Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917, Страница 46

Станиславский Константин Сергеевич - Письма 1886-1917



слов И. К. Алексеева. Месяц изменяется по связи с письмом Станиславского к сыну от 25 июня 1913 г. из Ялты (личный архив И. К. Алексеева). Суббота, по вечному календарю, приходилась на 20 июля 1913 г.
  
   1 Лето 1913 и 1914 гг. Игорь Алексеев провел вместе с Л. А. Сулержицким в Каневе бывш. Киевской губернии. "Это было в то лето, когда Иван Михайлович [Москвин] был адмиралом, сам он [Сулержицкий] капитаном, Николай Григорьевич [Александров] помощником капитана, а Пров Михайлович Садовский министром иностранных дел и начальником "моторно-стопной" команды. Это было в то лето, когда Николай Осипович [Массалитинов], Игорь, я, Володя и Федя Москвины... Митя Сулержицкий были матросами и вели каторжную жизнь подневольных, с утра до сна занятых морским учением на трех лодках, рубкой и пилкой дров, раскопками, косьбой, жатвой, поездками на бочке за водой" (Е. Б. Вахтангов, Записки.. Письма. Статьи, стр. 39).
   2 Володя Сергеев - друг Игоря Алексеева.
  

448*

   Месяц указывается Станиславским ошибочно. 20 июня 1913 г. он находился еще в Ялте.
  
   1 Духовные власти не хотели, чтобы рядом со Страстным монастырем находился театр.
   2 Никулин Вениамин Иванович - известный провинциальный антрепренер. Шейн Константин Сергеевич в труппе МХТ не состоял.
   3 Тарханов Михаил Михайлович (1877-1948) с 1898 г. играл на провинциальной сцене, в 1922 г. поступил в МХАТ, где сыграл роли Градобоева ("Горячее сердце" А. Н. Островского), хозяина булочной Семенова ("В людях" по М. Горькому), Собакевича ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Фурначева ("Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина) и многие другие. Талантливый педагог, Тарханов был художественным руководителем ГИТИСа. Народный артист СССР.
   4 Немирович-Данченко писал Станиславскому о том, что нужно сократить расходы на новые постановки.
  

449*

   "22/VI" - описка, так как 22 июня Станиславский еще находился в Ялте.
  
   1 ...Книга принимает какой-то настоящий вид - книга "Три направления в искусстве".
   2 Grand-duc (франц.) - великий князь Константин Константинович Романов.
   3 Мирандолина и кавалер ди Рипафратта - роли в "Хозяйке гостиницы" Гольдони
  

450

   1 "Бесы" - роман Ф. М. Достоевского
   2 Помещение бывшего кинематографа "Люкс" на Тверской улице
   3 Из перечисленных пьес в Первой студии шли: "Сверчок на печи" (ноябрь 1914 г.) и "Калики перехожие" (декабрь 1914 г.).
  

451

   1 "Будет ли меня ждать Немирович до 10-го и удобно ли взять роль у Халютиной", - писала Лилина Станиславскому 26 августа 1913 г. На другой день после возвращения Лилиной в Москву, 11 сентября, состоялась ее беседа с Немировичем-Данченко о роли Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки") в спектакле "Николай Ставрогин" (инсценировка романа "Бесы"). Роль Лебядкиной - одна из больших творческих удач М. П. Лилиной.
   2 "Горе от ума" было возобновлено 27 октября 1914 г. в декорациях М. В. Добужинского. Роль Чацкого по-прежнему исполнял В. И. Качалов; М. П. Лилина играла уже не Лизу, а Хлестову.
   3 Проект постановки "Отелло" в Первой студии под руководством и с участием Л. М. Леонидова не осуществился. Леонидов сыграл Отелло только в 1930 г., в спектакле МХАТ.
   Мысль о постановке комедии В. Дьяченко "Гувернер" (с благотворительной целью) возникла потому, что Станиславский блестяще исполнял роль Дорси в Обществе искусства и литературы. Спектакль не состоялся.
   4 Роль актрисы Ортензии в "Хозяйке гостиницы" М. П. Лилина не играла.
  

452*

   Открытка. Послана в Кисловодск. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 Сомов Константин Андреевич (1869-1939) - живописец и театральный художник, один из видных представителей объединения "Мир искусства".
  

453*

   Открытка. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 "Сердце не камень" - пьеса А. Н. Островского.
   Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) - живописец, график и театральный художник. Входил в объединение "Мир искусства". В сезоне 1913/14 г. был приглашен в Художественный театр. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Осенние скрипки" Сургучева шли в декорациях и костюмах Кустодиева. Он написал также эскизы и сделал макет к неосуществленному спектаклю "Волки и овцы" (сезон 1915/16 г.).
   2 Митиль и Кот - роли в пьесе Метерлинка "Синяя птица"; Михаил Чехов роль Кота не играл.
  

454*

   1 Письмо и экземпляр пьесы с надписью В. Я. Брюсова не сохранились. В 1913 г. Брюсов написал трагедию "Протесилай умерший".
  

455*

   Дата устанавливается по фразе письма: "Прочесть удастся после открытия сезона, каковое очень опаздывает" (сезон 1913/14 г. открылся 23 октября 1913 г.).
  
   1 Л. Я. Гуревич сообщала Станиславскому в письме от 19 июня, что она переводит для него "чудесные выписки из Мольера и его биографии" (Музей МХАТ, архив КС).
   В архиве К. С. Станиславского хранятся отрывки из "Воспоминаний о Мольере" аббата д'Алленваля и фрагменты из книги К. Манциуса о Мольере.
   2 В 1913 г. вышло первое издание книги "Моя жизнь" А. И. Шуберт.
   3 Петр Михайлович - Ярцев, театральный критик.
   4 См. прим. к письму No 451.
   5 Яков Яковлевич - брат Л. Я. Гуревич (псевдоним - Крюковской), прислал Станиславскому пьесу "На большую дорогу" (шла в 1913 г. в Передвижном театре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской).
  

456*

   Дата устанавливается по содержанию письма: "Сегодня, т. е. сейчас, сдал еще один экзамен. Гзовская играла Туанету" (24 октября 1913 г.); "Опять меня оторвали, и письмо пролежало два дня".
  
   1 Ставрогинцы - участники спектакля "Николай Ставрогин" ("Бесы" Достоевского).
   2 "Прекрасная Елена" - оперетта Ж. Оффенбаха.
   3 Станиславский писал это письмо до того, как была напечатана статья Горького "Еще о "карамазовщине" ("Русское слово", 27 октября 1913 г.), в которой он протестовал против постановки: "Не Ставрогиных надобно ей [современной молодежи - Л. Ф.] показывать теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание, необходим возврат к источнику энергии - к демократии, к народу, к общественности и науке". Буржуазно-либеральная пресса выступила в защиту спектакля.
   В течение октября и ноября большевистская газета "За правду" печатала отклики рабочих, ставших на сторону Горького в его споре с Художественным театром.
   4 М. П. Лилина исполняла роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки").
   5 Васильевы - семья врача в Кисловодске, в доме которой жила К. К. Алексеева.
  

457*

   В подлиннике - описка. Письмо написано не 7 октября, а 7 ноября.
  
   1 6 ноября днем состоялось торжественное заседание труппы Малого театра под председательством M. H. Ермоловой. Выступали: А. И. Южин, Вл. И. Немирович-Данченко и другие; К. С. Станиславский возложил у бюста Щепкина венок от МХТ. M. H. Ермолова прочитала отрывки из воспоминаний Г. Н. Федотовой о М. С. Щепкине.
   Вечером состоялся спектакль. Были исполнены: третий акт "Ревизора", третий акт "Горя от ума", "Школа мужей" Мольера; в заключение шел апофеоз: "Щепкин и созданные им образы" и "Щепкин среди труппы Малого театра".
   2 Г. Н. Федотова подарила Станиславскому рукопись своих воспоминаний.
   9 ноября 1913 г. Г. Н. Федотова отвечала Станиславскому; "Моя любовь к Вам умрет вместе со мною, а Вы, мой беспокойный художник, наверно, уже променяли меня на одну из Ваших новых систем" (Музей МХАТ, архив КС).
  

458*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
   Одновременно с приветствием Художественный театр отправил в подарок Передвижному театру П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской декорации спектакля "Пер Гюнт".
  

459*

   Записка, посланная Станиславским А. Н. Бенуа во время репетиции "Хозяйки гостиницы".
   Дата помечена неизвестным лицом.
  

460*

   1 Написано после одной из репетиций "Хозяйки гостиницы" Гольдони. Дата, очевидно, помечена адресатом.
  

461*

   Дата устанавливается по премьере "Хозяйки гостиницы" и по ответному письму Л. Я. Гуревич от 26 февраля 1914 г. (Музей МХАТ, архив КС).
  
   1 О. В. Гзовская ушла из театра 1 июля 1914 г., но выступала в отдельных спектаклях МХТ. С 15 июня 1915 г. она снова была зачислена в труппу Художественного театра и пробыла в нем до 1917 г.
   2 Свободный театр был закрыт из-за разногласий между режиссурой и владельцами театра Е. П. и В. П. Суходольскими. В декабре 1914 г. был создан Камерный театр. А. Я. Таиров, возглавивший его, в Свободном театре ставил пантомиму "Покрывало Пьеретты". А. Г. Коонен перешла в Камерный театр.
   Проект второго театра остался неосуществленным.
  

462

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 Л. Я. Гуревич привезла выписки из книг немецких, французских, английских, итальянских актеров и драматургов о сценическом искусстве. "Всего несколько дней пробыли мы в Люстдорфе, но они были полны глубокого содержания,- вспоминала она.- Ходили с привезенными мною материалами на пляж и, выискав такое место, где меньше было народу и не мешали работать, читали вслух. Иногда Константин Сергеевич отрывался от чтения и, прищурив глаза, задумывался. Потом подолгу обсуждали прочитанное..." ("О Станиславском", ВТО, 1948, стр. 138).
  

463*

  
   Открытка. Пьеса З. Гиппиус "Зеленое кольцо" была поставлена во Второй студии МХТ в день ее открытия, 24 ноября 1916 г.
  

464*

  
   Год устанавливается по фразе письма: "...живем очень тревожно по случаю войны", месяц и число - по дню именин Вл. И. Немировича-Данченко - 15 июля.
   Империалистическая война 1914 г. застала семью Станиславского, Л. Я. Гуревич, В. И. Качалова в Мариенбаде, где они отдыхали после гастролей в Одессе.
  
   1 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной. В то время внимание театра привлекла пьеса Мережковского "Будет радость".
  

465*

   1 Послано в Канев Киевской губернии.
  

466*

   1 Вернувшись на родину, Станиславский опубликовал свои воспоминания "Из пережитого за границей" ("Русские ведомости", 1914, No 211, 212, 216, 220; то же в Собр. соч., т. 5, стр. 499-513).
   2 Маскотта - так в шутку называли в Художественном театре Е. Н. Немирович-Данченко, так как считалось, что она приносит театру счастье (mascotte - амулет (франц.).
  

467*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
  

468*

   1 Телеграмма Немировича-Данченко не сохранилась.
   2 Сезон 1914/15 г. открылся 27 октября 1914 г.
  

469

   Датируется по почтовому штемпелю.
  
   1 "Гебен" - немецкий крейсер. См. прим. к письму 495.
  

470

   1 М. В. Добужинский был художником спектакля "Горе от ума" в новой сценической редакции 1914г.
   2 Премьера "Смерти Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина состоялась 3 декабря 1914 г.
   3 Пушкинский спектакль МХТ был впервые показан 26 марта 1915 г. Режиссер и художник - А. Н. Бенуа. Станиславский, репетировавший роль Сальери, одновременно вел репетиции "Пира во время чумы". Немирович-Данченко работал над "Каменным гостем".
   4 Спектакль Первой студии "Калики перехожие" (пьеса В. М. Волькенштейна) не был перенесен на сцену МХТ. Первое представление "Осенних скрипок" И. Д. Сургучева состоялось 14 апреля 1915 г.
  

471*

   Датируется по программе первого по возобновлении спектакля "Горе от ума".
  
   1 В день открытия нового сезона, перед началом спектакля "Горе от ума", в Художественном театре были исполнены национальные гимны России и ее союзников - Франции, Англии, Японии, Бельгии, Сербии и Черногории. Сулержицкий усматривал в этом невольное прославление войны.
  

472*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 2001, оп. 1, ед. хр. 39.
   Пятницкий Митрофан Ефимович (1864-1927) - собиратель и пропагандист русских народных песен. В 1911 г. организовал хор из крестьян. После революции хор вырос в серьезный профессиональный коллектив. В 1925 г. Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Ныне Государственный русский народный хор носит имя M. E. Пятницкого.
  

473*

   1 ...залаживал Пушкина - с 14 ноября 1914 г. в МХТ начались беседы о Пушкинском спектакле, в который были включены "Пир во время чумы", "Каменный гость" и "Моцарт и Сальери".
   2 Премьера "Смерти Пазухина" Салтыкова-Щедрина в МХТ состоялась 3 декабря 1914 г.
   3 Некоторые из этих кукол хранятся в Музее МХАТ
   4 Н. А. Смирнова исполняла роль леди Макбет в трагедии Шекспира "Макбет" (Малый театр).
  

474

   1 Станиславский называл "выписками из Риккобони и К0" фрагменты сочинений и писем крупнейших актеров мира, собранные для него Л. Я. Гуревич.
   2 Воспоминания Л. Я. Гуревич о пережитом за границей под названием "Возвращение домой" были напечатаны в "Русской мысли" (1914 г., кн. 10 и 11). Статья "Война и петроградские артисты (письмо из Петрограда)" напечатана в "Русских ведомостях" 11 декабря 1914 г.
  

475*

   1 "Мы устраиваем вечер и концерт в пользу солдат от Союза артистов частных петроградских театров, под названием "Артист - солдату"... Между прочим, предлагаем публике автографы артистов с несколькими словами от них; и, конечно, безразлично, будет ли это пожелание, или фразы из любимых авторов, или даже их взгляды на войну" (из письма Н. Ф. Скарской к Станиславскому; Музей МХАТ, архив КС).
  

476*

   1 Репетируя в театре и у себя дома, Станиславский проходил с А. А. Гейротом роль Моцарта ("Моцарт и Сальери" Пушкина). Очевидно, это вызвало недовольство Бенуа. Бенуа как режиссер требовал полной самостоятельности, но помочь актеру в работе так, как это делали Станиславский и Немирович-Данченко, он не мог. Возникали обиды. Бенуа писал Немировичу-Данченко 25 января 1915 г.: "Вы, невольно для себя, в силу своего авторитета, в силу того, что артистам привычно с Вами работать, заместили меня у режиссерского стола совершенно" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
   Спорили также по поводу трактовки пьес (Бенуа видел, например, в "Пире во время чумы" символическую трагедию).
   Пушкинский спектакль был последней работой Бенуа в Художественном театре.
  

477*

   1 В письме от 9 января 1915 г. Немирович-Данченко предлагал Станиславскому встретиться перед собранием пайщиков и вкладчиков Товарищества МХТ для того, чтобы обсудить предварительно насущные вопросы жизни театра.
   2 11 января Станиславский утром играл Фамусова, а вечером выступал в Большом зале консерватории, в концерте "в пользу жертв войны".
  

478*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
   Бабанин Константин Михайлович - артист Художественного театра с 1906 по 1924 г., затем с 1932 г. Один из инициаторов Четвертой студии МХАТ.
  
   1 К. М. Бабанин был в это время на фронте.
  

479

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. 689, дело 1210.
  
   1 Рустейкис Алексей Андреевич - артист МХТ с 1914 по 1916 г. и с 1917 по 1918 г. Ученик школы петербургского Малого театра (Суворинского), рекомендованный в МХТ М. Г. Савиной. Играл роль Моцарта в "Моцарте и Сальери" Пушкина.
  

480

   1 Черновик статьи А. Н. Бенуа "Пушкинский спектакль", где он полемизирует с отрицательными отзывами рецензентов (см. "Речь" от 31 марта и 7 апреля 1915 г.).
   Бенуа прислал Станиславскому рисунок нового костюма Сальери.
   2 О работе Станиславского над ролью Сальери см. Собр. соч., т. 1, стр. 365-371.
  

481*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
   Теляковский Владимир Аркадьевич (1860-1924) с 1898 по 1901 г. был управляющим Московской конторой императорских театров, с 1901 по 1917 г. - директором императорских театров.
  
   1 3 апреля 1915 г. Теляковский писал Станиславскому, что он возмущен "тоном и критикой так называемых знатоков театра", выступивших против Пушкинского спектакля МХТ.
   2 Здесь Станиславский по памяти цитирует слова Тригорина из второго действия "Чайки" Чехова.
  

482*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 98, оп. 1, ед. хр. 62.
   Делен-Волконская Наталья Викторовна и Волконский Михаил Николаевич - петербургские друзья МХТ и Станиславского.
  
   1 Любовь Яковлевна - Гуревич.
   В письме от 6 апреля 1915 г. Волконские писали о своем интересе к предстоящим гастролям Художественного театра, к Пушкинскому спектаклю МХТ и пренебрежительно отзывались о рецензентах, критиковавших игру Станиславского в роли Сальери.
  

483

   Дата устанавливается по фразе письма: "Написал вчера длинное письмо ко дню свадьбы" (5 июля 1915 г. исполнилось 26 лет со дня свадьбы К. С. Станиславского и М. П. Лилиной).
  
   1 "Евпаторийские новости" от 3 июля 1915 г.
  

484

   Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.
  
   1 Пальна - имение А. А. Стаховича в Орловской губернии.
  

485

   Послано в Ессентуки.
  

486

   Послано в Кисловодск.
  

487

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. А. Е. Молчанова, No 678, ед. хр. 1182.
   Молчанов Анатолий Евграфович с 1892 г. был чиновником особых поручений при Дирекции императорских театров, а с 1897 по 1900 г. - заведующим монтировочной частью Александрийского театра. С 1915 г.- вице-президент Русского театрального общества.
  
   1 Мария Гавриловна Савина была женой А. Е. Молчанова.
  

488

  
   Печатается по тексту, опубликованному в журнале "Рампа и жизнь", 1915, No 40.
   Приветственная телеграмма, подписанная Станиславским и Немировичем-Данченко, была послана Ф. И. Шаляпину в связи с 25-летием его сценической деятельности. В этот день, 26 сентября 1915 г., в Большом театре шла "Хованщина". Ф. И. Шаляпин исполнял партию Досифея. Телеграмма была оглашена в антракте, когда происходило чествование артиста.
  

489*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
  
   1 Оленин Петр Сергеевич (1874-1922) - оперный певец, впоследствии участвовал в спектаклях Оперной студии при Большом театре.
   2 В этих беседах Станиславского с оперными артистами Большого театра зарождалась реформа оперного искусства. Через три года, в 1918 г., Станиславский стал руководителем Оперной студии при Большом театре, из которой вырос Оперный театр имени К. С. Станиславского.
  

490*

   1 Мстислав Валерианович - Добужинский.
   2 Речь идет о пьесе Мережковского "Будет радость" (первое представление - 3 февраля 1916 г.).
   3 Комедия А. Н. Островского "Волки и овцы", как уже указывалось, не была поставлена Художественным театром.
   4 Инсценировка повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" была поставлена в МХТ 26 сентября 1917 г. Постановка Станиславского и Немировича-Данченко. Художник - Добужинский.
   Станиславский в этом письме сообщает первоначальное распределение ролей. В спектакле играли: роль Фомы Опискина - И. М. Москвин, дядюшки (Ростанева) - Н. О. Массалитинов, племянника (Сергея Александровича) - В. Г. Гайдаров, Обноскина - А. Э. Шахалов, Сашеньки - Е. И. Корнакова, Татьяны Ивановны - Л. М. Коренева, генеральши - Е. М. Раевская, Перепелицыной - С. Г. Бирман, Н. А. Соколовская. Роль Мизинчикова в окончательный вариант инсценировки не вошла.
   5 "Потоп" Г. Бергера (первый спектакль - 14 декабря 1915 г.). Режиссер - Е. Б. Вахтангов. М. А. Чехов исполнял роль Фрезера.
   6 "Вечер А. П. Чехова" в Первой студии состоялся 26 марта 1916 г. (см. прим. к письму 424).
  

492*

  
   1 29 января 1916 г. В. Я. Брюсов просил Станиславского предоставить ему билет на премьеру пьесы Мережковского "Будет радость": "Решаюсь обратиться к Вам с небольшой просьбой. Дело в том, что я, впервые за 26 лет моей литературной деятельности, согласился выступить как театральный критик. Именно, я согласился вести театральный отдел в "Утре России", давая отчеты (свои и других рецензентов под моей редакцией) о всех новых театральных постановках в Москве. В дальнейшем, если работа мне придется по душе и удастся, я не ограничусь, конечно, этой газетой, но буду писать о театре и в других изданиях".
  

493

   1 "Роза и Крест" А. Блока - неосуществленная постановка Художественного театра.
   2 Сборник "Круг чтения для актера" не был издан.
  

494*

   Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
   Послано в Евпаторию, где в это время жил тяжело больной Сулержицкий.
  

495*

   1 Алексей Александрович - Стахович.
   2 "Гебен" - немецкий военный крейсер. В начале войны "Гебен" находился в Средиземном море. Вместе с другим военным кораблем, "Бреслау", "Гебен" ускользнул от британской эскадры и ушел 9 августа 1914 г. из Мессины в Дарданеллы, где вошел в состав турецкого флота. Оба судна действовали в Черном море (обстрел Новороссийска, Феодосии и др.).
  

496*

   Ответ на письмо Немировича-Данченко от 8 августа 1916 г.
  
   1 По снабжению топливом МХТ был включен "в группу просветительных учреждений" вместе с университетом. Остальные театры находились в шестом разряде.
   2 Немирович-Данченко приводил в своем письме "выборку из отчета", в котором указывались суммы, предназначенные для "помощи жертвам войны".
   3 Вторая студия МХТ открылась в 1916 г.
   4 Немирович-Данченко хотел слияния студий с театром и возражал против их автономии. Это и порождало принципиальные разногласия между ним и Станиславским в данном вопросе.
   5 Роль Ростанева в "Селе Степанчикове", которую репетировал Станиславский.
   6 Немирович-Данченко вел тогда репетиции по возобновлению пьесы Чехова "Иванов". Василий Иванович Качалов исполнял заглавную роль.
   В драме "Роза и Крест" Качалову была сначала поручена роль Бертрана, а потом, в 1917 г.- Гаэтана.
   7 "Маринка" В. Волькенштейна в МХТ не шла.
   8 Кудрявцев Николай Павлович (ум. в 1920 г.) - актер МХТ с 1909 по 1920 г.
   9 Немирович-Данченко, характеризуя пьесу Д. Мережковского о Бакунине ("Романтики"), писал Станиславскому: "Я не могу отделаться от привкуса спекуляции возвышенными идеями. Это какая-то особенная спекуляция, не просто, откровенно шарлатанская, не грубая, но липкая, изворотливая... От большой начитанности, от своих религиозно-философских споров он [Мережковский] хочет демонстрировать через театр свои временные взгляды..." (Музей МХАТ, архив Н-Д). Пьеса не была принята Художественным театром.
   10 Ксандра - роль в пьесе Мережковского "Романтики".
   11 Немирович-Данченко предполагал, что роль улана Митеньки, "самого умного и самого чуткого человека" в пьесе "Романтики", мог бы играть Качалов (из письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому).
   12 ...роль Самсона - в пьесе Л. Андреева "Самсон в оковах".
   О художественных и идейных разногласиях МХТ с Л. Н. Андреевым см. письмо Вл. И. Немировича-Данченко и Л. Н. Андрееву от 6 октября 1916 г. ("Избранные письма", стр. 336-337).
   13 Драма Иосипа Косара называлась "Непобедимый корабль" (поставлена не была).
   14 Эти гастроли не состоялись.
   15 "Король темного покоя" Р. Тагора репетировали Вл. И. Немирович-Данченко и Н. С. Бутова в 1916-1917 гг. С 1925 по 1927 г. в Художественном театре шли репетиции "Прометея" Эсхила. Эти постановки остались неосуществленными.
   16 Метнер Николай Карлович (1879-1951) - композитор и пианист, был профессором Московской консерватории.
   17 Сухачева Елена Георгиевна была актрисой Первой студии и позднее МХАТ.
   18 Немирович-Данченко хотел поручить Н. П. Асланову роль Львова в пьесе А. П. Чехова "Иванов".
   19 Из "массалитиновской" театральной школы выросла Вторая студия МХАТ. Школа была основана Николаем Массалитиновым, Николаем Подгорным и Николаем Александровым - ее так и называли в театре "школа трех Николаев".
   20 Л. М. Леонидов и А. Э. Шахалов не были введены в Пушкинский спектакль.
   21 Н. П. Кудрявцеву хотели дать роль лакея Яши, которую исполнял Н. Г. Александров ("Вишневый сад").
   22 Репетилова в "Горе от ума" Леонидов не играл. До возобновления спектакля в 1925 году основным исполнителем этой роли оставался Лужский. Гейрот сыграл ее значительно позже - в новой постановке 1938 г.
  

497*

   Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.
  
   1 "Флорентийская трагедия" О. Уайльда, "Том Сойер" по М. Твену не были поставлены. На сцене Первой студии шли "Росмерсхольм" Ибсена (апрель 1918 г., при участии О. Л. Книппер-Чеховой и Л. М. Леонидова), "Дочь Иорио" д'Аннунцио (январь 1919 г.), "Двенадцатая ночь" Шекспира (декабрь 1917 г.).
  

498*

   Дата устанавливается по фразе письма: "Вечером играю без репетиции в первый раз "Трактирщицу" (впервые в сезоне 1916/17 г. "Трактирщица" шла 18 сентября 1916 г.).
   На подлиннике этого письма Станиславский сделал помету о Сулержицком: "Последний приезд в Москву из Евпатории. 1916 г., сентябрь".
  

499*

   Дата устанавливается по ответному письму Немировича-Данченко, на котором стоит помета Станиславского: "1 октябрь 916" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
  
   1 Станиславский вел в это время репетиции "Села Степанчикова", Немирович-Данченко одновременно репетировал "Розу и Крест" А. Блока.
   2 "Чайная", "Его превосходительство" и др. - названия отдельных сцен спектакля "Село Степанчиково".
   3 Роль Манефы - в пьесе А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты".
  

500*

   1 "Москвин призывался - оказалось плохое сердце - не взяли. Массалитинову - отсрочка на месяц" (из письма Станиславского к Гуревич от 16 октября 1916 г.).
   2 В это время роль графа Любина в "Провинциалке" Тургенева Стахович исполнял в очередь со Станиславским.
  

501*

   Дата устанавливается по первому исполнению Л. И. Дмитревской роли Лизы в "Горе от ума" (21 октября 1916 г.).
  
   1 Лидия Михайловна - Коренева. В "Горе от ума" играла Лизу.
  

502*

   В подлиннике год указан ошибочно (Л. А. Сулержицкий умер 17 декабря 1916 г.).
  
   1 К. С. Станиславский читал свои воспоминания о Сулержицком на гражданских поминках 25 января 1917 г. (см. "Сулер. Воспоминания о друге", Собр. соч., т. 5, стр. 532-537).
  

503*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, Nо4.
  
   1 Анатолий Федорович - Кони.
  

504*

   Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 138.
  
   1 20 марта 1917 г. К. С. Станиславский был избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
  

505*

  
   Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, No4.
   Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) - известный ученый-лингвист, академик.
  

506

   Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив А. Ф. Кони, ф. 134, оп. 3, ед. хр. 32.
  

507*

   Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
  
   1 Станиславский уезжал с семьей на курорт - в Шафраново бывш. Уфимской губернии.
  

508*

   Дата устанавливается по последнему спектаклю, сыгранному О. В. Гзовской в МХТ.
  
   1 Эта записка (на визитной карточке) была приложена к цветам, которые Станиславский послал Гзовской в день ее ухода из Художественного театра.
  

509*

   1 Станиславский играл Ростанева ("Село Степанчиково") еще в 1891 г. в Обществе искусства и литературы. Этот образ, по его словам, был близок его "человеческой природе": "У меня с ним естественно произошло полное слияние, и были одни и те же взгляды, помыслы, желания" (Собр. соч., т. 1, стр. 138). Ростанев считался одной из лучших ролей Станиславского; сам он причислял ее к своим удачам.
   Во время репетиций "Села Степанчикова" осенью 1917 г. пайщики МХТ во главе с Немировичем-Данченко посоветовали Станиславскому отказаться от роли Ростанева и передать ее Н. О. Массалитинову. Это было вызвано тем, что работа Станиславского над Ростаневым шла чрезвычайно медленно и мучительно. Он стремился к органическому рождению образа, а не к простому повторению ранее игранной роли. К тому же ему как режиссеру приходилось одновременно вести репетиции нескольких пьес: "Роза и Крест", "Село Степанчиково", "Чайка" (с новыми исполнителями).
   Между Станиславским и Немировичем-Данченко наметились существенные разногласия в трактовке Ростанева. Положение Художественного театра становилось все более и более серьезным. Сезон 1916/17 г. открылся старым спектаклем "Горе от ума". Все задуманные и начатые постановки ("Король темного покоя", "Чайка", "Роза и Крест") оставались неосуществленными. Невозможно было продолжать репетиции "Села Степанчикова" до тех пор, пока роль Ростанева дозреет у Станиславского. Надо было во что бы то ни стало выпускать спектакль. Понимая все это, Станиславский все же тяжело переживал расставание с любимой ролью.
  

510*

   Дата устанавливается по упоминанию репетиций "Чайки" и спектакля "На дне" (27 сентября 1917 г.).
  
   1 В 1917 г. Станиславский вел репетиции "Чайки". Роли были распределены следующим образом: Аркадина - О. Л. Книппер-Чехова, Треплев - М. А. Чехов, Нина Заречная - О. В. Бакланова, Сорин - В. В. Лужский, Дорн - А. Л. Вишневский и А. А. Стахович, Тригорин - Л. М. Леонидов, Шамраев - П. А. Бакшеев, Шамраева - В. Н. Павлова, Маша - М. П. Лилина и В. В. Соловьева, Медведенко - А. Д. Попов.
   Протоколы репетиций хранятся в Музее МХАТ (архив КС). Возобновление "Чайки" не состоялось.
  

511

   1 В 1882 г. Немирович-Данченко написал свою первую пьесу "Шиповник".
  

512*

   Дата устанавливается по упоминанию репетиции "Вишневого сада" в помещении Солодовниковского театра.
  
   1 "Вишневый сад" Чехова шел в помещении театра Совета Рабочих Депутатов (бывш. Солодовниковский театр) 12 октября 1917 г.
   Станиславский опасался, что актеры МХТ, выступая в непривычно большом театральном зале, не смогут сохранить тонкость и обаяние чеховского спектакля. Поэтому он настаивал на том, чтобы была назначена репетиция "Вишневого сада" "для опытов громкой речи", "чтобы подсказать какой-то прием, чтобы говорить естественно - громко".
   Станиславский намеревался "освежить" чеховские спектакли МХТ. Когда после Октябрьской революции "Вишневый сад" был сыгран в новой, народной аудитории, Станиславский предложил "сделать обращение ко всем участвующим в "Вишневом саде" (а может быть, и других пьесах?!)". Он писал: "Все въигрались в пьесу и роли. Всем уютно, хорошо, и они начинают жить для себя, своей личной жизнью. Многое в этом уюте ценно и хорошо. Но, живя для себя, они забывают о пьесе, о Чехове, его мыслях и чувствах, которые передают другим, забывают о сквозном действии и идут не по его начертанному пути. Вот и получается: в то время как один артист ведет важную сцену, говорит важную мысль - другие разыгравшиеся артисты очень хорошо и жизненно пестрят деталями, мелочами, вновь введенной mise en scène. Одно убивает другое. Получается общая пестрота, правдивая, жизненная, как в жизни нагроможденная, а не ярко и просто выявленная жизнь духа, очищенная от лишнего, как должно быть в искусстве. Надо избегать наигрывания, надо помнить главные вехи пьесы и сквозное действие" (протокол спектакля "Вишневый сад" 26 ноября 1917 г. Музей МХАТ).

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа