"> пошлостью; ждешь, пока положит он ее в рот переводчику, который пережует
ее и потом уже передаст тебе. Здесь же, на Востоке, каждое слово обшивается
комплиментами. Я не понимаю, как европейские путешественники и книжники
имели дар заводить любопытные разговоры со здешними жителями, не зная ни
одного из восточных языков. Я думаю, что многие из этих разговоров выдуманы
на досуге, чтобы бросить на книгу местную краску. Меня тошнит от всякого
шарлатанства - после двух-трех фраз мне всегда хочется сказать через
переводчика собеседнику: убирайся, пожалуйста, к черту и оставь меня в покое,
как и я оставлю тебя.
Во вторник, 6 июня, отправился я из Бекфея в 6-м часу утра. Ночевать
должен я был в Захле, часов за 7 или 8 - заезжал я в иезуитский монастырь
возле дома эмира. Два иезуита, церковь и школа. В горах есть и другие
иезуитские заведения.
Нельзя не отдать справедливости иезуитской и вообще римской
церковной деятельности. Зовите ее властолюбием, но она приносит полезные
плоды, а лица, которые именем церкви действуют, достойны всякого уважения
и не заслуживают никакого нарекания. Они учат тому, во что сами верят и чем
проникнуты с детства. Церковь их, может быть, ошибается, но они
добросовестные, ревностные исполнители ее воли и учения. Самоотвержение их
поразительно. Духовные лица эти вообще люди образованные - и должны
жить посреди невежества и лишений всякого рода. Что же им делать, как не
пропаганда? На то они и посланы - духовные воины, разосланные по всем
концам мира, чтобы завоевать края оружием слова и покорять завоеванных
власти, пославшей их. Они бодрствуют на страже и не упускают ни одного
случая умножить победы свои. Да это жизнь апостольская.
От настоятеля узнал я, что жив еще иезуит патер Розавен, который был
при мне в иезуитской школе в Петербурге. Я просил его передать ему поклон от
старого ученика, про которого он, вероятно, забыл, хотя он, и вообще иезуиты,
меня любили и отличали; но никогда, ни полусловом не старались поколебать
во мне мое вероисповедание и переманить к себе.
Можно осуждать правительство или владыку за честолюбие его, но
преданные ему воины, которые, не жалея трудов жизни своей, ратуют с честью
и самоотвержением по долгу совести и присяги, возбудят всегда почтение во
всех беспристрастных людах, и потому толки о пронырствах римского
духовенства всегда мне кажутся нелепы.
Духовные начала, на коих основана церковь наша, могут быть чище, но
духовное воинство римской церкви образовано и устроено гораздо лучше
нашего. Их точно снедает ревность о Доме Господнем - как, то есть чем, учили
их признавать этот дом. Смешно же требовать от этих миссионеров, чтобы они
обращали в христианство в пользу протестантской или греческой церкви, а
надобно же обращать или набирать в какое-нибудь вероисповедание, пока не
будет общего, пока не будет единого пастыря и единого стада. Единый Пастырь
и есть, но стадо разбито и ходит под различными таврами.
Дорога в Захле лучше Бейрутской, усеяна зелеными оазисами деревьев.
Есть даже рощицы - что-то вроде нашего ельника. Так пахнет иногда от них
Русью, что захочется слезть с лошади и пойти по грибы, но вспомнишь
Тредьяковского и скажешь:
Лето, всем ты любовно,
Но, ах, ты не грибовно.
На дороге роща старых и широковетвистых деревьев в местечке Эльмруз,
с маронитской церковью и школой. Мальчишки на дворе у церковной паперти
твердили уроки свои по арабским книгам, вероятно, духовного содержания. Что
из этого будет, Богу известно; но семена сеются.
Нельзя вообразить себе, как вся эта страна взволнована, взъерошена
горами. Какая революция, почище всякой Июльской и Февральской, раскопала
эту мостовую и раскидала ее громадные камни. Ламартину, вероятно, было бы
завидно, глядя на это. Революция его рукоделия - детская игрушка; а тут видна
рука Божия. Впрочем, и эти титановские и, казалось бы, неприступные и
непереступные баррикады не заградили пути ни человеческой
промышленности, ни суетному человеческому любопытству. И здесь, где
только можно и где природа немного уступчивее и ручнее, засеяны полосы,
зеленеют виноградники и шелковица. И здесь путешественник от нечего делать,
покинув гнездо свое, карабкается по этим чудовищным горам, под опасением,
при малейшей неверности шага лошади своей, нанятой за 15 пиастров на день,
переломать себе ноги и руки, если не голову, один раз навсегда.
Впрочем, надо отдать справедливость горам: они здесь очень живописны
и своеобразны: то иссечены они в виде крепости с башнями, то громадные
камни лежат в каком-то порядке, точно кладбища с гробницами исполинов,
допотопных титанов. Поминутно прорываются, с прохладительным туманом,
стремительные потоки. Нет сомнения, что в этой знойной стороне чувствуешь
не только внутреннюю жажду, но жаждут зрение и слух; и один вид, и одно
журчание воды уже усладительно, и утоляет и освежает воображение. Со всем
тем горы хороши как декорация, но лазить с непривычки по декорациям тяжело
и накладно.
А.Л. Нарышкин, путешествуя в Германии, отвечал проводнику своему,
предлагавшему взойти на высокую гору, что он обходится с горами, как с
женщинами, и любит быть всегда у их ног. Шатобриан написал против гор злой
и красноречивый памфлет.
К вечеру приехал я в Захле. Остановился в доме шейха Абу-Ассафа,
православного, род арабского старосты или бурмистра, но старосты на лихом
коне и воинственного. В Захле смешанного народонаселения тысяч до десяти.
За несколько лет они воевали с друзами и одержали над ними победу. Мой
староста показывал мне с гордым удовольствием место его военных подвигов.
Захле на горе, в виду Анти-Ливан, внизу извивается речка. У меня вовсе нет
местных красок, имен урочищ не помню, а записывать по пути скучно. Берега
реки обсажены высокими тополями - царство прохлады. Отужинав с шейхом,
лег спать. Тут было царство мух и мошек невидимых и неслышных - только
догадаешься о них, когда тайно и предательски впустят они жало свое в щеку
или веки, которые они особенно жалуют.
В среду, рано утром, отправился в Балбек. Дорога ровная как скатерть по
Балбекской долине, широко расстилающейся между двумя стенами Ливанской и
Анти-Ливанской. Она почти вся обработана. Жатва, луга, на коих пасутся
богатые стада. Шелковая мурава, на которую можно и прилечь. Сельские
картины, успокаивающие и освежающие чувства после судорожных сцен
истерзанной и ломаной природы утесов; тут можно пустить коня своего вскачь,
что я и сделал к неудовольствию спутников и проводников моих. Пришлось же
мне прослыть отчаянным наездником: я был всегда далеко впереди от каравана
своего. Долина простирается верст на 60 в длину и, судя по глазомеру, верст на
20 в ширину. Я проехал ее с небольшим в четыре часа, а казенная езда - шесть
часов.
О развалинах Балбека, после того, что было о них мною сказано,
говорить нечего, к тому же жарко и писать не хочется. Развалины сами по себе,
какие бы они ни были, для глаз и чувства моего, не имеют много приманки. Я
рад, что видел Балбекские развалины, но еще более рад, что на пути к ним
проехал часть Ливанских гор и Балбекскую долину.
Природа, в каком бы виде она ни была, для меня всегда привлекательнее
зданий здравствующих и зданий развалившихся; но здесь любопытно и
поразительно видеть, что делали люди за несколько тысяч лет до нас, какими
громадами они поворачивали и какие памятники воздвигали. В сравнении с
ними наши монументальные здания - карточные домики и детские игрушки; а
Краевский толкует о прогрессе. Пришел бы он посмотреть на развалины храма
Балбека, посудить по нему, что должен был быть город, вмещавший в стенах
своих такое громадное здание. На какую высшую степень просвещения,
промышленности и художественности такое строение указывает, и сравнить все
это с опустением, невежеством и бедностью духовной и материальной, которые
овладели ныне этим местом.
Я два раза осматривал развалины: в первый день приезда и во второй при
месячном сиянии. На другой день еще посвятил несколько часов на прогулку по
развалинам. Они обведены речкой. Вода превосходная. К развалинам на ней
построена мельница. Под широкими сводами сучат веревки. Вот нынешняя
жизнь и значение некогда знаменитого и великолепного храма. В Трое и того не
найдешь. Впрочем, там найдешь Гомера и его "Илиаду", как в Гомере найдешь
Трою.
В Балбеке ночевал у мутрана, епископа, грека Нимского. Он спрашивал
меня о графе Остерман-Толстом.
Возвращаясь ночью от прилунной прогулки по развалинам, проходили
мимо сада, где за стенами совершался мусульманский девичник, пели
предсвадебные песни и били в ладоши. Провожавшие нас турки и христиане
боялись долго оставаться на улице, чтобы не нарушать близким присутствием
нашим таинства женского сборища, которое признается у турков гражданской и
домашней святыней, неприкосновенной для мужчин и особенно для гяуров.
В четверг в 3 часа пополудни выехал я из Балбека; часу в 8-м вечера
возвратился в Захле. За полчаса до селения выехал ко мне навстречу шейх в
красном бурнусе, соскочил с коня и с поклоном вложил мне в рот свою
курящуюся трубку - величайшая восточная учтивость, которая некогда
переводилась на Западе предложением понюхать табаку из табакерки. И тут и
там табак - символ приветствия. Если хорошо бы порыться в древних обычаях,
то, может быть, найдешь, что обычаи одни и те же, как мысли и понятия,
обходят с некоторыми изменениями круг земли и столетий.
Шейх провез меня по всей столице своей, вероятно, с мыслью удивить
меня ее обширностью и многолюдством, которое стекалось по пути его со
знаками почтения. А мне хотелось проехать по другой стороне - низменной,
чтобы при вечерней прохладе и блеске звезд полюбоваться течением реки и
темной зеленью тополей. Но, несмотря на мои убеждения, которых он, впрочем,
не понимал, я должен был переменить свою поэтическую прогулку на
торжественное, но прозаическое шествие по кривым и крутым улицам, мимо
мазанок и лачуг, и только с вершины прислушиваться к плеску струй,
разливавшихся в глубине оврага.
Вечером арабы пели, плясали передо мною род восточного канкана с
отрывистыми и угловатыми телодвижениями. Мало-помалу плясун входит в
пассию, кидается, вскликивает, перегибает спину свою назад так, что, закинув
голову назад, чмокается сзади губами своими с одним из присутствующих и
изнуренный падает на свое место.
На другой день, в пятницу, худо выспавшись от нашествия
разноплеменных насекомых, отправился я в обратный путь в 5 часов утра. По
маршруту моему, этот переход разделен был на два дня. Так и лошади были
наняты; но я совершил его в один присест, к неудовольствию моих спутников и
к удивлению ожидавших меня в Бейруте не ранее пятницы. Около тринадцати
часов был я на коне, с малыми остановками в конаке, чтобы выпить чашку кофе,
и к 7-ми часам, т.е. к обеду, был я в доме Базили.
Мой возвратный путь лежал, или карабкался и корячился, по другим
горам. Путь такой же тяжелый и со всяким другим конем, не туземным или
тугорным, опасный; при солнечном сиянии ехал я часы по туманам, или
облакам, и проникнут был плавающей надо мной и вокруг меня влагой. Дороги
разглядеть не мог; но тут были нужны не мои глаза, а лошадиные.
По вершинам некоторых гор лежали снежные полосы, как у нас холсты
для беления по деревням. Горы еще тем нехороши, особенно для усталого
путника, который видит перед собою цель своего странствования, что эта
мнимая близость обманывает его зрение. С крыльями и легко бы долететь по
прямому направлению, но тут кружишься иногда час и более почти все на
одном месте, потому что крутизна скалы не дозволяет прямо спускаться, а
надобно лавировать.
В субботу пришел австрийский пароход; прибывший на нем из
Константинополя ... дал нам известие об отъезде Павлуши и другие
стамбульские вести. В воскресенье пришел русский бриг "Неандр" с
архимандритом Софониею и Галенкою. У Базили обедали архимандрит,
капитан брига Рябинин и граф Бутурлин с сыном, променявший свое русское
графство, свои русские поместья и свою коренную личность на состояние не
помнящих родства и приписанных к Римской церкви. Итальянцами им не
бывать, разве потомкам их, а русскими они уже не суть. Если все это по
убеждению и для спасения души, то и прекословить нечего. В некотором
отношении можно иногда пожалеть о них, но еще более должны им
позавидовать, ибо временные блага принесли они в жертву.
В понедельник, в Духов день, архимандрит служил обедню в греческой
церкви. В отступнике Бутурлине замечательно много русского духа и вообще
русской складки. Он даже усердный читатель "Северной Пчелы" и говорил, что
по отъезде из Италии тоскует по ней. Ему известны и приснопамятны выходки
Булгарина против толстых журналов.
Во вторник, к пяти часам пополудни, сели мы на австрийский пароход
"Шилд". Он был окрещен во имя Ротшильда, но Ротшильд не согласился быть
восприемником его, и пароход обезглавили. Дня два пред отъездом нашим дул
сильный ветер и раскачал море. До острова Родоса нас порядочно било, тем
более что машина не в соразмерности с величиною судна. Мы шли медленно,
узлов по пяти в час. Пароход новый, и деревянная обшивка его, хотя очень
щеголеватая, не обдержалась и не отселась. Никогда не слыхал я подобной
трескотни и скрипотни. Казалось, что все лопается, трескается и того и смотри
- распадется. Со всем тем в субботу, в 4-м часу пополудни, бросили мы якорь в
Смирнском рейде; и к 7 часам были мы уже заключены в свою карантинную
тюрьму.
На Смирнском рейде стоял французский пароход, отправляющийся в
Константинополь, - и на нем Ламартин. Если турецкое правительство не было
бы нелепо, то оно засадило бы Ламартина в карантин, вместо того, чтоб дать
ему богатое поместье в своих владениях. Ламартин перевернул Францию вверх
дном и после того бежит из нее как кошка, когда напроказит и разбросает
посуду; а Диван, который ищет покровительства и милости Франции, оказывает
неслыханное благодеяние безумцу, от которого все партии во Франции
отказались и которого все равно обвиняют. Да и он хорош, устроив у себя
республику, христорадничает у потомков Магомета и записывается к ним, более
нежели в подданство, а в челядинцы, ибо идет питаться их милостынею и
хлебом.
На возвратном пути ничего замечательного не было. Плыли мы по
знакомой дороге и мимо знакомых островов, только приставая к некоторым, а
не выходя на берег, согласно с карантинными правилами. Либеральные врачи
воюют против карантинов, но они видят в них вопрос, более политический,
нежели вопрос общественного здравия, и негодуют на них как на стеснение
свободы человеческой - наравне с цензурой, с запретительными тарифами и
пр. и пр.
Дело в том, что, со времени учреждения турецких карантинов, о чуме в
Турции не слыхать. Это лучшее свидетельство в пользу карантинной системы
- разумеется, благоразумной и умеренной, а не произвольной и излишне
притеснительной. Что чума заразительна, что неограниченная свобода тиснения,
в своем роде, общественная чума, что безусловная свобода торговли мечта
несбыточная, все это оказывается на практике вопреки человеколюбивых и
благодушных теорий. Смирнский карантин очень порядочен - на берегу моря,
свежий ветер от него утоляет жар, и шум разбивающихся волн сладостно
пробуждает внимание. Комнаты просторны и чисты, вероятно, потому, что
султан на днях проехал через Смирну, и на всякий случай все в ней освежили и
побелили.
Точно то же делается и на святой Руси. Карантинная стража не пугает,
как в Одессе, своими смертоносными мундирами, забралами и проч. У нас все
пересолят. Между тем наблюдательность здешней стражи очень бдительна и
вовсе не докучлива. Я бросил бумажку из окна, и через несколько времени
пришел ко мне один из надзирателей и спросил меня: я ли бросил? На ответ
мой, что я, просил меня вперед не делать. Сошел в сад, подобрал все лоскутки
бумаги, апельсинные корки и бросил их в море.
Обедаем мы с августейшего стола, то есть обед наш готовится поваром
из Смирнской гостиницы Des deux freres Augustes (Два брата Августа). В
карантине с нами англичанин Робертсон, сын датского консула в Смирне с
женою, ребенком и братом, барон Шварц, баварец, наш иерусалимский спутник,
два немецких живописца и около ста человек разного сброда. Вечером турки
поют, играют в жгуты на дворе. Много в них живости и веселости. В то же
время другие турки обращаются к востоку и не смущаемые ни присутствием
нашим, ни играми своих братьев - с благоговением совершают, под открытым
небом, свою вечернюю молитву. В числе стражи есть турецкий офицер, балагур
и шутник; около него собирается кружок и потешается его рассказами и
разными выходками.
Вообще в Турции заметно равенство между различными степенями
состояния. Дух братства, вероятно, от того, что степень образованности, то есть
необразованности, почти всем общая. Вместе с тем много у них челядинства, и
турок, немного зажиточный, ничего сам не делает и окружен большей или
меньшей прислугой.
В среду (я сбился числами), при восхождении солнца, отворили нам
ворота нашей карантинной темницы. Множество барок было уже у берега. Все
бросились нагружать на них свою кладь, и через час никого уже не было в
карантине. Дул довольно сильный ветер против обыкновенного, ибо он
поднимается вообще не ранее десятого часа, - и море барашилось. Жене не
хотелось пасти это волнующееся стадо, и мы послали в город за porte-chaise
(носилками) и за лошадью, чтобы ехать берегом. Между тем море стихло, и мы
спокойно отправились в лодке, под охранением русского матроса,
поселившегося в Смирне. Остановились мы по-прежнему в "Августейшей"
гостинице.
Был я у паши, московского знакомца. Он немного говорит
по-французски, помнит Петербург и многие лица, которых он там знал, и
расспрашивал меня о них. Его почитают приверженцем русской системы и
потому удаляют его от султана.
Султан заехал в Смирну вопреки маршрута, начертанного ему
министерством. Уверяют, что сераскир, другой его beau-frere (зять), умолял его
на коленях не заезжать в Смирну, пугая его болезнями, землетрясениями etc.
Но, если не удалось им помешать султану быть в Смирне, то успели они
ограничить пребывание его в ней несколькими часами, тогда как приготовления
и праздники устроены были на несколько часов. По всему видно, что паша в
оппозиции. Он очень худо отзывался об египетском паше, которого султан
видел в Родосе и от которого принял в подарок богатый пароход, чему
Галиль-паша будто верить не хотел, говоря, что это противно последнему
торжественному постановлению султана принимать подарки свыше стольких-то
ок (мер веса) винограда, груш etc.
Говоря о Ламартине, недавно проехавшем через Смирну, припоминал он
слова его в Палате депутатов, что Турция - это труп; и я сказал, что тогда
Ламартин - червь, который питается этим трупом, что очень рассмешило
пашу.
Я просил его держать построже своего нового помещика. Он отвечал
мне, что не боится его. Вообще пашу очень хвалят за деятельное и хорошее
управление. От него поехал я на Мост Караванов и опять не видал ни единого
верблюда.
Вместо пятницы пароход отправился в четверг. К четырем часам
переехали мы на него в лодке, которую порядочно качал противный ветер, но
русский матрос перевез нас благополучно. На пароходе нашли мы знакомое
семейство муллы, бывшего в Иерусалиме, и очень дружно жили с гаремом его,
на пароходе, очень обходительным и даже не закутывающим лица своего. Ветер
был сильный и совершенно противный. Мы шли медленно, пароход скрипел во
всю мочь, но качка была сносная. Нервы мои сначала несколько
взбудоражились, но вскоре угомонились, и все обошлось благополучно.
Ночью остановились мы у острова Мителена и нагрузили на наш
пароход около ста сорока негров и негритянок, - более последних, которых
везли на продажу в Константинополь. Вот тебе и работорговля, против которой
так либерально толкуют и так либерально крейсируют на далеких морях и
которая здесь открыто производится под австрийским флагом. Впрочем, негры
эти казались очень покойны и даже веселы, лежа на палубе, как скотина. Их
ощупывали и осматривали, чтобы видеть, нет ли каких телесных пороков.
Охотники и знатоки определяли, каждому и каждой, чего тот или другая стоит.
Кажется, средняя цена от 1500 пиастров до 2000 и 2500. Но капитан парохода
говорил, что совершить покупку на пароходе он не дозволит.
Нас пугали усиления качки в Мраморном море, но ветер к вечеру утих, и
мы спокойно проспали последнюю ночь нашего плавания.
В субботу, 24 июня, к десяти часам утра, бросили мы якорь в красивом
Константинопольском рейде.
В том или другом восточном городе славятся в особенности
какие-нибудь плоды, например сидонские абрикосы (белокожие). Но вообще
нет для фруктов лучшего климата как Милютинские лавки. Здесь нет поры
зрелости для плодов. За неумением и неимением средств сохранить их в
холодном месте, срывают их с дерева зелеными, да и пора их кратковременна.
То их еще нет, то их уже нет. Восток роскошен только в тысяче и одной ночи.
Какая роскошь в стране, где женщины невидимки.
Буюкдере. Мы переехали сюда в дом Титова 28 июня. Утром в Пере
около 5 часов утра пробудило нас легкое землетрясение. Встал с постели. Все в
воздухе, на небе, на море, на земле было тихо и ясно. Волновалась одна
внутренность земли. Нас провожало из Перы землетрясение (8 апреля), и на
обратном пути почти встретило землетрясение. Неприятная мысль, что если
было одно землетрясение, почему не быть еще землетрясению завтра,
послезавтра и так далее. Землетрясения, по несколько пароксизмов в день, били
же, как лихорадка, Смирну в течение целого месяца.
Ламартин нанизывал фразы перед Фуад-эффенди о благоденствии
Турции, которую он не узнает, так много подвигнулась она на дороге успехов и
улучшений. "Это огромный прогресс, настоящее воскресение", - отвечал ему
Фуад, лукаво намекая на прежние слова Ламартина, который на трибуне
говорил, за несколько лет перед сим, что Турция это труп. Ламартин попал на
мель и закусил губы.