Главная » Книги

Кузмин Михаил Алексеевич - Дневник 1934 года, Страница 15

Кузмин Михаил Алексеевич - Дневник 1934 года


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

та см.: Rannit А. Vyacheslav Ivanov's Reflective Comprehension of Art: The Poet and Thinker as a Critic of Somov, Bakst, and Ciurlionis // Vyacheslav Ivanov: Poet, Critic and Philosopher. New Haven, 1986. P. 253-272 (Yale Russian and East European Publications, No 8).
   183 Редактировавшийся С. П. Дягилевым петербургский журнал "Мир искусства" был создан в 1898 году и прекратился в 1904 году. "Весы" (1904-1909) и "Золотое Руно" (1906-1909) - московские символистские журналы, редактировались соответственно В. Я. Брюсовым (официальный редактор-издатель - С. А. Поляков) и Н. П. Рябушинским. Кузмин активно сотрудничал в обоих изданиях.
   184 Ср. иллюстрации А. Н. Бенуа к "Медному всаднику", опубликованные по инициативе С. П. Дягилева и Д. В. Философова - параллельно с пушкинским текстом - в "Мире искусства" (1904. No 1), они немедленно получили широкий отклик в художественной критике и стали своего рода эмблемой эстетических устремлений "Мира искусства" (подробнее об этом см.: Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. "Печальну повесть сохранить..." 2-е изд., доп. М., 1987. С. 221-231).
   185 26-м июля 1934 года датировано заявление Кузмина:

В Горком С<оюза> С<оветских> П<исателей>

Кузмина Михаила Алексеевича

   Заявление
   Так как, по мнению проф. Аствацатурова, для окончательного закрепления моего здоровья мне необходим еще отдых на чистом воздухе, прошу продлить мою путевку в Детскосельском Доме Отдыха С<оюза> Н<аучных> Р<аботников> на две недели с 29 июля по 11 августа за наличный расчет.

М. Кузмин

   (РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 5).
   186 Ср. запись в дневнике Э. Ф. Голлербаха (июнь 1935 года): "Очень мила у Юркуна акварель, изобр. Гофмана у постели его больной жены (он склонен видеть в этом листке произведение самого Гофмана)" (МКиРК. С. 226). См. также воспоминания О. Н. Гильдебрандт (наст. изд., с. 161).
   187 Щербачев Владимир Владимирович (1889-1952) - композитор, профессор Ленинградской консерватории с 1926 года.
   188 Имеется в виду перевод Кузмина комедии Шекспира "Укрощение строптивой", выполненный в 1934 году по договору с издательством "Academia" от 13 ноября 1933 года (РГАЛИ. Ф. 629. Оп. 1. Ед. хр. 228. Л. 32) и предложенный к постановке на сцене Театра комедии. Впервые опубликован в Полном собрании сочинений Шекспира (М.; Л., 1937. Т. II. С. 1-129). "Лазарь" - цикл Кузмина, заключающий сборник "Форель разбивает лед".
   189 Саратовский Старый (Троицкий) собор - построен в 1697-1710 годах.
   190 Имеется в виду соответствующая сцена из "Героя нашего времени" Лермонтова ("Бэла", 1839).
   191 "Севильский цирюльник" (1816) - опера-буфф Россини; "Der Freischutz" ("Вольный стрелок", 1821) - опера Вебера; "Вильгельм Телль" (1829) - опера Россини; "Anna Bolena" ("Анна Болейн", 1830) - опера Доницетти; "Дон-Жуан" (1787) - опера Моцарта.
   192 Альбом Е. П. Летковой-Султановой хранится сейчас в Центральной научной библиотеке Союза театральных деятелей России; описан в статье: Нечаев В. П. Листая альбом... Об альбоме Е. П. Летковой-Султановой // ПК 1989. М., 1990. С. 82-92. Одна из графических работ в альбоме - "Женский портрет" (1920) Сомова - воспроизведена там же (С. 84).
   193 Ржевусские - "вероятно, отец и мачеха Марины Ник<олаевны Ржевусской (1915-1982)>" (КГ), с 1950 года - жены Bс. H. Петрова.
   194 Возможно, Дума-Севостьянова Евгения Домиановна, актриса.
   195 Семье Лор в 1920-х годах принадлежала сеть ленинградских булочных и кондитерских.
  

Август

   1 ГИХЛ - Государственное издательство художественной литературы, образовано в 1930 году на базе слияния литературного сектора Госиздата РСФСР и издательства "Земля и фабрика". 21 июля 1934 года постановлением СНК РСФСР "Об издании художественной литературы" на основе слияния ГИХЛ и его Ленинградского отделения с издательствами "Время" и "Мир" образован Гослитиздат.
   2 По формулировке советской исследовательницы, ""Время" разделило судьбу других кооперативных издательств, изживших себя к началу тридцатых годов. В 1934 г. издательство прекратило свою работу" (Шомракова И. А. Издательство "Время": 1922-1934 гг. // Книга: Исследования и материалы. М., 1968. Сб. 17. С. 202). Ср. письмо редактора издательства Г. П. Блока Кузмину:
  
   1.VIII.1934.
   Многоуважаемый Михаил Алексеевич.
   К сожалению, не можем исполнить Вашу просьбу, т<ак> к<ак> с сегодняшнего дня Издательство "Время" уже не существует, и все имущество его передано вновь образованному Гос<ударственному> Издательству Худ<ожественной> Литературы.
   Шлю Вам сердечный привет.

Г. Блок

   (РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 117. Л. 1а).
   3 Об отставке С. Радлова с поста главного режиссера ГАТОБа "по его просьбе" было объявлено 26 декабря 1934 года. См.: Вечерняя Красная газета. С. 2; Zolotnitsky D. Sergei Radlov. The Shakespearian Fate of a Soviet Director. [S. I.], 1995. P. 112. (Russian Theatre Archive. Vol. 4).
   4 Подразумеваются романы Гете "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1793-1796) и "Избирательное сродство" (1809).
   5 "Великий Кофта" (1792) - комедия Гете, направленная против графа Калиостро (Джузеппе Бальзамо; 1743-1795), основавшего в Париже систему масонских лож "египетского ритуала"; Калиостро возглавлял их под именем Великого Кофты. "Клавиго" (1774) - драма Гете. "Кат. Мур<р>" - "Житейские воззрения кота Мурра" ("Lebensansichten der Katers Murr", 1819) - последний роман Гофмана.
   6 Зеест Ольга А. - балерина, знакомая Ю. А. Бахрушина.
   7 Гузынин Константин Алексеевич (1900- после 1990) - в 1920-х годах актер Экспериментального театра, впоследствии драматург.
   8 Имеются в виду: Дмитрий Сергеевич Михайлов (1895-1952), племянник К. А. Сомова, в 1934 году преподаватель Военно-морского училища им. Фрунзе, и его жена с 1926 года Е. А. Михайлова (урожд. Степанова), преподавательница английского языка.
   9 София - город, учрежденный по приказу Екатерины Великой в 1780 году; упразднен Александром I в 1808 году; в 1835 году восстановлен в качестве части Царского Села.
   10 В тексте машинописной копии Д-34 - Балуев. Возможно, имеется в виду Валуев Алексей Алексеевич (1849-1904), однокашник М. И. Чайковского по Училищу правоведения, адресат лирических стихотворений А. Н. Апухтина, впоследствии мировой судья Дисненского округа.
   11 "Фауст" (1859) - опера Гуно; "Вражья сила" (1871) - опера А. Н. Серова; "Демон" (1875) - опера А. Г. Рубинштейна; "Тангейзер" (1845) - опера Вагнера.
   12 Ларионов Иван Петрович (1830-1889) - родился в Перми, в 1849 году окончил 1-й Московский кадетский корпус. С 1858 года записывал в Саратове народные песни. В 1879-1880 годах преподавал пение в музыкальных классах Саратовского отделения Русского музыкального общества, позднее в Женском институте. Автор двухактной оперы "Барышня-крестьянка" (премьера 14 марта 1875 года в Петербурге), нескольких романсов и хоровых обработок народных песен. В 1877-1888 годах - сотрудник "Саратовского листка" по вопросам музыки. В 1886 году - саратовский корреспондент "Музыкального обозрения". См. о нем в воспоминаниях антрепренера П. М. Медведева: "В Саратове я в первый раз встретил в лице И. П. Ларионова настоящего музыкального критика (что в провинции редкость), а кто не знает, как критика нужна для публики, для антрепренера и для артистов. <...> Критика <...> уважаемого И. П. Ларионова спокойная, он учит понимать массу, что такое опера, какую мысль проводит композитор в своей опере, что изображает оркестр, хоры и потом уже общая беспристрастная оценка исполнителей. - Спасибо Вам, Иван Петрович, и в лице Вам подобных да здравствует разумная критика и ее представители" (Автобиография Петра Михайловича Медведева. Казань, 1886. С. 19).
   13 Лишин (псевд. Нивлянский) Григорий Андреевич (1854-1888) - композитор, пианист, музыкальный и театральный критик, переводчик и автор мелодекламаций. Пасхалов Виктор Никандрович (1841-1885) - композитор, жил в Саратове в 1867-1871 годах.
   14 См. подробнее наст. изд., с. 112.
   15 Правильно: "Madame L'Archiduc" - на русской сцене "Калиф на час" (1874) - опера-буфф Оффенбаха.
   16 "Не брани меня, родная..." (конец 1840-х - начало 1850-х) - песня на стихи А. Е. Разоренова. "Сладко пел душа-соловушко..." (1831) - песня на стихи И. И. Лажечникова (из романа "Последний Новик"). См.: Песни русских поэтов. Т. 1. С. 479-480, 633. Т. 2. С. 99-100, 451.
   17 Правильно: "Русская свадьба в исходе XVI века" (1852) - популярное в народных театрах "драматическое представление из частной жизни наших предков в 3 отделениях" П. П. Сухонина.
   18 Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) - путешественник, этнограф, антрополог и зоолог. Имеются свидетельства о посещении Миклухо-Маклаем Саратова в 1869 году (см.: Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч.: В 6 т. М., 1996. Т. 5. С. 34, 36); о позднейших его визитах в Саратов у нас нет сведений.
   19 Мордовцев Даниил Лукич (1830-1905) - писатель, историк и публицист, в 1844-1850 годах учился в саратовской гимназии, в 1856-1864 годах редактировал "Саратовские губернские ведомости", в конце 1860-х - начале 1870-х годов служил правителем канцелярии саратовского губернатора. Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) - сенатор, юрист, археограф, историк искусства. Сарасате (Sarasate-y-Navascues) Пабло де (1844-1908) - испанский скрипач и композитор; гастролировал в Саратове 28 и 29 декабря 1883 года. Маргерит Жозефин Дезире Арго (1835-1907) - французская певица, выступала в Саратове 22 и 25 декабря 1879 года.
   20 Клевер Оскар Юльевич (1887-1975) - живописец, театральный художник, в 1919 году оформил постановку пьесы Кузмина "Счастливый день, или Два брата" в Мастерской Передвижного театра.
   21 Клевер Мария Юльевна (1878-1967) - художница, сестра О. Ю. Клевера.
   22 Бернер Витольд Игнатьевич (7-1939) - библиотекарь Академии наук.
   23 Вероятно, Вайнштейн Самуил Осипович, заведующий редакцией газеты "Шахматный листок", и его жена.
   24 Евгения Николаевна Каннегисер (в замужестве Пайерльс; 1908-1983) - падчерица переводчика И. Б. Мандельштама, двоюродная сестра Леонида Каннегисера, сотрудница Главной геофизической обсерватории; была знакома с Кузминым с детства: она или ее сестра Нина (1909-1982) упомянуты в Д за 28 января 1921 года (см.: Дневник 1921. С. 441; см. также: Каннегисер Н. О М. А. Кузмине / Публ. Н. Г. Князевой и Г. А. Морева // Искусство Ленинграда. 1990. No 9. С. 63-67). В начале 1930-х годов Е. Каннегисер "вышла замуж "в Англию"" (КГ) и жила в Лондоне.
   25 Возможно, Резников Владимир Данилович - актер Театра комедии.
   26 Ольга Семеновна Некрасова - писательница (в 1910 году Кузмин рецензировал ее роман "Утро жизни" (СПб., 1910) (А No 9. С. 33-34)), жена А. К. Яновского (см. примеч. 31, наст. изд., с. 281).
   27 В этот день Кузмин записал стихи в альбом Е. П. Летковой-Султановой, став одним из его последних вкладчиков:
  
  
  Многоуважаемой Екатерине Павловне Султановой
   Поверьте, лишь весьма немногие
   В потоке жизненных обид,
   Не соблюдая хронологии,
   Хранят и ум, и свежий вид.
  
   И в памяти навек останется
   Дом отдыха, где как пример -
   Вы - неустанная избранница
   Средь угасающих химер.
  
  
  
  
   Детское Село.
  
  
  
  
   13 августа 1934.
  
  
  
  
  
  М. Кузмин
   От души благодарю Вас, Екатерина Павловна, за Ваше существование
   (Нечаев В. П. Листая альбом... С. 91).
   28 Мать Андрея Белого - Александра Дмитриевна Бугаева (урожд. Егорова; 1858-1922).
   29 Любовь Дмитриевна Блок (урожд. Менделеева; 1881-1939) - в 1903-1921 годах жена А. А. Блока.
   30 Речь идет об Иване Платоновиче Пономарькове (1883-1967) - композиторе и преподавателе Московской консерватории. В 1918-1920 годах Пономарьков написал оперу, либретто которой основывалось на кузминской пьесе "Сестрица Аленушка, братец Иванушка" (1916; см.: Театр IV. С. 403-405). Впоследствии неоднократно обращался к Кузмину с предложениями вновь написать либретто, в частности по пьесе "9 января" (письмо от 16 апреля 1925 года: РГАЛИ. Ф. 232. On. 1. Ед. хр. 335. Л. 8-9); по роману Е. Пермитина "Капкан" (письмо от 18 июля 1932 года: ЦГАЛИ СПб. Ф. 437. On. 1. Д. 102. Л. 2), и наконец, по роману П. Мельникова-Печерского "В лесах" (письмо от 17 декабря 1932 года: РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 335. Л. 11: "На слова других поэтов я писать не могу"). В начале 1933 года Кузмин согласился начать работу над либретто по роману Мельникова-Печерского, но фактически не приступал к ней, несмотря на постоянные напоминания Пономарькова; в июле 1933 года он объявил Пономарькову об отказе от либретто, предложив передать этот заказ Н. А. Клюеву (см. письмо Пономарькова к Кузмину от 18 июля 1933 года: МАА). В ответ на повторную просьбу Пономарькова ("Еще раз простите, но расстаться с Вашей поэзией мне так же тяжело, как расстаться с любимым человеком, с которым уходит все заветное" (Там же)) Кузмин уклончиво просил подождать до 7 января 1934 года (см. письмо Пономарькова к Кузмину от 16 декабря 1933 года: ЦГАЛИ СПб. Ф. 437. On. 1. Д. 102. Л. 4). Последующие обращения Пономарькова к Кузмину также были, по-видимому, связаны с этим нереализованным замыслом.
   31 Яновские - профессор Государственного института для усовершенствования врачей, врач-рентгенолог Антон Кириллович Яновский (1865-1942), его жена О. С. Яновская-Некрасова и ее дочь Евгения Васильевна Некрасова (1898-1942), в 1934 году - сотрудница Сектора западноевропейского искусства Эрмитажа. Соседи Кузмина по подъезду (ул. Рылеева, 17, кв. 3).
   32 Лихачев Иван Алексеевич (1902-1972) - литературовед, переводчик и поэт. Окончил отделение романо-германской филологии Ленинградского университета в 1925 году, с 1927 года служил в Военно-Морском флоте, преподавал английский, немецкий и голландский языки в вузах Ленинграда, был начальником кафедры иностранных языков Военно-морского инженерного училища им. Ф. Дзержинского, возглавлял Секцию искусства Испано-Американского общества (основано в 1929 году). Печатался как переводчик с 1925 года. Подробнее о нем, а также публикацию его стихотворений 1930-х годов см.: Никольская Т. Из воспоминаний об И. А. Лихачеве // РМ. 1991. 27 сент. С. 12.
   33 Андрей Белый (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) умер 8 января. Рукопись первой части последнего тома его мемуарной трилогии (На рубеже двух столетий. М., 1930; Начало века. М.; Л., 1933; Между двух революций. Л., 1934), где речь идет и о Кузмине, была сдана им в декабре 1933 года в Издательство Писателей в Ленинграде; здесь, очевидно, с ней могли познакомиться А. А. Смирнов и Б. К. Лившиц (книга вышла в апреле 1935 года; см. коммент. А. В. Лаврова к изд.: Белый А. Между двух революций. М., 1990. С. 442-443). Касаясь полемики внутри символистского лагеря в 1906-1907 годах, Белый несколько раз упоминает Кузмина в достаточно пейоративном контексте (см.: Там же. С. 174,175). Там же (С. 187) - отчасти в связи с Кузминым - упомянут и "манифест" Белого: статья "Художник - оскорбителям", опубликованная в журнале "Весы" (1907. No 1. С. 53-56); Кузмин имел все основания отнести на свой счет следующий, например, пассаж из нее: "На вас, либералы, буржуи, эстеты, кадеты, блудницы и блудники, бездельницы и бездельники многие, на вас<...> оргиасты и педерасты, садисты и проч. - как бы вы себя ни называли, - на вас опрокинули мы слово наше строгое, как бы слово пророка, - кипящее слово ярости" (С. 54).
   34 Екатерина Васильевна Трофимова - подруга Е. А. Михайловой, преподавательница английского языка.
   35 Анна Андреевна Михайлова (урожд. Сомова; 1873-1945) - художница-прикладница, сестра К. А. Сомова. 26 октября 1925 года на праздновании 20-летия литературной деятельности Кузмина выступала с исполнением его романсов (см.: К ХХ-летию литературной деятельности Михаила Алексеевича Кузмина. Стр. не нумерованы). Ср. письмо Кузмина к А. А. Михайловой от 11 мая 1930 года: "Многоуважаемая Анна Андреевна. <...> Не только как сестра обожаемого мною Константина Андреевича, одного из немногих всемирных гениев (как он поморщился бы от таких "больших" слов), не только как человек, связанный с воспоминаниями о лучшем и блестящем моем времени, но как живой, артистический и свободный человек - вы навсегда мне близки и дороги. Время как-то потеряло теперь значение, и промежуток времени, что я Вас не видал, ничего не изменил. Анна Андреевна, я очень хотел бы Вас видать" (цит. по публ. А. Г. Тимофеева: НЛО. 1994. No 6. С. 274).
   36 Евгений Сергеевич Михайлов (1897-1975) - брат Д. С. Михайлова, кинооператор, уезжал в командировку в Батум.
   37 А. А. Михайлова переезжала из квартиры Сомовых (пр. Римского-Корсакова, 97) в квартиру Е. С. Михайлова на Литейном пр., 9.
   38 См.: "Русский Фауст" Вячеслава Иванова / Публ. М. Вахтеля // Минувшее. Вып. 12. С. 265-273; Wachtel M. Russian Simbolism and Literary Tradition: Goete, Novalis, and the Poetics of Vyacheslav Ivanov. Madison, Wiscontin, 1994 . P. 21-108.
   39 Об отношениях Иванова с Константином Дмитриевичем Бальмонтом (1867-1942) см.: Дешарт О. Введение // Собр. соч. I. С. 71-74. 13 января 1912 года в "Бродячей собаке" Кузмин приветствовал находившегося в эмиграции Бальмонта на заочном чествовании в связи с 25-летием его литературной деятельности (текст поздравительного адреса опубл. А. Г. Тимофеевым: Ежегодник на 1991 год. С. 56); 30-летнему творческому юбилею Бальмонта, в 1920 году вновь оказавшегося в эмиграции, Кузмин посвятил статью в "Жизни искусства" (1920.16 марта. С. 1-2). Бальмонт, в 1910 году дополнивший свой экземпляр "Сетей" пародийными маргиналиями (см.: СС III. С. 619-620), в 1916 году откликнулся на 10-летие литературной деятельности Кузмина "солнечным посланием" (Фрид С. "Привал комедиантов": Х-летие М. А. Кузмина // Биржевые ведомости. Веч. вып. 1916. 30 окт. С. 4; его текст также приведен в работе: Конечный А. М., Мордерер В. Я., Парнис А. Я., Тименчик Р. Д. Артистическое кабаре "Привал комедиантов" // ПК 1988. С. 129).
   40 Перефразированы известные строки стихотворения К. Бальмонта "Хочу" из сборника "Будем как солнце" (1902).
   41 Характеристика Кузминым Андрея Белого, несомненно, результирует негативные моменты их неровных литературных взаимоотношений. Сколько можно судить, их личное общение протекало бесконфликтно: писатели познакомились в начале сентября 1906 года; по возвращении в Москву из Петербурга 30 января 1908 года Белый благодарил Кузмина "за "Мудрую встречу" и за музыку", слышанную им на Башне (заключительную строфу третьего стихотворения из цикла Кузмина "Мудрая встреча" (декабрь 1907 года) Белый взял эпиграфом к своей "четвертой симфонии" "Кубок метелей" (М., 1908)); в конце января - начале марта 1910 года и в январе-феврале 1912 года Белый гостил на Башне, постоянно общаясь с Кузминым, записал стихотворный экспромт с упоминанием "песен Кузмина" в альбом В. Шварсалон (см.: Белый А. Стихотворения и поэмы. М.;Л., 1966. С. 466-467 (Б-ка поэта. Большая сер.); ср.: Белый А. Начало века. М., 1990. С. 355), пригласил Кузмина принять участие в "Антологии Мусагета" (СС III. С. 147). Кузмина, однако, раздражала непоследовательность Белого-критика, оценивавшего его тексты в зависимости от изменения литературной ситуации внутри символистского лагеря: ср. рецензии Белого на "Крылья" Кузмина (Перевал. 1907. No 6) и на альманах "Цветник "Ор"" (Весы. 1907. No 6) и замечание Кузмина о "дипломатической стороне статьи Белого <в "Весах">, вдруг потянувшего меня и Городецкого, так недавно ругаемых им" (письмо к В. Ф. Нувелю от 16 июля 1907 года: МК 1995. С. 277); ср. в письме Вяч. Иванова к Брюсову от 4 августа 1907 года: "Андрей Белый имеет низость хвалить Кузмина, как он делает это в рецензии на "Цветник Ор", после всего, что он писал о нем раньше в строках и между строк" (ЛН. Т. 85. С. 502). Заметим также, что комментируемая итоговая дневниковая формула Кузмина регенерирует оценки литературного поведения Белого периода полемики вокруг "мистического анархизма", явившегося в 1906-1908 годах предметом контроверзы между "Весами" и Башней (см., например, следующий пассаж в письме Кузмина к Сомову от 19 февраля 1908 года: "Читали Вы <...> пасквиль Белого на Вяч. Иванова?" (Отдел рукописей ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 233. Л. 1; курсив наш. - Г. М.; возможно, имеется в виду опубликованная в No 5 "Весов" за 1907 год статья Белого "Штемпелеванная калоша"); ср. также слова Вяч. Иванова об "истериках и судорогах Андрея Белого" (1907; цит. по: Обатнин Г. В. Неопубликованные материалы Вяч. Иванова по поводу полемики о "мистическом анархизме" // Лица: Биографический альманах. М.; СПб., 1993. Вып. 3. С. 476; курсив наш. - Г. М.)). Некоторые особенности критической манеры Белого, зачастую избегавшего прямого указания имени оппонента и ведшего полемику между строк, вызвали в 1912 году, после публикации в редактировавшемся Белым журнале "Труды и дни" усеченной рецензии Кузмина на "Cor Ardens" Вяч. Иванова и псевдонимной заметки Белого "О журавлях и синицах", направленной, в частности, против Кузмина (см.: Богомолов Н. А. История одной рецензии: ("Cor ardens" Вяч. Иванова в оценке М. Кузмина) // Philologica. 1994. Т. I. No 1/2. С. 135-148), печатную отповедь со стороны последнего. В "Письме в редакцию" "Аполлона" Кузмин, имитируя специфические особенности стиля Белого, специально останавливался на "маскированной статье Cuntator'a (псевдоним Белого. - Г. М.)", который "все время занимается кивками и намеками без адреса и анонимно, чтобы всегда иметь возможность или отпереться в адресовании, или сказать: "На воре шапка горит". Всем известна эта манера по "Весам", где в пространство посылались "сволочь", калоша, щенок etc." (A. 1912. No 5. С. 56-57; обыграны строки из стихотворения Белого "Отчаянье" (1908) и название его статьи "Штемпелеванная калоша"; ср. также стилистику статьи Белого "Художник - оскорбителям" (см. примеч. 33, наст. изд., с. 281) и полемический отклик Кузмина на нее в статье "Художественная проза "Весов"" (А. 1910. No 9. С. 41; 1-я паг.)). Собственно творчество Белого оценивалось Кузминым довольно скептически: от дневниковой записи за 11 января 1907 года ("читали "Возврат" Белого. Грубейшая бесвкусица" (МК 1996. С. 139)) и целящего, по-видимому, в тот же "Возврат" иронического выпада в статье "О прекрасной ясности" (А. 1910. No 4. С. 6; ср.: Корецкая И. В. "Аполлон" // Русская литература и журналистика начала XX века: 1905-1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984. С. 221; Гаспаров Б. М. Еще раз о прекрасной ясности: Эстетика Михаила Кузмина в зеркале ее символического воплощения в поэме "Форель разбивает лед" // Studies. P. 108) до критических разборов начала 1920-х годов ("Духовная раздробленность и мелькание делают почти жутким весь блеск и химическое искусство Белого" (Кузмин М. Мечтатели // ЖИ. 1921. 29 июня - 1 июля. С. 1); "Из художников, пришедших в панический тупик, первый, безусловно, Андрей Белый" (Кузмин М. Письмо в Пекин // Абраксас. Пб., 1922. Нояб. С. 59) и др.; ср. также недатированную эпиграмму Кузмина "Андрею Белому": МК 1996. С. 139-140; источник текста не указан). 1 июня 1926 года (Д) Белый встречался с Кузминым в Ленинграде у С. Д. и С. Г. Спасских (см. примеч. 15, наст. изд., с. 345) и тогда же подписал коллективное письмо "В защиту достоинства советской критики" (Вечерняя Красная газета. 1926.14 июня. С. 4), призванное защитить Кузмина от газетных нападок.
   42 О биографических и литературных связях Кузмина и Александра Александровича Блока (1880-1921) см.: Шмаков Г. Г. Блок и Кузмин: (Новые материалы) // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Вып. II. С. 341-360; Письма М. А. Кузмина к Блоку и отрывки из дневника М. А. Кузмина / Предисл., публ. и коммент. К. Н. Суворовой // ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 143- 174. Ср. также следующий пассаж в письме О. Н. Гильдебрандт к В. А. Милашевскому 1972 года: "М. Ал. был несравним с Блоком, как несравним розовый и голубой цвет, роза и лилия, утро и вечер. Я была на этом вечере и за столом в Доме Иск<усств> (имеется в виду празднование 15-летия литературной деятельности Кузмина в 1920 году. - Г.М.). Я очень мало знала тогда М. Ал., но как поэта всегда очень его любила: там было маленькое чествование, и среди других выступал Блок, причем так трогательно, что я чуть не заплакала от умиления! Он любил К. как поэта. Но что меня удивляло. К. Блока не любил, как не любил Лермонтова, Баратынского, и даже не особенно Тютчева. Вероятно, другая стихия" (МАА; речь Блока см.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 6. С. 439).
   43 О взаимоотношениях Кузмина и Федора Кузьмича Сологуба (наст. фам. Тетерников; 1863-1927) в 1907 году см.: Cheron G. F. Sologub and М. Kuzmin: Two letters // WSA. 1982. Bd. 9. S. 369-375. В 1914 году Кузмин участвовал в издававшемся Сологубом журнале "Дневники писателей"; к 40-летию литературной деятельности Сологуба им была написана статья "Сумеречная Дульцинея", в которой юбиляр характеризовался как "один из задушевнейших и подлиннейших поэтов" (Театр. 1924. 22 янв. С. 4); Кузмин принял участие и в посвященных памяти Сологуба вечерах Союза писателей 5 марта и 2 апреля 1928 года (см.: Ф. Сологуб и Е. И. Замятин: Переписка / Вступит, ст., публ. и коммент. А. Ю. Галушкина и М. Ю. Любимовой // Неизданный Федор Сологуб. М., 1997. С. 388).
   44 Указанная особенность личной и творческой психологии Федора Сологуба стала предметом нескольких недавних публикаций М. М. Павловой, отмечающей: "Атмосфера насилия и унижения, в которой вырос Сологуб, серьезно повлияла на его психику. Суровым обращением, доходящим до жестокости, Татьяна Семеновна (мать Сологуба. - Г. М.) стремилась воспитать в сыне христианские добродетели. <...> Постепенно он сам стал приходить к мысли о необходимости физического страдания, очищающего душу, стал стремиться к физической боли <...> что в конечном результате, как можно предположить, привело к развитию у него садо-мазохического комплекса" (Сологуб Ф. Цикл "Из дневника" (Неизданные стихотворения) / Публ. М. М. Павловой // Ежегодник на 1990 год. С. 110- 111; см. также: Павлова М. М. Из творческой предыстории "Мелкого беса": (Алголагнический роман Федора Сологуба) // DV. 1993. No 9. С. 30-54).
   45 Анастасия Николаевна Чеботаревская (1876-1921) - писательница, критик и переводчица, жила с Сологубом с осени 1908 года.
   46 Евреинов Николай Николаевич (1879-1953) - режиссер, теоретик и историк театра, драматург, с 1927 года жил в Париже. Говоря о дружбе Сологубов с Судейкиными и Евреиновым, Кузмин имеет в виду несомненную эротическую компоненту этих отношений, отчетливо проявившуюся, например, в посвященных Судейкиной стихах Сологуба (см.: Мок-Бикер Э. "Коломбина десятых годов..." С. 80-85; Тименчик Р. Ольга Глебова-Судейкина: Первое приближение. С. 215, 218. Об отношениях Сологубов с Судейкиной см. также: Два письма О. А. Глебовой-Судейкиной / Публ. и примеч. И. Кравцовой // НЛО. 1994. No 7. С. 220) и отмечавшуюся современниками в театральном сотрудничестве Сологуба с Евреиновым - автором нашумевшей постановки в марте 1909 года в Литейном театре "драматической сказки" Сологуба "Ночные пляски", включавшей, между прочим, "пляски" 12 полуобнаженных королевен-босоножек, поставленные М. М. Фокиным. По словам С. Ауслендера, "смелость костюмов королевен (непрофессиональных балерин) была искуплена и не посрамлена, опровергнув ворчливые предсказания о скандале новоиспеченных блюстителей строгости и чистоты нравов" (Золотое Руно. 1909. No 4; цит. по: М. А. Волошин и Ф. Сологуб / Публ. В. П. Купченко // Ежегодник на 1974 год. Л., 1976. С. 161). Постановка Евреинова и Фокина и "самые танцы" были одобрены Сологубом в письме к Волошину от 12 марта 1909 года (Там же). Незадолго до спектакля Сологуб втолковывал одной из его участниц Н. В. Крандиевской: "Не будьте буржуазкой <...> вам, как и всякой молодой женщине, хочется быть голой. Не отрицайте. Хочется плясать босой. Не лицемерьте. Берите пример с Олечки Судейкиной. Она - вакханка. Она пляшет босая. И это прекрасно" (Там же. С. 159). См. также статью Евреинова "Нагота на сцене" в одноименном сборнике (СПб., 1911). Ср. в воспоминаниях О. Н. Гильдебрандт: "Не знаю, как уезжала О. А. <Глебова-Судейкина> из России <...>. Помню, что она "гулила", расставаясь с "Федором Кузьмичем", что-то не совсем серьезное ("Кого теперь Федор Кузьмич по попе хлопать будет?")" (Арбенина О. О. А. Глебова-Судейкина: Неопубликованные мемуарные заметки / Подгот. текста М. Толмачева // РМ. 1995.19-25 янв. С. 13). Ср. характеристику А. Н.Чеботаревской как"эротоманки":Днееник 1921. 26 сент. С. 489.
   47 Некоторые подробности быта петербургских гомосексуалистов, традиционным местом встреч которых был Таврический сад, см. в переписке Нувеля с Кузминым 1906 года: МК 1995. С. 229 и след.; ср. также в Дневнике 1906: "в воскресенье пойдем в Таврический, там можете получить кого угодно, хоть песенника, хоть плясуна, хоть так просто постороннего молодого человека" (С. 419). Любопытно, однако, что, хотя Кузмин ретроспективно и исключал Ивановых из сугубо гомосексуально ориентированного круга, в конце 1900-х годов восприятие современников было иным. См., например, запись в дневнике М. Волошина от 20 сентября 1907 года: Эллис (Л. Л. Кобылинский) "заговорил при Брюсове: почему Вячес<лав> Иван<ов> так восторгается Городецким. Брюс<ов> ответил ему: "Знаете, Лев Львович, нельзя быть таким наивным. Кто же не знает, в каких отношениях Вяч. Ив<анов> и Городецкий?" Эллис не вполне поверил и спросил приехавшего Нувеля. Тот засмеялся ему в лицо: "Вы совсем наивное дитя <...>. Наша жизнь - моя, Кузмина, Дягил<ева>, Вячесл<ава> Ив<анова>, Городецкого - достаточно известна всем в Петербурге"" (Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991. С. 269). О попытках создания Кузминым и Нувелем осенью 1907 года "общества в роде Гафиза, без Ивановых, нашего" (Д, 5 сентября 1907 года: МК 1995. С. 104) см.: МК 1995. С. 104 и след.
   48 Имеются в виду отношения Ивановых с Маргаритой Васильевной Сабашниковой (1882-1973) - художницей, женой Максимилиана Волошина в 1906-1907 годах, ставшие биографической основой цикла Иванова "Золотые Завесы" (1907), вошедшего позднее в сборник "Cor Ardens" ( М., 1911. Ч. 1). О "любовно-влюбленных" отношениях Зиновьевой-Аннибал и Сабашниковой и о собраниях осенью 1906 года на Башне "женского" кружка "Фиас" см.: МК 1995. С. 75-76, 95-96. См. также: Дневники Иванова 1909 года и комментарии к ним О. Дешарт: (Собр. соч. II. С. 774-779, 808-810), а также письма Иванова к Сабашниковой, опубликованные Г. В. Обатниным (Ежегодник на 1991 год. С. 159-161); Богомолов Н. Из оккультного быта "Башни" Вяч. Иванова // Europa Oriental. 1997. Vol. XVI. No 2. С.207-220; Дневник В. К. Шварсалон лета 1909 года / Публ. Н.Богомолова // Ibid. С. 221-248; ср.: Волошина-Сабашникова М. В. Зеленая змея. СПб., 1993. С. 154-167. О попытках "образования <Ивановыми и Городецким> духовно-душевно-телесного "слитка" из трех живых людей" (Дешарт О. [Комментарии] // Собр. соч. II. С. 756) см.: Там же. С. 743-765.
   49 Имеется в виду Надежда Дмитриевна Санжарь (1875-1933) - писательница, автор книг "Записки Анны" (СПб., 1910), "Заколдованная принцесса" (СПб., 1911), "По-своему" (М., 1916) и др. См. о ней: Письма Н. Д. Санжарь к А. А. Блоку/ Вступит, ст., публ. и примеч. А. Е. Заблоцкой // Лица. Вып. 7. С. 79-111; "Задирать нос выше мозга", или "почему люди такие дряни?" (Письма Н. Д. Санжарь к А. С. Суворину, Вяч. И. Иванову, А. А. Блоку и А. С. Серафимовичу) / Подгот. текста, публ., вступит, заметка и примеч. А. А. Аксеновой // Philologica. 1996. Т. 3. No 5-7. С. 313-358.
   50 Ср. отправленную Иванову А. А. Блоком, Л. Д. Блок и К. А. Сомовым 29 апреля 1907 года, после визита Санжарь на Башню, шуточную телеграмму: "Дан ли зародыш. Не скупитесь" (Блоковский сборник. Вып. II. С. 373).
   51 Ситуация исчерпывающе прокомментирована А. Е. Заблоцкой: "весной 1907 года у писательницы возникает идея - "дать нашему обществу моего человека <...>, чтобы дети здоровых, сильных, человечных людей вытеснили бы, в конце концов, убогих выродков" (Санжарь Н. Записки Анны. Указ. изд. С. 130-131). С просьбой стать отцом ее будущего ребенка Санжарь обращается к выдающимся, по ее мнению, современникам - в частности к профессору Ф. Д. Батюшкову и <...> В. И. Иванову. Последнего заинтересовал ее необычный поступок (ср. письмо Санжарь к В. Иванову от 13 мая <1907 года>: "Так Вы на меня не рассердились. Вас не возмутило мое "нахальство" <...> вы хотите со мной говорить, да еще о многом. Вы хотите меня знать, меня понять?")" (Лица. Вып. 7. С. 82; ср.: Philologica. 1996. Т. 3. No 5-7. С. 337).
   52 Семен Моисеевич Бриллиант (1858-1931) - литератор и переводчик. См. о нем: Лица. Вып. 7. С. 81; Philologica. 1996. Т.3. No 5-7. С. 338.
   53 Деятельность кружка "Гафиз", существовавшего на Башне весной 1906 - летом 1907 года, стала предметом детального исследования Н. А. Богомолова. Наиболее содержательный вариант см.: МК 1995. С. 67-98.
   54 Екатерина Константиновна Лившиц (урожд. Скачкова-Гуриновская; 1902-1987) - с 1921 года жена Б. К. Лившица.
   55 Каплун Борис Гитманович (1894-1937, расстрелян) - брат С. Г. Каплун, жены поэта С. Д. Спасского (см. примеч. 85, наст. изд., с. 368), в 1918- 1920 годах - сотрудник Петросовета, в 1922-1923 годах - управляющий делами петроградского Промбанка. С 1924 года жил в Москве, в 1934 году - сотрудник Народного комиссариата путей сообщения; в этом качестве в 1932-1934 годах был командирован в Иркутск (см. об этом в воспоминаниях О. М. Грудцовой и в комментариях к ним А. Л. Дмитренко: Минувшее. Исторический альманах. М.; СПб., 1996. Вып. 19. С. 36-40, 126).
   56 Басов Виктор Семенович (1901-1946) - театральный художник, с 1933 года постоянный сотрудник С. Радлова. Бондаренко Федор Пименович (1903-1961) - театральный режиссер, ученик и сотрудник С. Радлова, директор Театра-студии под управлением С. Радлова.
   57 Надежда Константиновна Шведе-Радлова (урожд. Плансон, в первом браке Шведе; 1894-1944) - живописец, автор портрета Кузмина (начало 1930-х годов, ИРЛИ). С 1924 года жена Н. Э. Радлова. См. инскрипт Кузмина Радловым на книге "Форель разбивает лед": "Дорогим Надежде Константиновне и Николаю Эрнестовичу Радловым с искренней благодарностью за привет и ласку, которая прибавляла мне силы и бодрости в такой мере, как Вы сами не подозреваете, нежно преданный М. Кузмин. Март 1929. С большим аппетитом мечтаю о своем долге перед Вами, Надежда Константиновна, главным образом, потому что вещь будет для Вас" (частное собрание; сообщено А. Л. Дмитренко). Посвященные Шведе-Радловой произведения Кузмина неизвестны.
   58 Первый Всесоюзный съезд советских писателей открылся в Москве 17 августа 1934 года докладом М. Горького о советской литературе. А. Толстой и С. Маршак - также делегаты съезда - выступили с содокладами о драматургии и о детской литературе соответственно 27 и 19 августа. Литературе Запада был посвящен доклад К. Радека "Современная мировая литература и задачи пролетарского искусства" (24 августа). Имя Кузмина не было упомянуто на съезде.
   59 О съездовских днях, проведенных в Москве, В. М. Ходасевич вспоминала позднее так: "Иностранных гостей Алексей Максимович принимал в Горках. Присутствовали многие члены нашего правительства. В столовой был ужин, проходивший очень взволнованно и интересно. Говорили речи. Меня Алексей Максимович просил сесть рядом с Мальро, благо я говорю по-французски, развлекать его и переводить, что будет нужно. Очень хорошо говорили Арагон, Эльза Триоле, испанская писательница Мария-Тереза Леон и многие другие" (Ходасевич В. Портреты словами. С. 258).
   60 Мосолов Борис Сергеевич (1888-1941) - актер, режиссер и литератор; "один из первичных друзей моих", по характеристике Кузмина на подаренной Мосолову рукописи "Курантов любви" (см.: Театр IV. С. 332; сообщение А. Г. Тимофеева о том, что Мосолов появился "в кругу Кузмина не ранее 1913 года" (Там же) ошибочно - Мосолов познакомился с Кузминым в 1906 году (Д), будучи одним из друзей Вяч. Иванова (стихотворение Иванова, посвященное Мосолову и не вошедшее в цикл дружеских посвящений "Лепта" в сборнике Иванова "Нежная тайна" (СПб., 1912) по сугубо техническим причинам, опубликовано Г. В. Обатниным: Наше наследие. 1992. No 25. С. 79-80). В 1914-1915 годах Мосолов печатался как рецензент в издававшемся при ближайшем участии Кузмина альманахе "Петроградские вечера" (Кн. 3,4); ему посвящен рассказ Кузмина "Соперник" (1914). Богатый свод материалов о Мосолове см. в комментариях Р. Д. Тименчика к переизданию воспоминаний Вл. Пяста: Встречи (по указателю).
   61 Ср. в КГ: "У нее <Н. К. Шведе> с Анной Дм<итриевной Радловой> всегда были счеты. Анна Дм<итриевна> про Над<ежду> К<онстантиновну> и Николая, шедших в театр: "Густой обыватель пошел". Над<ежда> К<онстантиновна> держалась "светской" стороны дома и быта".
   62 Агашка Сазонов - по справедливому предположению Р. Д. Тименчика (см.: НЛО. 1995. No 16. С. 342), речь идет о писателе круга Е. Нагродской Михаиле Георгиевиче Сазонове, в 1914 году секретаре Кузмина (Д; см. воспоминания Георгия Иванова: Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1994. Т. 3. С. 333), авторе книги рассказов "Уродливая маска" (Пг., [1916]).
   63 Театр Музыкальной комедии со времени открытия осенью 1919 года и до переезда в здание бывш. Народного дома в сентябре 1929 года помещался на Невском проспекте, 56 (в 1934 году пр. 25 Октября).
   64 Державин Константин Николаевич (1903-1956) - литературовед, литературный и театральный критик, переводчик. После окончания романо-германского отделения факультета общественных наук (1925) и аспирантуры (1927) Ленинградского университета был уполномоченным Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) по Ленинграду (1927-1931), в 1930-1932 годах учился в аспирантуре АН СССР; печатался с 1919 года, автор монографии о Шекспире (Харьков, 1926) и книги о любимом немецком киноактере Кузмина Конраде Фейдте (Державин К. Н. Конрад Вейдт. Л., 1926). С 1933 года Державин заведовал литературной частью Ленинградского академического театра драмы, где предполагались к постановке в переводах Кузмина "Женитьба Фигаро" Бомарше (декабрь 1934 года; см.: АК. С. 224), а затем "Два веронца" и "Много шума попусту" Шекспира (май 1935 года; см.: Там же. С. 225). См. письмо Державина к Кузмину:
  
   Дорогой Михаил Алексеевич!
   По зрелому размышлению наша Дирекция все-таки остановилась на постановке "Много шуму попусту". Если Вы не возражаете против этого - позвольте препроводить Вам текст соглашения, заменяющего договор на "Жен<нитьбу> Фигаро". Подпишите, пожалуйста, все три экземпляра, один оставьте у себя, а два верните нам.

Уважающий Вас

К. Державин

9/Х<19>34

   Я увеличил сумму гонорара против договора на "Жен<итьбу> Фигаро" до 1500р. (500р. 1000 - полученных по "Ж<енитьбе> Ф<игаро>")
  
   (ЦГАЛИ СПб. Ф. 437. Оп. 1. Д. 34. Л. 1). Ср. также недатированную записку Державина:
  
   Дорогой Михаил Алексеевич!
   Если можно - пришлите, пожалуйста, текст перевода "Много шуму попусту". "Два веронца" будут Вам возвращены на днях.

Ваш К. Державин

   (Там же. Л. 2).
   65 Известна неизданная социально-утопическая драма С. Нельдихена "Фокифон" (1923; сохранилась корректура этой вещи: Лесман. С. 162). Одно стихотворение Нельдихена 1934 года ("Плоды") опубликовано Л. Н. Чертковым (Чертков Л. Из забытой русской поэзии XX века // Континент. 1985. No 43. С. 362-363).
   66 Лидия Степановна Мошкова (?-1940-е) - сестра Прокопия Степановича Мошкова (1867-19

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 701 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа