Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917, Страница 37

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917



навливается по фразе письма: "в воскресенье 15 ноября... в театре Мошнина".
  
   1 Станиславский приглашал Н. К. Шлезингера на премьеру спектакля "Майорша" И. Шпажинского, в котором он исполнял роль арендатора мельницы Карягина. Этот спектакль Московского музыкально-драматического любительского кружка состоялся 15 ноября 1887 г. в помещении театра К. В. Мошнина.
   2 Перевощиков Дмитрий Петрович - брат М. П. Перевощиковой (Лилиной).
   Шидловская (Шиловская) Евгения Викторовна - участница любительских кружков, приглашенная Станиславским в Общество искусства и литературы.
  

11*

   Печатается по подлиннику Государственного центрального музея музыкальной культуры (архив РМО, No 2, инв. No 201).
   Третьяков Сергей Михайлович (1834-1892) - известный коллекционер живописи, один из основателей Третьяковской галереи, член дирекции московского отделения Русского музыкального общества.
  
   1 В московском отделении РМО было пять директоров: П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков, К. С. Алексеев (Станиславский) и П. И. Юргенсон.
  

12*

  
   Послано в Самару.
   Год устанавливается по содержанию письма ("Горькая судьбина" была поставлена в Обществе искусства и литературы 11 декабря 1888 г.). Дата уточняется по словам: "недавно... в троицын день".
  
   1 Вскоре болезнь младшего брата Паши приняла угрожающий характер, и Станиславский вместе с З. С. Соколовой выехали на Висячий хутор (дача под Самарой). Члены семьи поочередно дежурили у постели больного. В письме к В. С. Алексееву от 7 июня 1888 г. Станиславский рассказывает: "Я, в мою очередь, входил на минутку к Паве, но, каюсь, не мог долго оставаться там, мне слишком ясно вспомнился Фифа [Кашкадамов]. Однако не заключай из этого, что я раскис... я не растеряюсь в серьезную минуту.
   ...Меня сейчас оторвали от этого письма фальшивой тревогой: думали, что Паша отходит... должно быть, до утра не доживет" (Музей МХАТ, архив КС). Смерть наступила 10 июня 1888 г.
   2 Елизавета Ивановна - Леонтьева, в молодости была гувернанткой матери Станиславского. Жила в доме Алексеевых до самой смерти.
   3 Степан Васильевич - Тараканов, управляющий домом Алексеевых у Красных ворот.
   4 Савелий Иванович - служащий в имении Алексеевых в Любимовке.
   5 Владимир Сергеевич был женат на Прасковье Алексеевне Захаровой. Шура и Коля - их дети.
   6 Милиоти Константин Юрьевич - друг отца Станиславского. Его жена - балерина Большого театра Полина Михайловна Карпакова.
  

13

   Письма к З. С. Соколовой печатаются по подлинникам, хранящимся в личном архиве ее дочери З. К. Васнецовой.
   Письмо No 13 относится ко времени организации Общества искусства и литературы; устав Общества был утвержден 7 августа 1888 г.
  
   1 "Брат много раз приглашал меня и Константина Константиновича [Соколова] войти активно актерами в их Общество, но я не могла: у меня была маленькая дочь... муж мой занялся хирургией и, хотя был очень талантлив как актер, считал, что годится лишь для любительских спектаклей",- вспоминала З. С. Соколова ("К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", стр. 402).
   2 Васильев - Флеров (Васильев) С. В.- см. письма к С. В. Флерову-Васильеву и прим. к ним.
   Гольцев - по-видимому, Гольцев Виктор Александрович, публицист и критик, редактор журнала "Русская мысль".
   3 Алекс. Влад.- Александра Владимировна Алексеева, родственница Станиславского.
   Далее перечислены московские семьи, большей частью близкие Алексеевым по родству и по общим театральным интересам.
   4 Александровские пьесы - пьесы Виктора Александрова (псевдоним В. А. Крылова).
   5 Станиславский называет любителей из Алексеевского кружка и других любительских трупп: сестры Зинаида и Анна (Нюша), брат Георгий (Юша), увлекавшийся актером Малого театра М. А. Решимовым, П. А. Алексеева (Панечка) и др. В труппу Общества из перечисленных Станиславским лиц вошли: Анна Сергеевна Штекер (псевдоним - Алеева), Мария Петровна Перевощикова (по сцене Лилина), Анна Михайловна Алянчикова (Лордина), Юлия Константиновна Деконская, Александр Александрович Федотов (Филиппов), врач Александр Павлович Деконский, редактор-издатель журнала "Артист" Федор Александрович Куманин (Карелин), Дмитрий Феофилактович Вансяцкий (Неволин), Петр Васильевич Погожев (выступал под фамилией Молчанов), Николай Сергеевич Третьяков (псевдоним Сергеев), Александр Акимович Шенберг (выступал в спектаклях Общества под фамилиями Бежин и Санин).
  

14

   Датируется по связи с предыдущим письмом.
  
   1 "Скупой рыцарь" А. С. Пушкина и "Жорж Данден" Мольера были сыграны в Обществе искусства и литературы 8 декабря 1888 г.
   В "Скупом рыцаре" Станиславский исполнял роль Барона, в комедии "Жорж Данден" - Сотанвиля.
  

15*

   Письма к С. В. Флерову печатаются по подлинникам, хранящимся в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина.
   Подлинник письма No 15 предоставлен для данного издания мемуарной комиссией Всероссийского театрального общества.
   Дата устанавливается по репетиции "Каменного гостя", которую провел Станиславский 16 февраля 1899 г. с новой исполнительницей роли Лауры - О. А. Поздняковой (Фосс).
   Флеров (Васильев) Сергей Васильевич (1841-1901) - театральный критик.
  
   1 Костюмированный бал и художественный праздник Общества искусства и литературы состоялся 18 февраля 1889 г. в залах Благородного собрания (ныне помещение Дома Союзов). Станиславский был одним из организаторов этого бала.
   2 Ватто Антуан (1684-1721) - французский живописец.
   3 Вольф М. О. - издатель и книготорговец.
   Готье - издатель иностранной литературы, владелец книжного магазина в Москве.
   Дурново Михаил Александрович (1837-1914) - артист Малого театра, преподавал дикцию, декламацию и сценические упражнения в училище при Обществе искусства и литературы.
   Павильон литературы был оформлен по рисункам Н. А. Богатова.
   4 Бодри и Брокар - владельцы фирм парфюмерных товаров.
   5 Декорацию к "Царству леших" писали художники К. А. Коровин, Ф. Л. Соллогуб, В. В. Переплетчиков, А. С. Степанов.
   6 В программе бала указывалось, что декорация "Сельской ярмарки" была сделана по рисункам Н. А. Богатова.
   7 Декорация "Кавказа" была выполнена по рисункам Н. А. Богатова.
   8 Декорации В. М. Васнецова к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", поставленной в Русской частной опере С. И. Мамонтова.
   9 Берендейки - действующие лица в опере "Снегурочка".
   10 Мамонтов Савва Иванович - см. письма к нему.

16*

   Дата устанавливается по "Художественным записям", где говорится о последнем спектакле сезона, сыгранном 13 апреля 1889 г.
  
   1 "Вернувшись в уборную, я нашел уже там Шлезингера, который смотрел пьесу в первый раз. Он был в восторге..." (Собр. соч., т. 5, стр. 113).

17*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Государственной Третьяковской галерее (отдел рукописей, фонд В. Д. Поленова, No 54/1180). Дата помечена на письме неизвестным лицом.
   Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) - художник, входивший в объединение "передвижников", наряду со станковой живописью широкой известностью пользуются его театральные декорации. Народный художник РСФСР.
   Знакомство с Поленовым состоялось еще в юношеские годы Станиславского, когда они выступали в спектаклях Мамонтовского кружка. Поленов писал декорации к спектаклям кружка. "Обыкновенно,- вспоминал Станиславский,- спектакли происходили во время рождественских праздников. Тогда на целую неделю или на две весь дом превращался в театральные мастерские и швальни. В одной из комнат расстилалось полотно для Василия Дмитриевича Поленова, и он со своим молоденьким помощником К. А. Коровиным готовил декорацию своего акта" ("Воспоминания о С. И. Мамонтове", Собр. соч., т. 6, стр. 98).
  
   1 Выйдя из состава правления Общества искусства и литературы, Поленов остался членом Общества и прислал членский взнос (25 руб. серебром).

18*

   Дата устанавливается по году женитьбы Станиславского.
  
   1 Перевощикова (Лилина) Мария Петровна (1866-1943) - в то время артистка Общества искусства и литературы, позднее - Московского Художественного театра.
   Дочь нотариуса, классная дама Екатерининского института для благородных девиц, Лилина тайком от начальства участвовала в любительских спектаклях. Ее первое совместное выступление со Станиславским состоялось 29 февраля 1888 г. в пьесе В. Крылова "Баловень".
   День их венчания - 5 июля 1889 г.

19

   Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом.
  

20*

   Письма к А. Г. Достоевской публикуются по подлинникам, находящимся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (шифр Дост/II, 9/3).
   Достоевская Анна Григорьевна (1846-1918) - жена Ф. М. Достоевского.
  
   1 "Фому Опискина назвал Фомой Оплевкиным, Обноскова - Отрепьевым, Мизинчикова - Пальчиковым и т. п. В таком виде пьеса была разрешена цензурой почти без помарок",- рассказывает Станиславский (Собр. соч., т. 1, стр. 138). На рукописи инсценировки было указано, что "сюжет заимствован".
   2 Станиславский поставил спектакль "Фома" в Обществе искусства и литературы в 1891 г. и исполнял роль Костенева (Ростанева). Главу "Моей жизни в искусстве", в которой описано исполнение роли Ростанева, Станиславский назвал "Успех у себя самого". Эта его работа была высоко оценена критикой. "В роль Ростанева он вложил такую массу таланта, был так прост, так естествен... Верхом совершенства была у него сцена изгнания Фомы... Я смело заявляю, что русское общество теряет очень много от того, что такой художник, как г. Станиславский, подвизается на частной сцене" ("Развлечение", 1891, 1 декабря).
   Сохранились зарисовки декораций к "Селу Степанчикову", сделанные Станиславским (Музей МХАТ, архив КС). Художниками спектакля были К. А. Коровин и В. В. Гурнов.

21*

   1 Прочитав инсценировку повести "Село Степанчиково и его обитатели", сделанную Станиславским, А Г. Достоевская писала ему 28 марта 1890 г.: "Вы чрезвычайно умело справились с Вашею задачею. В таком виде вещь непременно должна иметь успех на сцене" (Музей МХАТ, архив КС).
   2 Юрьев Сергей Андреевич (1821-1888) - переводчик Шиллера, Лопе де Вега, Шекспира. Редактор журнала "Русская мысль".
  

22*

   1 Свою первую дочь К. С. Станиславский и М. П. Лилина назвали потом Ксенией. Через три месяца она умерла от воспаления легких.
   2 В это время в Москве гастролировала немецкая труппа придворного театра герцогства Саксен-Мейнинген (см. "Моя жизнь в искусстве", глава "Мейнингенцы").
   В марте 1890 г. Станиславский писал родителям: "По большей части мы читаем с нею (М. П. Лилиной) Шекспира, так как я готовлюсь к приезду Росси и мейнингенцев. Бедная Маруся, ей не удастся познакомиться с приезжими гостями" (Музей МХАТ, архив КС).
   3 "Дело Клемансо" - драма в 5 действиях Армана д'Артуа по роману Дюма-сына. Перевод с французского К. С. Станиславского. Станиславским уже были собраны "мотивы и эскизы декораций", но постановка осталась, неосуществленной.
   4 "Плоды просвещения".
   5 Ольга Тимофеевна - Перевощикова, мать М. П. Лилиной.
  

23*

   Письма к О. Т. Перевощиковой печатаются по подлинникам (Музей МХАТ, архив КС).
  
   1 8 июля 1890 г. праздновалась свадьба сестры Станиславского - Любови Сергеевны Алексеевой.
   2 В детстве братьев Алексеевых учили столярному делу, резьбе по дереву и т. д.
   3 Иматра - водопад в Финляндии.
  

24

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Государственном музее Л. Н. Толстого (отдел рукописей, КП 9390, 131/37).
   Письмо No 24 написано на бланке Общества искусства и литературы переписчиком, подписано Станиславским.
  
   1 Станиславский был режиссером спектакля "Плоды просвещения" и играл в нем роль Звездинцева (см. Собр. соч., т. 1, глава "Первая режиссерская работа в драме "Плоды просвещения").
   2 Был ли Л. Н. Толстой на спектакле "Плоды просвещения", установить не удалось.
  

25*

   Датируется по содержанию письма.
  
   1 Вера Карловна - сестра Н. К. Шлезингера.

26

   Печатается по подлиннику, принадлежащему Институту русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский дом), архив Д. В. Григоровича, из собрания И. А. Шляпкина, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 90.
   Год устанавливается по ответному письму Д. В. Григоровича от 1 ноября 1891 г. Дата, указанная Станиславским, ошибочна.
   Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1899) - писатель. С 1891 г. председатель петербургского Театрально-литературного комитета.
  
   1 "Замшевые люди" ("Заноза") - комедия в 5 действиях. Была поставлена в Александрийском театре 25 октября 1891 г. В Москве не шла.
   2 Федотова Гликерия Николаевна (1846-1925) - артистка Малого театра. Станиславский называл Федотову "вдохновительницей первых шагов". "Еще в те далекие дни,- писала Федотова об Обществе искусства и литературы,- когда кружок молодых людей, охваченных любовью к искусству... дружной сценической работой посеял то зерно, из которого вырос Московский Художественный театр, я всей душой участвовала в этом деле, помогая, по мере сил моих, любовью и советом" (из письма Г. Н. Федотовой Художественному театру от 14 января 1912 г. Музей МХАТ).
   3 Посмотрев спектакль "Фома", Григорович "прибежал в экстазе за кулисы, крича, что после "Ревизора" сцена не видала таких ярких, красочных образов",- вспоминал Станиславский (Собр. соч., т. 1, стр. 139).
   4 Отвечая Станиславскому 1 ноября 1891 г., Григорович писал: "Я буду весьма польщен видеть [пьесу], разыгранную на сцене Общества искусства и литературы теми артистами-любителями, о даровании которых я уже много слышал" (Музей МХАТ, архив КС).
   Однако пьеса "Замшевые люди" в Обществе искусства и литературы поставлена не была, так как автор, связавший себя переговорами с Дирекцией императорских театров, не имел возможности предоставить Обществу право первой постановки в Москве.
  

27*

   Год устанавливается предположительно, по содержанию письма. Не ранее 21 июля 1891 г.- года рождения дочери Киры. Не позднее 17 января 1893 г.- года смерти отца К. С. Станиславского, С. В. Алексеева.
  
   1 Имеется в виду репертуар московского частного театра Ф. А. Корша.

28*

   Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).
   Алексеев Борис Сергеевич (1871-1906) - младший брат Станиславского, в то время жил в Мюльгаузене (Германия). В Обществе искусства и литературы выступал под псевдонимом Борин. Один сезон, под псевдонимом Полянский, играл в Художественном театре.
  
   1 Пьеса Рихарда Фосса "Виновен" в Обществе искусства и литературы поставлена не была.
   2 Характерно, что уже для своих первых режиссерских работ Станиславский искал "натуру", полагая, что без хорошего знания эпохи и быта режиссеру трудно постигнуть внутреннюю сущность пьесы. Так, в письме к матери от 3 августа 1896 г. он просит передать его поручение старшему брату В. С. Алексееву: "Нет ли в Крейцнахе карточек эльзасских национальных костюмов и национальных песен, а также карточек эльзасской внутренности избы? Мы ставим пьесу из эльзасской жизни "Польский жид". Если собирание этих мотивов может доставить развлечение в скуке Вовосе - очень прошу его заняться. Если же это скучно - пусть забудет, я выпишу как-нибудь из Москвы" (Музей МХАТ, архив КС).
  

29

   Печатается по подлиннику (ГЦТМ имени А. А. Бахрушина).
   Письмо начато 5 августа 1894 г., послано, судя по почтовому штемпелю, 9 августа.
   В. В. Королев и Ф. Н. Щербачев - "старшины", администраторы Охотничьего клуба.
   Первые два сезона (1888/89 и 1889/90) Общество искусства и литературы давало спектакли в помещении на Тверской улице. Затем вынуждено было из-за недостатка средств передать это помещение Русскому Охотничьему клубу, взяв на себя обязательство ставить спектакли для семейных вечеров этого клуба.
   С сезона 1894/95 г., особенно после постановки "Уриэля Акосты", начинается новый расцвет Общества, возглавляемого Станиславским. В заключительный период работы Общества искусства и литературы (1895-1898) Станиславский завоевал широкое признание как актер и выдающийся режиссер-новатор.
   Требования Станиславского, выдвинутые в этом письме, предвосхищают некоторые преобразования театрального дела, осуществленные в Художественном театре.
  
   1 Прокофьев Иван Александрович - актер и режиссер Общества искусства и литературы. Впоследствии был пайщиком Художественного театра.
  

30*

   Письма к H. A. Попову печатаются по подлинникам, хранящимся в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325.
   Попов Николай Александрович (1871-1949) - театральный деятель, режиссер, драматург, историк театра, заслуженный артист РСФСР. Принимал участие в режиссерской работе Станиславского по спектаклю "Уриэль Акоста" в Обществе искусства и литературы и исполнял роль Бен-Акибы (см. воспоминания Н. А. Попова о К. С. Станиславском в сб. "О Станиславском", М., ВТО, 1948, стр. 185-222).
   1 Точно установить, о каких макетах идет речь, трудно, так как почти одновременно Станиславский выпускал два спектакля: "Светит, да не греет" (премьера 15 декабря 1894 г.) и "Уриэль Акоста" (9 января 1895 г.)
   2 Алексеев Игорь.
  

31*

  
   Датируется по связи со следующим письмом.
  
   1 Художником спектакля "Уриэль Акоста" был Ф. Н. Наврозов, работавший в то время на императорской сцене. В Обществе искусства и литературы Станиславский осуществил вместе с Наврозовым постановки: "Отелло", "Двенадцатая ночь", "Много шума из ничего", "Польский еврей".
  

32*

  
   1 Просмотр декораций "Уриэля Акосты" проходил за два месяца до премьеры, состоявшейся 9 января 1895 г. Это свидетельствует об исключительном по тем временам внимании к оформлению спектакля. Станиславский вникал во все подробности постановки. 4 января 1895 г. он послал, например, Н. А. Попову такую записку: "Завтра мне принесут фонари для 5-го акта, нужно будет их раскрашивать. Можно будет заняться этим во время репетиции... Ваш К. Алексеев" (ЦГАЛИ СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325).
  

33*

  
   Печатается по подлиннику (ГЦТМ имени А. А. Бахрушина).
  
   1 Действие трагедии К. Гуцкова "Уриэль Акоста" происходит в Голландии.
   2 Желябужская (Юрковская), по сцене Андреева, Мария Федоровна (см. далее письма к ней) в "Уриэле Акосте" исполняла роль Юдифи.
   3 Сцена отречения Уриэля Акосты требовала огромного напряжения душевных сил как от исполнителя центральной роли - Станиславского, так и от студентов, приглашенных для участия в массовых сценах.
   3 января 1895 г. мать Станиславского писала З. С. Соколовой: "В понедельник, 2-го, была репетиция "Акосты", продлилась она до 4 часов ночи... Жаль, что ты с мужем не увидишь Костю, он удивительно хорош, артист великий он. Так моментами за сердце хватает, за него страшно становится, например, когда он свое отречение читает и перед проклятием во время монолога" ("К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", стр. 405).
   По свидетельству H. E. Эфроса, в тот момент, когда разъяренная толпа религиозных фанатиков с ревом бросалась на Акосту, было "жутко сидеть в театре", казалось, что она "разорвет Акосту в клочья" ("Артист", 1895, No 45).
  

34*

  
   1 Возобновление "Последней жертвы" состоялось 2 февраля 1895 г. Роль Юлии Тугиной исполняла сестра Станиславского Анна Сергеевна Штекер (Алеева).
   Газетные отзывы дают известное представление о результатах работы Станиславского с Алеевой: "В ее исполнении не было ничего искусственного, театрального, условного, профессионально-актерского. Она играла, что называется, от души" ("Московские ведомости", 24 апреля 1895 г.).
  

35*

   Письма к Г. Н. Федотовой печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
  
   1 Г. Н. Федотова взяла двухлетний отпуск и уехала на гастроли в провинцию. "Еду учиться играть старух",- объясняла она причину своего отъезда. В то время Федотова переходила на новое амплуа. Так, в "Волках и овцах" она играла уже не Глафиру, а Мурзавецкую.
   2 12 февраля 1895 г. Федотова исполняла роль старухи Шелковкиной в пьесе Вл. И. Немировича-Данченко "Золото".
  

36*

   Письма к А. П. Ленскому печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
   Ленский Александр Павлович (1847-1908) - крупнейший театральный деятель, выдающийся актер и режиссер Малого театра. Станиславский с большим интересом следил за педагогическими и режиссерскими исканиями А. П. Ленского.
  

37*

   На почтовом штемпеле указана дата получения письма.
  
   1 В Париже у поставщиков французских театров Станиславский покупал материи для костюмов Отелло и Дездемоны, подбирал серьги для Отелло, пряжки для его плаща и т. д. Он покупал также старинное оружие, гобелены, книги по истории костюма, заказывал обувь для Родриго и других действующих лиц "Отелло" (см. записную книжку К. С. Станиславского за 1895 г., Музей МХАТ, архив КС).
   Роль Родриго исполнял Д. Ф. Неволин (Вансяцкий).
   2 Несмелов - по-видимому, переписчик ролей.
   3 "Власть тьмы" Л. Н. Толстого в 1895 г. была включена в репертуар театра петербургского Литературно-артистического кружка. А. С. Суворин был владельцем этого театра. По-видимому, Станиславский участвовал в подготовке сценической редакции текста.
   У Л. Н. Толстого было два печатных варианта четвертого акта. Встретившись с Л. Н. Толстым в Туле (1893), Станиславский предложил ему соединить эти два варианта, "чтобы помешать досадной остановке действия в самый кульминационный момент драмы" (см. Собр. соч., т. 1, стр. 142). Для спектакля МХТ 1902 г. Станиславский соединил, с согласия Л. Н.Толстого, два авторских варианта четвертого акта пьесы (рукопись Станиславского хранится в его архиве).
  

38*

   Датируется по связи с предыдущим письмом.
  
   1 Окончательное распределение ролей в "Отелло" во многом не совпадает с этой предварительной наметкой.
   Роль дожа Венеции исполнял А. В. Добровольский, потом - В. В. Лужский (Калужский). Брабанцио играл И. А. Прокофьев, Грациано - А. М. Вечорин, Лодовико - С. П. Ростовцев, Кассио - П. С. Ленин, Монтано - А. М. Левитский, шута - Г. С. Бурджалов, герольда - А. В. Дмитриев. Роль Эмилии была поручена Е. Я. Михайловой-Пуаре.
   2 Предполагавшееся возобновление спектакля "Фома" не состоялось.
  

39*

   Письма к А. А. Санину печатаются по подлинникам (ГЦТМ имени А. А. Бахрушина).
   Дата письма No 39 устанавливается по режиссерской работе Станиславского над "Отелло".
   Санин (Шенберг) Александр Акимович (1869-1955) - режиссер и актер, ближайший помощник Станиславского в Обществе искусства и литературы; в Художественном театре с 1898 по 1902 г. и с 1917 по 1919 г. Был режиссером в Александрийском театре (с 1902 по 1907 г.), Старинном театре (1911), Свободном театре (1913), Малом театре (с 1919 по 1923 г.). В 30-50-х годах ставил оперные спектакли в Америке и Европе.
  
   1 Шлоссер Фридрих-Христофор - автор "Всемирной истории" в 18 томах.
  

40*

   Дата устанавливается по премьере "Отелло" (19 января 1896 г.).
  

41

   1 Станиславский приглашал Л. Н. Толстого на спектакль "Отелло".
  

42*

   Публикуется по черновому автографу (Музей МХАТ, архив КС).
   Дата помечена Станиславским на ответном письме М. В. Лентовского от 21 марта 1896 г.
   Лентовский Михаил Валентинович (1843-1906) - актер и крупный театральный предприниматель. Станиславский высоко ценил его как "человека большого таланта, интуиции, опыта", но не прощал ему антрепренерских замашек. По приглашению Лентовского Станиславский ставил "Ганнеле" Гауптмана (премьера 2 апреля 1896 г.).
  
   1 Христофор Иосифович - Петросян, актер и антрепренер (ум. к 1915 г.).
   2 Поводом для данного письма послужил случай, описанный Станиславским в "Моей жизни в искусстве": "...удалось наладить репетиции и в самом театре. Но беда в том, что антрепренер на радостях запил и стал себя держать более, чем надо, развязно. Появился и еще один нетрезвый; под сомнением у меня был еще и третий. И снова дело начинало накреняться и сползать вниз... Пришлось снова прервать репетицию, извиниться перед актерами за погубленный вечер и уехать домой. Молчаливая обида всегда таинственнее и страшней. В тот же вечер я послал антрепренеру решительный отказ от той чести, которой он меня удостоил, и категорически заявил, что при таких условиях, т. е. при допущении пьянства самим антрепренером, я ни в каком случае не могу продолжать дела" (Собр. соч., т. 1, стр. 159).
   На это Лентовский отвечал: "Уважаемый Константин Сергеевич! Я понял все и сознаю мою виновность, будьте уверены - вчерашнее не повторится. Прошу меня извинить, если я не найду удобным быть на сегодняшней репетиции. Электротехник и декораторы мной вызваны к 9 часам в Ваше распоряжение. Искренно меня извините". И в другом письме, от 18 апреля 1896 г.: "Что бы то ни было - я считаю за счастье остаться Вашим поклонником" (Музей МХАТ, архив КС).
  

43

   Письма к М. П. Лилиной с 1896 по 1905 г. печатаются по подлинникам личного архива К. К. Алексеевой-Фальк. Нами использованы примечания М. П. Лилиной и Е. Н. Семяновской к публикации этих писем в сб. "О Станиславском", изданном ВТО.
   Даты установлены М. П. Лилиной.
  
   1 Медведева Надежда Михайловна (1832-1899) - артистка Малого театра. H. M. Медведева высоко ценила талант Станиславского, а он считал ее не только замечательной артисткой, но и "интересным человеком-самородком". "Она была до некоторой степени моей учительницей и имела на меня большое влияние",- писал Станиславский (Собр. соч., т. 1, стр. 37). В архиве Станиславского есть несколько вариантов его воспоминаний о H. M. Медведевой.
   2 После постановки "Потонувшего колокола" (1898) режиссерская работа Станиславского получила еще большее признание среди актеров Малого театра. Г. Н. Федотова восхищалась режиссерской фантазией Станиславского.
   3 Дмитрий Феофилактович (Филатыч) - Вансяцкий.
   4 Ставить "Принцессу Грезу" Э. Ростана Станиславского приглашала актриса петербургского театра Литературно-артистического кружка Л. Б. Яворская.
   5 Куперник - Щепкина-Куперник Татьяна Львовна (1874-1952) - писательница, автор многочисленных переводов. Правнучка актера М. С. Щепкина.
   6 Черневские - Сергей Антипович, режиссер Малого театра и его жена Александра Петровна (урожденная Щепкина), артистка Малого театра.
  

44

   1 Станиславский в это время намеревался придать работе Общества искусства и литературы профессиональный характер. Для спектаклей Общества он предполагал снять помещение театра в "Эрмитаже". Д. Ф. Вансяцкий помогал ему составлять сметы и проекты.
   2 Михайлова - Михайлова-Пуаре Евгения Яковлевна, участница спектаклей Общества искусства и литературы. В некоторых программах Общества указывалось, что "художественные аксессуары исполнены членом Об-ва Е. Я. Михайловой-Пуаре".
  

45*

   1 Спектакли, в которых знаменитый немецкий актер Л. Барнай должен был играть Отелло, а Станиславский - Яго, не состоялись.
   Режиссерский экземпляр "Отелло" ("Вычерки, mise en scène, режиссерские указания, планировки") хранится в Музее МХАТ (архив КС). Особенно интересен раздел "Роли и режиссерские указания для участвующих в толпе".
  

46*

   Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).
   Шульц В. Н. - антрепренер, организатор гастролей иностранных артистов.
  
   1 Роли Уриэля Акосты и бургомистра Матиса ("Польский еврей") принадлежали к основному репертуару Барная.
   Приехав в Москву, Барнай посетил спектакли Общества искусства и литературы. Под впечатлением "Польского еврея" он писал Станиславскому: "Ваше мастерство в области режиссуры так велико, что оно ставит Вас в ряды художников первого ранга... Ваша постановка "Польского еврея" восхитила меня... Режиссура этого спектакля, исполнение Вами и Вашими товарищами главных ролей, жизненная правда, прозвучавшая в спектакле,- массовые сцены во втором акте, выглядевшие такими жизненно правдивыми, все это вместе взятое создало из ряда вон выходящий спектакль" (Музей МХАТ, архив КС).
   Через десять лет, ставя "Уриэля Акосту" в Берлине, Барнай просил Станиславского прислать ему фотографии спектакля Общества.
   2 Театр "Парадиз" (построен артистом петербургской немецкой труппы Георгом Парадизом) сдавался гастролерам, преимущественно иностранным. Ныне в этом здании помещается Московский театр имени Вл. Маяковского.
  

47*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 1905.
   Дата устанавливается по телеграфному штемпелю.
   Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857-1927) - выдающийся театральный деятель, актер, драматург. В Малом театре - с 1882 г. до конца своей жизни. С 1909 г.- управляющий труппой. После Великой Октябрьской социалистической революции - директор и руководитель Малого театра. Народный артист республики.
  
   1 По инициативе Южина создавался клуб Литературно-художественного кружка. Южин привлек Станиславского в состав комиссии, выработавшей устав клуба. Открытие клуба состоялось 9 октября 1899 г.
  

48*

   Датируется 1897 г., когда в Париже была поставлена "Самаритянка" Э. Ростана с Сарой Бернар в главной роли (см. "Вестник иностранной литературы", Новинки французского драматического театра, Спб., 1897, май). Месяц устанавливается по связи с письмом к Е. В. Алексеевой от 6 мая 1897 г.
  

49*

   Письма к В. В. Лужскому печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
   Дата письма No 49 устанавливается по упоминанию "Сорванного [потонувшего] колокола" (премьера 27 января 1898 г.) и по возвращению Станиславского из Парижа.
   Лужский (Калужский) Василий Васильевич (1869-1931) - актер и режиссер Общества искусства и литературы и Художественного театра. В течение тридцати трех лет ближайший помощник Станиславского и Немировича-Данченко. Был режиссером во Второй студии МХАТ и в Музыкальной студии МХАТ.
  

50*

   Печатается по тексту, написанному Станиславским на титульном листе экземпляра пьесы "Фома" (Музей МХАТ, архив КС).
   И. П. Киселевский просил у Станиславского пьесу для исполнения ее на провинциальных сценах. Начало письма носит характер официального разрешения, и потому обращение к Киселевскому находится в середине письма.
   Киселевский Иван Платонович (1839-1898) - известный актер столичных и провинциальных театров. Первый исполнитель роли доктора Штокмана в России (1892). Л. М. Леонидов считал его "лучшим Скалозубом".
   Станиславский в юности подражал Киселевскому в роли старого холостяка Бородавкина ("Денежные тузы" М. Балуцкого, перевод с польского и переделка А. Крюковского).
  

51

   Письма к Вл. И. Немировичу-Данченко печатаются по подлинникам, находящимся в Музее МХАТ (архив КС). Дата письма No 51 устанавливается по связи с письмом Немировича-Данченко к Станиславскому от 12 июля 1897 г.
  
   1 Письмо Немировича-Данченко от 12 июля 1897 г. из Ялты опубликовано в "Ежегоднике МХТ" за 1949-1950 гг. Оно написано вскоре после встречи со Станиславским в Славянском базаре (22 июня 1897 г.), положившей начало Художественному театру. В переписке 1897-1898 гг. обсуждаются вопросы репертуара, состава будущей труппы, изыскания средств, найма помещения и т. д.
   2 ...нашего нового дела - то есть проекта организации Художественного театра в Москве.
   3 Кошеверов Александр Сергеевич (р. 1874 г.) окончил музыкально-драматическое училище Филармонии по классу Немировича-Данченко в 1894 г., работал в провинциальном театре, в 1898 г. вошел в труппу МХТ, где пробыл до 1902 г.
   4 Шувалов (Егоров) Иван Михайлович (1865-1905) учился в Петербургском театральном училище. Не окончив курса, в 80-х годах уехал в провинцию. В 1894 г. был приглашен в московский театр Ф. А. Корша, пробыл там два сезона. С 1896 по 1902 г. снова играл в провинциальных театрах. В 1902 г. был принят в Александрийский театр, где выступил в ролях Тезея ("Ипполит" Еврипида), Тригорина ("Чайка" А. П. Чехова) и др.
   5 Станиславский и Немирович-Данченко были участниками Первого Всероссийского съезда сценических деятелей (март 1897 г.)
   6 Рощин-Инсаров (Пашенный) Николай Петрович (1861-1899) - известный артист, играл в провинции и в Москве, в театре Корша (1884- 1889). Считался одним из лучших исполнителей роли Чацкого. Н. П. Рощин-Инсаров в труппу Художественного театра не вошел.
   7 Азагарова Анна Яковлевна, начав сценическую деятельность в 1886 г., играла в Петербурге в клубах и в театре Панаева, затем в провинции и в театре Корша в Москве. В 1899 г. вернулась в провинцию. С 1914 г. вновь вступила в труппу Корша.
   8 Яковлев Александр Михайлович - артист московского театра Корша с 1887 по 1905 г.
   9 О своих учениках по Филармонии, начавших работу в провинциальном театре,- Москвине, Роксановой (Петровской), Кошеверове - Немирович-Данченко писал: "Лучшие из моих питомцев продолжают подтверждать, что пойдут к нам за полцены".
   10 В пьесах современного репертуара артисты играли в костюмах, сшитых за свой счет ("городские туалеты"); в пьесах же исторических, фантастических им выдавали костюмы из театрального гардероба. Это правило первоначально сохранялось в Художественном театре.
   11 Соловцов Николай Николаевич (1857-1902) - актер, антрепренер, режиссер, создатель постоянного русского театра в Киеве, славившегося своей труппой.
   12 К. С. Алексеев-Станиславский был пайщиком и одним из директоров фабрики Товарищества "Владимир Алексеев".
   13 Режан Габриэль-Шарлотта (1856-1920) - французская актриса.
   14 Матковский Адальберг (ум. в 1909 г.) - драматический актер Берлинского королевского театра.
   Зонненталъ Адольф (1834-1908) - артист венского Бургтеатра. Одно время был режиссером и директором этого театра.
   15 Черепанов А. А.- антрепренер "народного" театра "Скоморох". Репертуар этого театра был самый низкопробный. Критика отмечала "балаганно-халтурный характер постановок". Однако 26 октября 1895 г. в этом театре с большим успехом была поставлена пьеса Л. Н. Толстого "Власть тьмы".
   16 Немирович

Другие авторы
  • Чертков Владимир Григорьевич
  • Заблудовский Михаил Давидович
  • Одоевский Владимир Федорович
  • Короленко Владимир Галактионович
  • Ротчев Александр Гаврилович
  • Успенский Глеб Иванович
  • Богатырёва Н.Ю.
  • Вагинов Константин Константинович
  • Собинов Леонид Витальевич
  • Голицын Сергей Григорьевич
  • Другие произведения
  • Короленко Владимир Галактионович - Всеволод Михайлович Гаршин
  • Толстой Лев Николаевич - И. Ф. Анненский. Власть тьмы
  • Морозов Михаил Михайлович - Шекспир на сцене театра имени Хамзы
  • Плещеев Алексей Николаевич - Переводы с различных языков
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. - Алфавитный указатель произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка
  • Ефремов Петр Александрович - Проект постановки на сцену "Старца Пафнутия"
  • Корш Федор Евгеньевич - Стихотворения
  • Картер Ник - Грабительница больших дорог
  • Плеханов Георгий Валентинович - Д. Рязанов. Предисловие к собранию сочинений Г. В. Плеханова
  • Жуковский Василий Андреевич - Два письма В.А. Жуковского С.Л. Пушкину
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 486 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа