Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение, Страница 9

Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

тя туже религ³ю исповѣдуютъ, но въ обрядахъ богослужен³я и правилахъ жизни слѣдуютъ другимъ уставамъ.} къ этому обычаю присовокупили священную процесс³ю, называемую юй-ланъ-хой, что значитъ "процесс³я цвѣтка магнол³и." Дѣлаютъ на площади изъ жердей террассу, обитую снаружи соломенными рогожами; на этой террассѣ цѣлый день совершаютъ богослужен³е, по окончан³и котораго къ вечеру спускаютъ воздушные фонари и сожигаютъ больш³я изъ бумаги сдѣланныя лодки, для переправы, какъ говорятъ, душамъ умершихъ. И это не есть народный праздникъ, а священный обрядъ фоистовъ, для котораго торгъ и работы въ сей день не прекращаются; притомъ же этотъ обрядъ существуетъ только въ Сѣверномъ Китаѣ, гдѣ фоизмъ господствуетъ.
   VIII. Чжунъ-цю.- Чжунъ-цю въ переводѣ значитъ: средн³й осенн³й мѣсяцъ, соотвѣтствующ³й сентябрскому новолун³ю. Восьмой мѣсяцъ въ день полнолун³я бываетъ самый круглый и ясный - по причинъ чистоты въ атмосферѣ, почему въ простомъ народѣ издревле вошло въ обычай въ вечеру 15-го числа ставить въ жертву лунѣ плоды и овощи. Въ этотъ день друзья и родственники взаимно поздравляютъ другъ друга съ праздникомъ и посылаютъ въ подарокъ вино съ плодами, между которыми первое мѣсто занимаютъ сдобные, начиненые сахарнымъ пескомъ круглые хлѣбцы, называемые юе бинъ, что значитъ "лунные хлѣбцы". И старые и молодые всѣхъ сослов³й проводятъ сей вечеръ подъ открытымъ небомъ въ саду или на дворѣ за полными столами съ виномъ и плодами, и уже довольно поздно расходятся; а дѣти съ самаго вечера до разсвѣта гуляютъ и играютъ. Этотъ праздникъ въ народѣ болѣе извѣстенъ подъ назван³емъ: пятнадцатое число восьмой луны, и наравнѣ съ пятымъ числомъ пятаго мѣсяца есть праздникъ народный, въ который-торгъ хотя во весь день не прекращается, но мастеровые и работники работаютъ только до полудня. И къ сему празднику стараются очищать долговые счеты за прошедш³е четыре мѣсяца, т. е. за майскую треть; а долги за сентябрскую треть очищаютъ къ новому году; посему новый годъ, пятое число пятаго мѣся ца и 15-е число восьмаго мѣсяца носятъ общее назван³е трехъ праздниковъ, по-китайски санъ-цзѣ; а собственно послѣдн³я два слова значатъ: "три колѣнца." Это въ прямомъ смыслѣ суть три общенародные праздника, въ которые въ каждомъ домѣ совершаютъ поклонен³е домашнимъ божествамъ; потому-что въ Китаѣ нѣтъ общественнаго богослужен³я, ни особливыхъ храмовъ для поклонен³я. Не смѣю объяснять произхожден³я послѣднихъ двухъ праздниковъ по моимъ мнѣн³ямъ: но, по видимому, въ пятомъ мѣсяцъ празднуютъ окончан³е весеннихъ работъ, а въ восьмомъ уборку плодовъ и хлѣба.
   IX. Чунъ-янъ. - Во время династ³и Хань (около временъ Р. X.) нѣкто Хэ-чанъ сказалъ пр³ятелю своему Цуань-цзинъ: "Въ девятое число девятаго мѣсяца случится несчаст³е въ твоемъ домѣ. Вели домашнимъ сшить мѣшокъ, наполнить его съѣстнымъ, взойди на возвышенное мѣсто и тамъ откушай вина съ кризант³ею..... Симъ-образомъ можетъ избѣгнуть несчаст³я." Съ сего случая ввели въ обыкновен³е, чтобы въ девятый день девятаго мѣсяца съ пищею и пит³емъ ходить на возвышенныя мѣста и тамъ веселитъся съ друзьями. Самъ государь часто слѣдуетъ этому обычаю. Чунъянъ собственно называется чунъ-цзю, а въ простомъ народъ болѣе извѣстенъ подъ назван³емъ дынь-гао, что значитъ, всходить на высоту." Нынѣ с³е обыкновен³е хотя сдѣлалось общимъ, но только между богатыми, которые имѣютъ способы провесть этотъ день на возвышенномъ мѣстѣ въ саду или въ полѣ; но въ народъ торгъ и работы продолжаются, какъ и въ обыкновенные дни.
   X. Ла-бпа. - Неизвѣстно, съ котораго времени и по какому случаю вошло въ обыкновен³е въ 8 день 12-го мѣсяца варить густую кашицу изъ смѣси разныхъ крупъ, Фасолей и сухихъ плодовъ съ медомъ. Эта кашица отъ - слова - въ - слово называется ла бпа-чжу. Хошаны въ этотъ день совершаютъ священные ходы, варятъ помянутую кашицу и разносятъ ее по домамъ вкладчиковъ, отъ помощи которыхъ имѣютъ пропитан³е. Это также не есть народный праздникъ, а частное обыкновен³е, вѣроятно отъ фоистовъ заимствованное.
   XI. Цзы цзао. - Цзи цзао значитъ жертвоприношен³е (божеству) Цзао. Жертву с³ю приносятъ ввечеру въ 23е число 12-го мѣсяца. Простой народъ вѣритъ, что Цзао отходитъ въ сей день отъ земли къ Небу (Богу), чтобы донесть ему о добрыхъ и злыхъ дѣян³яхъ человѣческихъ цѣлаго года. Еще почитаютъ Цзао божествомъ печекъ подъ назван³емъ Цзао-шень: почему въ сей день во всѣхъ гостинницахъ, лавкахъ и домахъ не готовятъ кушанья, а починиваютъ печки. И это есть только обыкновен³е, для котораго ни торгъ, ни работы не прекращаются. Въ древности почитали Цзао-шень божествомъ многочадства, и въ жертву ему приносили дикихъ козъ.
   XII. Чу-си.- Чу-си значитъ послѣдн³й вечеръ, а собственно есть предпослѣдняя ночь, въ которую съ сумерекъ до разсвѣта не спятъ, а веселятся и пьютъ, что называется стережен³емъ года. Предъ симъ вечеромъ въ каждомъ домѣ на воротахъ налѣпляютъ разныя картинки, а на дверныхъ и воротныхъ вереяхъ разныя надписи на красной бумагѣ и разныя фигуры вырѣзанныя изъ красной же бумаги, такъ что улицы дѣлаются пестрыми. Сверхъ сего пускаютъ (сожигаютъ) ракеты. Около полуночи отворяютъ ворота и снова пускаютъ ракеты. Это есть предпразднество новаго года. Къ послѣднему дню предъ новымъ годомъ стараются очистить какъ долги за прошлую треть, такъ и недоимки за прежн³я двѣ трети: почему у нѣкоторыхъ вмѣсто весел³я, послѣдн³е дни предъ новымъ годомъ до самой полуночи на первое число проходятъ въ величайшихъ хлопотахъ и ссорахъ.
  

XXII. ПРАВИЛА УЧТИВОСТИ.

  
   Китайск³я церемон³и, называемыя у насъ формами учтивости, по своей странности вошли въ Европѣ даже въ пословицы и поговорки; но, правду сказать, мы твердимъ только однѣ слова, а сущность дѣла мало знаемъ. Это произошло отъ того, что Европейск³е путешественники писали о разныхъ Китайскихъ обрядахъ, большею част³ю въ смѣшномъ видѣ и въ своихъ издѣвочныхъ описан³яхъ иное еще преувеличивали. Но если будемъ смотрѣть на физ³огном³ю Китайцевъ и на ихъ движен³я со вниман³емъ и безъ предубѣжден³я; то ничего страннаго неувидимъ. Невѣрность взгляда много зависитъ отъ того, что мы наиболѣе судимъ о иностранномъ по сравнен³ю съ своимъ, которое обыкновенно по привычкѣ кажется намъ естественнѣе, и ближе къ человѣку, нежели къ обезьянѣ.
   Въ Европейскихъ государствахъ извѣстные учтивые пр³емы, употребляемые при свидан³яхъ, вводятся обыкновен³ями, и со временемъ измѣняются, или совершенно замѣняются новыми. Однѣ только свидан³я между военными чинами по должности имѣютъ предписанный образъ дѣйств³й. Въ Китаѣ напротивъ формы свидан³я вообще для всѣхъ сослов³й предписаны Правительствомъ, и включены въ число законныхъ постановлен³й, неизмѣняемыхъ въ продолжен³е цѣлой династ³и. Таковы формы относительно встрѣчъ, пр³ема и провожан³я. Онѣ единообразны по существу, но измѣняются въ оттѣнкахъ по отношен³ю къ достоинству и чину гостя и хозяина, по отношен³ю къ сослов³ямъ, по отношен³ю къ обстоятельствамъ свидан³я; и если что кажется нѣсколько сбивчивымъ, то это есть старшинство лѣвой стороны предъ правою. Китайцы почитаютъ лѣвую сторону старшею въ отношен³и къ востоку, который составляетъ главную страну свѣта, и начало четырехъ годовыхъ временъ - весну. Для сего храмы, дворцы и главныя здан³я въ домахъ лицевою стороною обращены на югъ; входъ во внутренность главнаго здан³я дѣлается въ центрѣ лицевой стороны, а гостинный диванъ ставится въ пр³емномъ залѣ у сѣверной стѣны прямо противъ входа. При свидан³и нѣсколькихъ лицъ одни, по самому расположен³ю здан³я, должны быть на восточной, друг³е на западной сторонѣ. Первенствующее лице, напр. истуканы въ храмахъ, Государь въ тронной и проч. всегда занимаютъ средину, имѣя лице обращенное на полдень. Симъ образомъ лѣвая сторона всегда означаетъ восточную, а востокъ - лѣвую сторону; правая сторона на оборотъ. Это объяснен³е довольно понятно.
   Церемон³альныя постановлен³я, касательно взаимнаго свидан³я, имѣютъ четыре главныя подраздѣлен³я, которыя состоятъ:
   а) Въ обрядахъ свидан³и между Пекинскими и заграничными Князьями.
   Церемон³алы свидан³я между Князьями имѣютъ измѣнен³е соотвѣтственно отношен³ю одного лица къ другому по степени достоинства. Пекинск³й Князь при свидан³и съ монгольскимъ Княземъ, равнымъ ему по степени, удерживаетъ старшинство предъ нимъ. Когда Монгольск³й Князь 1 степени посѣщаетъ Пекинскаго 1-й же степени, то послѣдн³й встрѣчаетъ его у крыльца (предъ гостиннымъ заломъ) и занявъ лѣвую сторону входитъ съ нимъ въ залъ среднею дверью. Хозяинъ становится лицемъ къ западу {Т. е. хозяинъ занимаетъ старшую сторону.}, а гость лицемъ къ востоку, дѣлаютъ другъ другу два колѣнопреклонен³я съ шестью до земли поклонами, и потомъ садятся. Чиновники сопровождающ³е гостя, выстроившись у крыльца предъ заломъ, дѣлаютъ два колѣнопреклонен³я съ шестью до земли поклонами, и, вошедъ въ залъ западною дверью, садятся позади гостя. Подаютъ чай. Гость, принявъ чашку, кланяется; хозяинъ отвѣтствуетъ только учтивымъ подчиван³емъ. Послѣ чаю сопровождающ³е чиновники идутъ къ двернымъ колоннамъ, и сдѣлавъ поклонъ выходятъ изъ зала. Гость, вставъ cъ мѣста, дѣлаетъ колѣнопреклонен³е съ тремя поклонами; хозяинъ тѣмъ же отвѣтствуетъ гостю, и провожаетъ его съ крыльца до земли (т. е. до того же мѣста, на которомъ встрѣтилъ его), а чиновники его штата провожаютъ гостя за больш³я ворота - Пекинск³й Князь 1-й степени принимая заграничнаго Князя 2-й степени не сходитъ съ крыльца. Гость, по входѣ въ залъ, дѣлаетъ два колѣнопреклонен³я съ шестью до земли поклонами, а хозяинъ отвѣтствуетъ ему половиною. - Гость при прощан³и кланяется съ колѣнопреклонен³емъ; хозяинъ отвѣтствуетъ однимъ колѣнопреклонен³емъ безъ поклоновъ., Остальное сходствуетъ съ высшимъ. - При свидан³и съ заграничнымъ Княземъ 3-й степени встрѣчаетъ его въ залѣ, вставъ съ мѣста. Гость входитъ въ залъ западною дверью и дѣлаетъ два колѣнопреклонен³я съ шестью до земли поклонами. Хозяинъ принимаетъ его учтивость стоя, приподнявъ сложенныя руки противъ лица, Князь садится по срединѣ, а гость на западной сторонѣ бокомъ къ нему. Гость, прощаясь, кланяется съ колѣнопреклонен³емъ; хозяинъ какъ и прежде стоя принимаетъ учтивость его, и прощается въ залѣ. Остальное сходствуетъ съ высшимъ. При свидан³и съ заграничнымъ Княземъ 4 и 5-й степ. чиновники его штата вводятъ князей въ залъ, гдѣ они дѣлаютъ два колѣнопреклонен³я съ шестью земными поклонами. Хозяинъ сидя принимаетъ ихъ учтивость, приподнявъ сложенныя руки. При прощан³и гость кланяется съ колѣнопреклонен³емъ; а хозяинъ по прежнему сидя принимаетъ его учтивость. Остальное сходствуетъ съ высшимъ. - Пекинск³й Князь 2-й степ. при свидан³и съ заграничнымъ Княземъ 1-й степени встрѣчаетъ его въ большихъ воротахъ; на крыльцо всходятъ хозяинъ восточною, а гость западною стороною. При прощан³и кланяются другъ другу съ однимъ колѣнопреклонен³емъ при поклонѣ. Остальное сходствуетъ съ церемон³аломъ Князя 1-й степ. При свидан³и съ заграничнымъ княземъ 2-й степени поступаетъ по церемон³алу свидан³я Князей го ст. Пекинскаго и заграничнаго. Вообще при свидан³и Пекинскихъ Князей съ заграничными первые имѣютъ старшинство предъ послѣдними одною степенью, и эти старшинства составляютъ оттѣнку разности въ пр³емахъ. Князья высшихъ пяти степеней въ каждомъ изъ пяти Знаменъ, послѣ новаго года одинъ разъ угощаютъ заграничныхъ Князей столомъ. При семъ пирѣ каждому заграничному Князю 1, 2, 3, 4 и 5-й ст., также каждому царскому зятю особливый столъ, изъ Тайцзи и Табунановъ каждымъ двумъ особливый столъ, а изъ чиновниковъ ихъ каждымъ десяти особливый столъ. На каждые два стола употребляется одинъ барашекъ, на три стола одинъ кувшинъ вина; сверхъ сего три больш³е барана. Хозяиномъ пиршества бываетъ одинъ Князь 1 или 2-й степени. Проч³е Князья высшихъ пяти степеней въ семъ Знамени сопиршествуютъ. Столъ хозяина лицемъ къ западу; столъ гостей лицемъ къ востоку, а всѣ нѣсколько къ сѣверу. Сопровождающ³е чиновники угощаются подъ кровельнымъ свѣсомъ (на крыльцѣ), или на возвышен³и подъ открытымъ небомъ.
