. Это и не может быть иначе. Если браки, в смысле выбора супругов и рождения детей, происходят независимо от нашей воли, то брак или воздержание от брака в нашей воле. (2) Если это не в нашей воле, то как же может рождение мыслей, того, что движет всем человечеством, быть предоставлено произволу людей. Я пишу всё это к тому, что напишет биографию Д[рожжина] (а это должна быть книга, к[оторая] глубоко тронет сердца людей) тот, кому это будет предназначено. Вы мне неясно пишете об Ан[не] Льв[овне], (3) но я понял, что она душевно расстроена. Это очень тяжелый крест, посланный Ис[ааку] Борисовичу], если это так. Дай бог ему силы наилучшим образом нести его. Очень мне жаль тоже Бодянского. (4) Мне кажется, что при том напряженном труде и внимании, кот[орые] нужны для устройства жизни, как жизнь Скорох[одова] (5) и Бод[янского], надо со стороны их друзей самую большую внимательность и осторожность, как бы чем помочь ему, поддержать его и не помешать ему. Особенно таким самоотверженным натурам, как они оба, связанные семьями. Передайте мой привет Александру Александровичу. (6) Он очень мне был приятен в то короткое время, как я видел его. Прощайте, целую вас. Пишите хоть изредко.

Л. Толстой.

   Про дело Хилк[овой] ничего еще не знаю. Знаю, что она подала прошение, и жалею об этом.
   Анненкова просит меня узнать, нельзя ли к Файнерману в его школу поместить ее воспитанника мальчика. - Ответьте мне. Мальчику 18 лет.
  
   Часть правого края автографа оторвана. Отсутствующие слова восстановлены по копии, написанной рукою Т. Л. Толстой, с датой: "8-го ф. 94".
   Борис Николаевич Леонтьев (1866-1909) - участник земледельческих общин; помогал Толстому в его работе на голоде в 1892 г.: с 1894 г. жил в Полтаве, занимаясь столярным трудом. См. т. 87, стр. 225-226.
   Ответ на письмо Б. Н. Леонтьева от 30 января 1894 г.
   (1) Несколько раз зачеркнуто: Но Ев. Ив. Попов вызвался сделать это.
   (2) Зачеркнуто: но вне нашей воли выбор супругов
   (3) Анна Львовна Файнерман, рожд. Любарская, бывшая студентка высших медицинских курсов в Петербурге, в 1888 г. вышла замуж за Исаака Борисовича Фаинермана.
   (4) Александр Михайлович Бодявский (1845-1916), участник земледельческих общин. В 1892 г. был выслан в Закавказье на пять лет. См. т. 56, стр. 548.
   (5) Владимир Иванович Скороходов (1861-1924), участник земледельческих общин. В 1894 г. жил с семьей на Кавказе в община вместе с А. М. Бодянским, М. В.. Алехиным и др. См. т. 87,. стр. 142-143.
   (6) А. А. Волкенштейну.

* 40. С. П. Плотникову.

   1894 г. Февраля 8.

8 февр. 94.

   Серг[ей] Павл[ович],
   Очень сожалею, что статья моя ввела вас в недоумение. Я думал и думаю, что я в ней не только не отрицаю, но вполне твердо устанавливаю ответственность человека и вытекающую из того нравственность. Недоумение ваше происходит оттого, что вы совершенно произвольно утверждаете обратное того, что я стараюсь доказать; именно, что выбор идей совершается только под влиянием желаний человека, и еще п[отому], ч[то] вы признаете волю, как некоторую особенную способность человека. Для того, чтобы правильно отнестись к моей мысли, надо сделать то, что нужно сделать для понимания всякой чужой мысли, отложить на время свои понятия о разбираемом предмете и следить за рассуждениями писателя. - Я не признаю волю, как отдельную душевную силу, а стараюсь разъяснить то, что люди обыкновенно называют волей и свободою этой воли. Если же я так неясно выразил свою мысль, что высказал совершенно обратное того, что хотел сказать, то прошу вас в этом извинить меня.

Л. Т.

   Печатается но копии, написанной рукою Т. Л. Толстой. Дата копии.
   Сергей Павлович Плотников, из г. Екатеринослава, в письме от 27 января 1894 г. обратился к Толстому за разъяснением его статьи "К вопросу о свободе воли" ("Вопросы философии и психологии" 1894, кн. 21, стр. 1-7), представляющей собой отрывок из трактата "Царство божие внутри вас", гл. XII, 5.
  

41. В.Г. Черткову от 8 февраля

  

* 42. Ц. В. Винер.

   1894 г. Февраля 12. Москва.
   [....] напишу ему (1) - передайте, что решение вопроса о крещении зависит не от меня, главное же, дорогая Ц(ецилия] В[ладимировна], надо терпеливо и твердо ждать, надеясь на то, твердо веруя в то, что худого ничего не могут сделать нам люди. И что даже всё то, что случается с нами, как будто несчастье, обращается нам же в благо, если мы только с преданностью воле бога и желанием исполнить и нести крест, к[оторый] посылается нам [....]
  
   Отрывок без подписи и даты. По содержанию относится к началу 1894 г. Помечаем его 12 февраля, так как под этой датой значится письмо к Ц. В. Винер в списке писем Толстого 1894 г.
   Цецилия Владимировна Винер (1860-1922) - дочь полковника; в 1887 г. вышла замуж (без венчания) за Д. А. Хилкова и имела от него детей: Бориса (р. 1889), Ольгу (1891-1909), Елизавету (1894-1910) и Александра (р. 1898). В 1892 г. последовала за мужем в ссылку на Кавказ с двумя маленькими детьми.
   10 февраля 1894 г. И. М. Трегубов телеграфировал из Москвы Толстому, что он только что получил от Ц. В. Винер телеграмму, в которой она умоляла Толстого немедленно приехать в Петербург, чтобы помочь ей в деле возвращения детей. Ей брался содействовать в этом пастор американской церкви А. Френсис, надеявшийся получить на это через генерала О. Б. Рихтера разрешение царя, но ставший условием, что он предварительн

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа