Милому, любимому другу Любови Яковлевне Гуревич
от искренно любящего и благодарного К. Станиславского.
Искренно любимая Любовь Яковлевна.
Есть услуги, за которые нельзя благодарить; их можно вечно помнить, ценить; ими можно умиляться. Без Ваших постоянных ободрений и поддержки я бы не написал этой книги. Без Ваших руководства и помощи я бы ее не напечатал. Ваши дружба, доброта, вечно молодой энтузиазм были моими вдохновителями. Ваш талант, вкус, опыт были моими деятельными сотрудниками в новом, неведомом мне деле. Всегда буду помнить Вашу огромную услугу, которая помогла мне поделиться с людьми тем, чему я отдал всю свою артистическую жизнь.
1926, 22/IX
(На книге)
Дорогой и чудесной Ксении Георгиевне Держинской в знак любви и поклонения перед замечательной певицей
10/I 927
(На фотографии)
Гордости Русского театра, Мировому Гению, Великой, незабываемой, бесконечно любимой
Марии Николаевне Ермоловой
от ее неизменно влюбленного обожателя, энтузиаста-поклонника, благодарного ученика и сердцем преданного друга
К. Алексеева (Станиславского)
1926 -22/IX
(На книге)
Шестисотое представление "Синей птицы".
Дорогому и сердечно любимому Борису Львовичу Изралевскому. Вы шестьсот раз гонялись за Синей птицей; Вы шестьсот раз опускались в темное царство наших люков и подымались в царство света сценических рефлекторов, неся тяжелую подпольную и надпольную работу. За это время Вы пережили много Тильтилей, Митилей, Псов, Котов и даже самое Время, которое теперь уже упразднено вместе с неродившимися душами. И, несмотря на все, Вы еще не нашли Синей птицы, хотя давно ее заслужили.
Отчего я не Берилюна! Отчего я не могу дать Вам счастия в награду за Вашу долгую, большую, талантливую и прекрасную деятельность в MXAT!
Спасибо Вам за нее и за длинный ряд трудовых дней и бессонных ночей, принесенных в жертву нашему общему делу.
Обнимаю, поздравляю Вас и пою Вам Славу.
Сердечно Вас любящий
К. Станиславский (Алексеев)
1927, 18/III. Москва
(На книге)
Милому двадцатипятилетнему сотруднику и другу Б. Л. Изралевскому.
Я скоро полвека играю на сцене, на свету. А ведь Вы четверть века сидите под сценой, в темноте. В этой обстановке Вы не переставали поддерживать подлинное искусство и отдавать нам всего себя. За эти жертвы артиста не благодарят, а любят, уважают, высоко ценят. Всеми этими чувствами я преисполнен по отношению к Вам.
1903- 18 X- 1928 XXV Москва
(На фотографии)
Мудрому и искренно любимому Василию Ивановичу Качалову.
На добрую память о многих хороших минутах работы над "Гамлетом"
от искреннего почитателя Вашего, не любимого Вами таланта
К. С. Алексеева (Станиславского)
1913 г. Февраля 14
(На книге Сочинений В. Шекспира)
Милому Василию Ивановичу Качалову.
Счастливец! Вам дано высшее, что природа способна дать артисту: сценическое обаяние. Оно проявляется и в Вашем таланте, и в уме, и во всей Вашей Личности. С этим волшебным даром Вы побеждаете людей всего мира, и в том числе меня, искренно Вас любящего друга и давнишнего сотрудника.
1937 18/V
(На фотографии)
Дорогому и милому товарищу Марии Николаевне Кемпер.
Люблю Ваш звонкий темперамент, чту Вашу артистическую скромность и чистое служение делу. Искренно хочу, чтобы Вы поскорее и пошире развернули свой талант.
12 - IV - 915
(На фотографии)
Дорогой, умной, искренней, прямой Марии Иосифовне Кнебель.
Чего сильно хочешь, во что искренно веришь, то не может не сбыться.
1935 -21/V
(На фотографии)
Дорогому другу Ольге Леонардовне Книппер.
На память о многолетней дружбе и интересной жизни, прожитой вместе. В знак любви и сердечной преданности. Спасибо за помощь и сотрудничество.
К. Станиславский (Алексеев)
1927 - 5 - III Москва
(На книге)
Глубокоуважаемому Анатолию Федоровичу Кони,
в знак искренней признательности за прекрасные минуты, доставленные мне Вашим большим и обаятельным талантом, и в знак искренней благодарности за ободрение и ласку.
К. С. Алексеев (Станиславский)
1901 г.
(На фотографии)
Милой Лидии Михайловне Кореневой.
Я Вас очень люблю, поэтому и часто ссорюсь. Я хочу Вам добра, поэтому и пристаю. Когда разлюблю - перестану ссориться и приставать и буду говорить комплименты.
1912, Май
(На фотографии)
Милому другу Л. М. Кореневой.
Знаю, что Вы одна из тех немногих, которые умеют любить не только себя в искусстве, но и самое искусство. Знаю, что Вы работаете для самоусовершенствования. Знаю, что Вы умеете понимать сущность того, что дает МХТ. За это все я Вас люблю и иногда воюю.
Париж. 1922, 23/ХII
(На фотографии)
Е. П. Корчагиной-Александровой
Чудесной, талантливейшей Екатерине Павловне
от восторженного поклонника ее простоты, большой фантазии.
Барвиха. 1937 - 2/ХII
(На фотографии)
Л. А. Косминской и А. Л. Вишневскому
Моей милой дочке Любови Александровне и дорогому товарищу Александру Леонидовичу Вишневским,
на память о 9 января 1913.
Любящий и сердечно преданный
К. Алексеев (Станиславский)
(На фотографии)
Дорогой и любимой Е. А. Кукиной от К. Станиславского.
Пупуше от Кокоси.
Моему первому режиссеру, моей второй матери и воспитательнице -
от благодарного и любящего
12/XI 926
(На книге)
Дорогому Леониду Мироновичу Леонидову.
Единственному, русскому трагику, большому таланту, честному, прямому человеку
от искреннего и неизменного почитателя и друга
К. Станиславского (Алексеева)
1929 - 18 - I Москва
(На фотографии)
Дорогому Евгению Германовичу Лундбергу
благодарный К. Станиславский.
Дорогой Евгений Германович, я знаю судьбу этой книги и понимаю, чего стоило Вам выпустить ее в свет в том прекрасном виде, в котором она появилась теперь из печати. Каждый лист, рисунок, деталь были выстраданы Вами. Без Ваших помощи и руководства моя рукопись осталась бы ненапечатанной. У меня нет слов, чтобы выразить Вам ту степень благодарности, которую я испытываю за Ваше талантливое, мудрое и энергичное сотрудничество.
1926, 22/IX
(На книге)
Милому, любимому, верному другу -
целителю, утешителю и страстотерпцу Ф. Н. Михальскому.
Ваш девиз: "Придите ко мне все труждающиеся и аз успокою вы". С такими чувствами в душе Вы живете в наш век, в Москве, в 1922 году! Остается удивляться, радоваться на Вас, любить Вас, петь Вам хвалу и бесконечно благодарить. Что я и делаю.
1922, 12/IX
(На фотографии)
В. А. Мичуриной-Самойловой
Прекрасной Вере Аркадьевне Самойловой-Мичуриной.
В знак признательности за милое гостеприимство в стенах великого Александрийского театра,
от неизменного почитателя и сердечно преданного
10 -VII -928. Ленинград
(На фотографии)
Дорогой, милый Иван Михайлович!
Я люблю Вашу настойчивость и упорство в достижении цели. При способностях, которые Вам дала природа, упорство в работе хороший залог будущего успеха.
(На групповой фотографии участников гастрольной поездки МХАТ летом 1925 г.)
Милому другу, любимому Артисту и таланту Ивану Михайловичу Москвину.
В знак любви и благодарности за истинно дружескую помощь, оказанную в трудную минуту жизни. На добрую и долгую память об Оперной студии моего имени и о постановке "Бориса Годунова" Мусоргского, блестяще законченной и выпущенной Вами.
От горячо любящего и искренно благодарного друга и почитателя
(На фотографии)
Глубокоуважаемой и дорогой Екатерине Николаевне Немирович-Данченко.
Как определить духовное родство для надписи на этой фотографии?.. Владимир Иванович приходится мне "дражайшей половиной"... а Вы? Вы наша милая Маскотта... этого мало: мученица Маскотта с веригами из амулетов. Мы Вас ценим и любим за Ваши святые молитвы о театре и о грешном и преданном Вам театральном схимнике и иеромонахе Константине Алексееве, а во иночестве
Москва. 2 марта 1907
(На фотографии)
Дорогому и милому Василию Александровичу Орлову.
Вы хорошо начали - хорошо и продолжайте: уверенно, твердо, без уклонов.
1933 -3 -VI
(На фотографии)
Милому товарищу, сотруднику и спутнице Вере Николаевне Пашенной.
На рубеже двух миров, старого и нового, - на земле и в искусстве. Счастливого пути в обетованную землю.
Атлантический океан. 14/VI 1923
(На фотографии)
Милой Ирочке Полонской.
С отеческой просьбой оставаться такой, какая Вы сейчас, и не портиться от театра.
Атлантический океан. 1923, 16/VI
(На фотографии)
Милой Ирочке.
Обещайтесь мне, что, если Вы почувствуете, что сцена не толкает Вас вверх, а тянет вниз - на дно, - Вы стремглав убежите из театра.
Атлантический океан. 1923, 16/VI
(На фотографии в роли Сатина)
Милой Ирочке.
Работа не в том, чтоб играть роли, а в том, чтоб познавать свое искусство и уметь его применять к роли.
Атлантический океан. 1923, 16/VI
(На фотографии в роли Гаева)
Талантливому, энергичному сотруднику Николаю Александровичу Попову
от благодарного и ожидающего его
1901 г. 1/ХII. Москва
(На фотографии)
Милому идейному мечтателю Алексею Дмитриевичу Попову.
1918 г. апрель
На добрую память от искренно любящего и ценящего его
(На фотографии)
Дорогому и искренно любимому Алексею Александровичу Прокофьеву.
Истинному другу - моему и всех актеров. На память о том, что не перескажешь словами, но что крепко, на всю жизнь начертано в сердце.
24 -IV-1931
(На фотографии)
В память вторичной нашей встречи на театральных подмостках, с пожеланием никогда на них не расставаться.
От искренно уважающего и сердечно преданного
4/XI 1900
(На фотографии)
Г-же Е. М. Раевской от К. Алексеева (Станиславского)
Дорогой Катерине от преданного и любящего Томаса Штокмана.
16/III 1903 г.
(На фотографии)
Дорогому В. И. Садовникову.
Ценю Вас - очень высоко; жду от Вас - много, и потому требования мои велики.
1922 г. 14/9. Москва
(На фотографии)
Дорогому Николаю Александровичу Семашко.
Истинному другу артистов, покровителю искусства и сердечному, отзывчивому человеку. В знак любви, преданности и благодарности.
1926. 22/IX
(На книге)
Дорогому другу Надежде Александровне Смирновой
на память о красивых днях нашей жизни, прожитых в атмосфере истинного искусства, вместе с незабвенным Николаем Ефимовичем {Николай Ефимович Эфрос был мужем Н. А. Смирновой. (Ред.)}.
1927 -27/Х
(На книге)
Милому и дорогому студийцу Алексею Дмитриевичу Степанову, научившемуся любить искусство в себе, а не себя - в искусстве.
1929 - 30 - IV. Москва
(На фотографии)
Милая, всеми нами любимая Рипсимэ Карповна, Ваша любовь к искусству МХТ поистине трогательна. Мы вместе любим одного и того же бога. Эта общая любовь связывает людей общими духовными дружескими узами, наиболее прочными в жизни. Будьте же всегда так же чисты и так же преданны нашему богу.
1922. Июля 19
(На фотографии)
Дорогой Рипси.
Дорогому другу и милому секретарю женского рода с большими достоинствами мужчины и маленькими недостатками женщины
от любящего К. Станиславского-Алексеева
1929 - 5 - II
(На фотографии)
Милой Елизавете Сергеевне Телешевой.
Люблю и ценю Вас за то, что Вы умеете смотреть в глубь искусства и ищете в нем сущности. Это - много обещает.
1927-11 -VI Ленинград
(На фотографии)
"Мастеру" - Титову и милому, дорогому товарищу по искусству Ивану Ивановичу в знак признательности и любви, в день сорокалетнего юбилея.
14 -V-1931 Москва
(На фотографии)
Дорогому товарищу и сотруднику Иоасафу Александровичу Тихомирову, от искренно уважающего его и преданного
К. С. Алексеева (Станиславского)
Москва. 1903, 10 мая
(На фотографии)
Дорогому, талантливому, чистому Николаю Павловичу Хмелеву.
Вы ищете сущности в искусстве, Вы умеете смотреть и видеть в нем прекрасное. Верю в Вас и люблю Вас за это.
1926-9-XI. Москва
(На фотографии)
Артем, Савицкая, Бурджалов сыграли большую роль при строительстве МХТ не только своими артистическими талантами, но и чистотой отношения к делу, которая помогла создать новую закулисную этику. И у Вас есть талант и прекрасное отношение к искусству, и Вам предстоит при обновлении МХАТ сыграть важную роль не только как актеру, но и как человеку.
(Надпись на куске картона; без даты)
Дорогому другу Московского Художественного театра, искренно уважаемому Владимиру Григорьевичу Черткову
1926. 12/Х
(На книге)
Искренно любимому и чтимому А. П. Чехову.
Создателю нового театра от благодарного режиссера и актера
К. С. Алексеева (Станиславского)
Москва. 10 февраля 1902
(На фотографии)
Дорогому Антону Павловичу Чехову от душевно преданного
К. Алексеева (Станиславского)
1904-17-I
(На фотографии)
Глубокоуважаемой и талантливой О. Н. Михайловой (Чюминой) от ее искреннего поклонника, бесконечно благодарного
К. Алексеева (Станиславского)
Спб. 7 марта 1902
(На фотографии)
Дорогой О. Н. Чюминой от душевно преданного и благодарного
К. Алексеева (Станиславского)
24/III 903
(На фотографии)
Моей милой, любимой, талантливой, артистичной Марии Николаевне Шаровой.
Блестящее будущее перед Вами, если зададитесь целью познать до конца свое искусство.
1929-18-IV
(На книге)
Милому давнишнему другу и товарищу Александре Александровне Яблочкиной от сердечно преданного
К. С. Алексеева (Станиславского)
1918 г. Москва
(На фотографии)
Большому Драматическому театру им. Горького
Большому Драматическому академическому театру.
Ваш театр - один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности. Ищите же ее скорее и утверждайте на подмостках.
1927, 30.VI. Ленинград
(На фотографии)
Клубу мастеров искусств.
Клуб без карт, с серьезными художественными задачами. Сорок пять лет назад я затевал его и провалился. Понадобилось прожить полвека, чтобы это стало возможным. Хвала вам!
27 марта 1935 года
(На фотографии)
Чеховской студии.
Учитесь скорее самому трудному и самому важному: любить искусство, а не себя в искусстве. Дай бог вам сил, здоровья и успеха.
1919 г. 12 октября
(На фотографии)
Участникам гастрольной поездки МХАТ 1925 г.
Актеры всех театров и студий МХАТ - соединяйтесь.
Наша поездка по СССР знаменательна тем, что она сблизила молодежь школы и студий со стариками. В этом главный залог будущего успеха.
Вагон МХАТ. 30/VI - 925
(На групповой фотографии участников гастрольной поездки МХАТ летом 1925 г.)
Письма к Е. К. Малиновской печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив К. С. Станиславского) {При дальнейших ссылках на материалы, хранящиеся в архиве К. С. Станиславского в Музее МХАТ, указывается только шифр архива: КС.}.
Малиновская Елена Константиновна (1875-1942) - общественный и театральный деятель. Член КПСС с 1905 г. С 1918 г. - управляющий московскими государственными, а затем (с 1920 г.) академическими театрами. В течение многих лет была директором Большого театра.
1 По-видимому, удостоверение, обеспечивавшее неприкосновенность квартиры Станиславского, в которой первоначально работала Оперная студия Большого театра и постоянно происходили занятия и репетиции с актерами МХТ и его студий.
2 Волькенштейн Владимир Михайлович, драматург и театровед, был секретарем Станиславского до 1921 г. Заведовал литературной частью Первой студии МХТ с 1913 по 1921 г. Автор монографии о Станиславском.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Написано в связи с пятидесятипятилетием сценической деятельности Г. Н. Федотовой, которое отмечалось в 1918 г., годом позже самой юбилейной даты.
1 В книге "Моя жизнь в искусстве" и в письмах (см. Собр. соч., т. 1 и 7) Станиславский отмечает выдающуюся роль Г. Н. Федотовой в его творческом формировании.
Печатается по подлиннику личного архива В. А. Чаговца.
Чаговец Всеволод Андреевич (1877-1950) - украинский журналист и театральный критик, сотрудник газеты "Киевская мысль" (с 1900 г.). Автор многих рецензий на спектакли Художественного театра. В советскую эпоху - сотрудник нескольких украинских газет. В 1956 г. в Киеве изданы его воспоминания на украинском языке "Життя и сцена" ("Жизнь и сцена").
1 В письме от 21 мая 1918 года В. А. Чаговен приглашал Художественный театр на гастроли в Киев (архив КС).
2 Станиславский имеет в виду оккупацию Украины немцами (1918 г.), и временное отторжение ее от Советской России.
3 И. Е. Дуван - актер МХТ с 1912 по 1914 г. Эмигрант.
Письма к В. В. Лужскому печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Год письма установлен в связи с пребыванием Станиславского на отдыхе в пансионе Игнатьевой (ст. Тучково, Белорусской жел. дор.).
Поводом для письма В. В. Лужского, на которое отвечает Станиславский, послужило двадцатилетие со дня начала регулярных репетиций в Художественном театре (14 июня 1898 г. в Пушкино под Москвой).
1 Разность наших взглядов на искусство... Очевидно, подразумевается отношение В. В. Лужского к "системе" Станиславского - то, что он не сразу стал ее сторонником и последователем.
2 Перетта Александровна - Калужская, жена В. В. Лужского.
3 В. В. Лужский был в 1918 г. заведующим труппой и репертуаром.
4 Саша - Александр Васильевич Калужский, сын В. В. Лужского.
Дата устанавливается предположительно, по связи с протоколом заседания Правления МХТ, на котором обсуждался вопрос о спектаклях МХТ в помещении Театра Совета рабочих депутатов (28 августа 1918 г.).
1 О каком концертном выступлении театра, и в частности Станиславского, перед солдатами идет речь в данном письме, установить не удалось. Еще в мае 1917 г. Правление театра поручило Станиславскому вести переговоры о спектаклях МХТ с Комиссией культурно-просветительной работы Совета рабочих депутатов. Первый спектакль МХТ в Театре Совета рабочих депутатов - "Вишневый сад" А. П. Чехова - состоялся 12 октября 1917 г.
На заседании Правления МХТ 28 августа 1918 г. обсуждался репертуар выступлений в помещении Театра Совета рабочих депутатов. В репертуар были включены: Пушкинский спектакль, "Вишневый сад", "Царь Федор Иоаннович" (спектакль был сыгран 3 и 7 октября 1918 г.), "На дне" (10 октября 1918 г.), "На всякого мудреца довольно простоты" (5 декабря 1918 г.) и "Смерть Пазухина" (12 декабря 1918 г.).
На полях протокола заседания Правления МХТ имеется помета Вл. И. Немировича-Данченко, совпадающая по мысли с содержанием письма К. С. Станиславского: "Чрезвычайно важно, даже в политическом смысле, чтобы появление всех частей наших на сцене Совета рабочих депутатов было обставлено исключительной порядливостью, дисциплиной и вообще культурностью".
1 Бюро комиссаров сейфов было создано в первый год революции в связи с национализацией банков. Постановлением Президиума Московского Совета рабочих депутатов от 18 апреля 1918 г. было разрешено "артисткам и артистам действительно нуждающимся, согласно удостоверений, выдаваемых Художественно-просветительным отделом, выдавать из сейфов, из ссудных касс юбилейные и именные подношения без внесения какого бы то ни было налога" (Московский областной исторический архив, ф. 66, ед. хр. 818). Очевидно, такое удостоверение Малиновская прислала Станиславскому.
2 По-видимому, речь идет о пленарном заседании научно-теоретической группы ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, состоявшемся 14 октября 1918 г.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.
1 К. С. Станиславский с 1909 г. был действительным членом Общества любителей российской словесности.
Дата устанавливается по упоминанию репетиций пьесы "Младость", премьера которой состоялась 13 декабря 1918 г., и по другим соответствующим данным репертуара.
1 В 1918 г. по инициативе Станиславского во Второй студии началась работа над инсценированными отрывками из произведений русских классиков, которую он предложил назвать "дневником студии". Эта работа, не претендуя на целостность спектакля, тем не менее была рассчитана на включение в репертуар студии. Так, Вторая студия играла "Историю лейтенанта Ергунова" по повести И. С. Тургенева, отрывок из романа Н. С. Лескова "Некуда" и отрывок из повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (премьера состоялась 27 февраля 1918 г.). Станиславский не