   б) Въ обрядахъ представлен³я къ старшимъ чиновникамъ въ столицѣ.
   Церемон³алъ свидан³я между чиновниками по должности раздѣляется:
   1) На представлен³е офицеровъ къ своимъ Князьямъ въ столицѣ.
   Въ столицѣ Начальникъ дивиз³и и проч³е офицеры до ротнаго начальника, при поздравлен³и Князя III степ. въ своемъ Знамени въ день его рожден³я и новый годъ, дѣлаютъ предъ нимъ два колѣнопреклонен³я съ шестью до земли поклонами; при поздравлен³и Князя 2-й ст. въ день его рожден³я и въ новый годъ чиновники его штата дѣлаютъ два колѣнопреклонен³я съ шестью до земли поклонами, а предъ Княземъ 3-й ст. одно колѣнопреклонен³е съ тремя земными поклонами. Все это дѣлается по возгласамъ церемон³йместера при игран³и музыки.
   2) На представлен³е подчиненныхъ чиновниковъ къ своимъ начальникамъ въ столицѣ.
   Въ столицѣ во всѣхъ Присутственныхъ мѣстахъ подчиненный, являясь въ первый разъ къ должности, приходитъ въ парадномъ одѣян³и. Одинъ изъ низшихъ чиновниковъ подводить его къ залу и подаетъ билетъ съ прописан³емъ должности и имени {Маньчжуры и Монголы на билетахъ надписываютъ должность и имя; въ разговорахъ же первый слогъ въ ихъ именахъ составляетъ прозван³е въ Китайской формѣ; Напримѣръ: Фуминъ, Сулынга въ разговорахъ прозываются Фу,- Су. Китайцы подписываютъ должность и прозван³е съ именемъ.}. По входѣ въ залъ онъ подходитъ къ старшему Члену сидящему за столомъ., и дѣлаетъ предъ нимъ три поклона въ поясъ; старш³й членъ, вставъ съ мѣста, тѣмъ же ему отвѣчаетъ. Послѣ сего представлявш³йся уходитъ. Если же подчиненный дѣлаетъ посѣщен³е старшему члену, то выходитъ изъ носилокъ или сходитъ съ лошади {Въ столицѣ только высш³е гражданск³е чиновники имѣютъ право употреблять носилки, а въ губерн³яхъ всѣ чиновники безъ исключен³я. Военные не имѣютъ права сего; почему выѣзжаютъ на верховыхъ лошадяхъ, что и Гражданскимъ чиновникамъ невоспрещено.} за большими воротами, подаетъ билетъ съ своимъ именемъ, и получивъ приглашен³е входитъ во дворъ, Старш³й встрѣчаетъ его у крыльца и проситъ войти въ залъ. Младш³й по входѣ въ залъ дѣлаетъ три поклона въ поясъ, и потомъ оба занимаютъ мѣста: старш³й на лѣвой сторонѣ лицемъ къ западу, а младш³й на правой - линемъ къ сѣверовостоку. Младш³й садясь кланяется старшему въ поясъ. При подачѣ чая опять поклонъ въ поясъ. По окончан³и переговора младш³й дѣлаетъ три поклона въ поясъ и выходитъ. Старш³й на каждый поклонъ тѣмъ же отвѣтствуетъ, и провожаетъ его за вторые вороты. Младш³й по выходѣ за больш³я ворота, нѣсколько поодаль садится въ носилки или на верховую лошадь. Если же младш³й докладываетъ о дѣлѣ въ Присутственномъ мѣстѣ, то старш³й сидитъ, а младш³й стоитъ предъ нимъ, не преклоняя колѣна. Если случится много дѣлъ, то младш³й разстилаетъ на полу подушку и садится.
   3) На представлен³е офицеровъ къ своимъ начальникамъ въ столицѣ.
   Знаменные, {Знаменными называются служащ³е въ осьми Знаменахъ, или корпусахъ, состоящихъ изъ Маньчжуровъ, Монголовъ и Китайцевъ пришедшихъ изъ Маньчжур³и.} начиная съ Полковника и выше, доносятъ о дѣлахъ Дивиз³онному начальнику или его помощнику въ канцеляр³и стоя на ногахъ, проч³е офицеры, начиная съ ротнаго начальника, доносятъ съ преклонен³емъ одного колѣна. - Низш³е офицеры доносятъ Полковнику приклоняя одно колѣно, а ротному начальнику стоя на ногахъ. Такимъ же образомъ поступаетъ офицеръ, докладывая о дѣлахъ старшему офицеру другаго Знамени. Предъ Князьями осьми долей, {Князьями осьми долей называются Князья происходящ³е отъ Княжескихъ родовъ имѣющихъ нѣкоторыя личныя преимущества предъ обыкновенными Княжескими родами.} если они управляютъ дѣлами въ Канцеляр³и, офицеры отъ Полковника и ниже дѣлаютъ колѣнопреклонен³е. Такимъ же образомъ поступаютъ предъ ними гражданск³е чиновники низшихъ судебныхъ мѣстъ. Желтопоясные, служащ³е въ Знаменахъ, докладываютъ дивиз³оннымъ начальникамъ о дѣлахъ, стоя на ногахъ.
   4) На представлен³е низшихъ чиновниковъ къ начальникамъ въ губерн³яхъ.
   Въ губерн³яхъ вообще подчиненный, представляясь начальнику въ первый разъ, подаетъ билетъ {Изъ уважен³я къ лицу - вмѣсто словеснаго доклада о пр³ѣздѣ чьемъ либо подается билетъ съ прописан³емъ должности и прозван³я съ именемъ.} съ прописан³емъ должности и имени; потомъ является въ Присутственное мѣсто въ парадномъ одѣян³и. Предсѣдатели {Въ каждой губерн³и два предсѣдателя: въ Казенной Палатѣ 4-го класса, въ Уголовной Палатѣ 5-го класса. Классы чиновъ изложены по Русскому чинораздѣлен³ю. -} и Прокуроры представляясь къ Генералъ Губернатору (въ 3 кл.) пли Губернатору (въ 4 кл.), выходятъ изъ носилокъ за большими воротами, во внутренн³й дворъ входятъ восточною дверью вторыхъ воротъ. Генералъ-Губернаторъ или Губернаторъ встрѣчаетъ ихъ на дворѣ у щита и въ залъ идетъ впереди; предсѣдатель или Прокуроръ слѣдуетъ за нимъ; а по входѣ въ залъ дѣлаетъ три поклона въ поясъ. Хозяинъ садится по срединѣ, а Предсѣдатель или Прокуроръ садится на восточной сторонѣ бокомъ къ нему; а если проѣздомъ посѣщаютъ, то садятся лицемъ другъ къ другу. При подачѣ чая дѣлаютъ поклонъ въ поясъ, а при прощан³и дѣлаютъ три поклона въ поясъ. Хозяинъ отвѣтствуетъ имъ тѣмъ же и провожаетъ за церемон³альныя ворота. Предсѣдатель или Прокуроръ дѣлаетъ три поклона въ поясъ, и выждавъ пока хозяинъ войдетъ въ ворота, еще дѣлаетъ три поклона въ поясъ; потомъ выходитъ за больш³я ворота и садится въ носилки. На другой день Генералъ-Губернаторъ или Губернаторъ отвѣтствуетъ визитомъ съ малымъ билетомъ. {Подъѣхавъ къ воротамъ отдаетъ визитный билетъ, а лично не видится.} Ежели являются по казенному дѣлу, то бываютъ въ обыкновенномъ одѣян³и, подаютъ большой визитный билетъ, и послѣ трехъ поклоновъ въ поясъ занимаютъ мѣсто. Прочее по высшему церемон³алу. Ежели областный (въ 8 кл.) или окружный (управляющ³й) Правитель въ 9 кл. являются; то Генералъ-Губернаторъ или Губернаторъ не встрѣчаютъ и не провожаютъ. Прочее по высшему церемон³алу. Когда же они являются къ Предсѣдателямъ и Прокурорамъ, то Предсѣдатель встрѣчаетъ подъ свѣсомъ гостиннаго зала и провожаетъ также; а Прокуроръ встрѣчаетъ за внутренними воротами и провожаетъ также. Порядокъ сидѣн³я въ залѣ есть слѣдующ³й: Областный Правитель и проч³е садятся на восточной сторонѣ лицемъ къ западу, а Предсѣдатель и Прокуроръ на югозападной сторонѣ, лицемъ къ сѣверовостоку. {Т. е. занимаетъ высшее мѣсто.} Прочее по церемон³алу представлен³я къ Генералъ-Губернатору и Губернатору. Предсѣдатель и Прокуроръ отвѣтствуютъ визитомъ съ малымъ билетомъ. Проч³е гражданск³е чиновники въ губерн³яхъ, представляясь къ Генералъ-Губернатору или Губернатору, по входъ въ залъ становятся лицемъ къ сѣверу, дѣлаютъ двукратное поклонен³е до земли, а при выходѣ три поклона въ поясъ. Генералъ-Губернаторъ и Губернаторъ стоя принимаютъ ихъ учтивость. Если Помощникъ областнаго Правителя (въ 9 кл.) представляется къ Предсѣдателю или Прокурору, то послѣдн³е не выходятъ встрѣчать? Предсѣдатель провожаетъ ихъ съ крыльца до низу, а Прокуроръ до воротъ за щитомъ. Прочее по церемон³алу Областнаго Правителя. Областный Правитель встрѣчаетъ его заворотами за щитомъ и провожаетъ также. Далѣе церемон³алъ свидан³я старшихъ съ младшими сходствуетъ; т. е. старш³е удерживаютъ первенство. Ежели пр³ѣзжаетъ новый Генералъ-Губернаторъ или Губернаторъ; то Предсѣдатели и Прокуроры посылаютъ служителей встрѣтить ихъ на границѣ. Правители областные, окружные и уѣздные (въ 11 кл.) лично встрѣчаютъ, когда тѣ проѣзжаютъ не далѣе пяти ли отъ ихъ мѣстопребыван³я: а если далѣе, то не встрѣчаютъ. Если новый Предсѣдатель или Прокуроръ пр³ѣзжаютъ, то подчиненные чиновники такимъ же образомъ поступаютъ.
   5) На представлен³е военныхъ чиновниковъ къ своимъ начальникамъ въ губерн³яхъ.
   Военные чиновники, представляясь къ своему начальнику въ первый разъ, подаютъ билетъ съ прописан³емъ должности и имени и развертываютъ видъ на должность. Если Фу-цзянъ (въ 4 кл.) является къ Тьхи-ду (во 2 кл.), то сходитъ съ лошади за палисадными воротами (на улицѣ) получаетъ увольнен³е отъ развертыван³я вида, надѣваетъ паратное платье съ саблею при бедрѣ, входитъ восточными воротами, по входѣ въ залъ становится лицемъ къ сѣверу, сказываетъ свою должность и имя; по окончан³и сего дѣлаетъ три поклона въ поясъ. Тьхи-ду стоя на правой сторонѣ отвѣтствуетъ однимъ поклономъ и садится посреди зала, а Фу-цзянъ на сторонѣ. Послѣ чая прощается по прежнему тремя поклонами въ поясъ. Тьхи-ду провожаетъ его съ крыльца. Если запросто пр³ѣзжаетъ, то является только съ саблею при бедрѣ, подаетъ большой визитный билетъ, но освобождается отъ развертыван³я вида на должность. Если онъ является къ Цзунъ-бинъ (въ 3 кл.) по своей инспекц³и, то послѣдн³й встрѣчаетъ его на дворѣ у щита, а провожаетъ за щитъ. По окончан³и привѣтств³я Фу-цзянъ садится на восточной сторонѣ лицемъ къ западу, а Цзунъ-бинъ на югозападной лицемъ къ сѣверовостоку. Прочее по церемон³алу представлен³я къ Тьхи-ду. Когда Цань-цзянъ (въ 5 кл.) и Ю-цзи (въ 6 кл.) являются къ Тьхи-ду, то въ залѣ дѣлаютъ одно колѣнопреклонен³е съ тремя земными поклонами; послѣ сего еще дѣлаютъ три поклона въ поясъ, и садятся. При прощан³и кланяются въ поясъ по прежнему. Тьхи-ду стоя отвѣтствуетъ поклономъ въ поясъ, но не провожаетъ. Прочее по церемон³алу Фу-цзянъ. Предъ начальникомъ своей инспекц³и такимъ же образомъ поступаютъ: но предъ начальникомъ посторонней инспекц³и поступаютъ какъ Фу-цзянъ предъ Тьхи-ду. Ду-сы (въ 1 кл.) и Шеу-бэй (въ 8 кл.) представляясь къ Тьхи-ду въ первый разъ развертываготъ видъ; становятся предъ нимъ на колѣна, лицемъ къ сѣверу; объявляютъ свою должность и имя; потомъ дѣлаютъ три земныхъ поклона. Если Тьхи-ду прикажетъ сѣсть, то садятся на полу на подушкѣ - лицемъ къ западу. Чаю не подаютъ. При прощан³и дѣлаютъ три поклона и выходятъ. Тьхи-ду не встаетъ. Когда являются по казенному дѣлу, то бываютъ въ обыкновенномъ одѣян³и съ саблею при бедрѣ, и не объявляютъ своей должности и имени. Прочее по церемон³алу. Представляясь къ Цзунъ-бинъ, садятся подлѣ на сторонѣ; подаютъ чай. Прочее по церемон³алу представлен³я прочихъ низшихъ офицеровъ къ Тьхи-ду и другимъ старшимъ офицерамъ. Офицеры маньчжускихъ Гарнизоновъ въ губерн³яхъ являются къ старшимъ по церемон³алу для осьми Знаменъ въ Пекинъ.
   6) На представлен³е прочихъ чиновниковъ къ своимъ начальникамъ.
   Чиновники и гражданск³е и военные, служащ³е при Главноначальствующихъ путей водянаго сообщен³я и хлѣбнаго сплава, оба (во 2 кл.) представляются къ старшимъ по церемон³алу подчиненныхъ чиновниковъ въ отношен³и къ ихъ начальникамъ. Пристава соляной развозки и соляные Прокуроры (оба въ 1 кл.) представляются къ Главному соляному приставу также, какъ Областные Правители къ Генералъ-Губернатору. Учители представляются къ Попечителю училищъ какъ къ Генералъ-Губернатору и Губернатору. Попечитель училищъ стоя принимаетъ ихъ учтивость.
   7) На свидан³е гражданскихъ чиновниковъ взаимно не подчиненныхъ.
   Тьхи-ду, посѣщая Генералъ-Губернатора, въѣзжаетъ во дворъ среднимъ проходомъ, и сходитъ съ лошади. Генералъ-Губернаторъ садится по срединѣ, а Тьхи-ду на сторонѣ. Когда Цзунъ-бинъ представляется къ Генералъ-Губернатору, то послѣдн³й встрѣчаетъ его на крыльцѣ {T. e. у самаго входа въ залъ.}, и провожаетъ также. Прочее по церемон³алу представлен³я Предсѣдателей и Прокуроровъ. Генералъ-Губернаторъ, отвѣтствуя ему визитомъ, выходитъ изъ носилокъ подъ кровельнымъ свѣсомъ. Цзунъ-бинъ встрѣчаетъ его за церемон³альными воротами, и провожаетъ также. Когда Генералъ-Губернаторъ осматриваетъ губернск³я войска, то Цзунъ-бинъ поступаетъ по церемон³алу, какъ Предсѣдатели и Прокуроры въ первый разъ являются къ Генералъ-Губернатору. Предъ его прибыт³емъ Цзунъ-бинъ выѣзжаетъ для встрѣчи за городъ, и на дорогѣ разбиваетъ ставку для подчиван³я чаемъ. По прибыт³и на учебное поле Цзунъ-бинъ ожидаетъ, какъ Генералъ-Губернаторъ сядетъ; потомъ, обратясь лицемъ къ сѣверу, дѣлаетъ ему донесен³е, а послѣ сего три поклона въ поясъ. Генералъ-Губернаторъ вставъ съ мѣста отвѣчаетъ ему поклономъ. Цзунъ-бинъ садится на сторонѣ {У каждаго свой столъ.}. По окончан³и дѣла Генералъ-Губернаторъ садится въ носилки. Цзунъ-бинъ провожаетъ его до того мѣста, гдѣ встрѣтилъ, и опять въ ставкѣ подчиваетъ чаемъ. Фу-цзянъ, представляясь къ Генералъ-Губернатору, сходитъ съ лошади за большими воротами, и входитъ въ залъ восточною дверью. Генералъ-Губернаторъ увольняетъ его отъ развертыван³я вида на должность. При первомъ свидан³и Фу-цзянъ бываетъ въ парадномъ одѣян³и съ саблею при бедрѣ; при обыкновенномъ же представлен³и только съ саблею, и всегда дѣлаетъ три поклона обратясь къ сѣверу; при прощан³и дѣлаетъ три поклона въ поясъ и выходитъ. При первомъ представлен³и къ Губернатору онъ также увольняется отъ развертыван³я вида; обрядъ донесен³я исполняетъ въ залѣ, и послѣ сего дѣлаетъ три поклона въ поясъ. Губернаторъ провожаетъ его до воротъ у щита. Когда Цань-цзянъ, или Ю-цзи представляются къ Губернатору, то послѣдн³й встрѣчаетъ ихъ подъ кровельнымъ свѣсомъ и провожаетъ до сего же мѣста. Прочее сходствуетъ съ высшимъ. Низш³е офицеры представляются къ Генералъ-Губернатору и Губернатору по церемон³алу подчиненныхъ чиновниковъ.
   8) На представлен³е инородческихъ чиновниковъ къ китайскимъ начальникамъ.
   Туркистанск³е Беки, Торготы и Тангуты изъ Цзинь-чуань, являясь къ мѣстнымъ китайскимъ Коммендантамъ въ Присутственное мѣсто въ 1 и 15-е числа каждаго мѣсяца, дѣлаютъ одно колѣнопреклонен³е, а при частномъ свидан³и по какимъ либо дѣламъ не дѣлаютъ сего.
   9) На представлен³е гражданскихъ чиновниковъ къ военнымъ начальникамъ.
   Предсѣдатель, Прокуроръ и Приставъ соляной развозки представляясь къ Тьхи-ду выходятъ изъ носилокъ у церемон³альныхъ воротъ. Тьхи-ду встрѣчаетъ ихъ подъ кровельнымъ свѣсомъ и провожаетъ до тогожъ мѣста Онъ садится прямо, а тѣ на сторонѣ. Тьхи-ду, отвѣтствуя визитомъ сходитъ съ лошади у церемон³альныхъ воротъ, гдѣ и встрѣчаютъ его; провожаютъ до этого же мѣста. Областный Правитель и помощники его, представляясь къ Тьхи-ду, выходятъ изъ носилокъ или сходятъ съ лошадей за большими воротами и входятъ среднимъ проходомъ. Тьхи-ду встрѣчаетъ ихъ подъ кровельнымъ свѣсомъ, и провожаетъ до этого же мѣста. Въ залѣ садится онъ прямо, а тѣ на сторонѣ. Когда они представляются къ Цзунъ-бинъ, то выходятъ изъ носилокъ или сходятъ съ лошадей за вторыми воротами. Цзунъ-бинъ встрѣчаетъ ихъ на крыльцѣ и провожаетъ до этого же мѣста. Прочее сходствуетъ съ представлен³емъ Предсѣдателей и Прокуроровъ къ Тьхи-ду. Окружные и уѣздные Правители, представляясь къ Тьхи-ду и Цзунъ-бинъ, выходятъ изъ носилокъ или сходятъ съ лошадей за большими воротами. Къ Тьхи-ду входятъ восточною дверью; ихъ не встрѣчаютъ и не провожаютъ; а Цзунъ-бинъ встрѣчаетъ ихъ подъ кровельнымъ свѣсомъ, и провожаетъ до этого же мѣста. Тьхи-ду и Цзунъ-бинъ садятся на старшемъ мѣстѣ, а тѣ на сторонѣ.
   10) На представлен³е гражданскихъ чиновниковъ къ постороннимъ высшимъ чиновникамъ.
   Предсѣдатели, Прокуроры и друг³е чиновники губерн³и Чжи-ли представляются къ Главноначальствующимъ путей водянаго сообщен³я и хлѣбнаго сплава по церемон³алу представлен³я къ Генералъ-Губернатору и Губернатору. Къ попечителю училищъ, если онъ 5-го класса и выше, такимъ же образомъ представляются Областные и независимые Окружные Правители, также Помощники Областнаго Правителя входятъ въ ворота среднимъ проходомъ и не докладываютъ о себѣ. Встрѣчаютъ ихъ за щитомъ, и провожаютъ до этого же мѣста. Прочее по церемон³алу представлен³я Предсѣдателей и Прокуроровъ къ Генералъ-Губернатору и Губернатору. попечитель училищъ отвѣтствуетъ визитомъ съ малымъ билетомъ. Окружные и уѣздные Правители совершаютъ обрядъ представлен³я въ залѣ. Попечитель училищъ, вставъ съ мѣста, отвѣтствуетъ имъ поклономъ въ поясъ, и провожаетъ ихъ до воротъ у щита. Прочее сходствуетъ съ представлен³емъ къ начальнику губерн³и. Низш³е гражданск³е чиновники представляются къ нему какъ къ начальнику губерн³и. Предсѣдатели, Прокуроры и проч³е чиновники къ Главному соляному Приставу, и къ отправленному Государемъ чиновнику представляются какъ къ Попечителю училищъ, ежели онъ и выше 5 кл.
   в) Въ обрядахъ принят³я гостей.
   Церемон³алъ принят³я гостей раздѣляется
   1) На свидан³е лицъ равныхъ между собою въ столицѣ:
   При свидан³и столичныхъ чиновниковъ равныхъ по чину какъ скоро гость пр³ѣдетъ къ воротамъ, то слуга сказываетъ привратнику, а привратникъ докладываетъ хозяину, который въ приличномъ одѣян³й встрѣчаетъ гостя въ большихъ воротахъ. Послѣ взаимнаго поклона въ поясъ входятъ во дворъ. Хозяинъ при каждыхъ воротахъ уступаетъ гостю передъ; предъ крыльцомъ проситъ его идти на верхъ, дошедъ до дверей проситъ войти. По входѣ и гость и хозяинъ дѣлаютъ двукратное поклонен³е къ сѣверу. Послѣ сего хозяинъ ставитъ для гостя стулъ лицемъ къ западу. Гость благодаря за учтивость кланястся въ поясъ. Хозяинъ отвѣтствуетъ такимъ же поклономъ. Гость и хозяинъ садятся. Слуга подаетъ чай. Гость, принявъ чай, кланяется въ поясъ; хозяинъ тѣмъ же отвѣтствуетъ. Пьютъ чай и продолжаютъ разговоръ. Гость, прощаясь кланяется въ поясъ; хозяинъ тѣмъ же отвѣтствуетъ. По сходѣ съ крыльца гость прощается; хозяинъ настоятельно желаетъ проводить его, и провожаетъ за больш³я ворота; и когда гость сядетъ въ носилки или на лошадь, то хозяинъ возвращается.
   2) На свидан³е высшихъ чиновниковъ между собою въ столицѣ.
   Президенты Палатъ и Члены Прокурорскаго Приказа (всѣ во 2 кл.) обращаются съ Министрами (въ 1 кл.) какъ равные. Если гость выше однимъ чиномъ, то хозяинъ поспѣшаетъ поставить стулъ для гостя. Гость благодаритъ и поспѣшаетъ поставить стулъ для хозяина. Хозяинъ благодаритъ. Прочее сходствуетъ съ высшимъ.
   3) На свидан³е низшихъ чиновниковъ съ высшими въ столицѣ.
   Члены Присутственныхъ мѣстъ отъ 3 кл. и ниже, когда представляются Министру; послѣдн³й встрѣчаетъ ихъ внутри церемон³альныхъ воротъ; провожаетъ за больш³я ворота; только не смотритъ, какъ гость садится въ носилки или на лошадь. Такимъ же образомъ Члены Конторъ (въ 9 кл.) и Прокуроры представляются къ Членамъ Прокурорскаго Приказа и къ Президентамъ Палатъ. Когда чиновники отъ 9 по 14 класса представляются Министру, то послѣдн³й встрѣчаетъ ихъ у крыльца. Гость всходитъ восточнымъ сходомъ въ слѣдъ за хозяиномъ. По входѣ въ залъ гость дѣлаетъ поклонен³е - обратясь къ сѣверу, а послѣ привѣтств³я дѣлаетъ три поклона въ поясъ. Хозяинъ, обратясь къ востоку отвѣтствуетъ поклономъ же. Гость поспѣшаетъ, поставить стулъ для "хозяина; хозяинъ отклоняетъ учтивость". Гость настоитъ и ставитъ стулъ, и обратясь въ лѣво дѣлаетъ поклонъ въ поясъ. Хозяинъ отвѣтствуетъ такимъ же поклономъ. Гость садится лицемъ къ западу,: а хозяинъ къ сѣверовостоку. При прощан³и гость по прежнему дѣлаетъ три поклона въ поясъ. Хозяинъ провожаетъ его за церемон³альныя же ворота. Прочее сходствуетъ съ высшимъ. Члены Приказа ученыхъ и Наслѣдничьяго Правлен³я, также Члены Конторъ когда являются къ чиновникамъ отъ 3 до 6 класса, принимаются какъ гость однимъ классомъ ниже хозяина, а при свидан³и съ чиновниками отъ 1 до 10-го класса обращаются какъ равные.
   4) На свидан³е гражданскихъ и военныхъ чиновниковъ въ губерн³и Чжи-ли.
   Въ губерн³и Чжи-ли при свидан³и гражданскихъ и военныхъ чиновниковъ равныхъ между собою, когда гость подъѣдетъ къ воротамъ Присутственнаго мѣста, то слуга сказываетъ его имя; привратники отворяютъ ворота и гость въѣзжаетъ среднимъ проходомъ. Слуги остаются за церемон³альными воротами. Хозяинъ выходитъ для встрѣчи, между тѣмъ гость подъѣзжаетъ къ гостинному залу, и подъ кровельнымъ свѣсомъ выходитъ изъ носилокъ или сходитъ съ лошади. Хозяинъ проситъ войти въ залъ - по церемон³алу столичныхъ чиновниковъ. При прощан³и провожаетъ подъ кровельный свѣсъ, и смотритъ, пока гость сядетъ въ носилки или на лошадь Генералъ-Губернаторъ. Главноначальствующ³е путей водянаго сообщен³я и хлѣбнаго сплава, при свидан³и съ Губернаторомъ, Генералъ-Губернаторъ и Губернаторъ при свидан³и съ Главными Соляными Приставами, Директоры казенныхъ мануфактуръ при свидан³и съ чиновниками посланными отъ Государя съ поручен³ями, Тьхи-ду при свидан³и съ Цзунъ-бинъ, Тьхи-ду и Цзунъ-бинъ при свидан³и съ Губернаторомъ, Тьхи-ду съ княжескимъ достоинствомъ при свидан³и съ Генералъ-Губернаторомъ, въ Чжи-ли Корпусный Начальникъ и Помощникъ его при свидан³и съ Генералъ-Губернаторомъ и Тьхи-ду, Цзунъ-бинъ при свидан³и съ Фу-цзянъ - неподчиненнымъ ему, Помощникъ Корпуснаго начальника и Цзунъ-бинъ при свидан³и съ Предсѣдателями и Прокурорами - однимъ словомъ, гражданск³е и военные чиновники не подчиненные другъ другу, смотря по чинамъ, при взаимномъ свидан³и сообразуются съ вышеизложеннымъ церемон³аломъ. Ежели Генералъ-Губернаторъ или Губернаторъ губерн³и Чжи-ли принимаетъ иностраннаго Короля (зависимаго), то по прибыт³и гостя къ палисаднымъ воротамъ, сопровождающ³е чиновники сказываютъ объ немъ; управляющ³е чиновники докладываютъ далѣе. Гость въ носилкахъ подъѣзжаетъ къ гостинному залу. Генералъ-Губернаторъ или Губернаторъ ведетъ гостя въ залъ. Гость лицемъ къ западу, а хозяинъ къ востоку. Гость дѣлаетъ одно колѣнопреклонен³е съ тремя земными поклонами. Хозяинъ отвѣчаетъ ему поклонен³емъ. Всходятъ на крыльцо - гость восточною, хозяинъ западною стороною, и подходятъ къ мѣстамъ, гдѣ должно сѣсть. Сопровождающ³е чиновники у крыльца - обратясь на сѣверозападъ дѣлаютъ одно колѣнопреклонен³е съ тремя земными поклонами. Распоряжающ³е чиновники подносятъ чай. Гость, принявъ чай, дѣлаетъ поклонъ въ поясъ; хозяинъ отвѣтствуетъ такимъ же поклономъ. Послѣ чая хозяинъ чрезъ переводчика изъявляетъ учтивость. По окончан³и сего сопровождающ³е чиновники у крыльца дѣлаютъ земной поклонъ съ колѣнопреклонен³емъ, и прежде выходятъ. Гость вставъ съ мѣста дѣлаетъ поклонъ и прощается. Хозяинъ отвѣтствуетъ ему; сошедъ съ крыльца провожаетъ гостя до носилокъ и возвращается. Предсѣдатели и Прокуроры принимаютъ его какъ гостя.
   г. Въ обрядахъ представлен³я учениковъ къ учителю.
   Церемон³алъ представлен³я учениковъ къ учителю имѣетъ отлич³е отъ высшихъ церемон³аловъ. Учащ³йся, являясь въ первый разъ въ училище, бываетъ въ ученической Формѣ, и употребляетъ малый билетъ. Управитель вводитъ ученика въ залъ восточнымъ крыльцомъ; ученикъ по входѣ, обратясь лицемъ на сѣверъ, дѣлаетъ три поклона въ поясъ; учитель стоя принимаетъ его учтивость. Ученикъ становится на лѣвой сторонѣ. При выходѣ еще дѣлаетъ три поклона въ поясъ. Ежели посѣщаетъ учителя въ домѣ; то пока докладываютъ объ немъ, дожидается въ воротахъ, и по приглашен³и учителя входитъ. Учитель встрѣчаетъ на крыльцѣ; ученикъ поднявшись на крыльцо, дѣлаетъ поклонъ въ поясъ, и вслѣдъ за учителемъ идетъ въ залъ. По входъ двукратно кланяется до земли обратясь лицемъ къ сѣверу; учитель лицемъ къ западу отвѣчаетъ ему поклономъ въ поясъ. Ученикъ ставитъ стулъ для учителя. Учитель указываетъ ему мѣсто, и ученикъ лицемъ къ сѣверу дѣлаетъ поклонъ въ поясъ. Учитель садится лицемъ на сѣверовостокъ, а ученикъ лицемъ къ западу. Ежели ученикъ проѣздомъ видится съ учителемъ, то садятся оба лицемъ другъ къ другу, а при вопросахъ ученикъ кланяется въ поясъ. При подачѣ чая кланяется въ поясъ-же. При выходѣ дѣлаетъ - лицемъ на сѣверъ - три поклона въ поясъ. Учитель тѣмъ же отвѣчаетъ, и провожая ученика идетъ впереди, а ученикъ слѣдуетъ за нимъ. По выходѣ за вторыя ворота, ученикъ дѣлаетъ три поклона въ поясъ, и ожидаетъ, пока учитель обратно уйдетъ. Такимъ же образомъ учащ³еся поступаютъ при свидан³и съ учителями и во всѣхъ другихъ мѣстахъ. Вообще низш³е предъ высшими, младш³е предъ старшими обязаны поступать, какъ ученики поступаютъ предъ учителями. Высш³е и старш³е не провожаютъ. Если же высш³й или старш³й дѣлаетъ посѣщен³е, то провожаютъ ихъ за больш³я ворота.
   Для князей 12-ти степеней пространно изложено, какимъ образомъ они должны поступать между собою, когда встрѣтятся на дорогѣ или въ воротахъ, т. е. кто долженъ посторониться, остановиться, или даже сойти съ лошади.
  

XXII. ПИЩА КИТАЙЦЕВЪ.

  
   Народы разныхъ странъ и климатовъ въ употреблен³и снѣдныхъ вещей наиболѣе руководствуются привычкою; а привычка пр³обрѣтается изобил³емъ оныхъ на мѣстѣ долговременнаго ихъ пребыван³я. Аз³атск³е народы теплыхъ странъ питаются болѣе рисомъ; народы жаркихъ странъ плодами пальмъ; въ сѣверной Европѣ хлѣбъ ржаный, въ южной пшеничный составляютъ коренную пищу; кочевые питаются мясомъ и молокомъ животныхъ, не разбирая породы ихъ. Это мы говоримъ о коренной пищѣ народовъ. Гастроном³я усвоила себѣ снѣдное различныхъ климатовъ, даже часто противоположныхъ другъ другу: но здѣсь также много дѣйствуетъ привычка, которой подчиняются даже и прихоти вкуса. Только нужда и голодъ на время измѣняютъ нашу привычку, и приневоливаютъ иногда употреблять так³я снѣди, къ которымъ мы отъ самаго рожден³я имѣемъ отвращен³е. Истины с³и столь очевидны повсюду, что не требуютъ ни объяснен³й ни доказательствъ.
   Въ сѣверномъ Китаѣ хорошо родится просо и пшеница; рисъ сѣется въ небольшомъ количествѣ: почему и коренная пища сѣверныхъ Китайцевъ состоитъ въ кашъ изъ разныхъ просъ. Въ Пекинъ и другихъ городахъ употребляютъ для сего и рисъ, но болѣе доставляемый изъ южныхъ странъ; въ южномъ Китаѣ на оборотъ. Въ приправу для вкуса бѣдные обыкновенно употребляютъ шаткованную рѣдьку или другой какой либо овощь и зелень соленые. Очень не мног³е и то изрѣдка лакомятся жаренымъ или жаренымъ мясомъ. Напротивъ достаточные употребляютъ говядину, свинину, баранину, поросятъ, курицъ, утокъ и разную рыбу, къ которой причисляются черепахи, снѣдныя лягушки, рѣчные раки, круглые раки (морск³е пауки), мясо рѣчныхъ раковинъ и улитокъ; изъ дичины: кабановъ, оленей, козуль, зайцевъ, Фазановъ, куропатокъ" рябчиковъ, перепелокъ, овсянокъ, воробьевъ, турпановъ. Крестецъ оленя считается чрезвычайно лакомымъ кушаньемъ и стоитъ дороже самаго оленя. Все упомянутое принадлежитъ къ разряду чистыхъ снѣдей. Въ губерн³и Фу-цзянь и въ нѣкоторыхъ другихъ мѣстахъ, жирный щенокъ собач³й, а въ губерн³и Гуанъ-дунъ мясо полоза (болыыаго змѣя сѣроватаго) составляютъ лучшее блюдо въ этикетномъ столѣ. Мясо домашнихъ гусей считаютъ грубымъ; и потому неупотребляютъ ихъ въ пищу. Бѣднѣйш³й классъ, при полномъ недостаткѣ всѣхъ средствъ къ пропитан³ю, ѣстъ все безъ разбора, верблюжину, коневину, ослятину, собакъ, кошекъ, жесткокрылыхъ насѣкомыхъ, разныхъ звѣрковъ и птицъ нечистыхъ, даже самоиздохшихъ. При неурожаѣ хлѣба ѣдятъ листъ съ разныхъ деревъ и коренья полевыхъ травъ отваренные въ водѣ. Но въ съѣстныхъ трактирахъ, особенно въ большихъ городахъ, ничего нечистаго въ приготовляемыхъ кушаньяхъ неупотребляютъ.
   Изъ пшеницы дѣлаютъ одну крупитчатую муку часто съ примѣсью бобовой; лучшая мука изъ риса. Изъ муки приготовляютъ сдобные хлѣбцы и пирожное въ многоразличныхъ видахъ; а также квашеныя булки. Крахмалъ изъ корней лотоса и сараны употребляютъ въ видѣ киселька больные и на завтракахъ. Изъ муки просяной, гороховой, ржаной и гречневой пекутъ булки для рабочаго народа, но въ самомъ маломъ количествѣ. Рожъ родится только по сѣверной границъ, и болѣе идетъ на винокурен³и и въ кормъ скоту.
   Для приправы кушаньевъ употребляютъ ласточкины гнѣзда, перья аккулы, черныхъ морскихъ червей (хай шень) {Принадл. къ роду холотур³евъ; морскихъ кубышекъ.}, голубиныя яица, разные свѣж³е и сушеные грибы, корневые ростки бамбука, морскую капусту, оленьи и воловьи жилы, уксусъ, горосчатый перецъ, свѣж³й инбирь, развертывающ³еся росточки пахучаго ясеня, разную огородную зелень, какъ-то: петрушку, пастарнакъ, шпинатъ, капусту, салатъ, портулакъ, чеснокъ, разные виды лука, молодыя стрѣлки чеснока, малоросс³йскую лебѣду и бѣлую и красную; изъ овощей: различные виды тыквъ, огурцы, морковь, рѣпу, паровую рѣдьку, брѣдовку, брюкву, горчичный корень, китайск³й картофель. Но китайцы въ приправу вовсе не употребляютъ ни корицы, ни гвоздики, ни мушкатнаго цвѣта. Неболышой отзывъ сими вещами производитъ въ Китайцѣ позывъ на тошноту. Господствующ³й вкусъ требуетъ, чтобы менѣе было соли въ кушаньѣ: почему солятъ разную зелень и овощь для употреблен³я вмѣсто соли, которой неподаютъ на столъ.
   Въ домашнемъ столѣ щей и суповъ почти небываетъ; мѣсто ихъ занимаетъ пряженое мелко изрубленное мясо. Для сдобливан³я и пряжен³я употребляютъ только кунжутное масло, и вытопленное почечное свиное сало. Въ Китаѣ нѣтъ скотоводства. Говядину, масло коровье и барановъ доставляютъ изъ Монгол³и: почему изъ Китайцевъ только живущ³е по сѣверной границѣ, также Маньчжуры и Монголы, переселивш³еся въ Китай, могутъ употреблять говядину, баранину, коровье масло и молоко. Южные китайцы брезгуютъ этими вещами также, какъ въ Европѣ брезгуютъ падалью и всякою нечистою пищею, даже торгъ ими исключительно предоставленъ окитаившимся Туркистанцамъ., которые очень многочисленны въ сѣверной половинѣ Китая. Въ ихъ только лавкахъ можно найти молоко и кушанье изъ баранины.
   Общ³й вкусъ Китайцевъ въ приправѣ кушанья близокъ къ Европейскому. Небольшая пряность и кислота необходимы. Для первой употребляютъ свѣж³й инбирь и горосчатый перецъ, а для второй видъ краснаго теста изъ гороховой муки, выкиснувшаго съ солью. Въ соузныя подливки вмѣсто пшеничной муки кладутъ крахмалъ изъ инд³йской чечевицы.
   Пищу приготовляютъ не на очагахъ, не въ печахъ и не на плитахъ, Вмѣсто этого складываютъ изъ кирпича низеньк³я печки лу-цзы въ видѣ жаровни - съ двумя небольшими отверст³ями, изъ коихъ одно въ низу съ боку, а другое сверху посрединѣ. Эти отверст³я имѣютъ отъ 3 до 4 дюймовъ въ поперечникѣ. Чрезъ верхнее отверст³е кладутъ каменный уголь въ жаровую тушу, гдѣ онъ ложится на желѣзныя поперечинки; а огонь разводится:и поддерживается чрезъ нижнее отверст³е съ боку. Надъ огнемъ верхняго отверст³я варятъ кашу въ глиняныхъ котелкахъ, соусы и жарк³я готовятъ въ чугунныхъ чашахъ и желѣзныхъ ковшахъ. Мѣдной посуды не имѣютъ, исключая нелуженыхъ чайниковъ для согрѣван³я воды на чай. Хлѣбцы и пирожное пекутъ въ чугунныхъ чашахъ и на противняхъ съ крышкою; или въ деревянныхъ обечайкахъ съ решетчатымъ дномъ, которыя - одна надъ другою въ нѣсколько рядовъ - ставятся въ чугунную чашу надъ паромъ кипячей воды, и сверху плотно накрываются. Послѣднимъ способомъ вообще подогрѣваютъ всѣ холодныя кушанья. Есть печи съ жаровою тушею - цзао, складываемыя въ видѣ нашихъ каминовъ, но безъ дымоваго отверст³я, которое какъ у русскихъ печей дѣлается снаружи. Въ сихъ печкахъ - не закрывая дымоваго отверст³я - жарятъ утокъ, поросятъ, барановъ и свиней - вѣшая ихъ на крючья въ печи, а жаръ сгребаютъ въ устье печки. Отъ сего огня кожа на жаркомъ безъ пригори такъ прожаривается, что разсыпается въ роту, и чрезвычайно бываетъ вкусна. Жарятся иногда цѣльныя штуки или части и на вертелѣ - надъ прогорѣвшими углями.
   Китайцы не употребляютъ ни ножей ни вилокъ при столѣ, а всякую пищу, исключая жидкихъ, берутъ двумя палочками, имѣющими отъ 8 до 10 дюймовъ длины: почему мясо и проч., для удобности брать палочками, приготовляется изрѣзанное въ кусочки. Жареное цѣлыми штуками или большими частями подается на столъ разрѣзанное на кусочи, а въ похлебкахъ цѣлыя штуки или части увариваются до такой мягкости, что и палочками очень легко отдѣлять отъ нихъ небольш³е кусочки. Употреблять похлебки ложками - не въ обыкновен³и: почему и ложекъ, если нужно, подаютъ на столъ не болѣе двухъ для нѣсколькихъ человѣкъ. Ложки у них

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа