Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917, Страница 45

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917



nbsp;  3 "У жизни в лапах" К. Гамсуна.
  

394*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.
  
   1 См. письмо No 391 и прим. к нему.
  

395*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
   Фессинг Леонид Александрович - инспектор Художественного театра.
  
   1 Молодой актер Художественного театра А. Ф. Горев был болен туберкулезом. М. П. Лилина, зная, что Станиславского беспокоит состояние здоровья Горева, постоянно писала о нем мужу в Италию. Горев умер в 1912 г. двадцати трех лет от роду.
   2 Ф. А. Гриневский и другие упоминаемые наряду с ним лица,- врачи.
  

396*

   1 Речь идет о декорациях "Гамлета".
  

397*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС):
   1 Маргарита Георгиевна - Савицкая, жена Г. С. Бурджалова.
  

398

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив С. Б. и В. С. Врасских, ф. 454, оп. 2, ед. хр. 28.
   Врасская Варвара Степановна (псевдоним - Стахова) - ученица школы и артистка МХТ с 1905 по 1911 г.; в 1911 г. перешла в Александрийский театр.
  
   1 Лаврентьев Андрей Николаевич (1882-1935) - ученик школы и артист МХТ с 1902 по 1910 г. С 1910 по 1917 г. - артист и режиссер Александрийского театра; с 1919 г. до конца жизни - режиссер и актер Большого драматического театра имени М. Горького. Заслуженный деятель искусств.
   Петров Николай Васильевич (р. 1892) был учеником школы и артистом МХТ с 1909 по 1911 г. С 1911 по 1917 г. - артист и режиссер Александрийского театра. Был режиссером Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (бывш. Александрийского театра), Московского театра сатиры и др. Народный артист РСФСР.
  

399

   Дата устанавливается по связи с письмом Вл. И. Немировича-Данченко к жене из Карлсбада (Музей МХАТ, архив Н-Д).
  

400

   1 После одной из встреч со Станиславским в Карлсбаде Немирович-Данченко писал жене (15 июня 1911 г.): "В Станиславском силен дух движения. Вперед! ...И во мне тоже большая нелюбовь к стоячему болоту. Вот у нас в театре и бродят молодые, передовые вкусы". И в другом письме: "Система возбуждает мысли" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
  

401

   1 Во время летнего отпуска и лечения Станиславский продолжал работу над главой о ремесле и штампах (книга "Три направления в искусстве").
  

402*

   Дата устанавливается по связи с предшествующими письмами.
  
   1 В 1911 г. Художественный театр получил приглашение на гастроли в Париж. В связи с этим в мае в Париж ездил Немирович-Данченко. Гастроли не состоялись.
  

403*

   1 Астрюк Габриэль - французский антрепренер.
   2 О. В. Гзовской была поручена роль Офелии в "Гамлете".
  

404

   1 В. И. Качалов в это время работал над ролью Гамлета. Первое представление "Гамлета" состоялось 23 декабря 1911 г.
   2 "Фауст II" (вторая часть "Фауста" Гёте) был поставлен Максом Рейнгардтом в берлинском Deutsches Theater.
  

405

   Датируется по упоминанию репетиций "Живого трупа".
  
   1 "Спасибо за новости о товарищах, меня очень тронуло и обрадовало, что твою систему так охотно принимают. И отношение Владимира Ивановича очень трогательное. Я тоже занимаюсь, кажется, по системе, проверяю все время желания, расширяю их, т. е. одно желание проходит почти через целую сцену, остальное является приспособлением. Чувствую, что самое важное - это объект, от ясности объекта является и верное приспособление, т. е. верная интонация..." (из письма М. П. Лилиной от 11 августа 1911 г.).
   2 В. И. Качалов на время поселился в квартире Станиславского, чтобы работать с ним над ролью Гамлета в часы, свободные от репетиций.
   ...ищет "желания" - то есть определяет действенные задачи роли Гамлета ("желание" - один из ранних терминов "системы" Станиславского).
   3 Сулеровские ученики - ученики Л. А. Сулержицкого по школе А. И. Адашева - Е. Б. Вахтангов, С. Г. Бирман, Л. И. Дейкун - играли приготовленный ими водевильный спектакль в Новгороде-Северске.
   4 Вторая группа молодежи играла в Чернигове под руководством Н. В. Петрова пьесы Чехова, Горького и др.
   5 В. В. Готовцев поставил летом 1911 г. трагедию А. С. Пушкина "Борис Годунов" силами сельских учителей и крестьян села Бурмакино Ярославской губернии. Спектакль состоялся в бурмакинском Народном доме для съезда представителей драматических кружков губернии.
  

406

   1 Об этом выступлении Немировича-Данченко Станиславский вспоминал в книге "Моя жизнь в искусстве" (в главе "Опыт проведения "системы" в жизнь"): "В. И. Немирович-Данченко... на одной из репетиций обратился ко всей труппе с большой речью, в которой настаивал на том, чтобы мои новые методы работы были изучены артистами и приняты театром для дальнейшего руководства... Я был искренно растроган помощью, которую мне оказывал мой товарищ, и по сие время храню за это благодарное чувство к нему" (Собр. соч., т. 1, стр. 349).
   2 Об участии Станиславского в репетициях "Живого трупа" см. в книге: Б. М. Сушкевич, Семь моментов работы над ролью (Л., изд. Государственного академического театра драмы, 1933, стр. 9-10). "Живой труп" - постановка Немировича-Данченко и Станиславского.
   3 Станиславский, увлеченный Крэгом, недооценил тогда оформление В. А. Симова, отличавшееся глубоким проникновением в замысел и стиль пьесы Л. Н. Толстого.
   4 Сапунов Клавдий Николаевич был художником по костюмам в спектакле "Гамлет".
  

407*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
  
   1 В это время в Художественном театре началась работа над пьесами И. С. Тургенева "Нахлебник", "Провинциалка", "Где тонко, там и рвется".
  

408*

   Письма к Н. Ф. Скарской печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее MX AT (архив КС).
   Дата устанавливается по ответному письму Скарской от 16 сентября 1911 г.
   Скарская Надежда Федоровна (сестра В. Ф. Комиссаржевской) была в труппе МХТ с 1899 по 1900 г.
  
   1 Передвижной общедоступный театр П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской в 1911 г. гастролировал в Москве.
   2 Станиславскому не удалось осуществить свое намерение. "Искренно жалею, что не виделась с Вами до сих пор и, особенно, что Вы не посмотрели меня на сцене", - писала Н. Ф. Скарская Станиславскому 16 сентября 1911 г.
  

409

   1 Вера Васильевна - Котляревская (Пушкарева).
  

410*

  
   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Год устанавливается по болезни Грибунина.
  
   1 Жена В. Ф. Грибунина - артистка Малого театра В. Н. Пашенная.
  

411*

   Печатается по фотокопии с оригинала (Музей МХАТ, архив КС).
  
   1 11 ноября 1911 г. Ярослав Квапил писал Станиславскому об успехе "Живого трупа" Л. Н. Толстого на сцене Пражского театра, благодарил его за ценную помощь и советы и просил передать привет всей "незабвенной" труппе (Музей МХАТ, архив КС).
  

412*

   Дата устанавливается по ответному письму Вл. И. Немировича-Данченко.
  
   1 В 1911 г. отношения Станиславского с группой пайщиков театра осложнились.
  

413

   1 "Крэг большой художник и таким для меня остается и останется навсегда,- отвечал Л. А. Сулержицкий 23 декабря 1911 г. - ...Что за ним следит Европа, мне решительно все равно, от этого мое отношение ни к нему, ни к кому бы то ни было измениться не может. Освещать он может как ему угодно - это его право, и я ничего не имею против этого и помогал ему и буду сегодня работать над освещением "спальни", потому что в "спальне", как и во всей пьесе, не одни ширмы, а есть и Ваша и моя работа и работа театра, и раз нужно что-то переделать, то буду переделывать, раз этого хочет главный режиссер пьесы - Вы" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 316).
   2 Ганзен Петр Готфридович - переводчик "Бранда" и других пьес Ибсена.
   3 "Мышеловка" - сцена третьего акта "Гамлета", в которой Гамлет уличает короля Клавдия в убийстве своего отца.
   "Когда он говорит о линиях, рисунке, композиции и даже освещении, я чувствую, что это - Крэг, - отвечал Сулержицкий, - но когда вопрос касается режиссуры, то тут я не уверен: может ли он быть безусловно прав - слишком мало он интересуется актером. И с этой точки зрения нахожу, что "Мышеловка" освещена неудачно. И если она имела успех на генеральной, то не благодаря освещению, а несмотря на это освещение. ...Мне обидно, что Вы так скоро уступили мнению всех, так как сами спорили с Крэгом минут 10 о том, что в такой темноте играть нельзя, что ширмам хорошо, а актерам и спектаклю плохо" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 316).
   4 Р. В. Болеславский играл в "Гамлете" роль Лаэрта.
   5 В первых программах "Гамлета" указывалось: "Постановка Г. Крэга и К. С. Станиславского. Режиссер Л. А. Сулержицкий. Художники Гордон Крэг, К. Н. Сапунов (костюмы)". Позднее текст программы изменился: "Постановка Гордона Крэга. Режиссеры К. С. Станиславский, Л. А. Сулержицкий".
   6 Речь идет о монтировочной репетиции "Гамлета".
  

414

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
  
   1 8 января 1912 г., в день пятидесятилетия сценической деятельности Г. Н. Федотовой в Малом театре, после семилетнего перерыва, вызванного болезнью, артистка в последний раз выступила на сцене, исполнив роль царицы Марфы в драматической хронике А. Н. Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". После юбилейного спектакля состоялось чествование Федотовой.
   2 Саша - А. А. Федотов, сын Г. Н. Федотовой, друг Станиславского и его товарищ по работе в Обществе искусства и литературы. Умер в 1909 г.
   3 "Не нахожу слов, как благодарить Вас за Вашу неизменную любовь ко мне и покойному Саше; ей приписываю я то значение, которое Вы придаете моей помощи Вам в нашем общем и дорогом нам деле..." (из письма Г. Н. Федотовой от 14 января 1912 г., Музей МХАТ, архив КС).
  

415*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, шифр Чех. 3/15/2.
  

416*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 998, ед. хр. 2092.
  
   1 Письмо, написанное рукой В. Э. Мейерхольда и подписанное им и А. Я. Головиным, было послано из Петербурга в Москву 1 февраля 1912 г. "Здесь в Петербурге распространился слух о том, - писали они, - что Вы несете на себе одном всю тяжесть мучительного кризиса борьбы двух течений в Московском Художественном театре: старого, представителем которого является группа сторонников натуралистического театра, и нового, представителем которого являетесь Вы вместе с молодежью, ищущей для сценического искусства выхода на новые пути. В борьбе Вашей всей душою с Вами!" (Музей МХАТ, архив КС).
  

417*

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 С 3 по 14 мая 1912 г. Художественный театр гастролировал в Варшаве, с 17 по 31 мая - в Киеве.

418*

   1 Шморанц - см. письмо No 245 и прим. к нему.
   Летом 1912 г. О. В. Гзовская сыграла в Праге 17 гастрольных спектаклей, в ее репертуаре были пьесы "Много шума из ничего", "Нора", "Саломея", "Живой труп" и др.
   2 Очень много пишу - Станиславский продолжал работу над "Вступлением" к книге "Три направления в искусстве" (см. Собр. соч., т. 5, стр. 470-494).
   3 В июле 1912 г. Немирович-Данченко, поддерживая Станиславского в его режиссерских и педагогических исканиях, снял помещение для Первой студии МХТ.
  

419*

   1 Для Первой студии была снята квартира, помещавшаяся на углу Тверской и М. Гнездниковского пер.
   2 Пробы по новому способу писания пьес...- то есть по способу, подсказанному А. М. Горьким: импровизация актеров на основе сценария драматурга.
  

420

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 Л. Я. Гуревич просила предоставить ей материалы архива МХТ для монографии о Станиславском и книги о Художественном театре.
   2 Вскоре Немирович-Данченко прислал Л. Я. Гуревич письмо, в котором обещал свою помощь.
   3 Статья H. E. Эфроса "У порога Художественного театра" была напечатана в газете "Русские ведомости" 28 июня 1912 г.
   4 В юности Станиславский посещал уроки дикции и декламации в драматическом классе Парижской консерватории, и, хотя был разочарован и неудовлетворен этими занятиями, не хотел, чтобы в статье H. E. Эфроса "огульно и без фактов осуждалось все французское искусство, тем более что не представляется возможность перечислить хорошие стороны этого искусства" (из письма к H. E. Эфросу; ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).
   5 Лапшин Иван Иванович - философ.
   6 Ильин Иван Александрович - профессор Московского университета, неогегельянец. В 1910 г. Станиславский посылал Ильину свои лекции по "системе". Ответное письмо Ильина от 10 февраля 1910 г. хранится в архиве Станиславского.
   7 Лопатин Лев Михайлович - редактор журнала "Вопросы философии и психологии".
   Психологи и философы идеалистического направления И. И. Лапшин, И. А. Ильин, Л. М. Лопатин, к которым в то время Станиславский обращался за помощью, нередко лишь осложняли его теоретические искания.
   8 В ответ на это Л. Я. Гуревич писала, что она получила книжку Т. Рибо "Логика чувств": "Но в ней речь идет о "логике чувств" в ином смысле: книга говорит об отражении чувств на логических процессах. А все-таки я стою на своем и рада, что Лопатин признает законность Вашего термина, хотя и не строго научного, но совершенно понятного всякому, как выражение "логика событий", "логика фактов" и т. п.
   9 Лосский Николай Онуфриевич - сторонник теории интуитивизма, направленной непосредственно против материалистической теории отражения. О какой книге Лосского идет речь, установить не удалось.
   В сборнике, присланном Лапшиным, была интересовавшая Станиславского статья Альфреда Бинэ "Размышления о парадоксе Дидро". В архиве Станиславского хранится машинописная копия статьи Бинэ.
  

421*

   Дата устанавливается по пребыванию Станиславского в Кисловодске и Ессентуках (1912).
  
   1 Письмо послано в Крым, где Сулержицкий искал земельные участки на берегу моря для "земледельческой колонии" Первой студии.
   Сулержицкий, испытавший на себе влияние Л. Н. Толстого и толстовства, не раз возвращался к своей мечте: "Купим вместе землю, поедем пахать ее, будем сами строить дома на черный день". Станиславский писал Сулержицкому летом 1909 г.: "Ваши социальные вопросы - прекрасны, близкое общение с землей и природой нужно, но и это даже слишком материально, сравнительно с тем, что может дать искусство. Поверьте в него крепко, и Вы, именно Вы, найдете в нем то, что наполняет жизнь возможным на земле блаженством" (Музей МХАТ, архив КС).
   В 1914 г. Станиславский купил землю близ Евпатории и предоставил ее Первой студии. На деньги, вырученные от спектаклей, были выстроены склады для сельскохозяйственных орудий, небольшой дом и т. д. Колония эта просуществовала недолго.

422

   1 В Художественном театре начались репетиции пьесы "Пер Гюнт" Ибсена. 1 сентября Вл. И. Немирович-Данченко работал с Л. М. Леонидовым, С. В. Халютиной, Л. М. Кореневой и другими.
   2 З. С. Соколова, сестра К. С. Станиславского.
  

423

   1 Далее излагается содержание вступительной главы книги "Три направления в искусстве", над которой Станиславский работал с 1912 по 1916 г. Существует несколько вариантов "Вступления".
   2 А. Н. Бенуа был режиссером и художником спектакля, состоявшего из двух пьес Мольера: "Мнимый больной" и "Брак поневоле".
  

424*

   1 Лужский опасался, что Станиславскому не удастся распределить время репетиций в МХТ и занятий в студии без ущерба для того и другого дела (письмо Лужского к Станиславскому от 11 сентября 1912 г., Музеи МХАТ, архив КС).
   2 И. Э. Дуван был вторым исполнителем роли Ступендьева в "Провинциалке". М. А. Чехов вводился в спектакль "Нахлебник" на роль Васьки.
   3 Пьеса Г. Ибсена "Пер Гюнт" была поставлена в Художественном театре Немировичем-Данченко, Марджановым и Бурджаловым (премьера - 9 октября 1912 г.). "Екатерину Ивановну" Л. Андреева ставили Немирович-Данченко и Лужский (премьера - 17 декабря 1912 г.).
   4 З. С. Соколова играла роль королевы в "Гамлете" в нескольких спектаклях сезона 1912/13 г. Основной исполнительницей роли оставалась О. Л. Книппер.
   5 Берсенев (Павлищев) Иван Николаевич (1889-1951) в "Гамлете" исполнял роль Фортинбраса. В МХТ - с 1911 г. Был одним из ведущих актеров Первой студии МХТ и МХАТ II. В последние годы жизни И. Н. Берсенев возглавлял Московский театр имени Ленинского комсомола. Народный артист СССР.
   А. А. Вырубов играл в "Гамлете" Вольтиманда. Роль Лаэрта исполнял Р. В. Болеславский.
   6 Роль Туанет в "Мнимом больном" предназначалась вначале Гзовской. В связи с ее болезнью эту роль начала репетировать Лилина.
   7 Учебная работа в студии началась 6 октября 1912 г.
   8 9 сентября 1912 г. у себя на квартире Станиславский читал студийцам пьесу А. П. Чехова "На большой дороге".
   9 В письме к Станиславскому Лужский писал: "...У вас "опять Чехов" и "только Чехов", это тоже, пожалуй, так же страшно, как и "опять лекции" и только лекции и теория!"
   Мысль о том, что работа с молодежью над чеховскими пьесами может привести к повторению уже достигнутого Художественным театром в искусстве актера, первоначально беспокоила и самого Станиславского. Между тем обращение Станиславского к Чехову для занятий по "системе" было закономерно и вскоре дало превосходные результаты. Инсценированные рассказы Чехова "Ведьма", "Егерь" и др. исполнялись на студийных вечерах. Был создан также Чеховский спектакль из миниатюр: "Предложение", "Ведьма", "Юбилей", "О вреде табака" (см. далее письмо к А. Н. Бенуа от 5 января 1916 г.).
   10 Банг Герман (1858-1912) - датский писатель.
   Альтенберг Петер (1859-1919) - австрийский писатель.
  

425*

   Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом и по репетициям, которые вел А. Н. Бенуа в Художественном театре.
  
   1 Дальнейшая совместная режиссерская работа с Бенуа принесла Станиславскому известное разочарование - см. письмо No 476 и прим. к нему.
  

426

   1 Очерки по истории МХТ вышли приложением к журналу "Рампа и жизнь" в 1914 г. под названием "Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности", т. 1 (1898-1905) и т. 2 (1905-1913).
   2 В статье под названием "Театральные очерки. Постановочное время" П. Ярцев писал о Станиславском: "...В нем спасение, в нем если не вся, то главная надежда театра. Потому что перестанут же скоро на театрах только "ставить" - и станут играть" ("Речь", 13 октября 1912 г.).
  

427*

   Датируется по почтовому штемпелю.
  
   1 Тетрадь Н. Е. Эфроса, в которой записаны беседы со Станиславским о Художественном театре, хранится в Музее МХАТ (архив КС).
   В первой и второй книгах о Московском Художественном театре (издание журнала "Рампа и жизнь") были напечатаны статьи H. E. Эфроса: "Детство Художественного театра", "Два силуэта (Станиславский и Немирович-Данченко)", "Пятнадцать лет".
  

428*

   Год устанавливается по репертуару сезона 1912/13 г.
  
   1 ...сацевский концерт в Благородном собрании - концерт памяти композитора И. А. Саца.
   2 Начавшаяся работа над "Тартюфом" вскоре была приостановлена.
   3 А. А. Стахович должен был играть роль Клеанта ("Тартюф").
   4 Бравич Казимир Викентьевич (1861-1912) - актер и член дирекции театра В. Ф. Комиссаржевской. После ликвидации театра Комиссаржевской поступил в Малый театр. В 1912 г. был приглашен в Художественный театр, но в этом же году умер, не сыграв в МХТ ни одной роли.
  

429*

   1 Дамис, Эльмира и упоминаемый ниже Валер - действующие лица комедии Мольера "Тартюф".
   2 После смерти К. В. Бравича роль Тартюфа, по предложению А. Н. Бенуа, должна была перейти к В. И. Качалову: "Он сумеет обольстить публику, а это очень важно..." (письмо Бенуа к Станиславскому, ноябрь 1912 г.; Музей МХАТ, архив КС). Качалов участвовал в 24 репетициях "Тартюфа".
   3 ...хотелось бы поиграть перед вами commedia dell'arte - то есть показать на репетиции импровизацию актеров (импровизация - отличительная особенность итальянской комедии масок, commedia dell'arte).
   4 Не только Станиславский, но и вся труппа отговаривала Немировича-Данченко ставить пьесу Л. Андреева "Екатерина Ивановна" (Немирович-Данченко считал, что это "колючая пьеса", которая "будет обнажать язвы современной жизни"). Уже первое представление "Екатерины Ивановны" подтвердило правоту труппы и справедливость оценки Станиславского.
   5 Замирайло Виктор Дмитриевич - художник, помогал Бенуа в постановке пьес Мольера. В штате МХТ не состоял.
  

430*

   1 Бенуа рекомендовал Станиславскому Вячеслава Гавриловича Каратыгина как даровитого композитора и знатока музыки.
   2 Шарпантье М.-А..- французский композитор, современник Мольера, написавший музыку для "Мнимого больного"; она исполнялась в спектакле МХТ.
  

431*

   1 Свое письмо от 15 февраля 1913 г. об оформлении и костюмах "Мнимого больного" Бенуа иллюстрировал рисунками. Так, Бенуа сделал акварельный рисунок ночного колпака для Аргана (роль Аргана исполнял Станиславский). Бенуа писал: "Среди своих материалов я нашел вот этот bonnet de nuit de l'êpoque Louis XIV. Я думаю, что он явится чрезвычайно кстати на Вашей голове к моменту появления докторов. В суматохе приготовлений перед их приходом Вы снимете с себя платок, коим Вы будете повязаны до того момента, и наденете вот этот колпак, чем еще раз будет подчеркнута рачительность события, а Ваша наружность получит новый оттенок комизма".
   2 "Амуры, - писал Бенуа, - являются одновременно с Эскулапом, который, по-моему, должен выйти из-за задней занавески с ними и начать апофеоз. Они образуют группу [здесь у Бенуа рисунок мизансцены. - Л. Ф.], a затем, после того что Эскулап Вас обнял и Вы пошли по облакам, они Вас сопровождают и образуют как бы Ваш хвост и прямо так могут нести Ваш шлейф. [Здесь снова рисунок Бенуа. - Л. Ф.]. В конце Вы стоите на коленях перед Минервой, а они около Вас обоих на коленях же, причем опять-таки те, что позади Вас, могут играть со шлейфом".
   3 Мордкин Михаил Михайлович - артист балета императорских театров. Ставил танцы в спектакле МХТ "Мнимый больной".
   4 "Брак поневоле" репетировался одновременно с "Мнимым больным" Мольера.
   5 Бенуа писал, что в "Мнимом больном" "одна из дам среди гостей будет с длинным шлейфом, который будет нести арапчонок".
   В "Дон-Жуане" Мольера, поставленном Мейерхольдом в Александрийском театре (1910), арапчата зажигали свечи в люстрах, возвещали начало действия, собирали разбросанные по сцене вещи и подавали их персонажам комедии, то есть были "прислужниками сцены", которые подчеркивали условную зрелищную природу спектакля.
   6 Немирович-Данченко вел репетиции "Брака поневоле". Одновременно он возобновлял спектакль "Царь Федор Иоаннович".
  

432

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 Станиславский искал в гротеске социальных и философских обобщений, внутренне пережитых и оправданных. Позднее он говорил: "Шутка сказать, гротеск! Неужели он так выродился, упростился, опошлился и унизился до внешней утрировки без внутреннего оправдания? Нет, настоящий гротеск - это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания. Надо не только почувствовать и пережить человеческие страсти во всех их составных всеисчерпывающих элементах, - надо еще сгустить их и сделать выявление их наиболее наглядным, неотразимым по выразительности, дерзким и смелым, граничащим с шаржем" (см. об этом подробнее: Собр. соч., т. 6, стр. 255-258).
  

433*

   Дата устанавливается по связи с фразой предыдущего письма: "Идет мучительнейшая работа с Мольером".
  

434

   Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера... закрыли московский сезон" (5 апреля 1913 г.).
  
   1 "Я играл Аргана в "Мнимом больном" Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: "Хочу быть больным". Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию.
   Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: "Хочу, чтобы меня считали больным". При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства" (Собр. соч., т. 2, стр. 336-337).
   2 Мстислав Валерианович - Добужинский.
   3 В заключительной сцене спектакля "Мнимый больной" происходила церемония посвящения Аргана в доктора.
   4 Гессен Иосиф Владимирович, редактор петербургской газеты "Речь", приглашал Станиславского на банкет в честь МХТ, устроенный в связи с петербургскими гастролями театра.
  

435*

   Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера сыграли восьмой спектакль Мольера для восьмого абонемента" (5 апреля 1913 г.). 7 апреля Станиславский заканчивал письмо.
  
   1 Н. Ларионов играл в "Мнимом больном" роль Луизон.
   2 В дневниках Е. Б. Вахтангова запись о генеральной репетиции относится к 3 апреля 1913. г.
   "После репетиции К. С. делал свои замечания. В общем одобрил то, что сделано до сих пор, и дал направление для дальнейшей работы" (Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 37).
   3 Репетиции, связанные с возобновлением трагедии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович".
   4 Спектакли Первой студии - "Праздник примирения" Гауптмана и "Гибель "Надежды" Гейерманса - были включены в репертуар петербургской гастрольной поездки Художественного театра.
   5 "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") Гольдони с О. В. Гзовской в роли Мирандолины была поставлена Станиславским в 1914 г. Спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше был осуществлен Станиславским в 1927 г.
   6 Пьеса Мак Мелля "Беррианский цирюльник".
   7 В это время К. А. Марджанов создавал в Москве Свободный театр.
  

436*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ.
  
   1 Возможно, Станиславский знал, что М. Ф. Андреева нелегально вернулась в Россию, где действовал циркуляр департамента полиции от 18 июня 1907 г. о ее аресте. 9 апреля 1913 г. Н. А. Румянцев от имени группы артистов МХТ ходатайствовал перед товарищем министра, внутренних дел В. Ф. Джунковским о том, чтобы Андреевой разрешили въезд в Одессу и Киев для участия в гастрольном спектакле "Одинокие".
   2 Л. А. Сулержицкий писал А. М. Горькому 9 марта 1913 г.: "Еще в прошлом году в школе я завел упражнения [со] своими словами. ...Это упражнение всегда давало интересные краски, и слова бывали иногда так хороши, что мне хотелось их записать" (Музей МХАТ, архив Л. А. Сулержицкого, фотокопия).
   3 А. М. Горький дал Н. А. Румянцеву "несколько листиков для передачи Константину Сергеевичу". В сентябре 1912 г. Горький писал ему: "В данное время я лишен возможности быть полезным делу, затеваемому Константином Сергеевичем. Утопаю в работе, очень спешной, очень нужной. Если б он затеял это летнею порой, когда я сравнительно свободен!
   Само собою - пусть он делает "опыты", но я боюсь, что он не вполне меня понял и что актеры, участники опытов, начнут действовать не от самих себя, а от литературы: вспомнят наиболее выигрышные роли старых пьес и выдвинут их, а не свои представления о любящем, ненавидящем, скупом, злом, ленивом, добром и т. д.
   Тем - не может быть, и, конечно, я не могу дать их. Тема пьесы - действие ее - развивается из противоречий тех образов, которые создадут лица, участвующие в опытах" (М. Горький, Собр. соч., т. 29, стр. 258).
   Подробно об этом Горький писал Станиславскому 29 сентября 1912 г. (там же, стр. 259-270).
   4 Статья "В Студии Художественного театра", напечатанная в газете "Русские ведомости" 6 апреля 1913 г. без подписи, была, по-видимому, написана H. E. Эфросом.
  

437*

   Дата устанавливается по первому представлению пьесы Л. Андреева "Екатерина Ивановна" в Петербурге - 16 апреля 1913 г.
  
   1 А. Г. Коонен перешла в Свободный театр, а затем в 1914 г. - в Камерный театр.
   Коонен, по ее словам, была многим обязана Станиславскому как режиссеру и учителю, как старшему другу. В молодые годы в доме Станиславского и Лилиной она часто находила гостеприимство и поддержку. Объяснение со Станиславским, о котором идет речь в письме, Коонен переживала глубоко и тяжело.
   2 "Эльга" - драма Г. Гауптмана, не была включена в репертуар студии.
   3 Узнав о том, что при автомобильной катастрофе погибли дети Айседоры Дункан, Станиславский послал телеграмму в Париж: "Если чувство скорби далекого друга не ранит Вас в Вашем чрезмерном страдании, разрешите выразить отчаяние перед невероятной, поразившей Вас катастрофой. Вся моя семья присоединяется" (черновой автограф на французском языке; Музей МХАТ, архив КС).
   4 В 1913 г. в записной книжке Станиславский писал:
   "Какая разница между исполнением Гончарова, или Гнедича, или Виктора Александрова в Александрийском и других театрах? Тот же ритуал актерских действий. Поэтому - не было и помина о Гончарове, как не было помина о Тургеневе (в "Месяце в деревне") в том же театре. Никаких партитур, кусков, задач жизни, смысла, а только манеры Савиной, Ходотова, Петровского и других - быть веселым, злым, простым и проч.
   Беда, когда всякую роль, всякого автора подминают под себя, приспособляют к себе, переваривают для себя. Тут смерть искусству и ремесло" ("Музей МХАТ, архив КС No 781).
  

438*

   1 Инсценировка романа Гончарова "Обрыв" в Художественном театре не шла.
  

439*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 412.
   Ответ на письмо А. А. Блока, написанное в тот же день, 19 апреля 1913 г.
  
   1 Пьеса "Роза и Крест", которую Блок закончил 19 января 1913 г.
   2 Алексей Михайлович - Ремизов (р. 1877 г.), писатель-символист; с 1921 г. - эмигрант.
  

440*

   Ответ на письмо О. В. Гзовской из Германии от 21 мая 1913 г.
   Год устанавливается по гастролям МХТ в Одессе, число и месяц - по фразе письма: "Сейчас играю в 4-й раз здесь "Вишневый сад" (25 мая 1913 г.).
  
   1 Пургон - врач Аргана в "Мнимом больном" Мольера.
   2 Муся - M. A. Жданова.
   3 Должно быть, речь идет о пьесе Б. Шоу "Шоколадный солдатик". "Я очень, очень думаю о работе зимой и приготовила комедию для студии. Постановка, весь план - все готово, так что прямо можно, как осень придет, начать... Комедия Бернарда Шоу, чудесная и очень изящная и веселая, высмеивает в оригинальных тонах и очень сильно нравы высшего света и прессу", - писала О. В. Гзовская.
   4 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной.
   5 Первое представление "Николая Ставрогина" (инсценировка романа Ф. М. Достоевского "Бесы") состоялось 23 октября 1913 г. Роль Лизы исполняла Л. М. Коренева.
   6 Роль Туанет - в "Мнимом больном" Мольера.
   7 "Хозяйка гостиницы" Гольдони шла в МХТ в 1914 г. в переводе В. А. Нелидова.
  

441*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325.
   Дата устанавливается по письму Н. А. Попова к Станиславскому от 27 мая 1913 г.
  
   1 Н. А. Попов просил предоставить ему режиссерскую работу в МХТ или в Первой студии.
  

442

   1 Спектакли Первой студии МХТ получили признание в Петербурге. После гастролей Станиславскому поднесли адрес: "Ваша заслуга перед искусством двойная: Вы сами - большой, подлинный художник, светлый и воодушевленный, в то же время Вы - художник-учитель, научающий будущих артистов отыскивать подлинные формы художественного воплощения правды" ("Русское слово", 16 мая 1913 г.).
   Об "истинно прекрасных" впечатлениях от спектакля "Гибель "Надежды" А. А. Блок писал в письме к Станиславскому 7 мая 1913 г. (Музей МХАТ, архив КС).
  

443*

   1 H. E. Эфрос помещал статьи о Художественном театре в газете "Одесские новости".
  

444*

   Ответ на письмо Бенуа от 14 июня 1913 г.
  
   1 А. Н. Бенуа прислал Станиславскому пьесу Гольдони "Хозяйка гостиницы" в переводе В. Нелидова, с собственноручными исправлениями текста.
  

445*

   1 Доктор Ранк и Хельмер - роли в пьесе Ибсена "Кукольный дом" ("Нора"). Саломея - главная роль в одноименной пьесе О. Уайльда.
   2 Сквозное действие - термин "системы" Станиславского (см. Собр. соч., т. 2).
  

446*

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 См. письмо к Бенуа от 26 июня 1913 г. (No 444).
   2 Бенуа предлагал перенести действие комедии Гольдони "Трактирщица" из Флоренции в Венецию.
  

447*

   Дата, указанная Станиславским, не точна.
   Год устанавливается со

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа