раз возвращался к мысли о продолжении и расширении этого опыта. По-видимому, он хотел перенести этот опыт и в Первую студию.
Интермедии Сервантеса готовились к постановке под руководством Станиславского в Первой студии МХТ. Репетировались "Два болтуна", "Саламанкская пещера", "Ревнивый старик", "Театр чудес". Спектакль не был осуществлен.
2 На какую роль намечался в интермедии актер МХТ А. Э. Шахалов - установить не удалось.
3 "Младость" - пьеса Л. Андреева, была поставлена во Второй студии МХТ (премьера -13 декабря 1918 г.). Артист МХТ К. Г. Сварожич (в МХТ с 1913 по 1919 г.) исполнял в ней роль доктора Веревитина.
4 "Роза и Крест" - драма А. Блока, была принята к постановке в Художественном театре в 1916 г. Весной и осенью 1916 г. был проведен ряд репетиций под руководством Лужского и Немировича-Данченко. Репетиции с новым составом исполнителей возобновились под руководством Станиславского в 1918 г. Спектакль готовился к открытию, сезона 1918/19 г. За время с 21 марта 1916 г. по 13 декабря 1918 г. было проведено около 200 репетиций, и все же постановка так и не была осуществлена.
5 "Балладина" - пьеса Ю. Словацкого (перевод К. Бальмонта), была поставлена в Первой студии МХТ (премьера - 16 февраля 1920 г.). Артистка Первой студии Е. Г. Сухачева исполняла заглавную роль. В "Иванове" она не участвовала.
6 В спектакль Первой студии МХТ "Калики перехожие" (пьеса В. Волькенштейна; премьера - 25 декабря 1914 г.) артист МХТ Н. П. Кудрявцев был введен на роль Алексея-атамана.
В пьесе "Правда - хорошо, а счастье лучше" А. Н. Островского (спектакль Первой студии МХТ, предназначенный для выездов в районы) Н. П. Кудрявцев исполнял рель Грознова.
7 Артистка МХТ М. А. Жданова в пьесе Л. Н. Толстого "И свет во тьме светит" (неосуществленная постановка А. А. Санина и И. М. Москвина) репетировала роль Любы.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Антарова Конкордия Евгеньевна (1886-1959) - солистка Большого театра, педагог, заслуженная артистка РСФСР. Была одним из инициаторов Оперной студии при Большом театре, которой руководил Станиславский. Антаровой принадлежит запись бесед Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. (изд. ВТО, 1939 и 1947 гг.; изд. ВТО - "Искусство", 1952 г.).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский подробно описывает трудности, которые театр испытывал при постановке мистерии Байрона "Каин" в связи с отсутствием необходимых средств. Там же он объясняет причины, побудившие Художественный театр включить в свой репертуар "Каина", в философской идее которого он в то время искал "созвучия революции". Премьера состоялась 4 апреля 1920 г. Роль Каина играл Л. М. Леонидов. Художником спектакля был Н. А. Андреев. (См. Собр. соч., т. 1, стр. 378-383).
Печатается по тексту, опубликованному в книге: Т. Л. Щепкина-Куперник, О М. Н. Ермоловой, М.-Л., ВТО, 1940, стр. 171-172.
1 Письмо написано Станиславским в связи с пятидесятилетием сценической деятельности Марии Николаевны Ермоловой, которое отмечалось 2 мая 1920 г.
2 От Художественного театра M. H. Ермолову приветствовал Вл. И. Немирович-Данченко, возглавлявший делегацию (см. его речь в книге: Вл. И. Немирович-Данченко, Статьи, речи, беседы, письма, М., "Искусство", 1952, стр. 356-357).
Письмо К. С. Станиславского читал И. М. Москвин.
Письма к Вс. Э. Мейерхольду печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 50 и 2092.
1 Вс. Э. Мейерхольд с 16 сентября 1920 г. был заведующим Театральным отделом Наркомпроса.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по премьере спектакля "Мистерия-буфф" - 1 мая 1921 г.
1 "Мистерия-буфф" В. Маяковского была поставлена в Театре РСФСР I Вс. Э. Мейерхольдом и В. М. Бебутовым.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата установлена приблизительно, по содержанию письма. Машинопись; подпись - автограф К. С. Станиславского.
1 Летом 1921 г. состоялось 44 показательных спектакля Оперной студии Большого театра: "Вечер Н. А. Римского-Корсакова" (22 раза), первый спектакль в помещении Художественного театра - 9 июня; "Вечер Пушкина" - концерт из произведений П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова (16 раз), первый спектакль - 14 июля; "Вертер" (6 раз), первый спектакль - 2 августа.
2 М. П. Гортынская работала художником-декоратором МХАТ с 1920 по 1924 г. Ею были созданы декорации и костюмы в спектаклях: "Дочь Анго" Ш. Лекока в Музыкальной студии МХАТ (1920 г.); "Узор из роз" Ф. Сологуба и "Немая жена" А. Франса во Второй студии. В Оперной студии Большого театра она оформляла оперу "Вертер" Массне (в ширмах), пролог к опере "Сказка о царе Салтане" и сцены из оперы "Ночь перед рождеством" (вторая картина первого действия) Н. А. Римского-Корсакова.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова. Дата устанавливается по содержанию письма.
1 Летом 1921 г Е. Б. Вахтангов после перенесенных им двух тяжелых операций находился на излечении в клинике-санатории "Всехсвятское" под Москвой.
2 См. примеч. 1 к письму No 15.
3 Впервые "Ревизор" был поставлен Художественным театром в 1908 г. В 1921 г. Станиславский осуществил новую постановку "Ревизора", в которой впервые ярко проявилось его новое, рожденное революцией отношение к русской классической драматургии, и в частности к гениальной сатире Гоголя. Роль Хлестакова играл М. А. Чехов, городничего - И. М. Москвин. Художником спектакля был К. Ф. Юон. Премьера состоялась 8 октября.
4 "Сказка об Иване-дураке и его братьях" Л. Н. Толстого (инсценировка М. А. Чехова) - спектакль Второй студии МХАТ. Режиссер - Б. И. Вершилов, художник - Б. А. Матрунин. Первый спектакль - 22 марта 1922 г. Станиславский принимал большое участие в подготовке и выпуске этого спектакля (см. письмо No 23 и комментарий к нему).
5 В сезон 1920/21 г. Станиславский возобновлял Тургеневский спектакль ("Нахлебник" и "Провинциалка"), "Синюю птицу" и "Царя Федора Иоанновича".
В первые годы после революции Станиславский вел огромную работу как актер, режиссер, руководитель Художественного театра и его студий. В черновике заявления (без подписи и указания адресата) он писал: "Я состою руководителем многих театров и коллективов: 1) Государственного Академического МХТ; 2) Первой его студии; 3) Второй его студии; 4) Районной его группы; 5) Оперной студии Госуд. Большого театра. 6) Кроме того, работаю в Студии Комической оперы при МХТ; 7) принимаю участие в Студии для рабочих, основанной И. В. Лазаревым; 8) в студии "Габима"; 9) даю частные уроки отдельным лицам или целым коллективам" (Музей МХАТ, архив КС).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР (архив М. А. Бекетовой, ф. 462, No 168).
Кублицкая-Пиоттух Александра Андреевна (1860-1923), урожденная Бекетова, по первому браку - Блок. Мать А. А. Блока. Переводчица и писательница.
1 Письмо А. А. Кублицкой-Пиоттух к М. П. Лилиной не найдено.
2 В письме от 27 октября 1921 г. А. А. Кублицкая-Пиоттух писала: "Хочется нам всем получить Ваши воспоминания. Ведь я не могу забыть, как Саша мне рассказывал о Вашем общении и разговорах с ним. Раз он мне сказал: я думаю, Станиславский - самый талантливый человек в России. ...Верил он Вам очень как человеку и глубокую чувствовал к Вам симпатию. Как же мне не желать после всего этого Ваших слов о нем?.." (Музей МХАТ, архив КС).
Воспоминания об А. А. Блоке Станиславским написаны не были. В черновом варианте его письма к А. А. Кублицкой-Пиоттух были слова: "Постигшее Вас и всех нас, русских, горе - таково, что о нем может говорить и писать лишь гений вроде Лермонтова или Толстого" (Музей МХАТ, архив КС, No 803).
По свидетельству Л. Я. Гуревич, в 1934 или в 1935 г. К. С. Станиславский после их беседы об А. А. Блоке набросал начерно, карандашом, некоторые свои впечатления от свидания с А. А. Блоком и подарил эту запись Л. Я. Гуревич (см. Собр. соч., т. 6, стр. 334).
Об отношении А. А. Блока к К. С. Станиславскому см. в книге: Александр Блок, Соч. в двух томах, т. II, М., 1955, а также его "Дневник", Л., 1928.
Письма к В. Ф. Грибунину печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС). Месяц и число в письме No 18 установлены по сопоставлению с последующим письмом Станиславского и по письму к нему Грибунина от 14 октября 1921 г.; дата, указанная Станиславским, ошибочна.
Грибунин Владимир Федорович (1873-1933) - артист МХАТ со дня его основания, заслуженный деятель искусств РСФСР. Среди созданных им сценических образов наиболее значительными были Никита ("Власть тьмы"), Медведев ("На дне"), Симеонов-Пищик ("Вишневый сад"), Осип ("Ревизор"), Фурначев ("Смерть Пазухина"), Чика-Зарубин ("Пугачевщина"), Курослепов ("Горячее сердце"). Один из любимейших актеров Станиславского и Немировича-Данченко.
1 В письме от 14 октября 1921 г., названном Станиславским "ультиматумом", В. Ф. Грибунин писал: "Почему я до сих пор не получаю академического пайка, когда почти весь театр получает? ...Медведева играть больше не могу. Землянику мне навязали насильно. Зачем это мне надо? Да и театру, я уверен, такой игры не надо. Зачем взяли у меня Осипа? Я его только что начинал любить и постепенно в нем доходить. Так продолжать я не могу, все жертвы, жертвы, это в конце концов мне надоело. Давайте или расстанемся, или пусть театр пойдет мне навстречу и исполнит следующее:
Во-первых, я должен немедленно получить мой паек; во-вторых, играть буду Медведева в воскресенье 16-го октября в последний раз и, в-третьих, в "Ревизоре" буду играть или Осипа, или никого".
1 Вера Николаевна - Пашенная, артистка Малого театра, ныне народная артистка СССР. Жена В. Ф. Грибунина.
2 Грибунин играл Медведева в пьесе "На дне" М. Горького с 1902 г. В первой постановке "Ревизора", в 1908 г., он играл Осипа, при подготовке спектакля "Ревизор" в 1921 г. репетировал и исполнял в первых спектаклях роль Земляники. В ноябре 1921 г. В. Ф. Грибунин был введен на роль Осипа, а В. В. Лужский - на роль Земляники.
3 Труппу театра Станиславский делил на четыре группы актеров, родственных между собой "в главной сути", но весьма различных в понимании многих сторон искусства и методов работы. К первой группе он относил актеров - основателей театра и немногих других наиболее опытных его мастеров; отсюда определение: "репертуар первой группы".
В марте 1919 г. Немирович-Данченко направил каждому из членов труппы МХТ официальное обращение, в котором он писал: "Для урегулирования работ театра организуются три самостоятельных группы на федеративных началах - самостоятельных и по составу, и по распределению работ, и по финансовой структуре. Все группы будут находиться в непрерывной духовной связи и известную часть своих спектаклей давать под общей фирмой МХТ.
...Большинство старших членов труппы входит в первую группу. Вторая группа составляется вокруг Первой студии. Третья находится еще на пути к выяснению.
Как член труппы МХТ Вы имеете право записаться в любую из групп и тем вступить в ее основной состав со всеми правами члена товарищества этой группы". (Черновая рукопись, датированная 20 марта 1919 г. и подписанная Вл. И. Немировичем-Данченко. Музей МХАТ, архив Н-Д)
4 Тургеневский спектакль (первый акт из комедии "Нахлебник", "Где тонко, там и рвется" и "Провинциалка") был поставлен Художественным театром 5 марта 1912 г. В 1922 г. спектакль был возобновлен с изменениями: комедия "Где тонко, там и рвется" не исполнялась, а "Нахлебник" шел полностью.
"Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") К. Гольдони, поставленная театром в 1914 г. (премьера - 3 февраля), была возобновлена в 1923 г., во время гастролей МХАТ в Западной Европе и Америке.
Пьеса Л. Н. Толстого "Плоды просвещения" репетировалась в МХАТ с 12 октября 1921 г. по 17 мая 1922 г. Режиссерами спектакля были К. С. Станиславский и Л, М. Леонидов. Работа была прервана в связи с отъездом театра за границу.
"Смерть Тарелкина" А. В. Сухово-Кобылина репетировалась осенью 1921 г. в Первой студии Художественного театра. Первоначально над спектаклем работал Б. М. Сушкевич вместе с художницей А. А. Экстер. Позднее постановка была поручена Е. Б. Вахтангову, который работал с художником И. М. Рабиновичем. Роли готовили: И.М.Москвин - Расплюева, М. А. Чехов - Тарелкина, Л. М. Леонидов - Варравина. Постановка готовилась к сезону 1922/23 г., но не была завершена из-за кончины Е. Б. Вахтангова и отъезда МХАТ на гастроли за границу.
5 Пантеонная пьеса - в данном случае спектакль, признанный достойным репертуара основной сцены МХАТ - "Пантеона русского искусства".
6 В. Ф. Грибунин, требуя, чтобы его освободили от роли Земляники, писал: "...обязуюсь того актера, кому Вы назначите роль Земляники, приготовить в двухнедельный срок".
7 Речь идет о ролях профессора Серебрякова в "Дяде Ване" А. П.Чехова, мужика и Федора Ивановича - в "Плодах просвещения" Л. Н. Толстого.
Письма и телеграммы к Вл. И. Немировичу-Данченко печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Месяц и число в письме No 20 установлены по дню рождения Вл. И. Немировича-Данченко 11/23 декабря.
1 Екатерина Николаевна - жена Вл. И. Немировича-Данченко.
2 Миша - Михаил Владимирович, приемный сын Вл. И. Немировича-Данченко.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова. Дата устанавливается по премьере спектакля "Гадибук" в еврейской студии "Габима" (31 января 1922 г.).
Письма к П. Н. Сакулину печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ, ф. 444, оп. 1, ед. хр. 853.
Сакулин Павел Никитич (1868-1930) - историк литературы, профессор Московского университета, академик. Председатель Общества любителей российской словесности (с 1922 г.).
1 Станиславский должен был выступить на вечере по случаю 85-й годовщины со дня смерти А. С. Пушкина, в сцене из "Скупого рыцаря". Вечер был организован Обществом любителей российской словесности 11 Февраля 1922 г.
2 Речь идет о студийцах Оперной студии Большого театра, которые исполнили Пролог к опере "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова.
14 февраля 1922 г. П. Н. Сакулин писал К. С. Станиславскому: "Организационный комитет выражает Вам сердечную признательность за участие Оперной студии в нашем вечере. Ее выступление было одним из лучших номеров программы. Надеюсь, что никто из исполнителей не простудился: в зале было свежо, но не холодно" (Музей МХАТ, архив КС).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Записка адресована артистам Второй студии МХАТ Е. В. Калужскому и И. Я. Судакову "или кому-нибудь, кто свободен".
Дата устанавливается по открытию сезона Второй студии МХАТ и первому представлению "Сказки об Иване-дураке и его братьях" (22 марта 1922 г.). Премьера спектакля состоялась в новом помещении, предоставленном студии (Тверская, ныне улица Горького, 22), получившем в дальнейшем наименование: "Малая сцена МХАТ". В спектакле были заняты артисты Второй студии МХАТ: А. М. Азарин, Н. П. Баталов, Е. К. Елина, Е. В. Калужский, В. С. Соколова, В. Я. Станицын, И. Я. Судаков, Н. П. Хмелев и другие.
На премьере присутствовали представители прессы и многие артисты Художественного театра.
Печатается по тексту, опубликованному в книге "Федор Иванович Шаляпин", т. I, М., "Искусство", 1957.
1 Иола Игнатьевна - жена Ф. И. Шаляпина.
2 До 1921 г. Ф. И. Шаляпин посещал репетиции и спектакли Оперной студии Большого театра, интересуясь реформой оперы, осуществляемой Станиславским.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова.
Сушкевич Борис Михайлович (1887-1946) - актер, режиссер, театральный педагог. Артист МХТ с 1908 г. и Первой студии МХТ - с 1913 г. Помощник Станиславского, режиссер-педагог Оперной студии с 1922 по 1924 г. С 1924 по 1930 г. - артист и режиссер МХАТ 2-го. С 1933 по 1936 г. возглавлял Ленинградский государственный академический театр драмы. В последние годы жизни был художественным руководителем ленинградского Нового театра. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1 МОНО - Московский отдел народного образования.
2 29 мая 1922 г. скончался Евгений Богратионович Вахтангов. Записка была послана, очевидно, накануне похорон (31 мая), на которых Станиславский присутствовал.
Надежда Михайловна - жена Е. Б. Вахтангова.
1 Письмо П. Н. Сакулина к К. С. Станиславскому с выписками и справками о Пушкине не обнаружено. В архиве П. Н. Сакулина (Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, шифр: Сак 50/31) имеются библиографические заметки по сценическому творчеству. Здесь на отдельных листках, среди ряда работ, названа статья в журнале "Горн" о "системе" Станиславского. На одном из листков записано: "Теория К. С. Станиславского (изречение Пушкина, сквозное действие)".
2 В книге "Работа актера над собой" (ч. 1, гл. "Действие") Станиславский приводит афоризм А. С. Пушкина: "Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя" (<О народной драме и драме "Марфа Посадница">, А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 11, стр. 178, Изд-во Академии наук СССР, 1949). "Добавлю от себя, - пишет Станиславский, - что совершенно того же требует наш ум и от драматического артиста, с той разницей, что обстоятельства, которые для писателя являются предполагаемыми, для нас, артистов, будут уже готовыми - предлагаемыми" (см. Собр. соч., г. 2, стр. 61).
3 "Санузкое" - санаторий "Узкое" под Москвой, принадлежавший Центральной комиссии по улучшению быта ученых (Цекубу).
4 В санатории "Узкое" существовали свои шуточные традиции, одной из которых было торжественное избрание "главы санузского правительства". Это и имеет в виду Станиславский, вспоминая о "санузском царствовании" П. H Сакулина.
5 Борис Иванович - Сыромятников (1875-1947), историк права, профессор.
6 К предстоящим гастролям по Западной Европе и Северной Америке Художественный театр готовился с весны 1922 г.
Печатается по подлиннику личного архива И. К. Алексеева.
1 В Гребневе, под Москвой, находился туберкулезный санаторий, в котором лечился сын К. С. Станиславского И. К. Алексеев.
2 К. С. Станиславский отдыхал в "Узком" с 20 июля до середины августа 1922 г. В это же время там отдыхали профессора Б. З. Коленко, С. А. Котляревский, А. Н. Реформатский, П. Н. Сакулин, Б. И. Сыромятников, А. Н. Филиппов, В. К. Хорошко, скульптор Н. А. Андреев и академики Д. Н. Анучин, В. А. Обручев и А. П. Павлов, которые устроили торжественные проводы К. С. Станиславскому в связи с предстоявшим отъездом его за границу на гастроли.
3 Н. А. Румянцев служил в МХТ с 1902 г. В 20-х годах ведал административно-финансовой частью театра.
4 Гест Морис - американский антрепренер-предприниматель. Организатор гастролей МХАТ в Америке в 1923-1924 гг.
Печатается по подлиннику личного архива Н. В. Демидова.
Демидов Николай Васильевич (1884-1953) - режиссер, педагог. Преподавал "систему" Станиславского в студиях МХАТ и в Оперной студии Большего театра.
1 Станиславский считал Демидова своим помощником по педагогической и исследовательской работе.
В 1926 г. в своем отзыве о нем Константин Сергеевич писал: "Николая Васильевича Демидова я знаю 15 лет. Это - человек полный подлинной любви к искусству и самоотверженный энтузиаст" (подлинник - в архиве семьи Н. В. Демидова).
2 "Габима" - еврейская студия, впоследствии эмигрировавшая из СССР. Е. Б. Вахтангов работал в этой студии в качестве педагога и режиссера. В 1922 г. им была поставлена там пьеса "Гадибук" Ан-ского (С. А. Рапопорт).
3 Сальери - роль в трагедии "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина, впервые исполненная Станиславским 26 марта 1915 г. Занятия с Вахтанговым, о которых упоминается в письме, были нужны Станиславскому для того, "чтобы проверить - кто куда ушел в смысле понимания искусства" (письмо Р. К. Таманцовой в Музей театра им. Евг. Вахтангова. По поручению Станиславского она ответила на вопрос о цели занятий Станиславского с Вахтанговым по "Моцарту и Сальери").
1 14 сентября 1922 г. Станиславский во главе труппы Художественного театра выехал в гастрольную поездку по Западной Европе и Америке. Данное письмо является ответом на письма Вл. И. Немировича-Данченко от 7 августа и 4 сентября 1922 г.; Владимир Иванович находился в это время на отдыхе за границей.
В своих письмах Немирович-Данченко старался успокоить Станиславского, который волновался по поводу предстоящей поездки, чувствуя огромную ответственность, был смущен тем, что в Берлине театр выступит со старым репертуаром.
"В Берлине,- писал Немирович-Данченко,- я очень ощутительно почувствовал, что можно ехать туда играть того же "Федора", "Сестер" и т. д. ... Я хотел сам написать Вам только про Берлин, чтобы Вы не смущались, что едете со старым репертуаром. И потом - там целое новое поколение, слышавшее, но не видавшее и жаждущее увидеть Художественный театр. И кроме того, то, что называют новым искусством, успело приесться" (Музей МХАТ. архив Н-Д; см. также письма Немировича-Данченко к Станиславскому в книге: Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, М... "Искусство", 1954, стр. 349-350, письма No 191, 192).
2 Станиславский имел в виду возвращение театра в Москву в октябре 1923 г., так как гастроли театра за границей были первоначально разрешены на один сезон. Позднее решением Советского правительства поездка была продлена еще на год, на сезон 1923/24 г.
3 "Каин" Байрона намечался к постановке в МХТ еще в 1907 г. (Л. М. Леонидов - Каин, В. И. Качалов - Люцифер). Тогда мистерия Байрона была запрещена к представлению цензурой. В 1920 г., когда она была поставлена Станиславским, Качалов был за границей. Позднее спектакль не был возобновлен.
4 В. М. Волькенштейн в своей книге "Станиславский" (М., издательство "Шиповник", 1922) недооценивал значение деятельности Вл. И. Немировича-Данченко в Художественном театре и недостаточно объективно осветил взаимоотношения Станиславского и Немировича-Данченко на протяжении их почти 25-летней совместной творческой работы.
5 Преподавание ритмики в школе МХТ было поручено В. С. Алексееву, брату К. С. Станиславского. С. М. Волконский вел в студиях и школе МХТ занятия по "художественному слову".
6 Немирович-Данченко в это время находился на отдыхе в Висбадене.
7 Чествование А. И. Южина в связи с сорокалетием со дня первого выступления на сцене Малого театра (30 августа ст. стиля 1882 г. в роли Чацкого) состоялось 18 сентября 1922 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР присвоил А. И. Южину звание народного артиста республики. С приветствием от Художественного театра выступил Вл. И. Немирович-Данченко. А. И. Южин был избран почетным членом Художественного театра.
8 Первая студия Художественного театра с 23 июня по сентябрь 1922 г. находилась в заграничной гастрольной поездке (Рига - Ревель - Варшава - Краков - Львов - Прага - Берлин - Висбаден). Вторая студия была на гастролях в Тифлисе.
Печатается по тексту, опубликованному в книге: Т. Л. Щепкина-Куперник, О М. Н. Ермоловой, М.-Л., ВТО, 1940, стр. 172-173.
Дата устанавливается по содержанию письма, в связи с днем отъезда Станиславского на гастроли за границу.
1 Гликерия Николаевна - Федотова.
Дата устанавливается по репертуару гастрольных спектаклей МХАТ в Берлине.
1 Труппа Художественного театра ехала в Берлин от Петрограда до Штеттина морем. К. С. Станиславский и М. П. Лилина с сыном, дочерью и внучкой, старейшая актриса театра Е. М. Раевская и секретарь дирекции О. С. Бокшанская ехали по железной дороге, через Себеж - Ригу.
2 Гремиславский Иван Яковлевич (1886-1954) - художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, заведующий постановочной частью МХАТ.
3 26 сентября трагедией "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого начались гастроли Художественного театра в Берлине. Здесь были даны также спектакли: "Вишневый сад", "Три сестры" А. П. Чехова и "На дне" М. Горького.
4 Трушников Сергей Александрович - заведующий хозяйственной частью Художественного театра с 1903 по 1931 г.
5 Коган Мария Борисовна - друг многих артистов МХАТ старшего поколения. С 1917 г. жила за границей, где и умерла.
6 К. О. - Комическая опера, первоначальное название Музыкальной студии МХАТ.
7 Федор Николаевич - Михальский, с 1918 г. - инспектор МХТ, позднее - главный администратор и помощник директора МХАТ; ныне директор Музея МХАТ.
Подпись отсутствует в оригинале письма.
1 Речь идет о возможности возвращения в Художественный театр актрисы M. H. Германовой, которая в 1919 г. выехала на гастроли с так называемой "качаловской группой" (см. примеч. 2 к письму No 37) и осталась за границей.
2 Между окончанием гастролей театра в Берлине и началом гастролей в Праге был десятидневный перерыв. Станиславский решил использовать свободное от спектаклей время на завершение подготовки вторых исполнителей на каждую роль гастрольного репертуара. В результате проведенной им работы 14 ноября в спектакле "Вишневый сад" Гаева играл В. И. Качалов, 16 ноября "Три сестры" шли с Л. М. Кореневой - Ириной, 17 ноября в спектакле "Царь Федор Иоаннович" В. И. Качалов играл Федора, К. С. Станиславский - князя Ивана Петровича Шуйского и В. Н. Пашенная - царицу Ирину.
3 Спектакли "На дне" и "Царь Федор Иоаннович" в театре-цирке Рейнгардта не состоялись.
1 4 декабря 1922 г. французский театральный и общественный деятель, директор Театра Елисейских полей Жак Эберто организовал заседание, на котором видные представители французского театра хотели познакомить собравшихся с деятельностью МХАТ перед началом его гастролей в Париже. Заседание вылилось в торжественное чествование Художественного театра и К. С. Станиславского. Присутствовавшая на заседании труппа МХАТ была представлена публике.
Жак Эберто, приветствуя К. С. Станиславского, сказал, что на его долю выпала честь оказать гостеприимство лучшему театру мира. Знаменитый актер и режиссер, реформатор французского театра Андре Антуан назвал себя не только последователем, но и учеником Станиславского. Он говорил о кризисе французского театра, о том, что для передовых театральных деятелей Франции, стремящихся к созданию новых ценностей в искусстве, творчество Станиславского всегда являлось маяком.
"Я вас не знаю, я никогда не видел вас на сцене, - обратился к К. С. Станиславскому другой выдающийся деятель французского искусства, основатель театра "Старая голубятня" Жак Копо,- но я убежден, что мне ведомы тайны вашего искусства. Для этого достаточно взглянуть на вас. Вы не сказали еще ни одного слова, не сделали ни одного движения, но вас уже любят. Такова могущественная сила обаяния, что таится в вас. Мы следуем вам в вашей работе, ибо идея театра искренности, красоты, внутренней правды близка нам, понятна всем. ...Вы приблизите нас к душе вашего народа, которую мы хотим еще более понять и оценить...".
К. С. Станиславский выступил с ответной речью на французском языке. "Мы пришли не учить, - сказал он, - а показать результаты двадцатичетырехлетней нашей работы с моим другом Вл. И. Немировичем-Данченко. В продолжение двадцати лет я ежегодно посещаю Париж. Посещаю театры. "Комеди Франсэз", "Одеон", "Жимназ" были моими первыми учителями, и я их приветствую".
Текст написан на почтовой открытке с изображением парохода "Мажестик", на котором 27 декабря труппа Художественного театра выехала на гастроли в Америку.
1 24 декабря в Париже после окончания гастрольных спектаклей был дан концерт, который прошел с огромным успехом. В программу концерта были включены комедия И. С. Тургенева "Провинциалка" с участием М. П. Лилиной, К. С. Станиславского, В. Ф. Грибунина и сцены из спектакля "Братья Карамазовы", которые исполняли В. И. Качалов, И. М. Москвин, Л. М. Коренева и Б. Г. Добронравов.
Гастроли Художественного театра в Европе, закончившиеся в Париже (первый сезон), имели огромное художественное и общественное значение. В Берлине, Праге, Загребе, Париже спектакли сопровождались чествованиями театра и восторженными отзывами печати.
"Ансамбль Художественного театра,- писал Люнье-По в газете "Пари-Журналь",- поражает своей цельностью. Совершенство ансамбля достигнуто ценой суровой дисциплины, которой каждый член коллектива Художественного театра подчиняется во имя веры в общее дело".
Много восторженных отзывов прессы посвящено Станиславскому. Известный французский критик Анри Биду писал о нем: "Он довел сценическое искусство до совершенства и тонкости, которые не достигнуты нигде в свете, и спектакли, которые он дает, самые прекрасные" (см. статью "Художественный театр в Париже", "Известия", 30 декабря 1922 г.). См. также воспоминания К. С. Станиславского о путешествии в Европу и Америку (Собр. соч., т. 6, стр. 120-200) и статьи: О. С. Бокшанская, Из переписки с Вл. И. Немировичем-Данченко, и Н. В. Минц, О влиянии Художественного театра на мировое театральное искусство ("Ежегодник МХТ" за 1943 г., стр. 487-615).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Впервые опубликовано в "Ежегоднике МХТ" за 1943 г. в статье О. С. Бокшанской как письмо к Вл. И. Немировичу-Данченко (оно предназначалось ему в числе других лиц). Датируется по содержанию (отъезд труппы МХАТ из Европы в Америку и упоминание первого спектакля МХАТ в Нью-Йорке, состоявшегося 8 января 1923 г.).
Письмо адресовано М. П. Лилиной и другим членам семьи К. С. Станиславского, которые жили в это время в санатории на юге Германии.
1 Игорь - сын К. С. Станиславского И. К. Алексеев; Зина - сестра К. С. Станиславского З. С. Соколова; Владимир Иванович - Немирович-Данченко.
2 Леонид Давыдович - Леонидов, импрессарио.
3 Многие артисты Художественного театра выехали на гастроли за границу с семьями.
Наши дети - дети артистов театра Л. Н. Булгакова и А. К. Тарасовой. Далее упоминается "Фаина маленькая" - дочь Ф. В. Шевченко.
4 Гест Семен Львович, брат американского антрепренера Мориса Геста, сопровождал Художественный театр по Европе и в пути в Америку.
5 В. Н. Пашенная, артистка Малого театра, вместе со своим мужем В. Ф. Грибуниным выехала с Художественным театром в Западную Европу и Америку и принимала участие в спектаклях МХАТ.
6 О встрече с французским психотерапевтом Эмилем Куэ Станиславский писал в своих воспоминаниях о гастрольной поездке Художественного театра в Европу и Америку в 1922-1923 гг. (см. Собр. соч., т. 6, стр. 172).
В 1928 г. в переводе на русский язык вышла книга Эмиля Куэ "Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения".
7 Григорьева-Николаева Мария Петровна (1869-1941) - актриса МХАТ с основания театра и заведующая костюмерной (до 1925 г.). Заслуженная артистка РСФСР.
8 Бертенсон Сергей Львович (р. 1885) - секретарь дирекции, заведовал труппой МХАТ; работал в театре с 1918 г. С 1928 г. живет в Америке.
9 Балиев Никита Федорович - артист МХТ с 1906 по 1912 г. Приобрел известность главным образом созданием популярного артистического кабаре, а затем и самостоятельного театра миниатюр под названием "Летучая мышь". С 1920 г. жил за границей, где и умер в 1936 г.
10 Кан Отто - американский капиталист, субсидировавший антрепренера Мориса Геста во время гастролей Художественного театра в Америке.
11 Кока - Николай Владимирович Алексеев, племянник К. С. Станиславского; с 1914 г. жил за границей.
12 Маруся - М. П. Лилина.
13 Григорьев Борис Дмитриевич - художник, автор книг "Рассея" (1917), "Visages de Russie" (Париж, 1923), где имеются зарисовки артистов МХАТ в ролях. С 1922 г. живет за границей.
Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив Четвертой студии МХАТ).
1 Станиславский поздравляет коллектив с открытием студии, состоявшимся в декабре 1922 г.
Дата устанавливается по фразе: "Начали 6-ую неделю ("Вишневый сад")".
1 К. С. Станиславский вспоминает свою встречу с Вл. И. Немировичем-Данченко в ресторане гостиницы "Славянский базар" 22 июля 1897 г., когда ими было принято решение об открытии Московского Художественного театра.
2 Имеется в виду гастрольная поездка части труппы Художественного театра во главе с В. И. Качаловым и О. Л. Книппер-Чеховой. Выехав в июне 1919 г. на гастроли в Харьков, эта группа артистов оказалась отрезанной от Советской России деникинской армией. Объехав ряд городов юга России, "качаловская группа" выехала за границу и вернулась в Советский Союз в мае 1922 г. В репертуаре этой группы были спектакли: "Вишневый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня" (В. И. Качалов - Астров), "На дне", "Братья Карамазовы", "На всякого мудреца довольно простоты", "Гамлет", "Потоп" Бергера, "Осенние скрипки" Сургучева, "У врат царства" и "У жизни в лапах" Гамсуна.
Имея в репертуаре такое большое количество пьес, группа в трудных условиях военного времени далеко не всегда могла довести восстановленные для гастролей спектакли до их первоначального художественного уровня на сцене МХТ. Но "качаловская группа" была первым театральным коллективом, который приехал за границу из молодой Советской России, и этот факт сам по себе обеспечивал группе политические симпатии демократических слоев европейской публики. Спектакли в Праге, Берлине, Копенгагене и других городах проходили с огромным успехом.
Высказанное здесь мнение Станиславского о "качаловской группе" перекликается с отзывом немецкого критика Альфреда Керра, который в своей статье писал: "Это не гастроли МХТ, а лишь гастроли артистов МХТ. Эти русские, вернувшиеся по истечении почти 16 лет, дают нечто великолепное. И все же тот, кто видел лишь эту труппу, не получит представления о полной ценности Станиславского... Этот ансамбль не стоит и четвертой части тогдашнего... Они дают великолепные остатки великолепий. Лучшие отсутствуют, лучший отсутствует" (Альфред Керр, Художественники в Берлине, "Театральное обозрение", 1921, No 10).
3 Гастроли Первой студии Художественного театра за границей с участием М. А. Чехова состоялись летом 1922 г. Студия играла в Риге, Ревеле, Варшаве, Кракове, Львове, Праге и Берлине. В репертуаре были: "Сверчок на печи" Диккенса, "Потоп" Бергера, "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Гибель "Надежды" Гейерманса и "Эрик XIV" Стриндберга.
4 "Принцесса Турандот" Карло Гоцци была поставлена в Третьей студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым (премьера - 27 февраля 1922 г.). Художник И. И. Нивинский, музыка Н. И. Сизова и А. Д. Козловского.
Третья студия МХАТ выезжала с этим спектаклем на гастроли за границу в 1923 г. (Ревель, Стокгольм, Гетеборг и Берлин). Гастроли прошли с большим успехом.
6 Warfild -Уорфилд Дэвид (1866-1951), известный американский актер. Роль Шейлока исполнял с 1922 г.
"Варфильд - лучший из виденных когда-либо мною Шейлоков. Он настоящий русский актер. Он живет, а не действует, и в этом мы видим сущность художественной актерской игры,- говорил К. С. Станиславский в беседе об Америке с журналистом Хеллингером.- Варфильд, по-видимому, великолепно владеет тем психофизическим аппаратом, который называется человеческим телом и который находится в распоряжении актера для того, чтобы выражать его мысли и эмоции. Варфильд погружается в самую глубину страстей действующего лица и вскрывает его душу. Трудно сказать, какая сцена мне понравилась больше, но меня особенно поразил тот момент, когда Шейлок уходит на поиски дочери. Я забыл, что это игра" (см. журн. "Зрелища", 7-14 мая 1923 г. "Станиславский об Америке" - интервью Станиславского журналисту Хеллингеру).
Беласко Дэвид (1859-1931) - актер, режиссер, видный театральный деятель США. В 1910 г. основал в Нью-Йорке "Театр Беласко".
6 "Барримор (Гамлет) ближе к передаче Шекспира, нежели Варфильд с его новым реализмом,- говорил Станиславский в той же беседе с Хеллингером.- Ведь во времена Шекспира исполнение его произведений, несомненно, носило более искусственный, внешний характер. В игре Барримора чувствуется напряженность, он чувствует роль и овладел многими духовными сторонами ее, но мне кажется, что он злоупотребляет своей нервной силой. Сохранить ее на протяжении всей пьесы почти невозможно. Человеческий организм выдерживает лишь определенный расход нервной энергии, и Барримор должен быть сдержаннее, если желает сохранить себя как актер. При внимательном изучении роли, несомненно, всегда отыщутся места, где красота ланий и спокойствие роли будут достаточны, чтобы произвести должное впечатление. Таким образом актер сохраняет свою нервную силу для тех моментов, когда она необходима". Лучшая сцена у Барримора в "Гамлете", по мнению Станиславского,- диалог Гамлета с матерью ("Зрелища", 7-14 мая 1923 г.).
7 "Пер Гюнт" Г. Ибсена был поставлен в Нью-Йорке Ф. Ф. Комиссаржевским в 1923 г. Роль Пер Гюнта исполнял известный немецкий актер Йозеф Шильдкраут (р. 1895), который с 1921 г. играл в различных театрах США.
8 Елена Константиновна - Малиновская (см. комментарий к письму No 1).
9 Возможно, имеется в виду, в частности, статья Эм. Бескина в газете "Известия" от 3 декабря 1922 г. "Сдвиги" и "вехи" Художественного театра", которая была послана К. С. Станиславскому в Америку. Статья дает изложение ответов Вл. И. Немировича-Данченко на вопросы Эм. Бескина о том, "монолитен ли МХАТ в своей текущей повседневной плановой работе, в единстве осознания современности". Так как ответы Немировича-Данченко перекликаются с мыслями, высказанными Станиславским в данном и предыдущем письмах, приводим их здесь в выдержках:
"Конечно, полного единства, тождества в оценке и восприятии "нового бытия" в громадном, пестром и по возрастному составу и по темпераменту коллект