, особенно со стороны людей сильныхъ и властныхъ. Въ пожаръ 1626 г. Рождественская церковь сгорѣла, "судомъ Бож³имъ поднялась", по выражен³ю ея причта. Мѣрою она была и съ алтаремъ вдоль 4 саж., поперекъ 4 1/2 саж. Это обстоятельство подало поводъ причту просить государя о возстановлен³и переулка въ прежнемъ видѣ. "Прежде сего", писалъ въ своей челобитной попъ съ причтомъ, "къ тому храму Рождества Богородицы для прихожанъ былъ переулокъ съ площади между боярскихъ дворовъ и бояринъ кн. Ѳ. И. Мстиславск³й поставилъ на переулкѣ конюшню и принялъ къ себѣ во дворъ церковное мѣсто и приходъ у прихожанъ отнялъ и мѣсто храмовое утѣснилъ", такъ что къ храму для службы они ходили черезъ дворъ боярина Морозова. Послѣ должныхъ справокъ переулокъ былъ возстановленъ.
По смерти вдовы Мстиславскаго ея обширный дворъ поступилъ въ собственность государя, въ Дворцовое вѣдомство, но все время до постройки въ 1680 году на этомъ мѣстѣ Приказовъ прозывался Мстиславскимъ дворомъ.
При царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ дворъ Мстиславскаго именуется Опаснымъ (Дв. Раз., III, 1398) и заключаетъ въ себѣ значительный караулъ стрѣльцовъ и пушечный нарядъ (батарею), который въ 1664 г. вывозился къ царскимъ смотрамъ на Дѣвичье поле, слѣдуя впереди батарей съ Пушечнаго двора (Матер³алы для Истор³и Москвы, I, 1228).
Съ этого Опаснаго двора въ 1675 г. сто человѣкъ стрѣльцовъ подъ начальствомъ очередного полуголовы были отправлены взять стольника князя Ивана Козловскаго со всѣмъ его дворомъ по какому-то важному дѣлу, что и указываетъ, какое значен³е имѣлъ этотъ Опасный дворъ. При постройкѣ Приказовъ въ 1675-1680 г. на мѣстности Мстиславскаго двора были построены Приказы: Помѣстный, Казанск³й Дворецъ и Стрѣлецк³й.
Мѣстность Мстиславскаго двора, гдѣ теперь высится памятникъ Импер. Александру II, особенно достопримѣчательна тѣмъ, что здѣсь въ первой половинѣ ХV вѣка находился дворъ деревянный Дмитр³я Шемяки, а слѣдовательно и его отца Юрья Дмитр³евича Звенигородскаго и Галицкаго, которые такъ долго вели усобицу съ вел. княземъ Васил³емъ Темнымъ. На этомъ самомъ дворѣ Васил³й былъ ослѣпленъ 16 февр. 1446 г., отчего и прозванъ Темнымь.
Какъ извѣстно, Шемякина смута-усобица была самая отчаянная, другь друга слѣпили, другъ другу присягали и измѣняли присягѣ и т. д. Вел. князь Васил³й былъ ослѣпленъ и за то, что самъ еще прежде ослѣпилъ Шемякина брата Васил³я въ 1436 г.
Усобица окончилась побѣдою вел. князя, за права котораго встала вся Московская Земля. Шемяка убѣжалъ въ Новгородъ, гдѣ все-таки оставался угрозою для Москвы, что начнетъ опять воевать. Тогда были приняты мѣры, и князь Дмитр³й скончался въ 1453 г., покушавши курицы, напитанной ядомъ (Лѣт. Львова, II, 348). Дворъ Шемякинъ, конечно, поступилъ въ собственность вел. князя и по духовному его завѣщан³ю 1462 г. былъ отданъ его сыну Андрею Большому.
Въ 1477 г. марта 20 въ седьмомъ часу ночи загорѣлся здѣсь дворъ кн. Андрея Меньшого и сгорѣли дворы обоихъ князей Андреевъ, стоявш³е стало бытъ рядомъ, а около нихъ малые дворцы поповъ Архангельскихъ были разметаны. Тушилъ пожаръ самъ вел. князь Иванъ Вас. съ сыномъ, такъ какъ не успѣлъ еще лечь спать послѣ стоян³я канона Андрея Критцкаго (Кар., VI, пр. 629). Дворцы поповъ и въ XVII ст. стояли по окраинѣ Мстиславскаго двора по нарѣчной сторонѣ.
Эти два Андрея были родные братья вел. князю Ивану Васильевичу III. Андрей Большой, т.-е. старш³й, имѣлъ свое удѣльное княжество въ Угличѣ, гдѣ и родился во время Шемякиной смуты въ 1446 г.
Въ свое время онъ воеводствовалъ, помогая вел. князю своими полками въ походахъ на Новгородъ и на Татаръ, но нерѣдко и ссорился съ государемъ, борясь съ нимъ изъ-за проклятыхъ вотчинъ. Въ концѣконцовъ былъ за мног³я вины государственныя коварно захваченъ и заключенъ въ темницу, гдѣ сидѣлъ два года и скончался въ 1494.
Быть можетъ, по этому случаю или вообще за неудачную его борьбу съ государемъ онъ былъ прозванъ Горяемъ.
Андрей Меньшой былъ самымъ младшимъ изъ сыновей Васил³я Темнаго. Онъ не слѣдовалъ примѣру старшаго брата и прожилъ въ мирѣ съ государемъ.
Во дворѣ Мстиславскаго, на углу, выходившемъ одною стороною къ здан³ю Приказовъ (въ трехъ саженяхъ отъ него), а другою къ Ивановской площади, стояла церковь Трехъ Исповѣдниковъ-Гур³я, Самона и Авива, съ предѣломъ св. Селивестра, обозначенная и на Годуновскомъ чертежѣ. Можно предполагать. что этоть престолъ впослѣдств³и съ упразднен³емъ церкви былъ перенесенъ къ Спасу на Бору, гдѣ находится и нынѣ. Это могло случиться вскорѣ послѣ кончины вдовы Мстиславскаго, 1630 г., когда ея дворъ поступить въ государево владѣн³е. Въ этой церкви (съ 1625 г.) справлялись панихиды, получалась всегородная милостыня и по великой княгинѣ инокинѣ Марѳѣ, въ м³ру Мар³и (1485), супругѣ вел. князя Васил³я Васильевича Темнаго, матери Ивана Вас. III. По урожден³ю она была дочь Ярослава Владим³ровича, сына Владим³ра Андреевича Храбраго, славнаго героя Куликовской битвы. Ярославъ имѣлъ крещеное имя Аѳанас³й. Его дворъ, какъ увидимъ, стоялъ на межѣ Мстиславскаго двора.
Передъ другимъ угломъ Мстиславскаго двора, со стороны Москвы-рѣки, въ 1584 г. стояла еще церковь во имя Афанас³я и Кирилла, что у Мстиславскаго двора (Доп. А. И., I, 192), о которой въ 1625 г. упомянуто, что она находится ниже дьячьихъ полатъ, т.-е. Приказовъ, какъ, вѣроятно, Приказы именовались въ просторѣч³и.
Церковь эта, повидимому, обозначена и на Годуновскомъ чертежѣ, внизу подъ угломъ здан³я дьячьихъ полатъ или Приказовъ, и передъ угломъ Мстиславскаго двора.
Между Приказами и Мстиславскиыъ дворомъ существовалъ переулокъ, проходивш³й отъ площади на Подолъ внизъ къ Тайницкимъ воротамъ, шириною отъ площади въ 3 саж., а къ концу въ 3 1/2 саж. Послѣ пожара въ 1626 г. онъ былъ расширенъ до пяти саженъ, такъ что сталъ улицею, при чемъ недостающая часть была отмежевана въ 1 1/2 саж. изъ Мстиславскаго двора. Впослѣдств³и почти на томъ же мѣстѣ при новой постройкѣ Приказовъ были устроены въ ихъ здан³и широк³я ворота.
По этой улицѣ въ ХV²² ст. совершались крестные ходы черезъ Тайницк³я ворота на Москву-рѣку для освящен³я воды 6 января, также въ день Преполовен³я и 1 августа.
Древн³й дворъ князя Андрея, сына Калиты.
Мѣстность, гдѣ при Годуновѣ были выстроены упомянутые Приказы, между Архангельскимъ соборомъ и дворомъ Мстиславскаго, на протяжен³и 30 саж., въ особенности достопамятна тѣмъ, что въ древнее время она была занята дворомъ князя Андрея Ивановича (у 1352), младшаго сына вел. князя Ивана Калиты. Въ томъ дворѣ жилъ и знаменитый рѣшитель Куликовской битвы, сынъ Андрея, Владим³ръ Андреевичъ Храбрый (1410 г.), съ супругою Еленою Ольгердовною, которая послѣ кончины мужа, схоронивши всѣхъ своихъ сыновей, оставила дворъ своему внуку, Васил³ю Ярославичу, единственному въ живыхъ наслѣднику всего рода Владим³ра Андреевича. Въ духовной (1452 г.) княгини Елены, въ иночествѣ Евпракс³и, вовсе не упомянутъ ея дворъ и передача его внуку, почему можно полагать, что дворъ уже принадлежалъ внуку по прямому наслѣдству отъ дѣда и отъ отца Ярослава.
Княгиня между прочимъ отказала внукѣ своей Марьѣ, дочери Ярослава и супругѣ вел. князя Васил³я Темнаго, "мѣсто подъ дворомъ подъ старымъ на Подолѣ (Кремля), гдѣ были владычни хоромы {Въ 1479 г. здѣсь былъ дворъ Коломенскаго владыки (Кар., VI, пр. 629).} до ея живота, а по животѣ внуку Васил³ю". Такимъ образомъ владѣнье этого стараго двора простиралось и внизъ подъ гору на Подолѣ къ рѣкѣ. Въ связи съ этимъ дворомъ могутъ находиться и упомянутыя выше церкви Аѳанас³я и Трехъ Исповѣдниковъ. Какъ сказано, крещеное имя Ярослава было Аѳанас³й, а въ храмѣ Трехъ Исповѣдниковъ совершалось поминовен³е вел. княгини Марѳы, въ м³ру Мар³и, дочери Ярослава.
Его сынъ, Васил³й Ярославичъ, усердно и много работавш³й въ Шемякину смуту за вел. князя Васил³я Темнаго, потомъ вь 1456 г. отъ него же подвергся жестокой опалѣ и скончался въ заточен³и въ Угличѣ. Спустя нѣсколько лѣтъ послѣ его заточен³я въ 1462 г. дѣти боярск³я несчастнаго князя задумали освободить его изъ Углича и, конечно, бѣжать съ нимъ въ Литву, но были вовремя застигнуты и потерпѣли ужаснѣйшую казнь. Били ихъ кнутьемъ, отсѣкали руки и ноги, носы рѣзали, а инымъ и головы отсѣкали. Все это дѣлалось, замѣчаетъ лѣтописецъ, княжимъ велѣн³емъ, а злого дьявола научен³емъ.
Само собою разумѣется, что дворъ опальнаго князя поступилъ во владѣнье государево и по духовной великаго князя Васил³я Темнаго былъ отказанъ его сыну Юрью Васильевичу Меньшому, при чемъ прямо упомянуто, что этотъ "дворъ Васильевск³й Ярославича княжъ Владимеровск³й, за Архангеломъ", т.-е. за соборомъ Михаила Архангела. Юр³й скончался въ 1473 г. и дворъ снова поступилъ въ государево владѣн³е. Его мѣстность долгое время носила имя своего несчастнаго владѣльца-Ярославичевское мѣсто.
Во время задуманной постройки новаго каменнаго дворца въ 1492 г. вел. князь Иванъ Васильевичъ на этомъ Ярославичевскомъ мѣстѣ построилъ было себѣ деревянный дворецъ для временнаго житья, пока выстроится на старомъ мѣстѣ каменный. Въ пожаръ 1493 г. апрѣля 16 этотъ дворецъ въ числѣ немногихъ строен³й уцѣлѣлъ, но затѣмъ въ новый пожаръ того же года 16 ³юля онъ сгорѣлъ безъ остатка.
Послѣдующая истор³я этой мѣстности до временъ Годунова неизвѣстна. Можно предполагать, что построенные здѣсь Годуновымъ Приказы заняли все то пространство, какое принадлежало древнѣйшему княжескому двору. Быть можетъ, и дворъ Мстиславскаго занялъ часть первоначальнаго жилища князя Андрея Калитина.
Постройка на этой мѣстности Приказовъ началась въ 1565 г. сооружен³емъ Посольской полаты, стоявшей одною стороною къ Архангельскому собору и другою стороною противъ Ивана Святого подъ Колоколы, на мѣстѣ котораго потомъ былъ выстроенъ въ 1600 году Иванъ Велик³й. Потомъ въ 1591 г. здѣсь, какъ упомянуто, были выстроены и друг³е Приказы и вмѣсто Посольской полаты на томъ же мѣстѣ Посольск³й приказъ, возлѣ него Разрядъ, далѣе Помѣстный приказъ, Большой Приходъ и Казанск³й Дворецъ, т.-е. весь корпусъ по чертежу въ видѣ буквы П, съ воротами къ сторонѣ Мстиславскаго двора и съ открытою площадью внутренняго двора къ Архангельскому собору.
Со стороны площади Ивана Святого это здан³е Приказовъ простиралось на 30 саж., со стороны Мстиславскаго двора - на 29 1/2 саж., со стороны набережной или Подольной части Кремля - на 29 саж. Въ ширину здан³е имѣло 6 саженъ. Оно было двухъярусное. Посрединѣ полатъ образовался обширный дворъ.
Посольск³й приказъ, (Альбомъ видовъ XVII), устроенный изъ старой Посольской полаты, имѣлъ свой особый размѣръ: съ лицевой стороны отъ Ивана Святого 7 саж., отъ Архангельскаго собора - 9 1/2 саж., съ внутренней стороны - 11 саж. Въ половинѣ XVII ст. въ этомъ здан³и помѣщался Посольск³й приказъ и Новгородская Четь. Возлѣ слѣдовалъ въ нижнемъ этажѣ Разрядъ, занимавш³й пространство въ 12 саж. Въ верхнемъ ярусѣ къ Посольской полатѣ примыкалъ Рейтарск³й приказъ на 6 саж., далѣе Малоросс³йск³й приказъ и Галицкая Четь тоже на 6 саж. Дальше въ нижнемъ ярусѣ возлѣ Разряда слѣдовалъ Помѣстный приказъ на 11 саж., вверху котораго находилась его же верхняя полата. Этотъ Приказъ выходилъ на уголъ всего здан³я къ Мстиславскому двору. Входы въ Посольск³й, Разрядный и Помѣстный приказы находились съ внѣшней стороны здан³я отъ Ивановской площади.
По сторонѣ Мстиславскаго двора внизу помѣщался Казанск³й Дворецъ, на 11 саж., со входомъ со двора, а вверху надъ нимъ полаты Сибирской Казны.
Затѣмъ слѣдовали ворота въ 1 1/2 саж. шириною и въ 6 саж. длиною. Съ другой стороны воротъ внизу помѣщался Большой Приходъ, на 11 саж., со входомъ со двора, а вверху надъ нимъ- Сибирск³й приказъ, который соединялся съ своими полатами Сибирской Казны, занимавшими пространство и надъ воротами.
Большой Приходъ составлялъ другой уголъ здан³я съ набережной его стороны. Полаты Большого Прихода отъ воротъ занимали внутри двора только 5 саж. и отъ нихъ направлялся набережный корпусъ здан³я шириною въ 6 саж.
Здѣсь въ углу внизу помѣщался Стрѣлецк³й приказъ на 7 саж. со входомъ со двора, а надъ нимъ Иноземск³й приказъ съ лѣстницею со двора. Далѣе внизу находилась Черная полата Стрѣлецкаго приказа на 5 саж., а надъ нею Челобитенный приказъ тоже на 5 саж. съ лѣстницею къ нему со двора.
Потомъ внизу слѣдовала Черная полата Разбойнаго приказа на 5 1/2 саж. и надъ нею Ямской приказъ тоже на 5 1/2 саж.
Затѣмъ корпусъ оканчивался помѣщен³ями внизу Разбойнаго приказа на 6 саж., а вверху надъ нимъ Пушкарскаго приказа тоже на 6 саж. Для входа въ Ямской и Пушкарск³й приказы существовала особая лѣстница со двора съ сѣнями. Возлѣ Разбойнаго приказа стояла его изба на 4 саж., со стороны которой находился и входъ въ этотъ Приказъ.
За избою Разбойнаго приказа у самаго Архангельскаго собора съ набережной его стороны стояло особое здан³е (на 9 саж., поперекъ 4 саж.), въ которомъ внизу помѣщалась у Архангельскаго собора Скорняшная полата, примыкавшая къ здан³ямъ государева Казеннаго двора и составлявшая его ремесленное отдѣлен³е, готовившее пушной (мѣховой) товаръ. Вверху надъ полатою помѣщалась Новая Четъ, съ особою лѣстницею для входа.
Къ концу ХV²² ст. здан³е Приказовъ очень обветшало и полаты порушились во многихъ мѣстахъ, сидѣть въ нихъ стало очень опасно, поэтому 14 марта 1670 г. послѣдовалъ государевъ указъ о перенесен³и засѣдан³й и всѣхъ дѣлъ изъ Кремлевскаго здан³я въ разныя мѣста, въ Китай и въ Бѣлый городъ, при чемъ было назначено въ Китаѣ на Гостиномъ новомъ дворѣ помѣстить Сибирск³й приказъ и Большой Приходъ; на дворѣ боярина Ивана Андреевича Милославскаго - Ямской и Челобитный приказы; въ Бѣломъ городѣ, на Англинскомъ дворѣ (Рязанское подворье?) - Разбойный приказъ; на Пушечномъ дворѣ - Пушкарск³й приказъ. Остальные Приказы, вѣроятно, размѣстились гдѣ-либо въ Кремлѣ.
Однако къ постройкѣ новыхъ Приказовъ было приступлено только черезъ 5 лѣтъ, когда въ 1675 г. царь Алексѣй Мих. повелѣлъ строить новые Приказы на средства приказа Каменныхъ дѣлъ по чертежу, каковъ былъ присланъ изъ Посольскаго приказа мая 7, при чемъ было указано на первое время строить Разрядъ, Посольск³й съ Четвертями, Большой Казны, Помѣстный Стрѣлецк³й и Казанск³й Дворецъ. По смѣтѣ подмастерьевъ каменныхъ дѣлъ на то приказное строен³е предполагалось расходу на 24.806 р. 3 алт. 5 денегъ. По этой росписи выведены были нижн³я житья (этажи) въ числѣ 28 полатъ. Затѣмъ 10 декабря 1677 г. царь Ѳедоръ Алексѣевичъ указалъ на тѣхъ нижнихъ житьяхъ построить верхн³я житья мѣрою противъ нижнихъ и къ тѣмъ верхнимъ полатамъ сдѣлать всхожiя лѣстницы съ перилами и крыльца, а на проѣзжихъ воротахъ внизъ къ Тайницкимъ Кремлевскимъ воротамъ построить церковь Трехъ Исповѣдниковъ, какая существовала на дворѣ Мстиславскаго, какъ упомянуто выше. Оказывалось, что и эту постройку возможно было исполнить на сумму той же прежней смѣты.
Полаты были построены вдоль по Кремлевскому взгорью, или зарубу, какъ именовалось это взгорье въ XV в., въ длину отъ Архангельскаго собора на 62 саж., шириною со стѣнами въ 13 саж., слѣдовательно вдвое шире противъ старыхъ разобранныхъ. У Архангельскаго собора ихъ уголъ съ площади отстоялъ отъ соборнаго предѣла св. ²оанна Предтечи всего на двѣ саж. безъ трети; а задн³й уголъ былъ приведенъ къ самой Скорняшной полатѣ, которая отъ прежнихъ полать находилась въ разстоян³и 4 саженъ. Съ другого конца здан³я къ Спасскимъ воротамъ на бывшемъ дворѣ Мстиславскаго оставалось полаго мѣста на 34 саж. вплоть до двора кн. Мих. Яковл. Черкасскаго, гдѣ впослѣдств³и также были выстроены полаты. По росписи Каменнаго приказа распредѣлен³е полатъ было слѣдующее;1) отъ Скорняшной полаты первый приказъ Большой Казны 5 полатъ, 2) Посольск³й съ Четвертями 7 полатъ {Доп. къ А. И., IX, 81. Въ 1678 г. фев. 2 указано на Посольскомъ и Малоросс³йскомъ верхнихъ полатъ не дѣлать, а покрыть ихъ тесомъ и подьячимъ въ нихъ перейти съ дѣлами.}, 3) къ проѣзжимъ воротамъ Разрядъ 4 полаты, ворота 6 саж. По другую сторону воротъ: 4) Помѣстный 4 полаты, 5) Стрѣлецк³й 4 полаты, 6) Казанск³й Дворецъ 4 полаты. Всего 28 полатъ. Но это распредѣлен³е было измѣнено. Въ 1680 г. февраля 13, когда все здан³е было окончено постройкою, государь указалъ размѣстить Приказы такимъ образомъ: отъ Архангельскаго собора первый - Посольск³й, въ которомъ велѣно было сидѣть еще 6 февр. 1680 г. Думный дьякъ Лар³онъ Ивановъ перешелъ мая 30, 2) Разрядъ, 3) у проѣзжихъ воротъ Большая Казна и Новгородск³й съ Четвертями. Далѣе по той же лин³и на Мстиславскомъ бывшемъ дворѣ отъ проѣзжихъ воротъ, 4) Помѣстный, 5) Казанск³й Дворецъ, въ одной изъ полатъ котораго находился колодезь и 6) въ крайнихъ полатахъ - Стрѣлецк³й.
Отъ верхнихъ житей (зтажей) здан³я на Ивановскую площадь выдвигались семь длинныхъ лѣстницъ съ крыльцами, по которымъ всходили приказные и челобитчики. Посрединѣ лѣстница выдвигалась на 10 саж.; съ каждой ея стороны протягивались три лѣстницы длиною по 8 саж., шириною по 1 1/2 саж. Разстоян³е между лѣстницами было около 7 саж. и только около средней со стороны Архангельскаго собора было 10 саж., гдѣ въ промежуткѣ находились ворота; съ другой ея стороны разстоян³е между лѣстницами было въ 9 саж.
Проѣзж³я ворота съ площади внизъ къ Тайницкимъ воротамъ были устроены почти на томъ же мѣстѣ, гдѣ прежде проходила улица между Приказами и дворомъ Мстиславскаго. Въ ХV²²² ст. они стали прозываться также Тайницкими верхними, а иногда и Черниговскими а Кремлевск³я городовыя - Тайницкими нижними.
Вмѣсто предположеннаго въ началѣ храма Трехъ Исповѣдниковъ надъ воротами было построено два храма, одинъ во имя св. вел. князя Александра Невскаго, другой во имя Черниговскихъ чудотворцевъ князя Михаила и его боярина Ѳеодора. Въ 1683 г. оба храма были окончены постройкою, начало которой относится еще къ 1681 году. Тогда празднован³е Черниговскимъ чудотворцамъ 20 сентября происходило въ Архангельскомъ соборѣ, куда были перенесены и мощи ихъ, для того что прежняя ихъ церковь была разломана (Вивл., X, 30).
Храмъ Черниговскихъ былъ освященъ 16 сентября 1683 г. патр³архомъ ²оакимомъ, при чемъ были перенесены изъ Архангельскаго собора и мощи святыхъ. На перенесен³и и царь Петръ былъ. Храмъ Александра Невскаго освященъ 1 октября 1683 г. Крутицкимъ митрополитомъ Варсоноф³емъ (Вивл., X, 30, 89) со архимандриты и игумены. Празднован³е 23 ноября.
Оба храма до перенесен³я ихъ на новыя мѣста находились на Ивановской площади передъ колокольнею Ивана Великаго и также противъ здан³я Приказовъ и стояли рядомъ, одинъ подлѣ другого.
На Годуновскомъ чертежѣ Кремля храмъ Черниговскихъ очень явственно нарисованъ на упомянутомъ мѣстѣ. Храмъ Александра Невскаго построенъ возлѣ патр³архомъ Филаретомъ въ 1630 г., вѣроятно на старомъ мѣстѣ, такъ какъ онъ упоминается въ 1625 г. (Доп. А. И., IX, 316). Въ 1634 г. храмъ именуется уже соборомъ, когда 15 ³юня онъ былъ освященъ, вѣроятно какъ соборный.
Храмъ Черниговскихъ точно также былъ соборный, что означало, вообще, увеличенный составъ причта съ протопопомъ во главѣ. Въ 1584 г. въ Черниговскомъ соборѣ состояли: протопопъ, 2 попа, 2 д³акона, 2 дьячка, 2 понамаря (Доп. А. И, I, 206). Такой же составъ причта былъ и въ соборѣ Александра Невскаго.
Въ Черниговскомъ соборѣ было два предѣла: Обновлен³е храма Воскресен³я Христова и Николая чудотворца, какъ видно и на Годуновскомъ чертежѣ.
Когда былъ построенъ этотъ первоначальный Черниговск³й соборъ, свѣдѣн³й не имѣемъ. Мощи святыхъ были перенесены въ Москву изъ Чернигова. По этому поводу Грозный написалъ и послалъ обширное и многоглаголивое челобитье-молен³е къ святымъ мученикамъ.
"Мы смиренн³и", писалъ онъ, "со отцемъ своимъ Антон³емъ митрополитомъ всея Руси и со святители Русск³я Земли и со всѣмъ освященнымъ соборомъ и со иноки и съ бояры и со всѣми православными христ³аны, соборне совѣтовавше, къ Вамъ свят³и вѣрою влекомы, желающе ваша мощи видѣти въ славномъ градѣ Москвѣ. Соборне единомышленно мы смиренн³и... молен³е послахомъ къ Вашей святыни, не яко властельски и заповѣдающе, но яко рабски и припадающе молимъ вашу святыню, не яко отшедшихъ, но яко живыхъ васъ молимъ... Призрите на наше смирен³е, услышите молен³е святительское, вдадите себя посланнымъ отъ насъ къ вамъ, не бо они мощи ваши принесутъ, но вы сами благоизвольно пр³идите къ намъ и насъ просвѣтите и градъ сохраните, по Бож³ю изволен³ю изволите съ намя въ царствующемъ градѣ Москвѣ жити... Бога ради услышите молен³е преосвященнаго Антон³я митрополита всея Рус³и и всего еже о немъ освященнаго собора и нашего убожества молен³е и всего Православнаго христ³анства" (Снегирева: Памятники Моск. древности, примѣчан³я, стр. 4).
Такая благочестивая забота о перенесен³и мощей можетъ свидѣтельствовать, что храмъ для этой святыни былъ построенъ въ тотъ же годъ и притомъ на самомъ видномъ мѣстѣ Кремля предъ колокольнею Ивана Святого.
О времени перенесен³я мощей въ Москву свидѣтельства очень разнорѣчивы. Снегиревъ относить это событ³е къ 1575 г., Рычинъ (Путеводитель М., 1890 г., стр. 158)-къ 1578 г., Кондратьевъ (Сѣдая старина Москвы, М., 1893 г., стр. 86) вслѣдъ за Филаретомъ Черниговскимъ (Русск³е Святые, сент. 20, стр. 101)-къ 1572 г. Путеводитель 1792 г. отзывается, что годъ неизвѣстенъ, а мѣсяцъ февраль 14.
Митрополитъ Антон³й занималъ Московскую каѳедру отъ 1572 до начала 1581 г.
Всѣ повторяютъ за Путеводителемъ 1792 г. стр. 121, что мощи были помѣщены въ Черниговскомъ соборѣ надъ Тайницкими воротами съ поправкою: у Тайницкихъ воротъ. Но это было уже позднѣйшее ихъ помѣщен³е, а первоначальное совершилось въ упомянутомъ выше особо для нихъ выстроенномъ храмѣ, откуда, какъ упомянуто, они были временно перенесены въ 1681 г. въ Архангельск³й соборъ, а потомъ въ 1683 году въ новый соборъ надъ Тайницкими Верхними воротами, что между Приказовъ. Въ XVIII ст. эти ворота иногда прозывались по имени храма Черниговскими.
Въ 1770 г. по случаю постройки воображаемаго обширнаго дворца все здан³е Приказовъ было назначено въ разборкѣ и потому св. мощи снова были временно перенесены въ Срѣтенск³й дворцовый соборъ, гдѣ находились до 1774 г., когда 21 ноября были уже навсегда перенесены въ Архангельск³й соборъ и поставлены въ новой серебряной ракѣ, сооруженной мастеромъ Петромъ Робертомъ по повелѣн³ю импер. Екатерины II въ память преславно заключеннаго въ 1774 г. съ Турц³ею мира, какъ гласила надпись на этой ракѣ, прославляющая вообще самоё императрицу за ея побѣды надъ Турками. Въ 1812 г. эта великолѣпная рака была похищена французами; новая рака мѣдная высеребренная.
Въ 1681 г. на оба собора причту выдавалась щедрая руга.
Панорама Москвы начала XVIII ст. въ точности указываетъ мѣстоположен³е этихъ двухъ соборовъ. Они оба пятиглавые, стояли рядомъ, не надъ самыми воротами Приказовъ, а надъ полатами, находившимися возлѣ воротъ со стороны Архангельскаго собора надъ Приказомъ Большой Казны и Новгородскимъ. Повидимому, каждый изъ нихъ занималъ мѣсто въ 6 саж. шириною, такъ какъ здан³е Приказовъ имѣло ширины со стѣнами 13 саж. (Альбомъ видовъ, No IV).
Присоединимъ къ обозрѣн³ю всей этой набережной площади, гдѣ теперь красуется памятникъ Императору Александру Николаевичу, нѣсколько свѣдѣн³й о раскопкахъ, произведеныыхъ для его сооружен³я и обнаружившихъ древн³й составъ разновременныхъ наслоен³й, изъ которыхъ образовалась самая площадь, о чемъ мы уже говорили выше.
Береговой край древнѣйшей площади въ этой мѣстности находился, идя отъ угла Николаевскаго дворца прямо къ памятнику въ 30 саж., слѣд., почти на половинѣ пространства теперешней площади. Здѣсь на краю древней площади стоялъ храмъ Николы Гостунскаго (въ двадцати саженяхъ отъ Николаевскаго дворца). Неподалеку отъ него гора спускалась къ рѣкѣ довольно отлого, какъ она и теперь спускается отъ Спасскихъ воротъ въ нижн³й Кремлевск³й садъ.
Теперешняя гора со своимъ краемъ и половиною площади вся состоитъ изъ насыпной земли, накопленной жилымъ мусоромъ. Раскопки обнаружили, что материкъ подъ этою толщею насыпи лежалъ на глубинѣ девяти аршинъ, и чѣмъ дальше къ рѣкѣ, подъ гору, тѣмъ еще глубже.
Въ этой насыпи обнаружились фундаменты и подвалы стоявшихъ здѣсь каменныхъ Приказовъ, а подъ ними въ нижнихъ слояхъ слѣды пожаровъ съ обгорѣлыми частями деревянныхъ построекъ. Въ этихъ нижнихъ слояхъ открывалось по мѣстамъ множество человѣческихъ костей, а въ одномъ мѣстѣ часть кладбища, гробы котораго были насквозь пробиты дубовыми сваями. "Кромѣ правильнаго погребен³я, найдены цѣлыя груды такихъ костей и череповъ, перемѣшанныя съ землей въ полномъ безпорядкѣ". Попадались мѣста не очень обширныя по объему, напр., въ три- четыре кубическихъ аршина, гдѣ костей было очень много, которыя по своему числу совершенно не соотвѣтствовали числу цѣлыхъ костяковъ, напр., число череповъ было гораздо больше числа тазовыхъ костей или голеней. Очевидно, что так³я мѣста въ свое время служили погребальными ямами, въ которыя въ безпорядкѣ были схоронены части разрубленныхъ труповъ. Нѣсколько десятковъ ящиковъ съ костями было погребено на Ваганьковскомъ кладбищѣ; около 80 череповъ отобрано Московскимъ университетомъ (Султановъ: Памятникъ Импер. Александру II въ Кремлѣ Московскомъ. Спб., 1898 г., стр. 605-606).
Все это несомнѣнные свидѣтели страшнаго по кроворазлит³ю нашеств³я Тохтамыша въ 1382 г.
Въ слояхъ насыпи найдено было много различныхъ предметовъ домашняго обихода, начиная отъ кремневаго копья (громовой стрѣлы по народному мнѣн³ю) и оканчивая глиняными чернильницами, во множествѣ попадавшимися возлѣ фундаментовъ старинныхъ Приказовъ или тогдашнихъ судебныхъ и другихъ присутственныхъ мѣстъ.
Мы упоминали выше, стр. 219, что эта насыпная площадь существовала уже въ концѣ XV ст. и ея край въ то время прозывался Зарубомъ, что соотвѣтствовало взрубу у Кремлевской же горы, вблизи государева дворца, гдѣ царь Иванъ Вас. Грозный построилъ своимъ дѣтямъ соборъ Срѣтен³я и особыя хоромы на взрубѣ. Зарубъ и взрубъ означали особое устройство береговой крутизны посредствомъ насыпной земли, огражденной бревенчатою постройкою для увеличен³я пространства существовавшей нагорной площади. Чтобы утвердить пасыпь по косогору, у подошвы зтого косогора строили на сваяхъ такъ называемыя избицы, т.-е. деревянныя клѣти, которыя, наполненныя также землею, и поддерживали всю толщу насыпной площади, что и называлось взрубомъ и зарубомъ.
Идя отъ Спасскихъ воротъ по лѣвой сторонѣ древней Спасской улицы и затѣмъ по лѣвой же сторонѣ древней площади, впослѣдств³и проименованной Ивановскою площадью, мы достигли въ своемъ обозрѣн³и древнихъ мѣстностей Кремля, по этой сторонѣ, собора Архангельскаго или вообще соборной мѣстности, откуда возвратимся теперь снова къ Спасскимъ воротамъ и пройдемъ правою стороною Спасской улицы и дальнѣйшимъ ея направлен³емъ, по правой сторонѣ упомянутой площади.
Справа отъ входа въ Кремль у Спасскихъ воротъ стоялъ небольшой каменный объ одной главѣ храмъ во имя св. вмч. Георг³я, построенный ъъ 1527 г. вел. кн. Васил³емъ Ивановичемъ, вѣроятно, по какому-либо благочестивому обѣту. Въ началѣ XVII ст. въ этомъ храмѣ былъ предѣлъ во имя Димитр³я Солунскаго. Церковь пользовалась государевою ругою; въ 1625 г. ругу получали два попа, дьяконъ и просвирня, а въ 1671 г. еще дьячокъ и понамарь.
Церковь стояла въ разстоян³и отъ Спасскихъ вороть въ девяти саженяхъ у Вознесенскаго монастыря (Альбомъ видовъ, No XIX) и была разобрана въ 1808 г. при постройкѣ готическаго нынѣ существующаго храма во имя вмч. Екатерины, алтарь котораго занялъ почти все мѣсто упраздненной старинной церкви. Этотъ новый готическ³й храмъ совсѣмъ закрылъ древн³й соборъ Вознесенскаго монастыря и всѣ старыя монастырск³я здан³я.
О Вознесенскомъ монастырѣ лѣтописцы впервые упоминаютъ еще въ 1386 г., когда въ немъ былъ погребенъ какой-то Симеонъ Яма, человѣкъ почему-либо значительный, если удостоился лѣтописной памяти. Однако въ одномъ изъ списковъ Никоновской лѣтописи значится, что этотъ Яма былъ погребенъ въ монастырѣ св. Аѳанас³я, т.-е. на Кирилловскомъ подворьѣ, что, можетъ быть, и вѣроятнѣе. Какъ бы ни было, но основан³е монастыря лѣтописцы единогласно приписываютъ супругѣ вел. кн. Дмитр³я Донскаго, Евдок³и, вступившей въ бракъ съ вел. княземъ въ 1365 г. и скончавшейся 7 ³юня 1407 г. Въ этотъ послѣдн³й годъ своей жизни, еще весною, она заложила въ монастырѣ каменную церковь Вознесен³я, по всему вѣроят³ю, на мѣстѣ деревянной. При ея жизни постройка была выведена не высоко, но все-таки вел. княгиня, несомнѣнно по ея слову, была погребена въ новосооруженномъ храмѣ и тѣмъ установила за своимъ монастыремъ значен³е общей усыпальницы великихъ княгинь и царицъ и другихъ лицъ женской половины Государева Дома.
Вдовствуя 18 лѣтъ и ведя жизнь строгой постницы, въ течен³и этого времени вел. княгиня подверглась злой молвѣ отъ легкоумныхъ человѣкъ, что вдовствуетъ не цѣломудренно. Молва дошла и въ уши ея сыновей, изъ которыхъ особенно былъ смущенъ этою молвою князь Юр³й, впослѣдств³и соперникъ Васил³ю Темному о правахъ на Великое Княжен³е. Чтобы утишить злосмрадную молву передъ сыновьями, она призвала ихъ къ себѣ и въ богатой одеждѣ, въ которой обыкновенно ходила, она раскрыла передъ ними свою грудь, истощенную и изможденную постомъ и богомольными трудами, такъ что видѣлась одна почернѣвшая кожа, прилипшая къ костямъ. Строго запретила она сыновьямъ разсказывать о томъ, что они видѣли, чему были свидѣтелями, и заповѣдала, чтобы они не преслѣдовали легкоумныхъ поносителей ея цѣломудр³я, ибо всѣмъ людямъ крѣпк³й и долготерпѣливый Судья Самъ Господь.
Скрываемая отъ всѣхъ, ея строгопостническая, трудовая и потому святая ея жизнь была ознаменована Бож³ею благодат³ю, чудесами во время ея шеств³я въ монастырь на пострижен³е. Въ это время слѣпой нищ³й прозрѣлъ, утерши глаза оставленнымъ ему рукавомъ отъ ея срачицы. Затѣмъ до 30 человѣкъ, одержимыхъ различными болѣзнями, получили также исцѣлен³е во время этого шеств³я. Во иночествѣ великая княгиня была наречена именемъ Евфросин³и.
Спустя много лѣтъ постройку заложеннаго храма продолжала вел. княгиня Софья Витовтовна. При ней здан³е было возведено "по колъцо гдѣ верху быти", то-есть куполу и главѣ. Пожары 1414, 1415, 1422 гг., особенно велик³й пожаръ 1445 г. и наставшая Шемякина междуусобная смута не дали возможности завершить постройку конечнымъ сводомъ. Отъ многихъ пожаровъ камень снаружи перегорѣлъ и своды двигнулись, хотя внутри все было твердо. Въ такомъ видѣ храмъ стоялъ до 1467 г., когда вдова скончавшагося вел. князя Васил³я Темнаго, вел. княгиня Мар³я, задумала обветшавш³й храмъ разобрать и поставить на томъ мѣстѣ новый. Но извѣстный уже намъ Васил³й Дмитр³евичъ Ермолинъ, вѣроятно въ этомъ дѣлѣ добрый слуга и пособникъ великой княгини, съ мастерами каменщиками порѣшилъ не разбирать церковь до основан³я, а разобралъ только двигнувш³еся своды и вновь ихъ свелъ, а обгорѣвш³я снаружи стѣны одѣлалъ новымъ камнемъ да кирпичамъ ожиганымъ и такимъ способомъ всю церковь совершилъ. Въ то время всѣ дивились такому необычайному дѣлу. Того же года ноября 3 храмъ былъ освященъ митрополитомъ Филиппомъ.
Въ 1475 г., во время большого пожара, въ Кремлѣ обгорѣло 10 каменныхъ церквей, а у одиннадцатой, у Вознесенiя и нутрь выгорѣлъ.
Въ 1482 г. въ церкви сгорѣла чудная икона Одигитр³е греческаго письма, сооруженная въ мѣру чудной Цареградской. Сгорѣло письмо и кузнь-окладъ, а доска осталась. Д³онос³й иконникъ на той доскѣ написалъ тотъ же образъ. О пожарѣ самаго храма Лѣтопись не упоминаетъ, слѣдовательно этотъ случай касался только иконы.
Конечно, послѣ пожара 1475 г. церковь была возобновлена и простояла съ того года еще слишкомъ сорокъ лѣтъ, когда въ 1519 г. вел. князь Васил³й Иван. повелѣлъ ее разобрать "ветхости ради" и заложилъ новую.
Когда была окончена строен³емъ эта новая церковь, лѣтописцы не даютъ свидѣтельства. Можно предполагать, что строителемъ этого храма былъ тотъ же итальянск³й архитекторъ, Алевизъ Фрязинъ, который еще въ 1514 г. по повелѣн³ю Государя заложилъ въ разныхъ мѣстахъ Москвы десять церквей, изъ которыхъ за Неглинною церковь Леонт³я Ростовскаго и на Срѣтенкѣ Введен³е были совершены въ 1519 г., слѣдовательно строились четыре года, а потому можно полагать, что Вознесенская церковь былаотстроена въ началѣ двадцатыхъ годовъ.
Въ 1527 г. возлѣ монастыря у самыхъ Спасскихъ воротъ вел. князь выстроилъ церковь св. Георг³я, присоединенную впослѣдств³и (въ 1642 г.) къ монастырскимъ храмамъ.
Во время лютыхъ пожаровъ 1547, 1571, 1626, 1633 и 1737 гг. монастырь въ своихъ деревянныхъ постройкахъ выгоралъ безъ остатка, а каменный его храмъ сохранялъ только свои обгорѣлыя стѣны. Въ пожаръ 1547 г. въ монастырѣ сгорѣло 10 старицъ, погибло все: образа, сосуды церковные и всякое имущество; только одинъ чудотворный образъ Богородицы протопопъ успѣлъ вынести. Въ пожаръ 1571 г. въ монастырѣ сгорѣла игуменья съ сестрами.
При царѣ Ѳедорѣ Ивановичѣ монастырю было отдано находившееся рядомъ подворье Новодѣвичьяго монастыря съ полатами. На этомъ мѣстѣ и въ его полатахъ монастырь устроилъ трапезу. Арсен³й Елассонск³й удостовѣряеть, что царь Ѳедоръ воздвигъ велик³й храмъ Вознесен³я, при которомъ имѣется большой монастырь для многочисленныхъ дѣвственницъ-монахинь, но, вѣроятно, это свѣдѣн³е относится къ устройству упомянутой трапезы (Дмитр³евск³й: Арх³еп. Елассонск³й Арсен³й. К³евъ, 1899 г.,стр. 93). Взамѣнъ того Новодѣвичьему монастырю былъ отданъ дворъ Петра Головина съ полатами.
Въ 1626 г. пожаръ начался на Варварскомъ крестцѣ и въ рядахъ, откуда загорѣлся верхъ храма Васил³я Блаженнаго, а отъ него огонь распространился и на Кремль, гдѣ первая загорѣлась соборная церковь въ Вознесенскомъ монастырѣ, затѣмъ по сосѣдству въ Чудовѣ соборная церковь Михаилова Чуда и далѣе горѣло по всему Кремлю.
Въ началѣ XVII ст. въ монастырѣ существовали храмы: соборный Вознесен³я и съ 1625 г. два предѣла - одинъ Аѳанас³я и Кирилла, другой Михаила Малеина. Потомъ упоминается въ 1626 году предѣлъ у инокини Великой старицы Марѳы Ив., вмч. Екатерины, и въ томъ же году предѣлъ Ѳеодора, иже въ Перг³и, и затѣмъ Георг³я съ предѣломъ Дмитр³я Солунскаго (упом. съ 1625 г.). Тѣ же церкви существуютъ и въ 1792 г.
Когда и по какому поводу построена церковь вмч. Екатерины, точныхъ свѣдѣн³й не имѣемъ, но это воимя, Екатерининъ день, въ XVII ст. составлялъ второй большой монастырск³й праздникъ послѣ Вознесен³я. Церковь съ именемъ предѣла, что "у Великой старицы Марѳы Ив.", какъ видѣли, упоминается въ 1626 г. Повидимому, этотъ предѣлъ находился при соборномъ храмѣ монастыря, потому что въ день празднества со святынею приходилъ къ патр³арху соборный протопопъ съ брат³ею, а упоминан³е, что предѣлъ находился у Великой старицы, можетъ указывать на нее, какъ на основательницу предѣла.
Въ 1686 г. церковь вмч. Екатерины вновь построена на воротахъ въ трапезѣ и освящена патр³архомъ ²оакимомъ 24 ноября, въ присутств³и царя Ивана Алексѣевича и царевны Соф³и Алексѣевны.
Въ 1694 г. окт. 15, вѣроятно по случаю обновлен³я, освященъ предѣлъ церкви Михаила Малеина, св. Ѳеодора, иже въ Перг³и.
Въ 1696 г. ноября 14 былъ освященъ возобновленный соборный храмъ Вознесен³я, обновлены стѣны и пробиты окна. Изъ приказа Каменныхъ дѣлъ на это возобновлен³е, на покупку каменныхъ, желѣзныхъ и всякихъ припасовъ и за дѣло, и оть письма святыхъ иконъ, было выдано 3.000 рублей (Записки Отд. Русской и Слав. Археолог³и, томъ IV, стр. 351). Въ это время были возобновлены или построены вновь и разныя служебныя и жилыя здан³я монастыря. Въ 1711 г. построена церковь Казанск³я Богородицы по обѣту монахини княжны ²оанны Барятинской.
Въ 1722 г. эта церковь по какому-то случаю была разломана, но въ 1729 г. по челобитью княжны Синодомъ разрѣшено на томъ же мѣстѣ построить вновь церковь теплую, въ то же имя престолъ, которая и была сооружена въ 1730 г.
Въ 1731 г. съ сѣверной стороны соборнаго храма пристроенъ предѣлъ Успен³я Богородицы надъ гробницею отца царицы Прасковьи Ѳедоровны, супруги царя Ивана Алексѣевича, боярина Ѳедора Петровича Салтыкова (1697 г.). Строителемъ былъ его сынъ, Васил³й Ѳед. Салтыковъ, Московск³й генералъ-губернаторъ.
Другой предѣлъ пристроенъ съ южной стороны во имя Всѣхъ Скорбящихъ Радости въ 1732 г. надъ гробомъ царевны Прасковьи Ивановны, сестры императрицы Анны Ивановны, по усерд³ю которой несомнѣнно и построенъ этотъ предѣлъ.
Въ 1737 г. опять обгорѣла соборная же церковь Вознесен³я и особенно церковь Михаила Малеина съ предѣломъ, а также церковь св. Георг³я съ каменнымъ рѣзнымъ образомъ св. Георг³я и всѣ кельи, игуменск³я и казначейск³я на 13 саженъ и кельи монахинь на 97 саж., какъ и всѣ друг³я здан³я.
Въ началѣ XIX столѣт³я церкви св. Георг³я съ предѣломъ Дмитр³я Солунскаго, Аѳанас³я и Кирилла и церковь Казанской Богородицы были упразднены. Престолъ Казанской Б-цы въ 1829 г. помѣщенъ предѣломъ въ новопостроенной въ 1817 году церкви Великомученицы Екатерины.
Въ 1521 г. ³юля 28 случилась старая истор³я - внезапно, никому невѣдомо, безвѣстно появился у Оки Крымск³й царь Магметъ-Гирей со многимъ воинствомъ изъ всѣхъ низовыхъ Татарскихъ ордъ, съ Черкасами и Литвою. Его полки стали опустошать Коломенск³я мѣста и въ разъѣздахъ достигали даже и подмосковнаго села Острова и выжгли монастырь Николы на Угрѣши. Москва сѣла въ осаду, попрежнему ожидая великой напасти. Въ городъ собрались всѣ посажане и пришлецы изъ уѣздовъ. По старому порядку вел. князь отправился на Волокъ собирать войско, строить полки. Заслышавъ, что собирается большая Московская рать, царь поспѣшилъ убраться восвояси. Сидѣвшая въ осадѣ Москва благочестиво приписала это бѣгство царя чудесному заступлен³ю Богоматери и Моск. чудотворцевъ. Въ народѣ остались сказан³я о многихъ видѣн³яхъ по этому случаю.
Блаженный Христа ради юродивый Нагоходецъ Васил³й, за нѣсколько дней передъ нашеств³емъ Магметъ-Гирея, въ одну изъ ночей пришелъ къ западнымъ (переднимъ) вратамъ Успенскаго собора и долго стоялъ въ унын³и, тайно творя молитву. Были тутъ и друг³е благочестивые люди. Они въ это время услышали велик³й шумъ внутри храма и видѣли церковныя двери отворенныя, образъ Владим³рск³я Богоматери подвигнулся съ своего мѣста и слышенъ былъ гласъ, что съ Русскими святителями хочетъ выйти изъ града и по всей церкви огонь распалился, во всѣ двери и окна пламя исходило и вся церковь какъ огненная показалась и потомъ все невидимо стало.
Когда пршли вѣсти о приходѣ царя и о томъ, что Татары уже воюютъ около Николы на Угрѣши, сидящ³е въ осадѣ Москвичи въ церквахъ и въ домахъ и по кел³ямъ стали возсылать непрестанныя усердныя молитвы о избавлен³и отъ приходящей скорби, спасен³и, принося покаян³е въ своихъ грѣхахъ, ибо за грѣхи Господъ посылаетъ наказан³е отъ иноплеменныхъ.
Въ это время общаго молитвеннаго настроен³я одна изъ инокинь Вознесенскаго монастыря, уже престарѣлая и притомъ слѣпая, стоя въ своей кельѣ также на молитвѣ, удостоилась слѣдующаго видѣн³я.
Слышить она какъ бы велик³й шумъ и страшный вихорь и звонъ какъ бы площадскихъ колоколовъ (отъ соборной площади). И Божественнымъ мановен³емъ, восхищена бывши умомъ, стоитъ она уже внѣ монастыря и отверзлись ея очи мысленныя и вкупѣ и чувственныя.
Видитъ она не яко во снѣ, но яко наяву - идетъ изъ града во Фроловск³я ворота многочисленный свѣтовидный соборъ святолѣпныхъ мужей въ освященныхъ одеждахъ, мног³е митрополиты, епископы, изъ нихъ были познаваемые велик³е чудотворцы: Петръ, Алексѣй, ²она и Ростовск³й Леонт³й, и иные мног³е ³ереи и дьяконы и проч³е причетники. Съ ними же несома была и икона Владим³рской Богоматери и проч³е иконы и кресты и Евангел³я и проч³я святыни, съ кадилами, со свѣщами, съ лампадами, съ рипидами и хоругвями, все по чину, какъ въ крестныхъ ходахъ, и за ними народъ въ безчисленномъ множествѣ.
И въ то же время отъ Великаго Торговища Ильинскаго навстрѣчу священному шеств³ю, скоро поспѣшая, шествовалъ Серг³й чуд. и къ нему доспѣлъ Варлаамъ Хутынск³й чуд. Оба преподобные, встрѣтя святителей, со слезами вопрошаютъ ихъ: "Чего ради исходите изъ града и куда уклоняетесь и кому оставляете паству вашу въ это время варварскаго нашеств³я?"
Свѣтовидные святители также со слезами отвѣтили, что по Господню повелѣн³ю они идутъ изъ града и выносятъ икону Владим³рскую, потому что люди забыли страхъ Бож³й и о заповѣдяхъ Бож³ихъ не радятъ; того ради Богь и попустилъ придти сюда варварскому языку, да накажутся люди и покаян³емъ возвратятся къ Богу. Святая двоица преподобныхъ умолила святителей общею молитвою помолиться о грѣшныхъ людяхъ, дабы праведный Бож³й гнѣвъ на милость претворить. Послѣдовало совокупное торжественное молен³е, послѣ котораго священный ходъ возвратился въ городъ.
Видѣвши все это, инокиня опять очутилась въ своей кельѣ, пожила послѣ того два года и ослѣпленными очами свѣтъ увидала. Она разсказала о видѣ