к 19 ноября в мастерской А. Я. Головина над сценой Мариинского театра во время представления "Фауста" Волошин дал Гумилеву пощечину. Причиной инцидента было оскорбление, нанесенное, по мнению Волошина, Гумилевым поэтессе Е. И. Дмитриевой, выступавшей в "Аполлоне" под псевдонимом Черубина де Габриак, который был раскрыт редактору журнала С. Маковскому Кузминым. По сообщению газетной хроники, совпадающей с позднейшими воспоминаниями Волошина, "Гумилев резко и несправедливо отозвался об одной девушке, знакомой Волошина. Волошин подошел к нему, дал ему пощечину и спросил: "Вы поняли?" - "Да", - ответил тот" (Русское слово. 1909. 24 нояб.; цит. по комментариям В. П. Купченко и З. Д. Давыдова к воспоминаниям Волошина "История Черубины" (1930) и "Исповеди" Е. Дмитриевой (1926): Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990. С. 652). Кузмин и Зноско-Боровский были секундантами Гумилева (со стороны Волошина выступали А. Н. Толстой и художник А. К. Шервашидзе). Обстоятельства дуэли, происходившей за Старой Деревней, по дороге на Лахту, "саженях в 35-ти от места поединка графа Уварова и г. Гучкова" (Биржевые ведомости. 1909. 24 нояб. С. 5), изложены ее участниками - Толстым (Figaro (Тифлис). 1922. 6 февр.) и Шервашидзе (письмо к Б. В. Анрепу, б. д.); тексты приведены в коммент. В. П. Купченко и З. Д. Давыдова к указанному изданию (С. 652-655). Там же даны выписки из Д за 21 и 22 ноября 1909 года: "21 (суббота). Зноско заехал рано. Макс все вилял, вел себя очень подозрительно и противно. Поехали завтракать к Альберту, потом в "Аполлон", заказывали таксо-мотор. <...> Отправились за Старую деревню с приключениями <...>. В "Аполлоне" был уже граф. <...> С Шервашидзе вчетвером обедали и вырабатывали условия. Долго спорили. Я с князем отправился к Борису Суворину добывать пистолеты, было занятно. Под дверями лежала девятка пик. Но пистолетов не достали, и князь поехал дальше к Мейендорфу и т. п. добывать. У нас сидел уже окруженный трагической нежностью "Башни" Коля. Он спокоен и трогателен. Пришел Сережа и ненужный Гюнтер, объявивший, что он всецело на Колиной стороне. Но мы их скоро спровадили. Насилу через Сережу добыли доктора. Решили не ложиться. Я переоделся, надел высокие сапоги, старое платье. Коля спал немного. Встал спокойно, молился. Ели. Наконец, приехал Женя, не знаю, достали ли пистолеты.
22 (воскресенье). Было тесно, болтали весело и просто. Наконец чуть не наскочили на первый автомобиль, застрявший в снегу. Не дойдя до выбранного места, расположились на болоте, проваливаясь в воду выше колен. Граф распоряжался на славу, противники стали живописно с длинными пистолетами в вытянутых руках. Когда грянул выстрел, они стояли целы: у Макса - осечка. Еще выстрел, еще осечка. Дуэль прекратили. Покатили назад. Бежа с револьверным ящиком, я упал и отшиб себе грудь. Застряли в сугробе. Кажется, записали наш номер. Назад ехали веселее, потом Коля загрустил о безрезультатности дуэли. Дома не спали, волнуясь. Беседовали" (С. 655; упоминаются Б. А. Суворин, издатель и журналист, барон А. Ф. Мейендорф, секундант Гучкова, С. А. Ауслендер и немецкий поэт Иоганнес фон Гюнтер, живший одно время на Башне; записи, предшествовавшие подготовке к дуэли, см.: МК 1996. С. 158; см. также: Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания современников. Л., 1991. С. 233-234, 237-238).
22 Свадьба С. А. Ауслендера и Н. А. Зноско-Боровской состоялась 22 августа 1910 года; шафером был также Н. С. Гумилев: "В августе он <Гумилев> приехал в Окуловку с Кузминым и Зноско-Боровским. <...> Затем он принимал самое близкое участие в свадебном ритуале, спрашивал, на каких лошадях поедем в церковь и как поедем. Вечера мы проводили за игрой в винт. После же свадьбы разъехались" (Ауслендер С. А. Воспоминания о Н. С. Гумилеве // Жизнь Николая Гумилева. С. 47).
23 Ошибка памяти Кузмина: имеются в виду конфликты Кузмина с сестрой Варварой в ноябре 1908 года (см. примеч. 84, наст. изд., с. 311) и в июле 1909 года; причиной последнего явилась влюбленность Кузмина в А<гафона?> Годунова, приказчика бумагоделательной фабрики в Окуловке (станция Николаевской железной дороги, расположенная вблизи от имения Мошковых Порахино, Новгородской губернии). Одновременно в Годунова была влюблена племянница Кузмина Варвара. Ситуация описана Кузминым в цикле "Трое" (июль-август 1909 года). Подробнее см. комментарии Н. А. Богомолова к изд.: Кузмин М. Стихотворения С. 712-714; указание на реальный подтекст цикла впервые сделано в работе: Malmstad J. E. ""Real" and "Ideal" in Kuzmin's "The Three"" // For SK. In Celebration of the Life and Career of Simon Karlinsky. Oakland, 1994. P. 173-183 (Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Vol. 33).
24 В Окуловку Кузмин и Ауслендер выехали из Петербурга 17 августа 1910 года; Гумилев и Зноско-Боровский прибыли 20 августа; Зноско-Боровский выехал обратно в Петербург 22 августа; Кузмин вернулся 30 августа (Д).
25 Имеются в виду годы первого замужества В. А. Кузминой. Ее муж Абрам Яковлевич Ауслендер (1859-1887) в начале 1880-х годов организовал в Херсоне подпольный кружок, имевший связи с народовольцами, и был арестован 13 июля 1883 года. После пребывания в Петропавловской крепости Ауслендер был выслан в Западную Сибирь сроком на три года (подробнее см.: Деятели революционного движения в России: Биобиблиографический словарь. М., 1933. Т. 3: Восьмидесятые годы. Вып. 1. А-В. Стб. 135-136). См. также в "Автобиографии" С. А. Ауслендера: "Отец и мать мои, будучи студентами, были сосланы в Сибирь по делу тайной народовольческой типографии. Я родился <...> в Петербурге, куда мать моя вернулась из ссылки. Отец умер, когда мне было несколько месяцев" (Ауслендер С. Собр. соч. М., 1928. Т. 1. С. 19).
26 "Домашний быт русских царей" (М., 1862) - труд историка Ивана Егоровича Забелина (1820-1909).
27 "Поэтической Академией" именовались заседания на Башне Вяч. Иванова, посвященные лекциям по теории стиха. В сентябре 1909 года "Академия" была преобразована в Общество ревнителей художественного слова (сохранив и прежнее, неформальное наименование), а заседания перенесены в редакцию "Аполлона" (Мойка, 24, кв. 6), где продолжались до 1913 года. Кузмин входил в Совет общества, а Зноско-Боровский, будучи помощником С. К. Маковского - "администратора" общества, занимался организационными делами (см. письмо Вяч. Иванова к Брюсову от 3 января 1910 года и коммент. С. С. Гречишкина, Н. В. Котрелева и А. В. Лаврова к нему: ЛН. М., 1976. Т. 85. С. 523-524).
28 Ведринская Мария Андреевна (1877-1948) - актриса, в 1906-1924 годах работала в Александрийском театре, а с 1924 года - в рижском Русском драматическом театре. 30 марта 1910 года на ее вечере в зале Дворянского собрания В. Э. Мейерхольд и балетмейстер В. И. Пресняков поставили "мимический балет" Кузмина "Выбор невесты" (см.: Конечный А. М., Мордерер В. Я., Парнис А.Е., Тименчик Р. Д. Артистическое кабаре "Привал комедиантов". С. 130). Ведринская была занята также в постановке "Выбора невесты" Н. П. Петровым в Михайловском театре 14 мая 1919 года.
29 Ольга Афанасьевна Судейкина (урожд. Глебова; 18857-1945) - актриса и художница.
30 С Алексеем Николаевичем Толстым (1882-1945) Кузмин познакомился 29 декабря 1908 года (Д). В мае-августе 1909 года Кузмин и Толстой - в числе основателей и ближайших сотрудников посвященного поэзии журнала "Остров": в качестве таковых выступали совместно с Н. Гумилевым и П. Потемкиным на Вечере современной поэзии "Остров искусства" в Киеве 29 ноября 1909 года (см.: Тименчик Р. "Остров искусства": Биографическая новелла в документах // Дружба народов. 1989. No 6. С. 244-253). 23 февраля 1914 года Толстой был одним из зрителей домашнего спектакля по пьесе Кузмина "Венецианские безумцы" в Москве в доме Е. П. и В. В. Носовых; "под впечатлением пьесы "Венецианские безумцы" в 1919 г. он задумал пьесу "Любовь - книга золотая"" (А. Н. Толстой: Материалы и исследования. М., 1985. С. 413; ср.: Там же. С. 403). О встрече Кузмина с Толстым в 1923 году вспоминал редактор московского машинописного журнала "Гермес" Б. В. Горнунг: он был свидетелем "очень интересного" разговора Кузмина с Толстым, в котором "затрагивалась позиция журнала "Абраксас" в сравнении с <...> "Гермесом"", причем "Толстой ругал позиции обоих журналов, несмотря на их огромное различие" (Горнунг Б. Из воспоминаний о Мих. Ал. Кузмине / Публ. М. О. Чудаковой и А. Б. Устинова // Пятые Тыняновские чтения. С. 175). 26 октября 1925 года на заседании Ленинградского общества библиофилов, посвященном 20-летию литературной деятельности Кузмина, Толстой произнес "вступительное слово" (см.: К ХХ-летию литературной деятельности Михаила Алексеевича Кузмина. Л., 1925. Стр. не нумерованы). Ср. также запись в дневнике К. Федина: "1930.12.1. <...> "Венок на голове, полуоткрыты губы..." - эти стихи приводит А. Блок в речи своей, читанной на юбилее Кузмина. Прекрасная речь. "М. Кузмин замечателен уже тем, что мог вызвать такую гениальную речь", - сказал Толстой... Я пил с ним третьего дня <...>" (Федин К. Собр. соч.: В 12 т. М., 1986. Т. 12. С. 46; неточно цитируется стихотворение Кузмина "Мой портрет" (1906-1907)). 12 сентября 1931 года Кузмин отмечал: "Толстой ищет моей Форели" (Дневник 1931. С. 178).
31 Софья Исааковна Толстая (урожд. Дымшиц; 1889-1963) - актриса и художница, в 1907-1914 годах жена А. Н. Толстого.
32 Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946) - художник, автор портрета Кузмина (1915, бумага, карандаш, ГРМ; см.: Кравцова И. Забытый портрет М. Кузмина // НЛО. 1993. No 3. С. 130-133), один из "героев" повести Кузмина "Картонный домик" (1907; выведен под именем Мятлева) и сопутствующего ей цикла стихов "Прерванная повесть", биографической основой которых явился кратковременный роман Кузмина с Судейкиным в октябре-декабре 1906 года, закончившийся неожиданным отъездом Судейкина из Петербурга и женитьбой его на O. А. Глебовой (см.: МК 1995. С. 130-138). Летом 1912 года Кузмин жил у Судейкиных; к О. А. Глебовой-Судейкиной обращены его стихотворения "Пускай нас связывал издавна..." (1918), ""А это - хулиганская", - сказала..." (1922) и ряд неопубликованных текстов 1910-х годов (см.: Тименчик Р. Ольга Глебова-Судейкина: Первое приближение // НЛО. 1994. No 7. С. 214-215); для декламационного репертуара актрисы им был написан, в частности, цикл "Бисерные кошельки" (1912); подробнее см.: Мок-Бикер Э. "Коломбина десятых годов...": Книга об Ольге Глебовой-Судейкиной. Париж; СПб., 1993. С. 85-92. Судейкин оформил книги Кузмина "Куранты любви" (М., 1910) и "Осенние озера" (М., 1912), а также театральные постановки его произведений: в 1911 году - "комическую оперу" "Забава дев" в Малом (Суворинском) театре, в 1913 году - "вертеп кукольный" "Рождество Христово" в "Бродячей Собаке", в 1914 году - пьесу "Венецианские безумцы" (эскизы костюмов см. в книге Кузмина "Венецианские безумцы" (М., 1915)). Адресат стихотворений "Балет" и "Прогулка" (1912), описывающих картины Судейкина "Балет" (1910, ГРМ) и "Гулянье" (1906, ГТГ), а также "Чужой поэмы" (1916). Судейкины расстались в 1915 году. С. Ю. эмигрировал в 1917 году; в 1934 году жил в Нью-Йорке; его биографию Кузмин планировал написать для задуманной им в начале 1920-х годов серии жизнеописаний "Новый Плутарх" (см. "Список лиц для "Плутарха"", опубликованный Н. А. Богомоловым в сборнике "Вторая проза. Русская проза 20-х-30-х годов XX века" (Trento, 1995. С. 138)). О. А. Судейкина с 1924 года жила в Париже.
33 1909-1912 годы - время наиболее тесного и дружеского общения Кузмина и Гумилевых (10 июня 1910 года Кузмин познакомился с А. А. Ахматовой); подробную хронику их встреч см. в биографической канве Гумилева, составленной Е. Е. Степановым: Гумилев Н. Соч.: В 3 т. М., 1991. Т. 3. С. 359 и след.; письма Гумилева к Кузмину опубликованы Р. Д. Тименчиком: Неизвестные письма Н. С. Гумилева // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1987. Т. 46. No 1. С. 59-61. После обидной для Кузмина рецензии Гумилева на "Осенние озера" (А. 1912. No 8. С. 61) тот дезавуировал свой положительный отзыв на "Чужое небо" (А. 1912. No 2. С. 73-74), опубликовав новый критический разбор гумилевской книги (Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу "Нива" на 1913 г. Т. I. No 1. Стб. 161-162; ср. мемуарное свидетельство Ахматовой: Записки. С. 173-174; ср. также: Acumiana. С. 113). Гумилеву посвящено стихотворение Кузмина "Надпись на книге" (1909); при републикации в "Третьей книге рассказов" (М., 1913) рассказа ""Высокое искусство"", датированного августом 1910 года, Кузмин также посвятил его Гумилеву. А. Г. Тимофеев (см. изложение его доклада: Кравцова И., Эльзон М. Международная конференция "Н. С. Гумилев и Русский Парнас" // РЛ. 1992. No 1. С. 238) и Н. А. Богомолов (см.: МК 1995. С. 139-144) пытались интерпретировать эту дедикацию соответственно как отклик Кузмина на разладившую "мужскую" дружбу Гумилева и Кузмина женитьбу Гумилева на Ахматовой в апреле 1910 года или как знак солидаризации с Гумилевым в полемике, вызванной докладом Вяч. Иванова "Заветы символизма" (март 1910 года), материалы которой были опубликованы, в частности, в "июльско-августовском номере "Аполлона"" (МК 1995. С. 142; курсив Н. А. Богомолова. Отметим, что данная интерпретация лишь детализирует предложенную нами ранее: Морев Г. А. Полемический контекст рассказа М. А. Кузмина "Высокое искусство" // А. Блок и русский символизм: Проблемы текста и жанра. Блоковский сб. X. Тарту, 1990. С. 98 (Уч. зап. Тарт. ун-та. Вып. 881)). Однако ни версия А. Г. Тимофеева, убедительно оспоренная уже Н. А. Богомоловым (МК 1995. С. 139-140), ни разработанная им гипотеза не представляются доказательными: сомнительны резоны Кузмина, актуализирующего вдруг частности литературной полемики двухлетней давности, причем в период явного охлаждения личных отношений с адресатом посвящения (в августе 1912 года появилась задевшая Кузмина рецензия Гумилева на "Осенние озера"). Останавливает внимание другое: дата рассказа (это единственный датированный автором текст в книге) точно отсылает к памятной Кузмину и Гумилеву свадьбе упомянутого в рассказе С. А. Ауслендера и Н. А. Зноско-Боровской 22 августа 1910 года (см. примеч. 22, наст. изд., с. 240). Заключенное же Кузминым в "остраняюще"-иронические кавычки название - ""Высокое искусство"", - выступающее в рассказе в качестве пейоративно окрашенного термина, послужило тем не менее положительной характеристикой поэзии Кузмина в другой рецензии Гумилева на "Осенние озера", появившейся в период подготовки "Третьей книги рассказов" к печати (Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу "Нива" на 1912 г. Т. III. No 11; ср.: "Стихи М. Кузмина <...> показывают, что русская поэзия <...> становится искусством трудным и высоким <...>"; курсив наш. - Г. М.). Таким образом, если в плане биографическом любое однозначное толкование посвящения (и датировки) рассказа на основе имеющихся пока данных кажется неосновательным, то в плане литературном функцию посвящения ""Высокого искусства"" Гумилеву приходится обозначить как полемическую: с 1913 года полемика определенно становится доминантой литературных отношений Кузмина и Гумилева. Осенью 1911 года Кузмин принял участие в первых собраниях новоорганизованного "Цеха поэтов" (см.: Тименчик Р. Д. Заметки об акмеизме // RL 1974. No 7/8. Р. 31, 35). По словам Ахматовой, записанным П. Н. Лукницким в 1925 году, "Цех собой знаменовал распадение этой группы (Кузмина, Зноско и т. д.). Они постепенно стали реже видеться, Зноско перестал быть секретарем "Аполлона", Потемкин в "Сатирикон" ушел, Толстой в 12 году, кажется, переехал в Москву жить совсем <...>. Здесь новая группировка образовалась: Лозинский, Мандельштам, Городецкий, Нарбут, Зенкевич и т. д. Здесь уже меньше было ресторанов, таких - Альбертов <sic!>, больше заседаний Цеха <..."> (Acumiana. С. 128-129). В целом, к предприятию Гумилева Кузмин отнесся без энтузиазма, с 1914 года интенсифицируя критику акмеизма как "школы", варьируя в своих статьях "оксюморонный образ "тупого акмеизма" (???? "острие")"(Тименчик Р. Д., Топоров В. Н. Цивьян Т. В. Ахматова и Кузмин // RL 1978. Vol. VI. No 3. Р. 223; там же примеры из статей Кузмина; ср.: Калиостро. С. 89) и окончательно перенеся эту квалификацию акмеизма на личность его погибшего создателя в 1921 году (см.: Дневник 1921. 26 сент. С. 489). Осенью 1920 года Кузмин и Гумилев предприняли тем не менее совместную поездку в Москву для участия в "Вечере современной поэзии" во Дворце искусств (см.: Гумилев и Кузмин на "Вечере современной поэзии" в Москве 2 ноября 1920 г. / Публ. С. В. Шумихина // Николай Гумилев и Русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сент. 1991 г. СПб., 1992. С. 109-114).
34 На Бронницкой улице, 9 располагалась Александровская община сестер милосердия Красного креста.
35 Ошибки памяти Кузмина: на актрисе Марии Васильевне Филаретовой-Багровой (1882-1946) Зноско-Боровский женился в 1912 году; 2 августа 1912 года у них родился сын Кирилл (l966). Ср. запись в Д от 15 августа 1912 года: "Наденька <Ауслендер> звала. Сообщила, что Женя женился на Филаретовой, у них ребенок и бедствуют". Зноско-Боровский был на фронте с первых дней войны; см. письмо М. В. Филаретовой к Кузмину от 31 июля 1914 года:
Многоуважаемый и милый Михаил Алексеевич,
уезжая на войну, Женя поручил мне разыскать Вас и обратиться к Вам с очень большой просьбой: проредактировать рассказ, который он успел написать только начерно, особенно последнюю главу. Так как я останусь здесь очень недолго (не больше трех недель), то Вы бы меня страшно обязали, назначив мне самый ближайший срок для нашего свидания. Будучи очень занята, я боюсь терять время и ехать в Павловск на авось. <...>
Все случилось быстро и неожиданно. Жене по приезде пришлось собраться в три дня. Я иду в сестры милосердия, т<ак> к<ак> не в силах, совершенно, оставаться здесь.
В Ниве обещали взять повесть, и я бы очень хотела на той неделе ее отнести, чтобы получить деньги. -
Все зависит от Вас, и я
верю в ваше доброе, всегда дружеское и милое отношение к Жене, а потому прямо и просто пишу Вам. Примите мой сердечный привет и пожелание всего хорошего. <...>
(РГАЛИ. Ф.232. On. 1. Ед. хр. 206. Ср. запись Кузмина: "Читал Женин рассказ" (Д, 6 августа 1914 года). О каком произведении Зноско-Боровского идет речь неизвестно - в 1914 году его проза в "Ниве" не публиковалась). В 1920-1930-е годы, в эмиграции, М. В. Зноско-Боровская входила в масонскую ложу "Аврора" (История. С. 299).
36 Церковь Св. Апостола Матфея (угол Матвеевской и Большой Пушкарской улиц) была закрыта 25 июля 1932 года и осенью того же года разрушена.
37 Лина Ивановна Тамм (18757-1941) - воспитательница О. Н. Гильдебрандт, близкий друг ее родителей. См. воспоминания О. Н. Гильдебрандт "Мама. Папа. Лина Ивановна" (ЦГАЛИ СПб. Ф. 436. Оп. 1. Д. 28).
38 С поэтом Всеволодом Гаврииловичем Князевым (1891-1913) Кузмин познакомился весной 1910 года (первое упоминание в Д - 2 мая). Их отношения продолжались с мая 1910-го до осени 1912 года и, будучи осложнены романом Князева с О. А. Глебовой-Судейкиной, начавшимся летом 1912 года (см.: МК 1996. С. 175-178), завершились ссорой во время поездки Кузмина в Ригу, где Князев служил вольноопределяющимся в 16-м гусарском Иркутском полку. 29 марта 1913 года в Риге Князев пытался покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь из браунинга; 5 апреля от полученной раны он умер; похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Его "Стихи. Посмертное издание" вышли в 1914 году в Петербурге. 28 сентября 1922 года, в день, который, по замечанию Р. Д. Тименчика, "может указывать на точную десятилетнюю годовщину ссоры" (ТименчикР. Рижский эпизод в "Поэме без героя" Анны Ахматовой // Даугава. 1984. No 2. С. 118). Кузмин записал: "Не поссорься Всеволод со мною - не застрелился бы" (Д).
39 Мария Петровна Князева (урожд. Шуйская). Ее записка Кузмину от 6 октября 1912 года (
РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 232) опубликована Р. Д. Тименчиком: Даугава. 1984. No 2. С. 118. К характеристике отношений Кузмина и матери Вс. Князева приведем позднейшее письмо М. П. Князевой к Кузмину:
27 июля 1929[4?]г. <...> Монастырь.
(Балтийская ж.д. Ст. Елизаветино).
Многоуважаемый Михаил Алексеевич, позвольте побеспокоить Вас просьбой прочитать прилагаемые стихотворения одной молодой монахини (неопытной в стихосложении, но страстно любящей стихи) и высказать откровенно Ваше мнение о них. За исполнение моей просьбы заранее благодарна Вам.- Здесь я живу с дочерью Анной, в иночестве Екатериной. Удивительно хороший уголок: чудный сосновый лес, появились уже грибы. Пробуду здесь до конца августа. В городской квартире остался Кирилл, недавно выпущенный из Смоленской тюрьмы.
Всего Вам хорошего! Привет от дочери. Глубоко уважающая <Вас> М. Князева.
За ответом зайдут к Вам мои знакомые.
Поклонитесь О.А. Судейкиной и А. А. Ахматовой, если увидите их
(ЦГАЛИ СПб. Ф. 437. Оп. 1.Д. 55. Л. 3; упомянут брат В. Г. Князева Кирилл).
40 Владимир Адольфович Нагродский (1872-1950-е?) - муж Е. А. Нагродской с 1896 года, инженер путей сообщения, председатель Правления Общества Олонецкой железной дороги и Общества Токмакской железной дороги, преподаватель Института инженеров путей сообщения. Кузмин посвятил ему повесть "Капитанские часы" (1912). С 1920 года в эмиграции.
41 Кожебаткин Александр Мелентьевич (1884-1942) - секретарь издательства "Мусагет" (1910-1912), владелец издательства "Альциона" (1910-1923), издатель комедии Кузмина "Венецианские безумцы" (М., 1915) и предполагавшийся издатель совместной книги стихов Кузмина и Вс. Князева "Пример влюбленным" (1912; издание не состоялось; см.: МК 1995. С. 88, а также письмо Кузмина к Кожебаткину от 29 сентября 1912 года, частично опубликованное А. Г. Тимофеевым: Ежегодник на 1990 год. С. 59) и также несостоявшегося отдельного издания поэмы Кузмина "Новый Ролла", иллюстрированного Н. Н. Сапуновым. Ему посвящена "кантата" Кузмина "Св. Георгий" (1917).
42 Вероятно, Григорий Григорьевич Ге (1868-1942) - актер Александрийского театра (1877-1929) и драматург.
43 Гостиница "Селект" располагалась на Лиговской ул. (ныне Лиговский пр.), 44.
44 Таиров (наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885-1950) - актер и режиссер, основатель и художественный руководитель московского Камерного театра с 1914 года. В 1915 году в Камерном театре была поставлена пантомима Кузмина "Духов день в Толедо" (режиссеры В. Соколов и Г. Авлов). В 1912 году Кузмин написал музыку к поставленной Таировым в Новом драматическом театре А. К. Рейнеке пьесе X. Бенавенте "Изнанка жизни". "Ауслендер держала руку Таирова", - отмечал А. Н. Толстой в дневнике в сентябре 1912 года, описывая встречу с Таировым в "Бродячей собаке" (А. Н. Толстой: Материалы и исследования. С. 300). "У Надины (со слов Юры) был флирт с Таировым, и Надина обижалась, что Юр. недостаточно ценит ее, когда Таиров влюблен и ревнует" (КГ).
45 Возможно, Молчанов Марк Николаевич.
46 Дворец княгини Палей построен в 1910-1914 годах архитектором К. К. Шмидтом, взявшим за образец дворец ее мужа - великого князя Павла Александровича - в Булони. Ныне, за исключением центральной части, перестроен.
47 Офрен (правильно: Aufresne; наст. имя и фам. Жан Риваль, 1728-1804) - сын женевского часовщика Даниэля Риваля, французский драматический актер, дебютировал в "Комеди Франсез" в 1765 году, играл в Женеве, Берлине. Свои впечатления от игры Офрена в Потсдаме 5 и 9 июня 1774 года прусский король Фридрих Великий излагал в письме к Вольтеру от 30 июля 1774 года (см.: The Complete Works of Voltaire. Banbury, 1975. Vol. 125. P. 79; русский пер.: Переписка Фридерика Великого, короля прусского, с господином Вольтером с 1736 по 1778 год. СПб., 1816. Ч. 3. С. 117; см. также письма Фридриха от 10 мая, 12 июля и 24 июля 1775 года и письма Вольтера к Фридриху от 21 июня и 29 июля 1775 года: The Complete Works of Voltaire. Banbury, 1975. Vol. 126; Переписка... Ч. 3. С. 141,144-146,149). С 1785 года Офрен состоял во французской труппе в Петербурге.
48 Ср. в "Histoire..." Кузмина: "Моя бабушка со стороны матери была француженка по фамилии Mongeaultier и внучка франц<узского> актера при Екатерине - Офрена" (МКиРК. С. 147). Леон Монготье состоял во французской труппе со времени царствования Павла I (см.: Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1928. Т. 1. С. 189); в "Летописи русского театра" сохранилось упоминание лишь о прабабушке Кузмина: "16 июня <1805 года> была дана французская пиеса и после того шла опера "Ям", соч. Ал. Яков. Княжнина, музыка Ан. Титова; роль Параши занимала дев<ица> Монготье, принадлежавшая к обеим (русской и французской. - Г. М.) труппам. Это был ее бенефис" (Летопись русского театра / Сост. П. Арапов. СПб., 1861. С. 171). По воспоминаниям Ф. Ф. Вигеля, "Г-жа Монготье довольно изрядно пела, но употребляла во зло дозволение, которое имели тогда певицы - быть безобразными, не уметь ни ходить, ни говорить, ни одеваться" (Вигель Ф. Ф. Записки. Т. 1. С. 189).
49 По сведениям издателей "Записок" П. А. Каратыгина, Екатерина Львовна Монготье - "артистка СПб. драматической труппы на ролях субреток", окончила петербургское Театральное училище; с 1832 года замужем за управляющим Театральным училищем Дмитрием Яковлевичем Федоровым (Каратыгин П. А. Записки / Новое изд. под ред. Б. В. Казанского при участии Ю. А. Нелидова, Ю. Г. Оксмана и Н. С. Цемша. Л., 1930. Т. II. С. 317).
50 Петербургское Театральное училище, основанное в 1783 году, в 1835 году переехало в новое здание у Александрийского театра (ныне - пл. Островского, 6), построенное в 1828-1832 годах по проекту К. И. Росси и первоначально предназначавшееся для департамента уделов. В 1835 году дом был приобретен Дирекцией Императорских театров; см. в воспоминаниях Р. М. Зотова: "вскоре по вступлении нового директора <А. М. Гедеонова> <...> приобретен <был> великолепный дом у Александрийского театра. <...> Туда переведена была школа, <...> тут поместился и сам директор, не имевший дотоле никогда казенной квартиры; тут же переведена контора с главными чиновниками" (Исторический вестник. 1896. Т. LXVI. Дек. С.784-785).
51 В период директорства А. М. Гедеонова и службы Д. Я. Федорова в 1836 году в Александрийском театре был представлен "Ревизор" Гоголя.
52 Арсеньева (урожд. Столыпина) Елизавета Алексеевна (1773-1845).
53 Зотов Рафаил Михаилович (1796-1871) - драматург, писатель и театральный критик, с 1818 года заведовал репертуаром немецкой труппы в Петербурге, в 1826-1836 годах - репертуаром русской драматической труппы. Вспоминал позднее о времени своей службы при театре: "Вообще в эту эпоху можно было похвалиться составом чиновников театрального управления. <...> Управляющим школою <был> Д. Н. <sic!> Федоров, женившийся на прелестной актрисе Монготье" (Театральные воспоминания. Автобиографические записки Р. Зотова. СПб., 1859. С. 103; ср. также: "Другой сослуживец был Дмитрий Николаевич <sic!> Федоров, инспектор театральной школы. Он женился на воспитаннице Монготье, которая долго обворожала всех своею красотою, и сделал много полезного для школы, которая после него пришла в совершенный упадок" (Записки Рафаила Михайловича Зотова // Исторический вестник. 1896. Т. LXV. Авг. С. 308)).
54 Дом на углу Никольской ул. (с 1892 года ул. Глинки) и Екатерингофского пр. (с 1923 года пр. Римского-Корсакова) был приобретен Л. Н. Бенуа в 1808 году; с 1832 года там жила семья архитектора Н. Л. Бенуа; см. главу "Родительский дом" в "Моих воспоминаниях" А. Н. Бенуа (М., 1980. Кн. I-III. С. 182-192).
55 Жижиленко Александр Иванович (1823-1889) - врач-педагог, автор "Руководства к акушерству" (СПб., 1874), художник-дилетант.
56 Алексей Алексеевич Кузмин (1812-1886) - в 1825 году окончил Морской кадетский корпус, в 1842 году "уволен от службы чином капитан-лейтенанта" (Общий морской список. СПб., 1898. Ч. X: Царствование Николая I. Д-М. С. 479). В 1849 году арестовывался по подозрению в причастности к делу "петрашевцев" (см. воспоминания его брата: Из записок генерал-лейтенанта Павла Алексеевича Кузмина // Русская старина. 1895. No 2. С. 171). В 1872 году - член Ярославского окружного суда, в 1874-1884 годах - член Саратовской городской судебной палаты.
57 От брака А. А. Кузмина и Н. Д. Федоровой родились Алексей, Дмитрий, Варвара, Михаил и Анна Кузмины. Дмитрий Алексеевич Кузмин (род. в 1865 году) умер от чахотки в 1895 году; Алексей, Варвара и Анна умерли между 1918 и 1922 годом: ср. запись Кузмина от 21 ноября 1922 года: "письмо от Ауслендера, очутившегося уже в Москве <...>. Новости печальные: обе сестры мои умерли, а брат застрелился. Старый уже человек. Один я остался вымирать" (Д).
58 Источник сведений о принятом в исследовательской литературе годе рождения Н. Д. Федоровой (1834) - заполненная Кузминым в 1928 году анкета для "Словаря современников" Г. Г. Бродерсена (РНБ. Ф. 103. Ед. хр. 85). В 1906 году при написании "Histoire..." Кузмин, однако, также указывал, что при его рождении (1872) Н. Д. Кузминой было 40 лет (см.: МКиРК. С. 147; ср. Там же. С. 154). Таким образом, если принять на веру эти сообщения Кузмина, годом рождения его матери следует считать 1832 год - год замужества Е. Л. Монготье.
59 Имеется в виду так называемая Павловская Музыка - концерты, устраивавшиеся с 1839 года в Павловском вокзале (см.: Розанов А. С. Музыкальный Павловск. Л., 1978).
60 Сомов Константин Андреевич (1869-1939) познакомился с Кузминым 10 октября 1905 года (см.: Дневник 1905. С. 403-404); автор двух портретов Кузмина (1909), его постоянный корреспондент (переписка Сомова и Кузмина подготовлена к печати Н. А. Богомоловым). Творчество Сомова - одна из самых ранних и глубоких привязанностей Кузмина в сфере "Мира искусства". Свидетельство их дружбы в 1905-м - начале 1910-х годов - посвящение "Дорогому Сомову" "Приключений Эме Лебефа" (СПб., 1907), книги, оформленной самим художником, а также письма Сомова Кузмину, опубликованные частично в кн.: Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 92-96. Некоторое охлаждение этих отношений после 1913 года, во всяком случае, со стороны художника, не помешало Кузмину в предисловии к его альбому констатировать выход творчества Сомова "на мировую арену гения" (Константин Сомов. Пг., 1916 [1921]. Стр. не нумерованы) и планировать написание его биографии в серии "Новый Плутарх". В 1923 году Сомов эмигрировал, в 1934 году жил в Париже.
61 Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967) - поэт, прозаик, переводчик и драматург, знакомый Кузмина с 1906 года (подробнее см. наст. изд., с. 73). После 1917 года - автор стихотворных книг "Весна безбожника" (Л., 1925), "Завоевано и записано" (М.,1930) и др. "Умер автором агитационной лирики, оперных либретто и переводов с белорусского" (Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. М., 1993. С. 260). В 1934 году был запрещен подготовленный к изданию Московским товариществом писателей итоговый сборник Городецкого "Стихи 1903-1933" с предисловием А. Луначарского (см.: Из творческого наследия советских писателей. ЛН. М., 1965. Т. 74. С. 47).
62 Пяст (наст. фам. Пестовский) Владимир Алексеевич (1886-1940) - поэт (Ограда. М., 1909; Поэма в нонах. М., 1911; Львиная пасть. Вторая книга лирики. Берлин; Пб.; М., 1922 и др.), стиховед (Современное стиховедение. Л., 1931), мемуарист (Встречи. М., 1929), чтец-декламатор. В 1930 году был выслан из Москвы в Архангельск на три года, 28 января 1933 года постановлением особого совещания ОГПУ направлен на жительство в Одессу. В 1934 году заключил с издательством "Academia" договоры на переводы пьес Тирсо де Молина (опубликованы в кн.: Молима Тирсо де. Театр. М.; Л., 1935) и комедии Лопе де Вега "Собака садовника" (М.: Изд-во управления по охране авторских прав, 1936). Весной 1934 года приезжал в Москву, был у О. Э. Мандельштама незадолго до его ареста 13-14 мая 1934 года (см.: Мандельштам Н. Я. Воспоминания. М., 1989. С. 12, 18). Ко времени одесской ссылки относятся и очередные слухи о самоубийстве Пяста, попавшие в зарубежную печать благодаря выпущенному из СССР в апреле 1936 года Виктору Сержу (В. Л. Кибальчичу; см.: Бюллетень оппозиции (большевиков-ленинцев) [Paris]. 1936. Июль-авг. No 51. С. 10). См. также письмо Пяста в НКВД СССР с просьбой о снятии судимости 1930 года и разрешении вернуться в Москву: Наше наследие. 1989. No 4. С. 100-101.
63 Имеется в виду "Гофмановский лесок" - одна из частей "Леска", "лирической поэмы для музыки с объяснительной прозой в трех частях" Кузмина (отд. изд.: Пг., 1922).
64 Несмотря на то, что Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) был достаточно далек от круга "Башни" Вяч. Иванова, к которому принадлежал в 1906-1912 годах Кузмин (см.: Бенуа А. Мои воспоминания. 2-е изд., доп. М., 1990. Кн. IV-V. С. 478), в письме к В. Ф. Нувелю от 27/14 мая 1907 года Кузмин говорит о чувстве ""почтительного обожания"" по отношению к Дягилеву (МК 1995. С. 252), а в письме к В. В. Руслову от 14 ноября 1907 года называет его "моим другом" (Там же. С. 200). Дягилеву посвящен рассказ Кузмина "Решение Анны Мейер" (1907). В автобиографиях (1913, ИРЛИ; 1923, РНБ) Кузмин упоминает Дягилева среди тех, кто сыграл определяющую роль в его творческой карьере. В 1923 году он заявлял Б. В. Горнунгу: ""Если бы я в свое время не сошелся с Дягилевым, Стравинским, Сомовым, Сапуновым, Судейкиным и др., - я, конечно, сейчас не был бы тем, чем я сейчас являюсь." - На мой вопрос: "А кем бы, как вы думаете, М. А., вы бы стали?" он, помолчав, ответил очень задумчиво: "Не знаю. Если бы не покончил с собою, ушел бы рано или поздно в скит и ничего бы не писал, кроме духовных стихов на житийные темы, и ничего бы не сочинял в музыке, кроме новых богослужебных распевов. А может быть, после Италии и Египта и не вернулся ко всему этому, но во всяком случае был бы кем-то другим". (За точность передачи этих слов я могу поручиться.)" (Горнунг Б. Воспоминания о Мих. Ал. Кузмине. С. 31).
65 "Т<амаре> П<латоновне> Карсавиной" (1885-1978) посвящено стихотворение Кузмина (1914), написанное в связи с выступлением балерины на "вечере танцев XVIII века" 26 марта 1914 года в "Бродячей собаке". Ср. также упоминание о "другой Тамаре" в стихотворении "Поручение" (1922) и мемуарное свидетельство И. Одоевцевой в книге "На берегах Невы" (М., 1988. С. 288). Оставив сцену в 1931 году, Карсавина занималась преподаванием и была вице-президентом английской Королевской академии танца (1930-1955).
66 Нижинский Вацлав Фомич (1889/1890-1950) - танцовщик и балетмейстер, в 1909-1913 годах ведущий танцовщик труппы С. Дягилева, в 1914 году организовал в Лондоне собственную труппу, в 1916 году возвратился к Дягилеву. Покинул сцену из-за психической болезни в 1917 году.
67 Глафира Викторовна Панова (1869-1943) - мать О. Н. Гильдебрандт, актриса московского Малого (1887-1895) и Александрийского (1896-1907) театров.
68 Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна (1866-1907) - писательница, автор романа "Тридцать три урода" (СПб., 1907), жена Вяч. Иванова. Подробнее о ней см.: наст. изд., с. 70.
69 Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - публицист и критик, идеолог народнического движения.
70 Шерамур - герой одноименного рассказа (1879) Н. С. Лескова.
71 Философова (урожд. Дягилева) Анна Павловна (1873-1912) - общественная деятельница, в 1878 году стала одной из учредительниц Высших женских курсов (Бестужевских). См. о ней: Тыркова А. В. Анна Павловна Философова и ее время// Памяти Анны Павловны Философовой. Пг., 1915. Т. 1.
72 Стасова Надежда Васильевна (1822-1895) - деятельница женского образования, организатор воскресных школ. См. о ней: Памяти Надежды Васильевны Стасовой. СПб., 1896.
73 Первые частные женские гимназии в России, открытые в 1870 году княгиней Александрой Алексеевной Оболенской (урожд. Дьяковой; 1831-1890) и в 1881 году Марией Николаевной Стоюниной (урожд. Тихменевой; 1846-1940). См.: Оболенский В. А. Моя жизнь. Мои современники. Paris, 1988. С. 20 и след.; Стоюнина М. Н. Воспоминания / Публ. Б. Н. Лосского // Минувшее: Исторический альманах. Paris, 1989. Вып. 7. С. 393 и след.
74 Вера Николаевна Фигнер (1852-1942) - деятельница российского революционного движения, с 1879 года член Исполнительного комитета "Народной воли", в 1884-1904 годах отбывала заключение в Шлиссельбургской крепости. С 1917 года почетный председатель Политического Красного креста.
75 Брешко-Брешковская Екатерина Константиновна (1844-1934) - деятельница народнического и революционного движения в России, "бабушка русской революции". В 1874 году "ушла в народ", тогда же была впервые арестована, провела в Сибири в общей сложности 22 года, освобождена по амнистии в 1896 году, в 1899 году стала одной из основательниц "Рабочей партии политического освобождения России", в 1902 году слившейся с партией социалистов-революционеров. В 1903-1917 годах и с 1919 года - в эмиграции.
76 Нагродская (урожд. Головачева) Евдокия Аполлоновна (1866-1930) - дочь А. П. Панаевой и А. Ф. Головачева, секретаря некрасовского журнала "Современник", писательница, автор романов "Бронзовая дверь" (1911), "Аня" (1911), "Белая колоннада" (1914) и многих других, а также сборника "Стихи" (СПб., 1911). В 1913-1914 годах Кузмин жил в квартире Нагродской (Мойка, 91), ей посвящены его стихотворения "Из глины голубых голубок..." (1913), "Мне снился сон: в глухих лугах иду я..." (1913) и роман "Тихий страж" (1915). С 1920 года - в эмиграции.
77 Вербицкая (урожд. Зяблова) Анастасия Алексеевна (1861^1928) - прозаик, драматург, общественная деятельница, в 1905 году - председатель Общества улучшения участи женщины.
78 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945) - поэт, прозаик, литературный критик (псевд. Антон Крайний). С 1920 года - в эмиграции.
79 Лаппо-Данилевская (урожд. Люткевич) Надежда Александровна (1874- 1951) - писательница, автор многократно переиздававшихся романов "В тумане жизни" (СПб., 1911), "Княжна Мара" (СПб., 1914) и др. С 1921 года - в эмиграции.
80 Лохвицкая Мирра (Мария) Александровна (1869-1905) - поэтесса.
81 Нина Ивановна Петровская (1879-1928) - писательница, переводчица, жена владельца издательства "Гриф" С. А. Соколова (Кречетова), о ее романических отношениях с Андреем Белым и Валерием Брюсовым в 1904-1911 годах см., например: Жизнь и смерть Нины Петровской / Публ. Э. Гаретто // Минувшее. Вып. 8. С. 7-138; Гречишкин С. С, Лавров А. В. Биографические источники романа Брюсова "Огненный Ангел" // Ново-Басманная, 19. М., 1990. С. 530-589.
82 Дамы Брюсова - могут иметься в виду поэтессы Надежда Григорьевна Львова (1891-1913) и Елена Александровна Сырейщикова (?- 1918). См.: Лавров А. В. "Новые стихи Нелли" - литературная мистификация Валерия Брюсова // ПК 1985. М., 1987. С. 73-74, 93; Вокруг гибели Надежды Львовой: Неизданные материалы / Предисл., публ. и примеч. А. В Лаврова // DV. 1993. No 2. С. 5-11. Ср. дневниковую запись Кузмина от 7 августа 1912 года: МК 1996. С. 175.
83 Шапорины - Юрий (Георгий) Александрович Шапорин (1887-1966), композитор, в 1919-1920 и в 1922-1928 годах заведующий музыкальной частью Большого драматического театра (в 1919-1924 годах делил этот пост с Кузминым и Б. В. Асафьевым) и его жена (с 1913 года) Любовь Васильевна (урожд. Яковлева; 1879-1967), художница, переводчица, театральный режиссер; 15 июня 1912 года одна из спутниц Кузмина и Н. Н. Сапунова во время совместной морской прогулки, закончившейся гибелью Сапунова в водах Финского залива. В 1919 году Л. В. Шапорина поставила в Театре-студии детского и кукольного театра "вертеп кукольный" Кузмина "Рождество Христово". Кузмин и Шапорины входили в коллегию, руководившую работой студии (см.: Советский театр: Документы и материалы: Русский советский театр: 1917-1921. С. 288; см. также: Шапорина Л. В. "Хочу записывать дела наших дней..."/ Публ. В. Ф. Петровой // Рукописные памятники: Публикации и исследования. СПб., 1996. Вып. 1. С. 132-133). В начале 1930-х годов Шапорины, как и Толстые (с 1928 года), часть года проводили в Детском Селе.
84 Левитин Григорий Моисеевич (1914-1982) - в 1930-х годах студент мединститута, увлекавшийся коллекционированием, впоследствии искусствовед. О нем и о его собрании см.: Бруни Т. Он рыцарски служил искусству // Нева. 1983. No 12. С. 176.
85 Моня - Моисей Маркович Бамдас (1896-1959), поэт (Предрассветный ветер. Пг., 1917; с предисловием Кузмина; Голубь. Пг., 1918; Семнадцать стихотворений. М., 1924), в 1917 году - участник кружка "Марсельские матросы", собрания которого проходили у него в доме на Марсовом поле; весной 1917 года входил вместе с Кузминым в союз "Свобода искусству" (см.: Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР: 1820-1932. СПб., 1992. С. 263-265). Адресат нескольких посвящений Кузмина (стихотворение "Ведь это из Гейне что-то...", 1916; рассказ "Слава в плюшевой рамке", 1915). По характеристике Кузмина, "полон собой, сознательный бездельник и мечтатель" (Дневник 1921. 7 июля. С. 467). В 1934 году - сотрудник московских "Известий", переводчик. Его поздние стихи, в том числе и посвященные Кузмину, см.: Бамдас М. Надежды символ: Стихи из дневников 1915-1958 гг. М., 1994. "Моня - Бамдас, приятель и большой поклонник Юры, потом жил в Москве. Очень славный. У него было как-то тяжелое настроение. Хотел кончать самоубийством. М. Ал. ему посоветовал: "Купите себе, Моня, новую шляпу". Моня купил, и перестал думать о самоубийстве" (КГ).
86 Дмитрий Сергеевич Радлов (1915-1969) - сын А. Д. и С. Э. Радловых, впоследствии актер и режиссер.
87 Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948) - драматический актер, с 1893 года состоял в труппе Александрийского театра (в 1922-1928 годах заведовал его художественной частью). В 1912 году Кузмин написал стихотворение "Возможно ль: скоро четверть века...", посвященное 20-летнему юбилею сценической деятельности Юрьева.
88 Ходасевич Валентина Михайловна (1894-1970) - живописец, график, театральный художник, в 1932-1936 годах - главный художник ГАТОБа, мемуаристка (см.: Ходасевич В. Портреты словами. М., 1987. Кузмин здесь не упомянут, однако Ходасевич опубликовала адресованные ей письма М. Горького, из которых следует, что в 1926 году она сообщала Горькому о бедственном положении Кузмина (см.: Там же. С. 207)). Статьей Кузмина о Ходасевич открывался посвященный ее творчеству сборник: Валентина Ходасевич: Статьи М. Кузмина, Сергея Радлова, С. Мокульского, А. Мовшенсона. Л., 1927 (Современные театральные художники. Вып. 1). В. Ходасевич - автор обложки последней книги Кузмина "Форель разбивает лед" (1929).
89 Жевержеев Левкий Иванович (1881-1942) - меценат, коллекционер (см.: Жевержеев Л. И. Опись моего собрания. Пг., 1915. Т. 1), сотрудник футуристов (см. его "Воспоминания" в сб.: Маяковскому. Л., 1940. С. 132-145). В 1934 году - хранитель и помощник директора Ленинградского