Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917, Страница 38

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917



-Данченко предполагал, что, пока Художественный театр не имеет своего здания в Москве, он часть сезона будет проводить в провинции, а затем снимать одно из московских театральных помещений.
   17 Устав "Акционерной компании общедоступных театров и аудиторий".
   18 По-видимому, Александр Павлович - Ленский; Александр Иванович - Южин.
  

52

   Черновой автограф (гектографическая копия) письма хранится в Музее МХАТ (архив КС).
   Год устанавливается по упоминанию "Потонувшего колокола" Гауптмана (Станиславский видел впервые эту пьесу в Берлине весной 1897 г.) и по ответному письму Бенара от 7 января 1898 г.
   Бенар Люсьен - французский театральный критик и драматург, издатель журнала "Revue d'art dramatique" ("Обозрение драматических театров"). В 1896 г. Бенар видел спектакли Общества искусства и литературы "Самоуправцы" и "Отелло". О "Самоуправцах" Бенар писал Станиславскому: "Я был в восхищении от Вашего вчерашнего спектакля. Прежде всего я очень симпатизирую Вашему большому личному таланту. Наконец, ансамбль, законченность Вашей интерпретации заслуживают самых горячих похвал Вам и Вашим друзьям" (Музей МХАТ, архив КС).
   В другом письме Бенар снова возвращался к своим впечатлениям от этого спектакля: "...Вы уже доказали мне в "Самоуправцах", что Вы истинный артист, способный к прекрасным творениям" (там же).
  
   1 В отзыве об "Отелло" Бенар критиковал исполнение партнеров Станиславского, а самого Станиславского упрекал в отступлении от общепринятых традиций: "...пьеса поставлена замечательным образом, с совершенством, превосходящим все, что я когда-либо видел во Франции или в Германии. Несмотря на то, что Вы хорошо поняли душу Отелло, Вы не играли его в шекспировских традициях... Двадцать раз по ходу пьесы Ваши очень интересные находки в роли Отелло меня порадовали, и все-таки я был огорчен, видя нервический, слишком нынешний, слишком "внетрадиционный" облик Вашего персонажа. Я не сомневаюсь, что, если бы Вы поработали с Ирвингом или Сальвини, Вы бы создали прекрасного Отелло...".
   2 Муне-Сюлли Жан (1841 -1916) - французский трагический актер, игравший Эдипа, Гамлета, Отелло и ряд ролей в трагедиях Корнеля и Расина. Исполнение его отличалось напевностью декламации, картинностью жестов, приподнятостью тона, свойственными в те годы искусству старейшего французского театра "Comêdie Franèaise" ("Французская Комедия"),
   3 Тальма Франсуа-Жозеф (1763-1826) - выдающийся трагический актер и реформатор сцены эпохи Французской буржуазной революции.
   4 К. С. Станиславский цитирует "Гамлета" по переводу П. Вейнберга.
   5 Гервинус Георг-Готфрид (1805-1871) - немецкий историк и литературовед, автор четырехтомного труда о Шекспире, переведенного в 1877 г. на русский язык.
   6 Коклен-младший, Александр-Оноре (1848-1909) - французский комедийный актер. Гастролировал в Москве в 1895 и 1897 гг.
   7 Лелуар Луи-Пьер (1860-1909) - известный французский актер.
   8 Коклен-старший, Бенуа-Констан (1841-1909) - крупнейший французский комедийный актер, часто приезжавший на гастроли в Россию.
   9 "Тартюф" Мольера с А. П. Ленским в заглавной роли был впервые поставлен в Малом театре 6 декабря 1884 г.
   10 Во время гастролей в Москве, в 1885 г., Мейнингенская труппа играла "Мнимого больного" Мольера.
  

53*

   Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив В. П. Буренина, ф. 36, оп. 2, ед. хр. 9.
   Буренин Виктор Петрович (1841-1926) - критик, драматург, переводчик. С 1876 г.- сотрудник реакционной газеты "Новое время". Один из руководителей Суворинского театра (театра Литературно-артистического кружка).
  
   1 Станиславский поставил "Потонувший колокол" Г. Гауптмака в переводе В. Буренина 27 января 1898 г. (в помещении Охотничьего клуба).
   2 Пчельников Павел Михайлович был управляющим Московской конторой императорских театров.
   3 Первое представление "Потонувшего колокола" в Суворинском театре состоялось 13 ноября 1897 г. В рецензиях и программах спектакля художник не указан. Судя по фотографиям, спектакль был оформлен ремесленно и не походил на новаторскую художественную постановку Станиславского. Очевидно, макеты своих декораций Станиславский Суворинскому театру не посылал.
  

54

   Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 2 августа 1897 г.
   1 Станиславский по ошибке называет Марию Людомировну Роксанову (Петровскую) Марией Владимировной и далее - Марией Васильевной.
   Роксанова была принята в труппу МХТ в 1898 г. и пробыла в ней до 1902 г. Первая исполнительница роли Нины Заречной в "Чайке".
   2 Незлобин (Алябьев) Константин Николаевич (1857-1930) - провинциальный антрепренер, артист и режиссер, в то время антрепренер Виленского театра. С 1909 по 1918 г. имел свой театр в Москве (театр Незлобина).
  

55*

   Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).
   Тихомиров Иоасаф Александрович (1872-1908) - ученик Немировича-Данченко по Филармонии (выпуск 1895 г.) Артист и режиссер МХТ с 1898 по 1904 г. В первом спектакле МХТ "Царь Федор Иоаннович" исполнял роль князя Туренина, в "Чайке" - роль учителя Медведенко. По инициативе А. М. Горького в 1903 г. был приглашен режиссером в театр Народного дома в Н. Новгород. В 1904 г. поставил "Дачники" Горького в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.
  
   1 В тех случаях, когда ученики Немировича-Данченко, рекомендованные им в труппу МХТ, выступали в летних театрах под Москвой, Станиславский ездил смотреть их игру.
   2 В древних русских городах Станиславский собирал материалы для постановки трагедии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" (об этой поездке см. Собр. соч., т. 1, стр. 193-196). В архиве Станиславского хранятся "Альбомы К. С. Алексеева. Русская старина. Костюмы, бордюры, узоры, виды, типы, утварь, вооружение. Нижегородский и Ростовский музеи".
  

56

   Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 5 июня 1898 г. Послано в Нескучное Екатеринославской губернии.
   Дата устанавливается по фразе письма: "Послезавтра начинаем работу" (сбор труппы МХТ в Пушкино и раздача ролей состоялись 14 июня 1898 г.)
  
   1 В это время происходило слияние Товарищества "Владимир Алексеев" с Товариществом "Шамшин и Вишняков".
   2 Помещение для репетиций в дачной местности Пушкино под Москвой.
   3 Бурджалов Георгий Сергеевич (1869-1924) - инженер по образованию, актер и режиссер MXАT. До Художественного театра участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы.
   Как и Станиславский, он понимал значение народного театра, говорил о необходимости создания театра для крестьянства. Бурджалов принадлежал к тем деятелям МХТ, которые сочувственно относились к революционному движению. "Когда я вспоминаю разные большие хорошие дела, какие творились в России,- рассказывал о нем Немирович-Данченко,- я наблюдаю, что ни одно хорошее дело не может состояться без участия в нем людей такого типа, к какому принадлежал Георгий Сергеевич... Это энтузиаст в самом настоящем смысле слова, энтузиаст с бодростью, с глубокой верой в это дело, отдающий всю свою любовь, всего себя до самопожертвования... Чрезвычайная простота и совершенно беспредельная скромность" (Музей МХАТ, архив Г. С. Бурджалова, No 835).
   Из публикуемого письма видно, что Бурджалов не сторонился самой "черной", будничной работы в театре.
   Архипов Николай Николаевич (1868-1926) - член правления и участник спектаклей Общества искусства и литературы, впоследствии известный режиссер Арбатов. На даче Архипова репетировались первые спектакли МХТ.
   4 Симов Виктор Андреевич (1858-1935) - выдающийся театральный художник. Был привлечен Станиславским в Общество искусства и литературы, принимал участие в создании МХТ, где до 1913 г. оформлял большинство спектаклей. Вновь вернулся в Художественный театр в 1926 г. Оформлял "Бронепоезд 14-69" и "Мертвые души". Заслуженный деятель искусств РСФСР.
   5 Репетиции "Венецианского купца" ("Шейлока") начались 17 июня 1898 г., премьера состоялась 21 октября 1898 г. За пять дней до начала репетиций у Станиславского уже был готов режиссерский план постановки. На первое чтение пьесы он принес макеты Симова.
   В письме В. Э. Мейерхольда к Е. М. Мунт от 22 июня читаем: "Репетиции идут прекрасно, и это исключительно благодаря Алексееву. Как он умеет заинтересовывать своими объяснениями, как сильно поднимает настроение, дивно показывая и увлекаясь. Какое художественное чутье, какая фантазия.
   ...Будет соблюдена историческая и этнографическая точность. Старая Венеция вырастет перед публикой, как живая. Старый "жидовский квартал", грязный, мрачный, с одной стороны, и полная поэзии и красоты площадь перед дворцом Порции с видом на ласкающее глаз море - с другой. Там мрак, здесь свет, там подавленность, гнет, здесь блеск и веселье. Одна обстановка сразу вычерчивает идею пьесы. Декорация работы Симова" (цит. по книге: Н. Д. Волков, Мейерхольд, т. I, М.-Л., Academia, 1929, стр. 103.)
   6 В письме В. Э. Мейерхольда к Е. М. Мунт от 8 июля 1898 г. говорится: "На декорации можно смотреть по часам и все-таки не надоест. Какое не надоест, их можно полюбить, как что-то действительное... Из оригинальных декораций - "Сад Шуйского", "Мост на Яузе". "Сад Шуйского" по замыслу принадлежит Алексееву... Деревья тянутся по сцене на самом первом плане вдоль рампы. Действие будет происходить за этими деревьями. Можешь себе представить этот эффект. За деревьями видно крыльцо дома Шуйского. Сцена будет освещена луной".
   7 Савицкая Маргарита Георгиевна (1868-1911) - одна из любимейших учениц Немировича-Данченко по Филармонии, артистка МХТ с 1898 г. до конца своей жизни.
   8 Красовский (Кровский) Иван Федорович в 1898 г. пришел в Художественный театр из Общества искусства и литературы. В "Царе Федоре Иоанновиче" играл роль Красильникова. В 1899 г. Красовский перешел в Малый театр и пробыл в нем до конца жизни (ум. в 1938 г.).
   9 Дарский (Псаров) Михаил Егорович пришел в МХТ, будучи уже известным провинциальным актером, и прослужил там сезон 1898/99 г. В 1902 г. ставил "Чайку" в Александрийском театре по мизансценам Художественного театра.
   "А как, спросишь ты, ведет себя на репетиции Дарский, этот гастролер, пробывший в провинции лет восемь... Не только подчиняется внешней дисциплине, а даже совсем переделывает заново ту роль (Шейлока), которую он так давно играет. Толкование роли Шейлока Алексеевым настолько далеко от рутины, настолько оригинально, что он не смеет даже протестовать, а покорно, хотя и не слепо (на это он слишком умен) переучивает роль, отделывается от условщины, от приподнятости. А если бы ты знала, как это трудно!.. Нет, Дарский заслуживает большого уважения. Алексеев будет эту роль играть, конечно, лучше. Роль им отделана дивно" (из письма В. Э. Мейерхольда к Е. М. Мунт от 22 июня 1898 г.).
   10 Поссарт Эрнст (1841-1921) - известный немецкий актер, гастролировавший в России. С успехом выступал в роли Шейлока. Приподнятость тона, декламационный пафос, свойственные исполнению Поссарта, были присущи и А. И. Южину в ролях романтического репертуара.
   11 Со временем отношение Станиславского к "Тартюфу" изменилось. "Тартюф" был включен в репертуар МХТ в сезоне 1912/13 г., но постановка осталась неосуществленной. В 1936-1938 гг. Станиславский вернулся к "Тартюфу". Это была его последняя экспериментально педагогическая работа. После смерти Станиславского "Тартюф" был поставлен в MXAT M. H. Кедровым.
   12 Вл. И. Немирович-Данченко советовал ставить драму Э. Мариотта "Счастье Греты". Выбор этой пьесы был ошибкой Немировича-Данченко. После трех представлений Художественный театр снял ее с репертуара.
   13 "Трактирщица" К. Гольдони была поставлена Станиславским 2 декабря 1898 г. Станиславский играл роль кавалера ди Рипафратта, О. Л. Книппер - роль Мирандолины.
   14 "Между делом" - двухактная пьеса Д. Роветта, из репертуара Филармонического училища. В МХТ не шла.
   15 "Король и поэт" - историческая пьеса в одном действии Теодора де Банвиля. Поставлена в МХТ не была.
   16 "Провинциалка" И. С. Тургенева была поставлена Станиславский только в 1912 г. Он играл в этой пьесе роль графа Любина.
   17 "Меншиков" - историческая пьеса В. Величко.
   18 Шелапутинский театр - театр в Москве, называвшийся по имени владельца; обычно сдавался приезжим труппам.
   19 Цензура придирчиво следила за тем, как исполняются роли царей на русской сцене. Судьба спектакля МХТ зависела от того, какому актеру будет поручена роль царя Федора. Шесть актеров - И. М. Москвин, A. И. Адашев (Платонов), В. А. Ланской, И. Ф. Кровский (Красовский), B. Э. Мейерхольд, И. А. Тихомиров - читали роль Федора Станиславскому. Лучшим исполнителем был признан И. М. Москвин.
   20 Мейерхольд Всеволод Эмильевич - пришел в МХТ из музыкально-драматического училища Филармонии (класс Немировича-Данченко) и пробыл в нем до 1902 г. Роль царя Федора не играл. Был исполнителем роли Иоанна Грозного в трагедии А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". Играл также в пьесах А. П. Чехова, Г. Гауптмана и др.
   21 О. Л. Книппер, только что окончившая драматическое училище Филармонии, создала замечательный образ царицы Ирины. Второй исполнительницей этой роли была М. Г. Савицкая.
   22 "Гувернер" - комедия В. Дьяченко, из репертуара Общества искусства и литературы.
   23 Екатерина Николаевна - жена Вл. И. Немировича-Данченко (урожденная Корф).
  

57

   Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 21 июня 1898 г.
  
   1 Дарский читал роль Шейлока.
   2 Петров (Краевский) Евгений Алексеевич в 1898 г. окончил драматическое училище Филармонии по классу Вл. И. Немировича-Данченко. В труппу МХТ принят не был. Работал в провинциальных театрах.
   3 Александр Акимович - Санин.
   4 Л. В. Алеева (Недоброво) репетировала и исполняла роль Джессики в "Венецианском купце".
   5 В. Э. Мейерхольд играл в "Венецианском купце" роль принца Арагонского.
   6 И. М. Москвин исполнял в "Венецианском купце" роль Саларино. В "Самоуправцах" играл подьячего.
   7 Чупров (Чириков) Сергей Владимирович пробыл в МХТ сезон 1898/99 г. Сыграл в "Венецианском купце" роль Гоббо-отца, в "Самоуправцах" - роль старого садовника Митрича, в "Трактирщице" был вторым исполнителем роли слуги Кавалера.
   8 Аполлонский Роман Борисович (1865-1928) - артист Александрийского театра с 1881 г.
   9 Ланской (Соляников) В. А. учился в Петербургском императорском театральном училище. В МХТ служил с 1898 по 1900 г. Исполнял роль Грациано в "Венецианском купце" и роль офицера Рыкова в "Самоуправцах".
   10 В. В. Калужский (Лужский) играл роль Креона в "Антигоне" и роль принца Мароккского в "Венецианском купце".
   11 Ланчеллот Гоббо - шут, слуга Шейлока.
   12 Платонов (Адашев) А. И. репетировал и исполнял роль Бассанио в "Венецианском купце".
   13 Манасевич Александр Федорович в 1898 г. был секретарем дирекции МХТ.
   14 Рындзюнский Григорий Давыдович (1873-1937) - секретарь дирекции МХТ с 1898 по 1910 г.
   15 Комедия Шекспира "Укрощение строптивой" шла в Малом театре с участием А. И. Южина (Петруччио) и Е. К. Лешковской (Катарина).
   16 Роль Эллиды в драме Ибсена "Женщина с моря" (в дальнейших письмах часто "Эллида") Немирович-Данченко хотел поручить Роксановой. "Женщина с моря" поставлена не была.
   17 19 июня 1898 г. Немирович-Данченко писал Станиславскому о Москвине, который был его учеником по Филармонии: "Федор - Москвин, и никто лучше него... Он и умница и с сердцем, что так важно и чего, очевидно, нету у Красовского, и симпатичен при своей некрасивости. Расспросите у филармоничек, как он играл Ранка в "Норе", труднейшую роль, и как всех трогал. Москвин, Москвин. Заберите его, почитайте с ним, и Вы услышите и новые и трогательные интонации" ("Избранные письма", М., 1954, стр. 118).
   Немирович-Данченко угадал в молодом Москвине талантливейшего исполнителя царя Федора. Эту роль Москвин играл на протяжении сорока семи лет.
   18 Роль Богдана Курюкова в "Царе Федоре Иоанновиче" была одной из лучших в репертуаре А. Р. Артема. Мейерхольд эту роль не играл.
   19 В. Ф. Грибунин играл Голубя-сына, А. П. Зонов - Голубя-отца.
   20 Речь идет о декорации к последней картине спектакля "Царь Федор Иоаннович".
  

58

   Ответ на письма Вл. И. Немировича-Данченко от 24 и 25 июня 1898 г.
   Датируется по содержанию письма и по ответному письму Немировича-Данченко от 4 июля 1898 г.
  
   1 Пьеса Г. Гауптмана "Ганнеле" была доведена до генеральной репетиции, но не была допущена к постановке духовной цензурой.
   2 Роль Магды - в пьесе Г. Гауптмана "Потонувший колокол"; роль Мальволио - в комедии Шекспира "Двенадцатая ночь".
   3 В. К. Якубенко и В. Ф. Грибунин опоздали к началу репетиций.
   4 В. Э. Мейерхольд играл в "Самоуправцах" роль дворецкого.
   5 Литвинов И. М. - цензор. К народным и общедоступным театрам цензура была особенно придирчива.
   6 Станиславский опасался, что театр Корша и Малый театр выпустят спектакль "Царь Федор Иоаннович" раньше, чем Художественный. В театре Корша трагедия А. К. Толстого не ставилась, а в Малом театре в 1899 г. шла вторая часть трилогии - "Царь Борис".
   Погожее В. П. - управляющий делами Дирекции императорских театров.
   7 Платонов (Адашев) исполнял роль царя Федора лишь четыре раза в сезоне 1899/900 г.
  

59

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
   Станиславский уехал в Андреевку Харьковской губернии - имение брата, Г. С. Алексеева, чтобы писать режиссерский план - "мизансцену" "Чайки". Немирович-Данченко в это время продолжал в Москве работу по подготовке первого сезона МХТ.
   Написано в ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 24 августа 1898 г.
  
   1 Репетиции МХТ в Пушкино закончились 23 августа. 3 сентября они были возобновлены в Москве в помещениях Охотничьего клуба и Филармонического училища.
   2 Немирович-Данченко писал Станиславскому: "В "Федоре" Москвин растет с каждой репетицией и теперь так сжился с ролью, что может начать виртуозничать. Не перестает работать, всякого свежего человека очаровывает!" ("Ежегодник МХТ" за 1949-1950 гг., стр. 137).
   3 Мария Александровна - Самарова; играла роль свахи Василисы Волоховой в "Царе Федоре Иоанновиче".
   Е. М. Раевская была второй исполнительницей этой роли.
   Немирович-Данченко писал, что роль Волоховой, которая трудно давалась М. А. Самаровой, "вдруг пошла лучше и лучше. Будет даже отлично. Она, очевидно, из тех, которые идут вперед медленно, но твердо. Я таких люблю. И Раевская репетировала несколько раз. И лучше, чем можно было ожидать. Не клеилось дело с Шаховским - Ланским".
   4 О "Чайке" в письме Немировича-Данченко говорилось: "Все постепенно влюбляются в пьесу. Отлично читает Вишневский - Шамраев. Очень хорошо Мейерхольд - Треплева. С тоном Книппер - Аркадина. Недурно, но сбиваясь на Ганнеле, Петровская - Чайка. Без тона - Гандурина, Тихомиров и Раевская. Бились, говорили".
   5 Платонов репетировал роль Тригорина.
   6 Над ролью Дорна Станиславский начал работать по просьбе Немировича-Данченко, полагавшего, что эта роль требует большой "сценической опытности и выдержки". "Поэтому-то я и поручаю эту роль такому удивительному технику-актеру, как сам Алексеев",- сообщал он А. П. Чехову ("Избранные письма", стр. 138).
   7 Прочитав три акта режиссерского плана "Чайки", Немирович-Данченко писал Станиславскому 2 сентября 1898 г.: "Многое бесподобно, до чего я не додумался бы. И смело, и интересно, и оживляет пьесу. Но кое-что, по-моему, должно резать общий тон и мешать тонкости настроения, которое и без того трудно поддержать". В письме от 12 сентября 1898 г.: "Ваша mise en scène вышла восхитительной. Чехов от нее в восторге. Отменили мы только две-три мелочи, касающиеся интерпретации Треплева. И то не я, а Чехов... Он быстро понял, как усиливает впечатление Ваша mise en scène".
   8 "Московский листок" - реакционная газета.
   9 Царь Федор, рассказывая о том, как Красильников запорол медведя, забывшись, обращается к митрополиту Дионисию: "Медведь к нему так близко подошел, так близко - вот как ты теперь, владыко, ко мне стоишь, а он шагнул вот этак, да изловчил рогатину, да разом вот так ее всадил ему в живот!" Комизм этой сцены пропадал, так как цензура вычеркнула роли духовных лиц - Варлаама и Дионисия (они были восстановлены лишь на гастролях МХТ в Европе в 1906 г.). Духовных лиц Станиславский заменил двумя столетними боярами. С одним из них и вел эту сцену царь Федор.
   10 О цензурных сокращениях в пьесе см. в книге Б. Ростоцкого и Н. Чушкина "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХТ", изд. ВТО, 1940, стр. 215-219.
   11 Сперва Станиславский начинал спектакль "Царь Федор Иоаннович" увертюрой А. А. Ильинского. Вскоре он от этого отказался, так как пришел к заключению, что музыка в драматическом спектакле должна быть органически и непосредственно связана со сценическим действием. Например, в восьмой картине - "На мосту через Яузу" - исполнялась "Песня гусляра" А. Т. Гречанинова.
   12 Щукин Я. В.- антрепренер, арендовавший в то время театральное здание в Каретном ряду ("Эрмитаж"), где начиналась деятельность МХТ; Мошнин - владелец этого здания.
   13 Об участии М. П. Лилиной в создании костюмов для "Царя Федора Иоанновича" упоминается в дальнейшей переписке и в "Моей жизни в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 192, 216).
   Григорьева (Николаева) Мария Петровна (1869-1941) - участница спектаклей Общества искусства и литературы, артистка МХТ с основания театра до конца своей жизни. Одновременно с 1898 по 1925 г. была заведующей костюмерной МХТ. Заслуженная артистка РСФСР.
  

60

   В подлиннике на 5-й и 8-й страницах вырваны куски текста.
  
   1 Письма Вл. И. Немировича-Данченко от 2 и 4 сентября 1898 г. (см. "Избранные письма", стр. 132-137).
   2 Немирович-Данченко оценил режиссерский план "Чайки" такими словами: "Вот поразительный пример творческой интуиции Станиславского как режиссера. Станиславский, оставаясь все еще равнодушным к Чехову, прислал мне такой богатый, интересный, полный оригинальности и глубины материал для постановки "Чайки", что нельзя было не дивиться этой пламенной, гениальной фантазии" (см. "Чайка" в постановке Московского Художественного театра. Режиссерская партитура К. С. Станиславского", Л.-М., "Искусство", 1938, стр. 47-48).
   3 "Я только боюсь некоторых подробностей,- предостерегал Немирович-Данченко в письме от 2 сентября 1898 г.- Ну, вот хоть бы "кваканье лягушек во время представления пьесы Треплева. Мне хочется, как раз наоборот, полной таинственной тишины".
   4 Это ответ на признание Немировича-Данченко: "Мне трудно было вообще переделать свой план, но я уже вник в Ваш и сживаюсь с ним".
   5 А. Л. Фессинг (Загаров), Б. М. Снегирев и упоминаемый далее Д. С. Мадаев - ученики Немировича-Данченко по драматическому классу Филармонии. "Ольгушка из Подьяческой" М. К. Северной - экзаменационный спектакль учеников Немировича-Данченко, состоявшийся 12 марта 1898 г. Можно предположить, что Станиславский видел этот спектакль.
   6 Гастроли МХТ в Харькове и в Одессе в 1899 г. не состоялись.
   7 Геннерт Иван Иванович - заведующий сценой МХТ с 1898 по 1905 г.
   8 Музыка к спектаклю "Венецианский купец" была написана А. Ю. Симоном.
   9 Карпаччо Витторе (1455?-1525) - итальянский художник, мастерски изображавший быт Венеции своего времени. Произведения Карпаччо послужили материалом для постановки "Венецианского купца".
   10 Загаров (Фессинг) Александр Леонтьевич - актер МХТ с 1898 по 1904 г. В спектакле "Царь Федор Иоаннович" исполнял роль Старкова.
   11 ...набросок Дорна - см. письмо Немировича-Данченко от 4 сентября 1898 г. ("Избранные письма", стр. 135-136).
   12 Станиславский наметил первоначально в режиссерском плане следующую мизансцену для Дорна: "Потягивается, потом от нечего делать становится на доску и с одного конца, балансируя, качаясь, проходит на другой конец качалки".
   13 Декоратор К. Ф. Вальц нашел мастерскую для художников МХТ.
   14 Александр Акимович - Шенберг (Санин).
  

61

   Станиславский останавливался в Харькове по пути из Андреевки в Москву. Послано в Андреевку, где оставалась семья Станиславского. Дата, указана М. П. Лилиной.
  
   1 Роль Тригорина была передана Станиславскому по желанию А. П. Чехова. Роль Дорна перешла к А. Л. Вишневскому.
   В письме к Станиславскому от 12 сентября 1898 г. Немирович-Данченко писал: "Затем [Чехов] начал просить, чтобы Тригорина играли Вы. Я сказал, подойдет ли Тригорин крупный к его положению. Чехов ответил - "даже лучше". Вот видите, как я перед Вами виноват, что все отклонял от Вас эту роль. И вся труппа, оказывается, ждала, что Тригорина будете играть Вы" ("Избранные письма", стр. 141).
   2 "Злая яма" - комедия в 3 действиях К. И. Фоломеева.
   3 Об И. М. Шувалове см. прим. 4 к письму No 51.
  

62

   Датируется по связи с предыдущим письмом.
  
   1 Петипа Мариус Мариусович (1850-1919) - комедийный актер.
  

63

   Датируется по хроникальной заметке в газете "Новости дня" от 19 сентября 1898 г.
  
   1 Речь идет о знаменитой "народной сцене" спектакля "Царь Федор Иоаннович" ("На мосту через Яузу").
   2 Чехов смотрел репетиции "Чайки" 9 и 11 сентября, репетицию "Царя Федора" - 15 сентября 1898 г. "Он нашел, что у нас на репетициях приятно, славная компания и отлично работает",- сообщал Немирович-Данченко Станиславскому 12 сентября 1898 г.
   "У Немировича и Станиславского очень интересный театр",- писал A. П. Чехов Л. С. Мизиновой 21 сентября 1898 г. В тот же день он советовал П. Ф. Иорданову: "Если случится быть в Москве, то побывайте в театре "Эрмитаж", где ставят пьесы Станиславский и Вл. Немирович-Данченко. Mise en scène удивительные, еще небывалые в России" (А. П. Чехов, Полн. собр. соч. и писем, т. XVII, стр. 310, 311).
   "Царь Федор Иоаннович" одновременно ставился в петербургском театре Литературно-художественного общества (театр Суворина). А. С. Суворин был на репетиции "Царя Федора Иоанновича" в МХТ вместе с П. Н. Орленевым, который готовил роль Федора, и К. И. Дестомб - исполнительницей роли Ирины в Петербурге.
   "Все они с ума сошли от того, как Вы поставили "Федора",- рассказывал Немирович-Данченко Станиславскому.- Суворин называет Вас "гениальным".
   ...Вчера Суворин навязался придти на репетицию "Чайки" и удивился, как могла эта пьеса возбуждать насмешки в Петербурге. От сцены пьесы Треплева он прямо пришел в восторг, как и от всей mise en scène" ("Избранные письма", стр. 141 -142).
  

64*

   Письма к С. И. Мамонтову печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ СССР, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 236.
   Мамонтов Савва Иванович (1841-1918) - крупный промышленник, меценат, знаток театра, музыки и живописи, сыгравший видную роль в развитии русского национального искусства. Горький находил, что Мамонтов "исключительно, завидно даровит". См. воспоминания Станиславского о С. И. Мамонтове в Собр. соч., т. 6, стр. 96-103. О Мамонтовском кружке, Мамонтовской опере, самом Мамонтове см. также "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч. т. 1, стр. 83-86).
  

65*

   Датируется месяцем открытия МХТ.
  
   1 С. И. Мамонтов поздравлял Станиславского 15 октября 1898 г. с открытием Художественного театра: "Горячо и искренне рад вчерашнему успеху и верю твердо, что дело, в которое кладешь душу и любовь, не может не иметь благотворного результата. Надо спокойствие, выдержку и настойчивость" (Музей МХАТ, архив КС).
   2 В эти годы в Русской частной опере Мамонтова исполнялись оперы композиторов "Могучей кучки", пел Ф. И. Шаляпин, дирижировал С. В. Рахманинов. Спектакли оформляли В. Д. Поленов, К. А. Коровин, B. М. Васнецов, М. А. Врубель и другие.
  

66*

   Подлинник - в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
   Написано в ответ на приветствие молодежи Малого театра в день открытия Московского Художественно-общедоступного театра.
  
   1 Приводим текст приветственной телеграммы: "Искренно сочувствуя высоким задачам искусства и неутомимому стремлению к осуществлению его идеалов, мы приветствуем Вас и всю труппу и от души желаем, чтобы истинно художественное знамя Вашего театра всегда привлекало заслуженное внимание и горячие симпатии всех любящих искусство. Молодежь Малого театра".
   Новый театр, руководимый А. П. Ленским, был открыт в 1898 г. В труппу Нового театра вошли ученики Ленского - артистическая молодежь Малого театра.
   Якубенко, Грибунин и некоторые другие артисты МХТ были выпускниками Театрального училища при Малом театре.
   2 Новый театр входил в систему императорских театров, поэтому осуществлять там задуманные им преобразования драматической сцены Ленскому было нелегко. Об этом он сам писал В. П. Погожеву 5 августа 1898 г., сопоставляя творческую атмосферу, в которой создавался Художественный театр, с условиями своей работы в Новом театре: "Алексеев - несомненно очень талантливый режиссер, человек с хорошим вкусом, воображением и солидными познаниями в этом деле. Я считаю себя тоже не вовсе обделенным ни способностью, ни вкусом и чутьем, ни даже некоторыми познаниями по истории внешнего быта народов, почему и чувствую себя в силах бороться даже с таким выдающимся человеком, как Алексеев. Далее. У нас обоих в распоряжении молодые, неопытные люди, люди с именами, ничего или очень мало говорящими нашей публике. И в этом смысле наши шансы на успех более или менее равны. Но вот в чем он неизмеримо сильнее меня. 1) Для своей постановки "Венецианского купца" он делает все... все, что только ему понадобится, все, что подскажет ему его знание, талант и воображение. Мало того - он одно и то же по нескольку раз переделывает, меняет, подгоняет, примеривает и исправляет неизбежные в таком деле ошибки и выходит перед публикой во всеоружии. Я же пользуюсь только тем, что имеется налицо. Имеются же намозолившие глаз костюмы и декорации, вместо таких же новых, еще невиданных на императорской московской сцене, какие я и предполагал показать..." (А. П. Ленский, Статьи. Письма. Записки, "Искусство", 1950, стр. 238).
  

67*

  
   Печатается по подлиннику Центрального музея музыкальной культуры, РМО, п. 5, No 983.
   Датируется по упоминанию концерта, который состоялся 7 марта 1899 г.
   Сафонов Василий Ильич (1852-1918) - дирижер, пианист, педагог, с 1889 г. один из директоров Московской консерватории.
  
   1 В письме от 1 марта 1899 г. Сафонов просил Станиславского прочитать монолог из "Эгмонта" Гёте в симфоническом концерте из произведений Бетховена.
  

68*

  
   Письма к В. В. Котляревской печатаются по подлинникам, хранящимся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059.
   Котляревская (Пушкарева) Вера Васильевна (ум. в 1942 г.) - артистка Александрийского театра с 1898 по 1918 г., жена историка литературы, академика Н. А. Котляревского, с 1903 г. управляющего труппой и позднее - заведующего репертуаром Александрийского театра. С 1920 г. жила в Софии, где преподавала художественное чтение.
   В. В. Котляревской написаны статьи и воспоминания о Станиславском и Художественном театре. Котляревская прислала Станиславскому свою визитную карточку, на которой под печатным текстом: "Вера Васильевна Пушкарева, артистка императорских театров", приписала: "очень маленькая и начинающая, была проездом на "Чайке" и очень удивлена и восхищена тем, как задуман и исполнен Тригорин, позволяет себе высказать благодарность за "Чайку" вообще и за Тригорина в частности". В письме от 25 октября 1899 г. В. В. Котляревская более подробно рассказывает о своих впечатлениях: "Сначала Вы меня озадачили, и я просто растерялась. Кругом хвалили и порицали, а я могла только молчать и ждать, что дальше? Но чем дальше, тем лучше я понимала Вас. Тригорин стал ясен. Вы, как настоящий артист, ни себя, ни его не жалели и дали такой яркий (к Тригорину, пожалуй, этот эпитет неприменим) образ, что у меня дух захватило - как можно так тонко и законченно дать лицо" (Музей МХАТ, архив КС).
  

69*

   Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).
  

70

   Письма и телеграммы к А. П. Чехову печатаются по подлинникам, хранящимся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.
  
   1 Мария Павловна - Чехова (1863-1957), сестра А. П. Чехова, педагог, основательница и директор Дома-музея А. П. Чехова в Ялте, первый издатель его писем, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  

71*

  
   Письма к О. Л. Книппер-Чеховой печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
   Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868-1959) - актриса Художественного театра со дня его основания, замечательная исполнительница центральных ролей в пьесах Чехова, Горького, Тургенева, Гауптмана, Ибсена, Гамсуна; народная артистка СССР.
  
   1 Роль Ганны Шель в драме Г. Гауптмана "Возчик Геншель", поставленной Художественным театром 5 октября 1899 г., исполняла сестра К. С. Станиславского А. С. Штекер (по сцене Алеева) и М. Л. Роксанова.
   2 Весной 1899 г. Художественный театр приступил к репетициям "Дяди Вани" Чехова. О. Л. Книппер, с успехом сыгравшая в "Чайке" Аркадину, получила роль Елены Андреевны. Предостережение Станиславского вызвано его постоянной заботой о творческом росте артистов Художественного театра.
   3 В "Столпах общества" О. Л. Книппер была поручена роль Лоны.
  

72*

   1 Во Франции ежегодно празднуется день взятия Бастилии (14 июля 1789 г.) - начало Французской буржуазной революции.
   2 Гетье Федор Александрович - известный московский врач, профессор-терапевт.
  

73*

   1 Маруся - М. П. Лилина.
   2 Нюша - А. С. Алеева. См. далее письмо No 76, в котором Станиславский просит В. В. Лужского пройти с А. С. Алеевой роль Ганны Шель в драме Г. Гауптмана "Возчик Геншель".
  

74*

   Год устанавливается по связи с письмом к матери от 17/29 июля 1899 г. (Музей МХАТ, архив КС).
  
   1 Дочери Станиславского Кире 21 июля 1899 г. исполнилось восемь лет.
  

75

   1 В Виши Станиславский разработал режиссерский план народной сцены "Площадь в Замоскворечье" из трагедии А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного" (подлинник хранится в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Опубликован в книге "К. С. Станиславский", изд. Академии наук СССР, 1955, стр. 13-57).
   Спектаклем "Смерть Иоанна Грозного" в постановке Станиславского (режиссер - А. А. Санин) открылся второй сезон Художественно-общедоступного театра.
   2 Так же как в картине "Берег Яузы" (в спектакле "Царь Федор Иоаннович"), в сцене "Площадь в Замоскворечье" Станиславский делал главным действующим лицом "народ, страдающий народ".
   Новизна режиссерского решения (по сравнению с массовыми сценами "Царя Федора" и "Уриэля Акосты") заключалась в приеме контраста: безмолвие, неподвижность - и внезапные короткие вспышки ярости, гнева. "Старательно избегать возмущения, как в "Федоре", "На Яузе", т. е. крика и большого движения. Нужен тон придавленности... Вспыхнут и от бессилия сейчас же присмиреют",- так характеризует Станиславский "настроение" первой части сцены. "Нищие, как вкопанные, потеряв всякую надежду, остолбенели. Ни одного звука, ни единого жеста".
   "Форте", "шум", "крик", которых Станиславский сознательно избегает, возникают лишь в финале, когда режиссер стремится передать стихийный гнев народа.
   3 "Возчик Геншель", драма в 5 действиях Г. Гауптмана, в Художественном театре шла под названием "Геншель". Режиссеры К. С. Станиславский и В. В. Лужский. Н. К. Крупская вспоминала, что спектакль этот очень понравился В. И. Ленину (сб. "Ленин о культуре и искусстве", "Искусство", 1956, стр. 505).
   "Уриэль Акоста" в МХТ не шел.
   4 Соловьев Алексей Степанович (1869-1950) - помощник режиссера в МХТ с 1898 по 1903 г. Ведал наймом статистов и руководил ими еще в Обществе искусства и литературы. Участники массовых сцен в МХТ в первые годы жизни театра так и назывались - "соловьевцы".
   5 Влад. Ив. - Немирович-Данченко.
   А. Л. В

Другие авторы
  • Орлов Сергей Иванович
  • Антропов Роман Лукич
  • Олин Валериан Николаевич
  • Янтарев Ефим
  • Еврипид
  • Либрович Сигизмунд Феликсович
  • Слонимский Леонид Захарович
  • Брянский Николай Аполлинариевич
  • Вагнер Николай Петрович
  • Клаудиус Маттиас
  • Другие произведения
  • Сумароков Александр Петрович - Рогоносец по воображению
  • Белинский Виссарион Григорьевич - И мое мнение об игре г. Каратыгина
  • Ландсбергер Артур - Краткая библиография изданий на русском языке
  • Григорьев Аполлон Александрович - Реализм и идеализм в нашей литературе
  • Вейнберг Петр Исаевич - Генрих Гейне. Его жизнь и литературная деятельность
  • Григорьев Сергей Тимофеевич - Детство Суворова
  • Куприн Александр Иванович - Слоновья прогулка
  • Ватсон Мария Валентиновна - Лопе де Вега
  • Шишков Александр Ардалионович - Когда мятежные народы...
  • Смидович Инна Гермогеновна - Краткая библиография
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 427 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа