ября 1906 г.).
Датируется по первым спектаклям "Горя от ума" в МХТ.
1 Станиславский согласился играть роль Фамусова, подчиняясь интересам общего дела. Вначале он был неудовлетворен результатами своей работы и в течение многих лет настойчиво совершенствовал исполнение роли. Во второй (1914) и третьей (1925) редакции спектакля он создал подлинно грибоедовский, сатирический образ Фамусова, ставший общепризнанным достижением его творчества.
2 Рецензент "Московского листка" 28 сентября 1906 г. писал, например: "Неудача с изображением центральной фигуры комедии отразилась на всем и обусловила то, что многие из-за нее забыли о всем том хорошем, что дала постановка "Горе от ума" Художественным театром".
По-другому оценивал работу Станиславского H. E. Эфрос: "Любят спорить - барин Фамусов или не барин. Блестящая традиция Малого театра узаконила барина. Станиславский был больше чиновником, выбравшимся в баре, с департаментскою внешностью, с напускною грозностью, с самодовольством глупости, почитающей себя высшим умом. Несомненно, можно рисовать Фамусова и таким" (Н. Эфрос, "Горе от ума" в Художественном театре, "Новый путь", 28 сентября 1906 г.).
3 К кому относится эта шутка - неизвестно.
Письма к С. А. Найденову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Найденов (Алексеев) Сергей Александрович (1869-1922) - драматург, примыкал к группе писателей, объединившихся вокруг издательства "Знание", которым руководил А. М. Горький. Автор одной из популярнейших пьес начала века - "Дети Ванюшина".
1 9 октября 1906 г. Найденов выслал Немировичу-Данченко пьесу "Стены", которая была поставлена в МХТ Немировичем-Данченко и Лужским. Премьера -2 апреля 1907 г.
2 Миттервурцер Фридрих (1844-1897) - немецкий актер, в 1888 г. гастролировал в Москве, в 1890 и 1892 гг.- в Петербурге.
Письма к Н. А. Котляревскому печатаются по подлинникам, хранящимся в рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 137.
Котляревский Нестор Александрович (1863-1925) - литературовед, академик.
1 Летом 1906 г. на курорте Ганге (Финляндия) Станиславский читал В. В. Котляревской рукопись своей "Настольной книги драматического артиста".
1 "Стены".
2 Натуралистически подробно Найденов воспроизводил быт и обстановку "гостеприимного ночлежного дома Ольги Ивановны": на первом плане - двуспальная "красивая" кровать, покрытая шелковым одеялом, зеркала в простенке между окон, запыленные искусственные бумажные цветы, дешевые олеографии...
К хозяйке притона (которую Станиславский в письме называет "сводней"), "тщедушной, со сморщенным личиком, набеленным и нарумяненным", приходил, "стыдясь и робея", герой пьесы Артамон Суслов - молодой человек лет 27-28. По ремарке, он "задумчив, сумрачен. В нем где-то глубоко сидит детская, наивная, доверчивая душа".
3 Станиславский сравнивает здесь Артамона Суслова (в пьесе "Стены") с персонажами других пьес Найденова. Максим Коптев - действующее лицо пьесы "Блудный сын" (первоначальное название "Кто он?").
4 В ответном письме Найденов благодарил Станиславского за то, что он "пощипал" первый акт, и объяснял: "Первый акт мне нужен был, чтоб показать хаотическое состояние души Артамона, в которую уже запала искорка веры... на горизонте светит уже маяк...". По замыслу автора в последней сцене происходило "просветление, раскаяние" Артамона, начинался его "нравственный рост" (письмо С. А. Найденова к К. С. Станиславскому, Музей МХАТ, архив КС).
Письма к Л. М. Леонидову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
1 "Многоуважаемый Константин Сергеевич! - писал Л. М. Леонидов.- Ввиду того, что после вчерашнего инцидента мне неудобно с Вами объясняться лично, обращаюсь к Вам письменно. Дело заключалось в следующем: я пришел в театр по двум повесткам, к 12.30 на "Драму жизни" и к 1 ч. на "Бранда". Я получил уведомление от режиссеров "Бранда", что вечером 7-ю картину репетирую я, я с народом, поэтому мне нужно знать картину наизусть. Я и отправился к себе в уборную, где и занимался ролью. Единственная моя вина в том, что я не предупредил помощника режиссера, где я нахожусь.
Мой возбужденный тон относился отнюдь не к Вам, а к Вишневскому...".
2 Здесь описка, следует читать: Гамсуном, так как Леонидову была поручена роль 2-го рабочего в "Драме жизни" Гамсуна. Одновременно он репетировал роль Бранда, которую должен был играть в очередь с Качаловым.
3 К этим упрекам Станиславский прибегал как к средству педагогического воздействия. Леонидов благоговейно относился к Станиславскому, считая его своим учителем и другом, а Станиславский позднее сравнивал Леонидова с Сальвини.
1 Станиславский давал уроки в частной театральной школе артиста МХТ А. И. Адашева (Платонова). Одновременно он вел занятия в школе МХТ (трехгодичные драматические курсы). Заведовал курсами Немирович-Данченко.
2 А. И. Косоротов предлагал Художественному театру свою пьесу "Коринфское чудо"; Шолом Аш прислал Станиславскому драму "Бог мести". Трагедия Д. И. Пинского называлась "Семейство Цви".
1 Считая вопросы этики чрезвычайно важными, Станиславский предназначал это письмо "для всех интересующихся".
1 Колупаев Николай Антонович - художник, помощник декоратора, в МХТ с 1899 по 1907 г. Вместе с Симовым оформлял спектакли "Иван Мироныч" и "Горе от ума" (в редакции 1906 г.). При возобновлении "Чайки" в 1905 г. вместе с В. Я. Суреньянцем делал новые декорации.
"Стены" Найденова шли в декорациях Симова.
2 Н. П. Ульянов и В. Е. Егоров - художники спектакля "Драма жизни" К. Гамсуна. "Жизнь Человека" Л. Андреева и "Синяя птица" М. Метерлинка шли в декорациях и костюмах В. Е. Егорова.
Печатается по фотокопии, присланной из Праги Музею MX AT (архив КС). Дата устанавливается по письму Квапила от 13 ноября 1906 г. и по записи в дневнике Станиславского от 11 ноября 1906 г.: "Сижу сегодня до двух часов ночи и пишу план декораций для Праги".
Квапил Ярослав (1868-1950) - видный деятель чешского театра, режиссер Пражского Национального театра.
1 Шморанц Густав - директор Пражского Национального театра. В телеграмме Станиславскому он просил прислать фотографии, рисунки костюмов, декораций и мизансцен "Трех сестер" для постановки этой пьесы в Праге.
2 Режиссерский план первого акта "Трех сестер" считался утерянным; недавно Музей МХАТ получил из Праги фотокопию режиссерского плана Станиславского, переписанного рукою В. Л. Мчеделова.
3 Квапил писал 13 ноября 1906 г., что он и Рейнгардт собираются поехать в Москву, "чтобы иметь возможность чему-нибудь научиться", "что-нибудь позаимствовать" у Станиславского.
При постановке на чешской сцене "Горькой судьбины" (1907) и "Живого трупа" (1911) Квапил также обращался к Станиславскому за творческой помощью.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Дата устанавливается по фразе письма: "Владимир Иванович вернется 7 января 1907 г.". Поставив "Бранда", Немирович-Данченко в декабре 1906 г. уехал в Берлин.
1 Урванцев Николай Николаевич - актер Нового Василеостровского театра в Петербурге; Н. А. Попов рекомендовал его в труппу МХТ.
2 Н. А. Попов работал в Московском Малом театре с 1907 по 1909 г.
3 План постановки "Пелеаса и Мелисанды" Метерлинка не сохранился.
4 Роль Макбета в постановке Н. А. Попова играл В. Р. Гардин, впоследствии известный киноактер и режиссер, народный артист СССР.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, архив Н. В. Дризена, No 408.
Чириков Евгений Николаевич (1864-1932) - беллетрист и драматург. Под идейным воздействием М. Горького примкнул к писателям, группировавшимся вокруг "Знания". Автор пьес "Иван Мироныч", "Мужики", "Евреи". В годы реакции сотрудничал в либерально-буржуазных журналах. В 1917 г. эмигрировал.
1 Немирович-Данченко, прочитав драматическую фантазию Чирикова "Легенда старого замка", писал Станиславскому 12 ноября 1906 г.: "Пьесу Чирикова прочел. Очень слабо".
В марте 1907 г. пьеса Чирикова была опубликована в XV сборнике издательства "Знание" и, по словам Горького, очень не понравилась ему и огорчила его (см. Собр. соч., т. 29, стр. 17).
2 В ремарке первого акта: "Старый замок. Комната шута Фрога: сводчатый потолок, одно готическое окно с цветными стеклами".
В молодые годы Станиславский интересовался средневековьем. Он оставил описание средневекового замка под Виши (Франция) и средневекового Туринского замка (Италия) (см. Собр. соч., т. 1, стр. 108, 171-173).
3 Соллогуб Федор Львович (1848-1890) - художник и поэт, хорошо знавший историю, быт и искусство средних веков.
4 В четвертом акте "Легенды старого замка" символическая фигура Краевой смерти внезапно появлялась среди пирующих: "Музыка... вдруг резко обрывается, сменившись тревожным гулом толпы. Из зеленого зала медленно движется призрак Красной смерти и направляется в "Комнату черного молчания", где он сливается с белым мрамором часов... Гости в смятении".
1 Валерий Брюсов прислал свою книгу "Земная ось" (рассказы и драматические сцены) с надписью: "Константину Сергеевичу Станиславскому в знак глубокого уважения".
1 Уралов Илья Матвеевич (1872-1920) - в то время артист театра В. Ф. Комиссаржевской. Был приглашен в труппу МХТ в 1907 г. Первый исполнитель роли городничего в МХТ (премьера "Ревизора"" - 18 декабря 1908 г.) В 1911 г. перешел в Александрийский театр.
2 Н. А. Попов был занят ликвидацией Нового Василеостровского театра.
Дата устанавливается по времени болезни Станиславского, начавшейся 20 января.
1 Станиславский был недоволен тем, что Назаров пустил в продажу фотографии спектаклей МХТ, не получив на это разрешения руководителей театра.
2 Георгий Сергеевич - Бурджалов.
Год устанавливается по двум ответным письмам Немировича-Данченко, на которых стоит помета "1906/1907"; месяц - по болезни Станиславского.
1 Из пьес, намечаемых Станиславским, в репертуар МХТ вошли: "Росмерсхольм" и "Пер Гюнт" Ибсена, "Ревизор" Гоголя, "Месяц в деревне" Тургенева.
"Каин" был сыгран лишь в 1920 г., так как до революции постановку этой мистерии Байрона запретил синклит синода. Работа над "Прометеем" длилась с 1925 по 1927 г., но осталась незавершенной.
В своих репертуарных исканиях Станиславский всегда учитывал творческие интересы актеров Художественного театра. Для молодого актера А. Ф. Горева Станиславский намеревался включить в репертуар трагедию Шиллера "Дон Карлос"; в связи с приглашением О. В. Гзовской возникает мысль о "Женщине с моря" ("Эллиде"), о новой редакции "Потонувшего колокола".
2 ...для 4-й пьесы - в сезоне 1907/908 г. руководители театра предполагали выпустить четыре спектакля.
Дата устанавливается по репетициям "Драмы жизни".
1 Станиславский и Немирович-Данченко по-разному понимали задачи исполнения роли Терезиты (см. Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 274-275).
Немирович-Данченко "поощрял Ольгу Леонардовну играть Терезиту (1-й акт) в тонах кающейся Магдалины, что ей не подходит", - записал Станиславский 15 февраля 1907 г. в своем дневнике (Музей МХАТ, архив КС No 746).
У самой Ольги Леонардовны толкование роли не во всем совпадало с режиссерским замыслом Станиславского, отчего и возникали на репетициях творческие споры.
Письма к А. А. Стаховичу печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Дата устанавливается по генеральным репетициям "Драмы жизни".
Стахович Алексей Александрович (1856-1919) - с 1907 по 1919 г. член правления и актер МХТ. С 1902 по 1919 г. - пайщик и вкладчик театра. До поступления в Художественный театр был адъютантом московского генерал-губернатора.
1 Немирович-Данченко не поддерживал режиссерских исканий Станиславского в "Драме жизни", во многом не принимал их, как не принимал он и опытов Студии на Поварской.
Сознавая опасность "художественной розни" между ним и Станиславским в этот период жизни театра, Немирович-Данченко писал Книппер-Чеховой летом 1907 г.: "...и мы постоянно будем обвинять друг друга, потому что мы стоим в центре всех вихрей. Когда я или он теряем философское настроение, мы начинаем обвинять друг друга. А если бы мы были только философами, мы бы закисли, заснули, застыли" ("Избранные письма", стр. 276).
2 Л. А. Сулержицкий (Сулер, как его звали друзья) был режиссером "Драмы жизни".
3 И. М. Москвин репетировал и играл роль Отермана, А. Л. Вишневский - роль телеграфиста Енса Спира.
4 Маруся - М. П. Лилина.
5 Дирекция и пайщики Художественного театра предложили З. Г. Морозовой (жене Саввы Морозова) принять звание почетного члена дирекции.
6 Предполагалось, что В. А. Нелидов займет в Художественном театре одну из административных должностей.
7 Екатерина Николаевна - жена Вл. И. Немировича-Данченко.
8 В. И. Качалов часто выступал тогда в труднейшей роли Бранда.
1 "Драма жизни" шла на сцене МХТ в переводе С. А. Полякова.
2 Зинаида - вероятно, З. Г. Морозова.
3 Мария Петровна - жена А. А. Стаховича.
Ответ на письмо В. Я. Брюсова от 9 февраля 1907 г. (Музей МХАТ, архив КС).
1 Во время спектакля "Драма жизни" зрительный зал разделился на два лагеря. Одни упрекали театр в измене его реалистическим принципам, другие приветствовали "новые формы".
1 Оценки спектакля в прессе были разноречивы. Декадентская критика говорила о пессимистической философии спектакля, о "неумолимом карающем роке", как об откровениях нового искусства. Декаденты восхищались условными декорациями, написанными в манере художников-модернистов, барельефными мизансценами, мистическим колоритом музыки И. Саца.
Критики реалистического исправления доказывали, что нарочитая стилизация исключает художественную правду. "К чему это?.. Почему выпуклость менее художественна, чем плоскость, и почему надо сплющиться и омертветь, чтобы говорить воображению и мысли?" - писал H. E. Эфрос в газете "Парус".
Сам Станиславский писал позднее: "...Привыкнув относиться к себе с чрезвычайной требовательностью и не боясь оголять до корней причины всяких явлений, я не обольстился мнимым успехом и результатами спектакля. Для меня он носил отрицательный характер, так как моя лабораторная работа и только что утвержденные основы внутренней техники оказались совершенно скомпрометированными в моих собственных глазах" (Собр. соч., т. 1, стр. 309).
1 Владимир Иванович - Немирович-Данченко. М. Г. Савина прислала подарок к Пасхе.
1 "Драма жизни" была включена в репертуар петербургских гастролей Художественного театра.
2 Как и в Москве, в Петербурге спектакль вызвал споры и разногласия. Волынский (А. Л. Флексер) - один из теоретиков символизма, искусствовед и критик.
Чулков Г. И. - писатель и критик, символист.
Андреевский С. А. - критик и переводчик (см. далее письма к нему).
3 Шутливый намек на увлечение тринадцатилетнего Игоря Алексеева историей.
1 Виппер Р. Ю. - историк; Бальмонт К. Д. - поэт; Щукин С. И, - основатель картинной галлереи западной живописи; Щукин П. И. - создатель музея русских древностей.
Дата устанавливается по рецензии Юр. Беляева "Горе от ума" ("Новое время", 1907, 26 апреля).
1 Перефразировка реплики Фамусова из второго акта "Горя от ума".
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Все письма к М. П. Лилиной с 1907 по 1915 г. печатаются по подлинникам, хранящимся в личном архиве К. К. Алексеевой (Фальк).
Даты писем No 264, 265 устанавливаются по почтовому штемпелю. Письма написаны в дороге (Станиславский возвращался из Кисловодска в Москву).
1 Петровский Андрей Павлович (1869-1933) - в то время артист Александрийского театра.
На фотографии, подаренной Петровскому, Станиславский написал: "Большому художнику сцены Андрею Павловичу Петровскому от искреннего поклонника его прекрасного таланта и благодарного ученика по гриму".
2 Станиславский познакомил Петровского со своей рукописью "Настольная книга драматического артиста". На полях рукописи Станиславский записал отдельные критические замечания А. П. Петровского.
Дата устанавливается по связи с предшествующими письмами и по письму Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 17 августа 1907 г. Заседание по репертуару, упоминаемое в письме, состоялось 17 августа.
1 Эта тема получила развитие в "Работе актера над собой": "Ум, воля и чувство. Они являются двигателями нашей психической жизни" (Собр. соч., т. 2, гл. XII, "Двигатели психической жизни", стр. 296-306).
2 Главный режиссер Малого театра А. П. Ленский писал директору императорских театров В. А. Теляковскому 17 августа 1907 г.: "Вчера, 16 августа, на репетиции комедии "Много шума из ничего" ко мне подошла г-жа Гзовская, играющая центральную роль в пьесе, и заявила, что бросает службу в Малом театре и переходит в Художественный, мотивируя свой уход тем, что все пять лет (три в школе и два на сцене) она бесплодно томилась, тосковала и рвалась неудовлетворенной душой сама не зная куда и почему. И только в это лето благодаря Станиславскому, проходившему с нею роль Психеи, она наконец прозрела и поняла, что такое настоящее искусство. Станиславский в свою очередь видит в ней тот идеал, которому он может с полным успехом передать свои художественные принципы" (А. П. Ленский, Статьи. Письма. Записки, М., 1950, стр. 273-274).
3 "Эрос и Психея" Ю. Жулавского - неосуществленная постановка Ленского. В архиве Гзовской сохранились записи советов, замечаний, указаний, сделанных Станиславским в то время, когда он на Кавказе проходил с ней роль Психеи.
1 Сцена в корчме - "Корчма на литовской границе", седьмая сцена трагедии Пушкина "Борис Годунов". Калужский (Лужский) ставил этот спектакль вместе с Немировичем-Данченко.
2 "Жизнь Человека" Л. Андреева была впервые сыграна 12 декабря 1907 г. Постановка "Синей птицы" затянулась (см. письмо к Метерлинку, No 269) и была осуществлена 30 сентября 1908 г.
Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Датируется по связи с письмом Гржебина к Станиславскому от 11 августа 1907 г. и по упоминанию запрещения "Каина" "святыми отцами синода" (август 1907 г.)
Гржебин Зиновий Исаевич (ум. в 1929 г.) - один из учредителей и руководителей издательства "Шиповник". Позднее основал "Издательстве" З. И. Гржебина".
1 "Жизнь Человека" была поставлена В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской в феврале 1907 г.
Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Дата устанавливается по фразе письма: "Строгости цензуры изломали весь наш репертуар. Нам запретили пьесу, которая должна была начать этот сезон" ("Каин" Байрона).
Метерлинк Морис (1862-1949) - бельгийский писатель, символист.
1 Биншток Владимир Львович (1868-1933) - журналист, перевел для Художественного театра "Синюю птицу".
К письму Бинштока прилагалось письмо Метерлинка от 10 мая 1907 г.
2 Метерлинк писал Станиславскому: "Г-н Биншток передал мне чудесные страницы, в которых Вы изложили Ваше понимание постановки "Синей птицы". Я, пожалуй, мог бы опасаться, что Ваше стремление столь изобретательно воплотить это сновидение уведет Вас порой за пределы возможностей сцены, - если бы мои большие друзья не заверили меня, что Московский Художественный театр никогда не ошибается. Поэтому, полный доверия, жду осуществления этого чудесного замысла" (Музей МХАТ, архив КС).
Речь Станиславского о постановке "Синей птицы", произнесенная перед труппой МХТ, была опубликована во французском журнале "Mercure de France" (1907, 15 июня) и вызвала отклики крупных деятелей европейского театра. Так, Люнье-По писал Станиславскому 11 июля 1907 г.: "Я познакомился с Вашей превосходной речью перед началом работы над "Синей птицей". Я завидую Вам и поздравляю Вас. Мадам Дузе разделяет мои чувства. Вот уже двадцать лет, как я кричу: долой театральность. Ваш собрат Люнье-По".
1 "Иванов" А. П. Чехова был возобновлен Станиславским и Немировичем-Данченко. Первое представление - 6 ноября 1907 г.
Написано до 12 октября 1907 г., так как в этот день Немирович-Данченко читал "Росмерсхольм" труппе Художественного театра.
1 Сложность декорационного решения не позволила везти спектакль "Борис Годунов" в Петербург.
1 Станиславский нетерпимо относился ко всяким нарушениям этики театра. Его гнев в данном случае вызвало поведение M. H. Германовой по отношению к Н. Г. Александрову, проводившему занятия по "системе" с О. В. Гзовской.
Дата устанавливается по генеральным репетициям пьесы Л. Андреева "Жизнь Человека", в которой Леонидов исполнял центральную роль Человека (первое представление - 12 декабря 1907 г.). Режиссерские замечания Станиславского относятся ко второй картине спектакля ("Любовь и бедность").
1 Чтобы подчеркнуть предел бедности Человека и его Жены, Л. Андреев вводил такую подробность:
"Жена Человека садится к нему на колени, и так они едят... Он поит ее молоком из бутылки.
Ж_е_н_а. У меня молоко течет по шее и подбородку. Ой, щекотно!
Ч_е_л_о_в_е_к. Дай, я его выпью. Не нужно, чтобы капля пропадала".
Письма к Айседоре Дункан печатаются по черновым автографам (на французском языке), хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Дункан Айседора (1878-1927) - известная танцовщица, противопоставившая искусству классического балета так называемый "свободный танец" - непосредственную пластическую импровизацию на музыку Бетховена, Брамса, Шопена, Вагнера, Глюка, Чайковского, Скрябина. Традиционный балетный костюм Дункан заменила античной туникой. Считая, что обувь и пуанты мешают естественным движениям "раскрепощенного тела", она танцевала босая.
В режиссерском дневнике Станиславского 24 января 1905 г. появилась запись: "Вечером смотрел Дункан. Об этом надо будет написать. Очарован ее чистым искусством и вкусом" (Собр. соч., т. 5, стр. 255).
Впоследствии Станиславский по-другому относился к искусству Дункан и основанной ею школе.
1 Дункан писала Станиславскому из Петербурга, где проходили ее гастроли: "Вчера вечером я танцевала. Я думала о Вас и танцевала хорошо... У меня новый, необычайный прилив энергии. Сегодня я работала все утро.
Я вложила в свой труд множество новых мыслей. Опять - ритмы. Эти мысли дали мне Вы. И мне так радостно, что я готова взлететь к звездам и танцевать вокруг луны. Это будет новый танец, который я думаю посвятить Вам" (Музей МХАТ, архив КС).
Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 14 января 1908 г.
1 Школа-студия танца, о которой мечтала Дункан, была открыта в Москве в 1921 г. После отъезда Айседоры Дункан за границу в 1924 г, студией руководила ее приемная дочь Ирма Дункан.
Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 28 января 1908 г. из Гельсингфорса: "Еду с пятницы до воскресенья на Иматру. Хотите приехать?".
В публикуемом письме Станиславским вычеркнут абзац: "Какое искушение! Фея на берегу водопада Иматры. Великолепная картина, я же лишен возможности все это видеть, я - бедный труженик".
Печатается по неоконченному черновику, переписанному рукой А. А. Стаховича.
Дата устанавливается по связи с письмом А. А. Стаховича к М. П. Лилиной.
1 "Лазоревое царство" - одна из картин "Синей птицы".
Письма к С. А. Андреевскому печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ СССР, ф. 26, оп. 2, ед. хр. 2.
Андреевский Сергей Аркадьевич (1847-1918) - адвокат-криминалист. Поэт, переводчик, критик, сотрудник "Вестника Европы". Писал статьи о Художественном театре.
1 Станиславскому сообщали, что в Америке и Европе хотят ставить "Синюю птицу", повторяя оформление и мизансцены спектакля MX Г.
2 Андреевский писал Станиславскому 16 января 1908 г.: "Ваши горизонты широки и заманчивы. Вы не утомляетесь и не хотите знать пределов" (Музей МХАТ, архив КС).
3 "Пьеса и постановка имели большой успех. И на этот раз говорили, что театр открыл новые пути в искусстве. Но они, против желания, не шли дальше декораций, которые и в этой постановке отвлекли меня от внутренней актерской сути, - а потому в нашей области мы не прибавили этим спектаклем ничего нового. Оторвавшись от реализма, мы - артисты - почувствовали себя беспомощными и лишенными Почвы под ногами", - пишет Станиславский в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 322).
4 "Борис Годунов" Пушкина был поставлен Немировичем-Данченко и Лужским. Станиславский участвовал в репетициях "польских сцен".
5 На гастролях в Петербурге были сыграны: "Жизнь Человека", "Росмерсхольм", "Вишневый сад", "Доктор Штокман", "Бранд" и "Горе от ума".
Дата устанавливается по гастролям МХТ в Петербурге.
1 Крэг Гордон (р. 1872) - известный английский актер, режиссер, художник.
В одном из писем Дункан к Станиславскому говорилось: "Я написала Гордону Крэгу и рассказала ему как о Вашем театре, так и о Вашем собственном великом искусстве. Но не хотите ли Вы сами написать Крэгу? Если он сможет с Baми работать, это было бы для него идеально. Я от всего сердца надеюсь, что это удастся" ("Иностранная литература", 1956, No 10).
О работе Крэга в МХТ - см. далее.
Дата помечена неизвестным лицом. Возможно, что это дата получения письма.
1 Аффективной памятью Станиславский называл "память на чувствования", способность актера воспроизвести ранее прочувствованное, пережитое. Этот термин, заимствованный у французского ученого Т. Рибо, Станиславский позднее заменил более точным термином "эмоциональная память" (см. соответствующую главу во 2-м томе Собрания сочинений и комментарий к ней).
"Мы натолкнулись на новые принципы, которые, быть может, удастся разработать в стройную систему, - говорил Станиславский в день десятилетия МХТ 14 октября 1908 г. - ...Этот период будет посвящен творчеству, основанному на простых и естественных началах психологии и физиологии человеческой природы" (Собр. соч., т. 5, стр. 414-415).
Дата устанавливается по программам гастрольных спектаклей МХТ в Петербурге.
1 Ольга Николаевна - Чюмина, поэтесса и переводчица, просила Станиславского прочитать пьесу, переведенную ею.
Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера сыграл Штокмана, и остался еще один раз, в воскресенье".
Дата устанавливается по связи с последующими письмами к М. П. Лилиной.
1 Семья Станиславского выехала на курорт Гомбург (Германия).
2 "Chat Noir" - название одного из кабаре в Берлине.
1 Шолъц Август Карлович переводил на немецкий язык пьесы и рассказы Горького, вел переписку с Горьким по поводу постановки его пьес в театре Рейнгардта. Во время гастролей МХТ в Европе (1906) ведал литературной частью театра.
2 Ольга Леонардовна Книппер-Чехова проводила лето 1908 г. в Гомбурге.
1 "Питер Пэн, или Мальчик, который не желал стать взрослым", пьеса в 5 актах Дж. М. Барри.
2 Племянница Станиславского - Вера Владимировна Алексеева.
3 Исполнители народных сцен в МХТ.
4 Югене - французский актер, выступавший в театре "Атеней" ("Athênêe").
Дата устанавливается по связи со следующим письмом.
1 На этой выставке было представлено собрание экспонатов по истории театра, от античных масок до современных макетов декораций ("Театр", 20 апреля 1908 г.)
2 В театральной практике хромотропом называют прибор, состоящий из рамки, внутри которой, совпадая центрами, двигаются в разные стороны два одинаковых по размерам диска. На диски наносят цветные рисунки. При проекции рисунков, на сцене возникают декоративные орнаменты.
Публикуется по черновику (на французском языке), сохранившемся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774).
Леблан Жоржет - французская артистка, жена Мориса Метерлинка.
1 Когда Станиславский находился в гостях у Метерлинка в бывшем аббатстве St.-Wandrille, "было решено устроить спектакль, в котором зрители вместе с актерами будут переходить с одного места аббатства к другому, чтобы смотреть мизансценированную в природе пьесу" (Собр. соч., т. 1, стр. 325).
В письме к Станиславскому Жоржет Леблан предлагала ему участвовать в этом "небывалом зрелище, где сама природа будет служить самой точной декорацией", и просила сыграть роль Старика в пьесе Метерлинка "Там, внутри".
2 Открытие памятника А. П. Чехову в Баденвейлере состоялось 12/25 июля 1908 г.
3 В одном из своих писем Метерлинк благодарил Станиславского за присланные сочинения Чехова.
Публикуется по черновому автографу (на французском языке), сохранившемуся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774).
Год устанавливается по фразе: "Синяя птица" еще не сыграна", месяц - по фразе: "Мне переслали Ваше письмо из Москвы".
Люнье-По А.-Ф. (1869-1940) - известный французский актер, режиссер и театральный деятель. В 1892 г. основал театр "L'œuvre" в Париже.
Ответ на письмо Немировича-Данченко с пометой Станиславского: "6 июля из Екатер. губ. в Гомбург. Получено 11/24 июля".
1 Александр Александрович - Юргенс, репетитор приемного сына Немировича-Данченко, Михаила Владимировича.
2 Монтировка - в данном случае режиссерские указания для художников, электроосветителей, бутафоров, реквизиторов.
3 В 1908 г. Станиславский разрабатывал основные положения своей будущей "системы". Термин - "моя система" - появляется в 1909 г. (см. вступительную статью Г. Кристи ко 2-му тому Собр. соч.).
4 Описание поездки к Метерлинку см. Собр. соч., т. 1, стр. 322-325 и т. 5, стр. 371-375.
5 Памятник (бюст) Чехову работы Н. Шлейфера был открыт 12/25 июля 1908 г.
6 Эйхлер Дмитрий Адольфович - русский посланник при Баденском дворе.
7 Речь Станиславского на открытии памятника Чехову в Баденвейлере - см. Собр. соч., т. 5, стр. 376-382.
...без Ахалиной - то есть без суфлера МХТ.
8 Воспоминание о теплом и дружеском приеме МХТ в Праге во время гастролей 1906 г.
9 Графиня С. В. Панина стала в 1908 г. пайщицей МХТ. В письме к Немировичу-Данченко от 29 июня 1908 г. она писала: "От души благодарю Вас за это выражение величайшего доверия, которое Вы могли мне оказать, и постараюсь впредь заслужить его" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
10 Немирович-Данченко сообщал: "3 августа назначу монтировочный осмотр "Синей птицы", а Сулер в фойе 3-го и 4-го будет припоминать пьесу с актерами" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
11 Немирович-Данченко предлагал взять на должность бутафора Хрисанфова Ивана Хрисанфовича, старого билетера и вахтера.
12 Полунин Иван Михайлович - бутафор, талантливый изобретатель в области сценической техники. Симов называл его самородком. Работал в МХТ с 1902 по 1916 г.
13 Кириллин - описка: Кириллов Василий Сергеевич, электроосветитель. В МХТ работал с 1900 по 1910 г.
14 Вахтанг Леванович - Мчеделов (1884-1924), помощник режиссера и затем режиссер МХТ. Один из основателей Второй студии МХТ.
15 "Кладбище" - сцена из "Синей птицы" (в спектакль Художественного театра не вошла).
16 А. Ф. Горев был тогда еще совсем молодым, неопытным актером, а И. М. Уралов недавно вступил в труппу МХТ.
17 Метерлинк в Москву не приезжал.
18 Ответ на слова Немировича-Данченко: "4-го начну "Ревизора". Этого больше всего смущаюсь. Я так беден по части "Ревизора"! Не знаю просто, в чем найти тот внутренний толчок, который окрыляет фантазию. Уж я и читаю пьесу, и хожу - думаю о ней, и пробую играть, - кроме театрального шаблона ничего не нахожу. Все у меня выходит нарочно. "Не смешно". Хотел начать писать мизансцену - не успею" (Музей МХАТ, архив Н-Д).