Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен, Страница 23

Забелин Иван Егорович - История русской жизни с древнейших времен


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

p;    79) На Киммерийском Воспоре в IV веке Пантикапея (Керчь) называлась матерью всех городов Восдорских. Очевидно, что ж матерь - Киев происходит из тех же античных идей о старшинстве и преобладании древних торговых городов. По Страбону, Пантикапея была матерью европейских Воспорских городов, а Фанагория почиталась матерью азиатских городов. Кеппена: Древности северного берега Понта, М. 1828, стр. 41.
   80) Св. Димитрий Солунский почитался заступником и покровителем Греков в их войнах с позднейшими варварами, с Аварами и Болгарами. Ж. М. Н. П. 1875, февраль, 434.
   81) Вестник Европы 1829 г., No 23, стр. 163.
   82) М. Дринов: Южные Славяне и Византия в X веке, в Чтениях Общ. И. и Др. Р. 1875, кн. 3, стр. 12.
   83) Переволок, волок необходимо должны обозначать судовой колесный путь, на котором, если это была торная дорога, мог существовать даже и наемный извоз. См. Примеч. 177. В XIV в. митроп. Пимин переправился таким образом на колесах из Рязанских рек к Донкову на Дон. Донские казаки также переволакивали из Дона в Волгу, из Иловли в Камышинку.
   84) Покойный Гедеонов (Варяги и Русь, стр. 286 - 289) насчитывает 15, разделяя одно имя на двое. Из 15 семь он относит к Славянским, 3 к Германо-Скандинавским, одно, Карлы, находит сходным с тюркским (напр. Карлай), остальные 4 относит к сомнительным. Относительно имени Карлы заметим, что в Померанских именах существует Carlitz;. Из сомнительных Рулав объясняется Помер. Rulow, Rullewitz; Рюар - Reier. Roerke, Rohr. - Объясненное из Славянского Карин, Карн, потверждается Помер. Carnitz, Karnkevitz. Фарлоф, может быть, - Bartlaff, Литовское - Бартлавки 35 в. к С.-З. от Шавлей, См. примечание 94.
   85) Так мы читаем эту довольно темную статью договора. Нам кажется, что в ней необходимо отделить заглавие от самого текста. "О(т) взимающих куплю Руси о(т) различных ходящих в Греки и удолжающих". Эту речь мы почитаем заглавием, ибо и некоторые предыдущие статьи тоже обозначены подобным же заглавием. Затем в словах: "Аще злодей взвратится в Русь" - предполагаем вероятный пропуск частицы не, не взвратится, что вполне объясняется смыслом всей статьи.
   86) Можем это заключать на основании замечаний академика Срезневского, см. Известия Имп. Академии Наук, т. III, стр. 259.
   87) См. в Кормчей Закона Градского, грань 34, число 10. об освобождаемых рабах.
   88) Шлецера Нестор, II, 785.
   89) Устюжский Летописец М. 1781, стр. 9 и 10, отмечает, что Олег, по возвращении из Цареградского похода, "иде к Новугороду, оттуде в Ладогу... и есть могила его в Ладозе". Быть может в Ладоге существовала некогда могила с именем Олеговой. к которой Летописец и присвоил смерть Олега Вещого. У Владимира был боярин Олг, см. стр. 404.
   90) Примечательно, что князья, носившие имя Игоря, были также Гориславичами, как и их старый предок. Игорь Ольгович убит Киевлянами: Игорь Святославич попал в плен к Половцам и воспет в известном Слове; Игорь Глебович (из Рязанских) также был пленен Всеволодом Суздальским.
   91) Стр. 137. Сума: Историч. Рассуждение о Пацинаках или Печенегах, в Чтениях Общ. И. и Др. Р. 1846 г., No 1. Смесь, 19. Припомним имена Русских мест Которосль. Катагощ и т. п.
   91) Стр. 141. - См. примечание 3.
   92) Шлецера Нестор Ш, 43.
   93) Там же стр. 44.
   94) Это число городов мы получаем при следующем распределении имен:
  
   Обчги (Послы):
   От кого:
   Купцы:
   1) Ивор
   Игорев..........
   Адунь.
   2) Вуефаст.......
   Святославль, сын Игорев.
   Адулб, Адулоб.
   3) Искусеви........
   Ольги княгини.......
   Иггивлад, Ангивлад.
   4) Слуды.........
   Игорев, нетий Игорев.
   Олег.
   5) Улеб........
   Володиславль........
   Фрутан.
   6) Каницар.......
   Передсиавин.......
   Гомол No6*).
   7) Шихберн,Шигоберн
   Сфандр, жены Улебле.
   Куцп.
   8) Прастен......
   Турдуви, Туродувн ....
   Емиг
   9) Либиар........
   Фастов.........
   Турбид, Турбрид.
   10) Грим........
   Сфирьков.........
   Фурстен. 14, 11, 19, 8.
   11) Прастен.......
   Якун (ь), нетий Игорев.
   Бруны.
   12) Кары.........
   Тудков, Студков....
   Роалд, Родоалд, Лоард.
   13).............
   Каршев...........
   Гунастр.
   14).............
   Турдов...........
   Фрастен. No 11, 19.
   15)............
   Егриев...........
   Игелдь, Ингелдь, Игерд.
   16).............
   Лисков, Влисков ....
   Турберн, и другик.
   17) Воист........
   Воиков...........
   (Улеб) Турберн.
   18) Истр.........
   Аминодов.........
   Моны.
   19) Прастен.......
   Бернов..........
   Руалд.
   20) Явтяг.........
   Гунарев..........
   Свень.
   21] Шибрид.......
   Алдань...........
   Стир.
   22) Кол..........
   Клеков..........
   Алдан.
   28) Стеггп.........
   Етонов..........
   Тилий, Тилена, Телина.
   29) Сфирка..........
   Пубьксарь, Пупсарь,
   Апубкарь. No 6.
   25) Алвад.........
   Гудов...........
   Свень.
   26) Фудри, Фруди.....
   Туадов, Тулдов, Тулбов
   Вузлев.
   27) Мутур.........
   Утин............
   Синко, Исинько.
   Боричь, Бирич.
  
  
  
   *) После слова "Гомол" рукою автора приписано: No 6. У следующих имен цифры приписаны тою же рукой, кроме того, все слова на ов подчеркнуты. Ред.
  
   Очень многие из этих имен ближе всего поясняются именами мест, Вендскими и Литовскими. Для сравнения и дополнения к объяснениям Покойного Гедеонова (Варяги и Русь стр. 286 - 305) приводим подобные имена, сколько успели собрать, пользуясь только картами Оппермана и Шуберта. Вендские имена см. нашей Истории ч:. I, стр. 657 - 673:
   1) Адунь - Венд. Dunow, Dunnow, Oddon.
   2) Вуефаст сравним с Вихваст сел. к С. В. от Седнева, Черн. Г.; также с фамял. Буйхвост (как Буйнос). В Литовской стороне много составных имен с Буй и Вой. - Адулб - Дульбы, Дыльбины к С. от Шавлей; Дулабис к С.З. от Ковно.
   3) Очень невнятное имя Искусеви весьма достаточно поясняется Вендскими Cussow, Kussow, Kussitz. Куссы к С.З. от Тельшей.
   4) Слуды, кроме русских мест - Слуды Новг. и Слудовы Киев. и мног. др. имеет сходное и Вендское Slutowe.
   5) Улеб - Лнтовск. Улбены 60 в. к ЮЗ. от Вильны.
   6) Канидар - Konitz, Kannen, Cannin. - Гомол - Лит. Гомале 30 в. к Ю. от Тельшей.
   7) Сфандр, женское равняется имени Швендра, сел. в 15 верст. к западу от города Россиен, который по всем вероятиям должен почитаться городом Руси принемонской. - Ших-Шигоберн Литов. Жиги и Берн, см. No 19.
   Куци - Венд. Cutze, Cutzow, Cutzglow; Литовск. Коцие, Коуцов, Куцевиче, Куцишки, Кудки и пр. Ков., Вил. и Гродн. губерн.
   8) Прастен - Prust, Preest, Pristke, Pristow. - Престовяны к З. от Поневежа. - Stenscke. - Турдуви - Венд. Turtzke. Мерянские места Турдиево, Турдиевы враги; Турдей, между р. Непрядвою и Мечею, выше Ефремова и др. Доселе существует Туртова могила, курган в 18 верст. к 3. от Триполья. - Емиг - Литов. Мегяны в 40 в. к ЮЗ. от Поневежа.
   9) Либиар - Libits, Libitz, Libiantz. - Фастов - Wastke, Pastis, Pastlow; Хвастейки в 10 в. к С. от Гродно. - Турбид сравн. Литов. Буй-Вид. Турбрид - Литов. Бридзье, Брыды, 12 в. к Ю. от Шавлей.
   10) Грим - Grimme. Grummentz. Сфирков - кроме многих русских и литовских имен Свирь, Свирны, Свиранки, Свирконты и т. п. Венд. Swirse, Swirnitz.
   11) Акун. Якун - в Литве: Якун: Якунка верст 40 в 3. от Словенска на Немонской Березине; Якунцы в 20 в. к С. от Вилькомира. - Бруны - Венд. Вrunn, Brunne, Brunow, и др. Бруновишки в 60 в. к С. от Поневежа.
   12) Кары - Венд. Carow. Carritz. - Тудков - русские имена Туд, Тудор, Литов. Тударево 20 в. к В. от Новогрудка Гродн. губ.
   13) Каршев - Karsibor. 14 См:. No 8.
   15) Егриев - река Ейгра, текущая в один из притоков Нижнего Немона. - Игерд - Эгирды 40 в. к Ю. от Ошмян; - Вильгердайце в 40 в. к 3. от Поневежа; Гердувяны 20 в. к В. от Мемеля; Гиердовки 12 в. к С. от Новогрудка Гродн. губ.; Ейгерданцы 60 в. к 3. от Вильны: Оргирданы 35 в. к СВ. от Вильны.
   16) Лисков, кроме многих Русских имен, Венд. Liskow. Влисковъ - Bliskow.
   17) Воист - Воистом сел. Виленск. г. в 20 в. к 3. от Вк­лейки, Войстовиче верстахъ в 10 к СЗ. от Словенска на Березине.
   18) Истр - Литов. имена Геистры в 20 в. к ЮВ. от Словики на Шешупе. Поистра в 15 в. к С. от Поневежа. - Аминодов, Яминдов - Литов. Ямонты верст 12 к Ю. от Тельшей; Поямонтцы еще южнее в. 25; и еще южнее 25 в. Ямонты и Словошишки; Ямонты 20 в. к Ю. от гор. Лиды Гродн. 176.; Ямонты в 20 в. к В. от Куриш-гафа. - Моны - Венд. Morric, Monnekevitz, Monchow. Литов. Монче.
   19) Берновъ - Литов. Бернюны, Берноты, Бернатана около гор. Поневеж Берничево 20 в. к С. от Новогрудка. и мн. др. Венд. Berneckow, Bernikow.
   20) Явтяг - Литов. Явтаки 35 в. к С. от Тельшей. - Свень - Swine, Swinge, Zwine. - Литов. Посвинги 8 в. къ СВ. отъ Тельшей.
   21) Шибрид - Жибарты 35 в. к 3. от Новогрудка Гродн. губ.; Жиберы см. No 9. - Алдан - Eldena, Eldenow, Laddin, Ladentin. - Cтир - Литов. Стырбе. Стырбайце. Стырпейки, Стер-озеро.
   22) Коль, кроме русскихъ имен, напр. Киев. Коль Серебряный и пр. Коловичи близ Вилейки. Вендск. Kolove. - Клеков - Клеков-скал Белозерская волость. Венд. Cluckow. Литов. Клюковичи. Клековский стан, Влад. уезда.
   23) Стегги - Венд. Stegelitz, Stengow. Литов. Стегвилы к 3. от Россиен 35 в.: Стегвиля к С. от Поневежа верст 50. - Етоновъ - Венд. Tonnitz. Tonnebur. - Тилий. Телина. - Tilsan. Tellin, Tellendin.
   24) Пубьксарь и пр. - Венд. Bubkevitz; Литов. Пупкаим, Пупине. Пунше, Бубы, и др.: Русек. Пупка у рр. Рясъ и Воронежа и др. Белоозер.
   25) Гудов - Венд. Gudose, Guddentin. Литов. Гуды. Гудда, Гудалесъ, Гудзи, Гуделле, Гудайце.
   26) Фудри - Литов. Будри, Будре, Будры, Будришки. - Тулбов - Лит. Толбей, Дылбы. - Вузлев - Венд. Wustlaff, Русск. Возлебы у Рязан. Скопина.
   27) Мутур - Венд. Mutrnow, Muttrin. - Исинько - Венд. Isigen. - Борич - Венд. Boriz.
   Из Олеговых послов таким же образом поясняются кроме указанных в примеч. 84. - Труан - Литов. Трион в 30 в. к С. от Рагнита; Труйки {Против этого слова автором приписано: troie. Ред.} к З. от Тельшей: Троянишки в 35 в. к С. от Поневежа. Актеву можно сравнить с Тактау (Тактав) сел. на южном берегу Куриш-гафа. который некогда прозывался Русским морем (далее автором прибавлено: а земля рус­ская).
   Другие имена: Аскольд, кроме Соколды, Исколда, стр. 54, 56, находим Аскилды в 40 в. к СЗ. от Вилькомира (карта Оппермана); Асмуд - Асмутеи; см. примеч. 102; Икмор - Ихмарь из страны Мери, где на ЮВ. Ростовского озера есть речка и место Ихмарь и возле место Россыня (см. Меряне гр. Уварова стр. 31), сравн. также Литовск. Жижморы от Вильны к СЗ. верстах в 50. Можно сравнить и Сенеуса с Сенунусом сел. в 10 в. к 3. от Ковно; как и Трувора с Турбором у балт. Славян (г. Первольфа Германизац³я 144), а равно и Рюрика с Реришки сел. 60 в. к ЮЗ. от Вильны. Припомним сел. Игорь в 45 в. к СЗ. от Тельшей и т. п. Имя порога Геландри также находить свои корни в Литовских именах, напр. Гелендзяны 15 в. к З. от Тельшей, и имена Бендры, Гедры, Аудра, Индрун и т. п., указывающ³я на форму окончан³я Геландри {Здесь рукою автора прибавлено: Голендры у Владим³ра Волынского. Ред.}. Самые заведомо германо-скандинавские имена, если они попадаются и на Балт³йском-Славянском поморье, тоже могут служить доказательством, что они принесены к нам Варягами-Славянами же, но не Скандинавами. И вообще только после внимательного сличения древних русских имен с вендскими и литовскими местными именами, возможно будет судить и о том, сколько в них останется скандинавского. И здесь уже мы видим, что литовские имена ближе объясняют древне-русские. Это однако не значит, что в первых русских дружинах господствовали Литовцы, ибо балтийские Велеты-Лютичи, по словам Шафарика (т. 2, кн. 3. стр. 182), сами должны были выйти откуда-либо из Виленского края. По Птолемею они сидели в устьях Немона и по Шафарику (там же стр. 186-192) их учреждения, обычаи, наречие, религия носят явные следы литовщины, дышут литовщиной несравненно больше, чем у остальных Славян. Таким образом Русь Ругенская и Русь Немонская вернее всего укажут настоящую родину наших русских Варягов. Если мы припомним, что было говорено, стр. 23-40, о древнейших торговых связях Немонского угла по Днепру с Черным морем, то вероятность о Вендо-Велетском происхождении Руси или древних Роксолан получит ту основательность, какой другие предположения никогда иметь не будут.
   95) Можно с большою вероятностью предполагать, что эти посольские и купеческие печати суть те золотые и серебряные монеты или вернее медали, которые в разное время и в разных местах были находимы не один раз. На них с одной стороны изображается князь, сидящий на престоле и надпись: Владимир, Ярослав и т. п. на столе; а на обороте особая фигура и продолжение надписи: а се его злато или а се его сребро. Слова надписи не всегда переносятся одинаково. Смысл надписи больше всего указывает на княжеский документ, чем на монету, и можно полагать, что такое сребро раздавалось всем купцам и гостям для безопасного торга повсюду в своей стране, как равно и в чужих землях, и если Русь ручалась за этих людей своею печатью, то становится очень понятным, почему она не прощала напр. убийства подобного лица и поднималась за это войною, как было при Аскольде и при Ярославле, в самом начале и в конце Варяжского периода Русской Истории. По вычислению веса, г. Прозоровский (Монета и вес в России, стр. 558) находит, что эти медали (серебряные) суть резаны, древняя русская монета; они же равнялись римскому денару. стр. 556, который у византийцев был равен милиарезию. Можно полагать, что имя нашей резаны произошло от этого милиарезия. Быть может самые милиарезии и прозывались у нас резанами См. примеч. 113,
   96) О местоположении Черной Булгарии мнения различны. Бутков (Оборона Несторовой Летописи. стр. 21 и 267) едва ли не первый стал доказывать, что она существовала на Кубани, на Таманском полуострове. В последнее время г. Иловайский на этом утвердил свои разыскания о происхождении Руси. По нашим соображениям. ч. I, 466, Великая, старшая, древняя, независимая Булгария находилась на нижнем Днепре, на тех самых местах, которыми в последствии владели Запорожцы. Черная в этнографическом языке древности значит зависимая, податная, какою Грекам представлялась Булгария Дунайская, младшая по своему происхождению, и как земля, покоренная пришедшими Булгарами. Сравн. Слав. Древности Шафарика, т. II, кн. II, стр. 188.
   97) Нестор Шлецера III, 70. Древнейшее Русское Право, Эверса, 141. "Морские разбойники, Норманны, и от Русских Варегиями названы", говорит Байер. Его мысль о разбойности первой Руси безотчетно повторяется на все лады даже и до настоящего времени.
   98) Каспий, стр. 495.
   99) Каспий, стр. 512.
   100) Могила Игоря "существует и поныне в 5 верстах от местечка Искорости, по левой стороне тракта из Овруча". Геогр.-Стат. Словарь г. Семенова II, 366.
   101) См. выше стр. 138 - 139.
   102) Для объяснения имени Асмуда-Асмольда существует имя сел. Асмутеи в 40 верстах к Ю. от Россиен (Ковенск. губ. верстах в 10 от Немона и в 25 в. к В. от Словики). Сравн. также Есмонты в 15 в. к В. от Гродно, и Ясмунт полуостров на Ругене.
   103) А. Котляревскаго: О погребальных обычаях языческих Славян. М. 1868. стр. 115-117.
   104) Такою же хитростью, птицами, даже собаками брали города Александр Македонский и Богдадский Эмир Ибн-Хосров (X. в.)? см. Ж. М. Н. Пр. 1875, февраль, 403, 404, статья г. Васильевского: Варяго-русская дружина и пр. Примечательно, что эти древние восточные басни рассказывались в конце X века в Армении, где тогда стоял русский отряд, присланный Владимиром на помощь Грекам. Оттуда, или прямо от Русских, они могли попасть и в Гаральдову Исландскуто сагу.
   105) Летописец Переяславский во Временнике Общ. II. и Др. Р. кн. IX, стр. 12.
   106) Костомарова: Предания Русской Летописи. в Вестнике Европы, февраль, 1873, стр. 605.
   107) Нашей Истории ч. 1, 524.
   108) С древних времен Византийским императорам, при вступлении на престол, все области царства подносили золотые венцы, украшенные драгоценными каменьями. Такие же венды подносимы были и по случаю одержанных побед. См. Византийские Историки. Дексипп и пр., перев. С. Дестуниса. Спб. 1860, стр. 103, 115. См. примеч. 131.
   109) Шлецера Нестор III, 398. Беляева: Русь в первые сто лет, во Временнbке Общ. И. и Др. кн. 15, стр. 146 и след.
   110) Шлецера Неcтор Ш, 404.
   111) Кедрина: Деяний церковных и гражданских, М. 1820, ч. 2, стр. 93.
   112) Вестник Европы 1829, No 23.
   113) Милиарезий - серебряная монета, которой чеканилось 60 из фунта серебра. Д. Прозоровскаго: Монета и вес в России. в Записках Имп. Археол. Общества, т. XII, стр. 548. По свидетельству Антониева Пажшника, конца XII стол., в Софийском Цареградском храме сохранялось "блюдо велико злато служебное Олгы Русской, когда взяла дань, ходивши ко Царюграду... Во блюде же Олжин камень драгий, на том же камени написан Христос, ж от того Христа емлют печати людие на все добро: у того же блюда все по верхови жемчюгом учинено". Путешествие Новг. архиеп. Антония в Царьград, П. Савваитова, Спб. 1872, 68 - 69. Можно полагать. что Ольга поднесенное ей блюдо тогда же положила в храм, быт может на поминовение о здравии.
   114) Мудрость или хитрый ум Ольги народные сказания славят в рассказах, как ею прельстилися сначала, еще во время ее девичества, Игорь, а потом в Цареграде сам Греческий царь. Последний, видев ее красоту и разум, сказал ей в беседе: "Подобает тебе царствовать в этом граде с нами". Ольга уразумела, чего желает царь, и ответила: "Я ведь язычница. Если хочешь, то крести меня сам, иначе не крещуся". Царь и с патриархом окрестили ее, после чего царь позвал ее в Палаты, объявил ей, что хочет взять ее себе в жены. "Как же хочешь ты меня взять, ведь ты крестил меня и нарек дочерью, а у христиан такого закона нет, ответила Ольга. "Переклюкала (перехитрила) ты меня, Ольга!" воскликнул недогадливый царь.
   115) Святославовы обычаи прямо переносят нас в быт кочевников, какими обыкновенно представляются напр. Роксоланы и Унны. Военные дружины, которых только и знали древние писатели, конечно, всегда в их глазах являлись кочевниками и потому Святослав необходимо должен быть причислен к таким же кочевникам, каким был и Аттила. Византийцы и в IX в. пиcали, что Русь народ кочевой. Нашей Истории ч. 1, 498. Это вообще служит указанием, к каким кочевникам мы должны причислять и древних Роксолан, прародителей Руси IX века.
   116) А. Гаркави: Сказания муcульманских писателей о Славянах и Русских. Спб. 1870. стр. 218, 282.
   117) История Льва Диакона Калойского, Спб. 1820, стр. 39. Русский Исторический Сборник т. VI, Черткова: Описание похода В. К. Святослава на Болгар и Греков, стр. 336.
   118) Число войска у Византийцев явно преувеличено. См. об этом очень верные замечания Гильфердинга, сочинения т. 1, стр. 141, прим. 3; и Черткова в его описании похода стр. 238 и др. Должно вообще придерживаться летописной цифры, 10,000, что по Русским понятиям означало тьму, то есть такое же множество, как по греческим сто тысяч.
   119) В Болгарии существовало две Преславы, Великая и Малая. Великая (древний Маркианополь) была столицею и находилась на месте нынешнего селения Эски-Стамбул, верстах в 15 прямо к северу от Шумлы. Малая или как указывает и г. Дринов (Чтения О. И. и Др. Р. 1875 кн. 3, стр. 95), то есть Русский Переяслав, по всему вероятию, теперешнее селение Преслав, вблизи Тульчи, несколько ниже ее по течению южного, или Георгиевского гирла. Вблизи селения видны развалины старого города. Селение расположено под горою Бег-Тепе, Бештепе, на мысу, который образуется небольшою речкою, текущею по северозападной стороне и гирлом, которое направляется мимо взгорья к юго-востоку. За горою к югу находится обширный Лиман Разим, Rassein по Францусской карте Турции M. Lapie, Paris 1822; по нашим картам Разельм, древн. Halmyris. Местоположение города было господствующее над всею дельтою Дуная, который недалеко отсюда, между Тулчею и Измаилом, распределяется на многие протоки и образует потом три гирла, Килийское на Севере, Сулинское в средине и Георгиевское на юге, и одним протоком, Дунавцом, соединяется с Лиманом Каззет, выводя из него в море особые гирла меньшей величины.
   120) Собрание сочинений Гильфердинга т. I, 143.
   121) Опыт Истории Рос. Госуд. и Гражд. Законов, А. Рейца. М. 1836, стр. 10, 11, 20, 25, 38, 48, 49 и др.
   122) М. Дринова: Южные Славяне в Чтениях О. И. и Д. Р., 1875, кн. III, стр. 100.
   123) Шлецера Нестор III, 572.
   124) Белова: Борьба В. К. Святоcлава с имп. Иоанном Цимисхием в Ж. М. Н. Пр. Декабрь 1873. Черткова: Описание Похода в Русском Историч. Сборнике, т. VI. Гильфердинга Сочинения т. I.
   125) Оценку подобных свидетельств см. у Черткова. Гильфердинга и г. Белова.
   126) Кедрина: Деяния церковные и гражданские, ч. III, 111, 118 - Черткова: Описание похода, 237.
   127) Лев Дьякон, стр. 86. Число, конечно, опять преувеличено, см. у Черткова: Рус. Истор. Сборник VI, 342 и след.
   128) После речи: "и взвратися в Переяславец (мало не дойдя Царяграда) c похвалою великою". Затем идет рассказ уже о делах под Доростолом: "Видев же мало дружины... посла слыко цареви в Дереветр..." Полное Собрание Летописей I, 30; у Черткова, 262.
   129) Шлецера Нестор III, 609, 610, 612, 616.
   130) Кедрина Деяния II, 118.
   131) Лев Дьякон 98, Кедрин II, 120. См. примечание 108.
   132) Свентельда должно отличать от Сфенкела, о котором пишут Греки и который погиб в одной из битв, стр. 228-230. Г. Белов (Ж. М. Н. П. 1873 г. Декабрь 179, 183) полагает, что Сфенкел и Свентельд одно лицо и потому свидетельство Льва Дьякона и Кедрина о смерти Сфенкела почитает вымыслом. Но одного сходства имени еще недостаточно для утверждения этой истины. Сфенкел, как говорит Лев Дьякон, занимал третье место после Святослава, а первое принадлежало Икмору, тоже погибшему в битве. По всему вероятью второе место и занимал Свентельд, явившийся на первом месте по окончании войны и занявший это место даже и в писаном договоре. Для имени Сфенкел существует пояснительное имя: Свенковичи на Десне.
   133) Полн. Собр. Летописей I, 31. Кедрина Деяния II. 120.
   134) Кедрина Деяния II, 129; Лев Дьякон 107.
   135) Летописец Переяславский во Временнике Общ. И. и Др. Р., кн. 9, стр. 15.
   136) Котляревского: Книга о Древностях и Истории Поморских Славян, 90.
   137) Соловьева: История России - I, 149. 150.
   138) "Обрывся на Дорогожичи, межю Дорогожичем и Капичем, и есть ров и до сего дне". Лаврент. 32. См. Описание Киева Н. Закревского. I, стр. 299 - 300.
   139) Ваcильевского: Варего -Русская дружина в Константинополе XI и XII в. в Ж. М. Н. Пр. 1874 ноябрь, 1875 февраль, март.
   140) У Владимира на самом деле до крещения было пят жен и 10 сыновей: Полоцкая Рогнеда с 4 сынами, Изяславом, Мстиславом, Ярославом, Всеволодом, и двумя дочерьми; Грекиня с сыном Святополком: Чехиня с сыном Вышеславом; другая Чехиня с сыновьями Святославом и Мстиславом (по Ипатскому списку летописи Станиславом); Болгарыня с сыновями Борисом и Глебом. Описывая крещение Владимира, Летопись говорит уже о 12 сыновьях, именуя еще Станислава, Позвизда и Судислава и не упоминая другого Мстислава. См. стр. 411 и примеч. 193.
   141) Костомаров признает легенду о принесении Варяга в жертву вымыслом книжника и старается доказать с большими натяжками, что человеческих жертвоприношений у Славян не существовало. Вестник Европы, март 1873. Предания Русской Летописи, 17 - 19:
   142) Полн. Собр. Русск. Летописей I, 35, 52.
   143) Макса Мюллера: Сравнительная Мифология в Летописях Русской Литературы и Древности, изд. Н. Тихонравова, т. V, перевод И. Живого.
   144) О почитании камней у Балтийских Славян см. Касторского: Начертание Славянской Мифологии, Спб. 1841, стр. 134. - Буслаева: О влиянии христианства на Слав. язык, 56.
   145) В Исповеди или поновлении женам, по рукописям XV века, предлагались вопросы: "а вещьство каково знаешили? и у ведунов зелей искалали еси?... Есть ли за тобою которые промыслы злые, скажи не срамися и прощайся. Или вещество рекше ведание некоторое, или чары, или наузы?...
   146) Пользуемся рукописями старинных Травников ХVII и XVIII в., принадлежащими нашей библиотеке.
   147) Буслаева: Русские Пословицы и Поговорки в Архиве Историко-Юридических сведений, изд. Н. Еалачевым, книги второй, половина вторая, стр. 15 и 6.
   148) А. Афанасьева: Поэтические воззрения Славян на природу, т. I, 186, 248 и др.
   149) В. Макушева: Сказание иностранцев о быте и нравах Славян, Спб. 1861, стр. 70. - Буслаева: О влиянии христианства на Слав. язык, 49.
   150) Молитвы в бездождие в Сборнике XV века, Кириллова монастыря, см. прим. 203. Иные выражения таких молитв напоминают гимны Риг - Веды, обращенные именно к богу Парьяньи. нашему Перуну. См. статью Дельбрюка: О происхождении мифа у народов индо-европейских, в Заграничном Вестнике 1865 г., т. V.
   151) Афанасьева: Поэтич. Воззрения Славян на Природу, т. 1, стр. 65. Срезневского: Об обожании Солнца у Древних Славян, в Ж. М. Н. Пр. июль 1846, стр. 52.
   152) Прейса: Донесение о путешествш в Ж. М. Н. Пр. ч. XXIX, отд. IV, 35, Срезневского: Об обожании Солнца, 50. - Афанасьева: Воззрения, т. III. 760. Бодянского: О Хорсе и Дажбоге в Чтениях 1846, No 2, стр. 8 - 11.
   153) Афанасьева Воззрения. т. 1, 250.
   154) Там же и, 188; III, 712,
   155) Там же и, 193, 204 и др.
   156) Ж. М. Н. Пр., ч. XXIX, отд. IV, 37 и сл.
   157) Срезневского: Об обожании Солнца у древн. Славян, 53.
   158) Летописи Рус. Литературы и Древности, изд. Н. Тихонравова, т. IV, отд. III, 86.
   159) Там же 97 - 105.
   160) Срезневского: Роженицы, в Архиве Истор.-Юрид. Сведений Калачова, кн. 2, половин. 1, стр. 111. Е. Барсова: Критические Заметки о значении Слова о Полку Игоревом в Вестнике Европы, октябрь 1878, стр. 805.
   161) В Оружейной Палате хранится серебр. братина царя Алексея Мих. с надписью: "Повелением великого государя в сию братину наливается Богородицына чаша". Вельтмана: Московская Оружейная Палата. М. 1844, стр. 31.
   162) Покойный Афiанасьев предполагал, что с именем Рода могло соединяться представление о владыке усопших предков. Воззрения Славян на природу III, 387.
   163) Начертание Слав. Мифологии, 59 - 60. В старинных Травниках о Перуновом камне находим следующую повесть. Перун-Камень. А тот камень падает и стреляет сверху от грома; цветом он разной бывает, а болши красен истинами(?): а он бывает клином на три угла, а иной на осмь и всхожь на копье, с одново тупова конца дырачка манинка в нево, а другой конец востер, что копье; а находят их везде и по полям. Он же и громовая стрела называем. А неции глоголют, что громовая стрела иная; и она разная бывает, иная клином, а иная чашечкой и многими виды. Такова сила того камня Перуна: когда гром гремит и ты тот камень положь на стол липовой и естли гром велик и беспричины не пройдет и тот камень на столе станет трястись и подыматца, а когда гром утихнет и он перестанет трястись. А когда кто испужаетца грому и положь тот камень в воду и он в воде станет стоять и дрошать и тое воду от испужанья давать шить, а кто не испужен и если его (камень) в воду положишь и он просто ляжет.
   "Из того камня делать глаз в перстень и носить на руке от всякого видимого и не видимого злодея сохранен будешь и если тою рукою захощешь на кого злодея или в дерево ударить и ты выговори сию речь: "как гром бие и разбие и убивае, так и сия моя рука имеющая Перуновый камень разбивае и убивае", и ударь, то все в дребезги разлетитца и рассыплитца. А тою рукой и перстнем бить чародеев добро и возмет, и их ничто не закроет. Того же камня демони боятся, а носящий его не убоится напасти и беды и одолеет сопротивников своих. Аще кто и стрелу громовую с собою носит, тот может всех одолеть силою своею и против его никто не устоят, хотя б сильнее его был, нисколко. И добро сие содержать от обиды и нападения, а с нею в кулачки битца и боротца - одолеешь". Из Травника, принадлежащого нашей библиотеке. Очевидно, что и Перун-камень, и Громовая стрела суть древние остатки орудий так называемого каменного века.
   164) Заметка о Трояне Буслаева см. в Летописях г. Тихонравова кн. 5, отд. II, стр. 4. Новые сведения о Трояне см. в Критических Заметках о Слове о Полку Игоревом Е. Барсова в Вестнике Европы, ноябрь 1878, стр. 351-357.
   Доказательства г. Дринова (Заселение Балканского полуострова Славянами, Чтения О. И. и Др. Р. 1872, кн. 4 стр. 76 - 81) и г. Вс. Миллера (Взгляд на Слово о Полку Игореве), что в имени Трояна Славяне обоготворяли римского императора Траяна, слишком поверхностны и натянуты и потому неубедительны. Авторы не объясняют самого существенного, каким образом историческая личность, совершившая победоносный поход не прямо на Славян, а в Дакию, получила обширное мифическое значение, даже за пределами Дакиж. Таких походов и завоеваний в тех же Дунайских странах случалось не мало, начиная пожалуй с Сезостриса, который к тому же в действительности во Фракии и Скифии ставил каменные столпы с своим изображением (нашей Истории ч. и, 271). Персидский Дарий также должен был сделаться богом этой страны, как Аттила богом всей Русской равнины и всего Славянства и т. д. Вообще такой случай в мифологии народа заслуживал бы со стороны мифолога, г. Вс. Миллера, более основательного объяснения, чем то, какое он представил. Он говорил между прочим. стр. 101: "Римский император, которому воздавались божеские почести, которого статуи стояли в храмах, который поразил бедное Славянское население Дакии и могуществом, и богатством, и громадными сооружениями, мог в преданиях позднейших поколений принять облик древнего бога, но бога враждебного светлым богам, боящегося света и побеждаемого светлыми силами. Может быть, под игом Римлян, Славяне должны были одно время воздавать почести статуям Трояна; может быть. Римляне уверили (!) их в его божественности: может быть, на такой культ истукана намекает болгарская песня, в которой св. Георгий является разрушителем идолослужения..." - И все эти может быть основаны лишь на толковании позднейших книжников, что "Троянь бяше царь в Риме". Но в таком случае мы должны признать и Перуна только аллинским старцем, а Хорса - простым жидовином, как толкуют те же книжники. В другози месте, стр. 100, автор говорит: "Столкновение Римлян с Славянами, как оно ни было кратковременно, оставило по себе память в стране в некоторых сооружениях и имя Траяна облеклось каким-то мифическим ореолом в народных сказаниях, причем, как это часто бывает, к исторической личности и имени приурочились мифологические черты, которые прежде облекали другие личности". Вот в этой мимоидущей заметке, что сходное имя Траяна пришло на готовую мифическую почву, может заключаться настоящая правда. Таким путем мифические черты Перуна перенесены на Илью Пророка; так и Георгию Победоносцу присвоены черты многих старых мифов, исчезнувших из народного сознания под влиянием христианства. Не говорим о множестве других верований, также перенесенных на христианские лица. Но после того нельзя же разумно доказывать, что миф Перуна образовался из библейской личности Ильи Пророка, или миф Волоса из Власия и т. д. Римское обоготворение людей заживо имело свои корни в римской религии; а как относились к этому просвещенному культу варвары, видно из того, в какую ярость пришли Унны Аттилы, когда византийцы назвали им своего императора Феодосия божеством; см. нашей Истории ч. и, 414. Народное мифотворение имеет свои непреложные законы, которые кому же и раскрывать, как не мифологам и именно по случаю такого любопытного славянского верования в римского императора Траяна. К сожалению г. Вс. Миллер остановился только на почве старинных книжников-толковников, не имевших никакого понятия о свойствах мифа.
   На этой зыбкой почве построен и весь его Взгляд на Слово о Полку Игореве, которое по той же причине показалось ему книжною выборкою или сшивкою из болгарского источника, неве

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа