Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917, Страница 41

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917



ой драматический театр ставил "На дне". Административные власти чинили театру Народного дома всяческие препятствия, из-за которых он нес крупные убытки. 17 мая 1904 г. театр был закрыт.
   2 Из письма В. В. Лужского к И. А. Тихомирову от 14 февраля 1904 г. выясняется, что указанный проект был выдвинут Станиславским: "У Константина Сергеевича есть деньги на это дело, по его словам, тысяч сто".
   Немирович-Данченко, Качалов, Москвин и другие приняли проект "с большой охотой и интересом". Лужский приглашал в новое дело Тихомирова и через него других сотрудников нижегородского театра: "С Горьким уладим, ей-богу, уладим - валяйте! У нас редко за последнее время так горел Константин Сергеевич, как загорелся в этом проекте" (Музей МХАТ, архив В. В. Лужского).
  

180*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.
  
   1 М. Ф. Андреева в 1904 г. взяла отпуск на год, возвратилась в МХТ в 1905 г. и пробыла в нем до 1906 г.
  

181*

   Дата устанавливается по ответному письму М. Ф. Андреевой от 26 февраля 1904 г., в котором она объясняла причины своих разногласий со Станиславским. "А если бы Вы обращали внимание на мои слова, Вы не решились бы упрекнуть меня в том, что я нанесла Вам обиду, не предупреждая Вас о своей просьбе об отпуске",- писала она.
  

182*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.
  

183

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Е. C. Зарудной-Кавос, ф. 445/71.
  

184

  
   1 Об успехе спектакля "Вишневый сад" в Петербурге Чехова извещали многие его корреспонденты. Немирович-Данченко телеграфировал Чехову: "Общий тон исполнения великолепен по спокойствию, отчетливости, талантливости. Успех в смысле всеобщего восхищения огромный и больше, чем на какой-нибудь из твоих пьес" ("Избранные письма", стр. 264).
  

185

   Дата устанавливается по петербургским гастролям МХТ и по свидетельству М. П. Лилиной.
  
   1 Из-за болезни детей М. П. Лилина не смогла выехать на гастроли в Петербург одновременно с театром.
   2 Л. А. Косминская была второй исполнительницей роли Ани в "Вишневом саде".
   3 М. Ф. - М. Ф. Андреева.
   4 Станиславский опасался, что В. И. Качалов перейдет в новый театр, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева.
   5 Чюмина Ольга Николаевна (1862-1909) - поэтесса и переводчица, друг Художественного театра.
  

186

   Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера кончил Брута" (последний раз роль Брута на гастролях в Петербурге Станиславский играл 14 апреля 1904 г.).
  
   1 "Месяц в деревне" Станиславский мог видеть не 14-го, а 13 апреля 1904 г. Пьеса И. С. Тургенева была поставлена в Александрийском театре 18 ноября 1903 г. А. А. Саниным.
   Станиславский осуществил постановку "Месяца в деревне" в МХТ через шесть лет. Поэтому в письме речь идет не о прямом заимствовании, а об ощутимом влиянии режиссерско-постановочных принципов Художественного театра.
   2 Суреньянц Вардкес Яковлевич (1860-1921) - живописец и театральный художник. В 1904 г. оформлял в МХТ спектакль из одноактных пьес Метерлинка.
  

187

   Дата уточняется по содержанию письма: 16 апреля 1904 г. Станиславский играл в Петербурге роль Гаева в "Вишневом саде".
  

188

   1 ...все ждут твоего дебюта - то есть первого выступления М. П. Лилиной в роли Ани ("Вишневый сад") в Петербурге.
   2 "Чад жизни" - драма реакционного писателя Болеслава Маркевича.
  

189

  
   1 Альберг (Икскуль-Гильдебранд) Ида Андреевна (1858-1915) - известная финская драматическая артистка.
   Через год, снова побывав на спектаклях Художественного театра, Альберг писала Станиславскому: "Я только что вернулась к себе, совершенно подавленная впечатлением от "Трех сестер". Сколько красоты в этом дивном произведении! Это трагедия нашей души - такая интимная и нежная. В ее щемящей боли, в ее пессимизме столько веры, тепла и безграничного идеализма!
   Не откажите, пожалуйста, передать мадам Книппер мое глубокое восхищение. Я плакала сегодня вместе с ней. И с какой удивительной тонкостью, с какой глубиной, с какой гениальностью воссоздаете Вы само произведение! Сердечное спасибо. Это были незабываемые минуты" ("Иностранная литература", 1956, No 10).
  

190*

   Письма к М. Г. Савиной печатаются по подлинникам, хранящимся в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде, ф. 689, д. 1210.
  
   1 Общедоступный театр при Литовском народном доме в Петербурге существовал на средства графини С. В. Паниной. Был открыт в 1903 г. Труппу возглавляли П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская.
   2 См. письма No 178 и 179.
  

191*

   1 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942) - поэт-символист. Пьесы Мориса Метерлинка "Слепые", "Непрошеная", "Там, внутри" шли на сцене Художественного театра в 1904 г. в переводе Бальмонта.
  

192

   1 Письмо послано в день отъезда А. П. Чехова в Германию.
  

194

   Письма к Л. Я. Гуревич печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Исключения оговариваются особо.
   Гуревич Любовь Яковлевна (1866-1940) - писательница, литературный и театральный критик, автор многочисленных статей о Художественном театре и Станиславском. Близкий друг Станиславского, Гуревич впоследствии готовила к изданию его книги.
  
   1 В письме от 24 мая 1904 г. Гуревич сообщала Станиславскому, что в июле должны выйти в свет ее рассказы, и просила его "на свободе" прочитать книгу: "...и этот приговор - именно от Вас - мне нужен и важен, потому что Вашим мнениям по художественным вопросам я верю гораздо больше, чем мнению всех профессиональных современных критиков, больше, чем мнению большинства близких мне людей" (Музей МХАТ, архив КС).
   Свою книгу "Седок" и другие рассказы" (изд. М. В. Пирожкова, 1904) Гуревич прислала Станиславскому с надписью: "Бесподобному художнику сцены Константину Сергеевичу Станиславскому от благодарного зрителя, автора. 17 июля 1904 г." (находится в библиотеке Дома-музея Станиславского).
  

195*

   Дата на письме обозначена карандашом.
  
   1 Сергей Митрофанович - Зарудный, юрист (ум. в 1940 г.). Друг Художественного театра, состоял в переписке с актерами МХТ. В последние годы жизни - сотрудник Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
   2 Бальмонт писал Станиславскому из Парижа о своих встречах с Метерлинком.
  

196

   Последнее письмо Станиславского к Чехову.
  
   1 Contrexêville - курорт во Франции.
   2 Мария Федоровна - Андреева.
  

197*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве М. П. Чеховой.
  

198

   1 Горького, как и Станиславского, возмущала пошлость газетных откликов на смерть Чехова: "Газеты полны заметками о Чехове - в большинстве случаев - тупоумно, холодно и пошло. Скверно умирать для писателя - всякая тля и плесень литературная тотчас же начинает чертить узоры на лице покойника" (из письма к Е. П. Пешковой от 7 июля 1904 г., Собр. соч. и писем, т. 28, стр. 309).
   2 Это письмо Станиславского к О. Л. Книппер-Чеховой не сохранилось.
  

199

   1 Лидия Егоровна - Гольст.
  

200*

   Телеграмма подписана Станиславским и его матерью.
  

201

   1 Правдин (Трейлебен) Осип Андреевич (1849-1921) - артист Малого театра с 1878 г. до конца жизни.
   2 Гольцев Виктор Александрович (1850-1906) - литератор-публицист, с 1885 г. - редактор журнала "Русская мысль". Чехов был в дружеских отношениях с Гольцевым.
   Редакция "Русской мысли" взяла на себя организацию похорон А. П. Чехова.
   3 В это время Станиславский продолжал работу над "Настольной книгой драматического артиста".
   4 Станиславский интересовался техникой театрального освещения по французских театрах.
  

203

  
   1 В местечке Обераммергау (юг Германии) под открытым небом, на фоне гор разыгрывались мистерии, привлекавшие множество туристов.
   Мистерия "Жанна д'Арк" исполнялась, очевидно, в окрестностях Контрексевиля.
  

204*

   1 Станиславский пишет это под впечатлением недавней смерти Чехова и размолвки с Горьким из-за его пьесы "Дачники".
   "Что касается Горького, то если он напишет пьесу - она будет у нас - я в это верю", - отвечал Немирович-Данченко в конце июля 1904 г. (Музей МХАТ, архив Н-Д).
   2 Весной 1904 г. С. Т. Морозов вышел из состава пайщиков МХТ и отказался от должности директора театра. Однако осенью 1904 г. он изменил решение, согласившись оставить свой паевой взнос. При этом он отказывался от дальнейших денежных обязательств и от права решающего голоса в делах театра.
   3 Имеется в виду временный уход из МХТ М. Ф. Андреевой.
   4 В ответном письме Немирович-Данченко писал об О. Л. Книппер-Чеховой: "Теперь она вся отдастся сцене, и очень скоро. Она уже рвется играть и рвется в Москву".
   5 Станиславский опасался, что Качалов уйдет из Художественного театра: "Качалов не уйдет",- успокаивал Станиславского Немирович-Данченко в том же письме.
   6 "Вы напрасно теряете в себя веру как в актера, и если плохое здоровье удержит Вас во вторых рядах, то Вы и там будете блестеть, как бы в первых рядах" (там же).
   7 "Дружная работа будет без всякого сомнения, - отвечал Немирович-Данченко. - Насчет "первенства" мы уже с Вами обстреляны вконец. Все, что может быть вредного в этом смысле, уже пережито... Знаете, как супруги. Если прожили 5 лет, значит, проживут 15. Всю честь нашей стойкости отдаю Вам, но уже и воспользуюсь тем, что пережито". Подбадривая Станиславского, Немирович-Данченко заканчивал свое письмо: "Не падайте духом и берите от театра то, что он может дать радостного... Я очень надеюсь удержать общий тон уверенный и деятельный. В этом, в сущности, теперь вся моя забота. Пусть все лица улыбаются!"
   8 В пьесе Е. Чирикова "Иван Мироныч" изображался верноподданный обыватель. Цензура формально могла придраться к тому, что на сцене критикуется должностное лицо - инспектор гимназии.
   9 Инсценированные рассказы Чехова "Злоумышленник", "Хирургия", "Унтер Пришибеев" были поставлены 21 декабря 1904 г. В главных ролях выступили В. Ф. Грибунин, И. М. Москвин, В. В. Лужский, А. Л. Вишневский.
   10 "Консул Берник" - первоначальное название пьесы Ибсена "Столпы общества" в русском переводе.
   11 "Царь Федор Иоаннович" не шел на сцене МХТ с 16 февраля 1903 г. до 6 ноября 1905 г. Данных о цензурном запрете спектакля не имеется.
   12 "Иванов" был поставлен в МХТ 21 октября 1904 г.
   13 Речь идет о пьесе Горького "Дачники".
   14 Пьесы Бьернсона и Стриндберга в МХТ не шли; "Привидения" Ибсена были поставлены Станиславским и Немировичем-Данченко 31 марта 1905 г.
   15 Премьера "Росмерсхольма" Ибсена состоялась в МХТ 5 марта 1908 г. Режиссер Немирович-Данченко.
   16 Пьеса С. Найденова "Блудный сын" шла в один вечер с пьесой Е. Чирикова "Иван Мироныч" (первое представление - 28 января 1905г.); драма П. Ярцева "У монастыря" в то время готовилась к постановке (премьера 21 декабря 1904 г.).
   17 Письма Станиславского к заведующему репертуаром Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, артисту К. В. Бравичу, не сохранились.
   18 H. H. Литовцева была второй исполнительницей роли Сарры в "Иванове".
   19 Станиславский предполагал инсценировать рассказы ("миниатюры") Толстого, Тургенева, Короленко, Чехова, Горького, Мопассана. В его архиве помимо инсценировок чеховских рассказов сохранились наброски инсценировок "Затишья" Тургенева и рассказа Мопассана "Оливковая роща", который ему очень нравился.
   20 Произведения В. А. Слепцова изображают, по преимуществу, жизнь русской деревни. В записных книжках 1904-1907 гг. Станиславский дает оценку выбранных им для инсценировки повестей Слепцова. Там же - характеристики рассказов Мопассана, Короленко и других (Музей МХАТ, архив КС).
  

205*

   1 И. А. Стравинская не была принята в школу МХТ.
   2 Выпускники школы вошли потом в труппу "Студии на Поварской".
  

206

   Послано в Любимовку. Дата указана М. П. Лилиной.
  
   1 Станиславский напряженно искал новую сценическую форму для символистских пьес Метерлинка ("Непрошеная", "Слепые", "Там, внутри"). Письма к Лилиной этой поры полны упоминаний о Метерлинке: то Станиславский сообщает, что беседа о Метерлинке с Маныкиным, Сулержицким, Бурджаловым затянулась до половины второго часа ночи, то о том, что на репетициях "Слепых" "как будто начинает немного выясняться необходимый тон", то снова о своих сомнениях: "Волнуюсь еще и как художник, так как не нахожу тона для Метерлинка". "Очень измучился усиленной работой, вернее же, тем, что генеральная прошла слабовато" (сб. "О Станиславском", стр. 99-100). Об этом же - в письме к В. В Котляревской от 20 августа 1904 г.: "Мы работаем вовсю. Приходится очень туго с "Слепцами". Надо сделать несценичное сценичным. Пока дело подвигается туго. Ждем на днях Бальмонта на подмогу" (ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059).
  

207*

   Ответ на письмо Немировича-Данченко (сентябрь 1904 г.).
  
   1 Немирович-Данченко, репетировавший в отсутствие Станиславского "Иванова", снял Вишневского с роли Боркина и передал эту роль Леонидову.
   2 Роль Бабакиной в "Иванове" играла Н. С. Бутова.
  

208

   Ответ на письмо М. Г. Савиной из Одессы от 2 ноября 1904 г.
  
   1 Савина писала: "Опять я "по Вашу душу", Константин Сергеевич! Наш вице-президент придумал поставить в пользу Театрального общества "Чайку" с Вами, Комиссаржевской и со мною. Есть ли на сей раз надежда сдвинуть Вас с места?" (Музей МХАТ, архив КС).
   Савина предлагала взамен выступления Станиславского в Петербурге свое выступление в только что поставленном МХТ спектакле "Иванов", в роли Сарры.
   2 "Я великодушна, дорогой Константин Сергеевич! - ответила Савина 18 ноября 1904 г. - Вполне понимаю, прощаю и была уверена, что мне придется писать Вам именно эти слова, и без Вашей диктовки... Дела Общества очень плохи в этом году, и надо выхитрить "чего-нибудь особенного", как говорят у нас в Одессе, а уже особеннее Вас мы ничего придумать не могли" (Музей МХАТ, архив КС).
   3 В письме от 2 ноября 1904 г. М. Г. Савина жаловалась на то, что во время гастролей в Одессе она не имела успеха в роли Раневской в "Вишневом саде": "Сыграла я здесь Раневскую и, вопреки всеобщим надеждам, очень скверно. Постановка была скопирована до смешного с Вашей, и играли весьма не плохо" (там же).
  

209*

   1 Мать К. С. Станиславского умерла в ночь на 13 октября 1904 г. в имении дочери Л. С. Каргановой (село Спасское, Воронежской губ.).
   2 Видимо, речь идет о театре, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева.
   3 В 1904 г. истекал срок договора о найме помещения Художественного театра. С. Т. Морозов, арендовавший театр у Г. М. Лианозова, продлил аренду на один год (письмо С. Т. Морозова к Вл. И. Немировичу-Данченко, Музей МХАТ, архив Н-Д).
  

210*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 470, оп. 1, ед. хр. 11.
  
   1 Письмо к А. М. Горькому не сохранилось.
   2 Вскоре Горький передал Художественному театру для постановки свою новую пьесу "Дети солнца" (премьера состоялась 24 октября 1905 г.).
   3 2 апреля 1907 г. в МХТ была поставлена пьеса С. А. Найденова "Стены".
  

211

   1 И. В. Тартаков исполнял партию Демона в опере Рубинштейна "Демон" в Мариинском театре.
   2 Савва Тимофеевич - Морозов.
  

212*

   Датируется по связи с предшествующим письмом и по письму к В. В. Котляревской от 14 апреля 1905 г., в котором Станиславский упоминает "Историко-художественную выставку русских портретов": "Сегодня днем я на выставке портретов".
  
   1 Фраза из комедии "Горе от ума".
  

213

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Е. С. Зарудной-Кавос, 445, ед. хр. 71.
  

214*

   1 С. Т. Морозов застрелился в Ницце 13 мая 1905 г.
   2 14-15 мая 1905 г. в сражении при Цусиме, в боях с японским флотом, погибла 2-я Тихоокеанская эскадра.
   3 Качалова - H. H. Литовцева.
   4 От роли Софьи в "Горе от ума" Андреева отказалась. В "Детях солнца" она играла Лизу Протасову.
   5 "Без всяких пунктов хочу быть Вашим товарищем, помогать Вам сколько только в силах и буду рада, если мое возвращение в Художественный театр будет Вам приятно", - писала в ответ Андреева от 29 мая 1905 г. (Музей МХАТ, архив КС).
   6 Горький из Куоккала сообщал Станиславскому, что "Дети солнца" будут готовы через неделю, и приглашал его приехать вместе с Немировичем-Данченко послушать пьесу (приписка Горького к письму Андреевой).
  

215*

   Письма к В. Я. Брюсову печатаются по подлинникам личного архива В. Я. Брюсова, хранящимся в его семье.
   Дата письма No 215 устанавливается по первому месяцу работы Театра-студии (Студии на Поварской). Первое заседание сотрудников и пайщиков нового театра состоялось 5 мая 1905 г.
   Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - поэт, переводчик, литературовед.
   Призывы теоретиков символизма, влияние модернистских течений в искусстве не прошли бесследно для Станиславского. Ему казалось, что символизм может помочь Художественному театру найти новые пути в искусстве. В 1905 г. при Художественном театре возникает Театр-студия - "лаборатория для опытов". К этим опытам Станиславский привлекает В. Я. Брюсова, критиковавшего МХТ за "ненужную", натуралистическую правду и поощрявшего символистские спектакли Мейерхольда в провинции. В. Я. Брюсов был приглашен Станиславским на должность заведующего литературным бюро Театра-студии.
   2 В течение всего мая шли пробы по изготовлению макетов на квартире Станиславского и в макетной мастерской МХТ. 7 июня 1905 г. в Пушкино начались репетиции.
  

216*

   Письма к С. А. Попову печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
   Письмо No 216 написано между маем и августом 1905 г.
   Попов Сергей Александрович (1872-1942) принимал участие в спектаклях Общества искусства и литературы. В 1905 г. был директором-администратором Театра-студии.
   См. воспоминания С. А. Попова о работе Станиславского в Театре-студии (сб. "О Станиславском", стр. 337-346).
  
   1 Всеволод Эмильевич - Мейерхольд.
   2 Шехтель Ф. О. - архитектор.
   3 Художник В. Е. Егоров заведовал бутафорской мастерской Театра-студии.
  

217*

   1 ...оба театра - МХТ и Театр-студия.
   2 В. В. Котляревской (Пушкаревой) была поручена роль Шарлотты в спектакле Александрийского театра "Вишневый сад".
   3 В архиве Станиславского хранится несколько вариантов его рукописи "Настольная книга драматического артиста", свидетельствующих о непрерывных и упорных поисках доступной для читателя, ясной литературной формы.
  

218

   1 По-видимому, стена, стоявшая во дворе дома No 33/1 на Поварской улице, мешала строительным работам Театра-студии.
   "Константин Сергеевич имел основание волноваться вопросом перестройки театра - он знал волокиту городской управы и канцелярии градоначальника... И только 29 сентября городская управа разрешила строительные работы", - вспоминал С. А. Попов (сб. "О Станиславском", стр. 339).
   2 Под наблюдением архитектора В. И. Краузе происходила перестройка помещения для Театра-студии.
   3 Николай Александрович - Попов, брат С. А. Попова.
  

219*

   Послано в Норвегию, где проводила свой отпуск О. Л. Книппер-Чехова.
   Дата устанавливается со слов Книппер-Чеховой.
  
   1 Станиславский просил Книппер-Чехову собрать в Норвегии материалы для постановки пьесы Кнута Гамсуна "Драма жизни".
   К этой символистской, декадентской пьесе Станиславский подошел первоначально как режиссер-реалист. Он искал психологического объяснения образов-символов, олицетворяющих "страсти и пороки" человечества, он пытался соединить "необычное, декадентское, импрессионистическое в костюмах" с "бытовою типичностью", чуждой духу пьесы.
   2 Здесь и в дальнейшем - имена персонажей "Драмы жизни".
   3 "Росмерсхольм" и "Эллида" ("Женщина с моря") - драмы Г. Ибсена, намеченные к постановке в Художественном театре.
   4 Станиславский рассчитывал, что Книппер-Чехова встретится с Гамсуном, но встреча не состоялась, так как Гамсун был в отъезде.
   5 Роль Терезиты в "Драме жизни" была поручена Книппер-Чеховой.
   6 ...à la Метерлинк - то есть в приемах символистского театра.
   7 Тю - нищий, прозванный Справедливостью, таинственная, зловещая символическая фигура.
   8 В санатории "Яузляр" была комната, где больные туберкулезом содержались за счет семьи Чеховых.
   9 По ремарке автора, в третьем акте среди толпы на ярмарке встречаются купцы, моряки, лопари, квены; группа музыкантов из первого акта; горнорабочие.
   10 Квены - по скандинавским преданиям, финское племя квенов в древние времена жило по всей Финляндии, позднее квены селились по берегам Ботнического залива.
   11 В феврале 1900 г., в связи с постановкой "Снегурочки" А. Н. Островского, художник В. А. Симов и его помощники К. Н. Сапунов и Б. С. Алексеев ездили на север и привезли оттуда вместе со множеством зарисовок и эскизов утварь, одежду, деревянные резные изделия и т. п.
  

220*

   Печатается по черновому тексту из записной книжки 1905-1908 гг. (Музей МХАТ, архив КС, No 762).
   Дата устанавливается по связи с письмом Немировича-Данченко к Станиславскому от 14 июля 1905 г. ("Избранные письма", стр. 270).
  
   1 Речь идет о пьесе "Дети солнца".
   2 Премьера возобновленной "Чайки" состоялась 30 сентября 1905 г.
  

221

   Дата уточняется по связи с письмом к С. А. Попову от 12 августа 1905 г.
  
   1 Горький читал труппе МХТ свою пьесу "Дети солнца"; в тот же день он сообщал К. П. Пятницкому первоначальное распределение ролей.
   2 Попов Сергей Александрович.
   3 Вскоре студия, возглавляемая Мейерхольдом, принесла Станиславскому глубокие разочарования. Он рассказал о них позднее в книге "Моя жизнь в искусстве":
   "Я просмотрел эту показную репетицию с большим интересом и уехал с нее успокоенный.
   Студийцы продолжали свою работу в Пушкино...
   ...Наконец была назначена генеральная репетиция "Смерти Тентажиля" Метерлинка, "Шлюка и Яу" Гауптмана и одноактных пьес разных авторов. Все стало ясно. Молодых, неопытных актеров хватило на то, чтобы с помощью талантливого режиссера показать публике свои новые опыты лишь в небольших отрывках, но когда потребовалось развернуть пьесы огромного внутреннего содержания, с тонким рисунком, да притом в условной форме, юнцы показали свою детскую беспомощность. Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи.
   ...К тому времени я уже разочаровывался и в сценической работе художников, - и в полотне, и в красках, и в картоне, и во внешних постановочных средствах, и в трюках режиссеров. Все мои надежды стремились, к актеру и к выработке прочных основ для его творчества и техники" (Собр. соч., т. I, стр. 285-286).
  

222

  
   1 Владимир Эмильевич - Репман (по сцене Владимиров), член Общества искусства и литературы, актер и режиссер Театра-студии. Вместе с художником Н. П. Ульяновым работал над постановкой Театра-студии "Шлюк и Яу" Г. Гауптмана. В 1907 г. поступил в труппу МХТ и пробыл в нем до 1910 г.
   У В. Э. Репмана была большая библиотека по истории костюма, которой пользовался Станиславский.
   2 Всеволод Эмильевич - Мейерхольд.
   3 "В конце сентября,- вспоминает С. А. Попов,- на одной из генеральных репетиций "Смерти Тентажиля" Константин Сергеевич отводит меня в сторону и говорит:
   - Все это не то! Это, правда, прекрасная постановка, но в таком виде она не нужна.
   - Что же, по-вашему, нужно?
   - На переднем плане нужен просто светлый занавес, и на этом фоне в темных костюмах, как силуэты, актеры должны разыгрывать пьесу.
   - Об этом надо было думать раньше! Зачем же мы убивали столько денег, перестраивая сцену?
   Но у самого Станиславского за его критикой постановки чувствовалось уже какое-то общее неудовлетворение делом, те серьезные сомнения в нем, о которых он говорит в своей книге" (сб. "О Станиславском", стр. 345).
  

223

   1 Роль передал В. И. Качалову - роль Протасова в "Детях солнца".
   2 Лилина исполняла роль Нины Заречной в возобновленном спектакле "Чайка".
  

224

  
   1 Роль Лизы в "Детях солнца".
   2 На даче у Калужских Станиславский писал режиссерский план спектакля "Дети солнца".
  

225

   1 Мир с Японией после русско-японской войны официально был заключен через несколько дней, 23 августа 1905 г. в Портсмуте.
   2 Дача Калужских в деревне Иваньково была выстроена по проекту В. А. Симова и называлась "Чайка".
  

226

   1 Революционное восстание на "Пруте" и на броненосце "Потемкин" происходило в июне 1905 г.
  

227*

   Ответ на письмо Немировича-Данченко от 5 сентября 1905 г.
  
   1 По ремарке Горького, третье действие происходит в "пасмурный день".
   2 Немирович-Данченко сделал небольшое добавление к тексту "Детей солнца", о котором Горький пишет: "Хорошо. Автор" (Музей МХАТ, архив Н-Д, No 59). Можно предположить, что это добавление относится к финалу пьесы.
   3 Уезжая в отпуск, Станиславский оставлял разработанный им режиссерский план (три акта). Репетиции вели Немирович-Данченко и Лужский. Работу над режиссерским планом четвертого акта Станиславский продолжал в Севастополе.
   4 ...ворота в 3-м акте разбиваются толпой - описка: не в 3-м, а в 4-м.
   5 Художественный театр, как и Горький, опасался, что "Дети солнца" будут запрещены цензурой. "Дорогой мой друг, - писал Горький 20- 21 сентября Пятницкому,- Вы очень обрадовали меня хорошей вестью,- признаться, я не рассчитывал, что пьеса пройдет без "поправок" со стороны цензуры. После первого посещения Вами Бельгарда я написал и послал ему небольшое письмо - он говорил Вам о нем? Я только указал на то, что за последнее время "высшая власть" в такой мере опошлила, загрязнила и изнасиловала народ и страну в глазах Европы, что усиливать всю эту работу еще такими неумными выходками, как запрещение моей пьесы, - излишне" (Собр. соч., т. 28, стр. 385).
   6 При возобновлении "Чайки" роль Треплева исполнял Мейерхольд. С 14 ноября 1905 г. роль Треплева перешла в В. В. Максимову.
   7 Лось Антон Потапович - актер МХТ с 1904 по 1906 г. В "Чайке" исполнял роль учителя Медведенко.
  

228*

   1 Проект объединения Художественного театра с Малым остался неосуществленным.
   2 МХТ гастролировал в Германии, Чехословакии, Австрии, Польше с 10 февраля по 2 мая 1906 г.
   3 После премьеры "Детей солнца" (24 октября 1905 г.) в Художественном театре началась усиленная работа над комедией А. С. Грибоедова "Горе от ума".
  

229*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве З. К. Васнецовой.
  
   1 Первые заграничные гастроли МХТ начались в Берлине 10 февраля 1906 г. (по старому стилю).
   "Шапку долой перед вами, москвичи! - писал критик газеты "Tâgliche Rundschau" после первого представления "Царя Федора Иоанновича".- Вы выросли на почве современности и на почве исторического прошлого, но есть в вас нечто, что принадлежит завтрашнему и послезавтрашнему дню, что принадлежит грядущему" (цит. по статье Вл. И. Немировича-Данченко "Художественный театр за границей", "Русские ведомости", 8 декабря 1913 г.).
   2 Гауптман Гергарт (1862-1946) - немецкий беллетрист и драматург. В МХТ шли его пьесы: "Потонувший колокол", "Возчик Геншель", "Одинокие", "Микаэль Крамер".
   "Гауптман часто бывал на наших спектаклях. Любовь его к русской литературе и ее влияние на него достаточно известны.
   ...Гауптман сказал, что он всегда мечтал для своих пьес о такой игре, какую он увидал у нас, - без театрального напора и условностей, простую, глубокую и содержательную" (Собр. соч., т. 1, стр. 291, 292),
   Шницлер Артур (1862-1931) - австрийский прозаик и драматург.
   Зудерман Герман (1857-1928) - немецкий романист и драматург.
  

230*

   Ответ на открытку В. В. Котляревской от 13 февраля 1906 г.: "С восторгом читаю об умопомрачающем успехе дорогих друзей".
  
   1 Фульда Людвиг (1862-1939) - немецкий драматург и переводчик.
   2 Гаазе (Хаазе) Фридрих (1827-1911) - немецкий актер, неоднократно гастролировал в России. Семидесятидевятилетний ветеран сцены дал в своей квартире банкет в честь Художественного театра, на котором присутствовал весь театральный Берлин.
   Гаазе относил Станиславского к художникам, оставляющим незабываемые впечатления (см. записку Гаазе в архиве КС).
   3 Дузе Элеонора (1859-1924) - выдающаяся итальянская трагическая артистка (см. Собр. соч., т. 1, стр. 300, 335, 433).
   В 1908 г., во время своих гастролей в Москве, под впечатлением спектаклей Художественного театра, Дузе писала Станиславскому: "Вчера у Вас я вновь обрела Правду и Поэзию - Поэзию и Правду, эти два глубоких родника нашего искусства и души артиста.
   Поверьте, поверьте, что я поняла, я достойна понять Ваши устремления, понять всю возвышенность, которую они излучают.
   Как радостно... быть снова у Вас для того, чтобы любоваться и наслаждаться той же чистой и глубокой радостью" (Музей МХАТ, архив КС).
   В последние годы жизни Дузе проявляла большую симпатию к Советскому Союзу, интересовалась советским искусством.
   4 Рейнгардт Макс (1873-1943) - выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, реформатор немецкого театра. Руководил несколькими крупными театрами в Берлине. Один из первых поставил в Германии пьесы Л. Н. Толстого, М. Горького. После захвата власти фашистами вынужден был эмигрировать в США.
  

231*

   Печатается по рукописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).
   Копия снята неизвестным лицом. На ней пометка карандашом, сделанная рукою Станиславского: "Директору Имп[ераторских] театров Людв. Барнаю".
  

232*

   Письмо могло быть написано не позднее 15 марта 1906 г., так как 15 марта начались спектакли МХТ в Дрездене.
  

233*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве З. К. Васнецовой.
   Датируется по связи с предыдущим письмом.
  
   1 Театру необходимо было покрыть долги: перед отъездом за границу Московский литературно-художественный кружок дал МХТ заимообразно крупную сумму.
  

234*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
   Год устанавливается по гастролям МХТ в Лейпциге и Праге. О гастролях в Лейпциге, Праге, Вене, Карлсруэ и Висбадене (с 20 марта по 12 апреля) есть записи в дневнике Станиславского (Музей МХАТ, архив КС).
  
   1 Никиш Артур (1855-1922) - знаменитый венгерский дирижер, пропагандист русской музыки (см. о нем Собр. соч., т. 3, стр. 228-229).
  

235*

  
   Дата устанавливается по ответному письму Брюсова от 15 мая 1906 г.: "Мне очень жаль, что я не могу быть сегодня на Вашем собрании, так как должен присутствовать на собрании директоров нашего Лит[ературно]-Худож[ественного] кружка, - что давно обещал. Но - готов от всей души, по мере сил и умения, способствовать Вашим начинаниям в духе бывшей Студии. Очень и очень прошу Вас, если мне есть место в этой работе, сохраните его за мной. Уважающий и преданный Валерий Брюсов" (Музей МХАТ, архив КС).
  
   1 После ликвидации Студии на Поварской Станиславский полагал, что Художественный театр должен "разумно воспользоваться результатами юных брожений". Он искал (по выражению его в дневнике 1906 г.) "новой идеи" и, экспериментируя, хотел привлечь в театр Брюсова, Волошина, Балтрушайтиса. "Опять поблуждаем и опять обогатим реализм", - говорил он позднее в письме к Л. Я. Гуревич от 5 ноября 1908 г.
   Вскоре он пришел к выводу, что "отвлечение", "стилизация" не раскрывают внутренней сути пьесы и поэтому являются ложными путями в творчестве.
  

236*

   Дата устанавливается по репетициям "Горя от ума" (первый спектакль - 26 сент

Другие авторы
  • Гурштейн Арон Шефтелевич
  • Сухотина-Толстая Татьяна Львовна
  • Козырев Михаил Яковлевич
  • Бибиков Петр Алексеевич
  • Габриак Черубина Де
  • Чурилин Тихон Васильевич
  • Гамсун Кнут
  • Чехова Мария Павловна
  • Арцыбашев Николай Сергеевич
  • Коринфский Аполлон Аполлонович
  • Другие произведения
  • Волкова Анна Алексеевна - Стихи графу Витгенштейну на одержанные им над французами победы
  • Хирьяков Александр Модестович - А. М. Хирьяков: краткая справка
  • Аксаков Иван Сергеевич - О финансовом положении России в начале 1862 года
  • Замятин Евгений Иванович - Ловец человеков
  • Романов Пантелеймон Сергеевич - Детство
  • Пильский Петр Мосеевич - Погибающие
  • Карамзин Николай Михайлович - История государства Российского. Том 4
  • Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917
  • Фет Афанасий Афанасьевич - Ранние годы моей жизни
  • Федоров Борис Михайлович - Князю Алексею Борисовичу Куракину
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 394 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа