рском слыхал, но не читал его. Впрочем, "им имя легион". У Вас же их особенно много. Студентам усердно прошу передать мое сердечное сочувствие.
16 ноября 1894 г., Петербург.
Уважаемый Виктор Александрович!
Рукопись "Фефёл" сегодня Вам возвращаю. Она опять сильно исправлена, но все-таки находится в таком удовлетворительном состоянии, что набирать с нее вполне удобно. Я очень рад, что она у меня побывала и я мог ее свободно переделывать. Это очень важно, когда автор отходит от сделанной работы и потом читает ее уже как читатель... Тогда только видишь многое, чего никак не замечаешь, пока пишешь. Главное, вытравить длинноты и манерность и добиться трудно дающейся простоты. Теперь я удовлетворен и покоен. Корректуру лучше прислать на один день, но если спешите, то и не надо. Вещь это совсем смирная. Повесть "С болваном" еще раз прочту по чистовой рукописи и пришлю Вам к половине декабря. Если хотите, можете начинать с нее новый год. В ней листов 6-7. По черновой рукописи трудно сказать в точности о размере. По архитектуре она удобно делится и пополам и натрое. Сообщите мне: как Вам удобнее, - я так ее и размечу. Вам это сделать труднее. В повести есть "деликатная материя", но все, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно запутано. Колорит малороссийский и сумасшедший. В общем, это легче "Зимнего дня", который не дает отдыха и покоя. Если бы не совпавшие обстоятельства, он бы надоел. Литература молчит. "Игра с болваном" не так дружно "жарит и переворачивает", как говорят о "З. дне"; в разговорах литературных хвалят "З. день". И прошел он все-таки молодцом: вы, братцы, показали, наконец, мужество! Дай бог его Вам еще более.
20 ноября 1894 г., Петербург.
Уважаемый Вукол Михайлович!
Три дня тому назад я послал Вам рукопись "Фефёл" в таком виде, как надо набирать, и писал Виктору Александровичу, что корректуру, пожалуй, можно мне и не присылать; но теперь прошу мне отдать это слово назад... Я такой копун и пачкун, что не в силах самого себя не поправлять, и прошу Вас немедленно приказать, чтобы корректуру "Фефёл" тоже прислали мне непременно. Усердно Вас об этом прошу и без этого быть не могу! Отвечаю Вам за то, что я не продержу у себя корректур более чем один день. Можете на меня положиться. А пока прилагаю лист, на котором написана вставка. Пожалуйста, пошлите ее в типографию, чтобы ее набрали и тиснули на отдельной полосе и прислали мне, - я ее вставлю на то место, где ей надо быть.
24 ноября 1894 г., Петербург.
Уважаемый Иван Васильевич!
Благодарю Вас за добрые строки, которые Вы мне написали. Я в Киеве давно не был, да и не тянет меня туда, несмотря на то, что город этот мне очень нравится по красоте и по воспоминаниям юности; но с давних пор в нем преобладает такое настроение, с которым я стараюсь не сходиться. Спешу Вам написать, что в намерениях моих произошла перемена, и я, кажется, дам для сборника не то, что задумал, а другое. Вместо маленького рассказа, который, конечно, прошел бы незаметно и не принес бы пользы сборнику, я дам Вам бытовую заметку "кстати" по поводу речи сенатора Кони о браках. Это теперь "кстати", и потому, может быть, вызовет к себе внимание и сочувствие. Этим я теперь и занялся и Вас об этом уведомляю и прошу Вас принять то, что я в силах дать при моем нездоровье. Я уверен, что это сослужит свою службу лучше, чем рассказ среднего значения. Заглавие: "Конические сечения в браке" (по поводу речи сенатора Кони).
Анат<олий> Федор<ович> Кони знает, что я буду писать Вам.
15 декабря 1894 г., Петербург.
Как Вы намерены адресовать свое поздравление Марксу и в какой день его пошлете? Пожалуйста, черкните мне об этом, а то я недоумеваю.
А еще важнее - как поздравить Михаила Марковича Шершевского? Это мне очень хочется сделать неупустлтельно. Обозначьте мне, пожалуйста, его адрес и его день.
16 <декабря>. Возвещенное Вами "литературное" обещание над Григоровичем уже исполнено. Бедный болтун! Прихвачен и Лев Толстой, но этого жалеть нечего: его не проберешь. Космат. "И местечка, где они, даже не почешет".
Я еще перелистовал "Ниву" и все искал там добрых семян для засеменения молодых душ и не нашел их: все старая, затхлая ложь, давно доказавшая свою бессильность и вызывающая себе одно противодействие в материализме. Как бы интересно было прочесть сколько-нибудь умную и сносную критику изданий этого типа, которые топят семейное чтение в потоках старых помой, давно доказавших свою непригодность к лицемерию. Не могу себе уяснить, что тут можно почтить поздравлением?! Разве то, что, может быть, можно бы издавать и хуже этого... но, может быть, и нельзя. Впрочем, по "Игрушечке" судя, - можно.
Жена и дочь Мих<аила> Марков<ича> нашлись очень хорошо! Это делает им честь. А то всё одни пошлости.
17 декабря 1894 г., Петербург.
Очень благодарю Вас за ответ. Я, конечно, пошлю депешу и поздравлю с "благополучным успехом предприятия". Я только не мог себе уяснить: в который из трех дней надо это послать? По правде сказать, это и теперь мне неясно. - Что касается общих суждений, то, конечно, жизнь всякого человека "бедственна", и когда он прожил много лет, не сделавши много бед другим, то его есть с чем поздравить; но это очень пустое дело, которым стыдно занимать людей. Похвалять же из "вежливости" в литературе нельзя: хвалы достойно только то, что ведет к лучшему, способствуя очищению совести и уяснению понятий, способствующих освобождению общества от привычек, созданных невежеством и самолюбием. Такие издания были, есть и их будет еще более, ибо "разум не спит" и у. "науки нрав не робкий, - не заткнуть ее теченья никакой цензурной пробкой". - Вы должны бы помнить, кажется, "Рассвет" Кремпина... Всломните-ка и посравните его с "Нивою" или "Игрушечкою" и всем сему подобным дерьмом, которое Вы, однако, хотите почему-то ставить выше совершенно равной им "Родины", Это нехорошо.
О Мих<аиле> Марковиче я давно слышал от Фаресова, который составлял адрес для его приветствия женщинами-врачами. Но, помнится, это готовилось на 18-е число; а теперь пишут о 20-м! Он талантливый человек, - стало быть, он "рука божия", посланная в мир исполнить что-то хорошее и серьезное. Такого надо поддерживать, чтобы он шел бодрее и чувствовал, что на него смотрят: то ли он делает, что нужно Отцу нашему? Это никакого сравнения не имеет с "благополучным изданием" листов, от которых получен доход себе. Говорить рядом стыдно! А главное, - это "жена и дочь"!.. Я весь взволнован благородным и в высшей степени грациозным их поступком!.. Никто еще так умно и красиво не нашелся, как эти две женщины, - и его надо поздравить не столько с юбилеем, сколько с такою женою и дочерью. - Я уже очень давно примечал эту необыкновенную девочку в Шмецке и все думал: "Эта что-то разведет в уме!" Вот она и разводит: где себя ни покажет, - все у нее отмечено умом и прямым, здоровым, смелым чувством, которому противно плестись рутинной стежкой. Она меня сильно обрадовала, как я давно, давно не был рад.
А. Н. ПЕШКОВОЙ-ТОЛИВЕРОВОЙ
Вы меня уже и не удивляете. Соловьев-Н<е>см<елов> пошел разъяснить Вам, что
теперь не время говорить о Льве Толстом, но Вы таки свое прете!.. О чем же Вы меня просите? О том ли, чтобы я написал, чем Т. велик как человек-мудрец, очистивший сор, заполонивший христианство? Я это хотел бы написать, но этого
теперь нельзя, и я не стану делать унизительных и глупых опытов. А чтобы говорить банальщину о его таланте, - это детям не нужно и это не только Толстому, но даже и мне непристойно. Затем еще можно бы сказать о его житье в старое его время (если это стоит), но для этого надо подождать "Дневник Берса" в "Царь-колоколе". Что же теперь-то можно написать? Разве нарочитую глупость, и ее-то я должен подписать!.. "Благодарю, - не ожидал!" Но я этого не сделаю. Кстати, я вчера получил оттуда письмо: Л. Н. писал письмо в "Правительственный вестник",
и там ему отказали поместить его строки!.. И вот в это-то время Вы как забрали что в голову, с тем и лезете! "Тешь мою плешь: сери в голову". Извините, - хороша пословица.
2 января 1895 г., Петербург.
Многоуважаемый Алексей Сергеевич!
Я опять получаю от Вас газету, которой давно не нахожу возможным ничем быть полезным. Знаю, что экземпляр этот Вас не обременит, и ценю Ваше внимание и благодарю Вас.
А к рему и маленькая просьба: ко мне опять приступают по поводу исполняющегося на днях 35-летия... С этим заходили и еще к кому-то, и очень может быть, что зайдут к Вам.
Я всеусерднейше прошу Вас знать, что я ничего не хочу и ни за что ни на чей зов не пойду, а у себя мне людей принимать негде и угощать нечем. Вы окажете мне одолжение, если поможете тому, чтобы меня оставили в покое и, пожалуй, даже в пренебрежении, к которому я, слава богу, хорошо привык и не желаю его обменивать на другие отношения моих коллег, ибо те отношения будут мне новы и, может быть, менее искренны. Старику лучше, то есть спокойнее, придержаться уже старого и хорошо знакомого. Я уверен, что Вы не усумнитесь в искренности и в твердости моего отказа и скажете это, если к Вам отнесутся с какою-нибудь затеею в этом роде.
3 января 1895 г., Петербург.
Уважаемый Сергей Николаевич!
Очень может быть, что к Вам обратятся с какими-нибудь предложениями по поводу исполнения 35 лет моих занятий литературою. Сделайте милость, имейте в виду, что я не только не ищу этого (о чем, кажется, стыдно и говорить), но я не хочу никого собою беспокоить, и не пойду ни в какой трактир, и у себя не могу делать трактира. А потому эта праздная затея никакого осуществления не получит, и ею не стоит беспокоить никого, а также и меня.
8 января 1895 г., Петербург.
Извините меня, глубокоуважаемый Михаил Матвеевич, что я не сразу чиню исполнение по Вашему письму. Рукопись была готова, а я все не слажу с заглавием, которое мне кажется то резким, то как будто малопонятным. Однако пусть побудет то, которое я теперь поставил: то есть "Заячий ремиз", то есть юродство, в которое садятся "зайцы, им же бе камень прибежище". Писана эта штука манерою капризною, вроде повествований Гофмана или Стерна с отступлением и рикошетами. Сцена перенесена в Малороссию для того, что там особенно много было шутовства с "ловитвою потрясователей, або тыих, що трон шатають", и с малороссийским юмором дело как будто идет глаже и невиннее. Может быть, лучше всего назвать именем героя или "болвана", то есть "Оноприй Перегуд из Перегудова: его жизнь, опыты и приключения". Если вещь Вам нравится, то о заглавии сговоримся.
Мне надо напечатать XII том. Нельзя ли, чтобы меня навестил кто-нибудь из типографского начальства? Я ведь
не не хочу, а
не могу сам поехать и взойти на лестницу!
8 февраля 1895 г., Петербург.
Многоуважаемый Михаил Матвеевич!
Есть поговорка: "пьян или не пьян, а если говорят, что пьян, то лучше спать ложись". Так и я сделаю: "веселую повесть" я не почитаю за такую опасную, но
положу ее спать... Это мне уже за привычку: "Соборяне" спали в столе три года. "Обозрение Пролога" - пять лет. Пусть поспит и эта. Я Вам верю, что поводы опасаться есть, и, конечно, я нимало на Вас не претендую и очень чувствую, как Вы хотели мне "позолотить пилюлю". Подождем. Возможно, что погода помягчеет.
Как отмечалось в примечаниях к десятому тому настоящего издания, переписка Лескова за годы 1881-1895 сохранилась значительно лучше, нежели его переписка за предшествовавшие годы. Объясняется это, во-первых, тем, что писатель, находясь, по выражению А. Н. Лескова, "в зените чтимости и на закате дней", значительно распространил круг своих корреспондентов. Расширяется в эти годы также круг изданий, в которых участвует Лесков. К нему, известному писателю и признанному мастеру литературы, обращаются за советами, помощью, поощрением. Существенную роль в переписке Лескова начинает играть Л. Н. Толстой и близкие к нему люди - Чертковы, П. И. Бирюков и др. Все это, во-вторых, приводит к качественному изменению содержания переписки Лескова: кроме текущих литературных дел, обсуждения очередных собственных и чужих произведений, все чаще затрагивает он также вопросы политики, проблемы мастерства, касается этических, религиозных и философских проблем.
Большой мастер художественной литературы, Лесков был вместе с тем мастером эпистолярного ("письмовного") жанра. Особенности языка и стиля, насыщенность этих писем фактами, представляющими интерес для широкого советского читателя, делают особенно затруднительным их отбор. Печатаемые здесь 295 писем составляют лишь часть из сохранившихся в настоящее время писем Лескова 80-90-х годов. При отборе их пришлось вовсе отбросить письма семейные, наиболее интересные и содержательные отрывки из которых были опубликованы А. Н. Лесковым в его книге (отдельные цитаты из семейных писем использованы в примечаниях). Почти вовсе исключены из настоящего тома письма "учительные", проповеднические - учительство и проповедь никогда не были самой сильной и примечательной стороною таланта Лескова; с образцами же его проповедничества читатель в достаточной степени познакомится по тем отдельным письмам, которые печатаются в настоящем томе. Наконец, исключены письма сугубо делового характера.
Составитель тома старался, по возможности, представить эпистолярное наследие Лескова за годы 1881-1895 со всеми его психологическими оттенками и характерными чертами (чего стоят хотя бы четыре письма Лескова к Суворину, написанные в течение одного: дня, 11 марта 1887 года!); стремление представить письма Лескова без нарочитой редакторской ретуши объясняет наличие в настоящем томе, несмотря на сделанные выше оговорки, писем "учительных", деловых, равно как и писем, в которых писатель бурно и резко выражает владевшие им сугубо временные чувства раздражения, возмущения, негодования и т. д.
Печатается по автографу (ГПБ). Публикуется впервые.
...статья готова - статья "Дворянский бунт в Добрынском приходе"- "Исторический вестник", 1881, No 3, стр. 357-390.
Печатается по автографу (ИРЛИ). Публикуется впервые.
Письмо вызвано появлением в самый канун похорон Ф. М. Достоевского (умер 28 января 1881 года) бесподписного его некролога в "Петербургской газете" (1881, No 25, 30 января), которого авторство было досужей сплетней приписано Лескову. При большой сложности и обоюдной запутанности взаимоотношений Лескова и Достоевского сплетня эта, исходившая из редакции "Нового времени", была особенно неприятна писателю.
Лейкин, Николай Александрович (1841-1906) - писатель-юморист; близкий сотрудник "Петербургской газеты". По припоминанию А. Н. Лескова, Лейкин и Н. С. Лескову называл действительного автора статьи (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 292).
...некоторый портрет в рассказе "Островитяне" - по-видимому, образ художника Истомина, включивший в себя черты К. П. Брюллова и отчасти С. К. Зарянко (см. наст. изд., т. 3, стр. 586-587).
...весь гонорар за "Леди Макбет". - Повесть Лескова "Леди Макбет нашего уезда" (позднее - "Леди Макбет Мценского уезда") была напечатана в журнале Достоевского "Эпоха", 1865, No 1, стр. 39-80. Как рассказывает А. Н. Лесков, "очень нуждавшийся тогда Лесков не раз просит - и непосредственно и через Н. Н. Страхова - выдать ему, до последней крайности необходимый, гонорар. Уплата отлагается, время тянется, нужда растет. Но самого Достоевского не достигнуть. В конце концов вместо необходимых на житье денег выдается вексель на полтораста рублей" (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 290).
...как сделал по поводу Малины... - Имеется в виду австрийский подданный А. Малина, который прибыл в Россию преподавателем латинского и греческого языков, скрываясь от уголовного преследования на родине за многоженство. Лесков посвятил ему серию статей "Неуловимый многоженец (Из истории брачных затруднений)" ("Новое время", 1880, NoNo 1703, 1707, 1710 и перепечатка в "Газете А. Гатцука", 1880, No 50, стр. 838-843) и "Поправки и объяснения к статьям о Малине" ("Новое время", 1880, No 1717).
Печатается по автографу (ГПБ). Впервые опубликовано в книге А. Лескова "Жизнь Николая Лескова", стр. 400.
Письмо касается предложения Шубинского написать статью для апрельской книжки "Исторического вестника" на общеполитическую тему, в связи со смертью Александра II 1 марта 1881 года.
Печатается по автографу (ИРЛИ). Публикуется впервые.
Затевая с 1881 года издание еженедельной газеты "Русь", И. С. Аксаков обратился к Лескову с просьбой о сотрудничестве: "Нет ли у вас чего-нибудь готового, только не в роде "Мелочей", а вот в роде помещенного Вами в "Историческом журнале" <"Историческом вестнике"> рассказа о праведниках кадетского корпуса. Наконец, если у вас есть повесть, даже роман не чересчур длинный, - то и это могло бы быть помещено в моей газете. Впрочем, вы сами знаете, что мне нужно, знаете и то, что помещение в моей газете эта не все равно, что помещение в журнальных низинах, называемых фельетонами, ни даже в "Церковно-общественном вестнике" ("Исторический вестник", 1916, No 3, стр. 792-793; автограф - ЦГАЛИ). Последние слова, вместе с какими-то аналогичными замечаниями в следующем, не сохранившемся письме Аксакова, вызвали резкую отповедь Лескова. 7 января 1881 года он писал Аксакову: "Я пишу как умею и всегда - как чувствую. Я плохой христианин, но молю бога паче всего не отнять у меня этого состояния моей души. Я никогда не осмеивал "сана" духовного, но я рисовал его носителей здраво и реально и в этом не числю за собою вины. Я не хочу быть "тенденциозным", - довольно сделано и без меня в этом роде. Если мне действительно дана некоторая способность рисовать духовных, как Островскому купцов, - зачем я не имею права служить моим даром литературе правдиво? Хорошо ли, дурно ли, - я с своими малыми силами дал несколько типов духовенства, которые считаются далеко не худшими, и не дал ни одной карикатуры. Сколько "идеальных" есть на все количество типичных, - я не разбираю и не считаю. Я пишу то, что ясно складывается и формируется у меня в голове... В одних "Мелочах архиерейской жизни" я погрешил (по неведению), представив архиереев, как писал мне один умный владыка, - "лучше, чем они есть на самом деле". Вместе с тем Лесков обещал своему корреспонденту написать нечто, "сотканное из одного русского "прекраснодушия", с китайскою или строгановскою раскраскою - без теней. Это легче всего выудить не в духовенстве. Я сделаю все, что могу, но мучусь мыслию, что буду видеть не один тип, а два: мой вымысел и действительность в лице Вашем. От этого я буду путаться, как конь на мундштуке, и напишу хуже, чем могу писать, когда ищу изобразить одну правду..." (ИРЛИ). Отвечая на это гневливое послание, Аксаков (10 января 1881 года) оправдывался, что вовсе не требует "положительных или добродетельных попов и архиереев": "Все дело в качестве и в мере иронии". "Ради бога, - продолжал он, - не стесняйте своей свободы как художника и не пишите для меня нарочно: знаю наперед, что от этого выйдет хуже. Пишите, как Вам бог на душу пошлет. Напишете "Соборян" - прекрасно, "Запечатленного ангела" - отлично, "На краю света" - превосходно, "Трех праведников" - обрадуете несказанно. Видите, какой выбор!" ("Исторический вестник", 1916, No 3, стр. 793; текст исправлен по автографу ЦГАЛИ).
В результате этой переписки Лесков отдал в "Русь" серию очерков "Обнищеванцы" (Религиозное движение в фабричной среде. 1861-1881)" ("Русь", 1881, NoNo 16-21, 24, 25) и "Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)" ("Русь", 1881, NoNo 49-51).
У Ахматовой же на днях выйдет такая же легенда... под заглавием "Леон - дворецкий сын..." - См. т. 7 наст. издания, стр. 60, и примечание на стр. 508.
Ахматова, Елизавета Николаевна (1820-1904) - беллетристка и переводчица. В 1885 году Лесков напечатал в "Историческом вестнике" (1885, No 4, стр. 255-256) заметку: "Как заступаться за литературных дам" - по поводу несправедливой и обидной статьи Скабичевского в "Новостях" об изданиях Е. Н. Ахматовой.
Был некто полковник Саврасов из севастопольцев... - По-видимому, речь идет о полковнике Михаиле Николаевиче Саврасове (1825-1886), шуйском воинском начальнике. О службе его смотрителем виленской тюрьмы сведений нет; комендантом Шлиссельбургской "тюрьмы государевой" он не был (да и восстановлена она была лишь в 1884 году).
Гельфман, Геся Мееровна (1855-1882) - революционерка-народница. В 1881 году была привлечена к суду над "первомартовцами" - революционерами, казнившими Александра II; приговорена к повешению, но из-за ее беременности приговор не был приведен в исполнение. В Шлиссельбургской крепости не находилась; умерла в тюремной больнице после родов.
...посмотрите... статью "Благонамеренная бестактность". - В "Историческом вестнике" Лесков напечатал одну за другой две статьи, близко между собою связанные: "Заказная литература (Несколько замечаний по поводу образцовой народной книжки)" (1881, No 10) и "Благонамеренная бестактность" (1881, No 11). Обе статьи посвящены осудительному разбору потока книг "для народа", выпущенных царским правительством (или при его содействии) в связи со смертью Александра II.
Рачинский, Сергей Александрович (1836-1902) - профессор-ботаник Московского университета; по выходе в отставку - деятель народного образования, пропагандист широкого привлечения духовенства к начальному народному образованию и организации церковно-приходских школ.
Печатается по автографу (ИРЛИ). Публикуется впервые.
...благодарю Вас за деньги... - гонорар за "Левшу".
...Вы просили за меня Кокорева... - Об этом эпизоде см. т. 10 наст. издания, письма 67-70; ср. также А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 303-306.
...Суворин и Буренин в тогдашнем их настроении... - то есть в те годы (60-е - начало 70-х годов), когда оба они работали в прогрессивной печати, когда Суворин, в частности, - по определению Ленина, - был "начинающим либеральным и даже демократическим журналистом, с симпатиями к Белинскому и Чернышевскому, с враждой к реакции" (Сочинения, т. 18, стр. 250).
...Есть в моей жизни такой анекдот... - О нем упоминает А. Лесков ("Жизнь Николая Лескова", стр. 427-430).
...острил в сатире Минаев. - Лесков ошибся: приведенная им строка - неточная цитата из сатирической "Думы романтика". А. Иванова-Классика:
И, дойдя до чрезвычайности,
Устремили очи все туда,
Потому, достигнув крайности,
Нам деваться было Некуда
Печатается по автографу (ИРЛИ). Публикуется впервые.
Я ничего не пишу в "Новостях"... - В газете "Новости" Лесков довольно оживленно сотрудничал во второй половине 1878 и первой 1879 года. Возобновил сотрудничество в 1883 году, после объединения "Новостей" с "Биржевой газетой".
Гриппенберг, Александр Эдуардович (ум. в 1890 г.) - директор-распорядитель акционерного товарищества писчебумажных фабрик "Игнеройс", издававшего "Новости" в 1881-1882 годах.
Пассек, Татьяна Петровна (1810-1889) - писательница, редактор-издатель детского журнала "Игрушечка" (1880-1889), в котором принимал участие Лесков ("Христос в гостях у мужика", "Коза"). Лескову принадлежит статья-некролог о Т. П. Пассек: "Литературная бабушка" - "Всемирная иллюстрация", 1889, No 15, стр. 265-267.
...трудно отказать и Лейкину... - В "Осколках", издававшихся Н. А. Лейкиным, Лесков напечатал рассказ "Дух госпожи Жанлис. Характерный случай (Из литературных воспоминаний)" (1881, No 49, стр. 387-390; No 50, стр. 399-402). См. т. 7 наст. издания, стр. 79-92.
Суворин действительно запасся от меня маленьким пустяком, озаглавленным "Иллюстрация к статье Аксакова об упадке духа". - Подобная статья в "Новом времени" не появлялась.
Гатцуку я написал... - В "Газете А. Гатцука" в 1881 году рассказ Лескова "святочного содержания" не появлялся.
Катков на меня никогда не сердился по поводу "Соборян". - Сводку данных о публикации "Соборян" см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 268-276, и наст. изд., т. 4, стр. 518-525.
С Катковым мы разошлись по поводу "Захудалого рода"... - См. об этом наст. изд., т. 5, стр. 577-578, и т. 10, стр. 387-388.
...Толстой со мною был превосходен... - Об отношениях Лескова с министром Д. А. Толстым см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 428-431.
Статью Влад. Соловьева... - По-видимому, статью В. С. Соловьева "О духовной власти в России", опубликованную в "Руси", 1881, No 56, и вызвавшую негодование официальных сфер: Победоносцева (вероятно, его следует подразумевать под "верующим мирянином"), Тертия Филиппова ("раб божий Тертий") и др.
Печатается по сохранившейся копии с автографа (Государственная публичная библиотека Академии наук УССР). Впервые опубликовано в газете "Русская молва", 1913, No 81, 3 марта.
Филипп Алексеевич. Терновский (1838-1884) - доцент по кафедре церковной истории Киевского университета и профессор русской истории Киевской духовной академии. Человек большой моральной чистоты, далекий от какого бы то ни было политического радикализма, Терновский на протяжении многих лет находился на подозрении у высших церковных кругов только за то, что "написал диссертацию, в которой нашлись признаки якобы иноисповедных учений", что на многие вопросы истории церкви глядел не глазами митрополита Филарета, Победоносцева и прочих мракобесов. "Талантливого и трудолюбивого ученого после этого и свели в гроб" ("Русский архив", 1904, No 5, стр. 107).
Заочно познакомившись с Терновским, Лесков очень с ним сблизился. В Терновском видел он человека близкого себе "по духу", перенесшего почти одновременно с ним "одинаковые гонения несправедливых людей". В том же письме к Ф. Г. Лебединцеву (28 мая 1884 года), откуда взяты последние слова, Лесков писал: "Для литературы из трагедии Терновского желательно бы сохранить хоть одно самое существенное. У меня есть его письма. Переписка между нами шла деятельная до тех пор, пока обоих нас придавило бесправие, и руки опали от всего. Думаю, что кто же нибудь пожелает сохранить этот милый и чистый облик среди профессоров банконсиственного настроения... Кто же это будет сей? И кто столь превосходно пишет, чтобы все взять на себя одного и, может быть, погубить хороший материал? Не позволите ли мне просить Вас сообщить кому уместно мое мнение, что книгу о Терновском, может быть, лучше было бы составить не так, чтобы один кто собрал и объединил все, что знают многие. А напротив, - не лучше ли сделать так, как издал Михневич книжку о Якушкине, то есть собрать воспоминания многих и не резюмировать их. Это гораздо живее и интереснее и ходче идет в продаже. Пусть всякий вносит свой взгляд и свою субъективность, а читатель сам резюмирует. Это, без сомнения, живее однотонной канители, и, повторяю, это русской ленивой публике более нравится. Печатать, разумеется, надо без цензуры. Я охотно и безвозмездно дам и копии с писем и отдельный очерк моих личных воспоминаний с моею подписью. Вообще я прошу не отстранять меня ни от какого предприятия, имеющего задачею поставить имя Терновского на вид" ("Исторический вестник", 1908, No 10, стр. 171-172).
Предположение Лескова не было осуществлено. Не сохранились и письма, о которых упоминается в приведенном письме. Что же касается писем самого Лескова к Терновскому, то, как свидетельствует в рукописной заметке проф. С. Т. Голубев (ГПБ АН УССР), их было около двадцати. Однако большую их часть следует считать погибшей; уцелело только девять писем (два в оригинале, семь в копиях) и одна телеграмма.
Им не надобно звона гуслярного... - неточная цитата из стихотворения А. К. Толстого "Пантелей-целитель" (1866).
...не уполномочите ли меня приютить статью где инде? - Под статьей (выше - "рукопись"), по-видимому, разумеется присланная Лескову Терновским рукопись "Из автобиографии Ф. Ф. Исмайлова (род. 1794, ум. 1861). Жизнь в доме генерала от артиллерии П. М. Канцевича (с 29 сентября 1828 г. по конец 1840 г.)". Материалом рукописи Лесков воспользовался для очерков "Картины прошлого" ("Новое время", 1883, No 2461, 4 января; No 2469, 12 января; No 2475, 18 января; No 2483, 26 января, и "Новости", 1883, No 19, 21 апреля; No 26, 28 апреля; No 38, 10 мая; No 40, 12 мая).
...что вышло с дневником Аскоченского. - О В. И. Аскоченском см. наст. изд., т. 7, примечание к стр. 177. Его "Дневник" ("С предисловием и объяснениями Ф. И. Булгакова") печатался в "Историческом вестнике", 1882, NoNo 1-9.
Балабухи - семейство богатых киевских помещиков-предпринимателей.
"Киевская старина" ведется не без умения и не без удачи. - С января 1882 года в Киеве начал выходить журнал "Киевская старина", специально посвященный истории и этнографии Украины. Редактору журнала Ф. Г. Лебединцеву Лесков писал (7 сентября 1882 года): "Журнал, по моему мнению, ведется умно и талантливо. Выбор статей хороший, скучного немного... Направление правдивое. Это очень приятно..." ("Исторический вестник", 1908, No 10, стр. 164). В 1883 году Лесков опубликовал "Печерские антики" (см. наст. изд., т. 7).
"Пономарь Лампадоносцев" - то есть К. П. Победоносцев.
...со времен "Кирилла Терлецкого"... - Имеется в виду статья О. И. Левицкого "Южнорусские архиереи в XVI-XVII в. I. Кирилл Терлецкий" - "Киевская старина", 1882, No 1. Епископ луцкий и острожский Кирилл Терлецкий получил печальную историческую известность многочисленными преступлениями, пьянством, буйствами и развратом, соглашением с папским престолом и т. п. Разглашение этих качеств православного "князя церкви" вызвало возмущение Победоносцева.
Хотел послать заметку на статью кн. Голицына... - По поводу статьи князя Н. С. Голицына "Почаевская Успенская лавра в конце июля 1855 года" ("Киевская старина", 1882, No 6, стр. 365-380) Лесков напечатал статью: "След ноги богородицы в Почаеве. Заметка по поводу статьи кн. Н. С. Голицына" ("Исторический вестник", 1882, No 10, стр. 227-236).
Филаретов, Михаил (в монашестве Филарет) (1824-1882) - ректор Киевской духовной академии, затем епископ уманьский и рижский; духовный писатель и проповедник.
Арсений (Москвин Федор Павлович, 1795-1876) - митрополит киевский и галицкий.
Печатается по копии с автографа (ГПБ АН УССР). Впервые опубликовано в газете "Русская молва", 1913, No 81, 3 марта.
В погоню за письмом, вчера Вам посланным... - Письмо не сохранилось.
...книги я получил... - то есть экземпляры "руководства по церковной истории" Терновского "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов" (Киев, 1883).
Тузов, Игнатий Лукьянович (ум. в 1916 г.) - издатель и книгопродавец книг преимущественно духовного содержания.
Оглоблин, Николай Николаевич - киевский книгопродавец и издатель.
Заявление на последней странице... - объявление о продаже вместе с новой книгой Терновского также первого ее выпуска: "Три первые века христианства", вышедшего в Киеве в 1877 году.
Отзыв напишу... - Отзыв Лескова о книге Терновского в печати неизвестен.
Печатается по автографу (ГПБ). Публикуется впервые.
...письмо Аменецкого... - Содержание письма неизвестно.
Статью "Синодальные персоны" я был бы очень рад получить назад... - Статья Лескова "Синодальные персоны. Период борьбы за преобладание (1820-1840)" - была опубликована в "Историческом вестнике", 1882, No 11. Желание Лескова вызвано было, очевидно, какими-то сомнениями Шубинского в цензурности статьи либо намерением его произвести сокращения или изменения в тексте.
...статья по письму Самарина написана... - Статья эта - "Русские деятели в Остзейском крае. Свои и чужие наблюдения, опыты и заметки" - была опубликована в "Историческом вестнике", 1883, NoNo 11, 12. Самарин, Юрий Федорович (1819-1876) - общественный деятель и публицист-славянофил. В 1849 году, находясь на службе в Риге, написал "Письма из Риги", в которых выступал против насильственного присоединения к православию эстонцев и латышей. "Письма" быстро распространились в списках и вызвали правительственные репрессии против их автора.
Суворов, Александр Аркадьевич, князь (1804-1882) - в 1848- 1861 годах генерал-губернатор прибалтийских ("остзейских") губерний.
Филарет (Дмитрий Григорьевич Гумилевский, 1805-1866) - архиепископ черниговский, богослов и историк церкви.
Платон (Николай Иванович Городецкий, 1803-1891) - митрополит киевский и галицкий (с 1882 г.).
О письмах Филарета Дроздова писать не могу. - Имеется в виду книга "Филарет, митрополит московский. Письма его к родным, 1800-1866 гг.", М., 1882.
Печатается по автографу (ГПБ). Публикуется впервые.
От Ф. А. Терновского получил одно преинтересное предложение для журнала... - По-видимому, речь идет о статье по поводу книги К. Н. Леонтьева "Наши новые христиане"; см. примечание к письму 14.
Дубнов, Семен Маркович (род. в 1860 г.) - историк еврейского народа. Рецензии С. М. Дубнова в "Историческом вестнике" в 1882-1883 годах не появлялись.
Печатается по копии с автографа (ГПБ АН УССР). Впервые опубликовано в газете "Русская молва", 1913, No 81, 3 марта.
...о ней что-то навараксал Ив<ан> Дм<итриевич> Белов... - В "Историческом вестнике", 1883, No 1, опубликована рецензия И. Б-ва на докторскую диссертацию В. О. Ключевского "Боярская дума древней Руси" (М., 1882). Белов, Иван Дмитриевич (ум. в 1886 г.) - педагог-историк и беллетрист.
...о Вас имеют досадительное понятие по книге о "Леванде". - Речь идет о подготовленной Ф. А. Терновским книге - "Киево-софийский протоиерей И. В. Леванда, биография и неизданные проповеди, речи и письма" (Киев, 1879).
Это блистательно исполнил датчанин Брандес... - Датскому критику Георгу Брандесу (1842-1927) принадлежит многотомное критическое исследование "Главнейшие течения европейской литературы XIX века" (6 томов, 1872-1890), известное Лескову по ряду откликов, пересказов и извлечений в русской повременной печати.
Ваш Исмайлов все гостит у Пятковского... - то есть в редакции журнала "Наблюдатель", издававшегося Александром Петровичем Пятковским (1840-1904), историком литературы и журналистом.
...статья об Исмайлове... идет 1 ноября. - По-видимому, Лесков первоначально предполагал напечатать свою обработку части воспоминаний Ф. Ф. Исмайлова в "Историческом вестнике", однако, не сойдясь с Шубинским, отдал ее в "Новое время" и "Новости".
Кирпичников, Александр Иванович (1845-1903) - профессор Московского, Харьковского, Одесского университетов по кафедре истории западноевропейских литератур. Неоднократно выступал со статьями в "Историческом вестнике".
...подобный опыт Пыпина... - Вероятно, имеются в виду статьи А. Н. Пыпина "Изучения русской народности", печатавшиеся в "Вестнике Европы", 1881, NoNo 8, 9, 11, и 1882, NoNo 4, 6, 7, 11, 12. Пыпин, Александр Николаевич (1833-1904) - историк литературы, журналист-либерал.
Тэн, Ипполит (1828-1893) - французский буржуазный историк, литературный и художественный критик, философ. Его произведения многократно переводились на русский язык.
Костомаров, Николай Иванович (1817-1885) - историк. Ссылка на него разъясняется в письме Л