ерки, а когда всё вместе собрано, действительно получается впечатление беспросветное... Всё гибнет, и как гибнет! Мрачно всё..." (В. А. Гиляровский. Друзья и встречи. М., 1934, стр. 36-37).
Президент Академии наук не Грот ~ надо знать.- Ал. П. Чехов писал 18 октября: "Твои "Сумерки44 известны Академии наук. Президент Академии Грот сказал Я. П. Полонскому, Полонский Суворину, а Суворин мне, что твоей книжке предрешено дать одну из пушкинских премий".
...субботник я пришлю очень скоро.- Рассказ "Поцелуй".
Есть ли у Петерсена "Сумерки"? Отчего он о них не пишет?- В. К. Петерсен написал о книге "В сумерках" в "Петербургской газете", 1887, No 306, 6 ноября. См. примечания к письму 333.
Кто кому нос утер: Пржевальский Георгиевскому или наоборот? - В декабрьской книжке "Русского вестника" за 1886 г. напечатана статья Н.М.Пржевальского "Современное положение Центральной Азии". Статья вызвала полемический отклик синолога СМ. Георгиевского: "Два исследователя Китайской империи" ("Вестник Европы", 1887, No 8). Пржевальский написал "Ответ на критику о Китае" ("Новое время", 1887, No 4176, 14 октября). Впоследствии был напечатан еще один отклик Георгиевского - "Вторичный совет г. Пржевальскому". По мнению Георгиевского, Пржевальский, "по теоретическому и практическому незнанию китайцев, ошибается в своих категорических приговорах об их нравственных качествах и строе жизни (как семейной, общественной, так и государственной)" ("Новое время", 1887, No 4181, 19 октября).
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: ПССП, т. XIII, стр. 380.
Открытка. Год и месяц устанавливаются по связи с предыдущим письмом и по почтовому штемпелю: Москва 22 октября 1887 г.
В "Нов<ое> вр<емя>" послан рассказ.- "Холодная кровь".
А. Шаповалов.- Источник подписи неясен.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: отрывок - Письма, т. I, стр. 339-340; полностью - ПССП, т. XIII, стр. 380-382.
После цифры 294 - ? - рукою Ал. П. Чехова приписано:
328/82 р. 68 к.. Год устанавливается по упоминанию о предстоящей постановке "Иванова" в театре Корша.
Ответ на письма Ал. П. Чехова от 22 и 23 октября 1887 г.; Ал. П. Чехов ответил 26 октября (Письма Ал. П. Чехова, стр. 181-186).
Разбойник пера и мошенник печати! - Крылатое выражение, популярное в 80-х годах. Впервые употреблено Б. М. Маркевичем по поводу прогрессивных журналистов; закрепилось как прозвище журналистов реакционной прессы, употреблялось Щедриным (см. Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. Крылатые слова. М., 1955, стр. 465-467).
...в случае, ежели премию мне дадут...- См. примечания к письму 323.
Из присланной тобою вырезки...- Вырезка не сохранилась.
Актеры ~ берут себе не те роли, какие нужно...- В какой мере распределение ролей на премьере "Иванова" соответствовало желанию Чехова, сказать трудно (см. также письмо 330). Роли исполняли: Иванов - Давыдов, Анна Петровна-Глама-Мещерская, Шабельский - Киселевский, Лебедев - Градов-Соколов, Зинаида Саввишна - Бороздина, Саша - Рыбчинская, Львов - Солонин, Бабакина - Кошева, Косых - Вязовский, Боркин - Светлов, Авдотья Назаровна - Красовская, Дудкин - Валентинов.
...или в "Пет<ербургскую> газету" ~ Завтра сей No выйдет.- Речь идет о гонораре за рассказы "Задача" (19 октября) и "Старый дом (Рассказ суеверного человека)" (26 октября). Завтра - по-видимому, по отношению к получению письма Чехова в Петербурге.
Романа еще не переписал...- См. примечания к письму 316.
...субботник пишу и пришлю к субботе.- Вероятно, рассказ "Поцелуй". Работа над рассказом была прервана в связи с премьерой "Иванова" и возобновилась почти через месяц (см. письмо 337).
А интересно было бы поглядеть ~ во скольких экземплярах они изданы.- Ал. П. Чехов отвечал брату 30 октября: "Напечатано 1500 "Сумерек" и израсходовано 392 р. 44 к." (Письма Ал. Чехова, стр. 187).
Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: отрывки - "Правда", 1940, No 349, 18 декабря, "Литературная газета", 1941, No 1; полностью - "Литература и искусство", 1944, No 29 (133), 15 июля (публикация П. С. Попова).
Год устанавливается по почтовым штемпелям: Москва 28 октября 1887 г.; Рахны Лесовые Подольск, г. 30 окт. 1887 г.
Ответ на письма Н. М. Ежова от 19 и 23 октября 1887 г. (ГБЛ).
Ваши письма получены. - 17 октября Н. М. Ежов приехал из Москвы в Брацлав, где служил учителем, и оттуда написал Чехову.
Вопрос о Вашем левом глазе и жалованье...- В письме от 19 октября Ежов объяснял, что начальство недовольно его задержкой в Москве, и просил Чехова в случае запроса удостоверить, что Ежов лечил у него глаз. 23 октября Ежов написал, что медицинское свидетельство не понадобилось и что жалованье ему выдано.
Вам, как шаферу моего "Иванова"...- См. письмо 313.
Условие с Коршем уже подписано.- Текст этого условия: "1887 года октября 26 дня я, нижеподписавшийся, за исключительное право постановки в Москве пьесы А. П. Чехова "Иванов" обязуюсь уплатить ему по 2% за акт с валового сбора каждого представления означенной пьесы, включая сюда и гонорар в Обществе драматических писателей, если г. Чехов запишется его членом. После 1 июня 1888 года я теряю исключительное право, но волен ставить на условиях авторского гонорара в Обществе драматических писателей. Ф. А. Корш" (см. Чехов, Лит. архив, стр. 82).
Вашу милость тоже никак не убедишь посылать рассказы в "Осколки" непременно к каждому No.- 23 ноября 1887 г. Ежов писал Чехову: "К Л<ейки>ну пишу не очень удачно. На днях он вернул мне рассказ, писанный мною наитщательнейшим образом. Рассказ длинный и мало смешной. Впал в отчаяние..."
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: отрывок - Письма, т. I, стр. 340; полностью - Письма, изд. 2, т. I, стр. 421-422.
Год устанавливается по упоминанию о книге "Невинные речи" и пьесе "Иванов".
Ответ на письмо Ал. П. Чехова от 26 октября 1887 г.; Ал. П. Чехов ответил 30 октября (Письма Ал. Чехова, стр. 185 - 188).
Издание изящное, но рассказы так плохи и пошлы...- В книгу "Невинные речи" Чехов включил не пятнадцать, а двадцать один рассказ. В четырнадцать из них он внес поправки, в двух переменил название. В своих письмах Чехов не раз резко отрицательно отзывался об этих рассказах. Однако почти все они (за исключением двух) вошли впоследствии и в собрание сочинений.
В молчании я увижу великое одолжение.- 11-12 ноября Ал. П. Чехов писал: "Буренин и Петерсен спрашивают, писать ли им о "Невин<ных> речах"? Ты в одном из писем ко мне запретил, а я это запрещение разблаговестил. Оба они теперь ждут твоего разрешения" (Письма Ал. Чехова, стр. 189),
О Николае поговорим при свидании,- Ал. П. Чехов отвечал: "Жалею <...> что ты не написал о Косом, а отложил до свидания. Напиши о нем хоть немножко: что он делает, работает ли, пьет ли, живет ли с "нею" и чем живет и т. д.? Он так радикально отрезал себя от меня, что ему даже и писать нельзя, ибо некуда".
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: ПССП, т. XIII, стр. 384-385.
Датируется по связи с письмом к Ал. П. Чехову от 24 октября 1887 г., в котором был послан счет "Петербургской газете".
Ал. П. Чехов ответил 30 октября, а также 4 и 5 ноября 1887 г. {Письма Ал. Чехова, стр. 187-188 и 176-177). Два последних письма датированы здесь и в автографе 4 и 5 октября 1887 г.: описка Ал. П. Чехова. Письма касаются раздачи редакторам петербургских изданий и литераторам сборника "Невинные речи", вышедшего в конце октября.
...другое письмо ~ по просьбе бр. Вернеров...- Письмо неизвестно. В нем содержалось распоряжение, кому давать сборник "Невинные речи". Ал. П. Чехов получил этот "разорванный листок", вместе с шестнадцатью экземплярами книги, лишь 4 ноября и на другой день исполнил поручение.
... при последнем письме...- См. письмо 325.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано Лейкин, стр. 363-365.
Год устанавливается по содержанию (рассказ о постановке "Иванова" в театре Корша).
Ответ на письмо Н. А. Лейкина от 20 октября 1887 г.; Лейкин ответил 12 ноября (ГБЛ).
После того как я заключил условие ~ взять мою пьесу.- В ответном письме Лейкин писал, что он и Суворин удивлены, почему Чехов не отдал "Иванова" на казенную сцену.
...и занялся не своим делом.- Лейкин отвечал: "Напрасно Вы так бьетесь с пьесой. Конечно, постановка пьесы для Вас новинка, первая пьеса Вас волнует, но нужно быть хладнокровнее <...> Скажу Вам по опыту: я даже не понимаю, как это автор может ставить пьесу. Автор постановке мешает, стесняет актеров и в большинстве случаев делает только глупые указания <...> Вы мне пишете, что из всех актеров верите только Давыдову, ибо, по Вашему мнению, это искренний человек. Жестоко Вы ошибаетесь. Это самый лукавый человек, которого я только знавал. В недалеком будущем Вы это увидите". Ответ Чехова см. в письме 335.
Дайте книжку тоньше, но изящнее.- "Спешу Вас успокоить,- отвечал Лейкин,- сборник моих рассказов, выдаваемый в премию подписчикам "Осколков", будет издан изящно, с роскошной виньеткой". Речь идет о сборнике "Пух и перья", объявление о котором дано в "Осколках", 1887, No 44, 31 октября.
Преснову не давайте изданий.- Лейкин писал: "Преснову-то именно всегда и дам, ибо он никогда не кредитуется, а всегда берет на наличные. Вы указываете на магазины, у которых должна быть книга, то есть на Глазунова, Суворина, Васильева и Карбасникова, но у них-то она и есть. Карбасников довольно много перекупил Вашей книги".
Я получил от Билибина письмо ~ чтобы свалился.- Письмо от 27 октября 1887 г. (ГБЛ). Билибин в нем жаловался на черствость Лейкина, безразличного к его здоровью.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. I, стр. 343-345.
Год устанавливается по связи с предыдущим письмом и по упоминанию о предстоящей премьере "Иванова" в театре Корша.
Ответ на письмо М. В. Киселевой от 4 ноября (ГБЛ).
На днях я получил письмо от издательницы "Родника" Марфы Харитоновны Рылиндроновой.- См. следующее письмо.
В разговоре с редакторшей я пущу в ход всё свое лицемерие ...- В своих письмах М. В. Киселева часто подшучивала над "лицемерием" Чехова.
...копия "Ларьки", посланная Суворину, вероятно, погибла...- Рассказ Киселевой "Ларька" был послан Суворину вместе с письмом 10 февраля.
...она пойдет в Саратове с Андреевым-Бурлаком...- Многочисленные ссылки в театральной литературе и в чеховиане на этот спектакль, как видно, не имеют никакого другого источника, кроме двух писем Чехова к брату (см. также письмо 334). Сведений об этом спектакле нет; он, видимо, не состоялся.
Поправки в "Ларьке" произведены мною егце в прошлом году...- Текст с поправками Чехова не сохранился. Рассказ был напечатан в мартовском номере журнала "Родник" за 1888 г., стр. 191-205.
,,,я уже писал Вам.- Письмо неизвестно.
Печатается по автографу (ИР Л И). Впервые опубликовано: ЛН, т. 68, стр. 173.
Год устанавливается по письму Е. А. Сысоевой от 2 ноября 1887 г. (ГБЛ), на которое отвечает Чехов.
...я спешу ответить согласием...- Сотрудничество Чехова в "Роднике" не состоялось. См. письмо 330 и примечания к нему.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. I, стр. 345-346.
Год устанавливается по упоминанию о предстоящей премьере "Иванова".
А. С. Киселев ответил 12 ноября 1887 г. (ГБЛ).
Клянусь я первым днем творенья... - Цитата из "Демона" М. Ю. Лермонтова.
...не отдам ее рассказа в "Родник"...- См. предыдущее письмо.
Dixi. - А. С. Киселев отвечал: "18-го в 1 1/2 дня будем в Москве <...> Если Вы хотите, чтобы я вполне оценил Вашу пьесу, то будьте так добры взять за мой счет для меня кресло, и по глухоте своей желал бы иметь в первом ряду... Отца Филарета к этому времени сплавьте. Письмо с "Ларькой" получено".
Уже 5-й день у нас живет афонский монах о. Филарет.- В Таганроге было подворье Афонского монастыря, которое продавало в России изделия своего производства и продукты и снабжало монастырь русскими товарами, главным образом хлебом. П. Е. Чехов был знаком со всеми монахами подворья. Приезжая в Москву по торговым делам, о. Филарет останавливался у Чеховых. (Сообщено С. М. Чеховым.)
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: ЛССП, т. I, стр. 389.
Открытка. Датируется по почтовому штемпелю: Москва 10 ноября 1887.
Ответ на письма Ал. П. Чехова от 30 октября, 4 и 5 ноября 1887 г. (Письма Ал. Чехова, стр. 187-188 и 176-177. См. примечания к письму 329); Ал. П. Чехов ответил 11-12 ноября 1887 г. (там же, стр. 188-190).
На этой неделе моя пьеса идет в Саратове.. .- См. примечания к письму 330. Ал. П. Чехов отвечал: "Поздравляю с постановкой "Иванова" в Саратове, жалею, что идет бесплатно. Но удивляюсь, что пиеса твоя есть в Саратове, а в Питере ее нет. Невежин говорил на днях, что читал "Иванова", записанного скорописной машиной Ремингтона. Если есть оттиски, недурно бы хоть один дать Питеру, а то выходит что-то географически нелепое". Экземпляр пьесы Чехов отправил в Петербург А. Н. Маслову (письмо 339).
...еще не записался в члены Драм<атического> общества...- О необходимости вступить в Общество драматических писателей Чехову писал Лейкин 20 октября: "Тогда, где бы в провинции ни шла Ваша пьеса, Вы отовсюду будете получать то 2 р., то 3, то даже 5... Заметьте, ведь это с акта. 40% общество удерживает на содержание агентов". Чехов последовал этому совету (см. письмо 336).
Голике и Петерсену дай по экземпляру...- 5 ноября Ал. П. Чехов писал: "Р. Р. Голике страшно обиделся, что ты не прислал новой книги ("Невинные речи") ему <...) Петерсену не мешало бы тоже дать экз. для отзыва". Однако в ответном письме недоумевал: "Ты велишь дать Голике и Петерсену по экземпляру и тебе выслать пяток книг. Но каких? "Сумерки" у Петерсена есть, так же как и "Невин<ные> речи". Голике я вручил 1 экз. "Невин<ных> речей". Если ты требуешь высылки тебе "Сумерек", то объяснись категоричнее. "Невинных речей" у меня в распоряжении более нет".
Я жду вырезку из "Петер<бургских> ведомостей".- Ал. П. Чехов скопировал из "Петербургских ведомостей" от 6 ноября 1887 (No 306) абзац из статьи Н. Ладожского (В. К. Петерсена) "Критические наброски. Плоды мгновенных впечатлений. Иван Щеглов. Первое сражение и т. д. Ан. П. Чехов. "В сумерках"". В рецензии говорилось: "Первый его сборник, под заглавием "Пестрые рассказы", представлял собрание всего написанного г. Чеховым до 1885 года, не разделяя дурного от хорошего; ныне же выпущенная небольшая книжка "В сумерках" содержит только 16 рассказов, но зато все большого и неоспоримого достоинства. Эти-то рассказы преимущественно заслуживают названия "плодов мгновенных впечатлений" и представляют безусловную оригинальность, созданную нашим временем.
Некоторые из помещенных в сборнике рассказов представляют сложные романы, сжатые на нескольких страницах и производящие, тем не менее, довольно цельное впечатление". Концовка рецензии, которую Ал. П. Чехов процитировал в своем письме, гласит: "...Разница между г. Щегловым и г. Чеховым выражается в том, что первый если светит, то отраженным светом, получаемым извне, второй же издает свой собственный свет, так как произведения г. Чехова достаточно оригинальны положениями, мотивировкою и общею художественною архитектурою их внешней формы".
334. А. С. ЛАЗАРЕВУ (ГРУЗИНСКОМУ)
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Собр. писем под ред. Брендера, стр. 54-55.
После авторской даты: 15 -- рукою адресата проставлено: н. 87. Содержание письма (упоминание о предстоящей премьере "Иванова" в театре Корша) подтверждает эту дату.
А. С. Лазарев ответил 21 ноября 1887 г. (ГБЛ).
Вы, коварный изменщик, уехали не простившись...- В письме от 19 ноября, которое разминулось с письмом Чехова, Лазарев объяснял свой отъезд "экспромтом".
..."Гамлета, принца датского"...- Речь идет о пьесе, которую Чехов и Лазарев (Грузинский) предполагали писать вместе. См. о ней также в письме 340 и примечаниях к нему.
Одновременно пришлите мне и мою рукопись...- Рукопись не сохранилась. В статье "Пропавшие романы и пьесы Чехова" А. С. Лазарев (Грузинский) рассказывал историю этой рукописи: "В одно из следующих моих посещений он мне передал "Гамлета, принца датского".
- Возьмите пьеску с собою в К<иржач>, А. С. ! Я начал, а заканчивать лень. Я слишком занят и утомлен "Ивановым". Пишите конец, обработаем вместе.
Я сослался на то, что никогда не писал пьес и боюсь не оправдать надежд, которые возлагаются на меня как на драматурга.
- Вздор, чепуха! Нужно же начинать, батенька. Пьесы - это хлеб для нашего брата. Напишите двадцать пьес, они дадут вам целое состоянье! <...>.
"Гамлет, принц датский" начат был Чеховым на четвертушках листа писчей бумаги, сшитых в тетрадку. Это был любимый размер бумаги у Чехова для более или менее больших вещей. На таких же четвертушках была написана "Степь". Маленькие рассказы он чаще писал на долгих и узких полосках тонкой писчей или почтовой бумаги. В "Гамлете, принце датском" Чеховым был написан перечень предполагаемых действующих лиц, к которым я мог добавить еще несколько лиц, смотря по желанию, и затем от 200 до 250 строк текста <...> Среди критики театральных порядков предполагалось коснуться легкости закулисных нравов (Офелия должна была походя изменять Гамлету) и жестоко пощипать провинциальных антрепренеров за кулачество, некультурность и т. п. Взгляд на них у Чехова был самый мрачный.
Действие пьески происходило за кулисами провинциального театра во время репетиции "Гамлета". Отсюда и название - "Гамлет, принц датский". Первое действие начиналось сборами на репетицию. Раньше других являлись два актера, из которых один - Тигров (фамилия принадлежала Чехову), игравший тень Гамлета, рассказывал о своих многолетних актерских скитаниях по глухим провинциальным городам. В его очень забавном, в общем, рассказе была одна чисто чеховская черточка:
- Придешь, в "Гранд-Отеле" остановишься - в каждой захолустной норе или "Европейская", или "Гранд-Отель" есть...
Первое действие должно было закончиться скандалом и общим кавардаком.
Во втором действии предполагалось дать сцену из "Гамлета".
Подумав над первым действием, я набросал несколько комбинаций и план первого действия до конца. Непривычка писать для сцены сказалась в том, что, вместо скандала и общего кавардака, в первом акте получилось много диалогов, хотя и забавных и довольно живых. Оставив для себя копию, оригинал "Гамлета, принца датского" вместе со своими набросками я отправил Чехову и стал ожидать результатов письма.
Чехов ответил краткой открыткой <до нас не дошла>; признавая мои усилия обработать и закончить первое действие не безнадежными, он обещал после постановки "Иванова" прислать более подробное письмо с отметкой допущенных мной ошибок.
27 ноября я получил это письмо" (А. С. Лазарев-Грузинский. Пропавшие романы и пьесы Чехова.- "Энергия", сб. III. СПб., 1914, стр. 166-170). Эту же историю А. С. Лазарев-Грузинский кратко рассказал в письме к постоянному своему корреспонденту - Н. М. Ежову 24 ноября 1887 г. (ЦГАЛИ).
Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: Лейкин, стр. 366-367.
Ответ на письмо Н. А. Лейкина от 12 ноября 1887 г.; Лейкин ответил 26 ноября (ГБЛ).
...репетуется новая пьеса Шпажинского...- Драма И. В. Шпажинского "Княгиня Куракина". Премьера состоялась в Малом театре 15 ноября.
Вспомните-ка, как Гоголь бесился, когда ставили его пьесу! - Речь идет о постановке "Ревизора". См. "Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному литератору" и "Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора"", а также воспоминания П. В. Анненкова ("Литературные воспоминания". М., Гослитиздат, 1960, стр. 81).
336. В ОБЩЕСТВО РУССКИХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Печатается по подлиннику (ЦГАЛИ). Писарская копия, подпись собственноручная. Впервые опубликовано: сб. "А. П. Чехов", М., 1947, стр. 119.
Вступить в Общество Чехову посоветовал Н. А. Лейкин (см. примечания к письму 333).
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: без приписки - Письма, т. I, стр. 350-352; полностью - ПССП, т. XIII, стр. 392-393.
Год устанавливается по описанию премьеры "Иванова" в театре Корша.
Выход бенефицианта - Н. В. Светлова в роли Боркина.
Меня вызывают 3 раза...- "А. П. ни за что не хотел выходить на вызовы, и его почти вытащили артисты во главе с В. II. Давыдовым, игравшим Иванова. Смущенно раскланивался А. П. и бессознательно отвечал на ободряющие пожатия руки Давыдова",- вспоминал Ф. Мухортов ("Чеховский юбилейный сборник". М., 1910, стр. 429).
...публика не понимает этой смерти ~ у меня есть вариант).- Вариант "Иванова", игравшийся на премьере, сохранился в Центральной театральной библиотеке им. А. В. Луначарского в Ленинграде (машинопись, ценз. разр. 6 ноября 1887 г.). Финал был таким:
"Саша. Николай, пойдем отсюда... (Берет его за руку).
Лебедев {Львову). Я как хозяин дома... как отец своего зятя... то есть дочери, милостивый государь...
Саша (громко вскрикивает и падает на мужа). (Все подбегают к Иванову).
Лебедев. Батюшки, он умер... Воды... Доктора...
Шабельский (плача).
Все. Воды... Доктора... Он умер..."
Рецензент "Московского листка" П. Кичеев писал: "Финал этот заключается в том, что когда во время ужина, по случаю свадьбы Иванова с девицей Лебедевой, в квартиру, где происходит этот ужин, врывается, по воле г. Чехова, доктор Львов и публично, в последний раз, обзывает его, Иванова, подлецом, то он оказывается так чуток к оскорблению, что умирает от разрыва сердца, а симпатичная тоже автору вдова - девица Лебедева обзывает доктора палачом и падает в обморок" ("Московский листок", 1887, No 325, 22 ноября).
... солидный успех (отрицаемый Кичеевым и К°).- Чехов судит, видимо, по слухам; рецензия П. Кичеева была напечатана 22 ноября.
...с вариантом и с изменениями - я изгоняю шаферов,- Для второго представления Чехов снял выходы Косых и Дудкина - шаферов невесты в четвертом действии (явления 1, 2 и 7первой картины и явление 1 второй картины). Вариант финала - видимо, тот, что сохранен в окончательной редакции пьесы. В этом варианте Иванов застреливается.
...я вошел в колею и уселся за субботник.- Вероятно, рассказ "Поцелуй" ("Новое время", 1887, No 4238, 15 декабря).
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. I, стр. 352.
Датируется по упоминанию о спектаклях "Иванова" в театре Корша.
Таково мнение Петра Кичеева...- Речь идет о рецензии П. Кичеева (см. примечания к предыдущему письму), где пьеса "Иванов" именовалась "глубоко безнравственной" и "нагло-цинической путаницей понятий".
...убившего в свое время на Ваших глазах человека.- Студента Коссоиовского. См. примечания к письму 131 в т. 1 Писем.
..."очень Вами благодарна".- Слова Бабакиной из пьесы "Иванов" (д. II, сц. 1). На премьере эту роль играла Кошева.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. I, стр. 353-355.
Ответ на письмо Ал. П. Чехова от 11-12 ноября 1887 г. (Письма Ал. Чехова, стр. 188-190).
Всё, что я писал тебе и Маслову...- Письмо Маслову неизвестно; письмо Ал. П. Чехову от 20 ноября 1887 г. см. выше.
Оказывается, что у актрисы ~ при смерти дочка...- Дочка болела у Н. Д. Рыбчинской. На втором спектакле ее заменила - в роли Саши - Е. В. Омутова. Чехов подарил ей "Пестрые рассказы" с надписью: "Евгении Викторовне Омутовой, спасшей мою пьесу" (ЛН, т. 68, стр. 281).
Курепин хорошо сделал, что похвалил актеров. - В "Новом времени", 1887, No 4215, 22 ноября, в разделе "Театр и музыка" появилась заметка без подписи, принадлежавшая Курепину. "Таким смешением похвал и протестов не дебютировал ни один из авторов последнего времени,- говорилось в заметке. - ...Разыграна пьеса г. Чехова очень хорошо. Молодой автор должен быть доволен: он сразу заинтересовал собою театральную публику".
...рецензия Петра Кичеева...- См. о ней примечания к письму 337.
В "Моск<овских> вед<омостях>" похвалили.- В No 323 "Московских ведомостей" от 23 ноября 1887 г. появилась статья С. Васильева "Театральная хроника". Считая, что автор "не справился со своим героем", критик заключал: "Тем не менее пьеса смотрится с интересом и удовольствием, ибо при всей неопытности автора в ней сказывается талант и выведены живые лица. Исполнение пьесы наиболее безукоризненное и верное по тону, какое мне приходилось видеть на театре г. Корша".
...на днях еду в Питер.- Чехов приехал в Петербург 30 ноября.
...именины твоего старшего цуцыка...- Именины старшего сына Ал. П. Чехова Николая приходились на б декабря.
...пусти заметку..,- Такая заметка в "Новом времени" не появилась.
Благодарственное письмо за телеграмму послано Маслову.- Как телеграмма, так и "благодарственное письмо" неизвестны.
340. А. С. ЛАЗАРЕВУ (ГРУЗИНСКОМУ)
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: "Энергия", сб. III, 1914, стр. 170-172.
На письме имеются карандашные пометы адресата. После слов: У Вас (стр. 155, строка 29)-помечено: в I д.
После слова: Гамлет (стр. 156, строка 4) - помечено: слишком много
После слов: переставить ее так (строка 13) - помечено: не следует переставлять.
После фразы: Конец I действия у Вас ходулен (строка 14) - помечено: требует переделки.
Датируется по помете А. С. Лазарева (Грузинского): 26н.87/28 (верхняя цифра - дата отправления письма; нижняя - дата его получения; это подтверждается сообщением А. С. Лазарева (Грузинского) в письме к Н. М. Ежову от 29 ноября 1887 г.:
"Вчера порадовали <...> три письма: от тебя, П. В. и Чехонте. Чехонте пишет кое-что о пьесе и водевиле..." (ЦГАЛИ).
Ответ на письмо А. С. Лазарева (Грузинского) от 21 ноября 1887 г. (ГБЛ).
Простите, милейший надворный советник...- В письме от 19 ноября Лазарев иронизировал по поводу того, что был "произведен в надворные советники".
Теперь о "Гамлете"...- В своем письме от 21 ноября Лазарев, анализируя предложения Чехова, высказанные в письме от 15 ноября, писал: ""Условия" водевиля я признаю очень ясными, очень верными и очень необходимыми; нужны: 1, сплошная путаница, 2, отсутствие длиннот, 3, характерность, 4, критика, 5, движение. Что касается до распределения ролей, я плохо знаю амплуа Светлова, Соловцова, Вязовского, Валентинова и Кошевой. Светлов, кажется, играл Хлестакова? Вязовский - комический старец... Кескесе Валентинов? Быть может, это устроится?
<...> Я всё думаю о 2-м акте. Право, не следует давать сцену Гамлета (т. е. первых картин). Гораздо лучше бы сделать второй акт водевиля "за кулисами". Пусть идет "Гамлет", но наше действие тянется сзади кулис: тут возможна и путаница с венками, и что хотите, и хоть всеобщая потасовка... В благоприятном случае судьба общего водевиля такова: Вы получаете 1 акт и конспект 2-го - 29 ноября; три-четыре дня читаете и соображаете; я в это время занимаюсь 2-м актом; а 21-го приезжаю в Москву (вечером), 22 (во вторник) являюсь утром к Вам, и 22-23-24 водевиль получает окончательный вид <...> Р. 8. По зрелом размышлении изменяю план: во-1-х, Вы требуете высылки Вашей рукописи, шлю ее; во-2-х, прилагаю конспект того, что у меня есть и намечено (конец), и жду от Вас ответа, указаний, изменений и т. д.". Далее, приведя план распределения ролей между актерами театра Корша, Лазарев сообщал "конспект", который и рассматривает Чехов в своем письме: "После Ваших строк: речь Тигрова; вбегает антрепренер и хочет силой увести Тигрова, Тигров неустрашим, антрепренер в ужасе исчезает; вторичное нападение на Борщова; Борщов ободряет Тигрова и говорит, что, пока жив, не сдастся; появление жены Тигрова, подговоренной антрепренером; она уговаривает Тигрова оставить сцену, упрашивает, сердится, но, когда Тигров припоминает ей обиды антрепренера, старуха переходит на сторону мужа; Борщов изнемогает; Тигров посылает ему на помощь жену; появление репортера (она на сцене; как сделать, чтобы он был в оркестре?), одобряющего обличения Тигрова и восхваляющего гласность; но когда Тигров касается печати - репортер конфузится и т. д. Тигров переходит к безнравственности актр<ис? > Антрепренер вторично хочет взять его силой и вторично терпит поражение. Тигров говорит. Желая подслужиться антрепренеру, из суфлерской будки вылезает суфлер, хватает зазевавшегося Тигрова за ноги, прибегают рабочие и уносят Тигрова. Антрепренер в восторге. Но через минуту снова является Тигров, лишенный шубы и фалды ("Предательство восторжествовало только на минуту!.."). Обличение Офелии, процессия инженера, гнев Гамлета. Обличенье Гертруды - Свирельевой. Гертруда требует от антрепренера, чтобы он заставил Тигрова молчать; диалог Гертруды и антрепренера; падение Гертруды в обморок. Антрепренер в ужасе и соглашается всё сделать, только б Тигров замолчал; Тигров заставляет его клясться перед публикой ("Клянитесь" из "Гамлета") и уходит со сцены. На сцену вбегает Гамлет, за ним Офелия, тщетно пробующая его уговорить. Гамлет обращается к ликующему (за окончанием дела с Тигровым) антрепренеру и отказывается играть. Антрепренер поражен. Занавес.
Во 2-м действии, я думаю, должно происходить (как Вы говорили уже об этом) борьба Бабельмандебского с антрепренером и Тигровым, добавленная разной путаницей <...>".
22 ноября Лазарев написал Чехову еще одно письмо, в котором более подробно развивал свой конспект; но это письмо Чехов получил после отправки своего письма и больше к "Гамлету" не возвращался.
Имена персонажей Тигров и Бабельмандебский, заготовленные для водевиля, уже были использованы Чеховым в рассказе 1886 года "Юбилей".
Тип Белянкина.- К этим словам Чехова Лазарев (Грузинский) сделал примечание: "Чехов очень забавно умел представлять Л. Л. Белянкина, едва ли не самого свирепого из всех свирепых московских журналистов. Словами "тип Белянкина" он рисовал мне совершенно ясный и законченный тип" (А. С. Лазарев-Грузинский. Пропавшие романы и пьесы Чехова.- "Энергия", сб. III, 1914, стр. 172).
После пьесы я так утомился, что потерял способность здраво мыслить и дельно говорить,- В указанной выше статье А. С. Лазарев (Грузинский) писал: "Охлаждение к коршевской труппе вызвало у Чехова временное охлаждение и к писанию пьес, в частности к писанию "Гамлета, принца датского". Ведь он был предназначен как раз для коршевской труппы, и даже роли писались специально для актеров театра Корша. Хорошо зная эти обстоятельства, я, по приезде в Москву на Рождество, не поднимал у Чехова разговора о "Гамлете, принце датском" и не знаю, какая судьба постигла забавную пьеску.
В моих бумагах я не мог отыскать копии, снятой мною со вступления, написанного Чеховым.
Но эта копия, вероятно, цела, и я не теряю надежды ее найти" (там же, стр. 173). Копия остается неизвестной.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ, фонд С. М. Чехова). Впервые опубликовано: ПССП, т. XIII, стр. 398, с датой - 1 декабря.
Год устанавливается по упоминанию о болезни Айны Ивановны, первой жены Ал. П. Чехова.
Живу у Александра.- Ал. П. Чехов жил в Петербурге по адресу: Пески, угол 2-й и Мытинской, дом 1/30, кв. 19.
Печатается по автографу {ИР Л И). Впервые опубликовано: ПССП, т. XIII, стр. 399-400.
Год устанавливается по упоминанию о премьере "Иванова".
Против названия возражений нет,- В. А. Гиляровский вспоминал со слов И. П. Чехова: "Светлов ругательски ругал пьесу: "Какая это пьеса для бенефиса? Одно название чего стоит - "Иванов". Кому интересен какой-то Иванов? Никто и не придет".
- Нет, брат, ошибаешься,- возразил Градов-Соколов.- Во-первых, автор - талантливый писатель, а во-вторых - на звание самое бенефисное: "Иванов" или "Иванов". Каждому
Иванову или Иванову будет интересно узнать, что такое про него Чехов написал. И если только одни Ивановы придут - у тебя уж полный сбор обеспечен...
И действительно, Градов-Соколов предсказал верно. Когда начался разъезд после спектакля, только и слышалось у подъезда:
-
Карету Иванова!
-
Одиночку Иванова!
-
Лихач от Большой Московской с Ивановым!
-
Кучер полковника Иванова!.."
(В. Гиляровский. Друзья и встречи. М., 1934, стр. 35- 36).
Судя по длинной защитительной речи ~ не улеглись в Москве.- Рецензия в "Новостях дня", подписанная N, называлась "Еще два слова об "Иванове"" (1887, No 329, 30 ноября). В ней говорилось об "Иванове" как о "несомненно оригинальном произведении талантливого молодого писателя". "Главная фигура первого драматического произведения г. Чехова, несомненно, сам Иванов, и не скажу - в создании такого типа, а просто в мысли вывести его на свет божий, представить его нашим глазам как живую действительность,- уж в одном этом кроется масса оригинального, много подкупающего в пользу автора". Говоря о недостатках, рецензент писал: "Не вина автора, если его произведение появилось перед судом публики в таком незаконченном виде; такого обвинения скорей заслуживает дирекция театра..."
Завтра буду писать ему... - По-видимому, ни на следующий день, ни в ближайшие дни Чехов не писал Григоровичу. Он написал в Ниццу длинное письмо, упомянув о Давыдове (который приложил к этому письму и свое письмо Григоровичу), лишь 12 января 1888 г.
Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: с пропусками - "Новое слово", 1907, сб. 1, стр. 204; полностью - ПССП, т. XIII, стр. 400-402.
Год устанавливается по содержанию (пьеса "Иванов" в театре Корша, статья в "Вестнике Европы" и др.).
М. П. Чехов ответил 7 декабря (ГЛМ).
...Михайловского (критиковавшего меня в "Северном вестнике")...- В ПССП, т. XIII (стр. 528 и 480) комментатор И. С. Ежов писал, что речь идет о рецензии в июньской книжке "Северного вестника" за 1886 год на "Пестрые рассказы", которая принадлежала не Михайловскому, а Скабичевскому. Однако Чехов, вероятно, знал уже к этому времени, кто был автором этой анонимной заметки, где предсказывалось, что ему придется "в полном забвении умирать где-нибудь под забором". Здесь идет речь о рецензии в девятой книжке "Северного вестника" за 1887 год, написанной Михайловским по поводу выхода книги "В сумерках" (см. письмо 305 и примечания к нему).
...в компании Глеба Успенского и Короленко ели, пили и дружески болтали,- В. Г. Короленко вспоминал об этой встрече: "Я тогда же (то есть в конце 80-х годов) сделал было попытку свести Чехова с Михайловским и Успенским. Мы вместе с ним отправились в назначенный час в Пале-Рояль, где тогда жил Михайловский и где мы уже застали Глеба Ивановича Успенского и Александру Аркадьевну Давыдову (впоследствии издательницу журнала "Мир божий"). Но из этого как-то ничего не вышло. Глеб Иванович сдержанно молчал <...> Михайловский один поддерживал разговор, и даже Александра Аркадьевна - человек вообще необыкновенно деликатный и тактичный - задела тогда Чехова каким-то резким замечанием относительно