иве Художественного театра нет и не может быть,- сказал Вл. И. Немирович-Данченко.- Среди группировок Художественного театра есть и более замкнутые в академических традициях, готовые еще оправдать и право на репертуарную актуальность Чехова, и достаточную "свежесть" "На всякого мудреца довольно простоты", и всю, непоколебимость "исторического курса" Художественного театра".
На вопрос о труппе МХАТ, находящейся на гастролях за границей, о том, "каково восприятие "рая", не оказалась ли поездка "целительной", Вл. И. Немирович-Данченко отвечал: "Первые письма были полны описаний "успеха", почти триумфальной встречи, застилавшей многое из того, что прояснилось потом. В дальнейших письмах К. С. Станиславского уже звучат другие "нотки", уже фигурирует: "среди эмигрантов много гнили" и т. п. Особенно интересно его признание: "Чехова уже нельзя играть".
"Может быть, и можно,- добавляет Вл. И. Немирович-Данченко,- но не так...".
Статья Бескина заканчивается словами: "Что-то покажет МХАТ по возвращении из-за границы?"
10 То есть в Народном комиссариате финансов.
11 Начали 6-ую неделю ("Вишневый сад") - по контракту с антрепренером М. Гестом каждый спектакль Художественного театра в Нью-Йорке шел целую неделю подряд. Так, например, в первую неделю гастролей в Нью-Йорке шел "Царь Федор", во вторую неделю - "На дне".
Письмо к В. С. Алексееву и З. С. Соколовой печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой - дочери З. С. Соколовой.
1 Здесь и далее речь идет об Оперной студии Большого театра, которой руководил К. С. Станиславский. З. С. Соколова и В. С. Алексеев были режиссерами и педагогами студии.
2 Зилоти Александр Ильич (1863-1945) - пианист, дирижер, педагог. С 1919 г. жил за границей.
Коутс Альберт Карлович (1882-1953) - дирижер б. Мариинского театра. После 1917 г. жил за границей. Приезжал на гастроли в СССР.
3 Оперная студия была на бюджете Большого театра. При рассмотрении бюджета Большого театра с целью сокращения и покрытия его больших расходов Наркомпросом изымались суммы из бюджета других академических театров. В Большом театре неоднократно ставился вопрос о прекращении ассигнований на Оперную студию. Опасения Станиславского могли быть основательными.
4 Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905) - крупный фабрикант. Пайщик МХТ и один из его директоров. Оказывал театру существенную материальную и организационную помощь. На свои средства построил для МХТ здание в Камергерском переулке.
5 Очевидно, в типографии газеты "Нью-Йорк Таймс".
Печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой. Датируется в связи с переездом труппы Художественного театра из Америки в Европу на летний отдых. День отплытия из Нью-Йорка - 7 июня.
1 Первая из этих книг - "Моя жизнь в искусстве". Она вышла в Бостоне в 1924 г. на английском языке ("Му life in art", Boston, 1924). См. предисловие Станиславского к первому изданию "Моей жизни в искусстве", Собр. соч., т. 1, стр. 3-4.
"Система" в романе. - Станиславский предполагал назвать эту книгу "Педагогическим романом". Она не была завершена. Главы из "Педагогического романа" опубликованы в 4-м томе Собр. соч.
2 Гастроли Художественного театра в Англии не состоялись.
3 Речь идет о переносе студийных спектаклей Оперной студии Большого театра "Евгений Онегин" и "Вертер" на сцену Нового театра (ныне помещение Центрального Детского театра).
4 Зембрих Марчелла (Марцелина Коханская) (1858-1935) - польская певица, колоратурное сопрано. Выступала с концертами в Европе и Америке. Неоднократно гастролировала в России.
Печатается по подлиннику из личного архива В. И. Качалова.
1 В. И. Качалов готовил роль доктора Штокмана в пьесе Г. Ибсена "Враг народа" ("Доктор Штокман") во второй заграничный сезон и впервые сыграл ее 3 декабря 1923 г. во время гастрольной поездки по Америке.
Отвечая Станиславскому, Качалов писал: "...Когда я думал о Штокмане, до того как я перечитал пьесу, и когда вспоминал Ваше исполнение, мне казалось, что Вы даете замечательный, но совсем не ибсеновский образ Штокмана и что, может быть, мне удастся, ближе держась автора, больше да него опираясь, нащупать какой-то образ более ибсеновского Штокмана, пускай не идущий ни в какое сравнение - по увлекательности и трогательности - с Вашим Штокманом, но имеющий хоть тот смысл и оправдание, что он по крайней мере будет более верным и близким автору, и уже этим одним представляющий для меня интересную и даже волнительную задачу. Когда же теперь я перечитал пьесу, эта иллюзия исчезла, потому что я увидел ясно и понял, до какой степени Ваш Штокман - самый верный, самый подлинный ибсеновский Штокман. Ибсен написал все то, что Вы сыграли. Вы дали плоть и кровь всему тому, что было у автора в душе. Можно найти какую-нибудь другую внешнюю характерность (думается, все-таки какую-то родственную Вашей), но по существу, по душевным элементам, никакого иного Штокмана, кроме Вашего, нет и быть не может". (Полный текст письма см. в "Ежегоднике МХТ" за 1948 г., т. II.)
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 Екатерина Павловна - Пешкова, жена А. М. Горького.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата определяется по помете О. С. Бокшанской; месяц уточнен по времени пребывания К. С. Станиславского в Фрейбурге и по календарю - суббота приходится на 30 июня.
О. С. Бокшанская печатала под диктовку Станиславского текст книги "Моя жизнь в искусстве" для американского издания. Работа эта была начата еще в Америке и продолжалась в пути из Америки в Европу. Письмом от 30 июня Станиславский приглашал Бокшанскую для завершения работы в г. Фрейбург (Германия), где он с семьей отдыхал в санатории после первого заграничного сезона.
Подробный рассказ о работе Станиславского над книгой "Моя жизнь в искусстве" для американского издания см. в статье О. С. Бокшанской "Из переписки с Вл. И. Немировичем-Данченко", "Ежегодник МХТ" за 1943 г., стр. 584.
1 Театральный критик и журналист А. А. Кайранский принимал участие в выпуске книги К. С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве" в США.
2 Лев Григорьевич - Членов, врач. Жил в Берлине.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Написано перед началом репетиций в Варене, где предстояло приготовить репертуар второго сезона заграничных гастролей МХАТ.
Гремиславский Иван Яковлевич (1886-1954) - работал в МХТ с 1912 г. С 1922 г. заведовал Художественно-постановочной частью МХАТ. Театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Руководил постановочным факультетом Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ.
1 Ответ на письмо И. Я. Гремиславского от 18 июля 1923 г., к которому были приложены рисунки декораций к трем пьесам, возобновляемым на гастролях: "У жизни в лапах", "Хозяйка гостиницы" и "Иванов". И. Я. Гремиславский находился в это время в Берлине.
2 "Лапы жизни" - "У жизни в лапах", пьеса К. Гамсуна. Художественный руководитель постановки - Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры Вл. И. Немирович-Данченко и К. А. Марджанов, художник В. А. Симов, музыка И. А. Саца. Премьера спектакля состоялась 28 февраля 1911 г.
3 "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") - комедия К. Гольдони. Постановка К. С. Станиславского, режиссер и художник спектакля А. Н. Бенуа (премьера 3 марта 1914 г.). "Хозяйка гостиницы" была одним из тех спектаклей, в которых К. С. Станиславский совместно с А. Н. Бенуа последовательно утверждал принципы сценического реализма в постановке западноевропейской "высокой комедии". Декорации, костюмы и бутафория, выполненные по эскизам Бенуа, помогали Станиславскому в его борьбе со штампами и рутиной, нередко искажавшими на сцене драматургический стиль таких авторов, как Гольдони или Мольер. Поэтому Станиславский придавал особое значение предельно тщательному возобновлению спектакля за границей.
4 "Было очень трудно совместить пропорции Бенуа с требованиями американской сцены, - писал Гремиславский, - быстрые перемены и, главное,- каждый сгиб стены не должен превышать 5 футов, т. е. 1,5 метра. Страшно интересуюсь Вашим впечатлением и указаниями к "Трактирщице". Бесспорно, это самая ответственная работа, так как имя Бенуа очень обязывает, а документов никаких, кроме памяти".
5 Для второй картины Гремиславский предлагал вниманию Станиславского рисунок, где "карнизы и пилястры, и альков, и картины на задней стене - писаные".
6 По поводу пятой картины Гремиславский писал: "V д. Здесь, а Москве, было, кажется, четыре амбразуры, но приходится погрешить и сделать только три, иначе получается громадный пролет сзади справа и нельзя хорошо осветить задник, негде поставить фонари. Было ли еще что из обстановки - не помню".
7 А. Л. Вишневский играл в "Хозяйке гостиницы" роль графа д'Альбафиорита.
8 "Иванов" - драма в четырех действиях А. П. Чехова. Режиссер Вл. И. Немирович-Данченко, художник В. А. Симов. Первый спектакль - 19 октября 1904 г., возобновление - 12 ноября 1918 г.
Письмо послано в Берлин в ответ на письмо Вс. Э. Мейерхольда.
"...Нет ли у Вас в Москву каких поручений? Исполню с удовольствием,- писал Вс. Э. Мейерхольд. - Повторяю: очень и очень хочу с Вами повидаться. Расскажу Вам про "Лизистрату" в Вашем театре (т. е. в Музыкальной студии, дававшей свои спектакли в помещении МХАТ. - Ред.), а Вы мне про американские театры" (Музей МХАТ, архив КС).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 Кроме упоминаемых Станиславским пьес, которые репетировались в Варене и Париже, в репертуар гастролей была включена еще "Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина (постановка 1914 г.).
Спектакль "Братья Карамазовы" по роману Ф. М. Достоевского был возобновлен не полностью. В Москве этот спектакль, поставленный в 1910 г. Вл. И. Немировичем-Данченко и В. В. Лужским, шел в два вечера, а во время заграничной поездки - в один вечер. Были возобновлены: картины 1-я и 2-я ("Контроверза. За коньячком. Сладострастники"); 3-я ("Обе вместе"); 14-я ("В Мокром"); 18-я ("Третье и последнее свидание со Смердяковым"); 19-я ("Чорт. Кошмар Ивана Федоровича") и 20-я ("Судебная ошибка. Внезапная катастрофа").
2 В. С. Алексеев прислал Станиславскому режиссерский план постановки оперы "Майская ночь" Н. А. Римского-Корсакова.
3"Vita brève" - "Жизнь коротка" (другое название: "Миг жизни"), опера М. де Фалья, была подготовлена в 1923 г. в Оперной студии им. К. С. Станиславского (музыкальный руководитель Н. С. Голованов, режиссер Б. М. Сушкевич), но из-за отсутствия средств не была перенесена на сцену. В музее МХАТ сохранились режиссерские заметки Станиславского к этой опере.
4 Во время пребывания К. С. Станиславского за границей Б. М. Сушкевич был режиссером и педагогом Оперной студии Большого театра.
5 По-видимому, Александру Владимировичу Богдановичу. См. о нем примеч. к письму No 50.
6 Елена Константиновна - Малиновская.
7 А. В. Богданович.
8 Как сообщали К. С. Станиславскому, M. H. Жуков, в то время молодой дирижер Оперной студии Большого театра, хотел поехать в Америку к С. В. Рахманинову для усовершенствования в дирижерском искусстве.
9 Дм. Ив.- Юстинов, заведовал финансовой частью МХАТ с 1917 по 1928 г.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Научном архиве Государственного Русского музея в Ленинграде (ф. 137, ед. хр. 55).
1 О. В. Гзовская была первой исполнительницей роли Мирандолины, M. Н. Германова эту роль не исполняла. Во время заграничных гастролей МХАТ на роль Мирандолины была введена артистка Первой студии МХАТ О. И. Пыжова.
2 А. Н. Бенуа отказался участвовать в возобновлении спектакля. Свой отказ он мотивировал поздним обращением к нему К. С. Станиславского и в связи с этим неизбежностью искажения его художественного замысла (письмо А. Н. Бенуа от 17 октября 1923 г., Музей МХАТ, архив КС).
Письма к О. И. Пыжовой печатаются по подлинникам из ее личного архива. Дата устанавливается по связи со следующим письмом Станиславского к Пыжовой.
1 Декорации "Хозяйки гостиницы" задерживались в Берлине, и это опоздание, естественно, волновало участников спектакля.
1 Первое представление "Хозяйки гостиницы" в Париже было объявлено на 17 октября. Не желая волновать актрису тем, что спектакль задерживается из-за декораций, которых все еще не было, К. С. Станиславский ссылается на свою болезнь (свидетельство О. И. Пыжовой).
Письма к А. В. Богдановичу печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ, ф. 1944, оп. 1, ед. хр. 43.
Богданович Александр Владимирович (1874-1950) - артист Большого театра, заслуженный артист РСФСР. Принимал активное участие в организации Оперной студии Большого театра, был членом первого правления студии, помощником Станиславского по вокально-музыкальной и художественной части (до 1934 г.) и заведующим студией во время двухгодичных гастролей МХАТ по Западной Европе и Америке.
1 О каком поручении К. С. Станиславского Г. Л. Гиршман идет речь, установить не удалось.
2 С. И. Бителев, Г. Н. Горшунова (Галя), Е. Г. Заблоцкая - артисты студии Большого театра, впоследствии Оперной студии и Студии-театра имени К. С. Станиславского. С. И. Бителев после временного исключения продолжал работать в Оперной студии К. С. Станиславского до 1938 г.
3 Первый заграничный сезон МХАТ был закончен 2 июня 1923 г. в Нью-Йорке. 7 июня труппа выехала в Европу на отдых и для подготовки репертуара второго сезона. 1 августа начались репетиции в Варене, которые продолжались до 15 сентября. Предполагалось, что открытие второго заграничного сезона состоится 26 сентября в Берлине, но ввиду напряженной политической ситуации в Германии (приближались революционные события 1923 г.) театр выехал в Париж.
4 Как видно из данного письма и других писем Станиславского, он предполагал организовать поездку Оперной студии Большого театра в славянские страны и в Америку, а также организовать оперную студию в Америке, где бы вели занятия педагоги из Москвы, в частности А. В. Богданович, М. Г. Гукова, В. С. Алексеев, З. С. Соколова, Н. В. Демидов и Б. М. Сушкевич. Эти намерения Станиславского не были осуществлены.
5 Маргарита Георгиевна - Гукова, певица, артистка Большого театра (1906-1914 гг.), жена А. В. Богдановича; была привлечена Станиславским к работе в Оперной студии Большого театра в качестве педагога-вокалиста.
Печатается по подлиннику из личного архива К. К. Алексеевой. Письмо послано из Нью-Йорка в Швейцарию, где жили дочь и внучка К. С. Станиславского (Киляля), а позднее и М. П. Лилина.
1 Выдающаяся итальянская трагическая актриса Элеонора Дузе после захвата власти фашистами покинула Италию. В 1923 г. недостаток средств вынудил ее, несмотря на болезнь, поехать на гастроли в Америку, во время которых она умерла (в 1924 г. в Питсбурге). Гастроли Дузе в Америке проходили с огромным успехом. Но болезнь, возраст, предельное утомление ограничивали ее возможности. Она играла днем, и только два раза в неделю. В ее репертуаре были "Привидения" Г. Ибсена, "Мертвый город" Д'Аннунцио, "Закрытая дверь" М. Прага. Ее гастроли давали колоссальные сборы - до 10 000 долларов за спектакль, в то время как самый высокий сбор со спектакля МХАТ во втором сезоне не превышал 3500 долларов.
2 "Торндайк" - гостиница в Нью-Йорке, где Станиславский жил и в первый заграничный сезон.
3 Гастроли МХАТ в Канаде не состоялись.
4 Елена Александровна Лепик была бонной внучки Станиславского.
Постановлением Совнаркома РСФСР от 26 октября 1923 г. в связи с 25-летием МХАТ К. С. Станиславскому и Вл. И. Немировичу-Данченко было присвоено звание народного артиста республики, а И. М. Москвину, М. П. Лилиной, О. Л. Книппер-Чеховой и В. В. Лужскому - звание заслуженного артиста республики.
Постановление о присвоении почетных званий было оглашено наркомом просвещения А. В. Луначарским на праздновании 25-летия МХАТ 27 октября 1923 г. Юбилей отмечался без официальных торжеств, так как основная часть труппы театра была в Америке на гастролях.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф, 649, оп. 1, ед. хр. 203.
Письмо К. С. Станиславского было переслано Вл. И. Немировичем-Данченко 13 декабря 1923 г. в Малый театр на имя А. И. Южина.
Первыми в почетные члены Малого театра были избраны M. H. Ермолова, А. И. Южин, Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина (16 сентября 1922 г.) и В. Н. Давыдов (27 октября 1922 г.).
22 октября 1923 г. почетными членами Малого театра были избраны Вл. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. В листе для баллотировки, подписанном Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, В. Н. Давыдовым, А. А. Яблочкиной и другими деятелями Малого театра, сказано:
"Ввиду наступающего 25-летия Московского Художественного театра труппа Государственного академического Малого театра находит своевременным присудить основателям этого театра Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко и Константину Сергеевичу Станиславскому за их несомненные крупные художественные заслуги в области театра - звание почетных членов Малого театра" (ЦГАЛИ, ф. 649, оп. 1, ед. хр. 203).
Письма К. С. Станиславского к Л. Я. Гуревич печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1, ед. хр. 84. Год и место отправления письма No 54 установлены по содержанию.
1 Любовь Яковлевна Гуревич в своем письме от 5-6 сентября 1923 г. сообщала о том, что она приступила к разбору архива К. С. Станиславского, чтобы привести в порядок материалы для следующих его книг, посвященных "системе".
2 В "Иванове" Станиславский был бессменным и замечательным исполнителем роли Шабельского.
Это и дальнейшие письма к М. П. Лилиной печатаются по подлинникам личного архива К. К. Алексеевой (исключения оговариваются особо). Письмо No 55 начато К. С. Станиславским около 20 ноября. Датируется по его помете в середине письма: "27/XI 923".
1 Переводчик книги К. С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве" на английский язык - И. И. Роббинс. Издательство - Литтль, Броун и КR.
2 М. Рейнгардт поставил в 1923 г. в Нью-Йорке грандиозную пантомиму "Miracle", стилизованную под средневековое "действо". В пантомиме участвовало 700 человек, не считая оркестра и хора.
3 В адресе, присланном М. Рейнгардтом К. С. Станиславскому в октябре 1928 г., говорится:
"Юбилейное празднование 30-летия Московского Художественного театра, основателем которого являетесь Вы, дает нам давно желанный повод избрать почетным членом Немецкого театра в Берлине Вас, Константин Сергеевич Станиславский, - Вас, великого деятеля мирового театра, актера, режиссера и организатора, истинного артиста и в жизни и на сцене, единственного в своих созданиях, единственного в своей воле и в своем влиянии, единственного в своей правде" (Музей МХАТ).
4 В. И. Качалов в спектакле "Братья Карамазовы" играл Ивана Карамазова. "Кошмар Ивана Федоровича" (разговор Ивана с чертом), одна из самых замечательных сцен спектакля, с огромным успехом исполнялась В. И. Качаловым как в спектакле, так и на концертной эстраде.
5 А. К. Тарасова в спектакле "Братья Карамазовы" исполняла роль Грушеньки.
6 Театр Н. Ф. Балиева "Летучая мышь".
7 Мелконова Ольга Лазаревна - жена артиста МХАТ Н. А. Подгорного.
8 Роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" был инсценирован Вл. И. Немировичем-Данченко. Текст, который связывал между собой отдельные сцены, в Москве читал Н. Н. Званцев, в Париже - Жак Эберто, в Америке - С. Л. Бертенсон (на английском языке).
Из письма С. Л. Бертенсона к Вл. И. Немировичу-Данченко от 23 ноября 1923 г. видно, что чтение на английском языке, которым Бертенсон не владел в совершенстве, мешало восприятию спектакля, несмотря на блестящее, получившее единодушную высокую оценку исполнение ролей.
Просмотрев экземпляр американского издания текста "Братьев Карамазовых" в том виде, как он игрался на гастролях, Вл. И. Немирович-Данченко писал О. С. Бокшанской: "Я получил "Карамазовых". Какой это ужас! Вот удружили, что по всем афишам и рецензиям говорится, что этот текст составлен мною!!! Такой скверной литературной репутации мне еще никогда не делали. Нельзя ли хоть в дальнейшем этого не повторять? Даже не понимаю, как не хватило чутья и уважения к моему имени! Ничтожный осколок из моего "двухвечерового текста!.." (См. письме" Вл. И. Немировича-Данченко к О. С. Бокшанской от 24 декабря 1923 г., Музей МХАТ, архив Н-Д.)
Печатается по машинописному тексту (Музей МХАТ, архив КС).
1 Во время гастролей МХАТ в Америке А. И. Зилоти заведовал музыкальной частью театра.
Год установлен по сопоставлению с содержанием письма К. С. Станиславского к А. В. Богдановичу от 2 ноября 1923 г.
1 Галя - Горшунова Галина Николаевна.
Печковский Николай Константинович был артистом Оперной студии Большого театра с 1921 по 1923 г.
Жуков Михаил Николаевич - дирижер Оперной студии Большого театра, а затем Оперной студии и театра имени К. С. Станиславского с 1919 по 1941 г.
2 Кошиц Нина Павловна - артистка оперы С. И. Зимина. Во многих городах гастролировала вместе с С. В. Рахманиновым. Вскоре после революции уехала за границу.
3 "Метрополитен" - здание частного оперного театра в Нью-Йорке (открыт в 1883 г.).
4 Смирнов Дмитрий Алексеевич - певец (тенор), артист Большого театра. После 1917 г. жил за границей.
1 В письмах Вл. И. Немировича-Данченко к О. С. Бокшанской oт 24 декабря 1923 г., в частности, говорилось: "...Я чувствую из всех писем, из рассказов обо всем, что делается у вас и как живут, что там все осталось по-старому, если не еще хуже старого. Та же непрерывная забота проплыть между Сциллой и Харибдой, все с оглядкой и с думкой, ни в чем крепко не убежденно, ни за что не готовые побороться, компромиссы, лавировка... рабство..." (Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, М., "Искусство", 1954, стр. 354).
2 К. О. - Комическая опера, т. е. Музыкальная студия МХАТ, позднее - Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко.
3 Актер Художественного театра Р. В. Болеславский уехал из Москвы в 1920 г. и позднее участвовал в гастролях "качаловской группы". И. В. Лазарев организовал в США театральную студию. Оба остались за границей.
4 А. К. Тарасова в гастрольной поездке театра 1922-1924 гг. была введена Станиславским в следующий репертуар: "Братья Карамазовы" (Грушенька), "Вишневый сад" (Аня), "Дядя Ваня" (Соня), "Иванов" (Саша), "На дне" (Настя), "Три сестры" (Ирина), "Царь Федор Иоаннович" (княжна Мстиславская).
В "Миракле", поставленном М. Рейнгардтом в Нью-Йорке, Тарасова выступила около тридцати раз с разрешения Станиславского после окончания гастролей Художественного театра в Америке.
5 В одном из следующих писем Станиславский пишет об американских рабочих сцены совсем иначе (см. письмо No 61 к В. С. Алексееву).
6 Это предположение Станиславского оказалось совершенно ошибочным. Все спектакли старого репертуара, возобновленные по приезде в Москву, пользовались огромным успехом у советского зрителя.
Печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой. Дата установлена по содержанию ("...пришел и март, и середина, и конец его, а книга еще не готова... Теперь жду с трепетом 26 апреля").
1 Жак Эберто был антрепренером гастролей МХАТ в Париже. О каких придирках идет речь, установить не удалось.
2 Гастроли МХАТ в Париже проходили с большим художественным успехом, но предшествовавшие им месяцы отдыха (с июня по октябрь), а затем репетиции "в дорогом Париже" подорвали бюджет театра. Театр не имел средств на выезд в Америку. На расходы театра внесли свои личные деньги К. С. Станиславский, В. И. Качалов, С. Л. Бертенсон, О. Л. Мелконова (см. письмо О. С. Бокшанской к Вл. И. Немировичу-Данченко от 12 ноября 1923 г., Музей МХАТ, архив Н-Д).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 Вевася - Вера Владимировна Алексеева, дочь В. С. Алексеева.
2 См. начало следующего письма к В. С. Алексееву (No 61), где Станиславский подробно объясняет, почему задержалась пересылка книги в Москву.
3 В Шамуни, точнее, в местечке Сен-Жервей (Франция), Станиславский вместе со своей семьей отдыхал после заграничных гастролей театра.
Печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой.
Письмо начато Станиславским еще на пароходе "Мажестик" во время переезда из Америки в Европу, закончено в Париже. Датируется по связи с предыдущим письмом.
Письмо адресовано инспектору МХАТ Ф. Н. Михальскому, который находился в то время в г. Касимове. Печатается по подлиннику из его архива.
1 Сергей Александрович - Трутников, заведующий хозяйственной частью МХАТ, родственник Ф. Н. Михальского.
2 Евгения Михайловна - Раевская (Иерусалимская) (1854-1932), старейшая артистка Художественного театра, заслуженная артистка РСФСР. По отношению к ней Ф. Н. Михальский всегда проявлял особую заботу.
3 Первая студия отделилась от Художественного театра и в 1924 г. была преобразована в самостоятельный театр - МХАТ 2-й. Третья студия МХАТ также отделилась и была переименована в Государственную академическую студию имени Евг. Вахтангова, позднее - Государственный театр имени Евг. Вахтангова (26 ноября 1926 г.).
Вторая студия, многие артисты которой ранее принимали участие в спектаклях Художественного театра, в 1924 г. влилась в его состав почти целиком. Из Второй студии и ее школы в труппу МХАТ вошли А. М. Азарин, Е. А. Алеева, О. Н. Андровская, Н. П. Баталов, В. А. Вербицкий, Б. И. Вершилов, С. Н. Гаррель, К. Н. Еланская, Е. К. Елина, А. П. Зуева, В. П. Истрин, Е. В. Калужский, М. Н. Кедров, М. И. Кнебель, А. М. Комиссаров, О. Н. Лабзина, Р. Н. Молчанова, Е. Н. Морес, М. И. Прудкин, М. И. Пузырева, И. М. Раевский, В. С. Соколова, В. Я. Станицын, И. Я. Судаков, Е. С. Телешева, М. А. Титова, Н. П. Хмелев, M. M. Яншин и др.
Из Третьей студии и ее школы в МХАТ пришли: В. Д. Бендина, A. Н. Грибов, Н. М. Горчаков, Ю. А. Завадский, И. М. Кудрявцев, B. А. Орлов, А. О. Степанова, Н. В. Тихомирова, А. В. Жильцов, Н. О. Сластенина, В. К. Новиков.
К этому же времени в труппу Художественного театра вступили А. А. Андерс, С. К. Блинников, Г. А. Герасимов, В. В. Грибков, А. А. Коломийцева, Б. Н. Ливанов, П. В. Массальский, А. А. Монахова.
А. К. Тарасова, В. Л. Ершов, Б. Г. Добронравов были приняты в труппу ранее, проявив себя в особенности за два года гастролей театра в Западной Европе и Америке.
Художественному театру и его руководителям предстояла большая работа по объединению "стариков" с молодежью в творчески спаянный коллектив.
4 Гезе Виктор Яковлевич - по сцене Станицын.
5 M. M. Тарханов вступил в труппу Художественного театра в 1922 г. Во время заграничной поездки МХАТ играл Богдана Курюкова и Голубя-отца ("Царь Федор Иоаннович"), Максимова ("Братья Карамазовы"), Луку и Бубнова ("На дне"), Живновского ("Смерть Пазухина") и Кулыгина ("Три сестры"). До поступления в Художественный театр многие годы играл в провинции, где пользовался большой популярностью.
6 Занятия Оперной студии Большого театра с 1 августа 1919 г. проводились на квартире Станиславского (Каретный ряд, дом Маркова), позднее - в Леонтьевском пер., д. 6. Помещение для студии первоначально содержалось на средства объединения артистов - солистов Большого театра, а затем на субсидию от Большого театра. Решением Художественного совета Большого театра от 2 января 1924 г. субсидирование студии было прекращено. Вернувшись из-за границы, Станиславский обратился в Наркомпрос. Решением Наркомпроса Оперная студия им. К. С. Станиславского была принята на государственный бюджет и включена в сеть учреждений Главнауки Наркомпроса.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАОР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 3201. В оригинале наверху слова: "Заведующего Оперной студией К. С. Станиславского заявление". Весь текст написан рукой Станиславского.
1 См. примеч. 6 к письму No 62.
1 По возвращении из-за границы О. И. Пыжова осталась в Первой студии, реорганизованной в МХАТ 2-й, откуда в 1928 г. перешла в Театр Революции. С 1920 г. начала свою режиссерскую и педагогическую деятельность. Ныне заслуженный деятель искусств РСФСР и Татарской АССР, профессор.
Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не обнаружен.
Н. В. Волконская (Делен) была другом и поклонницей Художественного театра и К. С. Станиславского еще со времен гастролей МХТ в Петербурге.
1 Н. В. Волконская, выражая радость по поводу возвращения К. С. Станиславского на родину, писала ему 24 сентября 1924 г.: "...Так хотелось бы знать Ваше мнение о всем, что творится в театре: что это, подлинный ли шаг вперед по пути творчества, или увлечение моментом? Так страшно отказываться от "всего, что сердцу мило", так не хочется поверить, что это умерло".
2 Более подробное изложение взглядов Станиславского на состояние театра, каким он нашел его по возвращении из-за границы, см. в книге "Моя жизнь в искусстве", главы: "Отъезд и возвращение", "Итоги и будущее" (Собр. соч., т. 1, стр. 391-409).
Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не найден.
Лясковский Валерий Николаевич учился с К. С. Алексеевым (Станиславским) в 4-й Московской гимназии. В 1903 г. написал восторженный отзыв на выступление Станиславского в роли Брута и этим, по словам К. С, "поддержал его в минуты сомнения и упадка".
1 "Я смолоду мечтал окончить драму Ал. Толстого "Посадник", - писал В. Н. Лясковский 21 сентября 1924 г., - но не решался этого сделать, не зная плана поэта... Из французской его биографии знал этот план и, вдохновившись им, в пять дней написал этот воображаемый конец... Хотите пошлю Вам свое произведение?" (Музей МХАТ, архив КС).
Датируется по содержанию и по сопоставлению с последующими письмами К. С. Станиславского к В. В. Лужскому и Вл. И. Немировичу-Данченко от 19 октября 1924 г. Подпись в оригинале отсутствует.
1 В жизни Художественного театра бывали периоды, когда по договоренности между двумя директорами-руководителями вся административная власть временно переходила в руки одного из них для достижения полного единоначалия. В этом смысле и следует понимать намерение Станиславского "беспрекословно подчиниться воле диктатора Владимира Ивановича".
2 Из перечисленных здесь ролей Станиславский в середине 20-х гг. играл Шуйского ("Царь Федор Иоаннович"), Фамусова ("Горе от ума"), Сатина ("На дне"), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты"). Кроме того, он продолжал играть в возобновленных чеховских спектаклях Астрова ("Дядя Ваня") и Гаева ("Вишневый сад"), а на 30-летнем юбилее МХАТ в 1928 г. в последний раз вышел на сцену в роли Вершинина ("Три сестры", первый акт).
3 По возвращении из-за границы Станиславский ознакомился с работой школы, ее составом и характером занятий. Из "Проекта положения о школе" (Музей МХАТ, No 5869/75) видно, что с 1 сентября 1924 г. она получила новое наименование: "Школа Московского Художественного академического театра" - и по своей учебной программе причислялась к высшим школам театрально-технического мастерства. Художественными руководителями школы являлись К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. Школа была принята на бюджет МХАТ, состав учащихся был определен в 50 человек.
4 Наладить студию... - речь идет о Второй студии МХАТ, которая перед слиянием с Художественным театром имела свой репертуар (см. примеч. к письму No 122) и после слияния продолжала работу в своем помещении на так называемой Малой сцене МХАТ, участвуя одновременно в общей работе Художественного театра.
6 Задуманная Станиславским книга "Путешествие" (описание гастролей Художественного театра по Западной Европе и Америке в 1922-1924 гг.) не была завершена. Отдельные главы этой книги опубликованы в 6-м томе Собр. соч. Подготовленные главы "педагогического романа" ("История одной постановки") опубликованы в приложениях к 4-му тому Собр. соч. В письме в американское издательство Литтль, Броун и Кс Станиславский писал:
"У меня начаты одновременно три книги: одна - "Воспоминания о путешествии по Европе и Америке"; другая - под заглавием "Дневник ученика драматической школы", в которой в форме дневника практически излагается вся система преподавания; третья книга - под названием "История одной постановки, в которой описывается вся театральная, режиссерская, актерская и другая работа по постановке пьесы в театре" (машинопись от 10 мая 1925 г., Музей МХАТ, архив КС).
6 О. В. Бакланова - артистка МХТ и Первой студии с 1912 по 1919 г., была позднее артисткой Музыкальной студии МХАТ, возглавляемой Вл. И. Немировичем-Данченко (в тексте письма студия названа К. О. - Комическая опера).
7 Артистки Первой студии в 1914 г. исполняли в "Хозяйке гостиницы" роли: С. Г. Бирман - актрисы Гортензии, М. Н. Кемпер - Деяниры. По возвращении театра из-за границы этот спектакль не был возобновлен.
1 Спектакль "Битва жизни" по повести Ч. Диккенса был поставлен H. M. Горчаковым в школе при Студии имени Евг. Вахтангова в декабре 1923 г. 4 сентября 1924 г. спектакль "Битва жизни" был показан Станиславскому и Лужскому. После того как спектакль был доработан Станиславским, он прошел 349 раз (на Малой сцене МХАТ). Описание работы Станиславского над "Битвой жизни" см. в книге H. M. Горчакова "Режиссерские уроки К. С. Станиславского".
2 "Синяя птица" М. Метерлинка была поставлена К. С. Станиславским (режиссеры Л. А. Сулержицкий и И. М. Москвин, художник В. Е. Егоров). Премьера - 30 сентября 1908 г. Станиславский хотел обновить постановку в связи с предстоявшим 500-м представлением "Синей птицы".
Письмо В. В. Лужского после репетиции "Синей птицы" не сохранилось.
1 В письме от 19 октября 1924 г. Владимир Иванович, поздравляя К. С. Станиславского с 500-м представлением "Синей птицы", писал: "...Я не могу не послать Вам хотя бы этого скромного привета в воспоминание об этой чудесной странице Вашей театральной работы, в которой так ярко проявились и богатая фантазия, и упорная настойчивость, и знание своей публики, и глубокая прозорливость" (Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 357).
2 Маруся - М. П. Лилина.
Печатается по подлиннику из личного архива Н. С. Голованова.
Голованов Николай Семенович (1891-1953) - дирижер, пианист, композитор. С 1915 г. - хормейстер, с 1918 г. - дирижер, с 1948 г. - главный дирижер Большого театра. Народный артист СССР.
1 С 1919 по 1922 г. Н. С. Голованов был заведующим музыкальной частью Оперной студии при Большом театре и входил в правление студии.
На заседании правления Оперной студии имени К. С. Станиславского 8 ноября 1924 г. обсуждались пути дальнейшей работы студии в новых условиях. Заслушав сообщение Станиславского, правление постановило записать в протоколе благодарность Н. С. Голованову за его желание по-прежнему заведовать музыкальной частью студии, "пойти навстречу молодому, но в будущем бесспорно большому делу, для которого указания Н. С. Голованова совершенно необходимы" (архив Н. С. Голованова).
2 Федор Дмитриевич - Остроградский, заместитель директора Оперной студии им. К. С. Станиславского.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в музее МХАТ (архив КС).
1 Г. С. Бурджалов с 1902 г. был бессменным исполнителем роли хозяина ночлежки Костылева в пьесе "На дне" М. Горького. За 22 года он сыграл эту роль 475 раз.
Во время болезни Г. С. Бурджалова роль Костылева впервые исполнял Н. П. Хмелев.
Печатается по машинописной копии, хранящейся в музее МХАТ (архив КС). Подлинник не обнаружен.
Телешов Николай Дмитриевич (1867-1957) - писатель, общественный деятель. В конце 90-х гг. явился инициатором объединения писателей-реалистов демократического направления (телешовские "среды"), сгруппировавшихся затем вокруг книгоиздательства "Знание". С 1923 г. - научный сотрудник, а с 1926 по 1952 г. - директор Музея МХАТ. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Год на подлиннике письма исправлен рукой Л. Я. Гуревич; число и месяц установлены ею же.
1 ...благодарен за все Ваши труды - т. е. за редактирование книги "Моя жизнь в искусстве" для издания на русском языке.
2 Перечитав свою книгу уже после подписания контракта с издательством "Экономическая жизнь", Станиславский понял, что "в американском виде она не может быть издана в России". "Теперь мне пришлось почти все заново переписать", - сообщал он в письме к Л. Д. Леонидову (машинописная копия от 24 марта 1925 г., Музей МХАТ, архив КС).
&nbs