Станиславский: "Мне кажется, что Нил - это Ваша роль, что это чудесная роль, лучшая мужская роль во всей пьесе" (там же, стр. 214). "Это роль главная, героическая, она совсем по таланту Станиславского" (из письма к О. Л. Книппер. Там же, стр. 215).
Роль Нила предназначал Станиславскому и сам Горький: "Если Нила будете играть Вы, это будет превосходно. Кроме Вас - никого не вижу. Судьбинин еще. Но я его не знаю и не могу судить, каков он может явиться в этой роли" (Собр. соч., т. 28, стр. 221).
Роль Нила исполнял С. Н. Судьбинин.
3 Роль Поли играла не М. П. Лилина, а О. П. Алексеева.
4 11 января 1902 г. в первом антракте спектакля "Дядя Ваня" Художественному театру был поднесен портрет Чехова работы Браза с надписью: "Художникам - врачи. На память о спектакле для врачей, приехавших на VIII Пироговский съезд, 11. I. 1902 г.".
5 Омон Шарль - владелец московского театра фарсов и кабаре.
Подлинники писем к М. Ф. Андреевой хранятся в Музее МХАТ (архив КС) и в Архиве А. М. Горького.
Письмо No 125 печатается по черновому автографу (архив КС). Письмо не окончено. Год и месяц устанавливаются по связи с письмами М. Ф. Андреевой к Станиславскому, хранящимися в Музее МХАТ.
Андреева (Желябужская) Мария Федоровна (1872-1953) - актриса и общественный деятель. В Художественный театр пришла из Общества искусства и литературы и пробыла в нем с 1898 по 1906 г., с перерывом в один год. С 1904 г.- член РСДРП(б). После Великой Октябрьской социалистической революции - один из организаторов Большого драматического театра в Петрограде. С 1931 по 1948 г.- директор московского Дома ученых.
1 М. Ф. Андреева сыграла в МХТ ряд ведущих ролей: Эдду Габлер в одноименной пьесе Ибсена, Раутенделейн в "Потонувшем колоколе" Гауптмана, Леля в "Снегурочке", Порцию в "Венецианском купце", Наташу в "На дне"; играла в пьесах Чехова - Ирину ("Три сестры"), Варю ("Вишневый сад"), Нину Заречную ("Чайка"); в "Одиноких" Гауптмана она исполняла роль Кетэ.
2 Савва Тимофеевич - Морозов.
3 Ванновский Петр Семенович (1822-1904) - генерал, военный министр с 1881 по 1898 г. Во время студенческих волнений 1899 г. возглавлял комиссию по расследованию причин "беспорядков" в высших учебных, заведениях. В 1901 г. был назначен министром просвещения. В "Искре" от 10 марта 1902 г. в статье "Правительственные бесчинства в Москве" говорилось о том, что Ванновский исключил из университета четыреста студентов и отдал их под арест.
4 В 1902 г. происходили студенческие волнения. М. Ф. Андреева не могла посвящать Станиславского в свою партийную нелегальную работу. Оттого ее поступки, связанные со "студенческой историей", казались ему непонятными.
М. Ф. Андреева оказывала помощь арестованным студентам. По ее просьбе С. Т. Морозов закупал меховые куртки для студентов, ссылаемых в Сибирь. (Рукопись статьи С. Щириной "Общественно-политическая деятельность артистов МХТ в дореволюционные годы", предназначенная для "Ежегодника МХТ".)
Год устанавливается по репертуару петербургских гастролей МХТ в 1902 г.; месяц - по связи с письмом к И. К. Алексееву от 25 марта 1902 г.
1 четвертая неделя - в четвертую неделю поста все театральные представления отменялись.
2 Эту генеральную репетицию "Мещан" Станиславский описывает в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 253-254).
Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853-1902) - министр внутренних дел. По его поручению генеральную репетицию "Мещан" просматривал начальник Главного управления по делам печати кн. Шаховской. Пьеса была допущена к исполнению только в дни абонементов.
3 Баранов Николай Александрович - ученик школы МХТ, в прошлом певчий из церковного хора - исполнял в "Мещанах" роль певчего Тетерева. Пробыл в МХТ с 1899 по 1903 г. (см. о нем Собр. соч., т. 1, стр. 252. 254).
1 На ужине в честь МХТ присутствовал Горький. Артисты получили в подарок жетоны с надписью "Спасибо за правду".
Телеграмма послана после первого представления "Мещан" М. Горького в Петербурге (26 марта 1902 г.).
1 О Л. Книппер играла роль Елены.
1 Во время гастролей в Петербурге О. Л. Книппер серьезно заболела. Станиславский спешил успокоить Чехова, здоровье которого в это время резко ухудшилось.
1 Пьесы посылались обычно пайщикам Художественного театра, имевшим право решающего голоса в выборе репертуара.
Ни одна из перечисленных в письме пьес в Художественном театре не шла. "Записки Пиквикского клуба" Ч. Диккенса были инсценированы Н. А. Венкстерн и поставлены в МХАТ 1 декабря 1934 г.
Дата устанавливается по содержанию письма.
1 О четвертом акте "Власти тьмы" см. письмо No 37 и прим. к нему.
2 Станиславский имеет в виду Н. А. Румянцева, врача, а затем актера и члена Правления МХТ. С 1902 по 1925 г. Румянцев заведовал административно-финансовой частью театра. В 1925 г. уехал в Америку.
3 Нынешнее здание МХТ строилось в 1902 г., по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, на месте театра Шарля Омона.
Дата получения помечена на письме неизвестным лицом.
1 В "Столпах общества" Г. Ибсена Станиславский репетировал и играл роль Карстена Берника.
2 Школа при Художественном театре была открыта в сезоне 1901/902 г.
3 Эти слова могут относиться к В. А. Петровой (в МХТ с 1901 по 1906 г.) или к Н. С. Бутовой (в МХТ с 1900 г. до конца своей жизни - 1921 г.).
4 Весной 1902 г. из труппы МХТ ушла группа актеров (Мейерхольд, Мунт, Роксанова), недовольных своим положением в театре. Одновременно А. А. Санин перешел в Александрийский театр.
Дата устанавливается по репетициям "Власти тьмы", месяц - по фразе письма: "Через три дня мы кончаем репетиции".
1 Художественный театр организовал сбор средств по подписке в помощь погорельцам Воронежской губернии.
2 З. С. Соколова намеревалась поставить в сельском любительском кружке комедию-оперетту Ф. Эрве "Лили" из репертуара Алексеевского кружка и просила прислать театральные костюмы, парики и т. д.
3 Во время работы над спектаклем "Власть тьмы" Станиславский вместе с помощником В. А. Симова художником К. Н. Сапуновым и заведующей костюмами М. П. Григорьевой ездили в Тульскую и Орловскую губернии для изучения деревенского быта.
Станиславский предполагал, что летом в селе Никольском Воронежской губернии он сможет наблюдать "строй каждодневной жизни" крестьян.
4 Эти гастроли не состоялись. Роль Анисьи исполняла Н. С. Бутова, роль Матрены - А. И. Помялова.
Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом.
1 Станиславский переписывал режиссерский план пьесы "Власть тьмы".
2 В. Ф. Грибунин исполнял роль Никиты, С. В. Халютина - Анютки.
3 Стахович А. А.- см. далее письма к Стаховичу; Толстой С. Л.- старший сын Л. Н. Толстого.
4 Кума из имения Стаховича - крестьянка, которая на репетициях "Власти тьмы" была живым образцом для исполнителей пьесы, стремившихся без идеализации и театральной фальши изобразить типы русской деревни (см. Собр. соч., т. 1, стр. 260-261).
5 В 1902 г. спектакли с участием В. Ф. Комиссаржевской шли в московском театре "Аквариум". 4 июня 1902 г. Станиславский смотрел пьесу Г. Зудермана "Бой бабочек", в которой Комиссаржевская исполняла роль Рози.
Станиславский сравнивает Комиссаржевскую с французской актрисой Режан.
6 Станиславский и Немирович-Данченко неоднократно приглашали В. Ф. Комиссаржевскую в труппу Художественного театра.
Летом 1902 г. В. Ф. Комиссаржевская писала Станиславскому: "Я окончательно решила, Константин Сергеевич, уйти с императорской сцены. Прежде всего спешу исполнить данное Вам слово - сообщить Вам об этом не кончив еще никуда. Не откажите в моей просьбе ответить мне прямо на следующие вопросы: 1) Если бы я пошла к Вам, могу ли я рассчитывать сыграть не менее пяти интересных ролей в сезоне; 2) решено ли у Вас окончательно играть пост в Петербурге (эти два вопроса для меня самые важные). Меньше десяти тысяч я согласиться не могу. Буду в Вашем распоряжении с сентября до страстной недели. Об остальных подробностях я говорить не буду, так как уверена, что сойдемся с Вами на почве нашей любви к делу. Мне не надо Вам говорить, Константин Сергеевич, какой большой и важный шаг я делаю, а потому Вы понимаете, как точно и ясно я должна знать, могу ли я рассчитывать на то, что сейчас представляется необходимым моему артистическому я. С протестом всего моего существа против своей деятельности я жить не могу. Оттого я и ухожу из импер[аторского] театра; поймите же, как важно мне знать, чем я утолю свой нравственный голод" (Музей МХАТ, архив КС).
Ответ на письмо А. П. Чехова от 12 июня 1902 г.
1 Прочитав потом "Вишневый сад", Станиславский узнал в некоторых действующих лицах пьесы обитателей Любимовки. В Епиходове он нашел сходство с лакеем Егором, в Дуняше узнал горничную Авдотью Назаровну Копылову и т. д.
2 Александр Леонидович - Вишневский.
Датируется по связи с предыдущим письмом.
1 О. Л. Книппер исполняла роль Анны Map в пьесе Гауптмана "Одинокие". Старая госпожа Фокерат - действующее лицо той же пьесы. Занковская - персонаж из пьесы Немировича-Данченко "В мечтах".
Дата получения помечена неизвестным лицом.
1 "Настольная книга драматического артиста", о которой идет речь здесь и далее, - первые наброски будущей "системы" Станиславского.
2 Заза - действующее лицо в драме П. Бертана и Ш. Симона "Заза".
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
Написано на открытке, изображающей сцену из оперы Р. Вагнера "Летучий голландец" (поставлена в Байрете в дни традиционных вагнеровских торжеств). Рядом с подписью Станиславского подписи композитора С. Рахманинова, его жены Н. Рахманиновой, дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого, виолончелистов Р. Эрлиха и И. Штадлера, тромбониста Ив. Липаева, скрипача Большого театра И. Русса, балерины Большого театра Н. Галат и оперной певицы А. Марковой.
1 Александр Леонидович - Вишневский.
2 Володя - Владимир Сергеевич Алексеев.
3 Письмо к В. С. Алексееву не сохранилось.
4 Пьесы И. Н. Потапенко в МХТ не ставились.
Ответ на письмо А. П. Чехова от 18 июля 1902 г.
Дата устанавливается по репетициям "Власти тьмы" и по времени пребывания О. Л. Книппер в Ялте после болезни.
1 Работы по постройке театра выполнялись под руководством С. Т. Морозова и были осуществлены за несколько месяцев.
2 Чехов мечтал, чтобы в новом помещении Художественного театра была специальная комната для драматургов.
Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера ходили по ночлежкам".
1 Клавдий Николаевич - Сапунов (ум. в 1915 г.), художник-декоратор, в МХТ работал в 1902- 1903 гг. и с 1909 по 1915 г. Станиславский клеил макеты для пьесы Горького "На дне" вместе с Симовым и Сапуновым.
2 "Рассказы Горького разожгли нас, и нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция, в которой участвовали многие артисты театра, игравшие в пьесе, В. И. Немирович-Данченко, художник Симов, я и др. Под предводительством писателя Гиляровского, изучавшего жизнь босяков, был устроен обход Хитрова рынка...
Экскурсия на Хитров рынок лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила мою фантазию и творческое чувство. Теперь явилась натура, с которой можно лепить, живой материал для творчества людей и образов... Главный же результат экскурсии заключался в том, что она заставила меня почувствовать внутренний смысл пьесы" (Собр. соч., т. 1, стр. 256, 258).
3 Крестьянин Пирожков обычно привозил Алексеевых со станции Тарасовка в имение Любимовку.
1 1 октября 1902 г. Чехов писал Станиславскому: "Ничего подобного даже не снилось мне, ни о чем подобном я не мог подумать даже в шутку! ...О какой-либо перемене отношений к театру, вообще к делу, которое я люблю чуть ли не со дня рождения, не могло быть ни речи, ни мысли" (Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 356).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Дата устанавливается по фразе письма: "Возможно ли теперь, перед началом сезона и переходом в новый театр...".
Лапицкий (псевдоним - Михайлов) Иосиф Михайлович (ум. в 1944 г.) - режиссер оперного театра. В марте 1903 г. Лапицкий пытался поступить в Художественный театр. Для дебюта он выбрал заглавные роли в пьесах "Микаэль Крамер" и "Царь Федор Иоаннович". Дебют был закрытым, в спектаклях Художественного театра Лапицкий не играл. С 1906 по 1908 г.- режиссер Большого театра. С 1908 по 1911 г. ставил оперные спектакли в Перми, Самаре и т. д. В 1912 г. возглавил петербургский Театр музыкальной драмы. Под влиянием Художественного театра Лапицкий стремился к реалистическому решению оперного спектакля. После Великой Октябрьской социалистической революции работал режиссером в оперных театрах периферии. Заслуженный артист РСФСР.
Телеграмма послана в ночь на 19 декабря после премьеры "На дне".
1 О. Л. Книппер исполняла роль Насти.
Дата устанавливается по второму спектаклю "На дне", состоявшемуся 19 декабря 1902 г.
1 Станиславский писал так, имея в виду неудачное исполнение С. Н. Судьбининым роли Нила в "Мещанах".
2 Немирович-Данченко сообщал Чехову 13 декабря 1902 г.: "Для всей пьесы выработали мы тон новый для нашего театра - бодрый, быстрый, крепкий, не загромождающий пьесу лишними паузами и малоинтересными подробностями. Зато ответственности на актерах больше" ("Избранные письма", стр. 232).
3 С годами, как известно, Станиславский изменил свое отношение к H. E. Эфросу. После премьеры "На дне" Станиславский опасался, что театральные критики, H. E. Эфрос и другие, не оценят спектакля. Что касается H. E. Эфроса, то в корреспонденции "Из Москвы" о спектакле "На дне", напечатанной в журнале "Театр и искусство", No 1 за 1903 г., он заявлял, что лишь по недоразумению считается "в театральной Москве врагом Художественного театра".
В этой статье, высказывая отдельные критические замечания об исполнении роли Насти, H. E. Эфрос писал: "Госпожа Книппер вообще мастерица на характерные фигуры, умеет меняться почти до неузнаваемости. И замысел ее не банален, ясно стремление уйти подальше от дешевой идеализации погибшего создания".
В 1923 г. была издана монография Николая Эфроса: "На дне", пьеса М. Горького в постановке Художественного театра".
Дата помечена неизвестным лицом.
1 Станиславский имеет в виду театр Омона, на месте которого было выстроено новое (нынешнее) здание МХТ.
2 Николай Александрович - Попов, в 1902 г. был режиссером театра Василеостровского общества народных развлечений ("Василеостровский театр").
3 Гастроли МХТ в Петербурге состоялись в апреле 1903 г.
1 Станиславский в "Столпах общества" играл роль консула Берника; О. Л. Книппер репетировала и играла роль Лоны.
2 Пьеса Ибсена "Женщина с моря" ("Эллида") несколько раз включалась в репертуар МХТ, но поставлена не была.
3 Гостиница при мужском монастыре в обиходе называлась "Черниговской" (гостиница находилась недалеко от Троице-Сергиевской лавры).
1 Суворин добивался, чтобы пьеса "На дне" шла на сцене его театра. К Суворину, его театру и его газете "Новое время" Горький относился резко отрицательно. "...Между мною и Сувориным не может быть никаких соглашений... Пьесу мою театру, в котором ставят "Сон Услады", "Контрабандистов" и прочую мерзость,- на исключительных условиях - не дам. Дать так - все равно что пойти в сотрудники "Нового времени" ("Архив А. М. Горького", т. IV, письма к К. П. Пятницкому, М., Гослитиздат, 1954, стр. 120).
2 Станиславский был неверно информирован. Горький предоставил право постановки "На дне" в Петербурге Александрийскому театру, но императорскому театру запретили играть пьесы Горького.
3 Письмо С. А. Толстой о рассказе Л. Андреева "В тумане" было напечатано в суворинской газете "Новое время" 7 февраля 1903 г.
1 Видимо, речь идет о рецензии без подписи в газете "Новости дня" от 25 февраля 1903 г. (H. E. Эфрос был сотрудником газеты "Новости дня").
1 "Сегодня Симов поставил написанную заново декорацию для 1-го действия "Дяди Вани". Декорация очаровательная,- писал Чехову Немирович-Данченко.- Тот легкий, прозрачный сад поздней осени и та тишина, когда от малейшего ветерка падают отсохшие листья и когда слышно, как сухой листок падает на землю" ("Избранные письма", стр. 241).
Дата устанавливается по гастролям МХТ в Петербурге.
1 В это время проходили весенние экзамены в школе Художественного театра.
1 Гельцер Екатерина Васильевна - балерина Большого театра; народная артистка РСФСР. Тихомиров Василий Дмитриевич - артист балета и балетмейстер Большого театра; народный артист РСФСР.
2 По-видимому, у брата, Г. С. Алексеева, и его жены.
1 Константин Петрович - Пятницкий (1864-1938), один из основателей и управляющий издательством "Знание".
2 Тартаков Иоаким Викторович (1860-1923) - оперный певец (баритон), артист Мариинского театра.
3 Дмитриев (Шенберг Д. А.) - брат А. А. Санина, играл в Обществе искусства и литературы и в МХТ с 1901 по 1904 г.
4 Давыдов Владимир Николаевич (1849-1925) - выдающийся русский драматический актер. Народный артист республики.
5 Тихомиров Иоасаф Александрович - артист МХТ.
Год устанавливается по связи с предшествующими письмами.
1 Чехов, писавший в это время "Вишневый сад", отвечал Станиславскому: "Пьеса моя не готова, подвигается туговато, что объясняю я и леностью, и чудесной погодой, и трудностью сюжета. ...Пьесы своей я читать Вам не буду, ибо не умею читать; я только дам Вам прочесть - конечно, если она будет готова" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 121).
2 Свирель пастуха была введена в финал первого действия "Вишневого сада". Чехов согласился со Станиславским: "Ваш пастух [в Любимовке] играл хорошо. Это именно и нужно" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 177).
1 В Художественном театре решался вопрос о постановке пьесы С. А. Найденова "Деньги" (поставлена не была).
2 Володя - Сергеев Владимир Сергеевич, друг И. К. Алексеева. Впоследствии профессор Московского университета.
3 Смирнов Сергей Николаевич - преподаватель русского языка и литературы во 2-й гимназии; родственник К. С. Станиславского.
Дата устанавливается по репетициям "Юлия Цезаря". Послано в Ялту.
1 Вл. И. Немирович-Данченко ставил тогда "Юлия Цезаря", вовлекая в эту работу весь состав театра.
2 M. П. Лилина готовила роль Нины Заречной в "Чайке" (в связи с возобновлением спектакля). "В минуты поэтичного настроения в лунные ночи читала "Чайку",- писала она Чехову.- Знаю 1-й и 2-й акт и слегка почитывала 4-й. Но думаю, что двойкой подбородок и неимоверно толстые бока - непреодолимые преграды. Все-таки жду Вас, чтобы прочитать Вам свою роль, без этого не стану репетировать" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 237).
3 Остроумов А. А. - клиницист-терапевт, профессор Московского университета, лечивший А. П. Чехова.
4 В письме к Вл. И. Немировичу-Данченко от 22 августа 1903 г. Чехов писал: "Пьеса Найденова хороша, только нужно, чтобы главное действ[ующее] лицо - Купоросов был переделан в человека хорошего, ясного, более определенного, чтобы обстановка была поскромнее, без телефона и прочей пошлости (обстановка в пьесе возбуждает ожидания, которые не сбываются), и чтобы герои - Теплов и учительница в конце IV акта не говорили о деньгах и не писали писем. В обстановке скромной, не кричащей, не режущей глаз и ушей, в покойных, очень покойных, скромных тонах пьеса может пройти с большим успехом. Вот тебе краткое мнение о пьесе" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 126). Немирович-Данченко отвечал на это: "Ты предлагаешь Найденову слишком капитальную переделку" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 160).
1 Как известно из писем и мемуаров, работа Станиславского над ролью Брута была необычайно мучительной и напряженной.
Дата устанавливается по репетициям "Юлия Цезаря".
1 Письмо Чехова к Лилиной от 15 сентября 1903 г. опубликовано в Полн. собр. соч. и писем А. П. Чехова, т. XX, стр. 131-132.
2 Сцены в Сенате и на Форуме - наиболее ответственные в "Юлии Цезаре".
3 В Художественном театре с нетерпением и волнением ждали новую пьесу Чехова "Вишневый сад".
Год устанавливается по упоминанию роли Брута; месяц и число - по фразе: "Вчера... мы играли после долгого перерыва "Трех сестер" (этот спектакль состоялся 12 октября 1903 г.)
1 Крылов (псевдоним - Виктор Александров) Виктор Александрович (1838-1906) - драматург, переводчик, театральный рецензент. По количеству сочиненных пьес занимал одно из первых мест среди драматургов-ремесленников 90-х годов. Станиславский не раз говорил о вреде, который нанесла крыловская драматургия русскому театру.
2 Любошиц Семен Борисович - журналист, театральный критик, писавший в газете "Новости дня" под псевдонимами "бо", "-б-", "-бо" и др.
1 Речь идет о пьесе "Вишневый сад".
Дата устанавливается по связи с письмом Станиславского к Чехову от 3 ноября 1903 г. (No 170).
Датируется по почтовому штемпелю.
1 "Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины,- писала А. П. Чехову М. П. Лилина 11 ноября,- мне она показалась жизнерадостной, и даже на репетицию этой пьесы весело ездить, а сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила "Чайку", потом "Вишневый сад", и почему-то мне представилось, что "Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей; так мне все кажется!" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 238).
1 Чехов просил, чтобы роль Лопахина играл Станиславский: "Купца должен играть только Конст[антин] Серг[еевич]. Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать" (из письма к О. Л. Книппер от 28 октября 1903 г.; Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 167).
2 Роль Гаева принадлежала к лучшим сценическим созданиям Станиславского и исполнялась им в течение двадцати четырех лет. Последний раз Станиславский выступил в этой роли 6 июля 1928 г.
3 Манохин Н. Ф.- артист Большого театра, преподаватель танцев.
Дата устанавливается по упоминанию спектакля "Три сестры", шедшего 1 ноября 1903 г.
1 В 1903 г. МХТ возобновил спектакль "Одинокие" Г. Гауптмана. "Одинокие" шли в декорациях В. А. Симова.
2 Чехов ответил 5 ноября: "Дом должен быть большой, солидный; деревянный (вроде Аксаковского, который, кажется, известен С. Т. Морозову) или каменный, это все равно. Он очень стар и велик, дачники таких домов не нанимают; такие дома обыкновенно ломают и материал пускают на постройку дач. Мебель старинная, стильная, солидная; разорение и задолженность не коснулись обстановки" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 177).
3 Станиславский предполагал вести третий и четвертый акты в одной декорации. Чехов не возражал. Потом было решено, что четвертый акт пойдет в декорациях первого акта. При первом издании "Вишневого сада" А. П. Чехов зачеркнул ремарку, обозначавшую место действия: "Зала в нижнем этаже", и написал: "Декорация первого акта".
1 Фраза Кулыгина в первом акте "Трех сестер".
2 Сулержицкий - см. далее письма к Л. А. Сулержицкому.
1 В письме Чехова к Станиславскому от 30 октября 1903 г. говорилось: "Когда я писал Лопахина, то думалось мне, что это Ваша роль. Если она Вам почему-либо не улыбается, то возьмите Гаева. Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов, и мне вот казалось, что эта роль, центральная в пьесе, вышла бы у Вас блестяще" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 170).
2 Л. М. Леонидов вступил в труппу Художественного театра 18 февраля 1903 г. (до этого он был артистом театра Корша). 25 марта того же года Леонидов с большим успехом выступил в роли Васьки Пепла в "На дне", "Я старался,- рассказывал Л. М. Леонидов,- понять и почувствовать сущность спектаклей [MXT], мне хотелось разгадать секрет слаженности спектаклей, мне хотелось войти целиком в этот замечательный ансамбль" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 458).
"После одной из последних генеральных репетиций "Вишневого сада",- вспоминал Л. М. Леонидов,- зашел ко мне Антон Павлович. Я очень обрадовался. Предложил ему сесть. Сел. Молчит. Но по глазам видно, что доволен. И тихо, глядя поверх пенсне, баском: "Послушайте, теперь же совсем хорошо...". Я был очень счастлив, услышав его одобрение, тем более что на похвалу Антон Павлович был скуп" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 463).
3 Гастроли МХТ в Одессе в 1903 г. не состоялись.
1 Мамонтов (псевдоним - Матов) Сергей Саввич (1867-1915) - сын С. И. Мамонтова, литератор, сотрудник журнала "Русский артист" (1907- 1909). Написал предисловие к рукописи Станиславского, появившейся в "Русском артисте" под названием "Художественный театр. Начало сезона. Записки К. С. Станиславского" (1907 г., No 9, 12-13, 1908 г., No 1 и 11).
2 Сапожников Владимир Григорьевич - фабрикант, двоюродный брат Станиславского.
3 "Дуня и Епиходов при Лопахине стоят, но не сидят,- пояснил Чехов.- Лопахин ведь держится свободно, барином, говорит прислуге ты, а она ему - вы" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 181).
Дата устанавливается по упоминанию спектакля "Столпы общества"; он шел 7 ноября 1903 г.
1 Дорошевич Влас Михайлович (1864-1922) - журналист, работал в редакции газеты "Русское слово".
"Русский листок" - реакционная газета из так называемой "мелкой прессы".
2 "Станиславский будет очень хороший и оригинальный Гаев", - писал. Чехов О. Л. Книппер 30 сентября 1903 г. (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 169).
3 Муратова Елена Павловна (1874-1921) - артистка МХТ с 1901 г. до конца жизни; первая исполнительница роли Шарлотты.
4 Дарский M. E. - см. о нем в письмах No 56 и 57 и прим. к ним.
5 Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945) - художник, член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1895 по 1918 г.). Написал портрет А. Р. Артема и подарил его Художественному театру.
1 Возобновление "Одиноких" с В. И. Качаловым в роли Иоганнеса было крупным событием в жизни Художественного театра.
2 Режиссерский план "Вишневого сада", написанный Станиславским, хранится в Музее МХАТ (архив КС).
1 10 ноября 1903 г. Чехов писал Станиславскому: "Вообще, пожалуйста, насчет декораций не стесняйтесь, я подчиняюсь Вам, изумляюсь и обыкновенно сижу у Вас в театре разинув рот. Тут и разговоров быть не может; что Вы ни сделаете, все будет прекрасно, во сто раз лучше всего того, что я мог бы придумать" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 180-181).
2 В. И. Качалов репетировал и играл роль Пети Трофимова.
3 До того как А. Р. Артем создал оригинальный и верный образ старого лакея Фирса в "Вишневом саде", он на репетициях невольно повторял краски ранее сыгранной роли древнего старца Курюкова из спектакля "Царь Федор Иоаннович".
1 "Если поезд можно показать без шума, без единого звука, то - валяйте",- соглашался Чехов в письме от 23 ноября 1903 г. (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 190). В спектакле этой постановочной детали не было.
2 "Дорогой Константин Сергеевич, сенокос бывает обыкновенно 20- 25 июня, в это время коростель, кажется, уже не кричит, лягушки тоже уже умолкают к этому времени. Кричит только иволга",- отвечал Чехов (там же, стр. 189).
Год устанавливается по упоминанию "Вишневого сада", число и месяц - по спектаклю "Дядя Ваня", который шел 23 ноября 1903 г.
1 Веселовский Алексей Николаевич (1843-1918) - профессор, историк литературы; В. В. Лужский делал профессора Серебрякова в "Дяде Ване" несколько похожим на Веселовского.
1 Еще не видев Станиславского в роли Брута, В. В. Котляревская писала ему: "Вы играете в тех тонах и теми приемами, которыми будут играть, но которыми пока играете Вы один, первый: пройдет 20 лет, и все заиграют по-Вашему, а теперь это ново, чуждо и непонятно... Вы прокладываете новую дорогу (м. б., иногда оступаясь и спотыкаясь)... Вам суждено в каждом Вашем новом шаге вперед быть временно не понятым" (Музей МХАТ, архив КС).
2 Чехов спорил с театром о трактовке пьесы: "С чем он [А. П. Чехов] до самой смерти примириться не мог,- писал Станиславский,- это с тем, что его "Три сестры", а впоследствии "Вишневый сад" - тяжелая драма русской жизни. Он был искренно убежден, что это была веселая комедия, почти водевиль" ("А. П. Чехов в Художественном театре", Собр. соч., т. 5, стр. 348-349).
После просмотренных репетиций, накануне премьеры, Чехов писал: "Пьеса моя пойдет, кажется, 17 января: успеха особенного не жду, дело идет вяло". Так воспринимал автор еще не готовый спектакль, который стал одним из лучших созданий Художественного театра.
"Антон Павлович умер, так и не дождавшись настоящего успеха, своего последнего благоуханного произведения",- сожалел К. С. Станиславский.
3 В газетах появились статьи, в которых пересматривалась первоначальная отрицательная оценка исполнения Станиславским роли Брута; так, например, Матов (С. С. Мамонтов) писал: "Теперь... Станиславский играет Брута во всеоружии своего недюжинного ума и дарования, и играет превосходно. О созданном им образе Брута прежде всего надо сказать знаменательными словами его врага - "это был человек!" ("Русское слово" от 27 октября 1903 г.).
Положительный отзыв Валерия Лясковского появился в "Русском слове" 11 декабря 1903 г.
Глубже всех проник в замысел Станиславского Л. А. Сулержицкий: "Вы, Вашей игрой, превратили эту прекрасную, но холодную античную статую в живого человека, облекли его в плоть и кровь, согрели его страданием и заставили его сойти со своего недосягаемого каменного пьедестала в сердца людей. Вы сделали его достоянием жизни... Пишу это не Алексееву, которого совсем не знаю, пишу не как знакомый, а как зритель, которому хочется слиться с актером... Пишу тому Станиславскому, который уже не раз поддерживал и укреплял людей в вере в "человека" (Музей МХАТ, архив КС).
Через несколько дней, 17 ноября 1903 г., посмотрев еще раз спектакль, Сулержицкий писал: "Прекрасно и прекрасно... Не верьте, дорогой К. С., никому, кто не в восторге от исполнения Брута... Эту игру, Вашего Брута, люди не успевают оценить в театре. Там слишком много блеску, света, "настоящего Рима", слишком много шума и движения, увлекательного, красивого движения, за что великое спасибо Владимиру Ивановичу; но когда человек придет домой и будет ложиться спать, тогда только выплывет у него... Брут, трогательный, чистый Брут. Он не даст покоя и будет живым упреком для совести всякого... А сбило Вас то, что ожидали большего одобрения... А то иногда чувствуется, что Вы не то что робеете, а не доверяете себе. Этого у Вас в Бруте не должно быть!" (там же).
В 1943 г., возвращаясь к воспоминаниям о "Юлии Цезаре", Немирович-Данченко говорил: "В то время как все другие исполнители от спектакля к спектаклю становились трафаретнее, ограничиваясь нажитой техникой, он, Константин Сергеевич, наоборот, как бы старался преодолеть неуспех и продолжал работать..." (Из дневника О. С. Бокшанской. Музей МХАТ, архив Н-Д).
Дата устанавливается по связи с письмом к И. А. Тихомирову от 16 февраля 1904 г., по словам "завтра, в пятницу" и по времени пребывания А. П. Чехова в Москве.
1 О том, как К. С. Станиславский представлял себе организацию филиальных отделений МХТ в провинции, рассказывает С. А. Попов: "Мне хочется,- говорил К. С. Станиславский,- по крайней мере для начала, хоть в некоторых больших городах устроить театры наподобие нашего Художественного.
Будем дело развивать постепенно. Надо создать целый ряд как бы отдельных трупп с репертуаром в восемь-десять пьес, с полной обстановкой и со штатом необходимых работников. Сообразно количеству трупп арендуются в стольких же городах театры. Каждая труппа играет в городе один месяц, после чего переезжает в другой город, ее заменяет другая труппа, со своим репертуаром и так далее. В Москве будет, конечно центр, где все это будет готовиться... Надо будет создать со временем... ну, скажем, так: "Всероссийское общество провинциальных антреприз". Построить здание с театром, с отдельными помещениями с малыми сценами для работы каждой отдельной труппы, с гостиницей для артистов, там же завести собственные костюмерные и бутафорские мастерские" (сб. "О Станиславском", стр. 337-338).
1 ...Ваше дело - театр Народного дома в Нижнем Новгороде, который открылся по инициативе А. М. Горького в декабре 1903 г. на одной из рабочих окраин города. Народный дом в Нижнем Новгороде был построен в 1903 г. архитектором П. П. Малиновским. А. М. Горький принимал активное участие в сборе средств. В сентябре 1903 г. он писал Е. П. Пешковой: "Нар[одный] дом. Мы его не хотим сдавать Басманову, а думаем образовать паевую компанию, составить труппу и - ставить пьесы. Мы - это я, Чириков, Малиновские, Михельсон, Нейгардт - думаем пригласить в пайщики Шаляпина, Мороз[ова], Алексеева, Панину. Артистов, полагаю, найдет Тихомиров и Андреева" (Собр. соч. и писем, т. 28, стр. 287). Об этом же Горький писал 20 октября 1903 г. К. П. Пятницкому: "В Народном доме мы устраиваем театр: мы - С. Морозов, Шаляпин, Станиславский, Тихомиров, я с женой, Малиновский и прочая - даже Бунин и Андреев. Тихомиров взял из театра отпуск на год и будет режиссером" (там же, стр. 290).
Труппу составили актеры-профессионалы, ученики школы МХТ и др. Намеченный репертуар был сильно урезан цензурой. Ни одна из пьес Горького не была разрешена, в то время как Городск