слов И. К. Алексеева. Месяц изменяется по связи с письмом Станиславского к сыну от 25 июня 1913 г. из Ялты (личный архив И. К. Алексеева). Суббота, по вечному календарю, приходилась на 20 июля 1913 г.
1 Лето 1913 и 1914 гг. Игорь Алексеев провел вместе с Л. А. Сулержицким в Каневе бывш. Киевской губернии. "Это было в то лето, когда Иван Михайлович [Москвин] был адмиралом, сам он [Сулержицкий] капитаном, Николай Григорьевич [Александров] помощником капитана, а Пров Михайлович Садовский министром иностранных дел и начальником "моторно-стопной" команды. Это было в то лето, когда Николай Осипович [Массалитинов], Игорь, я, Володя и Федя Москвины... Митя Сулержицкий были матросами и вели каторжную жизнь подневольных, с утра до сна занятых морским учением на трех лодках, рубкой и пилкой дров, раскопками, косьбой, жатвой, поездками на бочке за водой" (Е. Б. Вахтангов, Записки.. Письма. Статьи, стр. 39).
2 Володя Сергеев - друг Игоря Алексеева.
Месяц указывается Станиславским ошибочно. 20 июня 1913 г. он находился еще в Ялте.
1 Духовные власти не хотели, чтобы рядом со Страстным монастырем находился театр.
2 Никулин Вениамин Иванович - известный провинциальный антрепренер. Шейн Константин Сергеевич в труппе МХТ не состоял.
3 Тарханов Михаил Михайлович (1877-1948) с 1898 г. играл на провинциальной сцене, в 1922 г. поступил в МХАТ, где сыграл роли Градобоева ("Горячее сердце" А. Н. Островского), хозяина булочной Семенова ("В людях" по М. Горькому), Собакевича ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Фурначева ("Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина) и многие другие. Талантливый педагог, Тарханов был художественным руководителем ГИТИСа. Народный артист СССР.
4 Немирович-Данченко писал Станиславскому о том, что нужно сократить расходы на новые постановки.
"22/VI" - описка, так как 22 июня Станиславский еще находился в Ялте.
1 ...Книга принимает какой-то настоящий вид - книга "Три направления в искусстве".
2 Grand-duc (франц.) - великий князь Константин Константинович Романов.
3 Мирандолина и кавалер ди Рипафратта - роли в "Хозяйке гостиницы" Гольдони
1 "Бесы" - роман Ф. М. Достоевского
2 Помещение бывшего кинематографа "Люкс" на Тверской улице
3 Из перечисленных пьес в Первой студии шли: "Сверчок на печи" (ноябрь 1914 г.) и "Калики перехожие" (декабрь 1914 г.).
1 "Будет ли меня ждать Немирович до 10-го и удобно ли взять роль у Халютиной", - писала Лилина Станиславскому 26 августа 1913 г. На другой день после возвращения Лилиной в Москву, 11 сентября, состоялась ее беседа с Немировичем-Данченко о роли Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки") в спектакле "Николай Ставрогин" (инсценировка романа "Бесы"). Роль Лебядкиной - одна из больших творческих удач М. П. Лилиной.
2 "Горе от ума" было возобновлено 27 октября 1914 г. в декорациях М. В. Добужинского. Роль Чацкого по-прежнему исполнял В. И. Качалов; М. П. Лилина играла уже не Лизу, а Хлестову.
3 Проект постановки "Отелло" в Первой студии под руководством и с участием Л. М. Леонидова не осуществился. Леонидов сыграл Отелло только в 1930 г., в спектакле МХАТ.
Мысль о постановке комедии В. Дьяченко "Гувернер" (с благотворительной целью) возникла потому, что Станиславский блестяще исполнял роль Дорси в Обществе искусства и литературы. Спектакль не состоялся.
4 Роль актрисы Ортензии в "Хозяйке гостиницы" М. П. Лилина не играла.
Открытка. Послана в Кисловодск. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Сомов Константин Андреевич (1869-1939) - живописец и театральный художник, один из видных представителей объединения "Мир искусства".
Открытка. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 "Сердце не камень" - пьеса А. Н. Островского.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) - живописец, график и театральный художник. Входил в объединение "Мир искусства". В сезоне 1913/14 г. был приглашен в Художественный театр. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Осенние скрипки" Сургучева шли в декорациях и костюмах Кустодиева. Он написал также эскизы и сделал макет к неосуществленному спектаклю "Волки и овцы" (сезон 1915/16 г.).
2 Митиль и Кот - роли в пьесе Метерлинка "Синяя птица"; Михаил Чехов роль Кота не играл.
1 Письмо и экземпляр пьесы с надписью В. Я. Брюсова не сохранились. В 1913 г. Брюсов написал трагедию "Протесилай умерший".
Дата устанавливается по фразе письма: "Прочесть удастся после открытия сезона, каковое очень опаздывает" (сезон 1913/14 г. открылся 23 октября 1913 г.).
1 Л. Я. Гуревич сообщала Станиславскому в письме от 19 июня, что она переводит для него "чудесные выписки из Мольера и его биографии" (Музей МХАТ, архив КС).
В архиве К. С. Станиславского хранятся отрывки из "Воспоминаний о Мольере" аббата д'Алленваля и фрагменты из книги К. Манциуса о Мольере.
2 В 1913 г. вышло первое издание книги "Моя жизнь" А. И. Шуберт.
3 Петр Михайлович - Ярцев, театральный критик.
4 См. прим. к письму No 451.
5 Яков Яковлевич - брат Л. Я. Гуревич (псевдоним - Крюковской), прислал Станиславскому пьесу "На большую дорогу" (шла в 1913 г. в Передвижном театре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской).
Дата устанавливается по содержанию письма: "Сегодня, т. е. сейчас, сдал еще один экзамен. Гзовская играла Туанету" (24 октября 1913 г.); "Опять меня оторвали, и письмо пролежало два дня".
1 Ставрогинцы - участники спектакля "Николай Ставрогин" ("Бесы" Достоевского).
2 "Прекрасная Елена" - оперетта Ж. Оффенбаха.
3 Станиславский писал это письмо до того, как была напечатана статья Горького "Еще о "карамазовщине" ("Русское слово", 27 октября 1913 г.), в которой он протестовал против постановки: "Не Ставрогиных надобно ей [современной молодежи - Л. Ф.] показывать теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание, необходим возврат к источнику энергии - к демократии, к народу, к общественности и науке". Буржуазно-либеральная пресса выступила в защиту спектакля.
В течение октября и ноября большевистская газета "За правду" печатала отклики рабочих, ставших на сторону Горького в его споре с Художественным театром.
4 М. П. Лилина исполняла роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки").
5 Васильевы - семья врача в Кисловодске, в доме которой жила К. К. Алексеева.
В подлиннике - описка. Письмо написано не 7 октября, а 7 ноября.
1 6 ноября днем состоялось торжественное заседание труппы Малого театра под председательством M. H. Ермоловой. Выступали: А. И. Южин, Вл. И. Немирович-Данченко и другие; К. С. Станиславский возложил у бюста Щепкина венок от МХТ. M. H. Ермолова прочитала отрывки из воспоминаний Г. Н. Федотовой о М. С. Щепкине.
Вечером состоялся спектакль. Были исполнены: третий акт "Ревизора", третий акт "Горя от ума", "Школа мужей" Мольера; в заключение шел апофеоз: "Щепкин и созданные им образы" и "Щепкин среди труппы Малого театра".
2 Г. Н. Федотова подарила Станиславскому рукопись своих воспоминаний.
9 ноября 1913 г. Г. Н. Федотова отвечала Станиславскому; "Моя любовь к Вам умрет вместе со мною, а Вы, мой беспокойный художник, наверно, уже променяли меня на одну из Ваших новых систем" (Музей МХАТ, архив КС).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Одновременно с приветствием Художественный театр отправил в подарок Передвижному театру П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской декорации спектакля "Пер Гюнт".
Записка, посланная Станиславским А. Н. Бенуа во время репетиции "Хозяйки гостиницы".
Дата помечена неизвестным лицом.
1 Написано после одной из репетиций "Хозяйки гостиницы" Гольдони. Дата, очевидно, помечена адресатом.
Дата устанавливается по премьере "Хозяйки гостиницы" и по ответному письму Л. Я. Гуревич от 26 февраля 1914 г. (Музей МХАТ, архив КС).
1 О. В. Гзовская ушла из театра 1 июля 1914 г., но выступала в отдельных спектаклях МХТ. С 15 июня 1915 г. она снова была зачислена в труппу Художественного театра и пробыла в нем до 1917 г.
2 Свободный театр был закрыт из-за разногласий между режиссурой и владельцами театра Е. П. и В. П. Суходольскими. В декабре 1914 г. был создан Камерный театр. А. Я. Таиров, возглавивший его, в Свободном театре ставил пантомиму "Покрывало Пьеретты". А. Г. Коонен перешла в Камерный театр.
Проект второго театра остался неосуществленным.
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Л. Я. Гуревич привезла выписки из книг немецких, французских, английских, итальянских актеров и драматургов о сценическом искусстве. "Всего несколько дней пробыли мы в Люстдорфе, но они были полны глубокого содержания,- вспоминала она.- Ходили с привезенными мною материалами на пляж и, выискав такое место, где меньше было народу и не мешали работать, читали вслух. Иногда Константин Сергеевич отрывался от чтения и, прищурив глаза, задумывался. Потом подолгу обсуждали прочитанное..." ("О Станиславском", ВТО, 1948, стр. 138).
Открытка. Пьеса З. Гиппиус "Зеленое кольцо" была поставлена во Второй студии МХТ в день ее открытия, 24 ноября 1916 г.
Год устанавливается по фразе письма: "...живем очень тревожно по случаю войны", месяц и число - по дню именин Вл. И. Немировича-Данченко - 15 июля.
Империалистическая война 1914 г. застала семью Станиславского, Л. Я. Гуревич, В. И. Качалова в Мариенбаде, где они отдыхали после гастролей в Одессе.
1 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной. В то время внимание театра привлекла пьеса Мережковского "Будет радость".
1 Послано в Канев Киевской губернии.
1 Вернувшись на родину, Станиславский опубликовал свои воспоминания "Из пережитого за границей" ("Русские ведомости", 1914, No 211, 212, 216, 220; то же в Собр. соч., т. 5, стр. 499-513).
2 Маскотта - так в шутку называли в Художественном театре Е. Н. Немирович-Данченко, так как считалось, что она приносит театру счастье (mascotte - амулет (франц.).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 Телеграмма Немировича-Данченко не сохранилась.
2 Сезон 1914/15 г. открылся 27 октября 1914 г.
Датируется по почтовому штемпелю.
1 "Гебен" - немецкий крейсер. См. прим. к письму 495.
1 М. В. Добужинский был художником спектакля "Горе от ума" в новой сценической редакции 1914г.
2 Премьера "Смерти Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина состоялась 3 декабря 1914 г.
3 Пушкинский спектакль МХТ был впервые показан 26 марта 1915 г. Режиссер и художник - А. Н. Бенуа. Станиславский, репетировавший роль Сальери, одновременно вел репетиции "Пира во время чумы". Немирович-Данченко работал над "Каменным гостем".
4 Спектакль Первой студии "Калики перехожие" (пьеса В. М. Волькенштейна) не был перенесен на сцену МХТ. Первое представление "Осенних скрипок" И. Д. Сургучева состоялось 14 апреля 1915 г.
Датируется по программе первого по возобновлении спектакля "Горе от ума".
1 В день открытия нового сезона, перед началом спектакля "Горе от ума", в Художественном театре были исполнены национальные гимны России и ее союзников - Франции, Англии, Японии, Бельгии, Сербии и Черногории. Сулержицкий усматривал в этом невольное прославление войны.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 2001, оп. 1, ед. хр. 39.
Пятницкий Митрофан Ефимович (1864-1927) - собиратель и пропагандист русских народных песен. В 1911 г. организовал хор из крестьян. После революции хор вырос в серьезный профессиональный коллектив. В 1925 г. Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Ныне Государственный русский народный хор носит имя M. E. Пятницкого.
1 ...залаживал Пушкина - с 14 ноября 1914 г. в МХТ начались беседы о Пушкинском спектакле, в который были включены "Пир во время чумы", "Каменный гость" и "Моцарт и Сальери".
2 Премьера "Смерти Пазухина" Салтыкова-Щедрина в МХТ состоялась 3 декабря 1914 г.
3 Некоторые из этих кукол хранятся в Музее МХАТ
4 Н. А. Смирнова исполняла роль леди Макбет в трагедии Шекспира "Макбет" (Малый театр).
1 Станиславский называл "выписками из Риккобони и К0" фрагменты сочинений и писем крупнейших актеров мира, собранные для него Л. Я. Гуревич.
2 Воспоминания Л. Я. Гуревич о пережитом за границей под названием "Возвращение домой" были напечатаны в "Русской мысли" (1914 г., кн. 10 и 11). Статья "Война и петроградские артисты (письмо из Петрограда)" напечатана в "Русских ведомостях" 11 декабря 1914 г.
1 "Мы устраиваем вечер и концерт в пользу солдат от Союза артистов частных петроградских театров, под названием "Артист - солдату"... Между прочим, предлагаем публике автографы артистов с несколькими словами от них; и, конечно, безразлично, будет ли это пожелание, или фразы из любимых авторов, или даже их взгляды на войну" (из письма Н. Ф. Скарской к Станиславскому; Музей МХАТ, архив КС).
1 Репетируя в театре и у себя дома, Станиславский проходил с А. А. Гейротом роль Моцарта ("Моцарт и Сальери" Пушкина). Очевидно, это вызвало недовольство Бенуа. Бенуа как режиссер требовал полной самостоятельности, но помочь актеру в работе так, как это делали Станиславский и Немирович-Данченко, он не мог. Возникали обиды. Бенуа писал Немировичу-Данченко 25 января 1915 г.: "Вы, невольно для себя, в силу своего авторитета, в силу того, что артистам привычно с Вами работать, заместили меня у режиссерского стола совершенно" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
Спорили также по поводу трактовки пьес (Бенуа видел, например, в "Пире во время чумы" символическую трагедию).
Пушкинский спектакль был последней работой Бенуа в Художественном театре.
1 В письме от 9 января 1915 г. Немирович-Данченко предлагал Станиславскому встретиться перед собранием пайщиков и вкладчиков Товарищества МХТ для того, чтобы обсудить предварительно насущные вопросы жизни театра.
2 11 января Станиславский утром играл Фамусова, а вечером выступал в Большом зале консерватории, в концерте "в пользу жертв войны".
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Бабанин Константин Михайлович - артист Художественного театра с 1906 по 1924 г., затем с 1932 г. Один из инициаторов Четвертой студии МХАТ.
1 К. М. Бабанин был в это время на фронте.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. 689, дело 1210.
1 Рустейкис Алексей Андреевич - артист МХТ с 1914 по 1916 г. и с 1917 по 1918 г. Ученик школы петербургского Малого театра (Суворинского), рекомендованный в МХТ М. Г. Савиной. Играл роль Моцарта в "Моцарте и Сальери" Пушкина.
1 Черновик статьи А. Н. Бенуа "Пушкинский спектакль", где он полемизирует с отрицательными отзывами рецензентов (см. "Речь" от 31 марта и 7 апреля 1915 г.).
Бенуа прислал Станиславскому рисунок нового костюма Сальери.
2 О работе Станиславского над ролью Сальери см. Собр. соч., т. 1, стр. 365-371.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
Теляковский Владимир Аркадьевич (1860-1924) с 1898 по 1901 г. был управляющим Московской конторой императорских театров, с 1901 по 1917 г. - директором императорских театров.
1 3 апреля 1915 г. Теляковский писал Станиславскому, что он возмущен "тоном и критикой так называемых знатоков театра", выступивших против Пушкинского спектакля МХТ.
2 Здесь Станиславский по памяти цитирует слова Тригорина из второго действия "Чайки" Чехова.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 98, оп. 1, ед. хр. 62.
Делен-Волконская Наталья Викторовна и Волконский Михаил Николаевич - петербургские друзья МХТ и Станиславского.
1 Любовь Яковлевна - Гуревич.
В письме от 6 апреля 1915 г. Волконские писали о своем интересе к предстоящим гастролям Художественного театра, к Пушкинскому спектаклю МХТ и пренебрежительно отзывались о рецензентах, критиковавших игру Станиславского в роли Сальери.
Дата устанавливается по фразе письма: "Написал вчера длинное письмо ко дню свадьбы" (5 июля 1915 г. исполнилось 26 лет со дня свадьбы К. С. Станиславского и М. П. Лилиной).
1 "Евпаторийские новости" от 3 июля 1915 г.
Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.
1 Пальна - имение А. А. Стаховича в Орловской губернии.
Послано в Ессентуки.
Послано в Кисловодск.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. А. Е. Молчанова, No 678, ед. хр. 1182.
Молчанов Анатолий Евграфович с 1892 г. был чиновником особых поручений при Дирекции императорских театров, а с 1897 по 1900 г. - заведующим монтировочной частью Александрийского театра. С 1915 г.- вице-президент Русского театрального общества.
1 Мария Гавриловна Савина была женой А. Е. Молчанова.
Печатается по тексту, опубликованному в журнале "Рампа и жизнь", 1915, No 40.
Приветственная телеграмма, подписанная Станиславским и Немировичем-Данченко, была послана Ф. И. Шаляпину в связи с 25-летием его сценической деятельности. В этот день, 26 сентября 1915 г., в Большом театре шла "Хованщина". Ф. И. Шаляпин исполнял партию Досифея. Телеграмма была оглашена в антракте, когда происходило чествование артиста.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
1 Оленин Петр Сергеевич (1874-1922) - оперный певец, впоследствии участвовал в спектаклях Оперной студии при Большом театре.
2 В этих беседах Станиславского с оперными артистами Большого театра зарождалась реформа оперного искусства. Через три года, в 1918 г., Станиславский стал руководителем Оперной студии при Большом театре, из которой вырос Оперный театр имени К. С. Станиславского.
1 Мстислав Валерианович - Добужинский.
2 Речь идет о пьесе Мережковского "Будет радость" (первое представление - 3 февраля 1916 г.).
3 Комедия А. Н. Островского "Волки и овцы", как уже указывалось, не была поставлена Художественным театром.
4 Инсценировка повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" была поставлена в МХТ 26 сентября 1917 г. Постановка Станиславского и Немировича-Данченко. Художник - Добужинский.
Станиславский в этом письме сообщает первоначальное распределение ролей. В спектакле играли: роль Фомы Опискина - И. М. Москвин, дядюшки (Ростанева) - Н. О. Массалитинов, племянника (Сергея Александровича) - В. Г. Гайдаров, Обноскина - А. Э. Шахалов, Сашеньки - Е. И. Корнакова, Татьяны Ивановны - Л. М. Коренева, генеральши - Е. М. Раевская, Перепелицыной - С. Г. Бирман, Н. А. Соколовская. Роль Мизинчикова в окончательный вариант инсценировки не вошла.
5 "Потоп" Г. Бергера (первый спектакль - 14 декабря 1915 г.). Режиссер - Е. Б. Вахтангов. М. А. Чехов исполнял роль Фрезера.
6 "Вечер А. П. Чехова" в Первой студии состоялся 26 марта 1916 г. (см. прим. к письму 424).
1 29 января 1916 г. В. Я. Брюсов просил Станиславского предоставить ему билет на премьеру пьесы Мережковского "Будет радость": "Решаюсь обратиться к Вам с небольшой просьбой. Дело в том, что я, впервые за 26 лет моей литературной деятельности, согласился выступить как театральный критик. Именно, я согласился вести театральный отдел в "Утре России", давая отчеты (свои и других рецензентов под моей редакцией) о всех новых театральных постановках в Москве. В дальнейшем, если работа мне придется по душе и удастся, я не ограничусь, конечно, этой газетой, но буду писать о театре и в других изданиях".
1 "Роза и Крест" А. Блока - неосуществленная постановка Художественного театра.
2 Сборник "Круг чтения для актера" не был издан.
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
Послано в Евпаторию, где в это время жил тяжело больной Сулержицкий.
1 Алексей Александрович - Стахович.
2 "Гебен" - немецкий военный крейсер. В начале войны "Гебен" находился в Средиземном море. Вместе с другим военным кораблем, "Бреслау", "Гебен" ускользнул от британской эскадры и ушел 9 августа 1914 г. из Мессины в Дарданеллы, где вошел в состав турецкого флота. Оба судна действовали в Черном море (обстрел Новороссийска, Феодосии и др.).
Ответ на письмо Немировича-Данченко от 8 августа 1916 г.
1 По снабжению топливом МХТ был включен "в группу просветительных учреждений" вместе с университетом. Остальные театры находились в шестом разряде.
2 Немирович-Данченко приводил в своем письме "выборку из отчета", в котором указывались суммы, предназначенные для "помощи жертвам войны".
3 Вторая студия МХТ открылась в 1916 г.
4 Немирович-Данченко хотел слияния студий с театром и возражал против их автономии. Это и порождало принципиальные разногласия между ним и Станиславским в данном вопросе.
5 Роль Ростанева в "Селе Степанчикове", которую репетировал Станиславский.
6 Немирович-Данченко вел тогда репетиции по возобновлению пьесы Чехова "Иванов". Василий Иванович Качалов исполнял заглавную роль.
В драме "Роза и Крест" Качалову была сначала поручена роль Бертрана, а потом, в 1917 г.- Гаэтана.
7 "Маринка" В. Волькенштейна в МХТ не шла.
8 Кудрявцев Николай Павлович (ум. в 1920 г.) - актер МХТ с 1909 по 1920 г.
9 Немирович-Данченко, характеризуя пьесу Д. Мережковского о Бакунине ("Романтики"), писал Станиславскому: "Я не могу отделаться от привкуса спекуляции возвышенными идеями. Это какая-то особенная спекуляция, не просто, откровенно шарлатанская, не грубая, но липкая, изворотливая... От большой начитанности, от своих религиозно-философских споров он [Мережковский] хочет демонстрировать через театр свои временные взгляды..." (Музей МХАТ, архив Н-Д). Пьеса не была принята Художественным театром.
10 Ксандра - роль в пьесе Мережковского "Романтики".
11 Немирович-Данченко предполагал, что роль улана Митеньки, "самого умного и самого чуткого человека" в пьесе "Романтики", мог бы играть Качалов (из письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому).
12 ...роль Самсона - в пьесе Л. Андреева "Самсон в оковах".
О художественных и идейных разногласиях МХТ с Л. Н. Андреевым см. письмо Вл. И. Немировича-Данченко и Л. Н. Андрееву от 6 октября 1916 г. ("Избранные письма", стр. 336-337).
13 Драма Иосипа Косара называлась "Непобедимый корабль" (поставлена не была).
14 Эти гастроли не состоялись.
15 "Король темного покоя" Р. Тагора репетировали Вл. И. Немирович-Данченко и Н. С. Бутова в 1916-1917 гг. С 1925 по 1927 г. в Художественном театре шли репетиции "Прометея" Эсхила. Эти постановки остались неосуществленными.
16 Метнер Николай Карлович (1879-1951) - композитор и пианист, был профессором Московской консерватории.
17 Сухачева Елена Георгиевна была актрисой Первой студии и позднее МХАТ.
18 Немирович-Данченко хотел поручить Н. П. Асланову роль Львова в пьесе А. П. Чехова "Иванов".
19 Из "массалитиновской" театральной школы выросла Вторая студия МХАТ. Школа была основана Николаем Массалитиновым, Николаем Подгорным и Николаем Александровым - ее так и называли в театре "школа трех Николаев".
20 Л. М. Леонидов и А. Э. Шахалов не были введены в Пушкинский спектакль.
21 Н. П. Кудрявцеву хотели дать роль лакея Яши, которую исполнял Н. Г. Александров ("Вишневый сад").
22 Репетилова в "Горе от ума" Леонидов не играл. До возобновления спектакля в 1925 году основным исполнителем этой роли оставался Лужский. Гейрот сыграл ее значительно позже - в новой постановке 1938 г.
Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.
1 "Флорентийская трагедия" О. Уайльда, "Том Сойер" по М. Твену не были поставлены. На сцене Первой студии шли "Росмерсхольм" Ибсена (апрель 1918 г., при участии О. Л. Книппер-Чеховой и Л. М. Леонидова), "Дочь Иорио" д'Аннунцио (январь 1919 г.), "Двенадцатая ночь" Шекспира (декабрь 1917 г.).
Дата устанавливается по фразе письма: "Вечером играю без репетиции в первый раз "Трактирщицу" (впервые в сезоне 1916/17 г. "Трактирщица" шла 18 сентября 1916 г.).
На подлиннике этого письма Станиславский сделал помету о Сулержицком: "Последний приезд в Москву из Евпатории. 1916 г., сентябрь".
Дата устанавливается по ответному письму Немировича-Данченко, на котором стоит помета Станиславского: "1 октябрь 916" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
1 Станиславский вел в это время репетиции "Села Степанчикова", Немирович-Данченко одновременно репетировал "Розу и Крест" А. Блока.
2 "Чайная", "Его превосходительство" и др. - названия отдельных сцен спектакля "Село Степанчиково".
3 Роль Манефы - в пьесе А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты".
1 "Москвин призывался - оказалось плохое сердце - не взяли. Массалитинову - отсрочка на месяц" (из письма Станиславского к Гуревич от 16 октября 1916 г.).
2 В это время роль графа Любина в "Провинциалке" Тургенева Стахович исполнял в очередь со Станиславским.
Дата устанавливается по первому исполнению Л. И. Дмитревской роли Лизы в "Горе от ума" (21 октября 1916 г.).
1 Лидия Михайловна - Коренева. В "Горе от ума" играла Лизу.
В подлиннике год указан ошибочно (Л. А. Сулержицкий умер 17 декабря 1916 г.).
1 К. С. Станиславский читал свои воспоминания о Сулержицком на гражданских поминках 25 января 1917 г. (см. "Сулер. Воспоминания о друге", Собр. соч., т. 5, стр. 532-537).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, Nо4.
1 Анатолий Федорович - Кони.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 138.
1 20 марта 1917 г. К. С. Станиславский был избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, No4.
Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) - известный ученый-лингвист, академик.
Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив А. Ф. Кони, ф. 134, оп. 3, ед. хр. 32.
Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Станиславский уезжал с семьей на курорт - в Шафраново бывш. Уфимской губернии.
Дата устанавливается по последнему спектаклю, сыгранному О. В. Гзовской в МХТ.
1 Эта записка (на визитной карточке) была приложена к цветам, которые Станиславский послал Гзовской в день ее ухода из Художественного театра.
1 Станиславский играл Ростанева ("Село Степанчиково") еще в 1891 г. в Обществе искусства и литературы. Этот образ, по его словам, был близок его "человеческой природе": "У меня с ним естественно произошло полное слияние, и были одни и те же взгляды, помыслы, желания" (Собр. соч., т. 1, стр. 138). Ростанев считался одной из лучших ролей Станиславского; сам он причислял ее к своим удачам.
Во время репетиций "Села Степанчикова" осенью 1917 г. пайщики МХТ во главе с Немировичем-Данченко посоветовали Станиславскому отказаться от роли Ростанева и передать ее Н. О. Массалитинову. Это было вызвано тем, что работа Станиславского над Ростаневым шла чрезвычайно медленно и мучительно. Он стремился к органическому рождению образа, а не к простому повторению ранее игранной роли. К тому же ему как режиссеру приходилось одновременно вести репетиции нескольких пьес: "Роза и Крест", "Село Степанчиково", "Чайка" (с новыми исполнителями).
Между Станиславским и Немировичем-Данченко наметились существенные разногласия в трактовке Ростанева. Положение Художественного театра становилось все более и более серьезным. Сезон 1916/17 г. открылся старым спектаклем "Горе от ума". Все задуманные и начатые постановки ("Король темного покоя", "Чайка", "Роза и Крест") оставались неосуществленными. Невозможно было продолжать репетиции "Села Степанчикова" до тех пор, пока роль Ростанева дозреет у Станиславского. Надо было во что бы то ни стало выпускать спектакль. Понимая все это, Станиславский все же тяжело переживал расставание с любимой ролью.
Дата устанавливается по упоминанию репетиций "Чайки" и спектакля "На дне" (27 сентября 1917 г.).
1 В 1917 г. Станиславский вел репетиции "Чайки". Роли были распределены следующим образом: Аркадина - О. Л. Книппер-Чехова, Треплев - М. А. Чехов, Нина Заречная - О. В. Бакланова, Сорин - В. В. Лужский, Дорн - А. Л. Вишневский и А. А. Стахович, Тригорин - Л. М. Леонидов, Шамраев - П. А. Бакшеев, Шамраева - В. Н. Павлова, Маша - М. П. Лилина и В. В. Соловьева, Медведенко - А. Д. Попов.
Протоколы репетиций хранятся в Музее МХАТ (архив КС). Возобновление "Чайки" не состоялось.
1 В 1882 г. Немирович-Данченко написал свою первую пьесу "Шиповник".
Дата устанавливается по упоминанию репетиции "Вишневого сада" в помещении Солодовниковского театра.
1 "Вишневый сад" Чехова шел в помещении театра Совета Рабочих Депутатов (бывш. Солодовниковский театр) 12 октября 1917 г.
Станиславский опасался, что актеры МХТ, выступая в непривычно большом театральном зале, не смогут сохранить тонкость и обаяние чеховского спектакля. Поэтому он настаивал на том, чтобы была назначена репетиция "Вишневого сада" "для опытов громкой речи", "чтобы подсказать какой-то прием, чтобы говорить естественно - громко".
Станиславский намеревался "освежить" чеховские спектакли МХТ. Когда после Октябрьской революции "Вишневый сад" был сыгран в новой, народной аудитории, Станиславский предложил "сделать обращение ко всем участвующим в "Вишневом саде" (а может быть, и других пьесах?!)". Он писал: "Все въигрались в пьесу и роли. Всем уютно, хорошо, и они начинают жить для себя, своей личной жизнью. Многое в этом уюте ценно и хорошо. Но, живя для себя, они забывают о пьесе, о Чехове, его мыслях и чувствах, которые передают другим, забывают о сквозном действии и идут не по его начертанному пути. Вот и получается: в то время как один артист ведет важную сцену, говорит важную мысль - другие разыгравшиеся артисты очень хорошо и жизненно пестрят деталями, мелочами, вновь введенной mise en scène. Одно убивает другое. Получается общая пестрота, правдивая, жизненная, как в жизни нагроможденная, а не ярко и просто выявленная жизнь духа, очищенная от лишнего, как должно быть в искусстве. Надо избегать наигрывания, надо помнить главные вехи пьесы и сквозное действие" (протокол спектакля "Вишневый сад" 26 ноября 1917 г. Музей МХАТ).