Главная » Книги

Кузмин Михаил Алексеевич - Дневник 1934 года, Страница 14

Кузмин Михаил Алексеевич - Дневник 1934 года


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

государственного театрального музея. См. также: Дмитриев П. В. М. Кузмин в альбоме Л. И. Жевержеева (в печати).
   90 См.: "Впервые после П. Н. Гнедича М. А. Кузмин сделал новый перевод "Илиады" Гомера в стихах. М. А. Кузминым переведены не все песни "Илиады". Поэтому в новом издании "Илиады", издаваемой Лендетгизом, часть песен будет дана в прозаическом художественном пересказе, сделанном также М. А. Кузминым" ([Хроника] //ЛЛ. 1934. 8 июля. С.4). О предстоящей постановке "Много шума из ничего" в Академическом театре драмы (бывшем Александрийском) сообщалось в статье О. Адамовича "О качестве советского академизма" (Там же. С. 3).
   91 "Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила" (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Эпилог. II).
   92 Мартын Двинский (наст. имя и фам. Михаил Мартынович Берман) - петербургский журналист, в 1913-1917 годах - сотрудник "Биржевых ведомостей"; по словам современника, "псевдоним, автор которого был постоянным объектом остроумия ввиду определенно пошлой пустоты появлявшихся за этой подписью писаний" (письмо Г. М. Ромма к Кузмину [Б. д.]: ЦГАЛИ СПб. Ф. 437. Оп. 1. Д. 163. Л. 25, об.). Позднее печатался в советских изданиях ("Известия", "Красная газета", "Жизнь искусства").
   93 Палас-Театр был открыт 18 декабря 1910 года в здании на Итальянской ул., 13, реконструированном военным инженером И. Л. Балбашевским и инженерами А. А. Максимовым и А. Бубырем (см.: Тарановская М.З. Архитектура театров Ленинграда. Л., 1988. С. 175-177; ср.: Кириков Б. М. Петербургская неоклассика начала XX века: Каталог построек// Невский архив: Историко-краеведческий сборник. СПб., 1997. Вып. III. С. 350). С 1930 года в этом здании располагался ленинградский Мюзик-холл.
   94 Хозэман Теодор (1807-1879), Швинд Мориц фон (1804-1871), Рунге Филипп Отто (1777-1810) - немецкие живописцы и графики.
   95 Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, театральный художник, историк искусства, мемуарист, один из организаторов объединения "Мир искусства". В 1918-1926 годах - хранитель Эрмитажа. С1926 года жил в Париже. Об отношениях Бенуа и Кузмина, наиболее тесных в 1907 году, см.: МК 1995. С. 109.
   96 Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946) - график и живописец, член объединения "Мир искусства".
   97 Добуминский Мстислав Валерианович (1875-1957) - график, живописец, театральный художник, познакомился с Кузминым в 1906 году на Башне Вяч. Иванова и, согласно позднейшим воспоминаниям Добужинского, "очень часто встречался" с ним до своего отъезда в Литву в 1924 году (см.: Добужинский М. Воспоминания. М., 1987. С. 278-279). Добужинский проиллюстрировал книгу Кузмина "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро" (Пг., 1919) и выполнил обложки к пьесе "Вторник Мэри" (Пг., 1921) и к книге стихотворений "Нездешние вечера" (Пб., 1921; см. письмо Кузмина к Добужинскому от 30 апреля 1921 года, опубликованное А. Г. Тимофеевым: РЛ. 1991. No 1. С. 201), а также обложку и иллюстрации к несостоявшемуся берлинскому изданию "Леска" Кузмина в "Петрополисе" (Там же. С. 198).
   98 Бакст (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866-1924) - живописец, график, театральный художник. Ср. о Баксте в некрологе, написанном Кузминым: "Хотя деятельность Бакста <...> протекала в связи с театром Русского балета Дягилева <...>, хотя корнями своими он всецело принадлежит к первоначальному "Миру искусства", но расцвело его творчество уже иностранным цветом, наряду с Матиссом и др." (Красная газета. Веч. вып.1924. 31 дек. С. 3).
   99 "Sezession" - название художественных объединений в Мюнхене (1892), Вене (1897) и Берлине (1899). "Sezessionstil" - один из вариантов названия стиля модерн, распространенный в Австрии, Чехии и Польше.
   100 Аствацатуровы - профессор Военно-медицинской академии, невропатолог Михаил Иванович Аствацатуров (1877-1936) и его жена Надежда Платоновна (урожд. Гургенбекова; 1878-1965), родители К. М. Кочуровой (см. примеч. 141, наст. изд., с. 265).
   101 Чернов Михаил Михайлович (1879-1938) - профессор Петроградской консерватории с 1918 года, композитор.
   102 Музиль-Бороздина Елена Николаевна (1871-1961)- актриса московского Малого театра.
   103 Степанов Валериан Яковлевич (1875-1943) - критик и историк театра, знакомый Кузмина с 1910-х годов, в 1920-1930-х годах заведовал музеем Театра им. Вс. Мейерхольда.
   104 Лудвиг фон Гофман (Hofmann; 1861-1945) - немецкий живописец и график.
   105 О Николае Дмитриевиче Богинском см. также в воспоминаниях П. Н. Мартынова: "Страстным библиофилом, много лет посещавшим магазины букинистов, был Николай Дмитриевич Багинский <sic!>. Он составил большую, почти исчерпывающую коллекцию изданий, рукописных списков "Горя от ума" и трудов о творчестве Грибоедова" (Мартынов П. Н. Полвека в мире книг. Л., 1969. С. 133).
   106 Корнилий Павлович Покровский (1891-1938) - познакомился с Кузминым в начале 1907 года (см.: МК 1995. С. 107; см. также автобиографию его соученика Д. П. Святополк-Мирского, подтверждающую факты ранней биографии Покровского: РЛ. 1996. No 1. С. 259); тенишевец (год выпуска - 1908), в 1915-1917 годах - офицер лейб-гвардии 4-го стрелкового полка; в 1934 году - инженер Трансстроя. Ему посвящен цикл Кузмина "Лазарь" (1928).
   107 Николай Эрнестович Радлов (1889-1942) - живописец, график, театральный художник и художественный критик, автор портретов Кузмина (1926; ИРЛИ, ГРМ), брат С. Э. Радлова.
   108 Очевидно, имеется в виду вечер, посвященный 30-летию со дня смерти А. П. Чехова (умер 2/15 июля 1904 года).
   109 Ср. описание этого посещения Кузмина в позднейших воспоминаниях Bс. H. Петрова (ошибочно датирующего эпизод 1935 годом): "Летом 1935 года, когда Михаилу Алексеевичу считалось, по паспорту, шестьдесят, он жил в Царском Селе, в писательской санатории. Я приехал навестить его вместе с моим другом, молодым поэтом Андреем Ив. Корсуном. Михаил Алексеевич очень обрадовался нам и повел на прогулку в парк.
   Над голубым расстрелиевским дворцом и пышными липами парка в безоблачном бледно-голубом небе летел аэроплан. Кузмин оглянулся на него и спросил нас:
   - Вы не находите, что пейзаж, если ввести в него аэроплан, сразу становится каким-то старинным? - и прибавил, как будто сам себе отвечая:
   - Должно быть, чтобы дать почувствовать старину, нужно ее чем-нибудь чуть-чуть нарушить.
   В этот старинный пейзаж с аэропланом отлично вписывалась маленькая хрупкая фигурка Кузмина с огромными, насмешливыми и добрыми глазами, с серебряными кольцами волос, едва прикрывавшими смуглую лысину - фигурка-аббата XVIII столетия и, вместе с тем, барственного русского западника.
   Когда мы прощались, Кузмин особенно внимательно и приветливо посмотрел на нас и сказал, что теперь, расставаясь со знакомыми, он иногда думает, что больше их не увидит.
   - Мне теперь постоянно думается: "Да, Михаил Алексеевич, тебе ведь уже шестьдесят лет"" (Калиостро. С. 106). Ср. также запись Кузмина "Пейзаж с аэропланом" (наст. изд., с. 71).
   110 Согласно КГ, речь идет о Татьяне Тиран, сведениями о которой мы не располагаем.
   111 Егунов Андрей Николаевич (1895-1968) - филолог-классик, переводчик, поэт и прозаик (в 1931 году опубликовал в Издательстве Писателей в Ленинграде под псевдонимом Андрей Николев роман "По ту сторону Тулы"). Познакомился с Кузминым в 1924 году (Д). По свидетельству О. Н. Гильдебрандт, Кузмин чрезвычайно высоко оценивал его как писателя: "Все, что говорил<и> о нем Кузмин и Юркун, было исключительно хорошим, он назывался ими очень редким, симпатичным и умным человеком и прекрасным писателем. С Юрой он был на "ты". <...> М. Ал. вспоминал Е<гунова> как друга Ал. С<тепанова>. <...> К<узмин>, которого Е<гунов> очень любил как поэта, с гордостью рассказал мне, передавая эту похвалу, - К<узмин> был избалован лестью своих сверстников и не хвастался, а в данном <случае> эта искренняя гордость может быть объяснима только особенной высокой оценкой самого Е<гунова>. Я слов, увы, не помню, но за трогательную дрожь голоса я ручаюсь" (цит. по: Морев Г. А., Сомсиков В. И. Андрей Николаевич Егунов: Канва жизни и творчества // Николев Андрей (Андрей Н. Егунов). Собр. произведений. Wien, 1993. С. 358 (WSA. SBd. 35)). Ср. также дарственную надпись Кузмина на "Нездешних вечерах": "Милому Андрюше Егунову, который так дружески и значительно для меня возник посредине (уж не средине, а три четверти) моей жизненной дороги и, надеюсь, не улетучится из нее. Нежно любящий его М. Кузмин. Июль 1930" (Лесман. С. 122). В 1921-1931 годах Егунов преподавал русский и немецкий язык на рабфаке Горного института, в 1931-1933 годах - немецкий язык в Военно-морском инженерном училище им. Ф. Дзержинского. 20 января 1933 года он был арестован по так называемому "делу подпольных народническо-эсэровских ячеек, руководимых "идейно-организационным центром народнического движения"" (часть грандиозного "дела Иванова-Разумника"). 21 апреля 1933 года выслан на три года в Западносибирский край. В1934 году преподавал немецкий язык на рабфаке Томского университета.
   112 Имеется в виду фрагмент "Повести" (1929) Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960); ее герой испытывает "сосущее чувство тоскливой, длительной пустоты. Ощущенье относилось к дому. Оно говорило, что он в эту минуту необитаем, то есть оставлен всем живым, кроме Сережи и его забот". Судя по дневниковой записи от 8 декабря 1931 года (Дневник 1931. С. 190), Кузмин был знаком с хронологически более поздней "Охранной грамотой" (1931) Пастернака, и "последней" "Повесть" названа здесь потому, что, очевидно, он читал этот текст не в журнальной первопубликации (Новый мир. 1929. No 7), а в отдельном издании, выпущенном Издательством Писателей в Ленинграде весной 1934 года (см.: Пастернак Б. Повесть. Л., 1934).
   113 Неточная цитата из черновых строф "Путешествия Онегина" (1829). У Пушкина:
  
   Проснулся раз он Патриотом
   В Hotel de Londres, что в Морской
  
  
  
  
  (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Л., 1937. Т. 6. С. 476).
  
   114 Геркен Евгений Юрьевич (1886-1962) - поэт, драматург и переводчик. Первый сборник Геркена "Лирические стихотворения. 1907-1909 г." (Казань, 1909) был благожелательно отрецензирован Кузминым (А. 1910. No 4. С. 63; 2-я паг.). В январе 1926 года Кузмин написал предисловие к книге Геркена "Башня" (Л., 1926). В 1932 году Геркен был арестован и до 1954 года находился в заключении и ссылке.
   115 Башня - общепринятое обозначение квартиры, которую Вяч. Иванов снимал в Петербурге в 1905-1912 годах в верхнем этаже доходного дома No 25 (ныне No 35) по Таврической улице, построенного в 1903-1905 годах архитектором М. Н. Кондратьевым и принадлежавшего И. И. Дернову (см.: Кобак А., Северюхин Д. "Башня" на Таврической: Биография дома //Декоративное искусство СССР. 1987. No 1. С. 35). "Дом на Таврической, 25 находился на углу Тверской улицы. Форма дома была особенная: его угол был построен в виде башни. Половину этой башни образовали внешние стены, с большими окнами, а другая половина состояла из внутренней части квартир. Над башней возвышался купол и туда можно было с опаской заходить, чтобы любоваться чудным видом на город, на Неву и окрестности. <...>. В квартирах под нами башня представляла собой большой круглый зал <...>. В нашей квартире этот зал был разделен на три маленькие комнаты с крошечной темной передней. Форма комнат была причудливая, так как это были разрезы круга" (Воспоминания. С. 30-31). Постепенно буквальное обозначение местоположения ивановского жилища мифологизировалось, обрастая символическими коннотациями в быту и в поэзии Иванова (ср. их ироническую аккумуляцию в стихотворном послании И. Анненского "Мифотворцу - на башню" (1909)). Так, например, Иванов писал В. Я. Брюсову 29 августа 1905 года: "Живем <...> на верху круглой башни над Таврическим парком с его лебединым озером. За парком, за Невой фантастический очерк всего Петербурга до крайних боров на горизонте. В сумеречный час, когда тебе пишу, ухают пушки, возвещая поднятие воды в Неве, и ветер с моря, крутя вихрем желтые листья парка, стонет и стучится в мою башню" (Переписка [Валерия Брюсова] с Вячеславом Ивановым / Предисл. и публ. С. С. Гречишкина, Н. В. Котрелева и А. В. Лаврова // ЛН. Т. 85. С. 479; ср. стихотворения Иванова "Зодчий" (1906) и, особенно, "На башне" (1905)).
   116 Имя Юркуна впервые появляется в Д 3 марта 1913 года; вероятно, Кузмин и Юркун познакомились в Киеве во второй половине января-феврале 1913 года.
   117 Маслов Павел Константинович - молодой человек неопределенных занятий, любовник Кузмина в 1906-1907 годах; ему посвящен цикл "Любовь этого лета" (1906) в сборнике "Сети".
   118 Вяч. Иванов родился от брака Ивана Тихоновича Иванова (1816- 1871), землемера, впоследствии служащего Контрольной палаты, и Александры Дмитриевны Преображенской (1824-1896), происходившей из духовного сословия: Ей сельский иерей был дедом (Вяч. Иванов. "Младенчество" (1913-1918)).
   119 Панталоне - один из персонажей итальянской комедии масок (commedia dell'arte).
   120 Л. Д. Зиновьева избрала литературный псевдоним "Л. Д. Зиновьева-Аннибал" в 1904 году при публикации в издательстве "Скорпион" драмы "Кольца". См. письмо Вяч. Иванова к Брюсову от 25 декабря 1903 года (7 января 1904 года) с пояснением: "Ганнибалы - ее предки с материнской стороны" (ЛН. Т. 85. С. 445).
   121 Александр Дмитриевич Зиновьев (1854-1931) был избран петербургским губернским предводителем дворянства в 1897 году; по истечении полномочий переизбран на второй срок. В 1903-1911 годах - губернатор Санкт-Петербурга. В1911-1917 годах - член Государственного совета, с 1914 года - главноуполномоченный Северного района Российского общества Красного креста. В 1917-1918 годах дважды арестовывался Петроградской ЧК; выслан в Эстонию в 1918 году.
   122 Л. Д. Зиновьева вышла замуж за Константина Семеновича Шварсалона в 1884 году. От этого брака родились: Сергей (1887-1940-е), Вера (1890-1920) и Константин (1892?-1918?) Шварсалоны.
   123 Л. Д. Зиновьева и В. И. Иванов познакомились в Риме в июле 1893 года и жили вместе с 1895 года. В том же году Иванов, занимавшийся римской историей в Берлинском университете под руководством Теодора Моммзена (1817-1903), завершил диссертацию (впоследствии изданную Императорским Археологическим обществом: De societatibus vectigalium publicorum populi Romani. SPb., 1910), отказавшись, однако, от докторского диспута (подробнее об этом см.: Wachtel M. Вячеслав Иванов - студент Берлинского университета // Un Maitre de Sagesseau XXe siecle: Vjaceslav Ivanov et son temps (Cahiers du Monde Russe. 1994. Vol. XXXV. No 1-2). P. 353-376).
   124 Ср. сообщение Л. В. Ивановой: "В Женеве мама дала несколько концертов. <...> На одном из этих концертов, который она дала через несколько дней после неудачных родов, она сорвала себе голос и больше уже не могла петь" (Воспоминания. С. 98).
   125 Л. Д. Зиновьева и В. И. Иванов были обвенчаны зимой 1899 года, после завершения бракоразводного процесса Зиновьевой, в греческой православной церкви в Ливорно, в нарушение церковных и гражданских законов: после развода в мае 1896 года с первой женой (с 1886 года) Дарьей Михайловной Дмитревской (1864-1933), от которой у Иванова в 1888 году родилась дочь Александра, согласно церковному канону ему не разрешалось вступать в новый брак.
   126 Лидия Вячеславовна Иванова (1896-1985) родилась в Париже 28 апреля.
   127 Иванов Вяч. Кормчие звезды: Книга лирики. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1903 (вышла в октябре 1902 года).
   128 Мария Михайловна Замятина (1865-1919) - подруга Л. Д. Зиновьевой, до 1901 года - библиотекарь Высших Женских курсов, затем неотлучный спутник семьи Ивановых, их домоправительница и секретарь Вяч. Иванова. Кузмин посвятил Замятниной стихотворение "Мария Египетская" (1912).
   129 В Россию Ивановы выехали в апреле 1905 года. Май 1905 года они провели в Москве.
   130 Имеется в виду роман Жана Жироду "Зигфрид и Лимузэн" (1922; русский пер. 1927). Ср.: "Самым любимым из новых французов был для него (Кузмина. - Г. М.) Жироду" (Калиостро. С. 100).
   131 Гернгутер - член так называемых Гернгутерских общин: религиозно-общественного движения, возникшего в местечке Гернгуте в Саксонии в 1729 году и распространенного в Прибалтике и Германии в конце XVIII - начале XIX века. Движение гернгутеров восходило к чешской секте Богемских (Моравских) братьев, возникшей в XV веке. По нашему мнению, история моравских братьев должна быть включена в круг основных источников "Второго удара" из кузминской "Форели", о чем подробнее см.: Морев Г. А. Из комментариев к текстам Кузмина. III ("Второй удар") (в печати).
   132 Кузмин имеет в виду сцену из 2-го действия оперы Вагнера "Зигфрид" (1867): Зигфрид убивает Фафнира и, коснувшись губами крови врага, начинает понимать язык птиц; птица предупреждает его об опасности и указывает путь к Брунгильде. Либретто оперы Вагнера основывается на эпосе "Старшая Эдда" (песнь "Речи Фафнира").
   133 "Кольцо Нибелунгов" - оперная тетралогия Вагнера: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов" (1854-1874).
   134 "La belle au bois dormante" (в традиционном русском переводе - "Спящая красавица") - сказка (1697) Шарля Перро.
   135 Ренье Анри Франсуа Жозеф де (1864-1936) - французский писатель. См. также наст. изд., с. 151.
   136 Пипкин - Вениамин Ильич ("Михаил") - сосед М. А. по квартире" (КГ). Ср. о нем: "жил там косноязычный толстый человек по фамилии Пипкин. Он почему-то просил соседей, чтобы его называли Юрием Михайловичем, хотя на самом деле имел какое-то совсем другое, еврейское, имя и отчество" (Калиостро. С. 82).
   137 Кузмин впервые увидел Сергея Александровича Есенина (1895- 1925) 27 апреля 1915 года в доме Л. И. Каннегисера; ср. его дневниковую запись, опубликованную С. В. Шумихиным: "Были у Каннегисера. Очень приятный рояль. Был Ясеин. Толку из него не выйдет" (Независимая газета. 1996. 7 марта. С. 4; там же см. запись от 28 декабря 1925 года о самоубийстве Есенина).
   138 Сохранилось недатированное письмо Семена Русакова к Кузмину, относящееся к 1900-м годам (ЦГАЛИ СПб. Ф. 437. Оп. 1. Д. 111).
   139 "Воспоминания. 1905-1917" (1929?) Л. Ю. Брик полностью не опубликованы; фрагменты, посвященные Маяковскому - без упоминания Кузмина - печатались с 1932 года (см.: Брик Л. Ю. 1) Из воспоминаний о Владимире Маяковском // Вечерняя Москва. 1932.13 апр.; 2) Владимир Маяковский: Из воспоминаний Л. Ю. Брик // ЛЛ. 1934.14 апр.; 3) Из воспоминаний // Альманах с Маяковским. М., 1934). Рукопись была, однако, доступна друзьям; см. в письме О. М. Брика к Л. Ю. Брик от 30 октября 1934 года: "Здесь Левкий Иванович <Жевержеев>. Он прочел твои "Воспоминания", которые ему страшно понравились" (Валюженич А. Осип Максимович Брик: Материалы к биографии. Акмола, 1993. С. 125).
   140 ""Алексис" (или Лешка) - <...> это ее и ее мать Юрочка спасал в ее детстве, вытащив из воды на Мойке" (КГ). См. об этом: Дневник 1921. 16 авг. С. 477-478. См. также Приложение II, наст. изд., с. 165.
   141 Ксения Михайловна Кочурова (урожд. Аствацатурова; в первом браке Раздольская; 1902-1969) - с 1933 года жена Ю. В. Кочурова.
   142 Кочуров Юрий Владимирович (1907-1952) - композитор, ученик В. В. Щербачева, в 1931 году закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. О нем и его семье в 1930-е годы см.: Толстой Д. А. Для чего все это было: Воспоминания. СПб., 1995. С. 120 и след.
   143 Возможно, Кузьмина Елизавета Ивановна, помощник заведующего хором ГАТОБа.
   144 Драма Зиновьевой-Аннибал "Кольца" и вторая книга лирики Вяч. Иванова "Прозрачность" были выпущены "Скорпионом" соответственно в сентябре и апреле 1904 года. Роман Зиновьевой-Аннибал "Пламенники", писавшийся с начала 1900-х годов, частично был набран в 1903 году в типографии А. С. Суворина в Петербурге, затем предложен Ивановыми "Скорпиону": в письме Брюсова к Иванову от 16/29 мая 1903 года содержится указание на технические трудности публикации книги в Москве (см.: ЛН. Т. 85. С. 435). По сообщению публикаторов переписки Брюсова и Иванова, "основной мотив "Пламенников" был связан с древнегреческим мифом об Агаве (пораженная безумием в наказание за неверие в божественность Диониса, она в исступлении разорвала своего сына)" (Там же. С. 436). Роман остался незаконченным; рукопись хранится в Римском архиве Вяч. Иванова.
   145 "Гнев Диониса" (СПб., 1910) - роман Е. А. Нагродской, благожелательно отрецензированный Кузминым (А. 1910. No 9. С. 34; 2-я паг.; см. также: Dalton M. A Russian Best-Seller of the Early Twentieth Century: Evdokiya Apollonovna Nagrodskaya's The Wrath of Dionysus // Studies in Russian Literature. In Honor of Vsevolod Setchkarev. Columbus, Ohio, 1986. P. 102-112).
   146 Переезд Ивановых в Петербург датируется июнем 1905 года.
   147 Дмитрий Сергеевич Мережковский (1886-1941), З. Н. Гиппиус и Дмитрий Владимирович Философов (1872-1940) 25 апреля 1906 года уехали в Париж, где находились до начала июля 1908 года (подробнее об этом см.: Соболев А. Л. Мережковские в Париже. 1906-1908//Лица. Вып. 1. С. 319-371). Известие об устроенном ими в среду, 22 февраля 1906 года, прощальном вечере для друзей вызвало резкий отзыв Зиновьевой-Аннибал (в письме к М. М. Замятниной от 27 февраля 1906 года; см.: ЛН. М., 1982. Т. 92. Кн. 3. С. 238), свидетельствующий о ревнивом отношении хозяйки Башни к "конкурирующему" салону Мережковских.
   148 Имеются в виду попытки сближения между символистами и писателями, группировавшимися вокруг издательства "Знание" (у Кузмина ошибочно - "Просвещение"), относящиеся к 1906-1907 годам. Начало процессу "соединения декадентов со "Знанием"" (Ремизов А. Кукха. Розановы письма. Берлин, 1923. С. 32) было положено встречей Максима Горького с писателями и художниками - организаторами сатирического журнала "Адская почта" и театра "Факелы", состоявшейся 3 января 1906 года на Башне (в "Адской почте" участвовал Горький, в сборниках "Факелы" - Леонид Андреев; см.: Корецкая И. В. М. Горький и Вяч. Иванов // Горький и его эпоха: Исследования и материалы. М., 1989. Вып. 1. С. 169-184; МК1995. С. 69,273). Попытки Андреева привлечь в 1907 году к участию в сборниках "Знания" символистов встретили, однако, противодействие Горького (см.: ЛН. М., 1965. Т. 72. С. 284-299).
   149 Вяч. Иванов принимал деятельное участие в возобновившейся 3 октября 1907 года после длительного перерыва (с весны 1903 года) работе Религиозно-философского общества, с 1909 года возглавляя его Христианскую секцию.
   150 И. Ф. Анненский с 1879 года служил по ведомству Министерства народного просвещения, после 1906 года занимал пост инспектора Петербургского учебного округа. Тесно общался с Ивановым летом-осенью 1909 года в период подготовки первого номера журнала "Аполлон" и основания Общества ревнителей художественного слова. После смерти Анненского Иванов в течение двух лет был его преемником в качестве преподавателя греческой и римской литературы на Высших женских курсах Раева. См. также: Корецкая И. В. Вячеслав Иванов и Иннокентий Анненский // Контекст 1989. М., 1989. С. 58-68.
   151 Зелинский Фаддей Францевич (1859-1944) - филолог-классик, профессор Петербургского университета (1885-1921); в 1921 году эмигрировал, был профессором Варшавского университета, академиком Польской Академии наук. Автор статьи о Вяч. Иванове в кн.: Русская литература XX века: 1890-1910. М., 1917. Т. III. Кн. VIII. С. 101-113.
   152 Флоренский Павел Александрович (1882-1937, расстрелян) - священник (с 1911 года), профессор Московской Духовной академии (с 1914 года), познакомился с Вяч. Ивановым в 1904 году; об их отношениях см.: Шишкин А. О границах искусства у Вяч. Иванова и о. Павла Флоренского // Вестник РХД. 1990. No 160. С. 118-140. 25 февраля 1933 года Флоренский был арестован; в июле 1934 года находился на мерзлотоведческой станции г. Сковородино, с 1 сентября - в Соловецком лагере особого назначения.
   153 Карсавин Лев Платонович (1882-1952, в заключении) - философ и историк, профессор Петербургского университета с 1913 года, с 1920 года преподавал также в Петроградском Богословском институте. В 1922 году уволен из университета, арестован и выслан из СССР. С1928 года - профессор Литовского университета в Ковно.
   154 Гревс Иван Михайлович (1860-1941) - историк Римской империи и средневековья, профессор Петербургского университета с 1903 года, встретился с Вяч. Ивановым в 1891 году в Париже, в 1893 году познакомил его с Л. Д. Зиновьевой. В 1923 году отстранен от преподавания; в 1934 году возвращен в Ленинградский университет.
   155 Ростовцев Михаил Иванович (1870-1952) - историк и археолог, профессор Петербургского университета (1901-1918), с 1918 года в эмиграции, с 1925 года - профессор древней истории и классической филологии в Йельском университете (США). Познакомился с Вяч. Ивановым в 1893 году в Риме (подробнее об этом см.: Бонгард-Левин Г. М., Вахтель М., Зуев В. Ю. Михаил Иванович Ростовцев и Вячеслав Иванович Иванов: Новые материалы // Вестник древней истории. 1993. No 4. С. 210-221).
   156 Имеется в виду фреска Пизанелло "Святой Георгий и принцесса" (1436-1438) в веронской церкви Св. Анастасии.
   157 См.: I Книга Царств. Гл. 28.
   158 Ср.: "Мама обожала красивые ткани. Большей частью гладкие, но всевозможной окраски. <...> Со временем образовалась целая корзина этих тканей <...>. Позже мама в Петербурге свою так называемую "оранжевую комнату" отделала по-восточному: никакой мебели, у стен на полу матрасы, покрытые тканями, коврами, подушками. Все веселое, радостное и пестрое. Для себя мама из своих тканей делала хитоны, как она их называла. Хитон состоял из двух кусков материи, длинных, до полу, скрепленных на плечах брошками. Сверху она накидывала ткань в виде длинного и широкого шарфа, спускающегося с плечей вдоль рук" (Воспоминания. С. 15).
   159 Появление Кузмина на Башне датируется, согласно Д, 18 января 1906 года: "Поднявшись по лифту в 5-й этаж, мы нашли дверь незапертою и прямо против входных дверей длинный стол с людьми вроде трапезы. В комнате с скошенным потолком, в темно-серых обоях горели свечи в канделябрах и было уже человек 40 людей. Хозяйка, Гера, в красном хитоне встречала гостей приветствием. <...> Было красное вино в огромных бутылях и все пили и ели, как хотели. <Л. Е.> Габрилович читал длиннейший и скучный реферат "о религии и мистике", профессора возражали, а поэты и дамы куда-то исчезли, даже суровый Брюсов пошагал через всю комнату. Я несколько скучал, пока меня не вызвал Сомов в другую "бунтующую" комнату, где, за отсутствием стульев, все сидели на полу, читали стихи, кто-то про липу очень хорошо. Просили и меня, но мне казалось, что я ничего не помню, и я отказался" (Дневник 1906, С. 410). Эта же "среда" описана на другой день в письме Зиновьевой-Аннибал к М. М. Замятниной (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 235).
   160 "Orbis Pictus" - "Вселенная в картинках" - распространенные в старину альбомы - географическая, этнографическая, историческая и ремесленно-художественная наглядная энциклопедия. Особенно замечателен "Orbis Pictus" Д. Ходовецкого с учениками" - автопримечание Кузмина к стихотворению "Античность надо позабыть..." из цикла "Новый Гуль" (1924).
   161 Мухины - очевидно, Аркадий Андреевич Мухин (1867-1942), сослуживец И. Ф. Анненского по Николаевской царскосельской гимназии, впоследствии директор 4-й Ларинской гимназии в Петербурге, и его жена Екатерина Максимилиановна (урожд. Клеменц), корреспондентка Анненского (см.: Анненский И. Книги отражений. М., 1979; разд. "Письма").
   162 Вероятно, Наталия Ивановна Животова, жена художника О. Ю. Клевера.
   163 Имеются в виду немецкие поэты, входившие в созданное в 1772 году объединение "Союз рощи" ("Hainbund"), близкое по своим эстетическим установкам направлению "Бури и натиска" ("Sturm und Drung") - И. Г. Фосс, Г. А. Бюргер, Л. Г. X. Хёльм и др.
   164 "Александрийские песни" - поэтический цикл (1904-1908) Кузмина, вошедший в его первый сборник "Сети" (М., 1908) и позднее выпущенный отдельным изданием (СПб., [1919], [1921]). В 1921 году Государственное музыкальное издательство осуществило издание ряда текстов цикла с нотами Кузмина.
   165 Портрет Кузмина был заказан К. Сомову издателем "Золотого Руна" Н. П. Рябушинским для серии портретов современных писателей в октябре 1907 года (см. письмо Кузмина к В. В. Руслову от 6 февраля 1908 года и коммент. Н. А. Богомолова к нему: МК 1995. С. 214-215). Два варианта портрета (акварель, гуашь; карандаш, акварель) были закончены художником в 1909 году. В июле 1909 года первый был приобретен И. Трояновским (ныне оба - в ГТГ).
   166 О созданном поэтом Николаем Алексеевичем Клюевым (1884-1937, расстрелян) биографическом мифе, одним из элементов которого было сознательное утверждение представления о себе как о "мужике", своеобразном поэтическом "двойнике" Григория Распутина, см.: Азадовский К. О "народном" поэте и "святой Руси" ("Гагарья судьбина" Николая Клюева) // НЛО. 1993. No 5. С. 95-97. 2 февраля 1934 года Клюев был арестован в Москве, 5 марта приговорен к ссылке в Нарымский край на пять лет, в сентябре 1934 года переведен в Томск. Некоторые подробности отношений Клюева с Кузминым и Юркуном в 1910-е годы см.: Письма Николая Клюева разных лет / Публ., подгот. текста, предисл. и коммент. С. И. Субботина // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997. С.210-211.
   167 Каратыгин Вячеслав Гаврилович (1875-1925), музыкальный критик и композитор, профессор Петроградской консерватории с 1919 года, муж сестры Ю. Н. Верховского, в семействе которого с ним познакомился Кузмин, и Нурок Альфред Павлович (1860-1919), ревизор государственного контроля и музыкальный критик (псевд. Силэн), - состояли деятельными членами кружка "Вечера современной музыки" (1901-1912). Однако сколько можно судить по дневниковым записям Кузмина, инициатива его знакомства с Ивановыми принадлежала Каратыгину и В. Ф. Нувелю (см.: Дневник 1906. С. 409-410).
   168 Нувель Вальтер Федорович (1871-1949) - чиновник особых поручений канцелярии Министерства императорского двора, пианист, один из основателей и руководитель (до 1907 года) "Вечеров современной музыки". С 1919 года в эмиграции, ближайший сотрудник С. П. Дягилева, автор неопубликованной биографической книги о нем (РГАЛИ. Ф. 2712. Оп. 1. Ед. хр. 104). Кузмин посвятил Нувелю ("В. Ф. Н.") пьесу "Опасная предосторожность" (1907), к которой тот написал музыку.
   169 Эрн Владимир Францевич (1881-1917) - философ, посетитель Башни с 1905 года, в 1910-е годы - близкий друг Вяч. Иванова.
   170 Аничков Евгений Васильевич (1866-1937) - критик, историк литературы, писатель, с 1917 года жил за границей, с 1920 года - профессор Белградского университета, с 1926 года - профессор университета в Скопле. Вспоминал о Кузмине на Башне в своей книге "Новая русская поэзия" (Берлин, 1923. С. 47).
   171 Стихотворение А.Блока "В голубой далекой спаленке..." (1905) и пьеса "Балаганчик" (1906). В 1906 году Кузмин написал музыку к постановке "Балаганчика" В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской.
   172 Имеется в виду стихотворение С. Городецкого "Ставят Ярилу" из сборника "Ярь" (СПб., 1907). О чтении этого стихотворения Городецким на Башне см. также в воспоминаниях В. Пяста (Встречи. С. 73-74).
   173 "Зеленый сборник стихов и прозы" вышел 20 декабря 1904 года в домашнем издательстве друзей Кузмина, братьев Вадима и Юрия Верховских, "Щелканово" (по названию их родового имения в Смоленской губернии, где Кузмин жил летом 1905 года; см,: МКиРК. С. 154). Кузмин дебютировал в этом сборнике циклом стихотворений "XIII сонетов" (1903) и "драматической поэмой в II картинах" "История рыцаря д'Алессио" (1903), более им не перепечатывавшимися. Ср. в процитированной выше (примеч. 159, наст. изд., с. 268) дневниковой записи Кузмина от 18 января 1906 года: "Брюсов хочет привлечь авторов "Зеленого сборника" в "Весы", поэтому придет к Каратыгину в пятницу с тем, чтобы и я туда пришел" (Дневник 1906. С. 410; запись о встрече с Брюсовым 20 января 1906 года: Там же. С. 411), - и письмо Брюсова к С. А. Полякову, издателю "Весов", от 19 января 1906 года: "Поиски "молодых" и "новых" идут очень успешно. <...> нашел весь состав "Зеленого сборника", из которого <Ю.> Верховский и Кузмин могут быть полезны как работники в разных отношениях" (цит. по: Азадовский К. М., Максимов Д. Е. Брюсов и "Весы": К истории издания // ПН. Т. 85. С. 282-283). Очерк литературных отношений Кузмина и Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) см.: Cheron G. Lettres of V. Ja. Brjusov to M. A. Kuzmin // WSA. 1981. Bd. 7. S. 65-79. Два письма Брюсова 1907 и 1912 года опубликованы А. Г. Тимофеевым: Ежегодник на 1990 год. С. 49-50,60. Письма Кузмина к Брюсову (РГБ. Ф. 386) подготовлены к печати Н. А. Богомоловым.
   174 По воспоминаниям А. М. Ремизова "Послушный Самокей", с Кузминым его познакомил В. Ф. Нувель "осенью 1906 года на вечере "Современной музыки"" (Ремизов А. Пляшущий демон: Танец и слово. Париж, 1949. С. 48). См. также Приложение I, наст. изд., с. 151.
   175 Таким образом, можно датировать первую встречу Кузмина и Василия Васильевича Розанова (1856-1919), личное сближение которых относится к 1914-1915 годам. В 1914 году программную статью "Раздумья и недоумения Петра Отшельника" Кузмин заканчивал риторическим вопросом: "Вот еще предмет недоумения для всех не тщеславных тупиц и не лабазников: как остаются в тени, а если и оцениваются, то вовсе не за все то, за что достойны, такие крупные и русские писатели, как В. В. Розанов и Алексей Ремизов?" (Петроградские вечера. Пг" 1914. Кн. 3. С. 217). В обстановке общественной обструкции, которой подвергся Розанов в 1914 году после разрыва с Религиозно-философским обществом (см., например: Розенталь Л. Как изгоняли Розанова / Предисл., подгот. текста и коммент. Л. А. Ильюниной //Ленинградская панорама. 1989. No 11. С. 32-34), заявление Кузмина носило отчетливо декларативный характер. В 1914 году Кузмин оказался в сходной литературно-общественной ситуации - сугубо эпизодическими становятся его публикации в "Аполлоне" и начинается сотрудничество в массовых изданиях "правого" лагеря ("Лукоморье", "Огонек", "Аргус") - "лямка без одобренья, без среды, без кружка" (Д, 11 июля 1915 года), - и возможно, декларативность Кузмина была вызвана поисками путей сближения с автором "Людей лунного света" (ср. также заявление Кузмина о "необходимости освобождения художественной критики <...> отточки зрения политической и общественной" в программном - в том числе и в плане моделирования личной поведенческой стратегии - докладе "О современной русской прозе" (Синий журнал. 1914. No 18. С. 6)). Знакомство писателей состоялось по инициативе Кузмина 16 ноября 1914 года: "У Розанова хорошо. Серия дочерей и свояченица. Застав<или> петь "Богородицу" ("Хождение Богородицы по мукам" из вокального цикла 1901 года "Духовные стихи". - Г. М.), причем В. В. нашел, что у меня колдовское пение. Был кое-кто. Не знаю, какое я произвел впечатление. Звали и провожали" (Д; ср. описание этого вечера же у Ремизова в "Кукхе" (С. 106- 107) и отклик Кузмина на слухи о ее выходе за границей: "Книга Ремизова обо всех, и обо мне 1907-8 года. Какой я был и какое впечатление производил, и я сплетен как-то с Розановым" (Д, 11 июня 1925 года)). 8 мая 1915 года Кузмин представил Розанову Ю. И. Юркуна (ср. инскрипт Розанова Юркуну на "Опавших листьях": "От души свою за <душевную> книгу Юрию Ивановичу Юркуну. В. Розанов" (РНБ. Ф. 400. Оп. 1. Ед. хр. 150; сохранился лишь лист шмуцтитула; в оценке Розанова Юркун следовал высказываниям Кузмина; см. его письмо к Б. А. Садовскому от 20 марта 1915 года: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 444)); о встречах Кузмина и Розанова в 1915-1916 годах см. также: Голлербах Э. В. В. Розанов: Жизнь и творчество. Пб., 1922. С. 84; Садовской Б. Записки (1881-1916) / Публ. С. В. Шумихина // Россiскiй Архивъ. М., 1991. Вып. 1. С. 175. Недатированный инскрипт Розанова Кузмину, сохранившийся в альбоме Юркуна, приведен Н. А. Богомоловым: НЛО. 1997. No 24. С. 280. Итоговым высказыванием Кузмина о Розанове стала рецензия на издававшийся В. Р. Ховиным журнал "Книжный угол", к сотрудничеству в котором был привлечен Розанов: "<Ховин> приходит в объятия гениального автора "Уединенного" <...>. Мне кажется, что редактор "Угла" несколько ошибся, если он рассчитывал на уединенность Розанова в политико-общественном отношении, потому что именно в этом смысле замечательный писатель проявляет свойство, наиболее отталкивающее от него людей, очевидную и хлопотливую приспособленность к утвержденному в данную минуту политическому порядку вещей. Насколько Розанов смел и независим в философских, моральных, эстетических и богословских вопросах, настолько трудно себе его представить протестантом против утвердившегося (притом, я думаю, любого) политического момента. Причем удивительнейший Розанов, единственный, неповторимый, всегда похож на гениального ребенка, готового нагадить на ласково принявшие его колени. Конечно, можно и это свойство считать за признак известного интимного дружества. Следить за "Книжным углом" <...> (одни морсо Розанова чего стоят!) поучительно, но почти трагично. Так понятны эти надежды, разочарования, перебежки, уединенность и сумбур, которые жизненны и живы почти до неприятности, до боли" (ЖИ. 1918. 25 нояб. С. 4). После смерти Розанова (см. запись о получении известия о ней в Д, 7 февраля 1919 года: ЛН. М., 1981. Т. 92. Кн. 2. С. 163) Кузмин предполагал опубликовать его тексты в сборнике "Часы. Час 1" (Пб., 1922) - первом издании патронируемой им группы, впоследствии отчасти образовавшей кружок "эмоционалистов". 6 октября 1921 года Юркун обратился с просьбой к Э. Ф. Голлербаху, многолетнему корреспонденту Розанова, подтвердить данное им летом того же года "согласие на предоставление для печати материала из сочин<ений> (или писем) покойного Василия Васильевича Розанова <...> для предоставления небольшому альманаху (в 3 листа общим)" (собр. М. С. Лесмана). 12 октября, согласно записи Кузмина, "Голлербах у нас читал письма Розанова" (Дневник 1921. С. 493). Однако публикация не состоялась по цензурным условиям. См. сообщение самого Голлербаха (связывающего этот проект с изданием в 1922 году альманаха "Абраксас"): "М. А. Кузмин, взявший у меня одно из писем Розанова для своего "Абраксаса", вынужден был отказаться от его напечатания ("страшно", по его словам)" (Накануне (Берлин). 1923. 11 февр. Лит. прил. No 39. С. 5). См. также предположения об отражении текстов Розанова в книге Кузмина "Занавешенные картинки" (Амстердам [Пг.], 1920) (Кацис Л. Ф. "...Я точно всю жизнь прожил за занавескою" // Русская альтернативная поэтика. М., 1990. С. 38-51; ср.: Богомолов И. А. "Мы два грозой зажженные ствола": Эротика в русской поэзии - от символистов до обэриутов // ЛО. 1991. No 1. С. 62) и в "дневниковом" цикле "Чешуя в неводе" (1916- 1921; опубл.: Стрелец: Сб. третий и последний. СПб., 1922) (Богомолов Н. А. 1) Несколько слов о "Чешуе в неводе" // Литературная учеба. 1990. No 6. С. 120-121; 2) О некоторых текстологических проблемах 1990-х годов // Literature rosyjska w nowych interpretacjach. Katowice, 1995. С 68-70).
   176 Портрет Вяч. Иванова работы Сомова (1906), написанный по заказу Н. П. Рябушинского (опубликован: Золотое Руно. 1907. No 3), хранится в ГТГ.
   177 Письма И. Ф. Анненсного к его кузине Анне Владимировне Бородиной (урожд. Долженковой; 1858-1928), опубликованные ныне в "Книгах отражений" (разд. "Письма"), находились в распоряжении его двоюродной племянницы Татьяны Александровны Богданович (урожд. Криль; 1872-1942) - журналистки, переводчицы и детской писательницы, автора мемуарной книги "Повесть о моей жизни: 1880-1910" (РГБ; фрагмент, посвященный Анненскому, опубликован А. В. Лавровым и Р. Д. Тименчиком: Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // ПК 1981. Л., 1983. С. 78-85).
   178 Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) - писатель, в 1933 году опубликовал роман "Угрюм-река". В Детском Селе жил с 1927 года.
   179 Ошибка Кузмина: имеется в виду скульптура Аристида Майоля "Помона" (1907-1910), символизирующая осень в группе из четырех статуй, воплощающих времена года.
   180 Оратория Шумана "Сцены из "Фауста"" Гете" (1853) и его музыка к поэме Байрона "Манфред" (1849).
   181 Маршнер Генрих Август (1795-1861) - немецкий композитор. Лортцинг (Lortzing) Альберт (1801-1851) - немецкий композитор, актер и певец.
   182 О восприятии Ивановым творчества Сомова и Бакс

Другие авторы
  • Павлова Каролина Карловна
  • Мещерский Александр Васильевич
  • Аш Шолом
  • Март Венедикт
  • Гольцев Виктор Александрович
  • Гусев-Оренбургский Сергей Иванович
  • Москвин П.
  • Комаровский Василий Алексеевич
  • Анэ Клод
  • Богданов Модест Николаевич
  • Другие произведения
  • Оленина Анна Алексеевна - Т. Г. Цявловская. Дневник А. А. Олениной
  • Аверкиев Дмитрий Васильевич - По поводу самопризнаний двух петербуржцев, "Современник", 1864, V
  • Авксентьев Николай Дмитриевич - Большевистский переворот
  • Дорошевич Влас Михайлович - Бешеные деньги
  • Бедный Демьян - Маскарад благотворительности
  • Левенсон Павел Яковлевич - П. Я. Левенсон: биографическая справка
  • Осипович-Новодворский Андрей Осипович - Тетушка
  • Ростопчин Федор Васильевич - Мысли вслух на Красном крыльце российского дворянина Силы Андреевича Богатырева
  • Белинский Виссарион Григорьевич - (Статьи о народной поэзии)
  • Матаковский Евг. - Рецензии на книги
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа